Фольклорный праздник сенокоса «Звени коса. Веселые сценки в народном стиле на день села и другие праздники Сенокосы праздник сценарий читать

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Июль, самый жаркий месяц лета, называют в народе сенозарником, страдником, приберихой, макушкой лета. Весь день нещадно палит, печет высокое солнце. В воздухе стоит марево тепла, излучаемого землей, душно и жарко. Так и тянет куда-нибудь в тень, чтобы отдохнуть в прохладе кустов и деревьев. На лугах в полном разгаре сенокос, который в деревнях начинался 7 июля. Об этой поре наши предки говорили: «Сбил сеногарник спесь, что некогда и присесть», а поэт Николай Рыленков написал так:

«Пора страды горячая не в тягость
Тому, кто с детства знает наперед,
Что без него не сварит пива август,
Гостей за стол сентябрь не позовет».

Да, покос и заготовка травы на корм домашнему скоту в русской деревне считался одной из приятнейших сельских работ. Июльские теплые ночи, купанье после утомительного зноя, благоуханный воздух лугов - все вместе имеет что-то обаятельное и отрадно действующее на душу. Как не любить это удивительное время?

Вообще, при уборке сена бывает много хлопот, особенно если тучка набежит или пойдет дождь. Тут не зевай, сено быстро убирай. Об этом как нельзя лучше знает Лидия Васильевна Каргина, проживающая в деревне Большие Дворища.

В гости к семидесятичетырехлетней пенсионерке мы заглянули не случайно. Лидия Васильевна вовсю сенокосит. Несмотря на возраст, она до сих пор ведет свое хозяйство. Молодая козочка, четыре козленка, больше десятка куриц - без живности и постоянного движения Лидия Васильевна не представляет своей жизни. Без коровы Лидия Васильевна только семь лет. Супруг умер молодой, держала корову без него: детей нужно было поднимать.

…В день нашего приезда она ворочала сено на овиннике за домом. Легкое светлое платье, платок на голове, грабли, черенок которых от трудовых мозолистых рук стал гладким и блестящим. Все, как и полагается на сенокосе. Жары Лидия Васильевна не боится. Косить, правда, выходит часа в четыре утра, по росе. Как говорят, звени коса, пока роса. Проводя бруском вдоль лезвия косы с той и другой стороны, она оттачивает свою помощницу, и звенит над лугом звонкая мелодия сенокоса…

Во время разговора Лидия Васильевна вспомнила молодость, да пору сенокосную.

В 10 лет я загребала сено, опахивала лошадей от овода. В 14 лет меня отправили на дальние покосы за 13 километров. В семье нас было двое: я и брат, который родился 25 мая 1941 года. Мама наша овдовела в 28 лет: папа погиб на фронте. Помимо нас матери пришлось воспитывать своих брата и сестру. Вот, помню, отправили меня на дальний сенокос, а я реветь. Мне бригадир и говорит: «Не реви, будешь для нас гороховый кисель варить на тагане».

Начинали раньше косить 7 июля, как расцветает ромашка - последний цвет. Бригадир дает команду косить, выходим бригадой, но не каждого в бригаду-то брали. Обрабатывать кого-то не больно работящего тоже никому не хотелось. Все выходили на сенокос нарядные, как на праздник, хоть и бедно жили. Потом жнитва, лен теребить… все по-разному. Утром выходили в 3-4 часа косить. Косили семьями. Устанем, сядем отдохнуть, запоем песню. Частушки любили шуточные:

«Сенокосила, косила,
сенокос убористый,
Залетке первая заметка -
Неразговористый!»

Несмотря на тяжелую работу, во время сенокоса и свидания были. Вот и мы с мужем познакомились в сенокосную пору, в Ильинскую пятницу, перед Ильиным днем. Конечно, работать было тяжело. Еда была простая: яйца, лук зеленый да окрошка. Но, знаете, все были дружные, друг другу помогали, было весело, а главное спокойно. Утром косили. Как сено подсохнет, ворочали, укладывали в копны, на другой день растрясали. Сараи для сена были на каждом гуменнике. Сено совхозное убирали в сарай, свое - на поветь. На дальних покосах тоже сараи были, стога метали редко. Когда сараи нарушились, их не стали ремонтировать, метали стога и скирды. На сенокос всех посылали, с любой работы. Это была общая забота, общее дело.

Работа работой, но веселились от души. Ходили в другие деревни на праздники. В Купальник, 7 июля, в соседней деревне был праздник, в Петров день - в Останине.

Здоровье пока терпимо, поэтому кошу руками сама, дети приезжают на выходной, помогают. Брат рядом живет, тоже иногда подсобит. Меня дочь ругает, говорит, что пора бы отдыхать, а я не могу иначе. Козочка в этот год молодая, доит первым. Кур 15 штук, два петуха, в прошлый год было 30 цыплят. Нынче одна курочка 11 штук привела, одного, правда, украли. Сейчас вот семь куриц клохчут, сидят одна на другой. Я их уже и купала, и в ванну и в подклет сажала, все равно сидят! Так что яйцами я обеспечиваю и детей, и внуков. У меня шесть девочек-припевочек: первая уже замужем, последняя - пятиклассница.

Вот спрашиваете про сенокос, а ведь как раньше говорили: сенокос - устав житью! А как по-другому? Раньше без коровы никто не жил. Если коровы нет на дворе, это какой хозяин? Корова на дворе и кусок на столе! Молоко я люблю, постряпать люблю. Магазина нет, куда идти за молоком? Тут и молоко, и сыр делаю. Когда две козы в прошлый год было, так и сметаны набью. К нам ездит автолавка, так вот Виктор Васильевич меня и спрашивает, почему молоко никогда не беру? Я отвечаю: «У меня две сталинские коровы!». Сталинскими коровами называли коз за их хитрые глаза. А еще козы обладают хорошей памятью, они мудрые: худое сено есть не будут.

Лидия Васильевна пригласила нас на чай из самовара. Стала хлопотать, накрывая на стол. Поставила самовар, сварила яиц.

Вода у нас вкусная! - разливая чай из пышущего жаром самовара, приговаривает она. - А у меня ведь и гости из-за границы даже бывали, очень понравилось. Удивились, как я хозяйство одна веду, дрова колю. Только головой качали. А мы, деревенские бабы, ко всему привыкшие. Никакой работы не боимся!

Вот и подумалось, что, скорее всего, с сенокосом и своей козой эта энергичная женщина не расстанется долго, а все потому что привыкла, да к тому же всю жизнь Лидия Васильевна работала ветеринарным фельдшером в родном хозяйстве. Только вот колхоз менял свое название не один раз: «Большедворищенский», «Союз», а уходила на пенсию она из «Грязовецкого».

Так и живет в труде, не унывая, Лидия Васильевна. Одна беда: сократили почтальона, два года сидит деревня без газет и журналов. Магазина нет уже три года: не могут найти продавца. Вот и получается, что вести свое хозяйство ей необходимо, пока есть на это силы.

…На повети пахнет свежим сеном, под потолком висят березовые веники. Лидия Васильевна открывает калитку, выходящую на задний двор.

Вот какая благодать здесь у нас! Выйдешь на волю, все твое и жить хочется!

В гостях побывала
Е. Щучкина.

Несмотря на то, что новый век вносит в нашу жизнь новые технологии, традиции и музыкальные предпочтения, наша любовь к народным гуляниям и старинным русским праздникам ( , Встреча Зимы и другим) остается неизменной. И даже, напротив, таких праздников становится с годами больше и в каждой местности они свои: Праздник Топора, День Кузнеца, Медовый Спас, Фестиваль народных промыслов и т.п. и почти все они сопровождаются ярмарками, мастер-классами различных старинных ремесел и поделок и, конечно, концертами и выступлениями народных коллективов.

Предлагаем свою коллекцию Веселые сценки в народном стиле на День Села и другие праздники , которая пригодятся при составлении программ таких праздников.

Сценка в народном стиле "Рейсовый автобус"

Действующие лица:

Водитель (он же играет на гармошке)

1-ая бабка (с котомками),

2-ая бабка (с корзиной),

Мужик (с котомкой).

Все стоят в затылок друг другу, повернув лица в зал, прижавшись друг к другу, как будто в автобусе давка. Может быть участников и больше-это пассажиры в тесно набитом автобусе. Стоят действующие лица в следующей последовательности (справа налево): Водитель, 1-ая бабка, Мужик, 2 -ая бабка. Мелодия, которую играет водитель-гармонист может быть любой, лучше всего что-то простое. Участники могут петь или говорить речитативом.

Водитель:
Как селедками, людьми набит.
У народа в давке вышел спор,
Мы передадим вам разговор.

1-ая бабка: Ой, да что вы давите меня!
Разве я похожа на коня?!
Я уже держать вас не могу,
И сейчас уж точно упаду.

2-ая бабка: Перестаньте, бабы, черт возьми!
Будьте же культурными людьми!
Мне вот ехать очень нелегко -
У меня в бутылях молоко.

Мужик: Ну, зажали, стервы, вот беда!
Ни вздохнуть, ни плюнуть никуда.
Что же делать, мать вашу козу!
Я ведь в город яйца так не довезу!

1-ая бабка: Ехать надо всем нам все равно.
Все должно быть мирно решено.

2-ая бабка: Что ты раскричался: «Кар, да кар!»
Лучше бы берег ты свой товар!

1-ая бабка: Дай-ка я вот сумку подниму,
Будешь ехать будто бы в дому.
Хоть бы место кто -то уступил (Оглядывается)
А стоять уж больше нету сил.

Мужик: Так стоять удобнее теперь,
Только сумку ты свою проверь -
Огурцы, наверное, везешь,
Вишь рассол на руку ты мне льешь. (Лизнул свою руку)

1-ая бабка: Ой, простите, люди, вот беда!

Главное, не выйти никуда (Мечется).
Я ведь в город повезла кота,
Недержанье у него всегда.

Мужик: Да ты что, зараза, мать твою!
Я тебя счас, баба, удавлю!

2-ая бабка: Всякое бывает, гражданин.
Главное — везут, и есть бензин.
Все-таки намного хуже было б,
Если б ваши яйца раздавило.

1-ая бабка: Это точно, не меня, касатик, ты брани.
Лучше свои яйца сохрани.

Водитель: Рейсовый автобус вдаль бежит,
Как селедками, людьми набит.
Кабы было все наоборот -
Не смеялся бы честной народ.

Народная песня-игра "Было у тёщи семеро зятьёв"

(Сценка подойдет для программы или любого сельского праздника)

Действующие лица:

Ведущий

Теща

Зятья: Хомка, Пахомка, Клементий, Дементий, Захарка, Макарка, Ванюшенька

(Выбирается молодая девушка на роль тещи).

Дорогая тёщенька, вы должны пригласить к себе в гости семеро зятьев. Выбирайте из всех присутствующих, только хороших смотрите, чтобы потом не пожалеть.

Просим выйти семерых мужчин, кто уже побыл в роли зятя и тех, кто только собирается им стать.

Первый зять Хомка и последний Ванюша могут быть артистами народного театра. Их следует заранее ознакомить с ролью, на них будут ориентироваться остальные участники. Каждому участнику выдается табличка с именем и с обратной стороны слова-подсказки.

- У тещи - с одной стороны написано «Теща», а с обратной слова , которые ей надо говорить по ходу игры для всмех зятьев и персонально для зятя Ванюшеньки:

1. Было у тещи семеро зятьев…….

А еще Ванюшенька-душенька, любимый зятек.

2 .

Ванюшенька-душенька, приди поскорей.

3.

Ванюшеньке-душеньке - с капустой пирожок.

4. Стала теща зятьев провожать.

Ванюшеньке- душеньке - по буйной голове.

- У Ванюшечки написаны свои слова:

1. Это я!

2. Иду.

3. Спасибо!

4. Ой!

- У остальных зятьев слова:

1. (Имя) - зять!

2. (Имя) - идет!

3. (Имя) - пирог!

4. (Имя) - в шею!

Всем участникам объясняют суть забавы: Теща запевает первую строчку, все зятья ее повторяют, затем каждый делает шаг вперед, говорит фразу, называя свое имя, и отходит обратно. Затем для Ванюшеньки теща говорит персональную фразу, тот отвечает. Потом вторая строчка для всех: теща, зятья, отдельно для Ванюшечки и т.д

ТЕКСТ

Теща: Было у тещи семеро зятьев.

Зятья (хором): Было у тещи семеро зятьев.

Хомка-зять!

Пахомка-зять!

Клементий-зять!

Дементий-зять!

Захарка-зять!

Макарка-зять!

Теща: А еще Ванюшенька-душенька, любимый зятек.

Ванюшечка: Это я!

Теща: Стала теща зятьев в гости звать.

Зятья (хором): Стала теща зятьев в гости звать.

Хомка идет.

Пахомка идет.

Клементий идет.

Дементий идет.

Захарка идет.

Макарка идет.

Теща: Ванюшенька-душенька, приди поскорей.

Ванюшечка: Иду.

Теща: Стала теща зятьев пирогом потчевать

Зятья (хором): Стала теща зятьев пирогом потчевать

Хомке-пирог.

Пахомке-пирог.

Клементию-пирог.

Дементию-пирог.

Захарке-пирог.

Макарке-пирог.

Теща: Ванюшеньке-душеньке - с капустой пирожок.

Ванюшечка: Спасибо!

Теща: Стала теща зятьев провожать.

Зятья (хором): Стала теща зятьев провожать.

Хомку- в шею.

Пахомку-в шею.

Клементия-в шею.

Дементия - в шею

Захарку-в шею.

Макарку-в шею.

Теща: А зятюшку Ванюшеньку-за буйны волоса.

Ванюшечка: Ой!

Ведущие: Спасибо всем участникам!

Музыкальная сценка-песня "Милый, хороший!"

Песня на мотив " Жил был у бабушки серенький козлик"

Участники сценки :

Маруся - очень высокая девушка (стоит на ходулях или табуретке, сарафан, при этом, до пола)

Ванюша - мужчина, гораздо ниже Маруси ростом.

Помощники - (могут быть любого пола, одеты в народные костюмы стоят между ними).

Суть забавы: участники поют по очереди, делая акцент на последнем слове в строчке: Маруся, помощники, Ванюша, снова помощники и т.д. (поворачиваются, при этом, к тому, к кому обращаются, протягивают руки, жестикулируя.)

Маруся: Милый, хороший, чё ты молчишь-то? /2 раза.

Помощники (к Ване - хором): Чё ты, чё ты, чё ты молчишь-то? /2 раза.

Ваня: Я не молчу, я любуюсь тобою /2 раза.

Помощники (к Марье - хором): Чё ты, чё ты, дай наглядеться! / 2раза.

Маруся: Милый, хороший мой, чё не приходишь? / 2раза.

Помощники (к Ване - хором): Чё ты, чё ты, чё не приходишь? / 2раза.

Ваня: Я приходил, да тебя дома нету. / 2раза.

Помощники (к Марусе - хором) : Чё ты, чё ты, где тебя носит?! / 2раза.

Маруся: Милый Ванюша, чё не целуешь? /2 раза.

Помощники (к Ване - хором): Чё ты, чё ты, чё не целуешь? / 2 раза.

Ваня: Я б целовал, да тебя не достанешь! / 2 раза.

Помощники (к Марье - хором): Чё ты, чё ты, дылда такая? /2раза.

Маруся: Мы вам пропели, а вы нас послушали.

Ваня: Мы вам пропели, а вы не похлопали.

Помощники (в зал - хором): Чё вы, чё вы, бейте в ладоши / 2раза.

на День Села "Три сестрицы и ветеринар"

Действующие лица:

Марфушечка

Марьюшка

Настенька

Ветеринар

В некотором царстве, в нашем государстве жил-был, нет не царь, мужик. И было у него 3, нет не сына, дочери на выданье.

(Сестры выходят каждая под свой музыкальный отрывок)

Первая Марфушечка-душечка (выходит)

А вторая Марьюшка (выходит)

И третья Настенька (выходит)

Сестрицы поют вместе (на мотив «На побывку едет...»):

Почему у нас в поселке

У девчонок всех удар?

Потому что к нам приехал

Молодой ветеринар.

От роду лет тридцать

И хорош собой.

И при всем при этом

Холостой.

Ведущий: Вот сестренки вечерком

Размечтались под окном.

Марфуша: Кабы взял меня он в жены,

Были б мы молодожены.

И соседям всем на диво

Мы б махнули на Мальдивы!

Или, может быть, однако

Мы пожили бы в Монако.

Марья: Ты попутала, сестрица.

Ну, какая заграница.

Он ветеринар всего.

Не много ль хочешь от него

Вон в соседнее село

Свозил — считай, что повезло.

Марфушка: Может он разбогатеет,

Заработать здесь сумеет.

Ему буду помогать,

Я умею вдохновлять.

Будет мозг, будет зарплата.

Марья: Ну да, ну да, подать лопату?

Будешь деньги загребать.

Ну, сестрица, ты мечтать.

Ты, Марфуша, перегрелась,

Сериалов насмотрелась.

Олигархов у нас нету,

Где богатые клиенты?

Пекинесы дорогие

Здесь не водятся такие.

Здесь коровы и быки.

Разбогатеть тут не с руки.

Марфушка: Значит, в городе поищем.

Там кого-нибудь, да сыщем.

Хоть завалящего какого,

Но богатого, крутого.

Марья: А мне по фиг заграница.

Дома мне прекрасно спится.

Ну, а если б было с кем,

Вообще, бы без проблем.

Вот меня б он в жены взял.

Ему б устроила аврал.

От супружеского долга

Никуда б не убежал.

И на зависть всех подружек

Была бы sexen revolution.

Настенька: Где найти такую силу?

Мужа вгонишь ты в могилу.

Вот если б я женою стала,

Я б его оберегала.

Был бы он ухожен, сыт,

Всегда подстрижен и побрит.

Я бы так его любила,

Деликатесами кормила,

Его с работы поджидала

И пылинки бы сдувала.

Марья: От заботы от такой

Убежал бы он к другой.

Если сладкого объешься,

То тебя начнет тошнить,

На соленое потянет.

Да, что с тобою говорить.

От жены должно при том

Пахнуть cексом, не борщом.

Настенька: Я б детей ему рожала.

Детьми его бы удержала.

Ведущий: Не заметили сестренки,

Что молодец стоял в сторонке.

Не встревая в этот спор,

Молча слушал разговор.

Выйти к ним потом решил

В разговор сестер вступил.

Ветеринар: Эх, девчонки, хороши.

Говорю вам от души.

Вас бы всех троих в одну

Идеальную жену.

Одна меня бы вдохновляла,

Одна заботой окружала,

А с третьей ночи проводил.

Вот был бы класс, чтоб я так жил.

Но не султан я для гарема,

Такая есть у нас проблема.

Так что вы не обессудьте,

Еще невестами побудьте.

Ведущий: Призадумались сестрицы.

Погрустнели у них лица.

Мораль осталось лишь сказать:

Во всем, девчонки, надо меру знать.

Сценка-экспромт "Сам не плошай"

Действующие лица и реплики:

Женщина: «Почем навоз?!»

Огород: «Е-мое!»

Культиватор: «Бензин налей!»

Поливальная машина: «Убавь напор!»

Репа: «Ах, оставьте меня!»

Сын: «Пивка бы!»

Сноха: «Я только из салона!»

Внук: «Достали уже!»

Внучка: «В Париж хочу!»

Сосед: «Настоящий полковник!»

Лопата: «Эх-ма!»

Текст читает Ведущий. Названные им герои произносят свою реплику. Материал можно использовать на или на юбилее женщины, увлекающейся садоводством. В этом случае необходимо добавить ее имя.

ТЕКСТ ЭКСПРОМТА

Жила-была Женщина. Как все настоящие русские Женщины , любила она отдых в Огороде . Зайдет, бывало, в спецмагазин «Все для Огорода», посмотрит на Культиватор , на Поливальную машину и подумает: «Да с такой техникой какая бы у меня Репа уродилась!» И решила Женщина купить Культиватор и Поливальную машин у и посадить Репу. Культиватором землю обрабатывает, Поливальной машиной Огород поливает. И выросла Репа большая-пребольшая! Решила Женщина Репу убрать. Тянет-потянет — вытянуть не может. Позвала Женщина Сына Сын Сноху . Тянут-потянут — вытянуть не могут. Позвала Сноха Внука . Тянут-потянут — вытянуть не могут. Позвал Внук Внучку. Внучка за Внука, Внук за Сноху, Сноха за Сына, Сын за Женщину, Женщина за Репу ... Тянут-потянут — вытянуть не могут. Проходил в ту пору мимо Сосед с Лопатой . Копнул Сосед Лопатой и выкопал Репу ! Мораль: на технику надейся, а сам не плошай!

4 июля 2016 г. в живописном месте, в окрестностях деревни Ташла прошел районный фольклорный праздник сенокоса «Звени коса». В конкурсе участвовали команды из 10 сельских Домов культуры: Имендяшевский СДК - команда «Уклы кая», Бурлинский СДК - команда «Бурлинский косцы», Зилимкарановский СДК - команда «Сильные, ловкие», Ковардинский и Юлуковский СДК - команда «Единая сила», Табынский СДК - команда «Ромашка», Ташлинский СДК и Мендимский СК - команда «Клевер», Утяковский СДК - команда «Напевы Зигана», Янгискаинский СДК - команда «Душица - матрешка», Ташбукановский СДК - команда «Цветок розы», Антоновский СК - команда «Утренние зори».

Все команды были подготовлены и с ловкостью справлялись со всеми конкурсами. В конкурсе косцов участвовало 18 участников. В тройку лучших вошли Осипов Михаил, Губайдуллин Аскар и победителем стал молодой, высокий, рослый парень из деревни Мендим. Ширина его покоса составляла 2,5 метра. Косит легко, оставляя за собой свежескошенный широкий ряд. Женщины из команды поддерживали их, угощали айраном и квасом.
Затем все подключились к конкурсу «копнометание». Отличились быстротой выполнения и слаженностью Зилимкарановцы. За 3 минуты 59 секунд, они первыми собрали свою копку. Затем завершили свою работу Бурлинский, Табынский, Янгискаинский СДК.

А затем пришло время и конкурсу «Стог- art - объект» т.е. из стогов изготавливались дизайнерский фигуры. Вот уж где разгулялась фантазия: у Табынских казаков стог нарядили под казачку, Ташлинцы сделали чертика, Бурлинцы - «Трынчиху», Утяковцы - «Цветы Башкортостана», Янгискаинцы назвали свою композицию «Сделал дело - гуляй смело», соломенный мужичок играет на гармошке, а татарочка танцует, Зилимкарановцы назвали свою композицию «Королева лета» и вновь оказались лучшими. Следующий конкурс назывался «Полевая трапеза». Учитывался ассортимент национальных блюд. Утяковцы и Ковардинцы приготовили около 20 блюд, богатые столы были у Имендяшевцев, Зилимкарановцев и Утяковцев. Табынский СДК - отличился эстетичностью оформления блюд.

В конкурсе «Приготовление фиточая и знание лекарственных растений» не было равных Утяковцам, Ташлинцам, Ташбукановцам, Янгискаинцам.

Закончился праздник - концертом. Звучали песни, частушки под баян, курай, кубыз. В конкурсе участвовали народный хор «Землячки» и фольклорный коллектив Районного Дворца Культуры под руководством заслуженного работника РБ З.А. Зайнышевой. Лились наперебой сенокосные частушки на башкирском, русском, чувашском, татарском языке.

Итог праздника: Диплом 1 степени получили Зилимкарановцы, Диплом 2 степени - Утяковцы, Диплом 3 степени - Ташлинцы. Вот так и завершился праздник, остались положительные эмоции и хорошее настроение.

Сценарий фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста
«Приди, лето красное!»

Ведущий:
- Приди, лето красное,
Приди лето ясное.
С цветами да травами,
Шумными дубравами,
С трелью соловьиною,
Заботой муравьиною.

Выходит ребенок в русском костюме.
1 ребенок:
- Наконец-то снова лето
Как мы любим время это!
Будем в речке мы купаться,
За мячом большим гоняться,
Бегать, прыгать и скакать, на песочке загорать.
ИГРА «ДОГОНИ МЯЧ»

Ведущий:
- Дети, хоровод заводите!
Лето красно приманите!

ДЕТИ ВСТАЮТ В КРУГ
- Мы играем и поем, - идут по кругу
Лето красное зовем!
Как мы рады лету,
Лучше лета нету!
- Собираем мы цветы - приседают, рвут цветы
Небывалой красоты
Как мы рады лету,
Лучше лета нету!
- Будем мы венки плести - плетут венки
Мамам их домой нести
Как мы рады лету,
Лучше лета нету!

Ведущий:
- Птицы рады друг за друга,
Чик - чирик, исчезла вьюга.
Будет травка зеленеть,
Станем громко песни петь!

На экране мультимедийного оборудования изображения корабликов, плывущих по реке.
1 ребенок:
- По реке кораблики белые поплыли,
Они такими сонными еще недавно были.
Теплый летний ветер парус надувает,
Куда кораблик поплывет, он еще не знает!

Ведущий:
- Корабли, бывало,
Челнами называли.
Они куда-то по волнам
Также уплывали!
На экране появляются старинные лодки - челны.

2 ребенок:
- А теперь мы в лес пойдем
Лето мы и там найдем!
А еще поищем травы
Для «кубышки - травницы»
Эта кукла нашим детям очень-очень нравится!

Ведущий:
- В старину делали кукол из травы «кубышки - травницы» и подвешивали их над колыбелью, чтобы пахло травами, и воздух был чистый. В руках у куклы были узелки с травой, юбку тоже делали из травы. Дети очень хорошо спали с такой куклой.
КОЛЫБЕЛЬНАЯ.
- Баю-баю, баю-бай,
Куклу тихо покачай
Нашей «куколке - кубышке»
Мы сошьем еще штанишки.
Василек, ромашка,
Колокольчик, «кашка»!
Вот какие они
Травянистые штаны!
Баю-баю, баю-бай,
Ты с «кубышкой» засыпай.

Ведущий:
- Вот идет она сама
Наша кукла Кострома
Показывает куклу из соломы.

1 ребенок :
- Красны девицы водили
С этой куклой хоровод.
А потом ее на речке
Они кидали в бездну вод!

Ведущий:
- Лето красное
Не всегда забавляет,
Оно еще работать народ заставляет!

Ребенок:
Сенокос-сенокос!
Выходи на покос!
Железны косы точи!
В стога сено мечи!
На экране изображение сенокоса.

Ребенок:
- А хлеба стоят какие:
Все колосья налитые!
Вот уже смотрите - в ряд
Снопы пшеничные стоят! На экране уборка хлеба в старину.

Ребенок:
- На снопе «прикукла»
«Крупеничка - кукла»!
Народ ее не забывает
Зерном отборным набивает.
Показывает куклу.

Ведущий:
- «Крупеничка - кукла» - оберег на сытость и достаток. В семье в голодный год из куклы доставали зерно и мололи муку. Если кукла оставалась целой до нового урожая, значит, голода не было.

Ведущий:
- Как был тяжел
Крестьянский труд!
Потрудившись все поют.
ПЕСНЯ ПО ВЫБОРУ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ведущий:
- Было время песен, плясок
И волшебных, добрых сказок.
ТАНЕЦ ПО ВЫБОРУ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Ведущий:
- Тары- бары, тары-бар,
Старый, добрый самовар,
На празднике мы ставим точку.
Нальешь гостям ты кипяточку?
С заваркой вкусной травяной!
И вкусной булкой заварной.

Название: Сценарий фольклорного праздника для старшей и подготовительной групп «Приди, лето красное!»

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МКДОУ «Детский сад села Шунга»
Месторасположение: Костромская область, Костромской район, село Шунга

Лето – традиционная пора большинства праздников народного православного календаря. Дышится легко, разнотравьем душистых лугов, настроение – солнечное, когда даже солнца нет, в общем, лето – это хорошо! Причем, раньше, в советское время, по разным причинам, народный праздник в любом селе отмечали массово – сказывалось внимание колхозов и совхозов к соцкультбыту, к возможности в страдную пору сделать жизнь селянина-труженика поярче! Сейчас народные праздники проводятся в основном, как правило, клубными досуговыми учреждениями – чтобы народ не забыл, а молодежь знала – ЧТО такое народные традиции, народные праздники!

Вот такой праздник – Берегини-покосницы состоялся на любимой населением площадке возле Шамординского сельского Дома культуры. Его инициаторами и организаторами стали, естественно, работники последнего.

Начало июля – замечательная пора, это время сенокоса. По церковному календарю это время после Петрова дня (с 8 по 25 июля), когда травы набирают наибольшую силу. Именно с этого дня начинался луговой покос, на который люди выходили как на праздник, себя показать, на других посмотреть, одевались во все самые лучшие наряды

Девушки в русских костюмах, стог сена, шалаши – ведь покос на селе длился не один день, в нем участвовала так или иначе вся деревня, с утра звучащая музыка привлекли к месту проведения праздника не один десяток людей.

Сценарий праздника включал в себя представление Берегини – покосницы, постановочную картину «Косцы», народные игры и забавы возле стога сена, фольклорные песни в исполнении старейшей жительницы села Анны Гореленко, стилизованные хороводы, песни, угощение. Все это, собранное воедино, и показанное зрителям, заставило умилиться русским народным праздникам вообще и дотошности и старанию работников Шамординского СДК – Н. Шило, В, Гришечкиной, Е. Симочкиной, - при участии заместителя главы местной администрации В.А. Моисеевой.

Интересными стали рассказы о сенокосных традициях на Руси, о тряпичных куклах Берегинях, которые изготовляли хозяйки и брали их на сенокос. Садили под стожки и она оберегала руки хозяйки от порезов и повреждений, приносила удачу.

Приглашенные зрители и гости не остались в стороне от чудесного настроения, созданного праздником: некоторые из них стали сами активно участвовать в проведении игр, предлагать свои игры, активно петь известные песни про сенокос, участвовать в викторине на знание пословиц о сенокосе. Местный баянист дядя Леша на красивом баяне своими баянными наигрышами и переливами тоже внес свою лепту в красоту праздника. За угощением состоялся обмен опытом местных жителей по использованию целебных свойств трав, народном лечении травами.

Дети вспоминали пословицы о сенокосе, где ведущая начинала пословицу, а дети предлагали свои варианты. Играли в различные народные игры: «Заря-зарница», «Шел козел по лесу», «Ой, вставала я ранёшенько» и другие. Участвовали в командных эстафетных играх – «кто быстрее оббежит вокруг копны», по плетению самой длинной косы из трав и другие. Взрослые вместе с детьми водили хороводы, пели песни, частушки.

На мероприятии царила теплая атмосфера праздника. Все присутствующие получили заряд бодрости и позитива, настоящее удовольствие от праздника, целями которого были - возрождение национальных традиций сенокоса разных народов живущих в селе, популяризация здорового образа жизни, воспитание подрастающего поколения и уважения к сельскому труду, экологии, открытие целебных свойств лекарственных растений.

Отрадно, что в проведении праздника участвовали люди практически всех возрастов – от пятилетнего - до большого уважаемого!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто