Жостовская роспись пластилином. Конспекты занятий по народно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе доу. Г. о. Мытищи

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 59 « Колокольчик»

Конспект

для старшей группы

На тему: « Жостовская фабрика декоративной росписи».

Образовательная область: Познание

Составила: Антонова Наталья Александровна

Г. о. Мытищи

Программное содержание : Познакомить детей с Жостовской фабрикой: историей её создания, продукцией которую на ней выпускают, особенностями жостовской росписи. Формировать у детей представление о том, что произведения декоративно - прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению. Воспитывать у детей любовь к родному краю, уважительное отношение к труду взрослых. Развивать интерес к историческому промыслу родного края, эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народного декоративно - прикладного искусства. Укрепление физического и психического здоровья детей.

Словарная работа: Декоративная роспись, живописец, папье - маше, табакерка, спичечница, мазок, шлифовка, полировка, подмалёвок, тенёжка, привязка, бликовка, орнамент.

Предварительная работа: Рассказ детям о папье – маше. Изготовление поделок методом папье – маше. Рассматривание ширм, открыток с изображением жостовских подносов. Беседа о произведениях декоративно - прикладного искусства. Внесение в уголок по ИЗО деятельности новых предметов - Жостовских подносов.

Материал к занятию: Фотографии и иллюстрации с видами родного города Мытищи. Жостовские подносы с разными рисунками (цветы, фрукты, птицы и т. д). Слайды с изображением: Жостовской фабрики, художников - живописцев за работой, готовых изделий. Для показа слайдов: телевизор, ноутбук. Подносы из папье – маше. Подносы из чёрной бархатной бумаги, отдельно нарисованные изображения различных цветов, листьев, ягод для самостоятельного составления композиций на подносах.

Используемая литература:

1. Алла Уралова « Мытищинские мастера».

2. И. Богуславская, Б. Графов « Искусство Жостова».

3. О. А. Соломенникова « Радость творчества».

4. А. А. Грибовская « Детям о народном искусстве».

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где выставлены фотографии и иллюстрации изделий Жостовской фабрики.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с историей нашего края и я хочу рассказать Вам об удивительном народном промысле, зародившимся на мытищинской земле - Жостовской декоративной росписи.

Деревня Жостово находится в нескольких километрах от нашего города Мытищи недалеко от Клязьминского водохранилища .

(Воспитатель сопровождает свой рассказ показом иллюстрации с изображением деревни).

В этих местах давным-давно зародился народный художественный промысел по изготовлению подносов.

Воспитатель читает стихотворение:

В тиши родного края

Под тенью сосен древних

Живёт одна простая

Российская деревня.

Проснётся спозаранку

в любую непогоду

И стелет самобранку

Для праздника природы.

Чёрный фон сияет лаком,

А на нём цветов краса:

Алых, жёлтых, с красным маком –

Это просто чудеса!

История этого промысла началась с того, что один крестьянин Филипп Никитич Вишняков, открыл в деревне Жостово маленькую мастерскую, а потом передал её своему племяннику Осипу Вишнякову, который стал изготавливать на ней изделия из папье - маше.

Вопросы к детям:

1. Кто из вас вспомнит, что такое папье - маше? Из чего его делают?

(Папье - маше в переводе с французского означает - жеваная бумага. Легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси бумаги и

клея или крахмала. Она очень пластичная, ей можно придать любую форму).

Воспитатель: Посмотрите на выставку изделий из папье - маше.

Вопросы к детям:

1. Что можно сделать из папье – маше?

2. Изделия из папь - маше легкие или тяжелые?

3. Они прочные или нет? Почему?

Рассказ воспитателя: Сначала в жостовской мастерской изготавливали табакерки - коробочки для хранения курительного табака, спичечницы - в них хранили спички. Затем стали делать подносы с сюжетной и цветочной росписью.

Вопрос к детям:

Как Вы думаете, для чего нужны подносы?

Воспитатель: Расписные подносы составляли неотъемлемую часть русского быта. Их можно было увидеть в трактире или чайной, на праздничном столе. Очень популярны подносы и в наше время. Помимо их прямого назначения в современных интерьерах их часто используют как красочные настенные панно.

Вопрос к детям:

Какие инструменты и предметы нужны для изготовления подносов?

Воспитатель: Всё оборудование в таких мастерских состояло из ножниц, деревянного молотка и кистей с красками.

Однажды, побывав на Урале, Осип Вишняков увидел там подносы из металла. И решил перейти с производства изделий из папье - маше на железные подносы.

Вопросы к детям:

1. Как вы думаете, почему?

(Они были прочнее чем его подносы из папье – маше)

Воспитатель: Прошло время и все Жостовские мастерские объединились вместе и образовали фабрику, которая стала называться «Жостовский металлоподнос».

(Воспитатель обращает внимание детей на выставленные перед ними Жостовские подносы) .

Ребята, посмотрите на эти чудесные изделия жостовских мастеров. Правда они удивительные? (великолепные).

Вопросы к детям:

1. Какие чувства они у вас вызывают? (ответы детей).

Воспитатель: Давайте с вами внимательно их рассмотрим.

Рассказ воспитателя: Основным мотивом жостовской росписи стал цветочный букет на красном, зелёном, синем и чёрном фоне(свой рассказ воспитатель сопровождает конкретным показом) . Художник рисует (пишет) свой сюжет не с натуры (не срисовывает), а придумывает его сам, ориентируясь на своё воображение.

Посмотрите внимательно на эти подносы. (воспитатель показывает детям 2- 3 подноса с изображенными на них цветочными композициями, но по - разному расположенными).

Вопросы к детям:

1. Что изображено на всех представленных подносах?

2. Как расположены цветы на подносах?

3. Какая форма у подносов?

Воспитатель: Форма подносов может быть овальная, круглая, прямоугольная, гитарная и даже треугольная (для угловых столиков).

Цветы на подносах тоже могут располагаться по - разному: гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из 3- 5 цветов, венками ; изображаться в корзинах и т. д. так как этого захочет художник. Нередко цветы сопровождают изображением фруктов, ягод и птиц. Цветы и фрукты на подносах выглядят очень натурально. Они как настоящие. Их даже хочется понюхать, потрогать и съесть.

(воспитатель показывает фотографии).

А сейчас мы с вами превратимся в разные цветы. Вы представили себя цветком? Тогда вместе со мной говорим стихотворение и выполняем соответствующие движения.

Физкультминутка

На лугу растут цветы Потягивание, руки в стороны

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы Потягивание, руки вверх

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда Дети машут руками, изображая ветер

Только это не беда.

Наклоняются цветочки, Наклоны вперёд

Опускают лепесточки.

А потом опять встают Выпрямились

И по – прежнему цветут.

Вопрос к детям:

Вы хотите узнать, как изготавливаются такие красивые подносы?

Дети рассаживаются перед экраном.

Рассказ воспитателя: Всё дело в том, что такой результат достигается в несколько этапов. Сейчас мы посмотрим, как это происходит.(слайды № 1)

Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом. После этого на него наносят несколько слоёв цветного лака с полировкой каждого слоя (воспитатель объясняет). Только после этого поднос попадает к художнику - живописцу, который начинает превращать его в настоящее произведение искусства. При росписи Жостовских подносов используются обыкновенные масляные краски, которые наносят беличьими кисточками. Роспись выполняется в несколько этапов, каждый из которых требует длительной просушки. (т. е. прежде чем наложить один цвет краски на другой, ей дают хорошенько высохнуть)

- Первый этап, с чего начинают рисовать называют « подмалёвок »- когда мастер набрасывает силуэт композиции (как бы предполагая, что он будет рисовать).

Затем наносит « тенёжку » - наносит цветные тени, у цветов появляется колорит и объём, после чего осуществляет « бликовку »- выполняет белой краской(белилами)блики на цветах и листьях, подчёркивая объём.

Завершают работу « прорисовкой» - тонкими линиями прожилок, лепестков и мелких деталей. После этого в просветах между цветами и листьями выписывают травяной узор - делается « привязка ». Борта (края) подноса украшают тонким декоративным орнаментом. После завершения росписи поднос покрывают несколькими слоями лака и просушивают.

Видите, ребята, сколько всего надо сделать, чтобы в итоге получились такие великолепные подносы. А сейчас я хочу предложить вам создать свой неповторимый поднос из заранее нарисованных цветов и листьев.

(Дети походят к столам и составляют композиции на черных бумажных подносах из бархатной бумаги из заранее нарисованных элементов)

Воспитатель: Посмотрите, какая красота у вас получилась. Молодцы. А сейчас я хочу предложить вам полюбоваться изделиями художников – живописцев.

(слайды № 2)

Красочные подносы прочно вошли в нашу жизнь (быт людей) и представляют собой замечательные произведения народного искусства. Их секрет заключается в простоте и лаконичности композиций, составленных из ярких цветов. Каждое изделие является оригинальным и неповторимым. Сегодня продукция Жостовской фабрики декоративной росписи известна всему миру.

Валентина Борисова

Жостовский поднос

Жостово непросто вам

Под Москвой деревня.

Мастерством умельцы там

Славятся издревле.

Свежесть утра, жемчуг рос

И цветенье лета

Выливают на поднос

Красками букета.

Очарована стою

Я в музейном зале,

Восхищенья не таю:

Ведь в самом Версале

Не найдётся красоты,

Тем узорам равной.

И величье простоты –

Тайны самой главной –

Душу трогает до слёз,

Покоряет сердце

Чудо – жостовский поднос –

В мир прекрасный дверца!

(Чтение стихотворения сопровождается показом слайдов).

Воспитатель: На этом я хочу закончить свой рассказ о истории Жостовского подноса. Мы с вами должны гордиться, что живём на земле, богатой удивительным прошлым.

Вопросы к детям:

1. С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

2. Что нового вы узнали?

3. Как называется фабрика, на которой расписывают подносы?

4. Что изготавливали на фабрике?

5. .Кто основал эту фабрику?

В заключении воспитатель предлагает детям узнать у своих родителей, чем ещё знаменит наш родной город Мытищи.

Эту тему можно продолжить и закрепить на занятии по рисованию.

Тема занятия: « Украшение подноса по мотивам Жостовской росписи».

Наталья Диппель

Творческий проект

Тема: жостовский поднос

участники: родители подготовительной "А" группы, дети подготовительной "А" группы, воспитатель: Простосердова Ирина Владимировна

идея: методиста Диппель Натальи Антоновны

Цель: применение творческих способностей в лепке, как нетрадиционные подходы в сотрудничестве и сотворчестве с родителями

Программые задачи:

1. Продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса

2. Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимомти от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.)

3. Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет, размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов.

4. Развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и коллективного взаимодействия в общей работе по дизайну - оформлению

5. Воспитывать у детей спсобности в дизайнерском искусстве оформления.

Предварительная подготовка: подготовить детали листев, цветов, раскрасить их, накатать пластилиновых жгутиков, предварительно познакомить с жостовскими подносами, как их изготавливают, оформляют, познакомить с элементами оформления жостовских подносов, названиями, дать представления о видах оформления подносов, провести презентацию- слайды по теме "Жостовские подносы", рисование жостовских подносов.

представляем жостовские подносы

внимательно слушаем задание


рассказываем, какие бывают композиции на жостовских подносах


мамы выбирают название композиции жостовского подноса. (заготовки цветов и листьев, сделаны детьми и раскрашены ими заранее, заготовки разложены на дощечки с учетом принципа: вид цветка, например, только маки, или только незабудки, розы, нарциссы, георгины- эти цветы дети собирали из отдельных лепестков, также заранее вылеплены листья и завитки для добавленния зелени в композицию узора)


выбор сделан в пользу композиции "Букет в раскидку"

а здесь выбор выпал на композицию "Полувенок"


мамы взяли круги-пробники, на которых и будут составлять композицию будущего жостовского подноса


микрогруппы детей работают по составлению бардюра жостовского подноса (используются большие грампластинки и круги синего цвета


бардюры у всех разные


мамы стараются!


дети в своем усердии и старании не отстают


в коллективной деятельности проявляется принцип сотрудничества


принцип содружества тоже важен в работе


и мамы, и бабушки, и дети увлечены творчеством


уже определилась композиция, но это еще наметки дизайна, предстоит совметная деятельность с детьми


создаем тему "Букета"


получается красиво!


бардюр завершен


теперь будет совместная деятельность


мамин дизайн детяи надо перенести на свою заготовку, здесь пригодится принцип сотворчества


а здесь ярко прослеживается принцип учения с увлечением, или как в методике говорят "Творчество, как метод обучения"


помощь бабушки кстати


получается КРАСРТА! (букет в раскидку)


это сплошное удовольствие - работать вместе с мамой!


Так взаимодействовать, значит, добиться двойного успеха " Я и мама!"


композиция "Букет"


как это здорово - работать вместе!


уточняется в работе и специальный словарь! (это очень необходимо, отработка определенной группы слов)


сравнить есть, с чем- настоящий жостовский поднос и сборник "Творчество мастеров-умельцев"


вот, что вышло!


презентация совместной работы с мамами!


вместе с мамой рассказываем о работе!


рассказывать с мамой перед детьми - это просто и здорово!


мама и подскажет и поддержит!


А эта композиция - "Венок"


работы получились разные, но это чудеса тволрения совместного сотрудничества по детско- взрослому проекту "Жостовский поднос"


сделаем выставку!


красота жостовских подносов!




ПОЛУБУЙТЕСЬ СОВМЕСТНЫМ ТВОРЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ!

вскоре детям подготовительной группы и их родителям предстоит выступить на родительской конференции по теме "Совместный детско- взрослый проект "Жостовский поднос", но это уже другая деятельность и работа!

Воспитатель по изодеятельности МАДОУ детский сад «Теремок» город Муравленко Тюменская область ЯНАО

Интересная информация о детском саде «Теремок»

Цель программы - нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к истокам русской национальной культуры средствами народной педагогики.

Программа включает четыре блока, один из которых - это расширенная программа на четыре возрастные ступени (вторая младшая, средняя, старшая и подготовительная к школе группы).

Один из основных условий практической работы с детьми является использование на занятиях только подлинников образцов народных промыслов.

Особое место в программе «Умелец, да рукоделец» уделяю углубленному знакомству с историей промыслов, характерными особенностями их цветового содержания.

Отработана технология работы по представленным промыслам, которые включают определенные этапы.

В данном материале представлен опыт работы, авторские технологии по знакомству дошкольников с русскими матрешками, жостовской росписью.

Назначение методического материала

Представленный материал можно использовать для работы не только в обычных детских садах, но и в специальных коррекционных учреждениях: логопедических, сурдологических и для детей с задержкой психического развития.

Русская народная матрешка

В целях экономии материала лепим матрешку, используя уже готовую форму - пузырьки от витаминов «Ревит» или же бутылочки от питьевых йогуртов.

Знакомство с жостовской росписью так же провожу поэтапно. Вначале вместе с детьми изготавливаем подносы способом лепки «папье-маше». Определившись с цветом подноса, закрашиваем его в нужном цвете. Далее дети самостоятельно работают над росписью подноса. Весь этот процесс (многоэтапность) позволяет детям усвоить глубоко и прочно знания о данном виде промысла, получить практические навыки.

Конспект занятия по народно-прикладному искусству для подготовительной к школе группе на тему «Композиция из цветов» (роспись подноса элементами жостовской росписи)

Программное содержание : обобщить знания детей об особенностях жостовской росписи, элементах узора, колорите, композиции; учить составлять узор, заполняя середину и кайму; учить составлять букет из крупных и мелких цветов; закреплять технические приемы рисования концом кисти мелких цветочков и бутонов, мазком - цветов и листьев; воспитывать индивидуальные творческие способности; воспитывать эстетический вкус, интерес к народным промыслам.

Материалы: жостовские подносы, круглые подносы из папье-маше тонированные, гуашь, кисти.

Предварительная работа: наблюдение за цветами, рассматривание открыток, чтение сказок и стихов о цветах.

Ход занятия

Воспитатель:

Вот жостовский черный, изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотистой по краю сверкает.

Чтоб круглым и гладким поднос получился,

Сначала жестянщик усердно трудился.

Он долго шпаклевкой его грунтовал

И лаком поверхность не раз заливал.

Чтоб роспись художник нанес по металлу,

Фон черным на нем должен быть или алым.

Букеты цветов из сада и луга

Кисть живописца выводит по кругу.

Скажите, ребята, а еще какой формы бывают подносы? (Ответы детей)

Какого цвета может быть фон подноса кроме черного цвета?

Какими узорами украшают художники жостовские подносы?

Где родина подносов?

Как называют село, где изготавливают подносы?

Назовите первых мастеров жостовской росписи?

Воспитатель : «Основным мотивом жостовской росписи является букет на черном лаковом фоне. Все элементы орнамента рисуются сразу кистью без нанесения предварительного рисунка карандашом».

Воспитатель показывает поднос и говорит, что сегодня дети будут учиться украшать поднос цветочным узором. Далее предлагает посмотреть в какой последовательности следует рисовать элементы узора.

Показ последовательности росписи узора.

С помощью наводящих вопросов воспитатель закрепляет, уточняет композиционное расположение всех элементов узора и предлагает приступить к работе.

В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.

Готовые подносы воспитатель располагает на мольберте.

Воспитатель:

Когда за окном снегопад и мороз,

Живыми цветами усыпан поднос.

Посмотришь с улыбкой на дивный букет-

И кажется, лето нам шлет свой привет.

Спрашивает детей, где они могут быть использованы.

Конспект занятия по народно-прикладному искусству в старшей группе на тему «Роспись силуэта Загорской матрешки»

Программное содержание : учить детей узнавать матрешку на выставке среди других игрушек по ее облику, особенностям наряда; украшать сарафан матрешки узором, состоящим из двух элементов в чередовании, располагая узор на одежде в указанных местах; закреплять различные приемы рисования красками: рисование и закрашивание всей кистью прямых и дугообразных линий, рисование тычком лепестков; развивать интерес к русской народной игрушке; воспитывать любовь к народно-прикладному искусству.

Материал: выставка кукол, в т.ч. и одна матрешка, альбомный лист с изображением матрешки, гуашь, кисти, тычки.

Предварительная работа: разучивание потешек, песен, игры с матрешками.

Ход занятия

Воспитатель : «Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в музей. Как вы думаете, в какой музей вы пришли?» (Ответы детей.)

Да, мы с вами в музее кукол. Посмотрите, какие они красивые, нарядные. А какая из этих кукол особенная, не похожа на других?

Она вам понравилась? Тогда мы возьмем матрешку на занятие. Согласны?

В изо-студии дети садятся на ковер.

Воспитатель:

У Загорских-то матрешек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щечки.

Веселушки, хохотушки,

Деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть,

И попеть, и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд.

А попрячутся друг в дружку-

Видишь старшую подружку.

Ребята, посмотрите вот на эту матрешку. Это ведь матрешка. Вы ее узнали? Во что одета матрешка? А на голове у нее косыночка? А как завязан платок?

После ответов детей воспитатель спрашивает: «Матрешка, почему твой сарафан и платок без узоров?»

Матрешка: «Не успел мастер-труженик дорисовать узоры на моем сарафане и платке потому, что у него закончились краски, теперь я не похожа на своих сестричек-матрешек».

Воспитатель : «Ребята, давайте поможем матрешке и нарисуем узоры на ее одежде. Сначала нарисуем горошинки на платке. Одна горошинка посередине и по три горошинки по бокам: слева и справа. На узелках платка тоже по одной горошинке. Какого они цвета? Цветок на сарафане нарисуем тоже при помощи тычков. Рисую сердцевину цветка и лепестки. Сколько сделала лепестков? Посчитайте. Какого они цвета? Листья я рисую кисточкой, способом «примакивания». Сегодня мы с вами рисуем гуашевыми красками».

Физминутка.

Самостоятельная работа детей.

При подведении итогов занятия Матрешка хвалит детей:

«Получилось все на диво,

И забавно, и красиво!

Громче хлопайте в ладошки!

Вот они матрешки-крошки!»

Матрешка: «Мне теперь в музее не будет скучно. Я предлагаю в музее сделать выставку матрешек».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «КОЛОБОК» С. ПЕРОВО» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

Тема : «Золотая хохлома»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое

развитие»

Подготовила воспитатель

Старшей логопедической группы

МБДОУ «Детский сад «Колобок»

С. Перово», Симферопольский район

Кононова Татьяна Витальевна

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить изображать элементы росписи при помощи пластилина, используя шаблоны, правильно пользоваться инструментом - стекой, закрепить приемы раскатывания и скатывания;

Развивающие: развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на заданном силуэте, сенсомоторику - согласованность в работе глаз и рук, творческое мышление, фантазию, внимание;

Воспитательные: воспитывать интерес к народным промыслам и традициям, взаимоуважение, желание работать сообща;

Материал: восковой пластилин желтого, зеленого и красного цветов, заготовка панно из черного картона, стеки, доски для лепки, шаблоны листьев, цветов и птицы, аудиозапись русских народных песен «Ой, рябина кудрявая», «Рябина», мелодии с частушками о Хохломе, экспонаты ярмарки народных умельцев из Гжели, Жостово, Хохломы.

Предварительная работа: чтение стихотворений о народных промыслах, рассматривание альбомов с элементами народных росписей/жостовской, гжельской, хохломской/, разучивание пословиц о труде, народных частушек, выполнение налепов и ветки рябины - криуля из желтого воскового пластилина;

Словарная работа: пластилинография, панно, Хохлома, Гжель, Жостово; Непосредственно образовательная деятельность.

Дети входят в группу и становятся полукругом, приветствуя гостей: «Добро пожаловать, гости, дорогие!»

1.Вхождение в игровую ситуацию.

Воспитатель обращает внимание детей на красиво украшенную группу в народном стиле.

Ребята, посмотрите, какая необычная обстановка в нашей группе. Сегодня здесь у нас - ярмарка изделий народных промыслов.

А кто знает, что такое народные промыслы?/ответы детей/

Верно, издавна доброй славой в народе пользовались хорошие умельцы, которые изготавливали, а затем расписывали красивую посуду, предметы быта. Как про таких мастеров говорили?

-«Мастер на все руки!»

Правильно, сейчас я прочитаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать, о каких видах народных росписей идет речь.

Дети присаживаются на ковер. Воспитатель загадывает загадки о видах народных росписей.

*Белоснежные ромашки

На подносы нанесли

Розы, маки, незабудки

В черном поле расцвели./Жостовская роспись/

Воспитатель выставляет на мольберт картинку с изображением изделия в стиле жостовской росписи.

Молодцы, ребята, а чем же жостовская роспись отличается от других росписей?/Ответы детей/

Да, действительно цветы, которые располагаются на черном фоне, отличают эту роспись от других. Следующая загадка.

*Эта посуда просто чудо,

Синий цвет бежит повсюду,

И рождается узор-

Оторвать не в силах взор./Гжельская роспись/

Выставляется картинка с изображением гжельской росписи.

Ребята, вспомните, почему народные умельцы из города Гжель выбрали именно синий цвет для своей росписи?/ответы детей/

Последняя загадка, слушайте внимательно.

*Все листочки как листочки

Здесь же каждый - золотой,

Красоту такую люди называют…/Хохломой/

Ребята, а какие элементы хохломской народной росписи вам известны?/ответы детей/

Есть виды росписей, о которых можно сказать одним словом. Например, Гжель называют голубой потому, что в ней много голубого цвета, а как бы вы одним словом сказали о Хохломе? Какая она?/Золотая/

Ребята, а давайте сделаем с вами осенние подарки для ваших родителей с мотивами этой росписи, ведь в Хохломе так много золотых осенних красок. Это замечательные панно - картины, которые можно повесить на стену. Давайте повторим это слово. Алина повтори, пожалуйста, это слово. Выполним мы нашу роспись не красками, а при помощи воскового пластилина. Эта техника называется «пластилинография». Давайте повторим это слово. Индивидуальные ответы.

А вы знаете, что народные умельцы работали не только по одному, но и по двое, по трое, чтобы помогать и дополнять друг друга. Давайте и мы попробуем сделать панно в парах. У меня шкатулка с фишками, берем фишку и садимся за стол с таким же цветом. Проводится интерактивная игра «Найди пару». Дети занимают свои места. Воспитатель рассказывает и показывает пошаговое выполнения работы.

Обратите внимание, что мы с вами уже начали оформлять панно на предыдущем занятии? Что мы с вами уже сделали?/Криуль/

Сначала я буду делать птицу. Для этого, возьму пластину желтого цвета, положу сверху шаблон птицы, обведу и вырежу при помощи стеки, прикреплю на середину круга. Затем, вырежу листочки, прикреплю на ветку рябины. Дальше возьму шарик из красного пластилина и раскатаю тонкий валик прямыми движениями руки, стекой нарежу одинаковые брусочки, скатаю ягоды рябины, приемом прижимания прикреплю на панно. Затем, используя шаблон, вырежу цветы из желтой пластины и тоже прикреплю на панно. И в завершении работы, украшу птицу, сделав крыло из шаблона листик, перья, листья и ягоды рябины при помощи стеки. Вот какое красивое панно получилось.

А теперь, прежде чем приступить к работе, давайте поупражняем наши пальцы.

2.Проводится пальчиковая гимнастика «Листья рябины»

Листья рябины тихо кружатся /сжимать и разжимать кулаки рук /

Листья под ноги тихо ложатся /круговые вращения кистями рук/

И под ногами шуршат, шелестят/растирание ладоней прямыми движениями/

Будто опять закружиться хотят/поочередное соединение пальцев/

Ребята, сначала вы должны будете договориться, кто какие элементы будет вырезать, а если одинаковых элементов несколько, например цветы, листья и ягоды рябины, их вырезать и лепить можно вместе.

чего вы начнете работу?

Затем что нужно сделать?

Чем украсите работу?

Дети приступают к работе. Звучат русские народные песни. После окончания работы, дети выходят со своими панно, вешают на мольберт, чтобы показать гостям.

Заключительная часть.

Посмотрите, какие красивые панно у вас получились.

А какие панно вам понравились больше всего? Почему?

Мы с вами знаем, что на ярмарке поют частушки. Порадуем наших гостей?

Дети выстраиваются полукругом и поют частушки.

*Осень, осень все сама

Прячет злато в закрома

Ну, какое это злато?

Все сплошная Хохлома!

*Хохлома, так Хохлома

Разукрашу все дома

А потом на улицу,

Петуха и курицу!

*Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

Мы вам гости на прощанье

Скажем дружно: «До, свиданья!

Дети приглашают гостей посмотреть экспонаты ярмарки.


Конспект по художественно-эстетическому развитию «Цветы Жостова» в подготовительной к школе группе

Тема : « Цветы Жостова »

Форма НОД : совместная деятельность

Форма организации НОД : групповая

Цель : изготовить подносы по мотивам жостовской росписи

Задачи :

образовательные : продолжать учить детей формам взаимодействия в творческой деятельности по лепке, как умение сотрудничать и распределять поэтапность в работе по изготовлению жостовского подноса . Учить детей составлению узоров разной направленности в зависимости от выбранного названия (букет, венок, полувенок, букет в раскидку и т. д.) . Учить детей дизайнерским умениям в оформлении узора, учитывая цвет , размер, фон, дополнительные детали, расположение предметов, приемам лепки, научить детей рисовать пластилином и выполнять несложные элементы « жостовского узора » и составлять узоры из этих элементов;

развивающие : развивать у детей умение сотрудничать в микрогруппе и умение взаимодействия в общей работе по дизайну – оформлению, развивать мелкую моторику , развивать координацию пальцев , умение вылепливать, пользуясь разными приемами, стимулировать воображение и фантазию ребенка.

воспитательные : воспитывать у детей способности в дизайнерском искусстве оформления, поощрять у детей желание заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых.

Планируемые результаты работы (исходя из цели и задач) : дети знают и называют элементы, этапы работы, размещение и композицию цветов в Жостовской росписи , активны, любознательны, творчески проявляют себя в продуктивной деятельности, могут работать в микрогруппах , устанавливать партнерские отношения.

Целевые ориентиры : ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к другим людям; обладает развитым воображением , активно взаимодействует со сверстниками; ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности); достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; участвует в совместных играх; он подвижен, может контролировать свои действия и управлять ими; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; обладает начальными знаниями о народных промыслах.

Предварительная работа :

Рассматривание альбомов по декоративно-прикладному творчеству

Знакомство с жостовской росписью

Экскурсия в «Центр творчества» в группе

Выставка подносов из Жостова

Д/и «Составь узор»

Лепка садовых и полевых цветов из пластилина и соленого и теста

Раскраски с мотивами жостовской росписи

Чтение стихотворения П. Синявского « Жостово »

Заучивание пословиц и поговорок о мастерах, мастерстве

Методические приемы : словесный, наглядный, игровой, проблемный.

Виды деятельности в НОД : познавательная, продуктивная, игровая, двигательная, коммуникативная.

Словарная работа : композиция, замалевка, блики, народные промыслы, Жостово , народные умельцы, подносы.

Создание условий для организации и проведения НОД : шаблоны подносов из картона разной формы на каждую микрогруппу детей , стеки, колпачки от фломастеров, дощечки для лепки, салфетки, альбомы по народным промыслам, выставка жостовских подносов , пластилин разного цвета .

Ход образовательной деятельности

1. Мотивация к деятельности.

Воспитатель :

С добрым утром, с новым днем!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай!

День хороший начинай!

(дети собираются на ковре)

Ребята, а вы любите разгадывать загадки, головоломки?

Поможете мне сложить слово из рассыпавшихся букв?

(достает из конверта карточки с буквами, дети складывают слово и читают его).

Что у нас получилось? (МАСТЕР)

Кого называют мастером? Что означает это слово?

Воспитатель :

В самых разных уголках России,

Издавна живут мастеровые.

Знаменитые ремёсла представляют,

Матушку Россию прославляют!

Шьют одежду, валенки катают,

Без гвоздей святые храмы собирают,

Дымковские делают игрушки,

В Туле льют колокола и пушки.

В Жостове - подносы расписные ,

В Палехе - шкатулки именные,

Гжель - своей посудой удивляет,

Павловский Посад платками зазывает.

Это часть того, что мастера умеют,

Знания и опыт не скудеют,

Бисером иконы вышивают,

В "батик" всех красавиц одевают!

Вкус любой, желания любые,

Выполняют руки "золотые",

Славится Россия мастерами,

Испокон веков гордится вами!

Людмила Несторяк

Воспитатель :

Народ уважал и ценил мастеров, поэтому сложил много пословиц и поговорок о таких людях.

Хотите сыграть со мной в игру «Распутай путаницу» ?

(Цель : восстановить из частей пословицы и поговорки

Дело мастера боится

Работа мастера хвалит

Каков мастер, такова и работа

Мастер дела за все берется смело)

2. Воспитатель :

Ребята, посмотрите, что за предмет я держу в руках? Для чего он предназначен? А сделали его золотые руки мастера, хотите узнать как?

(дети рассаживаются на ковре, просмотр презентации « Жостовские подносы- великое искусство» )

Воспитатель предваряет просмотр словами :

Поднос из Жостова – великое творенье .

Не каждый знает путь его изготовленья.

Оттачивалось то нелёгкое уменье

Из века в век, из поколенья в поколенье.

Листу железа мастер для начала

Задуманную форму придавал.

И чтоб готовая поверхность засияла,

Её он черным лаком заливал.

Чтоб на подносе рисовать потом,

Он подмалёвку начинал.

И строил форму, и объём,

И цветовую гамму намечал .

И вот уже на черном, гладком поле

Прекрасные букеты расцвели.

И тоненькие, гибкие травинки

Со всех сторон цветочки оплели .

Борта подноса по краям

Орнамент мелкий украшает.

И под конец отделанный поднос

Умелец ярким глянцем покрывает.

3. Продуктивная творческая деятельность –изготовление подноса по мотивам Жостовской росписи- « Цветы Жостова »

Воспитатель :

Чтобы наши пальчики были послушными, ловкими, я предлагаю вам с ними поиграть.

Пальчиковая игра « Цветы »

Наши алые цветки ,

Руки подняты вверх, пальцы собраны в кулаки

Распускают лепестки.

Медленно разгибаем пальцы из кулачков

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Покачиваем кистями рук вправо влево

Наши алые цветки ,

Закрывают лепестки

Медленно сжимаем пальцы в кулачки

Головой качают,

Тихо засыпают.

Покачивание кулачками вперёд - назад

А теперь я приглашаю вас занять свои места за столами.

Рассказ и показ этапов работы :

Внимательно посмотрите и послушайте, сегодня мы будем с вами украшать подносы особым способом – рисовать пластилином. Эта техника называется …пластилинография.

1. Отщипываем кусочек пластилина;

2. Катаем шарик;

3. Прикладываем на поднос, где изображен круг; (5-6 шариков на один цветок ) ;

4. Теперь указательным пальцем с нажимом ведем к центру (так со всеми шариками) ;

5. Катаем шарик для сердцевины;

6. Еще один цветок ;

7. Теперь украсим наши подносы листочками (катаем овалы из зеленого и немного заостряем кончики) расплющиваем;

8. Прикладываем к подносу

(Дети приступают к выполнению работы в микрогруппах ,

педагог или дети помогают тем, кто затрудняется).

4. Воспитатель :

Ребята, как вы себя ощущали в роли настоящих мастеров (похлопать-если понравилось, потопать-если было скучно,неинтересно) .

Какие вы все молодцы! Все старались! У вас у всех получились замечательные подносы! Яркие, сочные, красивые. Давайте организуем Ярмарку подносов по жостовскому промыслу , посмотрим, чей поднос вам нравится больше всего? (звучит народная музыка)

Продавец :

Вот жостовский черный изящный поднос

С букетом из лилий, пионов и роз.

В нем бликами летнее солнце играет,

Каймой золотой по краю сверкает.

А на настоящем подносе вас ждет награда за ваш труд – угощение.

(В ходе свободной деятельности можно организовать сюжетно-ролевую игру «Ярмарка» )

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто