Родители и дети в современном общем образовании. Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка. Стили воспитания детей

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ирина Бортулева
Родительское собрание «Роль семьи в воспитании ребенка»

Родительское собрание

(старшая группа №5 «Знайки» )

Тема : «»

Добрый вечер, уважаемые родители ! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас за нашим круглым столом. Это означает, что нас всех объединяет интерес к вашим детям.

Детские годы - самые важные в жизни человека. И как они пройдут, зависит от нас взрослых – родителей и педагогов . И естественно первую скрипку в оркестре, главную роль в жизни ребенка играет семья .

Итак, тема нашей встречи «Роль семьи в воспитании ребенка » Я думаю многие, согласятся, с тем, что человеческое счастье вряд ли возможно без семьи . Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья .

Упражнение «Ассоциации»

Если семья – это постройка , то она…. (крепость, шалаш….)

Если семья – это цвет , то она….(нежно-розовая…

Если семья это музыка , то она…. (игра на скрипке….)

Если семья – это геометрическая фигура, то она… (круг…

Если семья – это название фильма, то она…. (

Если семья – это настроение , то она…. (радость…

Зачитываются и обсуждаются…

В ходе этого упражнения мы с вами увидели, что у каждого свои ассоциации связанные с таким понятием как Семья ! У каждого свое видение и свое представление о семье . Это говорит о том, что все мы разные и уникальные в своих ассоциациях и восприятии . И это здорово и вполне естественно. Как сказал М. Эриксон : «Нет двух абсолютно похожих людей. Нет двух людей, которые одно и тоже предложение поймут одинаково. Поэтому не пытайтесь подгонять людей под ваше представление о том, какими им следует быть… Лучше, пытайтесь нащупать представление людей о самих себе».

Каждый родитель желает вырастить своего ребёнка счастливым, здоровым, умным. Чтобы он выбрал правильную дорогу, смог само реализоваться, создал счастливую семью и достойно воспитал своих детей- об этом думают все родители , не зависимо от того в какой стране мы живём, на каком языке говорим. Каждый из нас родителей - желает своим детям только самого лучшего.

Мы много времени проводим на работе, кажется, главное накормить, одеть, создать определенные блага. А времени для того, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу в второпях.

Дорогие родители ! Отложите все дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым- его нужно 7 раз в течении дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е через телесное прикосновение подтвердить :"Я тебя люблю".

И поэтому правильное воспитание в семье , как сказано в народной пословице. - "Это наша счастливая старость; плохое воспитание - это наше будущее горе-это наши слёзы".

Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов ее выражения :

Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в тесном контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его;

Порисуйте у ребенка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете;

Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна;

Залезьте с ребенком под одеяло и поболтайте о чем-нибудь;

Дотроньтесь доверительно до руки или плеча малыша, отправляющегося в сад, - это придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы озорнику – и он повеселеет

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ .

1. Начинайте утро с улыбки.

2. Не думайте о ребенке с тревогой .

4. Не сравнивайте детей друг с другом.

5. Хвалите часто и от души.

6. Отделяйте поведение ребенка от его сущности .

7. Испытывайте радость от совместной с ребенком деятельности .

8. Дайте понять ребенку , что он самый любимый и желанный в семье .

9. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.

10. Старайтесь не показывать детям свои отрицательные эмоции, не подавайте дурной пример.

11. Старайтесь не создавать таких ситуаций, в которых ребенок может проявить свое негативное поведение.

12. Как можно больше хвалите ребенка даже за незначительные успехи.

13. Если хотите развивать у ребенка те или иные качества, старайтесь относиться к нему так, словно они у него есть.

Предлагаем вам игру "Закончи предложение".

1. Возьмите, пожалуйста, из подставки по одному цветному карандашу, раскрутите на нём свёрток бумаги, внимательно прочитайте и в свободное место закончите предложение одним или двумя словами, добавляя слово - он учится.

2. 1. Ребёнка постоянно критикуют, он учиться. (ненавидеть) .

3. 2. Ребёнок живёт во вражде, он учиться. (быть агрессивным) .

4. 3. Ребёнок живёт в упрёках, он учиться. (жить с чувством вины) .

5. 4. Ребёнок растёт в терпимости, он учиться. (понимать других) .

6. 5. Ребёнка хвалят, он учиться. (быть благодарным) .

7. 6. Ребёнок растёт в честности, он учиться. (быть справедливым) .

8. 7. Ребёнок растёт в безопасности, он учиться. (верить в людей) .

9. 8. Ребёнок поддерживает, он учиться. (ценить себя) .

10. 9. Ребёнка высмеивают, он учиться. (быть замкнутым) .

11. 10. Живёт в понимании и дружбе, он учиться. (находить любовь в мире) .

12. Спасибо за ваши советы, предостережения, они помогут многим из вас в определённой ситуации.

Давайте вспомним пословицы о семье . Я начинаю, вы заканчиваете.

В гостях хорошо, а …. дома лучше.

Не красна изба углами, а…красна пирогами.

Каково на дому, таково и …самому.

Дети не в тягость, а …. В радость.

Когда семья вместе , и …сердце на месте.

Всякой матери свое …дитя мило.

На свете все найдешь, кроме…. Отца и матери.

Мать кормит детей, как ….земля людей.

Нет человека добрее….отца с матерью.

- Семья - … семь я

А теперь послушаем притчу.

Жила-была на свете семья . Она была не простая. Более 100 человек насчитываюсь в этой семье . И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и одним селом . Вы скажете : ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том. что семья была особая , мир и лад царили в той семье и , стаю быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до владыки страны . И решил он проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась : кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи ; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в своей семье . Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писа7 долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передач лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.

Три слова были начертаны на бумаге : ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа : Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ.

Прочел владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил :

Да, - ответил старик, -это и есть основа жизни всякой хорошей семьи . - И, подумав, добавит : - И мира тоже.

Предлагаю обсудить притчу!

Уважаемые родители дети приготовили для вас "подарки "свои ладошки и нарисовали на них свои сердечки. А вы напишите на каждом пальчике - как вы называете ласково своего ребёнка.

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением, ещё раз подтверждающим всё то, о чём шла речь на собрании .

"Ребёнок учиться тому,

Что видит у себя в дому.

Родители - пример ему !

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит

От них всё то, чему их учит.

Не волк воспитывал овец ,

Походку раку дал отец!

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе.

И за слова : легко толкнуть

детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

чтоб не каяться потом. " Себастьян. Брант.

Возможно, мы признаем, что школьная программа не так и нужна, но нужен аттестат, а для этого нужно сдать школьную программу. Возможно, мы считаем, что знания лишними не бывают, и школьная программа не так уж и плоха. В любом случае, ребенок должен как-то ее постичь. В школе это миссия возложена на учителя/учителей. А если ребенок не посещает школу, то как быть?

Говоря о школе и учителе мы, как правило, представляем того самого учителя у доски и активное «вливание» знаний в голову ребенка. Вспоминаем свой детский опыт или безнадежную попытку растолковать любимому чаду — пока еще школьнику задачку по математике… При мысли о том, что этим придется заниматься каждый день по несколько часов, у некоторых родителей начинается нервный тик.

Спешу успокоить. Есть множество вариантов не заниматься этим. Но прежде, чем я их озвучу, я предлагаю немного задуматься о роли Учителя в полном смысле этого слова. Кто такой учитель и какова его роль? Чему на самом деле учатся дети в школе? Что мы хотим от образования?

Я предлагаю сделать в этом месте паузу и подумать об этом серьезно, в широком смысле. Желая дать своему ребенку хорошее образование, мы чаще всего имеем ввиду знания, которые позволят ребенку выбрать дело по душе, хорошо зарабатывать и хорошо устроиться в жизни. Также не будем забывать о развитии личных качеств, ценностях, мировоззрении. Предполагается, что учитель передает ребенку знания по какому-то определенному предмету.

Однако, думаю любой родитель, наблюдая за своим ребенком или за другими детьми, уже понял, что качество передачи информации сильно зависит от личности самого учителя и его контакта с ребенком. Хотим мы этого или нет, труд учителя выходит за рамки его предмета: учитель передает ребенку не только знания, но и информацию о себе, своем отношении и взглядах. Учителя влияют на формирование мировоззрения и ценностей. От личности учителя зависит судьба уроков и самого предмета. Состоявшийся учитель-профессионал транслирует ребенку увлеченность, любовь к своему предмету и работе. Неудачник – усталость от жизни, негатив, раздражение…

  1. С рождения ребенок страстно пытается самостоятельно познавать окружающий его мир: смотрит, трогает, слушает, бросает, задает множество вопросов, проводит эксперименты…. Отправляясь в школу, ребенок неожиданно получает «программу», шаблоны решений, необходимость сидеть и слушать. Теперь его собственное стремление узнавать становится «вне закона», его интересы больше никого не волнуют или на них не остается времени, он должен быть послушным, соблюдать дисциплину и отвечать то, что есть в программе. Ему не интересно…
  2. Ребенок растет, развивается и учится независимо от того, «учат» ли его и «развивают» ли его. Он учится и развивается в любом случае, вопрос только в направлении. Чем более качественна и разнообразна среда и доступны источники информации, тем больше знаний о самом себе получит маленький человек и тем легче ему будет найти свое место в жизни. Среда оказывает влияние на ребенка.
  3. Значимый взрослый имеет способность повлиять на результат. Позитивный эмоциональный отклик вдохновляет продолжать, негативная реакция или безразличие тормозят. Его реакция формирует в ребенке представление о себе самом. Он хочет быть услышанным, понятным, принятым. И при этом – самостоятельным. Ребенок хочет жить свою жизнь сам, ощущая поддержку важного для него человека.

Таким образом, если ответственно подойти к вопросу взросления, дальнейшего формирования личности ребенка и образования, необходимо обратить внимание на три вещи:

  1. разнообразная среда
  2. возможность для самостоятельного творчества и свободного поиска
  3. личность учителя

А что же со «знаниями»? За окном XXI век и, к счастью для нас, любой человек имеет неограниченный доступ к информации во всех видах через интернет или книги. Я даже не веду речь о специализированных предметах (хотя на самом деле можно найти буквально всё) – мы говорим о школе. Абсолютно вся информация по школьной программе есть в открытом доступе.

Если у ребенка есть свобода выбирать, какие знания он хочет получить, и есть доступ к информации, лучшее, что может учитель – поддержать, возможно помочь с направлением и помочь ребенку овладеть нужными инструментами: источники информации, методы поиска, сортировки и т. п. Конечно, сам учитель по-прежнему может быть источником информации, если это нужно ребенку. По сути, любой внимательный родитель является учителем для своего ребенка.

Школьные учителя играют свою роль в условиях школьной системы, дисциплины, расписания, программы, школьных стен. 10-12 лет. 3/4 активного времени дня. Мерой понимания и принятия становится «оценка». Большую часть времени ребенок подчиняется системе и является пассивным участником безразличного системного процесса. Возможен ли в таких условиях желаемый результат образования?

Здесь наверняка могут возникнуть сомнения. Свободное развитие, творчество и всё такое… Это всё хорошо. Так что, теперь вообще исключить школу, пустить все на самотек, ждать, пока сам не спросит и не вмешиваться? Понимая взаимосвязь ребенка, учителя и школы, мы можем принять осознанное и взвешенное решение относительно его образования в целом, образовательной среды, роли взрослых, учителей, родителей и степени их участия в процессе.

Необходимо ли данному конкретному ребенку активное вмешательство взрослых в процесс его взросления? Совпадает ли круг его интересов со школьной программой? Насколько? Могут ли
школьные учителя дать то, что ему необходимо? Если нет, то кто может? Насколько важна побочная информация школьной системы? Любит ли ребенок рамки и нуждается ли в четкой организации собственной жизни? Или он птица вольного полёта?.. Разница между школой и хоумскулингом в том, что образование вне школьных стен, свободное образование, предполагает в том числе и свободу в выборе методов образования своего ребенка. А душевный покой родителей играет далеко не последнюю роль!

Не хотите быть школьным учителем? Не нужно. Многое зависит от наличия внешнего давления в виде школьных аттестаций. И отношения родителей к необходимости и глубине изучения школьных предметов, особенно «нелюбимых». Имеют значение сферы профессиональных и личных интересов самих родителей.

С учетом всего этого, задача родитель-учитель может иметь несколько решений (могут быть и другие варианты).

  1. Найти репетитора
  2. Обратиться к бабушке/дедушке/подруге/знакомому профессионалу и т.п.
  3. Пойти в кружок/на курсы
  4. Записаться в онлайн школу с учителем или только с «контрольными»
  5. Попробовать себя в полноценной роли учителя, вспоминать программу вместе с ребенком: а вдруг понравится?
  6. Показать ребенку возможность самостоятельного обучения и поиска нужной информации: youtube, google, книги, вопросы взрослым и т.п.
  7. Взять на себя урезанную роль учителя, оставив, например, только функцию контроля или подачи новой информации
  8. Передать все полномочия ребенку вместе с возможностью завалить пару аттестаций и ответственностью за это
  9. Предоставить полную свободу и исключить аттестации. Учитывая все факторы хоумскулинга в моей семье, у нас присутствует большинство вариантов.

«Родители – активные участники образовательного процесса. Характерно ли это для российской школы?»

Аннотация: В данной статье автор рассуждает о роли и степени активности современных родителей в процессе образования ребенка. Кроме этого, автор выделяет основные проблемы, с которыми встречаются основные субъекты процесса обучения в РФ. В первую очередь, данная статья будет полезна всем родителям, чьи дети посещают любое ОУ.

Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей стране, некоторые родители рассуждают так: если ребёнок отправляется в школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать это образование гражданин России начинает в семь лет, а до этого его основными педагогами являются родители. С переходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. И он это право предоставляет, но вопрос в том, хотят ли сами родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка?
Ответ на данный вопрос, я попыталась найти на родительских форумах, интернет-конференциях и при непосредственном общении с родителями учащихся.Как я и предполагала, далеко не все родители принимают активное участие в обучении своего ребенка, причины этому разные, начиная с занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для элементарного общения с ребёнком. Современные родители считают, что посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в месяц прийти «для галочки» на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о какой активной позиции в процессе обучения своего ребёнка речи не идёт. Но не стоит винить во всём родителей. Некоторые из них заинтересованы в школьной жизни ребёнка, но здесь может появиться другая проблема – учителя.
Для российской школы, характерно то, что учителя не хотят и даже бояться допускать родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации и требования неправильно будут истолкованы. Почему? Потому что родители, в свою очередь, не всегда высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. А результат этого абсолютное непонимание друг друга и от этого непонимания страдает, в первую очередь, ребёнок.
Я считаю, что современный родитель это наблюдатель, он не является активным участником в образовательном процессе ребёнка, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей и администрации, учителей школы. Пока не будет с той и другой стороны осознания и понимания того, что выполнить домашнюю работу вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей в процессе обучения своего ребёнка.
А как считаете вы, уважаемые читатели?

«Родители – активные участники образовательного процесса. Характерно ли это для российской школы?»
Аннотация: В данной статье автор рассуждает о роли и степени активности современных родителей в процессе образования ребенка. Кроме этого, автор выделяет основные проблемы, с которыми встречаются основные субъекты процесса обучения в РФ. В первую очередь, данная статья будет полезна всем родителям, чьи дети посещают любое ОУ.

Неотъемлемой частью педагогического процесса являются родители. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие. Сегодня, в нашей стране, некоторые родители рассуждают так: если ребёнок отправляется в школу, то теперь именно она ответственна за его воспитание и образование, ведь там работают специалисты, они и должны обучать. Тем самым эти родители снимают ответственность с себя за своё чадо. Но Конституция РФ гласит, что каждый имеет право на образование и получать это образование гражданин России начинает в семь лет, а до этого его основными педагогами являются родители. С переходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. И он это право предоставляет, но вопрос в том, хотят ли сами родители быть активными участниками в процессе обучения своего ребёнка?

Ответ на данный вопрос, я попыталась найти на родительских форумах, интернет-конференциях и при непосредственном общении с родителями учащихся. Как я и предполагала, далеко не все родители принимают активное участие в обучении своего ребенка, причины этому разные, начиная с занятости и утомляемости на работе и заканчивая нехваткой времени для элементарного общения с ребёнком. Современные родители считают, что посидеть с ребёнком час над домашним заданием и раз в месяц прийти «для галочки» на родительское собрание это нормально. Естественно, что ни о какой активной позиции в процессе обучения своего ребёнка речи не идёт. Но не стоит винить во всём родителей. Некоторые из них заинтересованы в школьной жизни ребёнка, но здесь может появиться другая проблема – учителя.

Для российской школы, характерно то, что учителя не хотят и даже бояться допускать родителей в процесс совместной активной работы с детьми, так как изначально считают, что их рекомендации и требования неправильно будут истолкованы. Почему? Потому что родители, в свою очередь, не всегда высоко оценивают профессиональный уровень учителей, их действия, моральные качества. А результат этого абсолютное непонимание друг друга и от этого непонимания страдает, в первую очередь, ребёнок.

Я считаю, что современный родитель это наблюдатель, он не является активным участником в образовательном процессе ребёнка, и это на сегодняшний день большая проблема, решение которой полностью зависит от самих родителей и администрации, учителей школы. Пока не будет с той и другой стороны осознания и понимания того, что выполнить домашнюю работу вместе с ребёнком или вместо него и сходить на родительское собрание для «галочки» это далеко не «потолок» для современных родителей в процессе обучения своего ребёнка.

А как считаете вы, уважаемые читатели?

“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”

В.А.Сухомлинский

Концепция модернизации российского образования на период 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.

Права и обязанности родителей определены:

  • в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации;
  • в главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации;
  • в статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации “Об образовании”.

В законе Российской Федерации “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте”.

Понятие “воспитание” сегодня рассматривается с разных позиций, даются разнообразные определения воспитательной концепции, у каждого автора есть своё видение. Тем не менее, в Российской культуре и педагогике смысл воспитания всегда был связан с духовным ростом и становлением человека, нравственным формированием и развитием личности.

Для ребёнка духовным центром, нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения – семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Педагогический союз учителя и родителей – могучая воспитательная сила.

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны” (В.А. Сухомлинский)

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач школы .

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Строить систему отношений с родителями надо начинать ещё тогда, когда их дети посещают детский сад. Для этого в школе организуют встречи: “День открытых дверей”, “Давайте познакомимся”. Они знакомят родителей со школой, с её традициями и программами обучения, а это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия, на которых учитель организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе.

Задача учителя – помочь родителям осознать свою родительско-воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка. Важно и то, что воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс.

Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Ничего страшного и обидного для учителя в этом нет. Семью нужно принимать такой, какая она есть. И думать, много думать, как и чем помочь родителям, как укрепить связь с семьёй в проблемах воспитания.

Сегодня семья и дети нуждаются в защите и заботе. Педагоги призваны не судить семью, а всеми возможными путями помогать, беречь гуманизм отношений, учиться вместе жить и воспитывать, поддерживать друг друга, оставаться людьми в любой ситуации.

Взаимодействие с родителя строю на основе таких идей-принципов , как:

  • обращение к чувству родительской любви;
  • умение разглядеть в каждом ученике положительные черты;
  • уважение личности отца и матери, их родительских забот, трудовой и общественной деятельности.

Придерживаюсь мнения В.А. Сухомлинского “Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской “сильной рукой”, для предупреждения об опасности “если и дальше так будет продолжаться” – и как можно больше духовного общения с детьми и родителями”.

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом.

Психолого-педагогическое просвещение родителей предполагает организацию следующих форм работы с семьёй:

  • родительские лектории;
  • конференции;
  • индивидуальные или тематические консультации;
  • родительские собрания.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности:

  • дни творчества детей и их родителей;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;
  • помощь в организации и проведении внеклассных дел, в укреплении материально-технической базы школы и класса.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

  • участие родителей класса в работе Совета школы;
  • участие родителей в работе родительского комитета.

Перечисленные выше направления совместной деятельности классного руководителя и семьи будут эффективны тогда, когда классный руководитель будет использовать активные формы взаимодействия с семьями своих учеников.

Большой эффект во взаимодействии семьи и классного руководителя будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе. В общении с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех проводимых в классе мероприятиях. Начиная работать с семьями своих учеников, я обсуждаю правила общения, которыми буду руководствоваться в работе с родителями.

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся:

Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьёй являются индивидуальные формы работы и групповые .

К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов.

Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание.

Родительское собрание проводится один раз в месяц или в четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, контингента родителей. Если подбор родителей класса таков, что это люди, уже имеющие старших детей, то в таком случае они знают и практически, и теоретически, что значит иметь ребёнка – школьника.

Очень важно, чтобы уже в ходе первой встречи с педагогом родители чётко знали сроки проведения родительских собраний, заранее получили расписание всех видов сотрудничества на учебный год. Это очень дисциплинирует родителей и даёт понять, что школа целенаправленно занимается проблемами семьи и уделяет такому сотрудничеству большое внимание.

Текущие родительские собрания – это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости в четверти, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов.

Тематические родительские собрания – это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей класса. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей.

Итоговые родительские собрания – это собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть. Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, костры, походы, торжественные собрания.

Каким бы по содержанию родительское собрание ни было, оно требует тщательной подготовки.

Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда педагог его планирует, пишет своеобразный сценарий. Этот сценарий может разрабатываться самим педагогом или с помощью родительского комитета класса и учащихся.

Большое внимание классный руководитель должен уделить формированию традиций в проведении родительских собраний. Это позволит вызвать у родителей интерес к собраниям, ответственность и потребность участия в делах классного коллектива

Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости родительское собрание может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым. Классный руководитель должен помнить, что родительское собрание будет эффективным тогда, когда в нем есть потребность со стороны взрослых, а педагог, который его готовит, авторитетен в глазах родителей.

Важной формой групповой работы с родителями является конференция. Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитанию детей или как обмен мнением по определенной проблеме. Конференция, как и любая встреча с родителями, заранее планируется и тщательно готовится. К конференции необходимо готовить выставку литературы по обсуждаемой проблеме, изучить мнение взрослых и детей, ученых. В ходе конференции может быть принято решение в рамках обсуждаемой проблемы, которое невозможно без участия родителей.

Предметом обсуждения родительской конференции могут быть и насущные проблемы учебного заведения: оформление и ремонт школьного здания, результаты организации сотрудничества семьи и школы, нравственные и эстетические аспекты организации школьных праздников, аттестация учебного заведения и ее результаты и многое другое.

Хорошей традицией школы являются ежегодные конференции родительских комитетов классов. Такие конференции могут проводиться два раза в учебном году.

К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому .

Индивидуальные консультации могут проводиться по инициативе родителей или по инициативе классного руководителя. Поводом для приглашения родителей на консультацию может быть результат наблюдений педагога за ребенком, проблемы в общении ребенка с классом и педагогами, конфликтная ситуация, инициатива ребенка, связанная с семейной ситуацией.

Существует определенная этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:

  • необходимо заранее обсудить возможность проведения такой консультации;
  • родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме;
  • время консультации или беседы должно быть четко оговорено;
  • родители не должны ждать под дверью своей участи;
  • желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече;
  • необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность;
  • родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме;
  • все доводы родителей, их аргументы “за” и “против” должны быть внимательно выслушаны;
  • в ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой проблеме;
  • если в этом есть необходимость, в ходе консультации родители получают возможность встретиться со специалистами и организовать дополнительное консультирование ребенка;
  • если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно, то он приглашается на встречу.

Посещение ребенка на дому – это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Но если совместная школьная жизнь только начинается, необходимо в беде и в радости учиться быть вместе. Преподаватель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Однако в последнее время мы встречаемся с такой ситуацией, что ребята в собственных семьях подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении. Дети в таких семьях чувствуют себя изгоями и при этом далеко не всегда школа и классный руководитель знают о том, что происходит в семье ученика. Если родительский комитет знает о тех проблемных ситуациях, которые есть в семьях учащихся класса, необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя его без поддержки и помощи.

Каждая консультация или беседа должна классным руководителем тщательно анализироваться. Результаты посещения на дому, консультации фиксируются в дневнике классного руководителя, они являются руководством к действию для последующих встреч с семьей.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса . От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Хорошо организованный родительский комитет может выполнять в классе различные функции. Одной из главных функций является помощь родительского комитета в организации учебно-воспитательного процесса. Родительский комитет может взять на себя организацию конкурсов на лучший дневник, тетрадь; рейдов – проверок бережного отношения учащихся к своему портфелю, учебникам, письменным принадлежностям.

Большое значение имеет участие родительского комитета в дне открытых дверей класса, в дне самоуправления. Еще одна важная функция родительского комитета класса – оказание помощи классному руководителю во внеклассной работе. Прежде всего это организация и проведение родительских уроков в классе. Родительские уроки – это возможность творчества, импровизации каждой семьи. Во время родительского урока ребята знакомятся с увлечениями семьи, узнают об интересных традициях и обычаях, развивают свой кругозор.

Кроме таких уроков, родительский комитет может помочь классному руководителю в организации праздников, экскурсий, поездок. Без помощи родителей учителю трудно организовать посещение театров, музеев, выставок. Польза родительского комитета в решении этого вопроса огромна, все эти мероприятия интересны не только детям, но и самим родителям – увидеть своего ребенка в непривычной обстановке, проанализировать его поведение, отношение к происходящему, просто пообщаться со своим ребенком и другими детьми.

По просьбе классного руководителя или по просьбе родителей учащихся родительский комитет может и должен внести свой вклад в работу школы с неблагополучными и проблемными семьями. Это посещения учащихся в семье, профилактические беседы, защита прав учащихся в различных инстанциях.

Родительский комитет выбирается общим собранием родителей. В ходе выборов учитываются предложения классного руководителя, инициатива самих родителей. Срок полномочий родительского комитета – один год, но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке или может продолжить свои полномочия.

Положение о родительском комитете класса

  1. Родительский комитет класса – это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, в организации сотрудничества семьи и школы.
  2. Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год.
  3. В родительский комитет класса могут быть избраны родители любого ученика класс по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
  4. Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
  5. О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
  6. Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях.
  7. Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
  8. Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть.
  9. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.

Положение о родительском комитете принимается на заседании родительского комитета школы или на заседании Совета школы.

Родительский комитет класса обязан:

  • помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
  • вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
  • влиять на формирование культуры родительского общения;
  • стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
  • выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
  • соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.

Родительский комитет имеет право:

  • активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
  • помогать классному руководителю и школе в приобретении пособий;
  • посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
  • присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • воздействовать совместно с классным руководителем на тех родителей, которые не занимаются воспитанием своих детей;
  • проводить беседы с проблемными учащимися;
  • поддерживать тесный контакт с правоохранительными организациями и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи.

Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета приносит свои плоды. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса.

Чем активнее сотрудничество детей и родителей в учебной и внеклассной деятельности, тем меньше проблем в работе с семьями.

К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести: родительские чтения, родительские вечера, родительские тренинги, презентации семейного опыта.

Родительские чтения – очень своеобразная форма работы с родителями, которая даёт им возможность не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Учитель определяет вопросы педагогики и психологии, которые волнуют родителей. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги и через определённый промежуток времени участвуют в родительских чте6иях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения – это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Родительские вечера – интересная и достаточно новая форма работы с родителями. Их уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только-только переступили порог школы. Родительские вечера – это праздник общения с родителями друзей твоего ребёнка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребёнка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь.

Родительские тренинги – это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить своё воздействие собственным ребёнком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребёнка.

Каждое тренинговое занятие должно анализироваться, и только после тщательного анализа классный руководитель вносит свои коррективы в план проведения будущих занятий. Если тренинг ведет психолог, то уместно обсудить с ним полученные результаты и определить набор заданий для нового тренинга.

Презентация семейного опыта – это передача положительного семейного опыта воспитания детей посредством рассказа родителей о своих приемах, методах и формах воспитания, традициях, семейных праздниках, об организации совместного досуга.

Данный материал о семье располагается на сайте школы “Родительская страничка”.

Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:

  • в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
  • в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности;
  • в осознании родителем значимости своей роли мамы или папы, а затем своей деятельности, родительской ответственности, распространяющейся не только на своего ребенка, но и на других детей;
  • в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
  • в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.

Взаимодействие школы и семьи, по нашему мнению, должно способствовать развитию современной школы, с одной стороны, а с другой – означать поворот общества к нуждам семьи.

Мы, педагоги, прекрасно понимаем, что родители доверили нам самое дорогое сокровище – своих детей, и наша обязанность – оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся.

“Наша миссия” – оберегать детское сердце от горечи, бед и страданий” (В.А.Сухомлинский).

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся является залогом полноценного развития ребенка.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто