Игры на занятиях обучения грамоте. Урок для начальных классов "Буквы С, с (знакомство)" Игровые моменты для знакомства с первыми звуками

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

“Речь – это прежде всего процесс применения языка, который вырабатывается усилиями множества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием” - (Н.И.Жинкин).

Овладевая богатствами языка, человек совершенствует свою речь всю жизнь. Каждый возрастной этап вносит что - то новое в его речевое развитие. Основы речевого развития закладываются в начальной школе, т.к. именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом языка и необходимостью совершенствовать речь. Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Традиционные требования к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.

Условия речевой деятельности: наличие материала для высказывания, потребность высказываний и владения средствами языка.

Развитие речи - это обратная сторона процесса развития мышления. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Нет речи без мысли. Поэтому необходимым условием высокой эффективности развития речи на уроках русского языка является организация мыслительной деятельности детей. Важно, чтобы ученик с самого начала урока включился в умственную деятельность.

Я работаю по букварю под редакцией В.В.Репкина, Е.В.Восторгова, В.А.Левина (по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова). Материал учебника способствует достижению больших результатов в общем развитии школьников. Авторы учебника включили в него такие упражнения, которые вызывают у детей большой интерес к языку, помогают осмысливать связи между отдельными знаниями, систематизировать их. Это и странички совместного чтения, которые создают атмосферу литературного чтения с самых первых уроков, задолго до того, как дети начинают изучать первые буквы; скороговорки, загадки, способствующие дальнейшему развитию речевого слуха и закреплению навыков четкой, правильной и выразительной речи; пословицы, поговорки, развивающие образную речь и др.

К некоторым урокам я подобрала дополнительные упражнения, занимательный материал, дидактические игры, которые развивают фонематический слух, обогащают, уточняют и активизируют словарь, формируют грамматический строй речи.

I. Упражнения, для развития фонематического слуха.

Скороговорки и чистоговорки на каждый звук.

Вот некоторые из них.

[б] Белый баран бьёт в барабан.
Баран буян залез в бурьян.

[п] Поля пошла полоть петрушку в поле.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

[з] Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.

[с] Съел Слава сало, да сала было мало.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
У осы не усы, не усищи, а усики.

[д] Дятел дерево долбит,
День деньской кору дробит.

[т] У тридцати трёх полосатых поросят
Тридцать три хвостика торчат.

[р] Приготовила Лариса для Бориса
Вкусный суп из риса.

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.

Бу-бы-бу - сидит ворон на дубу.

Бо-бу-бы - в лесу растут дубы.

Бы-бо-ба - вот какая жаба.

Са-са-са - по лесу бежит лиса.

Ас-ас-ас - лиса боится нас.

Сы-сы-сы - хвост пушистый у лисы.

Су-су-су - как красиво в лесу.

Су-сю-су - тихо осенью в лесу.

Ус-ус-ус - лису я не боюсь.

Ша-ша-ша - моя сестрёнка Маша.

Шо-шо-шо - у меня всё хорошо.

Шу-шу-шу - не люблю я кашу.

Щи-ши-ши - веселимся от души.

Ра-ра-ра - высокая гора.

Ры-ри-ры - подарили нам шары.

Ры-ри-ры - летят комары.

Ру-рю-ру - коза грызёт кору.

Ри-ры-ри - купили сухари.

Рю-ру-рю - я картошку варю.

Да-да-да - сладкая ягода.

До-до-до - у орла гнездо.

Ду-ду-ду - растут яблони в саду.

Та-та-та - хвост пушистый у кота.

Та-та-та - Ах, какая красота!

Ты-ты-ты - на лугу растут цветы.

От-от-от - я люблю компот.

Скороговорки и чистоговорки произносятся не только чётко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и разной скоростью (медленно, умеренно, быстро).

II. Дидактические игры.

Известный русский лингвист и методист писал: “Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как именно в фонетике и поэтому ничто так непригодно для начального обучения, как она. Нигде опять-таки эта игра не превращается с такой легкостью в серьёзное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике”. (А.М.Пешковский “Методическое приложение к книге “Наш язык”.) Современная дидактика оставляет за ребёнком право на игру в школе и рассматривает её как один из показателей соответствия обучения возрастным особенностям учащихся.

Особенно уместны и даже необходимы игровые моменты в обучении шестилеток, т. к. становление учебной деятельности происходит при слаборазвитых произвольных процессах восприятия, памяти, внимания. Игровые моменты вносят элемент занимательности в учебный процесс, помогают снять усталость и напряжение на уроке.

Для закрепления умений различать словоразличительные качества согласных использую разнообразные игры со звуками. Вот некоторые из них.

“Найди пару”. Игровой материал: парные картинки (мышка- мишка, кот- кит, коса - коза, мак - рак, усы - осы, полка - пилка, трава - дрова, горка - корка, зайка - сайка, грач - врач, шишка - мишка). Дети подбирают картинку (название изображенного предмета имеет одинаковое звучание с названием одной из выставленных картинок на наборном полотне), произносят оба названия (коза- коса).

“Поймай звук”. Например, [с] (садик, Вася, слон, цапля, носы, гуси, мыс, маска, поросята, спелый, весь, заяц, лось, фасоль).

“Цветочный магазин” или “Собери букет”. Игровой материал: открытки с изображением цветов. Дети находят цветы в которых есть указанный звук например, [р] (роза, астра, пион, тюльпан, нарцисс, василек, ромашка, георгин, гвоздика).

“Внимательные покупатели”. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинается на [м] (матрёшка, мышка, машина, мяч, мишка. Эти игрушки можно взять. Но не ошибитесь.

“Зоопарк” Игровой материал: картинки с изображением зверей и звуковые модели слов. Нужно “расселить” зверей по клеткам, т.е. соотнести звуковую модель слова с картинкой (лиса, зебра, тигр, зайка).

“Хоккей” (любимая игра первоклассников). Руки согнутые в локтях - “ворота”, “шайба” - слово, которое начинается, или в котором есть, или отсутствует заданный звук. Например, “шайба” - слово, в котором нет звука [ш] (шар, жар, Саша, Паша, молодцы; шина, машина, жир; шест, жест, молодцы; шесть, месть). Одна группа детей - “ вратари”, другая - “судьи”, третья - “болельщики”. Они кричат: “Гол!” - если “шайба” попадает в ворота.

“Подбери слово”. Например, дана модель:

Учащиеся подбирают по ней слова. “Контролёр” принимает слова и не пропускает те, которые не соответствуют модели, объяснив ошибку.

“Проверь работу Авосика”. Три схемы и три слова: репка, дыня, тыква (слова могут быть заданы картинками). Учащиеся определяют, какой из моделей соответствует каждое слово, обнаруживают ошибку и исправляют.

“Узнай и назови звук”, “Подбери слово со звуком”….;

После прочтения слов в столбиках и уточнения их лексического значения предлагаю детям следующие задания:

Найдите и прочитайте слова, называющие действия;

Слова - имена

Найдите и прочитайте слово, соответствующее звуковой модели;

Отгадай загадку (отгадку дети находят среди прочитанных слов);

Измени слово по числу;

Назови признаки предмета;

Назовите лишнее слово в столбике (выбор уч-ся обосновывают связным высказыванием);

Например, тема: “Буквы Д-Т”. Дети прочитали слова.

1) Прочитайте слова, состоящие из одного слога.

2) Прочитайте слова третьего столбика, найдите “лишнее”. Объясните.

3) Что называют слова “где”, “когда”? (Предмет? Признак? Действие?)

Придумайте высказывания к заданной схеме.

4) Измени слова по числу: друг - (друзья), год - (года), радуга - ?; дни - (день), кудри - ?;

5) Образуйте слова-действия от слов: дрёма - (дремать), дума - (думать), друг - (дружить), дым - (дымить);

6) Найди слово-предмет к словам-признакам: верный - (друг), дальняя -(дорога), песчаное - (дно), семицветная - …

При изучении темы “Буквы З - С”.

Игра “Большой-маленький”. Учитель называет слово, а дети его “уменьшают”” куст - (кустик), мост -…, костюм -…, самолет…:

Подбери к следующим словам признаки: сестра (какая?) (родная, двоюродная, заботливая), струна - (какая?) (тонкая, стальная, гитарная), костюм - (какой?) (нарядный, спортивный, вечерний, шерстяной), мост -…., самолёт-…,

Подбери к словам слова- действия: (что делает?).

Самолёт (что делает?) летит, гудит,…

Плакса….(плачет)

Костёр …

Подбери слово к заданной схеме

Для отработки способа чтения и письма включаю в урок игры на угадывание букв и слов. Вот некоторые из них.

1. “Рассыпанные буквы”. Из букв составить слова: С, В, О, О, Л; И, Н, К, Г, А; С, С, О, М, К, О; А, Т, Р, Е, К, А; О, Л, К, Ш, А; В, У, Р, Ь, К, А, Б;

2. Составь слова и придумай сам.

3. Впиши слова в пустые клетки.

4. Игра “Отними слог”.

5. “Буквы- невидимки”. Напиши гласные вместо точек, прочитай слова.

6. Сочини слово.

Напишите согласную, прочитайте слова.

7. “Словесная мозаика”.

Слова написаны на карточках-пазлах. Нужно найти пару, составить фигуру и прочитать слово.

8. “Слог за слогом”. Даётся слово, состоящее из двух или более слогов. Дети подбирают слова и записывают так, чтобы последний слог предыдущего слова был начальным слогом следующего. Например:

Занимательный материал для уроков я нахожу в книгах:

Ундзенкова А. Русский язык с увлечением.- Екатеринбург. 1977.

Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь.- М.- 1983.

Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. - Ярославль “Академия, К” 1999.

Тарабарина Т.И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. - Ярославль “Академия развития” 1998.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М. 1981.

Прибыл поезд на сортировочную станцию. Стоп, остановка! Выгружаем все из вагончиков.

Ежик выгрузит слова на звук «А»: арбуз, ананас, апельсин. Самый вкусный звук получился.

Мышка — слова на звук «О»: одеяло, овца, одуванчик.

Мишка — всё на «У»: улитка, ухо, ураган.

А ты на какой звук будешь слова выгружать? Сколько ты слов придумал?

Упражнения и игры на знакомство с буквами

СОРТИРОВКА ПО ЗВУКАМ

Упражнение научит ребенка различать звуки в слове на слух и подготовит к грамотному написанию букв, закрепит соотношения звука и его символа.

Материал. Коробка с отделениями, на каждом из которых обозначена одна из букв. В каждом отделении — по несколько маленьких предметов, названия которых начинаются на эту букву.

Ребенок выкладывает из коробки все предметы и перемешивает их. Потом поочередно берет предметы произносит их название, выделяя голосом первый звук, и кладет в соответствующую ячейку.


ШЕРШАВЫЕ БУКВЫ

Упражнение поможет ребенку изучить письменные символы, научит устанавливать взаимосвязи между тактильным ощущением, зрением и слухом, способствует развитию мускульной памяти.

Материал. Карточки с наклеенными на них буквами из шершавой (бархатной) бумаги.

Взрослый берет карточку, тремя пишущими пальцами обводит букву согласно правилам её написания и произносит соответствующий звук. Ребенок повторяет за взрослым. Таким образом, взрослый знакомит ребенка с двумя или тремя буквами (не более).

На втором этапе взрослый перемешивает показанные ребенку карточки и предлагает всевозможные упражнения с ними (например: «Покажи мне букву, обведи» и т.д.).

На третьем этапе взрослый, указывая на символ, спрашивает: «Какая это буква?»





К.Сумнительный «Домашняя школа Мотессори»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Купить в Украине

II . Работа над новой темой.

1) Работа в парах (на парту дается карточка со словами)

Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (стул, волна, стол)

Назовите предметы, изображённые во 2 группе. (дуб, ветка, клен)

Исключите 1 слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Волна, так как в нём 2 слога, а в остальных по 1 слогу. Волна, так как начинается со звука (В), а остальные слова со звука (С), оканчивается на гласный звук, а другие на согласный (Л). Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.

Какое слово можно исключить из второй группы ? (Ветка, так как в нём 2 слога, а в остальных словах по 1 слогу. Ветка заканчивается на гласный звук, а другие слова - на согласный. Это слово начинается с буквы, которую мы еще не изучали.

ПРОВЕРКА

2) - Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слово ВОЛНА начинается со звука [в], а слово ВЕТКА – со звука [в, ].

Тема сегодняшнего урока – «Знакомство со звуками [в, в , ] и буквой, которая их обозначает».

3) Какие учебные задачи мы поставим перед собой на уроке?

(слайд – план урока)

    Дать характеристику новым звукам,

    Познакомиться с новой буквой,

ФИЗМИНУТКА «ЗВЁЗДЫ» (По принципу «МОЛЕКУЛЫ»)

Играет музыка, по её остановке нужно быстро соединиться в созвездия по 3 звезды, по 5 звезд

Даю задание, пока группы находятся у доски.

Тихо, тихо, тихо

По классу нашему пройдём.

И у парты тихо, тихо

Соберемся впятером.

4) Работа в группах (по 5 человек)

Какую работу нам надо выполнить? (звукобуквенный анализ с помощью фишек)

Звукобуквенный анализ слов ветка и волна .

Дети в группах составляют схему слова, дают подробную характеристику 1-ому звуку .

Выбирают нужные карточки, характеризующие звук согласный или гласный , твердый или мягкий , звонкий или глухой .

ПРОВЕРКА

Группы по очереди выходят к доске , прикрепляют свою модель, а ниже прикрепляют характеристику звуку.

- Чем отличаются характеристики? Почему?

Расскажите, как вы определили , что звуки [в], [в"]

    согласный,

    твердый (мягкий),

Какое место займет на ленте букв новая буква, обозначающая звуки [в], [в"]?

(слайд - план урока)

- (дали характеристику новым звукам)

5) Знакомство с буквой В, в

    Кто знает, как правильно называется новая буква?

    Как она выглядит?

ФИЗМИНУТКА

Покажите новую букву с помощью своего тела (пальчиков)

Показ карточки с новыми печатными и письменными буквами В в .

    Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная?

Приклеиваю на ленту букв новую букву В.

6.МУЛЬТФИЛЬМ Знакомство с буквой В в .

Какие слова с новой буквой вы запомнили?

(слайд - план урока)

- Какую учебную задачу выполнили? (познакомились с новой буквой)

III . Первичное закрепление. Работа с учебником с.116

1) Чтение слогов с буквой Вв в Букваре на стр.116

    Чтение слогов «по цепочке»

    громко (хором)

    радостно (девочки)

    вопросительно (мальчики)

    торжественно (один)

На какие группы их можно разделить? По какому признаку?
- Какие гласные обозначают мягкий звук?

2) Чтение слов с заданием:

1 ряд – слова, состоящие из 1 слога

2 ряд – слова, состоящие из 2 слогов

3 ряд – слова, состоящие из 3 слогов

Какое слово осталось непрочитанным? (велосипед)

IV . Включение в систему знаний и повторение.

1) Работа с текстами

    Читающие дети читают по ролям рассказ А.Шибаева «Одна буква»

Проверка восприятия:

Какую ошибку допустила девочка?

Как вы поняли: что значит одна буква?

ВЫВОД : изменив в слове 1 букву, меняется его значение.

    Плохо читающие дети читают рассказ о вороне и воробье на с.117

А) чтение «цепочкой»;

Б) проверка восприятия:

Почему стыдно вороне?

В) -Как можно озаглавить данный текст?

2) Самостоятельная работа. Работа в тетради на печатной основе.

3) Закрепление знаний во внешней речи.

Чтение хорошо читающими детьми рассказа Я.Тайца «По грибы»

А) Обсуждение ситуации в рассказе.

Б) Подбор слов, характеризующих девочку: честная, …, ….,

В) Хотели бы вы иметь себе такую подружку?

VI . Итог урока.

Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

Какие звуки обозначает эта буква?

Дайте характеристику этих звуков.

(слайд - план урока)

Давайте подумаем и ответим, получилось ли нам выполнить все учебные задачи на уроке.

- Зачем мы выполняли все эти задания?

Светлана Имеева
Игры на занятиях обучения грамоте

Игры на занятиях обучения грамоте

Презентация педагогического опыта работы «Руководство игровой деятельностью»

Имеева Светлана Николаевна

Обучение детей грамоте, конечно, подчиняется общим законам, но во многом определяется индивидуальностью обучаемых (или обучающихся). И педагогу и родителям очень важно не перегнуть «палку просвещения». Иначе вместо желаемого развития можно получить совершенно обратный результат: устойчивую неприязнь к обучению любого рода и отвращение к книге, как к источнику неприятностей. Если мы и беремся учить чему-то малышей, то делать это можно только в понятных и любимых ими формах – через игру и сказку.

Именно игра обеспечивает своевременное и полноценное развитие дошкольника. Ребенок перерастает игру, перестает удовлетворяться ею как основным занятием в том случае, если он достаточно овладел ее сложными, развернутыми формами. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе ведущей деятельности – учебной.

К сожаленью в последние годы сложилась негативная тенденция постепенного ухода игры из детского сада. Игра вытесняется учебной деятельностью. Ранняя загруженность детей в детском саду учебной ведет к тому, что они все раньше и раньше начинают становиться маленькими школьниками. Это приветствуется родителями. Но именно из-за этого нарушается специфика дошкольного этапа развития детей, которые превращаются в уменьшенную копию взрослых.

Основное значение игры как ведущей деятельности детей дошкольного возраста определяется тем, что:

Во-первых, в игре формируются психические новообразования ребенка, основным из которых является воображение;

Во-вторых, развивается личность ребенка и, главное, формируется такое качество, как произвольность;

В-третьих, зарождаются новые виды деятельности – трудовая и учебная.

Известны, а потому кажутся понятными выражения: образная речь, образное восприятие, образное мышление. Образное преподавание – не открытие сегодняшнего дня. Формы его наработаны столетиями. По отношению к старшим дошкольникам и младшим школьникам – образное преподнесение материала вообще является единственно приемлемым для них способом обучения, так как соответствует возрастным особенностям их мышления. Есть образы внешние – те, что педагогика традиционно связывает с «наглядностью», а есть образы внутренние, не требующие (по крайней мере, в момент своего предъявления) зрительного ряда, но все же востребуемые ребенком. Это образы сказок.

Сказки относительно недавно стали объектом внимания ученых. Сначала литераторов (XVIII век, а потом – мифологов и фольклористов (XIX век). А к середине двадцатого века их стали изучать психологи. И тут оказалось, что действие сказочных текстов направлено не столько на сознательное восприятие, сколько на подсознательное усвоение. Детям потому так полезно и важно рассказывать сказки, что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу».

Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает. Такое проживание сказок может быть связано с возвратом к сказочному сюжету на уровне активной деятельности ребенка – рисования, лепки, игры, театрализованного действия. Эта деятельность всегда носит для ребенка творческий характер и служит опредмечиванию его впечатлений, полученных в результате знакомства со сказкой. Игры по известным сказочным сюжетам широко используются в сказкотерапии и в практике организаторов ролевых игр. Малыши 5-6 лет, в силу своих психических особенностей, могут фантазировать на тему сказки и играть в нее «по мотивам», но не готовы смеяться над сказкой. Сказка для них – это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

В своих занятиях я обычно использую различные «азбучные» сказки, которые где-то услышала, прочитала (толчком к этому мне послужила сказочная повесть Михаила Раскатова «Пропавшая буква»). А так же мне помогает множество дидактических игр, таких как игры с буквами, игры с мячом, различные ребусы, загадки. Приведу пример некоторых из них:

1. Игры с буквами.

Рукотворные буквы

Буквы можно выкладывать на столе, на полу, на земле из веревочек, спичек, палочек, шишек, камешков, макаронин; «рисовать горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные», «лесные», «макаронные» и т. д. Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками.

Буквенный лабиринт

Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревки. Игра становиться еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.

Дорисуй букву

Водящий рисует часть буквы и спрашивает остальных, какую букву он задумал. Тот, кто догадается, дорисовывает букву. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.

Буквенный след на спине (эту игру я люблю с детства)

Играют вдвоем. Один игрок поворачивается спиной к другому, и тот пальцами «рисует» у него на спине буквенный знак, который нужно угадать. Если буква отгадана верно, игроки меняются ролями.

В эту же игру можно играть группой. Выбираются двое водящих. Один поворачивается спиной к остальным играющим. Другой вызывает «писца»: манит пальцем кого-нибудь из группы, кому он поручает нарисовать на спине первого водящего букву.

Буквы вверх ногами

Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень – когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.

Найди букву на ощупь

Выбирается «жмурка», которому завязывают глаза. Перед ним раскладывают трафареты букв, сделанные из картона. Среди этих букв он на ощупь должен найти ту букву, которую назовет водящий.

Игра имеет несколько степеней сложности и различные варианты.

Начинать надо с двух букв, увеличивая их количество.

Домик для звука

Педагог называет односложные слова (мак, рот, кран, сыр и т. д.). Дети должны распознать гласный звук и поднять карточку с буквой, обозначающий этот звук.

Игра приобретает «остросюжетный» характер, если из детей, освоивших правила, формируются две команды по три-четыре человека. Если кто-нибудь из членов команды допускает ошибку, он выбывает из игры. Следует учитывать также время, в течении которого играющий подбирает букву из набора карточек. Тот, кто подглядывает, тоже выбывает. Побеждает та команда, которая за время «тайма» потеряла наименьшее число игроков.

2. Игры с мячом

Придумай предложение

Цели: дети учатся синтезировать слова в предложении подбирая их по смыслу. Развитие быстроты реакции, внимания, творческого воображения.

Дети встают в круг. Первый участник бросает мяч соседу и говорит любое слово будущего предложения. Далее каждый ребенок по очереди прибавляет по смыслу по одному слову в это общее предложение. Таким образом можно придумать целый рассказ.

Доскажи слово

Водящий бросает мяч первому ребенку и говорит любой слог, ребенок, возвращая мяч, должен придумать слово, которое начинается с данного слога, и назвать оставшуюся часть придуманного слова (мо – тор). Далее водящий играет с каждым ребенком.

Найди пару

Водящий бросает мяч каждому (по очереди) игроку и говорит любое слово, ребенок, возвращая мяч водящему, говорит слово созвучное данному (палка – скалка).

Игры с призовыми фишками широко известны и используют их, наверно, все педагоги, такие как «Назови слово с данного звука», игра-цепочка «Найди последний звук в слове и придумай с него слово» и т. д.

Игр и упражнений, которые мы можем использовать на занятиях – великое множество. Важно найти среди них те, которые подходят именно вашим детям, исходя из их особенностей характера, интересов и возможностей.

Для детей моей группы любимыми играми стали такие игры, как

«Живые звуки» (каждый ребенок представляет тот или иной звук, выстраиваясь в ряд - они озвучивают слово,

«Покорение вершины вместе с буквой …» (Для игры понадобится рисунок вершин гор на которых расположились слоги (например «па», «пя», «ла», «ля»). Дети должны придумать слова, которые начинаются с заданных слогов и передвигаться в соответствии с придуманными словами (например: палка – делают вид, что передвигаются с палкой в руке и т. п.).

«Разложи букву в нужном порядке»

Игра нацелена на тренировку как умения различать буквы, так и слуховой памяти. Все дети делятся на две команды, которые выстраиваются на линии старта. Ведущий называет ряд из двух-трех гласных звуков, например (о, (а, (э). Игроки (по одному из каждой команды) по сигналу бегут к условному месту, где располагается «банк» карточек с буквами, выбирают нужные и выкладывают в названной последовательности. Тот, кто выполнил задание быстрее и без ошибок, зарабатывает своей команде очко.

Игру можно усложнить по-разному:

Водящий называет любое слово, и игроки выкладывают слово;

Дети имеют дело с рельефными буквами и работают с закрытыми глазами. Правда, с закрытыми глазами, играющие не смогут бегать, тогда каждая новая пара сначала занимает позицию у стола, где разложены наборы букв, и начинает работать по звуковому сигналу.

Мои дети очень любят отгадывать загадки про буквы, слова. Решать веселые ребусы.

Во все эти игры можно играть как на занятиях, так и в свободное время будь то детский сад, улица или дом.

Благодаря играм и сказкам мои дети умеют:

Делить на слоги слова любой слоговой структуры во внутреннем плане, составлять из слогов слова;

Проводить анализ слов из 5-6 звуков;

Находить место определенного звука в слове, называть «соседе» этого звука;

Дифференцировать гласные от согласных звуков, согласные звуки по твердости-мягкости;

Владеть схематическим звуковым разбором слова;

Дети 1-й группы совершенствуют навык чтения, дети 2-й группы самостоятельно, осмысленно и уверенно читают по слогам

Мы продолжаем работать над всем перечисленным.

И нашей целью сейчас остается усовершенствовать умение:

Определять количество и последовательность слов в предложении, выделять предлоги, союзы и местоимения как самостоятельные слова;

Составлять предложения, изменять количество слов в предложении в сторону увеличения и уменьшения;

Владеть достаточным лексическим запасом;

Иметь достаточное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, зрительного и слухового восприятия, внимания;

Овладеть развитием различных форм познавательной деятельности: логического и ассоциативного мышления, воображения, памяти, мотивации к обучению;

Спасибо за внимание!

С чего начать?
Читать можно и нужно все вывески и названия на улице и дома. Ну а кубики с картинками - лучшее изобретение человечества в деле нашего с вами детского образования. Картинки могут быть со сказочными героями, животными, или игрушками- в зависимости от интересов малыша. Я легко и неожиданно для родителей научилась читать по картонным кубикам с чудесными сказочными картинками в 4 года. Мой ребёнок в 4 из кубиков строил, не обращая внимания на буквы и картинки, а читать начал вдруг имена всех наших знакомых, которые сначала с интересом диктовал, запоминал и чуть позже писал сам печатными буквами. Да и до того он увлечённо собирал "документы": билеты, квитанции и разные обрывки печатной продукции.
Вы задались целью научить ребёнка читать? Серьёзно? Тогда создайте для этого среду и условия. Может помочь специальный уютный книжный уголок или домик, где малышу можно уединиться с книгой. А когда-то детям было достаточно видеть читающих старших...


Главное помнить, что мир воспринимается детьми, как и взрослыми, по-разному. И если на слух и зрительно информации от взрослого бывает довольно, то кинестетики останутся с...раскрасками. Есть мнение, что большинство наших детей именно кинестетики - а это те, которые все воспринимают через ощущения, чувства и движение, рано начинают ползать и ходить, все стремятся исследовать на ощупь. Предпочитают активные игры, где можно бегать и прыгать. Плохо концентрируются и могут быть невнимательными. Часто что-то теребят в руках, стремятся дотронуться до собеседника, любят обниматься и целоваться. Бывают капризны в отношении одежды: колючая, колется, жесткая и пр. У них хорошо развита моторная память. Чтобы, например, запомнить какую-то информацию, ребенок должен ее сам записать. Поэтому разнообразим детскую деятельность. Не раскрашивать там, где можно сделать аппликацию из чего угодно, или настучать точек фломастерами; не обводить там, где можно наколоть зубочисткой, не только резать, но и рвать и пр.пр.пр.
Выведем кратко алгоритм действий: увидели- озвучили- услышали- повторили форму(проволока, пластилин, верёвки, тело)- нашли такую же- обыграли- украсили- подружились!
Буква должна запомниться. Игра должна быть интересной. Кто-то способен не запомнить букву, если сам вбил гвозди в деревяшку, на которой нарисована "Г"?

1 . Нам понадобится Азбука с картинками для раскрашивания - моя любимая- там много картинок:


Азбуки бывают необыкновенно-творческими. я делаю краткий обзор и даю ссылки, по которым азбуки можно скачать.
Чем картинок больше, тем лучше.Я люблю рисовать, и одним из самых удачных моих учебных пособий оказались " хвостатые буквы": к букве приклеивались ленты от кассового аппарата с рисунками. Причём было совершенно очевидно на какие буквы слов в языке больше. Рядом с изученными " хвостатыми" подвешивалась новая и на занятиях повторялись пройденные буквы, вместе со списком слов. До того обычно приходилось вытягивать из детей по слову на каждую букву и немало тренироваться. А все буквы на прищепках были приделаны к вешалке для одежды. Похожий вариант с английскими буквами на липучках:



Хороший букварь И.Б. Голуб "Мой любимый букварь"
"Звуки и буквы"- логопедический картинный материал
Азбука- раскраска
Собрание Азбук- раскрасок
Очень красивые картинки на каждую букву
Ссылки на самые разные азбуки

2. Быстрее и крепче подружиться с новыми буквами помогает приём "оживления" букв http://detskiy-sad.com/raskraski-azbuka-kartinki ,- буквы изображаются с глазками, в виде фигурок животных и т.д. Тогда совершенно логично для ребёнка звучит фраза" знакомимся с буквой" :

Живой алфавит для занятий в группе начинаем делать с первых дней. Каждый делает свою букву, потом буквы имён своих родителей и т.д. Здесь обыгрывается первый звук в слове, например, В- воробей и буква превращается при помощи дополнительных деталей в воробья.
Хорошо начать с короткой сказки про букву: например про букву "К".
А можно все буквы представить как жителей сказочного городка Звукоречье в виде забавных звучков, про которых в книге Г.Н. Градусовой "Путешествие в страну звуков" рассказывается короткая сказка со словами на определённую букву
В "Волшебной азбуке" -(аудиофайл в группе vk.com )собраны и песни, и стихи про буквы в сказке про гномиков.


3. Обыгрываем форму букв.
Эта часть занятий обязательна для детей- кинестетиков, которые познают мир через движение, а таких большинство и слов учителя и картинок им мало. Всё нужно потрогать, пробежать, изобразить телом.
буква "К"

Р, как топор; С, как месяц...

Стихи про буквы лучше сразу учить такие, которые помогают запомнить вид буквы, дают подсказку. Мои дети, сходу запоминают, например, буквы "Ы": А бедняжка буква Ы ходит с палочкой увы...Здесь Азбука со стихами , заданиями и местом для написания буквы.Стихи те же, что и в раскраске, обозначенной мной как лаконичный вариант выше.

3. Буквы, распечатанные на весь лист для всевозможных манипуляций : обвести пальчиком, раскрасить, оклеить различными материалами,вырезать, украсить, дополнить, придумать на что похожи и т.д.- контурные буквы

Вот " Е" мы бы, например, разрисовали еловой хвоей а "С" посыпали солью или сахаром. Дети четвертого года эизни обожают такие приёмы!

4. Упражнения для закрепления изученной буквы.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто