Развитие ребенка на четвертом месяце жизни. Четвертый месяц жизни ребенка

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Первые три месяца, когда происходили отладки в работе желудка, а вместе с ними и мучащие колики после приема пищи, уже позади. Настало время четвертого месяца - времени, когда в психологическом развитии малыша наблюдаются большие перемены. Какие навыки он приобрел за этот период? Что включает в себя развитие ребенка в 4 месяца?

Физические параметры

Младенец уверенно держит не только головку, лежа на животе, но и приподнимает грудь, опираясь на свои полуоткрытые ладошки. Угол между плечами и предплечьями, если его померять, в норме не будет больше 90 O. В четыре месяца кроха умеет удерживать головку вертикально минуту или больше.

Вес ребенка увеличится примерно на 500-600 грамм. Такая большая прибавка в весе объясняется небольшой двигательной активностью. С каждым последующим месяцем количество набранных грамм будет уменьшаться. Рост увеличится на 2 см.

Таким образом, в среднем в четыре месяца по этим двум показателям наблюдается следующая картина:

  • Вес составляет от 6 до 6,8 кг;
  • Рост от 62 до 65 см.

Не стоит переживать, если вес новорожденного не совпадает с общепринятыми нормами и таблицами. В серии этих статей уже обращалось внимание на индивидуальность развития детей, а также способ их вскармливания. Тревожными признаками можно считать только слишком маленький набор веса (или очень большой перебор).

Сон

Остается высокой потребность во сне. В четыре месяца дети спят по 16 часов в сутки, из которых 10 приходится на ночной сон. Остальные часы распределяются между тремя дневными снами. Некоторые младенцы к этому времени дают возможность своим родителям отдыхать всю ночь, но в большинстве случаев маме все же приходится раза два просыпаться для ночного кормления.

Если режим дня ребенка в 4 месяца установлен, проблем с отхождением ко сну не будет. Рекомендуется укладывать малыша на ночь с 7 до 9 часов вечера. Если , следует проанализировать ситуацию. На плохой сон могут влиять следующие факторы:

  1. Позднее отхождение ко сну. Переутомившийся ребенок сложно засыпает и встает раньше обычного.
  2. Ребенок постоянно капризничает. Причиной может быть прорезывание зубов или затянувшиеся проблемы с животиком, обостряющиеся к вечеру. Если малыш стал капризным, сходите к педиатру.
  3. Нет ритуала отхождения ко сну, или он нарушен. Сюда включаются одни и те же последовательные действия, настраивающие ребенка на сон: ванна, чтение любимой книжки, колыбельная.
  4. В кроватке много отвлекающих деталей. Игрушки, находящиеся в спальном месте, сохраняют активность крохи, а не способствуют засыпанию.

Капризы перед сном нельзя оставлять без внимания, следует искать причину

Питание

У деток, которые вскармливаются исключительно грудным молоком, питание остается без изменений. Через материнское молоко малыш получает все необходимое для роста и развития, так что до 6-ти месяцев ни в каких прикормах нет необходимости.

Нужно ли давать младенцу воду? Считается, что с молоком он получает достаточно жидкости и не может испытывать жажды. Но строгих правил нет. Если вы предлагаете грудничку попить и он не отказывается, то, конечно, допаивать стоит, тем более, если на улице жара. Обезвоживание в этом возрасте очень опасно.

В процессе кормления кроха начинает пробовать мамину грудь «на зубок». Хотя самих зубов еще нет или только прорезываются передние, сжимание соска деснами весьма болезненно и неприятно для мамы. Не бойтесь отучать кроху от подобных действий: испуг со стороны матери, вскрик помогут ему осознать, что вам больно. Если это не помогает, можно добиться, чтобы сжимание соска ассоциировалось с неприятными ощущениями и для него. Например, рекомендуется пальцами закрыть ему на несколько секунд носик: так и он поймет, что неправильно поступает, и освободит сосок «из плена».

Питание ребенка в 4 месяца включает еще одну особенность: крохе свойственно отвлекаться во время кормления, смотреть по сторонам. Отнеситесь к этому снисходительно: он вовсе не отказывается от груди, а просто боится пропустить что-то интересное.


Грудное молоко перекрывает в этом возрасте все потребности ребенка

Питание 4-месячного ребенка, находящегося на искусственных смесях, несколько отличается. За сутки получается около 6-7 кормлений, что по объему составляет почти 1 литр. Иногда возникает необходимость в раннем прикорме, но это, скорее, исключение из правил, чем норма. Если педиатр дает совет кормить ребенка «взрослыми» продуктами, лучше всего начинать с каш.

Некоторые считают, что в рацион младенца чуть ли не с месяца должны входить соки, а с четырех - овощные пюре, яичный желток. Однако помните, что соки содержат кислоты, абсолютно не нужные в этом возрасте для развивающегося детского пищеварительного тракта. То, что они есть в продаже с пометкой «с трех месяцев», говорит, скорее, о маркетинговом ходе, продвигающем ту или иную продукцию, чем о заботе. Пользу от яичного желтка сложно заметить, а вот вред в виде высыпаний и дерматитов - вполне. Поэтому не стоит спешить, всему свое время.

Купание и прогулки

Купание, как и прежде, приносит массу удовольствия, только теперь во время процедуры малыш активнее размахивает ручками и ножками, радостно гулит. Купание с игрушками приносит особое удовольствие.

В режим ребенка стоит включать ежедневные прогулки на свежем воздухе, не меньше 2-х часов в день. Причем гулять нужно в любую погоду.

Основные навыки

  1. Перевороты с животика на спинку или бочок происходят легко и непринужденно.
  2. Малыш приподнимается на руках, умеет хорошо держать голову.
  3. Ползает на животе по-пластунски за понравившейся ему игрушкой.
  4. Если поддерживать его за подмышки, можно увидеть, как малыш упирается пальцами ног о поверхность и оттолкнется от нее.
  5. Уже отсутствует гипертонус рук (на ногах еще может присутствовать).
  6. Садится с положения лежа, когда его подтягивают за ручки. Это движение можно использовать как элемент зарядки, но полноценно высаживать пока еще нельзя ввиду неокрепших мышц спины.
  7. Хорошо удерживает игрушку в руке, знает, как погреметь ею.
  8. Пальцы во рту - привычное явление.
  9. Во время кормления кроха держит мамину грудь.
  10. Он уже хорошо воспринимает яркие цвета, особенно желтый и красный. Но игрушки не должны быть перенасыщены по цветовой гамме. Три-четыре цветных компонента на одну игрушку - вполне достаточно. В этом возрасте малыш не просто видит, он провожает движущийся предмет взглядом.
  11. Кроха поворачивает голову следом за источником шума, речи, узнает родных по голосу. Если он слышит ритмичную музыку, может покачивать головой в такт. Развивайте чувство ритма, хлопая перед малюткой в такт музыке в ладоши.


Хорошее упражнение для 4-месячного младенца

Особенности психоэмоционального развития

Умения крохи связаны не только с его физическим развитием, перемены наблюдаются и в других областях его жизни:

  1. Навыки общения. При виде мамы или кого-то из близких малыш оживляется, дарит улыбку, активно дергает ручками и ножками. Гуление становится все более отчетливым, хорошо слышны открытые гласные «а», «о», улавливаются звуки, похожие на согласные «м», «п», «б». Реагирует на свое имя.
  2. В 4 месяца кроха способен выражать целый спектр эмоций: радость, обиду, страх, любопытство.
  3. С большим интересом происходит изучение собственного тела. Ребенку нравится трогать свое лицо, ножки, смотреть на себя в зеркало.
  4. Прослеживается способность устанавливать причинно-следственные связи. Например, при виде маминой груди кроха замирает в ожидании, понимая, что сейчас будет кормление.
  5. Первая реакция на незнакомых людей - настороженность. Далее она переходит либо в плач, либо в принятие незнакомца с любопытным рассматриванием. Если мама видоизменяется, к примеру, покрасила волосы, кардинально подстриглась, надела очки или шляпу, малыш может не узнать ее.


Рассматривание себя в зеркале - очень интересное занятие

Игры с малышом

Занятия с ребенком должны включать игры, развивающие мелкую моторику и навыки общения.

  1. «Ладушки»: мама садит малыша на колени, показывает как хлопать в ладоши и проговаривает стишок: «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки...». Такая игра помогает раскрыться ладошкам в полной мере.
  2. «Сорока-ворона». Эта игра предусматривает круговые движения пальчиком по центру ладошки, что благотворно сказывается на работе желудочно-кишечного тракта.
  3. «Идет коза рогатая» также приносит радость малышам, вызывая у них смех.

Итак, в 4 месяца поведение ребенка становится все более осмысленным, доставляя радость окружающим родственникам и родителям. Поскольку малыш умело переворачивается, приобретает навыки ползания, его ни в коем случае нельзя оставлять одного, даже на большой кровати. В следующий месяц вам предстоит наблюдать еще большие свершения и маленькие победы на пути развития малыша.

Развитие ребенка в 4 месяца можно назвать осмысленным. Так как дитя начинает лучше понимать разговор взрослых, более заинтересовано разглядывает игрушки, двигаться он начинает более осознанно, а кто-то даже начинают испытывать взрослую пищу.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца

К четырем месяцам малыш уже может прибавить 700-800 гр. Но в общей сложности ребенок к этому возрасту прибавляет около 3 килограмм. У маленького ребенка есть такая особенность, что чем меньше он по возрасту, тем шустрее он набирает вес и рост. А чем старше он становится, тем меньше он набирает вес и растет.

Уже с 3 месяцев рост ребенка прибавляется каждый месяц на 2,5 см. А уже к третьему и четвертому месяцу ребенок вырастает примерно на 2,5 см.

За все время от ее рождения до четырех месяцев он вырастает в длину всего тела на 10-12 см. А голова малыша к четырём месяцем прибавляется в размере на 1,5 см и на 1,5-2 см и увеличивается в окружности грудная клетка.

Нервно-психическое развитие ребенка в 4 месяца

Моторика рук: ребенок начинает быстро подносить руки к глазам, наблюдает за ними, двигает пеленку, подушку свою одежду.

Двигается малыш более разумно, когда он берет руками игрушку, подносит к лицу и внимательно осматривает. Малыш сам начинает браться за игрушками на расстоянии вытянутой руки, которые находятся над кроваткой.

К четвертому месяцу начинает развиваться координация мышц спины у ребенка. Малыш переворачивается со спины на бок, а следом с животика на спинку. Ребенок крепко держит головку в положении сидя, или когда находится на животе, опираясь на руки.

Наблюдает за предметом, когда он двигается из стороны в сторону. Когда он лежит на спинке то может подняться с помощью рук взрослого. В четыре месяца малыш пытается повторять разные звуки, пытается произнести первые слоги (ма, ба па).

Уже в таком возрасте он нуждается в общении с людьми, он с радостью отвечает только не словами (улыбается, гулит, смеется, дрыгает ручками и ножками). Он радостно познает окружающее пространство, он начинает тащить все в свой рот.

Поэтому следует знать об этом и постоянно следить чтобы он не смог съесть что ни будь мелкое по размеру. Также может усилиться процесс слюноотделении это происходит потому, что у него постоянно что то во рту (это нужно для того чтобы очищать полость рта от болезнетворных микробов.

Еще в этом возрасте может быть то, что малыш при кормлении грудью может сильно сжимать ее деснами, что может доставлять неприятные ощущения. Развитие в 4 месяца, ребенок начинает более настороженно относиться к чужим людям, дольше привыкает к новым людям.

Вот сколько всего маленький малыш может делать к четырех летнем возрасте. Он уже может отличать объёмные предметы, знакомые и незнакомые вещи.
К четырем месяцам ваш ребенок продолжит проявлять интерес к своему телу щупает его трогает ручки и ножки, трогает гениталии, могут сосать пальцы на ногах.

Зрение и слух

Зрение к этому возрасту уже практически сформировано оно может фокусироваться и на дальнем предмете и на близком. Мышцы глаз уже укрепились, поэтому косоглазие полностью исчезает.

Сам слух уже практически развит, он начинает понимать, откуда идет звук и смотрит в ту сторону.

Уже в этом маленьком возрасте, можно понять какие у ребенка музыкальные предпочтения, какие мелодии малышу больше по вкусу. Нравятся ему громкие мелодии или тихие или веселые и т.д. На громкие мелодии малыш реагирует возбужденным радостным состоянием, а на тихую музыку успокоением.

Начинает развиваться речь он агукает пытается что то произнести. Малыш уже пытается повторять слоги, что родители даже путают их со словами. Они пытаются вызвать взрослого человека на разговор. Если его спросить «папа где?» То он начинает искать его глазами.

Уход за ребенком в четыре месяца

Гулять с детьми приходится дольше, чем обычно. Прогуливаться с малышом зимой достаточно по 2-3 часа по два, три раза зимой, а летом - 1,5-2 часа 1-2 раза в день (гулять нужно по погоде). Массаж делать нужно два раза в день, утром и вечером. Чтобы ребенок хорошо спал нужно каждый день делать как бы специальный «ритуал» на сон.

Перед сном каждый раз нужно приучить купать малыша в одно и тоже время, это нужно делать ежедневно перед сном, после купания делать легкие поглаживания по спинке и животику и только после этого одевать его в одежку, уложить его в кроватку и включить диск с колыбельной или спеть ее.

Также вы можете изобрести свой ритуал, который поможет отойти ко сну. Бывает так что ребенок может сильно плакать и не хотеть засыпать из-за того что у него прорезаются зубки. Уже к четырем месяцам развития ребенка у него начинают расти зубки. Десны постоянно щекотаться и мешать ему спать.

Чтобы облегчить состояние нужно купить специальные погремушки для прорезывания зубок. Также можно использовать специальные лекарственные средства, но только с разрешения врача. Регулярно постригайте ногти, чтобы они не попадали ему в рот. А также ногти могут поранить слизистую оболочку рта.

Питание (прикорм) ребенка в 4 месяца

Развитие ребенка в 4 месяца. Кормить по-прежнему нужно грудным молоком. Не рекомендуется давать прикорм до 4,5 - 5 месяца. К четырем месяцам пищевая привычка питаться грудным молоком зафиксирована. Желудок малыша увеличивается все больше объёме, поэтому его уже не нужно так часто кормить грудью.

При кормлении сам ребенок может отвлекаться на различные звуки поэтому, когда будете кормить малыша, делаете это в тихой комнате. В грудном молоке, а также в молочных смесях достаточное количество питательных веществ для четырёхмесячного ребенка. Но если вам хочется, чем ни будь еще угостить ребенка, то перед этим вы должны спросить своего педиатра.

Развитие ребенка в 4 месяца: медосмотр

В четыре месяца вы должны уже сходить к врачу педиатру он измерит его вес рост и т. д. чтобы знать правильно ли развивается ребенок. Еще он определит нервно-психическое состояние.
К 4,5 месяца нужно делать вторую прививку АКДС (от дифтерии, коклюша и столбняка и ОПВ от полиомиелита.

Во что играть с ребенком в 4 месяца?

Для развития ребенка в 4 месяца желательно играть в игры, которые развивают мелкую моторику пальцев и в те игры способствующие развитию тактильных ощущений (игрушки должны быть разные по форме, размеру, текстуре и др.). Когда малыш гуляет, он начинает с интересом смотреть на окружающий мир, поэтому очень важно рассказывать малышу об окружающем мире, о том что он видит, называть все вещи своими именами.

В 4 месяца он уже может реагировать на игрушку поворотами тела. В этом возрасте они уже могут сами по себе играть без посторонней помощи. Также для хорошего развития, нужно играть с малышом в так называемые прятки: закройте лицо и сделаете: «куку». Также можно поиграть в пальчиковые игры.

Но какие же игрушки нужно для этого?

Твердые и мягкие, гладкие и шершавые, тяжелые и легкие они должны иметь разный объём и различный размер. Для малыша в 4 месяца игрушки нужно вешать над кроваткой на расстоянии руки, чтобы он сам пытался дотянутся до них, это будет повышать его активность.

Различные палочки, интересные книжечки с красивыми картинками - это все просто необходимо для малыша в этом возрасте.
Также для развития можно прямо на ножку дитя нацепить красный носок или прицепить к ножке маленький колокольчик, поднять ножку и подрыгать ее в разные стороны, чтобы завлечь интерес ребенка к этой игрушке.

Ваш ребенок попытается дотянуться до этого колокольчика, для этого он согнет ножки около своей груди чтобы достать до него.

Все это способствует развитию хорошей координации и концентрации. В таком возрасте малышу для более быстрого развития нужна ваша похвала и забота, только тогда он сможет правильно развиваться в психическом и физическом плане.

Четвертый месяц жизни ребенка имеет свои выразительные черты и задачи воспитания. Что же нового в развитии младенца?

Было бы неправильным считать, что все ведущие линии младенческого детства реализуются с одинаковой силой и одинаковом темпе из месяца в месяц. На самом деле происходит нечто похожее на восхождение альпиниста: закрепился на определенной высоте, освоил маленькую "ступеньку", которая станет основой для нового подъема. Вспомним: когда малыш родился, кроху вели сенсорные стимулы (зрительные и слуховые ориентировочные реакции), побуждающие к поисковым действиям и обуславливающие движения головки. Затем был первый эмоциональный контакт со взрослым - улыбка (1 мес.).

Овладение умением удерживать головку в положении лежа на животе несколько минут (2 мес.) - новый, можно сказать, моторный прорыв в зону ближайшего развития. И вновь в центр попадает сенсорный компонент: зрение, слух и тактильная чувствительность ладоней при первых осязательных действиях (2-3 мес.).

Затем новый взлет. В центре него - эмоциональный контакт - специфическая реакция малыша на внимание к нему взрослого, проявляющаяся активными движениями ручек, ножек, положительными эмоциями, улыбкой, звуками ("комплекс оживления"). С его появлением закладывается следующий этап "восхождения" - новая программа освоения окружающего мира, появляются новые возможности социальных контактов (З мес.). Это как раз рассматриваемый нами период, четвертый месяц жизни малютки.

Появление "комплекса оживления" будет способствовать формированию первых хватательных движений руки. Предмет (игрушка), подвешенный на ленточке над ребенком и касающийся его руки, становится для малыша не только занимательным, но и досягаемым объектом. Дитя поворачивает ладошку и захватывает его в руку. Это специальные игрушки-подвески. Их мама может сделать сама из разных материалов (поролона, кусочка ткани, шнурочков и т.п.). Игрушки-подвески должны соответствовать руке малышки. Их вытянутая или округлая форма удобна для захватывания. Попытки захватывания игрушки ребенок выполняет самостоятельно. Мама, находясь рядом, вольно или невольно с яркой эмоциональностью реагирует на удачную попытку ребенка. Ребенок начинает повторять и повторять удавшееся действие, чтобы услышать ее реакцию. Дорогие мамы, вы должны активно реагировать на удачные действия вашего малютки! Не скупитесь на эмоции! Ведь они оправданны: ребенок на 4-м месяце жизни начинает радоваться первым успехам.. И вы замечаете, что малыш на удивление чутко откликается на ваше настроение. И это не случайно. Как отечественные, так и зарубежные ученые отмечают, что причины этой сверхчувствительности до конца не понятны, но, по всей вероятности, детьми движет инстинкт, который позволяет им идентифицировать базовые человеческие эмоции (радость, огорчение, удивление, страх и т.п.). А вот оттенки этих чувств малютке предстоит еще долго осваивать на практике. Когда же начинается эта активная практика? На 4-м месяце жизни! Вслед за хватательными и ощупывающими действиями руки у ребенка появляется желание дотянуться до свисающего сбоку предмета и... дитя делает поворот на бок, а затем на живот, но это будет несколько позже. Малыш начнет овладевать локомоциями, т.е. самостоятельно менять положение тела в пространстве.

А сейчас, когда дитя находится в начале 4-гo месяца жизни, еще раз подчеркнем, что актуальными для него считаются: эмоциональное общение со взрослым в системе "комплекса оживления", овладение хватательными движениями руки, усиление речевых реакций (вокализаций), направленных на привлечение внимания взрослого. Сенсорное и моторное развитие, конечно, совершенствуется на 4-м месяце, но на этом этапе оно идет вслед за эмоциональным развитием.

Сказанное ко многому обязывает родителей. Обратите внимание, что "комплекс оживления" возникает на 4-м месяце жизни, уже по желанию ребенка.. А что это значит?

Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если взрослый надолго исчезает из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. По всей вероятности, возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя".

Чуткие родители постепенно начинают понимать "язык эмоций" младенца. Каким образом? К примеру, о многом может вам рассказать язычок малютки. Нет, конечно, не в прямом смысле. Позиция языка может сказать вам о следующем: в момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок, в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ. В момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

Мы не оговорились: к концу 4-го месяца вы услышите смех вашего ребенка - чудную эмоциональную реакцию. 4-й месяц жизни ребенка - яркий и эмоциональный. Родителям необходимо этот месяц жизни малютки наполнить радостью общения. Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

Четырехмесячный малыш уже прошел период адаптации к окружающей среде. У него наступает переломный момент, когда все системы организма начинают интенсивно развиваться. Движения малыша становятся все увереннее, проявляется индивидуальность, появляются собственные привычки. Малыш начинает активно познавать мир вокруг него.

Физиологические показатели 4-х месячного ребенка

К этому возрасту кроха должен иметь следующие показатели:

За месяц малыши должны прибавить в весе до 700 грамм, и подрасти на 2-2,5 см. К 4 месяцам малыш проявляет все большую активность, и уже демонстрирует свои навыки.

Физиологические показатели крохи на пятом месяце жизни активно развиваются:

Зрение
  • Ребенок различает как предметы, так и их цвет, может долго рассматривать заинтересовавшую его игрушку.
  • У малыша появляются задатки зрительной памяти.
  • Он переводит взгляд с одного предмета на другой, к началу 5 месяца различает плоские и объемные предметы.
Слух
  • Слуховой аппарат практически полностью сформирован. При появлении звука малыш поворачивает головку в его сторону.
  • Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь, различает интонации.
  • Малыши по-разному реагируют на ритмичные и медленные мелодии. В первом случае они оживляются, а под колыбельную песенку успокаиваются и затихают.
  • На резкие звуки малыш реагирует широким распахиванием глаз.
Первые звуки
  • К 4 месяцам малыш начинает активно гулить и агукать.
  • Он издает некоторые звуки , к примеру «ма», «ба», «па», которые нетерпеливые родители воспринимают за речь ребенка.
  • Малыш уже умеет смеяться и звонко вскрикивать.
Время бодрствования и сна
  • Время бодрствования крохи увеличивается.
  • Он незаметно переходит на 3-х разовый дневной сон, все остальное время посвящая познанию окружающего мира.
  • В 4 месяца ребенок должен спокойно спать всю ночь, в крайнем случае, прерывая его на 1-2 кормления.

Нормально развивающийся малыш в 4 месяца обладает достаточным количеством навыков:

  1. Делает попытки повернуться на бочок, спинку и обратно.
  2. При кормлении сам поддерживает ручками мамину грудь.
  3. Лежа на животе , приподнимается на руках и хорошо держит голову.
  4. Понимает , что для того чтобы извлечь звук из погремушки, ее нужно потрясти.
  5. Удерживает предметы в руке до 30 секунд.
  6. Может садиться , когда его слегка тянут за руки.

Нервно-психологическое развитие малыша в четыре месяца

К 4 месяцам у малыша начинается стадия «оживления». Малыш активно пытается устанавливать контакты с окружающим миром, он радуется общению с взрослыми и стремится к нему.

В этом возрасте у малыша активно развивается мозг и нервная система:

  • У ребенка появляется более эмоциональная реакция на любые события.
  • Малыш уверенно отличает близких ему людей от посторонних, в первую очередь, выделяя маму.
  • Кроха активно общается с окружающими посредством звуков и жестов, особенно радуясь, когда видит маленьких детей.
  • Хотя ребенок еще не проявляет бурную радость при звуках его имени, однако уже реагирует на него, поворачивая головку в сторону говорящего.
  • Четырехмесячный малыш уже проявляет такие чувства, как удивление, любопытство, огорчение или досаду, хотя эти эмоции пока что мимолетны.
  • Малыш умеет некоторое время развлекать себя самостоятельно, занимаясь с игрушками.
  • В 4 месяца у ребенка активно развиваются тактильные ощущения. Это проявляется в том, что все предметы, находящиеся рядом с крохой, он тащит в рот, таким способом изучая окружающий мир. Следите, чтобы игрушки малыша были чистыми.

Питание ребенка в 4 месяца – можно ли вводить прикорм?

Мнения специалистов о том, в каком возрасте нужно вводить прикорм, расходятся.

Одни из них советуют начинать докармливать малыша с 4 месяцев, другие говорят, что при достаточном количестве молока у кормящей женщины, лучше начинать прикорм с 6 месяцев.

Поскольку не все мамы кормят детишек грудью, рассмотрим какие продукты, кроме молочных смесей, можно давать с 4 месяцев. Если малыш нормально набирает вес, то лучше использовать в качестве первого дополнительного питания овощные или фруктовые соки и пюре .

Редко кто из современных мам готовит самостоятельно – выжимает сок или перетирает овощи. Огромный ассортимент питания для маленьких деток на прилавках значительно облегчает жизнь. Для первого прикорма выбирают однокомпонентные составы из цветной капусты, кабачков, тыквы, моркови или яблок.

Если малыш недостаточно набирает вес или у мамы не хватает молока, прикорм начинают с кашки. При этом используют не молочную смесь, которую выпускают как заменитель грудного молока, а именно кашу (овсяную, гречневую или рисовую).

Прикорм вводят, начиная с половины чайной ложки, постепенно увеличивая объем.

Физическое развитие ребенка в 4 месяца – на что способен малыш?

К 4-м месяцам у малыша возрастает потребность в различных движениях. Он усиленно дрыгает ногами и ручками, старается повернуться на бочок, животик и обратно, пытается ползать.

Помочь крохе стать ловким и более крепким можно с помощью несложных занятий:

Учимся самостоятельно переворачиваться Малыша кладут спиной на ровную плоскость и показывают ему какой-либо яркий предмет , при этом перемещая его вправо, чтобы ребенок потянулся за ним. Пытаясь дотянуться за яркой игрушкой, он повернется на бочок.

Вновь заинтересуйте малыша, чтобы он повернулся на животик . Помогите крохе, если у него не сразу все получается. Дайте ему подержать желаемую игрушку, затем проделайте поворот в правую сторону.

Качели Лежащего на спине ребенка берут за ручки и слегка потягивают на себя , чтобы малыш немного приподнял туловище. Аккуратно верните кроху на место. Такое упражнение способствует укреплению мышц живота и помогает ребенку увидеть, что находится вокруг.
Тянемся за игрушкой Ребенок должен научиться брать игрушки из разных положений – лежа на спине, животике или на боку. Для этого их кладут на небольшом отдалении, чтобы побудить малыша дотянуться до понравившихся ему вещей. Такие действия укрепляют ручки, спину и мышцы живота, помогают быстрее освоить навыки ползания.
Отрабатываем захватывающие движения В первое время, когда ребенок делает попытку схватить игрушку , он совершает много лишних движений, так как с первого раза взять ее не получается. Чтобы помочь малышу освоить захват и удержание в руке различных предметов, проделывают несложное упражнение.

В руку малыша вкладывают удобные для захвата предметы . После того, как кроха научится крепко держать их в руках, у него аккуратно забирают игрушку и дают снова.

После того, как ребенок начнет уверенно доставать и держать развешенные над кроваткой предметы, их немного отодвигают от малыша, вынуждая его дотягиваться до них.

Сжимаем и разжимаем игрушки Для тренировки пальчиков и кистей рук, покажите малышу, как можно сжать резиновую игрушку . Звук, который она издает, заинтересует кроху, и он с удовольствием повторит действие взрослых.

Как правильно развивать восприятия четырехмесячного месячного малыша

Малыш в 4-х месячном возрасте ведет себя как настоящий первооткрыватель. Его стремление к познанию нового не имеет границ. Задача родителей поддерживать эту тягу и всячески помогать малышу. Для развития восприятия можно использовать множество упражнений.

Вот только несколько из них:

Знакомимся с разными звуками Покажите малышу звуки , которые издает колокольчик, барабан, металлофон или бубен. Познакомьте ребенка с новой игрушкой, затем покажите, какой звук он издает, и дайте малышу потрогать и поближе познакомиться с источником звука.

Что получит: Повторяя процедуру несколько раз, вы закрепите знания ребенка о звучании предмета. Со временем малыш научится соотносить названия вещей с их образом и звучанием.

Изучаем свойства предметов Возьмите несколько предметов из разных материалов – дерева, пластмассы, металла и резины. Все вещи должны быть небольшого размера и удобно помещаться в детской ручке. Предложите крохе по очереди потрогать игрушки.

Что получит: Овладевая ощупывающими действиями, малыш лучше познает мир, у него развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.

Познаем свое тело В 4-х месячном возрасте малыш интересуется своим телом , с удовольствием разглядывая свои руки и ноги. Возьмите кроху за руку и дотроньтесь пальчиками до его носика. Объясните, как он называется, покажите, где находится нос у вас, дайте малышу его потрогать. Те же действия повторите с другими частями тела. Пусть кроха потрогает свое ушко, ручку или ножку.

Что получит: Тактильные действия в совокупности со словами помогает малышу обеспечивать целостность восприятия, объединяя зрительные, тактильные и слуховые ощущения.

Развиваем голосовой репертуар Малыш с каждым днем произносит все больше различных звуков . Ему нравится лепетать, прислушиваясь к своему голосу. Для развития голосового восприятия и освоения разных звуков чаще говорите с малышом, называйте его по имени, рассказывайте сказки или пойте песенки.

Дайте малышу игрушечного мишку, собачку или кошку, объясните, что мишка рычит, собачка лает и т.д.

Что получит: Малыш соединит воедино зрительные и слуховые ощущения и научится соотносить предмет с его названием.

Неопытные молодые родители полагают, что в возрасте 4 месяцев кроха мало что понимает, и основное внимание уделяют кормлению и гигиене.

На самом деле, чем больше взрослые общаются с маленьким человечком, тем лучше это скажется на его умственном и эмоциональном . Общайтесь с малышом как можно больше, удовлетворяя его тягу к познанию мира.

4 месяца – это так мало. Для взрослого человека. За 16-18 недель невозможно даже в совершенстве овладеть каким-то видом спорта или игрой на музыкальном инструменте. А посмотрите-ка, чего добился ваш малыш! Это не тот кулечек, что вы принесли из роддома, это уже полноценный человечек! Как развивать ребенка в 4 месяца, чтобы он был умным, здоровым и радовал маму и папу счастливой улыбкой?

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

Вашего кроху уже почти перестали беспокоить колики и газы, и у родителей есть небольшая передышка перед новым серьезным испытанием – прорезыванием зубов. Теперь можно направить все свои силы на разностороннее развитие ребенка, при условии, что он здоров и его психическое и физическое развитие соответствует возрасту. Это точно подтвердит педиатр, но приблизительно оценить эти параметры можно и в домашних условиях, если вы внимательны и наблюдательны.

Угасание рефлексов новорожденности

Теперь у ребенка развиваются приобретенные навыки, а безусловные рефлексы угасают. Это свидетельствует о том, что кроха развивается нормально. Проведите небольшие тесты на определение угасания рефлексов периода новорожденности:

Рефлекс Галанта

Новорожденный изгибает спинку, если указательным пальцем провести вдоль позвоночника малыша сверху вниз, и слева и справа от средней линии позвоночника на расстояние до 1 см. На пятом месяце этот рефлекс должен отсутствовать.

Хватательный рефлекс Робинсона

На смену ему приходит целенаправленное захватывание и удержание предметов.

Рефлекс сжимания пальцев ног

Новорожденный при массаже стоп подгибал пальчики внутрь, сейчас же он должен разводить их веером.

Рефлекс Моро

Когда кроха лежит на спинке, вы хлопаете ладонями по поверхности, где расположен «тестируемый» в стороне на уровне головки. Если раньше младенец резко разводил ручки в стороны, а потом сводил так, словно обнимал сам себя, на пятом месяце жизни этот рефлекс если не угас окончательно, то заметно ослаб.

Рефлекс Бауэра

Должен угаснуть и рефлекс Бауэра: если новорожденный малыш в позе на животе ощущал опору пяточкам (ладонь взрослого, намеренно подталкивающую), то пытался оттолкнуться и отползти. Сохранение этого рефлекса после 5-6 месяцев говорит о патологии развития ЦНС малыша.

Краткая таблица навыков (физические, эмоциональные, слуховые, зрительные, речевые)

Что же должен уметь четырехмесячный малыш: таблица средних показателей нормального развития:

Навыки:
физические
  • Твердо удерживает, находясь в вертикальном положении и лежа на животе голову
  • Переворачивается с живота на бок и на спину
  • Лежа на животе, приподнимает грудь, опираясь на согнутые в локтях руки
  • При попытке придать ему вертикальное положение с опорой ног, переносит на ноги часть веса
  • Удерживает погремушку кончиками пальцев и у основания
эмоциональные
  • Осознанно улыбается
  • Активно реагирует, демонстрируя комплекс оживления при виде знакомых лиц
  • Восторженно смеется
  • Возражает протестующим плачем при попытке взрослого у него отнять игрушку
слуховые
  • Поворачивает голову в сторону звука
  • Различает положительную и отрицательную интонацию голоса (на радостный и приветливый голос – улыбается, на громкий, угрожающий реагирует настороженным взглядом или плачем)
  • Узнает знакомые песенки и приговорки, активно прислушиваясь к ним
зрительные
  • Обращает внимание на маленькие предметы
  • Провожает взглядом предмет, перемещаемый перед его лицом по дуге на расстоянии около 15 см с одной стороны на другую
речевые
  • Произносит некоторые гласные и согласные звуки или их сочетания, издает фыркающий звук

Детки, опережающие свое физическое развитие, могут демонстрировать еще немало навыков и умений – в таблице отображены усредненные значения.

Рост и вес ребенка 4 месяцев (Россия и ВОЗ)

ВОЗ и отечественная педиатрия несколько расходятся во взглядах на то, каков нормальный рост и вес четырехмесячного ребенка. Различие состоит в диапазоне данных параметров (у ВОЗ нижняя граница ниже, а верхняя выше, чем у России).

Данные параметры являются среднестатическими, и, в первую очередь, зависят от исходных параметров при рождении, от течения беременности и правильности течения родов, а так же от генетической предрасположенности.

Анна, мама пятимесячной Дарины: «Дочка родилась крупной, 4,2 килограмма! В 4 месяца весила 8,5! Доктор нас ругала, корила ожирением! А что же поделать, если все в семье немаленькие: и я, и муж? Вот и ребенок такой же! Никаких прикормов и докормов я Даринке не давала, только грудное молочко, но вес все равно превышает параметры».

Как помочь малышу полноценно развиваться?

Полноценное развитие нужно комплексное: четырехмесячный малыш должен развиваться разносторонне - и физически, и психически. Внося элемент игры в ежедневные занятия с крохой, вы сделаете развитие не только успешным, но и гармоничным.

Развивающие игры и упражнения

Хорошими помощниками для правильного развития станут развивающие игры для детей 4 месяцев. Как правило, специальных и строго обязательных игр не существует, как нет и строго определенного времени в режиме дня, посвященного играм. Вы можете включать элемент игры в гимнастику, массаж, купание, прогулку. Даже перед едой можно немного поиграть с крохой.

Физическое развитие (крупная моторика)

В 4 месяца у малыша уже должна быть довольно развитая крупная моторика. Это не только показатель правильного развития ребенка, но и предпосылки для развития моторики мелкой, и, как следствие, более раннего речевого развития.

К пятому месяцу у ребенка уравновешен тонус сгибателей и разгибателей ног и рук, поэтому необходимы движения для укрепления мышц конечностей. Так кроха будет скорее готов к ползанию и хождению.

Развивающие занятия хорошо проводить, когда малыш сыт (через 20-30 минут после еды) и бодр, тогда они принесут удовольствие и ребенку, и вам. Выполняя упражнения, считайте вслух: у малыша созревает слуховой анализатор и развивается чувство ритма.

«Кругом взмах!»

Это упражнение поможет укрепить суставы и мышцы рук. Исходное положение (ИП): на спинке. Свои большие пальцы вложите в ладошки крохи, чтобы он сжал их в кулачок. Осторожно разведя на счет «раз» ручки в стороны, на счет «два» их плавно поднимите кверху. На счет «три» - вытяните вперед и опустите. Повторяйте 5-7 раз.

«Велосипед»

Добавите это упражнение в ежедневную гимнастику, оно укрепляет мышцы ног и развивает тазобедренные суставы.
ИП: на спинке. Придерживая малыша за голени, поочередно сгибайте и разгибайте ножки, совершая плавные круговые движения и следя, чтоб ножки были параллельны друг другу.

«Самолет»

Это упражнение способствует укреплению мышц шеи, спины, плечевого пояса и тренирует вестибулярный аппарат.
ИП: на животе. Поднимите ребенка, поддерживая под мышками лицом вперед, а пяточками уприте в свою грудь. Полетайте по комнате.

Упражнения для 4-месячного ребенка на фитболе

«Толкалки-качалки»

ИП: лежа на спине. Удерживайте кроху за голени. На счет «раз» согните ножки в коленях, на «два» притяните их к его грудной клетке. «Три» - откатите мяч чуть назад, чтоб ножки разогнулись. Повторить 5-7 раз.

«Ладошками до пола»

ИП: на животе. «Раз» - наклоните фитбол, придерживая малыша за попку и поясницу, чтобы вытянутые ручки коснулись пола. На счет «два» вернитесь в исходное положение. Выполняйте упражнение осторожно и только если малыш хорошо держит голову и спинку ровно.


Развитие мелкой моторики

Чтобы пальчики ребенка были ловкими и сильными, могли справляться с мелкими пуговками, когда придет время идти в сад, и сделали малыша чемпионом по собиранию мозаики, уже сейчас проводите пальчиковые игры.

Доказано, что мелкая моторика, развитая с пеленок, делает малыша говоруном быстрее!

Во время зарядки по очереди поработайте с пальчиками каждой из рук. Не просто растирайте и массируйте пальчики, а приговаривайте при этом несложные стишки: это разовьет слух, память и ритмику ребенка.

В домике у мышек
Жили 5 малышек.
Один любил покушать,
Другой – стишок послушать,
А третий – вдоволь погулять,
А двое маленьких – поспать.

Уложите ладошку малыша в свою ладонь тыльной стороной вверх, чтобы пальчики оказались разогнутыми. Каждый пальчик, ухватив за кончик и с легким нажимом удерживая за ноготок и подушечку, чуть отгибайте кверху, приговаривая:

Гули-гули:
Раз – большой,
Два – смешной,
Три – красивый,
Четыре – счастливый,
Пятый – малыш,
Кыш-кыш-кыш! (сожмите в кулачок).

Пошли купаться? Не спешите погружаться в ванну полностью, поиграйте! А когда малыш станет сам сидеть в воде, совмещайте купание и пальчиковые игры.

«Рыбки-рыбки»

Поддерживая кроху под грудкой, наклоните так, чтобы одна ладошка поместилась в воду. Другой рукой ухватите ладошку ребенка так, чтобы свободно сгибать и разгибать пальчики от указательного до мизинца одновременно. Приговаривайте:

Рыбки-рыбки, малыши,
Плавничками плюх-плюх!
Хвостиками хлюп-хлюп,
И уплыли в камыши!

Проводите занятия с пальчиками аккуратно! Ребенку тяжело удерживать их разогнутыми, не вкладывайте большое усилие, чтобы разогнуть пальцы – суставы очень хрупкие!



Эмоционально-социальное развитие ребенка

Ребенку в 4 месяца общение доставляет большое удовольствие. Он не боится чужих людей и с интересом вслушивается в голоса. Ребенку нравится наблюдать за мимикой. Он с удовольствием будет ощупывать ваши нос и щеки, засовывать пальчики в вам в рот, дергать за волосы. Используйте этот интерес для игр!

«Баран-баран»

Пободайтесь с малышом лбами, поговаривая:

Рано-рано
Два барана
Повстречались на лугу.
Встали прямо
Два барана
И друг другу
Ни гу-гу…

На ручки

Учите ребенка заявлять о своих желаниях не только криком. Закапризничал? Прежде чем взять его, протяните к нему руки, поманите, заставляя протянуть ручки к вам:

Ручки-ручки! К нам идите!
Малыша скорей берите!

Уроки этикета

Уроки этикета важны уже сейчас! Учите кроху здороваться и прощаться с людьми. Каждый раз, провожая папу на работу или бабушку домой, подносите малыша к уходящему, производя определенный ритуал-игру прощания. Например, прижимаясь щечкой к щеке уходящего, а потом маша ручкой:

Пока-пока! прощайте!
Почаще забегайте!

Евгений, отец семимесячного Егора: «Я обожаю, когда сын меня встречает. Только вхожу в дверь, а Егорка у жены на руках и тянет ладошку – поздороваться. Я так здоровался с ним с рождения, когда он, наверное, еще не понимал, что я папа, и что означает это рукопожатие».

Развитие зрения

К четырем месяцам зрение ребенка отлично воспринимает цвета: лучше натуральные, природные – желтый, зеленый, красный и синий. Чистые и яркие оттенки предпочтительнее полутонов и многоцветий. Не перебарщивайте с пестротой игрушек!


Как, играя, тренировать зрение?

Возьмите небольшой яркий мячик. Положите малыша на животик, а мячик – в поле зрения крохи. Привлеките к мячу внимание ребенка, а затем перекатывайте из стороны в сторону, чтобы малыш следил за игрушкой взглядом. Можно приговаривать:

Мячик-мячик, покатись,
Каждым боком покажись!
Ах, какой красивый мяч!
Ну-ка, мама, мячик спрячь!
(можно спрятать мяч, чтобы малыш заметил отсутствие игрушки).

Концентрация внимания

Концентрировать внимание и развивать глазные мышцы поможет следующая хитрость. Отвяжите от мобиля (подвесной кроватной игрушки) все подвески и замените их невзрачными, однотонными, одного цвета (можно наполнить синтепоном кусочки капронового чулка и завязать на манер шарика). А одну игрушку привяжите яркую. Когда малыш будет наблюдать за мобилем, взгляд будет прикован только к яркой игрушке.

Неваляшка

Не только зрение, но и координацию движений развивают подвижные игрушки типа неваляшки. Дотроньтесь ручкой ребенка, качните неваляшку, и, пока она не остановится, малыш не оторвет от нее взгляда, вращая из стороны в сторону зрачками, а значит, тренируя глазные мышцы.

Прикрепите на стены в каждой комнате, где бывает малыш, яркие картинки (лоскутки, наклейки, даже воздушные шарики), и пусть даже на скучных стенах в ванной или на кухне кроха может находить яркие предметы.

Развиваем слух

Всегда говорите с ребенком!

Неважно, что он ничего не понимает в готовке борща или глажке белья: комментируйте свои действия! Только так разовьется слух и речь малыша! Очень полезно, когда говорите, прислонять голову крохи к своей щеке: он будет чувствовать движение мышц и вибрацию при произнесении звуков.

Никакой монотонности!

Слушайте и повторяйте!

Дайте ребенку высказаться, если он гулит, а затем повторите его «речь». Это приучит кроху к диалогу.

Меньше «заек», больше конкретики!

Называйте ребенка по имени, а не одними ласковыми словами вроде «солнышко, зайчонок, рыбка». Так он скорее начнет откликаться на имя и привыкнет к нему.

«Динь-динь»

Приобретите колокольчик! Потрясите им справа от головы ребенка. Когда малыш повернется на звук – переместите влево. Звоните колокольчиком из разных мест в комнате, заставляя малыша искать источник звука.

Включайте музыку

Музыка нужна не только для развития эстетического вкуса и музыкального слуха: она развивает детский слух, благотворно влияет на эмоциональное развитие, вырабатывает чувство ритма. Включайте музыку и пойте сами: это нравится всем малышам.

Развиваем речь

Как и с развитием слуха, развитию речи способствует постоянное общение с ребенком. Читайте сказки и стихи, не отнекивайтесь тем, что ребенок все равно не поймет и не запомнит!


«Мы часто и не подозреваем, что в детском мозгу с рождения отпечатываются самые обыкновенные фразы и действия его матери, - пишет японский автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука. - Так мамы, постоянно говорящие с ребенком, сильно влияют на развитие детского интеллекта».

«Ба? Или Ма?»

Закрепить произнесение конкретного слога у ребенка можно, если он часто будет это слышать. Попробуйте читать стишок, оперируя одним только слогом, но меняя интонацию. Так можно способствовать тому, что первым кроха скажет полностью то слово, которое вы от него так ждете.

«Мой голос»

Малыш гулит, лепечет подолгу? Воспользуйтесь моментом, запишите на камеру, диктофон, телефон и т.д. При случае воспроизведите запись: реакция крохи на собственный голос будет яркой!

«Мама-повторюшка»

Мы развиваем речь ребенка, активно подражая его лепету! Ведь если мама говорит, как он, то и он сможет, как мама!

Познавательное развитие ребенка 4 месяца

Познавая мир вокруг и себя, ребенок развивается гармонично.

«Познавательному детскому развитию способствуют разнообразные получаемые впечатления, - рассуждает Туревская Е.И. в «Возрастной психологии». - Взрослые, окружающие малыша, должны удовлетворять эту потребность во впечатлениях и стараться, чтобы окружающая обстановка была не однообразной, интересной. Познавательное развитие детей, пребывающих в однообразной среде, несколько замедляется».

Четырехмесячный кроха интересуется собственным телом. Помогайте ему в этом!

«Где? Вот!»

Игра, помогающая запомнить части тела ребенка.
Спрашивайте: «А где наши ручки? » (ножки, животик, носик и т.д.)
И тут же отвечайте: «Вот! » (называя часть тела)

«Полетели!»

Части тела можно учить при помощи этой игры. Возьмите руки крохи в свои, помашите, приговаривая:

«Полетели, полетели! На головку (на животик, ушки, ножки и т.д.) сели! » (прижать ладошки к называемой части тела).

«Кто же это за стеклом?»

Полезно играть с малышом перед зеркалом. Оставьте все суеверия – развивающие игры с зеркалом познавательны и увлекательны. Показывайте отражение ребенку, сами стойте рожицы, целуйте ребенка, чтобы он видел и целующую малыша зазеркальную маму: так ребенок скорее станет отождествлять свое отражение с собой.

Развивающие игрушки

Погремушки или маракасы

Какие игрушки нужны ребенку в 4 месяца? В первую очередь, погремушки, и чем громче они звучат, тем лучше. Хорошо, если среди них есть и геометрические (шарообразные, овальные, прямоугольные – но без острых углов!), и сюжетные (изображающие животных, людей). Замечательный вариант - детские маракасы. У них удобная ручка, а звучат они очень громко. Малышу очень понравится трясти их обеими ручками в такт музыке. Цвета погремушек должны быть яркими и полезными для развивающегося зрения: зеленые, желтые, голубые, оранжевые.


Сенсорные коврики

В 4 месяца ребенок играет и много времени проводит лежа на животике, изучая все, что попадется под руку. Детские коврики с пришитыми шуршащими, звуковыми элементами и игрушками из разных тканей будут полезны для сенсорного развития крохи.

Как сделать развивающие игрушки самостоятельно?

Развивающие игрушки для детей 4 месяца можно изготовить и самостоятельно.

Сенсорные мешочки

Сшейте мешочки из тканей разной фактуры (шелка, плюша, фетра, хлопка и т.д.), наполните крупами. Такие развивающие игрушки полезны для развития сенсорики и мелкой моторики ребенка.

Разноцветные крышечки

Прикрепите к листу фанерки всевозможных размеров и цветов крышечки от баночек и бутылок. Такая развивающая панелька обязательно приглянется ребенку: предлагайте ее, когда малыш лежит на животе, он будет тянуться ручками к ярким кружочкам. Не используйте токсичный клей! Гораздо надежнее будет крепление небольшими саморезами (это подарит и прочность игрушке).

А вот перед покупкой развивающих мультфильмов задумайтесь: не верьте обещаниям сделать из крохи вундеркинда, вреда детскому зрению будет куда больше!

Распорядок дня, как элемент развития

Приучать кроху к режиму стоит с рождения. Определенные часы для сна, кормления и игр привнесут порядок в организацию дня и ребенка, и мамы.

Прогулки

К четырехмесячному возрасту прогулки становятся длиннее, летом – до 3 часов, зимой – до 2. Малыши еще спят во время прогулки, поэтому, если ребенок не восприимчив к покачиванию коляски и закрывает глазки сразу, как только его оденут – можно просто выставлять коляску на балкон или веранду, а маме заниматься домашними делами.

Питание

Питание малыша должно быть шестиразовым, равные промежутки времени между кормлениями позволяют пище перевариться, а желудку отдохнуть.

Массаж

Массаж лучше проводить дважды в день, в одно и то же время, ребенок будет ждать этой процедуры, особенно, если комплекс включает не просто растирания и поглаживания, а игры и приговорки.

Хорошо, если отход ко сну вечером будет неким ритуалом (действиями, повторяющимися изо дня в день): купание, «сеанс нежности» (поглаживания и поцелуи), колыбельная.

Заключение

Что должен уметь малыш в 4 месяца? Не только держать головку и поворачиваться на животик! Он должен уметь самое главное: радоваться общению с самыми дорогими людьми - мамой и папой! Ребенок в 4 месяца - вполне социальное существо, уделяйте его развитию больше внимания, так крохе будет легче полноценно входить в мир взрослых.
Развивайте, играя! Ведь игра - ведущий вид деятельности ребенка и неотъемлемая составляющая счастливого и беззаботного детства.

Кроме книг по детской психологии, возможно, вам будут интересны следующие:

  • Глен Доман. «Гармоничное развитие ребенка».
  • Евгений Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников».
  • Ирина Мальцева. «Пальчиковые игры: От рождения до 3 лет».
  • Масуру Ибука. «После трех уже поздно».
  • Мария Монтесори. «Методика раннего развития».
  • Татьяна Стробыкина. «Игры и упражнения для самых маленьких».

Видео по теме

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто