Карл Фаберже: адюльтер и другие малоизвестные факты его жизни. Кто такой Карл Фаберже

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

(гугенотами), покинувшими Пикардию (Франция) в ХVII веке. Сначала они переселились в Германию, а затем обосновались в прибалтийской провинции России — Лифляндской губернии (ныне территория разделена между Латвией и Эстонией).

Отец Карла Фаберже — Густав Фаберже, родился в городе Пярну (Эстония). Его мать — Шарлотта Юнгштедт, была дочерью датского художника. Фаберже-старший в 1841 году получил звание "ювелирных дел мастер" и в 1842 году открыл небольшую ювелирную фирму под собственным именем в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице.

У Карла Фаберже рано проявились художественные способности и интерес к ювелирному искусству. Отец смог дать сыну превосходное образование: он учился в немецкой частной школе Святой Анны в Санкт-Петербурге, затем посещал дрезденскую "Хандельшуле", обучаясь коммерции. После этого путешествовал по Европе, изучал ювелирное искусство, совершенствовал свое ювелирное мастерство у немецкого ювелира Джозефа Фридмана, владельца фирмы во Франкфурте-на-Майне.

Обогатившись культурой западных европейских стран и техническими знаниями ювелирного производства, а также изучив менеджмент предприятия, Карл Фаберже вернулся в Россию в конце 1864 года и стал трудиться в мастерской отца.

Кроме этого, он занимался исследовательской и реставрационной работой, изучая и восстанавливая произведения для отделений древностей и драгоценностей Эрмитажа, причем делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно.

В 1872 году Карл Фаберже стал главой фирмы; отец официально передал ему свои полномочия.

Поначалу смена владельца никак не отразилась на ассортименте мастерской Фаберже, она продолжала выпускать стандартный набор всевозможных женских украшений, сделанных в популярном тогда французском стиле. Постепенно начались преобразования, и фирма стала выделяться среди своих конкурентов. С расширением производства и ростом заказов были выделены самостоятельные мастерские золотых, эмалевых, серебряных изделий, камнерезная мастерская и мастерская по изготовлению знаков, жетонов и орденов.

Благодаря тонкому художественному вкусу и коммерческой жилке Карла Фаберже небольшая ювелирная мастерская превратилась в самое крупное в Российской империи предприятие с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным техническим оборудованием и в одно из самых больших во всем мире. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне.

Первый успех пришел к Карлу Фаберже в 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве, где представленные им копии найденных в Крыму скифских сокровищ, хранящихся в Эрмитаже, а также образцы современного ювелирного искусства в виде изящных дамских украшений принесли ему золотую медаль.

С 1883 года Карл Фаберже стал получать заказы от российского императорского двора.

В 1885 году он получил право именоваться Поставщиком Двора Его Императорского Величества с правом использования на вывеске изображения государственного герба.

В 1890 году Карлу Фаберже пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, дававшее право беспрепятственного входа во дворцы. Его приглашали для точного определения достоинства, качества и ценности камней, и он никогда не отказывался быть оценщиком при покупках.

Фирма Фаберже производила традиционные ювелирные украшения, столовые приборы, всевозможные драгоценные безделушки и "полезные предметы" вроде портсигаров, шкатулок, брелоков, рамок для фотографий, колокольчиков, ручек для тростей и зонтов, бонбоньерок, флаконов для духов, часов, письменных приборов и пр. Делали мастера фирмы и миниатюрные фигурки животных, статуэтки людей, цветочные композиции. Материалом служили драгоценные и поделочные камни, золото и серебро, широко применялись разноцветные эмалевые покрытия, миниатюрная живопись по кости, остроумные механические "секреты".

Особой роскошью и декоративным изыском выделялись пасхальные яйца-сувениры Фаберже. Они стали символом и особенностью фирмы. В 1885 году Александр III первый раз подарил такое яйцо своей супруге Марии Федоровне, и с той поры дарить пасхальные яйца Фаберже вошло в традицию в русском императорском доме.

До 1917 года мастера фирмы создали свыше 250 тысяч ювелирных изделий, отличавшиеся искусным исполнением и высоким художественным уровнем. Решенные в разнообразных художественных стилях, богато украшенные драгоценными камнями, металлами, эмалями, они часто приобретались членами императорской фамилии, использовались в качестве дипломатических подарков.

Международное признание к Карлу Фаберже пришло в 1885 году, когда фирма участвовала в международной Нюрнбергской выставке, где копии скифских сокровищ, сделанные в его фирме, удостоились золотой медали. На Северной выставке в Копенгагене в 1888 году Фаберже также вручили золотую медаль и почетный диплом за представление внеконкурсных изделий.

По результатам Северной художественно-промышленной выставки 1897 года в Стокгольме (Швеция) он получил звание Поставщика Его Величества Короля Шведского и Норвежского, а также императорских и королевских домов Европы, Азии и Африки.

На Всемирной выставке 1900 года в Париже (Франция) он получил звание "мастера Парижской гильдии ювелиров".

Карл Фаберже был награжден орденом св. Станислава 2-й (1896) и 3-й степеней (1889), св. Анны 2-й степени (1892), золотой медалью на Станиславской ленте (за выставку 1882 года в Москве), болгарским орденом "За гражданские заслуги" (1902) и французским орденом Почетного легиона (1900).

В 1890 году ему было пожаловано почетное гражданство, а в 1910 году — звание мануфактур-советника.

В браке с Августой Юлией Якобс — дочерью мастера Придворных мебельных мастерских — у него родились четверо сыновей: Евгений (1874-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939), которые также работали в семейной компании.

Драматические события революции 1917 года, заставили фирму Фаберже закрыться в 1918 году. Сам Петер Карл Фаберже уехал в Ригу, а оттуда в Германию, где заболел. В июне 1920 года жена и старший сын перевезли его в Лозанну (Швейцария). 24 сентября 1920 года Петер Карл Фаберже скончался. Позже его прах был перевезен во Францию и захоронен в Канне.

После смерти Петера Карла Фаберже его сыновья Александр и Евгений открыли небольшое предприятие в Париже, которое торговало старыми изделиями фирмы, а также занималось изготовлением и проектированием новых. Оно закрылось в 1960 году, когда умер последний из членов семьи, работавших там, — Евгений Фаберже.

Многие изделия фирмы Фаберже из музеев и национализированных коллекций по решению советского правительства в 1920-1930-х годах были проданы за границу.

Научный интерес к изделиям фирмы Фаберже возобновился в России в конце 1980-х годов; в 1989 году в Елагином дворце прошла первая в СССР выставка "Великий Фаберже".

Произведения фирмы Фаберже до сих пор пользуются всемирной славой. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира; одной из интереснейших коллекций располагает Государственный музей Московского Кремля.

В 2013 году в Санкт-Петербурге был открыт негосударственный Музей Фаберже, в который вошла коллекция произведений Фаберже, собранная американским магнатом Малкольмом Форбсом и приобретенная российским бизнесменом Виктором Вексельбергом в 2004 году.

В 1996 году в Санкт-Петербурге был открыт памятник Карлу Фаберже, в 1998 году площадь, на которой он был установлен , получила название "Площадь Карла Фаберже".

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Знаменитый русский предприниматель, ювелир, художник-дизайнер и реставратор, превративший небольшую мастерскую отца в самое крупное ювелирное предприятие Российской империи и одно из самых больших во всем мире. (род. в 1846 г. - ум. в 1920 г.)

В 1902 г. в залах дворца барона фон Дервиза на Английской набережной Санкт-Петербурга состоялась первая выставка знаменитого русского ювелира Карла Фаберже. Она проходила под покровительством Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны и при участии многих членов императорской семьи и представителей высшей знати столицы. Для размещения драгоценных ювелирных произведений Императорский Эрмитаж предоставил красивые пирамидальные витрины на подстольях в виде золоченых грифонов. Эти витрины и сейчас можно увидеть в залах Эрмитажа. В них выставлены пасхальные яйца, принадлежавшие царской фамилии, каменные цветы, фигурки и другие изящные безделушки из великокняжеских коллекций, из собраний княгинь Юсуповой, Долгоруковой, Куракиной, графинь Воронцовой-Дашковой, Шереметевой, Орловой-Давыдовой.

Прошло более ста лет. За эти годы состоялись десятки выставок Карла Фаберже в разных странах мира, но ни одна из них не была столь же представительной по составу владельцев и тех, по заказу которых делались бесценные экспонаты. Никто из присутствовавших тогда на выставке не думал, что через каких-нибудь два десятилетия эти драгоценные безделушки разойдутся по всему миру и окажутся в чужих руках. Не думали они и о том, что в цитадели могущества России - в Зимнем дворце - почти не останется удивительных образчиков искусства Фаберже, изготовленных и хранимых с неподдельной и глубокой любовью.

То почтительное отношение, которое имя Фаберже до сих пор вызывает во всем мире, связано с революцией в ювелирном деле, которую Карл совершил сразу после того, как принял от своего отца ювелирную мастерскую. Молодой ювелир провозгласил принцип, в соответствии с которым ценность изделия определялась не богатством использованных материалов, а художественной изысканностью модели и мастерством исполнения. Время доказало справедливость девиза, которым Фаберже руководствовался на протяжении всей своей жизни: «Если вся ценность дорогих вещей заключается всего лишь во множестве бриллиантов или жемчуга, то они меня мало интересуют».

Художественный дар Фаберже современники сравнивали с гением Бенвенуто Челлини. Но организаторский талант этого человека вызывает не меньшее изумление. За конструкторские находки и техническую виртуозность его величали «Левшой Петербурга», а за неподражаемый стиль - «певцом изящных грез». Сам же мастер именовал себя достаточно скромно и с достоинством - «Поставщик Высочайшего двора».

Предки Карла Фаберже происходили из северной провинции Франции - Пикардии. Из-за преследований, которым, начиная с XVI в., подвергались гугеноты, они покинули родину и постепенно, через Германию и Прибалтику, добрались до Санкт-Петербурга. Отец Карла, Густав Фаберже, родился в 1814 г. в эстонском городе Пернау. После обучения в Петербурге у знаменитых ювелиров Андреаса Фердинанда Шпигеля и Иоганна Вильгельма Кейбеля он получил звание «Ювелирных дел мастера». В 1842 г. Густав открыл небольшую ювелирную мастерскую под собственным именем на Большой Морской улице и женился на Шарлотте Юнгштедт, дочери датского художника.

30 мая 1846 г. в молодой семье родился мальчик, которого крестили с именем Петер Карл, однако в России он прославился под именем Карла Густавовича. Когда ребенок подрос, его отдали в немецкую частную школу Святой Анны. Потом он учился в дрезденской Ханделыпуле, а затем - в коммерческом колледже в Париже. Карл работал в Дрездене, Франкфурте-на-Майне, побывал в Англии и Италии, изучая ювелирное искусство венецианцев, саксонских камнерезов и французских эмальеров. Последним учителем Карла был франкфуртский ювелир Джозеф Фридман.

Хотя фирма Густава Фаберже процветала, в 1860 г. он отошел от дел и передал управление предприятием своим сотрудникам X. Пендину и В. Заянчовскому. Поэтому, возвратившись в Петербург, юноша еще довольно продолжительное время работал на стороне - реставратором в Императорском Эрмитаже. Благодаря этому он изучил технические приемы ювелиров прошлых времен и стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи. В результате Карл к 26 годам приобрел блестящие знания ювелирного дела во всей его глубине и исторической широте и смог с полным основанием взять в свои руки дело отца. А незаурядный талант молодого человека, подкрепленный основательными знаниями, стал основой будущего успеха.

Для начала Карл перевел фирму в более крупное помещение на той же Большой Морской улице. Восприимчивый ко всему новому, он точно уловил модные веяния в искусстве конца XIX в. Пока ведущие ювелиры Европы отдавали дань вкусам и стилям прошлых эпох - ренессансу, рококо и ампиру, Фаберже-младший начал смело экспериментировать в новом художественном направлении - модерне. Тяга к техническим новшествам заставляла мастера неутомимо изучать все известные в ювелирном деле приемы, постоянно посещать музеи и библиотеки, не пропускать ни одной художественной выставки и повсюду знакомиться с молодыми одаренными ювелирами. Его отличало редкое умение не только отыскивать замечательных специалистов и убеждать их переезжать в Петербург, но и создавать условия для плодотворной работы.

Фаберже объединил многочисленные мастерские отца, где работало к тому времени около 500 рабочих. Во главе каждой мастерской был поставлен талантливый руководитель: М. Е. Перхин, Ю. А. Раппопорт, Э. А. Коллин, А. Ф. Холлминг и др. По условиям контракта, эти мастера работали только на Фаберже и имели право сами набирать и обучать персонал. Карл считал, что необходимо доверять высококлассным мастерам, удостаивая их права подписывать свои собственные произведения. Основной принцип работы в мастерских Фаберже был прост - каждое изделие должно быть изготовлено в одной мастерской одним мастером. Когда требовалось произвести вспомогательные операции (например покрыть эмалью), изделие на некоторое время покидало своего изготовителя, но всегда возвращалось к нему для завершения. Мастера самостоятельно принимали все решения, начиная от разработки дизайна и заканчивая окончательной обработкой своего ювелирного произведения. Тем самым изделие «Фаберже» являлось не безымянной продукцией Дома, а работой автора, именем которого оно было подписано. В этом и заключался секрет феноменального успеха «Фаберже».

В 1882 г. на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия фирмы привлекли внимание императора Александра III и его жены Марии Федоровны. Карл получил покровительство царской семьи и звание «Ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». В том же году в фирме начал работать брат Карла Агафон, ставший вскоре и главным художником. Изобразительное чутье Агафона Фаберже во многом способствовало успеху фирмы.

На нюрнбергской «Выставке Изящных Искусств» в 1885 г. фирма получила международное признание, а копии скифских сокровищ удостоились золотой медали. После выставки Карл Фаберже стал Поставщиком Императорского двора с правом включения двуглавого орла в свой товарный знак и с тех пор постоянно выполнял заказы императорской семьи: например, ожерелье для свадебного подарка будущей императрице Александре Федоровне император Николай II заказал именно фирме Фаберже.

После 1885 г. на всех международных выставках мастер получал только золотые медали. Изделия фирмы проникли в Америку и на Ближний Восток. Персональные поставки предназначались для шведского, норвежского, датского, испанского и английского дворов. По заказу русского кабинета мастера фирмы изготавливали изделия для дипломатических подарков и различных подношений. В разное время из рук художников Дома Фаберже вышли шедевры ювелирного и камнерезного дела: декоративная ваза для , братина для абиссинского Негуса Менелика, нефритовый венок на гробницу шведского короля Оскара II, нефритовая фигура Будды и лампада для придворного храма в Сиаме. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Клеве и Лондоне и продавала свою продукцию далеко за пределами Европы.

За эти годы выросла семья Карла Фаберже. В браке с Августой Юлией Якобс - дочерью мастера Придворных мебельных мастерских - у него родились четыре сына: Евгений (1876-1960), Агафон (1876-1951), Александр (1877-1952) и Николай (1884-1939).

В 1890 г. мастер получил другое высокое звание - «Оценщик Кабинета Его Императорского Величества», а также стал «Потомственным Почетным гражданином». Росла и международная слава фирмы. Высокое мастерство исполнения, неиссякаемая фантазия и изящество форм сделали фирму Фаберже признанным лидером мирового ювелирного искусства, непревзойденным эталоном. Императрица Мария Федоровна писала своей сестре, английской королеве Анне: «Фаберже - несравненный гений нашего времени».

Руководя большим, тщательно подобранным штатом первоклассных ювелиров, Карл входил во все мельчайшие детали работы. В его московском магазине была устроена теплица, в которой выращивались самые разнообразные растения, служившие моделями для цветовых миниатюр из камня. С расширением производства и ростом заказов были выделены самостоятельные мастерские золотых, эмалевых, серебряных изделий, камнерезная мастерская и мастерская по изготовлению знаков, жетонов и орденов. Огромное количество и разнообразие выпускаемых изделий говорит о популярности и доступности этой продукции для населения. При изготовлении всегда учитывались вкусы и достаток различных слоев общества, поэтому изделия фирмы могли приобрести как члены императорского дома, так и люди со средним достатком.

Подлинным открытием фирмы были сувенирные пасхальные яйца. Традиция дарить на Пасху специально изготовленные и украшенные яйца появилась в XVI в., когда французскому королю Франциску I было преподнесено деревянное резное яйцо с изображением Страстей Господних. Позолоченные и расписные яйца стали традиционными подарками при королевских дворах. В России первое такое яйцо из драгоценных материалов было заказано Фаберже в 1885 г. Александром III для подарка своей супруге, императрице Марии Федоровне. В дальнейшем мастера фирмы делали эти подарочные сувениры ежегодно. Условия изготовления были такими: яйцеобразная форма, сюрприз внутри, о котором никто не должен знать, даже Император, и невозможность повторений.

Только для венценосной семьи Романовых Фаберже создал 50 царских пасхальных яиц - подлинных шедевров ювелирного искусства. Внутри каждого яйца был воспроизведен эпизод из жизни царской семьи. Когда яйцо открывалось, звучала прекрасная музыка, воспроизводимая миниатюрным механизмом. Наиболее известное изделие в этом жанре - яйцо, посвященное 300-летию дома Романовых. Оно украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии в алмазных рамках. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты «1613» и «1913». Внутри яйца укреплен вращающийся глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. Поверхность яйца в пространстве между миниатюрами украшена чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Подставкой служит литая серебряная позолоченная фигура гербового орла, укрепленная на круглом основании из пурпурина, имитирующего государственный щит.

В яйцо, посвященное коронации императора Николая II в 1896 г., вложена миниатюрная карета, в которой ехали император и императрица. Цветовой гаммой яйцо напоминает коронационное платье Александры Федоровны, двери кареты открываются, ступеньки складываются, окна сделаны из хрусталя. Внутри кареты висит еще одно крошечное яйцо с бриллиантами.

Кроме того, мастера Дома Фаберже довольно часто изготавливали миниатюрные копии известных произведений искусства из драгоценных материалов, например, царских регалий. Фирма Фаберже сумела возродить средневековую технику прозрачной эмали «гильоше». Мастера применяли ее вместе с машинной гравировкой, широко используя цветовую палитру эмалей: голубых, ярко-красных, нежнорозовых, палевых, серебристых. После покрытия эмаль тщательно полировали, так что рисунок выделялся лишь под определенным углом. А забытую с эпохи Возрождения технику «кватра колор», т. е. применение в изделии золота красного, желтого, зеленого и белого цветов, мастера фирмы не только возродили, но и стали использовать новые оттенки этого металла - оранжевый, серый, голубой и другие. Подобный прием позволял достигать сложнейшей цветовой гаммы без привлечения каких-либо других отделочных материалов.

Фирма выпускала много утилитарных вещей: рамки для фотографий, часы, пеналы, портсигары, бонбоньерки, флаконы для духов, набалдашники для тростей и многое другое. Широко использовались серебро, драгоценные и полудрагоценные камни. Причем, драгоценные материалы смело соединялись с деревом, сталью и стеклом. Личной заслугой фирмы Фаберже стало широкое использование в работе отечественных поделочных камней, которые раньше в ювелирном деле не применялись. Впервые в одном изделии с драгоценными металлами и камнями смело сочетались уральские, алтайские и забайкальские самоцветы. Вопреки установившимся традициям и канонам, мастера включали в некоторые украшения олово и вороненую сталь, а прямоугольные броши из карельской березы, оправленные в бриллианты, с легкой руки Фаберже тут же вошли в моду.

Совершенно новым в ювелирном деле были небольшие скульптурные фигурки из драгоценных и полудрагоценных камней, выполнявшиеся искусными резчиками фирмы, умевшими тонко выявить природную красоту камня. Причем камни разного цвета и текстуры часто склеивались. Изготовление этих фигурок Фаберже начал под влиянием японских нэцкэ, которые он коллекционировал. Особый интерес к подобным миниатюрам проявила английская королева, для которой Карл изготовил 170 статуэток.

Выполняя заказы Российского Императорского и королевских дворов Европы, Фаберже и его мастера сумели создать более 150 000 ювелирных работ, простых и сложных, остроумных и удивительно продуманных, выполненных с непревзойденной изобретательностью и с величайшей тщательностью. Карл в каждом новом изделии старался превзойти предыдущее по оригинальности, остроумию замысла, качеству исполнения. В мастерских Фаберже все вещи выполнялись только в одном экземпляре, а если заказчик настаивал на повторении, то вносились изменения таким образом, чтобы каждое изделие оставалось оригинальным. Предметы, не отвечающие высоким критериям фирмы, безжалостно уничтожались или продавались без клейма.

Пиком славы Дома Фаберже стала Всемирная выставка 1900 г. В Париже. Карл Фаберже был одним из членов жюри, а его изделия экспонировались в отдельном зале. После этой выставки он получил звание «Мастера Парижской гильдии ювелиров» и орден Почетного легиона. Парижская гильдия мастеров золотого дела удостоила его звания мэтра. Старший сын Карла, Евгений, там же получил пальмовую ветвь - знак офицера Академии изящных искусств, а многие мастера фирмы были отмечены золотыми и серебряными медалями. В том же году семья Фаберже и его фирма переехали в новый дом. Перед этим, во время полной перестройки здания, был заново отделан фасад, для чего впервые в истории города использовали красный гранит из Карелии.

В 1902 г. в Петербурге с огромным успехом прошла благотворительная выставка изделий Фаберже. На ней впервые предметы, изготовленные по заказам титулованных особ, были представлены широкой общественности. Один зал был полностью отведен под изделия фирмы,

принадлежавшие Императорскому двору.

Накануне 1914 г. в мастерских Фаберже работало около 600 человек. Начавшаяся Первая мировая война сократила производство, но фирма приспособила свои мастерские к нуждам военного времени. Поначалу в них делали судки, тарелки, кружки, табачницы, а после получения военного заказа стали выпускать ударные и дистанционные трубки, гранаты, части приборов. Там же выпускались броши из золота и бриллиантов со знаком Красного Креста. Военное ведомство неоднократно ставило изделия фирмы Фаберже в пример за точность и тщательность изготовления. При этом Фаберже не переставал выполнять заказы и для царской семьи.

К 1914 г. фирма Фаберже создала около 100 тыс. предметов. В это время наряду со старыми мастерами в ней уже работали четыре сына Карла. Все они учились в Петербурге и были способными художниками. Сыновья руководили отделениями фирмы: Евгений и Агафон в Петербурге, Александр - в Москве, а Николай - в Лондоне. Первая мировая война нанесла сильный удар по благосостоянию фирмы, а революция 1917 г. уничтожила ее совсем. Отделения фирмы закрылись в 1918 г., магазин в Москве работал до февраля 1919 г.

В 1918 г. с помощью Британского посольства Карл Фаберже уехал с семьей из Петрограда в Швейцарию (в России остался только Агафон Карлович). За границей, лишенный возможности заниматься любимым делом, он мучительно страдал от бездействия. Окружающие в этот период часто слышали от него: «.такая жизнь - это уже не жизнь, когда я не могу работать и приносить пользу. Так жить нет смысла». В Лозанне 24 сентября 1920 г. великого мастера не стало. Несколько позже его прах был перевезен во Францию и захоронен в Каннах.

В парижской эмиграции Евгений и Александр Фаберже открыли небольшое предприятие «Фаберже и К°», которое торговало старыми изделиями фирмы, а также занималось изготовлением и проектированием новых. Оно закрылось в 1960 г., когда умер последний из членов семьи, работавших там, - Евгений Фаберже. И хотя магазин фирмы существует до сих пор, теперь у него другие владельцы. Агафон Карлович, крупный знаток камня, уже после революции вместе с академиком Ферсманом был членом комиссии, описывавшей Алмазный фонд СССР. В декабре 1927 г. он с семьей ушел в Финляндию по льду Финского залива. Его сын Олег жил и недавно умер в Хельсинки, ювелирным делом не занимался.

Младший из братьев Фаберже, Николай, еще в 1906 г. открыл филиал фирмы в Лондоне. И хотя в 1917 г. ему пришлось закрыть магазин, из английской столицы он не уехал. Здесь родился его сын Тео, впоследствии продолживший дело деда и отца. Тео, единственный из ныне живущих потомков династии Фаберже, который работает не только с драгоценными камнями, но также занимается резьбой по дереву и слоновой кости, росписью по фарфору.

За всю историю Дома Фаберже было изготовлено более 150 тысяч ювелирных изделий. После революции советское правительство продало в Великобританию и США значительную часть уникальной коллекции. Из 56 пасхальных яиц восемь были уничтожены, и лишь десять хранятся сегодня в Оружейной палате в Москве. Остальные рассеяны по частным коллекциям в разных странах.

Весной 2003 г. в Москве была открыта выставка «Фаберже - возвращение в Россию», на которой впервые широкому зрителю были продемонстрированы самые известные пасхальные яйца, привезенные из-за границы. Интерес к продукции знаменитой российской ювелирной фирмы необычайно возрос на рубеже веков. Так, 1992 г. ЮНЕСКО объявило «Годом Фаберже». С успехом прошли выставки в Москве, Петербурге, Лондоне, Париже. Они способствовали накоплению знаний об изделиях фирмы, их научному изучению, выявлению подделок. А в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице вновь открыт ювелирный магазин «Яхонт», в котором до 1962 г. сохранялись старые дубовые прилавки. На фасаде и сейчас можно прочитать надпись «Фаберже». Ныне в первом этаже дома находится АООТ «Ювелирная торговля Северо-Запада», объединившая ювелирные магазины Северной столицы и близлежащих городов России.

Елена Васильева, Юрий Пернатьев

Из книги «50 знаменитых бизнесменов XIX - начала XX в.»

Начало деятельности фирмы К. Фаберже относится к 1842 году, когда уроженец города Пярну, купец 2-й гильдии Густав Фаберже открыл в Адмиралтейской части Санкт-Петербурга небольшой и довольно скромный магазин с мастерской золотых и бриллиантовых вещей. По происхождению Фаберже были французскими протестантами (гугенотами), покинувшими Пикардию после отмены Нантского эдикта в ХVII столетии. Сначала они переселились в Германию, а затем обосновались в прибалтийской провинции России - Лифляндской губернии. Как и многие другие ювелиры того времени, Густав Фаберже устремился в ювелирную Мекку империи - город Санкт-Петербург. В Северной столице родился его сын - Петер Карл (1846-1920), при котором фирма получила заслуженную славу и популярность.

Карл воспитывался в Петербурге, в немецкой школе «Анненшуле», затем посещал дрезденскую «Хандельшуле», обучаясь коммерции. С помощью друга и сотрудника отца - известного петербургского мастера, финна по происхождению, Петера Хискиаса Пендина - он овладел навыками ювелирного ремесла, после чего совершенствовал свое мастерство у Йозефа Фридмана, владельца фирмы во Франкфурте-на-Майне. Густав Фаберже понимал, что будущий руководитель семейного бизнеса должен получить всестороннюю подготовку, поэтому Карла Фаберже отправили в длительное заграничное путешествие. Он посетил Флоренцию и Париж - исторические центры ювелирного искусства, города-музеи, где смог почерпнуть множество идей, столь творчески претворенных в дальнейшем.

Карл был художником и дизайнером, и целый ряд изделий выполнен по его проектам. Наконец, он был реставратором ювелирных изделий, талантливым исследователем этой изящной сферы искусства. Карла Густавовича не случайно называли «ученым и образованным ювелиром». Он занимался исследовательской и реставрационной работой, изучая и восстанавливая произведения для отделений древностей и драгоценностей Императорского Эрмитажа, причем делал это на протяжении пятнадцати лет совершенно безвозмездно. Он всегда точно определял качество материалов, из которых предметы были изготовлены, и этим во многом способствовал рациональной каталогизации.

В 1872 году Петер-Карл возглавил дело, а благодаря его тонкому художественному вкусу и поразительной энергии фирма стала крупнейшим ювелирным предприятием в России с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным техническим оборудованием. Но путь к славе был долог и непрост. По-настоящему Карл Фаберже стал известен в 1882 году. Тогда еще «сравнительно молодой, но уже вполне зрелый, первоклассный» ювелир Карл Фаберже участвовал во Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве, где получил золотую медаль. Особого восхищения публики и знатоков удостоились копии древнегреческих золотых изделий из раскопок в Керчи, хранившихся в Императорском Эрмитаже. Императрица Мария Федоровна, посетившая выставку, приобрела пару запонок в античном вкусе, которые русский мастер делал вслед за знаменитым итальянским ювелиром Кастеллани.

В 1885 году Карлу Фаберже было разрешено именоваться Поставщиком Высочайшего Двора, а через пять лет ему пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества, дававшее право беспрепятственного входа во дворцы. Фаберже приглашали для точного определения достоинства, качества и ценности камней, и он никогда не отказывался быть оценщиком при покупках.

Сын Карла Фаберже Агафон постоянно работал в качестве эксперта в Галерее драгоценностей Императорского Эрмитажа, был экспертом при переоценке коронных бриллиантов. Последние два десятилетия XIX века стали временем международного признания фирмы; именно тогда Фаберже приобрел множество почитателей своего таланта за рубежом. Международный дебют на выставке в Нюрнберге в 1885 году принес ему золотую медаль. На Северной выставке в Копенгагене в 1888 году Фаберже также вручили золотую медаль, а кроме того - почетный диплом за представление внеконкурсных изделий. По результатам Северной художественно-промышленной выставки 1897 года в Стокгольме он получил звание Поставщика Его Величества Короля Шведского и Норвежского, а также императорских и королевских домов Европы, Азии и Африки. По общему мнению, именно золотосеребряное и ювелирное дело, которое Фаберже столь достойно представлял за рубежом, было той отраслью художественной промышленности, в которой русские не знали себе равных в Европе.

Фирма, являвшаяся мощным торгово-промышленным предприятием «по производству ювелирных, серебряных и других изделий из металлов и камня», пользовалась известностью и популярностью во всем мире. На Всемирной выставке 1900 года в Париже Карл Фаберже показывал свои вещи вне конкурса и был членом жюри по классу ювелирных изделий вместе с придворным русским ювелиром Фридрихом Кехли и знаменитыми французами - Луи Ококом-младшим, Рене Лаликом, Анри Вевером и Фредериком Бушероном. На выставке экспонировались пасхальные яйца Фаберже, предоставленные царской семьей, миниатюрные копии государственных регалий, украшения, камнерезные изделия и драгоценные цветы в вазочках из горного хрусталя. Несмотря на отдельные критические отзывы адептов стиля Art Nouveau, эти изделия имели огромный успех у парижан и гостей города, съехавшихся со всего света. За свое мастерство Карл Фаберже был награжден высшим французским орденом Почетного легиона и памятной медалью выставки. Разного рода награды получили также его сыновья, «равноправные с отцом распорядители фирмы», и выдающийся ювелир Михаил Перхин - создатель пасхальных яиц.

Фирма Фаберже имела филиалы в Москве (с 1887 года), Одессе (с 1900 года), Киеве (в 1905-1910 годах) и Лондоне (с 1903 года). Основное ювелирное производство, главный магазин и контора помещались в собственном доме Карла Фаберже, построенном в 1900 году в аристократическом районе Петербурга, на Большой Морской улице. В доме был установлен сейф-лифт берлинской фирмы «C.Я. Арнхейм», в нем товар из мастерских, находившихся на верхних этажах, доставляли в торговые залы на первом этаже. У Фаберже хранили свои драгоценности многие представители петербургской элиты, например, прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская - подруга юности наследника престола Великого Князя Николая Александровича (будущего царя Николая II). Она вспоминала, что дома держала лишь мелкие предметы, а крупные ценные бриллиантовые вещи, большей частью исполненные фирмой Фаберже, - в сейфе дома на Большой Морской. Кшесинская не брала украшения с собой в зарубежные турне: фирма страховала их и сама переправляла за границу. Так, к моменту приезда балерины в Лондон ее украшения уже были доставлены в английскую столицу и находились в магазине лондонского филиала фирмы. Кшесинская называла по телефону только номер вещи (в целях конспирации), и агент-детектив от Фаберже привозил нужную драгоценность в отель или в театр, оставаясь при этом весь вечер поблизости.

По заказам фирмы работали лучшие петербургские ювелиры. Пальму первенства можно отдать Михаилу Перхину, крестьянину из Олонецкой губернии; в его мастерской до 1903 года создавались императорские пасхальные яйца. Преемником Перхина стал Генрик Вигстрем, под руководством которого продолжали делать пасхальные шедевры. Ведущим мастером-серебряником фирмы был Юлий Раппопорт. Мастерская Стефана Вякевы специализировалась на изготовлении серебряной посуды и столовых приборов. Эрик Коллин, Эдуард Шрамм, Вильгельм Раймер, Август Хольминг, Габриэль Ньюкканен, Андерс Михельсон и Теодор Ринге создавали в основном небольшие золотые и серебряные ювелирные изделия. В фирме работали художники-миниатюристы В. Зуев, С. Соломко, Е. Якобсон, скульпторы Б. Фредман-Клюзель, ученик Огюста Родена Т. Залькалнс (Гринберг), Луиджи Буцци, Елена Илинская-Андреолетти, Г. Савицкий и другие. С Фаберже сотрудничали знаменитые художники и архитекторы - В. Серов, Ф. Шехтель, А. Бенуа, К. Крыжицкий. Карл Густавович был награжден различными российскими и иностранными орденами, а в 1910 году ему пожаловали звание мануфактур-советника и придворного ювелира.

Карл Густавович Фаберже имел многочисленные награды, а также награжден орденами св. Станислава 2- ой и 3 -й степеней, св. Анны 2-й степени, золотой медалью на Станиславской ленте (за выставку 1882 года в Москве), болгарским орденом "За гражданские заслуги" и французским орденом Почетного легиона (1900). 1 ноября 1890 года ему было пожаловано почетное гражданство, а1 января 1910 года по просьбе его четырех сыновей Карлу Фаберже было пожаловано звание мануфактур - советника.

С большими сложностями Карл Фаберже столкнулся во время Первой Мировой войны. Многих его мастеров, включая самых лучших, исполнявших Высочайшие заказы, взяли на военную службу и на казенные заводы. При этом фирма продолжала и с неимоверными трудностями производить свой обычный ассортимент, и должна была работать на оборону, выпуская знаки и награды для офицеров, солдат и членов их семейств, медные изделия для солдат с военной символикой, а также шприцы для армии и втулки для скорострельной артиллерии. После Октябрьского переворота фирма К.Фаберже прекратила свою деятельность. Новая власть уничтожила и главных клиентов фирмы Фаберже - царскую семью, и само предприятие, владелец которого покинул Родину в 1918 году под видом курьера английского посольства. Через два года Карл Густавович скончался в Лозанне и был похоронен на кладбище Гран-Жас в Каннах.

Библиография:

1 - Татьяна Мухина «Шедевры Фаберже из собрания фонда «Связь времен». - М.: АртЮнит, 2009. - 224 c.; Музей Фаберже. http://fabergemuseum.ru/ru/collection/faberge

2 - Династия Фаберже. Краткие биографии. Русский национальный музей. http://www.rnm.ru/index.php?id=111&n=3

Заявитель: санкт-петербургское отделение «Деловой России»

(1846-1920) русский ювелир

Его предки были французскими гугенотами. От религиозных преследований они укрылись в Германии, а оттуда в 1800 году перебрались в Эстонию, где дед Карла работал плотником. Затем семья переехала в Петербург, и здесь отец Карла, Густав Фаберже, основал ювелирную фирму.

Карл Фаберже пришел в фирму в 1866 году, когда ему исполнилось двадцать лет. В то время они выпускали только ювелирные украшения. А всего через шесть лет, в 1872 году, Карл Фаберже возглавил фирму. К этому времени он совершил поездку в Европу и познакомился с продукцией крупнейших ювелирных фирм - Массе, Кулона, Бушерона.

Однако прошло еще целых десять лет, прежде чем его фирма завоевала вначале всероссийскую, а затем и мировую известность. Наряду с ювелирными украшениями Фаберже стали выпускать и «полезные предметы» - часы, портсигары, пепельницы, лупы, светильники, лорнеты и даже предметы сервировки стола. Большая заслуга в этом принадлежит младшему брату Карла Агафону Фаберже. С его приходом в фирму перечень выпускаемых изделий расширился.

В 1882 году Карл Фаберже выполнил для Эрмитажа копии скифских драгоценностей. Эта работа привлекла внимание императора, который в 1885 году сделал первый заказ на пасхальное яйцо. Карл Фаберже получил звание «поставщика высочайшего двора», а в 1890 году был назначен «оценщиком кабинета его императорского величества». Триумфом фирмы стал 1894 год, когда Карл Фаберже исполнил жемчужное ожерелье для свадебного подарка будущей императрице Александре Федоровне.

С этого времени на всех международных выставках Фаберже неизменно получал золотые медали. Он открыл в Петербурге несколько мастерских, каждая из которых специализировалась на выполнении отдельных видов работ - камнерезных, эмальерных, по золоту и серебру. Карл Фаберже открывает магазины в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Апогеем славы дома Фаберже стала Всемирная выставка 1900 года в Париже, где Карл получил звание мастера Парижской гильдии ювелиров и орден Почетного легиона.

Изделия фирмы поставлялись на Ближний Восток, в Америку, а также к датскому, испанскому, шведскому и норвежскому королевским дворам. Но особую любовь к Фаберже испытывал английский королевский дом. Королева Александра однажды даже изъявила желание познакомиться с ювелиром, но великий мастер смутился и спешно покинул Лондон.

Необходимо сказать и о тех, кому Фаберже обязан своей славой. Это прежде всего замечательные ювелиры - Михаил Перхин, Франц Бирнбаум и Генрик Вигстрем. Для него также работали крупнейшие художники и архитекторы, например Федор Шехтель и Виктор Васнецов.

Фаберже часто критиковали за то, что его изделия перенасыщены драгоценностями. Его вещи казались дорогостоящими безделушками, а не произведениями искусства. Действительно, некоторые вещи задумывались им как игрушки-солдатики или фигурки животных - из самоцветов. Но и эти вещи Фаберже превращал в подлинные шедевры. «Меня мало интересует дорогая вещь, если ее цена только в том, что насажено много бриллиантов или жемчуга», - говорил он.

В 1902 году выставка изделий фирмы состоялась и в Петербурге, там впервые были показаны вещи, изготовленные по заказам титулованных особ. Во время Первой мировой войны в мастерских Фаберже изготовляли медные кастрюли и тарелки, а также награды для русских воинов.

Фирма была закрыта в 1918 году. К этому времени домом Фаберже было изготовлено от 120 до 150 тысяч предметов. Карл Фаберже покинул Россию и в 1920 году умер в Швейцарии. Позже его прах был перенесен во Францию и захоронен в Канне.

После революции и в 20-е годы изделия Фаберже не имели практически никакой ценности. В 30-е годы знаменитые пасхальные яйца можно было купить на аукционах всего за несколько сотен долларов. И лишь в наши дни появился новый интерес к Фаберже: в 1992 году пасхальное яйцо работы Фаберже было продано более чем за три миллиона долларов.


1904

Дом Фаберже - ювелирная компания, основанная в 1842 году в Российской империи, получившая известность благодаря изготовлению знаменитых яиц Фаберже для русской царской семьи.

С 2007 года бренд Фаберже принадлежит компании Fabergé Ltd.

История семьи

История семьи Фаберже ведет свои истоки из Франции XVII века, под фамилией Фаври.

Фаври жили в регионе Пикардия, в северной Франции. Однако в 1685 году они покинули страну из-за религиозных преследований.

Документы из семейного архива Фаберже гласят, что фамилия изменялась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и, в конечном счете, в 1825 на Фаберже. Известно, что во второй половине XVIII века Жан Фаври работал в качестве плантатора табака. В 1800 году ремесленник Пьер Фаври обосновался в Ливонии (Эстонии).

В 1814 году родился Густав Фаберже. В 1830-х он приехал в Санкт-Петербург, чтобы обучиться ювелирному делу у Андреаса Фердинанда Шпигеля, который специализировался на изготовлении золотых шкатулок. В 1841 году он получил звание мастера ювелирного дела.

Карл Фаберже

Вернувшись в Петербург в 1866 г., Фаберже - теперь уже полноправный мастер - работает вместе с Хискиасом Пендином, Августом Хольмстремом и Вильгельмом Раймером. Все они прежде работали у его отца. В 1868 г. в фирме приходит финский ювелир Эрик Колин- его первый главный мастер.

В 1882 г. к Карлу присоединяется его 20-летний брат Агафон, проработавший с ним более десяти лет. На фирме трудилась целая команда ювелиров фирмы, имена некоторых из которых сохранились (так что говорить, что автор всех изделий - Карл Фаберже, не следует). Особенно велик вклад мастера Михаила Перхина.

Работы Фаберже в период между 1866 и 1885 гг. - для нас нечто вроде белого пятна.

Эти описания близки известной нам продукции Густава Фаберже. Недавно найденный альбом с набросками эскизов ювелирных изделий последних трех десятилетий XIX века позволяет частично заполнить прежние пробелы. Судя по этим эскизам, Фаберже предстает тесно связанным с основным направлением современного искусства Франции. Эскизы его дизайнов цветочных букетов, украшенных алмазами, а иногда - и эмалью, вьющихся веточек плюща - все это напоминает работы известных французских ювелиров: братьев Массе, И. Кулона, О. Массена и др. Пышные на лентах броши-подвески с бриллиантами, перевязанные лентами ожерелья и браслеты - все это выполнено белой гуашью на черной бумаге, и ничто здесь не позволяет увидеть гений Фаберже. Временами проскальзывает некая легкость, однако, она еще прочно укоренена в общепринятой европейской традиции - плетеные браслеты с бриллиантами и рубинами, шатлены в стиле Людовика XV и ожерелья с подвесками. Некоторые более смелые эскизы подписаны Агафоном, братом Карла Фаберже: главным образом это тиары с бриллиантами и изумрудами и ряд довольно вычурных ожерелий. “Любимыми мотивами были веточки с цветами, колоски пшеницы, и искусно завязанные ленты... Это был лучший период работы с бриллиантами. Работы этого периода характеризуются богатым дизайном, видимом даже на расстоянии. В моде были крупные диадемы, небольшие журавлиные и плюмажные ожерелья в форме воротников, нагрудные украшения для корсажа, пряжки и широкие ленты”.

Практически, ничего из этого традиционного периода Фаберже не дошло до нашего времени. Учетные книги Кабинета Его Императорского Величества свидетельствуют о соперничестве Фаберже за императорские заказы с другими более известными ювелирами, такими как Юлиус Бути, Эдуард Болин, Фридрих Кехли и Леопольд Цефтинген. Поначалу, его доля в заказах Двора была незначительной, но с годами она росла, Фаберже все чаще упоминался в учетных книгах Двора. Ему удалось быстро завоевать расположение высших придворных чинов, оказывая бесплатные услуги по оценке, ремонту и реставрации ювелирных изделий в Эрмитаже. Свободный доступ к экспонатам позволил внимательно изучить технические приемы старых ювелиров, стилистические особенности изделий, выполненных в разные эпохи.

Первый успех пришел к Фаберже в 1882 году на выставке «Русское художественное и промышленное искусство» в Москве. Фирма Фаберже впервые выставляет свои изделия и получает золотую медаль за работу братьев Фаберже и Эрика Колина копии древнегреческих сокровищ из захоронений в Керчи и Крыму - “керченского золота” - предметов из роскошного клада золотых украшений IV века, найденного при раскопках в районе Керчи. “Выполнение этой работы потребовало не только особой тщательности и высокой точности воспроизведения, но и возвращения к давно забытым методам и приемам работы. Братья Фаберже блестяще справились со всеми трудностями и получили в результате заказ на целую серию копий керченских древностей ”.

Дизайн изделий Фаберже в период работы Колина незначительно отличается от того, что делалось в 70-е годы в других европейских центрах ювелирного искусства. Его приверженность антикварским вкусам ощутима в редких дошедших до нас вещах этого периода, включающих золотые кубки и предметы в стиле Возрождения.

Изделия фирмы Фаберже привлекли внимание императора Александра III. В 1885 г. Александр III заказал у ювелира первое пасхальное яйцо («Куриное»), как пасхальный сюрприз для его жены Марии Федоровны. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; изделию следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием.

16 апреля 1885 года Карлу Фаберже было присвоено звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа». Он получил право изображать на своем фирменном знаке двуглавого орла и покровительство царской семьи. В этом же году фирма Фаберже впервые выставила свои изделия за границей на выставке прикладного искусства в Нюрнберге. Фирма больше не производит копии древних украшений и переходит на выпуск ювелирных изделий с эмалями.

Ведущие европейские ювелиры все еще придерживались стилей прошлых лет – торжественный ренессанс, затейливое рококо, тяжеловесный ампир и др. Фаберже же не побоялся экспериментировать в новой художественной системе – модерне, для которого были характерны бледно-пастельные тона, изогнутые линии и технические инновации.

Во главу угла он ставил не дороговизну использованных материалов, а художественную ценность украшений и мастерство исполнения. В своих украшениях Фаберже использовал поделочные камни, которые традиционно считались «неювелирными» (к ним относятся уральские, алтайские и забайкальские самоцветы). Карл Фаберже полностью отошел от «ювелирного академизма»: он смело сочетал олово, карельскую березу и вороненую сталь с благородными металлами и драгоценными камнями. Оригинальные изделия, созданные по принципу «соединить несоединимое», вошли в моду среди светских кругов.

Мастера ювелирного Дома возродили технику «кватра колор» (четыре цвета), которая не применялась в ювелирном деле с эпохи Возрождения. Таким образом, появились украшения, в декоре которых использовалось золото красного, желтого, зеленого и белого цветов. После долгих исследований, мастерам удалось получить новые оттенки благородного металла – оранжевый, серый, голубой и др. Использование золота различных цветов позволило создавать сложнейшие цветовые комбинации без использования отделочных материалов. Для инкрустации применялись драгоценные/полудрагоценные камни: их количество подчинялось художественному замыслу изделия. Прозрачные камни, как правило, составляли центр композиции, а голубоватые и бледно-розовые – украшали периферию.

Ювелирные изделия Фаберже отличались также своей конструктивностью: обычный звонок мог превратиться в маленькую нефритовую черепашку с качающейся головой-кнопкой и др. На выполнение сложных конструктивных задач требовалось много времени, но полученный результат всегда с лихвой окупал его.

Императорское Коронационное пасхальное яйцо Фаберже из коллекции Виктора Вексельберга

Стиль Фаберже – воплощение изящества и подлинной строгой элегантности. Его украшения отличались изысканностью форм, глубиной красок эмали и неожиданным сочетанием различных оттенков.

В украшениях Фаберже чувствовалось также влияние старорусского стиля. Это особенно заметно в изделиях из серебра. На творчество Карла Фаберже большое влияние оказало также искусство Востока. В частности, это чувствуется в серии цветов и вырезанных из камня фигурках животных и людей в духе японских нэцке (Фаберже коллекционировал произведения японского декоративно-прикладного искусства, в его коллекции было более 500 подлинников). Особый интерес к миниатюрным скульптурам проявила королева Англии, заказавшая у мастера 170 статуэток (шедевр королевской коллекции – сова из серого жада с бриллиантовыми глазами и золотыми лапками).

На творчество Карла Фаберже большое влияние оказало декоративно-прикладное искусство Франции XVIII века. Он возродил технику гильошированного эмалирования, применявшуюся в то время. Суть техники заключается в нанесении тонкого прозрачного слоя эмали на гравированную поверхность (декорирование резьбой усиливает визуальный эффект). Как правило, эмаль накладывается в несколько слоев. Мастера Фаберже в качестве первого слоя использовали полупрозрачную эмаль с оранжевой тенью, на которую накладывались слои прозрачной эмали (иногда между слоями клали золотую фольгу). Благодаря этому изделия Фаберже отличались особым переливчатым эффектом.

Для создания украшений в традиционном русском стиле использовалось клаузонированное эмалирование: на серебряной поверхности с помощью металлической проволоки делались ячейки, которые потом заполнялись разноцветной эмалью. Для украшений, выполненных в этом стиле характерны яркие цвета и цветочные узоры.


Шкатулка из антикварного серебра от Faberge

Мастерами Фаберже использовался еще один метод эмалирования – выемчатый: сначала эмалью заполняются канавки, затем накладывается слой, покрывающий поверхность около канавки. Также использовалась техника plique-a-jour, при использовании которой каждая отдельна ячейка имела собственный переливающийся цвет.

Техника изготовления эмалей позволила мастерам компании создать поистине шедевральные изделия. Эмали Фаберже характеризовались равномерностью качества и гладкостью поверхности.

За новые технические и конструктивные разработки Карла Фаберже прозвали «Левшой Петербурга», а за неподражаемый стиль - «певцом изящных грез». Сам Карл Фаберже говорил о себе с особой скромностью: «Я поставщик Высочайше го двора».

Период Агафона Фаберже (1882-1895)

Фаберже, Агафон Карлович (24.01.1876 - 1951) - Сын Карла Густавовича Фаберже, учился в Петришуле с 1887 по 1892 год и на коммерческом отделении гимназии Видемана. В мае 1895 года вступил в дело отца, с 1898 года эксперт Бриллиантовой комнаты Зимнего Дворца, оценщик Ссудной кассы, оценщик Его Императорского Величества по доверенности отца. В 1900-1910-х годах вместе с отцом и братом Евгением Карловичем руководил делами фирмы. По итогам выставки 1900 года в Париже награжден золотой медалью. Был несправедливо обвинен отцом в краже денег, после чего их отношения прекратились, и он не уехал с семьей из России (только через много лет друг семьи сам признался в краже). С 1922 года был назначен уполномоченным Гохрана и оценщиком. В 1927 году вместе с женой Марией Борзовой перешел границу с Финляндией по льду Финского залива, предварительно переправив через знакомых и друзей деньги и драгоценности, которых хватило ненадолго, а многое было украдено. Оказался в крайней бедности. Жил в Париже.

В 1882 г. 20-летний Агафон Фаберже присоединился к своему брату Карлу в Санкт-Петербурге и проработал с ним более десяти лет. Этому десятилетию суждено было стать богатым и самым творческим периодом фирмы. Качество вещей, сделанных в эти годы, осталось непревзойденным. Принято считать, что взаимодействие братьев - Карла, с его приверженностью классическому стилю, и более живого и творчески энергичного Агафона, - усиленное приходом в фирму ее второго главного мастера, блестящего Михаила Перхина, работавшего с 1885 по 1903 гг., способствовало обособлению около 1885 г. искусства Фаберже как самобытного стиля в прикладном искусстве и ювелирном деле. Именно в это десятилетние впервые возникает большинство “тем и сюжетов” Фаберже: создаваемые для царской семьи и императорского двора пасхальные яйца, фигурки животных, цветы, objets de virtu - “полезные предметы” - и другие поделки из самоцветов или драгоценных металлов. Бирбаум в своих мемуарах пишет, что именно с Агафоном Фаберже в фирме начались перемены: “...по характеру более живой и впечатлительный, он искал и находил вдохновение повсюду - в античности, в искусстве Востока, которое тогда еще не было изучено, или в природе. Сохранившиеся его рисунки - свидетельство постоянного и непрекращающегося поиска. Нередко можно встретить до десятка разработок одной темы”.

Оба брата Фаберже много путешествовали. Карл получал знания о западных стилях из первоисточника в Дрездене, Франкфурте, Флоренции и Париже. Но именно дома и тот, и другой могли найти богатейший из существующих источников вдохновения - Эрмитаж. “Эрмитаж с его галереей драгоценностей стали школой для ювелиров Фаберже. После керченской коллекции они изучали все представленные там эпохи, и особенно век Елизаветы и Екатерины II. Многие из ювелирных и золотых произведений были скопированы с большой точностью, и затем были исполнены новые композиции, пользуясь этими образцами как руководством. Лучшим доказательством совершенства, достигнутого в этих работах, служат неоднократные предложения некоторых заграничных антикваров исполнить ряд работ, но без наложения пробирных клейм и имени Фаберже. Разумеется, предложения эти были отвергнуты. Композиции хранили стиль прошлых веков, но прилагались они к современным предметам... Изделия XVIII века в коллекциях Эрмитажа побудили применять сквозящую эмаль на гравированном или гильошинированном золоте и серебре ”.

В 1897 году Агафон женился на дочери богатого рижского купца Лидии Трейберг. Молодые совершили свадебное кругосветное путешествие, во время которого Агафона пленил Восток. Через десять лет в России он считался одним из лучших знатоков искусства Индии, Китая, Японии, а его богатейшая коллекция вызывала всеобщее восхищение.

К 90-м годам Фаберже обошел своих конкурентов по “крупным вещам” и серебру. Болин сохранял лидерство по ювелирным изделиям (лишь в Москве его оборот в 1896 г. составил 500 тыс. рублей). Тем не менее, именно ожерелье из жемчуга и бриллиантов Фаберже ценой 166 500 рублей было выбрано в 1894 году цесаревичем Николаем как обручальный подарок его будущей жене, принцессе Алике Гессен-Дармштадтской. В свою очередь, коронованные родители Николая заплатили Фаберже самую высокую цену, которую ему когда-либо удавалось получить, 250 тыс. рублей - за другое колье, предназначенное в подарок их будущей невестке. В 1896 г. оборот Московского отделения Фаберже, основанного в 1887 г. для того, чтобы справляться со всевозрастающим спросом, достиг 400 тыс. рублей. Основу деятельности фирмы здесь составляли крупные дорогие серебряные сервизы и настольные украшения ценой по 50 тыс. рублей. Эскизы сервиза в стиле Людовика XVI, заказанного в 1894 г. Александром III для цесаревича, и монументальный сервиз в стиле ампир с лебедями и сфинксами, сделанный для свадьбы великой княжны Ольги Александровны в 1908 г., сохранились в Эрмитаже и хорошо документированы.

Важные заказы были сделаны для празднования коронации Николая II в 1896 г. Путешествия императорской семьи в Данию и в Лондон были для Фаберже прекрасным источником заказов, так как многие из приготовлявшихся для этих поездок подарков делались в его мастерских. Заметные успехи фирмы связаны и с наградами на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде и на Северной выставке в Стокгольме. Кульминацией этого периода было строительство нового дома фирмы на Большой Морской улице, д. 24, и участие Фаберже во Всемирной выставке в Париже.

В 1916 году Агафон уходит из отцовской фирмы и открывает в Петрограде антикварный магазин. После февральской революции 1917 года антикварная торговля шла у Агафона Карловича бойко. В апреле 1918 года Петроградская ЧК получает донос – Фаберже похитил из Зимнего дворца мебель и другое царское имущество. Пришлось с документами в руках доказывать, что старинные комоды и бюро, китайские и японские вазы, часы и канделябры были куплены у графа Бенкендорфа, квартировавшего в Зимнем дворце, и вывезены с разрешения дворцового коменданта еще в начале сентября 1917-го.

В июне 1918-го Агафон снова открывает в Петрограде антикварный магазин. Террор, развязанный большевиками после убийства Урицкого, заставляет его тайно переправить в Финляндию жену и пятерых сыновей.

Когда в декабре 1918 года власти закрыли все антикварные магазины, Агафон устроился переводчиком в датское посольство. Через полгода по новому доносу он был арестован чекистами и обвинен в спекуляции. Устраивая в голодном Петрограде сытные завтраки для писателя Максима Горького и наркома Луначарского, он якобы пытался продать им по завышенной цене драгоценные безделушки, принадлежавшие датскому коммерсанту Плуме. Фаберже как «особо опасный элемент» отправили в концлагерь «до окончания войны».

Больше года Агафон Карлович провел в концлагере, где его, как «буржуазную контру», трижды водили на расстрел. Страшные пытки и голод не прошли даром, 44-летний моложавый мужчина превратился в седого, больного старца. На свободу, по амнистии, вышел гол как сокол: из имущества – драное пальто да картина, припрятанная у знакомых.

В конце 1920-х годов власти привлекают Фаберже к срочной секретной работе – оценке большой партии бриллиантов... и арестовали по обвинению в саботаже.

В 1923-1927 годах Агафон трудился уполномоченным Гохрана по Петрограду (Ленинграду).

Полгода семья жила в гостинице, потом купили большой особняк в пригороде Хельсинки, на острове Бренд. Пока дом перестраивался, семья совершила путешествие, посетив Германию, Францию, Италию, Эстонию и Латвию. После реставрации дом превратился в роскошную виллу.

«Благодаря помощи наших верных друзей, отцу удалось начать новую жизнь в Финляндии на привычном уровне, – вспоминал сын Агафона Карловича Олег Фаберже. – Однако такое простое объяснение нашего хорошего материального положения не годилось для тех, кто любит совать нос в чужие дела, и для кого сплетни являются основным хобби. Правда была слишком бесцветной и неромантичной для маленьких людишек с длинными языками, а поскольку мы были выше всего этого и не считали себя обязанными отчитываться перед кем бы то ни было, вскоре после нашего приезда... в эмигрантских кругах распространился следующий слух: оказывается... в мешке, что во время нашего бегства находился на четвертых санях, находились вовсе не зубные щетки и мыло, а он был битком набит бриллиантами!!! (Как жаль, что это не было правдой!)»

В 1940 году семья была вынуждена покинуть свой особняк, который был продан с молотка, и снять скромную квартиру. Агафон Карлович скончался в 1951 году весь в долгах.

Эпоха Франсуа Бирбаума (1895-1917)

Швейцарский ювелир Франц Петрович Бирбаум поступил к Фаберже в 1893 году, и после ухода Агафона Фаберже в 1895 г. он становится главным дизайнером фирмы. Он был выдающимся гранильщиком, специалистом по эмалевой технике и замечательно чертил. Его приход совпал с переориентацией Фаберже на стиль Art Nouveau, или модерн, и постепенное вытеснение из работ фирмы стиля Людовика XV, или, как его еще называли, “петушиного стиля, ” который должен был уступить место стилям более классическим - стилю Людовика XVI и ампиру. Роль Ф. Бирбаума должна была быть весьма велика: по его утверждению, он создавал дизайны большинства пасхальных яиц, делавшихся по заказу царского двора после 1900 г: “Таких яиц было исполнено 50-60 штук, из которых мне пришлось компоновать не менее доброй половины. Работа эта была не из легких, если принять во внимание, что сюжеты не должны были повторяться, а яйцеобразная форма обязательна.”
Следующий император, Николай II, сохранил эту пасхальную традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне, новой императрице. Большие императорские пасхальные яйца, выполненные из алмазов и драгоценных металлов, являются наиболее известными работами фирмы Фаберже. Их изготовление было в России традицией и старинным ремеслом, но только мастера фирмы Фаберже сумели довести это искусство до непревзойденного мастерства и изящества. Пасхальные яйца фирме Фаберже заказывали золотопромышленник Кельх, подаривший своей жене в период с 1898 по 1904 гг. семь яиц, и князь Юсупов.

К началу века дело Фаберже стало самым значительным в своей отрасли в России. Приходилось открывать новые автономные мастерские, которые работали по рисункам и моделям фирмы. После успеха на Парижской выставке 1900 г. Фаберже приобрел широкую международную известность, для него были открыты все двери. Его магазин в Лондоне стал местом встреч для высшего английского общества времен Эдуарда VII. Его магазины и выставочные залы привлекали десятки и сотни российских аристократов.

В 1900 годы Фаберже уже просто завален заказами. За десять лет между 1907 и 1917 гг. у него лишь в Лондоне было продано свыше 10 тыс. вещей. Клиенты из Америки пришвартовывают свои яхты у берегов Невы. Трое сыновей Фаберже - Евгений, Агафон и Александр - работают в качестве художников бок о бок с Бирбаумом. Триста мастеров работают в Санкт-Петербурге и двести - в Москве. Заказов так много, что некоторые из них даже передаются мастерам, не-посредственно не работающим в фирме. По всему миру фирмой продано более двухсот тысяч изделий.

К началу века его фирма стала крупнейшей компанией, которая насчитывала свыше пятисот ремесленников. Фаберже очень хорошо платил своим работникам, но рабочий день длился каждый день с 7.00 до 23.00, по воскресеньям – с 8.00 до 13.00. Как правило, у Фаберже работали семейные династии мастеров, все четыре сына Фаберже также были заняты в фирме отца. Он удовлетворял запросы публики нескончаемым потоком полезных вещей – портсигаров, ламп, звонков, часов, – превосходивших друг друга своей изобретательностью, изысканностью и совершенством. Мгновенно узнаваемые, они были превосходным символом статуса их владельца.

Фирма Карла Фаберже стала известна на весь мир: мастера-ювелиры создавали ювелирные украшения для королевских домов Европы и для русских аристократов, поражая клиентов изяществом и красотой своих изделий. Получившая такое признание фирма выпускала и продукцию для массового потребления: шкатулки, предметы для сервировки стола, элегантные настольные безделушки и украшения. Цена часто была не главной, золото и бриллианты могли вообще отсутствовать, а сам предмет мог быть сделан просто из полудрагоценного камня.

Полная онлайн коллекция императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже, выпущенных по заказам двух последних императоров России: Александра III и его сына Николая II, с описаниями и фотографиями.

1885

1886

1887

1888

1889

1890

1891

1892

1893

1894

1895

1895

1896

1896

1897

1897

1898

1898

1899

1899

1900
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто