Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Ребенок начала 2-го года жизни во многом сохраняет черты младенчества. Он по-прежнему нуждается в помощи взрослого, его внимании, заботе и умном руководстве. У него продолжается интенсивное «созревание» коры головного мозга, идет формирование центральной нервной системы. Этим и объясняются возрастные особенности поведения: у малютки отсутствуют волевые действия – эмоции ведут его «за собой», малыш «живет» ими.
Поведение крохи ситуативно; откликаясь на многообразие окружающего мира, он демонстрирует ориентировочно-исследовательское отношение ко всему, что вызывает его любопытство . Его интересует и падающая со стола чашка, разбивающаяся на мелкие кусочки, и шагающая по двору ворона, и лужа, сверкающая на солнце, и дворник, машущий метлой, и многое другое. Никогда в будущем человек не будет смотреть на мир так заворожено, доверчиво, бескорыстно, как дитя начала второго года жизни. В этом уникальность и романтика начала второго года жизни малютки: ребенок входит в новый мир неизвестных ему отношений, приобретает навыки и умения, которые останутся значимыми на всю жизнь - ходьба, речь и мышление .
Учимся ходить
Взрослые глубоко ошибаются, думая, что овладение ходьбой - вертикальным перемещением в пространстве - очень легкое достижение, которое приходит к малышу «само собой!» Ребенок упорным «трудом» завоевывает этот навык. Поэтому хорошо, если мама и папа сумеют создать малышу максимальный комфорт для передвижений по дому.
Центральную часть комнаты, по возможности лучше освободить. Ребенок должен хорошо видеть пути передвижения. Хорошо просматриваемое им пространство формирует первоначальную ориентировку в ближайшем окружении и элементарную самостоятельность. Малыш повторяет и повторяет удавшееся ему действие, как бы «тренируется». При этом он не избегает наиболее трудных «участков пути», если это происходит вне дома. Малыш не выбирает более ровное пространство, его притягивают и впадинки, и бугорки, и горочки, и пенечки. Он часто падает, но поднявшись самостоятельно или с помощью взрослых, все начинает сначала.
Таким образом формируется множественность «степеней свободы» движений ребенка в пространстве, координация и устойчивость в вертикальном положении, чувство равновесия . И так во всем: дитя «завоевывает» окружающий мир, «учится» быть человеком. Например, разве ему легко управляться с ложкой? Почему ребенку в 1год З месяца так трудно поднести ее ко рту? Потому что еще не сложилась достаточная координация руки, а мелкая моторика пальцев и вовсе отсутствует. У крохи все еще впереди.
Рефлекс… любопытства
В начале 2-го года малыш часто сталкивается с новизной окружающего мира, попадая в трудные, порой травмоопасные, ситуации: увидев щель, обязательно засунет в нее палец (это может быть не только дверь, шкаф, но и консервная банка, пузырек), при виде блестящего утюга, тянется к нему, не зная, что можно обжечься, или стаскивает на пол скатерть с посудой, попадая в итоге себе на голову. Познавательная активность малыша столь велика, что даже болевые ощущения, получаемые на первых «уроках», не вызывают страха, а становятся уроками мужества и упорства.
Любопытство ребенка базируется на врожденном ориентировочном рефлексе (реакции на новизну), который дан людям самой природой . Взрослые должны учитывать эту особенность малыша: с одной стороны мир манит ребенка своей неизвестностью, с другой - учит осторожности. Да, таков этот период детства. Конечно, поведение крохи строится на рефлекторном подкреплении: дитя не может быть другим, в нем говорит природа его возраста. Родители должны знать, что в начале второго года малыша нельзя лишать радости освоения пространства и накопления сенсорного (чувственного) опыта, как бы ни было трудно управляться с непоседой .
Общение со взрослыми и их «деловые» контакты в играх с предметами и игрушками являются необходимым условием психического и физического развития малютки. Замечено, что дитя особенно привязывается и выделяет того взрослого, который наиболее часто входит с ним в «деловые», игровые контакты. Конечно, продолжается социализация малыша, то есть, вхождение в общество людей, усвоение формы их поведения и отношений, формирование человеческого видения мира. Усиление этой линии развития будет происходить на протяжении всего 2-го года жизни, а пока происходит переход в отношениях со взрослым от действий «рядом» к действию «вместе».
Малыш овладевает активной жизненной «деловой» позицией с ориентировкой на самостоятельность и «открытие себя как деятеля». Вот почему малютку невозможно удержать на месте, ребенку все необходимо потрогать, ощутить, увидеть реакцию взрослого на его действия. Познавая окружающее, входя в мир, малыш начинает постепенно понимать себя, своё собственное «Я», ощущать своё место в социальном окружении родных и близких. Прежде всего, дитя овладевает разнообразными внешними действиями: делает первые самостоятельные шаги, в том числе, к предмету, из положения стоя достает игрушку, переносит ее, нанизывает на стержень кольца, а не только снимает и разбрасывает, пытается самостоятельно удерживать ложку.
Не ломает, а познает!
Первые три месяца второго года жизни отличаются тем, что у малыша наблюдается нарастание двигательных умений . Он подражает взрослому, овладевая все новыми и новыми действиями с предметами. Предметная деятельность остается ведущей в этот период детства .
Огромную роль играют предметные игры ребенка с дидактическими игрушками: кольцами, пирамидками, шарами, кубиками, предметами-вкладышами. Они формируют его мышление, которое в ранний период детства носит наглядно-действенный характер. Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений проходят в развернутом, практическом действии с игрушками: например, соединяя и разъединяя кольца, шары, кубы-вкладыши, цветные колпачки. «Ребенку ничего нельзя дать в руки, он все ломает, разбирает на части, книги и картинки разрывает!» - жалуются родители, подозревая своего любимца в проказах. На самом деле такое поведение говорит о том, что малыш «анализирует» и «синтезирует» в действии с незнакомыми для него объектами, познавая их физические свойства.
Именно поэтому малютке полезны игрушки, состоящие из разных частей. Раскладывая их, малыш не ломает предмет, а разбирает. Затем собирает заново. Эта особенность детей начала 2-го года жизни была гениально «угадана» в народных игрушках: матрешках, бочатах, расписных яичках, пирамидках. Хочется отметить, что первые игры ребенка со сборно-разборными предметами, «готовят» в недрах наглядно-действенного мышления более высокие формы мыслительной деятельности.
Ребенок постепенно учится устанавливать «внутренние» связи между предметами, объединяя или разъединяя их по каким-либо признакам. Но это в будущем, а пока малыш обнаруживает сенсомоторный интеллект . Он реагирует лишь на то, что находится перед его глазами и что он непосредственно видит в руках взрослого или в собственных ладошках. Заметно, что дитя проявляет больший интерес к предметам, которые находятся в руках у взрослых, и которым мама и папа дают положительную оценку в его присутствии. Даже самая невзрачная машинка в таком случае становится приоритетной для крохи по сравнению с любой самой яркой и эффектной. Импульсивность малыша, быстрый переход от слез к смеху и наоборот – по этим качествам в поведении малютка очень близок с младенцем конца первого года. Он очень зависим от ситуации, у него отсутствует планирование и прогнозирование собственных действий, отсутствует волевое поведение. Порой взрослому даже не приходит в голову, что малыш может выкинуть в последующую минуту.
Вот почему родителям необходимо знать особенности возраста и усвоить приемы общения с малышом, подкрепленные эмоциональной, ориентировочно-чувственной основой – показать игрушку, поиграть в «Ладушки», «Поехали-поехали», «Прятки». Помогут и малые фольклорные жанры для самых маленьких, такие как: потешки, песенки, стихи. Но пропевать и читать их следует на память, очень эмоционально, меняя выражение лица, интонации голоса и его силу. Звуковые игрушки так же любимы малышами начала 2-го года: барабан, бубен, колокольчики, погремушки. Ребенок быстро усваивает их тембр. И к 1году 3 месяцам не только самостоятельно «играет», но и находит их по просьбе взрослых. Эмоциональность ребенка проявляется и в том, что дети в этом возрасте не контролируют своих чувств. Поэтому от взрослых, особенно от матери и отца, требуется большое терпение и мудрость.
Второй год - самый тяжелый в жизни родителей, потому что дитя требует «глаз да глаз» за собой. Многие предметы обладают скрытыми свойствами, о которых дитя не имеет пока ни малейшего представления. Действительно, как можно узнать, что такое горячее - холодное, острое - тупое, гладкое - колючее, если не прикоснуться к этому?
Контролируем процесс развития
В каждую стадию своего раннего детства малыш должен достигать определенных высот. Развитие его и после года продолжает идти быстрыми темпами, если взрослые уделяют крохе должное внимание и проявляют заботу. Следует учитывать, что переход от младенчества к раннему детству происходит не в одночасье, а осуществляется постепенно, на протяжении всего 2-го года, по мере роста и развития малютки. Но это – не спонтанный процесс, который осуществляется без участия взрослого. И тут не следует полагаться на сильную природу детства, на то, что ребенок сам собой достигнет вершин человеческого развития.
Если будут отсутствовать благоприятные социальные условия жизни, развивающее общение и развивающая среда, а также активная деятельность самого малыша - дитя в психическом развитии может остаться на уровне младенчества. Вот почему педагоги, психологи, врачи «отслеживают», как развивается малыш, по микропериодам его жизни. Эта система проверок овладения соответствующими умственными действиями, навыками и умениями тестируется не только на 1-ом году, но и 2-ом году жизни малыша, а четыре триместра: от 1 года до 1 года и 3 месяцев, от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев, от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев и от 1 года 9 месяцев до 2-х лет - это «вехи» в поступательном развитии .
Каждый триместр имеет свои задачи и рассчитан на соответствующий уровень усвоения и развития. Если дитя отстает на 2-3 триместра от нормы - это характеризуется как сильная задержка психического развития. Необходимо искать причины такого состояния малыша и корректировать его развитие. Потеря времени может обернуться нервным срывом для малыша. Он начинает демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Ведущими линиями по-прежнему являются познавательное, социальное, речевое и моторное развитие . В развитии речи не видится большого прогресса: дитя пользуется возгласами, подражательными речевыми реакциями и лепетными словами. Понимает малыш значительно больше слов, чем может произносить. По-прежнему большую роль в умственном развитии играет сенсорное воспитание и развитие действий с предметами.
Особое значение от 1 года до 1 года 3 месяцев приобретает развитие движений, совершенствование ходьбы ребенка. Ограничение двигательной активности может обернуться нервным срывам для малыша. Он начинает демонстрировать свое «неповиновение», раздражение, нервозность, а иногда и вялость, безразличие ко всему. Очень важно своевременно и правильно взять старт начала 2-го года, осуществляя задачи, стоящие в первом триместре.
|
В 1 год и 3 месяца (15 месяцев) у ребёнка появляются свои пищевые предпочтения. В этот период важно приучить малыша к здоровым и разнообразным блюдам в рационе. Сохраняют значение режим питания, качество продуктов, кулинарная обработка и плавный переход от протёртой до твёрдой пищи.
Начнём с тех, которые на детском столе должны появляться ежедневно.
Молоко и его производные
Источник животного белка, витаминов и .
Суммарный объём грудного молока или адаптированной смеси, кефира, йогурта и других молокопродуктов: 500 мл в сутки.
- Грудное вскармливание не отменяют. Мама может кормить малыша 1–2 раза в день рано утром и на ночь. По мере изменения потребностей детского организма количество и качественный состав грудного молока меняются. Поэтому переедание ребёнку не грозит.
- Адаптированной смеси отводят всего одно кормление, которое можно заменить 200 мл кефира или кисломолочной смеси перед сном.
- Творог (дневная норма не превышает 50 г) предлагают в чистом виде или используют для приготовления сырников на пару, пудингов, суфле.
- или йогурта дают до 200 мл в сутки. Выбирают продукцию с живыми молочнокислыми бактериями и пометкой «для детского питания» .
Каши
Источники медленных углеводов, витаминов группы B и минералов.
В рационе появляются содержащие глютен представители: пшеничная, овсяная, пшенная каша на молоке или воде (≈200 г).
Для деток с плохой прибавкой веса 1–2 раза в неделю можно готовить и манную кашку, но без фанатизма: она содержит фитины , затрудняющие всасывание кальция и витамина D.
Мясо
Мясная продукция богата белками и аминокислотами, витаминами группы B, железом.
Нежирная свинина, мясо домашней курицы, крольчатина, говядина и телятина в меню попадают 4–5 раз в неделю по 80 г на порцию в виде котлет, фрикаделек, тефтелей, суфле.
Овощи
Поставщики растительного белка, витаминов, клетчатки и минеральных веществ.
Используют для приготовления свежих салатов, тушения, добавляют в супы.
Суммарное количество в день: 200 г.
Хороший вариант - ложечка джема из домашних заготовок к творогу, сырникам или каше.
Учтите! Допустимая : 35 г в день с учётом его содержания в других продуктах (молоко, каши, фрукты, овощи и пр.).
Соль
Может навредить: провоцирует задержку жидкости и повышает нагрузку на почки.
Про нехочуху
Аппетит в детском возрасте не отличается постоянством и снижается по разным причинам:
- малоподвижность;
- калорийные перекусы;
- недомогание;
- нежелание есть предложенное.
Отказ от еды - не повод насильно кормить малыша.
Детский врач Комаровский советует:
- оставить за ребёнком право выбора;
- временно заменить нелюбимое на равноценное по калорийности, но из других продуктов (например, кашу на макаронные изделия или пюре из картофеля);
- не повторяться в течение дня и по возможности недели;
- соблюдать ритуалы: мыть ручки, расставлять тарелки, повязывать салфетку;
- предлагать вкусные и красиво оформленные блюда.
Переедание
Еще одна проблема в детском питании после года, хотя встречается реже.
Обычно переедание связано с попытками родителей добиться того, чтобы ребёнок съел больше.
- избыточный вес;
- снижение физической активности;
- сбои в работе пищеварительной системы;
- нарушение микрофлоры кишечника;
- снижение иммунитета.
Перекусы
Специалисты считают беспорядочные перекусы причиной отказа от основной еды.
Но физически активному ребёнку перерыв в 4 часа порой трудно выдержать - нужен перекус, чтобы восполнить затраты энергии.
Что предпринять:
- Для устранения чувства голода дать несколько кусочков фруктов, овощей, ломтик сыра или 1–2 детских печений с кефиром.
- Подкрепить непоседу за 1,5 часа до основного приёма пищи.
- Если малыш захотел кушать на 30–40 минут раньше установленного графика, пойдите ему навстречу.
Важно научиться понимать, действительно ли ребёнок хочет есть, или у него жажда. Предложенная вода, несладкий компот могут стать быстрым решением проблемы.
Грудное молоко
Материнское молоко после года:
- на 95 % обеспечивает витамином C;
- помогает в переваривании пищи;
- предоставляет иммунную защиту от инфекций.
Принципы приготовления пищи
Пищеварительная система ребенка к 1 году и 3 месяцам уже легко справляется со многими продуктами при условии правильной их подготовки и обработки.
Приоритетно приготовление на пару в пароварке или мультиварке. Приемлемый вариант - варка, допустимый - тушение.
Овощи для свежих салатов натирают на , а перед термической обработкой нарезают небольшими кусочками. В тушёных и первых блюдах их можно чуть размять вилкой.
Мясо пропускают через мясорубку для паровых фрикаделек, котлет, тефтелей, суфле. Отваривают для паштетов с последующим измельчением в блендере, нарезают небольшими кусочками для тушения.
Для рыбного филе подходит варка, тушение, запекание в фольге. Из него также делают фарш для тефтелей и котлет.
Яйца готовят только вкрутую, в виде без жира с добавлением молока, используют для рыбного и мясного фарша, сырников и запеканок с последующей тепловой обработкой.
Предпочтительнее каши однородной консистенции, хорошо разваренные. Можно покупать: соответствующие возрасту растворимые промышленного производства или быстроразвариваемые в хлопьях.
Сливочное и растительное масло добавляют в еду на финише приготовления, не подвергая высоким температурам.
Свежие фрукты очищают от кожицы, нарезают мелкими кусочками или предлагают малышу в ниблере как более безопасном варианте.
Для приготовления молочных каш можно использовать адаптированные смеси. Цельное коровье молоко остаётся под запретом до 3 лет из-за высоких рисков появления аллергии на молочный белок.
- выбирайте только свежие и экологически чистые продукты;
- готовьте еду непосредственно перед подачей;
- не давайте непоседе чересчур горячее или холодное.
Составляем меню
Завтрак | |
---|---|
Каши или овощные блюда | 200 г |
Творожное, рыбное, мясное или яичное блюдо | 50 г |
Чай | 100 мл |
Обед | |
Салат из свежих овощей | 30 г |
Первое | 50 г |
Второе (мясное или рыбное) | 70 г |
Гарнир (овощной или крупяной) | 70 г |
Компот или сок | 100 мл |
Полдник | |
Кефир или йогурт | 150 мл |
Печенье, сухарики или галеты | 15 г |
100 г | |
Ужин | |
Мясное с овощами, овощное, крупяное или творожное блюдо | 180 г |
Кефир или йогурт | 100 мл |
Свежие фрукты или фруктовое пюре | 50 г |
Перед сном | |
Грудное молоко или адаптированная смесь | 200 мл |
Примеры
Начало второго года жизни вашего малыша знаменуется его новыми и интересными достижениями. Совершенствуются навыки, связанные с владением собственным телом, – в первую очередь ходьба. Но самые важные изменения касаются интеллектуального развития: прошло всего 3 месяца с первого дня рождения, а сознательность ребенка за это время возросла многократно. Пожалуй, именно в начале второго года наиболее заметен переход от младенчества, когда кроха активно растет и учится управлять своим телом, к детству – времени любопытства и осмысленного освоения окружающего мира.
Физическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев
Рост и вес ребенка в 1 год 3 месяца согласно нормативам отечественных педиатров:
Параметр |
Мальчики |
|||
Нижняя граница |
Верхняя граница |
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|
Окружность головы, см |
Рост и вес ребенка 1 года 3 месяцев по данным ВОЗ:
Параметр |
Мальчики |
|||
Нижняя граница |
Верхняя граница |
Нижняя граница |
Верхняя граница |
|
Окружность головы, см |
На вопрос, сколько зубов должно быть у ребенка в 1 год 3 месяца, стоматологи отвечают: примерная норма – 12 зубов. К «стандартным» для годовалых малышей 8 зубикам добавляются первые верхние, а затем и первые нижние моляры, или жевательные зубы. Разумеется, организм каждого ребенка индивидуален, поэтому сроки и темпы прорезывания зубов могут существенно отличаться.
Режим дня, сна и кормления ребенка в 1 год 3 месяца
Малыш может по-прежнему спать 2 раза днем, и это является абсолютно нормальным, но многие дети переходят в этом возрасте на 1 дневной отдых. Общая продолжительность сна составляет в этом возрасте около 13,5 часов, из них на ночной сон приходится 10-11 часов.
Питание ребенка по-прежнему 4-5-разовое, с интервалами между кормлениями 3-4 часа.
Психология и психическое развитие ребенка 1 года 3 месяцев
Главное качество ребенка в возрасте 1 год 3 месяца – любопытство! Малышу интересно всё вокруг : он исследует все углы вашего дома, откроет дверцы попавшихся ему на глаза шкафов и тумбочек, вытащив их содержимое, с одинаковым восторгом будет рассматривать машины на проезжей части, других детей на игровой площадке и голубей, клюющих зернышки. Увидев что-то новое и манящее для себя, ваш первооткрыватель поспешит скорее туда – и тут уж мама должна быть начеку, чтобы предупредить возможные опасности. Но и ограждать кроху от всего подряд не нужно, ведь именно сейчас он учится и активно познает окружающее пространство.
Поведение ребенка в этом возрасте построено на инстинктах и чувствах . Он явно перенимает мимику и действия других людей: улыбается, хмурится или смеется, видя такие проявления эмоций у близкого взрослого или другого ребенка. Теперь вы можете понять выражение лица своего крохи – радостное или грустное, просящее, заинтересованное, возмущенное.
Малыш быстро отвлекается и переключает внимание , настроение может меняться очень часто. Отказ или ограничения в действиях вызывают у ребенка явный протест, выражаемый мимикой, жестами или криком. Неудачное действие, а также всё новое и неожиданное могут вызвать очевидное напряжение и даже огорчение у крохи.
Мама по-прежнему остается для малыша главным человеком . Если с близким человеком ребенок расслаблен, улыбается и смотрит ему в глаза, всячески привлекает внимание и грустит при его уходе, то незнакомец может вызвать напряженность и даже испуг.
В этом возрасте для ребенка очень важна реакция взрослого на его действия . Несмотря на возросшую самостоятельность, похвала и ободрение мамы являются для малыша главными мотиваторами. Именно поэтому он постоянно наблюдает и пытается подражать увиденным действиям взрослых – вытирает пол тряпочкой, пытается складывать вещи в стиральную машину, причесывается. Таким способом кроха старается определить свою позицию в социальном окружении.
Умения и навыки ребенка в 1 год 3 месяца
Малыш в 1 год 3 месяца уже различает формы и размеры предметов: мячики, кубики, колечки; большие и маленькие игрушки. Может сортировать их по цветам.
Ребенок уже довольно уверенно собирает пирамидку и строит башенку из 4-5 кубиков.
С интересом рисует карандашом/фломастером, зажав его в кулаке.
Игровые действия с предметами в основном подражательные – те, которым научили взрослые (кормить куклу, уложить спать плюшевого мишку).
Что касается бытовых навыков, малыш пьет из чашки, умеет набирать еду в ложку и доносить ее до рта (взрослый обычно при этом его докармливает). Пытается вытирать руки после умывания. Может начать проситься на горшок.
Речь ребенка в 1 год 3 месяца
Несмотря на то, что ребенок говорит еще совсем немного (до 20 облегченных слов), его понимание речи за последние 3 месяца значительно увеличилось. Теперь он знает названия многих бытовых предметов, игрушек, одежды, действий, ситуаций. Помнит имена близких взрослых. По просьбе малыш может показать части тела у себя и у игрушки, выполняет простые просьбы.
К этому возрасту возрастает интерес ребенка к книгам. Родителей порадует то, насколько точно кроха запоминает всё, что ему рассказывают и читают – если его попросить найти ту или иную картинку, он откроет нужную страничку книги и покажет нужное изображение.
Количество слов активной речи может отличаться у разных детей, но обычно их произнесение бывает связано с:
- моментами радости, удивления;
- увиденным знакомым явлением;
- собственным движением или игрой;
- подражанием;
- просьбой взрослого.
Первые простые слова часто связаны с подражанием звукам, издаваемым животными или предметами (му – корова, га-га – гуси, ту-ту – паровозик).
Год и три месяца – период, когда интенсивное физическое развитие крохи уже позади, и ежемесячные изменения роста и веса уже не являются важными показателями правильного развития малыша. На первый план в этом возрасте выходит психическое развитие карапуза – теперь активно познающий мир малыш радует родителей своими открытиями и достижениями. Но для того чтобы контролировать развитие крохи и при необходимости своевременно его корректировать, важно знать, что должен уметь ребенок в 1 год и 3 месяца.
Согласно данным ВОЗ, при правильном физическом развитии ребенка:
- Рост мальчиков составляет 76,6–81,7 см, а рост девочек — 74,8–80,2 см;
- Вес мальчиков колеблется от 9,2 до 11,5 кг, а вес девочек – от 8,5 до 10,9 кг;
- Окружность головы у мальчиков варьируется от 45,5 до 48,1 см, а у девочек – от 44,3 до 47,0 см.
Важно: Приведенные выше показатели не учитывают наследственный фактор, поэтому если рост и вес малыша не соответствует средним данным, но ребенок, по мнению специалистов здоров, беспокоиться не нужно.
В год и три месяца малыш уже стремится к самостоятельности и обладает определенными навыками. Кроха:
- Не просто ползает на четвереньках, но и легко в этом положении преодолевает препятствия в виде ступенек. При необходимости малыш ползет как рак, попой вперед.
- Шагает по ступенькам, держась за родительскую руку, а по ровной поверхности ходит без поддержки.
- Активно перемещается по квартире, используя и совмещая все доступные ему способы передвижения.
- Взбирается на диваны, стулья и другую не очень высокую мебель.
- Прекрасно сидит на высоком детском стуле и пробует сам слазить с него.
- Открывает все незаблокированные дверцы мебели и извлекает оттуда содержимое.
- С переменным успехом пользуется расческой, зубной щеткой, ложкой и другими подобными предметами, хорошо справляется с детской чашкой.
- Способен кушать самостоятельно (качество процесса зависит от характера и пищевых пристрастий карапуза).
- Помогает себя одевать – ищет рукой рукав, ставит в обувь ножку.
- Хорошо бросает мяч руками, катает его, пробует пинать (попадания чередуются с промахами).
На детской площадке кроха пока еще не может полноценно взаимодействовать с другими детьми, поэтому малыш либо увлеченно возится со своими игрушками при участии мамы, либо наблюдает за игрой других детей и эпизодически пробует перетянуть к себе чужое имущество.
В этом возрасте ребенок уже может проситься на горшок, но так как данное умение связано с волевыми процессами, этот навык относится и к психическому развитию малыша.
Психическое развитие
После года бурными темпами развивается эмоциональная сфера – ребенок бурно реагирует на появление родителей, новые игрушки, копирует поведение взрослых и их мимику. Малыш проявляет интерес к другим детям и может «заражаться» их эмоциями (звонко хохочет или плачет за компанию). Эмоциональный фон еще очень подвижен – настроение крохи может очень быстро меняться. По сравнению с предыдущим периодом малыш в течение дня более уравновешен.
Окружающий мир познается через чувствительное и эмоциональное восприятие (что такое «горячо» или «больно» познается эмпирически). Новое вызывает у ребёнка удивление, неожиданное – пугает.
Малыш увлеченно исследует все вокруг, поскольку он уже начинает улавливать причинно-следственные связи (если что-то толкнуть, оно падает и т.д.).
Если у карапуза что-то не получилось, он расстраивается, и радуется, если достиг своей цели. В сложные моменты кроха обращается за поддержкой к взрослым.
В один год и три месяца ребенок:
- Знает две формы (шар-мяч и куб-кубики);
- Способен различать предметы по цвету и размеру;
- Умеет возводить башенку из кубиков, собирать и разбирать пирамиду;
- Воспроизводит разученные действия с игрушками (возит машинку, кормит игрушки и др.);
- Любит играть с предметами обихода, «говорить» по телефону;
- Изучает устройство предметов;
- Выкладывает из коробок предметы и складывает их обратно, накрывая крышкой;
- Может пробовать «рисовать».
В год и 3 месяца развитие речи идет стремительными темпами, поэтому кроха разговаривает с игрушками.
Речь ребенка
Речевое развитие ребенка в 1 год 3 месяца в норме включает:
- Значительное увеличение пассивного словарного запаса (слов, которые малыш понимает, хотя не все из них произносит).
- Повторение новых слов и звуков. Слова в большинстве своем обозначают близких («ма-ма», «ба-ба» и др.) или являются звукоподражательными (собака – «ава» или «ав-ав»). Малыш может вместо слова произносить начальный слог или слог под ударением (от случайных слогов такие слова отличаются привязкой к конкретному предмету или ситуации).
- Произнесение слов, объединенных по определенному признаку (например, «ам-ам» может быть и посудой, и выражением желания поесть, и констатацией факта, что кто-то ест или это едят). Признак, по которому обобщаются разные предметы, может быть разнообразным – форма, текстура и др.
- Произнесение вопросительного слова-звука и одновременное показывание пальцем на предмет. Таким образом ребенок дает понять, что он хочет узнать название этой вещи.
- Может выборочно слушать стихи (в процессе рассматривания книжки) или короткую «сказку на ночь», но репертуар всегда ограничен («Репку», если ребенок согласен слушать сказку, можно повторять несколько раз за один день – малышам нравится, когда они узнают текст, но длинные произведения в прозе они запомнить не могут).
Развитие речи у детей зависит от того, насколько часто родители общаются с ребенком. Речь быстрее развивается у малышей, мамы и папы которых комментируют свои действия, и в ответ на указательный жест крохи или на его обозначающее предмет «слово» называют предмет или объясняют его назначение.
Способствуют развитию словарного запаса телесные ощущения и действия, которые сопровождают новое слово (листик можно потрогать, в колокольчик позвенеть).
Важно: На данном этапе развития карапуза (до 2 лет) необходимо быть очень осторожным с методиками раннего обучения. Дети в этот период действительно способны хорошо запомнить буквы, цифры и фигуры. Так как это абстрактные понятия, а абстрактное мышление в таком возрасте отсутствует, обучение приобретает характер механического заучивания и вредит развитию речи. Кроме того, обучение по разнообразным методикам не должно доминировать над живым эмоциональным общением, иначе у вас вырастет вундеркинд с нарушениями эмоциональной сферы.
Развивающие занятия и игры
Многие мамы, попав в игрушечный магазин, теряются от обилия ярких и разнообразных игрушек. С одной стороны, хочется порадовать детку новой игрушкой, а с другой стороны, поющего бегемотика ребенок игнорирует, и вместо этого возится с коробкой.
Какие игрушки нужны ребенку в 1 год, чем он действительно будет играть, и что будет способствовать развитию?
Для деток после года и трёх месяцев можно покупать:
- Каталки – фигурку животного или предмет, которые во время движения «оживают» (крутят головой, перебирают лапками и т.д.). До полуторагодовалого возраста приобретать стоит только те каталки, которые надо толкать перед собой - ребенку интереснее идти за игрушкой, которую он видит, чем тянуть ее за собой. Благодаря каталкам ходьба у малышей быстрее приобретает автоматический характер. Конечно, при выборе каталки надо обращать внимание не только на яркость и эффектность, но и на устойчивость. Игрушки, издающие резкие звуки, желательно не покупать.
- Игрушки, которые помогают осваивать действия, совершаемые с бытовыми предметами. К таким игрушкам относятся формочки и лопатки для песочницы (зимой большой лопаткой можно копать снег), кукольная посудка (должна быть достаточно прочной и не очень маленькой по размеру), игрушки, имитирующие строительный инструмент (молоточек и т.д.), удочка для ловли рыбок при помощи магнита и т.д.
- Самообучающие игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики), при игре с которыми ребенку приходится самостоятельно соотносить размер, расположение или форму частей.
- Игрушки для развития речи – сюжетные картинки или крупные пазлы, книжки для самых маленьких (в твердой обложке, с яркими картинками по типу «Где чей малыш», «Овощи» и др.).
- Мячи - от помещающегося в руке пружинящего мячика до детского мяча для фитнеса (заниматься на нем можно только с мамой!).
- Способствующие физическому развитию лесенки, коврики, обручи и т.д. (если детская позволяет, можно купить даже горку).
- Машины – грузовики для перевозки кубиков, песка и т.п. (нравятся даже девочкам), машины, на которых можно кататься при помощи ног и просто яркие машинки, которые можно возить на веревочке.
- Соответствующие возрасту интерактивные и музыкальные игрушки (например, Chicco «Ферма»). Такие игрушки стимулируют развитие речи и тренируют память.
Занятия для физического развития
В этом возрастном периоде детки не могут долго играть самостоятельно, поэтому кроме развивающих игрушек малышу нужны развивающие игры. Первый шаг уже остался позади, но не все дети одинаково ловко управляются с собственным телом. Именно для физического развития рекомендуются упражнения:
- С обручем (совместные со взрослым приседания, когда и родитель, и ребенок держатся за обруч, проползание через обруч и т.д.);
- Сгибание и разгибание туловища;
- Катание мяча;
- Приседания, при которых кроха собирает игрушки;
- Поднимание ног и др.
Важно: Любые развивающие занятия должны быть удовольствием для ребенка, игрой, поэтому принуждать малыша категорически запрещается – если ребенок противится, его нужно заинтересовать. Занятия не должны занимать много времени, так как кроха быстро устает, и должны проводиться регулярно.
Питание ребенка в 1 год и 3 месяца
Режим дня остается прежним, питание – пятиразовым или четырехразовым, с интервалом в 3–4 часа.
В рационе должно присутствовать достаточное количество молочных продуктов (количество творога можно увеличить, добавить небольшое количество нежирной сметаны), фруктов и овощей.
Ягоды с плотной кожурой желательно измельчать в пюре, мягкие плоды можно давать дольками. Экзотические фрукты можно давать только в умеренном количестве. При склонности к аллергии перед введением нового продукта желательно проконсультироваться с аллергологом.
Блюда должны подаваться в тушеном или вареном виде, а сладкое присутствовать в минимальном количестве (печенье или вафли на полдник).
Поскольку дети в этом возрасте могут перебирать, что они будут есть, а что – нет, блюда можно оригинально оформлять (в виде мордочек животных и пр.).
1 год и 3 месяца — это очередная веха в развитии малыша. Начинает пропадать младенческая округлость, ребенок, что называется, «вытягивается», а рост и вес набираются не так стремительно, как на первом году жизни. Развитие по-прежнему идет полным ходом. Каждый день наблюдательные родители замечают что-то новенькое — жесты, движения, слова, понимание и осмысление происходящего вокруг. Но это и очень сложный возраст, когда ножки готовы нести своего маленького владельца куда угодно, а мыслительная деятельность развита не настолько сильно, чтобы сначала подумать, а потом пойти, залезть, схватить. «Глаз да глаз» — такого правила вплоть до двух лет, а то и больше, придется придерживаться тем, кто всегда старается уследить за карапузом.
Физическое развитие ребенка в 1 год и 3 месяца
Данные о развитии ребенка — нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения.
Мальчики
- Рост — 76,6-81,7 см
- Вес — 9,2-11,5 кг
- Окружность головы — 45,5-48,1 см
Девочки
- Рост — 74,8-80,2 см
- Вес — 8,5-10,9 кг
- Окружность головы — 44,3-47,0 см
В возрасте 1 год 3 месяца ребенок становится всё более самостоятельным, и всё больше разных дел стремится делать сам.
Не нужно препятствовать инициативам крохи, тем более в тех делах, с которыми ему по силам справиться. Хочет держать ложку и самостоятельно отправлять в рот пищу — пожалуйста. Просто нужно запастись терпением, хорошим фартуком и дополнительной порцией еды. Держать кружку и пить из нее — тоже уже можно и нужно. Кружку лучше использовать пластмассовую, она более легкая, и не разобьётся при падении.
Очень сильно в этом возрасте стремление к подражанию окружающим взрослым: услышал, как кашляет папа — кашляет тоже, мама читает — и мы полистаем книжку.
Простые действия ручками — «пока-пока», «ладушки» — разучите, если еще не сделали это.
Ходьба всё более совершенствуется, малыш может одновременно идти и нести предмет, идти и толкать или тянуть игрушку. Стоя на ногах можно потянуться и взять с полки что-либо.
- Малыш еще не дорос до совместных игр со сверстниками. Он может заниматься своими делами, сидя рядышком в песочнице, наблюдать за игрой соседа, но к большему взаимодействию ребенок пока не готов. Не сформировались понятия «моя» и «чужая» игрушка, поэтому нередки ситуации, когда один карапуз хватает игрушку другого или начинает её «перетягивать». Объяснять пока бесполезно, лучше отвлечь, переключить внимание на что-то другое.
- Многие ребятки изначально не боятся темноты и прочих вещей. Но взрослые, припугивая детей разными страшилками из разряда: «Если ты не будешь кушать, тебя заберет бука (бяка, чужая тетя и др.), сами дают повод для страхов. Нельзя использовать страх как способ достижения воспитательных целей, иначе вы рискуете получить часто пугающегося ребенка, вздрагивающего при малейшем шуме. Дальше может развиться невроз.
Развивающие занятия и игры для ребенка в 1 год и 3 месяца
- Очень полезно делать гимнастику , ребенок учится повторять несложные движения и развивается физически. Веселее выполнять несложные действия под какую-нибудь простую музыку. Песенки Железновых, например, прекрасно подходят для 3-5 минутных «разминок». Желательно разучить две-три песенки и повторять их в течение 10 дней. Потом добавьте новые, раз в несколько дней повторяя уже выученные и любимые. Так в скором времени вы будете знать и повторять полтора-два десятка веселых движений к удовольствию малыша и окружающих.
- Снимать кольца с палочки и надевать их на нее — тоже необходимый навык в возрасте 1 год 3 месяца. Пирамидка как нельзя более подходит для этих целей. Пусть ребенок не способен уделить длительное внимание игре, но даже 5 минут в день скоро дадут свои результаты.
- Показывайте и рассказывайте малышу, что такое горячее и холодное , мокрое и сухое, большое и маленькое, чистое и грязное.
- Во время прогулок обращайте внимание крохи на окружающие его предметы и их части: например машина — колеса, деревья — листья.
Найди пару
Разложите перед малышом парные предметы (носки, варежки, ботинки) по одной штуке от пары. Доставайте по одному вторые предметы пары и просите найти «друга».
Перекатывание мяча
Перекатывайте мячик друг другу сидя на полу, сначала с небольшого расстояния, после отодвигаясь дальше.
Прохождение трассы
Создайте на полу «трассу» с препятствиями, разместив разные по высоте коробки, стул и предложите малышу пройти. Невысокие предметы он должен перешагивать, высокие — обходить, под стулом пролазить. Можно попросить объехать препятствия машиной, которую ребенок будет тянуть за веревочку, либо толкать.
Что приготовить ребенку в 1 год и 3 месяца: рацион питания малыша
Морковная каша
Манка — 2 ст. л., морковь — 1/2 шт., молоко — 1 стакан, сахар — 1ч. л., масло сливочное — 1/2 ч. л., соль.
Морковь натереть на мелкой терке. В кипящее чуть подсоленное молоко тонкой струйкой всыпать крупу и положить морковь. Дать закипеть и варить на медленном огне 10-15 мин, помешивая. Добавить масло и сахар.
Меню ребенка в 1 год и 3 месяца
1-й день | 2-й день | 3-й день | |
Завтрак | Каша гречневая на молоке Чай Хлеб с маслом |
Икра из свеклы с яблоком Омлет паровой Чай с молоком Хлеб с маслом |
Каша пшенная с тыквой на молоке Чай Хлеб с маслом и сыром |
Обед | Суп рисовый с овощами, протертый Биточки из кальмаров и рыбы Пюре картофельное Компот из сухофруктов Хлеб |
Суп молочный с картофелем и морковью Кнели мясные паровые с творогом Овощное рагу Напиток морковно-яблочный Хлеб |
Бульон с яичными хлопьями Голубцы ленивые Кисель на отваре шиповника Хлеб |
Полдник | Вафли Фрукты Кефир |
Печенье Пюре фруктовое Кефир |
Блинчики с протертым яблоком Кефир |
Ужин | Творог с помидорами Зразы картофельные с овощами Молоко Хлеб |
Тыква с яблоком Суфле рисово-морковное Молоко Хлеб |
Пудинг гречневый с творогом Мусс фруктовый Чай с молоком Хлеб |