Консультации для воспитателей по безопасности жизнедеятельности. Консультация для воспитателей ДОУ. Изучение ОБЖ в детском саду. Взаимодействие с родителями

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей

«Техника безопасности во время

игровой деятельности детей

дошкольного возраста»

Голубова Елена Васильевна

Май 2016г.

Игра – занимательная и интересная для ребенка деятельность - имеет огромное значение для его воспитания и развития, поэтому она требует постоянного внимания и руководства со стороны взрослых. Игровая деятельность ребенка включает в себя: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры со строительным материалом, дидактические, подвижные игры с правилами. Воспитатели должны знать и выполнять требования по технике безопасности детей.

От каких опасных и вредных факторов необходимо оградить детей?

    Нельзя оставлять детей без присмотра взрослых.

    Неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости.

    Недостаточная освещенность и непродуманное размещение «уголков книг», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у детей.

    Присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи может стать причиной нарушения остроты слуха.

    Неисправное электрооборудование в групповых комнатах и других помещениях, которое может привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием.

    Неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм.

    Несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из группы в спортивный, музыкальный зал или другое помещение детского сада, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм у детей.

    При работе с детьми необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарно-гигиеническим, дидактическим, эстетическим требованиям.

    Игрушки должны быть гигиеничны, не сломаны, для разных видов игровой деятельности, позволяющие соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года и возрастом детей (игрушки двигательные, настольные, строительные).

Безопасность жизнедеятельности детей

во время подвижных игр

    Воспитатель должен знать состояние здоровья детей, и их отклонения в физическом развитии.

    Подвижные игры проводятся в помещении, и на свежем воздухе во время прогулки.

    Постоянное и переносное оборудование размещается по краям игровой площадки для того, чтобы оставался простор для проведения подвижных игр.

    Для проведения подвижных игр в групповой комнате следует освободить больше места, по возможности раздвинуть столы и стулья, чтобы они не мешали детям двигаться.

    Для прыжков, ползания, метания необходимо специальный инвентарь: обручи, дуги, мячи, кегли...

Требования безопасности перед началом подвижных игр

    Подвижные игры должны быть в перспективном плане воспитательной работы, а также в рабочем плане на каждый день.

    Подвижные игры проводят со всей группой детей или с небольшой подгруппой.

    Перед началом игры следует обратить внимание на самочувствие, состояние здоровья детей группы, и соответствие предложенных упражнений каждой возрастной группе.

    Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель должен хорошо знать, чтобы четко объяснить смысл, правила, движения которые есть в игре.

    Воспитатель перед началом игры должен осмотреть площадку, помещение, проверить приспособления, крепления стоек, лавочек, лестниц. Проверить одежду и обувь детей.

Требования безопасности во время проведения подвижных игр

    Перед началом игр воспитатель объясняет правила игры.

    Во время выполнения движений воспитатель организует детей таким образом, чтобы они не травмировали друг друга, страхует в зависимости от подготовки, возраста ребенка, высоты оборудования, сложности упражнений.

    Выполняя прыжки и соскоки, стоит приземляться легко на носки, компенсируя нагрузку тела на ноги чуть приседая.

    Четко придерживаться требований учебной программы по поводу нагрузок.

    Необходимо чередовать спокойные и подвижные игры.

    Летом подвижные игры проводятся в прохладном затененном месте площадки. Зимой во время прогулки необходимо использовать бег и прыжки.

Требования безопасности после окончания

подвижных игр

    Проверить самочувствие детей.

    Собрать спортивный инвентарь, игрушки.

    Запрещается пить холодную воду и выходить раздетым на улицу.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

    При получении травм, ухудшении самочувствия ребенка – немедленно уведомить старшую медсестру.

    Оказать потерпевшему первую медпомощь, а в случае необходимости вызвать скорую помощь.

    Уведомить о несчастном случае заведующую, методиста.

Безопасность жизнедеятельности детей во время

прогулки на свежем воздухе

    Прогулка проводится ежедневно в любую погоду за исключением неблагоприятных погодных условий.

    Продолжительность прогулки на свежем воздухе должна соответствовать физиологическим требованиям.

    Одежда и обувь детей должна соответствовать погоде.

    Во время прогулки за пределы детского сада воспитатель напоминает детям правила поведения при переходе пешеходного перехода. Такие прогулки обязательно сопровождаются двумя взрослыми, которые должны иметь аптечку и питьевую воду.

Требования безопасности перед началом прогулки

    С целью предотвращения травм необходимо тщательно проверить площадку для прогулки. Там не должно быть битого стекла, мусора, ядовитых растений, грибов.

    Перед началом прогулки воспитатель должен увлажнить и взрыхлить песок в песочнице.

    Во время прогулки воспитатель должен видеть всех детей в поле зрения.

    Воспитатель должен находиться рядом во время самостоятельной подвижной деятельности детей с использованием игрового оборудования.

    В теплое время года обязательным должно быть наличие кипяченной воды, придерживаться питьевого режима во время прогулки.

    Все игрушки и спортивный инвентарь, который используется во время прогулки, должен быть исправным и соответствовать гигиеническим нормам.

    После окончания прогулки воспитатель должен организованно завести детей в группу.

Из всего сказанного следует сделать вывод, что во время прогулки необходимо организовать интересные и полезные дела, проводить игры и физические упражнения, что исключить несчастные случаи, будет содействовать психологическому благополучию и полноценному воспитанию каждого ребенка.

развлечение

по экологии

«Берегите природу»

Голубова Елена Васильевна

Разделы: Работа с дошкольниками

Есть такие хорошие слова: «Ты пошел в гости к природе - не делай ничего, что счел бы неприличным сделать в гостях. «Как понять эти слова? Мало ли зачем ты пришел в лес. Но не забывай, ты - в гостях!

Ты в чужом доме, в котором много своих жильцов и правил.
Дети должны не только знать правила поведения, но и понимать, почему к тем или иным объектам природы надо относиться именно так, а не как-нибудь иначе. Поэтому при рассмотрении конкретных экологических ситуаций важно показать значимость человеческого фактора в изменении состояния окружающей среды. Это позволит обоснованно подвести детей к выводу о необходимости защиты и охраны природных объектов, мест их обитания.
Основы экологической культуры закладываются в детском возрасте, поэтому и воспитатель должен быть экологически грамотен. Вот почему при отборе ситуаций для беседы мы исходим из того, что правила своего поведения в отношениях с природой он должен, прежде всего, понимать, осваивать, сам формулировать выводы о необходимости соответствующего поведения в конкретной ситуации: он будет тихо, спокойно идти по лесу или по лугу, если поймет, что шум будет беспокоить и пугать природных обитателей; что отлов бабочек просто так, ради праздного любопытства, ­принесет большой вред луговым растениям и загубит живые существа, лишив их жизни.
Поэтому содержание правил поведения в природе не может обойтись сегодня только лозунгами и призывами: «не рвать», «не шуметь», «не ломать», «не разорять», а обоснованно подводить детей к выводу: так надо поступать и почему именно так.
Еще Белинский писал: «чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше нужно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке»
На процесс развития экологической культуры детей существенно влияют ситуации, в которых дети должны совершить выбор линии своего поведения. Надо выбрать самостоятельно какой -то вариант поведения из нескольких возможных - взять ли найденного в поле зайчонка, похожего на игрушку, или не взять? И почему? Или: так хочется принести домой с прогулки букет полевых цветов, а вроде - нельзя! Как быть?
Можно предложить детям ряд следующих ситуаций:
Ты пришел в лес, стоишь у кромки леса и выбираешь направление, куда идти, Может быть, вон в тот уголок, за которым проглядывают березки, там, наверное, очень светло и уютно. И вот ты начинаешь идти к нему напрямик, по лесным травам.. Но, стоп! Что ты сделал не так! Так в гостях себя не ведут! Заметил ли ты свою ошибку? Так и нужно шагать по лесу, где хочу и куда хочу! Есть такое очень хорошее выражение: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек - тропу, а тысяча - пустыню». Теперь понятно, какую ошибку совершил гость природы. Слой почвы в лесу очень тонкий и его легко повредить. А заодно - и повредить корни деревьев и кустарников, которые очень страдают от подобных гостей.

Вот можно и сформулировать первое правило поведения человека в приро д е - не топчи зря лесные полянки, передвигайся по тропинкам.

Вторая ситу а ция : шум в лесу. Вы любите слушать музыку? И взяли с собой приемник и магнитофон. Ты идешь по лесу, и музыка гремит рядом с тобой. Как хорошо! А хорошо ли? Почему?
Шум, громкая музыка, крики в лесу пугают птиц, зверей, насекомых. Не веришь? Проверь - перед твоим появлением луг звенел от мелодий кузнечика и пения птиц. А сейчас все стихло, все спрятались. Если ты хочешь в лесу увидеть много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых ­затаись; Н е ш ум и - вот следующее правило.

Третья ситуация - птенец на дороге. Ты идешь по лесу и вдруг видишь: сидит здоровый, симпатичный птенец. Тихо сидит и ждет, когда его накормят. А мама уже близко, возвращается с едой. Но тут малыша хватают твои руки. Может, захотелось принести домой живую игрушку или хочешь пожалеть беззащитного детеныша, который вовсе не нуждается в твоей помощи! И вот в твоем доме появился птенец: его окружили заботой и лаской. А птенец начинает хохлиться, отказывается от еды, и вместо ожидаемой радости в доме появляется новая тревога за больное существо, отчаяние за неумение помочь. Зря, ох, зря вмешался ты в хрупкую жизнь птенца. Помните: птенцов и з и х д о ма и о т их ро д ите л ей бра т ь н и в к ое м слу ч а е н е л ьз я так же, как и других детенышей.

Четвертая ситуация - никогда не разоряй муравейники , не беспокой зря муравьев!
Муравьев в наших лесах становится все меньше, а муравьи играют немалую роль в жизни природы. Их нужно сохранять и всячески беречь.

Пя т ая ситуация : букет цветов. Не перечесть цветов, которыми одарило нас лето. И все они просятся в букет! И если собрать все, что попадается на пути, получится огромный разнопестрый веник, который вскоре повянет, и вы его выбросите! Так что сорвать можно совсем немного: две, три ромашки, василька. И, конечно, букет нужно собирать по пути домой, когда возвращаетесь с прогулки.

Ш ес т а я с иту ация : Лесные грибы и ягоды.
Лес угощает людей щедро. Собирать ягоды надо аккуратно, не топтать их, собирать руками, а не совком и брать только зрелые. Нельзя вырывать вместе с корнем и никогда не собирать все ягоды до одной - надо часть оставить зверям и птицам, которые тоже ищут корм в природе.
А при сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в стороны мох, т.к. грибница, оказавшись под лучами солнца, может засохнуть и погибнуть. Необходимо ножку гриба срезать ножом аккуратно, чтобы не повредить грибницу. А незнакомые грибы лучше не брать, потому что среди них может оказаться ядовитый гриб. А вот ядовитые грибы могут быть полезны животным, так что не стоит пинать мухоморы: пусть они лес украшают и зверей лечат!
Конечно, это не все правила поведения в природе. Но и эти правила помогут сохранять и многообразие цветущих трав, и чистоту лугов и полей, и «братьев наших меньших», и зеленый наряд планеты, и голоса птиц...

Причина многих неблаговидных поступков в природе - незнание.
Поэтому первая задача - изучать жизньприроды; узнавать, почему надо Е природе поступать так, а не иначе; стараться выполнять необходимые предписания и запреты во время отдыха, сбора грибов, ягод и лекарственных растений.
Природа - общий дом растений, животных и человека, и нам надо думать о том, чтобы этот дом всегда процветал и богател. И будь в этом доме добрым и умным Великаном! Вот таким, о котором нам рассказала поэтесса Е. Серова.

Я шагаю по лужайке - великан в трусах и в майке. Сверху ясно мне видна вся зеленая страна.
Вот улитка - добрый гномик - на себе таскает домик.
Вот квартирка для жучка - дырка старого пенька.
Вот стоит высотный дом - муравьи хлопочут в нем.
Вот цветок ромашка - в нем живут букашки.
Эта малая страна вся кругом заселена!
Если я великан, захочу, как лихой ураган, налечу!
Все домая могу разломать!
Всех жильцов на лугу растоптать! Если я захочу... только я не хочу!

Формирование основ безопасного поведения ребенка-дошкольника

1. Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

2. Принципы организации психолого-педагогической работы

3. Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

4. Средства ознакомления детей с основами безопасности

5. Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

6. Методы ознакомления детей с основами безопасности

7. Взаимодействие с родителями

Актуальность проблемы формирования ОБЖ в дошкольном возрасте

Общеизвестно, что детство- это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы хотим, чтобы их жизнь была умной и праздничной, наполненной богатым содержанием, солнечной и удачливой. Но главное - научить их быть счастливыми. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности, ни от экономической нестабильности. К сожалению наша ментальность «игнорирует» бесценность человеческой жизни, поэтому «сверхзадача» состоит в том, чтобы дети поняли: человеческий организм - сложное, но в высшей степени хрупкое создание природы, и себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Проанализировав понятия «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Те, кто проработал долгое время в детском саду, отмечают, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Трудно не согласиться с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Итак, актуальность темы - «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области.

Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Безопасность жизнедеятельности рассматривается как предупреждение потенциальной опасности. В понятие «безопасность жизнедеятельности в ДОУ» исследователи включают охрану жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ, защиту от экологических катастроф и терроризма.

Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей в ДОУ заключается в формировании у них основных понятий об опасностях, выработке умений прогнозировать их последствия, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Социализация - это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Доктор педагогических наук профессор С.А. Козлова в «Концепции социализации ребенка» говорит: «Процесс социализации совпадает с нравственным воспитанием. Он включает в себя усвоение знаний, формирование отношений, преображения в практике адекватного поведения».

Социальное развитие - многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения. По мере освоения таких правил и норм дети старшего дошкольного возраста начинают регулировать свое поведение. Усвоение норм и правил, стремление следовать образцам позволяют ему легко «врасти» в ту культуру, в которой он живет. Внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности формируется из его практических взаимодействий с этой действительностью, и новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.

Решить поставленные задачи и достичь данного результата возможно при осуществлении компетентностного подхода. («компетентности» - как характеристики личности, обладающей набором определенных компетенций В зависимости от вида деятельности или сферы активности индивида набор компетенций разный, к тому же их качество и количество на разных возрастных этапах развития людей различных социальных групп отличается.)

Принципы организации воспитательно-образовательной работы

Прежде чем начать работу, необходимо соблюдать следующие принципы организации работы.

. Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

. Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

. Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

. Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

. Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Создание условий для ознакомления детей с основами безопасности

. Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия, и в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

. Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

Средства ознакомления детей с основами безопасности

Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом, помочь накопить социальный опыт, показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон") Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

Деятельностный подход при ознакомлении детей с основами безопасности

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребёнку возможность активно познавать окружающий его мир и самому становиться частью этого мира. В совместной деятельности взрослого и ребенка происходит передача социального опыта: ребенок может видеть и понимать какой опасности можно подвергнуться не соблюдая правила безопасного поведения, и в то же время учится избегать опасных ситуаций. В деятельности ребенок учится сопереживанию, переживанию, овладевает умением проявлять своё отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Рассмотрим виды деятельности, через которые ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим.

Итак игра. По определению А.Н. Леонтьева игра дает ребенку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности».

Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило, то неудивительно, что темой детских игр может стать яркое, но отрицательное явление или факт.

В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности, такие как рисование. лепка, аппликация, конструирование, дети отражают окружающую их действительность. Отражение,построенное на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства. ребенок-дошкольник рисование соединяет с игрой. существует даже такой термин "игра-рисование" (Р.И. Жуковская), т.е. это такое состояние ребёнка, когда он, рисуя, видит себя участником того, что изображает. Девочки, рисуя ситуацию из сказки «Кошкин дом», видят в кошке себя. Мальчики, рисуя пожарных, изображают себя пожарными. От того, как ребёнок воспринимал социальные явления, какое у него сложилось отношение, будет зависеть характер изображения этих явлений, выбор цвета, расположение предметов на листе, их взаимосвязь. Итак «деятельность отражения» позволяет ребёнку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых и познавать его, однако она не даёт ему возможности реально, практически участвовать в социальной жизни. Между тем именно участие в жизни взрослых, приобретение собственного опыта взаимоотношений с детьми не в процессе и по поводу, например, игры с ее спасительным «как будто», а при решении жизненно важных и значимых вопросов - и дают ребенку возможность почувствовать себя равноправным членом человеческого сообщества.

Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

Социальный опыт ребёнка обогащает освоение трудовой деятельности. Ребёнок, наблюдая за действиями взрослых, начинает подражать им, делая попытки подмести пол, полить цветы, постирать белье. По мере приобретения трудовых умений, ребёнок приобретает чувство уверенности, помноженное на знания безопасного взаимодействия с предметами, и это уменьшает опасность не выживания в отсутствии взрослых. Во время труда развиваются волевые качества, формируются умения прилагать усилия для достижения цели. И чем раньше он начнет испытывать удовольствие от своих трудовых усилий, тем оптимистичнее будет смотреть на мир, так как приобретет уверенность в своей способности преодолевать трудности.

Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе непосредственно образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность.

Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

Метод сравнения. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.

Метод моделирования ситуаций. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. В непосредственно образовательной деятельности он выступает как ведущий метод или методический приём. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Экспериментальная деятельность дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.

Составление творческих рассказов способствует развитию творческого воображения, использование опыта, закреплению знаний.

Взаимодействие с родителями

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители этого самого ребенка, которые должны быть примером и эталоном для малыша. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. И тут воспитателю очень важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.

Важно добиться от родителей понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций.

Этот вопрос можно решить на родительском собрании, посвященном проблеме безопасности, совместными усилиями разработать план работы, затем стимулировать активное участие этих родителей в работе по профилактике безопасности через беседы, консультации, проекты, участие в досуговых мероприятиях по теме, участие в выставках рисунка, фотовыставках. Своевременно информировать родителей о тех или иных мероприятиях в группе, ДОУ, городских мероприятиях.

Итак, можно сказать, что вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Дошкольный возраст - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Литература:

1. Авдеева Н.Н. и др., Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста, М., 1997

2. Абаскалова Н.П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008

3. Вдовиченко Л.А. "Ребенок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения", СПб, Детство-Пресс. 2008

4. Гарнышева Т.П. "Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры", СПб, Детство-Пресс, 2010.

6. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах (региональный стандарт), Казань, 1995

7. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010

8. Шипунова В.А. "Детская безопасность", 2013

«Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих»

ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм, кражи детей на органы, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, бытовых пожаров и дорожно – транспортных происшествий…

Что бы хоть как – то защитить себя от такого многообразия негативизма, необходимо знать и соблюдать правила безопасного поведения.

Безопа ́ сность - отсутствие какого-либо риска , в случае реализации которого возникают негативные последствия (вред) в отношении кого-либо или чего-либо.(Википедия)

Безопасность человека - такое состояние человека , когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к плохому состоянию, ухудшению функционирования и развития организма , сознания , психики и человека в целом и не препятствует достижению определённых желательных для человека целей.(Википедия)

Поэтому возникла необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья, к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Специалистами разных научных направлений отмечается, что таким механизмом должно быть образование. Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью, любознательностью, проявлением инициативы и самостоятельности. В результате чего нередко возникают травмоопасные ситуации. От педагога требуется большая работа по воспитанию у детей безопасного поведения.

Для того, чтобы дети принимали правильное решение, необходимо:

Дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;

Научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, ситуации, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в транспорте;

Развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Важно научить каждого ребёнка объяснять собственное поведение, давать оценку своим поступкам, уметь делать выводы.

Пока дети находятся в заботливых руках родителей и педагогов, никто серьезно не задумывается над проблемами безопасности. Полностью оградить их от любых происшествий не возможно. Придет время и дошкольник пойдет в школу. Будет оставаться дома один. Сможет ли он правильно поступить и предотвратить опасную ситуацию? Сможет ли проявить самостоятельность в выборе правильного решения? Готов ли защитить себя и избежать опасностей?

Каждый ребенок должен знать, как вести себя в природе с ядовитыми растениями, опасными животными, как совершать безопасные походы. Каждый должен быть осторожен в общении с незнакомыми людьми, понимать, что не всегда за приятной внешностью скрываются добрые намерения.

Каждый ребенок должен знать и соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах и транспорте, уметь ориентироваться на местности, если потерялся. Каждый должен знать и уметь применять телефоны служб срочного реагирования.

Тот ребенок, который усвоил "школу здорового человека" испытывает эмоциональное благополучие и психологический комфорт. Он ориентируется в строении своего тела, соблюдает правила личной гигиены, знает роль лекарств и витаминов, знает как относиться к больному человеку и т.д. Очень важным является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.

Большой интерес у детей вызывают действия с реальными предметами быта . Поэтому очень важно научить дошкольников с осторожностью, под присмотром или с разрешения взрослых использовать доступные домашние приборы и инструменты. Предметы домашнего быта являются источниками потенциальной опасности для детей. Их условно можно разделить на 3 группы:

  1. предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, розетки, включенные электроприборы).
  2. предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей нужно научиться правильно, обращаться (иголка, ножницы, нож, степлер).
  3. предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, режуще-колющие инструменты).

Что бы сформировать у дошкольников сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, н еобходима планомерная, систематическая, профилактическая работа с детьми, проводимая в самой приемлемой для детей игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.

Игровая деятельность: дидактические игры дают возможность познакомить детей с опасностями; уточнить и систематизировать данные представления, сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения; познакомить с необходимыми действиями в случае опасности. Всем известны такие игры как: «Беспорядок», «Азбука безопасности», «Правила этикета или как правильно вести себя в обществе», «Я – спасатель», «Азбука здоровья», «Угадай предмет», «Нарисуй отгадку», «Соедини по точкам», «Так и не так».

Подвижные игры: «Красный, жёлтый, зелёный», «Похитители и находчивые ребята», «Огонь», «Раз, два, три, что может быть опасно – найди».

Ознакомление через произведения художественной литературы: Произведения художественной литературы заставляет детей задуматься и прочувствовать то, что затруднительно или невозможно для них в повседневной жизни. Это загадки и сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом», «Повесть о неизвестном герое» и др.; стихи Е. Хоринской «Спичка-невеличка», С. Я, Маршака «Пожар» и др.; рассказы В. Гальченко «Приключения пожарного», Б. Житкова «Первая тревога», М. Поступальской «Вечно живой», «Рассказы об огне» Е. Васильева «Чтобы не было беды – делай правильно», С. Обоева «Азбука безопасности»; рассматривание иллюстраций «Дети у костра», «На охоте» и др.Очень важно проводить с детьми беседу о прочитанном произведении, интересоваться их мнением о поступке героев.

Целевые прогулки и наблюдения: по улицам города, к перекресткам, вдоль остановок, на городскую площадь, в пожарную часть… Где в ходе прогулки обсуждаются разные возникающие ситуации, закрепляются правила дорожного движения, правила безопасного поведения.

Совместная творческая деятельность: Полученные детьми знания желательно отражать в рисунках, макетах, поделках, закреплять в играх-драматизациях, проигрывании проблемных ситуаций. Например, родители вместе с ребенком рисуют план-схему своей квартиры, находят и обводят красным карандашом опасные, на их взгляд, места, обосновывая свои ответы.

Для связи между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению хорошо использовать метод И.И. Логвинова и И.А. Щеголева – ситуативно-имитационное моделирование (процесс конструирования модели реальной ситуации (в данном случае, опасной обстановки) и постановка экспериментов на этой модели с целью понять различные стратегии поведения в ней). Т.е., научившись поступать в имитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Ход использования метода СИМ в работе с дошкольниками разворачивается в следующем порядке:

  1. ознакомление с макетом;
  2. инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы) ;
  3. совместное моделирование ситуаций на макете и в игровом уголке;
  4. самостоятельные игры детей.

Проведение мероприятий с детьми по основам безопасности жизнедеятельности необходимо проводить не только в месячник безопасности, а еженедельно: первый понедельник месяца - ППБ; второй понедельник месяца - ПДД; третий понедельник месяца - обращение с предметами домашнего обихода; четвертый понедельник месяца - природные катаклизмы и антитеррор и т.д. Необходимо приглашать на мероприятия сотрудников ПДН, ГИБДД, МЧС… Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни на практике.

В воспитании сознательного безопасного поведения у детей не мало важную роль играют союзники – родители . Для поддержания единых требований по безопасности с родителями проводятся консультации, размещается информация на сайде ДОУ, оформляются стенды, буклеты, папки – передвижки, проводятся совместные праздники по ОБЖ. Родители воспитанников принимают участие в изготовлении макетов, выставок, стендов по ОБЖ.

Необходимо постараться уберечь малышей от возможных опасностей, помочь им, показать пример, научить правильно и безопасно вести себя в транспорте, в общественных местах, на улице, дома, в общении с незнакомыми людьми.

старший воспитатель М.А. Севостьянова

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто