Поведение ребенка в семье. Лекторий: «Этика поведения детей и взрослых в семье. Закрепление неправильной модели семейного поведения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Пожалуй, большинству семей свойственны ссоры. Психологам давно известно, чем чаще ругань между родителями, тем больше вероятность проблем, затрагивающих детской физическое здоровье, психику. Также ссоры в семье негативно сказываются на будущей взрослой жизни ребенка. К сожалению, многие родители не думают, что их ругань не может навредить их чаду. Это они объясняют тем, что ребенок не участвует в ссорах. В реальности это не так. Это подтвердит любой детский психолог.

Реакция ребенка на ругань родителей

Нарастающий конфликт между родителями в определенное время приводит к принятию ребенком одной из поведенческих моделей, которые мы рассмотрим ниже.

Следует отметить, что особенности ответной реакции на ссоры зависят от возраста, личностных качеств и прочих факторов.

В семье, в которых часты ссоры между супругами, ребенок может выбрать 3 модели поведения:

    стать миротворцем,

    быть защитником слабой стороны,

    может замкнуться.

В первом случае ребенок-миротворец делает все для примирения родителей. При этом его действия могут быть сознательными или неосознанными. Основное орудие маленького миротворца - привлечение внимания. Поэтому ребенок начинает чаще жаловаться на какие-то проблемы со здоровьем. Доходит до того, что ребенок из-за самовнушения действительно заболевает. Часто дети при такой модели поведения, не зная причин ссор, видят их в себе и винят себя в этом. Часто это чувство преследует малыша всю будущую жизнь. А это заниженная самооценка, тревожность, замкнутость.

Ребенок-защитник легко определяет участников семейных конфликтов - нападающую сильную сторону и обораняющуюся более слабую. Ребенком принимается второй участник ссор. Такая детская реакция характерна для мальчиков, отцы которых являются относительно мам тиранами. Нередки случаи, когда повзрослевший ребенок вовсе прекращает общаться с родителем-агрессором.

У многих девочек с такой моделью в будущем не складывается личная жизнь, так как они испытывают сложности в плане построения отношений с представителями противоположного пола.

Ребенок, ушедший в себя , характеризуется следующими особенностями поведения: замкнутость, отсутствие общительности, скрытность. Такому ребенку во взрослой жизни сложно адаптироваться к социуму.

Существует еще масса других негативных последствий для будущей взрослой жизни малыша. Рассмотрим самые частые из них.

Постоянный внутренний конфликт

При таком состоянии человек не может принять себя таким, какой он есть, не любит себя и не уважает. Следствие этого - заниженная самооценка, которая часто становится причиной неуверенности в себе, депрессий, а также различных неврозов. Такой вот «букет» проблем может получить малыш во взрослой жизни, будучи постоянным свидетелем родительских ссор.

Формирование специфических нежелательных черт характера

Детям, в чьих семьях часто возникают конфликтные ситуации, обычно присущ набор определенных личностных черт таких, как агрессивность, сильная тревожность, чрезмерная замкнутость, некоторая жестокость, озлобленность и нелюдимость. Согласитесь, полезными для жизни эти качества точно назвать нельзя.

Закрепление неправильной модели семейного поведения

Хорошо известно, что ребенок практически всегда заимствует родительское поведение, в том числе и семейные. Иными словами, ребенок еще в детстве учится, как нужно вести себя со своим будущим мужем или женой. А если мама и папа постоянно ссорятся, придираются и проявляют неуважение друг к другу, то какие же семейные отношения в будущем может построить малыш? Правильно, аналогичные. И эта модель поведения будет передоваться последующим поколениям.

Пессимистичное восприятие всего

Редко из детей, чьи родители постоянно ругаются, вырастают оптимисты с позитивным взглядом на мир. Обычно у них формируется крайне пессимистичное мировоззрение. Жизнь для них становится мрачной, скучной, окрашенной лишь в темные краски. Они сами мешают себе стать счастливыми и радоваться каждому прожитому дню.

Профилактика семейных ссор

1. Надо сократить количество конфликтов. Полностью их избежать, безусловно, не получится, ведь идеальных отношений не бывает. Зато можно выяснить самую частую причину ссор, и принять меры по ее исключению из жизни. Это поможет не только избежать нежелательного влияния конфликтов на малыша, но и укрепить супружеские отношения.

2. Если ссоры все-таки не получается избежать, ни в коем случае нельзя выяснять отношения при ребенке. Постарайтесь хотя бы отложить это на время, когда малыш ляжет спать.

3. Установите категорический запрет на угрозы в адрес друг друга. Учтите, угрозы родителей во время ссоры становятся причиной возникновения детских страхов, депрессий, повышают степень личностной тревожности.

4. Ни в коем случае нельзя критиковать при ребенке другого родителя, стараться склонить малыша встать на вашу сторону. Это внесет разлад не только в ваши супружеские отношения, но и в отношения ребенка со вторым родителем.

5. Если ссора все-таки произошла, после того, как страсти улягутся, обязательно объясните малышу, что мама и папа его любят, хотя иногда и ругаются. Также скажите, что кроха никак не причастен к конфликту, и ни в коем случае не является его причиной.

Так, конфликты, которые происходят между родителями, оказывают сильнейшее негативное влияние на еще неокрепшую психику ребенка и могут приводить к серьезным психоэмоциональным проблемам в его будущей взрослой жизни. Поэтому родителям, во что бы то ни стало необходимо постараться оградить малыша от семейных ссор и жить дружно.

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения огромна. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством взрослых ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.

В общении с близкими формируется основа его мировоззрения, усваиваются нравственные нормы поведения, определяются отношения к людям, их делам и поступкам. Воспитание ребенка начинается в семье с самого раннего детства, с первых лет и даже месяцев жизни. Мать кормит малыша. Само присутствие, интонация речи, ласковые прикосновения оказывают на него влияние, вызывая радостное оживление, улыбку.

Для того чтобы семья успешно справилась со своими воспитательными задачами, нужно, чтобы родители знали основные педагогические требования и необходимые условия семейного воспитания. Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателей с семьей.

Одно из основных условий правильного семейного воспитания – это понимание родителями своей ответственности перед государством за воспитание детей. От того, как воспитывается ребенок в семье, будет зависеть, вырастет ли он настоящим тружеником и созидателем, честным и справедливым, великодушным и добрым, патриотом своей родины или эгоистом, замкнувшимся в узком кругу своих интересов.

Каждая мать и каждый отец любят своих детей и мечтают о счастье для них. Но родителям нужно объяснить, что этого недостаточно.

Воспитание детей – трудное и сложное дело, требующее от матери, отца и всех остальных членов семьи не только любви к детям, но и высокого чувства ответственности, выдержки, терпения и умения поступится своими личными интересами.

Некоторые молодые родители полностью перекладывают воспитание своего ребенка на уже слабые плечи бабушек, которые, излишне балуя и опекая своих внуков, наносят тем самым им вред. Такие дети, попадая в детский сад, труднее входят в коллектив, медленнее приобретают навыки самообслуживания.

Весь повседневный жизненный уклад семьи, обстановка, окружающая ребенка, вещи и отношение к ним взрослых воспитывают и формируют мировоззрение детей.

Ребенок не рождается с готовыми представлениями о том, что можно и чего нельзя делать, что хорошо и что плохо в его поведении. Разговоры являются примером для детей, источником подражания. Дети очень чутко воспринимают характер отношений окружающих их взрослых. Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношение к событиям и явлениям окружающей жизни они заимствуют, как правило, от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать свое поведение при детях.

Оценивать свои поступки ребенок тоже учится у близких, любимых им людей. Здесь важно всё, какими словами, и в каком тоне высказано родителями суждение, каким взглядом и действиями оно сопровождается.

Посоветуйте родителям чаще задумываться над тем, всегда ли их поведение может быть примером для подражания.

Большое влияние на развитие и воспитание ребенка оказывает речь окружающих его взрослых. От них он слышит и усваивает первые слова, с их помощью овладевает родной речью. Поэтому родители должны особенно тщательно следить за чистотой и выразительностью своей речи.

Следует напомнить родителям, что нельзя посвящать детей в существо ссор в семье, привлекать к выяснению отношений между родителями. Родители должны знать, что одним из непреложных условий успешного воспитания ребенка в семье является их авторитет.

Детей всегда интересует, чем занимаются родители, кем они работают. Они гордятся трудовыми успехами своих родителей. Восторженно отзываясь о хороших поступках родителей, дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение как образец подражания.

Родители должны помнить, что всё их поведение находится под постоянным контролем ничего не пропускающих, внимательных глаз детей, с любопытством наблюдающих за ними.

Уважение к личности ребенка, понимание его интересов, стремление видеть в нем хоть и маленького, но всё-таки человека – необходимые условия для укрепления родительского авторитета.

Для того чтобы правильно разобраться в поведении детей, установить причину того или иного их проступка, родителям необходим определенный педагогический такт, внимательное отношение к событиям жизни ребенка, его стремлениям и привязанностям, настроению, состоянию здоровья. Иногда родители в своих взаимоотношениях с детьми не учитывают этого.

Очень важно уметь внимательно выслушать детей, правильно реагировать на их высказывания. Ведь ребенок, рассказывая родителям о чём-то своём, сокровенном, оказывает этим самым высшее доверие. Но, к сожалению, родители в таких случаях часто остаются безучастными либо стараются уклониться от разговора.

Ещё опаснее сразу выражать своё бурное возмущение, если даже поступок ребенка, о котором он рассказал, заслуживает порицания. Если поведение, о котором рассказал ребенок, необходимо осудить, это нужно сделать, но не обязательно тотчас же, а, может быть, через некоторое время и непременно в тактичной форме. Иначе он обидится, замкнется в себе, появится та скрытность в общении с родителями, которая может перейти в будущем в полную отчуждённость.

Некоторые родители объясняют причину недостаточного внимания к детям нехваткой времени, работой, хозяйственными заботами.

Важно также, чтобы родители поняли, что ребенок испытывает на себе влияние всех членов семьи, даже в тех случаях, когда кто-то как бы отстраняется от воспитания. Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребенок привыкает поступать правильно, у него вырабатывается навык оценивать ситуацию и характер своих поступков.

Очень важно, чтобы навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в семье, закреплялись в детском саду. Единые, согласованные требования семьи и детского сада – одно из условий правильного воспитания.

Единая система педагогических воздействий, единые требования, предъявляемые ребенку в детском саду и семье, способствуют выработке определенного динамического стереотипа поведения. При этом ребенок испытывает меньше трудностей в процессе овладения нравственными нормами поведения, привычками, легче осваивает навыки учебной, трудовой, игровой деятельности, правила общения с окружающими его детьми и взрослыми.

Особенностью воспитательно-образовательной системы, является единство целей и задач общественного и семейного воспитания.

Проблемы поведения и как с ними справляться

Что такое проблема поведения? Это нечто, что малыш делает, создавая трудности себе и другим. Это создает трудности тем, что либо нарушает процесс обучения, либо отвлекает других людей от того, что они делают или хотят делать, либо изолирует малыша от окружающих.
Трудным поведение называют тогда, когда ребенок продолжает совершать нежелательные поступки, несмотря на настоятельные объяснения родителей, что такие поступки никуда не годятся, и на то, что он вполне мог бы перестать их совершать.
Можно ли сказать, что проблемы поведения и шалости это одно и то же? Нет. Ребенок может быть шаловливым, даже если никаких проблем в его поведении нет. Определенное непослушание нормально и вполне естественно для детей. Особенно, когда они понимают, что их идеи не совпадают с пожеланиями родителей, дети пробуют сделать так, как они хотят. Отдельные шалости могут повторяться, разрастаться, пока действительно не станут трудным поведением, но, чутко управляя развитием ребенка, этого, обычно, можно избежать.
Можно ли говорить, о проблемах поведения, если ребенок не шалит? Да. Ребенок может не проявлять «общепринятых» признаков непослушания, которых мы ожидаем от детей, но, несмотря на это, он может делать то, что мешает ему учиться или взаимодействовать с окружающими.
Некоторые дети, чтобы избежать неприятных для них ситуаций, применяют тактику «пассивного сопротивления» . Постоянное нежелание отвечать на вопросы или выполнять указания может быть проблемой поведения.
Иногда родителям трудно определить, что происходит с малышом, то ли у него проблема поведения, то ли эмоций, то ли это проявление его характера. Когда ребенок в присутствии посторонних настойчиво прижимается к маминой юбке, его считают робким и стеснительным. Ребенка дошкольного возраста, который пронзительно кричит, когда мама выходит из комнаты, могут счесть слишком капризным или совершенно несамостоятельным. Такой подход имеет 2 недостатка. Во-первых, характеристики определяют ребенка однозначно, несправедливо оставляя без внимания другие особенности его поведения. Во-вторых, подобный подход часто оправдывает бездействие. Ведь так легко сказать: «Он всегда себя так ведет», и оставить все как есть. Конечно, нельзя закрывать глаза на индивидуальные особенности ребенка или его эмоциональное состояние. Родители не могут не учитывать это. Необходимо сделать один дополнительный шаг: попробовать описать проблему словами так, чтобы из них было ясно, какой именно проступок совершает малыш. Вот несколько примеров того, как по-разному можно описать поведение малыша:
Аня жадная.
Аня берет еду из чужих тарелок.
Федя необщительный.
Федя отворачивается, когда с ним разговаривают.
Дима агрессивный.
Дима щиплет своего маленького братишку.
В первом примере каждой пары для характеристики детей использованы очень эмоционально окрашенные слова. Они выражают определенные предположения о внутренних побуждениях ребенка и не сообщают нам, что происходит в действительности. Второй пример пары в точности описывает, что происходит и тем самым указывает, что нужно исправить. Более того, он выделяет моменты, которые можно исправить в ближайшем будущем. Если Аня и вправду жадная, то для того, чтобы изменить ее внутреннее побуждение, основанное на уверенности, что все предназначается лишь ей одной, может понадобиться очень много времени. Однако, научиться не брать еду из чужих тарелок она сможет быстро, и тогда за столом всем будет хорошо – включая Аню.
Как корректировать поведение ребенка?
Для того чтобы приступить к исправлению недостатков в поведении малыша, нужно:

1. Определить проблему.
2. Поставить задачи.
3. Научить ребенка выполнять эти задачи.Определение проблемыСначала опишите проблему словами, которые объективно охарактеризуют действия ребенка. Затем подумайте, что предшествует нежелательным действиям ребенка, и что за ними следует. Ваши наблюдения могут дать информацию о том, когда, где и с кем малыш начинает неправильно себя вести. Вам будет легче понять это, если вы вкратце запишите, что происходит.
Принципы, которыми следует руководствоваться при постановке задач по исправлению недостатков поведения, таковы:
1. Задача должна быть позитивной. Тогда она поможет ребенку освоить альтернативу нежелательному поведению, а родителям – сосредоточиться на том, чтобы «учить, как делать», а не «отучать от».
2. Задача должна быть реалистичной. Реалистичная задача должна учитывать, чему способен научиться ребенок. Она должна также учитывать мнения и возможности остальных людей, привлеченных к обучению ребенка.
Как учить ребенка решать поставленные вами задачи
1. Четко представьте себе свои задачи.
2. Убедитесь в том, что все те, кто общается с малышом, знают ваши задачи.
3. Решите, что должно последовать за нежелательным поступком малыша.
4. Реагируйте на нежелательный поступок немедленно.
5. Будьте постоянны в своих действиях.
6. Будьте готовы к тому, что поведение ребенка, прежде чем стать лучше, может стать хуже.
7. Поощряйте правильное поведение ребенка.
8. Для того чтобы на смену неправильным поступкам могли придти хорошие, сформируйте у ребенка позитивные умения.
9. Привлекайте к корректировке поведения малыша всех заинтересованных в этом людей.
10. Ведите запись результатов. Ведение записей до и после начала «воспитательной программы» поможет вам решить вопрос о том, следует ли изменить стратегию или продолжать действовать по-прежнему.
Как избежать проблем поведения
1. Ваши правила должны быть четкими, простыми и неизменными.
2. Давайте позитивные указания, т.е. старайтесь избегать фраз типа: «Не делай этого», «Не трогай то», «Прекрати» и т.д. Лучше сказать малышу то, что ему следует делать, а «нет» и «нельзя» оставить для критических ситуаций, тогда они будут иметь больший вес.
3. На разные проявления непослушания ребенка реагируйте по-разному. Хорошо, если у вас будет достаточно большой диапазон реакций, и в каждой ситуации вы будете использовать наиболее «мягкий» вариант из тех, которые могут оказаться действенными. Например:
Перестановка предметов. Уберите определенные вещи подальше от ребенка или измените их расположение в комнате, чтобы исключить соблазн ими воспользоваться. Этот прием особенно хорошо применим по отношению к маленьким детям, которые еще не видят разницы между дорогим маминым фотоаппаратом и игрушечным и т.д.
Игнорирование поступка. Если действие ребенка не производит никакого эффекта, то он, может быть, и не повторит его. Даже если вам и придется вмешаться, вы можете сделать это, не глядя на ребенка или не разговаривая с ним.
Предложите другое занятие. Дав ребенку позитивное указание, можно отвлечь его от проказ и занять чем-то полезным.
Напоминание. Дайте ребенку шанс исправиться самостоятельно. Напоминания типа: «Что папа только что сказал?» или «А какое у нас правило насчет ножей?», - дадут ребенку возможность подумать еще раз.
Лишение удовольствий. Этот способ лучше всего помогает при работе с детьми постарше, но его можно применить и тогда, когда не слушается маленький ребенок, но только если лишить его удовольствия сразу.
Временная изоляция. Это означает, что ребенка ненадолго удаляют. Ребенка отрывают от того, чем он занят и уводят, оставляя одного на некоторое время. По возможности, это нужно делать спокойно. Если он плачет или сердится, сделайте вид, что не слышите. Придите к нему, когда услышите, что он начал успокаиваться. Если он увлеченно играет в своей комнате, это вовсе не значит, что он забыл о наказании. Как бы ребенок не относился к этому наказанию, продолжайте действовать так, по крайней мере, две недели. Если через две недели вы заметите, что те поступки, с которыми вы боретесь, стали появляться реже, значит метод «временной изоляции» эффективен. Если нет – пробуйте другой метод.
Всегда избегайте:
споров о правилах;
криков;
изменения своего решения;
остановок на полпути;
наказания типа «зуб за зуб» («Ты ущипнул меня, поэтому я сделаю то же самое»). Все это может только ухудшить положение, к тому же есть столько альтернативных вариантов.

Говоря о семейном воспитании, прежде всего, следует иметь в виду, что это - управляемая система взаимоотношений родителей с детьми. И ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. Поэтому именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми в отношениях любви. Но безусловная родительская любовь зачастую приводит к формированию таких качеств личности, которые можно условно обозначить понятием «синдром избалованного ребенка».

Стиль - приемы, способы, методы какой-либо работы, деятельности, манеры поведения. Применительно к воспитанию - это типичная стратегия поведения родителя с ребенком.

На процесс социального становления ребенка оказывает влияние множество семейных факторов: стили родительского поведения, количество детей в семье и возрастная разница между ними, характер детских взаимоотношений, применяемые меры дисциплинарного воздействия и др. Кроме того, на процесс социального обучения дошкольников влияют структура и условия жизни семьи: полная семья или нет, работают ли все члены семьи, проживают ли вместе с семьей бабушка и дедушка или кто-то из родственников, каковы бытовые (жилищные) условия жизни семьи. Если условия жизни семьи и ее структура претерпевают серьезные изменения, особенно в худшую сторону, социальный опыт ребенка может заметно меняться.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций.

Авторитетный стиль родительского поведения: образ действия родителей отличается твердым контролем над детьми и в тоже время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребенка. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, понятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют их смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.

Авторитарный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается подчинением собственного поведения, жестким правилам и навязыванием этих правил своим детям, так же исключением детей из процесса принятия решений в семье. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют их жестко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержанны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения.

Либеральный стиль родительского поведения: образ действий родителей отличается почти полным отсутствием контроля над детьми при добрых, сердечных отношениях с ними; дети либеральных родителей могут испытывать трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела. Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным; они почти или совсем не ограничивают поведение детей. Либеральные родители относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими, какие они есть. Вместе с тем многие либеральные родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственные родительские функции, в частности, устанавливать необходимые запреты для своих детей.

Индифферентный стиль родительского поведения: образ действий родителей характеризуется отсутствием интереса родительских функций к собственным детям. Такие родители практически не контролируют детей и не проявляют к ним теплоты и сердечности. Они не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей.

Традиционный стиль поведения родителей. При таком стиле родители исполняют отчасти устарелые роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть довольно авторитарным, а мать - более заботливой и либеральной. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого. В любом случае, если брак удовлетворяет обоих супругов, и они поддерживают друг друга, оба родителя добиваются большего успеха в рамках своих семейных ролей.

Стили родительского поведения определенным образом воздействуют на личность растущего ребенка. Так, например, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны.

Хотя чрезмерное попустительство со стороны родителей либерального стиля поведения противоположно гипертрофированным запретительным тенденциям, оно не обязательно приводит к положительным результатам: как это ни странно, дети либеральных родителей так же могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Но в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

Дети авторитетных родителей адаптированным лучше всего. По сравнению с другими детьми, они более уверенны в себе, полностью себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стиля поведения.

Хуже всего с детьми индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, что бы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывает, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью.

Наряду с рассмотренными выше стилями семейного воспитания и педагогическими позициями родителей, которые могут встречаться в любой семье, независимо от того, является она благополучной или относится к категории неблагополучных, имеет смысл остановиться отдельно на характеристике стилей воспитания в неблагополучных семьях, дети из которых чаще всего оказываются в «группах риска».

Попустительско-снисходительный стиль. Для родителей характерно благодушное, самоуспокоенное настроение, они в серьез не реагируют на проблемные моменты в поведении ребенка. Родителями не придается серьезного значения поступкам детей, они не видят в них ничего страшного.

Позиция круговой обороны, которую может занимать определенная часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители всегда агрессивно настроены по отношению ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Они продолжают искать виновных на стороне. Обычно дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, отличаются лживостью и жестокостью и весьма трудно подаются перевоспитанию.

Демонстративный стиль. Родители, чаще всего мать, не стесняясь, жалуется на своего ребенка, на каждом углу рассказывает о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. В конечном итоге подобного рода «воспитательного усилия» родителей приводят к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои проступки, у них снимается внутренний контроль над собственным поведением, появляется озлобленность по отношению к взрослым, в первую очередь, к родителям.

Педантично-подозрительный стиль. Родители не верят и не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать их от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, увлечений и общения.

Жестко-авторитарный стиль присущ родителям, злоупотребляющим физическими наказаниями. Обычно такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко наказать (избить) ребенка. Он считает, что существует лишь один эффективный воспитательный прием - физическая расправа. Угрозы, постоянная боязнь наказания могут сделать одного ребенка боязливым, безвольным, несамостоятельным, а другого - озлобленным и раздражительным.

Увещевательный стиль. В противоположность жестко-авторитарному стилю в этом случае родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность. Они предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний.

Отстраненно-равнодушный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни или карьеры. Дети предоставлены сами себе, чувствуют себя лишними, стремятся как можно меньше бывать дома, болезненно воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Воспитание по типу «кумир семьи» чаще всего возникает по отношению к «поздним детям», когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или у одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти безоговорочно выполняются, что приводит к формированию у него крайнего эгоцентризма, эгоизма, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Непоследовательный стиль. У родителей, особенно у матери, не хватает выдержки и самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми - от наказания, слез, словесных оскорблений до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского влияния на детей.

Рассмотренные стили родительского поведения никоим образом не мотивируют ребенка исправиться, а только подрывают главную цель родителей - помочь ребенку научиться решать проблемы; родитель добьется того, что ребенок будет чувствовать себя отверженным.

Существует несколько автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становиться для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они. В-третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблему, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.

Наилучшие взаимоотношения между родителями и детьми складываются тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально.

Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и не желанности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают, либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у ребенка ощущение, что родителям не до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я».

Родителям надо помнить, что для ребенка вредна как чрезмерная суровость воспитания, так и вседозволенность и безнаказанность. Ребенок не должен ощущать различия педагогических позиций родителей, иначе он будет дезориентирован, не понимая, что можно и чего нельзя, или начнет злоупотреблять их несогласием друг с другом.

Семья - это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности ее членов, и в первую очередь - детей. Социальные факторы, в той или иной степени обуславливающие трудности в осуществлении семьей ее воспитательной функции, таковы:

  • 1. Разрыв соседских, а в отдельных случаях и родственных связей;
  • 2. Все большая включенность женщины в производственную деятельность и ее двойная нагрузка - на работе и в семье;
  • 3. Дефицит времени на воспитание и внутрисемейное общение;
  • 4. Жилищные и материальные затруднения.

Нарушения родительского отношения к ребенку или родительских установок приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка, например, отсутствие должного контроля над поведением ребенка в сочетании с излишним эмоциональным сосредоточением на нем, обстановка изнеженности, заласканности, беспринципной уступчивости, беспрерывное подчеркивание существующих и несуществующих достоинств формирует истерические черты характера. Те же последствия возникают и при безразличном отношении (по типу «отвержения»). Чрезмерный контроль, предъявление слишком строгих нравственных требований, запугивание, подавление самостоятельности, злоупотребление наказаниями, в том числе и физическими, ведут, с одной стороны, к формированию у ребенка жестокости, а с другой - могут подтолкнуть его, в дальнейшем, к покушению на самоубийство.

Дети могут становиться ареной соперничества взрослых, средством влияния или давления, способом наказания или мести. На детей могут переноситься негативные эмоции, испытываемые к другим членам семьи - к супругу, его родителям. К тому же родители могут быть эмоционально или нравственно не подготовлены к выполнению родительских функций. У них может отсутствовать родительская мотивация, чувство ответственности за воспитание ребенка может быть не развито, или напротив, гипертрофировано; они могут испытывать дефицит уважения к себе и вследствие этого не чувствовать себя в праве контролировать ребенка и направлять его развитие.

Наиболее верный путь совершенствования воспитания детей в семье - предупреждение педагогических ошибок родителей. А это, в свою очередь, предполагает осознание и правильное истолкование наиболее типичных из них. Ошибки, часто встречающиеся в семейном воспитании, условно можно разделить на три группы:

Неправильные представления родителей об особенностях проявления родительских чувств (родительской любви);

Недостаточная психологическая компетентность родителей о возрастном развитии ребенка и адекватных ему методах воспитательного воздействия;

Недооценка роли личного примера родителей и единства предъявляемых требований ребенку;

Самой распространенной ситуацией во многих нынешних неблагополучных семьях является неумение, а иногда и не желание родителей строить свои взаимоотношения с детьми, на основе разумной любви.

Рассматривая ребенка как личную, «частную» собственность, такие родители могут либо чрезмерно опекать его, стремясь немедленно удовлетворять любую прихоть, либо постоянно наказывать, испытывая на нем самые жесткие средства воздействия, либо всяческими способами уклоняться от занятий с ним, предоставляя ему полную свободу.

Одним из наиболее распространенных типов неправильного семейного воспитания является гиперопека (чрезмерная опека без учета индивидуальных особенностей, интересов и склонностей самого ребенка или же возведение даже незначительных его успехов в ранг выдающихся способностей - воспитание по типу «кумир семьи»).

Не редко в основе гиперопеки лежит нравственное заблуждение: в сознании родителей ребенок превращается в «сокровище» - мерило родительского престижа. За гиперопекой может скрываться сильная враждебность по отношению к ребенку. Иногда гиперопека мотивированное тревогой из-за собственного одиночества у родителей и навязчивой потребности в психологической защите скорее себя, чем ребенка.

Гиперопека может возникнуть в результате каких-то нарушений психического здоровья у матери. Такие нарушения приводят к появлению аномальной «потребности» матери в зависимом положении и ребенка.

К такому же негативному результату в развитии личности ребенка может привести педагогическая позиция родителей противоположного характера - строгая, да жестокости, власть над детьми. Уже в раннем детстве ребенок познает все виды наказания: за малейшую шалость его бьют, за недомыслие - наказывают. Порой, не только наказывают, а испытывают на нем самые жестокие средства воздействия: грозят расправой, ставят в угол на колени, бьют.

Различают четыре основные формы жестокого обращения и пренебрежения детьми:

  • 1. Физическое насилие.
  • 2. Сексуальное насилие или развращение.
  • 3. Психическое (эмоциональное) насилие.
  • 4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их замещающими, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка или вызывать серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического, а так же и психического здоровья, стать причиной отставания в их развитии.

Росс Кэмпбелл, специалист в области детской психологии и психиатрии, считает, что главная опасность в использовании физических наказаний как средства контроля над поведением состоит в том, что оно, во-первых, резко облегчает чувство вины, во-вторых, может привести к отождествлению себя с агрессором.

Телесное наказание приводит к деградации, дегуманизации и уничтожению ребенка. В результате ребенок может чувствовать, что порка - это наказание, достаточное само по себе. Если его наказывают часто и сурово, у ребенка вырабатывается необходимое чувство вины, что препятствует развитию у него полноценного осознания себя как личности. Без основ безусловной любви ребенок не сможет пройти все фазы развития, особенно отождествление себя с родителями, что навредит формированию здоровой психики и адекватной самооценки.

Ребенок становиться на сторону карающего родителя, и у него появляется ощущение, что быть агрессивным и карающим правильно. Использование телесных наказаний (или угроз их применения) в качестве основного средства воспитания детей переходит из поколения в поколение.

Сексуальное насилие или развращение - вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое и не осознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Наиболее часто встречается проявление психического (эмоционального) насилия, которое характерно для семей как с явной (открытой), так и скрытой неблагополучия. Этот вид внутрисемейного насилия отличается длительным, постоянным или периодическим психологическим воздействием, приводящим к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающим развитие его личности. К этой форме относятся:

  • 1. Открытое неприятие и критика ребенка;
  • 2. Оскорбление и унижение его достоинства;
  • 3. Угроза в адрес ребенка, в словесной форме без физического насилия;
  • 4. Преднамеренное физическая или социальная изоляция ребенка;
  • 5. Предъявление к ребенку чрезмерных требований, несоответствующих его возрасту и возможностям;
  • 6. Лож и невыполнение обещаний со стороны взрослых;
  • 7. Нарушение доверия ребенка;

Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) довольно частое явление в неблагополучных семьях. При этом со стороны родителей отсутствует элементарная забота о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для его здоровья и развития.

Любой вид жестокого обращения с детьми нарушает физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его как личности. В основе жестокого обращения родителей с детьми могут лежать самые разные причины социального и психологического порядка, но чаще всего родители, как их ребенок, являются жертвами собственных представлений. Плохое отношение к детям в семье происходит на определенном фоне, обычно жестоко обращаются с детьми родители, задавленные тяжестью задачи воспитания своих детей.

Во всех этих ситуациях ребенок совершает «преступление» против системы ценностей его родителей. Родители пытаются защитить свои ценности (уважение, послушание, порядок, достижения, чистоту и т.д.) от предполагаемого посягательства со стороны ребенка. Они хотят внушить ему эти ценности, но в своих реакциях заходят дальше поставленной цели. Результатом становится жестокое обращение с ребенком.

Люди, жестоко относящиеся к детям, настолько эмоционально неустойчивы, что не в состоянии удовлетворить их насущные потребности. Во многих случаях родитель, плохо относящийся к ребенку или не заботящийся о нем, оказывается не столько жестоким и отчаявшимся, сколько введенным в заблуждение, беспомощным в вопросах воспитания или страдающим от какой-либо патологии.

Психологические причины родительской жестокости:

В семьях, где принято жестокое обращение к детям есть «ребенок-мишень», на которого члены семьи, в том числе и супруги, пытаются спроецировать все свои проблемы. Ребенок может напоминать о ненавистном родственнике, являться любимчиком одного из родителей, может иметь недостаток, который раздражает его «мучителя», считается «злым», иметь физические или умственные недостатки или появиться на свет нежеланным.

Критическая ситуация в семье или стечение обстоятельств часто вызывают вспышки жестокого поведения (потеря работы, разлука с любимым человеком, смерть кого-то из близких, нежелательная беременность, эмоциональная подавленность или даже любое незначительное событие, принципиально важно для взрослого, который сам отчаянно нуждается в утешении).

Многие родители эмоционально не готовы к той ответственности, которую налагают на них материнство и отцовство, и зачастую либо слишком близко к сердцу принимают неприятности, связанные с выполнением родительских обязанностей, либо попросту их игнорируют.

Очень часто причиной жестокого отношения к ребенку является недостаток элементарных знаний о детском развитии.

Модель домашнего насилия, как правило, передается от одного поколения к другому. Строгие наказание не считаются насилием по отношению к детям, а рассматриваются в качестве семейной традиции.

Весьма типична для семей, в которых существует насилие, изоляция от внешнего мира. Многие из них живут замкнуто и не пользуются ничьей помощью.

В современном обществе во многих семьях физическое насилие приобретает систематических и хронический характер.

Не менее пагубным для формирования личности ребенка является эмоционально безразличное отношение к нему родителей, предоставляющим ему с раннего возраста свободу, которой он еще не умеет пользоваться. Такая неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о ребенке, получила название «гипоопеки» или «гипопротекции».

При недостатке родительского тепла и внимания могут пострадать интеллектуальные возможности детей и замедлиться их психическое развитие.

Недостаточная психологическая компетентность в области возрастного развития ребенка, наиболее часто проявляется в неумении учитывать возрастные изменения в психике ребенка при обращении с ним по модели предыдущего возрастного этапа. Такая инертность родителей вызывает у детей различные формы негативизма. Особенно ярко негативизм проявляется в подростковом возрасте.

Среди родителей встречается еще одно заблуждение, которое препятствует полноценному воспитательному процессу: существует мнение, что в ребенке все свойства характера положены природой - и с этим ничего не поделаешь. Проявление характера у детей они замечают уже в раннем возрасте и склоны считать, что особенности личности и характер ребенка развиваются помимо их влияния: дети якобы от рождения могут быть ленивыми, злыми, обидчивыми.

Несмотря на то, что дети растут в одной семье, отношение взрослых к ним может быть разным.

Характер ребенка, действительно складывается очень рано, его развитие определяется и отношением родителей к ребенку, и особенностями их собственной личности, и внутрисемейными отношениями.

Мысли о генетической предопределенности характера ребенка опасна тем, что снимает с родителей ответственность за воспитание.

Недооценка личного примера и единства предъявляемых требований в воспитании ребенка, которые имеют позитивную направленность и обеспечивают родительскую поддержку в формировании у него положительных черт и качеств.

Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако, известно, что у определённой категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности.

Ребенок не становится агрессивным неожиданно, он не может быть мягким и воспитанным ребенком, а спустя минуту начать кричать, драться со сверстниками. Процесс, как правило, постепенный. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в более мягкой форме. Но взрослые, обычно, не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнуться с явными нарушениями поведения. То поведение, которое воспринимается как агрессивное или асоциальное, часто в действительности является отчаянной попыткой удовлетворить потребности, восстановить эмоциональное состояние или социальные связи.

Как известно, процесс первичной социализации ребенка начинается в семье, и первыми людьми, у которых заимствуется опыт социального поведения, являются родители. Подражая им и другим взрослым членам семьи, ребенок учится строить свои взаимоотношения не только с родственниками, но и с теми, кто находится за пределами семейной группы, перенося на общение с ними те правила и нормы, которые были усвоены им в родительском доме.

Замечая отрицательные проявления в поведении ребенка, родители не придают им значения, полагая, что ребенок еще мал и ничего не понимает, а когда подрастет научиться и исправиться. При таком отношении к воспитанию создаются условия, когда на первый взгляд «безобидные» недостатки ребенка, повторяясь многократно, по мере его взросления перерастают в устойчивые привычки, проявляющихся в виде различных отклонений в поведении.

Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определённой цели. Соответственно, максимальное удовлетворение дети получают при получении желанной цели - будь то внимание сверстников или привлекательная игрушка - после чего агрессивные действия прекращаются. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный или реактивный характер. В то же время у отдельных детей наблюдались агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому.

В мире и в других людях такой ребёнок, прежде всего, видит себя и отношение к себе. Другие люди выступают для него как обстоятельства его жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести ему вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет такому ребёнку увидеть другого во всей его полноте и целостности, пережить чувство связи и общности с ним. Поэтому для таких детей недоступно сочувствие, сопереживание или содействие. Очевидно, что такое мировосприятие создаёт ощущение своего острого одиночества во враждебном и угрожающем мире, которое порождает всё большее противостояние и отдаленность от других.

Нарушения родительского отношения к ребенку или родительских установок приводит к серьезнейшим дефектам в развитии личности ребенка.

Родителям необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Одна из особенностей семейного воспитания заключается в ярко выраженной эмоциональной форме отношений между родителями и детьми, а стили родительского поведения определенным образом воздействуют на личность растущего ребенка.

Психологический комфорт ребенка зависит от того, насколько семья удовлетворяет его основные психологические потребности. Именно семья должна обеспечить ребенку чувство защищенности, бескорыстной любви, условия для личностного развития. Поэтому так важно родителям не допускать серьезных ошибок в своих отношениях с детьми, потому что от этого страдают не только они сами, но и дети, которые становятся жертвами педагогической некомпетентности взрослых.

Родителям надо помнить, что для ребенка вредна как чрезмерная суровость воспитания, так и вседозволенность и безнаказанность. Ребенок не должен ощущать различия педагогических позиций родителей, иначе он будет дезориентирован, не понимая, что можно и чего нельзя, или начнет злоупотреблять их несогласием друг с другом.

Все родители воспитывают по-разному: у каждого свои стили, подходы, принципы и ценности. Нет двух одинаковых семей, особенно если речь идет о формировании поведения ребенка — о дисциплине. Конечно, не стоит судить о том, правильно или неправильно другие родители поддерживают ее в своей семье, — уверены Джон и Карен Миллеры, авторы "Правил счастливых семей". — Однако они полагают, что существует всего два типа воспитания — слабое и сильное — и от нашего выбора зависит, будет ли установлена дисциплина в семье.

Для сильного воспитания характерен твердый подход, при этом пронизанный любовью, который учит ребенка, что родители для него — высший авторитет. Такие родители понимают, что основная цель дисциплины — со временем выработать у ребенка самодисциплину.

Они не уходят от ответственности, ссылаясь на то, что:

  • "Слишком устали",
  • "Сейчас это неудобно",
  • "Ничего не получится".

И не говорят, что не в силах навести порядок, потому что всем известно — сильному можно научиться.

В действительности большинство родителей сказали бы, что дисциплина, подкрепленная любовью, — вещь хорошая, но установить ее — совсем другое дело. Проблема многих родителей не в том, как ввести дисциплину (хотя это тоже важно), а в желании сделать это и понимании того, когда это нужно делать. На что мы и пытаемся обратить внимание: родители должны захотеть взять на вооружение сильный тип воспитания и выбрать для него подходящий момент.

Что касается изучения практических аспектов эффективной дисциплины, то на эту тему написано предостаточно книг, подкастов, сайтов и курсов, которые обучают родителей конкретным методикам и приемам. Пожалуйста, обращайтесь к любым доступным источникам.

Желание родителей установить дисциплину коренится в понимании того, что наши дети — это продукт нашего воспитания, и мы ответственны перед ними. Сильные родители понимают, что это их обязанность (которую они сами на себя взвалили) — твердо и решительно формировать личность своих детей на пути к взрослению.

Хотя установление дисциплины требует сил и времени, пожинать плоды будут все участники. Таким образом, хорошие родители дисциплинируют себя, чтобы дисциплинировать своих детей. Они не боятся проявлять твердость, потому что уверены в своей правоте.

Повод для тревоги

Мы предлагаем родителям "Правила дисциплины", подсказывающие, когда пришло время быть сильными. Если вы хотите научиться целенаправленно, своевременно и эффективно устанавливать дисциплину, предлагаем несколько ключевых вопросов:

  1. Непокорное поведение. Мой ребенок не повинуется старшим?
  2. Агрессивное поведение. Мой ребенок наносит ущерб имуществу?
  3. Поведение, привлекающее внимание. Мой ребенок мешает окружающим?
  4. Разрушительное поведение. Мой ребенок наносит вред окружающей среде?
  5. Опасное поведение. Мой ребенок подвергается опасности или подвергает опасности окружающих?
  6. Непочтительное поведение. Мой ребенок неуважительно ведет себя с другими людьми?

Ответ "да" на любой из этих вопросов свидетельствует о том, что пришло время проявить себя как сильный и ответственный родитель.

Поэтому вместо неправильных вопросов из серии "Почему мой ребенок так плохо себя ведет?" поставим QBQ вопросы (The Question Behind the Question — по названию концепции "Вопрос за вопросом"):

  • Как мне освоить новые навыки воспитания?
  • Как завоевать уважение ребенка?
  • Каким образом вжиться в роль сильного родителя?
  • Почему моя дочь такая непослушная?
  • Когда мой сын перестанет меня нервировать?
  • Кто спасет меня от этих детей?!

Когда родители задают неправильные вопросы, особенно "Почему мой ребенок такой неуправляемый?", можно ответить так:

ПОТОМУ ЧТО РОДИТЕЛИ ИМ НЕ УПРАВЛЯЮТ.

Приведем пример из жизни.

Однажды в ресторане мы обратили внимание на сидевшую за соседним столиком семейную пару с малышом, который крепко сжимал в ручонке резиновый самолетик. Малыш поднял игрушку высоко над головой и бросил через весь стол с такой силой, что бокалы родителей задрожали, привлекая внимание посетителей. Затем, словно кузнец, орудующий молотом, мальчонка поднял игрушечный самолет и бахнул им об стол снова, крича во всю глотку.

Взрослые, сидевшие рядом, явно были расстроены и смущены поведением ребенка и старались не встречаться взглядом с другими гостями. Но они почти ничего не делали, чтобы прекратить это безобразие.

Нам казалось, что им пора забрать у сынишки игрушку и прошептать на ушко твердое "нельзя" или даже вывести его из ресторана, чтобы успокоить, но мальчик снова бросил самолетик на пол. Усвоив все приемы, используемые маленькими детьми, чтобы добиться желаемого, он устроил мини-истерику. Все надежды на то, что галдеж прекратится, рухнули, потому что его мать достала игрушку и подняла ее в воздух, одновременно имитируя гул самолета. Он приземлился прямо в маленькие ручки, которые снова подняли его и грохнули об стол.

Эта история иллюстрирует слабое воспитание. Проще говоря, ребенок при попустительстве родителей делал что хотел. Поскольку малыш самостоятельно выбирал манеру поведения, он стал "сам себе хозяином". При этом папа и мама отреклись от своей руководящей роли.

Итак, вы потеряли свою власть:

  1. если ваш ребенок постоянно вмешивается, когда вы разговариваете с другими людьми;
  2. постоянно ноет, потому что знает, что ваше "нет" в конце концов превратится в "да";
  3. вы находите оправдания его плохому поведению, начиная от "Она устала!" и заканчивая "У него волевой характер!";
  4. вы просите своих детей что-то не делать, но они это делают, потому что вы за этим не следите;
  5. вы позволяете сыну или дочери непочтительно разговаривать с вами;
  6. любые наказания, о которых вы предупреждаете, отменяются раньше времени или не вступают в силу.

Естественно, мы любим своих детей, беспокоимся о них и хотим, чтобы они добились успеха в жизни. Мы демонстрируем любовь, не позволяя им приближаться к едущим машинам, горячей плите и подозрительным незнакомцам. Но хорошие родители проявляют любовь и тогда, когда отказываются от слабых сценариев воспитания, описанных выше. Чтобы быть сильными, ответственными папами и мамами, требуются старание и внимание, но это нормально, потому что ни один родитель не избежит забот и тревог!

Сильное воспитание начинается с сильных ценностей

Родители выполняют много важных задач, но, наверное, ключевая — это передача ценностей своим детям. Данный процесс заключается в постоянстве, повторяемости и выборе "подходящих моментов".

Все родители придерживаются разных принципов, ценят разные поступки и показатели успеха.

Например, для кого-то детский спорт связан с такими понятиями, как приобретение новых навыков, упражнения, построение отношений и обучение командной работе.

Другие родители связывают спорт с победами.

Это нормально, просто у всех разные приоритеты.

Вот почему некоторые родители хвастают: "Мой ребенок играет за университетскую команду!" Но, честно говоря, мы бы больше обрадовались, если бы они говорили: "У моего ребенка прекрасные манеры!" и "Мой ребенок очень вежлив!"

Конечно, не наше дело указывать, какие ценности являются правильными, — главное, чтобы вы сами были уверены в них и жили в соответствии с ними.

Необходимый элемент ценностной ориентации — определение непреложных ценностей. Это принципы и поступки, которые сильные родители четко обозначили как хорошие или плохие.

Например, в целом ряде семей мы наблюдали такие "нельзя":

  • смотреть фильмы "детям до 16",
  • сквернословить,
  • драться.

И в противовес им такие "можно" и "нужно":

  • демонстрировать хорошие манеры,
  • быть приветливым с гостями,
  • уважительно говорить друг с другом.

Непреложные ценности помогают родителям и детям принимать мудрые решения и делать правильный выбор. Они превращаются в инструменты, направляющие нас во всех наших начинаниях.

Задайте себе следующие QBQ:

  • Каким образом я могу четко донести свои ценности?
  • Как мне лучше преподнести свои ценности детям?
  • Как я научу своих детей делать правильный выбор?
  • Каковы мои непреложные ценности?

Комментировать статью "Поведение ребенка: правила дисциплины устанавливают родители"

Оно началось... Рановато, но таковы реалии. Почти 5 лет назад мы приняли в семью троих сирот, мальчиков, братьев-дошкольников. Старшему было 5, младшему полтора года. Через короткое время выяснилось, что дети очень плохо адаптируются в обществе. Не могут соблюдать установленные правила, выполнять указания взрослых, работать на занятиях, адекватно реагировать на замечания. Тот визуальный эффект, что дети внешне очень красивые, ухоженные, холёные, развитые и неглупые - вызывает у окружающих...

Причины трудностей ребёнка могут быть спрятаны в сфере его чувств. В таких случаях его надо активно слушать – возвращать ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство; не оставлять ребёнка наедине с его переживанием нашими обычными «уже поздно», «пора спать». Методика активного слушания: 1) Повернуться к ребёнку лицом 2) Не задавать ему вопросы; свои ответы строить в утвердительной форме. Вопрос звучит как холодное любопытство, а утвердительная фраза – как понимание и...

После выписки из роддома родителям приходится заняться формальным, но необходимым делом: юридическим оформлением необходимых документов. Получение свидетельства о рождении C собой нужно иметь: Справка из родильного дома Паспорта родителей Свидетельство о браке (если нет, необходимо присутствие обоих родителей) Выдают: Паспорта родителей с отметками в графе "дети" Свидетельство о рождении ребенка 2 справки на получение пособий (на работу одного из родителей и в отдел СОБЕСа) Прописка Для...

Вот в поведении ребенка автора я вообще не вижу каких-то психических отклонений. И нормально, когда ребенок попадает из дома, где уже выстроены правила и ограничения, в новый коллектив, где правила пока не установлены и он к ним не привык.

" Родитель не поведение своего ребенка обсуждает, его локус контроля - находится вовне. Это учитель виноват, что ребенок так себя ведет." Пока эти учителя сами не примут строгие правила, так и будут обвинять всех и вся, что дисциплины нет И кстати, эти учителя уверены...

Если дети воспитаны дома так, что правила не соблюдают и спокойного тона не понимают - то приходится кричать. Если бы все было так просто, проблема дисциплины на уроках вообще бы не стояла. Учитель ставит за плохое поведение двойки - родители в наказание лишают...

Запомните: ВЫ - ГЛАВНЫЙ!!! Когда я вспоминаю собственное поведение, то понимаю, что главная причина, по которой мне не удавалось призывать детей к дисциплине, это мое нежелание подавлять их восхитительную, неповторимую личность. Я не хотела подавлять их индивидуальность. Это очень американский подход, и у него есть свои положительные стороны, но мы ухитрились даже все хорошее довести до крайности. Во Франции у всех членов семьи есть свои роли. Родители - главные, дети подчиняются главным...

ДИСЦИПЛИНА. Воспитывая детей, помните, что вы закладываете будущие черты их характера. Дисциплина приветствуется везде, в каждой семье. Детей нужно дисциплинировать должным образом. Задумайтесь о том, часто ли ваши дети, перед тем, как что-то сделать, советуются с вами? Деткам нужен определенный порядок в их жизни. Неотъемлемой частью правильного развития ребенка является дисциплина. Чем больше времени родители будут тратить на воспитание своих малышей, тем больше они будут ощущать...

Как часто вам приходится оправдывать братишек и сестренок, которые не ладят друг с другом или даже дерутся? Мне приходилось слышать разные родительские оправдания: А мы с братом тоже в детстве как кошка с собакой жили. Да все дети дерутся. И что я могу сделать?! Вот разок в глаз получит, научится цивилизованно спорить... Но у меня есть другой вывод, точнее - серия аргументированных выводов. Старший младшему не товарищ? У моей приятельницы две дочки с разницей в возрасте в десять лет. Старшая...

«НЕМНОЖКО ПЛОХИЕ РОДИТЕЛИ, или внедрение в общественное сознание базовых сведений о международных стандартах, принципах, правилах и нормах, составляющих основу системы ювенальной юстиции» Юридическое расследование – 1. [ссылка-1] Цитата: Далее Егорова М.О. утверждает, что: 1.А этот закон даёт им в руки ещё одну меру – период, когда можно работать с семьёй, и в эту работу включаются не чиновники, в законе чётко написано, включаются учреждения здравоохранения, образования и социальной защиты...

Когда я была маленькой, моя мама часто говорила друзьям и знакомым: "Я своей дочери верю, она мне никогда не врет! Если она что-то сказала, значит так и есть!" Не знаю намеренно или случайно, но часто она говорила эту фразу в моем присутствии. И меня переполняло чувство гордости...и ответственности...и я не врала. Просто не могла, ведь мама мне ВЕРИЛА!!! Простой педагогический прием, но он работал! До сих пор не знаю, мама его придумала или где-то вычитала. И я всегда считала, что со своими...

Меня поразила реакция и поведение родителей девочек-участниц конфликта: одна мамочка позволила себе прийти в школу и наорать на девочку Р., которая якобы обидела её дочь, в Главой одиннадцатой Семейного кодекса РФ установлены права несовершеннолетних детей.

Почему ребенок крадет? Развитие заложенных природой векторов напрямую зависит от воспитания. К сожалению, родителям при выписке из роддома вместе с младенцем не выдают инструкцию по применению. Желательно брошюру по системно-векторной психологии, которая помогла бы взрослым верно определить вектор ребенка и направлять его в нужное русло. Отпустить малыша в свободное плавание, также как и привязать на якорь означает вырастить неудачника. Печальная действительность свидетельствует о том, что...

список из предыдущего поста: что надо оговорить с няней, когда она приступает к работе в вашей семье. 7. Общение с посторонними. Лучше всего напишите список тех, кому можно открывать дверь квартиры (это могут быть Ваши родственники, друзья, соседи), оговорите возможность няни принимать собственных гостей, как и когда она должна это согласовывать с работодателем. Сообщите ей, что во время прогулок она должна внимательно выбирать детей (родителей, нянь) для общения с точки зрения отсутствия у...

Успеваемость * по всем учебным дисциплинам крайне низкая. Неоднократные, в течение многих лет, обращения к матери данного ребенка как родителей класса, так и многих учителей с просьбой повлиять и скорректировать его поведение, остаются без ответа.

Школа для детей с девиантным поведением -совсем другое.Откуда нам знать,что за фрукт у автора,может,ему там самое место,пока он дел не наворотил.Вот он гуляет Рамки должны быть, для мальчика обязательно, дисциплина должна быть, установленная родителями.

Проблема в поведении ребенка в садике. Скорее всего, ребенок устает от большого коллектива детей и от строгой дисциплины. Комиссию могут так же вызывать родители, если ваш сын обижает их детей.

Дети очень четко отслеживают, что и где можно, то есть даже если бы родители были такими неадекватными, то на поведение ребенка в группе можно было бы повлиять. Отсюда и правила, которые они устанавливают.

Родители пишут письмо, где высказывают нежелание видеть ребенка в классе. Поэтому в данном случае лучше подчиняться правилам, установленным учителем. Это на порядок другое поведение.

Ребенок должен знать дисциплину, что можно, а что нельзя. Помню, у меня была клиентка с 7-летней дочкой. Я много раз объясняла тебе правила поведения в общественных местах." И все. Ни разу она не достала дочь из-под стола, не крикнула на нее.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто