Киргизская тюбетейка. Технология изготовления тюбетеек. Мягкие и твердые, с круглым верхом и с плоским, шелковые, бархатные и парчовые - они были чем-то вроде визитной карточки своего владельца, свидетельствуя о его происхождении, месте жительства, роде з

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Татарская ермолка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЮБЕТЕЙКА татарская ермолка. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ТЮБЕТЕЙКА … Словарь иностранных слов русского языка

ТЮБЕТЕЙКА, татарская ермолка, круглая или остроконечная. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Тюбетей Словарь русских синонимов. тюбетейка сущ., кол во синонимов: 6 плешегрейка (2) … Словарь синонимов

ТЮБЕТЕЙКА - (тюрк. тюбетей, от тюбе верх, верхушка), круглая матерчатая шапочка, иногда отороченная мехом, у народов Средней и Передней Азии. Головной убор мужчин и незамужних девушек. Девичья ТЮБЕТЕЙКА обычно носилась со множеством косичек … Этнографический словарь

тюбетейка - Национальный головной убор круглой или овальной формы. Примечание Тюбетейка может быть украшена вышитыми или ткаными узорами. [ГОСТ 17037 85] Тематики швейные и трикотажные изделия Обобщающие термины головные уборы … Справочник технического переводчика

тюбетейка - (тюрк. тюбетей, от тюбе — верх, верхушка), круглая матерчатая шапочка, иногда отороченная мехом, у народов Средней и Передней Азии. Головной убор мужчин и незамужних девушек. Девичья тюбетейка обычно носилась со множеством косичек … Энциклопедия «Народы и религии мира»

- (тюрк. тюбетей от тюбе верх), круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами у народов Ср. и Передней Азии … Большой Энциклопедический словарь

ТЮБЕТЕЙКА, тюбетейки, жен. (тат. tybetej). Маленькая круглая шапочка, обычно расшитая узорами. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

ТЮБЕТЕЙКА, и, жен. Маленькая без тульи и полей узорчатая восточная шапочка, облегающая голову. | прил. тюбетеечный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

тюбетейка - и устарелое тебетейка, тибитейка … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

  • Великое Нечто , Дмитрий Емец. Вот это парочка бодро шествует по Москве! Хорошо замаскировались! Ни полосатый халат и лихая тюбетейка на дедушке, ни белое свадебное платье на девушке - ничто не выдавало в них инопланетных…
  • Великое Нечто , Дмитрий Емец. Вот это парочка бодро шествует по Москве! Хорошо замаскировались! Ни полосатый халат и лихая тюбетейка на дедушке, ни белое свадебное платье на девушке – ничто не выдавало в них инопланетных…

Тюбетейка на Востоке – своего рода паспорт её обладателя. Форма и орнамент этой маленькой шапочки говорят о принадлежности хозяина определённому народу и сословию. Ни один мужчина не имел права появиться в мечети, на празднике, похоронах или поминках без этого головного убора . Сегодня этот старинный предмет одежды снова возвращается в современный костюм.

Тюбетейка – национальный головной убор среднеазиатских народов, представляющий собой круглую или квадратную шапочку, плоскую или с куполообразным верхом . Изготавливаются они из различных тканей и украшаются тонкой вышивкой. Цвет и орнамент головного убора отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где она была изготовлена.

Тюбетейки носят не только узбеки, где они уже давно стали предметом национальной гордости, но и афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры. Этот традиционный головной убор в Азии носят все, кроме пожилых женщин.

Историческая справка

Корень слова «тюбетейка» кроется в тюркском слове «тюбе» (или «тобе»), что означает «верх». На Востоке считается, что макушка головы – точка соприкосновения со Вселенной, и этот предмет одежды выполняет роль оберега, защищая самое уязвимое место человека от злых духов и притягивая здоровье и благополучие .

Символически тюбетейка, как и купола мечети, – небесный свод, под которым рождается, живёт и умирает человек. Собственно, форма и символика этого головного убора пронизывает всю жизнь восточных людей:

  • юрта – тюбетейка, увеличенная в сотни раз;
  • пиала, из которой принято пить чай, имеет форму купола;
  • каса – традиционна посуда для еды.

Характерные черты головного убора

Выше уже говорилось о том, что тюбетейка может быть круглой и квадратной, с плоским или остроконечным верхом. Ткани для её изготовления могут быть разными: шёлк, сатин бархат, сукно. Изготовить эти головные уборы могут только девушки и женщины с острым зрением и особой усидчивостью.

Детали тюбетейки – описание

Этот головной убор состоит из трёх частей.

Виды тюбетеек

Сегодня в Средней Азии существует множество различных видов этого головного убора: плоские, конусообразные, полусферические и квадратные. Узор и цвет вышивки отражает древние традиции и быт народа.

Важно! Дорогому гостю принято преподносить в подарок традиционно важные для каждого жителя Азии вещи: халат, сюзане (вышитый вручную настенный ковёр) и, конечно, тюбетейку.

Если форма тюбетеек для мужчин, женщин и детей практически не отличается друг от друга, то элементы, украшающие шапочку, различаются в зависимости от пола и возраста.

Вышивка на головном уборе мужчин отличается, как правило, двух-трехцветной палитрой, а узоры на женской шапочке выполняются в более богатой цветовой гамме . Исключение, пожалуй, составляют только уйгуры, мужские тюбетейки которых украшаются не только разноцветной вышивкой, но и бисером. Они представляют собой настоящие произведения искусства и часто украшают стены жилища наряду с коврами.

Важно! Ещё в XIX веке тюбетейки могли носить только мужчины. С того времени до сих пор сохранилась поговорка: «На тебе что, тюбетейки нет?» Это означает: «Ты что, разве не мужчина?»

Ещё один вид тюбетейки – кулох. Эта вытянутая вверх куполообразная шапочка на широком околыше носилась представителями духовенства (дервишами). Кулох мог обматываться сверху чалмой, но остроконечный верх должен был просматриваться.

Девушки и молодые женщины предпочитали небольшие круглые шапочки с высоким околышем и надевали их высоко на лоб. Они могли украшаться не только вышивкой, но и жемчугом, камнями и перьями.

Детская тюбетейка имела форму купола с острым верхом и украшалась на верхушке тесёмкой с кисточкой. Надевая этот сакральный головной убор малышу, мулла благословлял ребёнка, привлекая к нему здоровье и благополучие .

В Туркмении тюбетейка называется «тахья». Форма её может быть любой, а вышивка, как правило, состоит из геометрических элементов и выполняется в палитре, ограниченной красным, белым, жёлтым и чёрным цветами.

Важно! Головной убор свободной девушки украшался пером, а вот если пера на шапочке не было, означало, что невеста уже была сосватана.

Особенности узоров тюбетеек

У каждой мастерицы-вышивальщицы есть свои секреты ремесла, но в её работе всегда отражаются местные традиции. Расскажем подробнее об узорах на тюбетейках:

Чустской

Самая популярная - чустская тюбетейка, где по чёрному полю идёт орнамент, выполненный белым шёлком, символизирующим цвет солнца. Традиционно на тульи шапочки наносили изображения стручка жгучего перца, который обозначал семейное счастье и отпугивал злых духов, а по околышу вышивались стилизованные бараньи рога, означавшие силу и мужество. На жияк наносились волнообразные узоры, символизировавшие состоятельность и жизненную силу.

Шахрисабзской

Шахрисабзская тюбетейка («ирок») отличается богатой цветовой палитрой, так как расшивалась она растительным орнаментом, где каждый представитель флоры и цвет, в котором он представлен, призваны были отразить всё разнообразие и богатство жизни .

Бухарской

По узорам, вышитым на головном уборе золотом и серебром, можно свободно определить её происхождение – это Бухара. Такие тюбетейки называют золотошвейными бухарскими. Золото и серебро на шапочке означали высокий статус владельца или особое значение события, на которое её надевали. Легко узнать эту тюбетейку можно и по традиционным орнаментам:

  • «глаз соловья»;
  • «язычок воробья»;
  • круг, обозначающий цель.

Андижанской

Андижанская тюбетейка, вышитая крестом на плотном белом основании, была наиболее популярна среди женского населения Востока. Традиционные цвета – малиновый, синий и чёрный. Узор «след змеи» символизировал плодовитость и одновременно служил оберегом от дурного глаза . Дополнялась вышивка изображением фруктов и цветов.

Ташкентской

Также особой популярностью у азиатских красавиц пользовалась ташкентская тюбетейка – элемент праздничного наряда. Отличает её многоцветная вышивка нитками и бисером на бордовом, тёмно-синем или тёмно-зелёном фоне. Стилизованные изображения фазаньих, петушиных и павлиньих перьев должны были защитить свою обладательницу от порчи и сглаза . В дополнение к ним на шапочке вышивались фигуры животных и растений.

Байсунской

Байсунская тюбетейка, округлая с конусообразным верхом, предназначалась представителям сильного пола. Вышивка выполнялась в сдержанных тонах, однако каждая цветовая комбинация скрывала в себе глубокий сакральный смысл жизненного пути человека. Жёлтый цвет символизировал цветок хлопка, а ромбовидный элемент белого цвета – сам хлопок .

Околыш достаточно высокий, а жияк сплетался вручную. Охватывая голову владельца наподобие обруча, он перекрывал тёмным силам доступ к самому уязвимому месту (макушке), защищая голову со всех сторон.

Каракалпакской

Ещё один популярный на Востоке вид тюбетейки – каракалпакская. Круглая шапочка, украшенная по околышу орнаментальной вышивкой красными, жёлтыми и зелёными нитями. Есть мужской и женский варианты этих головных уборов: женщины носят на нём сбоку пышный помпон, а вышивка отличается более округлыми линиями в отличие от мужской, где на узоре все линии ломаные. Функция орнамента традиционна – защита от злых сил и дурного глаза .

Тюбетейка давно стала символом Востока и из предмета одежды чисто утилитарного предназначения, пусть даже и сакрального, превратилась в произведение искусства. Вышивальщицы соревнуются друг с другом в мастерстве выполнения украшений и с удовольствием демонстрируют свои работы на выставках различных уровней. Такой богатый материал для развития этого вида искусства даёт древняя история головного убора.

Существует множество исторических фактов, которые, перекочёвывая из архивов и библиотек в современное информационное пространство, снова и снова привлекают внимание к этому старинному предмету одежды.

Мастер-класс: изготовление «Тюбетейки» с пошаговым фото.


Травнева Ольга Юрьевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 с. Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан
Описание: данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели подготовительных групп в детском саду, учителя начальных классов и родители.
Назначение: подарок к празднику Наурыз, работа на выставку.
Цель: изготовление из цветной бумаги казахского головного убора «тюбетейка».
Задачи:
- сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
- научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
- формировать умение вырезать казахский орнамент по технологической карте;
- развивать творческие способности детей, способствовать развитию творческой инициативы учащихся;
- развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
- воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления открытки:
- цветная бумага;
- ножницы, клей, карандаш;
- шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы.


В праздник Наурыз двери каждого дома распахнуты настежь для всех. А дети ходят по улицам, поют казахские песни и поздравляют всех. За это им выносят сладости. Если ребёнок что-то хочет получить в подарок, серёжки или куколку, он может упомянуть об этом в своей песне. И его желание взрослые, по мере возможности, конечно, должны исполнить. Говорят, это приносит удачу. Люди радуются, поют песни, устраивают скачки, играют в разные игры, дарят друг другу подарки.
Вот и мы сегодня сделаем свои подарки к празднику.Я хочу предложить вам сделать один из национальных головных уборов тюбетейку (такия).


Универсальным головным убором казахов можно считать тюбетейку – «такия». Ее носили и стар и млад, мужчины, женщины и даже дети. Тюбетейку надевали непосредственно на голову, а поверх нее – другие головные уборы. Шились «такии», из совершенно различных материй, плотных хлопчатобумажных или мягких дорогих: шелка, бархата, сукна, одноцветных и даже полосатых. Основным декором тюбетейки издавна служила ручная вышивка узорными строчками.
Молодые люди носили «зер такия» - тюбетейки вышитые шелком, золотой или серебряной канителью, пожилые предпочитали однотонные на тонкой шерстяной подкладке.

Выполнение работы «тюбетейка».

Мы будет работать с ножницами, поэтому необходимо вспомним, как надо обращаться с ножницами во время работы.
Во время работы с ножницами соблюдаем следующие правила:
1. Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
2. Перед работой проверь исправность инструментов.
3. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Пользуйтесь ножницами с закруглёнными концами.
4. Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
5. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
6. Следи за движением лезвий во время работы.
7. Ножницы клади кольцами к себе.
8. Подавай ножницы кольцами вперёд.
9. Не оставляй ножницы открытыми.
10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
12. Используй ножницы по назначению.

Приготовим шаблоны . У вас на столах лежат шаблоны для тюбетейки, при помощи них мы вырежем все необходимые детали. А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.


1.Выберем два листа бумаги одного цвета. Вырежем по шаблонам верх тюбетейки и ободок. Длина ободка – 46-48 см (лучше использовать двойной лист цветной бумаги).



Если у вас не найдётся двойного листа цветной бумаги, можно сделать ободок таким образом:
- вырезать две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
- склеить их, получится ободок нужной длины.




2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.


3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.


4. Склеим верх тюбетейки и ободок. Для удобства намазывать клеем будем ободок и понемногу аккуратно приклеиваем зубчики верхней детали.


5. Когда склеили верх и ободок, получилась вот такая тюбетейка.
Вид спереди


Вид сверху


6. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Казахские национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Сегодня искусствоведам известны около 100 видов орнамента.
Представлены шаблоны девяти видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус. Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха. Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались.


7. Для ободка я выбрала орнамент «собачий хвост». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для ободка:


- возьмём полосу бумаги жёлтого цвета;
- сложим полоску пополам;
- затем ещё раз пополам (т. е. получится, что полоса сложена вчетверо);
- обведём по шаблону орнамент и вырежем.
Получилось четыре орнамента, этого мало. Таким же образом вырежем ещё четыре орнамента. Всего получится восемь орнаментов.

8. Через одинаковое расстояние приклеим готовые орнаменты по ободку.


9. Для украшения верха тюбетейки я выбрала один из разновидностей орнамента «бараньи рога». Цвет орнамента - жёлтый.
По технологической карте подготовим орнамент для верха:


- возьмём прямоугольник жёлтого цвета;
- сложим его пополам;
- по шаблону обведём орнамент;
- вырежем орнамент не разрезая по линии сгиба;
- развернём орнамент.
Получился один орнамент, этого мало. Таким же образом вырежем ещё три орнамента. Всего получится четыре орнамента.
10. Распределяя орнаменты симметрично, приклеим их на верхнюю часть тюбетейки.


Наша тюбетейка готова.


Можно выбрать другой цвет для тюбетейки, украсить другими орнаментами. Может получиться вот такая тюбетейка.

На протяжении многих веков казахский национальный костюм отличался простотой, удобством и некоторыми чертами, присущими исключительно ему. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.

Общая характеристика

Для населения всех слоев была характерна общность формы и кроя наряда. К примеру, верхняя мужская одежда выглядела практически так же, как женская. Отличить дамский костюм от мужского можно было разве что по расцветке и отдельным незначительным элементам. Идентифицировать социальное положение и возраст владельца одежды удавалось лишь по некоторым деталям. В данной статье будет приведено описание казахского национального костюма с рассмотрением его отдельных составляющих.

Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха - шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы - кара тулки тон, из верблюжонка - бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

Женский головной убор

Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек - головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных - полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау - длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Мужские головные уборы

Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан - широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное - с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные - отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего - мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Свадебный женский костюм

Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях - на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

Обувь

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги - легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис - кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Декор

Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты. Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом. Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

Заключение

Вот мы и познакомились с национальной одеждой казахов. Напоследок стоит отметить, что в доме современной семьи может стоять разве что кукла в казахском национальном костюме. Сами же люди давно уже сменили одежду. Современные казахские национальные костюмы надеваются разве что на торжества. Наряды в традиционном виде можно встретить в аулах и у представителей старших поколений.

Тюбетейка – старинный национальный мужской головной убор, который имеет важное значение в исламе. Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» - вершина. Этот головной убор является украшением и неотъемлемой частью мужского религиозного костюма.

Древние тюрки носили определенный фасон тюбетейки, которая не только покрывала макушку, но и закрывала лоб до бровей. По поверьям того времени головной убор защищал «третий глаз» от влияния негативной энергии, а конусообразные тюбетейки помогали удерживать связь человека с космосом. Детские тюбетейки служили в качестве оберега новорожденных и имели форму конуса со свисающей тесемкой и кисточкой на кончике. Под такой головной убор мальчикам прятали косичку, которая отрастала на макушке и являлась символом принадлежности младенца к избранным детям.

Символика тюбетеек

В древности по тюбетейке можно было определить социальный статус ее владельца и принадлежность человека к определенным слоям общества. Головной убор, вышитый золотыми нитями, говорил о том, что обладатель такой тюбетейки аристократического происхождения.

Узор, вышитый на тюбетейке, несет много информации о мусульманине. По орнаменту, форме и цветовой гамме, присутствующей на мусульманском головном уборе, можно определить из какой местности человек, его статус, а также приблизительный возраст мужчины (тюбетейка молодого человека более ярких оттенков).

В Средней Азии часто встречается узор вышивки на тюбетейке под названием «Чусти». Это традиционный восточный узор, который сочетает в себе оттенки черного и белого, что делает головной убор универсальным для ношения на праздник и в повседневной жизни. Такая тюбетейка имеет квадратную форму, по верхней части которой, вышиты четыре Калампура (стручковый перец). Нижняя часть чусти обрамлена шелковой тесьмой, над которой вышиты волнистые узоры. Этот орнамент символизирует защиту от злых духов с четырех сторон света, а также сулит богатство и жизнеспособность.

В Таджикистане традиционным узором, вышитым на тюбетейке, является белый миндаль на черном фоне. Без такого головного убора мужчина не может прийти в мечеть, на похороны или на свадьбу.

В Туркмении шьют национальную тюбетейку, которая называется тахья. Узор вышивки выглядит в виде геометрического орнамента в сочетании ярких оттенков желтого, черного, белого и красного. Отличительной особенностью этой местности является то, что Туркменские девушки также носят тюбетейку. Наличие на головном уборе узора в виде перьев означает, что девушка свободна, а их отсутствие – сосватана.

Islam-today

Понравился материал? Пожалуйста, репост!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто