Почему Новый год празднуют зимой? — хочу знать. Интересные факты про новый год

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

ПРИЧИНА 1: НЕЦЕРКОВНЫЙ, НЕПРАВОСЛАВНЫЙ ХАРАКТЕР САМОЙ ДАТЫ

В Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) - 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России Петром I c 1700 года, в подражание Европе (хотя он и праздновался по юлианскому календарю, а не по католическому григорианскому т.н. новому стилю, как в Европе).

Но Новолетие, празднуемое 1-го января, изъятое из богослужебного круга, и характер приобрело нехристианский, о чем свидетельствовали многие русские святые, например, святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они обличали русский народ в том, что, подражая богоотступническому западу, он стал по-язычески встречать Новый год: «Вертеться с бокалами - тут какой смысл? <…> Вы скажете: обычай зашел. - И я подтвержу: обычай зашел, - и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Свт. Феофан Затворник. Слово на Богоявление, 6 января 1865 г.).

С ведением же большевиками после революции нового стиля, нынешнего гражданского календаря, празднование Нового года 1-го января по нему стало приходиться на последние дни Рождественского поста - дни, в которые Типикон заповедует православным христианам строгое воздержание.

ПРИЧИНА 2: АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР НОВОГО ГОДА

Современный, сохранившийся с советских времен Новый год и торжества, с ним связанные, изначально вводились в противовес, взамен церковного праздника Рождества Христова, и большевики расценивали принятие православными их Нового года как успех антирелигиозной пропаганды.

Получается, что православные, отмечающие этот день, становятся друзьями безбожному миру в его служении идолам. И употребление «из любви к ближнему» скоромного в кругу нецерковных людей, и устроение «постного стола» (попытка формально соблюсти предписания Устава) - все это разные проявления той дружбы с миром, которая, по слову Писания, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).

Церковь Христова - не от мира сего. Древние христиане не боялись не вписаться в современное им общество, напротив, даже противопоставляли себя ему, безбоязненно шли на мучения, привлекая своей чистой жизнью и исповедническими подвигами новых христиан в церковную ограду. Теперь же не Церковь христианизирует (осоляет) мир, а мир активно пытается «расцерковить» христианство. И такое сближение с миром делает верующего «солью обуявшею» (см.: Мф. 5, 13).

Празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю должно быть неприемлемо для православных. В этот день, когда безбожный и богоотступнический мир празднует свой Новый год, Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который является для всякого теплохладного христианина примером совершенного исповедничества и отложения сластолюбия.

Новый Год – самый известный, самый интернациональный зимний праздник. Его отмечают еще с незапамятных времен. В нашем привычном представлении последний, триста шестьдесят пятый день года – 31 декабря. Соответственно, с боем часов наступает год новый, его первый день. Откуда пошла такая традиция?

Эту дату – 1 января – установил римский император, известный Юлий Цезарь. Этот день был посвящен богу Янусу – двуликому существу. Одной половиной своей личности он обращен назад, в прошлое, другой – вперед, в будущее. Янус – бог выбора, принятия решений, изменений, новшеств, начало всех начал.

Однако так было не всегда. В Древней Руси до XV столетия Новым Годом считалось 1 марта (по традициям Древнего Рима), а затем – 1 сентября (аналогично Византии). Эта дата с 1492 года становится официальной – осуществляется переход на церковный календарь. Петр I, величайший реформатор, «осовременивает» Россию, издав приказ о праздновании Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января.

История этого праздника в других странах не менее интересна.

Стоит сказать, что католическая Европа уделяет празднованию Нового Года не такое пристальное внимание. Самым главным праздником у них является Рождество.

По Григорианскому календарю, которым сегодня пользуется весь цивилизованный мир, волшебный праздник отмечают 1 января. Зарождается он в Тихом океане, на островах Кирибати – именно они первыми его встречают. Однако дата наступления нового первого дня от этого не меняется.

А вот некоторые народы «выбиваются из строя». Так, евреи свой Новый Год, или Рош Ха-Шана празднуют в период с 5 сентября по 5 октября (отсчет ведется с другого праздника – Песах). Они считают, что в этот период времени на небесах решают судьбу каждого человека на следующие 365 дней.

В каноническом Китае Новый Год отмечается в период с 21 января по 21 февраля. Именно поэтому символ года меняется не с боем курантов, как многие считают, но в феврале. Вьетнамцы радуются обновлению в это же время.

В Иране, которые не признают в быту григорианский календарь, отмечают свой Новруз 21 или 22 марта – в день весеннего равноденствия. В Бангладеш праздновать принято 14 апреля.

Все эти даты так или иначе связаны с религиозными традициями, древними обычаями, обрядами, звездами, божествами. Но очень многие празднуют Новый Год в одну ночь со всем миром – с 31 декабря на 1 января.

Новый год… Один из самых любимых наших праздников с пушистым белым снегом за окном, запахом елочной хвои, сверканием разноцветных игрушек и мишуры, обязательным фейерверком, подарками, а также с нарядным Дедом Морозом и очаровательной Снегурочкой. Мы долго ждем его, а когда 31 декабря в полночь бьют часы, радуемся наступившему году, надеясь на лучшие времена, и грустим, провожая уходящий.
До 10 века Новый год на Руси начинался в дни, близкие к весеннему равноденствию. В конце 10 века Древняя Русь приняла христианство (988 – 989 гг.), византийское летоисчисление и юлианский календарь. Год разделили на 12 месяцев и дали им названия, связанные с явлениями природы. Началом нового летоисчисления, вплоть до конца 14 века, считали 1 марта 1 г.
В 14 веке наши предки стали отмечать новый год по православному церковному календарю и почти 200 лет праздновали его приход 1 сентября. В Древней Руси это был День Симеона Летопроводца, или Семенов день, как его стали называть позднее. 1 сентября собирался оброк, подати, вершился личный суд. Царь Иван III всем жалобщикам велел являться в Москву на судный срок именно 1 сентября, а царь Иван IV в день Симеона Летопроводца определил срочный оброк.
В Успенском и Благовещенском соборах московского Кремля проходили праздничные службы, — крестный ход, чтение Евангелия и Апостола, освящение воды, омовение икон. В церемонии участвовали патриарх и царь, приглашались бояре и воеводы, думные дворяне и дьяки. Иностранные послы преподносили различные заморские дары. Чаще всего это были часы, — большая редкость на Руси в те времена. В первый день нового года отличившихся подданных цари жаловали чинами и наградами, деньгами и собольими шубами, золотыми и серебряными кубками, сыпали в толпу мелкие деньги. Богатые люди раздавали по приютам милостыню, или посылали еду, – пироги, калачи, пряники, а также одежду.
В царских палатах Московского Кремля устраивался праздничный пир, который, по традиции, открывал приготовленный целиком жареный лебедь. На стол, как предписывал “Домострой”, подавались также говядина и свинина, утки и куры, стерлядь и лососина. Языки, потроха лебяжьи, цапель, журавлей и уток, а также “заицы сковородные, заицы в репе, заицы рассольные” и другие, не менее вкусные продукты, радовали своим разнообразием приглашенных. Обязательными блюдами на столе были кутья, взвар, блины, толокно и кисель. Традиционно подавалось большое количество разнообразных пирогов и пирожков, а также блины, оладьи, хворосты, караваи. Среди напитков наиболее популярными были мед, ягодный морс, квас и настоянная на различных травах водка. Без приглашения в гости не ходили, — “незваный гость хуже татарина”, гласила русская поговорка.
Новая реформа календаря пришлась на царствование Петра I (1672 –1725). 20 декабря 1699 года глашатаи, под барабанный бой, объявили москвичам царский указ “О праздновании Нового года” в котором, в частности, говорилось: “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и мозжевеловых, а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветве на вороты или под храминою своею поставить”. Эти украшения должны были стоять уже в первый день января, но не в помещении, а снаружи: на воротах, улицах и дорогах, крышах трактиров. Всем горожанам предписывалось учинять стрельбу из пушек или из ружей (у кого они были), пускать ракеты, по ночам зажигать огни из хвороста или соломы.
Петровский указ предписывал вести летоисчисление от Рождества Христова и день новолетия, который ранее отмечался 1 сентября, отмечать 1 января “по примеру всех христианских народов” живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому, поэтому он ограничился только переходом на январское новолетие. Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.
В Кремле, по случаю наступления Нового года, проходили пышные празднества. После молебна в Успенском соборе, на Красной площади проходил парад войск, которые шли с барабанным боем, распущенными знаменами и музыкой. Под колокольный звон, пушечную и ружейную пальбу “его величество с приятною ласкою поздравлял всех с Новым годом и взаимно от всех принимал поздравления”. Давался “великий стол” для знатных особ, на котором присутствовало не только “ренское вино” и другие заморские диковины. По-прежнему варили и подавали: “пиво приказное, хмельное, мартовское, ячное, легкое”, “брагу пряную”, “квас овсяный, ячный”, “мед приказной, с гвоздцы, паточный, вареной, цыженый, с кардамоном, малиновый, обарной”. У построенных в Москве трех триумфальных арок выставлялись яства и чаны с вином и пивом для простого люда. Вечером пускались фейерверки, потешные огни, звучали пушечные выстрелы. Во дворце давались бал и ужин. Современники Петра I отмечали, что во время новогодних торжеств в Москве пальба не умолкала в течение недели.
После смерти Петра I, созданные им традиции встречи нового года сохранились и при преемниках. В “женский век” к парадам и фейерверкам, прославляющим военные победы, добавились музыкальные вечера, более красочными стали балы. На придворных маскарадах, все должны были быть в “маскерадных платьях: доминах, венецианах, капуцинах…”, ибо главной интригой на маскараде было не быть узнанным. Бал открывал менуэт, этикетный символ 18 века, полонез или “польский” танец. На новогоднем столе, кроме традиционных для России напитков, появились кофе, шоколад, лимонад и др.
В поместьях основной частью праздника было застолье. Первыми подавались холодные кушанья: ветчина и буженина, прошпигованная чесноком, затем шло горячее – зеленые щи, раковый суп с пирожками и слоеным паштетом. Свежепросольная осетрина, чищенные раковые шейки, соленые перепелки, фаршированные утки так и манили попробовать их на вкус.
Следует, однако, отметить, что предписания Петра об украшениях домов сохранились к этому времени только в убранстве питейных заведений. Перед Новым годом у ворот кабаков или на их крышах ставились елки, привязанные к колу. Стояли они там до следующего года и были своеобразным “фирменным” знаком питейных заведений. Иногда вместо елок ставили молодые сосенки. Этот обычай продержался в течение 18 и 19 веков.
Когда появилась на Руси первая елка, точно не известно. В мемуарной литературе имеются упоминания о том, что обычай ставить на праздник елку, был ввезен в Россию будущей женой Николая I (1796 – 1855), прусской принцессой Шарлоттой (Александрой Федоровной). По другим свидетельствам, первую елку поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Живя на чужбине, они не забыли своих традиций и привычек, обрядов и ритуалов, и первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев. В канун праздника Рождества Христова, елки, украшенные фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей. Подростки получали книги, одежду, серебро. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, — вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.
Следом за немцами в русских домах петербургской знати также начали ставить для детей елки. Лесные красавицы украшались восковыми свечами и фонариками, цветами и лентами, орехами, яблоками, конфетами. Первоначально елка стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца святок.
Повсеместно распространилась немецкая традиция только в середине 40-х годов, когда перед Рождеством елки стали продаваться. Они засверкали своими огнями не только в великосветских салонах, но и в домах бедных чиновников.
Елки продавались на елочных базарах: у Гостиного двора, куда их привозили крестьяне из окрестных лесов, на Петровской площади, Васильевском острове и др. местах. Уже в середине 19-го века елка становится обычным явлением для жителей Петербурга и начинает проникать в губернские и уездные города, дворянские усадьбы. К концу столетия она уже прочно входит в быт города и владельцев поместий.
Первая публичная елка, по свидетельству современников, была установлена в 1852 году на петербургском Екатерингофском вокзале. Позднее стали устраиваться благотворительные елки для бедных детей, которые организовывались различными обществами и отдельными благотворителями, — многие дамы из дворянских фамилий давали деньги, шили для детей одежду, покупали конфеты и игрушки. Деньги, собранные за билеты, шли в пользу бедных. Проводились елки в детских приютах и народных домах. Ежегодно устраивали елки для детей рабочих окраин столицы братья Альфред и Людвиг Нобели – шведские изобретатели и промышленники, имевшие свои интересы в России. В некоторых знатных домах проводились елки специально для прислуги с семьями.
Если на журнальных иллюстрациях конца 19-го века нарядная елка уже прочно заняла свое место, то Деда Мороза и Снегурочки под ней еще нет, они пока не стали героями новогоднего праздника. Дед Мороз, как старик в шубе, лохматой шапке, с белыми кудрями и седой большой бородой, с елкой в руке, мешком с игрушками за спиной, присутствует только в святочных рассказах.
Новогодние торжества по поводу вступления в новый, 20-й век, Россия встретила традиционно, никто не считал это большим юбилеем. Только предприниматели использовали эту дату в коммерческих целях. На рынке появилось французское шампанское “Новый век” и “Конец века”. Московская парфюмерная фабрика А.М. Остроумова предложила покупателям под названием “Новый век” серию: духи, пудру, мыло и одеколон. В 1900 году впервые вышел журнал “Новый век”, издательство П.П. Сойкина порадовало ценителей роскошным изданием с картами и таблицами “На рубеже столетий” и т.д.
В Москве, в здании Манежа, с 26 декабря по 7 января 1901 проходили празднества. Были поставлены огромные картины-диорамы изображающие наиболее значительные события уходящего века, играли три оркестра, вниманию публики была представлена пьеса “Мировое обозрение”. Вечером в Манеже торжественно проезжали на колесницах крупнейшие державы мира: Россия, Германия, Англия, Франция. Все сверкало, и переливалось. В канун Нового года, в 12 часов ночи, во всех соборах и храмах города совершались молебны. После службы многие горожане продолжали празднование в ресторанах и клубах, на балах или танцевальных вечерах, в Манеже.
После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т. д.” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
С 1925 года в нашей стране началась плановая борьба с религией и, как следствие, с православными праздниками. Окончательная отмена Рождества произошла в 1929 году. С ней отменялась и елка, которая стала называться “поповским” обычаем. Однако, в конце 1935 года в газете “Правда” появилась статья Павла Петровича Постышева (1887 –1940; сов., парт. деятель, репрессирован) “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!”. Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, — в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране”, — прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
Счастливого Нового Года!

Новый Год – самый известный, самый интернациональный зимний праздник. Его отмечают еще с незапамятных времен. В нашем привычном представлении последний, триста шестьдесят пятый день года – 31 декабря. Соответственно, с боем часов наступает год новый, его первый день. Откуда пошла такая традиция?

Эту дату – 1 января – установил римский император, известный Юлий Цезарь. Этот день был посвящен богу Янусу – двуликому существу. Одной половиной своей личности он обращен назад, в прошлое, другой – вперед, в будущее. Янус – бог выбора, принятия решений, изменений, новшеств, начало всех начал.

Однако так было не всегда. В Древней Руси до XV столетия Новым Годом считалось 1 марта (по традициям Древнего Рима), а затем – 1 сентября (аналогично Византии). Эта дата с 1492 года становится официальной – осуществляется переход на церковный календарь. Петр I, величайший реформатор, «осовременивает» Россию, издав приказ о праздновании Нового Года в ночь с 31 декабря на 1 января.

История этого праздника в других странах не менее интересна.

Стоит сказать, что католическая Европа уделяет празднованию Нового Года не такое пристальное внимание. Самым главным праздником у них является Рождество.

По Григорианскому календарю, которым сегодня пользуется весь цивилизованный мир, волшебный праздник отмечают 1 января. Зарождается он в Тихом океане, на островах Кирибати – именно они первыми его встречают. Однако дата наступления нового первого дня от этого не меняется.

А вот некоторые народы «выбиваются из строя». Так, евреи свой Новый Год, или Рош Ха-Шана празднуют в период с 5 сентября по 5 октября (отсчет ведется с другого праздника – Песах). Они считают, что в этот период времени на небесах решают судьбу каждого человека на следующие 365 дней.

В каноническом Китае Новый Год отмечается в период с 21 января по 21 февраля. Именно поэтому символ года меняется не с боем курантов, как многие считают, но в феврале. Вьетнамцы радуются обновлению в это же время.

В Иране, которые не признают в быту григорианский календарь, отмечают свой Новруз 21 или 22 марта – в день весеннего равноденствия. В Бангладеш праздновать принято 14 апреля.

Все эти даты так или иначе связаны с религиозными традициями, древними обычаями, обрядами, звездами, божествами. Но очень многие празднуют Новый Год в одну ночь со всем миром – с 31 декабря на 1 января.


Ответ на этот вопрос имеется, безусловно, даже у школьника - таков был указ Петра I. И с того времени это стало традицией для наших предков. Не отказались от царского указа даже после революции 1917 года. И для нас с самого детства привычны елка с хороводом, Дед Мороз и Снегурочка , хлопушки и бенгальские огни, веселье и смех. А в зрелом возрасте к этому добавляется шампанское, романтика и надежды.

Многих удивит, что в этой красоте и привычности скрывается дисгармония. Она становится заметной, когда мы обращаемся к истории и смотрим на все через призму законов естества.

Что же известно из более глубокой истории о праздновании нового года? До XV века наши предки за начало года брали 21 марта, день весеннего равноденствия. Эта традиция взяла свое начало в необозримом прошлом, десятки тысяч лет тому назад. Ее изначально придерживались все индоевропейские народы. Переняли ее в свое время и римляне как более поздняя цивилизация. Об этом говорят и названия месяцев в их календаре, на который мы позже почему-то сменили свой. Сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь переводятся соответственно как «седьмой», «восьмой», «девятый» и «десятый». Следовательно, первым месяцем был март. А 31 декабря Рим подводил итоги финансового года.

Выбор даты 21 марта древними имеет несколько причин. С одной стороны это время пробуждения природы в северном полушарии, новый виток жизни. Поэтому очень логично начинать отсчет от него. С другой же существует и символический срез - день становился длиннее ночи, силы света начинали побеждать силы тьмы. Началом праздника служило появление первых рассветных лучей Солнца. В этом тоже есть как своя логика, так и символика — Солнце является источником тепла и света на Земле. Традицией у предков было и бережное отношение к природе. Она для них была и храмом и домом. Историки и археологи вновь и вновь находят подтверждения, что картины жестокого «язычества» не отражают действительности. Они служили политическому требованию оправдать смену религии, которую принесли огнем и мечом. К календарю предки относились как к священному наследию. Внесение изменений в него виделось так же недопустимым, как, например, изменение текстов священных книг.

На фоне такого прошлого наш современный отсчет выглядит как антитрадиция. Земля в это время в максимальном удалении от Солнца, все живое глубоко спит. В полночь же, согласно любой древней традиции, просыпаются силы тьмы. Холод древние так же относили к проявлению зла, поскольку он затормаживает жизнь и развитие, несет разрушение и смерть. Поэтому и Дед Мороз в древнем эпосе является отрицательным персонажем. А массовое истребление хвойных деревьев также нельзя отнести к положительному явлению, оно противоречит как мировоззрению предков, так и здравому смыслу.

На первый взгляд может показаться, что сегодня это уже утратило свою актуальность и большой роли не играет. Так уж все сложилось и единственное, что мы можем изменить - выбрать для украшения дома не живое деревце , а искусственное . А обращать особо внимание в век просвещения на взгляды древних кому-то покажется совсем лишним.

Тем не менее, законы природы остались прежними. А мировоззрение древних все больше находит рациональное подтверждение. И выбор даты и времени проведения любого события всегда будет играть роль. Этим включается программа его реализации. Об этом говорят исследования современной науки, в частности физики, археологии, медицины, биоритмологии. Если время начала не согласовано с ритмами природы, реализация может пойти дисгармоничным путем либо развалится. Очевидно, не случайна и поговорка «Как встретишь Новый год - так и проведешь».

Как ни странным может показаться современнику, но, по мнению этих наук знания древних в области времени, циклов природы, человека, были намного выше современных, не взирая на отсутствие техники. Для подтверждения этого достаточно взглянуть на наше отношение ко времени. Мы знаем, что ему подчинено все, каждый хочет оттянуть старение или последний час, знать когда произойдет интересующее его событие, но не только не пытаемся познать время и его законы, но даже не задумываемся над этим.

В заключение хочется сказать, что как и когда встречать тот или иной праздник, отмечать ли его вообще - дело личное каждого человека. Все же будет полезным и разумным знать и учитывать мудрость древних, тем более если она подтверждается современной наукой. И не забывать свои исконные традиции .

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто