Игра как средство воспитания здорового образа жизни. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. «Угадай, кто позвал?»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Ирина Гранчак
Дидактические игры по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни

В настоящее время проблемы здоровья и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей и подростков . Вопросы формирования у дошкольников основ здорового образа жизни , потребности в ежедневной двигательной деятельности отражены во всех ныне действующих программах воспитания и обучения. Здоровый образ жизни является одним из важнейших условий сохранения здоровья детей в современной системе дошкольного образования . Задачи ДОУ :

Способствовать возникновению желания у детей вести здоровый образ жизни ;

Развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью ;

Совершенствование физической культуры дошкольников и укрепление их здоровья ;

Повышение педагогической культуры родителей;

Познакомить детей с полезными и вредными качествами продуктов питания, пробудить у детей интерес к рациональному питанию.

Посадка лука

Цель : дать детям представления о полезных свойствах лука.

В гости к детям приходит Айболит и спрашивает, едят ли дети витамины и какие. Ведь зимой организм истощается. Просит разгрузить машину и достать мешочек с луком. Сообщает, что в зелёном луке очень много витаминов, его надо выращивать и есть за обедом. Предлагает посадить луковицы в ящик с землёй.

Воспитатель достаёт подготовленный ящик, показывает детям, как надо сделать ямку, посадить луковицу донцем и полить. Говорит Айболиту : «Дорогой доктор, я тоже посажу луковицу, но иначе, чем все ребята – в отдельную прозрачную баночку, в которой много воды. Мы с ребятами будем наблюдать за луковицей.

Ящик с посадками ставят на окно.

Дидактическая игра «Угадай на вкус»

Цель : закреплять знания детей о фруктах , сообщить, что фрукты содержать много полезных витаминов; учить узнавать и называть фрукты.

Айболит просит детей помыть руки (это тоже необходимое условие здорового образа жизни ) . Сообщает, что привёз витаминное угощение. Просит достать мешочек с фруктами, помыть их. Выкладывает фрукты по одному, спрашивая у детей , как они узнали яблоко, лимон, апельсин. Воспитатель разрезает фрукты на кусочки. Айболит предлагает всем закрыть глаза и открыть рот. Кладёт каждому ребёнку в рот по кусочку яблока, потом по кусочку лимона, затем по ломтику апельсина. Дети каждый раз объясняют, как они отгадали, что это за фрукт.

В заключении Айболит показывает детям сухие плоды шиповника, даёт их потрогать. Объясняет, что это очень полезные ягоды. Их надо собирать осенью и сушить. Из шиповника можно делать вкусный витаминный чай. Разливает из термоса настой в чашки и предлагает детям выпить. Даёт совет дома почаще есть натуральные витаминные продукты.

Дидактическая игра «Назови правильно»

Цель :

Уточнить знания детей об овощах и фруктах , их качествах (цвет, форма, вкус, запах, закреплять умение узнавать их по картинке и давать краткое описание.

Дидактическая игра «Полезное – не полезное»

Цель : учить детей различать полезные и не полезные продукты.

План проведения :

1. Показать картинку «Витрина магазина продуктов» , предложить рассмотреть.

2. Вопросы :

Какие продукты вы узнали?

Какие из этих продуктов вы любите?

Есть ли они на витрине, много ли их?

3. Обобщить ответы детей , сделать вывод : на витрине много полезных продуктов и почти нет продуктов, которые не очень полезны. Чтобы вырасти сильным, крепким и здоровым , нужно кушать полезные продукты, богатые витаминами. Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

Воспитатель :

Витамин «А» . Витамин «А» - витамин роста. Он отвечает за здоровую кожу и хорошее зрение.

Витамин «В» . Нужен нам, чтобы быть сильными. Он отвечает за хорошее настроение.

Витамин «С» . Самый известный витамин. Он оберегает от простуды и укрепляет кости.

Витамин «Д» . Укрепляет наши кости и зубы.

Дидактическая игра «Варим кашу»

Цель : дать детям знания о том, какие продукты необходимы для приготовления каши.

Вед. Ребята, сейчас мы с вами будем готовить кашу, очень полезное блюдо, которое нужно кушать на завтрак, но не по-настоящему, а понарошку. Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы хлопните в ладоши и громко скажите : «Да!» . Но если продукты для приготовления каши не используют, тогда дружно топните и скажите «Нет!» . А теперь играем.

Парное молоко? (Да)

Куриное яйцо? (Нет)

Крупа манная? (Да)

Капуста кочанная? (Нет)

Солёный огурец? (Нет)

Мясной холодец? (Нет)

Сахар да соль? (Да)

Белая фасоль? (Нет)

Масло топлёное? (Да)

Рыбка солёная? (Нет)

Лавровый лист? (Нет)

Китайский рис? (Да)

Чернослив да изюм? (Да)

Шоколадный лукум? (Нет)

Перец болгарский? (Нет)

Соус татарский? (Нет)

Клубничное варенье? (Да)

Бисквитное печенье? (Нет)

Молодцы, ребята.

Публикации по теме:

Формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СТ-ЦЫ НИКОЛАЕВСКОЙ ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ.

Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста Щукина Анастасия Вячеславовна Научный руководитель: Закутняя Татьяна Викторовна В настоящее время ведется активный поиск педагогических.

«Использование валеологических игр для приобщения детей к здоровому образу жизни" «Быть здоровым – естественное желание каждого человека.

Цель: Повышение воспитателей в вопросах формирования здорового образа жизни, использование некоторых техник в работе с детьми, привлечение.

Краткая аннотация Мастер-класс разработан для повышения знаний педагогов о значении русских народных игр в жизни дошкольников и приобщению.

Игры-ориентации. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста умения ориентироваться в общественных явлениях и объектах окружающей среды на основе игровых действий в конкретной ситуации.

« Какой витамин живёт в овощах и фруктах».

Цель: , продуктах, содержащих необходимые витамины.

Игровая среда: иллюстрации сказочных героев (Карлсон, Незнайка, Винни-пух, Волк и другие с проблемами в здоровье), предметные картинки с изображением продуктов питания, модели витаминов (разноцветные круги).

однажды так получилось, что сказочные герои ушли из своих произведений посмотреть мир. Они путешествовали, знакомились с природой, слушали пение птиц, но вскоре путешествие перестало их радовать.

что помешало героям дальше путешествовать?

Поисковая задача: помочь героям найти необходимые продукты, чтобы стать здоровыми.

« Растения, которые лечат».

Цель: развитие у детей умения ориентироваться в объектах окружающей действительности, применять свои знания в жизни, уметь оказать первую помощь.

Игровая среда: звуковой дизайн («Вальс цветов» П.И. Чайковского), гербарий лекарственных растений, предметные картинки.

Проектирование воображаемой ситуации: на территории учреждения дошкольного образования выросли различные растения, дети, рассматривали их, спрашивали друг у друга названия. Никто не мог ответить, что это за растения, кто их посадил, откуда они взялись. И вот однажды мальчик упал и поранил ногу, пришла медсестра, посмотрела рану, промыла её и приложила лист какого-то растения.

Проблемно-поисковая ситуация: что это за растение, как оно поможет мальчику?

Поисковая задача: определить названия лекарственных растений, их целебные свойства, меры предосторожности.

Игры-моделирования. Содействуют развитию у ребёнка способности к ориентации в процессе моделирования путей перемещения предмета во времени и пространстве.

« Приключения Мухи-Цокотухи».

Цель: содействие ориентационному моделированию в построении поэтапного выполнения действий по приготовлению лекарственного отвара; формирование необходимых умений при выполнении данной деятельности, предвидения и избежание опасной для здоровья ситуации.

Игровая среда: звуковой дизайн (фонограмма с музыкой задорного характера), картина-схема с изображением лекарственных растений; модели деятельности по приготовлению отвара на каждого участника, стрелочки (счётные палочки); сосуд для приготовления отвара, чашки по числу участников.

Проектирование воображаемой ситуации: в царстве насекомых жила наша гостья Муха-Цокотуха, веселилась, перелетая с места на место. Любила играть, радовалась встрече с друзьями, знала все цветы, растущие неподалёку. Услыхала она, что растения бывают лекарственные, которые помогают быть здоровым. Решила она отправиться в путешествие в Страну лекарственных растений. «Что же это за страна? Далеко ли она от моего уютного дома в оконной щели? Что за чудо-растения там можно встретить? Кто и когда их собирает? Как приготовить полезные для здоровья отвары?» - задумчиво рассуждала Муха-цокотуха.

Проблемно-поисковая ситуация: что представляет собой Страна лекарственных растений? Как приготовить полезные отвары, настои?

Поисковая задача: сориентироваться во внешних особенностях лекарственных растений, определить последовательность приготовления отвара из шиповника и его пользу.

« Службы охраны здоровья человека».

Цель: формирование представлений о том, что человек в некоторых жизненных ситуациях подвергается опасностям, в связи с этим необходимо обращаться за помощью в экстренные службы (101, 102, 103, 104); создание модели правильного информирования представителей службы об опасности.

Игровая среда: сюжетные картины, модели поведения человека, игрушечный телефон, театральные костюмы для обыгрывания ситуаций.

Проектирование воображаемой ситуации:

  • По дороге в детский сад мы заметили пожар…
  • Заболел папа…
  • Чужой человек пытается открыть дверь соседа…
  • Незнакомый человек приглашает сесть в машину…
  • На улице человеку стало плохо…
  • Дома разбился градусник…
  • В квартире слышен запах газа, дыма…
  • На перекрёстке не работает светофор…
  • Во дворе бегает бродячая собака…
  • Подошёл маленький котёнок…
  • Во дворе стоит большой, подозрительный пакет…
  • Участок дороги закрыли на ремонт…
  • Друзья предлагают быстро перебежать дорогу…
  • Укусила пчела…
  • Наступил на острый предмет…
  • Поранил руку…
  • Нашёл опасный предмет…

Проблемно-поисковая ситуация: как поступить в этих ситуациях?

Поисковая задача: определить модель объяснения информации о случившейся опасности.

Игры-стратегии. Направлены на формирование у детей дошкольного возраста разнообразных способов действий, необходимых для решения конкретной ситуации на основе личного опыта.

« Наша прогулка».

Цель: стимулирование мыслительной активности, способности создавать вариативные способы выхода из практической ситуации (создание кратчайшего маршрута).

Игровая среда: звуковой дизайн, имитирующий всевозможные препятствия (шум реки, метель, движение транспорта и т.д.); игровое поле; индивидуальные карты-схемы, условные мерки; карты-символы; бумага, цветные карандаши.

Проектирование воображаемой ситуации: Давайте представим, что мы с вами пошли на экскурсию в парк. Нам было там очень интересно, весело. Время шло. и оказалось, что мы опаздываем на обед.

Проблемно-поисковая ситуация: что же делать?

Поисковая задача: определить кратчайший путь из парка в детский сад.

« Опасный предметный мир».

Цель: стимулирование мыслительной активности, способности определять логические действия по оказанию помощи и решению ситуации в виде наглядной схемы последовательного выполнения действий.

Игровая среда: игровое поле, индивидуальные карты игрового поля по количеству детей.

Проектирование воображаемой ситуации: ребята пришли в гости к своему другу Егору, папа которого слесарь. В коридоре, на табурете стоял интересный предмет - саквояж с инструментами. «Что это?» - спросили ребята. «Это рабочие инструменты моего папы, но их нельзя трогать» - ответил гордо малыш. «Покажи, покажи, папа не узнает!» — попросили ребята. «Ладно, - согласился Егор, - но это тяжёлые инструменты». Ребята не смогли поднять саквояж, и он упал на пол, на ногу Егору. «Ой!» - закричал мальчик…

Проблемно-поисковая ситуация: что же делать? Как помочь Егору?

Поисковая задача: определить правила поведения в данной ситуации.

Социально-адаптационные игры. Направлены на обогащение социального опыта детей путём развития способности к позитивной ориентации в отношениях между человеком и окружающим миром, а также формирование основ здорового, адекватного поведения в обществе.

« Чудо – гребешок».

Цель: совершенствование навыков пользования средствами личной гигиены - расчёска; побуждение детей правильно относиться к разным способам ухода за волосами, формирование основ здорового поведения.

Игровая среда: расчёски разной формы, куклы; музыкальное сопровождение.

Проектирование воображаемой ситуации: девочка Маша просыпалась утром, не причёсываясь, бежала к своим игрушкам. Играла с ними и на просьбы мамы причесаться не реагировала. Но вот однажды она прибежала в комнату с игрушками и не смогла найти свои любимые куклы. «Ау! Где вы?» - закричала она. Но никто ей не ответил…

Проблемно-поисковая ситуация: почему игрушки пропали?

Поисковая задача: найти выход из создавшейся ситуации, определить правила ухода за волосами (за короткими, за длинными).

« Мир дорожных знаков».

Цель: определение способов действия человека и поведения водителя в соответствии с информационными знаками и разметкой, встречающимися на дороге в конкретной игровой ситуации.

Игровая среда: информационные дорожные знаки, схемы-модели дорог, перекрёстков; машины по количеству детей, игровые правила.

Проектирование воображаемой ситуации: щенку Тузику купили машину. Он решил покататься на ней по улицам города. На первом же перекрёстке возле дома, где проживал Тузик, он заметил красивый голубой знак. Заглядевшись на него, щенок попал в дорожно-транспортное происшествие…

Проблемно-поисковая ситуация: почему произошла авария?

Поисковая задача: познакомьте героя с дорожными знаками.

« Как стать добрым?».

Цель: воспитание умения включаться в игру со сверстниками, побуждая детей к развитию игровых действий.

Игровая среда: звуковой дизайн нежной музыки, две картины: злая (тёмная), добрая (светлая); листы бумаги, кисти, стакан с водой.

Проектирование воображаемой ситуации: ребята присели на ковёр и взяли красивые цветные кубики. Они решили строить сказочный дворец из данного материала для маленького гномика. Дети старались, принося всё новые детали, сделали пристройки к сооружению. Но тут прибёжала сердитая Шурочка. Она без жалости разрушила несколько этажей дворца. Дети пытались защитить свою постройку, отчаянно боролись за каждую деталь. Но скоро от дворца ничего не осталось. От бессилия, обиды и разочарования у детей потекли слёзы.

Проблемно-поисковая ситуация: почему девочка разрушила постройку?

Поисковая задача: найти выход из ситуации.

« Мои зубки».

Цель: закрепление представлений воспитанников о режиме ухода за зубами.

Игровая среда: предметные картинки, схемы ухода за зубами; часы.

Проектирование воображаемой ситуации: Буратино на день рождения подарили новую зубную щётку. Он так обрадовался подарку, что стал чистить зубы несколько раз на день. Носил с собой пасту и зубную щётку в кармане. На все просьбы окружающих он не реагировал, утверждая, что чем чаще чистить зубы, тем здоровее они будут.

Проблемно-поисковая ситуация: почему герой сказки так поступает?

Поисковая задача: определить время и способы ухода за зубами.

« Одежда».

Цель: закрепление представлений воспитанников о способах поддержания одежды в чистом виде.

Игровая среда: сюжетные картинки, схемы действий человека по уходу за одеждой; предметы одежды кукол.

Проектирование воображаемой ситуации: мне кажется, что сегодня наши куклы грустные. Они не улыбались мальчикам, не играли с девочками. Вид у них уставший. Почему так случилось? Они во время нашего отсутствия тщательно убирали в комнате: протирали пыль, чистили окна, мыли полы, пылесосили ковры и испачкали одежду.

Проблемно-поисковая ситуация: как быть куклам?

Поисковая задача: составить план последовательных действий по уходу за предметами одежды.

Здоровый образ жизни для детей дошкольного возраста — это не только двигательная активность, но и целый комплекс мер, которые должны стать приоритетными задачами для родителей малыша. До 7 лет ребенок проходит огромный путь развития, на котором закладывается как его физическое здоровье, так и личностные качества. Они взаимосвязаны друг с другом, поэтому так важно в самом начале жизни сформировать у малыша базу знаний и навыков здорового образа жизни.

Основы здоровья дошкольников

Для многих родителей формирование здорового образа жизни у дошкольников ограничивается лишь физическим развитием ребенка, тогда как организм малыша — это сложная система. Нормальная жизнедеятельность молодого организма обеспечивается совмещением нескольких компонентов:

  • биологического;
  • психического;
  • социального.

Эти компоненты тесно взаимодействуют друг с другом. Образ жизни ребенка — это половина его биологического здоровья. Однако на вторую половину влияют такие факторы, как генетическая предрасположенность, качество медицинского обслуживания, состояние окружающей среды.

Часто биологическое здоровье ребенка напрямую зависит от образа жизни его родителей. Вредные привычки папы и мамы вредят развитию малыша еще в его внутриутробной жизни. Негативно сказывается на развитии плода и чрезмерная двигательная активность женщины во время беременности, переедание, плохой сон, эмоциональные перегрузки.

Если экологическая среда, в которой растет и развивается ребенок, не может быть изменена одним человеком, то психическое и социальное здоровье малыша находится полностью в руках его родителей. Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста должно начинаться с родительского примера. Спокойная обстановка в семье, адекватная реакция на возникающие трудности, помощь друг другу — все это станет основой для нормального психического развития дошкольника.

Социальные основы здоровья дошкольника и младшего школьника закладываются в общении не только с родителями, но и друзьями. Неблагополучное окружение отрицательно повлияет на развитие личности. Поэтому так важно найти для ребенка такое окружение, которое влияло бы на него положительно. Кроме того, у самого малыша должны быть развиты необходимые качества для комфортного взаимодействия с окружающими его людьми. Это формирование нравственных идеалов и ценностей, а также социальная адаптация. Все это является важным составляющим основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Одним из лучших средств укрепления социального здоровья является трудовая деятельность. Именно приобщение малыша к работе дает ему чувство нужности и принадлежности к обществу.

Физическое развитие

Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников не может проходить без практической составляющей. Пример здорового образа жизни родителей важен, но понятие ЗОЖ для дошкольников немыслимо без физического развития самого малыша. Пока ему не нужны спортивные нагрузки, однако комплекс мер по укреплению физического состояния необходим. Основные аспекты, направленные на укрепление здоровья детей дошкольного возраста, включают в себя:

  • двигательный режим;
  • личную гигиену;
  • закаливание.

Игры — главный способ поддержания двигательной активности ребенка. Укрепляющие физические упражнения важны, однако на них отводится всего лишь несколько минут в день. Все остальное время малыш проводит в играх. Однако должен быть сохранен разумный баланс между активной деятельностью и отдыхом. Поэтому лучше чередовать активные и спокойные игры, а также времяпровождение на свежем воздухе и в помещении.

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, двигательные физкультминутки, которые нужно проводить как дома, так и в детском саду, зарядка после дневного сна. Полезно проводить с ребенком оздоровительные водные процедуры в бассейне.

Личная гигиена для здоровья ребенка крайне важна. Малыш в самом начале жизни должен усвоить, что за телом необходимо ухаживать. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и здоровья окружающих. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. С детства нужно научить его правильно пользоваться этими предметами.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не проходит без закаливания, хотя эта процедура у многих родителей ассоциируется с применением рискованных мер. Однако закаливание — эффективный метод профилактики заболеваний и укрепления иммунитета. Если соблюдать основные правила закаливания, то организм малыша постепенно станет выносливее к факторам внешней среды. Важно проводить закаливающие процедуры регулярно, особенно в зимний период. Принцип постепенности является главным. Без проблем приспособить организм к изменениям внешней среды получится, если увеличивать нагрузку постепенно. Нужно учитывать также индивидуальные особенности малыша. Если он плохо переносит какую-либо процедуру, то лучше от нее отказаться.

Здоровьесберегающие технологии

Сегодня в образовательных учреждениях большое внимание уделяется системе воспитательно-оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий. Использование здоровьесберегающих технологий дошкольного образования — это важная ступень в развитии полноценного и физически крепкого ребенка. Такие технологии применяются во всех видах деятельности. Направлены они на сохранение здоровья и формирование основных знаний ЗОЖ у детей. В дошкольных учреждениях применяются следующие формы технологии сохранения и стимулирования здоровья:

  • динамические паузы;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика;
  • бодрящая гимнастика;
  • подвижные игры;
  • релаксация.

Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они разнообразят занятия и снимут напряжение. Короткая двигательная активность позволяет включиться в занятия с новой силой.

Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение. В логопедических группах такие перерывы между занятиями просто необходимы. Проводить пальчиковую гимнастику можно в любой период. В последнее время в детских садах большое распространение получила технология биоэнергопластики. Это совмещение движений кистей рук и артикуляционного аппарата. Такая зарядка помогает стимулировать мозговую активность.

Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.

Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом. Особенно этот вид паузы полезен при физических нагрузках.

После обеденного сна полезно провести бодрящую гимнастику. Длится она всего 5-10 минут и состоит из определенного комплекса упражнений. Это своего рода утренняя зарядка, только не такая интенсивная. Начинать комплекс бодрящих упражнений можно прямо в кроватках. Эти упражнения направлены на коррекцию осанки и плоскостопия. Во многих садах воспитатели используют коврик с пуговицами. Дети ходят по нему после сна. Такая дорожка полезна для здоровья дошкольников, она отлично массирует ступни и укрепляет мышцы.

Подвижные игры — неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое состояние организма. Конечно, после подвижных игр необходим отдых. Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А добрые сказки и приятная музыка, дополняющие занятия, улучшат психологическое здоровье малыша.

«Дидактическая игра как способ формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период закладываются основные черты личности, формируется характер. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных приоритетных задач детского сада. Эта задача регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ». Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогают достичь результатов стабилизации.

У детей низкий уровень знаний о ценности своего здоровья важно сформировать у детей навык самим заботиться о своем здоровье. Основной задачей должно стать воспитание здорового образа жизни у детей, потребность быть здоровым, беречь и укреплять здоровье, ценить счастье здоровья.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определяет достижения целей образовательной программы дошкольного образования через основные виды детской деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

    Социально-коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Художественно-эстетическое развитие

    Речевое развитие

    Физическое развитие

Требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей: развитие у детей культуры здоровья и работы по профилактике и оздоровлению детей через решение следующих задач:

    создание условий развития для сохранения здоровья детей на основе формирования эмоционального воображения;

    сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

    воспитание культурно-гигиенических навыков;

    формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: развитие мелкой и крупной моторики обеих рук, овладение играми с правилами, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

*Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Включение дидактических игр по формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников в образовательную область «Физическое развитие» направлено на решение следующих задач:

    создание разнообразной игровой среды, направленной на оптимизацию игровой активности, а также на всестороннее развитие детей

    ознакомление с правилами дидактических игр, формирование умения четко выполнять их, проявляя находчивость, выдержку и самостоятельность.

Дидактическиеигры должны быть подобраны в соответствии с содержанием образовательной области «Физическое развитие».

Каждая из дидактических игр, решая задачи образовательной области «Физическое развитие», способствует решению задач из других образовательных областей:

«Познавательное развитие» - усвоение целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье, в том числе психическом, формирование первичных представлений о себе, возможностях и особенностях собственного организма.

«Социально-коммуникативное развитие» - формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ) человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в части ЗОЖ и сохранение психического здоровья, приобщение к ценностям физической культуры. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности, формирование основ безопасностисобственной жизнедеятельности, в том числе здоровья, игровое общение.

«Художественно-эстетическое развитие» - использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Физическое развитие».

«Речевое развитие» - взаимосвязь развития игровой деятельности детей, развития мелкой моторики и речевого развития.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Продуманная методика проведения дидактических игрпо формированию представлений о культуре здоровья и здоровом образе жизни у дошкольников способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка и помогает воспитать его здоровым, бодрым, жизнерадостным, активным, умеющим самостоятельно и творчески решать самые разнообразные задачи.

Примеры дидактических игр

Д идактическая игра: «Азбука здоровья»

Задачи: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память.

Материал: иллюстрации

Правила игры: играют от 1 до … человек. Воспитатель называет правило, а ребёнок находит карточку – иллюстрацию этого правила. Или воспитатель показывает карточку, ребёнок говорит, что нужно делать в данной ситуации.

Дидактическая игра:«Полезные и вредныепродукты»

Задачи: формировать знания детей о полезных и вредных продуктах систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.

Материал: муляжи различных продуктов и овощей.

Правила игры : для того, чтобы быть здоровым, нужно правильно питаться. Сейчас мы узнаем, известны ли вам, какие продукты полезны. В одну корзину мы отбираем полезные продукты и объясняют свой выбор, во вторую продукты, которые вредны для здоровья.

Дидактическая игра:«Умею, не умею»

Задачи: формировать умение двигаться красиво и точно, воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью, доброжелательного отношения детей друг к другу и к педагогу, упражнять в умении осознавать, запоминать, воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание, формировать представления о строении тела и мышечной системы.

Правила игры: воспитатель или ребенок показывает движения, дети должны их произвести.

Дидактические игры: «Не пропусти свой звук»

«Угадай по звуку»

Задачи: формировать представления о помощнике человека (ушах), развивать навыки исследования с помощью соответствующего органа чувств, приобщая их к ценностям здорового образа жизни, способствовать осознанию детьми необходимости каждого органа. Уточнить, какое значение для человека имеют слух.

Правила игры : воспитатель за ширмой издаетразличные звуки, в том числе на музыкальных инструментах, дети угадывают их. Воспитатель задает вопрос: «Что помогло вам услышать разные звуки?»

Дидактическая игра: «Угадай по запаху…»

Задачи: формировать представления о помощнике человека (нос), развивать навыки исследования предметов с помощью соответствующего органа чувств.

Материал: баночки с различными запахами: ваниль, лавровый лист, мыло….)

Правила игры: воспитатель предлагает детям понюхать содержимое баночек и спрашивает: «Что помогло вам почувствовать этот запах?

Дидактическая игра: «Игра с микрофоном»

Задачи: систематизировать представления детей о частях тела, развивать речь, воспитывать умение слушать друг друга

Материал: микрофон

Правила игры: воспитатель начинает предложение, а ребенок продолжает его, говоря в микрофон.

Я – голова, я умею думать, но не умею рисовать, я – нога. Я умею ходить, но не умею говорить и т. д.

Дидактическая игра: «Назови правильно»

Задачи: уточнить знания детей об овощах и фруктах, их качества (цвет, форма, вкус, запах), закреплять умение узнавать их и давать краткое

описание.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Правила игры: воспитатель предлагает ребенку выбрать овощ или фрукт и описать его.

У меня помидор, он сладкий, красный, круглый. А у тебя? Если дети затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы: какой формы? какого цвета? какой по запаху?

Дидактическая игра: « Игра - дело серьёзное»

Задачи: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.

Материал : различные предметы (опасные и неопасные), два обруча

Правила игры: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают предметы с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – предметы, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.

1. Антохина А.В. «Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте», М., 1999 г.;

2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». - М., 1991г.

3. Жуковская Р.И. «Развитие интересов детей в творческих играх»// Дошкольное воспитание – 1999 г. № 10;

4. Гуменюк Е. И. «Будь здоров!» Дидактические игры и игровые задания./Е.Н.Гуменюк, Н.А. Слисенко. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2011

5. Приказ Министерства образования и науки российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Ирина Мамзина
Дидактическая игра - эффективное средство формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Её решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет. Формирование представлений о здоровом образе жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на формирование представлений о здоровом образе жизни , сохранении и укреплении здоровья .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования наряду с другими решает следующие задачи :

Охраны и укрепления физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия;

Формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Отдельной областью в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена область «Физическое развитие» , в которой среди прочих задач овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). Особое внимание должно уделяться овладению элементарными нормами и правилами здорового образа жизни , ведь именно оно - одна из главных составляющих физического развития ребенка.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье , привычка к здоровому образу жизни , общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни . Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .

Успешное формирование основ здорового образа жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье , создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения .

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго , если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей . На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым , нужно иметь представление о здоровом образе жизни , о здоровье , его сохранении и укреплении, ведь формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития нашей страны.

Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность , педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни .

Одним из средств , эффективно способствующих формированию представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников и выработке правильных привычек, является дидактическая игра . Дидактическая игра – это многоплановое , сложное педагогическое явление, она является и игровым методом обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике. В играх дошкольники воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению , развиваются познавательные способности.

Дидактическая игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме , наиболее доступной для дошкольников .

Ценность дидактических игр , как средства формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни заключается в том , что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков в формировании представлений дошкольников о здоровом образе жизни . Дидактическая игра будит детское воображение . Увлечение игрой мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задач. Своевременное и правильное применение дидактических игр в воспитательной практике обеспечивает решение задач в наиболее приемлемой для детей форме .

В своей работе мы используем такие средства организации дидактических игр :

Использование и комбинирование дидактических игр в процессе обучения;

Включение дидактических игр в самостоятельную деятельность дошкольников ;

Использование в дидактических играх развивающие упражнения, физкультминутки.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемые педагогом в целях воспитания и обучения детей. Эти игры направлены на решение конкретных задач обучения, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Они обучают тем или иным навыкам, необходимым человеку в процессе его повседневной жизнедеятельности . Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности и имеют определенную структуру , характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно, создают своеобразный микроклимат для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников .

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие и находить, обогащать духовный мир детей. А это всё содействует умственному и общему развитию. Для этой цели и служат дидактические игры . Педагогами нашего учреждения создана картотека .

Примеры дидактических игр по формированию представлений дошкольников о здоровом образе жизни :

Д/игра : «Полезная и вредная еда» .

Задачи :

1. Формировать знания детей о полезной и не полезной пище.

2. Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта.

3. Развивать здоровые принципы питания .

Д/игра : «Моё тело»

Задачи :

1. Формировать представление о строении тела и мышечной системы.

2. Формировать умение двигаться красиво и точно.

3. Воспитывать осознанное отношение к занятиям физической культуры, к собственному здоровью .

Д/игра «Почему это произошло?»

Задачи :

1. Формировать понятие о первой медицинской помощи при солнечном, тепловом ударе, обмороке, укусе насекомого, кровотечениях, переломах, отравлении.

2. Познакомить с приёмами искусственного дыхания, его значения и необходимости.

Д/игра : «Умею, не умею»

Задачи :

1. Познакомить детей с внешним строением тела, с возможностями тела (организма) .

Д/и : «Письмо от Почемучки»

Задачи :

2. Обобщить, систематизировать и закрепить полученные знания о строении человека, о здоровом образе жизни

3. Воспитывать желание соблюдать правила здорового образа жизни .

Таким образом , в результате формирования начальных представлений о здоровом образе жизни средствами дидактической игры у дошкольников и её , мы отметили положительную динамику состояния здоровья , улучшение физических качеств детей, повышенный интерес к дидактическим играм . Дети не только знают и соблюдают основные правила игры, но и умеют формулировать , объяснять необходимость их применения. Дидактическая игра важна и для того , чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.

Литература :

Гуменюк Е. И. Будь здоров ! Дидактические игры и игровые задания. /Е. И. Гуменюк, Н. А. Слисенко. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2011

Павлова М. А. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения : модели программ, рекомендации, разработки занятий. /М. А. Павлова, М. В. Лысогорская. – Волгоград : Учитель, 2009

Степанова О. А. Развитие игровой деятельности ребенка : Обзор программ дошкольного образования . - М.: ТЦ Сфера, 2009

Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения март , 2011

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто