Развитие грудничка в 4 месяца. Когда необходима помощь врача. Массаж спины с использованием похлопывания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

В четыре месяца ваш малыш, и вы вместе с ним, уже успели отдохнуть от плача по поводу болей в животике и вступили в новую фазу осознанного общения. Его тельце уже полностью освобождено от скованности мышц, а если все еще сохранился тонус в ребенка 4 месяца, проявляющийся сжатыми кулачками и плотно прижатыми к телу ручками, следует обязательно обратиться к врачу. Вам порекомендуют массаж и консультацию детского невролога, с которым вы сможете найти решение проблемы.

Особенности физиологического развития

Грудничок в четыре месяца, развитие которого проходит правильно, становится очень активным и общительным. Его интересует все вокруг, он с удовольствием рассматривает и обсасывает игрушки, а слюна из ротика течет рекой. Для некоторых мам это становится сигналом скорого прорезывания зубов. Однако это не так, и ожидание первых зубиков следует отложить до . Повышение интенсивности работы слюнных желез связывайте с заботой матушки-природы. Так она защищает ребенка от попадания в пищевод бактерий с тех же игрушек и кулачков, которые оказываются в ротике очень часто.

Сон ребенка в 4 месяца становится более глубоким. Продолжительность ночного отдыха составляет 8-10 часов, а вот днем кроха может лишь ненадолго укладываться пару раз утром и ближе к вечеру. И хорошо поспать днем, до 3 часов, после плотного перекуса и во время прогулки в коляске.

Если нет медицинских показаний, вводить прикорм в этом возрасте не нужно. Малыш прибавляет в весе, значит ему абсолютно достаточно вашего молочка или смеси. Стул ребенка в 4 месяца на грудном вскармливании все такой же кашеобразный, регулярный. Какают крохи 3-5 раз в сутки. У искусственников периодичность может быть такой же или меньшей. При хорошем самочувствии не страшно, даже если ребенок опорожняет кишечник через день.

В этом периоде вы вновь заметите, как подрос малыш. Рост ребенка в 4 месяца достаточно активный, прибавка же в весе наблюдается в пределах норм, установленных педиатрами. Это связано с тем, что малыши, как правило, живут по установленному режиму и не переедают. О показателях веса ребенка в 4 месяца, роста и окружности головы вам расскажет таблица ниже.

Основные навыки

Навыки ребенка в 4 месяца становятся еще более разнообразными. Самое важное, что уже сейчас он пытается сидеть. Если ребенок садится в 4 месяца самостоятельно, не препятствуйте ему. Следите только за тем, чтобы положение «сидя» было более плавным, с наклоненной спинкой или подушкой. Возить сидящего кроху в коляске еще не следует, а вот в автокресле с непрямой посадкой уже вполне можно.

Другие особенности, которые характеризуют правильное развитие 4 месячного ребенка, читайте ниже.

  • Приподнимает голову и плечи, лежа на животике. Нередко малыш опирается на ручки и полностью выпрямляет их. Так гораздо лучше видно все вокруг!
  • Переворачивается с животика на спинку, а иногда и обратно! Если малыш 4 месяца не переворачивается, попробуйте научить его этому: придерживая ровной одну ручку и ножку, лежащие на поверхности, переверните кроху. Делайте это плавно, с улыбкой и играя, чтобы он не испугался. После нескольких дней таких тренировок, ребенок научится делать перевороты туда и обратно сам!
  • Демонстрирует предпочтение маме (или другому ухаживающему человеку) перед остальными членами семьи. В 4 месяца психологическая привязанность крохи начинает расти. Точно также относится и к игрушкам. У него появляются любимые и нелюбимые предметы.
  • Реагирует на свое имя - важнейший навык из тех, что может ребенок в 4 месяца. Окликая кроху, вы увидите, что он поворачивает головку.

Игры и гимнастика

Для развития малыша 4 месяца крайне важны игры с мамой. Это могут быть ролевые забавы, например, с платочком, под которым прячется мама, а ребенку нужно ее найти. Также среди игр с ребенком 4 месяца полезны:

  • «Неваляшки» : захватите кроху за ночки и ручки, соедините их в пучок и покатайте как неваляшку на спинке;
  • «Повернись за мной» - мама прячется и зовет ребенка;
  • «Поймай меня» - пусть малыш тянется и хватает игрушку, находящуюся у вас в руках.

Прекрасно, когда игры включают элементы гимнастики для детей 4 месяца. Это и перекатывания на спинке, и перевороты на бочок, и, конечно, веселые подкидывания в руках у папы, которые заставляют кроху напрягать все мышцы и выпрямляться в «стойку». Играя и занимаясь, вы поможете мышцам окрепнуть!

Младенец уже не так по многу набирает вес. Если в первые 2-3 месяца жизни он мог прибавлять даже по 2 кг в месяц, то к четвертому месяцу темпы прибавок заметно приостанавливаются. Это нормальное явление, ведь он становится более подвижным, он тратит больше энергии и, соответственно, меньше набирает вес. Темпы роста остаются примерно на том же уровне (порядка 1-3 см в месяц).

Психология

К четвертому месяцу обычно проходит большинство проблем с младенческими коликами, и ребенок практически весь день прибывает в позитивном настроении. Он еще не умеет передвигаться самостоятельно, поэтому много беспорядка навести не может. Однако ребенок очень рад общению с вами.

Навыки и умения

♦ Учится переворачиваться со спины на живот и умеет переворачиваться с живота на спину.

♦ В положении на животе вытягивает ручки, опираясь на них и приподнимает корпус, отрывая грудь от горизонтальной поверхности.

♦ Четко различает знакомых и не знакомых людей, знакомых людей эмоционально выделяет.

♦ Активно улыбается в ответ на новые звуки, издаваемые взрослым.

♦ Лепечет, в лепете могут появляться уже и простые слоги.

Ребенок в этом возрасте познает мир с помощью тактильных ощущений. Все новые предметы, оказавшиеся в зоне досягаемости, он сразу тянет в рот. Именно так он узнает мир.

Следите за тем, чтоб в поле игры ребенка не оказались мелкие предметы, чтоб ребенок не смог их или вдохнуть . Вообще, для младенца считаются безопасными игрушки и предметы, которые не могут пройти через втулку от туалетной бумаги. Помните, что игра прежде всего должна быть безопасной.

Как организовать жизнь ребенка в 4 месяца

У малыша уже достаточно четко сформирован режим. То есть он различает день и ночь. Ночью он периодически просыпается на кормление и тут же засыпает. Днем выделены 2-3 (иногда 4) сна, между которыми он бодрствует. Период бодрствования составляет примерно 2 часа, после которых ребенок засыпает, пусть даже на 20-30 минут. Обычно у детей этого возраста выделяется один длинный дневной сон и несколько коротких.

Прогулки четырехмесячных детей составляют примерно 2 часа. Но не нужно стремиться к тому, чтобы «вопреки всему» гулять 2 часа. Можно разбить прогулки на несколько более мелких. Если малыш спит на улице, то можно подгадывать прогулку под один из коротких снов, чтоб длинный сон он спал дома. Это то время, которое мама может использовать для себя и домашних дел: сон, приготовление пищи, уборка.

В возрасте 4 месяцев необходимо вводить ритуалы отхода к ночному сну: ванна, колыбельная. Ежедневный ритуал поможет ребенку успокоиться и настроиться на сон, а впоследствии легче засыпать.

Как играть

Эмоциональное развитие ребенка – вот на что стоит делать упор в 4 месяца. Различные обнимашки, щекотилки, новые звуки, смешные рожицы – то, что любит ваш малыш, и то, что заставит его улыбаться или даже смеяться.

4 месяца – это период формирования тактильных ощущений. Вы можете стимулировать их развитие различными материалами. Вы можете предложить ребенку потрогать разнообразные текстурированные ткани, такие как искусственный мех, шелк или хлопок. Помните, что скорее всего малыш потянет их в рот, поэтому не оставляйте его одного наедине с этими развивающими самодельными предметами.

Ребенку интересно будет играть с небьющимся зеркалом. Прикрепите такое к стенке кроватки и наблюдайте, как он будет смотреть на свое отражение и строить гримасы.

Чему можно научить

Обучение детей до 4-5 лет должно проходить исключительно в игровой форме.

Малыш достаточно четко уже видит предметы на различном расстоянии и хорошо фокусирует взгляд. Он может долго рассматривать игрушку, которая находится в его руке.

Ребенка идет непрерывно. Слыша речь взрослого, он начинает более активно общаться. С каждым днем он произносит все новые и новые слоги. Если в этом (или любом другом) возрасте ограничить общение с ребенком, то он снова скатывается до простого агуканья.

Начальное развитие речи

Первые слоги появляются примерно в 4 месяца. Они еще не осознанные, это только подготовка к полноценной речи. В большинстве случаев ребенок еще не умеет удваивать слоги (да-да, ма-ма, ба-ба). Речь в этом возрасте становится еще одним способом общения со взрослыми. То есть малыш учится уже не только кричать и плакать, чтоб привлечь внимание взрослого.

Что чувствует и как себя ведет ребенок

4 месяца – один из самых спокойных периодов жизни ребенка. Колики уже закончились, а прорезывание зубов еще не началось . Старайтесь отдыхать, получать положительные эмоции, встречаться с друзьями и всячески поддерживать связь с окружающим миром.

В незнакомой обстановке малыш сначала будет присматриваться к новым лицам, а когда привыкнет, - улыбаться новым людям (при этом оставаясь у вас на руках). Для ребенка вы – гарант безопасности.

К этому возрасту ребенка жизнь в доме понемногу входит в свое русло. Родители привыкли к своему новому образу жизни, кроха тоже «освоился». В норме к 4 месяцам малыша уже не должны мучить проблемы с работой кишечника, а его сон ночью уже не так прерывист, что дает возможность выспаться родителям. Однако дольше бодрствует, начиная активно исследовать окружающую обстановку.

Это обязательно сопровождается требованиями внимания со стороны взрослых. Видя, как малыш буквально по дням развивается и растет, многие родители озадачиваются вопросом: «Что должен уметь ребенок в 4 месяца?» По сути, он еще младенец, однако именно с этого периода начинают закладываться и формироваться многие важные для его будущего развития навыки. От их уровня будет зависеть психическое, эмоциональное и физическое становление ребенка.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - все индивидуально

Помните, что одинаковых детей не бывает, и было бы неправильно всех подгонять «под одну гребенку». Кто-то более спокоен, кто-то активен, кто-то открыт миру, ну а кто-то предпочитает наблюдать: малыши такие же разные, как и взрослые люди. Но существует некоторый свод с базовыми навыками того, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Он является неким эталоном, сверяя с которым способности ребенка, можно судить о степени его развития.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца - базовые навыки
  1. Переворачиваться со спины на бок и на живот. В положении лежа на животе малыш способен перемещать взгляд за движущимися объектами.
  2. Приподнимаясь или лежа на животе, опираться на поверхность ладошками. В таком положении хорошо держать голову, свободно поворачивая ее влево и вправо.
  3. Реагировать на появление знакомых и незнакомых лиц.
  4. Прислушиваться к появлению звуков и определять источник их происхождения.
  5. Самостоятельно брать и удерживать в ручках игрушки и предметы. Проявлять реакцию на новые, выражать «недовольство», если их у него забрали.
  6. Без поддержки устойчиво держать головку.
  7. Отзываться на свое имя.
  8. Хватать или пытаться схватить висящие над ним игрушки. Реагировать на яркие предметы в доме.
  9. Рассматривать, трогать и переворачивать в ручках игрушки.
  10. Опираться на кончики пальцев ножек, когда его поддерживают в вертикальном положении.
  11. Смеяться, когда его забавляют взрослые.
  12. Подолгу гулить с добавлением долгих, протяжных гортанных звуков.

Это основные элементы поведения, присущие всем детям данного возраста. Какие-либо явные несоответствия с тем, что должен уметь делать ребенок в 4 месяца, должны быть внимательно изучены соответствующими специалистами.

Развитие вашего ребенка

Природа - природой, однако то, что умеет ребенок в 4 месяца, в немалой степени зависит от того, как родители общаются со своим малышом и что делают для его полноценного развития. Известно, что дети, с которыми много разговаривают близкие, быстрее адаптируются и развиваются. В дальнейшем у таких деток наблюдаются высокие способности к любому обучению. Непременный атрибут нормального развития - игрушки. В таком возрасте это могут быть погремушки или даже развивающие игры по возрасту. На данном этапе главное - мелкая моторика, концентрация взгляда, хватательный рефлекс и цветовое восприятие. Всеобщее развитие не будет полным без физической активности - массажи, гимнастики, прогулки на свежем воздухе способствуют развитию умственной деятельности. Все эти меры хороши, если малыш, прежде всего, окружен любовью. В такой обстановке он будет расти легко и радостно, а его развитие всегда будет на должном уровне.

На четвертом месяце жизни младенца происходят важные изменения в его социальном, психологическом и эмоциональном развитии. В этот период ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми, осознанно изучает игрушки и предметы, начинает проявлять активный интерес к происходящим вокруг событиям. Изменения происходят и в физическом развитии – пропорции тела ребенка постепенно приближаются к пропорциональным параметрам взрослого человека.

Для оценки уровня развития младенца, которому уже исполнилось 4 месяца, большое значение имеют особенности зрительного восприятия и формирования речевых навыков. Даже если ребенок немного отстает от своих сверстников, это легко можно скорректировать при помощи специальных занятий и развивающих игр. Бывает и так, что несоответствие навыков младенца существующим стандартам является первым признаком серьезных неврологических расстройств и других тяжелых патологий, поэтому родители должны знать особенности развития ребенка в 4 месяца.

Сколько должен весить ребенок в четыре месяца

В течение первого года жизни младенец должен проходить ежемесячный плановый осмотр у участкового педиатра. На каждом приема малыша обязательно взвешивают, измеряют его рост, окружность головы и грудной клетки. Это важнейшие антропометрические показатели, позволяющие оценить состояние здоровья ребенка и правильность его развития.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Например, несоответствие размеров грудной клетки возрастным нормам может свидетельствовать о нехватке витамина D 3 и быть признаком рахита – прогрессирующего нарушения обменных процессов, вызывающего дистрофию костной ткани и патологии нервной системы. Слишком большая окружность головы в некоторых случаях может быть клиническим проявлением гидроцефалии – опасного заболевания, при котором происходит скопление цереброспинальной жидкости в желудочках головного мозга. Для своевременной диагностики этих заболеваний необходимо контролировать изменения в данных параметрах и вовремя обращаться за медицинской помощью.

Не менее важно регулярно измерять рост и вес ребенка – это поможет вовремя заподозрить патологии эндокринной системы (например, нарушение синтеза инсулина и гормонов надпочечников). Вес ребенка в 4 месяца может колебаться от 6 до 7 кг. Средняя прибавка в этот период составляет около 700-750 г, так как двигательная активность младенца еще находится на низком уровне. Средний рост четырехмесячного ребенка – 64 см. Некоторые дети в этом возрасте вырастают до 68 см – это также считается вариантом нормы, если в анализах крови и мочи не выявлено никаких отклонений.

На вес и рост ребенка в 4 месяца могут влиять следующие факторы:

  • тип вскармливания (дети, получающие в качестве питания молочные смеси, набирают вес немного быстрее);
  • наследственность;
  • масса тела при рождении;
  • психоэмоциональная обстановка в семье;
  • количество и продолжительность прогулок.

Важно! Если показатели физического развития намного отличаются от нормальных значений, ребенок нуждается в комплексном обследовании, так как этом может быть признаком неврологических, эндокринных расстройств, а также заболеваний сердца и сосудистой системы.

Что должен уметь ребенок в 4 месяца

В этот возрастной период активно развивается мышечная система ребенка, помогая младенцу осознать свое тело, изучить его и подготовить к выполнению основной задачи первого года жизни — умению ходить.

Двигательные навыки

Мышцы ребенка в 4-5 месяцев уже достаточно крепкие, чтобы он мог выполнять многие действия:

  • осознанное хватание предметов (не путать с рефлекторными действиями) и перекладывание их из руки в руку;
  • удерживание головы в положении лежа на животе и поднимание верхней части туловища с опорой на ладошки;
  • переворачивание со спины на живот и обратно;
  • приподнимание плечевого корпуса и головы в положении лежа на спине (первые попытки сесть);
  • хватание за перекладину или руку взрослого лежа на спине с попытками подтягивания;
  • способность придерживать ручками грудь матери или бутылочку при кормлении;
  • приподнимание ягодиц и отталкивание ножками в положении лежа на животе (задатки ползания).

После того, как малыш освоит все перечисленные навыки, его лучше спускать на пол, ограничив пространство для передвижения при помощи подушек или специальных напольных манежей. Это положительно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии ребенка и позволяет изучать окружающий мир с нового ракурса.

Важно! Ни в коем случае нельзя присаживать ребенка, если он сам не предпринимает попыток сесть и не может самостоятельно удерживать спину. Слишком ранние попытки посадить кроху могут стать причиной заболеваний позвоночника (остеохондроза, сколиоза). У девочек подобная практика может привести к нарушению функционирования репродуктивных органов и загибу матки.

Физиологическое развитие

На четвертом месяце жизни в организме ребенка происходят важнейшие физиологические изменения, затрагивающие почти все органы и системы и определяющие степень его здоровья и развития в будущем.

  1. Слух. Ребенок способен определить источник звука.Нормой в этом возрасте считается, если малыш проявляет ответные реакции на обращенную к нему с расстояния 2-2,5 метров речь.
  2. Зрение. Возможности органа зрения по восприятию и дифференциации различных оттенков и цветов расширяются, улучшается острота зрения. У многих детей в этом возрасте может измениться цвет глаз. Ребенок хорошо видит не только вблизи, но и подобно взрослому человеку, на расстоянии 20-30 см. В 4 месяца младенец должен уметь фокусировать взгляд на игрушках и других предметах, а также людях, которые с ним разговаривают. Многие дети рождаются с легкими формами косоглазия, возникающего из-за слабости зрительных мышц. В 4 месяцам это состояние должно пройти. Если этого не происходит, необходимо показать младенца врачу, чтобы исключить патологии органов зрения и различные формы неврологических расстройств, например, ДЦП.
  3. Слезные железы. На четвертом месяце жизни плач ребенка уже сопровождается слезами, а не просто громкими звуками с негативной окраской.
  4. Волосы и ногти. Волосы также начинают активно расти в возрасте 4-5 месяцев. Быстрее растут и ногтевые пластины, кожа околоногтевых валиков уплотняется. Это связано с нормализацией пищеварительных процессов и улучшением всасывания полезных элементов, которые непосредственно влияют на питание волосяных фолликулов и клеток эпидермиса.
  5. Пищеварительная система. К 4 месяцам в организме младенца нормализуется выработка пищеварительных ферментов, необходимых для переваривания и расщепления пищи. Это проявляется следующими признаками: устранение , уплотнение каловых масс (оформление стула), регулярность испражнений, расслабленность брюшных мышц. Ребенок становится спокойнее. Налаживается аппетит, улучшается качество сна. Некоторые дети в этом возрасте могут перейти на восьмичасовой ночной сон с одним ночным кормлением.
  6. Типичные рефлексы новорожденных уже почти не прослеживаются. Остаются только некоторые рефлексы: сосательный, рефлекс ползания, рефлекс Моро. Частично может сохраняться поисковый рефлекс, который со временем заменяется реакцией на визуальный раздражитель (оживление малыша при виде бутылочки со смесью, груди, приготовленной к кормлению), хватательный рефлекс, рефлекс Галанта. Если хоботковый рефлекс, рефлекс Бабкина, рефлекс автоматической ходьбы все еще есть у ребенка к четвертому месяцу жизни, это может указывать на поражение центральной нервной системы.

Психическое и эмоциональное развитие

Действия ребенка становятся более упорными и целенаправленными, характер уравновешивается, постепенно сходит на нет возможность возникновения неожиданного плача безо всяких очевидных причин. В этом возрасте ребенку интересно быть одному, изучать свое тело, поэтому некоторые дети могут посвящать занятиям без участия взрослых до 30 минут

  1. Гуление . В 4 месяца ребенок активно гулит во время бодрствования и пытается произносить первые слоги, используя согласные звуки.
  2. Эмоциональность. Четырехмесячный малыш ярко выражает свои эмоции: смеется, проявляет радость, важничает. Ему нравится общаться со взрослыми.
  3. Ребенок учится реагировать на слова мамы или другого человека, который находится с ним большую часть времени. Многие дети в этом возрасте реагируют не только на речь близкого человека, но и на его присутствие. Это может проявляться активным гулением, улыбками, растягиванием согласных звуков (чаще всего «а», «о» и «у»).
  4. На четвертом-пятом месяце жизни ребенок узнает голос знакомых ему людей. Реакция может проявляться поворотом головы, улыбкой, активными движениями руками и ногами. Положительные эмоции могут возникать во время прослушивания знакомой музыки, песен, любимых сказок.
  5. Появляются зачатки общения жестами. Малыш может протягивать ручки, тем самым показывая свое желание оказаться на руках у матери.
  6. Младенец проявляет признаки заинтересованности в окружающих его вещах. Если он хочет взять какой то предмет или получше рассмотреть его, то его губки вытягиваются «хоботком», дыхание учащается и малыш тянется к предмету.
  7. Активное познание собственного тела. Руками ребенок ощупывает свои ножки, тем самым как бы фиксируя в сознании факт наличия, изучает их, сосет пальцы на ногах.

Важно! Признаком здорового социального и эмоционального развития является разделение окружающих людей на «своих» и «чужих». Когда ребенок видит незнакомого человека, он проявляется беспокойство, начинает кричать и плакать, пытается отвернуться в другую сторону. В присутствии мамы или других близких людей ребенок улыбается, активно гулит и проявляет признаки заинтересованности в общении.

«Певучесть» у младенцев 4-5 месяцев является признаком здорового эмоционального развития и социальной адаптации. В этот период важно больше разговаривать с ребенком, играть в игры, при этом объясняя все действия и называя окружающие предметы. Положительно влияет на эмоциональное и речевое развитие чтение сказок и пение спокойных песен, например, колыбельных. Даже если мама не занимается с ребенком, но в это время находится с ним в одном помещении, следует чаще общаться с младенцем, чтобы улучшить психоэмоциональное восприятие, которое во многом определяет характер и личностные качества ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяца

Как развивать четырехмесячного ребенка



Игрушки для развития четырехмесячного ребенка

Большое значение в правильном развитии для младенца 4-5 месяцев имеют игрушки. Педиатры советуют приобретать для ребенка такого возраста следующие игрушки:

  • яркие погремушки, колокольчики и другие игрушки для привлечения внимания и стимулирования навыков ползания;
  • тканевые игрушки и лоскутки для развития тактильного восприятия;
  • тканевые мешочки, заполненные различными крупами для развития тактильных ощущений;
  • тряпичные браслеты и игрушки с подвесками для развития мелкой моторики.

Все игрушки должны быть яркими и выполненными из безопасных материалов. Преимущество следует отдавать изделиям, окрашенным в природные цвета: желтый, зеленый, красный, синий или оранжевый.

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Ребенку 4 - 5 месяцев: поем, танцуем, играем

Вашему малышу исполнилось четыре месяца. В некотором роде этот возраст можно считать переходным: примерно в это время организм ребенка приспосабливается к новому для него вертикальному положению 1. Малыш делает первые попытки подползти к интересующему его предмету. И уже не за горами то время, когда мир вашего сына или дочки перестанет ограничиваться кроваткой или манежем. Как подготовить малыша к предстоящим переменам?

ВЫБИРАЕМ ИГРУШКИ

Четырехмесячному ребенку, который уже умеет брать и удерживать различные по форме и величине небольшие предметы, можно предлагать погремушки с ручками различной формы. С пяти месяцев набор игрушек можно разнообразить: предложите малышу игрушки-пищалки (но не слишком тугие), небольшие кубики и другие игрушки из ткани различной фактуры с погремушкой внутри 2. Большую радость пятимесячному ребенку доставят обычные предметы быта: ложки, кружки из прочной пластмассы, небольшие пластиковые баночки из-под мороженого, йогурта и т.п. (только убедитесь в том, что у них нет острых краев!).
Для малыша, который учится ползать, незаменимы игрушки, меняющие положение в пространстве при легком прикосновении: это могут быть мячи (в том числе музыкальные) 3, шары из дерева и пластмассы (которые иногда делают тоже музыкальными, прозрачными или светящимися) или другие предметы округлой формы, например деревянные пасхальные яйца (которые, как уже писал наш журнал, издавна давали для забавы детям в русских деревнях). Можно положить в кроватку или манеж большой яркий надувной мяч. Толкая его ногами, ребенок будет не только играть, но и развивать координацию движений.
По-прежнему интересны ребенку неваляшки и яркие коврики, которые прикрепляются к кроватке 4. Для занятий с малышом можно использовать яркие жостовские подносы или хохломские блюда (но рассматривать их ребенок должен только под контролем взрослого!).
Большое удовольствие малышу доставят игрушки-вертушки, приходящие в движение от легкого прикосновения руки. Отечественные фабрики игрушек выпускают деревянные мельницы и карусели, сделанные по принципу аналогичных народных игрушек, которые изготавливали еще в 19 веке. В магазинах игрушек вам предложат также импортные вращающиеся погремушки на подставке.
Для четырехмесячного ребенка гирлянды из погремушек прикрепляют уже не над самой грудью, а на расстоянии вытянутой руки, чтобы дотянуться до них можно было, лишь приложив некоторое усилие. Для пятимесячного ребенка, который научился брать лежащие предметы, игрушки лучше не подвешивать, а класть рядом, чтобы стимулировать двигательную активность: ведь для того чтобы взять игрушку, малыш должен будет повернуться со спины на бок или на живот. (Кстати, заметим, что с 5 месяцев специалисты рекомендуют во время бодрствования помещать ребенка не в кроватку, а в манеж, т.к. малышу, который учится ползать, понадобится больше места для игр.) Разложите игрушки в разных местах манежа и периодически меняйте их, чтобы поддерживать познавательную активность малыша. Кстати, по наблюдению педиатров, дети, которые с первого полугодия жизни могут занять себя игрушками, впоследствии не приобретают вредную привычку сосать пальцы.

ЧАСТИ РЕЧИ

Примерно в 5 месяцев ребенок начинает произносить первые слоги с губными согласными м, б, п. Правда, когда вы впервые услышите из уст пятимесячного малыша долгожданное «мама», то, скорее всего, он произнесет его неосознанно. Все равно продолжайте диалог с ребенком, употребляя слова с губными согласными: мама, папа, баба. Не забывайте время от времени замолкать и «давать слово» малышу 5. Хорошо стимулируют становление речи короткие стишки, потешки, которые можно напевать или рассказывать просто «к случаю», выполняя ежедневные процедуры, связанные с уходом за ребенком. Тексты самых известных народных песенок и потешек мы приведем ниже.

ГОТОВИМСЯ ПОЛЗАТЬ И ХОДИТЬ

В 4-5 месяцев, слыша ваш голос или звучание погремушки, малыш поворачивается на бок, а потом - на живот и пытается отыскать взглядом источник звука. Поощряйте двигательную активность малыша. Для этого продолжайте усложнять игры с погремушкой: погремите ею сбоку от ребенка. Когда он повернется на звук, приблизьте к нему погремушку, а потом вложите ее в руку ребенка.
Чтобы стимулировать первые попытки малыша передвигаться самостоятельно, поставьте впереди примерно на расстоянии метра от лежащего на животе ребенка жостовский поднос или яркое панно, прислонив их к стенке кровати или манежа. После нескольких попыток малыша подползти поближе помогите ему, подставив под его ступню ладонь. Пусть ребенок дотянется до подноса, дотронется до него.
Подготовить малыша к ходьбе поможет «потанцовывание», когда взрослый держит ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или манежа (но не ставит его на ножки!). Ребенок при этом двигает ногами, как будто пританцовывая. Потанцовывание доставит ребенку еще большее удовольствие, если вы будете напевать песенку. Например, такую:

Ай, Ванюша, попляши,
Больно ножки хороши!
Можно и фривольнее:
Ай, скок, поскок,
Молодой груздок,
По водичку пошел,
Молодичку нашел,
Целовал-миловал,
Да к себе прижимал.

ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Начиная расширять «кругозор» малыша, родители должны помнить, что до 5,5 месяцев ребенка привлекают лишь те предметы, которые находятся на расстоянии около 90 см. Поэтому вряд ли стоит торопить события и пытаться обратить внимание малыша на пейзаж за окном или птичку, летящую высоко в небе. Но ведь и рядом с нами так много интересного!
Совершите вместе с ребенком «экскурсию» по собственной квартире. Подойдите к висящим на стене фотографиям семьи, рассмотрите их. Сходите на кухню. Назовите малышу предметы, которые он там увидит. Дайте ему потрогать и подержать все, что можно и что не представляет опасности (небьющиеся чашки и миски, деревянную лопаточку, полотенце и т.п.).
Подойдите вместе с ребенком к большому зеркалу. Вы увидите, как малыш улыбнется своему отражению и, возможно, потянется к нему, чтобы познакомиться с ним поближе.

«УРОКИ АНАТОМИИ»

Самой интересной «игрушкой» для ребенка становится его собственное тело: он может подолгу рассматривать свои руки, некоторые с удовольствием сосут пальцы ног.
Дайте малышу первый «урок анатомии»: наклонитесь к нему, проведите его руками по своему лицу, дайте ему его ощупать. Покажите, где у вас нос, уши, глаза, при этом называя каждую часть лица. Игры с частями тела помогают малышу научиться ориентироваться в пространстве, а также способствуют овладению речью.
Вспомните детские игры и потешки, в которых называются части тела. Рассказывайте или напевайте эти стишки во время гимнастики, одевая ребенка или делая ему массаж. Напомним некоторые из народных игр-потешек для самых маленьких, в которые играли с нами наши мамы и бабушки.

1. (Ритмично перебирая пальцами по спине ребенка):
Идет бай по стене,
Несет лапти на спине.
Дитенкам по избенкам
Дарит по лаптенкам.

2. (Показывая на нос ребенка):
- Чей нос?
- Мокеев.
- Куда едешь?
- В Киев.
- Что продашь?
- Рожь.
- Что возьмешь?
- Грош.
- Что купишь?
- Блин.
- С кем съешь?
- Один.
(Легонько треплют ребенка по носу)
- Не ешь один, не ешь один!

3. (Осторожно раздвинув ножки ребенка и легонько постукивая подошвами друг о друга):
Токи-токи-тошки,
Кую-кую ножки.
Ножки у Антошки
Едут по дорожке.
Дорога кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ - приехали.

4. (Поднимая и вытягивая руки лежащего на спине ребенка):
Потягунюшки, порастунюшки,
(соединяя и распрямляя ноги ребенка)
В ножки - ходунюшки,
(приближая губы к губам ребенка)
В роток - говорок,
(легко трепля волосы ребенка)
А в головку - разумок.

Отличное средство развития мелкой моторики - так называемые пальчиковые игры. Кто из нас не помнит сороку-ворону, которая варила кашку? Интересно, что, по наблюдениям детских психологов, пальчиковые игры не только облегчают впоследствии обучение письму и рисованию, но и способствуют овладению речью, т.к. при этом происходит индуктивное возбуждение центров речи.
Те варианты игр, которые мы предлагаем, - пока еще только подготовка к настоящим пальчиковым играм, движения которых малыш со временем научится выполнять самостоятельно.

1. Сорока, сорока, кашку варила,
На порог поскакивала, гостей посматривала:
Не едут ли гости, не везут ли гостинцы?
Приехали гости, привезли гостинцы:
(загибают пальцы ребенка)
Этому - кашки,
Этому - бражки,
Этому - пивца,
А этому - не хватило.
Поди к колодцу,
Напейся водицы.
(дотрагиваются до ладони ребенка)
Тут пень,
(берут ребенка за кисть руки)
Тут колода,
(берут ребенка за локоть)
Тут мох,
(щекочут ребенка под мышкой)
Тут водичка.

Поочередно загибая пальцы ребенка, приговаривают:
2. Мальчик-пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
(Кстати, с помощью этой игры можно сделать увлекательным даже такое скучное занятие, как стрижка ногтей.)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто