Должен уметь малыш 1. Как развивать речь малыша. Основные и обязательные навыки детей по достижении года: на что обратить внимание

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

  • Ребенок застенчив с незнакомыми людьми (у него часто может меняться поведение) и плачет, когда родители оставляют его одного
  • Малыш предпочитает маму и папу всем остальным
  • Он повторяет звуки за взрослыми
  • Он начинает подражать старшим во время игры

Познавательная деятельность ребенка в 1 год

  • Ребенок активно исследует объекты – игрушки - путем встряхивания, стука, разглядывания и т.д.
  • Малыш начинает использовать предметы правильно, например, пить из чашки и есть ложкой
  • Ребенок начинает правильно называть вещи, правда, коверкая названия

Речь ребенка в 1 годик

  • Малыш реагирует на простые фразы и команды, в том числе понимает слово "нет" и слово «да»
  • Говорит "папа" и "мама" – простые слова с открытыми слогами
  • Пытается подражать словам и жестам взрослых
  • Указывает на желаемый объект

Двигательные навыки ребенка в 1 год

  • Малыш ползет вперед на четвереньках (хотя некоторые дети пропускают ползание, а сразу начинают ходить). Малыш может ползти и назад.
  • Ребенок сидит без опоры на ручки
  • Тянет подол маминого платья, чтобы удержаться, падая
  • Ходит, держась за мебель
  • Может пройти несколько шагов без поддержки

Мелкая моторика ребенка в 1 годик

  • Ставит коробку в другую коробку, побольше (более точная моторика появится позже, до пятнадцати месяцев)
  • Малыш может сложить вместе два объекта (например, кубика)
  • Ребенок цепко берет что-то двумя пальцами – указательным и большим
  • Малыш пытается рисовать что-то на бумаге ручкой или карандашом

Вес малыша в 1 годик

В 1 годик вес ребенка возрастает в среднем в 3 раза. Вес ребенка в 12 месяцев достигает примерно 10 – 10,5 кг. В этом возрасте ребенка можно взвешивать 1 раз в месяц и записывать эти показатели. Начиная с года, ребенок растет и поправляется уже не так быстро, как раньше. Если до полугода и даже до восьми месяцев малыш набирал в месяц до 500 граммов, то с годика ребенок будет поправляться уже не больше чем на 250-300 граммов.

До годика малыш наберет рост до 75 см. Если рост ребенка больше или меньше – родителям не стоит расстраиваться, эти показатели для каждого ребенка индивидуальны.

Навыки ребенка в 1 годик

В этом возрасте крошка усиленно пытается ходить. Мальчики часто начинают ходить позже, чем девочки. У тех развитие проходит более интенсивно. Некоторые девочки в возрасте 1 годика даже пытаются бегать. Они много падают, поэтому ребенка можно обезопасить, поставив специальные мягкие подкладки на острые углы мебели.

Не стоит пугаться и кричать, когда ребенок падает, потому что он тоже испугается и будет бояться ходить. Тогда процесс первых шагов может затянуться надолго. Также не стоит прибегать к крайностям и заставлять своего ребенка ходить почаще, чтобы он все больше упражнялся в этом мастерстве. Ничего хорошего из этого не выйдет – ребенок переутомится и не захочет ходить вообще. К тому же, связки, суставы и кости малыша в этом возрасте очень хрупкие, поэтому не стоит переутомлять их.

Родителям не лишне знать, что дети, которые были недоношены, у которых были родовые травмы или проблемы с тазовыми костями (такое бывает, особенно у девочек), могут пойти позже своих ровесников. В этом нет ничего страшного – ребенок все равно научится ходить, и переживать за это не стоит.

Привычки ребенка в 1 годик

В 1 годик некоторые дети уже приучены к горшку. А некоторых малышей родители к нему все еще приучают. Если ребенок все еще не ходит на горшок самостоятельно, значит, вы что-то упустили в воспитании и нужно это наверстывать. Родителям понадобится максимум терпения, чтобы воспитать у детей в 1 годик полезные привычки. Чтобы выработать график посещения горшка, нужно соблюдать режим этих посещений.

Памперсы и пеленки для ребенка в годик должны быть сведены к минимуму. Ребенку будет гораздо удобнее двигаться без них. К тому же, он не захочет замочить красивые новые штанишки или платьице и станет садиться на горшок без напоминаний.

Если ребенок по-прежнему писается, нельзя на него кричать, потому что это еще больше напугает его и сломает хрупкую нервную систему ребенка. И, наоборот, при каждом удачном акте, когда ребенок вовремя попросился на горшок, похвалите его, поцелуйте и обязательно поощрите маленьким подарком. Малыш будет очень горд собой и станет стараться, чтобы оправдать ваше доверие.

Зубы ребенка в один годик

К годику у ребенка уже довольно много зубов – целых 12. Из них 4 жевательных и 8 резцов. Если у ребенка к этому возрасту зубов больше или меньше, опять-таки беспокоиться родителям не стоит. В течение месяца-двух недостающие зубки обязательно появятся. Если родителям нужна консультация педиатра или детского стоматолога, потратьте время и получите ее.

Врач может посоветовать, какие продукты лучше включать в рацион малыша, чтобы его зубки резались быстрее и более безболезненно, чтобы они были крепкими. В этот период в рационе ребенка должно быть достаточно витамина D, кальция и фосфора.

Ребенок в 1 годик уже достаточно взрослый – особенно по меркам родителей, которые отлично помнят то время, когда этот маленький комочек принесли из роддома. Для малыша теперь важнее всего ваши чуткость и понимание.

Свой первый юбилей ребёнок встречает подросшим, окрепшим и более сознательным. Он обладает присущими только ему личными чертами характера, имеет своё собственное мнение, предпочтения в играх и еде. Кроха стремится активно исследовать новые территории, и удержать его, практически, невозможно, ведь начинают проявляться такие качества, как настойчивость, и даже упрямство. Теперь родителям придётся считаться с мнением маленького человека, а зная, что должен уметь ребенок в 1 год, постараться направлять его в нужное русло.

Ребёнок в один год весит около 10 килограммов, и рост его составляет примерно 76-78 сантиметров, по сравнению с первыми месяцами жизни, он вырос втрое. Теперь, по причине активного времяпровождения, малыш будет расти медленнее, зато станет совершенствовать свои способности и приобретать новые умения.

Особенности изменений:

  1. К году у многих детей уже около 8-12 зубов, четыре из которых – коренные. Если даже появились ещё не все, это должно произойти в ближайшее время.
  2. Характерной особенностью детишек в это время являются их стопы, пока абсолютно плоские, так как в наличие остаётся подушечка из жира, исчезающая со временем. Несмотря на это, дети уже свободно встают из любых положений и могут ходить без опоры и помощи взрослых. В целом, большинство детей осваивает ходьбу к полутора годам.
  3. Малыши хорошо знают всех своих родственников, называют их по имени, откликаются на своё имя, бурно проявляя радость или огорчение, если предстоит расставание.
  4. Теперь день ото дня ребёнок будет становиться всё более самостоятельным, а копируя поведение старших, он вырабатывает и собственные манеры, поэтому родителям следует следить за своими действиями и не самыми лучшими привычками, чтобы потом не увидеть их повторение в поступках малыша.

Важное значение в этот период имеет правильное воспитание – если дети живут по определённому режиму, они быстро приучаются к дисциплине. В этом случае им проще объяснить смысл требований и табу на некоторые вещи. К сожалению, без запретов обойтись нельзя, к тому же, ребёнок и сам чувствует себя более защищённым, когда они существуют. В конце концов, установленные правила облегчают жизнь всей семьи, и оберегают здоровье и психику детей.

Физическое и психическое развитие ребенка в 1 год достигло определённых высот, но родителям расслабляться рано, впереди ещё предстоит много работы над тем, чтобы маленький человек вырос не только сильным и умным, но и обладал такими важными человеческими чертами характера, как доброта, чуткость, сопереживание.

Что должен уметь ребенок в 1 год

В физическом плане годовалый ребёнок шагнул далеко вперёд, причём в буквальном смысле. Некоторые ранние малыши, хотя это и редкость, сразу выбирают такой метод передвижения, как ходьба и, фактически, пропускают ползание.

Но рассматривая усреднённый вариант, следует перечислить следующие навыки, которые касаются большинства деток:

  • годовалые малыши очень подвижны – они много ползают, хорошо сидят, умеют вставать и садиться, делая это довольно ловко;
  • ходят дети, держась на руку папы и мамы, или опираясь на диван;
  • у многих получается сидеть на корточках и самостоятельно подниматься;
  • карапузы неплохо освоили подъём по лестнице и могут осторожно спускаться вниз, в том числе, слезать с возвышений;
  • речевые навыки ребёнка в 1 год значительно улучшаются – лексикон его составляет около 15-20 слов, правда иногда он путает слоги;
  • речь родителей малыши понимают безупречно и стараются повторять за ними все незнакомые слова;
  • годовалый карапуз уже вполне может ответить на обращённый к нему вопрос «Где» и «Кто», назвав имя или, показав пальчиком;
  • ребёнку можно доверить и некоторые дела, например, вытереть пыль, помочь маме накрыть на стол или помыть фрукты;
  • из нескольких кубиков ребёнок очень быстро построит башню, а рукой он уже может брать два мелких предмета, для манипулирования используя два пальца;
  • в год дети любят отыскивать и прятать игрушки, бросать их, разбирать на части;
  • детки в этом возрасте знают названия и внешний вид многих животных, деревьев, бытовых предметов;
  • они запоминают события, происшедшие 4-5 дней назад;
  • самостоятельно пользуются столовыми приборами, чашкой, зубной щёткой и расчёской.

Возрастает и социальная активность детей, они становятся более коммуникабельными и тянутся к общению со сверстниками. Взрослые бывают, по-настоящему, счастливы, наблюдая, какими проявлениями пополняется их эмоциональность – теперь они способны улыбаться, смеяться, научились обнимать и целовать папу и маму. При переизбытке чувств они целуют даже свои игрушки – любимых мишек и кукол. Чувства годовалых детей порою видны по их жестам и мимике, и родные, обычно, хорошо понимают этот язык.

Однако детки могут выражать не только довольство и положительные эмоции – они могут злиться и негодовать по поводу запретов, выглядеть расстроенными, когда папа уходит на работу, выказывать обиду, если их укладывают спать раньше времени. Малыши и сами неплохо разбираются в эмоциональном состояние отца и матери, определяя его по тону голоса и выражению лица, а из-за стремительного формирования у них долговременной памяти, часто демонстративно показывают обиду, запомнив недавние неприятные события.

Размышляя над тем, что должен уметь ребенок в 1 год, добавим, что он может танцевать и петь, с интересом изучать в зеркале своё отражение, знать предназначение многих домашних устройств, выполнять несложные просьбы и задания взрослых. Остаётся только подавать им хороший пример, чтобы чадо быстро впитало полезную информацию и претворило её в жизнь.

Как развиваются мальчики и девочки в 12 месяцев

Различия между способностями детей обоих полов, фактически, не различимы, но начинают сильно отличаться модели поведения. Когда встаёт вопрос, что должен уметь годовалый мальчик, логично ответить «всё», с той разницей, что он менее чувствителен, более самостоятелен, часто протестует, когда ему предлагают помощь. Ребёнок начинает чувствовать себя не просто личностью, но немного – мужчиной, который, собственно, и занят, по большей части, мужскими делами. Он много играет сам, любит машинки, конструктор, подвижные игры с мячом.

Надо ли это уметь в 12 месяцев девочке – разумеется, да, но малышка предпочтёт более спокойное времяпровождение за кормлением и переодеванием куклы, лечением зверей и подобными занятиями.

А вот естественный эгоизм развит у детишек обоих полов – они не понимают, почему надо отдать свою игрушку кому-то другому. И заставлять их это делать психологи не советуют, чтобы избежать скандала и истерики, лучше отвлечь ребёнка чем-то более интересным.

К одному году у детей также прочно входят в привычку навыки самообслуживания. Помимо использования ложки и чашки, они уже пользуются вилкой, откусывают и прожёвывают твёрдые кусочки, моют ручки, вытирая их полотенцем, осваивают горшок. Малыши уже вполне могут снимать с себя шапочку, верхнюю одежду, носочки и обувь на липучках. А чтобы быстрее одеваться, им нужна тренировка.

Что должен уметь делать ребёнок в год? Конечно, то чему его научат собственные родители, найдя для этого подходящее время и заинтересовав малыша. В основном, от них зависят достижения и неудачи годовалых детей

Совместные игры и занятия

У годовасиков следует развивать разные навыки и способности, уделяя внимания каждому пункту. В этом возрасте важно всё – физическое и творческое совершенствование малыша, формирование у него логического мышления, тренировка памяти и внимания.

Занятия и игры с малышом могут преследовать разные цели, но все они необходимы:

  1. Развитие двигательной функции, наверное, является одной из главных целей. Чтобы помочь малышу в этом непростом для него деле можно посоветовать родителям приобрести для малыша каталку в виде большой красивой машины или игрушечной коляски, которая будет стимулировать желание ходить, в то же время, являясь опорой для малыша.
  2. Среди игр, развивающих мелкую моторику, а также логику и память, можно выделить крупные мозаики и пазлы, конструкторы, игры-шнуровки, стаканчики, баночки и мелкие детали для складывания и пересыпания.
  3. Годовалым деткам уже подходят более сложные обучающие игрушки – фигурки-вкладыши, лабиринты, простые аппликации.
  4. Чтобы развить координацию и ловкость ручек и пальчиков крохи, используйте солёное тесто или пластилин. Конечно, ребёнок ещё не сможет слепить фигурку из этого материала, зато с удовольствием украсит раскатанную лепёшку мелкими элементами – ракушками, пуговками, цветными бусинками.
  5. Чтение – необходимый элемент не только развития, но и воспитания, поэтому читать ребёнку нужно ежедневно. Во-первых, он может запоминать новые слова, во-вторых, усвоит правильное произношение. Кроме того, изучение интересной и нужной информации повысит его интеллект и расширит кругозор.
  6. Дети с удовольствием займутся «игрой» на музыкальных инструментах, если подарить им барабан, детское пианино, ксилофон, маракасы, игрушечный бубен или гусли.
  7. Рисование маленькие дети очень любят, и это очень полезное для них занятие. В процессе создания своих необыкновенных шедевров, дети улучшают зрительную функцию, тренируют пальчики, учатся правильно воспринимать сочетание цветов, развивают воображение, память и мышление. К тому же, краски и карандаши – это отличные инструменты для детских экспериментов, главное, чтобы мама с папой были неподалёку.
  8. Хорошей тренировкой и, одновременно, игрой, станет и пальчиковый театр. В этом случае у ребёнка есть возможность самостоятельно создать героев из бумаги, картона или других материалов, а затем устроить настоящее представление. Такая игра задействует сразу несколько аспектов развития ребёнка.

Не стоит буквально понимать нормативные показатели того, что должен уметь 12 месячный карапуз, ведь многое зависит от желания и настоящей заинтересованности родителей в успехах своего ребёнка. И здесь следует напомнить, что поможет выкроить время для совместных уроков и игр – правильно составленное расписание дня маленького человека.

Распорядок дня годовалого малыша

При составлении режима для ребёнка следует учесть, что дети, предпочитающие спать один раз в дневное время, должны вставать позже. Это, разумеется, не каприз малыша, а его особенность организма и одного тихого часа днём ему вполне хватает, чтобы оставаться бодрым и жизнерадостным. Всего в сутки ребёнку требуется около 13-14 часов на отдых, при этом ночью он может спать от 9 до 10 часов, а днём 3-4 часа. В данный период уже пора приучать детей засыпать самостоятельно.

Годовалые дети питаются вместе со взрослыми, но им запрещены некоторые продукты, в том числе соленья, маринады, колбасные и копчёные изделия. Слишком мягкая пища, приготовленная по старинке, как в начале введения прикорма, может приводить к неправильному прикусу и нарушению пищеварения, так что детям необходимо давать и достаточно твёрдую пищу в виде небольших кусочков. В год уже можно постепенно переводить ребёнка на четырёхразовое кормление, тем более, если он уже не питается маминым молоком.

Правила ухода остаются такими же, как и в предшествующие месяцы, и предусматривают все основные гигиенические процедуры. Что касается зарядки и массажа, то они малышам необходимы, так как помогают укреплять структуру мышечных тканей, обеспечивают нормальное кровообращение и обогащение организма кислородом. Массирование, кроме того, снимает напряжение после активного бодрствования.

Развитие ребенка в двенадцать месяцев: видео

Представляя, что должен уметь ребенок в 1 год, и зная правила воспитания и обучения, родители, конечно, должны постоянно поощрять ребёнка к познавательной деятельности и стремлению делать всё самостоятельно. Но при этом нельзя забывать, что перед вами маленький ребёнок, который, по-прежнему, нуждается в родительской любви и ласке, и их не сможет заменить сухой, учительский тон.

Кажется, прошло совсем немного времени с рождения маленького человечка, а вашей любимой крохе уже годик. Все родители гордятся своими карапузами, но волнуются, что должен уметь ребенок в 1 год с точки зрения специалистов. Всем родителям хочется, чтобы чадо развивалось, не отставая от других детишек.

Педиатры, психологи говорят о том, что каждый грудничок развивается по своему календарю. Детки не похожи друг на друга. Есть общие моменты в развитии, присущие каждому младенцу, но скорость обучения, освоения новых навыков, умений во многом зависит от родителей. Календарь развития умений малыша нужен прежде всего, чтобы вовремя скорректировать небольшие отставания в развитии крохи. Или забить тревогу и обратиться к специалистам, если отставание по срокам достаточно большое.

Что обязан уметь ребенок в 1 год

Первые месяцы жизни ребенка насыщены множеством успехов, достижений малыша. Из маленького сопящего комочка ваш ребенок в 1 год превращается в самостоятельную личность со своим характером, с появляющимися предпочтениями. Развитие что демонстрирует непоседа по достижении 12 месяцев, является основой дальнейшего роста чада.

Физические показатели

ВОЗ выпустила свои таблицы со средними параметрами, с которыми кроха должен подойти к своему первому году рождения:

  • Вес малыша с рождения должен увеличиться примерно в 3 раза.
  • Рост крохи должен добавить 50% от первоначальных показателей.
  • Годовалый человечек умеет стоять, при помощи взрослых ходить, приседать.
  • Залезает на взрослые стулья, кресла, диваны, а также самостоятельно спускается с них на пол.
  • Умеет катать коляску, а также нажимать на игрушки, чтобы вызвать звуки.

Эти требования относятся к минимальным навыкам и физическому состоянию малыша в 1 год. Слабые болезненные груднички могут несколько отставать от этих показателей. Детишки, с которыми родители дополнительно занимались, могут показывать результаты намного выше требований ВОЗ. В 1 год развитие детей поражает огромным интеллектуальным, физическим изменением недавних грудничков.

Психоэмоциональные достижения малыша

За 12 месяцев жизни малыш научился многому:

  • Из нескольких больших колечек собирать пирамидку.
  • Строить башню из кубиков.
  • Есть с ложечки, пить с кружки.
  • Недалеко переносить маленькие предметы — игрушки, пластиковую бутылочку.
  • Проявлять эмоции. Демонстрировать свое согласие или несогласие звуками, жестами, мимикой. Обнимать, целовать маму, папу, родных людей. Радоваться подаркам, бояться незнакомых людей.
  • Знать свое имя, откликаться на него.
  • Узнавать голоса, лица родных, близких людей. Уметь найти, выделить пальчиком на фотографии членов своей семьи.
  • Перелистывать странички в книжке, рассматривать картинки. Показывать на картинках животных, изображать их: кошечка — «мяу», собачка — «гав».

Он понимает почти все, что говорят взрослые, умеет произносить от 2 до 10 слов, выполнять простые просьбы: дай, покажи где, возьми.

  • Понимает слова «нет» и «нельзя».
  • На несколько минут может сконцентрировать свое внимание на книжке, мультфильме.
  • Подражает взрослым: может хлопать в ладоши, причесываться, танцевать, красить губы, разговаривать по телефону.
  • Любит играть с ровесниками, подражать им: катать машинку, мячик, насыпать совком песок в ведерко.

Представленные умения и навыки специалисты детского воспитания относят к обязательным умениям. Заботливые, внимательные родители могут помочь ускорению психомоторного развития детей.

Развитие психомоторных навыков

Как проходит развитие ребенка в 1 год, зависит от деятельности родителей. С детьми надо больше заниматься, укреплять, развивать способности деток. Существует группа навыков, которые маленький человечек самостоятельно, без обучения освоит примерно в 2-3 годика. При ежедневных упражнениях эти умения проявятся к 1 году. Итак, что умеет ваш ребенок:

  • Проситься на горшок.

Если кроха находится все время в памперсах, то желание проситься на горшок у ребенка не возникнет. С 10-11 месяцев малыша не стоит оставлять на весь день в памперсах. Минут через 15-20 после каждого приема пищи необходимо посадить кроху на горшок. Это время наполнения мочевого пузыря ребенка. С помощью определенных звуков «пссс…», которые легко может повторить малыш, можно начинать формировать привычку сидеть на горшке. Не страшно, если сразу не получилось. Зато в годовалом возрасте вашему малышу будет легче сообщить вам о своих физиологических потребностях.

  • Появляется умение брать мелкие предметы не ладошкой, а двумя пальчиками, на баночках открывать, закрывать крышки, снимать крышки с коробок, складывать туда игрушки, доставать их. Мелкие круглые шарики, не больше ладони, складывать через круглые отверстия в развивающих игрушках.
  • Кроха умеет выговаривать не только слова «мама», «папа», но придумывает свои собственные слова для обозначения тех или иных предметов. Малыш умеет обобщать, находить логическую связь. Так, слово «ляля» будет обозначать и куклу, и другого маленького карапуза. Увидев на картинке котенка, кроха скажет «мяу». Такие же звуки кроха издаст, услышав на улице мяуканье котенка из кустов.
  • Развивается умение выполнять достаточно сложные игровые действия. Кроха купает куклу, кормит ее с ложечки, снимает одежду, укладывает спать. У машинки открывает, закрывает дверцы, закатывает технику в гараж. Навыки игры в мяч усложняются: не только катать по полу, но подбрасывать мячик, кидать другому человеку, ловить брошенный мячик ручками.
  • Умение рисовать пальчиками, ладошкой — малыш может разминать, раскатывать пластилин. Эти навыки положительно влияют на моторику деток.
  • Развитие навыка танцевать, подпевать. Приобретите специальный сборник детских песенок. Легкая ритмичная музыка, легко запоминающиеся слова — все это будет больше стимулировать кроху танцевать и пытаться воспроизвести услышанное.

Как видно, навыки ребенка в 1 год более развитые в том случае, когда родители принимают активное участие в развитии малыша. Надо понимать: то, что умеет ребенок в 1 год, будет основной базой для дальнейшего развития крохи.

Развитие бытовых навыков к 1 году

Детки уже понимают, что такое чистота и опрятность: грязное платьице может расстроить девочку. Несмышленыш, испачкав ладошки, побежит искать маму, чтобы помыть ручки. Входят в привычку ежедневное умывание, чистка появившихся зубов. Малыш сам протягивает ручки под струю воды, вытирает лицо, ручки полотенцем. У малыша должно быть собственное полотенце для умывания — не очень большое, чтобы кроха мог самостоятельно удержать его в ручках.

Малыши умеют откусывать и жевать сухарики, бублики, печенье, самостоятельно пить из своей бутылочки, пытаются самостоятельно есть ложкой. Они делают попытки одеваться или помогают родным: протягивают ручку в рукав кофточки или куртки, засовывают ножку в ботинок. Стоит выделить больше времени именно на подготовку для выхода на улицу. Пусть чадо пробует одеваться, не делайте за него всю работу. Ненавязчиво помогите: умение карапуза самостоятельно одеться вам еще не раз пригодится.

Время сна и особенности питания

К этому времени годовалые дети уже отказываются от утреннего сна. Основное время сна приходится на ночь. Ночной отдых длится не менее 10 часов. Но маленьким непоседам все еще необходим дневной, так называемый «тихий час». Сон днем поможет крошке отдохнуть, набраться сил для совершения очередных подвигов.

Если кроха не слушается, не хочет спать, малыша надо подготовить к послеобеденному отдыху:

  • искупать в расслабляющей ванне;
  • сделать легкий массаж;
  • укладывая спать, спеть песенку или почитать сказку.

Таким же способом можно укладывать грудничка спать на ночь. Успокаивающие процедуры благотворно скажутся на психическом состоянии младенца.

После годика у некоторых деток наблюдаются ночные страхи во сне. Ребенок может кричать, плакать, толкать, царапать разбудивших его родителей. Специалисты не советуют будить малыша. Резкая побудка может спровоцировать еще больший страх. Обязательно зафиксируйте время, когда ребенку приснился кошмар, и несколько дней минут за 10-15 до наступления этого времени попробуйте будить кроху. Если кошмары не проходят, необходимо показаться детскому психологу, педиатру.

Особенностью питания является постепенный отказ от грудного вскармливания, переход к разнообразной здоровой пище. Грудное молоко следует заменять качественными детскими смесями с большой долей жирности. Не рекомендуются детям этих лет давать обезжиренные продукты питания. Для роста малыша, формирования его умственных, физических способностей необходимы все группы витаминов, белков, жиров и углеводов.

Не стоит малышу предлагать поп-корн, чипсы, снэки, которые не только отрицательно влияют на желудок младенца, приводят к пищевым проблемам у крохи, но могут застрять в горлышке у малыша. Виноград, гранат, семечки тоже противопоказаны маленьким детям из-за мелких косточек.

Рацион питания малышей одного года жизни должен состоять из большего количества фруктов и овощей. Это время, когда детки слушаются родителей, берут с них пример. В годик уже можно начать формировать привычку питаться здоровой пищей: не стоит покупать газированные напитки, при кормлении малыша необходимо употреблять как можно меньше сладостей.

Характер и поведение ребенка в 1 годик

К 12 месяцам наблюдательные родители, родственники знают, какой характер у крохи. Уже ясно, спокоен малыш или любит капризничать. Кроха любит сидеть тихо в уголке, играть долго в одну игру, или же за непоседой приходится бегать по всей квартире, закрывать открытые малышом шкафчики и ящики.

Один год — это время, когда у малыша появляется страх разлуки с близкими людьми, особенно с мамой. Тревога и беспокойство крохи об ушедшей куда-либо маме вполне понятны и обоснованны. Карапуз запоминает ее запах с рождения, с первого кормления устанавливается особая близость мамы с ребенком. Весь год мама не отходила от него, играла с ним, кормила, учила сидеть, ползать, ходить. Мама — самый значимый человек в жизни маленького человечка. Все, что умел и умеет ваш карапуз, привнесено мамиными стараниями и ее любовью.

Поэтому, когда мама исчезает из поля зрения малыша, ее нет в комнате или в квартире, маленький человечек начинает испуганно искать маму, плакать, громко звать, устраивать истерику. Необходимо приучать детей к необходимости расставания. Поговорить с ребёнком, объяснить, что мама скоро вернется. Не уходить тайком, обязательно предупреждать об своем уходе.

1 год — это время, когда детки перестают слушаться родителей. Дети пытаются доказать свою самостоятельность. Ребенок 1 года не слушается родителей. Проверяет, что можно делать, а что — нельзя. Следует сразу твердым голосом (детки хорошо улавливают интонацию близких людей) сообщить крохе, что он ведет себя плохо, так нельзя себя вести. Если кроха и дальше не слушается, стоит обдумать методы эмоционального воздействия на чадо. Детки болезненно воспринимают, когда обиженная мама отказывается разговаривать с непоседой. Необходимо объяснить маленькому человечку, за что именно его наказывают, какой поступок вызвал такую реакцию у мамы.

Как быстро растут дети. Кажется, только вчера малыша принесли из родильного дома, а сегодня ему уже больше года. На детской площадке мамы хвалятся успехами своих крох, их маленькими победами. Для многих родителей это очень сложный период. Что делать, если, по рассказам соседок, их дети умные, подвижные, говорливые, а ваш ребенок самый обычный, и не выказывает признаков гениальности? Что вообще должен уметь ребенок в 1 год и 1 месяц, давайте попробуем разобраться.

Малыш активно исследует окружающий мир. Это уже вполне самостоятельная и очень любопытная кроха. Мальчики и девочки такого возраста различаются по физическим параметрам, их интересуют разные игрушки и занятия.

Мальчики

Он значительно вырос, по данным ВОЗ, физические параметры ребенка в этом возрасте составляют:

  • рост - от 73,5 до 78,4 сантиметров;
  • вес - от 8,7 до 11 килограмм;
  • окружность головы - от 44,9 до 47,6 сантиметров;
  • количество зубов - 8 штук.

Поскольку мальчики развиваются чуть медленнее девочек, сын в этом возрасте может еще не начать ходить. Он активно ползает, может заняться складыванием кубиков или пирамидки, катает машинку, любит музыкальный коврик или молоток. Несколько минут играет самостоятельно, не вовлекая в процесс родителей.

Девочки

По физическим параметрам девочки обычно чуть уступают мальчикам, но при этом быстрее развиваются, более социализированы. Физическое развитие девочек:

  • рост - от 70,5 до 76,8 сантиметров;
  • вес - от 8 до 10,2 килограмм;
  • окружность головы - от 43,7 до 44,6 сантиметров;
  • количество зубов - 8 штук.

Абсолютное большинство девочек к этому возрасту уже умеют ходить. Они стараются не упускать маму из виду. Дочка в этом возрасте может практически самостоятельно кушать, в играх пытается накормить мишку или куклу. В игру обязательно вовлекает родителей. Малышки в таком возрасте очень любят сидеть у мамы на руках, разглядывая яркую книжку.

Если ребенок немного не укладывается в эти нормы, нет повода беспокоиться, а вот в случае серьезного отставания в росте и весе или значительного превышения этих параметров следует проконсультироваться с педиатром.

Важно: если малыш еще не ходит и при этом имеет слегка избыточный вес, не волнуйтесь, килограммы уйдут, как только он научится ходить.

Кроха в 13 месяцев много двигается. Он может быстро ползать, ходить, держась за опору. Те, кто пошел в 8-11 месяцев, уже вполне самостоятельно передвигаются и даже учатся бегать. Ребенок в этом возрасте требует повышенного внимания близких, его ни на минуту нельзя оставлять одного, поскольку шустрого малыша следует беречь от опасности.

Разница в воспитании мальчика и девочки

Мальчики и девочки различаются с самого рождения не только по половым признакам. В 13 месяцев очень заметны психологические различия между ними. Девочки раньше начинают ходить и говорить, как правило, не так тяжело болеют. Мальчики более прочно стоят на ножках, активнее исследуют окружающий мир.

И девочкам, и мальчикам в этом возрасте необходимы мамины объятия и тактильный контакт, но девочкам все же чуть больше, чем маленьким представителям сильного пола. Папа в воспитание сына должен включаться с первых месяцев жизни. При этом следует учитывать, что сын подсознательно копирует поведение папы, а девочка - мамы.

Мальчикам нужно давать больше самостоятельности, при этом поощряя словами за самые мелкие достижения. Девочки больше любят общаться, практически не могут играть самостоятельно, не вовлекая в процесс маму или папу. Мальчики могут увлечься кубиками или пирамидкой, абсолютно не обращая внимания на окружающих и даже не реагируя на зов родителей.

Конечно, каждому родителю хочется баловать сына или дочку, однако, следует помнить, что малыш, вне зависимости от пола, очень быстро привыкает к излишней опеке, потом уже трудно перестроиться и взрослым членам семьи, и ребенку.

Что должен уметь ребенок в таком возрасте

Малыш в этом возрасте умеет распознавать и демонстрировать весь спектр эмоций и настроения. Он замечает мамину грусть, и может расплакаться, радостно реагирует на улыбку близких, а наблюдать удивление или озадаченность крохи при знакомстве с окружающим миром просто уморительно. В норме он, пока еще с опаской, но уже и с большим интересом, реагирует на малышей того же возраста, робко пытается с ними контактировать.

В этом возрасте ребенок пытается побольше узнать об окружающем мире. Он с интересом исследует комнату и квартиру, к которой привык, пытается самостоятельно добраться до заинтересовавших его вещей, причем делает это весьма проворно.

Он знает названия практически всех привычных игрушек, выполняет простые просьбы и задания: «дай зайчика», «на ведерко». У крохи вырабатывается младенческий язык, когда, кроме гуления, в детском лепете присутствуют слоги и даже отдельные слова: мама, папа, дай, би-би. Он прислушивается к собственному голосу и меняет интонацию.

Ребенок воздействует на игрушки. Толкает, отбрасывает, тянет, пытается спрятать. Ему нравятся эти занятия, он осознает собственные возможности и бурно радуется новым открытиям. Радуйтесь вместе с ребенком, показывайте, как можно играть с игрушками, поощряйте его к действиям.

Малыш уже сам сидит на детском стульчике, кушает с помощью ложки. Конечно, проще его покормить и напоить, это будет гораздо быстрее, и не понадобится отмывать кухню, однако не следует требовать от ребенка умения и самостоятельности, если ему никто не показывал, как надо, и не позволял ошибаться. Если ребенок еще не ходит, водите его за ручки, поощряйте самостоятельно добраться до яркой игрушки, зовите, сидя на диване, пусть он сделает свои первые шаги. И, конечно, не забывайте хвалить малыша, разговаривать с ним, объяснять свои самые простые действия.

Нервно-психическое развитие

В этом возрасте ребенок очень подвижен, он старается добраться до ярких вещей в квартире, пытается открыть дверцы шкафов, отправиться в путешествие на кухню или в ванную, где огромное множество интересных вещей. Вот примерный список умений малыша в таком возрасте:

  • ходит или быстро ползает;
  • стоит, держась за край дивана или другую опору, если нужно что-то рассмотреть:
  • присаживается на корточки, наклоняется, чтобы поднять игрушку;
  • катает мячик, машинку на веревочке, другие подвижные игрушки;
  • складывает башенку из кубиков;
  • знает около 10-15 простых слов, понимает гораздо больше;
  • самостоятельно пьет из чашки, пытается есть большой ложкой.

Он начинает интересоваться сверстниками, способен покормить куклу, принести маме свою любимую игрушку. Конечно, это весьма примерный список, малыш может уметь чуть больше или меньше, главное – это ежедневное общение с малышом, игры, систематические занятия с крохой.

Моторика

Ребенку этого возраста очень полезны игры с водой, песком, малыш с удовольствием осваивает пальчиковые краски. Он уже способен нанизывать кольца пирамидки и строить башенку из кубиков. Такие занятия важны для малыша, они должны быть короткими (не более 15 минут), но ежедневными. При купании можно бросить в ванну несколько плавающих ярких игрушек и показать малышу, как собрать их в ведерко, или научить по одной подавать их маме. Даже самые простые действия и новые впечатления развивают кроху.

Развитие речи

Для развития речи ребенка следует как можно больше с ним разговаривать, медленно и внятно комментируя его и свои действия. Читайте ребенку стихи, сказки, при чтении меняйте интонацию. Детки в таком возрасте очень музыкальны. Они пытаются повторить простые детские песенки, воспроизвести мелодию, учатся танцевать.

Можно купить малышу вертушку, которая крутится, если на нее подуть, свистульку, дудочку. Упражнения, которые выполняются с этими предметами, укрепляют мышцы щек и языка. Почаще обращайтесь к малышу с просьбами и не забывайте его хвалить.

Игрушки для детей в 1 год и 1 месяц

Малышу очень пригодятся мячики разного размера, кубики, пирамидки. Сортер – одна из самых удобных развивающих игрушек для детей этого возраста. Это емкость с отверстиями разных форм и фигурами, которые нужно просунуть в определенное отверстие. С помощью таких игрушек с ребенком можно учить формы предметов, цвета, на более сложных моделях могут присутствовать фигурки животных. Очень удобны сортеры-каталки, такую игрушку малыш может тянуть за собой.

Копилочка

Эта простая игра способствует развитию мелкой моторики. Понадобится банка с широким горлом, пластиковый стакан или контейнер с крышкой. Покажите, как складывать в емкость разные яркие предметы через прорезь в крышке, а затем высыпать их. Можно использовать крупные бусы, большие яркие пуговицы, белую и красную фасоль. Нужно показать малышу, как греметь баночкой. Конечно, все занятия проводятся под присмотром взрослых.

Прячем игрушку

К любимой игрушке малыша привязывается яркая ленточка. Игрушку следует недалеко спрятать, чтобы малыш видел кончик ленточки. Затем найти игрушку и вместе с малышом бурно радоваться успеху.

Зарядка для пальчиков

Самая простая зарядка для пальчиков в таком возрасте – это «Сорока», «Этот пальчик – дедушка», сжимание и разжимание пальчиков в кулачок, подглядывание через раздвинутые пальчики. Любое занятие выполняется только в игровой форме, обычно малыша очень увлекают подобные упражнения.

Занятия и игры

С ребенком можно покатать мяч, разобрать и собрать пирамидку или матрешку. Малыша можно учить закрывать и открывать разные баночки с крышками. Очень нравятся крохам книжки с яркими картинками. Дети развиваются в процессе тесного общения с родителями, они подражают действиям взрослых, копируют интонацию и эмоции. Чем больше позитива будет выказываться в общение с ребенком, тем радостнее, счастливее и контактней будет малыш.

Развивающие и вспомогательные занятия

Для детей такого возраста очень полезны яркие музыкальные коврики, пирамидки, неваляшки, наборы кубиков и формочек. При выборе интерактивных игрушек следует быть осторожнее – такая игрушка может напугать малыша.

Уход

Поскольку малыш стал значительно больше двигаться и пачкаться, мыть его следует чаще. На прогулке, кроме влажных салфеток, могут пригодиться растворы для дезинфекции, поскольку крохе не избежать падений и царапин. Малыша следует ежедневно причесывать. Дитя следует усаживать для завтрака, обеда и ужина рядом со взрослыми. Это позволит ему быстрее научиться правильно пользоваться ложкой, чашкой, самостоятельно кушать.

Возможные проблемы

Следует придерживаться режима. Спать годовалый ребенок должен 2 раза за день. Ему нужно набираться сил для будущих открытий. Привыкнув к режиму, он станет менее капризным, да и у мамы появится такое необходимое время на собственные нужды.

В таком возрасте дитя развивается стремительно, пополняется его словарный запас, появляются новые навыки. Если малыш не полностью соответствует приведенным нормам, не стоит беспокоиться. Однако, если он сильно отстает в развитии, необходима консультация специалиста. Если проблема замечена в столь нежном возрасте, у ребенка будет возможность, опираясь на помощь родителей, нагнать сверстников.

Время с маленьким ребенком пролетает очень быстро. Совсем недавно малыш был крохотным комочком, не умеющим ни поднять голову, ни произнести какие-либо звуки, ни сфокусировать взгляд. За первый год младенец кардинально изменился, стал многое понимать, произнес первые слова, сделал первые шаги и продолжает познавать окружающий мир. Давайте узнаем, как определить, нормально ли развивается ребенок, а также как стимулировать дальнейшее развитие годовалого малыша.


Физиологические изменения

  • Ребенок к 12 месяцам обычно утраивает вес, с которым он родился. Теперь темпы прибавки веса и увеличения роста по сравнению с первым полугодием жизни значительно замедляются.
  • Стопы годовалого ребенка пока еще плоские, а свод у них отсутствует. Если малыш только начал самостоятельно ходить, на его стопах еще имеются жировые подушечки. По мере освоения ходьбы они исчезают, а у ступней появляется изгиб.
  • Средним количеством зубов, которое имеется у годовалых малышей, является 8. При этом у одних деток уже может быть 12 зубов, а у других – лишь 1-2 первых зуба. Это все варианты нормы, не требующие обращения к врачу. Проконсультироваться с педиатром нужно лишь при отсутствии зубов в 1 год.

Физическое развитие

За двенадцатый месяц жизни малыш набирает примерно 350 грамм веса, а его рост удлиняется еще на 1-1,5 сантиметра. И окружность головы, и окружность груди ребенка в этом возрасте увеличивается в среднем на 0,5 сантиметра.

Разные детки развиваются физически с разной скоростью, но на основе показателей у большого числа малышей определенной возрастной категории специалисты установили границы нормы для таких показателей. Эти границы вместе со средними показателями для годовалых детей мы отметили в таблице:

При ударе о предметы мебели некоторые родители учат ребенка давать «сдачу». Стоит ли это делать, смотрите в следующем видео Ларисы Свиридовой.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Что малыш умеет?

  • Ребенок 12 месяцев двигается очень активно и много. Большинство карапузов к годовалому возрасту уже умеет самостоятельно ходить и постоянно совершенствует этот навык. Тем не менее, некоторые детки в 1 год еще нуждаются в маминой поддержке во время ходьбы или не спешат начать ходить, предпочитая быстрое передвижение на четвереньках.
  • Также ребенок одного года уже может сидеть на корточках и самостоятельно подниматься из этого положения. Кроха уверенно поднимается по ступенькам и залезает на диван.
  • В одну руку малыш одного года способен взять 2 небольших предмета. Пуговицы и другие крохотные предметы ребенок берет указательным и большим пальцем.
  • У годовалого ребенка получается собирать пирамидку и строить башни из кубиков.
  • Речь ребенка включает примерно 10-15 простых слов из 1-2 слогов. Одно слово карапуза может иметь несколько значений. Кроха еще не выговаривает все буквы и может путать местами слоги.
  • Ребенок 1 года хорошо понимает речь родителей. Ему известно значение слов «можно», «нельзя», «дай», «возьми», «подойди» и многих других. Также он знает имена людей, с которыми часто общается. Малыш уже может ответить на простой вопрос.
  • Кроха может выполнять несложные поручения, например, помыть овощи, разложить столовые приборы, протереть пыль.
  • Малышу нравится прятать и искать игрушки, бросать игрушки, создавать из кубиков постройки и разрушать их, наполнять ящики и коробки, а затем опорожнять их.
  • Двенадцатимесячный малыш интересуется сюжетными играми и знает, как в них играть. Кроха может уложить игрушку спать или покормить ее.
  • Услышав музыку, кроха будет пританцовывать и пробовать подпевать.
  • Малыш знает многих животных и может показать их как на прогулке, так и на картинках.
  • Кроха знает способ использования разных предметов.
  • Долговременная память ребенка развивается – малыш уже способен запоминать события нескольких дней назад.
  • Ребенок становится более самостоятельным с каждым днем. За столом он уже управляется с ложкой и сам пьет из чашки. У карапуза уже имеются определенные предпочтения в пище – какие-то продукты крохе совсем не нравятся, а какие-то, напротив, ребенок ест с большим удовольствием.


Для проверки, в нормальном ли темпе развивается ребенок, вам следует:

  • Оценить, умеет ли кроха ползать, стоять, держась за вашу руку, а также делать несколько шагов с вашей поддержкой.
  • Убедиться, что малыш использует хотя бы один жест, например, отрицательно крутит головой или машет рукой «пока».
  • Проверить, понимает ли ребенок ваши простые просьбы, например, взять игрушку или отдать ее вам.
  • Убедиться, что в речи ребенка есть минимум одно осмысленное слово.
  • Проверить, есть ли у малыша хотя бы один зуб или признаки его появления в ближайшее время.

Если при такой проверке что-либо вас насторожило, расскажите об этом педиатру во время планового осмотра в год.


Занятия для развития

  • Основным навыком, над которым «работает» годовалый ребенок, является ходьба. Если малыш продолжает ползать и не спешит делать первые шаги, можете привлечь кроху любимой игрушкой. Некоторые детки боятся утратить равновесие, поэтому ему может помочь начать ходить игрушка в руках.
  • Если существует возможность, давайте крохе походить босиком по земле, песку или траве.
  • Для стимуляции крупной моторики предлагайте ребенку играть с крупными машинками, мячами и другими игрушками большого размера.
  • Продолжайте заниматься с ребенком развитием мелкой моторики. Например, можно прицепить прищепки для белья на края банки от кофе и предложить ребенку их снимать. По-прежнему интересны и полезны ребенку игры с фасолью, крупой, песком, водой.
  • Также продолжайте речевое развитие карапуза. Много разговаривайте с ребенком, чтобы малыш мог изучать большое количество новых слов. Описывайте все, что вы делаете и предметы, которые видит малыш.
  • Играйте вместе с карапузом, но при этом позволяйте малышу делать самостоятельно то, что он может. Разыгрывайте вместе разные сюжеты с игрушками, например, как зайка делится с медвежонком печеньем, кукла купается в ванночке, мышонок приглашает в гости медвежонка.
  • Включайте ребенку музыку разных жанров, а также звуки разных предметов. Так вы будете стимулировать развитие слуха.
  • Занимайтесь с крохой рисованием, позволяя карапузу выводить первые каракули пальчиковыми красками, мелками или фломастерами. Малышу также понравится творить, используя пластилин и соленое тесто.
  • Ходите с малышом в песочницу, предлагая поиграть с совочком, формочками, ситом, грабельками.
  • В солнечный день обратите внимание крохи на ваши тени. Предложите наступить на вашу тень.
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детками. Если у крохи нет сестрички или брата, приглашайте в гости знакомые семьи с малышами-дошкольниками.
  • Сделайте для малыша фотоальбом, в котором будут находиться фото всех близких родственников, а также картинки животных. Карапуз будет подолгу его рассматривать.
  • Ежедневно немного времени уделяйте совместному чтению с малышом. Приобретите для крохи детские книги с яркими иллюстрациями. Давайте возможность ребенку самому выбрать, какую книжку он будет «читать» сегодня.
  • Во время купания бросьте в ванночку маленькие игрушки, способные плавать, а затем дайте крохе сито или совочек, предложив собрать плавающие предметы в ведерко.


Разнообразьте день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Психическое развитие

Развитие психической сферы годовалого малыша продолжает оставаться очень интенсивным. Ребенок дольше бодрствует и способен в течение нескольких минут концентрироваться на интересной игре с мамой. Именно поэтому все развивающие занятия должны проводиться только в форме игры.

На основе общения с мамой у крохи к первому дню рождения формируется доверие либо недоверие к миру, который его окружает. Если данный опыт общения будет позитивным, малыш будет ощущать себя в безопасности, а также будет проецировать положительные эмоции на окружающий мир.

На втором году жизни у ребенка активно продолжается сенсорное и познавательное развитие. Малыш узнает свойства предметов, их форму, цвета. В играх родителям следует постоянно направлять годовалого карапуза, поскольку без помощи и подсказок извне действия крохи будут оставаться однообразными. Проводя несложные занятия с малышами 1 года, родители помогают карапузу сравнить и различить предметы, развить память, освоить бытовые навыки.

Чтобы оценить психическое развитие ребенка в 1 год, можно воспользоваться такими тестами:

  • Дать малышу 2 кубика и показать, как построить башню. Ребенок не будет бросать кубики или тащить их в рот, а поставит один на другой. К 18 месяцам малыш уже будет способен применить для постройки башни 3-4 кубика.
  • Предложите крохе игрушку, в которой нужно вкладывать геометрические фигуры (рамку-вкладыш или сортер). Годовалый малыш должен вложить круг в отверстие для него.
  • Дайте карапузу пирамидку, предложив ее собрать. Малыш в 1-1,5 года попробует нанизывать кольца, но при этом не будет учитывать их размер. Правильно складывать пирамидку с учетом размера колец детки обучаются лишь к 2-летнему возрасту.
  • Оцените наличие навыков использования предметов быта. Карапуз 12-15 месяцев уже умеет правильно использовать ложку и чашку. В 1,5 года ребенок способен снимать носки, шапочку и варежки.

Играйте вместе с крохой и стройте с ним башни из разных фигурок, объясняйте, почему башня падает

Моторика

Для оценки крупной моторики крохи выясните, умеет ли малыш длительно ходить, научился ли наклоняться и приседать, способен ли вставать с коленей и взбираться на диван. Упражнения, развивающие крупную моторику, будут включать:

  • Прыжки. Держите карапуза под мышки или за руки и пусть кроха прыгает на месте.
  • Залезание на диван и опускание обратно на пол. Для этой цели можно привлекать карапуза любимой игрушкой.
  • Лазание. Предложите крохе проползти под стулом, залезть в большую коробку и вылезти из нее.
  • Перешагивание. Разложив на полу разные предметы, погуляйте по комнате с карапузом, держа ребенка за руку. Когда кроха будет подходить к препятствию, показывайте, что сначала нужно поднять одну ножку и перешагнуть предмет, а затем сделать такой же шаг второй ногой.
  • Игры с мячом. Учите малыша бросать мяч на пол, при этом сначала давайте мячик крохе в руки, а затем положите рядом, чтобы ребенок сам взял мяч. Далее учите ловить мяч. Чтобы развивать глазомер, можете бросать мяч в коробку.


Чтобы развивать мелку моторику годовалого ребенка, можно:

  • Рисовать карандашами. Сначала придерживайте ручку крохи с карандашом и просто оставляйте на бумаге следы. Постарайтесь заинтересовать младенца рисованием.
  • Рисовать красками. Дайте малышу сухую кисточку и покажите, как оставлять мазки, а после этого приступайте к освоению рисования красками.
  • Лепить из пластилина. Скатайте шарик и покажите малышу, как из него можно сделать лепешку, после чего предложите карапузу повторить.
  • Втыкать в пластилин камешки, пуговицы, трубочки.
  • Лепить из соленого теста.
  • Приклеивать наклейки на себя или на листок.
  • Рисовать пальчиковыми красками.
  • Играть со шнуровками.
  • Наматывать нитки на клубок.
  • Играть с водой, крупой или песком, используя сито и ложку.
  • Закручивать и откручивать крышечки.
  • Играть с сортером и рамками-вкладышами.
  • Учиться справляться с крючками, липучками, кнопками, пуговицами.
  • Играть с прищепками.
  • Заниматься с сенсорной коробкой.


Развитие речи

На втором году жизни происходит становление речи малыша, а также быстрое ее совершенствование. Сначала кроха начинает понимать речь, а дальше в высоком темпе пополняет словарный запас и начинается этап активной речи. Одновременно происходит обогащение мимики и жестовой речи карапуза. В один год одно слово малыша может обозначать целую фразу.

Чтобы стимулировать речевое развитие годовалого ребенка, можно:

  • Рассматривать картинки в книжках, озвучивая нарисованное и задавая ребенку простые вопросы по рисунку, например, «где собачка?».
  • Читать с крохой считалки и потешки, короткие сказки и стишки, а также петь песенки.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.
  • Делать гимнастику и массаж пальчиков.
  • Рассказывать крохе обо всем, что способно заинтересовать карапуза – о природе, животных, времени года, домах и многом другом.

Пальчиковые игры помогут развитию крохи. Посмотрите видео Татьяны Лазаревой, где она показывает то, как можно играть с ребенком 1 года.

Примерный план на неделю по развитию годовалого ребенка

Чтобы занятия не надоедали крохе, не повторялись и включали все важные направления развития, стоит планировать их заранее минимум на одну неделю. Это позволит маме охватить все сферы развития карапуза и заранее подготовить материалы для развивающих игр.

Мы предлагаем пример недельного распорядка развивающих занятий для ребенка в возрасте 1-1,5 лет:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Игры с мячом

Гимнастика под музыку

Упражнения на фитболе

Ходьба с препятствиями

Гимнастика по видео-уроку

Познавательное развитие

Собираем пазл

Находим целое по части

Игры с кубиками

Изучаем фрукты

Сортируем предметы по цвету

Игры с пирамидкой

Ищем пропавшую игрушку

Сенсорное и музыкальное развитие

Слушаем звуки музыкальных инструментов

Изучаем запахи

Изучаем материалы на ощупь

Слушаем детские песенки

Изучаем вкусы

Игра с сенсорной коробочкой

Слушаем классическую музыку

Мелкая моторика

Пальчиковая гимнастика

Игры с крупой

Игры со шнуровкой

Пальчиковая гимнастика

Игры с прищепками

Игры с наклейками

Игры с песком

Речевое развитие

Чтение сказки

Артикуляционная гимнастика

Обсуждение сюжетной картинки

Чтение стихов

Артикуляционная гимнастика

Рассматривание картинок и их обсуждение

Чтение потешек

Творческое развитие

Рисование пальчиковыми красками

Аппликация

Рисование карандашами

Лепка из соленого теста

Рисование красками

Игра с конструктором

Лепка из пластилина

Это лишь примерный план, который следует изменять для каждого конкретного ребенка. Обязательно включайте в свой недельный распорядок занятия, которые нравятся малышу. В конце недели сделайте анализ выполненного, на основе которого можно добавить какие-либо занятия или сократить список игр на день.

Игрушки от 1 до 2 лет

Игрушки помогают крохе развивать и физическую, и эмоциональную сферу. С их помощью ребенок познает мир, изучает окружающую обстановку, развивает воображение, становится инициативным и узнает причинно-следственные связи.

О том, какие игрушки стоит приобрести для крохи 1-2 лет смотрите в видео Анны Гапченко.

Среди игрушек ребенка 1-2 лет должны быть:

  • Кубики.
  • Сортер с несколькими несложными отверстиями.
  • Пирамидка с 3-4 кольцами.
  • Стаканчики квадратные и круглые.
  • Коробочки разного размера.
  • Игрушки для улицы – лопатка, формочки, машина с кузовом, ведро.
  • Игрушки, которые тянут или толкают.
  • Мягкие игрушки, которые малыш сможет укладывать спать, кормить.
  • Игрушки для игры с водой.
  • Пластмассовая посуда.
  • Игрушечный телефон.
  • Игрушки, имитирующие бытовые предметы.
  • Музыкальные игрушки.
  • Картонные или тканевые книжки.





  • В гостях у знакомых с детьми обращайте внимание, какие игрушки больше всего заинтересовали карапуза. Это даст вам возможность пополнить свой запас игрушек предметами, которыми кроха наверняка будет играть.
  • Многим детям нравится играть предметами из обихода (крышками от кастрюль, простынями, зеркалом и другими). Не запрещайте, но проследите, чтобы такие игры были безопасными.

  • Игры с крупой являются одними из самых любимых у крохи. Как проводить такие занятия, смотрите в следующем видео.

    Уход

    Гигиенические процедуры выступают важным элементом ежедневного распорядка в жизни годовалого карапуза. В утреннее время ребенка умывают и подмывают. Также малышу важно чистить зубки и обязательно мыть ручки перед едой и после прогулок. Перед сном кроху традиционно купают, совмещая эту водную процедуру с веселыми играми в воде.

    Режим дня

    К году у всех детей имеется определенный распорядок дня, сменившись за 12 месяцев жизни несколько раз. Его поддержание важно для хорошего самочувствия малыша. Основными моментами режима дня ребенка 12 месяцев являются организация сна и бодрствования, а также питания.


    Сон

    Дети 1 года бодрствуют больше, но по-прежнему спят около 14-15 часов в сутки. Ночной отдых в среднем длится 10-11 часов, а днем ребенок 12 месяцев спит дважды. При этом первый дневной сон обычно длится дольше (2-2,5 часа), а второй – менее длительный (1,5 часа). К одному дневному сну дети начинают переходить примерно в 18 месяцев.

    Бодрствование

    В режиме дня 12-месячного ребенка есть активные и спокойные игры, гимнастические упражнения, чтение книг, прогулки, визиты в гости и многое другое. В первую половину дня активные игры лишь приветствуются, а вечером их следует избегать. Гимнастику с ребенком нужно выполнять за час до приема пищи.


    Прогулки

    Гулять с годовасиком советуют 2 раза в день, причем в хорошую погоду хотя бы один из дневных снов стоит организовать на прогулке. Выходить с крохой на улицу рекомендуют утром в 10-11 часов, а в послеобеденное время – в 16-17 часов. Длительность прогулок должна составлять от 2 часов и больше. На нее будут влиять погодные условия, например, в теплые летние дни малыш вполне может проводить на прогулке 5-6 часов. Если же на улице мороз ниже -10, сильный дождь или очень ветрено, от прогулки стоит воздержаться.

    Питание

    Ребенок 1 года по-прежнему ест 5 раз в день с паузами между приемами пищи 3,5-4 часа. Рекомендуется придерживаться режима питания, предлагая малышу еду примерно в одно время, а также не допуская длительных перерывов. Определить общее суточное количество пищи для годовалого малыша можно, разделив массу тела крохи на 9. В среднем детки этого возраста съедают в день 1000-1300 мл пищи. Разделив такой объем на число кормлений, вы получите средний объем порции в 200-260 мл.

    Питание малыша на грудном вскармливании включает все больше блюд прикорма. Малыш прикладывается к груди в основном около снов, в течение дня (например, если упал) и после еды (запить прикорм). В ночное время сохраняются активные подутренние кормления, которые бывают в 4-8 часов утра.


    Детей на искусственном вскармливании можно продолжать кормить адаптированной смесью, предлагая ее в два кормления (первое и перед ночным сном). При необходимости смесь уже можно отменить, предлагая на завтрак крохе кашу и заменив смесь перед сном кисломолочным напитком.

    В питании годовалого ребенка появляются специи, зелень, соль, некоторые виды сладостей (пастила, зефир). Таким детям по-прежнему рано знакомиться с жареными блюдами, колбасами и сосисками , копченостями, жирными видами мяса, экзотическими фруктами, грибами и шоколадом.


    Рассчитайте свою таблицу введения прикорма

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто