SPA салон в центре. Процедуры в марокканской сауне

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Традиционный марокканский хаммам уже стал синонимом приятного времяпровождения и качественного хотя на Западе он стал известен не так давно. Расслабляющая и очищающая процедура распаривания, эксфолиация отмершей кожи, завершающий специальный массаж в итоге дают эффект заново родившегося человека. Благодаря своему терапевтическому воздействию хаммам стал активно использоваться на Западе как профилактическая и лечебная процедура.

Традиционный хаммам в Марокко

Кому случилось побывать в Марокко, тот знает, что традиционный марокканский хаммам совершенно не похож на спа-процедуры в современных салонах. И разница начинается с самого момента попадания туда. Хамам - это общая баня, где вместе «парятся» многие, часто совершенно незнакомые между собой мужчины или женщины.

В Марокко вы не встретите смешанных бань - там их есть три варианта: либо только для женщин или только для мужчин, либо мужчины допускаются в одни дни недели, женщины - в другие, либо хаммам допускает представителей одного пола в одни часы дня, а представителей другого - в другие. К тому же на Востоке это не просто баня - здесь люди общаются и отдыхают.

Особенно это касается женщин - в прошлом многие из них выходили из дома очень редко, и марокканский уход в хаммаме был возможностью не просто привести в порядок тело, но также увидеться с подругами и родственницами, пообщаться и посплетничать. Да и просто банально отдохнуть от домашней обстановки.

Марокканский уход в хаммаме

Визит сюда начинается с оплаты на входе. После человек попадает в раздевалку - комнату, где все посетители могут переодеться в банный наряд и оставить свою одежду. Далее марокканский хаммам, в большинстве случаев, устроен так - холодная комната, после нее теплая, после - горячая. Они соединяются между собой небольшими проходами или коридором, в самих комнатах из стен выходят краны, из которых идет вода.

Традиционно процедуры начинаются с теплой комнаты - здесь посетитель привыкает к температуре, моется, сюда же возвращается после пребывания в горячей, чтобы закончить очищение. Раздевалка и холодная комната часто совмещены в одном помещении, и здесь можно не только переодеться, но и выпить чаю, привыкая снова к обычной температуре.

Марокканский хаммам и берберский уход за телом предусматривают использование черного пилинг специальной перчаткой кессой, массаж с

Массаж и пилинг могут сделать друг другу друзья, либо можно оплатить работу служителя бани - за вполне умеренную плату там во многих хаммамах предоставляют возможность массажа и пилинга усилиями банщиков и банщиц.

Обычаи и правила

Прежде всего, марокканский хаммам доступен для всех, поэтому там обычно находится много людей одного пола. Если случилось пойти в такое место (а не попробовали восточной экзотики в европейском спа-центре), следует иметь в виду некоторые обычаи и традиции, несоблюдением которых можно расстроить и обидеть марокканцев.

В первую очередь это экономия воды - ее следует использовать аккуратно, столько, сколько необходимо, избегая расплескивать вокруг да около. Второе - соблюдение приличий. В мужском хаммаме можно быть одетым в плавки или что-нибудь подобное. Переодеваться также следует, замотав бедра в полотенце или прикрывшись им. Полное обнажение, даже при переодевании, считается оскорбительным, и такого делать не стоит.

Однако в женской бане - другая ситуация: во многих из них можно носить купальник или белье, но есть и такие, где женщины раздеваются полностью - здесь стоит ориентироваться на марокканок. Разумеется, европейка может остаться в купальнике или белье, даже если местные женщины обнажены, однако не стоит снимать с себя все, если этого не сделали другие.

Спа-аналоги в Европе

Марокканский spa-хаммам в европейском варианте - часто одна комната, чаще всего выполняющая роль теплой, либо же под этим названием прячут турецкую паровую кабину, рассчитанную на одного человека. Высококлассные отели и салоны, разумеется, предлагают «полный цикл», адаптированный под европейские вкусы, но включающий все традиционные процедуры и даже больше.

Стоит такой «усовершенствованный» хаммам, разумеется, также значительно больше, однако это компенсируется повышенной комфортностью, исключительно «своей» компанией и дополнительными процедурами на выбор.

Марокканский хаммам - это нечто большее, чем просто банная процедура. Это ни с чем несравнимое удовольствие, которое вы можете получить только в этой бане, а также в некоторых СПА салонах.

«Изюминкой» этой процедуры является специальная марокканская глина вулканического происхождения, которая называется «гассул». Это средство издавна использовалось на самых фешенебельных курортах и в элитных салонах красоты для разнообразных процедур по уходу за внешностью. Глина обладает уникальными свойствами, которые обеспечивают выведение токсинов. Она обеспечивает отличное увлажнение и очищение кожи, тем самым улучшая её внешний вид и состояние. В составе гассула содержится много минеральных веществ, включая железо, магний, натрий, кальций, кремний. Они оказывают позитивное влияние на состояние кожи и волос, восстанавливая при этом их структуру.

Особенности марокканского хаммама

Помимо марокканской глины, специалисты хаммама применяют специальное чёрное мыло, которое обогащено витамином Е и содержит оливковое масло, а также экстракт эвкалипта. Это средство имеет очень хороший аромат и великолепные очищающие характеристики, что способствует омоложению кожи, отшелушиванию мёртвых клеток, увлажнению кожи и т.д. Как правило, это мыло наносится на кожу при помощи специальной рукавички, которая называется кессе.
Как же проходит процедура хаммама по-мароккански? Состоит она из следующих этапов:

Распаривание

Этот этап проходит в специальной парной, которая буквально наполнена ароматами восточных трав и густым влажным паром. Процедура продолжается в течение 20-30 минут, что необходимо для лучшего открытия пор кожи и подготовки организма к следующему этапу.

Расслабляющий и оздоравливающий массаж

Процедура массажа проводится на заранее разогретом каменном ложе, а в процессе массажа используется чёрное мыло и натуральное масло эвкалипта, которое помогает вывести токсины сквозь распаренные поры, а также улучшить функции дыхательной системы.

Пилинг тела

После процедуры массажа, который, как правило, проводится в самом разогретом месте бани, посетителю предлагают перейти в другое, более прохладное место. Здесь мастера выполняют пилинг тела, используя для этого вышеупомянутые рукавички кессе. После этой процедуры вам предложат расслабляющий пенный массаж.

Косметические процедуры

Завершающим этапом марокканского хаммама служат косметические процедуры, которые включают обёртывание с использованием вулканической глины, специально привезённой из Марокко. Кроме глины, в состав для обёртывания входят экстракты лаванды, розы, приятного для восприятия розмарина, мха и других ароматных трав.

В результате вышеописанных процедур, ваша кожа приобретает здоровый вид, становится заметно свежее и моложе, а настроение улучшается на долгое время.


январь 2006


Еще до поездки в Марокко я знала, что там есть пустыня, Атлантический океан, берберы, кускус, Марракеш, а в Марракеше - знаменитый базар. И еще, что в Марокко есть хаммам. Про хаммам мне было известно следующее: это что-то типа турецких бань, там можно заплатить, и тебя сильно разотрут жесткой рукавицей, а потом сделают костоломный массаж, после которого как будто заново родился. Коллега, не так давно вернувшаяся из Марокко, сильно рекомендовала идти в публичный хаммам, куда ходят местные. По ее мнению, в частных хаммамах при гостиницах все окультурено и не будет того эффекта возрождения. Наслушавшись людей, лично испытавших эту процедуру, я загорелась и решила, что первым делом пойду в хаммам, а потом уж и на базар можно.

Публичные хаммамы - раздельные для мужчин и женщин, и возможности заказать приватную сессию, как в русских банях, нет. Меня несколько смущало то, что приходилось идти без компании, одной как-то страшновато, там же ритуалы какие-то, все все знают, а я буду, как неприкаянная. В риаде, где мы собирались остановиться, был свой частный маленький хаммам, его можно было снять приватным образом за какую-то небольшую сумму в час. Там же делали массаж и всякие хаммамные процедуры. Я решила пойти на компромисс - в первый раз схожу в хаммам в риаде, а после этого, уже обогащенная опытом, пойду в публичный, куда ходят все нормальные жители Марракеша.

В нашем риаде (риад - изначально городской жилой дом, с фонтаном во дворе. Сейчас риады - это, в основном, те самые дома, превращенные в маленькие гостиницы - пансионы, в среднем имеющие 5-10 комнат) оказался целый салон красоты. Управляющая показала мне брошюрку с процедурами, и я остановилась на процедуре, включающей хаммам, gommage и массаж. Все это стоило 35 евро и занимало 1,5 часа. На следующее утро после завтрака мы спустились вниз к бассейну, где и располагался салон. Муж наотрез отказался от всяких там хаммамов - маммамов, потому выступал чисто в качестве эскорта. У бассейна он уселся в кресло читать путеводитель по Марракешу, а за меня взялась девушка-мароканка. Первым дело она велела мне раздеться и надеть банный халат, после чего я отправилась собственно в хаммам. Там меня встретила молодая негритянка в купальнике, сняла с меня халат и пригласила пройти в маленькую комнату с двумя деревянными скамейками по бокам и душем в углу. Я, как уже сказано выше, ожидала турецких бань, пара. Ничего такого не было. Было тепло, но не жарко, пара не было вообще. Негритянка облила меня водой из душа и стала намыливать какой-то черной клееобразной жидкостью. Она объяснила, что это - savon beldi, черное мыло, сделанное из оливкого масла (оно бывает или в брусочках, как любое нормальное мыло, или вот в таком более вязком варианте). Savon beldi слегка отдавало советским хозяйственным мылом, но в общем, никаких других претензий я к нему предъявить не могу. Намылив меня с головы до ног, негритянка усадила меня на скамеечку и удалилась, сказав, что надо так сидеть минут 5. Вернувшись, объяснила, что это подготовит кожу к процедуре gommage"a. Смыв с меня все мыло, она пригласила меня в "предбанник", где у стены на возвышении лежал матрас. Уложив меня на матрас, она принялась растирать меня черной рукавицей. По ощущениям рукавица была сделана из мелкозерновой наждачной бумаги, так что растирание доставляло приличные физические страдания. Там, где поработала рукавица, на коже появлялись серые катышки, и их было жутко много. Хорошо, что меня заранее проинструктировали знающие люди, что это у всех так, а то бы я запаниковала. Это значит, сходит старая кожа и выходит грязь. Потратив на растирание добрых 15 минут, негритянка привела меня обратно в хаммам и ополоснула из душа. Дальше она принялась намазывать меня каким-то грязеобразным веществом коричневого оттенка, но очень приятно пахнущим. На мой вопрос, она объяснила, что эта штука называется ghassoul (можно встретить также название rhassoul) - такая специальная глина с гор Атлас, для умягчения кожи, в ней много минералов, она эффективно освобождает кожу от токсинов и нежно отшелушивает. В глину были добавлены всяческие масла - эвкалиптовое я уловила совершенно четко. Негритянка намазала меня всю, включая лицо и волосы, этой глиной и наказала сидеть так 5 минут. По истечении указанного времени она смыла с меня глину, вытерла меня насухо, надела на меня халат и проводила на массаж.

Я вышла из хаммамной комнаты, несколько подустав. Увидев меня, муж обрадовался, ему уже страшно надоело читать путеводитель, он хотел наконец отправиться в город. Но радовался он преждевременно, это было еще не все.

Массажная комната благоухала разными восточными ароматами, играла приятная музыка, по всей комнате были раскиданы розовые лепестки, сразу захотелось расслабиться, что я и сделала на массажном столе под руками массажистки. Массаж я выбрала не мароканский, как-то так получилось, а расслабительный, так что попал он как раз под настроение.

После процедур кожа стала необыкновенно нежной, вкусно пахла какими-то необычными ароматами и от нее как будто исходило сияние.

Вдохновившись таким замечательным результатом, я объявила мужу, что перед отъездом в Дублин я обязательно должна еще раз сходить в хаммам, теперь уже в общественный. Если пораньше встать в день отъезда, то я как раз уложусь, и поеду в Дублин вся такая сияющая.

Несколько дней спустя, рассказав заинтересовавшимся членам нашей группы о своем хаммамном опыте, я сбила группу энтузиастов, и мы решили двинуть в хаммам как только приедем в Марракеш. Но днем раньше, когда мы подъезжали к Ессаура, наш лидер (как звучит!) спросил, а не хочет ли кто сходить в настоящий хаммам, потому как в Ессаура у нас будет такая возможность. Ну мы, конечно, подняли руки. На следующее утро энтузиасты банного дела встретились у дверей отеля с пластиковыми пакетиками с полотенцами и всякими банными причиндалами, что напомнило мне банные дни в пионерском лагере. Вышел молодой человек и повел нас в хаммам, шли мы долго всякими извилистыми улочками, пока, миновав местный базар, не свернули в какой-то тупичок, в самой глубине которого и был хаммам. Юноша из нашей группы сунулся было в дверь, но был остановлен резким движением руки местного дяди. Оказалось, он пытался войти в женский хаммам. Группа разделилась по половому признаку, 6 девушек двинулись на женскую половину, а 2 юноши пошли на мужскую.

Первое смутное подозрение зародилось в моей душе еще в предбаннике, как-то все это было там.... непохоже на мой первый хаммамный опыт. Большой зал, в нем по стеночкам лавки, все на них раздеваются, потом сумки сдают тетеньке в специальном закутке. Номерков нам не выдали, прошу заметить. По-французски тетеньки изъяснялись тоже довольно приблизительно. Заплатив 50 дирхам (где-то 5 евро), мы стали раздеваться. Когда с этим было покончено, все повернулись ко мне, типа - "ну а дальше что делать, ты ж у нас спец". А я и знать не знаю, говорю: "я ведь в таких хаммамах не была, тоже ничего не знаю, заходить,наверное, надо, что ж еще делать, не тут же мерзнуть". Тут прибегает маленькая живенькая тетушка и жестами показывает, чтоб мы шли за ней. Ну поскольку никто другой к нам интереса не проявил, мы последовали за тетушкой.

Пройдя за занавеску мы попали в достаточно большой зал, разделенный перегородкой на две части. В той части, что была подальше от занавески, к стене был пристроен небольшой бассейн, в который постоянно поступала вода и в котором плавали пластмассовые ведра разной величины. Но наблюдалась кое-какая закономерность - одни были сильно большие, другие, наоборот, сильно маленькие. Таких, чтоб среднего размера, не было совсем. Большие ведра были одноцветные. Маленькие же были какие-то пестрые. Присмотревшись, я поняла, что в качестве маленьких ведер используются упаковки из-под стирального порошка, джемов и так далее (вот ведь какая утилизация использованных товаров).

Усадив нас на скамеечку у стены, женщина развела бурную деятельность. Выбрав семь или восемь больших ведер, она начала наполнять их водой. Напомню, что женщина была очень маленькая, росту в ней было не больше 150 см, а ведра были большие. От нашей помощи она возмущенно отказалась. Пока женщина наполняла ведра, делать нам было нечего, и мы, изредка перекидываясь репликами, принялись исподтишка разглядывать других посетительниц хаммама. Происходящее живо напоминало Зощенко: "Гляжу, один гражданин в трёх шайках моется. В одной стоит, в другой башку мылит, а третью левой рукой придерживает, чтоб не спёрли. Через час гляжу, какой-то дядя зазевался, выпустил из рук шайку. За мылом нагнулся или замечтался - не знаю. А только тую шайку я взял себе. Хорошо. Стою стоя, держу шайку в руке, моюсь. А кругом-то, батюшки-светы, стирка самосильно идёт. Один штаны моет, другой подштанники трёт, третий ещё что-то крутит. Только, скажем, вымылся - опять грязный. Брызжут, дьяволы. И шум такой стоит от стирки - мыться неохота. Не слышишь, куда мыло трёшь. Грех один."

Народу в хаммаме было немного. В первой половине, что поближе к занавеске, сидела старая арабка в полном одиночестве и, обложившись шайками ведрами, тщательно терла себя рукавицей. Во второй половине, с бассейном, на скамейках сидело шесть женщин, среди них пара молодых девушек, лет по 18-ти, тоже в окружении многочисленных ведер. Они явно были вместе, но совсем не разговаривали. В полном молчании каждая растирала себя рукавицей. Длилось наше ожидание достаточно долго, женщине нужно было наполнить много ведер, и я поразилась, сколько же у них терпения, вот так сидеть и тереть себя этой руковицей.

Наконец ведра были наполнены. Женщина провела нас в следующий пустой зал, из которого уже не было других выходов, жестами велела всем сесть на пол, и начала таскать ведра. Хаммам внутри был облицован однородным материалом - стены и потолок покрыты такой глазурью кремового оттенка, ее делают из песка с добавлением яичного белка и чего-то еще, при полной луне (иначе, говорят, не застынет). Сидеть на таком покрытии не холодно.

Женщина перетаскала ведра, и жестами показала мне, чтобы я ложилась на пол. Это меня несколько покоробило. Хаммам вообще не производил впечатление храма гигиены, а улегшись на пол, я обнаружила в самом углу комнаты клок чьих-то волос, и к горлу моему подступил комок. Мысленно уговаривая себя не думать об этом, так как отступать уже было некуда, я подверглась процедуре намыливания черным мылом beldi, которое в этот раз было брусочком и гораздо сильнее отдавало хозяйственным мылом. В качестве мочалки женщина использовала кусок крупноячеистой рыболовной сети. Намылив меня, она приказала мне сесть и обрушила на меня ведро воды под веселый хохот остальных девиц. После чего она жестами показала, что мне теперь следует сесть в сторонке и такой же рыболовной сетью с мылом намыливать себе лицо и ступни. Такой же процедуре подверглись все остальные участницы этой авантюры. Пока одну намыливали, только что отмучившаяся натирала себе лицо и ступни, остальные сидели и смотрели. Закончив с последней, женщина отправилась наполнять ведра, мы же стали делиться полученными впечатлениями. Девицы осведомлялись у меня, как это так я им говорила, что будет больно, а им было совсем не больно. Я с видом законченного спеца предполагала, что это только начало, растирать будут потом, а если это и было растирание - то это халтура, и в приватном хаммаме было совсем не так.

Следующей стадией было натирание рукавицей. Происходило это таким же образом, как и прежде - закончив с одной, женщина занималась со следующей, остальные же сидели и смотрели. Рукавица была заслуженная - с дырочками, и терла не так сильно, как в тот первый раз. Было почти не больно. Рассматривая рукавицу, я усиленно отгоняла от себя мысли о том, а, собственно, гигиенично ли это, что нас всех пользуют одними и теми же мочалкой и рукавицей, а сколько еще народу до нас.... Закончив растирание, женщина усаживала пациентку и проделывала что-то вроде массажа. Стоя за спиной жертвы, она складывала ее руки перед грудью, бралась за кисти и слегка тянула. Потом немного мяла спину, производила несколько несильных ударов и отпускала с миром. Закончив с последней из нас, женщина вылила остатки воды из ведра на пол каким-то матросским движением (именно так в фильмах матросы моют палубы) и жестами показала, что все, сеанс закончен, чем сильно разочаровала меня, потому, как я все-таки ожидала мароканский массаж. Но за 5 евро и удовольствие мы получили на 5 евро.

Позднее, удовлетворяя любопытство немытых членов группы, участники парада, стараясь не смотреть на соратников по хаммаму, уклоничиво отвечали: "Это было...... интересно....".

От себя добавлю, публичный хаммам был наиболее близким к тюремной помывке (как я себе ее представляю) опытом в моей жизни. И еще долго в тот день кожа моя благоухала хозяйственным мылом.

Серендипити
26/09/2006 05:08



Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.

В России хамам считается турецкой баней. Однако на самом деле это не совсем соответствует действительности.

Изначально парные бани начали строить в Древнем Египте. Позже в Древнем Риме сформировался специальный банный культ. Полные роскоши термы напоминали современные клубы. В них приходили не только для мытья. Люди здесь общались и развлекались. Эти термы стали предшественниками восточных бань. До того, как они появились, арабы купались лишь в проточной воде. Они считали мытье в бассейнах или ваннах – купанием в своей же грязи. В VII веке на Востоке появились первые бани, которые назывались «хамам ». В переводе с арабского языка это означает – «распространяющий тепло». Благодаря Пророку Мухаммеду бани получили широкое распространение. Он превратил мытье в бане в важную часть религии. Мухаммед говорил, что хамам позволяет увеличить плодовитость и, таким образом, увеличить количество приверженцев исламской веры. Во время завоевания арабами города Константинополя, в Турцию проник Ислам. С ним туда пришел и хамам. Термин «турецкая баня » был введен в 1850 году английским исследователем Турции Дэвидом Эрквартом. Эркварт также нарисовал общий план хамам. Благодаря исследователю европейцы узнали о турецкой бане. Теперь ее можно увидеть в списке доступных процедур во многих европейских санаториях и городах.

От римских бань хамаму досталось расположение комнат в последовательном порядке. Температура этих комнат различается. В одной она прохладная, в другой – горячая, в третьей – теплая. От терм восточные бани отличались тем, что в них не было умственных либо физических развлечений. Из них остался только массаж.

С инженерной точки зрения, хамам представляет собой непростой сооружение. Его обогревает большой котел. Он наполнен водой. Котел обычно встраивается в стену или под пол. Для подачи пара используется маленькое отверстие. Оно расположено на полутораметровой высоте от пола. Чтобы нагреть пол, в трубу под полом хамама подается теплый воздух. При этом он нагревается настолько, что по нему нельзя ходить без обуви. Хамам всегда строят с купольным или сводчатым потолком. Это нужно для того, чтобы конденсат стекал по стенам в канализационный сток, а не лился на голову. Интересно, что в отличие от финской и русской бани, в хамаме все элементы сделаны из камня. Здесь нет ничего деревянного. Дело в том, что камень, при небольшой температуре воздуха в помещении (от 37 до 60 градусов), позволяет получать высокую влажность и поддерживать легкий пар. Таким образом, традиционная восточная баня в самый раз подойдет любителям мягкого климата. Говорят, что пар хамама восстанавливает кровообращение, помогает избавиться от бессонницы, а также излечивает заболевания кожи. Кроме того, он способствует общему оздоровлению и омоложению кожи. Глубокое очищение кожи очень эффективно. При этом она не раздражается. Эпидермис размягчается влажным паром, который, к тому же, разжижает жир. Омертвевшая ткань легко удаляется обыкновенным трением. Хамам позволяет осуществить ингаляцию дыхательных путей, провести профилактику многих заболеваний различных физиологических систем организма, а также расслабить мышцы. Косметологи считают, что хамам вместе с массажем является наиболее эффективным средством, которое помогает избавиться от целлюлита. Если вы хотите обрести замечательный загар, то вам стоит в начале отдыха побывать в хамаме. Очищенная кожа лучше воспринимает загар.

Для марокканцев хамам представляет собой своеобразный ритуал. Здесь они очищают не только физическое тело. Влажные пары бани помогают произойти духовному преображению. Хамам даже называют храмом. В Марокко в каждом районе любого города есть хамам. Чтобы до него дойти, нужно идти за женщиной, несущей ведро с банными аксессуарами. Испокон времен для женщин Востока баня являлась местом, где они сплетничали и обговаривали дела. Хамам служит своеобразным дамским клубом или салоном красоты. Мусульманские мужчины минимум один раз в неделю разрешают своим женам ходить в баню. Обычно женщины идут в хамам в праздничный день. При этом они надевают свои лучшие наряды. Но на сегодняшний день хамам в качестве женского клуба уступает по популярности обыкновенным кафе.

В бане есть женское и мужское отделения. Туристы, которые хотят по-настоящему насладиться хамамом, редко идут в баню при отеле. Они предпочитают посетить это заведение в районе, где проживает местное население. Тем, кто собирается побывать в общественном хамаме, стоит взять с собой резиновые тапочки, стульчик или коврик для сидения, специальную перчатку, ковшик для воды, ведро, маленькое и большое полотенце и теплую одежду. Если вы заботитесь о соблюдении гигиены, то будучи в парной, ищите места вдоль стен и по углам. Дело в том, что от моющихся вода скатывается к отверстиям, находящимся в центре зала. Таким образом, если вы сядете возле стены, то ваши ноги не будут омываться «чужой» водой. В хамаме стоит пользоваться услугами банщиков или банщиц. Их нужно оплачивать отдельно. Для мытья в бане обычно применяют глину и мягкое мыло, которые можно приобрести в бане или в медине. По традиции в хамам ходят на несколько часов.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто