Исследовательская работа на тему оригами начальная школа. Научно исследовательская работа на тему: « Модульное оригами- геометрия бумажного листа» - презентация. Базовые формы оригами

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Динара Нурулина
Исследовательский проект по теме: «Волшебная бумага. Модульное оригами»

Юрминская средняя общеобразовательная школа

"Волшебная бумага . Модульное оригами "

Работу выполнила :

ученица 1 класса

Юрминская СОШ

Имангулова Аделина.

Руководитель : Нурулина Д. Ш.

Исследовательский проект по теме : "Модульное оригами "

I.Введение…. 3

II.Основная часть…. 4

1. Что такое оригами ?

2. Модульное оригами .

3. Для чего же нужно оригами ?

4. Инструменты и материалы, необходимые для занятий оригами .

5. Технологическая последовательность изготовления изделия.

6. Техника безопасности при работе с бумагой и клеем .

7. Заключение.

III.Список литературы…9

Введение

СЛ Давно смотрю влюбленными глазами

На древнее искусство - Оригами .

Здесь не нужны волшебники и маги ,

Здесь нечего особенно мудрить,

А нужно просто взять листок бумаги

И постараться что-нибудь сложить.

Обоснование выбора проекта .

Вещи изготовленные своими руками приносят в наш дом уют и теплоту. В этом я убеждаюсь, когда мы бываем в гостях у своей тёти. Находясь у них дома, я чувствую себя, как в сказке. СЛ3-4 Вот лебеди, зайчики, утёнок, цветы. И всё это из простой цветной бумаги , сделанные в технике модульное оригами .

Мне тоже захотелось внести что-то свежее, новое, оригинальное в свою комнату , создать уют и комфорт, где я провожу немало времени. А именно научиться создавать такие поделки.

Сначала я попросила свою тётю рассказать о технике изготовления таких красивых поделок, а потом изучила литературу по данной теме . Затем я освоила технику модульного оригами .

СЛ5 Цель проекта :

создать изделие в технике модульное оригами .

Задачи проекта :

1. Узнать, историю возникновения техники «Оригами » .

2. Познакомиться с основным приемом складывания базовой детали - модульного треугольника .

3. Освоить технику «Модульного оригами » .

Проблема :

Можно ли с помощью лишь одной схемы складывания создать разные изделия?

Гипотеза :

Маленький модуль – это ключик к большому произведению искусства.

Основная часть

СЛ6 Что такое «оригами » ?

Маг, что придумал бумагу цветную

Красную, желтую и голубую,

Верил, наверно, что могут ребята

Сделать фигурки из разных квадратов.

Эти фигурки на всем белом свете

Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,

Символом счастья – бумажный кораблик .

Сказочных бабочек, розовых зайцев

Выполнить можно при помощи пальцев.

Я предлагаю попробовать с вами

Выучить технику «оригами » .

Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики , и пилотка сделаны по принципу «оригами » .

Оригами – это искусство бумажной пластики , родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае , именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки.

СЛ 7 Оригами бывает различным :

1. Традиционное оригами , где в качестве основы используется квадрат.

2. Модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.

3. В модульном оригами , модели изготавливаются из большого числа однотипных частей (модулей ) .

СЛ 8 Что такое модульное оригами ?

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами , в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей ) . Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги , а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга.

Для чего же нужно оригами ?

С помощью оригами можно создавать разнообразные поделки и композиции.

Поделки оригами – прекрасный подарок, особенно если они сделаны с душой. Оригами замечательно подходит для украшения дома.

Основной рабочий материал в оригами - это бумага . Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Бумага привычна , легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества , позволяет заниматься оригами всем , не зависимо возраста и образования.

Какие инструменты и материалы необходимы для занятий оригами ?

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать фигурки везде, в любой ситуации. Ведь необходимы лишь руки и лист бумаги .

Какая бумага нужна для оригами ?

Для оригами лучше брать такую бумагу , которая после сгибания не образует трещин. Бумага должна быть чистой , не мятой.

Какие ножницы нужны для оригами ?

Желательно иметь ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. При пользовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности : не размахивать ими, при работе, следить за положением левой руки, не работать ножницами с ослабленнымишарнирами, класть ножницы на стол так, чтобы они не свешивались за край.

Какой клей нужен для оригами ?

Клей должен отвечать следующим требованиям : быстро высыхать, не быть слишком жидким (чтобы бумага не размокала , не обесцвечивать краски, не оставлять пятен на бумаге . Лучше всего использовать клей ПВА.

СЛ 9 К АК СЛОЖИТЬ ТРЕУГОЛЬНЫЙ МОДУЛЬ ОРИГАМИ ?

1. Кладем прямоугольник из бумаги обратной стороной к себе. Сгибаем его пополам. 2. Чтобы наметить линию середины, сгибаем и разгибаем прямоугольник. 3. Сгибаем края прямоугольника к середине. 4. Переворачиваем. 5. Загибаем уголки, оставляя между верхним треугольником и сложенным уголком небольшой зазор. 6. Поднимаем края вверх. 7. Складываем треугольник. 8. 9. Получившийся треугольный модуль оригами имеет два кармашка и два уголка.

СЛ 12-13 Технологическая последовательность изготовления изделия

Посмотрев различные варианты изделий в интернете, я остановилась на изготовлении цветов и вазы.

Тюльпаны - одни из первых весенних цветов, предвестники солнца и тепла. Но чтобы любоваться этими нежными цветами, не обязательно ждать весны. Тюльпаны из оригами могут радовать вас круглый год.

Для изготовления отдельного цветка нам понадобится : 105 треугольных модулей - для формирования бутона, и зеленая бумага - для стебля и листьев цветка.

Берём цветную бумагу , нарезаем квадратики, складываем и можно сложить из треугольных модулей тюльпан .

Начинаем складывать детали с небольшой пирамидки, в первом ряду три модуля , во втором два и в третьем один. Постепенно добавляйте модули в каждый ряд , они будут удерживать друг друга. Когда в первом ряду у вас окажется 15 деталей (соответственно по 14 и 13 в остальных рядах) необходимо замкнуть круг, соединив первый модуль ряда с последним и надев сверху один модуль , а в третий ряд, добавив еще два. У вас получилось кольцо, которое нужно вывернуть так, как показано на рисунке. Пальцем нажимаем на центр, края поднимаются. Теперь на эти края мы будем надстраивать 4 и 5 ряд модулей , в каждом из которых будет по 15 модулей . Начиная с 6 ряда, мы формируем тюльпану лепестки. На фото для наглядности эти модули сделаны из красной бумаги . Вы вставляете их по четыре штуки, делая между ними промежуток в два модуля . Заканчивать сборку будем индивидуально на каждом лепестке : первый ряд – 4, второй – 3, третий – 2, четвертый – 1.

Из зеленой бумаги скручиваем жгут , вырезаем широкий лист, приклеиваем к жгуту, оборачивая вокруг. Получившийся стебель вставляем внутрь коробочки тюльпана, при необходимости садим на клей, чтобы надежнее держался.

Букет красивейших тюльпанов из разноцветных модулей готов , могу смело его дарить, а могу с удовольствием оставить себе и каждый день любоваться творением своих рук.

СЛ 14 Заключение

Я довольна своей работой. Наша комната стала уютнее и красивее. Мои поделки получились интересными, красивыми, необычными, что позволило мне со вкусом разнообразить интерьер моей комнаты, а также приобрести новый опыт по изготовлению изделий своими руками в технике модульного оригами . Я считаю, что мой проект удался .

Моё пожелание всем, кого хоть немного заинтересовал мой проект .

Чтобы познать искусство оригами ,

К фантазии и знаниям прибавь ты

Огромное желание творить!

Терпение, старанье, аккуратность,

К работе постоянно прилагай!

И добрые чудесные решенья

В прекрасном настроенье создавай!

Спасибо за внимание!

Список литературы

1. «365 моделей оригами » . Т. Сержантова. М.: «Айрис-Пресс. Рольф.» 1999г.

2. «Оригами игрушки из бумаги » . С. Соколова. М.: «Махаон» . 1999г.

3. «Чудесные поделки из бумаги » . Б. Богатова. М.: «Просвещение» . 91г.

4. «Смастерим из бумаги » . М. Стейнбек. Таллинн «Валгус» .1988г.

5. «Удивительная бумага » . И. Черныш. М.: «АСТ-Пресс» .1998г.

6. «Оригами на праздничном столе» . Афонькины. М.: «Аким» .1998г.

8. «Работа с бумагой : поделки и игры» . И. Кобитина. М.: «Сфера» .1999г.

9. «Мир игрушек и поделок» . Сборник. Смоленск «Русич» .1999г.

10. «Моя первая книжка по рукоделию» . «Дрофа» .1995г.

11. Журнал «Оригами . Искусство складывания из бумаги ». 1995 – 2003 гг.

12. Оригами . Праздничные модели. Соколова С. 2005 г.

1 Научная работа "Сказочный мир Оригами"

Казахстан, город Талдыкорган

Средняя школа №9

Учитель начальных классов

Лаврентьева Татьяна Игорьевна

Тема исследования

"Сказочный мир оригами"

Отзывы

на работу учащегося 4 «В» класса Ли Артёма «Сказочный мир оригами».

Работа посвящена одной из интересных тем об оригами.

Оригами – это хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук. Это дает непередаваемое ощущение приобщения к культуре и исскуству Японии, которым Артем увлекается второй год. Ему нравится сам медитативный процесс создания этих оригами, которыми можно заниматься как на переменах, так и в свободное Технология создания фигур погружает состояние творчества, потрясения и восхищения этой технологией. Это простая и в то же уникальная и трудная технология, помогает усовершенствоваться в своей профессиональной подготовке. Делая по образцу, потом хочется творить и придумывать самому. В процессе работы возникает множество вопросов, ответы на которые нужно находить, изучая это исскуство. Первые работы были простыми и незатейливыми - складывание из простых белых листов. Затем Артём приобрёл специальную цветную двустороннюю бумагу для оригами, креповую бумагу, салфетки. Оказывается можно воплотить свои идеи в быту: красивые белые лебеди украсят праздничный стол, цветы из салфеток, букеты цветов надолго порадуют глаз. Ну и это ещё не всё, есть модульное оригами. Для него нужна простая офисная бумага и терпение. Складывание маленьких деталей в большую фигуру вырабатывает терпение и усидчивость.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик. Это и увлекло Артёма.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются сказкой для детей. Артём видит в изготовляемых им поделках простор для творчества и фантазии. Как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Этого можно достичь, не только варьируя игрушки по величине и цвету, но и внося какие-либо новые детали в конструкцию самих поделок. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь. Изготовление оригами для Артёма – является очень интересной, увлекательной и познавательной деятельностью, которая воспитывает у него аккуратность при выполнении работы и развивает пространственное воображение, наблюдательность, эстетическое отношение к действительности.

Тема исследования_________________________________________ 1

Рецензия________________________________________________­­­_ 2

Озывы___________________________________________________ 3

Цель и задачи исследования_________________________________ 6

Гипотеза_________________________________________________ 7

Актуальность, ожидаемый результат__________________________ 8

Заключение_______________________________________________ 15

Галерея работ______________________________________________ 16

Список используемой литературы_____________________________ 20

Тема исследования

Сказочный мир оригами

Исходя из темы «Сказочный мир оригами», мы поставили перед собой

Цель

- на основе собственных впечатлений и интереса к необычному занятию, заинтересовать одноклассников и родителей этим увлечением.

В ходе работы решались следующие задачи:

  1. 1. Познакомить учащихся и взрослых с всемирным наследием через пальцы рук.
  2. 2. Составить демонстрационное пособие для всех.
  3. 3. Разработать слайды с фотографиями.
  4. 4. Анализировать знания разных возрастов людей об оригами.

Гипотеза:

Мы часто встречаемся в жизни с разной бумагой, а знаем ли мы что из бумаги можно создать произведения искусства?

Предположим , что оригами развивает логику, мышление, память.

Допустим , что,выполняя мелкие детали мы развиваем мелкую моторику пальцев рук.

Возможно , делая оригами, мы станем архитекторами, конструкторами, математиками.

Что, если , взять не белую, а цветную бумагу, соединить много мелких деталей?

Практическая значимость работы заключается в том, что:

во-первых, данный материал может быть использован учебными заведениями, в качестве учебного пособия для уроков и классных часов;

во-вторых, для саморазвития детей;

в-третьих, это интересно и актуально.

Актуальность

это хобби, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук, погружает в состояние творчества, потрясения и восхищения этой технологией.

Методы и приемы: частично-поисковый, научный, практический

Ожидаемый результат:

  • Использование материала данной работы на внеклассных мероприятиях по изобразительному искусству, трудовому обучению и на классных часах в школе
  • Заинтересовать детей и взрослых искусством оригами
  • Научить делать простые и сложные фигурки животных и птиц
  • Занять свободное полезным делом

Теоретическая часть

Что такое оригами?

  • Оригами-это японское искусство складывать животных, игрушки или людей.
  • Своё название оно получило от японских слов <<ори>>-складывать и <<гами>>-бумага
  • Оригами складывают ТОЛЬКО из бумаги

Оригами. Кто-то уже не раз слышал это слово, кто-то сам занимается этим замечательным искусством, а для некоторых это слово звучит впервые. Но оригами стоит того, чтоб о нём говорили. Это уникальное занятие для всех и каждого, для пятилетнего малыша и математика на пенсии, для папы в выходной и учителя на уроке. Каждый найдёт в оригами то, что ему близко, интересно. И никого оригами не оставит равнодушным. А впрочем, вы и сами знаете об оригами много. Помните, тюльпаны из тетрадного листа или «водяные бомбочки»? Да и самолетики запускали прямо в классе и кораблики из бумаги пускали плавать по лужам. Помните? Так вот это и есть – оригами.

– Оригами похоже на фокус – из обычного листка бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка!

– Для занятий нужна только бумага и ваши знания!

– С помощью оригами легко и быстро создается целый мир, в который можно играть

– Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей

– Оригами – коллективное творчество! Работая вместе, дети сделают множество интересных композиций!

– Оригами не требует больших материальных затрат

– Для занятий оригами нет возрастных пределов

– Не требуется особых способностей – получается у всех!

– Помогает быстро оформить класс, комнату, зал

– С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки

Какая бумага нужна для оригами?

Например: уоши (бумага ручной работы), двусторонняя бумага, тисненая бумага (её поверхность не гладкая, а шершавая), метализированнная бумага (фольга, целлофан, слюда), бумага с узором, подручные материалы.

В Японии выпускается специальная бумага различного формата и оттенков для занятий оригами. Она заранее нарезана на аккуратные квадратики и продается небольшими наборами. Работать с ней – одно удовольствие. Нам потребуется позаботиться о квадратах самим. Вы можете работать с обычной офисной бумагой. Ее толщина и качество вполне подходят для складывания, но, к сожалению, она белая. Показывать складывание фигурок с ее помощью неудобно. Цветная сторона позволяет лучше демонстрировать процесс складывания. По этой же причине не совсем хороша для демонстраций красочная цветная импортная бумага для ксероксов и факсов, хотя некоторые сложенные из нее изделия смотрятся чрезвычайно эффектно. Можно использовать цветную бумагу. Главное, чтобы она была не слишком толстой и не ломалась на сгибах.

Японские традиции оригами

Самураи изготавливали амулеты-оригами, которые назывались <<ноши>>. Амулет должен принести победу в битве.

Так выглядит <<ноши>>

А в чём лучше всего приподнестидары богу?

Оригами в Японии ведет начало от периода Хэйан (794 – 1185 гг.). В эту эпоху бумага, сделанная ручным способом, была изысканным и ценным материалом, который использовался в особых главным образом в религиозных церемониях.

Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания. Быть может, в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»). Один из таких ритуалов, например, состоял в изготовлении небольших бумажных коробочек Санбо, в которые клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений в синтоиских храмах.

Модульное оригами

Сами занятия оригами, безусловно, очень полезны для любого возраста, поскольку прекрасно развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, внимание, точность и терпение. Отличие модульного оригами в том, что изделие собирается как конструктор из множества одинаковых деталей (модулей). Эта увлекательная техника была придумана в Китае. Работы, выполненные в этой технике очень эффектны, необычны. Они могут быть прекрасным эксклюзивным подарком ручной работы для друзей, замечательным украшением интерьера помещений, оформлением выставок, витрин и т. д. Сложность лишь в том, что для одного изделия может понадобиться от нескольких сотен до тысячи и более деталей. Поэтому эта техника очень хорошо подходит для коллективного выполнения и может использоваться на уроках и в семейном творчестве.

Кому обязан мир оригами?

Развитие оригами, как направления современного искусства, связано с именем Акиры Йошизава.

С оригами он впервые столкнулся в три года, когда соседка сложила ему бумажную лодочку. Старшие братья быстро привели её в негодное состояние и Акира попытался сложить точно такую же, и несмотря на малый возраст, ему это удалось! В шесть лет Акира пошёл в школу и продолжал самостоятельно заниматься оригами, осваивая традиционные для того времени фигурки. В тринадцать он перебирается в Токио, где работает и учится в вечерней школе. В двадцать два года Йошизава устраивается на машиностроительную фабрику, где помимо основной работы изучает начертательную геометрию. Вскоре ему поручают учить новичков читать чертежи. При этом Йошизава активно использует оригами, объясняя с его помощью азы геометрических понятий. Эти занятия имели успех и вызвали интерес не только у его учеников, но и у владельцев фабрики. Тогда Акира получает разрешение заниматься оригами в рабочие часы. В это самое время у него созревает представление о том, что отсутствующая и в душе человека, и в природе абстрактная геометрия проявляется в мире в виде оригами.
В 1978 году он посещает СССР, где демонстрирует своё искусство в Москве, Ленинграде и Находке. Только в 1989г. в Москве и в 1991г. в Санкт-Петербурге создаются общественные организации центров оригами.
Одно из первых упоминаний об оригами в российской отечественной литературе написано графом Львом Николаевичем Толстым. Он отметил самое важное, что с помощью оригами умение творить красоту своими руками люди могли передавать друг другу.
конструкции распасться.

Символ мира -журавлик

Весь мир облетела история маленькой девочки СадакоСасаки, лишившейся родителей во Второй мировой войны. Она жила в Хиросиме в доме своего дяди. Садако заболела раком крови (лейкемией), и с этим страшным диагнозом её положили в больницу.Врачи не могли помочь девочке. На протяжении всей болезни Садако складывала из любых, попадавшихся в руки бумажек фигурки классических японских журавликов. Она верила в старинную легенду, о том, что тысяча таких сложенных фигурок может помочь ей в исполнении заветных желаний. Сначала Садако молилась о своём выздоровлении, однако, когда поняла, что умирает, то стала просить у священного журавлика мира для всех детей планеты.Садако успела сложить 644 журавлика.

Оригами сегодня

На западе оригами долго не признавали искусством. В Америке и Европе мальчики и девочки складывали разные фигурки.

Но только недавно оригами признали искусством. Лишь совсем недавно мир наконец рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

Сейчас уже доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Но через эту пропасть существует много мостов: живопись, музыка, поэзия, наука. Оригами тоже своеобразный мостик.

Оригами оказалось, кроме всего прочего, и идеальным конструктором, состоящим из одной детали – листа бумаги, который позволяет складывать тысячи и тысячи разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия способны сотворить из кусочка бумаги целый мир!

Заключение

В ходе работы над темой «Сказочный мир оригами», мы поставили перед собой цель - на основе собственныхвпечатлений и интереса Артёма, заинтересовать детей и их родителей искусством оригами.

В ходе работы решили следующие задачи:

  1. Познакомили учащихся и взрослых с всемирным наследием через пальцы рук.
  2. Составили демонстрационное пособие для всех.
  3. Разработать слайды с фотографиями.
  4. Анализировали знания разных возрастов людей об оригами.

Об оригами написаны множество книг, снято множество фильмов взрослыми людьми для взрослых, поэтому наше предположение, что работа, составленная ребёнком, заинтересует вас, подтвердилось.

Практическая значимость работы заключается в том, что:

во-первых, данный материал может быть использован семьями и детьми;

во-вторых, может быть использован во и после учебных занятий;

в-третьих, на внеклассных мероприятиях по изобразительному искусству и трудовому обучению или на классных часах в школе.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что этопрежде всего развитие творчества, которое позволяет в свободные минуты заниматься изучением всемирного наследия через пальцы рук, погружает в состояние творчества, улучшает память, внимание, сосредоточенность и развитие мелкой моторики рук.Потому данная работа считается актуальной.

В ходе работы мы использовали методы и приемы: частично-поисковый, аналитический, научный, практический.

Ожидаемый результат: данную работу предлагаем в качестве материала для развития творческих способностей учащихся в школе и хобби для всех возрастов.

Список используемой литературы:

  1. Артистова У. Своими руками – оригами. // Народное творчество. – 1995. – №1. – С. 25–27.
  2. С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина // Оригами на праздничном столе. – М., 1996. – С. 2–3.
  3. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома: Экспериментальный учебник для начальной школы./С.Ю. Афонькин, Е.Ю. Афонькина. – 5-е изд. – М.: Аким, 1998. – 207 с. – Библиогр.: 206–207.: ил.
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997.

Все началось год назад, когда я жил в другом городе и начал ходить на кружок технического моделирования. Я очень люблю создавать разную технику из конструктора и мне стало интересно, как можно было бы создать технику из бумаги. Однажды мне в руки попала книга «100 игрушек из бумаги» Так я увлекся оригами. Классическое оригами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Областной креатив-фестиваль «Надежда»

старших дошкольников и младших школьников

Номинация «Творчество. Исследование. Успех»

Направление «Мир увлечений»

Тема :

«МИР ОРИГАМИ»

Выполнил

Филимендиков Родион, 2б класс

МАОУ Абатская СОШ №1

Руководитель:

Усольцева Галина Ивановна

С. Абатское 2012

Аннотация

Все началось год назад, когда я жил в другом городе и начал ходить на кружок технического моделирования. Я очень люблю создавать разную технику из конструктора и мне стало интересно, как можно было бы создать технику из бумаги. Однажды мне в руки попала книга «100 игрушек из бумаги» Так я увлекся оригами.

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предполагает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Именно эта техника оригами меня и привлекла.

Японская мудрость издревле гласит:
«Великий квадрат не имеет пределов».
Попробуй простую фигурку сложить,
И вмиг увлечет интересное дело.
А. Е. Гайдаенко

Гипотеза исследования

Оригами- древнее искусство конструировать из бумаги, которое популярно и приносит пользу в современном мире.

Цель:

Узнать о развитии оригами.

Задачи исследования

  • Узнать, что такое оригами.
  • Определить особенности оригами.
  • Выяснить, какую пользу приносит оригами.
  • Научить одноклассников изготовлять изделия.
  • Заинтересовать других.
  • Получить ответ на вопрос: «Каждый ли может сделать оригами?».

Актуальность.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным.
Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил. Это и есть основная актуальность данной темы.


Практическая значимость работы состоит в том, что будет изучена соответствующая литература по проблеме, созданы разные изделия из бумаги, сделаны выводы.

План исследовательской работы

  • Ознакомиться с историей оригами.
  • Узнать виды бумаги используемые для оригами.
  • Ознакомиться с основными принципами складывания оригами.
  • Узнать, какие инструменты нужны для работы
  • Изготовление поделок.

Методы исследования:

  • Анализ источников информации по исследуемой проблеме.
  • Наблюдение.
  • Беседа.
  • Обработка и анализ полученных данных.

Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами буквально означает «бумажные поделки». Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги.
Мне захотелось узнать об этом интересном увлекательном и полезном искусстве.

Я узнал в библиотеке, что знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и сейчас.
На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе.
Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой. В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям.

Хорошо известна трагическая история японской девочки из Хиросимы, которая после атомной бомбардировки осталась сиротой, обреченной на умирание от лучевой болезни. В больничной палате девочка делала бумажных журавликов. В Стране восходящего солнца существует предание: если сложишь тысячу, то исполнится любое задуманное желание. Ведь птица эта обладает бессмертием. В японских домах не редкость увидеть огромные гирлянды разноцветных журавликов. Садако сложила 644 журавлика. До тысячи оставалось еще много. И узнав об этом, дети стали присылать в Японию бумажных птиц со всех континентов. В них - знак сострадания и милосердия…

Сейчас в оригами существует три основных течения :

  • Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат.
  • Второе течение – модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы.
  • Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей.

Для достижения художественного эффекта необходимо для каждой работы подбирать наиболее подходящую для нее бумагу.

Эксперемент: Зависит ли чёткость фигурки от яркости цвета бумаги?

Вывод: Чёткость фигурки не зависит от яркости цвета бумаги. Все фигурки получились чёткими, выразительными. Бумага для оригами может быть любого цвета. С помощью раскрашивания можно разнообразить фигурки и создавать целые серии.

Эксперимент: Какая бумага лучше подходит для изготовления поделок оригами?

п/п

Качество бумаги

Как сгибается?

Результат

Тонкая

Легко

Рвётся по краям

Толстая/ксероксная

Трудно. с усилием

Фигурки получаются более чёткими

Тетрадная

Легко

Фигурки получаются чёткими

Гофрированная

Не сгибается вообще

Не получилось сделать даже базовую форму

Вывод: Бумага для оригами может быть любой, но она должна отвечать нескольким требованиям:

  • бумага при сгибе не ломается;
  • бумага хорошо держит складку, то есть поделка не раскрывается, а сохраняет форму;
  • после разгибания складки на бумаге виден ровный рубец, а не испещренная мелкими складками линия;
  • бумага имеет ровный цвет и не пачкает руки.

Из своего небольшого опыта я сделал вывод, что этим требованиям отвечает бумага для ксерокопий.

В основе современного оригами лежит квадрат.

В современной технике оригами используется не только бумага, а и другие материалы. Например, шелк, фольга, природные материалы, пластилин. Эти материалы служат, в основном, для оформления поделок. Но я ещё этим не занимался.

Базовые формы

Я понял, что нужно очень хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий – подобрать наиболее подходящий вариант базы. Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База – простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата. Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку. Дверь - базовая форма дверь получается из книги. Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника. Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами. Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму. Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка. Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник. Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки. Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы. Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам. Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок. Из базовой формы “ Журавлик ” можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду… Из базовой формы “ Шляпа ” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету… Из базовой формы “ Верблюд ” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы… Из базовой формы “ Пони ” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент… Естественно, что олень, сделанный из базовой формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы. К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов. Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.

Из беседы со своими бабушками и дедушками я выяснил, что каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги- кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, они летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.

Что нужно для начала работы с бумагой?

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей

1. Стрелки

2. Линии

3. Знаки

В простом/классическом виде для оригами требуется только квадратный листок бумаги, но есть ещё инструменты и материалы, помогающие помогут расширить опыт в освоении искусством оригами.


Инструменты для резки

Резак с дисковым ножом. Представляет собой прямоугольную основу (рабочий стол), вдоль которой по направляющей перемещается режущий механизм. Он, в свою очередь, состоит из заточенного металлического диска, заключенного в защитный кожух.

Ручной дисковый нож (Роликовый нож). Вращающийся нож предназначен для работы с различными материалами: бумага, картон, ткань, винил и др.Удобен в работе. Съемное острое лезвие обеспечивает удобство в работе как левшей, так и правшей. Во время работы ткань не будет скользить.

Фигурный резак легко вырезает любую фигуру по специальному трафарету, он не заменим при создании декоративных элементов для страничек и открыток. Некоторые модели фигурных резаков можно использовать без трафарета.

Канцелярский нож для бумаги. Думаю это самый распространенный инструмент для резки бумаги после ножниц. Канцелярский нож в основном используется для разрезания бумаги, отличаясь при этом хорошей универсальностью. Благодаря исключительно остроте лезвия, канцелярские ножи просто незаменимы там, где требуется тонкий, точный разрез материала.

Ножницы. Человечество знает про ножницы и пользуется ими уже более трёх тысяч лет. Со временем появилось множество различных видов ножниц, от ручных до промышленных.
Ножницы нужны чтобы уменьшать большие листки, доводя их до тех размеров, с которыми можно работать резаками или ножиком. Также ножницы необходимы для вырезания нестандартных форм.

Ножницы с фигурными лезвиями. Необходимвы для вырезания узорных краёв. Это может быть узор волна, зигзаг, гребешок и др.

Коврик для раскроя. Не стоит забывать что при работе с ножом следует использовать специальный коврик, для предотвращения повреждения рабочего стола.


Лезвия для сгибов и фальцевальные косточки

Специальные лезвия и фальцевальные косточки могут использоваться для наметки складок.

Инструменты для выталкивания

При работе с мелкими деталями или маленькими моделями согнутые углы не всегда можно поправить руками, для этого нужны тонкие и длинные инструменты, которые можно найти в любой квартире - деревянные палочки (зубочистки), длинные иголки или разогнутые скрепки.

Заключение:

  • Работая над этой темой, я понял, что этот вид искусства очень популярен в мире;
  • Оригами развивает воображение, фантазию, так как дает большую возможность для импровизации с бумагой; зрительную память; сообразительность и находчивость, потому что изделие оригами нельзя просто механически складывать; кисть руки, потому что работают пальчики, формируется мышление; внимательность, так как, складывая, надо постоянно следить за своими действиями; уравновешенность, уверенность в своих силах и в себе, как в личности; эстетический вкус; терпение, потому что изделие нельзя получить сразу; организованность. Мне очень нравится вносить в изделие что-то своё, получается неплохо.
  • Оригами это способ украсить помещение. Изделия из оригами может занять достойное место в любом доме и приковывать восхищенные взгляды гостей. https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Методы исследования:

    № п/п Изготовленные фигурки Цвет изделия Результат 1 Чайка на воде Жёлтый Фигурка чёткая, выразительная 2 Журавлик Синий Фигурка чёткая, выразительная 3 Морской котик Красный Фигурка чёткая, выразительная

    № п/п Качество бумаги Как сгибается? Результат 1 Тонкая Легко Рвётся по краям 2 Толстая/ксероксная Трудно. с усилием Фигурки получаются более чёткими 3 Тетрадная Легко Фигурки получаются чёткими 4 Гофрирован ная Не сгибается вообще Не получилось сделать даже базовую форму

    Линия сгиба «долиной», «на себя» Линия сгиба «от себя» Согнуть и разогнуть Существующая линия, след сгиба Невидимая, скрытая линия

    Повернуть фигуру Перевернуть фигуру Сгиб гармошкой Вытащить, открыть, вывернуть, развернуть Нажать, затолкнуть Сделать надрез Дунуть, надуть

    Совместить отмеченные точки Раздвинуть слои бумаги Равные углы, равные отрезки, прямой угол

    Резак Ручной дисковый нож Канцелярский нож Лезвия для сгибов


    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен муниципального района имени Лазо Хабаровского края

    Исследовательская работа

    Тема: Волшебный мир оригами

    Выполнила: Миронова Марина,

    ученица 5 «а» класса МБОУ СОШ р. п. Мухен

    Руководитель: Горностаева Валентина Ивановна,

    библиотекарь МБОУ СОШ р. п. Мухен

    2016 г.

    Содержание

    1. Введение…………………………………………………………………3-4

    2. Основная часть

    2.1. Оригами – искусство складывания бумаги………………………….5

    2.2. История оригами……………………………………………………...6-7

    2.3. Журавлики Хиросимы………………………………………………..8-9

    2.4. Азбука оригами……………………………………………………….10

    2.5. Техника складывания…………………………………………………11

    2.6. Оригами и основные геометрические понятия……………………..12-13

    2.7. Исследование бумаги для оригами…………………………………..14

    2.8. Оригами в повседневной жизни……………………………………...15

    3. Заключение………………………………………………………………16-17

    4. Литература………………………………………………………………..18

    5. Приложения……………………………………………………………….19-24

    Введение

    Оригами – удивительное, загадочное слово. Практически каждый человек знаком с оригами, хотя не каждый из нас слышал это иностранное слово. Оригами – это японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги.

    Единственный рабочий материал - это бумага. Единственный инструмент – руки. Это уникальное занятие складывать своими руками красивые игрушки и геометрические фигуры. Еще наши бабушки и дедушки делали из бумаги и картона самые различные вещицы, хотя само понятие им знакомо не было. Это были и бумажные игрушки: кораблики, самолетики, бумажные шляпы и кепки, защищающие голову от солнечных лучей, и оригинальные сувениры из бумаги (приложение 1).

    Первый раз это слово я услышала в 1 классе на уроке технологии. Но тогда я особого внимания этому не придала. В конце 4 класса, как то на уроке нам показали бумажные поделки, выполненные с помощью треугольного модуля в технике оригами (приложение 2). Учитель показал нам как соединять эти модули между собой. Это был единственный урок и мне захотелось узнать больше об этом интересном, увлекательном и полезном искусстве.

    Моя мама, видя мое увлечение, купила мне книгу "Модульное оригами". Выполняя по схемам книги различные поделки я почувствовала, что я приобретаю опыт складывания бумаги, который мне пригодился на уроках математики. Играя, я познавала азы геометрии. При изготовлении фигурок оригами развиваются воображение, мелкая моторика рук, пространственное мышление, воспитывается вкус, аккуратность, трудолюбие, что и делает, изучение использования оригами актуальным для исследования.

    Объект: оригами как вид прикладного искусства. Предмет исследования: использование оригами в повседневной жизни. Цель: рассмотреть возможности использования техники оригами для образования и развития учащегося.

    Гипотеза: занятия оригами способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственному мышлению, успешному изучению математики.

    Задачи:

    Изучить историю оригами;

    Ознакомиться с техникой оригами;

    Научиться создавать изделия оригами;

    Выявить связь оригами и математики;

    Найти способы применения оригами в повседневной жизни.

    Методы исследования:

    1. Метод математической статистики и обработки данных.

    2. Анализ научно-популярной литературы.

    2. Основная часть 2.1. Оригами – искусство складывания бумаги.

    Понятие «оригами» пришло из японского языка. Сами японцы и были основателями этого вида искусства. В буквальном переводе оно означает «сложенная бумага», так как «ори» переводится как «сложенный», а кама – «бумага». Японцы оригами понимают как «искусство целого листа», т. е. изначальное его условие – неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода вмешательств, прибавлений и других действий по отношению к нему. Только сгибание или складывание листа.

    Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей.

    Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» - складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата.

    Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты - тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему (приложение 3).

    В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции - бумажные модели.

    Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.

    2.2. История оригами

    Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея. Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай (приложение 4).

    Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Первоначально бумажные фигурки и поделки оставались лишь предметами ритуалов и обрядов народов азиатских стран. Их изготавливали к свадебным торжествам, ими украшали дом во время пиршеств или иных праздничных мероприятиях и традиционных обрядах. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца. Позднее искусством оригами стали пользоваться самураи. Они изобрели способ сворачивания листа бумаги таким образом, что лишь только посвященный в тайны оригами человек мог развернуть его, не испортив.

    К началу XIV в. мода на оригами настолько захватила жителей стран

    Востока, что практически каждая зажиточная семья имела своего учителя - оригамиста, который обучал детей этому мастерству. Неумение выполнять поделки из бумаги считалось верхом невоспитанности. Любое образование теперь было немыслимым без знаний и владения техникой оригами.

    Япония же, создавшая целую оригамную азбуку, основу бумажного мастерства, официально осталась родиной этого искусства. Именно здесь и были изобретены все классические модели бумажных фигурок, поделок, которые используются по всему миру и по сей день.

    На Русь оригами пришло гораздо позже. В XIX в. одними из первых, кто научился сгибать из листа бумаги различные фигурки, стали дети царя Николая II. Обучил их этому мастерству филолог из Кембриджа, которого пригласили для обучения наследника престола. Детям это занятие сразу же пришлось по душе. Еще долгое время оригами в России оставалось «детским искусством».

    Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой (приложение 5). В черновике к статье "Что такое искусство" он пишет: "Нынешней зимой одна мама научила меня делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями. Выдумка эта от Японии. Я много раз делал этих петушков детям, и не только дети, но всегда все присутствующие большие, не знавшие этих петушков, и господа, и прислуга развеселялись и сближались от этих петушков, все удивлялись и радовались: как похоже на птиц эти петушки махают крыльями. Тот, кто выдумал этого петушка, от души радовался, что ему так удалось сделать подобие птицы, и чувство это передается, и потому, как ни странно сказать, произведение такого петушка есть настоящее искусство".

    Восстановлению и возвращению оригами мир обязан известному мастеру-оригамисту Акира Йошизавы (приложение 6). Именно он после Второй мировой войны посвятил себя восстановлению утраченного и изобретению нового в искусстве оригами. Все свои знания и опыт он зафиксировал и отразил в точных чертежах, разработав условные знаки оригами.

    К традиционным в настоящее время добавились и модульные оригами. Модуль – это часть, деталь, элемент фигуры. Этот вид оригами подобен сборке, когда объединяется множество одинаковых модулей, образующих ту или иную бумажную конструкцию. В целом, этот вид оригами напоминает детские кубики, из которых можно строить замки, дворцы, машины и другие вещи. Многогранные же заготовки в виде кубов, шаров, коробок и иных мелких одинаковых частей из бумаги мастера - оригамисты соединяют в определенной последовательности. Чаще всего данным способом выполняют больших размеров конструкции (замки или дворцы), а также сложные фигуры животных, цветов и иных растений, птиц, рыб. Чем опытнее оригамист, тем сложнее фигура (приложение 7). Модульное оригами часто используется мастерами, так как позволяет из различных геометрических частей создавать сложнейшие оригамные конструкции. Однако для занятий модульным оригами важно, чтобы мастер умел производить очень непростые геометрические расчеты. Иначе поделка будет иметь неприглядный покоробленный или вывернутый вид.

    2.3. Журавлики Хиросимы

    Международный символ оригами – японский бумажный журавлик. Журавль – символ счастья и удачи в Японии (приложение 8). С бумажным журавликом связана одна печальная история-легенда, придавшая ему дополнительное значение, и превратившая его в священную птицу мира. Во время второй мировой войны в Хиросиме жила маленькая девочка по имени СадакоСасаки (приложение 9). Она родилась в 1943 году и была совсем малышкой, когда при бомбежке Хиросимы погибли ее отец и мать. Сама Садако выжила, но заболела лучевой болезнью. Девочка боролась с болезнью как могла, но ей становилось все хуже с каждым годом. Лежа в госпитале, Садако складывала бумажных журавликов. Она верила, что если сложит тысячу журавликов, ее желание сбудется. Работать над журавликами становилось все тяжелее, и, поняв, что ей никогда не выздороветь, Садако стала мечтать о мире для всех людей Земли, чтобы не было больше войн и не гибли невинные. Но она не успела сделать тысячу журавликов. Сделав 644 журавлика, Садако умерла от болезни в госпитале 25 октября 1955 года. Узнав об этом, дети со всех стран стали присылать в Хиросиму сделанныe ими оригами – бумажных журавликов в надежде, что мечта Садако осуществится. В Японии воздвигли памятник Садако, и до сих пор в музей мира в Хиросиму дети присылают бумажных журавликов как символ мира и памяти.

    Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками (приложение 10).

    Изготовление журавлика:

    1. Журавлика начинаем складывать с базовой формы Квадрат

    2. Раздвигаем слои бумаги по бокам и делаем три сгиба: загибаем и разгибаем

    правый и левый края, после чего загибаем и разгибаем верхушку фигуры.

    Переворачиваем, повторяем то же самое с другой стороной;

    3. Аккуратно поднимаем верхний слой ромба и загибаем его кверху.

    Проделываем это, нажимая по бокам.

    4. Переворачиваем фигуру, повторяем то же самое с другой стороной;

    5. Раздвигаем по бокам слои бумаги и загибаем бока лицевого слоя фигуры к центру;

    6. Переворачиваем фигуру другой стороной и проделываем то же самое, что и в прошлом пункте;

    7. Теперь раздвигаем слои бумаги по бокам фигуры и заворачиваем кверху

    острые нижние концы. Нажимаем по бокам, выравниваем фигуру и отгибаем

    в стороны как вы уже догадались, нос и хвост журавлика;

    8. Загибаем журавлю нос, расправляем крылья и вуаля.

    2.4. Азбука оригами

    Простейшее способы конструирования поделок основаны на умении складывать квадрат пополам, по вертикали или горизонтали и последовательном сгибании бумаги сначала вдоль, а потом поперек, подравнивая стороны к противоположным углам. Все эти действия отмечены условными значками, стрелками, разработанными и утвержденными Японской ассоциацией оригами. В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Помимо знаков существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную «азбуку» оригами. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине ХХ века известным японским мастером Акирой Йошизавой .

    Приёмы-выворачивание Техническим приёмом, порой применяемым в оригами, является выворачивание фигурки или её части наизнанку. Естественно, это удаётся сделать только тогда, когда эта часть состоит как минимум из двух слоёв бумаги. Приём и результат выворачивания бумаги можно посмотреть на моделях кусудам - «шаров» (приложение 11).

    2.5. Техника складывания Исследуя технику складывания, я обратила внимание на выполнение сгибов. Они должны быть “острыми” и слои бумаги должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не было смещения и изделие получилось красивое и аккуратное. Нужно соединять уголки ровно и точно.

    Правильно сложена бумага или нет, зависит от мастерства и глазомера , которые можно развивать с помощью оригами. Оригами помогает развивать наблюдательность . Ведь для того чтобы сделать, например, собаку, мне необходимо представлять ее форму, движения и повадки: иначе, моя фигурка не будет похожа на настоящую собаку. Если этого не делать, то работа остаётся просто повторением движений.

    Так как, в оригами основной инструмент – пальцы рук и их необходимо тренировать, что позволяет улучшать мелкую моторику рук . Для этого я предлагаю сначала выполнять простые базовые формы.

    2.6. Оригами и основные геометрические понятия

    Сейчас в оригами существует три основных течения. Первое течение – традиционное оригами, где в качестве основы используется квадрат. Второе течение – модели складываются из листов треугольной, прямоугольной, пяти-, шести-, восьмиугольной формы. Третье течение – модульное оригами, модели изготавливаются из некоторого, иногда довольно большого числа однотипных модулей. То есть все фигуры в оригами выполняются из геометрических фигур, значит это одна из точек прикосновения оригами с математикой. Но в оригами фигуры можно построить без чертежных инструментов, используя несколько сгибов. При работе с квадратом знакомимся с понятиями: угол, сторона, диагональ, центр, средняя линия, вершина, деление отрезка на части, угла на части, со способами складывания квадрата и складывания из квадрата других геометрических фигур. Таким образом, с помощью оригами решаются геометрические задачи на плоскости. Продолжая исследование, складывая модульные конструкции, традиционные кусудамы, я пришла к выводу, что они напоминают геометрические тела. И я погрузилась в оригаметрию. Оригаметрия - это сочетание оригами и геометрии, которое несет в себе оригинальность другого подхода к геометрическим задачам. В оригаметрии считается: а) роль прямых будут играть края листа и линии сгибов, образующиеся при его перегибании; б) роль точек - вершины углов листа и точки пересечения линий сгибов друг с другом или с краями листов.

    Еще в 19 веке немецкий педагог Ф.Фебель основал интегрированный курс обучения математике при помощи оригами (приложение 12). Оригами можно использовать на занятиях по математике в таких заданиях, как: а) найти горизонтальные, вертикальные, наклонные линии; б) найти все квадраты; в) найти все треугольники;

    г) дать название изображениям; в) складывание квадрата, смежные стороны, диагональ.

    Идеи Фребеля и сегодня очень интересны. Оригами способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук.

    Складывание многогранников – увлекательнейшее занятие, но вместе с тем и не простое. Оно требует аккуратности, точности и высокого сосредоточения внимания. В старших классах мы будем изучать раздел математики – СТЕРЕОМЕТРИЯ. Она изучает свойства фигур в пространстве. Среди них есть ПЛАТОНОВЫ ТЕЛА (приложение 13).

    Существует пять правильных многогранников, которые называют Платоновыми телами. Они составлены из правильных многоугольников (тетраэтд – 4 треугольника, октаэдр – 8 треугольников, икосаэдр – 20 треугольников, куб – 6 квадратов, додекаэдр – 12 пятиугольников).

    На свете существует множество других многогранников, но они будут или полуправильные, или неправильные. Наилучший способ познакомиться с платоновыми телами и другими многогранниками позволяет занятие оригами, так как из бумаги такие фигурки складываются легко и быстро.

    2.7. Исследование бумаги для оригами

    Любители искусства оригами среди всех предпочитают и наиболее активно используют такие виды бумаги как писчая, газетная, оберточная, обойная, типографская, калька, картон, бархатная и другие. Если рассматривать каждый тип в отдельности, то каждый из них будет обладать своими преимуществами и недостатками для изделий оригами.

    Поэтому я решила исследовать бумагу и выбрать ту, которая лучше всего подходит для оригами

    Вид бумаги

    Преимущества

    Недостатки

    Бумага для оригами


    Легко складывается, хорошо держит складки.


    -

    Салфетки


    Подходит для специальных изделий.


    Сложно складывать, со временем фигурка сама по себе раскладывается.

    Оберточная бумага


    Плотная, но тонкая, при складывании не утомляет пальцы. Размер ее не ограничивается.


    Не хватает раскраски.


    Офисная бумага


    Хорошо держит складки, прочная.


    -


    Бумага для уроков труда


    Очень тонкая. Это позволяет складывать фигурки с большим количеством складок.


    Подсыхает и на складках появляются белые полоски.

    Из данного исследования можно сделать вывод, что для оригами подходит любая бумага . Нужно лишь под ту фигурку, которую я хочу сложить, найти подходящую бумагу.

    2.8. Оригами в повседневной жизни

    Мы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Создавая разнообразные и сложные изделия из бумаги, мы делаем свои произведения частью повседневной жизни. Салфетки - искусство оригами можно использовать и в сервировке стола (приложение 14). Наш быт и отдых теперь сложно представить без продуктов искусства оригами. Оно еще помогает в оформлении холлов и залов, стендов для выставок, экспозиций и др.
    Как приятно получать подарки! Но не менее приятно их дарить. Подарок, изготовленный своими руками, а не купленный в магазине, - это нечто уникальное, оригинальное и особенно приятное. Благодаря искусству оригами мы можем подарить младшим сестренкам и братишкам забавные игрушки. Что бы мы не приготовили, наши родные и любимые будут приятно удивлены. Широкую известность в наши дни приобрело такое направление в оригами, как упаковка подарков. Коробочка может быть обычной квадратной, в форме звездочки, в форме спичечного коробка, необычной формы, санбо, дзунако - видов коробочек может быть бесчисленное множество... Небольшой подарок можно положить в красиво оформленную коробочку, а подарок покрупнее - можно украсить розочкой или звездочкой из бумаги (приложение 15). Искусство оригами - прекрасный способ сделать подарок необычным и интересным.

    Цветы в нашей жизни занимают очень большое место. Их мы дарим любимым в дни праздников. Ими же украшаем свои квартиры, наряды, и подарки для близких. Цветы из бумаги можно сделать как объемными, так и плоскими. Объемные цветы можно поставить в любую декоративную или бумажную вазу. Плоские цветы используют в основном для изготовления панно, украшения подарочных коробок (приложение 16).

    3 . Заключение
    Оригами прежде всего – искусство, призванное дарить людям радость.
    Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

    Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки. Но еще оригами способствуют успешному изучению геометрии. В процессе складывания фигур оригами я легко ориентируюсь в пространстве и на листе бумаги, могу делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ. Все это помогает развитию первых чертежных навыков. В процессе работы над проектом я узнала много нового, что относится к геометрии и математике.

    Мой первый учитель начальных классов, Ирина Александровна, от нее я узнала, что работать руками полезно еще и для развития полушарий головного мозга, так как правая рука отвечает за левое полушарие, а левая рука - за правое. Выходит, при складывании оригами развиваются оба полушария мозга, так как работают обе руки одновременно. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи - логопеды. Помогает оно людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами. Подтвердилась моя гипотеза, что занятия оригами способствуют развитию творческих способностей, мелкой моторики рук, пространственному мышлению, успешному изучению математики.

    Вывод : оригами

    - учит различным приемам работы с бумагой;

    - развивает способность работать руками;

    - учит совершать последовательные действия;

    - стимулирует развитие памяти;

    - учит концентрировать внимание;

    - знакомит на практике с основными геометрическими понятиями;

    - развивает пространственное воображение, художественный вкус и

    творческие способности.

    - развивает уверенность в своих силах и способностях;

    Волшебное искусство оригами

    Исследовательская работа


    2015
    ОГЛАВЛЕНИЕ


    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 12

    Еще одним известным российским мастером является Татьяна Николаевна Проснякова (приложение 2, фото 11). Она автор идеи и руководитель сайта «Страна Мастеров», который популярен у детей и любителей поделок ручного творчества не только нашей страны. В этом можно убедиться, посетив её блог. Татьяна Николаевна является автором учебников и книг по художественному труду для начальной школы. Она проводит мастер-классы и интернет - курсы по предмету технология и изоискусство для детей и взрослых. На ее мастер-классах в аудитории всегда трудно найти свободное место.

    Необычными работами славится семья Виктории и Владимира Серовых (приложение 2, фото 13) Они так же ведут свой сайт и издают книги по оригами. Виктория ведет кружок оригами при детской библиотеке. На её занятия приходят и мамы с детьми, и бабушки с внуками, и пенсионеры, и воспитатели детских садов, и преподаватели оригами из школ и детских домов. Она рада всем - и детям и взрослым, для всех находится интересное занятие. Сама впервые с оригами познакомилась еще в школе (кораблики, самолетики, хлопушки и т.д.), но слово "оригами" услышала в пятом классе, когда учительница математики дала ей схему японского журавлика. В 2000-м получила доступ в Интернет, и детское увлечение вспыхнуло с новой силой. Сначала складывала по чужим схемам, затем появились авторские фигурки, которые можно увидеть на сайте Серовых .

    Викторию в её творческих начинаниях очень поддерживает муж, который и сам является автором прекрасных работ. Свою первую авторскую работу - летающий самолет - он придумал еще в начальных классах школы. Владимир подходит к проектированию и созданию строго математически, пытаясь выверить и обосновать каждую складку, а Виктория - больше импровизирует. Некоторые работы - результат их совместного творчества.

    4. МОДУЛЬНОГО ОРИГАМИ НА КАРГОПОЛЬЕ

    На выставках разных уровней все чаще можно видеть различные работы именно в технике модульное оригами. Как же модульное оригами появилось у нас в Каргопольском районе? По этому вопросу я обратилась к своему педагогу, руководителю объединения «Модульное оригами». Елена Николаевна рассказала, что первые работы у нас в городе появились 5-6 лет назад. Это были фигурки лебедей. Первую поделку в этой технике она увидела в детском саду «Снежинка» на выставке. На этикетке был указан автор этой работы – Елена Валерьевна Дедова.

    Елена Николаевна считает, что модульное оригами развивает не только мелкую моторику рук, но и внимание, память, фантазию, пространственное мышление. А еще у моего педагога есть своя страница на сайте Татьяны Просняковой «Страна Мастеров», где она делится своими мастер-классами со всеми желающими.

    В ходе исследования мне удалось встретиться и с Еленой Валерьевной Дедовой. Из разговора с Еленой Валерьевной я узнала, что она познакомилась с этой техникой в городе Северодвинске. Её буквально заворожили фигурки белоснежных лебедей, которые она увидела у знакомой. Первой работой Елены Валерьевны стала фигурка лебедя.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Считаю, что поставленной цели я достигла, так как узнала много нового и интересного об истории появления оригами. Чем ближе знакомилась с этой техникой, тем более таинственным и притягательным становился мир превращений бумажного листа в замысловатые фигурки.

    В результате исследования я выяснила, что жители нашего маленького города Каргополя тоже собирают фигурки в этой технике. Многих с модульным оригами познакомила мой педагог Елена Николаевна.

    Та информация, которой я теперь обладаю, обязательно пригодится мне в дальнейшем на уроках истории в школе, с ней я обязательно познакомлю своих одноклассников и друзей.

    Я поняла, что модульное оригами завоевало огромное число поклонников в России не случайно:


    • в основе фигурок оригами лежит простой модуль, его могут складывать дети, взрослые, пенсионеры.

    • модули можно складывать везде – дома, в машине, во время просмотра фильма.

    • из модулей можно составить модели любой сложности и размера – от самых простых до сложных и трудоёмких.

    • позитивно влияет на память, ведь чтобы сделать поделку, мы должны запомнить последовательность её изготовления, а также способы складывания.

    • этот вид творчества замечательно сближает всю семью, поскольку каждому позволяет внести свой вклад в создание прекрасного.
    В результате исследования я своими руками сделала несколько поделок. Хотя они могут показаться еще примитивными, но все же останавливаться на достигнутом не собираюсь. Мне также хочется еще подробнее узнать о развитии и появлении этой техники на русской земле, а особенно на Каргополье.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто