Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности.
В период младшего и среднего дошкольного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни этого влияния - в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей среднего дошкольного возраста – это формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
Задачи патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста включают:
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому семье, детскому саду, городу, селу
- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней
- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям) .
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору, народным играм через разучивание народных подвижных игр, инсценированние и рассказывание детьми потешек и прибауток.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, семейными традициями; с детским садом его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; с городом, селом, гербом, достопримечательностями. Очень активно проходит через Организацию различных фотовыставок по темам: «Я и моя мама» , «Лучшие воспоминания о летнем отдыхе» , оформление предметно-развивающей среды –патриотического уголка, семейных альбомов, альбомов достопримечательностей села и особенностями нашего детского сада)
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года. Участие детей в краткосрочных проектах «Накорми птиц зимой» , «Как порадовать друга» , «Юные помощники природы» и др.
Одно из слагаемых патриотизма – это воспитание любви к родной природе. Постепенно у детей формируются представления о родном селе, родном крае. Природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. И именно эти качества проявляются у детей при участие в долгосрочном проекте «Моя Родина-Самарский край» , начатой еще во 2 младшей группе- проектом «Животные нашего края» и продолжавшийся в средняя группе проектом- «Птицы самарского края»
Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их помощью проходят выставки рисунков и поделок. С большим удовольствием они принимают участие в творческих конкурсах по патриотическому воспитанию. В таких как «Герб села» , «Народная кукла» . Помогают в проектной деятельности.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях нашей работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
Лилия Багманова
Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Сентябрь : Тема «Моя семья»
1 неделя – Рассказы детей о членах семьи . Рассмотрение альбома «Моя семья»
2 неделя - Чтение стихов и рассказов о семье.
3 неделя - Рисование на тему «Моя семья»
4 неделя - Сюжетно – ролевая игра «Моя семья»
Октябрь : Тема «Мой любимый детский сад»
1 неделя – Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду . Чтение стихов о детском саде.
2 неделя – Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.
3 неделя – Труд по уборке листьев на участке детского сада.
4 неделя – Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад»
Ноябрь : Тема «Мой город, в котором я живу»
1 неделя – Рассматривание фотографий с изображением самых замечательных мест города. Рассказы детей о своем городе .
2 неделя – Прослушивание песен и стихов о родном городе. Рассказ о знаменитых людях города.
3 неделя – Изготовление альбома «Природа моего края»
4 неделя – Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада)
Декабрь : Тема «Новый год у ворот»
1 неделя – Загадки, песни, стихи о зиме. Беседа о встрече Нового года.
2 неделя – Рисование на тему «Новогоднее представление»
3 неделя - Составление письма Деду Морозу.
4 неделя – Аппликация «Ёлка»
Январь : Тема «Наша Родина – Россия»
1 неделя – Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?» Объяснение значения пословиц о Родине.
2 неделя – Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины.
3 неделя – Рисование на тему «Моя Родина»
4 неделя – Пение русских народных песен, частушек. Русские народные игры.
Февраль : Тема «Москва – главный город нашей родины» .Наши защитники
1 неделя – Экскурсии по Кремлю, Красной площади. «Прогулки по Москве» (по иллюстрациям)
2 неделя – Оформление стенда «Москва – столица нашей Родины»
3 неделя – Рассказ приглашенного воина о защитниках Отечества. Просмотр видеофильма «Защитники Отечества»
4 неделя – Изготовление подарков для пап и дедушек. Спортивное развлечение «Вместе с папой»
Март : Тема «Очень я люблю маму милую мою»
1 неделя – Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму. Как я помогаю ей»
2 неделя – Изготовление подарков маме. Семейные посиделки «Вместе с мамой» .
3 неделя – Пение песен о маме, чтение стихов.
4 неделя – Рисование портрета «моя мама»
Апрель : Тема «Наши космонавты»
1 неделя – Рассказ воспитателя о космонавтах (с просмотром видеофильма)
2 неделя – Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты» . Конструирование космического корабля.
3 неделя – Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»
4 неделя – Рисование на данную тему.
Май : Тема «Этот День Победы»
1 неделя – Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Встреча с фронтовиком.
2 неделя – Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда.
3 неделя – Экскурсия к Вечному огню.
4 неделя – Пение и слушание фронтовых песен. Чтение стихов.
Просмотр содержимого документа
«Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе на 2016 – 2017 учебный год»
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе на 2016 – 2017 учебный год
программные задачи | Работа с детьми и родителями |
||
сентябрь | «Мой детский сад» | Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду. Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей. Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада. Познакомить с опасными ситуациями в детском саду. Продолжать знакомить детей с загадками и стихами. | Проект «Наша группа – дружная семья». Экскурсии на кухню, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры. Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду. Фото – книга «Как мы в садике живем». Экскурсия по детскому саду. Дидактическая игра «Подбери себе товарищей». Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге». Пальчиковая игра «Дружба». |
«Моя семья» | Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни. Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения. Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье. | Проект «Семь Я». Выставка фотографий «Моя семья», праздники Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья». Чтение худ. лит. К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка». Дидактические игры: «Дружная семейка», «Имена» Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Встреча гостей». Урок вежливости «Дружная семья». |
|
«Наш город» | Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни. Расширять словарный запас детей. | Игра-путешествие «Мой город». Беседа «Малая Родина». Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города, НОД по ознакомлению с окружающим миром «Улица, на которой я живу». |
|
«Транс- порт родного города» | Закреплять знание названия города, видов транспорта, правила дорожного движения. Закреплять понятие Родины. Воспитывать чувство любви к нему. | Дать представление о транспорте; учить детей правилам дорожного движения, правилам поведения в транспорте. Сюжетно-ролевые игры, конструирование с машинками «Парковка», «Строим дом», Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий «Автостанция», «Железная дорога», рисование на тему «Машины на улицах города», беседы |
|
«Дома в нашем городе» | Познакомить детей с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены. | Рисование на тему: «Дом, в котором ты живешь», Дидактические игры «Район в котором мы живем», « Кто больше улиц знает», сюжетно-ролевые игры, «Здания родного города», «Где мой дом?». Беседа на тему: «Мой адрес», наблюдение и экскурсии по территории д/с: рассматривание домов, их этажности, номера, из чего построены, рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома. Урок вежливости «Дом, в котором ты живешь», Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. Оформление альбома «Архитектура нашего города». |
|
«Добрая, милая мама» ко дню матери | Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к матери, послушание ей. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме. | Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры. Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений о матери (Ю. Яковлев «Мама»). Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники». Уроки вежливости «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник». |
|
«Природа родного края» | Учить видеть красоту природы осенью. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, загадывание загадок. Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года», Рассматривание картин «Времена года», «Осень в лесу», «Цветы». Слушание классической музыки из цикла «Времена года», рисование, пословицы и поговорки о погодных условиях, чтение: С. Есенин «Белая береза», А. Плещеев « Уж тает снег», Н. Минский «Листопад» Праздник осени. |
|
«Уроки вежливости» Культура общения. | Обратить внимание детей на то, что многие слова являются волшебными; возбудить интерес детей раскрыть знание слов, их применение, предложить детям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведённых примерах, воспитывать умение быть внимательными. Раскрыть детям значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе. Закреплять представления детей о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания и т. д.; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей. Развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей. Воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей. | Проект «Ежели вы вежливы». Беседы: «Пойдём и найдём вежливые слова», «Письма вежливого сказочника». Дидактические игры: «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», Коммуникативные игры: «Нарисуем портрет», «Какой Я», «Хорошо – плохо», «Закончи предложение». Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», С.Маршак «Урок вежливости», « Ежели вы вежливы», А.Барто «Медвежонок – невежа», Рисование на тему: «Какого цвета добрые слова?». Знакомство с пословицами и поговорками о культуре общения. |
|
«Уроки вежливости» Культура поведения. | Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов. Учить применять полученные знания и умения в играх, усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей, активизировать словарь по данной теме; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. | Дидактические игры: «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.). Чтение: Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – дежурные», «К нам гости пришли…». |
|
«Живот ные и птицы нашего края» | Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и поведения птиц. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает. | Беседы: «Кто у нас зимует?», «Как звери к зиме готовились?», Загадывание загадок о животных и птицах, Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кому что дадим?», «Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние». Чтение сказок и рассказов, рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах. Подвижные игры «Воробышки и кот», «Лиса и зайцы». |
|
«Чудо мастера» | Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Развивать патриотические чувства. | Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России». Рисование «Золотая хохлома» Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник». Рисование «Тверская матрёшка» Развлечение на тему «Рождество на Руси». |
|
«Защит- ники Отечест- | Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества». Учить называть различные виды войск. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество. | Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков. Упражнения «Готовлюсь быть солдатом». Дидактическая игра «Что в военном пакете?». «Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Взятие крепости», «Государственная граница». Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций. Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества». |
|
«Воен- ные профес- сии» | Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями. Воспитывать гордость за наших воинов. | Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях. Чтение произведений художественной литературы «Февраль (С. Маршак) , «Армия мира» (В. Давыдов), «Звездочка (А. Жаров) , «О брате» (И. Кульская), «Дозор» (В. Давыдов) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская) , «День Победы» (Т. Белдеров) , «Навек запомни» (М. Исаковский) , «Аэропорт» (Б. Житков) |
|
«Наша добрая матрешка» | Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. Воспитывать любовь к народному искусству. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. | Аппликация «Матрёшка в подарок маме и бабушке». Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники». Рисование «Почему матрёшка грустная?» «Такие разные матрешки»: Рассматривание матрешек. Сравнение матрешек и определение их настроения. Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская). Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». Чтение произведений художественной литературы «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов) |
|
«Все профес- сии нужны, все профес- сии важны». | Познакомить детей с несколькими видами профессий. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. | Проект «Все работы хороши – выбирай на вкус!». Дидактические игры «Узнай про кого я расскажу», «Профессии», «Что инструмент может рассказать о себе?», «Кому что нужно для работы». Уроки вежливости «Встречи с добрыми, хорошими людьми» Беседы «О труде хлеборобов», «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом». |
|
«Моя родина – Россия» | Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина». Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Вызвать чувство сопричастности к истории страны. | Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина», нахождение России на глобусе. Составление альбомов «Мой любимый город», «Тепло поколений». Настольные игры: «Одень куклу» (национальные одежды) |
|
«День космонавтики» | Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Сформировать представления о празднике «Дне космонавтики», элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Воспитывать любознательность. | Подвижные игры «Самолеты на посадку», Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли). Разминка «Ждут нас быстрые ракеты». Пальчиковая гимнастика «Космонавт». Аппликация - оригами «Ракета». Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо». |
|
«Флаг России» | Воспитание гордости за свою Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы. Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины. У чить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём. Воспитывать уважение к государственным символам России. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края | Слушание рассказа о российском флаге. Беседы, рассказы воспитателя о Москве, рассматривание альбомов с иллюстрациями достопримечательностей. Чтение худ. лит.: В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва», И. Токмарова «Красная площадь», З. Александрова «Родина» |
|
«Не нужно нам войны-беды» | Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ. Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность | Проект «Этих дней далеких позабыть нельзя…» Рассматривание иллюстраций о ВОВ, её героях, медалей и орденов. Беседы: «Русские традиции: проводы в армию», «О Великой Отечественной войне», «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героям родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии. Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы». |
|
«Понача лу в жизни нашей было всё не так …» | Познакомить детей с образом жизни древних славян. Сформировать понимание слова «предки». Уточнить виды занятий славян в древности. Развивать познавательную активность, расширять кругозор, диалогическую речь. Закреплять знания о русском народном фольклоре, обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями. Прививать чувство гордости за свою Родину, русский народ. | Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей; просмотр мультфильмов и чтение русских народных сказок, былин («Илья Муромец и Соловей разбойник»); А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».) Прослушивание песни музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Богатырская наша сила». |
В течение всего года: «О спорт, ты здоровье, выносливость и смелость».
Цель: развитие физических и психических качеств личности (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, терпения и настойчивости в достижении поставленной цели). Воспитание чувства взаимовыручки, чувства «локтя», помощи товарищу.
Организация и проведение спортивных мероприятий с участием родителей: «Вместе с мамой» «Я и папа», «Мама, папа и я – спортивная семья». Настольная игра «Виды спортивных соревнований», «Зимние или летние». Оформление альбомов «Спорт со Смешариками», «Спортивные развлечения». Участие в городских соревнованиях; спортивных праздниках. Подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, социальная адаптация в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. В этом возрасте образы воспитания очень ярки и сильны, поэтому они остаются в памяти ребенка надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по нравственно – патриотическому воспитанию
в средней группе на 2016 – 2017 учебный год
месяц | тема | программные задачи | Работа с детьми и родителями |
сентябрь | «Мой детский сад» | Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес. Закрепить и уточнить знания детей о детском садике, его предназначении, людях работающих в детском саду. Формировать представления детей о труде воспитателя, расширять кругозор детей. Воспитывать у детей чувство привязанности, любовь к детскому саду, друзьям, интерес к совместной деятельности, уважение к труду сотрудников детского сада. Познакомить с опасными ситуациями в детском саду. Продолжать знакомить детей с загадками и стихами. | Проект «Наша группа – дружная семья». Экскурсии на кухню, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые игры. Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду. Фото – книга «Как мы в садике живем». Экскурсия по детскому саду. Дидактическая игра «Подбери себе товарищей». Уроки вежливости «Как и во что играть с друзьями?», «Не забывай о друге». Пальчиковая игра «Дружба». |
«Моя семья» | Формировать представления детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Расширять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи, учить ориентироваться в родственных отношениях, прививать любовь к родным людям. Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, понимания, уважения, взаимопомощи в семейной жизни. Учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения. Развивать внимание и память – узнавать на фотографии членов семьи, знать и называть их роли в семье. | Проект «Семь Я». Выставка фотографий «Моя семья», праздники Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья». Чтение худ. лит. К. Ушинский «Четыре желания», С. Черный «Имя», Л. Толстой «У бабки была внучка». Дидактические игры: «Дружная семейка», «Имена» Сюжетно-ролевые игры: «День рождения», «Встреча гостей». Урок вежливости «Дружная семья». |
|
Октябрь | «Наш город» | Систематизировать и обобщать знания детей о городе: названии, достопримечательностях. Вызывать чувство восхищения красотой родного города. Воспитывать любовь к родному городу и чувство гордости за него. Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни. Расширять словарный запас детей. | Игра-путешествие «Мой город». Беседа «Малая Родина». Рассматривание иллюстраций, фотографий с видами города, НОД по ознакомлению с окружающим миром «Улица, на которой я живу». Экскурсия к реке Вохна. Целевые прогулки по близлежащим улицам. |
«Транс- порт родного города» | Закреплять знание названия города, видов транспорта, правила дорожного движения. Закреплять понятие Родины. Воспитывать чувство любви к нему. | Дать представление о транспорте; учить детей правилам дорожного движения, правилам поведения в транспорте. Сюжетно-ролевые игры, конструирование с машинками «Парковка», «Строим дом», Чтение художественной литературы, рассматривание фотографий «Автостанция», «Железная дорога», рисование на тему «Машины на улицах города», беседы |
|
«Дома в нашем городе» | Познакомить детей с архитектурой родного города: дома бывают деревянные, кирпичные; одноэтажные, многоэтажные. Воспитывать чувство любви к родному дому и городу, умение видеть его красоту в жилых постройках. Учить соблюдать элементарные правила гигиены. | Рисование на тему: «Дом, в котором ты живешь», Дидактические игры «Район в котором мы живем», « Кто больше улиц знает», сюжетно-ролевые игры, «Здания родного города», «Где мой дом?». Беседа на тему: «Мой адрес», наблюдение и экскурсии по территории д/с: рассматривание домов, их этажности, номера, из чего построены, рисование дома, фантазирование на тему сказочного дома. Урок вежливости «Дом, в котором ты живешь», Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. Оформление альбома «Архитектура нашего города». |
|
Ноябрь | «Добрая, милая мама» ко дню матери | Воспитывать любовь и уважение к матери, стремление помогать матери, заботиться о ней. Воспитывать любовь и нежное чувство к матери, послушание ей. Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матери работа по дому: указать на необходимость помощи мамам. Воспитывать желание помогать маме, взрослым. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. Формирование ценных нравственных навыков (любви, сочувствия и т. д). Учить детей поддерживать беседу, выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при чтении стихотворения о маме. | Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактические игры, совместные праздники с мамой. Беседы, рисование на тему: «Моя любимая мама», чтение произведений о матери (Ю. Яковлев «Мама»). Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники». Уроки вежливости «Чем порадовать маму?», «Бабушкин праздник». |
«Природа родного края» | Учить видеть красоту природы осенью. Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного края, желание беречь и охранять её. Развивать интерес к изучению родного края, умение делать выводы. Прививать любовь к природе, отмечать важность времени года, сбора урожая, подготовке к зиме. Воспитывать чувства гордости, любви, ответственности за родную природу, бережное отношение к ней. | Прогулки, экскурсии, подвижные игры, викторины, загадывание загадок. Дидактические игры: «Что где растёт?», «С какого дерева листок», «Времена года», Рассматривание картин «Времена года», «Осень в лесу», «Цветы». Слушание классической музыки из цикла «Времена года», рисование, пословицы и поговорки о погодных условиях, чтение: С. Есенин «Белая береза», А. Плещеев « Уж тает снег», Н. Минский «Листопад» Праздник осени. |
|
Декабрь | «Уроки вежливости» Культура общения. | Обратить внимание детей на то, что многие слова являются волшебными; возбудить интерес детей раскрыть знание слов, их применение, предложить детям самим поискать и найти «волшебные слова» в приведённых примерах, воспитывать умение быть внимательными. Раскрыть детям значение слова «нельзя»; учить детей участвовать в беседе. Закреплять представления детей о происхождении и правильном произношений слов вежливости: здравствуйте, извините, спасибо, до свидания и т. д.; побуждать интересоваться смыслом слова; продолжать работу по обогащению словарного запаса детей. Развивать память; формировать нравственные привычки; усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей. Воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать нравственные, гуманные чувства детей. | Проект «Ежели вы вежливы». Беседы: «Пойдём и найдём вежливые слова», «Письма вежливого сказочника». Дидактические игры: «Заболел дедушка…», « «У нас порядок», Коммуникативные игры: «Нарисуем портрет», «Какой Я», «Хорошо – плохо», «Закончи предложение». Чтение сказки Ш. Перро «Золушка», С.Маршак «Урок вежливости», « Ежели вы вежливы», А.Барто «Медвежонок – невежа», Рисование на тему: «Какого цвета добрые слова?». Знакомство с пословицами и поговорками о культуре общения. |
«Уроки вежливости» Культура поведения. | Развивать у детей умение анализировать свои действия и поступки, соотносить их с общепринятыми нормами поведения, сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов. Учить применять полученные знания и умения в играх, усваивать нормы и правила поведения в жизни и обществе; накопление социально-нравственного опыта детей, активизировать словарь по данной теме; добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения. | Дидактические игры: «Правила этикета» (Как себя вести в транспорте, в театре, в гостях, музее и т.д.). Чтение: Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения для дошколят», В.Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?». Сюжетно-ролевые игры: «Мы – дежурные», «К нам гости пришли…». |
|
Январь | «Живот ные и птицы нашего края» | Уточнять и расширять представления детей о разнообразии зимующих птиц. Формировать знания об общих признаках птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров). Учить видеть особенности строения и поведения птиц. Развивать наблюдательность, умение отражать выделенные особенности в суждении сравнительного характера. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты к природе, сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает. | Беседы: «Кто у нас зимует?», «Как звери к зиме готовились?», Загадывание загадок о животных и птицах, Дидактические игры: «Назови признаки животных», «Кому что дадим?», «Угадай, чей хвост», «У кого кто?», «Угадай, про кого говорится», «Кого не стало?», «Дикие и домашние». Чтение сказок и рассказов, рассматривание картин и иллюстраций о животных и птицах. Подвижные игры «Воробышки и кот», «Лиса и зайцы». |
«Чудо мастера» | Расширить представление детей о народных промыслах. Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства. Закрепить и обобщить знание детей о предметах старины, некоторые из которых остаются актуальными и в наши дни: русская матрёшка, деревянные ложки, самовар, валенки, лапти, тульский пряник. Воспитывать любовь к русскому фольклору. Развивать патриотические чувства. | Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России». Рисование «Золотая хохлома» Аппликация «Гжельская роза» Лепка дымковской игрушки «Индюк», «Тульский пряник». Рисование «Тверская матрёшка» Работа с родителями: развлечение на тему «Рождество на Руси». |
|
Февраль | «Защит- ники Отечест- ва» | Продолжать знакомить детей с праздником «День защитника Отечества». Учить называть различные виды войск. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к армии и людям, которые защищают нашу страну. Воспитывать гордость за свое Отечество. | Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков. Упражнения «Готовлюсь быть солдатом». Дидактическая игра «Что в военном пакете?». «Подвижные игры «Стенка - мишень», «Снайперы», «Кто дальше?», «Взятие крепости», «Государственная граница». Чтение произведений художественной литературы (А. Гайдар «Сказка о военной тайне», А. Митяев «Родина», А. Прокофьев «Нет на свете родины красивее», С. Маршак «Пограничник»), беседы, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций. Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества». |
«Воен- ные профес- сии» | Расширять представления детей о воинах, которые охраняют нашу Родину. Уточнить понятие «защитники Отечества» (воины, солдаты, которые охраняют, защищают свою Родину, свой народ, у каждого народа, в каждой стране есть армия, которая защищает свой народ от врагов). Познакомить детей с некоторыми военными профессиями. Воспитывать гордость за наших воинов. | Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях. Чтение произведений художественной литературы «Февраль (С. Маршак ) , «Армия мира» (В. Давыдов), «Звездочка (А. Жаров ) , «О брате» (И. Кульская), «Дозор» (В. Давыдов ) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская ) , «День Победы» (Т. Белдеров ) , «Навек запомни» (М. Исаковский ) , «Аэропорт» (Б. Житков ) |
|
Март | «Наша добрая матрешка» | Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой. Воспитывать любовь к народному искусству. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства. Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами. | Аппликация «Матрёшка в подарок маме и бабушке». Беседа «О маме». Игра «Мамины помощники». Рисование «Почему матрёшка грустная?» «Такие разные матрешки»: Рассматривание матрешек. Сравнение матрешек и определение их настроения. Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская). Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». Чтение произведений художественной литературы «У меня матрешка есть» (З. Медведева), «Матрешечка» (В. Берестов), «Матрешкины потешки» (В. Берестов ) |
«Все профес- сии нужны, все профес- сии важны». | Познакомить детей с несколькими видами профессий. Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий. | Проект «Все работы хороши – выбирай на вкус!». Дидактические игры «Узнай про кого я расскажу», «Профессии», «Что инструмент может рассказать о себе?», «Кому что нужно для работы». Уроки вежливости «Встречи с добрыми, хорошими людьми» Беседы «О труде хлеборобов», «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом». |
|
«Моя родина – Россия» | Формировать у детей представление о стране, в которой мы живем. Вызвать интерес к настоящему, прошлому и будущему России. Формировать представление о России как о родной стране, чувство любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну. Познакомить детей с понятиями «большая» и «малая родина». Воспитывать чувство гордости за свою Родину. Вызвать чувство сопричастности к истории страны. | Чтение стихотворений о Родине, пословицы и поговорки о Родине, рассматривание иллюстраций с разными климатическими зонами России, выставка рисунков «Моя Родина», нахождение России на глобусе. Составление альбомов «Мой любимый город», «Тепло поколений». Настольные игры: «Одень куклу» (национальные одежды), «Павлово-Посадский платок». |
|
Апрель | Тема: «День космонавтики» | Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Сформировать представления о празднике «Дне космонавтики», элементарные представления о космосе, о планетах, Солнце, Луне, о первом полете в космос, первых летчиках-космонавтах, покоривших просторы Вселенной. Словарь: космос, планеты, космический корабль, Юрий Гагарин. Воспитывать патриотические чувства, гордость за нашу страну, за героев летчиков – космонавтов, покоривших Космос. Воспитывать любознательность. | Подвижные игры «Самолеты на посадку», Опыт с падающими предметами вниз (исследование явления притяжения земли). Разминка «Ждут нас быстрые ракеты». Пальчиковая гимнастика «Космонавт». Аппликация - оригами «Ракета». Отгадывание загадок о космических кораблях, планетах, космонавтах. Рассматривание иллюстраций в альбоме «Звёздное небо». |
«Флаг России» | Воспитание гордости за свою Родину и главный город страны – Москва, ее народ и достижения. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы. Знакомство с государственной символикой и символикой столицы нашей родины. У чить узнавать российский флаг. Обобщить знания детей о флаге России. Закрепить последовательность расположения цветных полос на нём. Воспитывать уважение к государственным символам России. Развитие познавательных процессов, памяти внимания, желания приумножать красоту родного края – Подмосковья. | Слушание рассказа о российском флаге. Беседы, рассказы воспитателя о Москве, рассматривание альбомов с иллюстрациями достопримечательностей. Чтение худ. лит.: В. Орлов «Родное», Ф. Глинка «Москва», И. Токмарова «Красная площадь», З. Александрова «Родина» |
|
Май | «Не нужно нам войны-беды» | Создать у детей настроение сопереживания прошедшим событиям Великой Отечественной войны. Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, используя ИКТ. Побуждать уважительно, относиться к подвигу наших соотечественников. Воспитывать уважение к памяти воинов-победителей, любовь к Родине; традиции преемственности поколений. Воспитывать творческий подход к выполнению работы, аккуратность | Проект «Этих дней далеких позабыть нельзя…» Рассматривание иллюстраций о ВОВ, её героях, медалей и орденов. Беседы: «Русские традиции: проводы в армию», «О Великой Отечественной войне», «Памятники воинской славы в России», «Памятные места героям родного города», рассказы пап и дедушек о службе в армии и т.д.. Прослушивание и пение песен военных лет и о современной армии, экскурсия в музей, возложение цветов к памятнику погибшим воинам ВОВ. Проведение музыкально - литературного развлечения посвященного «Дню Победы». |
«Понача лу в жизни нашей было всё не так …» | Познакомить детей с образом жизни древних славян. Сформировать понимание слова «предки». Уточнить виды занятий славян в древности. Развивать познавательную активность, расширять кругозор, диалогическую речь. Закреплять знания о русском народном фольклоре, обобщить знание детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями. Прививать чувство гордости за свою Родину, русский народ. | Рассматривание репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри»; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей; просмотр мультфильмов и чтение русских народных сказок, былин («Илья Муромец и Соловей разбойник»); А. С. Пушкин «Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях», поэма «Руслан и Людмила».) Прослушивание песни музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова, «Богатырская наша сила». |
В течение всего года: «О спорт, ты здоровье, выносливость и смелость».
Цель: развитие физических и психических качеств личности (силы, ловкости, быстроты реакции, выносливости, терпения и настойчивости в достижении поставленной цели). Воспитание чувства взаимовыручки, чувства «локтя», помощи товарищу.
Организация и проведение ежеквартальных спортивных мероприятий с участием родителей: «Вместе с мамой» «Я и папа», «Мама, папа и я – спортивная семья». Настольная игра «Виды спортивных соревнований», «Зимние или летние». Оформление альбомов «Спорт со Смешариками», «Спортивные развлечения». Участие в городских соревнованиях; спортивных праздниках. Подвижные игры, утренняя гимнастика, физкультминутки. Встреча с выпускниками детского сада, достигшими высоких показателей в спорте.
Гисвайн В.Д., воспитатель д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны РТ
Сентябрь
Мой город
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Рассматривание почтовых открыток, конвертов. Составление письма заболевшему товарищу. Целевая прогулка к почтовому ящику. Просмотр видеофильма «Наш город любимый». Рассматривание картин «Почтальон» из серии «Кем быть?». Занятия «Путешествие по улице города», «Знакомство с городом». |
Сюжетно-ролевая игра «Почта». Словесная дидактическая игра «Вам пришло письмо, открытка». Дидактическая игра «Что нужно для работы почтальона». |
Наблюдение за трудом почтальона во время разноски корреспонденции и беседа с ним. Экскурсия на почту за посылкой. Просмотр диафильма «Как мы на почте побывали». |
Изготовление атрибутов к игре «Почта». Рисование почтовых открыток, среди них - заболевшему товарищу. Аппликация «Почтовый ящик». |
Песни: «Приглашаем в детский сад» (сл. и муз. И. Якушининой) , «Дружба настоящая». Развлечения: «Кукла Катя, Зина и почтальон». |
Художественная литература |
«Почта» (С. Маршак) , «По городу» (В. Берестов) , «Письмо» (Э. Мошковская) |
Октябрь
Природные и культурные объекты города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятие «Река Кама». Слушание рассказа «Наши реки». Экскурсия на набережную Кама. Рассматривание альбома и открыток с видом на Набережные Челны. Целевые прогулки по близлежащим улицам. |
Волшебные картинки «Улица города». Дидактические и настольные игры «Поможем художнику», «Найди такую же», «Парные картинки». Лото «Город», домино «Мой город». |
Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города. Наблюдение за работой дворника. Уборка листьев. Совместный с воспитателем труд по уборке участка: (сбор ярких шуршащих листьев в корзины) . Помощь дворнику в уборке территории детского сада. |
Рисование картин «Плывет, плывет кораблик по «Каме», «Речной порт», «Лодки плывут по реке», «Парусные лодочки». Конструирование моста из строительного материала. |
Песня «Мы по городу идем» (муз. А. Островского) , стихи о городе Набережные Челны. |
Художественная литература |
«Моя улица» (С. Михалков), «Осенняя вода» (Э. Мошковская), «Разговор озера и речки» (карельская сказка), «Родной ручей» (Ш. Галлиев) , «Кама-кормилица» (С. Баруздин) |
Ноябрь
Город и село
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Откуда хлеб пришел на стол», «Город и село», «Путешествие за хлебом». Беседа о труде хлеборобов. |
Дидактические игры «Город - село», «От зернышка до булочки», «Так бывает или нет?», «Где ты живешь?», «Посылка из деревни». |
Наблюдение за трудом повара, выпекающего хлебобулочные изделия. Наблюдение за трудом мамы и бабушки, пекущих пироги, блинчики дома. Наблюдение за работой продавца в хлебном магазине. Наблюдение за разгрузкой хлеба в магазине. |
Рисование картин «Наша улица вечером», «Снег, снег кружится, белая вся улица», «Сельская улица». «Наш микрорайон», «Городок для любимых игрушек». Лепка «Щенок», «Козленок», «Цыпленок и утенок гуляют на поляне», «Кошка с котятами», «Утята на птичьем дворе». |
Песня «Строим дом». Прослушивание записей народных мелодий. Театрализованные игры «Гости из колхоза», «Встреча с милиционером». Приключения «Москвичка». |
Художественная литература |
«Моя улица» (С. Михалков) , «Что я видел» (Б. Житков) , «Все здесь» (Я. Тайц) , «Хлебушко» (С. Погореловский) , «Отличные, пшеничные» (Я. Аким) , «Хлеб» (П. Качанов) , «Пекарь» (Г. Люшнин) . |
Декабрь
Транспорт нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия: «Общественный транспорт», «путешествие к близлежащим достопримечательностям». Сравнение автобуса и трамвая. Наблюдение за светофором. Слушание рассказов о транспорте. Целевая прогулка по улице. Рассматривание грузового автомобиля, игрушечного транспорта, картины «Улицы города». Наблюдение за работой транспорта. Рассматривание картины «Шофер» из серии «Кем быть?». Просмотр диафильма «Мы едем, едем, едем…». |
Подвижные игры «Поезд», «Трамвай», «Такси», «Автомобили». Дидактические игры «Вагончики и пассажиры», «Что нужно для поездки?», «На воде, в воздухе, на земле», «Подбери груз к машине», «На чем я путешествую?», «Светофор», «Трудные виражи». |
Наблюдение за трудом шофера. Беседа с шофером детского сада. |
Рисование «Автобус», «Машина едет по дороге», «Самолеты летят сквозь облака», «Паровозик». Аппликации «Веселый автобус», «Морское путешествие», «Теплоход», «Автобусы», «Лодочка», «Паровоз с вагончиками». Конструирование (из бумаги) разных видов транспорта. Конструирование транспорта из строительного материала. |
Песни «Наш автобус голубой», «На автобусе по городу» (муз. В. Агафоникова, сл. В. Викторова) , «Песня дорожных знаков», «Наш город» (муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Кравчука) . Инсценировка с правилами дорожного движения. Досуг «Знай правила дорожного движения». |
Художественная литература |
«Шагая осторожно» (С. Михалков) , «Светофор», «Песенка о светофоре», «Кто храбрей» (М. Пляцковский) , Загадки о транспорте, сказака «Почему автомобиль урчит», «Велосипедист» (С. Михалков) , «Скверная история» (В. Головков) , «мяч» (А. Северный) , «Самокат», «Светофор» (И. Лешкевич) , «Я тоже буду шофером» (Э. Мошковская) . |
Январь
Архитектура нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Здания родного города», «Где мой дом?». Рассматривание иллюстраций, фотографий, альбомов с изображением разных архитектурных сооружений. Оформление альбома «Архитектура нашего города». Экскурсия к строящемуся дому. |
Дидактические игры «Построим дом», «Три медведя», «Дом, в котором я живу», «Кто в домике живет?». |
Наблюдение за трудом маляра, строителя. Беседа по картине «Маляр». |
Аппликация «Строим дом». Лепка «Проложим дорожку из камешков к домику». Конструирование «Домик из бревнышек». Рисование «Домик для куклы». Конструирование из строительного материала «Домики». |
Песня «Детский сад» (сл. и муз. И. Якушиной) . Развлечение «Кто в домике живет?». |
Художественная литература |
«Кто построил этот дом» (С. Баруздин) , «Мой брат» (А. Бродский) , «Мамина работа», «Маляры», «Плотник», «Дом», «В нашей квартире». |
Февраль
Воинская слава россии
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Слушание рассказа «Вечный огонь в Набережных Челнах». Занятия «Защитники Отечества», «Наша армия». Слушание рассказа о российском флаге. Рассматривание картин с изображением летчиков, пехотинцев, танкистов, моряков. Подбор иллюстраций и оформление альбома «Защитники Отечества». Экскурсия к Вечному огню и другим памятникам. Посещение музея боевой техники. |
Упражнения «Готовлюсь быть солдатом». Дидактическая игра «Что в военном пакете?». «Подвижные игры «Стенка - мишень», «снайперы», «Кто дальше?». |
Беседа о профессиях родителей, о том, кем работает папа, какую пользу он приносит окружающим, стране, как заботится о детях и близких. Помощь папе в трудовых действиях. |
Рисование «Портрет папы». Лепка «Значок в подарок». Конструирование из бумаги «Записная книжка в подарок папе», «Самолет». Конструирование из строительных модулей (взлетная полоса, ангар, самолеты) . |
Песня «Ты не бойся мама!» (муз. М. Протасова) . Слушание «Военного марша» (Ф. Шуберт) , «Прощание славянки» (В. Агапкин) , «Марша» (муз. Д. Кабалевского) . Слушание песни «Вечный огонь» (муз. А. Филиппенко) . Песня «Алешкин флот» (муз. Т. Попатенко) . |
Художественная литература |
«Февраль (С. Маршак) , «Армия мира» (В. Давыдов) ,«Звездочка (А. Жаров) , «О брате» (И. Кульская) , «Дозор» (В. Давыдов) , «Мой брат уехал на границу» (О. Высотская) , «День Победы» (Т. Белдеров) , «Навек запомни» (М. Исаковский) , «Аэропорт» (Б. Житков) |
Март
Русская матрешка
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятие «Такие разные матрешки». Рассматривание матрешек. Сравнение матрешек и определение их настроения. Сравнение матрешек Нижегородской области (семеновская и полхов-майданская) . |
Дидактические игры «Обед для матрешек», «Веселые матрешки», «Что игрушка рассказывает о себе?». |
Выполнение трудовых поручений: навести порядок на полочке с матрешками (протереть пыль т полочку, расставить игрушки аккуратно) . |
Лепка «Матрешка танцует», «Веселые матрешки». Рисование «Танцующая матрешка», «Почему матрешка грустная?», «Украсим сарафаны матрешкам». Аппликация «Разноцветные матрешки». Конструирование из строительного материала «Мост» и «К нам в гости идет матрешка». |
Частушки о матрешке. Песни «Шесть матрешек» (муз. Т. Попатенко, сл. В. Викторова) , «Матрешки» (муз. И. Арсеева, сл. И. Черничкой) . Развлечение «Матрешка ждет гостей». |
Художественная литература |
«У меня матрешка есть» (З. Медведева) , «Матрешечка» (В. Берестов) , «Матрешкины потешки» (В. Берестов) |
Апрель
Городская и сельская природа
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Весна в городе и на селе», «Природа ближайшего окружения». Экскурсия на озеро (внутри микрорайона) . Наблюдения за катерами, лодками. Просмотр видеофильма о природе города, села. Рассматривание открыток, фотографий с видами природы весной в городе и на селе. Экскурсия на участок при детском саде, в ближайший сквер, парк. Сравнение природы в разные времена года и уточнение правил поведения на природе. |
Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на катере», «рыболовы». Дидактические игры «Солнечные зайчики», «Птички». Подвижные игры «Через ручеек», «Перебежки», «Пробеги с вертушкой», «Солнышко и дождик», «Поймай бабочку». |
Уборка мусора на участке. Посев семян овощей на участке и высадка цветочной рассады в клумбу. |
Рисование «Пришла весна», «Весна в городе и на селе». Лепка «Мы гуляем», «На лугу». Конструирование из природного материала. |
Песня «Ах, березка зелена, кудрява» (муз. А. Ануфриева) . Рус. нар. мелодия «До чего ж у нас красиво!». Песни «Бабочки» (муз. Е. Тиличеевой) , «Жук» (муз. В. Карасевой) . Развлечение «Солнышко - ведрышко». |
Художественная литература |
Возвращаются певцы (Г. Ладонщиков) , «Весна» (А. Плещеев) , «Весна» (Ф. Тютчев) , «Деревья весной» (Г. Скребицкий) . |
Достопримечательности нашего города
Деятельность |
||||
Познавательная |
Игровая |
Трудовая |
Продуктивная |
Художественно-речевая |
Занятия «Наш город большой и красивый», «Герб Набережных Челнов». Экскурсия по городу. Оформление альбома «Достопримечательности Набережных Челнов». Просмотр видеофильма о городе. |
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу». Итоговая игра-викторина «Знатоки набережных Челнов». |
Наблюдение за трудом взрослых по озеленению города (посадка деревьев, цветов в клумбы, на газоны, уход за цветами) . |
Рисование «Дома на улице города», «Цветочные клумбы», «Транспорт на улице города». Аппликация «Флажки для украшения летнего участка». Конструирование из строительного материала «Улица города» (дома, транспорт) . |
Слушание музыкальных произведений о родном городе. |
Художественная литература |
«По городу» (В. Берестов) , «Мой дом, мои Челны» (Н. Чудакова) |