Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Сценарий праздника лицеистов «День лицея».
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
А. С. Пушкин
Учитель : Добрый день, дорогие друзья! У нас сегодня с вами праздник, который отмечают лицеисты всей нашей необъятной Родины- День лицея.
Откуда идут истоки этого праздника? Что значит слово «лицей»?
Об этом мы будем говорить сегодня. А также вы блеснёте красноречием, признаваясь в любви лицею в конкурсе « Лицей, ты в сердце моём!». Представите бренд лицея, соединив в рисунке самое главное, что присуще нашей лицейской жизни.
1 Ведущий:
Все бы жить, как в оны дни -
Все бы жить легко и смело,
Не высчитывать предела
Для бесстрашья и любви,
И, подобно лицеистам,
Собираться у огня
В октябре багрянолистном
Девятнадцатого дня,
Ведущий 1: Сегодня у нас Праздник- День лицея!
Что же обозначает слово "лицей"? "Лицей" - это тип среднего или высшего учебного заведения. Название - от философской школы. Когда-то на окраине Афин близ храма Апполона Ликейского существовала школа, основанная великим философом прошлого Аристотелем. Она называлась Ликеем или Лицеем. 19 октября 1811 года учебное заведение под этим же названием открылось в Царском Селе, близ Петербурга. И, наверное, его создатели надеялись, что Царскосельский Лицей в чём-то станет преемником знаменитой школы древности.
Ведущий 2
. Одна из главных задач лицейского образования состояла в том, чтобы развить умственные способности воспитанников, научить их самостоятельно мыслить. Подлинную славу Лицею принесли его первенцы. Этот выпуск вошел в истори.
Фильм о воспитанниках лицея
Пятиклассники.
Можно мы скажем своё слово? Мы не будем вдаваться в историю создания этого слова, а объясним его с точки зрения фонетики. Что же обозначает «Л»?
1 . Я считаю, что Л - это любовь! Любовь к жизни, к знаниям, к наукам!
2: Я убежден: И - Интеллект!
3. Я думаю, Ц - целеустремленность в жизни!
4 .Е – еще уважение к старшим, отцу, матери, учителям!
5 И - это интерес ко всему новому, интеллигентность .
6. Знаю точно, С – стремление быть первым, старательным быть.
7 . Уверен, Т- это талант!
Ведущая 1.
Ребята! Я думаю, Вы согласитесь с тем, о чём говорили ваши друзья – пятиклассники и будете достойны этого слова. Что же отличает наш лицей, спустя почти 200 лет с момента создания первого российского лицея? Вот какие ответы дали лицеисты при опросе.
Видеоинтервью:
Уроки по 30 минут в праздничные дни
Программа и качество обучения
Престиж лицея, его репутация
Уроки интересные, сложные, зато и дети умные
Форма
Лицей красивее других, в нем хорошая обстановка
Занятий в одну смену
В лицее проводится много мероприятий, олимпиад
Много побед
Много традиций
В лицее есть музей
Дежурство
Здесь вкусно кормят
Замечательный преподавательский состав
В нашем лицее учились Герои Советского Союза.
На вопрос чего добились ученики в стенах лицея, мы получили самые разные ответы:
занял первые места в олимпиадах
добился культуры речи
стал упорнее
завоевал уважение
нашел друзей
Самый любимый школьный день
Пятница и суббота, ведь после них идет воскресенье - выходной день. Так же вспомнили Новый год, день лицея, первое сентября, каникулы и различные мероприятия.
Самый нелюбимый школьный день
Понедельник, ведь, как известно, понедельник - день тяжелый, и как ни странно, многие отметили четверг.
Нелюбимый день - это когда контрольная работа.
Любимое место в лицее
свой кабинет,
буфет и столовая. кабинет информатики
Кабинет труда,
актовый зал,
спортзал, коридор,
Библиотека, музей,
крыльцо, последняя парта
Учитель:
Нынешняя лицейская традиция была заложена в Царскосельском лицее, поэтому и день лицея отмечается 19 октября, в день создания лицея Пушкина.
Сегодня, в день Российских лицеев и гимназий, хотелось бы вспомнить, что созданный Царскосельский лицей своей целью определял гражданские устремления. Нельзя не отметить ту атмосферу дружбы и товарищества, которая была присуща пушкинскому лицею... Рабочий день лицеистов прошлого был очень насыщенный (уроки, кружки, приготовление домашнего задания, занятия музыкой, рисование и многое другое), а еще они умели ценить своё человеческое достоинство, уважать других людей. В свой праздник, день лицея, мы осознаём, что не во всём похожи на лицеистов прошлого, но у нас, как и у них, есть желание быть полезными родине, России, служить её народу верой и правдой. А по большому счёту - соответствовать высокому званию Гражданина России! Потому что лицей останется в сердце каждого из вас. Выразите в своём выступлении те чувства, которые вы питаете к нашему Лицею №9 г. Сальска. « Лицей! Ты в сердце моём!» Конкурс красноречия, как домашнее задание. На выступление каждому даётся не более полутора минут. Жюри оценивает содержание выступления и ораторское искусство.
Жюри подводит итоги.
Во время подведения итогов звучит песня (на мотив песни `Надежда`)
1.Почему все замерло вокруг?
Слышите, как быстро смолкли речи?
Это храму вечному наук
Посвящаем мы сегодня вечер.
Мир прекрасен, если вместе мы
Слушаем, решаем и читаем,
Даже если до утра зубрим,
И тогда ничуть не унываем.
Припев:
Лицей наш! Ты вечно живешь
И всегда ты сердца покоряешь,
И снова, и снова ведешь,
В науку нам путь открываешь.
2.Нынче школ в округе не найдешь:
Там лицей, а там аж два лицея!
Учится, стремится молодежь
Все познать и все забыть скорее.
Наш лицей особенный, у нас
Учатся ребята то, что надо!
Входишь, будто в храм, в любой наш класс -
Глазу любо и душе отрада.
Припев:
Лицей наш, цвети, процветай!
Ну, а славу тебе мы добудем!
Ни горя, ни бед ты не знай
В торжественный день и в дни буден
Ведущая 2: Слово для поздравления и объявления результатов 1 конкурса имеет директор лицея.
Директор : (Поздравляет с праздником)
Желаю, чтобы дружба ваша крепла год от года,
И чтобы вы верны остались ей.
За общность мыслей юного лицейского народа
Их Пушкин называл семьей друзей.
В науке путь непрост и даже труден.
Вперед, друзья! Пусть вдохновляет вас,
Что лучшие в России люди
Когда-то начинали жить, как вы сейчас!
Учитель: Второй конкурс - представление бренда Лицея. Это, безусловно, непрерывный и сложный процесс, требующий интеллектуальных затрат всех участников образовательного процесса Чтобы представить бренд и защитить его, надо осознать современные требования к образованию и глубоко проанализировать предшествующую деятельность школы.
Для чего нужен лицею бренд? Для обретения своего достойного места в глазах общественности, для зарабатывания положительной репутации, для конкурентоспособности.
Сильный бренд лицея должен иметь следующие характеристики и показатели:
инновац ионная деятельность школы (обновление цели и миссии, содержания образования, выбор эффективных технологий и изменение методик обучения и воспитания);
Эффективная организация образовательного процесса (самоуправление, сотрудничество учителей, учащихся и их родителей в достижении цели и задач обучения, воспитания и развития);
совместное планирование и организация деятельности учителя и ученика как равноправных партнеров;
высокий уровень мотивации участников педагогического процесса;
право выбора содержания, профиля, форм и методов получения образования учащимися), эффективность образовательного процесса (сравнение соответствия конечных результатов запланированным (степень воспитанности и обученности учащихся, их начитанность и глубокое познание какой-либо области науки,
Отношение к учебе, труду, природе, общественным нормам и закону, отношение к себе). Итак, начинаем представление бренда и его защиту.
(Во время подведения итогов звучит песня о лицее)
Ведущий 1: Слово для подведения итогов конкурса имеет заместитель директора по воспитательной части.
Выходит группа учеников:
1 . Для прекрасного души открыты,
Для познанья открыты умы,
Чтобы истины стали избиты,
К ним сначала пробиться должны.
2. Биология с физикой рядом,
А лингвист музыканту собрат.
Побеждаем на олимпиадах,
Хоть учеба не ради наград.
3 .В мире танца, поэзии, песни
Круговерть замечательных лет,
Выбираем мы вовсе не «пепси»,
Выбираем на жизнь интеллект.
4.Высшей школы откроются двери,
Сколько б не было этих дверей,
Обучает лицей в полной мере,
И ребят может сделать умней.
5.И, свой дом в одночасье покинув,
Выпускник не собьется с пути,
Лицеиста высокое имя
Будет с честью по жизни нести.
Ведущая: Слово завучам.
1.Мы поздравляем вас с сегодняшним праздником! Желаем вам успехов в учёбе и чтобы вы многого добились в нашем лицее! Пусть наш лицей действительно станет пушкинским "святым братством, дружною семьей"2.
Бог помочь вам, друзья мои!
И в бурях и в житейском горе.
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли.
Ведущая: Лицей! Для произношения клятвы лицеистов стоять смирно!
Клятва лицеистов:
Тернист и труден путь познанья,
Но где ни окажусь,
Лицей и лицеиста званье
Не запятнать - клянусь.
В труде, в ученье – повсеместно
Всё то, за что возьмусь,
Мной будет выполнено честно
И грамотно - клянусь!
Пусть быстро пролетят года,
Я в наш Лицей вернусь:
Он домом был моим всегда
И будет им - клянусь!
А если станет тяжелей –
Назад я оглянусь,
И в жизнь мечты лицейских дней
Я воплотить клянусь!!!
Ученики поют гимн лицея .
Ведущая:
Спасибо всем за активное участие. Всего вам доброго, друзья!
Сценарий Дня лицея
Ведущий:
Мой милый дом, ты на семи ветрах,
Для всех открыт, и все к тебе приходят.
Ведь здесь мы забываем лишний страх,
Здесь снова детство мы свое находим.
Ведущая:
Нас эти стены будто берегут
Здесь не страшны ни горести, ни беды.
Учителя нас здесь, как мамы дома ждут,
Храня в душе и сердце все наши победы.
Ведущий:
- Торжество, посвященное Дню лицеиста, можно считать открытым. Прошу всех присутствующих встать. (Звучит Гимн Российской Федерации).
Ведущий:
- Как известно, у всего на свете имеется начало, отчет, исток… Так и наш лицей 66 лет назад открыл свои двери для ребят, желающих получать знания, развиваться и найти свое место в этой жизни.
-
однако история лицейства уходит далеко в девятнадцатое столетие.
Ведущий:
- В 1811 году 19 октября по приказу императора Александра I открывается Царскосельский лицей, предназначенный для всестороннего образования родных братьев государя, а также юношей из дворянской знати России. Именно в этом учебном заведении учился Александр Пушкин.
Ведущая:
- Прекрасные преподаватели, постоянная борьба лицеистов за титул «лучшего в учебе», регулярная тренировка поэтического слога – все это способствовало образованию крепкого круга единомышленников, живущих идеалами служения своему народу и России.
Ведущий:
- Ежегодно первые выпускники Царскосельского лицея организовывали праздник, названный впоследствии Днем лицея. Мы-как наследники этого гордого звания, из года в год сохраняем и чтим традиции, созданные в далеком прошлом. Приоткроем занавес тех времен……Итак, Царское Село…….
Сценка:
… Публика гуляет в Царском Селе. Некоторые из гуляющих могут быть с детьми.
– Что-то новое… слыхали?
– Да! Лицеем нарекли.
– Что же значит сей Лицей?
– Надо выяснить скорей!
– Аристотель так учил.
– Он тогда в Афинах жил.
– И, гуляя по аллеям,
– Размышлял он о Ликее.
– А на русский лад – Лицей.
– И хватает здесь аллей.
– Говорят, не будут бить.
– Как без этого учить?
– Вы дикарка! Вам не стыдно?! За Россию мне обидно!
– Обучение – 6 лет.
– Так решил их педсовет.
– Кто-то мне еще сказал – всем отдельный дортуар.
– Правильно решили. Чудно. Одному побыть уютно.
Чтец
:
А как все начиналось?
Вспоминаю:
С лицейским временем
Я встретиться желаю.
Пушкин
:
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
Неволю мирную, шесть лет соединенья,
Печали, радости, мечты души твоей,
Размолвки дружества и радость примиренья, –
Что было и не будет вновь…
Чтец
:
В сим храме наук будут воспитывать честных граждан. Слова и поступки государственного человека должны служить примером для других. Титулы и почести приобретайте только честным путем, обратное достойно презрения.
Лицей воспитал учеников в духе любви к Отечеству, к России.
Чтец
: Все лицеисты пушкинского выпуска считали себя и проявили в дальнейшем истинно русскими.
Чтец
: Нам целый мир чужбина. Отечество нам Царское Село.
Чтец :
Их 30 человек. Вот класс.
Бакунин, Броглио, Вольховский,
Саврасов, Дельвиг, Корф, Данзас,
Тырков, Корнилов, Малиновский.
Здесь Кюхля, Маслов, Есаков,
Комовский, Гурьев. Илличевский,
Костенский, Стевен, Горчаков,
Мартынов, Мясоедов, Ржевский.
Вот Гревенец и Ломоносов,
Вот Яковлев и Корсаков
Но где еще кого-то носит?
Откликнитесь на трубный зав!
Мы их, конечно, не забудем:
Матюшкин, Пущин, Пушкин, Юдин.
Чтец
: Да! Режим лицейский строг– всех сзывают на урок
Урок математики
Входит Карпов. Всем раздает листы. Все решают. Один Пушкин ничего не делает.
КАРПОВ : Пушкин, решайте уравненье.
ПУШКИН : Я не умею.
КАРПОВ : Идите и решайте, а вы все поспешайте!
Пушкин мучается у доски.
КАРПОВ : Я все стою печально и смотрю…
ПУШКИН : Но уравнение равно нулю.
КАРПОВ : У вас всегда и все нулю равняется. Да! С математикой у вас не получается. Вы на последней парте заседайте, свои стихотворенья сочиняйте. Вот вам единственный совет.
Появляется совсем старый Гаврила Романович Державин.
Г. Р.ДЕРЖАВИН :
Старик Державин все заметил.
Восторгов я тогда не скрыл.
Ведь чудо в Пушкине отметил
И, в гроб сходя, благословил.
Хочу еще раз все услышать.
А ну-ка, милый, встань поближе.
Подайте трубку поскорей, (слуховой аппарат)
А Саше – рупор посильней.
Пантомима.
Пушкин убегает в сад.
Чтец:
Лицей стал вторым домом и настоящей семьей. Здесь он встретил людей, которые на всю жизнь стали его друзьями – Пущин, Кюхельбекер, Дельвиг. И не было больше на Руси ни одного поэта, для которого дружба играла бы такую роль. Его друзья были умные, веселые, интересные ребята, которые впоследствии стали известными в России людьми: Матюшкин – мореплаватель, Яковлев –композитор, Горчаков – дипломат. Шесть лет продолжалась учеба в Лицее, а дружба осталась на всю жизнь.
Ведущий:
Наш лицей стал для нас тоже родным домом. И мы гордимся нашими лицеистами былых лет и теми, кто и сейчас защищает честь лицея на олимпиадах, конкурсах, спортивных эстафетах.
- Сейчас в нашем лицее обучается 816 лицеистов, каждый из них гордится тем, что учится в Физико-математическом лицее № 000!
Ведущая:
В 2013 году с серебряной медалью окончил лицей – Слюсаренко Максим и трое выпускников получили по разным предметам 100 баллов по ЕГЭ!!!
Ведущая:
Как вы знаете, каждый год наши лицеисты занимают на областных и городских олимпиадах призовые места.
Ведущий:
- Кроме того, они являются дипломантами и призерами городских и областных научно-практических конференций.
Ведущая:
- наши спортсмены побеждают на районных, городских спартакиадах.
Ведущий:
- И заслугой наших любимых, уважаемых учителей является то, что наши выпускники имеют 100 процентный показатель поступления на бюджетную основу в лучшие ВУЗы Санкт-Петербурга и Москвы
Ведущая:
Особого внимания и чувства гордости заслуживают наши педагоги, которые из года в год отстаивают также славное имя лицея № 000.
Ваши аплодисменты звучат в адрес всех наших учителей!
- Слово предоставляется директору физико-математического лицея….
Император Александр I – __________________.
Императрица Елизавета Алексеевна – __________________.
Фрейлины двора
Фрейлина 1 – __________________.
Фрейлина 2 – __________________.
Фрейлина 3 – __________________.
Фрейлина 4 – __________________.
Фрейлина 5 – __________________.
Фрейлина 6 – __________________.
Фрейлина 7 – __________________.
Лицеисты
Пушкин – __________________.
Дельвиг – __________________.
Пущин – __________________.
Кюхельбекер – __________________.
Малиновский – __________________.
Корсаков – __________________.
Вольховский – __________________.
Горчаков – __________________.
Данзас – __________________.
Матюшкин – __________________.
Директор Царскосельского Лицея __________________.
Софья Андреевна Малиновская (жена директора)– __________________.
Анечка Малиновская (дочь директора) – __________________.
Екатерина Бакунина (сестра лицеиста) – __________________.
Распорядитель бала – __________________.
Сценарный ход
Зал оформлен баннером и драпировками штор. По бокам стоят диванчики и стулья. Звучит фоновая № 1, в зал входят гости (все, кроме 11 классов и фрейлин). Дамы рассаживаются на диваны, кавалеры встают рядом с ними. Музыка затихает, и в центре зала появляется директор Лицея.
Директор Лицея
__________________.
:
Друзья мои! Год минул, как раздался глас отечества, в недра свои впервые вас призвавшего. Из родительских объятий вступили вы под кров сего священного храма наук, высочайшей милостью учрежденного. Тогда еще дремал Наполеон, и беззаботными отроками расцветали вы под сенью царскосельских садов. Ныне же кровавая забота обняла Отечество наше. Грозный враг ликует в сердце России и иные, знаю, с досадою проклинают юные свои лета и суровые узы наук, кои удерживают вас вдали от полей бранных. Утешьтесь: Государь и наставники ваши единственной целью имеют воспитать из вас истинных сынов Отечества, способных иметь непосредственное влияние на благо целого общества на поприще воинском и гражданском. Мужество, терпение и любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями. Сие говорю я вам по повелению Государя, в знак своего благорасположения вновь почтившего своим присутствием стены Лицея.
Фоновая № 2. Входная дверь открывается, входит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.
Распорядитель бала:
Приветствуем августейшую фамилию!
Звучит торжественный марш; в зал входят Император и Императрица, за ними следует двор (учащиеся 11 классов и фрейлины).
Распорядитель бала: Дамы и господа, полонез!
Фрейлина 7: Полонез – польский национальный танец в умеренном темпе. В отличие от других польских народных танцев, мелодии которых поются, полонез всегда был инструментальным жанром. Происхождение танца обычно относят к эпохе, когда Генрих Валуа (будущий французский король Генрих III) был избран на польский трон (1573); польские придворные дамы при представлении королю образовывали процессию, которую сопровождала величественная музыка; такая процессия вошла в традицию и стала открывать все государственные церемонии, а само шествие переросло в танец. В результате тесных связей между Польшей и Саксонией (саксонский курфюрст Август стал королем Польши в 1697) полонез вошел в моду в Германии и оттуда распространился по всей Европе.
Звучит мелодия полонеза, исполняется танец. После танца Император и Императрица занимают почетные места, двор рассаживается, и начинается представление лицеистов.
В центр зала выходит директор Лицея.
Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество, мы счастливы лицезреть Вас (поклон ) и Вашу августейшую супругу (поклон ) в стенах основанного вами Царскосельского Лицея и просим вашего дозволения начать бал, сему радостному событию посвященный, представлением воспитанников.
Император милостиво кивает. На протяжении всего представления звучит фоновая № 3.
Директор Лицея __________________.: КНЯЗЬ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ ГОРЧАКОВ!
Под закадровый текст входит Горчаков и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе - фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Директор Лицея __________________.: БАРОН АНТОН АНТОНОВИЧ ДЕЛЬВИГ!
Под закадровый текст входит Дельвиг и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Директор Лицея __________________.: ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ МАЛИНОВСКИЙ!
Под закадровый текст входит Малиновский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Распорядитель бала: Ваше императорское величество! Позвольте в честь Вашего прибытия от лица наставников и воспитанников Лицея преподнести Вам и вашей августейшей супруге сей скромный дар.
Звучит мелодия венского вальса, Иванушкин Артем и Попова Диана исполняют танец. По окончании танца пара кланяется императору. Император благосклонно кивает. Кавалер отводит даму на место и возвращается к остальным представленным воспитанникам. Звучит фоновая № 3.
Директор Лицея __________________.:
Император:
Дозволяю!
Директор Лицея __________________.: ИВАН ИВАНОВИЧ ПУШИН!
Под закадровый текст входит Пущин и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
:
ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР!
Под закадровый текст входит Кюхельбекер и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ ВОЛЬХОВСКИЙ!
Под закадровый текст входит Вольховский и кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Этот список – сущи бредни!
Кто тут первый, кто последний?
Все нули, все нули!
Ай, люли, люли, люли!
Покровительством Минервы,
Пусть Вольховский будет первый!
Мы ж нули, мы нули!
Ай, люли, люли, люли!
По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.
Император (выслушав и благосклонно улыбнувшись) : Почтеннейший Василий Федорович! Среди гостей я вижу дам и кавалеров в летах более юных, чем воспитанники ваши. Кто они?
Это, Ваше Величество, братья и сестры лицеистов. В соответствии с высказанным Вашим Величеством пожеланием, один праздничный день в году Лицей открыт для посещений его родственниками воспитанников.
Император: И что, они столь же хороши в науках и искусствах, как и старшие братья их?
Директор Лицея __________________.
(с улыбкой)
:
Пока они сильнее в искусствах, Ваше Величество.
Выходит РАСПОРЯДИТЕЛЬ БАЛА.
Распорядитель бала: Дамы и господа, менуэт!
Фоновая № 4. Выходит Фрейлина 1, делает реверанс Императору и Малиновскому.
Фрейлина 1:
Милостивые государи и государыни! Менуэт – танец в умеренном темпе. Название его происходит от французского слова menu, означающего «маленький шаг» или от amener – старофранцузского танца. Менуэт был основным придворным танцем с середины 17 по середину 18 века. Изначально это был сельский танец, но затем он превратился в образец французского придворного балета. Жан Батист Люлли первым из великих композиторов использовал менуэт, и считается, что король Людовик XIV первым танцевал менуэт на одном из своих балов. Характерные черты менуэта – церемонные поклоны, торжественные проходы вперед, вбок и назад, изящные шаги и легкое скольжение. Из Франции менуэт распространился по всей Европе и не выходил из моды до начала 19 века.
Звучит мелодия менуэта. Исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт»).
Распорядитель бала: Дамы и господа, приветствуем кавалерственных дам ордена Святой Екатерины!
Звучит мелодия менуэта Моцарта. Исполняется танец (учителя).
Звучит фоновая № 3.
Директор Лицея __________________.: Ваше императорское величество! Испрашиваю милостивого дозволения продолжить представление воспитанников Лицея, Вами основанного.
Император:
Дозволяю!
Директор Лицея __________________.:
КОНСТАНТИН КАРЛОВИЧ ДАНЗАС! Под закадровый текст входит Данзас кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Спартанскою душой пленяя нас,
Воспитанный суровою Минервой,
Пускай опять Вольховский сядет первый,
Последним я, иль Брольо, иль Данзас.Директор Лицея __________________.:
ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ МАТЮШКИН! Под закадровый текст входит Матюшкин кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
По окончании представления все представленные воспитанники садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.
Императрица встает и подходит к императору и Малиновскому
Императрица: Почтеннейший Василий Федорович! Скажите, танцуют ли Ваши воспитанники тот новый модный танец, что пришел к нам из Пруссии и зовется walzen? Сама я не любительница его с позиций нравственных, но фрейлины мои без ума от него. Не порадуют ли их ваши воспитанники?
Директор Лицея __________________.
(с поклоном императрице)
:
Извольте, Ваше Величество!
Распорядитель бала: Дамы и господа, вальс!
Последовательно исполняются два вальса 8-х классов и 10 Б класса.
Фоновая № 5
Императрица (обращаясь сначала к Малиновскому, затем к императору) : Благодарю Вас, Василий Федорович! (Императору) А все же мне более по душе англезы (улыбнувшись императору). И не только из соображений политических.
Распорядитель бала: Дамы и господа, контрданс «Вальс герцога Кентского»!
Выходит Фрейлина 2, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.
Фрейлина 2. Милостивые государи и государыни!Контрданс – старинный английский танец. На его британское происхождение указывает его другое название – англез. Около 1685 он распространился из Англии в Нидерланды и Францию и на долгое время стал одним из самых любимых европейских танцев. В России англез впервые появился при Петре I и назывался "английским танцем". В контрдансе часто используются народные наигрыши и другие популярные мелодии. Пары танцуют одна напротив другой, а не друг за другом, как в круговых танцах.
Звучит мелодия контрданса. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).
Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к контрдансу!
Пары строятся четверками в две линии. Под счет с пояснением все пары танцуют одно проведение. Звучит мелодия контрданса. Танец исполняется повторно всеми парами.
Фоновая № 5Выходит Фрейлина 3, делает реверанс Императору, Императрице и Малиновскому.
Распорядитель бала: Дамы и господа, экосез!
Фрейлина 3: Милостивые государи и государыни!Экосез – старинный шотландский народный танец. Первоначально он танцевался в умеренном темпе и сопровождался волынкой. Позднее он стал веселым бальным парно-групповым танцем быстрого темпа. Экосез близок «англезу», который в конце 17 в. появился во Франции, а затем распространился по всей Европе. Экосез как музыкальная форма был известен во Франции с 1726 г.; первое упоминание экосеза в качестве танца относится к 1800 г., когда его начали танцевать в Германии. Германские танцмейстеры указывали на шотландское происхождение экосеза и утверждали, что в континентальной Европе он появился через англичан, т.е., вероятно, именно благодаря англезам. Экосез был особенно популярен в первой трети 19 в. в Германии, Англии и России; в других странах Европы и в Америке его танцевали мало или не танцевали вообще.
Звучит мелодия экосеза. Исполняется танец (« INNISFEIL IRISH DANCE »).
Распорядитель бала: Дамы и господа, приглашаем вас присоединиться к экосезу! Вся колонна следует в выборе фигур за первой парой, поэтому просьба внимательно следить за ее движением!
Пары строятся в колонну. Звучит мелодия экосеза. Танец исполняется повторно всеми парами.
Император:
Василий Федорович, мы слышали от государыни, что супруга Ваша премило поет на домашних концертах. Не окажет ли она нам такой чести сегодняшним вечером?
(подводя к императору супругу.)
:
Об этом следует спросить Софью Андреевну, Ваше Величество.
Софья Андреевна Малиновская:
Я счастлива, что скромный мой дар удостоился внимания Вашего Величества. (
Делает реверанс императору. Император отвечает поклоном.)
Малиновская проходит к микрофону в центре зала. Звучит мелодия песни «Мы –эхо», исполняется песня.
Фоновая № 6
Императрица Елизавета Алексеевна
(с волнением, беря императора за руки)
:
Друг мой, не передать, как тронула струны сердца моего эта песня! (Малиновской, оставляя императора и беря ее под руку)
Софья Андреевна, вы знаете, что я тоже не чужда музыке. Не поделитесь ли со мною нотами?
Софья Андреевна Малиновская
(с реверансом)
:
Я счастлива оказаться полезной Вашему Величеству. (берет императрицу под руку, обе удаляются, разговаривая)
Фоновая № 7.
Император
(Малиновскому)
:
Что наши лицеисты, Василий Фёдорович?
Директор Лицея __________________.
(с поклоном)
:
Остались пииты наши, ваше величество! НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ КОРСАКОВ!
Под закадровый текст входит Корсаков, кланяется императору, после представления встает рядом с директором.
Приближься, милый наш певец,
Любимый Аполлоном!
Воспой властителя сердец
Гитары тихим звоном.
Как сладостно в стесненну грудь
Томленье звуков льется!..
Директор Лицея __________________.:
Александр Сергеевич Пушкин!
Пушкин выходит к микрофону в центре зала.
Пушкин:
Вы помните: когда возник лицей,
Как царь для нас открыл чертог царицын,
И мы пришли. И встретил нас Куницын
Приветствием меж царственных гостей.
<…>
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шел мимо нас… и племена сразились,
Русь обняла кичливого врага,
И заревом московским озарились
Его полкам готовые снега…
Император (Пушкину, с заметным волннением): Кем Вы доводитесь Василию Львовичу?
Пушкин (с поклоном) : Племянником, ваше величество.
Император (гостям) : Дарование одно другого замечательнее рождает прославленное в отечественных летописях семейство Пушкиных! (Пушкину ) Не растратьте Вашего таланта, юноша. Отечественная литература наша в нем нуждается. Я буду следить за успехами Вашими. (Пушкин кланяется императору.)
Оба представленных лицеиста отходят и садятся по левую сторону от директора и почетных гостей.
Император
(гостям, заметно повышая голос).
Милостивые государи и государыни! Сей час должно объявить вам радостную новость, которую получил я от графа Ростопчина. Враг наш со своими полками оставил столицу! Однако после поражение на поле Бородинском это уже не прежняя Великая армия, и светлейший князь Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов-Смоленский надеется на скорый разгром неприятеля и изгнание его из пределов Отечества!
Директор Лицея __________________.: Ужели не вспомним мы с благодарностию доблестных героев, защищающих родину нашу на полях войны Отечественной?
Звучит вступление к романсу «Генералам 1812 года». На экране показывается видеоролик, исполняется романс.
Фрейлина 4 (подходя к императору, с реверансом) : Дозвольте обратиться, Ваше Величество.
Император: Извольте, княжна.
Император склоняется к фрейлине, которая шепотом что-то говорит ему на ухо.
Император (с улыбкой): Милое дитя! (Малиновскому) Василий Федорович! Среди гостей я вижу довольно лейб-гусарских мундиров. А коли так, не должно ли распорядиться насчет мазурки?
Распорядитель бала: Дамы и господа, мазурка!
Фрейлина 4: Милостивые государи и государыни! Мазурка – польский по происхождению народный танец. Название его связано с местностью Мазовией, где он впервые появляется на сельских балах. В 18 веке, во время правления короля Августа III, мазурка становится танцем городским и придворным. Она состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами. Особенно типичны удары каблуком о каблук и резкое движение ступней ног (т.н. ключ) в конце каждой фигуры. Мазурка отличается сочетанием эмоциональности, удали и задушевности, что делает этот танец особенно привлекательным для военных и, разумеется, для их дам.
Звучит мелодия мазурки. Исполняется танец (9 классы).
Император:
Дамы требуют повторить, Василий Федорович!
Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Извольте, Ваше императорское величество!
Распорядитель бала: Дамы и господа, прошу вас присоединиться к мазурке! Подобно экосезу, этот танец требует особого внимания к действиям ведущей пары!
Пары встают в круг. Звучит мелодия мазурки, исполняется танец.
Император
(гостям)
:
Танцмейстеры говорят, что мазурка воспитывает удаль, менуэт создает царственную осанку, а полька способствует выносливости. (Малиновскому)
Так ли это, Василий Федорович?
Директор Лицея __________________.
(с поклоном и улыбкой)
:
Судя по юным нашим гостям, это совершенно справедливо, Ваше величество. Однако не помешает еще рас в сем удостовериться.
Распорядитель бала: Дамы и господа, полька!
Фрейлина 5: Милостивые государи и государыни! Полька – танец чешского происхождения, исполняемый в быстром темпе. Название его происходит от чешского слова půlka - половина, что указывает на размер танца. Для ритма польки особенно характерна отрывистость. Из Чехии танец в первой трети 19 века быстро распространился по всей Европе. Польку танцуют парами по кругу, весело и непринужденно.
Звучит мелодии польки, исполняется танец (школа старинного бального танца «Менуэт».
Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к польке!
Пары встают в круг. Звучит мелодия польки, исполняется танец.
Директор Лицея __________________. (с поклоном) : Ваше императорское величество, я понимаю, что все французское ныне не в моде, но какой бал может обойтись без кадрили?!
Император:
Почтеннейший Василий Федорович, мне знаком иной способ танцевания кадрили, как исполняют ее в Североамериканских Штатах. Меня ему научил капитан экспедиции графа Резанова. Ежели вы распорядитесь насчет музыки, мы с удовольствием покажем ее вам.
Распорядитель бала: Дамы и господа, американская кадриль!
Фрейлина 6: Милостивые государи и государыни! Кадриль возникла во Франции в конце 18 в. и была весьма популярна до конца 19 в. Название ее связано с тем, что танец всегда исполняется двумя или четырьмя парами, расположенными по четырехугольнику (quadrille), друг против друга. Кадриль развилась из сельского танца и сначала содержала пять фигур со следующими французскими названиями: «Штаны» (название популярной французской песенки), «Лето», «Курица» (наверное, самая ранняя мелодия, в которой имитируется куриное кудахтанье), «Пастораль» и «Финал»: к нему танцмейстер Трениц добавил шестую фигуру, которая стала носить его имя. Американская кадриль, в отличие от французской, характеризуется меньшим количеством фигур, но гораздо большей подвижностью и быстрым, все ускоряющимся к концу темпом.
Звучит мелодия кадрили, исполняется танец (10 А класс).
Распорядитель бала:
Дамы и господа, прошу вас присоединиться к кадрили! Напоминаю, что постоянное ускорение темпа потребует всего вашего внимания! Следите также за чередованием четных и нечетных пар, подобно тому, как вы делали это в контрдансе!
Пары встают в линии. Звучит мелодия кадрили, исполняется танец.
Фоновая № 8. К императору подходит гусар и вручает запечатанный конверт. Подходит императрица, лицо ее выражает волнение. Император вскрывает письмо, читает его и, вернув гусару, шепотом говорит ему что-то, затем встает и обращается ко всем гостям.
Император:
Милостивые государи и государыни, почтеннейший Василий Федорович! В милом вашем дружеском кругу я отдыхал сердцем и, признаться, забыл, что живем мы во время военное. С сожалением должен оставить вас, ибо неотложные дела призывают меня в столицу.
Распорядитель бала: Августейшая фамилия покидает бальную залу!
Император подает руку императрице, за ними в колонну выстраивается двор (11 классы и фрейлины). Под звуки марша они проходят по залу полный круг и выходят. Остальные гости в это время встают и делают реверанс (дамы) либо кланяются (кавалеры). Распорядитель выходит вместе с двором и закрывает двери зала. Когда двор покинул зал, все садятся.
Директор Лицея __________________.
(гостям):
Милый наш дружеский круг, как изволил выразиться государь, поредел, но дружества оттого, думаю я, не утратил. (Обращаясь к дочери)
Анечка, не споешь ли нам напоследок? Ту самую, что сочинил барон Дельвиг?
Анечка Малиновская: Извольте, папá.
(Екатерина Бакунина подает Анечке гитару. Исполняется песня на стихи барона Дельвига)
Промчатся годы, как мечтанье,
В объятьях сладкой тишины,
Уже отечества призванье
Гремит нам: шествуйте, сыны!
Тебе, наш царь, благодаренье!
Ты сам нас юных съединил
И в сем святом уединенье
На службу музам посвятил!
Прими ж теперь не тех веселых
Беспечной радости друзей,
Но в сердце чистых, в правде смелых,
Достойных благости твоей.
Благословите положивших
В любви отечеству обет!
И с детской нежностью любивших
Вас, други наших резвых лет!
Мы не забудем наставлений,
Плод ваших опытов и дум,
И мысль об них, как некий гений,
Неопытный поддержит ум.
Фоновая № 8.
Распорядитель бала ( входя в зал): Августейшая фамилия изволит покидать Императорский Царскосельский Лицей! Пожалуйте к разъезду!
Все гости строятся за распорядителем и выходят из зала. Фоновая № 8 звучит в это время громко, слышны звуки фейерверка и приветственные крики за окнами. Бал закончен.
19.10.11 г.
Сценарий к дню пушкинского лицея
Цель:
воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина
Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.
Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна
и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво
смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:
Пушкин:
Давно ль был день разлуки шумный,
Давно ль был Вакха буйный пир.
Со мной друзей нет юности безумной,
Теперь уединенье – мой кумир.
А как мы славно пировали:
Бокалы, осушив до дна,
Свободу, вольность воспевали,
Благословляя Вакха-шалуна.
«Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман». (Пушкин)
Теперь один, поэт опальный,
Сижу в Михайловском своем,
Под звуки осени печальной
Я вечер коротаю с нянею вдвоем.
О, где ж вы, други юности беспечной,
Дождусь ли встречи с вами я?
Вас обниму ли с радостью сердечной,
Пожму ли руки вам, мои друзья?
Звенит колокольчик. Входит Пущин.
Пущин:
Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,
Вот, наконец, мы встретились с тобой.
Я вижу: весь в трудах полезных,
Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись
«Евгений Онегин»)
Пушкин:
Я рад!
«…Поэта дом опальный
О, Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)
Пущин:
Давай с тобой мы выпьем за Лицей,
За дружбу, за любовь и за свободу!
За круг, уже редеющий, друзей,
Кого теряем мы все чаще год от году.
Пушкин и Пущин молча чокаются чашками
С морсом и, стоя, пьют.
Пущин:
Быть может, пьем с тобой последний раз
И не увижусь я с тобою боле.
Давай забудем горести на час,
Забудем о печали, о неволе.
Пушкин
(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):
Веселье! Будь до гроба
Сопутник верный наш.
И пусть умрем мы оба
При стуке полных чаш! (Пушкин)
И они поют песню:
Песня
(«Гусарская баллада»)
Мы вспомним юные забавы,
И станет на душе у нас тогда тепло.
Не надо нам с тобою славы,
Лицейской дружбы сохраним навек тепло!
Наш Бахус мирный, вечно юный,
Он с лицеистами всегда был заодно.
Мы в честь него настроим струны
Но мы вино не пьем давно, давным-давно.
Пускай с отрадою печальной
Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.
Не забывай, мой друг опальный,
Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.
Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:
«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.
На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,
что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.
Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.
Дельвиг (обнимая Пушкина):
Привет, Француз, поэт-отшельник,
Как долго же не видел я тебя!
Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)
А ты совсем не бережешь себя.
Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает
И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным
До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)
Пушкин:
«И ты пришел, сын лени вдохновенный,
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)
Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.
Пушкин (снова один):
О, мои милые друзья!
«Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я.
Исполнится завет моих мечтаний:
Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)
Пушкин уходит.
На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.
За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.
Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:
1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.
2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго
Ею любовался.
3. Палярники дрейфовали на льдине.
4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).
5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.
Учительница:
Мне жаль вас, молодое поколенье:
Не чтите вы совсем родной язык.
По-русски написать для вас – мученье,
Для вас могучий русский – не велик.
На языке богатом, русском, говорили
Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…
Его боготворили, знали и любили
Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…
А Пушкин, наш великий, славный гений
(«Живи сейчас он снова среди нас»),
Он, русским словом обратившись к поколеньям,
Такую мысль бы высказал тотчас:
Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.
Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Ученики встают, приветствуя гостей.
Пушкин:
«Доколь же вы, надменные потомки,
Смеяться будете над русским языком?
Стихов и прозы безобразные обломки
Впитают дети ваши с материнским молоком!
Средь них тогда не будет уж поэтов,
А о писателях уж я не говорю!
Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,
А о сонетах и поэмах я и не молю!
Проснитесь же вы, сонные ленивцы!
Бог помочь вам, друзья мои!
Вперяйте в книги вы свои десницы,
Наступят пусть у вас златые дни!»
Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.
Сценарий к дню пушкинского лицея
воспитать в подрастающем поколении чувство родного языка; через постижение красоты языка, его богатства, неисчерпаемых возможностей прийти к грамотной устной и письменной речи. Неиссякаемым океаном для речевого, интеллектуального, нравственного развития учеников должен стать язык произведений нашей классики, в частности, стихи, поэмы, сказки А.С.Пушкина
Сцена. За столом, на котором стоит табличка «11.01.1825 год», сидит Пушкин.
Перед ним стоит графин с морсом и чашка. Рядом сидит Арина Родионовна
и что-то вяжет. На стене надпись «Михайловское». Пушкин задумчиво
смотрит на графин, наливает морс, пьет и говорит:
Давно ль был день разлуки шумный,
Давно ль был Вакха буйный пир.
Со мной друзей нет юности безумной,
Теперь уединенье – мой кумир.
А как мы славно пировали:
Бокалы, осушив до дна,
Свободу, вольность воспевали,
Благословляя Вакха-шалуна.
«Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман». (Пушкин)
Теперь один, поэт опальный,
Сижу в Михайловском своем,
Под звуки осени печальной
Я вечер коротаю с нянею вдвоем.
О, где ж вы, други юности беспечной,
Дождусь ли встречи с вами я?
Вас обниму ли с радостью сердечной,
Пожму ли руки вам, мои друзья?
Звенит колокольчик. Входит Пущин.
Ну, здравствуй, Пушкин, друг любезный,
Вот, наконец, мы встретились с тобой.
Я вижу: весь в трудах полезных,
Корпишь над следующей главой? (на столе лежит рукопись
«Евгений Онегин»)
«…Поэта дом опальный
О, Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил». (Пушкин)
Давай с тобой мы выпьем за Лицей,
За дружбу, за любовь и за свободу!
За круг, уже редеющий, друзей,
Кого теряем мы все чаще год от году.
Пушкин и Пущин молча чокаются чашками
с морсом и, стоя, пьют.
Быть может, пьем с тобой последний раз
И не увижусь я с тобою боле.
Давай забудем горести на час,
Забудем о печали, о неволе.
(высоко поднимая чашку с морсом и улыбаясь):
Веселье! Будь до гроба
Сопутник верный наш.
И пусть умрем мы оба
При стуке полных чаш! (Пушкин)
И они поют песню:
(«Гусарская баллада»)
Мы вспомним юные забавы,
И станет на душе у нас тогда тепло.
Не надо нам с тобою славы,
Лицейской дружбы сохраним навек тепло!
Наш Бахус мирный, вечно юный,
Он с лицеистами всегда был заодно.
Мы в честь него настроим струны
Но мы вино не пьем давно, давным-давно.
Пускай с отрадою печальной
Увидим мы сегодня чаши, чаши дно.
Не забывай, мой друг опальный,
Ты дорог мне давным-давно, давным-давно.
Закончив песню, Пущин обнимает Пушкина и прощается с ним со словами:
«Прощай, друг Пушкин, не поминай лихом», затем уходит.
На столе табличка «Апрель 1825 года». Пушкин ходит по комнате,
что-то бормочет, затем садится к столу, записывает.
Звенит колокольчик. Входит Антон Дельвиг.
Дельвиг (обнимая Пушкина):
Привет, Француз, поэт-отшельник,
Как долго же не видел я тебя!
Я думал, ты на отдыхе, «бездельник», (берет в руки стопку листов)
А ты совсем не бережешь себя.
Нальем-ка морса, а не пенного вина. (он наливает в чашки, поднимает
И выпьем за союз наш, декабристов, свою, чокается с Пушкиным
До капли чашку осушим, до дна! и выпивает)
«И ты пришел, сын лени вдохновенный,
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил». (Пушкин)
Дельвиг и Пушкин, обнявшись и разговаривая, выходят из комнаты.
Пушкин (снова один):
О, мои милые друзья!
«Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я.
Исполнится завет моих мечтаний:
Промчится год, и я явлюся к вам!..» (Пушкин)
Пушкин уходит.
На столе появляется табличка «19.10.2011 г.». Урок русского языка.
За столом сидит учительница и читает вслух отрывки из сочинений.
Перед ней сидят ученики. Отрывки такие:
1. На псарне у Троикурова были гоначные сабаки.
2. Плюшкин наложил посиридине комнаты кучу дабра и долго
ею любовался.
3. Палярники дрейфовали на льдине.
4. Летать на кастылях не просто, но он научился (о Мересьеве).
5. Княсь Нихлюдов был сведским человеком и мачился духами.
Учительница:
Мне жаль вас, молодое поколенье:
Не чтите вы совсем родной язык.
По-русски написать для вас – мученье,
Для вас могучий русский – не велик.
На языке богатом, русском, говорили
Толстой и Гоголь, Достоевский и Лесков…
Его боготворили, знали и любили
Ахматова, Набоков, Чуковский и Крылов…
А Пушкин, наш великий, славный гений
(«Живи сейчас он снова среди нас»),
Он, русским словом обратившись к поколеньям,
Такую мысль бы высказал тотчас:
Входят Пушкин, Пущин, Дельвиг, Горчаков, Кюхельбекер.
Пушкин: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Ученики встают, приветствуя гостей.
«Доколь же вы, надменные потомки,
Смеяться будете над русским языком?
Стихов и прозы безобразные обломки
Впитают дети ваши с материнским молоком!
Средь них тогда не будет уж поэтов,
А о писателях уж я не говорю!
Их хватит лишь на то, чтобы писать куплеты,
А о сонетах и поэмах я и не молю!
Проснитесь же вы, сонные ленивцы!
Бог помочь вам, друзья мои!
Вперяйте в книги вы свои десницы,
Наступят пусть у вас златые дни!»
Пушкин и гости, о чем-то споря, уходят.