НОД: познавательное развитие, тема: «В осеннем лесу. План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Познавательное занятие Осень. Тема: "Что нам осень принесла?"

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Конспект открытого занятия ФГОС «По следам осени»

Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи. Закрепить умение использовать в работе нетрадиционную технику – печать листьев;
- развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции;
- вызвать интерес к осенним явлениям природы, воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Задачи:

Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал: Колокольчик, шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка,кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, микроскоп, две коробки(с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, волшебный мешочек, кисточки, краски.

Предварительная работа:
На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Беседы об осени;
Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Разучивание стихов и поговорок об осени;
Пение песен об осени и слушание музыки;
Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);
Наблюдение за деревьями на прогулке;
Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком:
(Слайд-1)
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, внутри шарика письмо)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это ребята, и что же там внутри?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
В письме надпись СУНДУК
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и достают карту, но не знают от кого эта карта. (на дне сундука находят
мнемотаблицу, которая подскажет от кого карта)
(Отгадывание
загадки по мнемотаблице). (Слайд 2-Мнемотаблица) Воспитатель
Знаю, знаю наперед
Вы, смекалистый народ.
Отгадайте-ка, ребятки
Интересную загадку.
загадка:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь елочек и сосен.

Я - красивая желтая.

Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить рощу ? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства , а в этом поможет карта.
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)
Воспитатель: Ребята назовите мне пожалуйста осенние месяцы:

дети - осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь:

В: Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником?

Дети: потому что в это время появляется рябина.
В: Октябрь – листопадник. Почему?

Дети: потому что опадают листья.
В: Ноябрь – зимник

Дети: становится холодно, как зимой.

Остановка №1 ( на карте изображен желтый лист , воспитатель берет желтый лист и читает задание) (слайд 3 желтый лист) Задание: назовите приметы осени , которые определяют время года : (Слайд № 4,5,6)

Дети:

День короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки.

А осадки? Что это такое ?

Дети: дождь, снег, туман.
Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода?

Дети: посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру.
Остановка №2 (на карте изображен красный лист , воспитатель берет красный лист и читает задание) (Слайд №7)

Дети назовите приметы осени , которые определяют погоду: Дети: -Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме.
-Высоко птицы перелетные летят осенью, так снегу много будет,
а низко - так малы снега будут.
-Листья у березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней, а если снизу поздней зимы.
-Теплая осень - к долгой зиме.
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.
- Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.
-В осеннее ненастье семь погод на дворе.
-
Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы. - Осенью паутина на ясную погоду.

Гром в сентябре - теплая осень .

Поздний листопад - к суровой продолжительной зиме.

Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

Остановка №3 (на карте изображен оранжевый лист , дети находят, воспитатель читает задание: (слайд № 9)
Назовите
пословицы осени:

Коли ясно, то и осень прекрасна .

-Осень идет , и дождь за собой ведет.

Красна весна цветами, а осень пирогами .

От осени к лету , поворота нету.

Весна красна цветами, а осень снопами.
-Осень -
время собирать урожай.
-Красна ягодка, да на вкус горька.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь - капустой.
-Осенью и воробей богат.
- Ноябре зима с осенью борется.
- В сентябре огонь и в поле, и в избе.

Осень - перемен восемь.

Осень идет и за собою дождь ведет.

- Воспитатель:
- А вы молодцы ребята много знаете пословиц про осень.

А сейчас давайте мы с вами отдохнем:
Массаж спины «Дождик» (слайд №10)
Дождик бегает по крыше – бом, бом, бом! (похлопывают ладонями)
По веселой звонкой крыше – бом, бом, бом! (постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите – бом, бом, бом! (поколачивают кулачками)
Никуда не выходите, – бом, бом, бом! (растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте – бом, бом, бом! (растирают плечи)
А уйду, тогда гуляйте – бом..бом..бом.. (поглаживают ладонями)
(поворачиваются на 180* и повторяют массаж)
- После дождика, смотри, в лесу выросли грибы.
Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках
- Не вы их раскрашивали?
-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают?
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

Воспитатель : Что нужно сделать чтобы ответить на вопрос?
Ответы детей
нужно провести опыты и эксперименты в лаборатории : Остановка №4 ( на карте зеленый лист , дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить (слайд №11)
Исследование №1(строение листа с помощью лупы), Исследование№2 (? почему лист зеленый), Исследование №3.(большой и маленький листик), Исследование №4(две коробки)
(слайд №12)

Воспитатель - Давайте пройдем в нашу лабораторию. А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Проблемный вопрос: Воспитатель - А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть чем надо пользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором - лупой.

(Лупа, зелёные листья)
Исследование №1 строения листа с помощью лупы
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, переверните листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать
вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
Проблемный вопрос:
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Дети предлагают- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель : Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (
Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений ).
Вывод детей: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
В: -какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

Дети: Оранжевые, красные, коричневые,).

Исследование №3 . Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Эксперимент « Как листья опадают »
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел, что вы заметили?
Ответ детей (быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился)
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся).
Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями?
Ответ детей: Они высыхают.
А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев?(да)
Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.
Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее.

А сейчас мы с вами потанцуем с нашими листочками.

Танец с листочками ( слайд № 13- музыка)

Остановка №5 ( волшебный мешочек ) ( слайд № 14- музыка ) Воспитатель:
Дети садятся на коврики.
- Тише, тише, тишина.
Сказка в гости к нам пришла.
Вы, ребята, не шумите,
Сказку нам, вы, не спугните!
Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение.
В волшебном мешочке хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
- Что делать нам не знаю? Вам хочется стать волшебниками?

Давайте мы с вами станем волшебниками, и поможем Осени разукрасить рощу.

Дети проходят к столам. (слайд№15)

Сейчас мы будем рисовать осеннюю рощу необычным способом, в этом нам помогут наши листочки – мы будем ими печатать.
Вы уже знакомы с этой техникой, я только напомню последовательность работы: (слайд № 16)
- нужно взять листок, положить его на белый лист бумаги, с помощью кисточки нанести краску, не оставляя пустых мест;
- взять листок за черенок и окрашенной стороной положить на альбомный лист, прижать его, стараясь не сдвигать с места;
- затем взять за черенок и осторожно снять ого с листа, положить на поднос;
- взять следующий листок покрасить в другой цвет и отпечатать в другом месте композиции;
(слайд № 17 музыка)
- когда рисунок заполнится отпечатками, нужно дорисовать стволы деревьев тонкой кистью.

Итог. Воспитатель: У вас получились картины с красивыми деревьями. Это листки – отпечатки, оставив свой след, помогли создать такие причудливые кроны и нарисовать необычайные деревья, и создать хорошее настроение.

Сегодня вы помогли осени украсить рощу. Доказали с помощью карты, что осень еще продолжается. Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени.

А в заключение я хочу прочитать вам стихотворение: (Слайд №18)

Голубое небо, яркие цветы,
Золотая осень чудной красоты.

Сколько солнца, света, нежного тепла,

Это бабье лето осень нам дала.

Рады мы последним теплым, ясным дням,

На пеньках опятам, в небе журавлям.

Будто бы художник смелою рукой

Расписал берёзы краской золотой,

А, добавив красной, расписал кусты

Клёны и осины дивной красоты.

Получилась осень-глаз не оторвать!

Кто ещё сумеет так нарисовать?

Ребята что вам понравилось и запомнилось больше всего? Рефлексия: Дорогие ребята наше занятие подошло к концу. У нас есть дерево, на котором нет листьев. если вы на этом занятии получили полезную информацию, узнали много нового и оно вам очень понравилось то приклейте красные листочки. Если вы хотите ещё получить интересную информацию об осени – тогда желтые листочки, если вы не получили никакой информации, и вам не понравилось занятие тогда приклейте зелёные листочки.

Воспитатель: Большое спасибо всем за интересное занятие.

Цель: Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

1.Обобщать и систематизировать представления о характерных признаках осени; познакомить с народным календарём.

2.Развивать умение восстанавливать взаимосвязь, делать выводы; развивать внимание и память.

Активизировать в речи детей «осеннего» словаря: листопад, урожай, ненастье, непогода, слякоть. «О цвете листвы» – багряная, золотая, ржавая, рыжая, пурпурная, бурая.

Словообразование: осень – осенью, осенний, по- осеннему; листья – листва, лиственный, листопад, листопадничек.

Обогащение словаря старинными названиями осенних месяцев: сентябрь – рябинник, хмурень, листопадник; октябрь – листобой, мокрохвост, свадебни; ноябрь – подзимник, грудень.

3. Воспитывать чувство любви к родной природе. Продолжать приобщать детей к русской народной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 56 «Искорка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в образовательной области (Познавательное развитие)

«Осень золотая»

(старший дошкольный возраст 6 – 7 лет)


Конспект занятия

по познавательному развитию

«Золотая Осень» познавательное занятие в старшей группе

воспитатель: Хакимова Наталья Михайловна,

МБДОУ города Тулуна «Центр развития ребенка – детский сад «Гармония»

Цель: Развивать представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Задачи:

1. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.

2. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, использую образные слова и выражения.

3. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

4. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

5. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Развивающая среда:

Стулья расставлены полукругом по количеству детей.

Доска с таблицей, фломастер, шкатулка.

Ларчик с овощами и фруктами, письмо, мячик.

Две ветки в вазах.

Иллюстрация картин "Ранняя осень", "Поздняя осень".

Магнитофон, аудиозапись «звуки пробуждающегося леса».

Словарная работа

Термометр, золотая, величавая, очаровательная, разноцветная, ранняя, поздняя.

Педагогические технологии: ТРИЗ, музыкальное воздействие.

Здоровьесберегающие технологии: ароматерапия, динамическая пауза.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие. А куда вы узнаете, если отгадаете загадку:

Воспитатель:

Прошла по лугам,

По лесам, по полям.

Припасы она заготовила нам,

Упрятала их в погреба, в закрома,

Сказала: За мною нагрянет зима.

Дети: Осень. Открывается дверь и выглядывает мордочка зайца. Он приносит письмо.

Воспитатель: Посмотрим от кого же это письмо?

Детский сад Гармония детям группы «Почемучки».

Обратный адрес: Заячья поляна пригородного леса.

Здравствуйте! На заячьей поляне состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые. Получилось так, что одна половина считала, что пора, а другие зайцы говорили что рано.

Одни говорили, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Мы не знаем, что делать. Посоветуйте, пожалуйста. Мы не можем понять, кончается осень или нет? Говорят, что зима идет к нам через ваш город. подскажите когда она будет в лесу.

Только мы просим, представьте убедительные доказательства. Ведь менять шубки дело для зайцев не простое.

Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Но мы с вами постараемся на него ответить. Дети, зайцам повезло, сейчас мы совершим путешествие в осень и сможем помочь зайчикам принять правильное решение.

Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? (дождь, снег, туман). Воспитатель записывает.

Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? (посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру).

Игра "Погода осенью"

У меня разноцветный мяч: мяч осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью:

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

Воспитатель: Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Воспитатель: А как вы думаете, вся осень бывает одинаковая? Какие периоды осени вы знаете?

Дети: (Ранняя, поздняя)

Воспитатель: Вы видите несколько картин с изображением осени. Покажите, какая на них изображена осень. (Дети показывают и называют)

Воспитатель: Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети: Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки, летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети: Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев, идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Дети: Листья все облетели и почернели, сосны и ели стоят зеленые, травы побурели, небо в свинцовых тучах, идут долгие холодные дожди со снегом, ночью мороз лед на лужах, земля промерзла, ветки деревьев звенят и покрываются инеем.

Воспитатель: Молодцы вы точно назвали осенние месяцы и рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.

Приметы осени

Осень подойдет неслышно,

Тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни,

На дорогу упадет.

Это первая примета,

Что от нас уходит лето.

А вторая куст малины,

В нитях белой паутины.

Чуть короче станет день,

Потемнеют облака,

Словно их накроет тень,

Станет пасмурной река -

Третья верная примета:

Осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны,

Лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди

Моросящие дожди

Пеленой затянут просинь

Значит, наступила осень. У нас в детском саду есть копилка народных мудростей, дети складывают в нее пословицы и приметы времен года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да).

В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу.

Воспитатель: Открывает крышку, а дети называют приметы и пословицы.

Пословицы

1. Коли ясно, то и осень прекрасна.

2. Осень идет, и дождь за собой ведет.

3. Красна весна цветами, а осень пирогами.

4. От осени к лету, поворота нету.

5. Лето со снопами, осень с пирогами.

6. Грибок в кузовок - зимой будет пирожок.

1. Осенью паутина на ясную погоду.

2. Гром в сентябре - теплая осень.

3. Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая.

4. Большие муравьиные кучи - к мягкой зиме.

5. Когда гусь улетает, снег выпадает.

Воспитатель: Дети, вы замечательно все говорили, наша шкатулочка пополнилась вашими мудростями. Мне понравились ответы, вы назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду.

(Дети садятся на стульчики)

А сейчас прочитайте стихотворение "Осень", написанное на таблице.

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, что были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит, береза тоже плакала.

Воспитатель: Как вы думаете, почему плакала береза?

Дети: (Жалела, что кончилось лето, что опадают листочки).

Воспитатель: А почему у деревьев опадают листочки?

Дети: (Мало солнца, стало холодно)

Воспитатель: Дети, а можно ли что - либо сделать, чтобы листочки остались на дереве?

Дети: (Приклеить, пришить).

Воспитатель: А будут ли, такие листочки держатся?

Дети: (Нет, скрутятся, почернеют, будут не красивые, опадут).

Воспитатель: Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).

Физминутка "Листочки".

Осенние листочки закружились.

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много на ковре листочков. А давайте поиграем в игру.

Раскрась листья в соответствии со значками

Подойдите к столам и раскрасьте листья в соответствии со значками. Будьте внимательны, посмотрите где стоит значок.

Воспитатель: Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться, а какие красивые слова вы могли бы сказать про осень.

Игра осенние слова

Дети: Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.

Воспитатель: Вот подошло наше путешествие к концу. Расставаясь с осенью, давайте поиграем с лесным эхом.

Эхо лесное, спросить могу?

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали:

Птички певички, давно ли галдели?

Летели, летели, на юг улетели:

Белки и зайцы, про вас не знаем?

Линяем, линяем, линяем:

Так что же творится в лесу? - спросим.

Осень, осень, осень.

Итог занятия

Воспитатель: Дети, подумайте и скажите, что мы напишем зайцам.

Дети: Осень наступила. Уже выпадает снег по ночам. Пора менять шубки на белые, а то лиса или волк заметят. Деревья голые, травка повяла, исчезли насекомые жуки, червяки, улетели птицы на юг.

Воспитатель: Я рада, что вы сами нашли убедительные доказательства, что осень прошла через наш город и направилась в лес. Сегодня после прогулки мы напишем зайцам ответ. Дети, а кто сегодня на занятии был самым активным? Чьи ответы вам понравились. А кому понравились свои ответы и почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы старались, я довольна вами. У меня для вас небольшой секрет: осень прислала нам посылочку. Примите от нее послание. Осень прислала вам листочки, которые вы можете раскрасить.

ООД в подготовительной (старшей) группе.

Методическая разработка занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Вот и Осень пришла"


Назначение : Данный конспект занятия будет полезен для педагогов ДОУ и педагогов дополнительного образования. ООД направлен на развитие познавательного интереса старших дошкольников в наблюдениях за изменениями в природе.

Цель: закрепление знания у детей о представлении характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
1. Учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения.
2.Закрепить навык образования прилагательного от существительного.
3.Продолжить развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.
Материалы: картины, рисунки с различными явлениями во все времена года.

Ход занятия.

Орг.момент.
Воспитатель. Отгадайте, кто сегодня к нам придет в гости.
Загадка.
Прошла по лугам,
По лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам,
Упрятала их в погреба, в закрома,
Сказала: За мною нагрянет зима. (Осень)
Основная часть
Воспитатель. Правильно мы сегодня будем говорить об Осени. Посмотрите на картинки и покажите, где изображена Осень. Почему вы так думаете? (Дети по очереди делают рассуждения, называют приметы осени, изображенные на разных картинках и рисунках).
Воспитатель. Я сегодня по телевизору смотрела прогноз погоды, диктор рассказывал про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое?
Дети.Дождь, снег, туман, град и другое.
Воспитатель показывает условные обозначения по календарю природы.
Воспитатель. А как можно узнать какая будет погода?
Ответы детей (Посмотреть прогноз погоды, посмотреть на улицу.И другие варианты)
Воспитатель. А какая бывает погода осенью?
Воспитатель. Какие периоды осени вы знаете? (ранняя, золотая, поздняя)
Воспитатель.Какое время года было перед осенью? Какое придет после осени? (лето, зима)
Воспитатель.Что происходит с природой осенью? (световой день уменьшается, температура воз¬духа падает, летит паутина, идут дожди, меняет цвет листва, желтеет и высыхает трава, дозревают некоторые фрукты, ягоды и грибы, наступают первые заморозки и др.)
Воспитатель. Как можно назвать осеннюю погоду? (хмурая, пасмурная, дождливая, теплая, солнечная, ветреная)
Воспитатель. Какие краски природе дарит осень?
Воспитатель. Какие цветы цветут осенью? (гладиолусы, флоксы, астры, хризантемы, розы и др.)
Воспитатель. Какую одежду и обувь люди носят осенью, почему? (плащи, куртки, пальто, кофты, брюки, платья, юбки, сарафаны, пончо. Люди носят одежду, которая может защитить от ветра, дождя и холода.)
Воспитатель. Молодцы вы точно рассказали об изменениях в природе. Да, осень бывает прекрасна. С давних времен люди складывали стихи, песни, сочинили загадки и пословицы. Послушайте, я расскажу вам о приметах осени.
Береза желтеет снизу – зима будет поздней, а если с верха – ранней.
Теплая осень - к долгой зиме.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Много паутины на бабье лето - к ясной осени и холодной зиме.
Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
В лесу много рябины - осень будет дождливая, если мало - сухая.
Повторить, кто какие приметы Осени запомнил.
Воспитатель.А вот, что я подслушала, когда гуляла в парке, сейчас вам расскажу разговор осенних листьев
Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты чёрен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришёл!"
Не слышит тревоги их царственный лес.
Под тёмной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нём сила для новой весны.
А.Майков
Воспитатель. Как вы понимаете разговор листьев?
Физминутка
Давайте теперь вы представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка, дети танцуют).
«Листочки»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер - полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
Воспитатель.Мы сегодня много говорили об осени, и она прислала нам послание. Давайте посмотрим,что нам приготовила Осень, она прислала нам листочки (дубовые, кленовые и березовые), которые потерялись или может улетели с деревьев. С каких деревьев улетели листья?
Игра «Найди дерево» (береза, клен, дуб)
Дети делятся на 3 команды и по очереди выбирают и прикрепляют листья к веточкам нужного дерева (на доске приготовлены нарисованные деревья без листьев).
Итог занятия.
Воспитатель. Итак, чем мы сегодня занимались? Что запомнили? Какие приметы осени? Кто, что узнал для себя нового? Что интересного было на занятии?
Рассматривание картин с изображением осени.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто