Вампилов Александр Валентинович. Прощание в июне

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Александр Вампилов

Пьеса из студенческой жизни. Ранний вариант.

А.Вампилов Прощание в июне

Комедия в трех действиях

Действующие лица

Золотуев

Репников

Шафранский

Серьезный

Красавица

Милиционер

Действие первое

Картина первая

Вечером на улице

В наступающей темноте неяркий свет отдаленного фонаря. Тополь, на котором листья только-только распускаются.

Крашеный забор, деревянная скамья, на заборе большая доска с объявлениями, афишами. Угол старого двухэтажного дома, столб с табличкой «Остановка автобуса». Слышно, как в доме кто-то на пианино разучивает гаммы. Среди афиш выделяется одна - с портретом молодой женщины: «Жанна Голошубова. Вечер старинного романса».

Таня читает афиши. Колесов появляется.

Колесов. Добрый вечер.

Таня (не оборачиваясь) . Добрый вечер.

Колесов. Давно нет автобуса?

Таня. Давно. (Оборачивается)

Колесов. Ого… Добрый вечер!

Таня. Что значит «ого»?

Колесов. Комплимент.

Таня. А-а… (Поворачивается к афише)

Колесов. Что значит «а-а»?

Таня. Ничего.

Некоторое время оба молча читают афиши.

Колесов. Девушка, куда вы едете, если не секрет?.. В кино?.. Нет? Ну, значит, на концерт. (Прочел вслух) Жанна Голошубова. Вечер старинного романса… Вы любите романсы?.. Не любите… Куда же вы собрались? Неужели в театр?.. Все ясно. Куда - вы этого еще сами не знаете.

Таня (насмешливо) . Да? Как это вы догадались, даже удивительно.

Колесов. Ничего удивительного. Я угадываю мысли. Не верите?.. Сказать вам, о чем вы сейчас думаете?

Таня. Я вам не советую.

Колесов. Ясно. Вы сейчас думаете: «И чего это он ко мне пристал?» Точно?.. А теперь признавайтесь, вы бывали когда-нибудь на свадьбе?.. Нет? Я так и думал.

Таня. Что же из этого?

Колесов. Как что? Надо побывать. Срочно.

Таня. Это для чего же?

Колесов. Да хотя бы из любопытства. А потом, должны же вы иметь представление… Короче: я вас приглашаю.

Таня. Куда?

Колесов. На свадьбу.

Таня. Чью свадьбу? На вашу, что ли?

Колесов. Не на мою - не дай бог. Женится мой друг. Который час? (Взглянул на ее руку, на часы) Семь?.. Имейте в виду, мы опаздываем.

Таня. Вы опаздываете.

Колесов. Мы. Без вас на свадьбу я пойти не могу. Не имею права.

Таня. Да? И вы это серьезно?

Колесов. С полной ответственностью. Видите ли, на свадьбу я обещал прийти с самой симпатичной девушкой в городе. Я искал вас целый день, неужели вы меня подведете? Как?.. Нас ждут.

Таня. Где ждут?

Колесов. Чапаева, восемнадцать, комната сорок два… Ну? Мы договорились?

Таня. Спасибо за приглашение, но, во-первых, вряд ли я подхожу для такого случая…

Колесов. Подходите, я вас уверяю.

Таня. Нет, вы зря теряете время.

Колесов. Не пойдете?

Таня. Ну разумеется, нет.

Колесов (не сразу) . Жаль… А главное, что мне теперь делать?

Таня. А вы пригласите Жанну Голошубову.

Колесов. Эту?

Таня. А что? Она вам не нравится?

Колесов. Она?.. (Подошел к афише, разглядывает портрет) Да нет, ничего…

Таня. То, что вам надо: симпатичная. Но пойдет ли она с вами?

Колесов. Решено: я ее приглашаю. Спасибо за идею.

Таня. Ничего, не стоит… А что, вы в самом деле пойдете сейчас ее приглашать? Или вы это так только…

Колесов. Нет, я отправляюсь. Прямо в гостиницу. Я пошел.

Таня. Желаю удачи.

Колесов (пошел, вернулся) . Послушайте, давайте познакомимся. На прощание. Николай. Фамилия Колесов.

Таня. Я Таня.

Колесов. Прекрасно (помолчал) . И все же, Таня, зря вы от свадьбы отказываетесь. Пожалеете, Таня.

Таня. Ничего, переживу как-нибудь.

Колесов. Ну, смотрите. А то приходите, если надумаете.

Таня. Что? Вы опять меня приглашаете? А с Голошубовой как же?

Колесов. Приглашаю и вас, и Голошубову. Что тут такого? (На ходу) Места всем хватит - свадьба! (Исчезает)

Картина вторая

Через час в общежитии.

В большой комнате вынесены кровати, сдвинуты столы. Свадебный ужин. Букин и Маша (жених и невеста), Фролов. Из гостей неумеренной непосредственностью выделяется друг и однокурскник Букина по прозвищу Гомыра. Прочих, сидящих за столом, удобно назвать так: Комсорг, Веселый, Серьезный, Красавица.

Разгар веселья.

Комсорг. Товарищи! Внимание, товарищи…

Гомыра (перебивает) . Прошу слова! (Поднимается) Тихо!.. Хочу сказать пару слов…

Букин (поощрительно) . Давай, Боря, скажи. Вырази.

Гомыра. Сейчас, Вася, сейчас… Значит так… Сегодня здесь в виде жениха и влюбленного человека сидит мой друг и геолог Вася Букин. Что я хочу сказать?.. Вася такой парень, что уж если он чего надумал, то он идет прямым путем, честно и откровенно. Без козьей морды. На козью морду он не способен… И между прочим, зря тут некоторые ухмыляются. С Васей я бывал во всевозможных маршрутах, кто-кто, а я знаю, какой Вася парень. По кустам он никогда не прятался, друзей в беде не бросал. Я это к тому говорю, что раз уж он попал в такую историю, то пусть он знает… (Обращается к Букину) Короче, если что, то знай, Вася, у тебя есть друзья, которые не бросят тебя на произвол судьбы. У меня все. Выпьем.

Маша. Постойте. Что-то я его не поняла. (Гомыре) Ты не мог бы выразиться яснее?

Букин. Все ясно, Маша. Он предлагает выпить за дружбу. Верно, Боря?

Гомыра. Вася, ты понял меня правильно.

Серьезный. За дружбу.

Все, кроме Маши и Фролова, выпивают.

Гомыра (Фролову) . А ты?.. Почему ты не пьешь? (Букину) Вася, почему он не пьет?

Букин. Не волнуйся, он выпьет.

Комсорг. Товарищи! Прошу внимания…

Серьезный (перебивает) . Снова тост? Нет, так нельзя, только выпили и снова. Дайте закусить.

Маша. В самом деле, мальчики. Ешьте. А то окосеете.

Веселый. А не спеть ли нам, ребята? По-моему, в самый раз. Такое что-нибудь, оригинальное.

Комсорг (прорывается) . Друзья! Послушайте, друзья. Сегодня мы отмечаем радостное для всех нас событие. Подумайте, всего у нас на пятом курсе биофака восемнадцать девушек, и, представьте себе, одиннадцать из них уже замужем. Сегодня мы выдаем замуж Машу - она двенадцатая, - по-вашему, это не достижение? Вон у химиков, вы посмотрите, у них дела гораздо хуже. Да что говорить! От имени девушек нашего курса и от всей души я желаю молодым счастья и радости. И еще. Пусть этот Букин уважает Машу так же, как уважают ее у нас на курсе. Машенька, дай я тебя поцелую!

Комсорг и Маша целуются. Шум.


Александр Вампилов

Прощание в июне

Комедия в двух действиях

Действующие лица:

РЕПНИКОВ.

ЗОЛОТУЕВ.

РЕПНИКОВА.

ВЕСЕЛЫЙ. \

СЕРЬЕЗНЫЙ. \

КРАСАВИЦА. | студенты.

КОМСОРГ. /

СТРОГАЯ. /

МИЛИЦИОНЕР.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Весна. Крашеный забор, большая доска с объявлениями, афишами. Угол старого двухэтажного дома, столб с табличкой: «Остановка автобуса». Слышны гаммы: в старом доме кто-то учится играть на фортепиано.

Таня читает афиши. Появляется Колесов.

КОЛЕСОВ. Добрый вечер.

ТАНЯ (не оборачиваясь). Добрый вечер.

КОЛЕСОВ. Давно нет автобуса?

ТАНЯ. Не знаю. (Оборачивается.)

КОЛЕСОВ. Ого…добрый вечер!

ТАНЯ. Что значит «ого»?

КОЛЕСОВ. Комплимент.

ТАНЯ. А-а… (поворачивается к афише.)

Некоторое время оба молча читают афиши.

КОЛЕСОВ (подходит к Тане). Девушка, куда Вы едете если не секрет?..(У афиши.) В кино?.. Нет?.. Ну значит, на концерт… Тоже нет?… Куда же вы собрались? Неужели в театр?.. Все ясно. Куда – вы этого еще сами не знаете. А раз так, то идемте со мной.

ТАНЯ. Пристаете?

КОЛЕСОВ. Нет. Хочу вас пригласить…

ТАНЯ (перебивает). Спасибо, но пригласите кого-нибудь другого… И вообще у меня нет времени с вами разговаривать.

КОЛЕСОВ. Это неправда… Вы сколько раз прочли афиши? Скажите честно.

ТАНЯ (не сразу). Три. Ну и что?

КОЛЕСОВ. Видите, вам скучно.

ТАНЯ (пожимая плечами). Просто я смотрю, куда завтра пойти.

КОЛЕСОВ. А сегодня? Куда вы хотите? На танцы? На концерт? На массовое гуляние?

ТАНЯ. Все это завтра. Почитайте. А в парке – через неделю.

КОЛЕСОВ. Чепуха! Мы откроем все это сегодня. Я вас приглашаю.

ТАНЯ. Куда вы меня приглашаете?

КОЛЕСОВ. На свадьбу. На первый случай я приглашаю вас на свадьбу.

ТАНЯ. На свадьбу? Прямо сейчас?

КОЛЕСОВ. Немедленно. Как вас зовут? У вас нет имени?

Молчание.

ТАНЯ. Есть. Да зачем оно вам?.. Я скажу, а вы, пожалуй, сразу и забудете.

КОЛЕСОВ. Почему?

ТАНЯ. Ну, вы так торопитесь. Конечно, вы все забываете.

КОЛЕСОВ. У меня хорошая память.

ТАНЯ. Не хвастайте.

КОЛЕСОВ. Нет, в самом деле, у меня приличная память. Хотите проверить?

ТАНЯ. Хорошо. Сейчас проверим… Отвернитесь!

КОЛЕСОВ. Отвернулся.

ТАНЯ. Так… А теперь скажите, кто приехал к нам на гастроли?

КОЛЕСОВ. Жанна Голошубова, эстрадная певица.

ТАНЯ. Правильно. А кто с ней?..Так, не знаете… А запомнили ее портрет? Как он выглядит?

КОЛЕСОВ. Прекрасно выглядит. Улыбается.

ТАНЯ. Она вам нравится?

КОЛЕСОВ. Интересная женщина.

ТАНЯ. Вот и пригласите ее на свадьбу.

КОЛЕСОВ. А вы?.. Вы отказываетесь?

ТАНЯ. Вы это серьезно?

КОЛЕСОВ. Что?

ТАНЯ. Да вот приглашение на свадьбу…

КОЛЕСОВ. С полной ответственностью. (Смотрит на часы.) Видите ли, женится мой друг, и на свадьбу я обещал прийти с самой симпатичной девушкой в городе. Я искал вас целый день, неужели вы меня подведете. Как?.. Нас ждут.

ТАНЯ. Нас?.. Ну знаете, вы… И где же «нас» ждут?

КОЛЕСОВ. Чапаева, восемнадцать, комната сорок два. Ну?.. Соглашайтесь! Ручаюсь, скучно не будет.

ТАНЯ. Нет… И потом меня тоже ждут.

КОЛЕСОВ. Жаль… Ну что же… Придется пригласить артистку Голошубову… Счастливо оставаться.

ТАНЯ. Счастливо повеселиться.

КОЛЕСОВ (пошел, вернулся). Послушайте, давайте познакомимся. На прощание. (Протягивает ей руку) Николай. Фамилия Колесов.

ТАНЯ (подает ему руку). Таня.

КОЛЕСОВ. И все же, Таня, зря вы от свадьбы отказываетесь. Пожалеете, Таня.

ТАНЯ. Ничего, переживу как-нибудь.

КОЛЕСОВ. Ну, смотрите. А то приходите, если надумаете. Комната сорок два – запомнили?

ТАНЯ. Как? Вы опять меня приглашаете? А с Голошубовой как же?

КОЛЕСОВ. Приглашаю и вас и Голошубову. Что тут такого? (На ходу.) Места всем хватит – свадьба! (Исчезает.)

Общежитие

В большой комнате вынесены кровати, сдвинуты столы. Свадебный ужин. Букин и Маша (жених и невеста), Фролов. Из гостей неумеренной непосредственностью выделяется друг и однокурсник Букина по прозвищу Гомыра. Прочих, сидящих за столом, удобно назвать так: Комсорг, Веселый, Серьезный, Красавица.

Разгар веселья.

КОМСОРГ. Товарищи! Внимание, товарищи…

ГОМЫРА (перебивает). Прошу слова! (Поднимается.) Тихо!.. Хочу сказать пару слов…

БУКИН (поощрительно). Давай, Боря, скажи. Вырази.

ГОМЫРА. Сейчас, Вася, сейчас… Значит так… Сегодня здесь в виде жениха и влюбленного человека сидит мой друг и геолог Вася Букин. Что я хочу сказать?.. Вася такой парень, что уж если он чего надумал, то идет прямым путем, честно и откровенно. Без козьей морды. На козью морду он не способен… И между прочим, зря тут некоторые ухмыляются. С Васей я бывал во всевозможных маршрутах, кто-кто, а я знаю, какой Вася парень. По кустам он никогда не прятался, друзей в беде не бросал. Я это к тому говорю, что раз уж он попал в такую историю, то пусть он знает… (Обращаясь к Букину.) Короче если что, то знай, Вася, у тебя есть друзья, которые не бросят тебя на произвол судьбы. У меня все. Выпьем.

МАША. Постойте. Что-то я его не поняла. (Гомыре.) Ты не мог бы выразиться яснее?

(комедия в двух действиях)

Действующие лица

Колесов.
Букин.
Фролов.
Гомыра.
Репников.
Золотуев.
Таня.
Маша.
Репникова.
Студенты: Веселый, Серьезный, Красавица, Комсорг, Строгая.
Милиционер.

Действие первое.

Улица. Колесов около столба с афишами знакомится с Таней и приглашает ее с собой в общежитие на свадьбу. Таня отказывается.

Общежитие. В комнате общежития Букин и Маша женятся. Вокруг их друзья студенты. Все поздравляют жениха и невесту. Недоволен друг жениха Гомыра, который против женщин вообще, т.к. в прошлом году у него увели невесту. Фролов, влюбленный в Машу, желает ей счастья. Букин садит на свое место Гомыру и прощается сам с собой холостым. Маше это не нравится. Она хочет выгнать пьяного Гомыру, но Букин оставляет его. Маша обиделась и ушла. На свадьбу приходит ректор - Репников. Ему неохотно рассказывают, в чем дело и обещают помирить Букина и Машу. Вдруг в окно впрыгивает Колесов и вы-ключает свет. Он скрывается от милиционера. Включают свет и он видит ректора. Входит милиционер и объясняет, что он устроил дебош в гостинице. Он уводит Колесова. Все его жалеют, а ректор строго приглашает участников к себе в кабинет. В это время входит Таня и спрашивает Колесова. Ректор удивленно оборачивается - это его дочь.

Загородная прогулка. Колесов и Золотуев отрабатывают 15 суток. Милиционер привел их разбирать старое кладбище, т.к. здесь пройдет трамвайная линия. Золотуев протестует, милиционер ушел за папиросами, Колесов узнает у Золотуева, что тот любит цветы, раз-водит их у себя на даче. Пришли Маша и Таня. Маша рассказывает, что ее свадьба не со-стоялась, а Колесова исключают из университета. Он узнает, что Таня - дочь ректора. Маша говорит, что весь курс заступается за Колесова. Маша уходит, Таня говорит, что отец ее добрый, но она поссорилась с ним из-за Колесова. Возвращается Золотуев, и Ко-лесов просится к нему работать сторожем. Тот сомневается. Таня уходит, возвращается милиционер.

Квартира Репниковых
Таня и мать накрывают на стол. Приходит Репников с цветами и вином. Звонок в дверь. Таня открывает - Колесов. Его не ждали. Он метет улицу, но сбежал на полчаса, чтобы поговорить с ректором. Тот удивлен, но согласился выслушать Колесова наедине. Таня с матерью ушли в кухню. Говорить им постоянно мешает Золотуев, который торопит Коле-сова, заглядывая в окно. Колесов: «…я хочу сказать вам, что я давно и твердо решил посвятить себя науке и не хотел бы терять времени даром…» Он просит, чтобы его допустили к сдаче госэкзаменов. Репников его почти выгоняет, он решил, что Колесов просит восстановления, потому что ухаживает за Таней, так сказать, по-родственному. Но жена уводит его, а Таня говорит Колесову, что он неправильно разговаривал. Колесов уходит, а Таня, узнав, что отец отказал ему из-за нее, ссорится с родителями и уходит из дома. Жена тоже говорит Репникову, что недовольна своей ролью глупой жены, но быст-ро с ним мирится.

Действие второе.

Сад. Колесов работает сторожем на даче Золотуева. Приходит Таня, любуется цветами. Колесов рассказывает ей, что здесь будет луг с альпийской травой, по которой она может побегать босиком. Тане нравится такое предложение. Она рассказывает, что поссорилась с родителями, не ночевала дома, а гуляла всю ночь по улицам. Колесову приятно, что это из-за него, он целуют Таню, приглашает прийти к нему вечером, она соглашается. Прихо-дят Фролов и Букин. Они рассказывают, что они ходили всем курсом в деканат, в проф-союз и в газету, но ректор против. Зачеты все сданы, скоро экзамены, сегодня уже было распределение. Фролов говорит, что распределился туда, где работают Машины родители. Букин ревнует. Таня уходит, Колесов идет ее провожать. Букин вызывает Фролова на дуэль, держа в руках ружье сторожа. Тот сначала принимает это за шутку, а потом идет с ним. Возвращается Колесов, приезжает на машине Золотуев. Он под настроение рассказывает Колесову историю своей жизни. Что он воровал понемногу, но вовремя откупался. А потом ему попался ревизор, который не хотел брать взятку и посадил Золотуева. Тот отсидел и поставил себе цель в жизни - накопить кучу денег и дать тому ревизору, чтобы он все-таки взял деньги, и в обмен услышать от него одно слово: «… сволочь я, зря человека посадил». Раздается выстрел. Входят Фролов и Букин с убитой сорокой - «хлопнули свидетельницу». Они уходят, но приходит Репников. Он говорит Колесову, что все просят восстановить его в университете, и декан будет не про-тив, если Колесов отстанет от Тани. Тот задумывается. Приходит Татьяна и Колесов грубо говорит ей, что больше они не будут встречаться, что она ему не нравится. Таня молча уходит.

Университет. Выпускной вечер. Колесов сидит одиноко с бутылкой вина. Букин при-знался Гомыре, что он жить не может без Маши. Тот удивлен. Приходит Золотуев и жалу-ется Колесову, что ревизор опять не взял у него деньги - «жизнь разбита…» Спра-шивает у Колесова, как это он получил диплом, сколько дал? Колесов: «Много дал… вам столько и не снилось…» Друзья пытаются развеселить Колесова, он уходит от них. Репников с женой говорят о Колесове, что его собираются оставить в аспирантуре, но ректор опять против. Жена просит его за Колесова. Совершенно трезвый Гомыра отводит Машу в сторону для разговора, а вернувшись она возвращается к Букину и собирается уехать с ним в вечную мерзлоту, т.к. у нее свободный диплом. Фролов говорит Колесову, что его берут в аспирантуру на место Колесова. Тот равнодушно поздравляет его. Пришла Таня поздравить Колесова с окончанием учебы и попрощаться. Таня знает, что он уезжает, но обещает ждать его. Колесов же говорит, что у нее скоро все пройдет, но спрашивает: «Умеешь ты прощать?» Тут входит Репников и, отведя Колесова в сторону выговаривает ему, почему он устроил свидание с Таней, ведь они договорились… Колесов вынимает свой диплом и бросает на пол. Репников просит Таню выйти и говорит Колесову, что он пропустит его в аспирантуру, если тот оставит в покое его дочь, и будет молчать. Таня возвращается и Колесов признается ей, что ее отец поставил ему условие: или Таня или университет, и он выбрал диплом. Таня сначала молчит, а потом прощается с Колесовым и уходит. Он пытается ей что-то объяснить, но она не верит его словам. Золотуев зовет Колесова к себе, обещает записать на него дом, дачу, машину… Репников всем объявляет, что Колесов остается в аспирантуре, все радуются, а он рвет пополам свой диплом и бро-сает его. Он снова встречает Таню у афиш и приглашает ее, но она отказывается…

Дар драматического писателя - из самых редких в литературном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий. Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще необходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и вовремя увести, чтобы актер не переминался праздно на подмостках, - иначе заскучает зрительный зал. И мало ли еще что надо! Но главное, чтобы пьеса дышала жизнью - подлинной, узнаваемой.

Всеми этими дарами “милостью Божьей” был награжден замечательный драматург А. Вампилов.

Уже в первой большой пьесе “Прощание в июне” собственная тема Вампилова слышна как предвестие. Она еще не набрала силы, только прорезывается сквозь сюжет “студенческой комедии”, то слишком замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факультетского капустника. Тут еще много эффектных положений, они набросаны щедро и неразборчиво. Расстроившаяся свадьба, несостоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на принудительных работах...

Талантливый студент - любимец курса, дерзкий и находчивый с девушками, бесшабашный озорник, д"Артаньян, сорвиголова... Не лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незнакомку на автобусной остановке, является на свадьбу друзей через окно и не теряется, когда его гонят из института: пристраивается садовником на даче у гражданина Золотуева.

Этот Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо, но в замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произносит монолог на три страницы, не перебиваемый хотя бы ради сценического правдоподобия репликами собеседника вроде: “Ну адальше?”, “Вот так история!”, “Ну и ну!” Монолог этот - о беде старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все никак поверить не может, чтобы тот взяток не брал, - все берут, важно не промахнуться в предложенной цене. Золотуев обижается, негодует на его показную честность и, даже отсидев положенный срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал.

Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залихватски смелый, честный и обаятельный парень Колосов? В Колесове кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он отличный малый и, когда его вышибают из института, большинство ребят на его стороне.

Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда надо делать первый нешуточный жизненный выбор. Тут уж не кровушка по жилкам переливается, дело серьезное: институт или любовь?

Так случилось, что герой Вампилова покорил сердце Тани, дочери ректора института, а это совсем не по душе ее отцу. Вот когда мораль Золотуева, с презрением и насмешкой отвергнутая, оказывается все же проблемой. А что, ведь и правда, с жизнью не поспоришь. Это в книжках хорошо читать и в кино видеть. А тут сам реши, и для каждого этот однажды возникший перед ним выбор во сто крат труднее, чем кажется в теории и издали. Посмеявшись над Золотуевым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все продается и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как требует ее отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если судьба на кону? Колесову было присуще все, что свойственно хорошему, честному юноше: рядом с восторженностью и поперек ей - скептическая поза, рядом с романтикой души недоверие к фразе, воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми вечно надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. Отсюда и демонстративная практичность, показной рационализм, немного смешной и еще безвинный в юном возрасте, но незаметно, как у Колесова, оправдывающий первые сделки с совестью.

Для любого из нас настает момент, когда из тихой гавани семьи, дома, школы ты выплываешь в открытое море жизни и где-то встречает тебя неизбежно первое испытание совести, первый рубеж, перейдя который ты, случается, уже другой человек. Эта минута, этот критический миг и интересует более всего Вампилова.

Проблемы же, поднятые драматургом в пьесе, и сейчас, более чем через двадцать лет, к сожалению, актуальны.

Александр Вампилов

Прощание в июне

Комедия в двух действиях

Действующие лица:

РЕПНИКОВ.

ЗОЛОТУЕВ.

РЕПНИКОВА.

ВЕСЕЛЫЙ. \

СЕРЬЕЗНЫЙ. \

КРАСАВИЦА. | студенты.

КОМСОРГ. /

СТРОГАЯ. /

МИЛИЦИОНЕР.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Весна. Крашеный забор, большая доска с объявлениями, афишами. Угол старого двухэтажного дома, столб с табличкой: «Остановка автобуса». Слышны гаммы: в старом доме кто-то учится играть на фортепиано.

Таня читает афиши. Появляется Колесов.


КОЛЕСОВ. Добрый вечер.

ТАНЯ (не оборачиваясь). Добрый вечер.

КОЛЕСОВ. Давно нет автобуса?

ТАНЯ. Не знаю. (Оборачивается.)

КОЛЕСОВ. Ого…добрый вечер!

ТАНЯ. Что значит «ого»?

КОЛЕСОВ. Комплимент.

ТАНЯ. А-а… (поворачивается к афише.)


Некоторое время оба молча читают афиши.


КОЛЕСОВ (подходит к Тане). Девушка, куда Вы едете если не секрет?..(У афиши.) В кино?.. Нет?.. Ну значит, на концерт… Тоже нет?… Куда же вы собрались? Неужели в театр?.. Все ясно. Куда – вы этого еще сами не знаете. А раз так, то идемте со мной.

ТАНЯ. Пристаете?

КОЛЕСОВ. Нет. Хочу вас пригласить…

ТАНЯ (перебивает). Спасибо, но пригласите кого-нибудь другого… И вообще у меня нет времени с вами разговаривать.

КОЛЕСОВ. Это неправда… Вы сколько раз прочли афиши? Скажите честно.

ТАНЯ (не сразу). Три. Ну и что?

КОЛЕСОВ. Видите, вам скучно.

ТАНЯ (пожимая плечами). Просто я смотрю, куда завтра пойти.

КОЛЕСОВ. А сегодня? Куда вы хотите? На танцы? На концерт? На массовое гуляние?

ТАНЯ. Все это завтра. Почитайте. А в парке – через неделю.

КОЛЕСОВ. Чепуха! Мы откроем все это сегодня. Я вас приглашаю.

ТАНЯ. Куда вы меня приглашаете?

КОЛЕСОВ. На свадьбу. На первый случай я приглашаю вас на свадьбу.

ТАНЯ. На свадьбу? Прямо сейчас?

КОЛЕСОВ. Немедленно. Как вас зовут? У вас нет имени?


Молчание.


ТАНЯ. Есть. Да зачем оно вам?.. Я скажу, а вы, пожалуй, сразу и забудете.

КОЛЕСОВ. Почему?

ТАНЯ. Ну, вы так торопитесь. Конечно, вы все забываете.

КОЛЕСОВ. У меня хорошая память.

ТАНЯ. Не хвастайте.

КОЛЕСОВ. Нет, в самом деле, у меня приличная память. Хотите проверить?

ТАНЯ. Хорошо. Сейчас проверим… Отвернитесь!

КОЛЕСОВ. Отвернулся.

ТАНЯ. Так… А теперь скажите, кто приехал к нам на гастроли?

КОЛЕСОВ. Жанна Голошубова, эстрадная певица.

ТАНЯ. Правильно. А кто с ней?..Так, не знаете… А запомнили ее портрет? Как он выглядит?

КОЛЕСОВ. Прекрасно выглядит. Улыбается.

ТАНЯ. Она вам нравится?

КОЛЕСОВ. Интересная женщина.

ТАНЯ. Вот и пригласите ее на свадьбу.

КОЛЕСОВ. А вы?.. Вы отказываетесь?

ТАНЯ. Вы это серьезно?

КОЛЕСОВ. Что?

ТАНЯ. Да вот приглашение на свадьбу…

КОЛЕСОВ. С полной ответственностью. (Смотрит на часы.) Видите ли, женится мой друг, и на свадьбу я обещал прийти с самой симпатичной девушкой в городе. Я искал вас целый день, неужели вы меня подведете. Как?.. Нас ждут.

ТАНЯ. Нас?.. Ну знаете, вы… И где же «нас» ждут?

КОЛЕСОВ. Чапаева, восемнадцать, комната сорок два. Ну?.. Соглашайтесь! Ручаюсь, скучно не будет.

ТАНЯ. Нет… И потом меня тоже ждут.

КОЛЕСОВ. Жаль… Ну что же… Придется пригласить артистку Голошубову… Счастливо оставаться.

ТАНЯ. Счастливо повеселиться.

КОЛЕСОВ (пошел, вернулся). Послушайте, давайте познакомимся. На прощание. (Протягивает ей руку) Николай. Фамилия Колесов.

ТАНЯ (подает ему руку). Таня.

КОЛЕСОВ. И все же, Таня, зря вы от свадьбы отказываетесь. Пожалеете, Таня.

ТАНЯ. Ничего, переживу как-нибудь.

КОЛЕСОВ. Ну, смотрите. А то приходите, если надумаете. Комната сорок два – запомнили?

ТАНЯ. Как? Вы опять меня приглашаете? А с Голошубовой как же?

КОЛЕСОВ. Приглашаю и вас и Голошубову. Что тут такого? (На ходу.) Места всем хватит – свадьба! (Исчезает.)

Общежитие

В большой комнате вынесены кровати, сдвинуты столы. Свадебный ужин. Букин и Маша (жених и невеста), Фролов. Из гостей неумеренной непосредственностью выделяется друг и однокурсник Букина по прозвищу Гомыра. Прочих, сидящих за столом, удобно назвать так: Комсорг, Веселый, Серьезный, Красавица.

Разгар веселья.


КОМСОРГ. Товарищи! Внимание, товарищи…

ГОМЫРА (перебивает). Прошу слова! (Поднимается.) Тихо!.. Хочу сказать пару слов…

БУКИН (поощрительно). Давай, Боря, скажи. Вырази.

ГОМЫРА. Сейчас, Вася, сейчас… Значит так… Сегодня здесь в виде жениха и влюбленного человека сидит мой друг и геолог Вася Букин. Что я хочу сказать?.. Вася такой парень, что уж если он чего надумал, то идет прямым путем, честно и откровенно. Без козьей морды. На козью морду он не способен… И между прочим, зря тут некоторые ухмыляются. С Васей я бывал во всевозможных маршрутах, кто-кто, а я знаю, какой Вася парень. По кустам он никогда не прятался, друзей в беде не бросал. Я это к тому говорю, что раз уж он попал в такую историю, то пусть он знает… (Обращаясь к Букину.) Короче если что, то знай, Вася, у тебя есть друзья, которые не бросят тебя на произвол судьбы. У меня все. Выпьем.

МАША. Постойте. Что-то я его не поняла. (Гомыре.) Ты не мог бы выразиться яснее?

БУКИН. Все ясно, Маша. Он предлагает выпить за дружбу. Верно, Боря?

ГОМЫРА. Вася, ты понял меня правильно.

СЕРЬЕЗНЫЙ. За дружбу.


Все, кроме Маши и Фролова, выпивают.


ГОМЫРА. (Фролову.) А ты?.. Почему ты не пьешь? (Букину.) Вася, почему он не пьет?

БУКИН. Не волнуйся, он выпьет.

КОМСОРГ. Товарищи! Прошу внимания…

СЕРЬЕЗНЫЙ (перебивает). Снова тост? Нет, так нельзя, только выпили и снова. Дайте закусить.

МАША. В самом деле, мальчики. Ешьте. А то окосеете.

ВЕСЕЛЫЙ. А не спеть ли нам, ребята? По-моему в самый раз. Такое что-нибудь оригинальное.

КОМСОРГ (прорывается). Друзья! Послушайте, друзья. Сегодня мы отмечаем радостное для всех нас событие. Подумайте, всего у нас на пятом курсе биофака восемнадцать девушек, и, представляете себе, одиннадцать из них уже замужем. Сегодня мы выдаем замуж Машу – она двенадцатая, по-вашему, это не достижение? Вон у химиков, вы посмотрите, у них дела гораздо хуже. Да что говорить! От имени девушек нашего курса и от всей души я желаю молодым счастья и радости. И еще. Пусть этот Букин уважает Машу так же, как уважают ее у нас на курсе. Машенька, дай я тебя поцелую!


Комсорг и Маша целуются. Шум.


ГОМЫРА (взял в руки бутылку, разглядывает ее). «Абрау Дюрсо»… Нежности какие…

КОМСОРГ. И самое главное, товарищи! Сюрприз для молодоженов! В качестве свадебного подарка наш комитет и профсоюз выделяет молодым комнату в первом общежитии!


Одобрительные возгласы, звон стаканов, выкрики: «Горько! Горько!» Букин и Маша целуются.


БУКИН. Спасибо… Мы с Машей пьем за здоровье комитета и профсоюза. А также за рядовых членов, здесь присутствующих. За вас.

СЕРЬЕЗНЫЙ. Послушайте, а где же Колесов?

МАША (засмеялась). Он придет, не волнуйтесь. Наверное, до сих пор носится по улицам.

СЕРЬЕЗНЫЙ. С какой целью?

МАША. На нашу свадьбу он пообещал прийти с самой лучшей девушкой в городе.


Возгласы: «Пижон!», «Найдет!», «Приведет!», «Посмотрим!».


ВЕСЕЛЫЙ. Не оригинально.

БУКИН. Он зря старается. Я ему сразу сказал. Самая красивая девушка в городе уже здесь. Это моя невеста. (Обнимает Машу.)

ГОМЫРА. «Абрау Дюрсо»… До чего докатились, а?


Шум. Веселый что-то шепчет Красавице.


КРАСАВИЦА. Замолчите, это скучно.

ВЕСЕЛЫЙ. Я говорю совершенно серьезно… (Поднимается.) Минутку внимания!

СЕРЬЕЗНЫЙ. Опять? Нет, так невозможно. Вы навязываете бешеный темп.

ГОМЫРА. Действительно, дайте человеку пожрать.

ВЕСЕЛЫЙ. Минутку внимания! Я к вопросу о самой лучшей девушке. Жених прав, ваш Колесов жестоко просчитался. Самые лучшие девушки собрались сегодня за этим столом. Давайте же мы выпьем за их здоровье, а Колесов тем временем пусть бегает по улицам. За вас, женщины!


Шум. Пьют все, кроме Гомыры, который демонстративно отставил от себя стакан.


ГОМЫРА (Фролову). Выпил?.. За женщин ты пьешь, а за мужскую дружбу, значит, не пьешь? Что ты этим хочешь сказать? (Букину.) Вася, что он этим хочет сказать?

БУКИН. Ты зря к нему придираешься. Не надо, Боря.


Шум. Фролов, доселе молчавший, поднимается.

Наступает тишина.


ФРОЛОВ. Я вижу, мне надо сказать несколько слов. Это просто необходимо… Люди здесь собрались в основном сведущие и, надеюсь, понимают, что сегодняшний вечер и для меня весьма знаменателен. Ни для кого здесь не секрет: пять лет я любил эту девушку и все пять лет она меня не любила. Маша, я не стал бы об этом говорить, но, по-моему, тут некоторые нуждаются в справке, так вот… Мне не за что благодарить жениха, но, в конце концов, именно сегодняшний вечер освобождает меня от всех надежд, поверьте, за пять лет эти надежды мне изрядно надоели. Все должны знать: я пришел на свадьбу, чтобы искренне поздравить жениха и невесту и пожелать им самого хорошего. Желаю счастья.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто