Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями дошкольником в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Растет количество детей, имеющих отклонения в речи, недостаточно развита связная речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или серии картин, недостаточно хорошо сформирована устная речь, характеризующая образные слова и выражения, сравнения, отсутствие воображения, недостаточно развит процесс словотворчества.
Нехватка литературы по данной теме (практического материала), неразработанность проблемы обучения речевому творчеству, отсутствие системной работы. Необходимо больше времени по этой теме уделять индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми.
Недостаточно оснащена предметно – развивающая среда. ФГОС ДО формирует задачу, но для успешной работы нужна взаимосвязь с родителями, психологом и логопедом. Нехватка информационных технологий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 31.03 – 4.04.2014г.
2 сессия: 14.04 – 18.04.2014г.
Выполнила
Выкачко Е.А.
воспитатель
МБДОУ № 320
Самара, 2014г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
- Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования нормативно – правовые документы федерального уровня последних лет в первую очередь Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 года и приказ Министерства образования науки России «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов» от 17 октября 2013 года внесли значительные коррективы в сложившиеся представления работников системы дошкольного образования.
Речь во всем ее многовидовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Важной предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Анализ реальной ситуации показывает, что в последнее время возросло число детей, имеющих недоразвитие речи. Речевые нарушения затрудняют общение, отрицательно влияют на мыслительную деятельность, ведут к изменениям в эмоциональной сфере ребенка, ограничивают овладение понятийными значениями и речевыми образцами.
Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых, т.е. овладению речью у него находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома и в детском саду он слышал правильную грамотную речь.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.
В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Саккулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст – это период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развивается и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно – этическом, художественно – эстетическом развитии детей в сензитивный период.
Нами замечено, что детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов – повторов, длительными паузами, а главным является то, что ребенок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями, словарный запас ограничен, у детей выявляют задержку речевого развития. В общении друг с другом дети мало проявляют речевую активность или вовсе не вступают в разговор.
Данные проблемы актуализируют потребность развития речевого творчества детей через решение следующих задач:
- Развитие творческого воображения, образного мышления.
- Повышение умственной и речевой активности.
- Формирование и развитие связной монологической речи.
- Развитие способности анализировать свои высказывания.
- Приобщение к элементарным к общепринятым нормам и правилам свободного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Развитие игровой деятельности.
- Приобщение к словесному искусству, в том числе через развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
- Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Развитие речевого творчества позволяет ребенку занимать позицию активного творца – придумывать необычные предметы, сочинять свои сказки, психологически раскрепощаться, а также при этом вырабатывается смелость в фантазировании.
Развитие речевого творчества должно стать ведущей задачей работы по развитию связной речи. Развитие речевого творчества немыслимо без развития воображения, которое тесно связано с развитием чувств.
Актуальность проблемы исследования определяется уникальными возможностями дошкольником в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка дошкольника.
Анализ недостатков в результатах:
Растет количество детей, имеющих отклонения в речи, недостаточно развита связная речь, дети не могут составить связный рассказ по картине или серии картин, недостаточно хорошо сформирована устная речь, характеризующая образные слова и выражения, сравнения, отсутствие воображения, недостаточно развит процесс словотворчества.
Анализ недостатков в основном процессе:
Нехватка литературы по данной теме (практического материала), неразработанность проблемы обучения речевому творчеству, отсутствие системной работы. Необходимо больше времени по этой теме уделять индивидуальной и подгрупповой деятельности с детьми.
Анализ недостатков в условиях:
Недостаточно оснащена предметно – развивающая среда. ФГОС ДО формирует задачу, но для успешной работы нужна взаимосвязь с родителями, психологом и логопедом. Нехватка информационных технологий.
- Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Ускорение научно – технического процесса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.
И перед нами встает задача: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад, вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким, но и обязательно инициативным, думающим, с высоко развитыми коммуникативными способностями, личностями, способными на творческий подход к любому делу. За которое он бы ни взялся. Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, то он видит вокруг возможность для совершенствования.
Для развития речевого творчества необходима кропотливая повседневная, планомерная работа как со всей группой, так и индивидуально. Необходимо учить детей составлять творческие рассказы, сочинять сказки, загадки, чтобы они получали удовлетворение от всей работы. Только систематическая работа сделает их рассказы содержательными, сказки удивительными, загадки необычными.
Таким образом, на основе проведенного анализа, была сформулирована проблема. Противоречие заключается в конфликте между стремлением воспитать творческую личность и преобладающими в практике дидактическими средствами, которые не активизируют чувства дошкольников в процессе речевой деятельности и ориентированы в большинстве на репродуктивный характер обучения.
- Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
Целевые ориентиры | Конкретизация | Проявления |
Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении; способен выбирать себе род занятий, быть участником совместной деятельности. | Формирование познавательных интересов и познавательных действий через его включение в разные виды деятельности (игра, общение, НОД). Закрепление умения детей играть в различные дидактические игры. Развивать умение самостоятельно организовывать игры, исполнять роль ведущего. | Ребенок владеет речью как средством общения и культуры. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе и т.п. |
Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. | Развитие речевого творчества. Обогащение впечатлений ребенка через рассматривание иллюстраций, совместное проведение экскурсий с родителями в художественные музеи. | Ребенок способен составлять содержательные, интересные творческие рассказы. У ребенка развито мышление, воображение, память. У ребенка развивается логика. |
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. | Подбор синонимов и антонимов. Обогащение активного словаря. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. | Использует в речи слова на активизацию словаря. Умеет строить речевое высказывание в ситуации общения. У ребенка сформированы речевые умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов деятельности. |
У ребенка развита крупная и мелкая моторика. | Стимулировать речевое развитие дошкольников путем тренировки движений пальцев рук | Ребенок умеет соотносить движения рук с текстом. |
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлением природы и поступкам людей; склонен наблюдать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы; ребенок способен к принятию собственных решений. | Формирование познавательных интересов по средствам проблемных ситуаций, исследовательских проектов. | Интересуется новым, неизвестным в окружающем. Задает вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. |
- Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для развития речевого творчества детей необходимо вести работу по повышению уровней речевой общительности, связной речи, словарного запаса, грамматического строя речи, звуковой стороны речи, практического осознания элементов языка. Образовательные задачи решаются в ходе режимных моментов, в совместной деятельности детей с педагогом, в самостоятельной деятельности детей. Используется проработанный материал, а также необходимо создавать большое количество новых игровых ситуаций.
Необходимо так организовать речевую деятельность ребенка, чтобы она носила игровой занимательный характер, потому что только таким образом можно развивать у ребенка умение точно и образно выражать свои мысли и чувства в устном слове.
Для достижения результативности по развитию речевого творчества в нашей работе мы создаем определенные условия:
В сюжетно – ролевой игре происходит быстрое и полное развитие детской фантазии. Мы наблюдаем, во что играет ребенок, достаточно ли развиты сюжеты, проявляются ли собственные находки, фантазии. Если нет, играем вместе с ними, вместе сочиняем и придумываем.
Детям очень нравятся театрализованные игры и игры – драматизации. В этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия. В совместной работе с детьми даем сравнительные характеристики героев, выявляем отличительные признаки предметов, которые оживают в этих играх.
Для стимуляции развития речевого творчества формируем поисковую активность детей через вопросы: «Почему?», «А что будет, если…?» Использование возможностей словарной работы.
В своей работе используем систему упражнений, предусматривающих обогащение словаря.
- Подбор определений и эпитетов (какие бывают мамы?)
- Узнавание предметов по эпитетам (сочный, спелый, бархатистый – что это?)
- Подбор действий к предмету (как можно играть?)
- Подбор предмета к действиям (Что делает собака?)
- Подбор обстоятельств.
- Подбор синонимов (большой, огромный…)
- Нахождение пропущенных слов (дворник взял метлу, он…)
- Распространение и дополнение предложений (дети идут, куда? Зачем?)
- Составление предложений с определенным словом.
В среднем дошкольном возрасте мы отрабатываем модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса. Мы формируем умения детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому – то признаку.
Развитие умения составлять собственные загадки. Сочиняя загадки, дети активно подбирают сравнения объектов по заданным признакам.
Используем Лимерики (форма короткого стихотворения, основанного на обыгрывании бессмыслицы) словесного творчества. Как правило, это стихотворение состоит из 5 строк, лимерики не подразумевают строгую рифму и 5-ая строчка является итогом. Например: Жил – был снеговичок, красный, как огонек. К нам в детский сад прилетел, и зернышки на кормушке клевал. Вот как мы заботимся о птичках. В процессе становления стихов дети учатся делать выводы, мораль.
Также используем игры и творческие задания для развития словаря детей и развитие представлений о свойствах и признаках предметов, грамматического строя речи, наблюдательности.
Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров – сказка.
Современные отечественные исследователи, а также методисты, занимающиеся обучением дошкольников творческому рассказыванию, используют сказку в качестве образца, по которому ребенок смог бы придумать аналогичный вариант сказки (Н.Е. Веракса, О.М. Дьяченко и др.); обучая детей анализу сказок – цепочек, развивают умение схематично использовать основу таких сказок в собственных сочинениях (П.Е. Стрельцова, Н. Тамарченко и другие). Знакомство со сказками должно носить целенаправленный, последовательный характер. Для развития у детей среднего возраста способности к сочинению сказок мы, в первую очередь, создаем условия: оформляем уголок в соответствующем стиле (сказочной тематикой); есть в наличии разнообразные виды театра (плоскостной, бибабо, пальчиковый и другие), элементы костюмов «сказочника» и «сказочницы»; уголок сказки - книжки (книги со сказками, которые проходят дети); альбомы с рисунками детей к сочиненным ими сказками (совместное творчество с родителями). Все это является благоприятной средой, способствующей словесному творчеству.
Используем возможности наглядного моделирования (развивающий потенциал). Использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков дает возможность предвидеть возможные результаты собственных действий.
К речевому творчеству относится: формирование и развитие связной речи. С этим связно умение дошкольника видоизменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся представления в памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации. Это умение включает в себя не только определенный запас речевых навыков и умений детей, но и предполагает развитие начальных форм творческого воображения.
Приемами словотворчества ребенок овладевает интуитивно в процессе общения со взрослыми. Наша задача помочь ребенку в этом начинании.
В задании «Составим рассказ вместе» дети творчески заканчивают рассказ с опорой на предметные картинки. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью позволяет нам успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания, а также сочинению рассказа по замыслу.
Создание благоприятных социально – эмоциональных условий. Мы понимаем и принимаем ребенка на эмоциональном уровне. Понимаем проблему. Ребенку создаем условия для роста. Создаем у ребенка чувство безопасности, когда он знает, что его речевые творческие проявления не оцениваются отрицательно. Создание психологических условий помогает ребенку быть раскованным и свободным за счет поддержки взрослым его творческих начинаний. Мы не ограничиваем детей в выборе средств выражения себя в творчестве, так как творчество – это спонтанный процесс, который нужно поддерживать.
К своей работе с детьми привлекаем родителей: предлагаем родителям папки – передвижки «Речь как средство общения».
С целью ознакомления родителей по данной теме: выставляем пособия, материалы, литературу, для того, чтобы родители наглядно увидели то, чем мы пользуемся в режимных моментах, чтобы вызвать у них желание принять участие в нашей деятельности.
Совместно с родителями проводим мастер классы, где рассказываем родителям об играх, их изготовлении, правилах игры, чтобы родители вместе с детьми дома изготовили игры и поиграли в эти игры.
Проводим консультации для родителей по развитию речевого творчества, где рассказываем родителям, как дома закрепить материал.
Проводятся родительские собрания с элементами игровой деятельности детей по данной теме.
Оформляем информационные стенды, для дополнения имеющейся у родителей информации.
Смотры – конкурсы.
Приглашаем на родительские собрания психолога, логопеда, чтобы они рассказывали со своей точки зрения знания об этой теме.
Проводим мониторинг с целью оценки индивидуального развития ребенка, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Цель нашего мониторинга: усвоение детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам, тем самым развитие речевого творчества. При мониторинге используется методическое пособие Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине».
- Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).
Кадровые:
- В форме проведения методобъединений по развитию речевого творчества у дошкольников.
- Привлечение специалистов: психолога и логопеда.
Научно – методические:
- Исследование литературы по теме речевого творчества.
- Разработка методических пособий, наглядности по развитию у детей речевого творчества.
Материально – технические:
- Обогащение предметно – развивающей среды в группе, книжные уголки, выставки репродукций картин, ит.п.
- Настольные игры «Собери картинку», «Скажи, что не так», и.т.п.
- Изготовление пособий и материалов для родителей, с целью их ознакомления с речевым творчестве.
- Создание плакатов, схем, мнемотаблиц по обучению детей рассказыванию.
- Обеспечение компьютерами, ноутбуками, интерактивными досками, мультимедийными системами.
Нормативно – правовые:
- Заключить договор с психолого-педагогическим центром «Поддержка детства»
- Пригласить специалистов (психолога, логопеда) на родительские собрания по теме речевого развития.
- Ознакомление родителей с образовательной программой ДОО.
Информационные:
- Получение информации из средств массовой информации, просмотр образовательных, культурных передач.
- Через интернет – ресурсы, участие в вебинарах по теме развития речевого творчества.
- Чтение научной и методической литературы, энциклопедий.
- Посещение курсов повышения квалификации педагогов по речевому развитию дошкольников.
Организационные:
- Пригласить для беседы с родителями логопеда, педагога – психолога.
- Итоговая НОД по развитию у детей речевого творчества.
- Сотрудничество с библиотекой, музеями (экскурсии).
В дошкольном возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего дня качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ.
В заключение хотелось бы добавить, что очень важно не гасить в маленьком человеке стремление к творчеству, а поддержать его, побуждая к игре своей искренней заинтересованностью, внимательным и чутким отношением к его индивидуальности.
- Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
- Тема пособия: «Сказка в гости к нам пришла».
Возраст целевой группы: средний дошкольный.
Цель пособия: Содействовать развитию словесного творчества детей среднего дошкольного возраста, используя алгоритм сочинения сказки.
Задачи пособия:
- Развитие монологической речи, умения связно высказываться.
- Обогащение словаря детей, воспитание у них интереса к слову, любви к родному языку и гордости за его богатство.
- Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память.
- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в своих силах, реализованности своих возможностей.
- Развитие творческого потенциала ребенка.
- Формирование умения вести диалог с педагогом.
Актуальность:
Сказка имеет древнейшие корни в человеческой истории и культуре. «Сказка – это повествовательное произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических лиц». (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова). В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, она способствует закладке этических и эстетических чувств, развитию речевого творчества. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они забывают обо всем и погружаются в жизнь героев. Они черпают из них множество удивительных познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром; в сказке предстают блестящие образцы родного языка – все это является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок. Известно, что обучение детей творческому рассказыванию – процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, которые помогают им овладеть через игру.
- Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда | Действия и возможный вариант пояснений педагога |
|||||||||||||||
№1 | Название игры: «Сказка в гости к нам пришла». |
|||||||||||||||
№2 | «Назови сказочных героев и выбери себе одного» На слайде разные герои из сказок: колобок, лиса, Машенька, медведь. Вопрос воспитателя: В каких сказках встречались эти герои? Ребенку предлагается выбрать одного героя. Вопрос воспитателя: Опиши, какой он будет? Какие поступки будет совершать? Что он умеет делать? |
|||||||||||||||
№3 | «Где ты хочешь, чтоб он жил» Появляются картинки – жилища: замок, изба, современный дом, нора. Ребенку предлагается выбрать, где его герой будет жить. Вопрос воспитателя: Кого он пригласит в гости? Что они будут делать, чем заниматься? А что будет, если там уже кто-то живет? |
|||||||||||||||
№4 | «Выбери местопроживания». Появляются картинки местопроживания: лес, город, деревня, берег речки. Предлагается ребенку выбрать место обитания для своего сказочного героя. Вопрос воспитателя: Расскажи, где он будет проживать, находиться? Что будет делать? Почему ты выбрал именно это место? |
|||||||||||||||
№5 | «Какое время года ты выбираешь». статья
Воспитатель Иванова Н.В. «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста»
Используя технологию Г.А.Тумаковой модифицировала этапы обучения по
составлению рифмованных стихотворных строчек:
На подготовительном этапе использую словесные игры типа:
ВВЕДЕНИЕ Сказка входит в жизнь человека с самого раннего детства. Со сказки начинается знакомство малыша с миром литературы, с миром взаимоотношений и с окружающим миром в целом. Сказки учат ребят различать вымысел и реальность, задают нравственные нормы, преподносят многогранные образы своих героев, оставляя простор воображению и фантазии. Сказка - благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение. В процессе сочинения дошкольниками сказок активно развивается речевое творчество. Творческое рассказывание строится на особой психологической основе - детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку, необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни, а чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание. Сочиняя сказку, ребенок выходит на высокий уровень психического развития - развитие абстрактного мышления. Благодаря сказке, ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказка активизирует воображение ребёнка, заставляет его сопереживать и внутренне содействовать персонажам. В результате этого сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказки позволяют развивать творческие способности, фантазию, воображение ребёнка. В самой природе сказки заложены возможности развития гибкости и оригинальности мышления. В процессе сочинения дошкольниками сказок активно развивается речевое творчество. Сочинение - выражение мыслей, эмоций и чувств. Само слово сочинение происходит от слова чин, чинить и означает изобретение, придумывание, творение чего-либо. Сочинение сказок - упражнение для развития связной речи, умение построения текста. Процесс сочинения дошкольниками сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. В монологической речи необходимо использовать всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые делают речь связной. Актуальность темы данного проекта: Особую роль в подготовке к школе играет словесное творчество детей: сочинение сказок, историй, придумывание рассказов; образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь. Цель проекта: Развитие речевого творчества, связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения текстов сказочного содержания. Задачи проекта:
Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Предполагаемый результат:
В данной статье рассмотрены проблемы развития особенности речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. Проанализированы характерные особенности развития речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста. С целью выявления сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста проведено исследование для детей старшего дошкольного возраста. В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: 1.структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); 2.функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения); 3.когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Теоретическое изучение проблемы развития речевого творчества и проведение опытно-экспериментальной работы выявили и обосновали, что фольклор является успешным средством развития речевого творчества детей. особенности развития речевого творчества фольклор 1. Алексеева, М.М., Речевое развитие дошкольников / М.М. Алексева, В.И. Яшина – М.: Академия, 2006. –159 с. 2. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2005. –223 с. 3. Народная педагогика и воспитание / Авт.-сост.: Широкова Е.Ф., Филиппова Ж.Т., Лейко М.М., Шувалова М.Н. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 49 с. 4. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2008. –256 с. 5. Ушакова О. Развитие речи детей 4–7 лет // Дошк. воспитание. – 1995. – №1. – С.59–66. Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время привлекает внимание психологов, педагогов, лингвистов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях. Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащения словарного запаса, при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности. Ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих его взрослых, т. е. овладение речью напрямую зависит от его окружения речевой среды. Для этого, важно чтобы ребенок слышал правильную и грамотную речь. Речевое творчество - самостоятельная речевая деятельность детей по построению связных высказываний, создание собственных речевых конструкций . Данная проблема раскрыта в трудах: Выготского Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» раскрыты данные о психологической природе воображения и творчестве, механизме творческого воображения, о зоне ближайшего развития. Об особенностях речевого творчества детей - в работах Л.Р. Аносовой, В.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, О.С. Ушаковой и других. Исследования психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Запорожец А.В., Леонтьев А.А., Щерба Л.В., Пешковский А.А., Гвоздев А.Н., Виноградов В.В., Ушинский К.Д., Тихеева Е.И., Флерина Е.А., Сохин Ф.А.) и другие. В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку: 1. структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); 2. функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); 3. когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников . С целью выявления сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста проведено исследование в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №82 «Мичээр» г. Якутска. В эксперименте нами были обследованы 10 детей старшего дошкольного возраста. Были подобраны и использованы диагностические методики авторов О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной: 1. диагностика развития связной речи у старших дошкольников; 2. диагностика выявление уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста и 3. методика составь рассказ. По результатом исследования было выявлено, что у 40 % детей низкий уровень развития речевого творчества. Ребенок молчит или дает односложные ответы, возникает необходимость в постоянной активизации речевых высказываний. Выразительность речи слабая эмоциональная окраска. Противоположным результатом, полученным при анализе экспериментальных данных, является средний уровень развития речевого творчества, это выявлено у 50 % детей. Высказывания точны, но мало аргументированы, при интерпретации речь не развернута, ориентирована на стандарт, образец. Речь эмоционально окрашена. Высокий уровень развития речевого творчества показало у 10 % детей. Высказывания детей точные, полные, содержательные, хорошо аргументированные. Свободная интерпретация художественных образов. Речь ребенка интонационно окрашена, подкреплена мимикой, движениями, жестами. Для формирования речевого творчества детей старшего дошкольного возраста нами использовался фольклор. Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, потешки, пестушки. Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей: обогащают словарь, развивают артикуляционный аппарат, фонематический слух, дают образцы для составления описательных рассказов. Фольклор является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к родной речи. Оно помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти» говорил о том, что «всевозможные народные песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки, составляющие любимую умственную пищу дошкольников, лучше всего приобщают ребенка к основам народной речи». Для формирования разных структурных уровней системы языка детей использовали якутские загадки: «өрүүтун ургук, куруутун куттас баар уһу» (куобах), «Иһигэр былас муостаах киирбит» (Алаа Мо5ус) и другие. Дети сами придумывали собственные загадки после прослушивания якутских сказок «Куобах» и «Хабарата эмээхсин уонна Алаа Мо5ус». С их помощью речь детей стала более насыщена словами, обозначающими все части речи, дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств, начинают самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс и у них появляется умение контролировать свою речь, развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, происходит выбор точных, подходящих выражений. Для формирования навыков владения языком в его коммуникативной функции использовали якутские народные сказки «Куобах», «Хабарата эмээхсин уонна Алаа Мо5ус». После прослушивание сказок было заметно что дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, еще они способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку, начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, соблюдая при этом его структуру. Для формирования способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи детей использовали якутские пословицы: «Куттас онноо5ор бэйэтин кулугуттэн куттанар», «Отонноотоххо оңоойук туолар» и другие. Мы пришли к выводу, что дети способны четко произносить трудные звуки, у них совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух, развивается смысловая сторона речи. Правильный подбор потешек, помогает установить контакт с ребенком, пробудить у него чувство симпатии. С помощью народных песен, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать. Знакомство с народной потешкой расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Ознакомление детей с фольклором и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. Повторное проведение диагностики показало, что уровень сформированности речевого творчества детей старшего дошкольного возраста повысился. Высокий уровень показало 50 % , средний 40 % и низкий 10 % детей. Таким образом, теоретическое изучение проблемы развития речевого творчества и проведение опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы: Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста это умение построить и создать собственные связные высказывания, вызванных восприятием произведений устного народного творчества, стимулирующих использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от художественной информации; Фольклор является успешным средством развития речевого творчества детей. В процессе формирования развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста эффективными являются использование в работе принципа обогащения мотивации речевой деятельности: специально подобрать загадки, сказки, народные игры: отбор фольклорных произведений, интересных и доступных по содержанию, применить поэтапной методики, обеспечивающей развитие художественного восприятия, освоение средств речевого творчества. Таким образом, формирование речевого творчества детей старшего дошкольного возраста является важной педагогической проблемой в ходе исследования нами были решены три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития дошкольников. Библиографическая ссылкаИванова П.Е., Макарова Т.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-9.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17697 (дата обращения: 26.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Консультация для воспитателей «О детском словотворчестве и развитии речевого творчества детей дошкольного возраста». Творчество – это активный, созидательный процесс деятельности человека, направленный на познание и преобразование действительности, созидающий новые оригинальные никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д., в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества. Т.е. имеющие общественную значимость. Основой творчества является воображение. Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. От творчества взрослого детское творчество отличается субъективной новизной продукта детской творческой деятельности. Оно значимо,дорого для самого ребенка и его ближайшего окружения (семья). Лишь иногда оно может иметь общественную значимость (выставки и т.д.). Следует различать два понятия словотворчество и речетворчество. Словотворчество -появление новых слов в речи ребенка. Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Это явление в нашей стране изучалось многими учеными -педагогами, лингвистами,психологами (Н.А.Рыбников, А.Н.Гвоздев, Т.Н.Ушакова и др.) Факты, собранные учеными показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. При этом оказывается, что некоторые слова-словечки наблюдаются в речи очень многих малышей. Например, «всехний», «всамделишний» и др. Другие же встречаются только у данного конкретного ребенка.(«Мама, ты моя мояшечка») и другие примеры из книги К.И. Чуковского «От двух до пяти ». Что же представляет собой эта удивительная способность ребят создавать новые слова? Почему взрослым словотворчество так трудно, а дети радуют, смешат и удивляют нас порой необычными словами? Потребность в словообразовании ребенка возникает прежде всего как стремление компенсировать незнание общеупотребительного слова или вследствие ситуативной потребности обозначить содержание, не имеющее в языке однословного наименования. Словотворчество позволяет ребенку на каждом из этапов речевого развития решать коммуникативные задачи при дефиците речевого опыта. Как объяснить словотворчество, наряду с обычным усваиванием детьми речевых шаблонов? Попробуем разобраться в этом вопросе. Прежде всего, посмотрим, как проявляется словотворчество в речи малышей. Здесь уместно будет привести некоторые наблюдения психолога Т.Н.Ушаковой. Т.Н. Ушакова выделила три основных принципа, по которым дети образуют новые слова. 1. «Слова-осколки » - часть какого-нибудь слова используется ребенком как целое слово. Например: Мы лепили, лепили и получилась « лепь» (лепит)(3г.6м.) Бабушка какой здесь «пах?» (пахнуть) Собака прыгнула большим «прыгом» (прыгать). Как получаются « слова-осколки» легко понять. Начиная говорить, ребенок как бы вырывает из слова ударный слог. 2. Прибавление к корню слова «чужого » окончания. -«Пургинки»(снежинки).Пурга кончилась, остались только пургинки. -«Рваность» (дыра) «Я не вижу где на кофточке рваность.» -«Помогание» (помощь). «Буду сам одеваться без помогания.» -«Иметель» (тот, кто имеет) «Я иметель игрушки». - «Страшность. » «Не рассказывайте про ваши страшности.» Прибавление к слову чужого окончания и суффикса очень распространенный способ в детском словотворчестве. Эти слова звучат особенно своеобразно – «пургинки», «добрость», «умность». Мы взрослые так не говорим. Но если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких слово - образований. Здесь, в конечном итоге, действует механизм подражания. Например, «горькота», «бурота» и т.д. по аналогии с со словами - глухота, теснота и др. «Умность»- «Медведи первые по умности»- по аналогии со словом глупость и т.д. Интересно добавить, что новые глаголы дети образуют с помощью присоединения «чужих приставок» Например: Мы говорим - налить, набрать, накидать, А дети говорят – «набулькать», «напирожить» («Я уже полный живот напирожила!») 3. «Синтетические слова» - способ, при котором одно слово составляется из двух. Например: -«Ворунишка» (вор+врунишка) -«Бананас» (банан+ананас) -«Вкуски»-(вкусные куски) -«Бабезьяна»- (бабушка обезьяны) Т.о. словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которым дети учатся от окружающих их взрослых. В словаре ребенка обязательно есть образец,по которому это слово и построено. Образец для «создания» нового слова может быть дан только - что, а может быть усвоен ранее, но он всегда есть. Словотворчество – естественный путь освоения ребенком лексического богатства родного языка, наиболее эффективный способ осмысления множества грамматических форм. Активное словопроизводство свидетельствует о творческой личности ребенка. Поэтому детское словотворчество нужно стимулировать и поощрять, стимулировать придумывание детьми уникальных слов, а не считать явлением, отрицательно воздействующим на ребенка. Небрежное, невнимательное отношение родителей, взрослых к речи детей и является причиной конца любого творчества. Речевое творчество- это проявление творчества в речевой деятельности. Это деятельность ребенка по созданию новых оригинальных речевых образцов. Как правило, речевое творчество характерно для детей старшего дошкольного возраста. Речевое творчество включает в себя пересказ, сочинительство, речевую импровизацию Пересказ - творческая речевая деятельность по переработке и воспроизведению основной идеи литературного произведения. Сочинительство - самостоятельная речевая деятельность ребенка по созданию целостного литературного текста соответствующее особенностям жанра. Речевая импровизация - высказывания, самостоятельно построенные ребенком в новой ситуации с активным использованием активных речевых умений. Вот основные показатели высокого уровня развития речевого творчества у детей: наличие интереса и потребности в данной деятельности, проявлением эмоционального переживания, сопровождающим деятельность способы творческой деятельности (Стремление к преобразованию,самостоятельный поиск в решении поставленной задачи) качество продукта детской творческой речевой деятельности (наличие средств выразительности) В пятилетнем возрасте наступает самый благоприятный период развития у детей всех сторон и функций речи. Однако, работая с детьми над развитием речи в первый месяц их перехода в старшую группу, я стала замечать, что тот запас слов, который они освоили в средней группе, мало совершенствуется и даже утрачивается. В старшем дошкольном возрасте речевая активность детей во время игр и другой самостоятельной деятельности снижается по сравнению с предыдущем этапом в 2 -3 раза. Причину некоторые исследователи склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю. Снижение речевой активности можно было бы не считать отрицательным явлением, если бы не то обстоятельство, что оно сопровождается уменьшением случаев объяснительной речи (почти в 2 раза). А объяснительная речь наиболее сложна в грамматическом и совершенна в лексическом отношении. Эти изменения, изученные советскими психологами –исследователями Выготским, Люблинской, Лурией показали, что именно в этом возрасте наряду со сложностями в развитии речи детей, существуют и положительные стороны. На пятом, а еще больше на шестом году жизни дети начинают рассказывать не только о том, что видят или слышат непосредственно, но и о том, над чем думают, чего опасаются, чего ждут. Необходимо научиться анализировать детские высказывания и в зависимости от результатов анализа планировать педагогическую работу. Свою работу по развитию детского речевого творчества я выстраивала в три этапа: 1.Обеспечение мотивации творческой речевой деятельности. 2.Накопление содержания для творческой речевой деятельности и развитие познавательных умений. 3.Развитие образно-речевых умений (знакомство со способами создания художественного образа). Всем известна истина, что принуждение-враг творчества. Творческое развитие ребенка возможно только при наличии положительной мотивации. Самый мощный для ребенка мотив - игровой. Именно игра позволяет процесс выполнения заданий, решение проблемных ситуаций сделать интересным, увлекательным, побуждающим к творческому подходу. Речевое творчество тесно взаимосвязано с восприятием литературных произведений. Но переход от восприятия к творчеству не совершается механически.Основным фактором дающим толчок развитию речетворчества является поэтический слух. Говоря о поэтическом слухе, нужно иметь ввиду не только поэзию (стихи). Все литературные жанры- стихи, рассказы, сказки, загадки и т.д. являются образным отражением мира в художественном слове. Помимо общего каждый жанр имеет свою специфику. Дети должны чувствовать специфику каждого жанра, различать выразительные средства языка (в пределах возраста),воспринимать их и использовать потом при создании своих творческих сочинений. Для развития поэтического слуха ребенка, необходимо использовать следующие методы: знакомство детей с произведениями искусства (как авторскими, так и народными), которые помогут им ярче представить и почувствовать образный язык загадок,сказок,рассказов и т.д. использование словесных игр-упражнений, которые будут расширять знания детей о художественном слове, его эмоциональной окраске в различных контекстах. привлечение детей к творческим заданиям - придумыванию сравнений, эпитетов, подбору рифм и т.д. Вся работа проводится в комплексе от простого к сложному. Вот несколько примеров работы по развитию речевого творчества у дошкольников. В этом процессе охотно участвуют и родители. В работе с детьми я стараюсь постоянно придумывать что-то новое, чтобы увлечь этой темой. Использовала следующие способы: Создание игровых ситуаций. Утром, когда дети приходили в сад, их ждал какой –либо сюрприз: появлялась волшебная вещь (волшебная книга, волшебный карандаш, письмо, чудо –дерево, волшебный цветок, волшебный карандаш и др.), в котором помещалось задание для детей о придумывании слов. Например: как бы вы назвали осень и почему? Дети в течение дня придумывали слова, лучшие записывались в альбом. Введение элементов соревнований , которые обычно проводила между командами мальчиков и девочек. Использование поощрений. Тот, кто в течение дня придумывал много новых интересных слов, получал почетное звание и переходящую ленту «Лучший выдумщик». В командных соревнованиях лучшие представители команд получали звания: «Принцесса (принц) слов» с коронами. Из «словаря ласковых слов» придуманных и собранных детьми: - Как бы вы назвали свою маму? Мама – мамочка, мамонька, мамуленька, мамушечка, любименькая, приласкулечка, цветушечка, хорошуленька, роднулечка, милушечка, красотуленька, цветик –семицветик, развеселушка, дарюшенька и т.д. Что для вас дом? Дом – домик, домище, домишко, семейник, человечник, людильник, папамамаяшник и т.д. 1.Пословицы и поговорки. . Особенность пословиц и поговорок – в смысловой многогранности при краткости изложения. У них малый текстовой объем, но большая смысловая нагрузка. Задание для детей и родителей: найти пословицы и поговорки русские сходные по смыслу с иностранными. Например: Птицу можно узнать по песне (англ.)- Видно птицу по полету (русск.) Зернышко к зернышку и будет мерка (польск.) - С миру по нитке - голому рубаха (русск.) 2.Загадки. а) Простейшие загадки описательного характера. Они закрепляют у детей знания о свойствах и качествах предметов,о различных видах взаимосвязи между назначением и описанием предмета, между назначением и материалом из которого он изготовлен и т.д. Примерные схемы составления загадок. Какой? На что похож? Круглый как шар Прыгучий как зайчик Звонкий как хлопок Свеча Что делает? На что похоже по функциям? Светит как лампочка Греет как солнышко Тает как льдинка Шарик для пинг-понга На что похож? Чем отличается? Как жемчуг, но крупный Как яйцо, но не бьется Как град, но легкий Воспитательница Весёлая, но не клоун, Добрая, но не мама, Умная, но не ученый. 2. 1 .Загадки – угадай последнее слово. Например: Осень в гости к нам пришла И с собою принесла … Что? Скажите наугад! Ну, конечно ……. (листопад) 2.2. Загадки-дразнилки Способ создания: Берем предмет, уточняем для чего он служит, что им можно делать и т. д. Далее с помощью суффикса – лк - превращаем слова в дразнилки. Например: Бантик – украшает волосы, голову. К нему надо бережно относиться, не пачкать. Не терялка, не пачкалка, а головуукрашалка. Книга – источник знаний, развивает умственные способности, ее нельзя кидать, пачкать, рвать. Не кидалка, не бросалка, а умозанималка. 3. «Объяснялки». 3.1. Работа с фразеологическими оборотами. Забить тревогу. Витать в облаках. Все в руках горит и т.д. Дети объясняют что, по их мнению, означают эти выражения. Воспитатель поясняет, что то или иное выражение обозначает на самом деле. Дети иллюстрируют те и другие объяснения. Так можно оформить целую книгу-самоделку, и назвать ее «Веселые фразы». 3.2.Азбука важных слов А ДРЕС - его важно знать иначе потеряешься. Б АБУШКА - потому что она самая добрая и ласковая. В ОДА - потому что без нее нет жизни. и т.д. И так на все буквы алфавита. На каждую букву дети называют множество важных- для них слов. Их опять набирается на целую книжку. 3.3 Наши имена. Берется имя ребенка и разбирается по буквам: Р - решительная И – игривая Н - нежная А - артистичная Т.о. набирается целый альбом «объяснялок» с именами всех детей группы. Таких заданий можно придумать самим великое множество. Важно помнить, что огромную роль в развитии речевого творчества детей всегда будет играть то большое внимание, которое вы будете уделять каждому, даже самому незначительному сочинению любого ребенка. Записывайте их высказывания, рассказы, сказки, оформляйте книжки вместе с ними, газеты для родителей.- это значительно повысит самооценку ребенка, повысит его авторитет у сверстников, создаст атмосферу успеха, а все это даст толчок новым творческим проявлениям ребенка. Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
|