Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе. Тема:Прохождение экологической тропы. Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе. Тема Прохождение экологической тропы

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 29
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе.
Тема: «Прохождение экологической тропы».
Воспитатель: Логинова. Е. В МБДОУ №29 Нижегородской области город Кстово
Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие по экологической тропе. Объектом экологической тропы стали: береза, липа, ель, пенек, скворечник и красавица рябина. А принимал нас у себя в гостях Лесовичок и красавица белочка (воспитатель и ребенок).

Задачи:
Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
Показать объекты экологической тропы в осенний период.
Активизировать познавательную деятельность через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
Формировать бережное отношение к окружающей среде.
Методы и приемы:
- беседа;
-игровой метод;
-вопросы (в том числе проблемные);
-наблюдение;
Раздаточный материал: листочки с деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.
Предварительная работы: рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход.
Воспитатель: Ребята! У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать какое?
Дети: да
Воспитатель: А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе.
Как вы думаете, что такое экологическая тропа?
Дети: на ней растут деревья и цветы.
Дети выходят на улицу.
Воспитатель: Ребятки, я сейчас вам загадаю загадку, и вы сразу поймете, кто же с нами отправится в путешествие:
Очень страшный старичок
В место носика – сучок!
По лесу гуляет-
Лес он охраняет.
А зовется старичок
Старичок(Лесовичок).
Выходит (воспитатель, переодетый в Лесовичка).
Лесовичок: Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок. А зовут меня так, потому что я живу в лесу, я знаю много тайн и секретов природы.
Дети здороваются с Лесовичком.
Лесовичок: И сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель: Лесовичок, наши дети очень любознательные, они любят узнавать все новое и интересное. Правда, ребята?
Лесовичок: Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Лесовичок: читает стихотворение об осени.
Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Подногами у ребят
Листья весело шуршат! (М. Авдеевой).
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель: Раз, два, три березу найди!
Дети находят березу и бегут к ней.
Лисовичок: Дети, а как вы узнали, что это береза?
1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.
2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.
Лисовичок: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дети: желтого и зеленого цвета!
Лисовичок: а что не дает дереву упасть?
Дети: корень.
Лисовичок: я предлагаю вам сейчас вам немножко отдохнуть.
Физкультминутка:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)
Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу),
И друг другу улыбнитесь.
Листья желтые летят,
Словно зонтики кружат (поднимают листики к верху и кружатся),
Ветер дунул: раз-два-три,
Оторвались от земли (разлетелись в разные стороны),
И взлетели высоко,
Но до неба далеко.
Покружились и опять
Опустились наземь спать (садятся на корточки).
Воспитатель: А вот еще дерево.(Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?
Дети: рябина!
Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?
Дети: на ней красные ягодки.
Лесовичок: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.
Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Лесовичок: дает каждому ребенку рассмотреть гроздья рябины. Как вы думаете, какие ягоды на вкус?
Дети: кислые и горькие.
Лесовичок: Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (ответы детей). Это Бархатцы. Они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. У них приятный аромат. Они одногодки, когда цветочки вянут, то можно собрать семена цветов для следующего года.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?
Дети: чтобы было красиво.
Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы!
Клумбы бывают разной величины. Какой формы клумбы, на которых растут Бархатцы?
1ребенок: круглой.
2ребенок: квадратной.
Воспитатель: правильно клумбы круглой и квадратной формы.
Лесовичок ведет детей по экологической тропинке.
Лесовичок: Как вы думаете, что это за дерево? Как вы узнали?
Дети: липа
Лесовичок:
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается;
А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
Воспитатель: в конце лета у лип вместо беловатых душистых цветов зреют плоды- орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?
Дети: нужна земля, почва, солнышко и вода.
Воспитатель: Прорастет ли орешек, упавший на асфальт? Почему?
(Ответы детей)
Лесовичок: какие вы молодцы все знаете о деревьях. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник)
Дети: скворечник, домик для птиц.
Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»
Дети: улетели в теплые края.
Лесовичок: Уже наступила осень, многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.
Воспитатель: а сейчас Лесовичок с вами поиграет в игру «Найди такой же листок, какой покажу»
Лесовичок показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. (Каждому ребенку разные листочки: клен, береза, рябина, липа).
Затем Лесовичок поднимает кленовый лист и говорит «Подул ветер. Полетели такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а оп команде останавливаются. Игра повторяется с разными листочками.
Лесовичок: Я пришел к вам не один? У пня детей встречает белочка.
Белочка: Здравствуйте ребята! Кто знает, что такое пень?
Дети: дерево срубили, и остался пенек.
Белочка: Посмотрите, правильно, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. Н месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – ни будь, живет?
Дети: жучки, муравьи.
Белочка: в пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня может вырасти травка, цветок и даже грибок, а я их очень люблю.
Белочка: а сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте о каком дереве в нем говорится.
Угадать ее несложно.
Только будьте осторожны!
Вся она в иголках!
Но не ежик – (Елка).
Белочка: Как вы узнали, что это ель? Какая она?
Дети: высокая, пушистая, зеленая.
Белочка: Скажите мне, почему ель нельзя рубить? (потому что зверям и птицам негде будет жить и добывать еду).
А какую ель можно рубить? (только старые и больные?
Какой мы можем сделать вывод: что молодые ели рубить нельзя они приносят пользу.
Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?
Дети: да.
Лесовичок: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.
Белочка: а я хочу передать вам гостиниц от осени, угощайтесь яблочками.
Лесовичок раздает детям бумажные силуэты листочков, а белочка раздает яблочки и прощается с ними.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

ВОЗРАСТНАЯ ГРУППА: Средняя группа.

Цель: Обобщить знания детей по теме «Осень» .

Задачи: Создание условий для расширения представлений детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Создать условия для формирования бережного отношения к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Материалы: Объекты экологической тропы: берёза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень.

Ход деятельности:

Воспитатель. Дети, сегодня мы с вами пройдём по экологической тропе.

Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед.

Дед Природовед. Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель. Дедушка, наши дети очень любознательны, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?

Дед Природовед. Ребята, а вы знаете, какое сейчас время года? (ответы детей) .

Воспитатель. Читает стихотворение М. Авдеевой «Разноцветный парк…» .

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель. Раз, два, три – к берёзе беги! Дети бегут к берёзе.

Дед Природовед. Дети, а как вы узнали, что это берёза? (Ответы детей) . Найдите и покажите мне лист берёзы. Внимательно рассмотрите берёзовые листочки. Какого они цвета?

Воспитатель. А вот ещё дерево. (Показывает на рябину) . Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Дед Природовед. Далее экологическая тропинка ведёт нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) давайте рассмотрим цветок, у которого в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Воспитатель. Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах? (Ответы детей.) конечно, чтобы было красиво. Посмотрите, как красиво, когда на клумбах цветут разные цветы.

Дед Природовед. А вы знаете, кто живёт в этом домике? (Указывает на скворечник.)

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется - скворечник» . А где же птицы? (Ответы детей.)

Дед Природовед. Следующую остановку мы сделаем около пня. Кто знает, что такое пень? (Ответы детей.) посмотрите, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, затем его спилили. На месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – нибудь живёт? (Ответы детей.) в этом пне тоже идёт жизнь. В пне прячутся маленькие жучки и букашки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом.

Воспитатель. Вот какие остановки мы сегодня сделали на нашей экологической тропинке. Ребята, что вы узнали нового и интересного? (Ответы детей) .

Дед Природовед приглашает детей поиграть.

Проводится игра «Найди такой же листок, какой покажу» . Игра повторяется с разными листочками.

Дед Природовед. Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Дед Природовед раздаёт детям бумажные силуэты листочков и прощается с ними.

Дети возвращаются в группу.

Предисловие

Данное пособие адресовано в первую очередь педагогам, работающим по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, а также всем, кто занимается проблемой экологического воспитания детей дошкольного возраста. В пособии представлены примерные конспекты занятий с детьми 4–5 лет и содержание наблюдений на прогулке.
Методика проведения занятий должна соответствовать задачам программы. При этом воспитатель может дополнять и изменять ход занятий в зависимости от погоды, региональных особенностей, местоположения дошкольного учреждения, своего опыта работы и индивидуальных особенностей детей группы.
Занятия в средней группе построены с учетом преемственности работы с младшими группами детского сада.
Особое внимание следует обращать на то, что многие знания дети получают в процессе непосредственного общения с природой. В связи с этим ряд занятий рекомендуется проводить на улице. Разнообразные формы проведения занятий (экскурсии на природу, наблюдения за живым объектом, игровые задания, элементарные опыты и многое другое) дают детям возможность расширить свои знания более легко и непринужденно.
Знания, полученные детьми на занятиях по формированию элементарных экологических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. Все виды деятельности, организуемые в дошкольном учреждении, должны быть направлены на формирование знаний об окружающей действительности, на которые ребенок будет опираться в повседневной жизни. При ознакомлении детей с окружающим миром необходимо, в первую очередь, соблюдать принцип научности и доступности.
Наблюдения в природе бывают случайными и неожиданными, педагогу следует не упускать такую возможность. Необходимо учитывать и то, что каждый день в природе неповторим. В процессе ознакомления с природой следует формировать эстетическое отношение к окружающему миру; учить детей видеть изменения в природе, делать элементарные умозаключения, делиться полученными впечатлениями, отражать свои впечатления в продуктивных видах деятельности и применять знания на практике.
У детей средней группы следует продолжать формировать гуманное отношение к людям; учить слушать и слышать речь окружающих, правильно пользоваться громкостью с учетом условий общения, употреблять вежливые слова, поощрять доброжелательный тон в общении с окружающими людьми.
В процессе приема пищи, проветривания групповой комнаты, формирования культурно-гигиенических навыков детям нужно объяснять целесообразность данных процедур, учить самостоятельно делать элементарные выводы.
Во время занятий и игровой деятельности следует объяснять детям, какую важную роль для здоровья человека играет питание; подвести их к пониманию того, что есть нужно не только то, что нравится, но и то, что полезно для роста и развития.
В средней группе детей продолжают учить называть такие явления природы, как снегопад, радуга, листопад и др., отличать и называть деревья, кустарники и травянистые растения. Необходимо уточнять и обогащать представления детей о многообразии растительного и животного мира.
Следует закреплять знания детей о домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь), уточнять, какую пользу они приносят человеку. Формировать желание ухаживать за животными, заботиться о них.
Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (их труде, взаимоотношениях), обогащают эстетические представления. Наблюдение – один из основных компонентов прогулки. Существуют общие требования ко всем видам наблюдений .
Цели и задачи наблюдений должны быть поставлены четко и конкретно. Задача всегда должна иметь познавательный характер, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
Для каждого наблюдения воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления ребят.
В организации наблюдений следует предусматривать системность, обеспечивая их взаимосвязь. В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыта, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявления вопросов разной степени сложности, пробуждающих мышление ребенка.
Наблюдение должно вызывать у детей интерес к природе, желание как можно больше узнать о ней.
Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других форм и методов работы (рассказ воспитателя, чтение книг о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном).
В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы.
В детском саду необходимо создать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой.
В средней группе проводится в месяц два занятия по формированию элементарных экологических представлений.
Конспекты предлагаемых в данном пособии занятий были апробированы в дошкольных образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Особую благодарность выражаем сотрудникам ГОУ детский сад №1796 Юго-Западного административного округа г. Москвы (заведующей Николаевой И. Б., старшему воспитателю Гусевой О. А., педагогу-экологу Копоровой Е. В.); сотрудникам МДОУ №37 г. Балашихи Московской области (заведующей Стрельцовой О.Б., старшему воспитателю Ивановой Н.Н., педагогу-экологу Бобышевой Е.О.) и сотрудникам МДОУ №3 «Рябинка» г. Балашихи Московской области (заведующей Пискуновой И.В.) за активное участие в работе по апробации конспектов занятий по формированию элементарных экологических представлений у детей 4–5 лет.
Надеемся, что данное пособие поможет воспитателям творчески организовать работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Программа по формированию элементарных экологических представлений

Расширять представления детей о природе.
Знакомить с домашними животными, обитателями уголка природы: с золотыми рыбками (кроме вуалехвоста и телескопа), карасем, волнистыми попугайчиками и канарейками.
Знакомить детей с представителями класса пресмыкающихся (ящерица, черепаха), их внешним видом и способами передвижения (у ящерицы продолговатое тело, у нее есть длинный хвост, который она может сбросить; ящерица очень быстро бегает).
Расширять представления детей о некоторых насекомых (муравей, бабочка, жук, божья коровка).
Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук) и ягодами (малина, смородина, крыжовник), с грибами (маслята, опята, сыроежки и др.).
Закреплять знания детей о комнатных растениях (бальзамин, фикус, герань, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними.
Учить узнавать и называть 3–4 вида деревьев (елка, сосна, береза, клен и др.).
Дать элементарные представления о свойствах песка, глины и камня.
Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), подкармливать их зимой.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных и роста растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Дать представления о том, как человек может беречь и охранять растения и животных.

Сезонные наблюдения

Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг. Учить устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы (похолодало – исчезли бабочки, жуки; отцвели цветы и т. д.).
Привлекать к участию в сборе семян растений.
Зима. Учить детей замечать изменения в природе, сравнивать осенний и зимний пейзажи.
Наблюдать с детьми за поведением птиц на улице и в уголке природы. Учить рассматривать и сравнивать следы птиц на снегу; оказывать помощь зимующим птицам, называть их.
Расширять представления детей о том, что в мороз вода превращается в лед, сосульки; лед и снег в теплом помещении тают.
Привлекать детей к участию в зимних забавах: катание с горки на санках, ходьба на лыжах, лепка поделок из снега.
Весна. Учить детей узнавать и называть время года; выделять признаки весны: светит солнышко, на улице потеплело, набухли почки на деревьях, появилась травка, распустились подснежники, появились насекомые.
Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян.
Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в природе: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды и грибы; у животных подрастают детеныши.

К концу года дети могут
Иметь представления о домашних и некоторых диких животных. Знать, какую пользу домашние животные приносят человеку.
Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения.
Знать и называть характерные признаки отдельных овощей и фруктов.
Иметь элементарные представления о свойствах воды, песка и глины.
Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе.

Конспекты занятий

Сентябрь

Занятие 1. Что нам осень принесла?

Программное содержание. Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дать представления о пользе природных витаминов.
Материал. Кукла Незнайка. Две корзины. Муляжи овощей и фруктов или картинки с их изображением. Серия последовательных картинок: семена огурцов, огуречный росточек, человек поливает огуречную рассаду, огурцы цветут, плетни с огурцами. Овощи и фрукты, нарезанные небольшими кубиками; одноразовые ложки.
Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов; натуральных овощей, сорванных на огороде. Игра с муляжами овощей. Чтение и инсценировка русской народной сказки «Репка». Рисование и лепка овощей.

Ход занятия

Раздается стук в дверь.
Воспитатель . Кто это к нам идет?
Незнайка . Здравствуйте, дети! Можно к вам?
Воспитатель . Здравствуй, Незнайка! Заходи, помоги ребятам отгадать загадку:


Круглый бок, желтый бок;
Сидит на грядке колобок,
Врос в землю крепко,
Что же это…
(Репка)
Незнайка . Это колобок!
Воспитатель. Дети, а как вы думаете, что это? (Ответы детей.) Конечно, это репка. А как вы догадались, что это репка?
Незнайка . А я читал сказку «Репка». Репка такая большая выросла, что ее еле-еле вытянули из земли. Мышка прибежала и репку вытянула!
Педагог . Дети, а вы как думаете? (Ответы детей.)
Незнайка . Это не мышка вытянула репку, а все дружно тянули ее – и дед, и бабка, и внучка, и жучка, и кошка, и мышка. Для того чтобы в огороде выросла репка, надо дружно трудиться.
Воспитатель . Послушайте еще одну загадку. Незнайка, чтобы правильно отгадать загадку, ты должен быть внимательным:

На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый.
(Огурец)
Незнайка вместе с детьми отгадывает загадку, объясняет, почему в загадке говорится про огурец.
Воспитатель . Дети, как можно одним словом назвать репу и огурец? Правильно, овощи!
Воспитатель . А какие еще овощи вы знаете?
Обобщает ответы детей: «Репа, огурец, помидор, морковь, свекла, капуста, картошка – это овощи».
Незнайка . Вы еще забыли назвать яблоко!
Воспитатель . Ребята, правильно говорит Незнайка? Нет, Незнайка, яблоко – это фрукт. Дети, какие еще фрукты вы знаете?
Обобщает ответы детей: «Яблоки, груши, сливы, абрикосы, лимоны, мандарины, бананы, это все – фрукты».
Затем воспитатель спрашивает: «А где растут фрукты? Где растут овощи?»
Обобщает ответы детей: «Овощи растут в огороде – на грядках, а фрукты в саду – на деревьях».
Незнайка . Если посадить в огороде один огурчик, то вырастет много огурчиков?
Воспитатель . Нет, Незнайка, сначала нужно посадить огуречные семена, из них вырастут маленькие росточки. После этого огуречная рассада цветет, и только потом на месте цветов появляются маленькие огурчики. Люди поливают растение и огурчики растут. Затем их срывают и кушают. Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться. (Показывает иллюстрации и сопровождает свой рассказ показом последовательности роста растения). Дети, я вам предлагаю поиграть с Незнайкой.
Проводится игра «Собери урожай».
Дети подходят к столам. Перед каждым ребенком лежат фрукты и овощи (муляжи или картинки с их изображением).
Педагог дает Незнайке и одному ребенку по корзинке.
Первая корзинка – для сбора овощей – у Незнайки, вторая корзинка – для сбора фруктов – у ребенка.
Воспитатель . Нужно в корзинку Незнайки положить овощи, а в корзинку Маши – фрукты.
По окончании игры педагог хвалит ребят за то, что они правильно собрали в одну корзинку овощи, а в другую – фрукты.
Воспитатель . Вот какая щедрая осень! Осенью собирают урожай и делают заготовки на зиму. Как вы думаете, почему люди делают заготовки осенью?
Незнайка . Наверно, потому что зимой холодно идти в огород!
Воспитатель . Дети, а как вы думаете?
Обобщает ответы детей: «Осенью созревают многие фрукты и овощи, а зимой растения отдыхают».
Воспитатель . А вы знаете, ребята, какие заготовки люди делают на зиму?
Обобщает ответы детей: «Люди делают салаты; солят помидоры и огурцы, варят компоты и др. У каждой хозяйки свои секреты приготовления. Овощи и фрукты очень вкусные и полезные для человека».
Незнайка . А я знаю, что фрукты и овощи очень полезны, в них много витаминов.
Воспитатель . Да, Незнайка, все овощи и фрукты содержат много полезных веществ и витаминов. Дарит нам эти витамины сама природа! Чтобы быть здоровым, нужно кушать свежие овощи и фрукты.
Педагог предлагает детям поиграть в игру «Узнай на вкус».
В тарелке лежат кусочки овощей и фруктов, нарезанных кубиками. Каждый ребенок одноразовой ложкой берет кусочек овоща или фрукта и кладет в рот. После того как дети прожуют, педагог спрашивает, что кушал каждый ребенок. Незнайка участвует в игре вместе с детьми.
Незнайка благодарит ребят за новые интересные знания, которые он получил на занятии, и прощается с ними.

Занятие 2. У медведя во бору грибы, ягоды беру…

Программное содержание. Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. Расширять представления о пользе природных витаминов для человека и животных.
Материал. Панорама осеннего леса: береза, рябина и ель. Игрушки: ежик, белочка и медвежонок. Муляжи грибов и ягод. Настоящие ягоды в лукошке.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов. Игра с муляжами ягод и грибов. Рисование и лепка ягод и грибов. Игры «У медведя во бору грибы, ягоды беру…», «Узнай на вкус».

Ход занятия

Педагог приглашает детей на прогулку в «сказочный лес», подводит к панораме осеннего леса.
Звучит музыка.
Воспитатель . Дети, посмотрите вокруг – как красиво! А вам нравится в лесу? Деревья оделись в осенний наряд. Какие деревья вы видите в лесу? (Ответы детей.) Правильно, это береза. Как вы догадались, что это береза?
Обобщает ответы детей: «Только у березы белый ствол и черные черточки на стволе».
Воспитатель . Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки? У березы осенью листья желтого цвета. Посмотрите и скажите, как называется это дерево? (Показывает на рябину.) (Рябина.) Как вы догадались, что это рябина?
Обобщает ответы детей: «На ветках висят оранжево-красные ягоды рябины».
Воспитатель . Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у рябинки? У рябины листья разноцветные – желтые, красные и зеленые. А как называется это дерево? (Указывает на елку.) Конечно, это красавица елочка.
Обобщает ответы детей: «Осенью листья у березки желтые, а у рябинки листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Про нее даже загадка такая есть: „Зимой и летом одним цветом“. Вы помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Вот и осенью елочка в зеленом наряде. Как много в осеннем лесу разных красок: и желтых, и зеленых, и красных – разных!» Читает стихотворение О. Высотской:


Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
Воспитатель . Ой, кто-то шуршит и фырчит в траве, как вы думаете, кто это? (Ответы детей.) Конечно, это ежик.
Появляется ежик (игрушка).
Ежик . Здравствуйте, ребята!
Дети . Здравствуй, ежик!
Воспитатель . Дети, это сказочный ежик, он умеет разговаривать. Давайте послушаем, что он нам расскажет.
Ежик . Я хочу вам рассказать, как мне осенью живется в лесу. В лесу много животных. Каждый занят своим делом. Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму, сушит грибочки. Дети, посмотрите, как много грибов на полянке.
Воспитатель . В наш лес за грибами приходят и люди. Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой. В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы называются съедобными, их можно кушать. Другие грибы – несъедобные, их нельзя кушать человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.
Ежик . Дети, ходить в лес можно только со взрослыми. Посмотрите на этот гриб. Он очень красивый! (Показывает мухомор (муляж или картинка)).
Воспитатель .

В шапке красной -
Враг опасный.
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди!
Это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся. Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб. Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.
Ежи к. Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей). Если не будет грибов, животным нечем будет питаться. Еще в нашем лесу осенью много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья: птицы, зайчата, медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете?
Педагог обобщает ответы детей: «Малина, смородина, черника, ежевика и другие».
Воспитатель . Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых.
Ежик . Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверно, мама меня уже потеряла, я побегу, у меня много дел. До свидания, дети!
Слышится оханье, появляется медвежонок.
Медвежонок . Кто это на моей полянке шумит?
Воспитатель . Это дети пришли в гости, они не шумят, знакомятся с жизнью леса.
Медвежонок . Я тоже хочу с ними познакомиться. А дети знают, как нужно вести себя в лесу?
Воспитатель . Да, наши ребята воспитанные, они знают, как нужно вести себя в лесу.
Медвежонок приглашает детей поиграть в подвижную игру «У медведя во бору грибы, ягоды беру…».
Дети находятся за обозначенной на полу линией – «в домике». Затем они выходят «на поляну» и произносят:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.
После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.
Игра повторяется 2–3 раза.
Медвежонок . Какие дружные ребята!
Педагог . Да, медвежонок, дети очень дружные.
Медвежонок . Я хочу угостить детей вкусной лесной ягодой! А какой, пусть дети сами узнают по вкусу и назовут.
Медвежонок раздает детям ягоды.
Каждый ребенок называет ягоду, которую он съел.
Воспитатель . Дети, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и полезные в них содержится много полезных веществ и витаминов.
Дети благодарят медвежонка за вкусные ягоды и прощаются с ним. Звучит музыка, дети возвращаются из «леса» в групповую комнату.

Октябрь

Занятие 3. Прохождение экологической тропы

Программное содержание. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы в осенний период. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.
Материал. Объекты экологической тропы: береза, рябина, клумба, скворечник на дереве, пень. Осенние листья разных деревьев.
Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход занятия

В зависимости от местоположения детского сада и региональных особенностей выбираются объекты экологической тропы для детей средней группы.
Воспитатель . Дети, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе.
Дети выходят на улицу, их встречает дед Природовед (взрослый или игрушка).
Дед Природовед . Здравствуйте, дети! Меня зовут дед Природовед. А зовут меня так потому, что я знаю много тайн и секретов природы.
Дети здороваются с дедом Природоведом.
Дед Природовед . Сегодня, ребята, я раскрою вам некоторые тайны природы.
Воспитатель . Дедушка, наши дети очень любознательные, им наверняка будет интересно! Правда, ребята?
Дед Природовед . Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?
Педагог обобщает ответы детей и читает стихотворение М. Авдеевой:


Разноцветный парк,
Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат!
Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.
Воспитатель . Раз, два, три – к березе беги!
Дети бегут к березе.
Дед Природовед . Дети, а как вы узнали, что это береза? (Ответы детей.) Правильно, только у березы ствол белого цвета. Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?
Дед Природовед обобщает ответы детей: «Осенью листья березы зеленого и желтого цвета».
Дед Природовед . Кроме листьев на березе растут сережки, в которых осенью созревают мелкие семена березы и разлетаются в разные стороны.
Воспитатель . А вот еще дерево. (Показывает на рябину.) Кто знает, как оно называется? (Ответы детей.) Правильно. Как вы догадались, что это рябина? Правильно, осенью на рябине висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягоды очень любят птицы, а также они полезны для людей.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины. Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.
Если есть возможность, дед Природовед угощает детей ягодами рябины и спрашивает: «Какие ягоды на вкус? Ягоды сладковато-горьковатые, терпкие, но после морозов ягоды будут вкуснее».
Дед Природовед . Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (Ответы детей.) Это астры. Астры бывают разных цветов. Какого цвета астры на этой клумбе? (Ответы детей.) На клумбе астры красного, синего и белого цвета. Астры цветут долго, иногда выпадает снег, а астры продолжают цвести. Давайте рассмотрим цветок, у него в серединке созрели семена. Посадив эти семена, можно вырастить новые растения.

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие по экологической тропе. Объектами экологической тропы стали: береза, липа, ель, пенек, скворечник и красавица ель. А принимал нас у себя в гостях Лесовичок и красавица Белочка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 29

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе.

Тема: «Прохождение экологической тропы».

Воспитатель: Логинова. Е. В МБДОУ №29 Нижегородской области город Кстово

Пояснительная записка. На территории детского сада создана экологическая тропа, где находится небольшой парк с разными деревьями и кустарниками. Мы решили с детьми совершить увлекательное путешествие по экологической тропе. Объектом экологической тропы стали: береза, липа, ель, пенек, скворечник и красавица рябина. А принимал нас у себя в гостях Лесовичок и красавица белочка (воспитатель и ребенок).

Задачи:

  1. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
  2. Показать объекты экологической тропы в осенний период.
  3. Активизировать познавательную деятельность через создание проблемных ситуаций, постановку поисковых вопросов и экспериментирования.
  4. Формировать бережное отношение к окружающей среде.

Методы и приемы:

Беседа;

Игровой метод;

Вопросы (в том числе проблемные);

Наблюдение;

Раздаточный материал: листочки с деревьев на каждого ребенка, бумажные силуэты листочков.

Предварительная работы : рассматривание иллюстраций и фотографий, изображающих природу. Наблюдение за птицами. Рассматривание деревьев, растущих на участке. Рисование деревьев.

Ход.

Воспитатель: Ребята! У нас с вами сегодня будет необычное путешествие. Вы хотите узнать какое?

Дети: да

Воспитатель : А пройдемся мы сегодня с вами по нашей экологической тропе.

Как вы думаете, что такое экологическая тропа?

Дети: на ней растут деревья и цветы.

Дети выходят на улицу.

Воспитатель: Ребятки, я сейчас вам загадаю загадку, и вы сразу поймете, кто же с нами отправится в путешествие:

Очень страшный старичок

В место носика – сучок!

По лесу гуляет-

Лес он охраняет.

А зовется старичок…

Старичок…(Лесовичок).

Выходит (воспитатель, переодетый в Лесовичка).

Лесовичок: Здравствуйте, дети! Меня зовут Лесовичок. А зовут меня так, потому что я живу в лесу, я знаю много тайн и секретов природы.

Дети здороваются с Лесовичком.

Лесовичок: И сегодня я покажу и раскрою вам некоторые тайны природы.

Воспитатель: Лесовичок, наши дети очень любознательные, они любят узнавать все новое и интересное. Правда, ребята?

Лесовичок: Дети, а вы знаете, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Лесовичок: читает стихотворение об осени.

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Подногами у ребят

Листья весело шуршат! (М. Авдеевой).

Предлагает детям побегать по листьям и послушать, как они шуршат.

Воспитатель: Раз, два, три березу найди!

Дети находят березу и бегут к ней.

Лисовичок: Дети, а как вы узнали, что это береза?

1ребенок: у березы ствол белый с черным рисунком.

2 ребенок: березка очень красивая на ней висят сережки.

Лисовичок: Найдите и покажите мне лист березы. Внимательно рассмотрите березовые листочки. Какого они цвета?

Дети: желтого и зеленого цвета!

Лисовичок: а что не дает дереву упасть?

Дети: корень.

Лисовичок: я предлагаю вам сейчас вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

Листопад, листопад,

Листья желтые летят, (дети берут листочки и разбегаются в разные стороны)

Собирайтесь, не ленитесь (сбегаются в круг и улыбаются друг другу),

И друг другу улыбнитесь.

Листья желтые летят,

Словно зонтики кружат (поднимают листики к верху и кружатся),

Ветер дунул: раз-два-три,

Оторвались от земли (разлетелись в разные стороны),

И взлетели высоко,

Но до неба далеко.

Покружились и опять

Опустились наземь спать (садятся на корточки).

Воспитатель: А вот еще дерево.(Показывает на рябину). Кто знает, как оно называется?

Дети: рябина!

Воспитатель: правильно. Как вы догадались, что это рябина?

Дети: на ней красные ягодки.

Лесовичок: Молодцы, осенью на рябине, висят красные гроздья ягод, так называют плоды рябины. Эти ягодки очень любят птицы.

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть листочки рябины.

Обращает их внимание на то, что они отличаются от листьев других деревьев: лист словно состоит из нескольких маленьких листочков.

Лесовичок: дает каждому ребенку рассмотреть гроздья рябины. Как вы думаете, какие ягоды на вкус?

Дети: кислые и горькие.

Лесовичок: Ягоды сладковато – горьковатые, но после мороза ягоды будут вкуснее. Далее экологическая тропинка ведет нас к клумбе. А вы знаете, как называются растения, которые растут на клумбе? (ответы детей). Это Бархатцы. Они бываю разного цвета: оранжевые, желто-оранжевые и темные. У них приятный аромат. Они одногодки, когда цветочки вянут, то можно собрать семена цветов для следующего года.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего люди высаживают цветы на клумбах?

Дети: чтобы было красиво.

Воспитатель: Конечно, чтобы было красиво! Посмотрите, как красиво, когда на клумбах растут разные цветы!

Клумбы бывают разной величины. Какой формы клумбы, на которых растут Бархатцы?

1ребенок: круглой.

2ребенок: квадратной.

Воспитатель: правильно клумбы круглой и квадратной формы.

Лесовичок ведет детей по экологической тропинке.

Лесовичок: Как вы думаете, что это за дерево? Как вы узнали?

Дети: липа

Лесовичок:

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается;

А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.

Воспитатель: в конце лета у лип вместо беловатых душистых цветов зреют плоды- орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?

Дети: нужна земля, почва, солнышко и вода.

Воспитатель: Прорастет ли орешек, упавший на асфальт? Почему?

(Ответы детей)

Лесовичок: какие вы молодцы все знаете о деревьях. А вы знаете, кто живет в этом домике? (Указывает на скворечник)

Дети: скворечник, домик для птиц.

Педагог обобщает ответы детей: «В этом домике живут скворцы, а домик называется «скворечник». А где же птицы?»

Дети: улетели в теплые края.

Лесовичок: Уже наступила осень, многие птицы улетают на юг, в теплые края. Вот и скворцы собрались в стаи и улетели в теплые края. Домики – скворечники пока будут пустовать, и ждать своих прежних хозяев.

Воспитатель: а сейчас Лесовичок с вами поиграет в игру «Найди такой же листок, какой покажу»

Лесовичок показывает детям лист какого-либо дерева и предлагает найти такой же. Отобранные листья дети сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. (Каждому ребенку разные листочки: клен, береза, рябина, липа).

Затем Лесовичок поднимает кленовый лист и говорит «Подул ветер. Полетели такие листочки. Покажите, как они полетели». Дети, в руках у которых листья клена, кружатся, а оп команде останавливаются. Игра повторяется с разными листочками.

Лесовичок: Я пришел к вам не один? У пня детей встречает белочка.

Белочка: Здравствуйте ребята! Кто знает, что такое пень?

Дети: дерево срубили, и остался пенек.

Белочка: Посмотрите, правильно, когда то здесь было дерево, но оно постарело и засохло, а затем его спилили. Н месте дерева остался пень. Как вы думаете, на пне кто – ни будь, живет?

Дети: жучки, муравьи.

Белочка: в пне прячутся маленькие букашки и жучки. Они забираются в пень и находятся там всю холодную зиму – это их дом. Из пня может вырасти травка, цветок и даже грибок, а я их очень люблю.

Белочка: а сейчас я вам загадаю загадку, а вы отгадайте о каком дереве в нем говорится.

Угадать ее несложно .

Только будьте осторожны!

Вся она в иголках!

Но не ежик – (Елка).

Белочка: Как вы узнали, что это ель? Какая она?

Дети: высокая, пушистая, зеленая.

Белочка: Скажите мне, почему ель нельзя рубить? (потому что зверям и птицам негде будет жить и добывать еду).

А какую ель можно рубить? (только старые и больные?

Какой мы можем сделать вывод: что молодые ели рубить нельзя они приносят пользу.

Воспитатель: Вот какие остановки мы сделали на нашей экологической тропинке. Сегодня вы узнали много нового и интересного. Вам понравилось путешествие?

Дети: да.

Лесовичок: Ребята, я хочу подарить вам на память о нашей встрече листочки, которые нужно раскрасить.

Белочка: а я хочу передать вам гостиниц от осени, угощайтесь яблочками.

Лесовичок раздает детям бумажные силуэты листочков, а белочка раздает яблочки и прощается с ними.


Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто