Как вырастить вундеркинда системы раннего развития. Как с пеленок вырастить гения. Предложи ему полазить по деревьям

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Инструкция

Результаты исследований физиологии мозга и детской говорят о том, что залог развития умственных способностей – это их собственный опыт познания в первые три года жизни - период интенсивного развития клеток головного мозга. Современные исследования показывают, что к трем развитие мозговых клеток завершено на 70-80%. Это означает, что родителям с самого рождения ребенка нужно направить свои силы на раннее развитие головного мозга до трехлетнего . Это не , что после этого возраста ребенка бесполезно развивать. Такие зрелые способности, как потребности, мышление, чувства, творчество, развиваются после трех лет, но они используют базу, которая уже сформирована к этому возрасту.

Раннее развитие ни в коем случае не предполагает насильственное вскармливание детей фактами и цифрами. Главное – это введение «вовремя» нового опыта. Всегда будьте внимательны к своему ребенку, чтобы не упустить этот момент и помочь освоить новый опыт или заинтересовавшую его информацию.

Чтобы малыш развивал свои потенциальные возможности, члены семьи должны стать ему друзьями-наставниками. Научитесь терпеливо выслушивать ребенка. Развернуто отвечайте на его вопросы, общайтесь доброжелательно, а не командным тоном.

Не заставляйте ребенка что-либо делать без желания, как в игре, так и в учебе. Процесс обучения должен радовать его. Читайте и играйте вместе, чтобы заинтересовать его. Интерес – один из лучших стимуляторов в воспитании малыша, даже если его внимание иногда перескакивает с одного предмета на другой. Любопытство детей безгранично, но оно является важным условием познания мира и необходимо им для умственного и интеллектуального развития.

Приобретайте для ребенка развивающие игры, книги и игрушки. Развесьте в детской комнате или в игровом уголке малыша плакаты с цифрами и алфавитом, карту мира, таблицу умножения и др. Сначала он просто будет созерцать, а потом начнет задавать вопросы.

Организуйте ребенку место для творчества: комфорт для игр на полу, удобство для лепки и рисования за столом, место для экспозиции его поделок и рисунков. Для рисования как можно раньше используйте пальчиковые краски, а затем мелки, кисти, карандаши и фломастеры. Ваш малыш любит рисовать на обоях? Пожертвуйте для его живописи одной стеной в комнате, зато другие стены и мебель останутся чистыми.

Чтобы понять, что вызывает интерес у ребенка и на что он способен, предлагайте ему разные игры. Иногда обычные бытовые вещи могут стать любимой игрушкой малыша. Не жалейте кастрюль, если ребенок непременно хочет играть с настоящей посудой, а не игрушечной. Обеспечьте наличие достаточного количества и разнообразие материала для творчества и конструирования (коробки, старые вещи, нитки, камушки и т.п.).

Любое достижение малыша должно быть замечено и выставлено на всеобщее обозрение (картина помещена в рамку и повешена на стену, новая поделка или конструкция занимает видное место на полке и т.д.).

Стимулируйте музыкальные способности ребенка, прослушивайте с ним классическую и фольклорную музыку, играйте на импровизированных инструментах, пойте песенки и т.п.

Поддерживайте интересы и увлечения ребенка. Повторяйте ему, что он талантлив и у него все получится. Это придаст ему силы и уверенности в себе. В течение жизни ребенка найдется еще много людей, которые покритикуют и усомнятся в нем, поэтому он должен чувствовать, что вера родителей в его талант и сообразительность не подвергается сомнениям.

Разностороннее развитие ребенка способствует его успеху во многом. Ваша задача ненавязчиво помочь ему с выбором, если сам он пока не может определиться. Тогда ребенок сможет сосредоточиться на чем-то одном, и в итоге его результаты окажутся более высокими.

В воспитании детей не существует готовых формул. Адаптируйте рекомендации, исходя из особенностей вашего ребенка. Уделите ему немного больше времени, и вы почувствуете, как раскрываются не только способности малыша, но и ваши собственные. Ведь любящие родители всегда развиваются вместе со своим ребенком.

Совет 2: Как воспитать гениального ребенка: еврейский опыт

На написание этой статьи меня натолкнула недавняя поездка в Израиль. Я обратила внимание на одну небольшую, но очень существенную разницу в воспитании детей в еврейских семьях и наших. Делюсь своими умозаключениями.

Есть такое убеждение, что евреи - очень умный народ. Мой тезис: евреи особым врожденным интеллектом не отличаются ни от какого другого народа. Разница в воспитании. Да-да. Именно в воспитании. Они воспитывают своих детей гениальными. Закладывают в них гениальное начало, то есть ребенок с младенчества постоянно слышит по обращению к нему то, что он гениален. Вы только задумайтесь над этим... Сколько возможностей дает ребенку такая позиция! Маленький человек растет уверенным в себе, своих силах. Его не ругают за какую-то промашку. На нее просто не обращают внимание или спокойно объясняют, как нужно было сделать правильно. При этом его постоянно хвалят за любой правильный и активный шаг.


Что делает умный родитель таким методом? Он мотивирует свое чадо работать, экспериментировать и развиваться. Маленький человек живет с ощущением того, что все, что он делает – гениально! Это накладывает определенную ответственность на него. Например, негоже гениальному ребенку плохо учиться, с гениальным умом получить двойку или не понять какое-то правило. Раз ты гениален - ты должен это постоянно подтверждать. Мы же тобой гордимся и верим в тебя.


А как принято воспитывать наших детей? Сразу оговорюсь – не все родители так обращаются со своими детьми. Не все. Есть и у нас умные и думающие на несколько шагов вперед родители, знающие о силе внушения и о важности закладки фундамента в человека с младенчества.


К сожалению, иногда слышим и такое (из подслушанного на детских площадках, в магазинах и общественном транспорте):


Куда ты лезешь?!


Кто тебя просит?!


Сидел бы уже!..


Глаза мои тебя бы не видели!


И попробуй только принести двойку - получишь!

Ты нормальный?!


Лучше бы я тебя не рожала!


Все дети, как дети - а ты...!


Руки у тебя из одного места выросли!


Еще раз сделаешь - я тебя прибью!


Весь в своего отца!


Я тебе сказала - заткнись!


Ремень сам принесешь?


И за что мне такое наказание?!


На этом, пожалуй, остановлюсь. Пока писала - самой плохо стало. А если на секундочку представить себя на месте ребенка, который все это слышит? Да еще видит при этом разъяренное лицо любимого родителя?... Только подумайте, что происходит с психикой ребенка? Будет ли он после сказанного знать, что двигаться вперед - хорошо? Что мир дружественен? Что любое его начинание будет поддержано и у него все получится? Или пойдет пить пиво с сотоварищами, потому, что есть в голове убеждение в своей никчемности и неудачливости?..


Забываем, вычеркиваем из своего лексикона все подобные демотиваторы. Вместо этого засеиваем в себя привычку хвалить и поддерживать ребенка.


Ниже приведу фразы, которые делают наших детей сильными, смелыми, позитивными, активными, думающими, заботливыми - гениальными:


Папа, посмотри, какой наш ребенок молодец!


Ты обязательно сдашь экзамен ( контрольную)!


Ты же такой умный


У тебя все получится!


Пробуй еще - ты обязательно справишься!


Ты обязательно победишь (выиграешь)!


Какое хорошо, что ты у меня есть!


А как ты думаешь, сын?



Расскажи мне о своих планах.


Мы с папой (мамой) тебя очень любим!


Ты делаешь уникальные вещи (рисуешь, пишешь, конструируешь)!


Ты - наша гордость!


Не знаю, как у вас, а у меня такие слова вызывают теплую улыбку на лице, желание делать и... счастье. Внушайте, дорогие родители, своим детям желание жить и любить! И ваши дети вырастут гениальными!


Если вы в комментариях продолжите список мотивирующих фраз, то окажете большую помощь родителям, которым для начала, для тренировки, очень нужны хорошие примеры.

Источники:

  • http://www.elenaborodina.ru/genialnyie-deti/

В мечтах каждого родителя его ребенок хоть иногда, но предстает в ореоле известности, почета и уважения. Быть мамой или папой гения - это действительно здорово. Однако, как хорошо известно, гениями не рождаются, а становятся. И первый «кирпичик» в этом становлении по силам заложить именно родителям.

Начинать воспитывать своего домашнего Эйнтшейна нужно с самых пеленок, и изобретать велосипед особой необходимости нет: существует множество методик раннего развития, позволяющих приблизиться к заветной мечте. Мы расскажем о наиболее ярких и перспективных. Их можно комбинировать, чередовать и пробовать пристроить к своему ребенку методом проб, ошибок и адекватной оценки результатов. Ну и брать на вооружение то, что вам откровенно не по душе, тоже не стоит, так что выбирайте внимательно.

Методика Монтессори

Самую известную на сегодняшний день методику очень любят в частных детских садах и родительских клубах: Мария Монтессори научила родителей не мешать детям самостоятельно развиваться. Однако просто сидеть сложа руки тоже нельзя: ребенка нужно плавно подвести к данному виду обучения и в дальнейшем наблюдать за результатом. Вмешательство позволяется только в те моменты, когда ребенку действительно нужно помочь. Никаких поощрений, наказаний и строгих временных рамок. Интенсивность тоже определяется индивидуально. Из чего же состоят сами занятия? Для этого родителям предлагается обширный ассортимент особых игрушек и вспомогательного дидактического материала.

Актуальный возраст для опытов над ребенком по системе Монтессори - от рождения до 12-ти лет. Обращаем внимание, что этот метод больше подходит для открытых, общительных детей. Робким интровертам будет гораздо сложнее, ведь за необходимой помощью ребенок должен сам обращаться к воспитателям - последним запрещено вмешиваться в процесс. Из минусов системы отмечают маленькое внимание, уделяемое творческому развитию личности. Акцент здесь сделан на интеллектуальные и логические упражнения.


Методика Глена Домана

Эта методика тоже пользуется большой популярностью у родителей потенциальных гениев. Глен Доман нарисовал особые карточки, благодаря которым малыши учатся запоминать слова и хорошо читать. Слово с демонстрируемой ребенку карточки нужно произносить отчетливо и громко, создавая у малыша связь между тем что он видит, слышит и воспринимает в целом. Однако, одними карточками методика Глена Домана не ограничивается - здесь есть место и физическим упражнениям, и творческому развитию.

ДЕТИ И ДЕНЬГИ

Приверженцы метода отмечают то, что обучающиеся по карточкам дети обгоняют сверстников и в интеллектуальном, и в физическом развитии. Одновременно с этим отлично развивается память и появляется прекрасный навык скорочтения, который очень пригодится будущему школьнику. Счет и работа с большим объемом информации - сюда же.

Когда начинать показывать ребенку карточки: прямо с рождения. Нет, в роддом можно не приносить. Однако после него - полный вперед. Если начать занятия с самого раннего возраста, к одному году ребенок будет обладать продвинутым словарным запасом.

В качестве минуса можно отметить то, что этот метод как раз для усидчивых малышей. Активным ребятам смотреть на карточки может быть скучно. И сложно умолчать о том факте, что сама система разрабатывалась для детей, подверженных заболеваниям мозга. Но для здоровых она тоже отлично годится, да и результаты приносит отменные.


Методика Зайцева

На этот раз в качестве обучающего материала выступают кубики с наклеенными на них буквами и слогами. При этом по кубикам Зайцева нужно не учиться, в них нужно играть, складывая разные слова. При успешном ходе занятий ребята начинают читать слова после 4−8 таких «игр». Но для достижения результата нужно обязательно придерживаться простых правил: помнить, что это прежде всего игра, а не учеба, играть в кубики регулярно и сворачивать занятия при малейших признаках усталости игрока.

Возраст знакомства с кубиками - 1,5 года. Метод больше подходит для «правополушарных» детей с их продвинутым образным мышлением. Недостатки системы - возможные проблемы в школе, где начнут с именно с букв и звуков, а не со слогов, к которым уже привык ребенок благодаря кубикам Зайцева. Впрочем, за время до школы вполне можно успеть познакомить ребенка с традиционной системой обучения чтению.

Методика Масару Ибука

Известный японский исследователь со всей серьезностью утверждает: после трех уже поздно. Все поздно. И совсем. Одноименная методика (и книга) утверждает, что раз все основы развития ребенка закладываются до трех лет, именно в эти три года нужно по максимуму загрузить малыша знаниями, информацией и даже навыками. Но делать это нужно по системе, а не просто так.

МОЙДОДЫР: ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ КУПАТЬСЯ

Основные принципы воспитания от Масару Ибука выглядят так: детский мозг способен решать сложные задачи, так что бояться перегрузок не стоит. Стоит выдавать малышам книги, пластилин и карандаши как можно раньше (не в роддоме, но около того). Тогда же - знакомство с классической музыкой и полотнами великих мастеров живописи. Познание мира нужно проводить при помощи взрослых предметов обихода, а не каких-то детских игрушек. И последнее: ребенок должен перепробовать в первые три года жизни все, что не навредит его здоровью.

Минусы можете назвать и сами: поскольку родителям придется спокойно взирать на все, что творит ребенок, не обремененный запретами, терпения придется запастись с лихвой. При этом Масару вполне допускает физические наказания, что напрямую противоречит одному из принципов системы про уважение личности и достоинства ребенка.


Вальфдорская методика

Полная противоположность предыдущей системе: ребенка до 7 лет загружать информацией строго не рекомендуется. Пусть ребенок познает мир так, как у него получается, естественно и без принуждения. При этом делается акцент на природу и любовь к окружающему миру. Этому способствуют природные материалы, предлагаемые в качестве игрушек и пособия по изучению мира.

Еще одним важным аспектом является запрет на слово «нет», оно допускается только в тех случаях, когда ребенок может причинить вред здоровью. Во всем остальным - полное дозволение и отказ от любых вмешательств в процесс познания мира ребенком.

Возраст - от 0 до 16 лет, система предназначается для послушных и спокойных детей, которые не будут злоупотреблять свободой и крушить все вокруг. Из минусов можно отметить отсутствие обычного дошкольного обучения с буквами и цифрами. Когда ребенок «вальфдорской школы» придет в школу обычную, возникнет много вопросов.


Методика Сесиль Лупан

Для обучения по данной системе важно осознать роль в ней родителей. Родители выступают как самые лучшие и самые важные педагоги. Обучать ребенка предполагается строго в игровой форме, без временных графиков и лишних переутомлений. Акцент делается на любознательности обучаемого: для ее развития родителям предлагается создавать особые условия, благоприятные для новых открытий. Также автор советует много придумывать и сочинять: например, песенки на известные мотивы для запоминания букв и цифр. И один из особых аспектов этой методики - ребенок непременно должен обучаться плаванию прямо с рождения (на выходе из роддома, мы помним).

Никаких ограничений по темпераменту и возрасту ребенка нет - методика подходит любому. Недостаток: отсутствие социализации ребенка, обучающегося строго в кругу семьи.


Методика Никитиных

Система, предложенная опытными многодетными родителями, в чем-то похожа на предыдущие. Родители должны выступать внимательными учителями детей, поощрять, хвалить и очень много общаться со своими детьми. Никакого принуждения - ребенок занимается только тем, чем он хочет. И третий момент, отличающийся: большое значение спортивных занятий. Спортивная обстановка должна царствовать в семье с самого рождения ребенка. Никитины выступают за закаливание детей прямо из роддома и остальные постулаты активного образа жизни.

Недостатки системы - семья должна быть спортивной целиком, столь радикальный подход к закаливанию достаточно спорен, да и акцент на двигательной активности несколько ущемляет другие аспекты, необходимые для всестороннего развития ребенка.

Методика Гмошинской

Мария Гмошинская в своей методике возносит гимн рисованию. Краски ребенку предлагается вручить в тот момент, когда малыш может сидеть без поддержки. Мазня пальчиками и ладошками вначале, потом - мелки, кисточки и карандаши. Однако цель данной методики не вырастить продвинутого живописца, а развить такие важные навыки у ребенка, как мелкая моторика, восприятия цвета и интерес к познанию окружающего мира.

Эта система в принципе не является отдельной и прекрасно дополняет другие. Никаких ограничений по характеру, возраст - от шести месяцев.

Система Самбурской

О спорте поговорили, о художествах тоже, пришел черед музыки. Именно музыка позволяет ребенку гармонично развиваться и положительно влияет буквально на все. Хорошая и правильная с точки зрения автора музыка должна звучать в ушах у ребенка даже тогда, когда он еще не родился, это позволит развить высокую эмоциональность и концентрацию внимания, которой так не хватает многим детям сегодня.

Музыкальные уроки по программе Самбурской следует проводить в спокойной атмосфере. Пусть ребенок воспринимает процесс как развлечение, а не обучение, и тогда методика может принести свои результаты.

Возраст применения - очевидно, с зачатия, методика подходит абсолютно для всех, но эффективнее приживается в музыкальных семьях.

И напоследок: не забывайте, что вы и сами можете стать автором своей методики, взяв подходящие идеи из уже имеющихся и дополнив своими. Ведь вашего ребенка все равно лучше всех знаете только вы, и именно вы можете помочь ему вырасти гармоничной, развитой и даже гениальной личностью.

Талантливые дети стали рождаться чаще. Интеллект-клубы, развивающие центры и студии роста - на каждом углу. Работа с одаренными детьми обособилась в специальное направление педагогики. Одаренность в детской психологии приобрела масштаб трофея, который нужно обязательно искать в каждом малыше и усердно культивировать. Рожать гениев стало модно и престижно. Целенаправленное развитие способностей стало статьей расходов семьи… Что это за тренд - одаренность?

Из этой статьи вы узнаете

Модно быть особенным

Каждое новое исследование лишь добавляет вопросов и все ищет способ, как сделать из ребенка гения. Но так ли важно современному малышу оказаться одаренным? Отличается ли его воспитание от общепринятого? Действительно ли каждый ребенок талантлив по-своему? Как измерить талант?

Одаренные отличаются от сверстников более высоким уровнем развития некоторых или сразу многих качеств. Обычно это связано с определенным видом деятельности: общением, обучением, творчеством, спортом и т. д. Воспитатели и педагоги в СССР называли таких детей простым словом «способный» и рекомендовали родителям развивать способности, но обязательно сохраняя гармонию детской личности. Мода на гениев порой искажает смысл термина «одаренность».

Одаренность - феномен времени

До середины XIX века и возникновения практической психологии и психодиагностики ученые не слишком-то задумывались об измерении величины одаренности. Способности считались естественным свойством личности, общечеловеческим качеством и ложились в основу характера и поведения.

Терминология нового века

Несколько авторских коллективов на пороге XX века почти одновременно вывели «формулу» одаренности и определили ее как системное, уже психическое, а не психологическое, качество. Основная функция дара - достижение человеком такого уровня практической (ментальной, спортивной, технической или творческой) деятельности, который заметно превосходит возможности других людей.

Выводы ученых можно объединить в список черт, присущих одаренности:

  • Общее развитие личности - есть первичный фундамент для развития системной, целостной психической характеристики - таланта.
  • Одаренность и нестандартное мышление ребенка, как в передаче у Максима Галкина «Ты – супер!», возникает в результате взаимодействия природных компонентов личности с социальными и культурными факторами.
  • Успешность в той или иной деятельности, значительно превышающая успехи других людей, или навык, развившийся раньше «нормы», следует рассматривать как повод к углубленной диагностике.
  • Одаренность развивается всю жизнь. Уровень ее выраженности и направленность в течение жизни могут меняться.

От детства к взрослости

Доказанная учеными пожизненность процесса не гарантирует, что талантливый малыш вырастет знаменитым ученым или окончит институт в 16 лет. Здесь ученые выделили еще несколько важных характеристик для высоких личностных успехов:

  • Одаренный ребенок не обязательно станет одаренным взрослым, даже если его развитие направлять и выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для этой отдельно взятой личности. Это свойство названо «потенциальностью».
  • Если детская одаренность чаще проявляет себя сразу в нескольких направлениях, то, переходя во взрослую, она дифференцируется. Молодой ученый скорее изберет узкую область научной деятельности.
  • Ребенок не нуждается в мотивах, он просто интересуется и каждый миг проявляет свою способность диффузно. Детская одаренность перерастет во взрослую, если у молодого человека возникнет пассион (жажда, стремление, страсть) и появится яркий мотив.
  • Именно мотивом в итоге определяется выбор профессии. В подростковом возрасте важнее всего будет не помогать раскрыться, а помогать найти тот самый мотив для развития.

Истоки таланта

Талант может раскрываться постепенно или возникнуть неожиданно. Он не подчиняется плану и может вдруг преобразоваться или исчезнуть вовсе. Еще вчера юная поэтесса с жаром зачитывала Маяковского, а сегодня она мирно рисует весенние пейзажи гуашью. Маленький пианист вдруг захотел танцевать или тренировать голос. Такие трансформации признаются естественными и даже характерными. Нестабильность детского развития - вариант нормы.

Раннее и опережающее развитие . Эти термины близки, но не идентичны. К тому же есть ограничения. Например, есть мнение, что рано начинать читать для малыша не всегда полезно. А вот открывать возможности окружающего мира можно и в более раннем возрасте, чем это предусмотрено социально-педагогическими нормами.

Мониторинг - основной инструмент педагогов и родителей в диагностике и подтверждении детской одаренности. Можно рекомендовать следующее:

  • Родители и классный руководитель должны рассматривать способности детей всесторонне, учитывать информацию из разных источников;
  • Наблюдения необходимо вести в течение длительного времени и фиксировать пиковые моменты и периоды «застоя»;
  • Вовлекать детей в разные виды деятельности и анализировать результаты;
  • Применять экспертный метод (собирать мнения сторонних экспертов при оценке результатов деятельности);
  • Оценивать перспективы ближайшего развития и участвовать в совместной деятельности, чтобы поддерживать стремление;
  • Тщательно подбирать и эффективно сочетать диагностические процедуры;
  • Проводить диагностику в условиях, максимально приближенных к реальности;
  • Оценивать реальные достижения (олимпиады, конкурсы, соревнования, смотры);

Субъективизм - враг качественной диагностики, как и любые ярлыки, негативное влияние может оказать и неумелая «стимуляция» . Осознание факта «ты у нас лучше всех» уже само по себе ограничивает возможности для развития: «зачем расти, если я уже лучший?» Рациональное развитие - основная цель диагностики талантливости и одаренности.

Истинная и «отрепетированная» одаренность

Многие дети обладают уникальной памятью и легко справляются с задачами на комбинаторику. Это скорее способности мозга, чем истинная гениальность. И у родителей возникает соблазн превратить это в трюк. Маленький умник - это ведь так забавно! Такие дети в свои 2–3 года знают наизусть всех президентов США, даты военных походов Македонского, расстояние до Сириуса и химические формулы.

И тут у детского психолога возникает закономерный вопрос: а нужна ли самому ребенку эта информация? Стоит ли родителям в погоне за уникальностью равняться на достижения Альберта Эйнштейна или Ньютона? Нужно ли собственными руками превращать своего ребенка в живую энциклопедию?

Можно ли специально тренировать память ? Детская память бывает очень цепкой. Тренажеры хороши для гармонизации, достижения равновесия между мнемическими процессами: запоминанием и воспроизведением например.

Ключевым критерием одаренности признается стремление к новаторству, а не способность заучивать и воспроизводить. Вот создать собственный шедевр - это уже заявка. Поэтому юный полиглот считается лишь претендентом в категорию «природный дар». Так как узнать, что в вашем доме поселился интеллектуальный или творческий самородок?

Проблемы одаренных детей

Дети, осознавшие свою исключительность и уникальность, могут иметь некоторые особенности:

  • неприятие школьной системы обучения из-за ощущения скуки;
  • несформированность или отклонения в игровой деятельности;
  • отрицание стандартов и правил;
  • дисбаланс социального и психологического развития, нарушения самооценки;
  • поиск друзей среди ребят постарше;
  • излишняя педантичность, перфекционизм;
  • демонстративность;
  • грубость в общении и др.

Основная модель поведения педагогов и родителей с такими детьми - сотрудничество и доверие.

Сложности диагностики

Способности и таланты, которые стали очевидны для родителей и педагогов, обычно обозначаются терминами «интерес» и «увлечение». И именно эта информация помогает распознавать гениальность и одаренность.

Обратите внимание! В психологии несколько разных классификаций, разделяющих виды одаренности детей. Родителям следует помнить, что ни один тест не дает абсолютного результата. Желательно применять инструменты разных типов, измерять способности в динамике и внимательно наблюдать за ребенком в повседневной жизни.

Посмотрите очень полезное видео про одаренность у детей и что с этим делать родителям:

Одаренность у малышей и дошколят (3–5 лет)

В 1–2 года вряд ли есть смысл говорить, а тем более выявлять, яркие склонности. Маленький вокалист попутно интересуется всем, что есть вокруг, и прекрасно справляется с любыми задачками по возрасту. Примите это как норму развития современного ребенка, проверять чадо на гениальность еще рано.

Вокруг всегда очень насыщенная информацией среда, интереснейшие игрушки, техника и внимание начитанной мамы. Поэтому кроха так активно переступает возрастные нормы психологического и интеллектуального развития, разработанные в глубине семидесятых.

Гениальный малыш (младенец) - это скорее фигура речи, поскольку гениальность сама по себе считается высшим уровнем развития того или иного задатка. Иными словами, годовалый вундеркинд вряд ли разложит по полочкам таблицу Менделеева или докажет теорему Пифагора. Для этого у него элементарно еще нет ни физических возможностей, ни необходимого уровня знаний.

А вот говорить о задатках и склонностях в возрасте 3–5 лет очень даже уместно. Основной критерий, а точнее, форма проявления высоких способностей в раннем возрасте - фантазия малыша. Поддержка этого качества со стороны родителей и педагогов - фактор развития одаренности, который помогает малышам вырастать активными и творческими.

Например, такими многогранными бывают таланты младших дошкольников, по мнению исследователей:

  • группа талантов в области практики: ремесло, спорт, управление;
  • интеллектуальные устремления в разных областях знаний, или академическая одаренность;
  • тяга к творчеству и эстетике и высокие результаты в этом направлении;
  • аттрактивная одаренность - стремление к лидерству, незаурядные коммуникативные способности;
  • альтруистические устремления (духовно-ценностная деятельность, создание нематериальных объектов, стремление к служению людям).

Индиго или гений

Зачастую бытовое понимание сглаживает границы такого явления, как индиго. Первоначально детьми-индиго называли малышей, которые проявляют высокую интуицию, творческую активность, отличаются особенно складной речью и рассудительностью. Но индиго - это не гений, это талантливый ребенок, способности которого можно развивать дальше или навсегда блокировать.

Можно/нужно ли воспитывать гением обычного ребенка? На этот вопрос нет однозначного ответа. Часть специалистов считает, что базовые способности можно развить до любого уровня, вплоть до гениальности. Иные исследователи не нашли ни одного факта в пользу направленного выращивания гениального малыша и утверждают, что влиять на способность извне бесполезно, если ее недостаточно для гениальности.

Выявление таланта в 5–6 лет

Первые действительно значимые признаки одаренности ребенка можно заметить в период подготовки к школе - около 5,5–6 лет. В этот короткий возрастной промежуток гениальный ребенок становится ярким, его индивидуальные особенности становятся очевидны для окружающих. Чаще всего педагоги в ДОУ (детский сад) сообщают родителям, что заметили у подопечного тягу к математическим играм, лидерской роли или изобразительному искусству.

Не отбирайте у ребенка детство! Даже если ваш мальчик имеет признаки одаренности, постарайтесь относиться к нему как к самому обыкновенному ребенку (а ведь он и есть обыкновенный ребенок!). Не старайтесь заполнить всю его жизнь математикой или рисованием, позвольте ему насладиться детством.

Анкета для родителей 4–6-летних детей

Ответьте «да» или «нет» на предлагаемые вопросы. Затем подсчитайте количество «да» и сравните результат со шкалой результатов.

  1. Часто ли ребенок находит нестандартное применение тому или иному предмету?
  2. Меняются ли периодически интересы ребенка?
  3. Рисует ли ваш маленький художник абстрактные картинки?
  4. Рисует ли он воображаемые, несуществующие предметы, проявляет художественное видение?
  5. Нравятся ли юному гению фантастические истории?
  6. Сочиняет ли он сам такие истории, стихи, музыкальные композиции?
  7. Делает ли он иногда успешно нечто, о чем не знал?
  8. Он преобразует пространство и предметы по своему неординарному замыслу?
  9. Умеет ли он выделять главную мысль текста и рассуждать о ней?
  10. Вырезает ли он затейливые образы из бумаги и картона?
  11. Изобретает новые слова, способен придумать собственный сюжетный танец?
  12. Считает ли выдуманные слова понятными без разъяснений?
  13. Часто делает перестановку мебели?
  14. Использует ли вещи не по назначению?
  15. Отгадывает назначение предметов, которых никогда не видел?
  16. Предпочитает одеваться по своему вкусу, отрицая ваш?
  17. Есть ли у него собственный выдуманный мир, в котором ему комфортно?
  18. Пытается ли он найти объяснение чему-то, с чем не знаком?
  19. Просит объяснить окружающие явления, живо интересуется событиями внешнего мира?
  20. Ему нравятся книги без картинок?
  21. Рисует собственные настольные игры, карточки и т. д.?
  22. Хорошо помнит сны, может их пересказать?
  23. Быстро и легко устанавливает связь между причиной и следствием, даже если эта связь не очевидна.

Условно можно считать одаренным ребенка, для которого родители поставили отметку «да» от 20 до 23 раз. Результат от 15 до 19 говорит о сообразительности, заинтересованности дошкольника. 9–14 очков - это сообразительный малыш, не слишком склонный к делам творческим. 4–8 баллов - этот ребенок скорее логик и практик, чем творец. Менее 4 - изобретательность еще не развита, над ее проявлениями можно работать педагогам и родителям.

Ты – наш сверхчеловек!

Твердить ребенку о том, какой он исключительный, - прямая дорога к краху. Дети с завышенной самооценкой могут выглядеть избалованными, гиперактивными, демонстрировать девиантное поведение. Все перечисленное можно отнести к факторам риска.

Цена гениальности. Артистическая или научная биография всегда начинается с детства. И каждый известный поэт или композитор прошел путь от младенчества до взрослости. Обратите внимание на то, что судьба гения часто оказывается печальна. В истории немало примеров (Пушкин, Моцарт, Есенин…). Вчера - непризнанный гений или бездарность, а завтра - всемирно известный виртуоз. Это огромная нагрузка на человеческую психику! А еще есть поговорка, что на детях гениев природа отдыхает…

Механизм формирования и развития гениальности еще не изучен полностью, поэтому будьте разумны и не спешите шокировать чадо проверками. Увидеть в ребенке талант - полдела. Хороший родитель - спокойный родитель! Не спешите ни с выводами, ни с действиями. Лучшим выбором на этом этапе диагностики станет психологический анализ. Примените стандартизированные опросники и тестирование и рассматривайте любое отклонение от нормы лишь как симптом одаренности, но не диагноз.

Может случиться, что у ребенка есть скрытый талант, не распознанный по какой-то причине. Скажем, аутисты и тоже могут быть талантливы. Загвоздка в том, что от таких особенных малышей порой не ждут, а потому и не ищут дара.

Как правильно взрастить в ребенке гения рассказывает Амонашвили Ш.А.

Начальная школа и талантливые подростки

Младший школьный возраст - идеальное время для диагностирования уже актуализированных способностей. Дети уже испытывают тягу к вполне определенным явлениям. Эти явления для них понятны, а потому стимулируют неограниченный интерес к познанию. В 7 лет юный музыкант уже по-настоящему подает надежду, едва освоив начальный класс фортепиано.

Впрочем, интерес недавнего выпускника детсада может быть и необычным: драконоведение, химия, история. И это вполне соответствует концепции одаренности: любое стремление личности к новаторству, креативу, творчеству указывает на талант.

Школьная программа включает работу с одаренными детьми как отдельный (обязательный) блок. Поэтому учителя игнорируют принцип свободного выбора и ведут прицельный поиск уникумов среди школьников и едва ли не насильно втягивают в научно-исследовательскую деятельность тех, кто хоть немного вписывается в критерии отбора.

Выраженные в цифрах показатели влияют на рейтинг школы. Как ни странно, такой подход не провален, поскольку школа находит и развивает в ученике нечто, что упущено родителями. Кстати, консультации для родителей включены в программу работы с одаренными школьниками.

Позиция государства На волне научного прогресса страна решает проблему нехватки кадров именно так - взращивает таланты с юного возраста. А школа оказывает государству посильную помощь в этом. Не поленитесь посетить общешкольное родительское собрание на эту тему в начале учебного года. Обратите внимание на концепцию российской национальной системы выявления и развития молодых талантов.

Для подростков разработаны и успешно функционируют специальные методические комплексы и технологии обучения. Направлены они на выявление и сопровождение одаренных школьников. Для многих ребят учительские приемы работы с талантливыми детьми выступают в роли формирующего фактора: не уникальный, но умный и обладающий харизмой ученик получает возможность развить способности до уровня таланта.

Программы поддержки реализуются в рамках дополнительного образования школьников. Ребенка можно отдать в группу вроде «Знайка» (3–6 лет) или «Юный эрудит» (7–12 лет). Занятия в интеллектуальной или творческой лаборатории помогают ребенку лучше осваивать учебный материал, приучают к структурности, позволяют справляться с заданиями на обычном школьном уроке, развивать креативность, учиться работать с литературой. Все это универсальные умения, которые пригодятся в любой профессии.

Пример для подражания

В возрасте младшей и средней школы дети ищут (и находят!) своих кумиров. И почему бы вам, как родителю, не помочь в поиске. Поинтересуйтесь вместе историческими фактами. Найдите самый гениальный пример (например, пусть им станет великий ученый своего времени Леонардо да Винчи).

Вдохновитесь им вместе. Конструируйте, рисуйте, лепите - пробуждайте интерес, свойственный каждому младшему школьнику. Рождение интереса и станет первым шагом на пути к проявлению таланта в будущем.

Сформируйте интерес внутри семьи. Для маленькой личности важно хотеть учиться. А обучать тонкостям можно будет и с помощью педагогов.

Литература по теме

Начните с учебника А.И. Савенкова «Психология детской одаренности». Учебное пособие раскладывает по полочкам всю информацию и поможет составить представление о феномене. Продолжить просвещение в этом направлении лучше с материалами педагогов-практиков:

  • Одаренность: благословение или препятствие?
  • Статья Увлеченность в структуре исследовательской одаренности
  • Персонификация обучения и воспитания интеллектуально одаренных учащихся
  • Периодическое издание «Одаренный ребенок».
  • Скачайте методики диагностики одаренности у детей .

Если вы хотите глубже изучить этот вопрос, рекомендуем вам посмотреть вебинар Людмилы Викторовны Куневской, заместителя директора по УВР МАОУ «Лицей №9» г. Новосибирска:

Вместо заключения

Талант, дар, способность, божья искра - все это понятия, близкие к термину одаренность. Все они в той или иной степени зависят от природных задатков. Увидеть в ребенке талант - дело времени и возрастной психологии. Конечно, можно сказать, что ребенок уже в утробе матери талантлив. Но важно еще и создать условия для развития: показать ребенку радость открытий, аккуратно направить его образование, отбросить необоснованные ожидания. А главное - и одаренность, и талантливость должны приносить ребенку счастье, а не тяготить его.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

Тебе может казаться, что существует только один способ сделать ребенка умнее - впихнуть в него максимум знаний. Но начитанный - это еще не сообразительный и находчивый. Исследования организации Andrew W. Mellon Foundation, описанные в книге Crossing the Finish Line («Пересекая финишную черту»), доказывают: даже отметки в школе зависят не столько от зуб­режки, сколько «являются отражением силы характера». «Такие черты, как мужество и любознательность, превращаются в высокие оценки», - говорит один из авторов книги Мэтью Чиньос. Так давай поможем малышу укрепить характер.

1. Посули 1000 рублей, если научится жонглировать

Что тренируем: способность достигать цели

Раскошелиться придется нескоро. «Дети не способны быстро овладеть навыком жонглирования, но это и не так сложно, чтобы отказываться от попыток» , - говорит Энтони Ти ДеБенедет, один из авторов книги The Art of Roughhousing («Искусство скандалить»). Так что, скорее всего, сын или дочка все-таки выполнят поставленную задачу.

Что скажет наука Ученые из Оксфорда обнаружили, что у новичков в жонглировании всего за шесть недель тренировок объем белого вещества мозга, которое отвечает за обучение, увеличился на 5%. Прибавь к этому улучшение координации, внимания и терпения.

2. Предложи ему полазить по деревьям

Что тренируем: самоконтроль

«Ребенок не сможет залезть на дерево, пока не научится управляться со своими эмоциями , - поясняет ДеБенедет. - Тут нужен и холодный расчет, чтобы выбрать оптимальный маршрут, и умение обходиться со своим страхом, и способность спокойно реагировать на поражения» .

Что скажет наука Регулярное покорение деревьев не только приучит ребенка справляться с оцепенением перед пугающей задачей, но и подстегнет креативное мышление (ведь еще надо придумать, каким путем взобраться на эту вишню - за какую ветку цепляться, куда ставить ногу). Правда, нас немного настораживает, что эти данные пришли из Детского госпиталя Филадельфии...

3. Научи играть в шахматы

Что тренируем: настойчивость

Ты проиграешь много раз, прежде чем взять своего первого короля. «Шахматы учат ребенка, что на поражениях можно учиться» , - говорит Пол Таф, автор книги How Children Succeed («Как дети добиваются успеха»). Неслучайно говорят, что для умственной работы шахматы значат то же самое, что спорт для физического здоровья.

Что скажет наука Шахматы сделают ребенка усидчивее и внимательнее, помогут развить логическое мышление, а главное - научат не бояться самому принимать решения и нести за них ответственность. Недаром чемпион мира Александр Алехин говорил: «С помощью шахмат я воспитал свой характер» . Если же нужны конкретные цифры, то вот они: как сообщают бельгийские ученые, регулярные занятия шахматами обеспечивают детям рост интеллекта по шкале Векслера на 21%.

4. Восхваляй работу, а не победу

Что тренируем: уверенность в себе

Дети - максималисты. Они полагают, что быть довольным собой можно, только если ты победил (не учитывая, что иногда победа зависит не только от тебя, но и от обстоятельств). Надо показать им, что путь к цели и прикладываемые усилия не менее ценны, чем сама цель. «Когда дети получают похвалу за свои усилия, они начинают больше ценить их» , - уверяет Таф.

Что скажет наука Кинь ободряющую реплику, когда заметишь, что ребенок тщательно занимается (например, делает уроки). Позже, когда ребенок принесет показать дневник, сделай так, чтоб он (или она) заметил связь: «Ну, как я вижу, усилия оправдали себя, да?»

5. Приучи, что награду нужно заслужить

Что тренируем: терпение

«Твой ребенок должен понять, что игрушки и сладости не достаются бесплатно» , - советует Таф. Чадо попросит себе iPad? Назначь его на месяц ответственным за уборку дома и вынос мусора. А если чаду уже больше 14, пусть идет в курьеры или моет тарелки в ресторане - заработает хотя бы часть суммы, а остальное ты добавишь.

Что скажет наука Серия исследований в Стэнфорд­ском университете показала: дети, которые умеют ждать и зарабатывать награду, спустя годы лучше сдают экзамены. У них больше сила воли, которая очень важна в трудных испытаниях вроде поступления в ВУЗ.

© AFP 2016, Lluis Gene

Как вырастить гения: уроки 45-летнего исследования сверхумных детей

Многолетнее исследование исключительных детей показывает, что нужно для подготовки ученых, которые поведут за собой мир в XXI веке

Летним днем в 1968 году профессор Джулиан Стэнли (Julian Stanley) познакомился с чрезвычайно умным, но скучающим 12-летним подростком по имени Джозеф Бейтс (Joseph Bates). Этот школьник из Балтимора настолько опередил своих одноклассников по математике, что родители отправили его на компьютерные курсы в университет Джонса Хопкинса, где преподавал Стэнли. Но и этого оказалось недостаточно. Опередив всех взрослых в группе, ребенок занялся преподаванием языка программирования Фортран для аспирантов.

Не зная, что делать с Бейтсом, его преподаватель по компьютерам познакомил мальчика со Стэнли, который хорошо известен своей исследовательской работой в области психометрии, посвященной изучению познавательной деятельности. Чтобы больше узнать о талантах юного вундеркинда, Стэнли устроил для Бейтса настоящую экзаменационную сессию, в том числе, стандартизированные приемные тесты в вуз, которые в США обычно сдает молодежь в возрасте 16-18 лет, желающая поступить в университет.

Результаты у Бейтса оказались гораздо выше проходного балла в университет Джонса Хопкинса, и Стэнли стал искать местную школу, где мальчик мог бы заниматься высшей математикой и естественными науками. Найти такую школу ему не удалось, и Стэнли убедил декана факультета в своем университете взять 13-летнего Бейтса в вуз студентом.

Стэнли в своем научном исследовании одаренной молодежи (SMPY) любовно называет Бейтса «студентом номер ноль». Это исследование коренным образом изменило подходы к выявлению и поддержке одаренных детей в американской системе образования. Программа SMPY стала самым продолжительным исследованием интеллектуально развитых детей, и его участники на протяжении 45 лет следили за карьерами и достижениями пять тысяч человек, многие из которых стали выдающимися учеными. Постоянно увеличивающийся массив данных этого исследования стал основой для написания 400 с лишним научных трудов и нескольких книг, и позволил лучше понять, как следует искать и развивать таланты в области естественных и точных наук, технологий, инженерного дела и так далее.

«Джулиан хотел узнать, как находить детей с самым сильным потенциалом высоких достижений в области естественных и точных наук, и как увеличивать шансы на то, что они реализуют этот потенциал», — говорит протеже Стэнли Камилла Бенбоу (Camilla Benbow), которая сегодня работает деканом по вопросам образования и развития человеческого потенциала в университете Вандербильта в Нэшвилле, штат Теннесси. Но Стэнли был заинтересован не просто в изучении талантливых детей; он хотел развивать их интеллект, увеличивая шансы на то, что эти дети в свое время изменят мир. Он рассказывал своим аспирантам, что его лозунг это «Больше никакой методики преодоления ради знаний».

Контекст

Aftenposten 10.09.2016

Война против детей

Bild 22.07.2016

Если детство пришлось на войну

Reuters 14.07.2016
Сегодня, когда первые участники программы исследования одаренных детей находятся на пике своей карьеры, стало понятно, что эти люди намного превосходят остальное общество по степени своего влияния. Многие первопроходцы, развивающие науку, технику и культуру, это те люди, чьи уникальные познавательные способности были выявлены и нашли поддержку еще в детские годы в рамках программ обогащения, проводимых, среди прочего, в Центре талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса. Его в 1980-е годы основал Стэнли, когда начинал проводить исследование SMPY. Вначале и исследование, и центр были открыты для юношей и девушек, которые по результатам вступительных экзаменов входили в первый один процент. В эту группу вошли выдающиеся математики Теренс Тао (Terence Tao) и Ленард Нг (Lenhard Ng), глава Facebook Марк Цукерберг, соучредитель Google Сергей Брин и певица Стефани Джерманотта (Леди Гага). Все они прошли через Центр талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса.

«Нравится нам это или нет, но такие люди действительно управляют нашим обществом», — говорит психолог Джонатан Уэй (Jonathan Wai), работающий в университете Дьюка в городе Дарем по Программе выявления талантов (Talent Identification Program) и сотрудничающий с университетом Хопкинса. Уэй сопоставил данные 11 ретроспективных и проспективных продольных исследований, в том числе, полученные от исследования SMPY, дабы продемонстрировать корреляционную связь между ранними способностями к познанию и успехами во взрослом возрасте. «Та молодежь, которая оказывается в верхнем одном проценте, обычно становится нашими выдающимися учеными, академиками, руководителями крупных компаний из списка Fortune 500, федеральными судьями, сенаторами и миллиардерами», — говорит он.

Эти результаты противоречат общепринятым идеям о том, что профессиональные достижения являются главным образом результатом практики, и что любой человек, прилагающий сконцентрированные усилия в нужном направлении, может достичь больших высот. А вот результаты SMPY свидетельствуют о том, что ранние способности к познанию имеют большее значение для дальнейших успехов, нежели целенаправленная практическая работа или окружающие факторы, такие как социально-экономическое положение. Это исследование подчеркивает важность воспитания и поддержки математически одаренных детей, особенно сегодня, когда в США и в других странах основное внимание уделяется улучшению успеваемости слабых учеников. В то же время, работа по поиску и поддержке талантливых учеников подняла ряд тревожных вопросов о рисках классификации детей и о недостатках поиска талантов и стандартизированных тестов как способа выявления учеников с большим потенциалом, особенно в бедных и сельских районах.

«Уделяя повышенное внимание прогнозам о том, кто поднимется наверх, мы рискуем подвести многих детей, которые не будут замечены в ходе таких тестов, — говорит психолог из Торонто Дона Мэтьюз (Dona Matthews), которая учредила в Нью-Йорке при Хантерском колледже Центр исследований и воспитания таланта. — Когда изучаемых детей называют „одаренными“ и „неодаренными“, это не идет им на пользу. В обоих случаях такое разделение может ослабить стремление ребенка к учебе и познанию».

Начало исследования

Дождливым и теплым августовским днем Бенбоу и ее муж психолог Дэвид Любински (David Lubinski) рассказывают мне о начале исследования SMPY во время прогулки по двору университета Вандербильта. Бенбоу была аспиранткой университета Джонса Хопкинса, когда в 1976 году познакомилась со Стэнли на занятиях, которые он проводил. Бенбоу и Любински после ухода Стэнли на пенсию возглавили исследование, а в 1998 году перенесли его в университет Вандербильта.

«В определенном смысле исследование Джулиана совершило полный круг, потому что именно здесь он начинал свою научно-преподавательскую карьеру», — говорит Бенбоу, когда мы подходим к университетской психологической лаборатории. Это первое здание в США, посвященное научным исследованиям в данной области. Оно было построено в 1915 году, и там размещается небольшая коллекция старых вычислительных приборов, которые применялись в количественной психологии в начале 1950-х годов, когда Стэнли начал свою научную работу по психометрии и статистике.

Его интерес к развитию научных талантов усилился благодаря одному из самых знаменитых продольных исследований в психологии под названием «Генетические исследования гениальности», которое проводил Льюис Терман (Lewis Terman). Начиная с 1921 года, Терман отбирал людей для своего исследования, основываясь на показателях коэффициента умственного развития, а потом следил за их карьерой, оказывая им поддержку и содействие. Но к огорчению Термана, из его когорты вышло очень мало авторитетных ученых. Среди тех, кого он отверг из-за IQ в 129 баллов, что было слишком мало для попадания в его когорту подопечных, оказался изобретатель транзистора и лауреат Нобелевской премии Уильям Шокли (William Shockley). Также был забракован другой лауреат Нобелевской премии физик Луис Альварес (Luis Alvarez).


© AP Photo, Elaine Thompson Студенты на территории кампуса университета Джорджа Вашингтона

Стэнли считал, что Терман не пропустил бы Шокли и Альвареса, будь у него надежная методика тестирования для количественного определения способностей логического мышления. Поэтому Стэнли решил ввести тест способности к обучению (сейчас его называют просто SAT). Его тест предназначался для студентов, однако Стэнли предположил, что он хорошо подойдет для измерения способностей к аналитическому мышлению у талантливых школьников.

В марте 1972 года Стэнли отобрал 450 способных детей в возрасте от 12 до 14 лет из района Балтимора и дал им математическую часть теста SAT. Это был первый стандартизированный «поиск талантов» на научной основе. (Позднее ученые включили туда устную часть экзамена и другие оценочные испытания.)

«Первый большой сюрприз состоял в том, что очень многие подростки сумели решить задачи по математике, которые не встречались им во время учебы, — говорит психолог Дэниел Китинг (Daniel Keating), в то время готовивший диссертацию в университете Хопкинса. — Второй сюрприз — очень многие из этих детей показали знания гораздо выше проходного балла в элитные университеты».

Стэнли не думал о том, что его исследование растянется на многие десятилетия. Но после первого обзора результатов, сделанного спустя пять лет после начала работы, Бенбоу предложила продлить его и следить за участниками на всем протяжении их жизни, добавив новые группы и включив в исследование анализ интересов подопечных, их предпочтений, профессиональных достижений и жизненных успехов. Первые четыре когорты испытуемых это те, кто вошел в первые 3-0,01% по результатам тестов SAT. Ученые из команды SMPY в 1992 году добавили пятую когорту, состоящую из студентов магистратур, изучающих математику и естественные науки, чтобы проверить универсальность модели поиска талантов с целью выявления научного потенциала.

«Я не знаю ни одного другого исследования в мире, которое дало бы нам столь всестороннее представление о том, как и почему проявляются и развиваются таланты в области естественных и точных наук, технологий и инженерного дела», — говорит психолог из Ростокского университета Кристоф Перлет (Christoph Perleth), изучающий интеллект и развитие таланта.

Пространственные способности

Когда начали поступать данные, очень быстро стало понятно, что стандартный подход ко всем одаренным детям и к образованию в целом не соответствует требованиям.

«Исследование SMPY дало нам первую крупную выборку данных, чтобы от общего интеллекта перейти к оценке конкретных познавательных способностей, интересов и прочих факторов», — говорит Рена Суботник, которая руководит Центром образования одаренных людей при Американской ассоциации психологов, находящейся в Вашингтоне.

В 1976 году Стэнли начал экзаменовать свою вторую группу (563 13-летних ребенка, которые на тестах SAT вошли по своим оценкам в первые 0,5%) по пространственным способностям. Так называют способность понять и запомнить пространственные отношения между предметами. Тесты по проверке пространственных способностей могли включать сопоставление предметов, увиденных с разных точек зрения, определение, каким получится поперечное сечение, когда предмет разрезается тем или иным образом, или оценку уровня воды в наклоненных бутылках различной формы. Стэнли хотел узнать, можно ли при помощи пространственных способностей предсказывать будущий образовательный и профессиональный уровень человека лучше, чем это делает количественное измерение логических рассуждений.

Последующие исследования групп 18, 23, 33 и 48-летнего возраста подтвердили его догадки. Проведенный в 2013 году анализ выявил связь между количеством полученных человеком патентов и написанных публикаций, и его прежними результатами по тестам SAT и проверкам пространственных способностей. На долю тестов SAT пришлось около 11% расхождений, а на долю проверок пространственных способностей еще 7,6%.

Эти выводы, совпадающие с результатами последних исследований, указывают на то, что пространственные способности играют большую роль в творчестве и технических инновациях. «Я не исключаю, что это может быть самый крупный из известных, но неиспользованных источников человеческого потенциала», — говорит Любински, добавляя, что из учеников, которые не демонстрируют особых успехов в математике или какие-то исключительные речевые возможности, но обладают отличными пространственными способностями, получаются выдающиеся инженеры, архитекторы и хирурги. «И тем не менее, известные мне председатели приемных комиссий не смотрят на это, да и в школьных характеристиках на это не обращают особого внимания», — заключает он.

Хотя такие исследования как SMPY дают работникам сферы образования возможность выявлять и поддерживать талантливых детей, интерес к этой группе в мире весьма неодинаковый. На Ближнем Востоке и в Восточной Азии в последнее десятилетие уделяется значительное внимание ученикам с выдающимися успехами в области естественных и точных наук. Южная Корея, Гонконг и Сингапур проверяют детей на одаренность, а тех, кто демонстрирует самые высокие показатели, включают в инновационные программы. В 2010 году Китай запустил в работу десятилетний Национальный план развития талантов, чтобы поддержать самых лучших учеников и направить их в науку, сферу технологий и прочие отрасли с высокими требованиями.

В Европе поддержка исследований и образовательных программ для одаренных детей ослабла, и основное внимание там переключили на всеобщее вовлечение. Англия в 2010 году решила упразднить Национальную академию для одаренной и талантливой молодежи, перенаправив средства на принятие большего количества бедных студентов в ведущие университеты.

Когда Стэнли начинал свою работу, у одаренных детей в США был небогатый выбор, и он начал искать ту среду, где мог бы расцвести ранний талант. «Джулиану было ясно, что просто выявить способности недостаточно; их надо соответствующим образом развивать, чтобы пламя таланта горело ровно и не гасло», — говорит Линда Броуди (Linda Brody), которая училась вместе со Стэнли, а сейчас в университете Джонса Хопкинса руководит программой по консультированию особо одаренных детей.


© РИА Новости, Юрий Абрамочкин

Сначала работа велась от случая к случаю. Родители других одаренных детей начали обращаться к Стэнли тогда, когда услышали о его работе с Бейтсом, который отлично учился, поступив в университет. К 17 годам он получил степень бакалавра и магистра по кибернетике и готовился к соисканию докторской степени в Корнелльском университете, что в Итаке, штат Нью-Йорк. Позднее, работая профессором в питтсбургском университете Карнеги — Меллон, он стал новатором в области исследования искусственного интеллекта.

«Я был застенчивым, и существующее в старших классах социальное давление не шло мне на пользу, — говорит Бейтс, которому сегодня 60 лет. — Но в вузе я вместе с другими студентами не от мира сего нашел свое место, хотя был намного моложе. Я развивался в социальном плане и в интеллектуальном своими собственными темпами, потому что благодаря ускоренным темпам не пропадал мой интерес к содержанию».

Данные SMPY подтвердили идею об ускоренном обучении тех, кто все схватывает на лету, за счет перескакивания из одного класса в другой. Было проведено сравнение группы детей, ускоренно переходивших из класса в класс, с контрольной группой столь же умных детей, которые оставались в своих классах. В итоге у первой группы оказалось на 60% больше докторских степеней и патентов, и они в два с лишним раза чаще защищали кандидатские диссертации в области естественных и точных наук. Ускорение это обычное дело в исследуемой когорте 0,01%. Из-за интеллектуального разнообразия и быстрых темпов приобретения знаний такими детьми их очень трудно учить. Но ускоренное продвижение этих детей из класса в класс почти ничего не стоит, а в некоторых случаях школы экономят на них деньги, говорит Любински. «Этим детям зачастую не нужно ничего нового и инновационного, — отмечает он. — Им надо просто раньше получить доступ к тому, что изучают дети постарше».

Многие педагоги и родители по-прежнему считают, что ускорение вредно для детей, что оно наносит им ущерб в социальном плане, лишает их детства или создает пробелы в знаниях. Но исследователи из сферы образования в целом согласны с тем, что ускорение идет на пользу подавляющему большинству одаренных детей в социальном, эмоциональном, научном и профессиональном плане.

Быстрее переходить из класса в класс это не единственный вариант. Исследователи из программы SMPY говорят, что даже самое скромное вмешательство, такое как обеспечение доступа к сложному материалу, например, к программам углубленного изучения предметов на вузовском уровне оказывает заметное воздействие. Те одаренные ученики, которым давали возможность учиться по усложненным довузовским программам и получать более глубокие знания в области естественных и точных наук, затем публиковали больше научных трудов, получали больше патентов и добивались более значительных успехов в своей карьере по сравнению с такими же умными сверстниками, у которых не было этих возможностей.

Несмотря на многочисленные открытия, сделанные в рамках исследования SMPY, ученые до сих пор не обладают полной и целостной картиной одаренности и достижений. «Мы не знаем, почему даже на высоком уровне одни люди демонстрируют прекрасные показатели, а другие нет, — говорит психолог Дуглас Деттерман (Douglas Detterman), исследующий познавательные способности в университете Кейс Вестерн Резерв, расположенном в Кливленде, штат Огайо. — Умственными способностями нельзя объяснить все различия между людьми. Здесь также важны такие факторы как мотивация, особенности личности, упорство в работе и так далее».

Определенные представления и идеи дали немецкие исследования, которые проводятся по той же методике, что и SMPY. Продольное исследование одаренности, начатое в середине 1980-х годов в Мюнхене в группе из 26 000 одаренных учеников, показало, что когнитивные факторы наиболее предсказательны, однако некоторые особенности личности, такие как мотивация, любознательность и способность преодолевать нагрузки, также оказывают ограниченное влияние на успехи. Определенный эффект имеют и факторы среды, скажем, семья, школа и сверстники.

Данные таких исследований интеллекта и таланта также способствуют углублению представлений о том, как люди развивают свои знания по разным предметам. Некоторые исследователи и авторы, прежде всего, психолог Андерс Эриксон (Anders Ericsson) из университета штата Флорида в Таллахасси и писатель Малкольм Гладуэлл (Malcolm Gladwell) популяризовали идею о пороге способностей. Согласно этой идее, для людей с определенным барьером умственных способностей (часто называют цифру 120) время сосредоточенной практической работы по приобретению знаний гораздо важнее, чем дополнительные интеллектуальные способности. Однако данные исследования SMPY и программы университета Дьюка опровергают данную гипотезу. В этом году были опубликованы результаты исследования, где сравниваются успехи студентов, в детстве входивших по своим умственным способностям в первый 1% и в первые 0,01%. Если в группе номер один ученые степени встречаются в 25 раз чаще, чем в среднем у населения, то во второй группе такое происходит в 50 раз чаще.

Но иногда такая работа вызывает противоречия. Некоторые эксперты по развитию детских способностей из Северной Америки и Европы жалуются, что в научной работе по развитию таланта ученые часто руководствуются стремлением спрогнозировать, кто поднимется наверх, а специалисты в области образования выражают серьезную обеспокоенность по поводу концепции выявления и классификации учеников с их разделением на одаренных и посредственных.

«Высокие результаты теста указывают лишь на то, что человек обладает большими способностями и хорошо подходит для этого конкретного теста в этот конкретный момент времени, — говорит Мэтьюз. — А низкий балл по тесту не говорит нам практически ничего». Все дело в том, что снижать показатели учеников могут очень многие факторы, в том числе, культурный багаж и то, насколько комфортно им сдавать тесты, от которых очень многое зависит. Мэтьюз рассказывает, что когда экзаменуемые дети проходят тесты на одаренность в юном возрасте, они чувствуют, что их оценивают на предмет будущих успехов, и это может навредить их мотивации в учебе и способствует формированию того, что психолог из Стэнфорда Карол Двек (Carol Dweck) называет «фиксированным складом ума». Гораздо лучше, говорит она, формировать «развивающийся склад ума», когда дети считают, что ум и талант это лишь отправная точка, и что способности можно развивать упорным трудом и постоянным интеллектуальным поиском.

«Ученики сосредотачиваются на самосовершенствовании, не беспокоясь о своем умственном уровне и не стремясь к одобрительным оценкам, — отмечает Двек. — Они упорно учатся, получают знания и становятся умнее». Проведенные Двек и ее коллегами исследования показывают, что ученики, занимающиеся с таким настроем, демонстрируют больше мотивации в школе, получают более высокие оценки и лучше сдают экзамены.

Бенбоу согласна с тем, что выбор учеников не следует ограничивать стандартными тестами, что надо разрабатывать стратегии познания и обучения, которые больше соответствуют способностям детей, позволяя ученикам и студентам на каждом уровне в полной мере реализовывать свой потенциал.

В будущем году Бенбоу и Любински планируют начать исследование самой одаренной когорты (0,01%) в среднем возрасте, уделяя особое внимание карьерным достижениям и удовлетворенности жизнью, а также повторно исследовать выборку 1992 года из числа выпускников ведущих американских университетов. Предстоящие исследования могут еще больше разрушить стойкие, но ошибочные представления о том, что одаренные дети достаточно умны, чтобы преуспевать самостоятельно, без особой помощи со стороны.

«Система образования по-прежнему упорствует, — говорит психолог Дэвид Гири (David Geary), исследующий вопросы когнитивного развития в области математики в Миссурийском университете в Колумбии. — Существует общее убеждение в том, что детям, обладающим познавательными или какими-то иными преимуществами, не нужна дополнительная поддержка, и что сосредоточиться надо на детях со слабой успеваемостью».

Специалисты по образованию одаренных детей заговорили о расширении возможностей для развития талантов в США, но такими возможностями пока пользуются только те ученики, которые находятся на самой вершине по показателям способностей и по социально-экономическому положению.

«Мы знаем, как выявлять этих детей, и мы знаем, как помогать им, — говорит Любински. — Тем не менее, мы не замечает многих очень умных детей по всей стране».

Когда Любински и Бенбоу заканчивают прогулку по двору университета, часы бьют полдень, и из учебных аудиторий в столовую устремляются толпы радостных студентов. Многие из них это участники программ для талантливой молодежи, проводимых в университете Вандербильта, и летних курсов обогащения знаниями, на которых одаренные студенты за три недели впитывают годичный материал по математике, литературе или естествознанию. Другие проводят время в университетских спортивных лагерях.

«Они развивают самые разные таланты, — говорит Любински, который в школе и университете занимался борьбой. — Но наше общество в большей степени поощряет спортивные, а не интеллектуальные таланты».

Тем не менее, эти одаренные студенты, «матлеты», как их называют в вузе, могут изменить будущее. «Если посмотреть на проблемы, с которыми сегодня сталкивается общество — а это здравоохранение, климатические изменения, терроризм, энергетика — то у таких детей больше всего возможностей для их решения, — говорит Любински. — Именно на таких детей мы должны делать ставку».

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто