Пасха мертвых, что это: как готовиться, что делать, как отмечают Радоницу в России. Проводная неделя после пасхи именуется светлой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Реклама

В христианстве, кроме церковных праздников и постов, особое место занимает Родительский день. 2018 год не станет исключением и все верующие вспомнят о родителях и близких родственниках.

Главным поминальным днем у православных считается Радоница. В этом году она приходится на вторник, 17 апреля.

Родительский день после Пасхи в 2018 году: когда, что можно делать?

Дни, когда поминаются самые близкие родственники, в христианстве называют Родительскими. В церковном календаре в течение года имеется восемь таких поминальных дней. Каждый год они проходят в разные дни, так как привязаны к главному христианскому празднику Пасхе.

Существует несколько объяснений, почему День поминовения успоших называется Родительским днем: первое объяснение такого названия напрашивается само собой. Ведь, вспоминая об умерших родственниках, мы в первую очередь думаем о самых близких для нас людях – о родителях; другая версия заключается в том, что после того, как усопшего человека предают земле, он, по версии христиан, отправляется к своим самым близким людям, то есть родителям.

Согласно церковным канонам главный родительский поминальный день приходится на девятый день после Пасхи, а именно на вторник. В 2018 году это будет 17.04.18.

Надо отметить, что этот день по-разному называется в разных регионах России. Где-то его называют Могилки, где-то Пасха мертвых, а где-то Радовница. Однако, суть этого праздника неизменна — это специальный день для поминовения усопших родителей и самых близких людей.

Считается, что название «Радоница» появилось от глагола «радоваться», так как в этот день мы не только вспоминаем умерших близких, но и поздравляем их с Пасхой, веря в то, что наступит Царствие Небесной, и все мертвые воскреснут.

Главной особенностью этого дня является приготовление специального угощения, которое предназначается, как для живущих сейчас людей, так и для мертвых. На Радоницу вновь красят яйца и готовят кутью. Надо отметить, что большую часть яиц окрашивают в красный цвет.

В некоторых регионах России сохранилась традиция «христосоваться с усопшими». Для этого красные яйца закапывают в землю. В некоторых селениях принято их помещать в землю непосредственно на кладбище, в других - достаточно прикопать в поле или за домом, где жил усопший. В такой местности, как правило, считают, что «мертвые перемещаются под землей».

Другим неизменным блюдом на Радоницу является кутья. Так называю т кашу из пшеницы или риса, смешанную с изюмом, орехами, маком и сухофруктами. Перед тем как приступить к трапезе за поминальным столом, необходимо обязательно отведать кутью.

Некоторые славянские народы также сохранили традицию печь в этот день блины. Одни хозяйки пекут тоненькие полупрозрачные угощенья, другие предпочитают пышные лакомства. Первые блины по традиции помещают в узелок или корзину и несут на кладбище.

До сих пор на Радоницу на могилы усопших приходят все родственники, чтобы всем вместе вспомнить близких и отведать блинов. В старину на этом трапеза на кладбище заканчивалась.

Люди отправлялись домой и за праздничным столом продолжали вспоминать умерших. Если поминки дома проходили с употреблением алкоголя, то запрещалось чокаться. Также недопустимо было применение ножей и вилок. Остатки с поминального стола запрещалось выкидывать. Было принято вскармливать ими «птах небесных».

В этот день верующие ходят в храм, чтобы помолиться об умерших, посещают кладбище, убираются на могилках, вспоминают ушедших родным любовью и молитвой. В Радоницу нельзя отказывать в подаянии - все просящие должны получить милостыню. В этот день не ругаются и не злословят.

Самым правильным поведением на могиле усопшего в Радоницу считается такой порядок вещей: перед праздником необходимо убрать могилу и привести ее в надлежащий вид; при посещении захоронения следует зажечь свечу и прочитать молитву; после этого вместе с другими родственниками нужно вспомнить усопших в лучшем свете; в завершение можно отведать блинов или кулич и поздравить умерших со Светлым Воскресением.

Родительский день после Пасхи в 2018 году: когда, что нельзя делать?

В последнее время появилась традиция рядом с могилами стали устраивать пышные трапезы с алкоголем. Причем после них на местах захоронения оставляли яйца, рюмки с водкой, хлебом и другой едой. Церковь считает это недопустимым.

Поминая близких, необходимо молиться за их души и надеяться на то, что всех нас ждет воскрешение.

Служители церкви считают, что куличи, яйца и т.п., которые оставляют после поминовения являются признаком языческих традиций – «потчевать покойных». Если вы считаете себя православным человеком, то не следует этого делать.

Недопустимым является и поливание могил спиртным.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи.

9 день от Пасхи - родительский день, принято посещать кладбище и поминать умерших родственников.


День особого поминовения усопших

Первоначально Радоницы (радоницы, тризны) - имена божеств, олицетворяющих почитание усопших, хранительниц душ умерших людей. Радоницам и их подопечным приносили жертвы из обильных пиршеств и возлияний на погребальных курганах, чтобы еще не отлетевшая душа покойного могла насладиться зрелищем того уважения, которое ей оказывают живые. Постепенно слово "тризна" стало обозначать поминки, а "радоница" - весеннее поминовение усопших. Именно весеннее, потому что живые особенно старались задобрить покойников в пору расцвета природы, окончательного отступления зимы, поры мертвого сна всей земли.


Обычаи

Именно на Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших, куда приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, где совершается поминальная трапеза и часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Это реальное, живое, бытовое общение с усопшими отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который "не есть Бог мертвых, но живых" (Мф 22, 32).

Есть дивный пример того, как разделяют с нами радость о Воскресении Спасителя наши умершие. Однажды один благочестивый старец Киево-Печерской лавры на Пасху пошел вместе с диаконом покадить пещеры, где почивали усопшие. И только воскликнули они: «Христос воскресе, отцы и братия!», как послышалось в ответ громогласное восклицание: «Воистину воскресе!»


«Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим, вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц – нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», – пишет святитель Иоанн Златоуст.


История праздника Радоница

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), праздник Радоница отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Само его название привилось от общеславянского языческого весеннего праздника с поминовением умерших, называвшегося Навьим днем, Могилками, Радаваницами или Тризнами. Этимологически слово "радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели - как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь - жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, "с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших".


По традиции "на Радоницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут", то есть приступают к сельхозработам, посещают могилы и затем веселятся вечером. Этот день давно стал светским Днем Памяти или Повиновения, в отличие Троицкой родительской субботы.


Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения – Святым Животворящим Крестом. Крест на могиле православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха - время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

Мы сердечно поздравляем всех христиан с праздником Радоницы!

Этот день для православных верующих очень важный, ведь именно на Радоницу верующие вспоминают всех усопших. На Радоницу принято посещать могилы своих родственников и вспоминать о них только хорошее.

Православные верят в том, что душа человека не умирает, а попадает в царствие Господа после смерти физического тела. Радоницу отмечают с пятого столетия до нашей эры. Праздник назван так, чтобы в этот день не печалится, а радоваться. На Радоницу христиане радуются воскрешению Христа, рассказывают об этом своим родным и друзьям.

Стоит отметить, до прихода христианства также существовал день, когда вспоминали и чтили память умерших. Наших предки считали, что существует другой загробный мир, а душа покойного человека переходит в Царство Мертвых, из которого уже никогда не возвращается.

Поминовение умерших с приходом христианства сохранилось. Праздник оброс традициями и обычаями. Отмечать его начали весной после того как сходил снег. В день поминовения умерших по традиции устраивали народные гуляния, приносили жертвы Радуницам. Считалось, что приношение жертвы поможет вырастить хороший урожай, а семья будет жить в достатке и здравии.

Церковь на Радоницу проводит литургию, после которой устраивается вселенская панихида. Люди в этот день идут на кладбище на могилы покойных родственников. На могилках принято оставлять пасхальные яйца, печенье, конфеты. Но в этот день нельзя плакать на кладбище, иначе душам умерших будет неспокойно. Вспоминать в этот день следует только светлые события, связанные с теми, кто поминается.







На девятый день после Пасхи (вторник на Фоминой неделе) христиане отмечают Радуницу. Это наиболее почитаемый у православных праздник, посвященный памяти умерших.

День, который в церковном календаре называется Радоницей,— «праздник пасхального поминовения мертвых в связи с воскресением Христа».

Церковный Устав не случайно предписывает посещение кладбищ после Светлой недели: Пасха для верующих есть вход в мир, где упразднена смерть и где все, кого можно воскресить, уже живы во Христе.

Народное название Фоминой недели — Проводная. Считается, что Господь отпускает души усопших на Пасху, а потом их провожают к могилам живущие на земле. Слово «Радуница» значит «блестящая», «просветленная». Считают также, что название «Радуница» происходит от слова «радость», которую принесло Воскресение Христово. Живые делятся своей радостью с умершими в надежде на всеобщее воскресение.




В народе, в отличие от церковного обычая, издревле в этот день на могилы приносили еду и питье. «Похристосоваться» с умершими и разделить с ними праздничную трапезу считалось долгом каждого православного человека.

Традиционные ритуальные блюда, вкушаемые на Радуницу, — поминальная кутья, крашеные пасхальные яйца, пироги, калачи, блины, куличи, драчены, сырники, медовые пряники, печенье, конфеты, из напитков — сыта, кисели, вино, пиво. Приносили на кладбище и другую снедь: мясо, домашнюю колбасу, рыбу, печеную пасху, кокурки (пшеничный хлебец с запеченным в нем яйцом). Перед трапезой на могилку выливали рюмку водки или вина и клали столовую ложку кутьи. Едой принято было делиться с умершими: яйца, блины и прочие угощения крошили на могилах и оставляли там.

Обязательно читали молитву «Отче наш...», а также пасхальный тропарь «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». За трапезой вспоминали добрые дела и жизнь покойных.

Празднование продолжалось дома в кругу семьи. Отведав кутью, пили, не чокаясь, водку или вино, и печаль нередко переходила в веселье.






МОЛИТВЫ ПЕРЕД И ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ ПИЩИ

ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения.

ПОСЛЕ ВКУШЕНИЯ
Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.

ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ВКУШЕНИЕМ ПИЩИ ДЛЯ НЕУМЕРЕННЫХ В ПИТАНИИ
(молитва для похудения)
Также молю Тебя, Господи, избави мя от пресыщения, сластолюбия и даруй мне в мире душевном с благоговением принимать щедрые дары Твои, да вкушая их, получу укрепление сил моих душевных и телесных для служения Тебе, Господи, в немногий остаток моей жизни на Земле.



Вот несколько традиционных блюд к этому празднику.

СЫТА (ПОМИНАЛЬНОЕ БЛЮДО)
Сахар или мед растворить в кипяченой воде и добавить нарезанный мелкими кубиками или накрошенный хлеб.

СЫТА ФРУКТОВО-ЯГОДНАЯ
Ингредиенты:
50 г меда, 1/2 стакана фруктового или ягодного сока, 2 стакана воды.
Приготовление
Мед развести в кипяченой воде, охладить, добавить фруктовый или ягодный сок, можно добавить в сыту немного лимонной кислоты.

КУТЬЯ ПОМИНАЛЬНАЯ
I вариант
1,5 стакана чистых зерен пшеницы залить холодной водой на 2-3 часа, сварить и откинуть на дуршлаг. 200 г меда развести горячей водой, залить сваренную пшеницу, довести до кипения и охладить.
II вариант
В 300 мл воды отварить 180 г риса до рассыпчатого состояния. Добавить по 1 ст. ложке цукатов и промытого и обсушенного изюма, 40 г меда и перемешать. Сверху посыпать измельченными семечками тыквы, слегка обжаренными.

РЫБНОЕ ФИЛЕ, ЗАПЕЧЕННОЕ В ФОЛЬГЕ
Ингредиенты:
800 г рыбного филе, 75 г сливочного масла, 1 луковица, 1/2 лимона, зелень петрушки, соль, горчица.
Приготовление
Разрезанное на порции филе рыбы обмазать со всех сторон смесью масла с измельченным луком, петрушкой, лимонным соком, горчицей и солью.
Каждую порцию рыбы завернуть отдельно в фольгу и запекать в духовом шкафу около 30 минут.

СВИНИНА МАРИНОВАННАЯ ЖАРЕНАЯ
Ингредиенты:
1 кг свинины, 50 г жира.
Для маринада: 1/2 стакана растительного масла, 1/2 стакана 3%-ного уксуса, 50 г меда, 5-6 долек чеснока, 50 г готовой горчицы, соль.
Приготовление
Смешать растительное масло, уксус, мед, рубленый чеснок, горчицу и соль.
Свинину нарезать на порционные куски, положить в эмалированную посуду, залить маринадом и поставить на сутки в холодильник.
Затем обжарить с обеих сторон в растительном масле или свином жиру до готовности.

РУЛЕТ МЯСНОЙ С ЯЙЦАМИ
Ингредиенты:
300 г говяжьего фарша, 200 г свиного фарша, 5-6 яиц, 2 ломтика белого хлеба, 1 стакан бульона или молока, 1 луковица, 1 ст. ложка рубленой петрушки, 2 ст. ложки сметаны, 1 соленый огурец, 1-2 ст. ложки муки, перец, соль, панировочные сухари.
Приготовление
Оба фарша смешать, добавить размоченный в молоке хлеб, рубленый лук, петрушку, 1 сырое яйцо, сметану, нашинкованный без семян огурец, посолить, поперчить и вымешать до получения однородной вязкой массы.
Очищенные вареные яйца (4-5 шт.) обвалять в муке, положить друг за другом по центру выложенного в форме длинного и узкого прямоугольника фарша, соединить края и положить рулет на смазанный жиром противень, смазать яйцом, посыпать молотыми сухарями и запечь в духовке при температуре 180°С, периодически поливая бульоном или водой.
Готовый рулет нарезать тонкими ломтями.

КОЛБАСКИ ПРАЗДНИЧНЫЕ
Ингредиенты:
250 г говядины, 250 г свинины, 50 г шпика, 50 г сметаны, 2-3 дольки чеснока, молотый красный перец, соль, жир.
Приготовление
Говядину и свинину вместе с чесноком дважды пропустить через мясорубку, добавить сметану, соль, перец и вымешать фарш.
Сформовать лепешки, на середину каждой положить тонкие полоски шпика, натертого красным перцем, свернуть в виде колбасок, обжарить и довести до готовности в духовке.

ДРАЧЕНА СЛАДКАЯ
Ингредиенты:
5 яиц, 2 ст. ложки сахара, 1 ст. ложка сливок или цельного молока, 1 стакан пшеничной муки, 1 щепотка соли, 1—2 ст. ложки сливочного масла, 1 ст. ложка сахарной пудры.
Приготовление
Яйца взбить с сахаром и солью в стойкую пену, влить сливки или молоко, всыпать муку, быстро перемешать и вылить в глубокую сковороду с растопленным маслом.
Запечь в разогретом духовом шкафу, чтобы драчена хорошо подрумянилась.
Сверху посыпать сахарной пудрой.

СЫРНИЦА
Ингредиенты:
2 л простокваши, 150 г сливочного масла, 50 г клинкового сыра, соль.
Приготовление
Простоквашу поставить на непродолжительное время в духовку, затем вынуть и отделить творожную массу от сыворотки.
В творог добавить кусочки клинкового сыра, сливочное масло, соль.
Все перемешать, выложить в глубокую, смазанную жиром сковороду и запечь в духовке.

КОКУРКИ
Ингредиенты
Для теста: 600 г пшеничной муки, 1 ст. ложка сливочного масла, 1 ст. ложка сахара, 15 г дрожжей, 1 стакан воды, соль.
Для начинки: 10 вареных яиц.
Для смазывания: сливочное масло.
Приготовление
Приготовить дрожжевое безопарное тесто, сформовать из него шарики, сильно сплющить их, положить на середину вареное яйцо, закрыть его краями теста, защипать.
Положить кокурки швом вниз на смазанный маслом противень.
После 30—40-минутной расстойки смазать маслом и выпекать в духовке при температуре 250-270°С в течение 10-15 минут.

ПИРОГ С РЕВЕНЕМ И КОРИЦЕЙ
Ингредиенты:
1 кг дрожжевого теста, 1 кг ревеня, 1/3 стакана сахара, 1 ч. ложка молотой корицы.
Для смазывания: 1 яйцо.
Приготовление
Готовое дрожжевое тесто раскатать в виде овальной лепешки толщиной 1 см, перенести на противень, разровнять и наколоть вилкой по всей поверхности.
Положить ровным слоем начинку из ревеня с корицей, поверх нее нанести переплет из полосочек тонко раскатанного теста и смазать желтком.
Приготовление начинки. Черешки ревеня очистить, нарезать кусочками, залить водой, чтобы она чуть прикрывала ревень, добавить сахар и варить до полуготовности. Затем откинуть на сито и дать сиропу стечь.
Начинку охладить и смешать с корицей.




Поговорки и приметы на Радуницу

При первом проблеске весны говорили: «Родители из могил теплом дохнули».
Не угости честь-честью покойного родителя о Радонице — самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует.
Расплакалася, как усопшая Радуница.
Дождь на Радуницу — не обрадуешься.
В этот день нежелательно было что-либо сеять или сажать.

Окликание дождя на Радуницу

В этот день детвора «окликала» первый весенний дождь. С самого утра следили за облаками и тучами на небе.
Старики утверждали, что не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло хотя бы одной капельки дождя.
При виде облачка дети выкрикивали:
Дождик, дождик! Снаряжайся на показ.
Дождик, припусти, мы поедем во кусты, во Казань побывать, в Астрахань погулять.
Поливай, дождь, на бабину рожь, на дедову пшеницу, на девкин лён поливай ведром.
Дождь, дождь, припусти посильней, поскорей, нас, ребят, обогрей!
Если после закличек начинался дождь, то все окликальщики наперебой кидались умываться «небесной водицей», — что, по словам стариков, должно приносить счастье.
Если же в этот день ударит первый весенний гром, то молодые женщины и девушки умывались дождём через серебряные и золотые кольца. Считалось, что этим сохраняется красота и молодость. Действительно, в давние времена дождевая вода была не только "мягкой" (почти дистиллированной), но и очень чистой, весьма полезной для кожи и волос.
СУЩЕСТВЕННОЕ ПРИМЕЧАНИЕ. С тех давних пор многое в мире изменилось.
В наше время падающая с неба дождевая вода столь загрязненная, что умываться ею просто недопустимо!
Также не рекомендуется попадание современной дождевой воды на голову, т.к. это может привести к ухудшению состояния волос или даже к их выпадению.


Чего ни в коем случае нельзя делать в родительский день и как правильно поминать усопших?

Об этом и о многом другом рассказывает катехизатор Воскресенского собора г. Семей Виталий Александрович Явкин.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай распивать в этот день спиртные напитки. Но даже те, кто так не делает, часто не знают, как именно можно и нужно правильно поминать усопших. И уж тем более совсем не многие знают, почему родительский день называется Радоницей и справляется именно на 9-й день после Пасхи.

Во вторник второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу - день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Это древнехристианский праздник, о котором Иоанн Златоуст упоминает еще в начале четвертого века.

На Радоницу было принято, и это продолжается по сегодняшний день, семьями ходить на кладбища, на могилы своих близких и родных, оплакивать их, переживая еще раз их потерю, вспоминать их, перечисляя их добрые дела, которые усопшие совершили во время своей земной жизни, вспоминать хорошие отличительные черты их характера, как бы разговаривая с усопшими, веря, что они в этот день слышат нас. Этимологически слово "Радоница" восходит к словам "род" и "радость", причем, особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников - сразу после Светлой пасхальной недели.

Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными.

Что касается именно 9-го дня после Пасхи, то это просто вопрос Церковного Устава. Обычно, после пасхальных праздников на первый же будничный день, во время которого мы можем служить панихиду, выпадает Радоница. Всю Светлую Седмицу (неделю) мы радуемся Воскресению Спасителя, и лишь во вторник второй седмицы должны вспомнить о наших дорогих усопших. Прежде всего — прийти в Церковь, заказать панихиды, помолиться о спасении их душ, а уж затем — идти украшать могилы близких людей.

Можно ли часто оплакивать усопших и часто посещать их могилы? Или лучше верить в то, что они уже в Царствии Божьем, а значит, им лучше, чем нам, и не стоит беспокоить их и терзать себя?

И снова отвечу, что нам нужно не убиваться и плакать, а молиться за наших покойников. Поминать их можно как в храме, так и добрыми делами в память о них. Но имейте в виду, мы не знаем, где оказался после смерти дорогой нам человек: в Царствии Божьем или в аду. Для этого мы и вершим добрые дела, чтобы Господь взял его к себе.

Что касается слез, то есть такой грех под названием «самоядение», когда человек скорбит больше, чем нужно, думает, как много недодал покойному, как много мог бы сделать для него, но не успел или не посчитал нужным. Ценить человека, уважать и беречь нужно при его жизни, чтобы после смерти не пришлось просить прощения на его могиле. После смерти наверстать упущенное уже невозможно.

Что лучше и правильнее в родительский день: поставить в храме свечу за упокой усопших, вспомнить их в душе добрыми словами, или собрать дома родню и друзей и помянуть ушедших в мир иной обедом со спиртным? И вообще, как Православная Церковь относится к наличию спиртных напитков на столе, как на родительский день, так и в день самих похорон?

Спиртные напитки на поминальных обедах Церковью категорически запрещены. Поминая усопших близких спиртным, мы оскверняем их память, не чтим ее. Они ждут от нас только молитв, а не пышных обедов. Мы должны молиться о тех, кого уже нет рядом. Это делается потому, что смерть очень часто приходит внезапно, и человек просто не успевает к ней приготовиться, примириться с Богом, покаяться во всех своих прегрешениях. Если же мы ограничимся на поминках лишь устройством стола (как это часто и бывает), потратим на это все свои силы, а о церковном поминовении забудем, то никакой пользы душе почившего не принесем.

Как православная Церковь относится к обычаю есть на кладбище после того, как люди приведут погост в порядок? Нужно ли оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего»?

Мы можем помянуть на кладбище усопших близких, однако это нужно делать по правилам. Поправив после зимы могилу, мы имеем право устроить поминальный обед на кладбище. Но начинать его нужно обязательно с молитвы об усопшем. После трапезы нужно снова прочитать молитву.

Еще раз заостряю внимание на том, что спиртное недопустимо. Также нельзя оставлять спиртное и еду на могиле. Это языческий отголосок, когда на кладбищах было принято устраивать не только пиры и пляски, но и целые гладиаторские бои. Также еда привлекает на могилы толпы пьяниц, которые обшаривают каждый венок в поисках спиртного и сигарет, за ними приходят стаи бродячих животных. И те, и другие топчут могилы дорогих нам людей, а собаки и вовсе лежат на надгробьях. Ведь при жизни никто из нас не допустил бы того, чтобы возле его матери, отца или брата лежала грязная бездомная собака. Также еда привлекает на могилу мух и червей. Нельзя втыкать в могилу и зажигать сигареты только потому, что покойный любил курить. Повторю, ему нужны только наши молитвы.

Но ведь не только спившиеся лица ходят в родительский день по кладбищам в поисках водки и еды, но и дети - в надежде найти на могиле конфеты, печенье или пряники, которые им никогда не купят спившиеся родители. Неужели нельзя оставить еду для них?

Этих детей на кладбище посылают опустившиеся родители. И каждый такой ребенок ищет не только конфетку для себя, но и шкалик для мамы или папы. Все они знают, что при нашем храме есть бесплатная трапезная, куда человек любого вероисповедания может прийти в любой день недели и покушать. Но ни эти дети, ни их родители не ходят к нам, потому что есть одно единственное правило: в трапезную нужно прийти трезвым и чистым. В большинстве своем, такие люди пьяные, грязные, сквернословящие. Они ведут себя недостойно, так же, как и те люди, что стоят, собирая милостыню, возле ворот храма. Многие прихожане от незнания своего подают им эту милостыню, что категорически воспрещается. Ведь они берут эти деньги исключительно на спиртное.

Да, мы должны подавать милостыню, делать добрые дела, кормить и одевать нуждающихся, но делать это нужно с умом. Если мы видим, что человек действительно нуждается, а еще лучше, если мы знаем этого человека, мы обязаны ему помочь. Но если мы видим, что сидит голодный бродяга, то ему не нужно давать денег, лучше купить ему еду. Ибо он, пропив данные вами деньги, превратит ваше доброе дело в злое.

Откуда взял свое начало обычай украшать могилы близких цветами и венками и отмечать место погребения устройством холма и креста над ним?

Церковь отрицательно относится к украшению могил цветами и венками. Этот обычай пришел к нам в конце 19 века из Европы, где начали украшать могилы цветами и венками. В то время купцы выкупали целые ботанические сады, а также разбивали парки на могилах своих предков. Еще великий святой Иоанн Кронштадтский говорил, что, если у вас есть лишние деньги, которые вы хотите потратить, раздайте их лучше нуждающимся. Отвезите в детский дом, дом престарелых, туда, где больно, голодно и трудно.

Нельзя украшать могилы искусственными цветами, это является обманом перед Богом. Даже Церковь во время больших праздников украшается только живыми цветами. Ненастоящие цветы - это ненастоящая жертва. Если вы хотите украсить могилу, сделайте это живыми цветами. Но при условии, что это цветы из вашего сада. Если покупные, то не надо и их. Лучше раздайте эти деньги по-настоящему нуждающимся людям. Вашему усопшему близкому нужны добрые дела в память о нем, а не бесцельная трата денег и не букет. Эти цветы мы несем для успокоения собственной души, мертвым нужны только наши молитвы. Число цветов (четное или нечетное) значения не имеет. Это просто суеверие.

Венки тоже не нужны. Это не наш обычай. Он был осуждаем святыми отцами. По всем правилам православная могила должна быть устроена так: нужна простая легкая ограда, чтобы могилу не топтали животные или люди, в случае если с лица земли сотрется холмик. Холм означает положение тела покойного. Крест означает, что здесь похоронен православный христианин. При жизни мы обозначаем себя православными нательным крестом. После смерти - крестом на могиле. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест обязательно должен быть деревянным.

Но он же не долговечен. Куда как красивее и богаче смотрятся мраморные плиты… Пусть окружающие видят, что здесь похоронен человек из состоятельной семьи, на которого не пожалели денег даже после смерти, то есть установили дорогой каменный памятник, а не дешевый деревянный крест.

Сгнивший и упавший в положенное время крест прикапывается на могиле, затем ставится новый. Каменные плиты и стелы не нужны категорически. С нравственной точки зрения Церковь осуждает такие «вечные» памятники. Потому что они переживают родственников усопших. Кладбище может остаться бесхозным. Его разрушают мародеры, и потом этими могильными плитами мостят тротуары. По ним ходят, плюют, гасят окурки. В качестве живого примера могу привести кладбище, которое находилось раньше там, где сейчас находится стадион «Спартак». До революции оно являлось местом захоронения христиан. В начале 60-х годов оно было разрушено, и могильные плиты растащили по всему городу. Дошло до того, что ими мостили тротуары. Многие из этих плит облиты краской, обмазаны цементом. Они были тротуарами, их топтали ногами. Если вы хотите, чтобы по имени ваших матери, отца, брата ходили ногами, плевали на их имена - ставьте такую плиту. Церковь не запрещает. Но это есть неправильно и нехорошо…Люди до сих пор откапывают эти плиты и приносят их к нам в Воскресенский собор, где мы храним их.

Люди часто кладут в гроб с усопшим зубные протезы, очки, монеты для выкупания места в Раю, даже мобильные телефоны. Иными словами, хоронят с человеком все то, чем он часто пользовался при жизни. Правильно ли это?

Хороня своих близких, мы не должны класть в гроб ничего, кроме положенного. А это покрывало, нательный крест, венчик на лбу. Если вы не знаете, что класть, нужно спросить в церкви. Никаких посторонних предметов в гробу быть не должно. Все они являются отголоском язычества, когда хоронили в ладьях, сваливая туда целые стада забитого скота… Касаемо очков, то, если у покойного за всю его жизнь было восемь пар очков, что, прикажете класть все восемь? Нет, конечно. Это лишнее. Для встречи с Богом не нужны ни очки, ни протезы.

Не так давно одного из наших батюшек пригласили на отпевание покойного, который ушел из жизни молодым. И каково же было удивление батюшки, когда он увидел, что в зубы покойного была вставлена сигарета, и она дымилась! На вопрос священника, что же это творится, родственники усопшего ответили, что при жизни он очень любил курить. И это его последняя сигарета, ведь после отпевания он будет предан земле. Священник отказался от отпевания и объяснил родным покойного, что их действия являются кощунством и издевательством над трупом, присоединяться к которому он не желает.

Как поступить, когда усопшие приходят к нам во сне и просят что-либо (ремень, носки, сигареты, очки)? Что правильнее в таком случае: съездить на кладбище и оставить на могиле эту вещь, или все же поставить в храме свечу за упокой близкого человека и помолиться за него?

Такое происходит довольно часто, в случае, если люди не поминают усопшего, не ставят в церкви свечи, не заказывают сорокоуст, если у них нет времени даже на молитвы о нем. В наши сны приходит не покойник. Наш усопший родственник находится либо в раю, либо в аду. А оттуда не приходят. В наши сны приходит ангел-хранитель, которого посылает Господь. И это ангел принимает образ наших ушедших из жизни матерей, отцов, словом, тех, кто имел для нас авторитетное значение. Если мы не послушаем их, мы не послушаем никого, даже, если к нам придет сам Господь.

Просьбу о каких-либо вещах нельзя воспринимать буквально. Усопший просит не ремень, часы или очки, а молитву или добрые дела в память о нем. После таких снов нужно заказать в церкви сорокоуст, поставить заупокойную свечу. После посещения храма можно поставить свечу и дома перед иконой и помолиться о том, кто уже не с нами.

Если есть возможность, купите ту вещь, которую просит покойник, и отдайте ее нуждающимся. Прикапывать что-либо на могиле нельзя. Место захоронения - это не помойка. Это место святое. Это как храм. Вы же не будет закапывать что-либо на территории Церкви? Нельзя делать это и на могиле некогда горячо любимого либо уважаемого человека.

Вещи покойного после его похорон нужно раздать нуждающимся. Также хотелось бы напомнить, что пожилым людям, которые уже чувствуют приход собственной смерти, нужно успеть разделить все свое имущество между наследниками еще при жизни, нужно дать им наставления о том, как жить дальше. Мнение о том, что если человек все раздал, значит, скоро он умрет, являются суеверием. Нельзя допускать того, чтобы после смерти человека, когда его тело еще не остыло, между наследниками возникла война из-за того, кому достанется более, а кому менее ценное имущество покойного, душа покойного, глядя на это, будет скорбеть. Все свои материальные вопросы нужно успеть решить здесь и сейчас, то есть при жизни.

- Можно ли ставить в храме заупокойную свечу, если не знаешь точно, был крещен умерший человек или нет?

Ставить свечи можно. Однако заказывать панихиды и сорокоусты нельзя. Также нельзя молиться о нем церковной молитвой. Молиться можно только своими словами: Господи прости все его прегрешения, вольные и невольные, если сие возможно.

- Как часто нужно поминать усопшего?

Очень важно поминать усопшего, в день его смерти, на 9-й и 40-й день, в полгода и на годовщину после смерти, а также в день его земного рождения, в день памяти святого, имя которого он носил, и в родительские дни. По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божиему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показывают райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда - когда души вновь объединятся с преображенными телами, и начнется бесконечная жизнь всего человечества в новом, преображенном мире, где каждый займет свое место соответственно прохождению земной жизни и во многом в зависимости от молитв о нем Церкви после кончины. Поэтому Церковь и установила совершать особое поминовение усопших в третий, девятый и сороковой дни. И, конечно, поминать покойных нужно при каждом посещении церкви. Ходить сюда нужно как можно чаще. Это важно и для нас, живых, и для тех, кто уже умер и о ком мы молимся.

- Как Православная Церковь относится к кремации?

Достаточно популярный сейчас в больших городах способ погребения через кремацию тела - совершенно неправославный. Он не может быть приемлем для верующего человека.

Спасибо за познавательную беседу. Все то, что вы рассказали, можно узнать только в Церкви, для посещения которой, увы, не всегда есть время. Ваши пожелания семейчанам?

Помните, цель жизни каждого христианина - спасение души. То есть унаследование после телесной кончины и Второго пришествия Христова вечного блаженного пребывания с Богом. И чем больше добрых дел мы совершим, чем больше искренних молитв адресуем Богу, тем больше благодати получим от него. Любите своих близких при жизни, здесь и сейчас. Потом, после смерти, будет поздно. И лучше сегодня говорить слова любви живым родителям, чем завтра плакать на их могиле.

Беседу вела Елена ФОМЕНКО

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто