Во сколько малыш начинает гулять. Когда ребенок начинает гулить и что такое гуление

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В развитии ребенка нет приоритетов, все имеет значение и свою важность, но все же первые звуки, слоги, слова это волшебные моменты любых родителей. А их отсутствие в свое время беспокоит родителей и заставляет их бежать к врачу, справляясь у него о проблемах в речи. Чтобы не беспокоиться самим понапрасну и не тревожить ребенка, стоит разобраться в в каком возрасте приходит пора первого «агу» и когда оно должно переходить в слоги и лепет малыша.

Первое АГУ, когда его ждать?

С момента рождения груднички издают различные звуки — они кряхтят, хнычут и издают более резкие и громкие звуки, но момент когда ребенок начинает агукать приходит только к 1,5-2 месяцам. Данный период знаменуется и еще одним прекрасным событием, ребенок начинает смеяться.

Речевой аппарат младенца сначала осваивает гласные звуки и попеременно их выдает, тренируясь при этом в громкости и длительности. Так малыш развивает свою речь и тренирует мышцы, формирующие звуки. Ничего не может быть внезапным, так и речь она идет от простого к сложному. И вот, примерно к 3 месяцам, малыш уже может произносить первые гласные звуки «г», «к», «х». Они еще не четкие и не явные, но уже распознаваемые. К 4 месяцам малыш начинает лепетать, как бы общаясь с собой и взрослыми на своем языке. Он меняет интонации, тянет звуки или укорачивает их произношение, как бы пробуя их на вкус.

К 6 месяцам в речь ребенка вплетаются новые согласные – «м», «б», «п» и они, соединяясь с гласными, образуют первые слоги, которые так счастливы, слышать родители.

Ребенок молчун – повод для волнения?

Некоторые дети начинают агукать позже указанного срока, чем приводят своих родителей в расстроенные чувства. Нужно понимать, что каждый человек индивидуален, а на развитие речи влияют множество факторов, которые могут замедлить процесс развития речи, однако это не говорит о каких-либо патологиях и отклонениях.

Когда ребенок начнет гулить и агукать зависит от перенесенных внутриутробных заболеваний вместе с мамой, которые могли препятствовать правильному формированию речевого аппарата или активизации мозговой деятельности. Пол малыша не менее важен, раньше начинают агукать девочки, а вот мальчишки немного отстают от них.

Перенесенные в младенчестве заболевания могут создать стрессовую ситуацию, когда малыш немного как бы отгородиться от мира и начнет агукать позднее положенного времени.

Если ребенок уже начал лепетать и вдруг звуки прекратились, это может быть знамением такой мини передышки перед новым рывком. Но если гуление не возобновилось в течение нескольких дней, то речь может идти о перенесенной стрессовой ситуации, которая затормозила на время развитие речи.

Помогаем речи активизироваться

Родители способны помочь своему грудному малышу в освоении речи, если вопрос не в патологическом заболевании. Для этого необходимо постоянно общаться с малышом. Так как слух малыша развивается уже на 16 неделе беременности, то и разговаривать с малышом необходимо с этого периода. После рождения все действия мама должна сопровождать словами, песенками, стишками.

Эффект Моцарта это доказанный научный факт, который активизирует различные зоны мозга, в том числе отвечающие за речь. Ставьте ребенку ежедневно произведения этого великого композитора, и это не только поспособствует ему в речевом развитии, но и поможет стабилизировать нервную систему.

Делаем пальчиковую гимнастику и массаж ладошек. Массируем каждый пальчик ладошки, активизируя тем самым речевые зоны и развивая мелкую моторику. Ежедневный массажик поможет малышу разбудить зоны мозга и ребенок начнет агукать и лепетать.

Проблемы в развитии речи

Весьма важно во сколько месяцев ребенок начинает агукать, это дает отсчет дальнейшему развитию, хотя бывают случаи когда ранее агуканье замирает в результате болезни или пережитого стресса и ребенок начинает лепетать гораздо позже положенного. Нужно понимать, что это просто причина, которая задержала процесс начала речевого развития, но наверняка не сказалась на умственном развитии малыша.
А вот если ребенок не агукает к 4 месяцам, то стоит поговорить с педиатром и показаться невропатологу. Такие проблемы лучше выявлять на ранних сроках, когда лечение можно считать профилактикой.

Доктор Комаровский советует при оценки развития своих детей не опираться на общепринятые нормы, а исходить из динамики их развития. То есть сравнивать их сегодняшних с ними вчерашними и оценивать те положительные изменения, которые в них произошли. Очень важно понимать во сколько дети начинают агукать, лепетать, говорить, но еще важнее прослеживать тенденцию в развитии речи. Оценивать его способность и желание общаться с взрослыми на своем языке. Понимать его индивидуальность и ценить ее.

После первой улыбки ничто другое не воспринимается взрослыми с таким восторгом, как гуление малыша. Это - его первый язык, он уникален по-своему и необходим для становления речи. О сроках и особенностях гуления мы расскажем в этом материале.

Что это такое?

Традиционные медицинские источники трактуют гуление как стадию доречевого развития. То есть пока это не речь, но уже и не крик, которым новорожденный общался с мамой и другими родственниками по любому поводу, будь то желание общаться или мокрая пеленка. В 2–3 месяца в среднем дети начинают гулить, и это означает, что их потребность в крике уже не так велика. Кричать чадо теперь будет по вполне конкретным поводам, когда присутствие и участие взрослого - острая жизненная необходимость (голод, холод, боль). В остальных случаях малыш гулит, и это не может не вызывать умиления.

Гуление продолжается примерно до полугода. Потом ребенок плавно переходит к стадии лепета и становится еще на ступень ближе к человеческой речи.

Ребенок начинает агукать не потому, что он этого хочет. Просто так устроено природой, а сам навык считается спонтанным. Обычно малыш «гукает» в состоянии покоя, когда ему хорошо, комфортно, когда он сыт, часто - исключительно в присутствии взрослых, но порой детки делают это и сами с собой.

В самом начале гуления ребенок произносит короткие звуки, обычно начиная с гласных («у», «а», «ы») и постепенно переходя к их объединению с некоторыми согласными («гу», «га», «ма»). В 4 месяца малыши достигают такого вокального мастерства, что начинают произносить не только отдельные звуки и слоги, но и целые каскады звуков. Стадия доречевого развития, следующая за гулением, называется лепетом.

Примечательно, что гулят разные дети почти одинаково. В этом прекрасном нежном возрасте не существует национальностей, языковых барьеров. Но уже к полугоду крохи начинают произносить звуки, которые все больше напоминают звуки их родного языка, каким они его слышат и воспринимают от родителей и других взрослых. Эксперименты показали, что взрослый француз, японец или американец вполне в состоянии опознать ребенка одной с ним национальности, просто прослушав аудиозапись такого гуления малыша в 6–7 месяцев.

Если даже ребенок лишен способности слышать, он все равно гулит. Некоторые карапузы с нарушениями слуха даже проходят начальные стадии лепета. Но потом им требуется медицинская помощь и вспомогательные средства в распознавании речи, иначе говорить они так и не научатся.



Возможные проблемы

При достижении определенного возраста родители начинают ждать от крохи ответных звуков, но их может не быть. Есть дети, которые ограничиваются лишь коротким периодом тренировки будущей речи. Они как бы пробуют звуки «на вкус», произносят гласные и сами их пугаются. Такие малыши могут молчать, как партизаны, и в 5, и 6 месяцев.

С испугом или негативным опытом, а также с внезапным заболеванием могут быть связаны и внезапно утраченные способности к произношению звуков. Ребенок гулил, например, с 2 месяцев, а в 4 месяца перестал и замолчал. Под действием страха, стресса или даже самой обычной простуды, которую малыш перенес, он мог временно забыть новый навык.

Причиной задержки развития гуления или его исчезновения может стать слабое эмоциональное развитие малыша: с ним мало общаются, почти не разговаривают, уделяют ему недостаточно внимания. Наладить речевой контакт с грудничком - непросто, но ничего невозможного в этом нет. На задержку психического и эмоционального развития указывает не только отсутствие гуления в принципе, но и монотонное «пение», мычание в возрасте от 4–5 месяцев и старше. В норме в этом возрасте гуление становится эмоционально окрашенным: ребенок может произнести свое «агу» как с удовольствием, так и с досадой, как требовательно, так и ласково, нежно. У малышей с задержкой развития психики и становления эмоций эмоциональный окрас звуков практически отсутствует.


Гуление может отсутствовать или быть очень скудным, почти неразвивающимся у детей с аутизмом. Аналогично ведут себя малыши с синдромом Дауна, с врожденным слабоумием, дети, перенесшие тяжелые травмы головы, кровоизлияния в головной мозг при рождении. При поражении центра речи ни гуления, ни лепета может не быть вообще, как и последующих речевых навыков.

Позднее начинают гулить недоношенные дети, а также малыши, часто болеющие и в связи с этим ослабленные. Ленивые в силу характера детки также могут начать гулить несколько позднее своих активных и любознательных ровесников. Достаточно редко причиной отсутствия гуления, агуканья и лепета являются аномалии строения голосовых связок и речевого аппарата, поскольку сами эти аномалии относительно редки.

Заподозрить у малыша проблемы со слухом можно только на стадии лепета. Дети, которые не могут себя слушать и слышать, не переходят к конкретному лепетанию определенных слогов, останавливаясь на стадии вокального (распевного гласного) гуления.



Как научить?

Развитию гуления родители могут поспособствовать самым непосредственным образом. Не нужно для этого осваивать какие-то логопедические методики – нужно просто общаться с младенцем. Часто и много. По любому поводу и без такового. Чем бы ни была занята мама (приготовлением пищи, уборкой, глажкой белья), она может комментировать свои действия вслух. Малыш будет внимательно вслушиваться в ее интонации, звуки и рано или поздно захочет их повторять.

Специалисты дефектологи и логопеды утверждают, что для лучшего понимания ребенком речи взрослого, нужно говорить не тихо, но и не громко, поскольку лучше всего фиксируются в памяти и воспринимаются средние частоты человеческой речи.

Если малыш часто становится очевидцем семейных ссор, мама часто говорит раздраженным тоном, повышая голос, то есть вероятность, что гуление он начнет осваивать не с ласковых, осторожных, воркующих звуков, а с криков и визга. Поэтому рекомендуется при ребенке всегда говорить доброжелательным и ровным тоном. С двух- и трехмесячного возраста нужно начинать устанавливать с малышом зрительный контакт во время говорения.

Протягивая ему игрушку с традиционным в таких случаях «На», мама должна постараться заглянуть малышу в глаза и встретить ответный взгляд. Если ребенок мычит, а не гулит, мама не должна имитировать его звуки. Во всех остальных случаях будет хорошо, если мама начнет подражать звукам малыша. Такой контакт будет началом полноценного речевого развития ребенка.



Старайтесь выбирать для общения минуты, когда в доме тихо. Это трудно сделать в шумной обстановке: малыш будет отвлекаться на работающий телевизор, громкую музыку или гомон голосов и просто замолчит. Именно поэтому часто задержкой речевого развития страдают самые младшие детки в многодетных семьях.

В ситуациях, когда ребенок только слушает взрослого и вообще не предпринимает попыток подражать, применяют приемы так называемого пассивного подражания. Мама произносит типичные для гуления «гу-гу-га-га» и одновременно большим пальцем руки приоткрывает ребенку нижнюю губку, повторяя собственную артикуляцию. Постепенно у малыша складывается понимание взаимосвязи мимики и исходящего звука. Существует и специальный логопедический массаж для грудничков. Он заключается в вибрационном воздействии руками на грудную клетку ребенка, легком касании кончиками пальцев его гортани и подчелюстного пространства.

Даже если малыш упорно отказывается гулить, не оставляйте занятий и попыток. Бывает так, что, миновав этап гуления, малыш после 5–6 месяцев начинает лепетать и довольно быстро прогрессирует. Для приобретения доречевых и речевых навыков имеет значение и умение распознавать речь взрослых. Поэтому мама должна чаще задавать ребенку вопросы и сама же отвечать на них, все действия взаимодействия должны комментироваться: «дай», «на», «так», «не так», «вот это». Короткие указательные сочетания звуков помогут ребенку быстрее освоить пассивную (внутреннюю) речь.



К сожалению, часто родители ждут первого «мама» или «папа» и не придают особого значения другим звукам и их сочетаниям, которые произносит малыш. А кроха очень ждет одобрения и реакции, когда в очередной раз произносит свое «гу», «бу» и т. д. Чем эмоциональнее и внимательнее родители будут реагировать на гуление, тем быстрее малыш будет продвигаться в правильном направлении освоения человеческой речи.

Труднее всего проходят этапы гуления и лепета дети билингвальные, которые слышат сразу два языка. К полугоду они обычно сами «определяются»: в их лепете начинают преобладать звуки того языка, который воздействует на них сильнее. Но может быть и смешение звуков двух языков. С такими ребятами нужно заниматься на одном языке, лишь постепенно (после года) добавляя звуки и слоги другого языка. Важным для развития доречевых навыков является и развитие мелкой моторики рук. Движения рук и речевой центр взаимосвязаны. А потому у детей уже с двух- и трехмесячного возраста должно быть достаточно разных на ощупь предметов (игрушек, тряпочек), которые будут развивать тактильные ощущения пальцев рук. К полугоду полезными будут пирамидки и детские кубики, безопасные сортеры без мелких деталей.

Желанный малыш - это всегда счастье. Папы и мамы ревностно следят за каждым его вздохом, каждым изменением в мимике. Когда дети начинают агукать, в жизни родителей появляется целая палитра новых радостных эмоций. Ведь их малыш уже пытается общаться! Агуканьем он словно приветствует мир, демонстрируя, что у него все в порядке. Что же это за язык такой, агуканье? Как его понимать и как научить ему своего малыша пораньше?

Когда же миг придет желанный

Для определения, правильно ли развивается новорожденная кроха, важно все. И как малыш набирает в весе, и как спит, и как ест, и как реагирует на окружающий мир. Одним из показателей, что все идет хорошо, также является воспроизведение ребенком первых звуков.

Плач, попискивание, вздохи, кряхтение, которые он издает с первых секунд жизни, в расчет не берутся. А вот на произношение самых легких гласных уже обращается внимание. Принято считать, что нормально развивающийся, здоровый ребенок в месяц агукает. Но четкого срока «ровно через 4 недели после рождения» тут нет. Каждый человек (и новорожденный кроха тоже) уникален, у каждого есть свои отличительные способности, не являющиеся отклонением. То есть если малыш бодр, хорошо ест, правильно набирает вес, но в месяц не агукает - это еще не повод бить тревогу. Просто пока у него не получается гортанно произнести что-нибудь членораздельное. Зафиксированы случаи, когда дети начинают агукать только месяцам к трем или позже, и при этом они абсолютно здоровы.

Почему именно «агу»

Первые звуки, которые можно услышать от крохи, это «а», «е», «у» и «о». Иногда они похожи на «г-гу» или «х-ха», и только к 3 месяцам у него начнет получаться нечто более определенное. Все эти первые звуки называются гортанными, то есть получаемыми при участии связок гортани. Их воспроизвести легче всего, потому что ни губы, ни язык в процессе не участвуют. Вот почему дети говорят «агу». Конечно, делают они это неосознанно. Просто приходит час, когда их голосовые связки начинают принимать такое положение, при котором на выдохе у малыша получается звукопроизношение. Сперва он и сам не может в этом разобраться, просто пробует «на зуб» новое свое умение, привыкает к нему, словно примеряет его к окружающей обстановке. Именно поэтому малыши сначала «разговаривают» сами с собой. Если в эти первые дни отвечать их разговор, они начнут с помощью агуканья общаться. Например, будут не просто улыбаться маме, а при этом что-то произносить или станут агукать, когда захотят показать, что всем довольны. Часто дети своим лепетом реагируют на понравившуюся мелодию, на разговор взрослых, даже на работу телевизора.

Маленькие молчуны

Когда дети начинают агукать, родители не только получают много приятных эмоций, но и обретают уверенность, что их чадо развивается нормально. Если малыш не начал произносить никаких звуков в месяц, два и даже три, это может ничего не значить, но может быть сигналом следующих заболеваний:

  • немота;
  • глухота;
  • глухонемота;
  • аутизм;
  • синдром Дауна;
  • травма мозга;
  • мутизм.

При наличии любого из этих заболеваний, кроме немоты, у ребенка должны наблюдаться и другие опасные симптомы. Например, глухой малыш не реагирует на звуки. При аутизме ребенок никак не отвечает на ласку и заботу мамы. При синдроме Дауна характерные особенности проявляются во внешности. Поэтому нельзя ставить диагноз только по тому, гулит ребенок или нет.

Если малыш агукал и вдруг замолчал, но у него нет ни температуры и он не отказывается от еды, волноваться тоже не стоит. У многих детей наблюдаются перерывы в желании «поговорить».

Также некоторые дети перестают агукать перед демонстрацией других своих умений - визга, смеха, писка.

Как разговорить чадо свое ненаглядное

Многие спрашивают, как научить ребенка агукать, возможно ли это. Научить агукать, скорее всего, нельзя. Но можно постараться помочь малышу начать воспроизводить это действо. После появления ребенка на свет с ним надо стараться постоянно разговаривать. О чем? Да о чем угодно. О том, что в данный момент делаете (пеленаете, вытираете ему глазки, ждете с работы его папу и так далее) или придумывать для него какие-нибудь истории. Главное, говорить с ним ласково. Это очень помогает ребенку научиться воспринимать человеческую речь.

Есть такое понятие, как моторика рук, пальцев. Всевозможные движения пальчиками (игры, упражнения) также помогают детям развиваться, но этим нужно будет заняться чуть позже. Пока малыш еще не умеет пользоваться своими ручками, можно просто поглаживать его ладошки и пальчики.

Обучение до рождения

Ученые давно открыли истину - малыши еще в утробе матери слышат слова взрослых и реагируют на эмоции, с которыми их произносят. Замечено, что дети, с которыми постоянно ласково общались до рождения, узнают родного человека по голосу с первых дней жизни. Кроме того, есть мнение, что они раньше начинают развиваться интеллектуально, а значит, и произносить звуки. Когда дети начинают агукать, обязательно нужно как можно чаще поощрять их старания. Есть много способов, как это делать, у каждой мамы они свои. Например, такие:

  • радостно и одновременно ласково хвалить малыша за его «агу»;
  • повторять вместе с ним то, что он произносит;
  • вставлять между повторами новые легко произносимые звуки;
  • обеспечивать малышу только светлые, положительные эмоции, причем как можно больше.

Пришло время, и долгожданный новый член семьи во весь голос заявил о себе. Счастливые родители с головой окунулись в заботу о новорожденном карапузе. Первые месяцы жизни малыша - период, когда на смену одним волнительным ожиданиям приходят другие. Поговорим о том времени, когда ребенок начинает агукать и гулить.

Когда ребенок начинает гулить и агукать, все преисполнены чувством гордости и волнения. Это начальные попытки полноценного общения. Произнося первые звуки, кроха активен в движении ручками и ножками - средстве обращения к себе внимания родителей.

Ребенок гулит и улыбается, значит, мы понимаем, что в развитии его психики все в порядке, процесс идет в должном русле. Потому-то неопытные родители так внимательны к прохождению этих процессов у любимого чада: когда впервые издал звуки отличные от кряхтения и плача, начал самостоятельно держать головку, сидеть, ходить.

Возраст, в котором дети начинают агукать, довольно индивидуален, но в основном этот процесс запускается после первого месяца жизни. Ребенок издает разнообразие гласных звуков: «а», «и», «у», «о», их комбинации. Малыш произносит их и протяжно, и отрывисто, и резко. Мы воспринимаем эти попытки, как произнесенное «агу».

На первых порах карапуз оттачивает новое умение наедине с собой. Во сколько бы месяцев ребенок ни начал агукать, чуть раньше или немного позже, это действие вызывает у родителей умиление и чувство гордости, а также уверенность в нормальном развитии своего любимого чада.

Для младенцев важно удовлетворение физиологических и эмоциональных потребностей. Если дети начинают гулить, следовательно, они очень довольны и настроены на общение. Что происходит потом? Родители начинают реагировать на издаваемые ребенком звуки, завлекая его своим голосом, игрушками. Постепенно кроха в процессе наблюдения за окружающим миром стремится повторять услышанные звуки, говорить с родителями и игрушками своим языком.

Таким образом происходит развитие голосового аппарата, который со временем, к четвертому-пятому месяцу, позволит малышу произнести первые согласные звуки: «м», «п», «б». Ближе к первому году жизни лепет будет приобретать вид некоторых слов, сложенных из простых слогов: «дай», «мама».

Как родители могут поощрять у детей попытки гулить и агукать? Для создания условий к дальнейшему развитию у ребенка такого общения в первую очередь нужно удовлетворить все его потребности:

  • своевременное питание и гигиену;
  • смену одежды;
  • свежий воздух;
  • массаж;
  • упражнения;
  • ванны, в том числе и воздушные;
  • максимум внимания и общения.

Разговаривать с малышом необходимо постоянно: должен быть охвачен весь период его бодрствования. При этом нежность и улыбка - необходимые и обязательные атрибуты, а лишние эмоциональные всплески не нужны. Повторение звуков, произносимых ребенком, песенки и стишки будут стимулировать карапуза к воспроизведению услышанного. Обязателен массаж маленьких ладошек и пальчиков - это способствует развитию мелкой моторики, что стимулирует становление речи.

Малыш не гулит: в чем причина?

Специалисты выделяют три стадии развития речи в первый год жизни:

  • крик;
  • гуление;
  • лепет.

Но вот подходит к концу первый месяц, а малыш не гулит. Панику в сторону. Развитие у деток проходит в индивидуальном порядке. В одних случаях в месяц звучит агу и дальше - тишина несколько недель, в других - длительное молчание и резкое начало гуления и лепета.

Читайте также:

В таком случае нужен анализ предшествующей обстановки - слишком много общения, нарушение привычного режима, переутомление малыша. Необходимо исключить возможность проблем со слухом, то есть проверить, слышит ли ребенок обращение к нему, действует ли успокаивающе на него голос мамы.

Также нужно обеспечить максимально комфортные условия для малыша - спокойную и доброжелательную обстановку в семье, прежде всего, подавить собственную тревогу, которая может передаваться и крохе. Довольно часто ребенок начинает гулить, когда остается в одиночестве. Родители должны стараться подловить эти моменты.

Общаться с малышом нужно четким, но не резким голосом. Интонация должна быть мягкой и спокойной, а речь - максимально простой. Родители должны показывать, как нужно произносить цепочки слогов. В случае появления беспокойства, связанного с развитием речи у ребенка, необходима консультация у невролога. При выявлении проблем или подозрений, связанных со слухом, нужно обратиться к ЛОРу.

Игра как побуждение к гулению

Игра для грудничка, когда ребенок уже начал агукать и улыбаться, будет стимулятором к его успешному развитию и росту. Как можно чаще нужно применять игры на основе подражания. Это будет развивать артикуляцию, слуховое внимание, способствовать эмоциональному общению.

Нужно говорить с малышом в сопровождении активного и четкого проговаривания повторяющихся слогов. Беседы должны быть эмоциональными, сопровождаться зрительным контактом и реагированием в ответ. Необходимо дать крохе понять, что его слушают и понимают. Любимый звук карапуза должен активно использоваться в таких разговорах.

Знания о том, во сколько дети начинают агукать, улыбаться, лепетать, нужны родителям, особенно если это первый ребенок. Они помогут судить о развитии малыша. При возникновении каких-либо отклонений от нормы, прежде всего, необходимо проконсультироваться со своим педиатром и исключить наличие патологий.

В родительской жизни гораздо больше радостей, чем страхов и неприятностей. Возможно, с младенцем родительская жизнь стала гораздо сложнее – сказались бессонные ночи и дни беспокойства за совсем неокрепшего малыша. Но все плохие воспоминания и грусть уходят моментально, когда ребёнок начинает лепетать. Первые звуки, которые произносит малыш в попытках взаимодействовать с миром, восхищают и умиляют всех родственников, знакомых и друзей в округе, превращаясь в событие первостепенной важности.

Что такое гуление?

А ведь процесс на самом деле очень важный. Гулением называют доречевой период ребёнка, до него младенцу доступен только крик. И поверьте, если грудничок уже нашёл для себя эту приятную альтернативу воплям и начал агукать, то уже не перестанет вплоть до лепета, а потом и полноценной речи.

Мы не помним нашего младенчества, а потому и представить не можем, насколько сложна для ребёнка речь. То, что нам кажется элементарным, младенец воспринимает как бесконечный набор звуков, мало поддающийся хоть какой-нибудь систематизации. Единственное, что новорождённый улавливает безошибочно – интонация.

Стадии развития речи младенца:

Повлиять на этот процесс вы никак не можете. Он начинается у всех младенцев неизбежно, причём во всех странах и культурах малыши начинают своё изучение речи с одних и тех же звуков. Это довольно просто объяснить – детьми выбираются простейшие гласные звуки, которые часто встречаются в речи взрослых, которые легко повторить. Малыши обычно искренне наслаждаются своим лепетанием, и время гуления зачастую совпадает с тем, когда ребёнок начинает улыбаться.

Всему своё время

Итак, когда же ваш малыш должен начать гулить? На самом деле, чёткий период начала довольно размыт и сложно сказать, во сколько месяцев ребёнок начинает издавать такие первичные звуки. Прежде всего, не впадайте в панику. Если ваш ребёнок не агукает в 3 месяца, повод для беспокойства есть, но небольшой – индивидуальное развитие каждого ребёнка допускает такие случаи.

Серьёзно беспокоиться стоит начиная с 4 месяца – в этот период ребёнок обязательно должен научиться агукать. Если этого не произойдёт, есть большой шанс получить нарушение речевого развития, ребёнок не перейдёт на следующий этап – не станет лепетать, складывать звуки в слоги и говорить, естественно. Комаровский, например, советовал до трёх месяцев детей вовсе не трогать, только косвенно помогая малышу начать знакомство с речью.

Наблюдайте за улыбками ребёнка. Эмоции малыша нормальны, ведь это не месячный младенец, который может только извещать о своих потребностях криком. Когда ребёнок начинает агукать, проследите, осмысленно ли он делает это. Требовать такого общения от трёхмесячного было бы глупо, но малыш в 4 месяца вполне способен заниматься агуканьем осмысленно – так он выражает свои эмоции, или просто имитирует поведение и общение взрослых.

Когда дети начинают агукать, многие родители торопят события и думают, что ребёнок уже на пути к настоящей речи. Да, он на пути, разумеется, но ещё очень далеко – пройдёт не один месяц перед тем, как ребёнок начнёт пытаться складывать слоги, а говорить он начнёт не меньше, чем в 2-3 года.

Пол малыша тоже немаловажен. Помните, что девочки на ранних этапах развиваются гораздо быстрее мальчиков. Если ваша малышка начала лепетать и ранее улыбалась раньше сверстника-мальчика на несколько недель, в этом нет ничего удивительного – так уж устроено наше развитие в младенчестве. Потому родителям девочек стоит особенно насторожиться, если малышка не пытается произносить звуки – вероятность проблемы немного больше.

Если хотите увидеть личные примеры других родителей и узнать, во сколько месяцев чужие малыши начинают агукать, посмотрите тематические видео – счастливые родители выкладывают их пачками.

Что делать, если малыш не агукает?

Вполне возможно, что ему нужен осмотр у логопеда. Научить он малыша ничему не сможет, пока он в таком малом возрасте, но диагностировать возможную проблему должен. Но это крайний случай, вы вполне можете разобраться сами. Для начала задумайтесь – ваш ребёнок перестал гулить или же не умел вовсе?

Если малыш уже начал гулить, но перестал, можете не задумываться над причиной. Малыша могло отвлечь что-то, он мог пережить какое-то событие (слишком радостное или грустное), и на время «забыть» о своей новоприобретённой способности. Напомните ему об этом – издавайте лёгкие гласные звуки, пока играете с ребёнком или просто находитесь рядом, покажите, что обращаетесь к нему.

Не думайте о том, почему ребёнок перестал агукать – если ваш малыш здоров, весел и улыбается, то никаких аномалий развития нет, просто наберитесь терпения и подождите.

Другое дело если вы, вооружившись знаниями о том, когда ребёнок начинает гулить и агукать, ждали вплоть до 4-5 месяцев, а ничего не произошло, то можете не прятать подозрения, уже начавшие появляться. Вспомните, как вы и окружающие ведёте себя рядом с младенцем – нет ли вокруг него громких пугающих звуков, ругани, постоянного бормотания на повышенных тонах?

Малыш руководствуется исключительно позитивными настроениями, когда начинает гулить, потому негативные интонации и крик могут испугать его. Тот же эффект может быть, если ребёнку не хватает примеров живой человеческой речи вокруг. Если вы не говорите с ребёнком, не играете с ним, а оставляете на попечение игрушек и телевизора, то неважно, в каком возрасте он должен начать гулить по правилам – ему просто неоткуда взять опыт. Когда малыш начинает издавать такие звуки, он надеется прежде всего на коммуникацию со взрослыми их способом, как ему кажется – не разочаровывайте его и поддержите.

Как научить ребёнка агукать, если он не смог сам?

Только практикой. Все эти предречевые инстинкты очень глубоко заложены в нас, не бойтесь будить их. Малыш с радостью будет подражать вам, чтобы бы вы не делали – это его «программа» поведения лет до трёх. Издавайте похожие звуки, поощряйте его смехом и улыбкой, превратите процесс в весёлую игру – это совсем не сложно, когда грудничок настолько мал.

Спросите родителей или других старших родственников, кто и как учил вас самих. Старшее поколение бывает мнительным, но обладает бесценным опытом самостоятельного решения проблем, которого нам иногда не хватает.

В том случае, если идёт уже пятый месяц, а ваш ребёнок всё ещё не подаёт признаков хотя бы не осмысленной речи, обязательно стоит обратиться к педиатру и логопеду. Они смогут правильно выявить ошибку развития и, что самое главное, грамотно её устранить.

В младенчестве нарушения речи поправимы почти во всех случаях, так что повод для паники сомнительный. Главное не пустить этот вопрос по течению, надеясь на то, что малыш разберётся сам.

Заключение

Разговаривайте с малышом! Да, он не поймёт вас, но интонацию, тепло и радость в голосе он очень хорошо различает, как и противоположные эмоции. Окружите его приятной речью, покажите, что лепету вы рады гораздо больше, чем крику, и ребёнок непременно захочет попробовать.

Не бойтесь показывать наглядно – инстинкт копирования поведения родителей сыграет вам на руку. Подключайте к обучению бабушек, дедушек, любых родственников и друзей, которые общаются с крохой – он запомнит всех и от каждого возьмёт какой-то звук или причину, по которой захочет общаться так.

Следите за развитием конкретно своего ребёнка и не оглядывайтесь на чужих малышей в по пытках понять, во сколько дети начинают агукать – все они разные являются личностями даже в таком юном возрасте.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто