Эмоциональная нестабильность мамы при грудном вскармливании. Психоэмоциональное состояние матери и ребенка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Как мысли матери отражаются на её здоровье и ребенка

Доброго времени суток, уважаемые читатели моего блога. Любая женщина мечтает, чтобы у неё родился здоровый ребёнок. А также о том, чтобы у неё самой хватило сил и здоровья, чтобы вырастить своё дитя, заботиться о нём, помогать ему и поддерживать его. Так что же влияет на здоровье матери и ребёнка? Первое, на что надо обратить внимание – это свои мысли. Почему? Об этом я расскажу в своей статье.

На что может влиять то, о чём вы думаете?

Всё, что происходит вокруг человека, может очень влиять на его расположение духа и состояние здоровья. Так, негативные эмоции наносят большой вред нашему здоровью.

Например, если человек живёт с ненавистью и злобой к кому-либо, исходит от ревности или чего-то постоянно боится, это может привести к тому, что в организме произойдёт сбой, и человек заболевает. А радостные , наоборот, приводят к хорошему настроению и всепоглощающему желанию сделать кучу дел, совершить подвиги.

Чтобы родить здорового ребёнка

К рождению ребёнка родители должны готовиться заблаговременно. Причём, необходимо обращать внимание не только на физическое здоровье, но и на свои мысли. Итак, от каких мыслей зависит рождение здорового ребёнка? Первое – они обязательно должны быть позитивными. Второе – ваш ребёнок должен быть желанным. Вы должны желать его рождения, как манны небесной!

Нежеланные дети чаще рождаются с ослабленным здоровьем, они отличаются неуверенностью в себе, могут отставать в развитии и часто болеть. Кроме того, такие дети, подрастая, могут вести асоциальный образ жизни, постепенно превращаясь в алкоголиков, тунеядцев и наркоманов. Отношения с родителями у таких детей зачастую бывают очень натянутые и сложные.

И самое страшное – если женщина во время беременности сомневалась, нужен ли ей этот малыш, если её посещали мысли об аборте, это может впоследствии привести к тому, что родится ребёнок со склонностью к суициду.

Связь матери с ребёнком

Уже никто не отрицает, что эмоциональная связь между матерью и её ребёнком бывает очень сильной. Это подтверждено различными исследованиями. На то, как растёт и развивается малыш, какое у него здоровье, влияет много различных факторов.

Неспроста многие мамы стараются разговаривать с ребёнком, когда он ещё находится в её утробе, читают ему добрые хорошие сказки, включают спокойную классическую музыку, стараются любоваться природой, произведениями искусства.

Судьба наших детей – в наших руках!

Отношения также очень влияют на здоровье будущего ребёнка. Если муж с женой разговаривают на повышенных тонах, предъявляют друг другу обвинения в чём-либо, живут в разборках и обмане, то их ребёнок может заиметь такую болезнь, как диатез, а также страдать бессонницей. Сыновья могут вырасти хулиганами и задирами, а дочки порой долго не могут наладить свою личную жизнь. А родители потом ищут причину, откуда появились все эти проблемы…

Позитивные мысли – правильное развитие ребенка

Итак, укрепление семейных ценностей, любовь, уважение друг к другу, и, как следствие, позитивные, положительные мысли являются залогом рождения крепкого и здорового малыша. Они приводят к правильному, гармоничному развитию ребёнка, который впоследствии становится самодостаточной, уверенной в себе личностью.

Научитесь мыслить позитивно

Вы, наверное, замечали, что у позитивных людей по жизни гораздо больше друзей, они более успешны, чаще продвигаются по карьерной лестнице, и, соответственно, имеют более высокую зарплату. Такие люди не тратят своё время на обсуждение чужих недостатков, не лезут в чужие жизни, не суются с советами. Они настроены на положительный результат, и это всегда приводит к нему. Попробуйте и вы так же, и в скором времени увидите, как меняется ваша жизнь.

Также на наши мысли очень влияют люди, которые нас окружают. Люди, которые вечно всем недовольны, завистливые, мстительные и злые обычно равняют всех по себе. Им кажется, что против них заговор, что все делают им назло. У них почти всегда плохое настроение, и они начинают выплёскивать свои негативные эмоции на окружающих их людей. А вам это надо? Поэтому постарайтесь исключить из своего окружения таких индивидуумов.

Вы знаете притчу? Едет в автобусе мужчина и думает: «Как же всё плохо в этой жизни… Начальство – злое, жена – стерва, денег нет, настроение никакое…» А сзади мужчины стоит его ангел с блокнотом, записывает мысли и бормочет под нос: «Что поделать, придётся исполнять…». Поняли намёк?

Надо мыслить позитивно, ведь недаром говорят, что наши мысли материальны. И от того, о чём и как мы будем думать, зависит наша жизнь.

Как вы уже, наверное, догадались, научиться управлять своей мыслью – значит, научиться управлять не только своими эмоциями, но и своей жизнью. Живите счастливо, дарите друг другу улыбки, наслаждайтесь жизнью, и всё у вас получится! До встречи в моём блоге!

Правда, трогательно? Но, к сожалению, материнство сопровождается не только радостными переживаниями, но и неиз­бежными проблемами. Это тяжелый каждод­невный труд, требующий от женщины больших физических и душевных сил.

Ольга, 24 года: После рождения дочери я целый месяц прожила у мамы, муж был в плавании. Мама специально взяла отпуск, чтобы мне помогать. Но все равно с непри­вычки было тяжело. Малышка часто пла­кала (особенно под вечер), плохо сосала грудь. Я в огромных количествах пила чаи с молоком, отвар крапивы, шиповник и про­чее. Масла в огонь подливала моя мама: «У тебя мало молока, надо докармливать смесью, девочка совсем худенькая...» Из-за бесконечных кормлений по ночам я спала по три-четыре часа с перерывами. В зеркало на себя смотреть не хотелось: лицо отек­шее, глаза тусклые, волосы торчат, спина сгорбилась.

Через несколько дней начала раздра­жаться на всех: на маму, на знакомых за их бесконечные поздравления и даже на дочку. При этом безумно боялась за ребенка, при­слушивалась во сне - дышит ли? Из-за каждого прыща готова была врача вызы­вать.

А бытовые проблемы? У нас четвертый этаж, дом без лифта. Каждая прогулка с ребенком - целая история: сначала спуска­ешь на руках тяжелую коляску-люльку, по­том бегом бежишь наверх за ребенком. «Как ты не боишься колясочку оставлять?» - спрашивали соседи. Боюсь! А что делать? После прогулки затаскиваешь все в обрат­ном порядке. Не успеешь отдышаться - по­ра кормить малышку. Все вроде делаешь быстро, а домашние дела никак не конча­ются. К тому же болела спина, ныли ноги, постоянно хотелось спать...

Сколько в мире будет рождаться детей, столько матерей будут сталкиваться с одними итеми же проблемами: изменением внешности, неустойчивым настроением, усталостью, веч­ным «недосыпом», тревогой за ребенка. Да мало ли их, причин постоянных стрессов для «новоиспеченных» мам! Что же делать?

Как это ни печально, надо быть готовой к тому, что на первых порах будет очень трудно. Материнство - это настоящее испытание для каждой женщины! Даже для самой организо­ванной и ответственной. Но, как говорится, предупрежден - значит, вооружен. И хотя к ро­ли молодой мамы нельзя подготовиться зара­нее, некоторые стрессы и трудности можно предупредить.

Начнем, пожалуй, с неизбежного. Ни для кого уже не секрет, что беременность, роды и послеродовой период сопровождаются значи­тельными изменениями работы и даже распо­ложения внутренних органов, гормональными сдвигами и т.п. Усталость, недомогание, пере­пады настроения, обострение хронических за­болеваний являются «естественным фоном» каждодневных забот новоиспеченной мамы.

Поэтому, во-первых, обязательно следите за своим физическим состоянием. Во время беременности и после родов часто появляются такие неприятности, как варикозное расшире­ние вен, цистит, геморрой. Не стесняйтесь сво­их проблем и не замалчивайте их - обратитесь к врачу! Даже если вас ничто не беспокоит, че­рез четыре-шесть недель после родов обязательно посетите гинеколога. Продолжайте принимать витами­ны и регулярно питаться.

Во-вторых, отдыхайте при каждой возможности! Знаете, как говорят врачи? Отдыхать надо до того, как почувствовали уста­лость. Молодой маме надо найти время, чтобы чуть-чуть рассла­биться; это трудно, но возможно. Например, кормите малыша в удобной позе, положив ноги на возвышение. Если днем ребенок уснул, - ложитесь и вы, отложив в сторону нескончаемые хозяйст­венные хлопоты. Ребенку нужна спокойная, ласковая мама!

Другим сильным источником стресса является недовольство своей внешностью. Вы кажетесь себе некрасивой. Некогда иногда зубы почистить, не то что занять­ся прической! Нечего надеть: «беременная» одежда велика, а та, которую вы носили раньше, тесна. Подруги, приезжающие навестить вас, выглядят как нормальные люди, а вы... Настроение неуклонно падает.

Что тут можно посоветовать? Полнота и отвисший живот - явление временное. Если вам разрешил врач, можно делать простые уп­ражнения или начать понемногу качать пресс. Хорошо помогает бассейн. Самое главное здесь - найти в себе силы. На ближайшие полгода-год распрощайтесь с длинными ног­тями и каблуками. Практичная одежда, удоб­ная обувь, подходящая стрижка или прическа, не требующая долгой укладки, - вот что вам нужно. Просмотрите гардероб мужа: там мож­но найти для себя подходящие рубашки или футболки. Добавьте к этому недорогие трико­тажные брюки. Ваш домашний наряд готов!

Многим молодым мама сильно мешает жить неуверенность в своих силах. Практически каж­дая недавно родившая женщина сомневается в своих способностях справиться с новыми обязан­ностями. «Как постричь эти крохотные ноготки? Смогу ли я сделать малышу клизму? А вдруг у ма­лыша что-то болит? Какая же я мать, если вместо любви чувствую одну лишь тревогу за ребенка?» Некоторых преследует чувство разочарования малышом. «Он такой красненький, сморщенный! Совсем не смотрит на меня, не улыбается! И это - мой ребенок, тот, кого так ждали девять месяцев!» При этом как назло вспоминаются удачливые по­други, которые, хоть и родили недавно, но выгля­дят просто замечательно, и дети у них спокойные, симпатичные, в красивых одежках... Стоп! Вы вовсе не исключение. На самом деле большинство молодых мам, как и вы, не имеют никакого опыта материнства. Помните о том, что матерями не рождаются! Гормоны и сам факт рождения малыша не могут превратить вас из женщины в хорошую маму. Материнство - это каждодневный труд и опыт, основанный на бесконечных пробах и ошибках.

Кроме того, не сравнивайте себя с други­ми, с теми, у кого, с вашей точки зрения, все просто замечательно! Мы видим лишь немно­гое, а остальное додумываем сами. Более того, люди рассказывают и показывают именно то, что хотят, чтобы увидели и услышали другие, а уж как там на самом деле... Вы и ваша жизнь уникальны и ни с кем не сравнимы! У вас про­сто все по-другому, по-своему!

Совершенно особый разговор - о взаимо­отношениях с мужем. Женщины часто недо­вольны тем, что молодой отец «недостаточно» радуется своей новой социальной роли: не сю­сюкает с младенцем, не носит жену на руках, не бросается помогать и т.п. Этот перечень можно продолжить.

Пап тоже можно понять: в доме появился маленький соперник, полностью завладевший вниманием жены и подчинивший себе привыч­ный ритм жизни; семейный бюджет тает на глазах, растет беспокойство по поводу разме­ров зарплаты; канули в прошлое романтичес­кие ночи, вкусные ужины, походы в кино...

Что тут скажешь? Банально, но рождение ребенка - лучший способ проверить свою лю­бовь. Некоторые семьи не выдерживают этого испытания. Многим мужчинам трудно отка­заться от себя и включиться в новую жизнь. Многие женщины считают, что просить мужа о помощи - это унижение. Сам, мол, должен до­гадаться, если любит!

Люди, несомненно, все разные, но можно дать один общий совет: разговаривайте друг с другом, рассказывайте друг другу о своих чув­ствах, переживаниях, проблемах! Просите друг друга о помощи! Многие мужчины, например, уверены в том, что женщина «создана природой для материнства», ее хлопоты «есте­ственны» и поэтому в помощи она практичес­ки не нуждается. Сменяясь бессонной ночью у кроватки ребенка, полезно также иногда вспо­минать о том, почему вы решили быть вместе и создать семью. Какие чувства руководили вами тогда? Терпение и жертвенность - составляю­щие «деятельной любви».

Вот несколько проверенных житейских со­ветов:

  1. Не пытайтесь быть суперженщиной. Никто не ждет от вас «бытовых подвигов»! В это трудно поверить, но это так. Вы родили ре­бенка. Это вам в первую очередь нужна забота окружающих.
  2. Научитесь принимать помощь других! Соседка-пенсионерка может погулять со спя­щим малышом, а вы в это время помоете голо­ву и примите душ.
  3. Для того чтобы немного отступило чув­ство постоянной нехватки времени, постарай­тесь максимально упростить быт. Стиральная машина, электрический чайник, микроволно­вая печь - отличные помощники для молодых родителей. Приучите на некоторое время су­пруга к пельменям, яичницам и простым сала­там, которые он, в случае необходимости, сможет приготовить и сам.
  4. Ведите записи. Очень легко оказаться в плену бытовых проблем и хлопот. Но ведь малыш дарит столько радости! Записывайте свои мысли и чувства, связанные с рождением ре­бенка, первые переживания материнства. Мо­лодые мамы вначале могут вести ежемесячные записи: сколько весит малыш, что умеет и пр. В дальнейшем этот дневник может пригодить­ся при обращении к невропатологу, логопеду, детскому психологу.
  5. Делитесь переживаниями с мужем. Мо­лодой отец тоже испытывает стрессы! Он нуждается в вас так же, как и вы в нем. Ищите поддержку друг у друга. Уделите внимание лю­бимому мужчине. Простая шоколадка, неза­метно положенная утром ему в сумку, может поднять настроение на весь рабочий день!
  6. Постоянно мысленно поддерживайте и утешайте себя. Помните, что все трудности за­кончатся. Вы отдохнете, похудеете, вернетесь на работу, будете встречаться с друзьями, пить хорошее вино и есть пирожные. Но и сего­дняшняя пора - это не «выброшенное вре­мя», а часть вашей жизни.

Жизнь, как известно, полосатая зебра. На фоне всех треволнений и стрессов обязательно выдаютсяминуты идиллического спокойствия и счастья. Именно такие, когда вы, забыв обо всем,нежно прижимаете к груди маленького человечка всмешных ползунках...

Часто можно услышать встревоженные рассказы матерей о том, что их дети закатывают беспричинные истерики, много нервничают, могут проявлять даже агрессию. Во многих случаях объяснить это можно нестабильным эмоциональным состоянием матери во время беременности. Как ни странно, с первого же дня появления малыша внутри женщины, каждое ее слово и действие влияет на кроху. Увы, это было неоднократно доказано исследователями.

Этапы беременности

С древних времен к женщине в положении относились по-особому. Ей не позволяли нервничать и уставать, обеспечивали максимальный комфорт и все удобства. Сегодня в бешеном ритме жизни об этом часто забывают. Совершенно зря. Оказывается, внутриутробное развитие накладывает отпечаток на дальнейшее развитие ребенка.

Разделяют на три триместра:

  • первый триместр - от первой до 12 недели беременности;
  • второй триместр - от 13 до 27, плод растет и развивается, у него закладываются все системы и органы;
  • третий триместр - от 28 до 40 недели, все органы и системы окончательно созревают для самостоятельного функционирования.

Самыми сложными считаются первый и третий триместры. Именно в этот период женщина должна уделять максимум внимания как своему физическому комфорту, так и психологическому. Врачи говорят, что уже с 3 месяцев малыш чувствует прикосновения. Он слышит речь и ощущает эмоции. Если они негативные, он реагирует определенным образом. От ласковой речи малыш успокаивается, от агрессивной - становится беспокойным. Малыш даже может запоминать фразы, которые часто повторяются. С 20 недель он проявляет свой характер. Если что-то не нравится, может отвернуться. Данные факты подтверждены в ходе множества исследований.

Как обеспечить будущему малышу эмоциональное спокойствие

Всем известно, что во время беременности будущая мама должна избегать выяснений отношений, криков, скандалов, неприятной информации. Плохое настроение и нервы передаются ребенку через кровеносную систему. У будущей матери учащается дыхание, сердце начинает биться сильнее. То же самое происходит и с малышом. Зачем травмировать детскую психику еще в утробе? Если следовать следующим советам, ребенок родится психологически здоровым и интеллектуально развитым:

  1. Никаких стрессов и скандалов. Необходимо определиться: настолько ли важно выяснять отношения, если из-за этого может пострадать ребенок? Все конфликтогены необходимо оставить в прошлом - без тени сожаления.
  2. С трех месяцев ребенок ощущает прикосновения и слышит звуки извне. Необходимо почаще гладить живот, петь песни - приятная мелодия положительно повлияет на развитие интеллекта в будущем.
  3. Еще не родившийся ребенок уже обладает определенным чувством вкуса. Он может любить сладкое или, наоборот, соленое. Именно поэтому советуют готовить в период беременности только вкусную и полезную пищу, никаких острых и жирных блюд, только легкие и питательные, те, к которым тянет.

Начиная с четвертого месяца жизни внутри матери, малыш прекрасно осознает, что происходит во внешнем мире. Он начинает ощущать свою желанность, отношение к себе родителей, их отношения друг к другу. Тот, у кого негативный внутриутробный опыт, скорее всего перенесет эмоциональный дискомфорт в свою жизнь после рождения. Такие чувства остаются на всю жизнь. Вот почему так важно сконцентрироваться на своих ощущения во время беременности. Нет ничего важнее комфорта собственного ребенка, никакие жизненные неурядицы не стоят его страданий.

Нередко радость после рождения ребенка сменяется грустью в настроении молодой мамы. Все переживания уже позади, кроха здоров и полон сил, жизнь продолжается. Однако вместо того чтобы чувствовать радость от свершившегося материнства, женщина вдруг ощущает сильную усталость, разбитость и полный упадок сил. Отчего это происходит и как бороться с послеродовой апатией?

Причины апатии в послеродовом периоде

Первопричиной того что молодая мама чувствует усталость после родов является гормональная перестройка организма. Гормоны участвуют во всех процессах, происходящих в организме и резкие перепады выработки того или иного гормона могут привести к плохому настроению, раздражительности и грусти. Гормональный фон, как правило, нормализуется в течение первых недель после родов и в идеале настроение молодой мамы должно также прийти в норму, но как показывает практика, так происходит совсем не всегда.

Второй причиной плохого самочувствия могут стать обильные кровотечения и осложнения после родов. Физическая истощенность, которая возникла из-за большой кровопотери, нередко проявляется головокружениями, отсутствием аппетита, апатией и нежеланием ухаживать за малышом. Такое настроение пройдет, как только физическое состояние мамы нормализуется.

Третьей причиной возникновения негативных эмоций является послеродовой стресс. Это состояние наблюдается у 80% родивших женщин. Стресс приносит с собой потерю аппетита, чувство хронической усталости, отсутствие желания радоваться жизни, недовольство всем вокруг, жалостью к себе и нарушениями сна.

Стрессовое состояние может быть опасным, и при долгом течении может перерасти в послеродовую депрессию. В этом случае женщине будет сложно вернуться к нормальной жизни самостоятельно, и потребуется помощь специалиста.

Как распознать причины апатии

Специалисты утверждают, что состояние хронической усталости в первые месяцы после родов чаще всего связаны с физическим истощением. Организм женщины действительно устал за период вынашивания и родов младенца. Гормональные всплески, эмоциональной напряжение, послеродовые осложнения и смена уклада жизни, отражаются на жизненном тонусе и физической активности.

Для того чтобы опять прийти в форму и начать радоваться жизни, молодой маме нужно больше отдыхать, гулять на свежем воздухе и правильно, полноценно питаться.

Если в родах наблюдались обильные кровотечения, необходимо сдать анализы на содержание железа в крови. Железодефицитная анемия часто маскируется под стресс и усталость.

Как избежать осложнений в первые месяцы

Для того чтобы избежать психологического напряжения и иметь возможность жить полноценной счастливой жизнью, необходимо помогать себе в первые месяцы после родов.

  1. После рождения малыша следует тщательно выполнять все рекомендации врачей. Послеродовая терапия направлена на скорейшее восстановление женщины от всех родовых травм и осложнений. Необходимо много отдыхать, особенно в роддоме, правильно питаться и хорошо спать.
  2. После выписки из родильного дома также нужно стараться отдыхать как можно больше. Попросите, чтобы все домашние дела взял на себя кто-то из близких родственников. Спите, когда спит малыш, гуляйте на свежем воздухе и включайте в свой рацион больше витаминов.
  3. В первые недели после родов тщательно следите за своим здоровьем. Если вдруг возникли внезапные кровотечения, боли или напротив выделения резко прекратились, немедленно обратитесь к врачу. Не пренебрегайте запланированным визитом к гинекологу, который должен состояться на 10 -14 день после родов. Это позволит специалистам адекватно оценить ваше состояние и вовремя предотвратить возможные осложнения.
  4. Избегайте перенапряжения и поднятия тяжестей. Если роды были естественными со второй недели можно начинать делать элементарные физические упражнения, которые помогут вернуть тонус мышцам, и поднимут настроение. Нагрузки необходимо увеличивать постепенно.
  5. Многие молодые мамы могут сказать, когда же тут отдыхать, если нужно все перемыть, перечистить и продезинфицировать? Остановитесь, ребенок это не тепличное растение, не нужно мыть каждый день весь дом с хлоркой. Забудьте о Мистере Пропере и Доместосе! Генеральную уборку необходимо делать, но не чаще одного раза в неделю. Все остальные дни можно просто поддерживать порядок. Главными правилами для вас должны стать мытье рук, перед тем как взять малыша, чистая и выглаженная одежда ребенка и регулярные гигиенические процедуры. В этом случае вашему крохе не страшны многочисленные микробы, к которым он должен адаптироваться.
  6. Оставьте ребенка в покое. Многие мамы как квочки порхают над своим крохой, и даже будят его, чтобы он вовремя поел! Расслабьтесь, отдыхайте, пока малыш спит, он сам проснется и потребует еды, когда ему это будет необходимо.

Когда после родов женщине можно опять спать с мужем и что нужно знать о возобновлении отношений

Вот так вы сможете помочь своему организму быстро восстановиться в первые недели после родов и вновь обрести радость жизни.

Если апатия продолжается

Если вы достаточно отдыхаете, правильно питаетесь, много гуляете, а состояние усталости не проходит спустя 6 месяцев после родов, нужно посмотреть на себя со стороны и принять меры к исправлению ситуации.

Причины продолжения апатии кроются в вашем отношении к себе и окружающему миру.

Многие женщины просто не могут вовремя адаптироваться к новым условиям жизни и испытывают стресс после родов. Им кажется, что-то слишком сложно быть мамой. Конечно материнство это тяжелый труд. И этот труд будет продолжаться всю вашу жизнь, ведь каким бы взрослым не стал ваш ребенок, для вас он останется вашим малышом, и всю жизнь вы будете за него переживать и беспокоиться.

Вы думали, что все будет по-другому. Все так думают. Все думают, что фигура останется прежней, отношения с мужем романтическими, а ребенок будет спать по ночам и никогда не заболеет. Для того чтобы так и было, нужно трудиться. Ведь семья и отношения внутри неё это постоянная работа, прежде всего над самой собой. Вот несколько советов как выйти из сложного психологического состояния послеродового стресса:

  • Вы должны нравиться себе. Занимайтесь спортом, приведите себя в порядок, поменяйте прическу, снимите халат. Многие женщины, вынужденно став домохозяйкой после родов, перестают следить за собой и каждый взгляд в зеркало, навевает на них грусть и тоску. Возьмите за правило улыбаться себе каждое утро. Тогда ваш день начнется с позитивных эмоций, а это очень важно для здоровой атмосферы внутри семьи.
  • Не срывайте своего раздражения на ребенка и окружающих. Это только усугубит ситуацию, послужит поводом для беспокойства малыша и отчуждения мужа.
  • Развивайтесь. Декретный отпуск является прекрасным поводом научиться чему-то новому. Освойте новую профессию, благо для этого нужно лишь включить компьютер, займитесь любимым делом, и вы увидите, что мир вокруг вас начал стремительно меняться и краски жизни постепенно возвращаются.
  • Верните яркую интимную жизнь. Сексуальное удовлетворение очень важно как для самооценки мужчины, так и для гармони в душе женщины. Ребенок все еще много спит, и вы с легкостью можете выкроить немного времени для романтических встреч с мужем.

Как самостоятельно справиться с послеродовой депрессией

Послеродовой период является тяжелым испытанием для многих женщин. В этой ситуации важно помнить, что от вашего эмоционального состояния зависит многое. В первую очередь это касается ребенка, ведь если мама нервничает и раздражается, малыш моментально реагирует плачем и беспокойством. Верните радость в вашу семью, и вы станете по-настоящему счастливой мамой и женой!

Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволили по-новому взглянуть на проблему психологии личности, психологии жизни и смерти, истоков психического и физического здоровья, обусловленных различными обстоятельства ми и факторами перинатального развития. Это прежде всего работы зарубежных исследователей: С. Грофа, Ж. Грабера, Ф. Дольто, X. Никеля, С. ФантиД. Верни, А. Бертинаидр. Среди отечественных ученых этой проблемой занимаются Э.К. Айламазян, В.В. Абрамчен ко, А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Брусилов ский, К. Гайдебранд, А.И.Захаров, Ю. Змановский, Н.Н. Константинова и др. Кратко обобщив выводы исследований этих авторов, можно сказать, что они рассматривают перинатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, а взаимообусловленность духовного, психического и соматического наиболее наглядна и достоверна.

Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются факторы со стороны матери. Именно мать является автором жизненного сценария ребенка, который он впоследствии воспроизводит в своей жизни.

Для формирования ребенка далеко не без различно не только то, чем мать питалась и каково было состояние ее здоровья, - не менее важно ее психологическое самочувствие, гармоничные взаимоотношения с окружающими, отсутствие страхов по поводу родов и жизни ребенка, излишних эмоциональных реакций на стрессы. Традиция предписывала тщательное соблюдение правил, направленных на охрану душевного спокойствия беременной женщины, т.к. именно ее психика формирует качества психики младенца.

Исследования подтвердили особенную значимость первой реакции женщины на факт беременности для формирования качеств психики ребенка. Негативная реакция порождает самые тяжелые психические проблемы, мать закладывает так называемую программу «смерти и саморазрушения» в очень глубокие слои бессознательного своего ребенка. Это вполне понятно, если учесть тот факт, что время в утробе течет иначе, оно уплотнено, поэтому воздействие психических вибраций беременной женщины на ранних этапах внутриутробного развития формирует самые глубокие слои психики ребенка и влияют на всю его последующую жизнь.

В перинатальный период в организме и психике женщины происходят глобальные преобразования, вырабатывается отношение женщины к своему еще не родившемуся ребенку. О характере этого отношения можно судить по особенностям взаимодействия будущей матери с ним, наличию или отсутствию воображаемого общения. Поэтому перинатальное развитие ребенка не есть «созревание», а скорее напоминает, по мнению В.Синельникова, процесс гальванопластики - нанесения золотого покрытия на пластину из обычного металла. И мать является тем мастером-ювелиром, который из простого природного материала создает произведение искусства. Но она еще и источник тех свойств, которые получит ребенок. Она - его первая Вселенная, в которой он обретает свое существование.

Любовь матери к своему ребенку, ее мысли о нем, общение с ним расширяют формирующиеся возможности ребенка, его клеточную память, определяя главные силы личности. Если мать сознательно готовилась к зачатию и родам, старалась всю беременность пребывать в позитивном состоянии, была чутка к своим желаниям и потребностям, во время беременности представляла будущего ребенка, его внешность, характер, прислушивалась к шевелениям, старалась понять их язык, нежными прикосновениями к животу стимулировала ответную реакцию, придумывала имя для мальчика и девочки, ощущала ребенка и как часть себя, и, временами, как отдельное существо, то тогда формируется гармоничная перинатальная матрица.

Нами было проведено эмпирическое изучение передачи первых сценарных посланий матери ребенку, жизненных позиций и функциональных эго-состояний рожениц, которые влияют на соматическое состояние, патологию беременности и родов. В исследование было включено 30 женщин в возрасте от 17 до 37 лет. При исследовании были использованы: структурированное интервью «Раннее сценарное программирование»; опросник «ОК-Томаса» для по строения ОК-Коррала испытуемых; опросник «Личностного стиля» для выявления их эгограммы; опросник «Рабочий стиль»; опросник «Внутренние эго-состояния». Полученные данные были дополнены клинико-анамнестическими сведениями.

Исследование проводилось в модальности транзактного анализа. Большую помощь в проведении исследования оказали медицинские работники роддома № 1 г. Рязани, консультации кандидата медицинских наук Ховрачева А.П., участие в экспериментальном исследовании студентки факультета педагогики и психологии РГУ им. С.А. Есенина Гуськовой А.А.

На первом этапе мы применили структурированное интервью «Раннее сценарное программирование», направленное на определение социального положения женщины, на исследование общего анамнеза, течение беременности и родов, отсутствия или наличия патологий как матери, так и ребенка. Также рассматривались возраст, уровень образования, семейное положение не только самой роженицы, но и ее близких родственников: родителей, мужа. Ключевые вопросы интервью сформулированы таким образом, что позволяют выявить особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве, переживания женщиной беременности, отношения к неродившемуся ребенку.

Рассматривая возраст роженицы, были сделаны следующие выводы:

1. Чем старше роженицы, тем выше их уровень образования;

2. От возраста увеличивается количество болезней, уменьшаются сопутствующие патологии, вредные привычки;

3. Чем старше роженица, тем хуже протекает период кормления ребенка грудью, роженицы пребывают в ВД эго-состоянии, а СД с возрастом теряет свою значимость.

Анализ коммуникативного опыта женщины говорит о его значимости. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться как первый вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими взрослыми был положительный, это означает, что стартовые условия для формирования субъективного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребенку заложена.

Мы предположили, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного роженицей в общении с близкими взрослыми, можно судить по эффективным следам, оставленным в ее первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях.

Если родители были ласковы, общение оставило в памяти женщины яркий след, если была сильная привязанность к матери или другим родственникам, значит в раннем детстве женщина имела благоприятный опыт эмоционального общения, что ставит ее в более выгодные условия в прогнозе будущего материнского поведения по сравнению с теми, кто такого опыта не имел. И здесь мы говорим о том, что механизм запущен: родительская программа начала действовать.

На втором этапе нашей работы исследовался процесс передачи ранних пред писаний. К этому нас побудила следующая оценка роли перинатального периода: характер протекания беременности, родов и первых дней жизни выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей психопатологии, но и, возможно, являются ответственными за «влечение к смерти».

Мы говорим об этом, потому что при анализе 12 классических типов предписаний, выделенных М. и R. Goulding (1979), а именно:

1. Не живи (сгинь, умри);

2. Не будь самим собой;

3. Не будь ребенком;

4. Не расти (оставайся маленьким);

5. Не делай успехов;

6. Не делай (ничего не делай);

7. Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся);

8. Не принадлежи;

9. Не будь близким;

10. Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым);

11. Не думай;

12. Не чувствуй.

В перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей рождения ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воз действий данного периода.

Если рассматривать суммарное воздействие всех форм передачи послания «Не живи», то в нашем исследовании не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

Возникает вопрос: «Зачем родители от дают ребенку приказ «Не живи»? По-видимому, это происходит потому, что в своем эго-состоянии Ребенка родитель чувствует, что собственный ребенок мешает или угрожает ему. Или, возможно, у женщины уже есть несколько детей, и она больше не хочет их иметь. «Совершенно случайно» она все же рожает еще одного ребенка. В эго-состоянии Ребенка она кричит: «Нет! Не хочу больше! Хочу, чтобы уделяли внимание моим желаниям!». Она, скорее всего, будет подавлять ярость своего Ребенка, не признаваясь в этом даже себе, тем не менее, скрытыми способами она передает родившемуся ребенку свой отказ от него.

Необходимо помнить, что ребенок может чувствовать угрозу смерти из-за по ведения матери или внешних событий, которые взрослому кажутся абсолютно безобидными. Впоследствии ребенок может сам отдать себе приказание «Не живи», если мать в скрытом виде предала ему, на пример, следующее послание: «Ты причинил мне боль, когда родился». (Берн назвал это сценарием «Разорванной матери»). В этом случае ребенок может решить: «Своим рождением я причинил матери боль, следовательно, заслуживаю мучений или смерти».

К счастью, люди делают все возможное, чтобы остаться в живых. В первые годы жизни ребенок, имеющий приказ «Не живи», вероятно, принимает сложные решения, чтобы защитить себя от фатального исхода. Эти решения могут быть приняты в виде: «Я буду жить, пока...» Многоточие может быть заполнено различными решениями, например,«... буду много работать» или «... если не буду сближаться с людьми». Страшный вывод...

Мать, которой в детстве заложили приказание «Не живи», может передать это послание своему сыну или дочери. Она полагает, что это принесет освобождение от данного ей приказания. На психологическом уровне она говорит своему ребенку: «Если ты сгинешь, то я не умру». Таким образом, это приказание похоже на эстафетную палочку, которая передается из поколения в поколение.

В отношении другого предписания мы получили следующие цифры: 10 % матерей не строили планов по поводу предпочтительно го пола своего ребенка; 50 % хотели родить мальчика; 40 % хотели родить девочку; 33 % матерей были разочарованы в своих ожиданиях, а соответствующий процент детей по лучил предписание «Не будь самим собой». При этом их невербальное послание будет: «Не будь мальчиком (девочкой)». Это может выразиться в выборе имени ребенку: девочку могут назвать мужским именем, а мальчика - женским. Девочку будут одевать «под мальчика», а мальчика - «под девочку».

Во взрослой жизни человек, имеющий приказание «Не будь мальчиком (девочкой)», может продолжать носить одежду и иметь привычки, соответствующие другому полу.

«Не будь самим собой» является более общим приказанием и передается обычно посланием: «Не будь самим собой, будь другим ребенком». Родители могут предпочитать младшего ребенка старшему или брата сестре, сравнивать с другими детьми. В данном случае мать хранит образ желаемого «идеального ребенка». Поэтому она положительно реагирует лишь на те аспекты своего реального ребенка, которые напоминают этот образ, и игнорирует остальные.

Естественно, что нам было интересно посмотреть, чем детерминируется та или иная форма сценарного предписания. Оказалось, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения. Самые ранние способы передачи «Не живи», осуществляемые с помощью патологии беременности, значимо и позитивно коррелировали (г = + 0,417; Р< 0,002) с выраженностью Адаптированного Детского эго-состояния матери, тогда как первая экзистенциальная позиция «Я - ОК, Ты - ОК» была для них препятствием (г = - 0,351; Р < 0,01).

Данная жизненная позиция была взаимосвязана с большим ростом и весом родившихся детей (г = + 0,356; Р<0,01 и г = + 0,282; Р<0,03, соответственно), что может быть расценено как наличие сценарного послания «Живи».

Проклятья, полученные через патологию родов соотносились со второй жизненной позицией «Я - не ОК, Ты - ОК» (г = + 0,264; Р<0,04). Эта корреляция подтверждается и более низкой оценкой новорожденных от женщин с данной позицией по шкале Апгар (г = - 0,275; Р < 0,03), свидетельствующей о принятии младенцами летального материнского предписания.

Детская патология, полученная в течение первых пяти суток жизни, отрицательно коррелировала с первой экзистенциальной позицией (г = - 0,275; Р < 0,03). А послания, передаваемые через нарушения лактации, оказались детерминированы выраженностью материнского эго-состояния Контролирующего Родителя (г = + 0,377, Р < 0,004).

В противоположность этому, увеличение эго-состояния Адаптированного Дитя предотвращало появление нарушений лактации (г = -0,263; Р < 0,04).

Однако эго-состояние Адаптированного Дитя в целом было благоприятным фактором передачи проклятья «Не живи», оцениваемого по суммарному количеству негативных перинатальных воз действий (г = + 0,247; Р< 0,05). Принятие данного летального предписания, отслеживаемое по нарушению питания ново рожденного, также было связано с выраженностью эго-состояния Адаптированного Дитя у матерей (г = + 0,279; Р < 0,03), тогда как усиление жизненной позиции «Я - ОК, Ты - ОК» свидетельствовало об обратном процессе (г = -0,300; Р< 0,02).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний.

На третьем этапе исследования мы провели корреляционный анализ связей между жизненными позициями и активностью функциональных эго-состояний, а также более детальный анализ взаимосвязи выраженности отдельных эго-состояний с акушерской патологией. Наши родители имели эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка. Они передали нам сценарные послания из этих трех эго-состояний, а мы приняли и распределили их в трех наших эго-состояниях.

В построенной по результатам тестирования эгограмме данной группы эго-состояние Контролирующего Родителя (КР) было минимальным. Заботящийся Родитель (ЗР) и эго-состояние Взрослого (В) превалировали над другими. Выраженность эго-состояний Свободного Дитя (СД) и Адаптированного Дитя (АД) почти не различались между собой.

В целом, полученная эгограмма выглядит довольно стандартным образом благополучно и не свидетельствует о беременности и родах как о серьезном психическом расстройстве, и, казалось бы, не предвещает больших сценарных посланий.

Анализ взаимосвязи эго-состояний с акушерской патологией оказался не столь обнадеживающим. Так, например, наиболее доминирующее эго-состояние Заботящегося Родителя (ЗР) позитивно коррелировало на значимом уровне с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = 0,253; Р < 0,05), соматической патологией, ассоциированной с беременностью (г = 0,-327; Р < 0,02) и патологией родов (г = 0,259; Р < 0,04).

Такой характер взаимоотношений позволяет говорить о преобладании негативного компонента в эго-состояний Заботящегося Родителя (ЗР), который реализуется в позиции Спасителя и, следовательно, попытках разрешить проблемы собственного депрессивного радикала за счет самопожертвования.

Эго-состояние Адаптивного Дитя (АД) было положительно связано с патологией раннего развития матерей (г = 0,248; Р<0,05). Нарастание Адаптивного Дитя (АД) сопровождается статистически значимым снижением уровня патологии предшествующих родов (г = -0,300; Р<0,03) и нарушений лактации (г = - 0,263; Р < 0,04). Анализ причинных связей данных корреляций показал, что это снижение происходит за счет увеличения патологии плода во время беременности (г = 0,417; Р< 0,003), снижения роста и веса новорожденного (г = -0,320; Р<0,02 и (г = -0,250; Р<0,05) и нарастания нарушений питания новорожденного (г = -0,279; Р<0,03).

Таким образом, здесь мы имеем дело с передачей патологии следующему поколению. Безусловно, этот момент должен быть одним из главных фокусов коррекционной работы в психопрофилактических занятиях с беременными.

Конструктивное отношение к своему поведению, проявляющееся в функционировании эго-состояний Взрослого (В), позитивно коррелировало с уменьшением времени между поступлением женщины в роддом и моментом самих родов (г = 0,310; Р < 0,02). Кроме того выраженность Взрослого (В) эго-состояния отрицательно соотносилась с акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,410; Р< 0,003) и патологией прошлых родов (г = 0,365; Р< 0,006).

В целом, полученные результаты соответствуют теоретической позиции ТА о проблемно разрешающей функции Взрослого (В) эго-состояния, увеличение которого могло бы стать целью терапевтической работы с беременными.

Их распределение оказалось следующим: жизненная позиция «Я - ОК, Ты - не ОК» выражена в меньшей степени, тогда как остальные - приблизительно равны. Обращает на себя внимание величина жизненной позиции «Я - не ОК, ты - ОК» и «Я - не ОК, ты - не ОК», свидетельствующих о значительной базальной патологии личности. В этой связи превалирование Заботящегося Родителя (ЗР) в эгограмме приобретает характер защитного механизма, запускающего функции «Спасителя». Это должно приводить к игнорированию потребностей ребенка в ходе отчаянных попыток материнской фигуры компенсировать собственный депрессивный радикал через гиперопекающее поведение.

Данная точка зрения была подтверждена в ходе корреляционного анализа, обнаруживающего статистически значимую позитивную зависимость эго-состояния Заботящегося Родителя (ЗР) как с жизненной позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = 0,547; Р< 0,001), обращающей депрессивность сценарного решения самой роженицы, так и с позицией «Я - не ОК, ты - не ОК» (г = 0,260; Р< 0,003), что свидетельствует о предпочтении переключения к роли «Жертвы» для подтверждения правильности сценарных решений.

Выраженность эго-состояний Контролирующего Родителя (КР) позитивно коррелировало на статистически значимом уровне с жизненной позицией «Я - ОК, ты - не ОК» (г = 0,458; Р < 0,001) и негативно - с позицией «Я - не ОК, ты - ОК» (г = - 0,490; Р < 0,001), отражая наличие у ряда рожениц защитного механизма паранойяльного типа и готовности занять место «Преследователя».

Наиболее нарушенная базовая стратегия адаптации, вытекающая из жизненной позиции «Я - не ОК, ты - не ОК» обнаружила негативные черты депрессивной позиции. Депрессивный радикал проявился в позитивной корреляционной зависимости выраженности данной экзистенциональной позиции и соматической патологии, ассоциированной с беременностью (г = 0,404; Р< 0,003).

Избегающая экзистенциональная позиция также, как и эго-состояние АД, была положительно связана с увеличением времени между поступлением женщины в роддом до момента самих родов (г = 0,252; Р < 0,04), создавая таким образом возможность для развития патологических стратегий. Здоровая жизненная позиция «Я - ОК, ты - ОК», наоборот, сокращала промежуток времени между поступлением женщины в роддом и моментом родов (г = 0,296; Р<0,03). Ее усиление уменьшало выраженность акушерской патологией во время прошлых беременностей (г = -0,300; Р<0,03). Однако отсутствие значимых корреляций данной позиции с активностью эго-состояний Заботящего Родителя (ЗР) и Контролирующего Родителя (КР), а особенно Взрослого (В) и Свободного Дитя (СД), при наличии такой взаимосвязи с эго-состоянием Адаптированного Дитя (АД) (г = 0,294; Р < 0,03), возможно отражает функциональную регрессию родильниц во время столь значимого события как рождение ребенка.

Выводы по результатам исследования

1. Выявлено, что каждая роженица, оказавшаяся в исследовательской группе, имела ту или иную степень нарушения состояния здоровья или патологии беременности и родов.

2. Установлено, что характер протекания беременности и родов выливается в мощные сценарные предписания, которые формируют не только степень и характер будущей патологии, но и являются ответственными за «влечение к смерти».

3. Из двенадцати классических типов предписаний, выделенных М. и К. Goulding, в перинатальный период в явном виде обнаруживаются только два. Это предписание «Не будь собой», дающееся матерью, ожидающей ребенка противоположного пола, и проклятье «Не живи», являющееся результатом всех негативных воздействий данного периода.

4. При рассмотрении суммарного воз действия всех форм передачи сценарного послания «Не живи» в исследованной группе не осталось ни одного ребенка, который не получил бы его тем или иным способом.

5. При рассмотрении той или иной формы сценарного предписания выявлено, что возраст, уровень образования, семейное и материальное положение не имеют существенного значения.

6. Полученные результаты свидетельствуют о явной, но структурно сложной взаимосвязи стиля и экзистенциальной основы материнского поведения с передачей летальных предписаний. Поэтому более подробное изучение реальной картины передачи перинатальных сценарных посланий представляется нам крайне актуальным вопросом.

7. Проведенный корреляционный анализ отражает наличие значительной базальной патологии личности, центральным ядром которой представляется актуализация базальной тревоги.

Таким образом, мы считаем, что крайне актуальной задачей является предоставление беременным женщинам профессиональной психологической помощи или самой по себе, или в рамках системы психопрофилактической подготовки к родам.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М., 1991. С.12-42.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М., 2001. С.189-286.
3. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
4. Васильева О.С., Могилевская Е.В. Групповая работа с беременными женщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. Т. 22. С.82-89.
5. Грейс Крайг. Мнения и факты: возможно ли обучение ребенка до рождения? // Психология развития. 2000.№ 2. С. 164. 6. Захаров А.И. Детские неврозы. СПб., 1995.
7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж, 1997. С.44-72.
8. Пэрну Л. Я жду ребенка. М., 1986. С. 27-40.
9. Равич Р. Тайная жизнь еще не рожденного ребенка // Семья и школа. № 9. 1995. С. 10-12.
10. Hay J. Transactional Analysis for Trainers Watford, UK, Minneapolis, USA, Sherwood Pub lishing, 1996. 256 p.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто