Исторические формы брачно-семейных отношений. Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Семья представляет собой основанную на совместной деятельности социальную общность людей, связанных посредством супружества и родительства.На базе семьи растет численность населения, наблюдается преемственность поколений, происходит воспитание детей. Так же семья определяется как малая группа, которая основана на браке и (или) кровном родстве, члены которой могут совместно проживать и вести домашнее хозяйство, имеют эмоциональную связь, связаны через взаимные обязанности по отношению друг к другу.

Нуклеарная и расширенная семья

На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.

Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание , т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.

Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.

Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы , объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом .

Формы брака

Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.

Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.

С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.

Выделяют следующие формы брака:

  • моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин "серийная моногамия" – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
  • полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.

Различают три формы полигамии:

1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. 2. Полиандрия - одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. 3. Групповой брак - несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии

На протяжении всей истории общество создает рамки на процесс выбора брачного партнера. Так, различают экзогамию и эндогамию:

  • Экзогамия – запрет браков в пределах одной родственной группы, характерный для первобытно-общинного строя.
  • Эндогамия – разрешение на брак только с членами своей группы.

Альтернативные формы семейно-брачных отношений

В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.

Гражданский брак (сожительство) - совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.

Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.

Однополые семьи как объект пристального изучения появились сравнительно не так давно. До сих пор в мире идут дискуссии о том, можно ли сожительство людей одного пола считать семьей, нужно ли легализовывать однополые браки, можно ли им доверять воспитания детей и т.д. Сегодня однополые браки легализованы в Нидерландах, Бельгии, Испании, Канаде, Норвегии, Швеции, Португалии, в отдельных штатах США и других странах.

Тенденция к одиночеству обусловлена сегодня тем, что множество людей большое количество времени тратит на получение образования и карьеру. Также одинокими остаются значительное число пожилых людей, чьи партнеры умерли.

Коммуны сознательно отвергают традиционную нуклеарную семью, утверждая, что практика семейно-брачных отношений увековечивает индивидуализм и неравноправие полов, придает семьям одностороннюю функцию накопления собственности и передачи ее в дальнейшем по наследству детям. Коммуны появились как ответ западной молодежи на господство ценностей общества потребления, с которыми молодое поколение отождествляло традиционную семью.

Реальная практика последних лет свидетельствует о том, что разнообразие форм семейно-брачных отношений определяется следующими факторами:

  • уровнем экономического и социального развития общества;
  • преобладающим типом поселения;
  • историческими традициями, обычаями и нравами,этническими и религиозными элементами культуры.

Поэтому все перечисленные формы брачно-семейных отношений находятся в сложном взаимодействии и непрерывной динамике изменений.

В настоящий момент наблюдаются следующие явления в семейно – брачных отношениях в западном обществе:

  1. Увеличения численности добрачных связей и совместно живущих пар, не вступающих в брак, как следствие - увеличение числа детей, родившихся вне брака, с одной стороны. С другой стороны, в западном обществе наблюдается новая тенденция «чайлд фри» - сознательное нежелание иметь детей в семье.
  2. Увеличение числа неполных семей, где ребенка воспитывает один родитель (часто это происходит даже не по причине развода супругов или распада пары, а вследствие «рождения ребенка для себя» в более зрелом возрасте).
  3. Распространение альтернативных типов брака и либерализация семейных нравов и половой морали.
  4. Ослабление роли религии и традиционных ценностей в семье. По мере секуляризации западных обществ и уменьшение числа верующих, роль религии и традиционных ценностей уменьшает свое влияние на семью.
  5. Возникновение новой формы семьи – смешанной (сводной) . Это семьи, которые представлены детьми от разных браков.
  6. Изменение связей между поколениями, зачастую сопровождаемые их разрывом (дети перестают поддерживать тесную связь с родителями).

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Официальные отношения – это достаточно сложное явление в человеческом обществе. Это один из немногих феноменов далекого прошлого, который не только сохранился и успешно существует в современной общине, но и является одним из важных показателей реализованности каждого человека в жизни.

О понятии брачного союза

Понятие брака и его определение менялось из столетия в столетие. Это зависело от уровня жизни и развития человека в конкретный временной период, а также ценностей и понятий, существовавших на каждом этапе.

Помимо этого, понятие брака зависело и от того, с какой точки зрения рассматривать это явление.

Биологическое понимание союза

Бракосочетание с биологической точки зрения обусловлено необходимостью долговременной заботы о потомстве. Все живые существа кооперируются и создают длительные парные отношения, чтобы иметь возможность оказывать должный уход за своими отпрысками.

Это происходит при невозможности индивида самостоятельно обеспечить своего ребенка.

Церковное понятие

Вступление в семейные отношения, согласно религиозным канонам, осуществляется с целью создания священного союза между мужчиной и женщиной.

В этом случае предполагаются не только биологические, но и духовные отношения между супругами.

В Советском союзе возникло уже более приземленное понятие брака, связанное с осуждением незарегистрированных .

Советское общество не признавало подобного сожительства и не считало такой союз семьей. К тому же, права детей внебрачных и рожденных в официальной семье были неравны, поэтому получение официального статуса семьи было обязательной формальностью.

Современное понимание

На сегодняшний день официальные отношения определяются с юридической точки зрения как добровольный равноправный союз между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в ЗАГСе, предполагающий совместное владение материальными и нематериальными ценностями, а также обоюдное ведение домашнего хозяйства.

Только дворец бракосочетания имеет полномочия оформления брачного союза и его расторжения. Отношения, оформленные какими-либо другими способами, являются недействительными в России.

К тому же, только союзы, заключенные в ЗАГСе, признаются и защищаются законодательством. Первый дворец бракосочетания появился в начале ХХ века, до этого бракосочетание совершалось в церкви. Сегодня, независимо от того, проводится ли выездная церемония или классический ритуал оформления отношений в ЗАГСе, регистрирует союз именно дворец бракосочетания.

Типы брачных отношений относительно количества супругов

Типы брака выделяли относительно разных критериев. Соответственно существовали разные характеристики. Классическим показателем является количество главных действующих особей, то есть супругов.

Согласно этим критериям, выделяют следующие типы браков: моногамия, полигамия, полиандрия, групповой союз.

Моногамия – единственный тип брачного союза в русском обществе. Он предполагает наличие у каждого из супругов только одного мужа или жены.

Полигамия распространена в мусульманских странах. В этом случае возможен союз мужчины сразу с несколькими женщинами.

Полиандрия предполагает союз женщины с несколькими мужчинами. Такой тип отношений менее распространен, в сравнении с другими.

Групповое вступление в отношения являют собой супружеский союз между двумя и более мужьями с двумя и более женами. Такие отношения заключают для совместного ведения большого хозяйства и ухода за многочисленным потомством.

Исторические формы брачных отношений

Существуют различные формы брака. Классическим было деление на эндогамные и экзогамные союзы. Эндогамные браки заключались в древних племенах. Они предполагали бракосочетание только с представителями своей расы, этнической культуры и вероисповедания. Часто в таких союзах имел место инцест. Экзогамные же союзы, наоборот, не заключались между кровными родственниками.

Основные разновидности брака

На сегодняшний день в современном обществе выделяют другие формы брака: официальный (зарегистрированный в уполномоченных для этого органах), церковный (обряд венчания) и фактический (не оформленный в ЗАГСе). Фактический союз больше известен как гражданский, однако это неверное название. Гражданское бракосочетание оформляется документально в специализированном госучреждении без участия церкви.

Русский дворец бракосочетания не разграничивает подобные явления, так как в России подобная форма и есть официальный брачный союз.

Новые формы брачных союзов

Более интересными формами брака являются:

  • гостевой;
  • открытый;
  • однополый;
  • фиктивный;
  • прерывающийся;
  • экзотический браки;
  • посмертное бракосочетание;
  • шведская семья и т. д.

Однополые брачные отношения заключаются в некоторых странах между представителями нетрадиционной ориентации, особями одного пола.

В России такое вступление в брак невозможно, хотя гомосексуальные отношения имеют место быть.

Фиктивный союз заключается между мужчиной и женщиной из меркантильных побуждений. В результате каждый из партнеров получает определенную выгоду от такого «сотрудничества».

Шведская семья состоит из нескольких супругов, свободно вступающих друг с другом в интимную связь и ведущих совместное хозяйство.

Нестандартные формы отношений

При гостевом союзе муж и жена проживают раздельно и не ведут совместного хозяйства. Пребывание в официальном браке является важным для их социального статуса, карьеры и т. д.

Открытые брачные отношения предполагают наличие у каждого из супругов официальных любовников. При этом муж и жена предварительно договариваются об этом и не возражают против такого типа отношений.

Пара прибегает к прерывающемуся браку в случае финансовой несостоятельности, что приводит к невозможности содержать семью. В этом случае супруги живут каждый со своими родителями. Если в таком союзе рождаются дети, то они проживают, как правило, с матерью.

Экзотический брачный союз заключается на определенное, заранее обозначенное,время. По истечении срока он аннулируется либо, по желанию супругов, продлевается.

К посмертному союзу прибегают тогда, когда один из супругов умирает накануне свадьбы. В этом случае второй получает официальный статус вдовы или вдовца и может обладать привилегиями, которые предусмотрены государством.

В России традиционное замужество предусматривает только моногамный союз между мужчиной и женщиной, которые являются равноправными супругами и владельцами совместно нажитого имущества, а также родителями и воспитателями детей, рожденных в официально оформленных отношениях.

Другие формы бракосочетания неприемлемы и не признаются браком в русском современном обществе.

По мере развития общества, изменения производственно-хозяйственной жизни и социального устройства происходит трансформация института семьи, появляются ее новые формы. Прежде всего на институциональную трансформацию семьи повлиял переход к индустриальному обществу, происходивший в странах Запада в период XVII-XIX вв. К факторам трансформации семьи можно отнести следующие:

Усиление горизонтальной социальной мобильности, увеличение миграций, что приводило к ослаблению или разрыву родственных связей;

Усиление вертикальной мобильности, а значит, рост социальной дистанции между родственниками - статусные различия порождают психологическую напряженность и отчуждение в отношениях;

Развитие государственной и общественной систем социальной помощи, заменяющих отчасти родственную поддержку;

Утрата семьей функции самостоятельной экономической единицы, члены семьи в условиях индустриального общества оказываются вовлеченными в разные производственные системы и имеют независимые источники дохода;

Включение женщин в систему общественного производства, как следствие - изменение социальной роли женщины, эмансипация и большая самостоятельность по отношению к мужчине в семье;

Развитие внесемейных форм социализации, образования и воспитания детей .

Все эти процессы привели к тому, что на смену патриархальной семье приходит новый тип - нуклеарная семья. Это семья, состоящая из мужчины и женщины и их прямого потомства. В настоящее время нуклеарный тип семьи является наиболее распространенным во всем мире. Нуклеарная семья основана на более свободных отношениях, степень социального контроля, по сравнению с семьей патриархальной, значительно ниже, но это делает такую семью менее устойчивой, в большей степени подверженной кризисам . Модификации нуклеарной семьи весьма разнообразны. К ним относятся:

1. нуклеарная малодетная семья, состоящая из родителей и 1-2 детей;

2. нуклеарная многодетная семья, состоящая из родителей и 3 и более детей;

3. бездетная семья, состоящая из мужа и жены;

4. многопоколенная (как правило, трехпоколенная: деды - дети -внуки) семья .

Формы семей разнообразны, их типологизация зависит от предмета изучения. Рассмотрим наиболее типичные современные модели семей:

Моногамная семья состоит из брачной пары - мужа и жены;

Полигамная - это брак одного с несколькими;

Нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, т.е. из двух поколений;

Расширенная семья объединяет две или более нуклеарные семьи с общим хозяйством и состоит из трёх и более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков);

Патриархальная (традиционная) семья является наиболее архаичным типом семьи: в ней много детей и совместно проживают разные поколения родственников и свойственников; строго соблюдаются национальные и религиозные обычаи;

Неполные, материнские, «пустые гнёзда» (супруги, дети которых покинули родительскую семью), состоящие из двух человек;

Альтернативные семьи: основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны, гетеросексуальные пары .

Динамика семьи

Перемены – это то, что присуще каждой семье. Семья – это единственная социальная группа, приспособившаяся к мно­жеству сменяющих друг друга событий в таком небольшом жиз­ненном пространстве и в течение такого короткого времени.

Если же члены семьи не готовы к изменениям и старатель­но избегают их, то они рискуют попасть в тяжелое положение, так как не ожидают перемен там, где они обязательны. Люди рождаются, растут, работают, женятся, становятся родителями, стареют и умирают. Это человеческая жизнь.

По определению В.В. Столина, семья – это «открытая си­стема, подверженная внешним воздействиям», и, по его утвер­ждению, она «должна учитывать в своем строении всю совокуп­ность различных влияний и добиваться некоторого внутреннего равновесия».

Это равновесие достигается специфическим распределени­ем прав и обязанностей, формированием общих планов, выработкой способов общения. И чем более противоречиво влияние различных факторов, тем более творческим становится процесс достижения равновесия. В каждый конкретный период действие факторов, которые влияют на семейную жизнь, непрерывно, и поэтому цель выработки равновесного состояния в принципе достижима. Однако с течением времени характер влияний меняется. Чтобы приспособиться к этим изменениям, нужно изменить саму систему отсчета и нарушить выработанное равновесие. От каких-то планов приходится отказываться, какие-то нормы и правила счесть непригодными, лишить себя каких-то человеческих контактов, выработать новые ценности. Итоговый интегрирующий процесс функционирования семьи заключается в сохранении некоторой стабильности и в то же время приспособлении к новым условиям. Таким образом, по мнению Столина В.В., в функционировании семьи прослеживается динамический аспект, который проявляется в виде трех процессов.

Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относи­тельно некоторых фиксированных систем отсчета.

Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фик­сированной системы отсчета.

Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изме­нением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами.

Эти три процесса характеризуют семью в динамическом аспект.

В семье формируются и развиваются брачно-семейные от­ношения как отражение многообразных и многовариантных меж­личностных контактов, а в целом всей системы ценностей и ожиданий социально-психологического аспекта.

В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.



К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

1. Брачно-семейные отношения на основе честной контракт­ной системы. Оба супруга четко представляют, чего они хотят от брака, и рассчитывают на определенные материальные выгоды. Цементируют и помогают решать жизненно важные проблемы сами условия контракта. Эмоциональная привязанность, которую трудно назвать любовью, но которая все-таки есть в таком союзе, как правило, с течением времени усиливается («доживутся до люб­ви», – по выражению И.С. Тургенева). Хотя, если семья суще­ствует лишь как экономическая единица, ощущение эмоциональ­ного взлета полностью теряется. Люди, вступающие в такой брак, имеют наиболее мощную практическую поддержку от партнера во всех практических начинаниях – поскольку и жена, и муж преследуют собственную экономическую выгоду. В таких брачно-семейных отношениях степень свободы каждого из супругов – максимальная, а личная вовлеченность – минимальная: испол­нил условия контракта – волен делать, что хочешь.

2. Брачно-семейные отношения на основе нечестного кон­тракта. Мужчина и женщина пытаются извлечь из брака одно­сторонние выгоды и тем самым наносят ущерб партнеру. Говорить о любви здесь тоже не приходится, хотя часто в таком вари­анте брачно-семейных отношений она бывает односторонней (во имя которой супруг, понимая, что его обманывают и эксплуа­тируют, все терпит).

3. Брачно-семейные отношения по принуждению. Один из супругов несколько «осаждает» другого, и тот либо в силу опре­деленных жизненных обстоятельств, либо из жалости наконец соглашается на компромисс. В подобных случаях тоже сложно говорить о глубоком чувстве: даже со стороны «осаждающего» скорее преобладают амбициозность, желание обладать объектом поклонения, азарт. Когда такой брак наконец заключается, «осаждающий» начинает считать супруга своей собственностью. Ощущение свободы, необходимое в браке и семье в целом, здесь абсолютно исключено. Психологические основы существования такой семьи так деформированы, что компромиссы, которых требует семейная жизнь, невозможны.

4. Брачно-семейные отношения как ритуальное исполнение социально-нормативных установок. В определенном возрасте люди приходят к выводу, что все вокруг замужем или женаты и что настало время создавать семью. Это – брак без любви и без расчета, а лишь следование определенным общественным сте­реотипам. В таких семьях не часто создаются предпосылки для длительной семейной жизни. Чаще всего такие брачно-семейные отношения складываются случайно и также случайно рас­падаются, не оставляя глубоких следов.

5. Брачно-семенные отношения, освященные любовью. Два человека соединяются добровольно, поскольку не представляют своей жизни друг без друга. В браке по любви ограничения, ко­торые принимают на себя супруги, сугубо добровольные: им приятно проводить свободное время вместе, с членами своей семьи, нравится делать что-то хорошее друг для друга и для ос­тальных членов семьи. Брачно-семейные отношения в этом ва­рианте есть высшая степень объединения людей, когда дети рож­даются в любви, когда любой из супругов сохраняет свою самостоятельность и индивидуальность, - при полной поддержке второго. Парадокс заключатся в том, что, добровольно прини­мая на себя подобные ограничения («Я счастлив, если счастлива ты»), люди становятся более свободными. Брачно-семейная форма таких отношений построена на доверии, на большем ува­жении к человеку, чем к общепризнанным нормам.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто