Опыт работы мдоу по обж детей дошкольного возраста. Опыт работы учителя ОБЖ Синицына Н.В Из опыта работы учителя обж на конкурс

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Елена Налетова
Сообщение из опыта работы «Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ»

"Особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности в ДОУ "

(Сокращённый вариант)

(Безопасность - это “Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз” (Ст. 1 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I "О безопасности ").

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью.

Формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни , а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важнейший период когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом . И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами , научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке.

Детский сад «Солнышко» с. Тербуны работает по программе «Детство» под редакцией Т. И Бабаевой А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой. В программе «Детство» основы безопасности отдельно в раздел не выделены. Но в контексте ФГОС рекомендована работа по этому направлению. Исходя из этого мы используем в работе парциальную программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под редакцией, Р. Б. Стеркиной Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, которая разработана специально для дошкольных учреждений. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Содержание образовательной области «Безопасность » необходимо через интеграцию всех образовательных областей, организацию самостоятельной детской деятельности, создание предметно-развивающей образовательной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Программа состоит из 6 разделов : "Ребенок и другие люди", "Ребенок и природа", "Ребенок дома", "Здоровье ребенка", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребенок на улицах города".

Главная цель работы нашего ДОУ формировать у детей , начиная с младшего возраста, навыки безопасного поведения в быту , в природе, на улицах, на дорогах, в человеческом обществе; воспитывать привычку к здоровому образу жизни ; учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать, в соответствии с ситуацией.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в нашем ДОУ начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды. Она организована так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.

В групповых помещениях созданы «Уголки безопасности » , в оснащении которых подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности . В своей работе педагоги нашего дошкольного учреждения используют компьютерные презентации по теме безопасности , дидактические игры на интерактивных досках, просмотр обучающих мультфильмов «Уроки тётушки Совы» Они способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. По мере познания предметного мира дети овладевают умением различать опасные и безопасные для них предметы , выделять полезные и интересные, осваивают способы действия с ними , умение ориентироваться в мире предметов.

Не менее важное средство Художественная литература. Является одновременно источником знаний и источником чувств. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров : сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Познавательные стихи А. Усачёва дети запоминают очень быстро : «Не пускайте дядю в дом, если дядя не знаком. И не открывайте тёте если мама на работе… » В стихотворной форме дети легко запоминают правила поведения : «Если кто то лезет в дом, пробивая двери лбом, двери держатся едва поскорей звони «02» .

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий мир, и самому становится частью этого мира.

Итак, самый эффективный вид деятельности ИГРА. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребёнка в круг реальных жизненных явлений , обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых : знаний, способов действия , моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. В своей работе мы используем словесно- наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование) дети отражают окружающую их действительность Отражение, которое построено на работе воображения , своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства ребёнок дошкольник соединяет с игрой.

Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка . Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Труд. Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок начинает подражать взрослым, делая попытки подмести пол , протереть пыль, постирать кукольное бельё. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок становится более уверенным в использовании предметов нужных для различного рода труда.

Образовательная деятельность важна для познания социального мира. обучение детей организуется взрослым и проходит под его непосредственным руководством.

(в младшем и среднем дошкольном возрасте ознакомление происходит в основном в игровой деятельности, а со старшего дошкольного возраста проводится образовательная деятельность, которая входит в раздел познавательное развитие («Формирование целостной картины мира» ).

Применение компьютерной техники, интерактивных досок позволяет нам разнообразить образовательную деятельность, сделать её яркой, насыщенной, помогает использовать разные способы подачи нового материала, даёт возможность наглядно продемонстрировать детям события и явления реальной жизни .

В своей работе мы широко используем проектную деятельность. В условиях реализации ФГОС ДО метод проектов актуален и очень эффективен.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка , а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе , сотрудничать, планировать свою работу .

В ДОУ были реализованы такие проекты, как «Правила дорожного движения, нужно знать всем без исключения! (2 младшая группа, «Знаем мы от А до Я – азбуку движения!» (средняя группа) «Огонь друг- огонь враг» (старшая группа) «Научим зайчика как быть здоровым» (1младшая группа) . В рамках проектов были проведены тематические развлечения.

Так же в своей работе мы используем организацию встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, сотрудниками ГБДД, пожарными и т. п.) . Это даёт положительный эффект и вызывает интерес у детей.

В деле решения вопроса безопасности ребёнка не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должны соблюдаться единые требования.

Прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению , мы определяем готовность к сотрудничеству с детским садом, а так же уровень осведомлённости родителей в этом вопросе. Для этого в нашем детском саду проводим анкетирование и на основании полученых результатов строим работу с родителями . Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, что бы дома было меньше опасных ситуаций. Такие вопросы мы решаем на родительских собраниях, посвящённых проблемам безопасности , беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках, конкурсах.

Дети нашего ДОУ участвуют в различных творческих кокурсах, посвящённых безопасности и занимают призовые места. Коллектив нашего ДОУ неоднократно становился победителем акции «Зелёный огонёк» и этот год не стал исключением.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами.

Безопасность детей , укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе нашего учреждения дошкольного образования. Мы осуществляем планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения .

Ламанова Юлия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад №7"
Населённый пункт: город Суджа, Курская область
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Обобщение опыта по основам безопасности жизнедеятельности"
Дата публикации: 20.05.2017
Раздел: дошкольное образование

Тематическое планирование работы
«Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного

Содержание
1. Формирование основ безопасности жизнедеятельно сти дошкольников как часть многоаспектного явления социального развития. (введение) 2. Эксперимент альная работ а по о сновам б е з о п а с н о с т и жизнедеятельности детей дошкольного возраста 3.Определение уровня детей по основам безопасности жизнедеятельности 4. Система работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников 5. Определение эффективности использованных методик и приемов в работе по основам безопасности 6.Заключение 7.Список литературы
1
.Введение
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Дошкольный возраст – оптимальный период формирования социальных навыков и трудно питать иллюзии, что они в более зрелом возрасте сами собой возникнут. Отсутствие социальных навыков отражается на коммуникативном развитии: не умеют поддерживать разговор, отсутствует содержательная активная деятельность. Р а б о т а я в д е т с ко м с а д у, з а м е ч а е ш ь, ч т о д е т и с т а л и несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. И поэтому именно сейчас во многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для
выбора данной темы. ТЕМА: Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников ЦЕЛЬ: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста. ЗАДАЧИ: 1.Изучить методическую, психолого-педагогическую литературу по данному вопросу. 2.Выявить возможности старшего дошкольника в овладении основ безопасности жизнедеятельности. 3.Организовать специальные условия, способствующие формированию основ безопасности. 4.Определить методы ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: -изучение и анализ психолого-педагогической литературы -индивидуальные беседы с детьми -чтение художественной литературы с последующим разбором -педагогические ситуации -ситуативные задачи -анкетирование родителей -беседы с детьми -педагогический эксперимент. .
В своей практической работе я взяла за основу программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», где дан материал, с помощью которого у детей появится потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях Авторы программы дифференцировали ее на шесть основных направлений: 1) Ребенок и другие люди. 2) Ребенок и природа. 3) Ребенок дома. 4) Здоровье ребенка. 5) Эмоциональное благополучие ребенка. 6) Ребенок на улицах города.

2. Экспериментальная работа по формированию основ

безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста
Работа провадилась с детьми старшего возраста. . В данном разделе ставились задачи – выявить уровень знаний по основам безопасности жизнедеятельности. Для выявления уровня знаний по основам безопасности жизнедеятельности с детьми всей группы была проведена диагностика. 1) Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, я использовала беседы, дискуссии - это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, я смогла выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги). Иногда тема не всегда укладывается в одно занятие, поэтому я проводила по отдельным темам несколько занятий или продолжала эту работу в различных видах деятельности. Я убедилась, что прямолинейное, декларативное требование соблюдать принятые в обществе правила поведения чаще всего оказывается малоэффективным. Тем не менее можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Я думаю, что безопасность- это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо
стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности. Надо уделить больше внимания организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике. На этапе ставились следующие задачи: -знакомить детей с социальной действительностью, сформировать у детей представление о своем организме, о чувствах, о мыслях, о поступках, об умениях, о семье, о родословной, о том, как мы живем в детском саду. -дать понятия кто такие дети и взрослые, зачем и как работают взрослые люди, зачем и как люди отдыхают. Дети могут не только усвоить эти знания, но и стараться применить это в жизни. О природе, о здоровье мы говорим постоянно, но о том, какие опасности подстерегают ребенка дома, какие могут быть экстремальные ситуации в быту – эти вопросы зачастую выпадают из нашей практики. Мною разработан материал на эту тему, где раскрывается цели и задачи данной проблемы, принципы, условия, методы и средства ознакомление детей с основами безопасности, как сотрудничать с родителями, раскрывается воспитательно-образовательная работа с детьми, дана подборка стихов, загадок, пословиц связанные с содержанием той или иной темы, дана технологическая карта предполагаемых занятий. Материал на эту тему дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Особенность содержания предлагаемого материала заключается в важной роли положительного примера со стороны взрослых и необходимости контактов между педагогами и родителями.
Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

Воспитательная

среда.
Я создала в группе ком ф о рт н ы й, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности, устойчивой к стрессам, атмосферу душевного тепла и
эмоционального благополучия детей.
Пространственно

предметное

окружение,

построенное

принципе

истинной

красоты.
Создала пространство, где дети могут познакомиться с разным материалом по основам безопасности (разные альбомы на данную тему, детские рисунки, настольно-печатные игры, картины, наборы иллюстраций, разные виды театра, художественная литература, диафильмы, сборники стихов, загадок, пословиц, атрибуты к сюжетно-ролевой игре « Юные пожарные»., Одной из основных задач должно быть обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей. Были изготовлены разнообразные учебные пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка - невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка). Для развития познавательной активности детей важно, чтобы информация заложенная в среде, не обнаруживала себя сразу полностью, а побуждала ребёнка к её поиску. С этой целью в группе отведено место, где разложены разные дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Детей это очень интересует, они подолгу стоят, рассматривают, думают, рассуждают. Используя обычные предметы детской мебели можно создать в группе уголок, обеспечив свободный доступ детей к находящимся там материалам. Этим самым детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособие и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Готовясь к проведению тематических вечеров досуга, должен учитываться опыт детей, имеющийся материал. При этом надо включать материал, помогающий развивать не
только умственное активность ребят, смекалку, конструктивные умения, но и осуществлять разносторонние развитие детей, формировать у них такие жизненно важные качества, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию. Важно способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, развитию эмпатии, доброжелательного отношения к людям.
Художественная

литература.
Является одновременно источником знаний и источником чувств. Мной были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. Произведения с разным содержанием: познавательные - Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон». Особое место я уделяла сказке. Сказка способствует развитию сердечных чувств, благородству души, желание доставлять людям радость. Картинки в книгах тоже могут стать средством приобщения детей к ознакомлению основ безопасности, так как конкретизируют его через наглядность, образность. Это детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.
Деятельность

условие

ознакомлению

детей

основами

безопасности
Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. Деятельность, особенно совместная, является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребёнок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Деятельность обеспечивает условие для формирования многих личностных качеств.
Ребёнок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира. Все виды деятельности можно разделить на две группы. К первой группе относятся игра и изобразительная деятельность.
Игра.
Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). В играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. Он искренне переживает все, что воображает в игре. Именно в искренности переживаний ребенка и заключена сила воспитательного воздействия игры. Так как в игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт. В своей работе я использовала словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.
Предметная деятельность.
Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это
колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).
Наблюдение.
Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что - бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.
Учебная деятельность.
Важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.
Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения.
Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и
классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности, если используется не как самоцель, а в контексте близкой и понятной для ребенка задачи: отобрать предметы для тематической выставки, картинки для альбома и т.д..
Метод

моделирования

ситуаций.
Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Воспитатель всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, воспитатель постоянно обращает внимание детей на
разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.
Игровые

приемы.
Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: «Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?». «К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях в группе и дома». Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).
Придумывание сказок на разные темы.
Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Сотрудничество с родителями
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Каков эталон родителей, ориентированный на воплощение этой цели? Это - «идеальные родители», то есть строящие гармоничные взаимоотношения в семье на основе житейской мудрости, терпения, взаимопонимания, уважения, истины, красоты, добра. Это - родители, которые показывают положительный пример своим детям. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в «уголках родителей», отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации. Сетка занятий на неделю мало, о чем скажет родителям. Но им будет интересно узнать, чем их дети будут заниматься в течение недели. И не исключено: взрослые охотно включатся в «домашние задания», которые иногда задают детям. По каждому разделу с родителями проводились консультации, давались домашние задания. Я провела тестирование на тему «Откуда опасность», где были заданы ряд вопросов: 1) В порядке ли в вашей квартире электропроводка, газовая плита? 2) Выключаете ли вы телевизор по окончанию просмотра передач? 3) Запрещаете ли вы своим детям играть со спичками и другими огнеопасными предметами? 4) Храните ли вы в квартире легковоспламеняющиеся вещества
(бензин, керосин и т.п.)? 5) Сушите ли вы белье над горящими газовыми горелками? 6) Как вы объясняете ребенку, что нельзя баловаться с огнем? 7) Что знает ваш ребенок об электричестве? Формы работы с родителями: родительские собрания, беседы, папки- передвижки, консультации-практикумы. Темы: «Не оставляйте детей без присмотра». «Что нужно делать при пожаре». «Как знакомить детей с основами безопасности». «Ожог у ребенка» (консультация ст.м/с). «Как устанавливать елку». «Не допускайте шалостей с огнем». «Как вести себя во время пожара». «Ребенок и огонь: обеспечить безопасность». «Отчего происходит пожар». «Предметы, требующие осторожного обращения». «Использование и хранение опасных предметов». «Личная безопасность». «Обращение с электрическими приборами». «Правила поведения при пожаре». . Было проведено открытое занятие на тему: “Опасные предметы”. Провела ряд игр: дети делятся на 2 команды (огонек, уголек.) 1. На столах перед командами лежат карточки с цифрами. Из них нужно правильно составить номер телефона пожарной охраны. 2. каждая команда должна вспомнить как можно больше пословиц и поговорок об огне. 3. Какая команда отгадает больше загадок. 4. Члены команды поочередно должны добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, правильно и четко называя свой домашний адрес. В свободное время почитать детям рассказы «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «Дым», «Пожар в море» Б. Житкова, В. Гальченко «Первая тревога», Ю.Л. Смирнов «Огонь» (книжка для талантливых детей и заботливых родителей), А. Гостюшин «Шаг за шагом.
Безопасное поведение, ч.1,2». Сюжетно-ролевые игры: «Мы пожарные», «Служба спасения». Постановка спектакля «Кошкин дом». Рассмотрели плакаты, иллюстрации Провела итоговое занятие, где выявила уровень усвоенности детьми правил пожарной безопасности, умения выбирать правильный выход из создавшейся ситуации. В ходе занятия обыграли ситуации: - Ты дома один. Загорелся телевизор. Что делать? - На сковороде загорелось масло, твои действия? - На тебе загорелась одежда, как поступить? - В детском саду возник пожар, твои действия? Давала детям задание на дом вместе с родителями: зарисовать зоны особой опасности в вашей квартире, придумать модели ситуаций, которые могут вызвать пожар в доме. Проводя такую работу по ознакомлению детей с основами безопасности добилась того, что дети продемонстрировали высокий уровень знаний и умений в решении поставленных задач. У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Появилась потребно сть утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях. На итоговых занятиях и в индивидуальной беседе было выявлено, что дети на много лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности жизнедеятельности и умеют применять свои знания в реальной ситуации осмысленно. По результатам проделанной работы получены следующие уровни знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности. Проводя планомерную работу по разделу «Ребенок дома», пришла к такому выводу, что обучение детей не ограничивается только одними занятиями, значительную часть знаний и умений ребенок усваивает без
специального обучения - в повседневном общении с взрослыми, сверстниками, в ходе игр, наблюдений, опытов. Главная задача педагога: помочь ребенку приобрести полноценные знания вне занятий. В повседневной жизни, в ходе ситуаций (естественных и специальных) отрабатываются, закрепляются, расширяются знания детей, их умения, обогащаются чувства, упрочиваются познавательные интересы, способности.

Заключение
Подводя итоги о проделанной работе, можно сказать, что вопрос о формировании основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир. Первым этапом работы по проблеме формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста было изучение различной литературы по данной теме. Далее шло научное определение и доказательство условий для воспитания основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, практическая апробация выдвинутых предположений. Была проведена экспериментальная работа с детьми старшей группы. В ходе проведения эксперимента использовались различные методы и приемы. Исследование позволило выявить особенности формирования основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, определить педагогические условия, обеспечивающие их формирование. По итогам этой работы можно сделать вывод: дети старшего дошкольного возраста достаточно подготовлены к решению задач по этой проблеме.

Используемая литература
1.Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002. 2.Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. 3.Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992. 4.Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000. 5.Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992. 6.Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993. 7.Волчкова В. Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. – В.,2004. 8.Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000. 9.Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991. 10.Князева О. Мои помощники. //Дошк воспитание 2000 №2. 11.Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988. 12.Козлова С.А. «Я – человек»: Программа приобщения ребенка к социальному миру. – М., 1996. 13.Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988. 14.Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М.,1993.

Личный опыт работы с дошкольниками по Основам Безопасности Жизнедеятельности в средней возрастной группе.

Свою статью я хотела бы начать со слов философов, которые говорят, что " Жизнь измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них" и работая в детском саду более шести лет мне хочется их счастливые моменты сделать еще и безопасными.

Нет ничего дороже, чем жизнь и здоровье ребенка, главная моя задача дать понять ребенку, что его жизнь — это «сложный организм», чтобы о себе позаботиться нужно соблюдать определённые правила безопасности.

Все дошкольники очень любознательные, это естественно, хочется все «потрогать», «понюхать», «попробовать», в этом вся и проблема, ведь дети 3-4 лет не могут позаботиться о себе в полном объеме, опираясь на нехватку опыта, и опираясь на свою любознательность, могут попасть в неприятную ситуацию, которая будет касаться жизни и здоровья ребёнка…Одна главная проблема будет в том, что не объяснили, не донесли до ребенка информацию о правах безопасности.

Дошкольный возраст - это тот период жизни, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Данный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма и смертности среди детей.

Очень важно, каждого ребенка подготовить к встрече с различными сложными, а иногда и опасными жизненными ситуациями. Необходимо дать детям знания о правильном поведении дома, на улице, в транспорте, в лесу, при встрече с бродячими животными.

Но безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице, дома, поэтому главная задача педагога - стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

Ряд принципов и задач, которые я использую в работе с детьми:

1.Дать детям представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.

2.«Электроприборы», закрепляем представления детей о электроприборах, их значении для людей, о правилах пользования ими.

3.«Кошки и собаки - наши соседи», учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, как с ними обращаться.

4.Познакомить детей с улицей, ее особенностями, с правилами поведения на улице.

5.Транспорт и правила дорожного движения. Закрепить представления о транспорте, о правилах поведения в нем, на дороге.

6.Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, вести ЗОЖ, есть овощи и фрукты, чтобы быть здоровым.

7.Насекомые. Формировать у детей представление о насекомых, о правилах поведения при встрече с ними.

8.Познакомить детей с нормами и правилами поведения в отношениях с незнакомыми людьми и незнакомыми предметами.

9.«Самый большой друг» развивать у детей объективно оценивать положительные качества друзей и новых знакомых, не обольщаться внешними данными, доверять тем ребятам кто доказал свою дружбу.

Результаты работы:

1.знание дорожной азбуки, культуры поведения на дороге и в транспорте,

2.развитие представлений об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях (дети могут самостоятельно вызвать по телефону службу спасения)

3.формирование навыков здоровьезберегающего поведения.

Самым главным результатом, который мы достигли, является то, что они осознали, что главнее жизни и здоровья у человека нет, и посредственно к нему относиться нельзя. Здоровье надо беречь.

Список использованной литературы:

1.Образовательная ситуация к программе «Развитие» для средней группы детского сада/ под ред. А.И. Булычевой.-М.: НОУ «УЦ им. Л.А.Венгера «РАЗВИТИЕ», 2016.-182 с.

2. Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста/Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина. - М.: АСТ, 1998.

3. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.

Елена Завалишина
Опыт работы «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста »

(опыт работы )

Завалишина Елена Викторовна

воспитатель

Муниципального казенного

Дошкольного образовательного

учреждения Детский сад №2

комбинированного вида.

с. Красногвардейское

Красногвардейский район

Ставропольский край

Актуальность и перспектива опыта

Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых , обеспечение подрастающего поколения. Актуальность данной темы - обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения , приобретения ими опыта безопасного поведения в быту , в природе, ухудшением состояния здоровья дошкольников , важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ . Вот почему меня заинтересовал этот вопрос. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность . Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту , эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир азбуки безопасности .

Определив тему опыта , его основную идею , я наметила главную цель работы :--- обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями; --становление у детей дошкольного возраста экологической культуры, ценностей здорового образа жизни .

Исходя из этого мною были поставлены задачи :1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях. 2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту , на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. 3. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. 4. Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни . 5. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Моя система работы создана на основе программы Н . Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «» , методических пособий К. Ю. Белой «Как обеспечить безопасность дошкольника » ,«Приобщаем и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками . Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира. Для того чтобы самой быть более компетентной в данном вопросе темой моего самообразования является «Безопасность дошкольника » .На основе изученного материала, полученных знаний, приобретенных навыков у меня появился интерес и возможность организовать кружковую работу с детьми . Цель работы кружка «Азбука безопасности » научить детей выполнять главные правила безопасного поведения ;Безопасности формула есть :

Надо видеть, учесть, предвидеть,

По возможности все избежать,

А где надо, на помощь позвать.

Практическая часть

Подготовительную работу с детьми по ознакомлению с правилами безопасности я начала с обеспечения материально-технической базы :Материально-техническая база МКДОУ Детский сад № 2 соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. группе создан, оснащен и пополняется центр «Уголок безопасности » , в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время. Моя система работы рассчитана на 4 возрастных периода - от младшей группы до подготовительной. Все занятия и виды деятельности подразделены на разделы :

«Один дома» ;

«Будем здоровы» ;

«Другие люди – кто они» ;

«Азбука дорожного движения» ;

«Мы и природа» .

И находят воплощение в детских видах деятельности : игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали занятия, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников . Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование : детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.

На первом этапе я старалась заинтересовать детей , уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности . Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения . Одновременно, мною, проводилась работа с родителями , с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных занятий по ОБЖ. В форме анкетирования , индивидуальных бесед и консультаций.

На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей , показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях , тренировала дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.

На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников , мной были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей .

Так в разделе «Один дома» знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций. Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности , проводили тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, посещение Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан «Островок безопасности » , оснащенный различными наглядными пособиями для детей . Благодаря дидактической игре «Опасная ситуация» у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается. Проводила беседы : «Наши помощники-электроприборы!» , «Острые, колючие!» , «Запомните детки, таблетки - не конфетки!» . Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры видеофильма «Уроки осторожной тетушки Совы» , практические занятия «Учимся правильно вырезать» , «Заправляем иголку ниткой» . И если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей, проводя родительское собрание «Безопасность детей младшего дошкольного возраста » я старалась сформировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами детского сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения .

Одним из направлений работы «Будем здоровы» является формирование валеологической культуры, начиная уже с младшего дошкольного возраста . Однако в группы дошкольного учреждения поступают дети, отнесённые к разным группам здоровья, с разным уровнем развития культурно-гигиенических навыков, уровнем сформированности валеологической культуры в семье. Одной из главных задач в младшем дошкольном возрасте является привитие стойких культурно - гигиенических навыков. С малышами мы «учили Хрюшу умываться» , одевали куклу Катю на прогулку, на практических занятиях особое внимание уделяла формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

Дети постарше на занятиях в этом блоке получали элементарное представление о строении и функциях внутренних органов. Разобрались в игровой форме , в том, что происходит у них в организме. В ходе занятий : «Чтобы глаза видели, а уши слышали» , «Чтобы здоровой была кожа» дети поняли биологический смысл основных гигиенических процедур. Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения : прислушивались к работе сердца , определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения. Особая роль в этом разделе отводится формированию представлений о ценности здорового образа жизни , а также эмоционального благополучия ребенка. В работе по данному блоку совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом. Был разработан и проведен проект «Будь здоров» .Таким образом, у детей по средствам занятий, бесед, через дидактические, театрализованные, сюжетно - ролевые игры, наблюдения за собой, трудовую деятельность сформировались определённые знания , представления и навыки по валеологической культуре, появился интерес к занятиям физической культурой, чувства чуткости и сострадания к несчастьям ближнего, взаимопомощь.

Раскрывая направление «Другие люди – кто они?» старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами, выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. На занятии «Когда мамы нет дома» изучали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том , что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03, 04. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. А инсценировка «Приключения колобка» помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях : обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложение незнакомого взрослого. В ходе работы совместно с детьми нами были составлены «ПятьНЕ» : 1. Не выходи на улицу один. 2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах. 3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали. 4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить. 5. Не садись в машину к незнакомцу.

Очень интересно проходили мероприятия по блоку «Мы и природа» , на занятии «Путешествие в природу» , мы отправились в сказочное путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме , способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя. В ходе занятий «Зимние забавы» закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр. На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. На занятии «Кошки и собаки – наши друзья» , учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том , что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева «Бездомная кошка» и Г. Новицкой «Дворняжка» , которые пробудили интерес к жизни животных , а так же добрые и заботливые чувства к ним. А вместе с родителями дома дети составили творческий рассказ на тему «У меня дома есть животное»

Обучение правилам дорожного движения начинается с младшей группы, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте , впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека. Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Наблюдение за детьми показало, что детям интересны занятия творческого характера, на которых они проявляют себя как творческие натуры, дети используют свои знания в повседневной жизни , в играх и общении друг с другом. Знания по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей . Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются вечера-развлечения : «Волшебная страна Светофория» , «Красный, желтый, зеленый» , «Юный регулировщик» . Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Сразу же при выходе за территорию детского сада дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке мимо действующих светофоров или специальных указателей. После того, как были усвоены правила для пешехода, начали использовать игры с использованием детских велосипедов, самокатов; принимали участие в проведении акции «Дорога и дети» , где дети раздавали водителям рисунки и памятки о соблюдении правил дорожного движения.

Работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, семинарах и беседах знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей . Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями развлечения я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого - либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. А разобщённость в требованиях, предъявленных детям в ДОУ и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду и даже агрессию. Многие родители, имеющие свои автомобили стали более внимательными водителями, так как теперь их 6-7 летние дети сами делают им замечания по поводу неправильной скорости при передвижении в тех или иных местах, остановках в неположенном месте, потому что очень хорошо выучили знаки дорожного движения. Вот каких результатов мы смогли добиться. Проделанная работа дала положительный результат. С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр : нагрудные знаки, жезл, шапочки. На участке имеется небольшая автоплощадка, разметка, пешеходный переход –пост ДПС. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов, во время игр, досугов дети узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения и безопасного поведения в окружающей обстановке.

Результативность опыта .

Итог проведенной мною работы я считаю хорошим . Главная цель достигнута - первоначальные знания у детей сформированы , имеются знания дорожной азбуки и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения . После повторного проведенного анкетирования родителей был получен следующий результат : 100% родителей детей группы отмечают увеличение знаний детей по данной теме . 90% родителей отмечают увеличение словарного запаса своих детей . 75% отмечают изменения физического, психического, эмоционального здоровья детей в лучшую сторону . 90% заметили изменение отношения ребёнка к своему здоровью и здоровью других людей. Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам, занятиям физкультурой и спортом. 85% родителей отметили, что повысился и их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи , о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей . Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.

Самым главным результатом в работе с детьми стало то , что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье , поэтому их нужно беречь!

Литература

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста «Детство» , Пресс»,2012год.

2. Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников » , «Мозаика- Синтез» , 2014год.

3. Скорлупова О. А. «Правила и безопасность дорожного движения » , Москва, 2006 год.

4. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни » - Москва 2012г

5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников », Москва 2010

6. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей » ,Н. С. Голицына, И. М. Шумова.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто