Вербное воскресенье: не освящением вербы единым. Вербное Воскресенье: значение праздника

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Для жителей нашей страны отмечать Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим стало народной традицией.

Интересно, что даже в годы самых суровых советских репрессий против церкви, когда и Пасху-то справлять было опасно для жизни, сорвать веточку вербы и принести её домой не возбранялось. Поэтому и сегодня последнее воскресенье перед Пасхой в России воспринимается как один из самых любимых в народе праздников.

Давайте вспомним, какому событию посвящено Вербное воскресенье, а о том, как правильно его отмечать с точки зрения православия, нам расскажет благочинный Демянского округа, настоятель церкви Воздвижения Креста Господня посёлка Демянск протоиерей Иоанн ПУШКАРЁВ.

– Отец Иоанн, давайте напомним читателям, что произошло в день Входа Господня в Иерусалим и почему именно вера стала символом этого светлого праздника.
– Вербное воскресенье – это начало страданий Спасителя за наши грехи. В этот светлый день Иисус посетил Иерусалим, и люди приветствовали его пальмовыми ветвями. В нашей стране вместо пальмы используется верба – её ветви покрываются своеобразными цветами с ранней весны. Однако Вербное воскресенье – это и печальная дата, потому что Иисус вынужден был погибнуть, чтобы искупить грех человечества под крики алчной толпы, настроенной против Мессии.

До пришествия в город Иисус сотворил чудо. На своём пути в Иерусалим он остановился в доме Лазаря, который проживал вместе с сёстрами. За четыре дня до появления Иисуса он умер, и Сын Божий, узнав о горе, отправился к его гробнице и воскресил Лазаря.

В самом Иерусалиме он увидел, что храм Божий используют не только для молитв и очищения души, но и как торговое помещение. Там располагались лавки с различными товарами, а также скот, пригнанный для продажи. В том числе в храме можно было обменять деньги. Увидев такое отношение, Иисус разгневался и изгнал всех торговцев, перевернув лотки с товарами.

– Как нужно отмечать Вербное воскресенье?
– В этот день каждый верующий христианин должен принести домой из храма букет вербы. Причём верба собиралась накануне самостоятельно, в Лазареву субботу. Хотя в наше время является допустимой и покупка вербы.

Вербу освящают в церкви и ставят в вазу у молитвенного угла с иконами. Обычно этот букетик вербы стоит до следующего Вербного воскресенья. В ночь с субботы на воскресенье в храмах происходят всенощные бдения, а воскресным утром в церквях проходит вторая часть праздничной службы – утрени, на которых и освящаются вербы. Ещё с древних времён освящённая верба бережно хранится православными христианами. Считается, что букетик может защитить обитателей дома от недобрых сил. При этом он служит напоминанием о встрече людьми Иисуса, о вечном приветствии ему.

В Вербное воскресенье разрешена рыба, которую в другие дни есть запрещено. Кроме того, в праздник Входа Господня в Иерусалим можно выпить немного красного вина.

– Что делать с прошлогодними вербами?
– Каждый год после празднования светлого праздника в доме остаются вербовые веточки. Их категорически запрещено выбрасывать, ведь они наделены защитными и целебными свойствами после освящения в храме. Вербовые ветки можно сжечь или отправить по речному течению. Водоёмы со стоячей водой для такой цели не годятся. Быстрая вода должна унести прошлогоднюю вербу далеко от места, где живут хозяева. Ветки, пустившие корешки, стоит посадить в открытый грунт подальше от дома.

– Вербное воскресенье является каким-то этапом подготовки к Страстной неделе?
– Нет, всё наоборот. Вербное воскресенье является фактическим концом Великого поста. Страстная седмица – это уже совсем другая история и тема. Если в предыдущие постовые дни христиане размышляли о своих грехах, думали о себе и пытались что-то в себе изменить, то на Страстной неделе мы все думаем уже не о себе, а только сопереживаем Христу, его страданиям и подвигу. Каждый из дней недели перед Пасхой называется Великим, но это настолько глубокая тема, что её мирянам не стоит обсуждать ранее, чем в Великий четверг, когда начинаются значимые публичные церковные события.

– Есть такая традиция в народе: после освящения вербы отнести веточку на кладбище, якобы для упокоения души умершего. Как Вы относитесь к этому?
– C Bеpбнoгo вocкpеcенья и дo Paдoницы в цepкви нe идyт зayпoкoйныe мoлитвы, эти двe нeдeли пocвящeны тoлькo Гocпoдy. Пoэтoмy вoцepковлённым людям лyчшe этoгo нe дeлaть, мы идём нa клaдбищe в Paдoницy. Ho ecли чeлoвeк тoлькo нaчaл cвoё вxoждeниe в xpaм и peшил c чyвcтвoм cepдeчнoй paдocти пpийти нa мoгилy и пoмoлитьcя, тo здecь ничeгo плoxoгo нe бyдeт. Ho вepбy ocтaвлять нa мoгилe нe cтoит, oнa дoлжнa xpaнитьcя дoмa.

Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви.

По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.

В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.

По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.

Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.

Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.

Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.

Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.

Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.

Приметы на Вербное воскресение

Постучишь по телу веточкой вербы - будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.

Съешь почку вербы - решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.

На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке , он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.

Посади комнатное растение на Вербное воскресенье - будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.

Домашнюю птицу на улицу не выпускают - ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.

Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

Поверья на Вербное воскресение

Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».

В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону.
Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!

Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить.
Они помогают в лечении многих заболеваний!

Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.

Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги,
благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных,
вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», — это прибавляет здоровья.

Почки, пушистики от вербы свяченой
помогают при бесплодии женском и при энурезе.

Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб
и дать больным домашним животным — исцелятся.

Всем, кто помогает своим близким отливками
или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть
3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.

Обряды. Верба и её сила

Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».

Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.

Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.

По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», — или: «Не я бью — верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.

В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской — «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской — «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях — и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».

Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда — сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.

В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель — воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.

Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.

В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», — а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.

Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле — «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону — «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг — четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.

На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.

Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь — усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой — сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.

Приветствую, друзья!

Я тут снова решила пробежаться по различным праздникам, а так как самый ближний и достаточно значимый будет в этом году 9-го апреля, то есть, уже совсем скоро, остановлюсь на нем. Все верно, речь пойдет о Вербном воскресении (он же - Пальмовое воскресенье). Но смотреть на этот день я буду не под привычным нам углом, мне хочется вспомнить далекие времена и почти забытые нами традиции и поверья.

Но об этом чуть нижу, а пока немного вводной информации (для общей картины, так сказать).

Вербное Воскресенье в христианстве

Еще одно название этого праздника - Вход Господень в Иерусалим. Отмечать его верующие начали еще в IV веке, но к нам он пришел лишь в Х, и именно тут был назван - Вербное Воскресенье.



В этот день Иисус Христос верхом на осле (осел в данном контексте, является символом мира, в противоположность лошадям) въехал в Иерусалим. Встречен он был шумной и радостной толпой: люди кидали под ноги ослу, на котором ехал Спаситель, пальмовые ветви (в наших краях пальм отродясь не было, поэтому ветви пальмы мы заменили на вербу, так как вечнозеленые еловые ветви ассоциировались с похоронными обрядами, а кроме вербы еще ни одно дерево не распустило свои почки), некоторые даже свою одежду расстилали, дабы воздать почести Христу. Ведь слухи о чудесах, сотворенных Иисусом быстро долетали до стен Иерусалима, и вот сейчас люди ждали новых чудес: они надеялись, что Христос положит конец римской оккупации и отомстит за детей Израилевых.

Однако, их ожидания не оправдались, и все мы прекрасно помним, чем все закончилось. Отсюда и привкус трагедии в этом дне.

В канун этого праздника весь православный мир ходит в церковь святить веточки вербы, которые потом приносят домой, хранят весь год, украшают ими иконы, развешивают по углам комнат и так далее, но об этом чуть ниже.

Забытый смысл и обряд «Вербохлест»

Но все же, не стоит забывать, что в дохристианскую эпоху верба уже имела свой сакральный смысл и уже связывалась с языческим обрядом, имеющим весьма говорящее название - «Вербохлест». Церковь просто взяла и кое-что слегка переделала. Но вернемся в языческие времена.

Напомню, что для наших с вами предков очень важно было продолжение рода: ведь от количества детей в семье зависело количество хозяйских рук (чем больше, тем лучше), ну, и ряды доблестных воинов пополнялись. Следовательно, вероятность погибнуть от происков врагов или голода уменьшалась. А верба, как раз таки, у славян была символом плодородия и быстрого роста: так как это самое первое растение, которое пробуждается после зимнего сна, оживает, распускает почки. Верба пробуждается сама полная сил, и может еще передать свое здоровье и красоту людям и животным.

В этот день парни легонько хлестали девушек веточками вербы по ногам - символизируя тем самым оплодотворение (отсюда и название такое - Вербохлест).


С Вербным Воскресеньем и вербой связано немало традиций и обрядов. Конечно часть из них уже потерялась во времени, однако, некоторые живы до сих пор. Итак:

  1. Собирать вербу ходили в Лазареву субботу (накануне праздника) и обязательно до восхода солнца;
  2. И святить ее надо было в этот же день вечером (или в воскресенье с утра);
  3. Веточки вербы украшали лентами и бумажными цветочками (иногда это делалось после освящения в церкви);
  4. Также, вербовые ветви клали к иконам и оставляли там либо на весь год, либо до Егорьева дня. В некоторых регионах России для этих целей сооружался специальный «теремок» из соломы, который украшался и подвешивался перед иконами;
  5. После Егорьева дня веточки вербы хранили в хлеву , втыкая их под крышу, считалось, что это поможет уберечь скот от пропажи. Так как выбрасывать их было грехом, иногда вербовые ветки сжигали, а иногда бросали в воду;
  6. Домашнему скоту давали съесть веточку или почки вербы. Считалось, что это придаст здоровья;
  7. В некоторых областях страны, почки вербы запекали в хлеб и кормили им животных , наши предки полагали, что это увеличит поголовье скота;
  8. С этой же целью в некоторых регионах выпекали печенье в форме почек вербы (причем выпекали по количеству скота и птицы, а иногда и домочадцев), потом святили в церкви;

    В Костромской губернии оно (печенье) называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька».

  9. Так же, в Егорьев день веточкой вербы было принято ударять скотину , а потом скармливать ей эту веточку. Такой обряд способствовал приросту скота;
  10. В праздник Ивана Купалы деревце (а иногда и просто ветки) вербы использовали в праздничном ритуале: девушки украшали ее и водили вокруг хороводы, пели, а потом в круг хоровода забегали парни и разрывали деревце. Считалось, что такой обряд поможет увеличить урожаи;
  11. Напомню, что верба - растение, которое отожествляется с плодородием. Поэтому, бесплодные женщины иногда съедали почку вербы (это должно было помочь им зачать ребенка);
  12. В некоторых губерниях нашей страны существовал обряд с интересным названием - «окликание молодух». Смысл его заключался в том, что накануне праздника Вербного воскресенья (в полночь) молодежь ходила по домам молодоженов. Стоя у ворот, они кричали: «Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и запускала всю эту веселую толпу в дом, где пение продолжалось: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». При всем при этом, всех домочадцев легонько стегали вербовыми прутиками, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым» или «Вставай рано, бей барана». Последней хлестали молодую, когда она провожала поющих;
  13. Если веточки вербы разломать и рассыпать по полю, а почки раскрошить в зерно перед посевом - это должно увеличить урожай;
  14. Для этого же, вербовые ветки втыкали по углам полей (а иногда и просто высаживали в поле деревце). Это не только способствовало хорошему урожаю, но и уберегало посевы;
  15. Вербой лечили детей: для этого нужно было сходить на реку и нарвать веток вербы (идти надо было до восхода, а рвать три раза по девять веток, чтобы получилось три пучка, в каждом из которых девять веточек). После прихода домой, один пучок ставили в горячую воду и купали в ней ребенка (купать надо было перед окном, из которого виден восход солнца). В полдень такие же действия производили со вторым пучком вербы (только окно выбиралась то, перед котором находилось солнце). Ну, и соответственно, третий пучок шел в ход на закате: те же самые действия, но уже на западном окне, из которого был виден закат. Считалось, что после всех этих манипуляций болезнь отступала;
  16. Вербу жгли и этим дымом окуривали скот;
  17. Веточки и почки растирали и использовали в качестве примочек от ушибов и опухолей. Иногда посыпали этим порошком раны у скота;
  18. Наши предки приписывали вербе и защитные свойства : славяне считали, что верба может защитить от гроз, бурь, каких-то иных стихийных бедствий (а иногда даже и от нечистой силы);
  19. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.

Приметы на Вербное воскресение

В основном, все приметы этого дня связаны с погодой, урожаем, здоровьем и продолжением рода (в той или иной степени):

  • Ветер, который дует в такой день, будет сопровождать все лето;
  • Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год;
  • Если погода ясная и теплая - урожай фруктов будет хорошим;
  • На Вербной мороз - яровые хлеба хороши будут;
  • Съешь почку вербы – решится важное дело;
  • На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Вот это особо интересно, молодые девушки, часто пользовались этим суеверием. Считалось, что если парень не обращает на тебя внимания, но очень нравится, то весь день нужно усиленно о нем думать, и к вечеру он придет и позовет гулять;
  • Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым;
  • Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Эта примета вытекает из поверья о том что за неделю до Пасхи ведьмы начинали рьяно вредить людям. Конечно, сила их в эти дни была не велика, но перестраховаться все же следовало.

Ну, вот на этом, наверное, и все. Конечно, я собрала далеко не все приметы и обычаи, их столько, что материал нужно разбивать на несколько отдельных статей (а этого, честно говоря, не хотелось). Ну, а что-то я могла просто и упустить из виду, так что вы можете смело дополнять меня в комментариях.

До новых встреч, друзья!

N. B. В написании статьи я опиралась на несколько сайтов:

  • sotok.net (огромная и познавательная статья);
  • nexplorer.ru;
  • svarogday.com;
  • mk.ru;
  • wikipedia.org;
  • Ну, и добавила то, что знала сама об этом дне.

Правильное название этого христианского праздника – Вход Господень в Иерусалим. Незадолго до этого события Христос сотворил чудо воскрешения – вернул жизнь умершему четыре дня назад Лазарю, чем поразил народ иудейский.

Иисус въехал в город как Победитель смерти и греха, как Царь, добровольно вступивший на стезю телесных страданий, чтобы открыть всем верующим путь в Царствие небесное, и дарующий бессмертие их душам.

Фарисеи запрещали чествовать Христа, однако простой народ приветствовал его радостными возгласами и устилал дорогу своими одеждами, пальмовыми листами и веточками вербы с мягкими и пушистыми почками.

Отсюда и пошёл обычай приносить в этот день в церковь ветки молодых ивовых растений – ветлы или вербы.

Чтобы узнать, какого числа празднуется Вербный день, нужно уточнить, на какую дату по церковному календарю приходится главное христианское торжество – Светлое Воскресение Господне. Последнее воскресенье перед Пасхой и будет считаться Вербным.

Традиции и обычаи

В весенний день веточки вербы традиционно освящаются в православных храмах святой водой и, как утверждают верующие, несут в себе целый ряд целебных свойств.

Традиции использования веток ивовых деревьев как оберегов, избавляющих от различных неприятностей, сохранились и по сей день:

  • Освящённую вербу принято ставить в изголовье больного и прикладывать её к нездоровым местам. Это поможет организму преодолеть недуг, вернуть силу и здоровье.
  • Любящие родители несильно хлопали своих чад ивовыми прутиками, приговаривая «Не я стегу – верба бьёт!». Тем самым они отгоняли от своих детей злых духов, очищали от порчи и сглаза.
  • Чтобы привлечь успех в делах, многие верующие проглатывали молодые почки растения. Три маленьких комочка принято было съедать перед началом какого – то серьёзного предприятия – на удачу.
  • Вербное воскресенье считалось хорошим днём для привлечения своего суженого. Молодым незамужним девушкам приписывалось думать о возлюбленном весь день. Это была верная примета того, что скоро девица станет невестой.
  • Ветви ивы хранились в доме весь год и, после того, как наступала следующая весна, использовались как хворостина при выгоне скота. Считалось, что это обеспечит домашним животным хороший приплод и убережёт от разных хворей.
  • Деревенские жители никогда не выгоняли на улицу в это воскресенье домашнюю птицу – кур, гусей и индюков. Считалось, что обозлённые освящённой ветлой ведьмы, могут излить свой гнев на пернатых, послав им разные недуги и мор.

Обратите внимание! Для обряда освящения нужно срезать веточки только с молодых, крепких деревьев. Лучше всего выломать несколько прутиков возле водоёма и ни в коем случае нельзя использовать иву, растущую вблизи кладбища.

Приметы на вербное воскресенье

С этим праздничным днём связано немало народных примет. В основном, они касаются тех или иных атмосферных явлений за окном. Ведь от того, какой будет погода, зависит урожай, а значит и благосостояние крестьянской семьи.

Многие садоводы — огородники и сегодня бережно хранят подобные знания, каждый год убеждаясь в их эффективности в нашем современном мире:

  • Идёт дождь – к хорошему урожаю.
  • Ясная и тёплая погода – жди богатый сбор фруктов.
  • Опустился мороз – значит хорошо взойдут яровые хлеба.
  • Направление ветра в это день указывает, куда он будет дуть всё лето.

Ходят ли на кладбище в вербное воскресение?

Так уж заведено в православной культуре, что многие верующие в день христианских праздников идут проведать своих близких, которые уже покинули мир живых.

Однако священники не всегда одобряют посещение кладбищ в торжественные для Церкви даты. Так, обычай ходить всей семьёй на могилы в Пасху, противоречит самой сути Светлого Воскресения. Ведь именно этот день мы отмечаем с самой большой радостью и весельем.

Вербное воскресенье не считается днём, при котором не рекомендуется поминание усопших. Пойти на кладбище, положить несколько веточек и прочитать молитву – допускается и одобряется в этот праздник.

Обратите внимание! Существует единственное требование, которого необходимо придерживаться – посещайте погост после окончания воскресной службы.

Что нельзя делать в праздник?

Большинство прилежных прихожан интересует вопрос – как правильно провести праздник, согласно церковным устоям? Что нельзя делать и можно ли работать в этот день?

Не нужно забывать, что день Входа Господнего совмещает в себе не только радостную, но и грустную идею. Ведь именно со Вхождения в Иерусалим начались земные муки Христа.

Этот день принято встречать в кругу семьи, друзей и близких в тихой и спокойной обстановке. Не стоит забывать о том, что ещё продолжается Великий Пост, а значит остаются запреты в приёме пищи и проведении некоторых повседневных дел.

Чего нельзя делать Что можно делать
Заниматься тяжёлой работой – строгать дерево, строить дом, копать колодец Посещать кладбище – провести уборку на могилках, подготовиться к поминальным дням и помолиться за души усопших
Пользоваться иголкой, ножницами и спицами. Нельзя вышивать, вязать и стричься в этот день Проводить обряд крещения
Стирать и делать уборку в доме. Этим необходимо заняться накануне, чтобы встретить праздник в чистом и светлом убранстве Проводить поминки
Сажать деревья в саду. В народе существует поверье, что посадивший в этот день дерево, будет закопан при помощи лопаты из его ствола В отличие от других дней Великого Поста, в этот день можно скушать кусочек рыбы и выпить пару глотков красного вина – церковный устав даёт на это разрешение

Чтобы знать, как празднуют Вход Господень в Иерусалим, необходимо не только соблюдать обычаи и порядки, установленные православными канонами и обращать внимание на народные приметы.

Самое важное — не забывать о значение праздника. Ведь много лет назад те, кто так радовался появлению Господа в городе, всего через несколько дней с яростью швыряли в него камни и требовали распятия на кресте.

Именно поэтому, в этот день необходимо покаяться, очистить душу от дурных помыслов, посетить Всенощную службу и ещё раз вспомнить о земном пути Иисуса.

Полезное видео

    Похожие записи

Праздник Вербное воскресенье является переходящим (в зависимости от даты Пасхи) - и в этом году дата его празднования выпадает на 8 апреля. Праздник вербное воскресенье отмечается за 6 дней до распятия Христа и за неделю до наступления Пасхи.

В чем же смысл праздника Вербное воскресенье, и какова его история?

История праздника Вербное воскресенье

Праздник Вербное воскресенье связан со знаменитым входом Христа в Иерусалим верхом на осле, с чего и начали его крестные страдания. Рассказы об этом событии можно найти в Евангелиях от всех четырех евангелистов - Марка, Матфея, Луки и Иоанна.

Праздник Вербное воскресенье имеет такое важное значение для всех верующих потому, что вход Иисуса в Иерусалим символизировал начало его добровольных страданий ради людей. А въезд его в город на осле был связан с тем, что во времена Христа все земные цари и победители въезжали в Иерусалим на ослах или лошадях, а народ встречал их с криками и взмахами пальмовых веток. Но Христос въезжал не как победитель или земной царь, а как царь Небесного царства и Победитель греха и смерти. И он знал, что его ждет, осознанно идя на смерть ради всех живущих.

На Руси этот праздник получил название Вербное воскресенье, потому что его символом являются первые распустившиеся ветки - ветки вербы, ивы или ветлы (ивовых растений). Какие же обычаи, связанные с праздником Вербное воскресенье, были на Руси?

Праздник Вербное воскресенье: обычаи

Ветки ивовых растений (как правило, вербы) в праздник Вербное воскресенье символизируют те ветви, которыми евреи встречали Христа во время его входа Иерусалим.

В праздник Вербное воскресенье ивовые ветки освящают в церкви и ставят дома рядом с иконами до следующего Вербного воскресенья. На Руси считалось, что освещенные веточки вербы обладают мистической силой и помогают отгонять злых духов от дома, его жителей и скота. Веточка вербы была верным средством против сглаза, порчи, нападения хищных зверей и различных других неприятностей жизни.

С вербой и праздником Вербное воскресенье вообще было связано очень много примет и обычаев. Например, считалось полезным такое «развлечение»: после утренней службы освященной вербой слегка ударяли детей, знакомых и родственников со словами: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба». Скоту перед первым выгоном на пастбище давали съесть несколько веточек вербы, а еще несколько веточек вербы клали в хлев. Считалось, что такие ритуалы приносят крепкое здоровье и отгоняют нечистую силу. А незамужних девушек или тех, кто только-только вышел замуж, ударяли освященной вербой для того, чтобы у них родилось много здоровых детей. Кстати, верба для этого выбиралась не случайно - на Руси считалось, что верба была одним из самых живучих и сильных деревьев. Существовало даже поверье, что в какую бы землю и как бы не воткнуть ветку вербы - она все равно примется и будет расти. Поэтому что, как не верба, могло дать здоровье и благополучие?

Верба в праздник Вербное воскресенье также помогала решать важные задачи и дела. Для этого достаточно было съесть 3 почки вербы, освещенной в церкви в Вербное воскресенье, и запить «трапезу» святой водой с мыслями о деле, в котором необходима удача. Правда, часто прибегать к помощи вербы не рекомендовалось - лишний раз беспокоить высшие силы не следовало во избежание проблем.

Верба в праздник Вербное воскресенье могла даже помочь любовных делах. Считалось, что если с самого утра в Вербное воскресенье девушка начинала думать о любимом человеке, который, к сожалению, в свою очередь, не обращал на нее внимания - то вечером он придет к ней в дом и позовет ее погулять. Возможно, исполнение желания в праздник Вербное воскресенье как-то и связано с силой вербы, но, возможно, это очередное проявление тезиса, что мысль материальна. Но, так или иначе, в Вербное воскресенье желания исполняются быстрее!

Верба продавалась на Руси на вербных базарах, которые очень любили дети. Ведь помимо ивовых веточек, на вербных базарах в Вербное воскресенье можно было купить интересные игрушки, книжки или вкусности. А к пучку вербы обязательно привязывали фигурку ангелочка - вербного херувима.

В праздник Вербное воскресенье, несмотря на пост, разрешалось есть рыбу. Кроме того, в Вербное воскресенье варили кашу, добавляя туда вербные сережки.

Приметы на Вербное воскресенье

С вербой и Вербным воскресеньем было связано и много различных примет. Например:

«Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья» ,

«Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут» ,

«На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут» ,

«Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд» .

А если вдруг в какой-нибудь день после Вербного воскресенья начиналась гроза - люди брали освещенную веточку вербы, стоящую возле икон, и ставили ее на подоконник. Считалось, что таким образом можно уберечь дом от попадания в него молнии.

Праздник Вербное воскресенье имеет интересную историю и богат на обычаи и приметы. А его значимость в череде православных праздников не подвергается сомнению. Кстати, праздник вербное воскресенье - это лишний повод сходить всей семьей в лес за вербными веточками или просто погулять в парке и подышать свежим воздухом!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто