Какие народы носят тюбетейки. Современная тюбетейка – это лучший подарок. Она должна быть у каждого мужчины- мусульманина. Она связывает нас с нашей историей, богатыми традициями народа. Тюбетейка является символом достоинства, дружелюбия, уважения к Богу

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В этом обзоре архивный материал о тюбетейке, в том числе с туркменской точки зрения.

Также мы поговорим о такии – близкой родственнице тюбетейки. Разновидности такии приняты повсеместно по всему исламскому миру.

Тюбетейка и такия: общий взгляд

Тюбетейка — это распространенный среди тюркских народов головной убор .

В татарском языке тюбетейка называется tүbətəj , откуда это слово проникло в западные языки; в казахском: топы или таки; в кыргызском: tebetej ; в уйгурском: dopp / دوپپا; в узбекском: дуппи ; в туркменском: t ahy ; у азербайджанском: a raxçın .

В случае с шапочкой a raxçın , она поддевается под другой головной убор, а именно национальный головной убор азербайджанцев папаху, а также тюрбан.

Некоторые с читают, что, что тюбетейка трансформировалась из остроконечной шапки, которую было принято носить под тюрбаном, а сама тюбетейка в тюркском мире была принята после арабского исламского завоевания . Новые исламские завоеватели якобы требовали от мужчин и женщин покрывать голову. Тюбетейка в этом случае была удобной и необременительной. Существует узбекская поговорка «тюбетейка не тяжела для джигита».

Узоры на тюбетейках имеют свои значения . Например, четыре цветка в верхней части узбекской тюбетейки из региона Ферганской долины символизируют защиту человека с четырех сторон, а шестнадцать узоров, расположенные по краю, означают желание иметь большую и дружную семью и шестнадцать детей. В тюбетейке принято в Узбекистане ходить в мечеть, посещать свадьбу или похороны.

У родоначальников ислама — арабов также существует аналог тюбетейки, называемый такия (t aqiyah) . Упоминавшееся выше название тюбетейки в казахском таки связано с арабским наименованием этой шапочки.

У арабов принято поддевать такию под тюрбан, или , так и носить такию отдельно . Интересно, что в хадисах о жизни пророка Мухаммеда, написанных Абу-Даудом, содержится приписываемое основателю исламской религии высказывание «Различие между нами и многобожниками — это тюрбаны над нашими такиями ». Считается, что Мухаммед во время молитв иногда одевал тюрбан (чалму). Интересно, что волнистые линии на дагестанских тюбетейках также имеют непосредственное отношение к чалме. Эта линия, являясь неким подобием ткани, которая обвязывается вокруг головы, уподобляет тюбетейку уважаемой чалме.

Современный модный вариант такии (tagiyah) с помпоном.

Классическая такия, надеваемая под тюрбан или платок куфию, естественно, без помпона и всегда белого цвета.

В то же время отметим, что в исламе не существует требования одевать такию или какой-либо другой головной убор во время молитвы . Например, как говорят исламские толкователи традиций, м инимальной допустимой одеждой для принятия молитвы мусульманину в исламе является «покрытие тела от пупка до колен» .

Такой небольшой минимум связан с тем, что в период зарождения ислама многие принявшие новую религию, особенно из числа рабов и бедных крестьян, традиционно довольствовались весьма скудным одеянием в повседневной жизни .

Однако с развитием ислама, такия в ряде обществ стала почти непременным атрибутом для совместных мужских молитв. Кстати, в Коране не содержится и предписания для женщин носить хиджаб, что впоследствии стало требованием .

Возвращаясь к такии . Как и в случае тюбетеек, такию также носят как мужчины, так и женщины .

Вот, например, как выглядит такия на примере палестинских арабов.

Далее цитата по материалу Палестинского информационного центра: «В качестве мужского головного убора такия — изготавливалась двух видов: летняя и зимняя. Летняя такия белая, вяжется крючком, имеет красивые узорные отверстия. Зимняя такия вяжется также крючком из овечьей или верблюжьей шерсти без всяких отверстий. На праздники поверх такии надевали платок и сверху еще закрепляли это обхватывающим голову шнурком — уккалем.

В качестве женского головного убора некоторые шапочки такия делали из той же ткани, что и платья, и украшались орнаментной вышивкой, другие изготавливались из бархата и украшались золотыми монетами. На таких шапочках вышивка была по краям или вообще отсутствовала. На праздники и прочие торжественные случаи надевались такии изготовленные из того же материала, что и платья, которые покрывались муслином. Под муслиновый платок надевались также шапочки, вязанные крючком из черных нитей и украшенных блестящими бусинками. Такие шапочки носили обычно молодые девушки».

Отметим, что такия , или тюбетейка, распространилась по всей мусульманской умме под множеством других имен. Например, в Пакистане, Бангладеш и Индии она называется topi (прослеживается очевидное сходство с казахским наименованием тюбетейки топы ) .

Забавно, что среди сефардских и марокканских евреев иногда принято носить тюбетейки, как кипу.

Подготовлено Мониторинг сайт

Тюбетейка. Туркменский взгляд

«Слово «тюбетейка» произошло от древнетюркского «тубе», что значит «верхушка, холм». Получило также широкое распространение и другое название этого головного убора, но арабского происхождения, употребляемое в двух вариантах — «токия » («такия») и «токы », которое в туркменском языке приобрело форму «тахя».

В прошлом свою тюбетейку девушки украшали серебряными монетами, нашитыми сплошь по всей поверхности ниже гупба (серебряное куполообразное украшение с навершием), а по вискам спускались подвески...

В научной литературе существует версия по поводу «военного» происхождения туркменской шапочки («такъе» в переводе с древнетюркского означает «шлем»).

Некоторые исследователи народного костюма не без основания полагают, что раньше тахя делалась из металла и выполняла функцию боевого снаряжения. Действительно, наши прабабушки были очень воинственными женщинами и нередко с оружием в руках защищали родную землю от врагов. А в некоторых случаях, судя по соответствующим эпизодам, зафиксированным в героических эпосах, туркменки, облаченные в боевые доспехи, даже руководили военными действиями. Очевидно, что со временем боевые элементы женских доспехов за ненадобностью трансформировались в украшения, в том числе и боевой шлем, который в наши дни представляет собой красивый головной убор тахя.

К версии о военных» истоках женского головного убора тахя можно добавить, что у северных йомудов (один из туркменских родов. Прим. Portalostranah .ru ) шапочка «сопбаш», сплошь покрытая серебряными монетами и увенчанная ажурным куполком с височными подвесками, поразительно напоминает скифский шлем, изображения которого встречаются на древних вазах и ритонах.

В прошлом туркмены своим детям — в равной степени как мальчикам, так и девочкам — непременно надевали головные уборы. Детям шапочки делали более мягкими, прокладывали верхнюю часть слоем ваты, простегивали редко, слабо натягивая нить. Новорожденному на третий-четвертый день его жизни надевали мягкую шапочку, которую меняли по мере роста ребенка.

Узоры на детских головных уборах выполняли функцию оберега. Нередко детям надевали шапочку, которая держалась на голове ребенка с помощью тесемок, завязываемых под подбородком. Такие шапочки были низкими и отличались разнообразием и красочностью тканей, обилием амулетов, пышностью кисточек и бубенчиков из шелковых нитей, вышивок, блесток и т.п. У туркмен вообще были широко распространены разного рода амулеты, талисманы (дога, тумар, различные бусинки и т.п.), которым приписывались магические свойства, помогавшие «отгонять злых духов», «предохранявшие» от различных опасностей и бед. Такие амулеты имели форму глаза, сердца, змеиной головы, жуков-скарабеев.

Девушки носили тахя до замужества, а мужчины — всю жизнь. Девичий головной убор в прошлом отличался от мужского тем, что был более глубоким. Особенно нарядную по орнаментике и технике шитья тюбетейку надевали на жениха. У пожилых людей тахя была несколько скромнее. Взрослые мужчины головные уборы носили постоянно: надевали маленькую тюбетейку, а поверх нее — пушистую меховую папаху силкме телпек.

Во время свадьбы обряду смены головного убора девушек («башсалма») придавалось особое, ритуальное значение: в доме жениха с невестки снимали девичью тюбетейку и передавали в руки его младшей сестры — золовки. Ритуал перемены прически и головного убора — один из ключевых моментов свадьбы, ведь менялся социальный статус молодой женщины, и это оформлялось новым символом-знаком в ее одежде.

Следуя древним правилам, туркменские женщины, прически которых отличались от причесок молодых девушек, всегда покрывали свои волосы головным убором. Если девушке разрешалось демонстрировать косы (четыре, позднее — две), то замужним предписывалось прятать волосы под головным убором или шапочкой с накосником — «култепешек», который представлял собой как бы футляр для кос. Согласно преданиям, именно такой головной убор носила Фатима — дочь пророка Мухаммеда.

И в наше время среди детей и молодежи самым популярным атрибутом национальной одежды является красочная тахя, которая находится за пределами влияния капризов изменчивой моды. Если в прошлом головные уборы были самой своеобразной, можно сказать, информационно-выразительной частью национального костюма, которая могла многое рассказать об обладателях тахя, то сейчас эти опознавательные функции в большинстве случаев утрачены. В наше время тюбетейки в сельской местности в какой-то степени сохранили возрастные и территориальные различия, «женскую» или «мужскую» мотивацию, но в городе в головном уборе юношей и девушек отмечена тенденция к стиранию различий, отражающих их этническое или семейное положение».

Мастер-класс: изготовление «Тюбетейки» с пошаговым фото.


Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители.
Назначение: подарок к празднику Наурыз, работа на выставку.
Цель: изготовление из цветной бумаги казахского головного убора «тюбетейка».
Задачи:
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
- формировать умение вырезать казахский орнамент по технологической карте;
- развивать творческие способности детей, способствовать развитию творческой инициативы учащихся;
- развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления открытки:
- цветная бумага;
- ножницы, клей, карандаш;
- шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы.


В праздник Наурыз двери каждого дома распахнуты настежь для всех. А дети ходят по улицам, поют казахские песни и поздравляют всех. За это им выносят сладости. Если ребёнок что-то хочет получить в подарок, серёжки или куколку, он может упомянуть об этом в своей песне. И его желание взрослые, по мере возможности, конечно, должны исполнить. Говорят, это приносит удачу. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, играют в разные игры, дарят друг другу подарки.
Вот и мы сегодня сделаем свои подарки к празднику.Я хочу предложить вам сделать один из национальных головных уборов тюбетейку (такия).


Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.

Выполнение работы «тюбетейка».

Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним, как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Приготовим шаблоны . У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.


1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).



Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом:
- вырезать две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
- склеить их, получится ободок нужной длины.




2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.


3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.


4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.


5. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.
Вид спереди


Вид сверху


6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента.
Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.


7. Для ободка я выбрала орнамент «собачий хвост». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для ободка:


- возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;
- сложим полоску пополам;
- затем ещё раз пополам (т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);
- обведём по шаблону орнамент и вырежем.
Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.

8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.


9. Для украшения верха тюбетейки я выбрала один из разновидностей орнамента «бараньи рога». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для верха:


- возьмём прямоугольник жёлтого цвета;
- сложим его пополам;
- по шаблону обведём орнамент;
- вырежем орнамент не разрезая по линии сгиба;
- развернём орнамент.
Получился один орнамент, этого мало. Таким же образом вырежем ещё три орнамента. Всего получится четыре орнамента.
10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.


Наша тюбетейка готова.


Можно выбрать другой цвет для тюбетейки, украсить другими орнаментами. Может получиться вот такая тюбетейка.

Казахский национальный костюм олицетворяет долгую историю развития и становления народа Казахстана. Видоизменяясь и совершенствуясь на протяжении веков, он сохранил древние традиции предков.

В формировании национального костюма казахов, особенностях его кроя, аксессуарах, стиле и видах орнамента проявляются материальная и духовная культуры нации.

Как в зеркале в нем отражаются все аспекты жизнедеятельности: непростой климат, географическое положение, экономическое состояние, социальная среда, уклад жизни, основная деятельность населения. Предмет национальной гордости казахов, он воплотил в себе национальный колорит и яркую самобытность.

Особенности

Традиционный костюм всегда отражает стиль и образ жизни своего народа, поэтому у костюма каждой национальности свои нюансы, особенности и отличия от других народов. Не стал исключением и казахский национальный костюм.

Традиционный костюм мог легко раскрыть тайну родовой принадлежности и социального статуса своего хозяина.


  • Как мужская, так и женская, одежда приталенная, распашная, с запахом у всех на левый край.
  • Женский наряд обильно украшался шикарными оборками и оборочками.
  • На высоких шапках красовались драгоценности, перья, узорная вышивка.
  • Расхождения между праздничной и будничной одеждой были минимальными: у праздничного был крой свободнее, а украшения и аксессуары объемнее.


  • Минимальный спектр цветов в костюме при оптимальном количестве их оттенков.
  • Одежда обязательно была украшена своего рода «логотипом» - неповторимыми оригинальными нашивками, узорами, тканьем, орнаментом в национальном стиле.
  • Костюм был очень удобным и практичным, он был пригоден и для верховой езды, и для ночевки в неприютной степи, и гуляний и для труда.
  • У казахов есть традиция, сохранившаяся до наших дней, – преподносить в дар богато расшитый национальным этническим узором халат – «шапан».


Ткани

Самые древние предки казахов одежду изготавливали из кожи и меха. Занявшись кочевым скотоводством, они добавили к этому скудному выбору войлок, сукно из овечьей и верблюжьей шерсти, которые научились делать сами. Эти материалы стали самыми востребованными и недорогими, так как их поставщики всегда находились под рукой.

Благодаря тому, что по территории Казахстана пролегал «шелковый путь», торговцы начали снабжать казахов хлопчатобумажными тканями, шелком, парчой, бархатом, атласом. По присутствию дорогих тканей в костюме, можно было судить о материальном положении его владельца.

Крой. Цвета. Оттенки

Казахский общенародный костюм всегда выделялся колоритными яркими цветами, как доказательство достатка и благополучия. Одежда женщин, равно как и мужчин, блистали всеми оттенками зеленого и золотого, красного и синего.

Крой одежды стандартный и довольно однообразный: приталенная одежда, расширяющаяся книзу, конусообразные головные уборы.


Разновидности

  • Мужской

В состав мужского комплекта входят объемные шаровары, нательная рубаха, халат, высокий головной убор, пояс, сапоги. Особенность шаровар состоит во вставках из шкуры овцы, которые служат для защиты кожи во время езды верхом при длительных перегонах стада. Подобную функцию выполняют длинные сапоги, в которые заправляются штаны. Рубашка из хлопковых тканей по типу туники с воротником-стойкой или отложным воротничком.

Верхней одеждой для небогатой части мужского населения служил стеганый халат, сделанный верблюжьей, овечьей шерсти или замши. Зажиточные и богатые казахи носили камзолы или бешметы, для пошива которых использовались шелк, парча, тонкое сукно, бархат.


  • Женский

В прошлом, когда женщины наравне с мужчинами, ездили верхом, их костюм отличался от мужского разве что наличием юбки, распахивающейся на обе стороны. В остальном комплект был тот же, но различался стилем и кроем. Позже к этому ансамблю добавился другой – платье с расклешённой юбкой.


Женский наряд устанавливался согласно возрасту. Для девочек и девушек распространенной одеждой было максимально приталенное яркое платье с несколькими рядами оборок по подолу, низу рукавов и воротнику; колоритный бархатный камзол; штаны, шапочка и пояс, расшитые и украшенные всевозможными узорами и драгоценностями.

Костюм замужней женщины отличался головным убором, а пожилой – поясом и расцветкой камзола. Если у молодых девушек камзолы разноцветные, яркие, сочные, то в камзолах зрелых женщин оттенки исключительно темных цветов. Одежда казашек насыщена красотой, богатством и роскошью.

Пестрым и жизнерадостным женский костюм делают для того, чтобы женщина выглядела ярким цветком среди скучного степного однообразия.

Свадебный наряд

Отдельного описания заслуживает свадебный наряд казахской девушки. На создание этого шедевра великолепия брались только дорогие материалы и ткани. Платье шилось из атласа, шелка, тафты, органзы. Для изготовления национального орнамента, который обязательно должен был присутствовать, в ход шли бисер, золотые шнуры и ленты.

Выбор цвета ткани на свадебное платье был далеко не случаен. Предпочтение отдавалось красному, как символу молодости и расцвету жизни, а также синему, как символу безоблачного неба, тепла, чистоты и непорочности. На платье надевался камзол, который был в тон платью и также украшался вышивкой, орнаментом, драгоценностями.


Главный атрибут свадебного наряда – феноменальный головной убор, который называется «саукеле». Он являл собой часть приданного, должен был быть дорогим и роскошным, потому что эта конусообразная шапка, декорированная огромным количеством украшений, была мерилом благосостояния невесты.


На его создание уходило много времени (иногда больше года), труда (над ним работали портные и ювелиры, кружевницы и рукодельницы), средств (на его инкрустирование шли золото, жемчуг, драгоценные камни).


Украшения и аксессуары

Обилие и роскошь украшений имеет немаловажное значение. Они присутствуют практически во всех предметах одежды. Различие видов, форм, материалов, приемов выполнения украшений могли быть отличительным признаком людей по возрасту, социальному и семейному положению, региональному признаку.

Также украшения играли роль самостоятельных составляющих, придавая костюму индивидуальность и оригинальность.


Важным фрагментом, придающим национальному ансамблю самобытность, является орнамент. Для девочки было обязательным обучение искусству вышивки. Постигая приемы вышивки тамбуром, гладью, используя для работы иглу, шило с крючком, пяльцы различной формы, они с годами становились умелыми мастерицами и рукодельницами.


Вышивали шелком, золотыми нитями, люрексом, бисером. Рисунок вышивки может быть самым разнообразным: рельефный рисунок природный узор с изображением представителей местной фауны и флоры. Иногда вышивки, нашивки, аппликации изображали целый сюжет.


Элементов декора в одежде присутствовало множество. Это были кольца, перстни, серьги, подвески, браслеты, а также накладки, пряжки, бляхи и бляшки самой разнообразной формы. В зависимости от достатка семьи для их изготовления применялись бронза и серебро, медь и золото, цветное стекло и жемчуг, кораллы и перламутр, агат и бирюза. И конечно же традиционный нюанс – это украшение наряда перьями птиц и ценными мехами.


Головные уборы

Головные уборы казахов славятся, разнообразием фасонов, множеством материалов для их изготовления и еще большим количеством аксессуаров и украшений, делающих каждый убор неповторимым.

У казахов к головным уборам издавна прививалось особое бережное отношение. Считалось недопустимым сбить с головы чью-то шапку, небрежно швырнуть или подарить свою.

Тюбетейка-это общепризнанный казахский головной убор. Носили ее дети, подростки, старики, мужчины и женщины. Шилась она из хлопчатобумажных тканей, атласа, бархата, сукна, шелка.


Летом у мужчин наиболее популярной была шляпа с полями, загнутыми наверх, сделанная из войлока. В зимнюю стужу незаменимыми считались шапки из меха овцы, детские шили из лисы. Крой шапки защищал от мороза плечи, шею.

У девушек было всего два вида головных уборов, это тюбетейка и зимняя шапка, обшитая опушкой из меха. Зато широчайший спектр цветов и великое множество украшений.

Голову замужней женщины украшала шапочка, которая надевалась на голову и закрывала верхнюю часть туловища, оставляя лишь лицо. Сверху накручивался тюрбан. Изготавливался убор из белой ткани, отделкой служили вышивка и украшения.

Обувь

На протяжении веков казахи изменяли и совершенствовали свою национальную обувь, приспосабливая ее к кочевой жизни, пока не добились оптимального результата. Обувью, отвечающей всем требованиям практичности и комфорта, стали высокие сапоги, в которых удобно ездить верхом, с широкими голенищами, в которые удобно заправлять штаны.


Она является практически одинаковой у мужчин и женщин.

Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе.

Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» - вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.

Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

Символика тюбетеек

В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.

Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).

В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.

В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.

В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.

Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью религиозного костюма.

Татарская ермолка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЮБЕТЕЙКА татарская ермолка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ТЮБЕТЕЙКА … Словарь иностранных слов русского языка

ТЮБЕТЕЙКА, татарская ермолка, круглая или остроконечная. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Тюбетей Словарь русских синонимов. тюбетейка сущ., кол во синонимов: 6 плешегрейка (2) … Словарь синонимов

ТЮБЕТЕЙКА - (тюрк. тюбетей, от тюбе верх, верхушка), круглая матерчатая шапочка, иногда отороченная мехом, у народов Средней и Передней Азии. Головной убор мужчин и незамужних девушек. Девичья ТЮБЕТЕЙКА обычно носилась со множеством косичек … Этнографический словарь

тюбетейка - Национальный головной убор круглой или овальной формы. Примечание Тюбетейка может быть украшена вышитыми или ткаными узорами. [ГОСТ 17037 85] Тематики швейные и трикотажные изделия Обобщающие термины головные уборы … Справочник технического переводчика

тюбетейка - (тюрк. тюбетей, от тюбе — верх, верхушка), круглая матерчатая шапочка, иногда отороченная мехом, у народов Средней и Передней Азии. Головной убор мужчин и незамужних девушек. Девичья тюбетейка обычно носилась со множеством косичек … Энциклопедия «Народы и религии мира»

- (тюрк. тюбетей от тюбе верх), круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами у народов Ср. и Передней Азии … Большой Энциклопедический словарь

ТЮБЕТЕЙКА, тюбетейки, жен. (тат. tybetej). Маленькая круглая шапочка, обычно расшитая узорами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТЮБЕТЕЙКА, и, жен. Маленькая без тульи и полей узорчатая восточная шапочка, облегающая голову. | прил. тюбетеечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

тюбетейка - и устарелое тебетейка, тибитейка … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Великое Нечто , Дмитрий Емец. Вот это парочка бодро шествует по Москве! Хорошо замаскировались! Ни полосатый халат и лихая тюбетейка на дедушке, ни белое свадебное платье на девушке - ничто не выдавало в них инопланетных…
  • Великое Нечто , Дмитрий Емец. Вот это парочка бодро шествует по Москве! Хорошо замаскировались! Ни полосатый халат и лихая тюбетейка на дедушке, ни белое свадебное платье на девушке – ничто не выдавало в них инопланетных…
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто