Проблемы чтения подростков на современном этапе. В журнале «Школьная библиотека» приводятся данные о детском чтении на современном этапе. «Слабая, глупая и продажная»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Какие книги читают подростки? Отличается ли круг подросткового чтения в Москве, Петербурге и в Челябинске?

Можно ли сказать об одном писателе, что он покорил сердца подростков из мегаполисов, а о другом — что им зачитываются девушки из малых городов? Тысячи раз школьники и студенты отвечали на вопросы социологических исследований.

Однако Любовь Борусяк , кандидат экономических наук, доцент факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, решила подслушать мнение самих подростков. Да еще в тот момент, когда они были убеждены, что взрослые их не слышат.

Они отобрала 630 тысяч личных карточек подростков и молодых людей сети «В контакте». Авторам этих высказываний не больше 23 лет, они учатся в школах, техникумах и вузах 34 городов России.

Главным было то, чтобы в карточках упоминалось о чтении, книгах и писателях.

Результаты оказались настолько необычными, что пришлось еще раз сверить их с теми ответами, которые школьники дают во время обычных социологических опросов.

Барышни и их кумир

— Все жалуются на то, что подростки сидят в интернете и ничего не читают. Возможно, не все знают, что «В Контакте» существуют более 50 тысяч сообществ, посвященных литературе и чтению, — объясняет Любовь Борусяк. – По результатам анализа 630 тысяч карточек и исследованию 400 таких сообществ, мы выяснили, что круг читаемых подростками писателей невелик: всего 1400 авторов. При этом треть упоминаний укладывается в 50 общеизвестных имен.

Вряд ли кто-то сможет угадать два самых популярных произведения, которые чаще всего называют подростки.

Это — «А зори здесь тихие…» Бориса Васильева (1969) и «Два капитана» Вениамина Каверина (1944).

Ни то, ни другое не входит в школьную программу, хотя оба могут разбираться на школьных уроках литературы. «Зори», к тому же, приходят к подросткам через кино (фильмы Станислава Ростоцкого 1982 года и Рената Давлетьярова 2015 года).

Неужели школьники – зачастую тайком от учителей и родителей- начинают увлекаться советской литературой?

«Я тщетно проверяла карточки «В контакте» и 400 литературных сообществ, пытаясь выяснить, что еще из произведений советской литературы они читают, — говорит Любовь Борусяк. — Но больше ничего не обнаружила. Возможно, потому, что не существует общественных институтов, которые поддерживали бы читательский интерес к советской литературе».

Одним словом, если из зарубежной классики, созданной до 20 века, кое-кто из подростков, зависший «В Контакте», припоминает Шекспира, то литература советского периода для них – черная галактическая дыра.

Из нее иногда выглядывают головы Вениамина Каверина и Бориса Васильева, да еще профиль Булгакова.

Но рождается на наших глазах новая (или новая старая) звезда. В сетях с каждый годом растет интерес к одному поэту. Не подумайте, что это – Пушкин или Булат Окуджава. Кумир девочек-подростков – советский поэт Эдуард Асадов (1923-2004).

Самое удивительное, что молодежная аудитория к поэтам в целом более чем равнодушна. Во всех городах России о поэзии упоминали не более 3% подростков. «Литература» для них в жанровом отношении понятие монолитное. Это — проза.

Читают Асадова обычно девочки (если кто-то из 630 тысяч мальчиков и упоминает поэтов, то – только Маяковского и Бродского).

Лидирует количество интернет-сообществ, посвященных Асадову.

«- В сообществах, посвященных Асадову, можно прочесть признания такого рода: мне было 12 лет, я увидела на полке у мамы эту книжку, а теперь рассказываю о ней подружкам. Затем стихи начинают циркулировать по сетям, и формируются сообщества Эдуарда Асадова. Кстати, это единственные интернет-сообщества, в которых можно прочесть, что книги стихов любимого поэта передаются от мамы к дочке».

Что привлекает современных барышень в этой поэзии?

Девушки отвечают, что из стихов Асадова узнают правду о жизни: что такое настоящая любовь, верность, дружба, честность в отношениях.

Любите ли вы Ремарка?

Для девочек в провинции Эдуард Асадов — такой же моральный образец, как для девочек в Москве – Ремарк.

Начиная свое исследование, Любовь Борусяк тщательно разделила все города России на четыре группы: с населением «миллион плюс…» «пятьсот тысяч плюс…» , «двести пятьдесят тысяч плюс», «менее двухсот тысяч…».

Но воспользоваться этим делением ей не пришлось: существенных различий (например, в именах писателей или в любимых подростками жанрах) между городами России не обнаружилось.

Только — между Москвой и всей Россией.

У девочек: Ремарк, Чехов, Булгаков, Пушкин, Брэдбери, Достоевский, Есенин, Лев Толстой, Стивен Кинг, Оскар Уайльд, Джоан Роулинг, Джон Грин, Николай Гоголь. У мальчиков: Пушкин, Булгаков, Гоголь, Достоевский, Толстой, Чехов, Джек Лондон, Стивен Кинг, Ремарк, Джоан Роулинг, Лермонтов, Рэй Брэдбери, Дж. Толкин.

Сегодня у столичных девушек самый читаемый зарубежный автор – Ремарк.

Интересно, что в читающих городах России с населением до миллиона человек Эрих Мария Ремарк в топ авторов не входит. Так же, как в столице не входит в топ Эдуард Асадов.

«- В свое время я удивилась возрождением интереса к Ремарку, утраченному в 70-80 годы, даже провела специальный опрос: «За что вы любите Ремарка?», — говорит исследовательница. – И поняла, что это – автор, который пишет на понятном для подростков языке. Всю проблематику, которая их волнует, старшеклассницы до сих пор находят у него.

Второй культовый автор девочек в провинции – Антуан де Сент- Экзюпери. Мальчики практически никогда не отмечают его в карточках «В Контакте», а у девочек даже сложились свои сообщества, посвященные «Маленькому Принцу». В них девочки выращивают свои розы!»

В подростковой среде становятся все более популярными литературные произведения, любимыми и считавшиеся культовыми среди их прабабушек и прадедушек. Это – Ремарк, Хемингуэй и Сэлинджер.

Новая волна поднимает пятьдесят лет спустя всех троих, доказывая, что они – вечные спутники юности.И внучка снимает с книжной полки ту книгу, которой увлекалась бабушка и даже прабабушка.

Может быть, потому что мама девочки никогда эту книгу не читала?

Что нравится

Больше всего им нравится зарубежная переводная литература.

Так ответили 85% участников опроса.

Набор современных зарубежных авторов, входящих в круг подросткового чтения, скучнейшим образом одинаков для любого города и региона России. И топ этого списка полностью совпадает с топом в интернациональном рейтинге Фейсбука. По всему миру циркулирует традиционный набор культовых авторов.

На вершине рейтинга Джоан Роулинг, Стивен Кинг, Дж. Р.Р. Толкин. Все города России насыщены их книгами. Подростки (если им приходит в голову что-то почитать) покупают или скачивают те же самые книги, что их сверстники в США, Европе, Австралии и даже Индии.

У мальчиков на четвертой позиции Джон Мартин, на шестой – Анджей Сапковский, на седьмой – Сьюзен Коллинз, на девятой – Дэн Браун, на десятой – Януш Вишневский. У девочек на второй позиции – Рэй Брэдбери, на третьей — Джон Грин, на девятой Стефании Майер, на десятой – Дэшнер Джеймс.

На шестой позиции у девочек и на восьмой у мальчиков – Сэлинджер.

Среди определений, которые подростки прикладывают к переводной литературе: «яркая, красочная, неожиданная, новая, классная, новая, свежая, веселая, жизнерадостная, свободная, правдивая, великая, гениальная…». Современную русскую литературу они такими эпитетами не наградили.

«Слабая, глупая и продажная»

На небосклоне современной российской литературы подростки различают всего несколько звезд. Для девушек это Стругацкие, Мириам Петросян, Пелевин, для юношей – Глуховский, Пелевин, Белянин, Стругацкие.

В последние годы в подростковых интернет-сообществах восходит звезда Захара Прилепина.

Обнаружилась закономерность: чем меньше город, тем больше мальчиков-подростков читают русские фэнтэзи. В этом сегменте лидирует Дмитрий Глуховский, вошедший в десятку самых популярных авторов по упоминаниям «В контакте». Девочки, впрочем, русские фэнтэзи (особенно антиутопии) не любят и считают единственным уважаемым автором этого жанра Дж. Р.Р. Толкина.

Из 630 тысяч посетителей « В Контакте» всего 3% упомянули о современной русской литературе. «Она не нужна», — заявили юные читатели. Две трети опрошенных не смогли назвать ни одного современного русского писателя.
Лауреатов престижных литературных премий для подростков не существует. Как и самих этих премий.

Ведь каждый из этих писателей раздает интервью, появляется в СМИ и присутствует в сетях. Чтобы увидеть ситуацию глазами школьников, исследовательница попросила их подобрать 3-5 эпитетов для современной русской литературы.

И прилагательные хлынули, как из ведра. Из минусов современной литературы глазами подростка: «Скучная, слабая, жалкая, тупая, глупая, шаблонная, вторичная и…

— И продажная, — завершает фразу Любовь Борусяк. – В ходе исследования я проводила фокус-группы с библиотекарями. Они высказали мнение, что современная русская литература никому не нужна. Причины? Первая: такая заумная, что это — «вынос мозга», вторая: «продажная и коммерческая».

Так что современные подростки ничего не придумывают. Они только повторяют за взрослыми».

Что толкает взрослых на эти высказывания? Исследовательница считает, что такая картина мира сформирована страхом.

Читатель не решается сам определить уровень литературного произведения. Он не чувствует себя достаточно подготовленным, чтобы судить, хорошо это или плохо. И ему стыдно за то, что он может ошибиться. Взрослые (так же, как и школьники) хотят дождаться мнения авторитетных людей, которые скажут им: «Это – вечная книга». Или хотя бы: «Это – классная книга!»

Забавно, что жюри литературных премий, в представлении большинства россиян, к таким авторитетным людям не относятся.

Когда речь заходит о молодежных антиутопиях или литературе вымышленных миров, никому не приходит в голову потребовать печати «современная классика»: каждый покупает или скачивает книгу, потому что она ему нравится. А не нравится – пусть автор идет себе лесом.

Зато упоминание о каком-нибудь злободневном романе заставляет молодых читателей отвести глаза. « Сейчас, — уклончиво говорят они, — мы не можем определить, хорошая это или плохая литература, но… скорее всего, она плохая». Все ответили отрицательно на вопрос, хотели бы они читать в школьной программе современных российских авторов. Зато многие предложили ввести в курс школьной литературы «Гарри Поттера».

Можно знать, что харчо – острый суп, но есть его не обязательно

Кого же теперь удивит, что современные подростки с таким энтузиазмом превозносят русскую классическую литературу?

Они уверены, что наши классики несут читателям нравственные ценности высочайшей пробы. Отсутствие ценностей c большой буквы– одна из причин, по которой современная литература кажется школьникам безнравственной, аморальной и, в общем, неприемлемой.

Какие произведение школьной программы им понравилось?

Топ списка — «Преступление и наказание» и «Отцы и дети».

Если бы опрос проводился весной, в лидерах оказался бы «Мастер и Маргарита», но осенью роман Булгакова еще многие не прошли в школе.

Что понравилось участникам опроса из списка школьной классики (в порядке убывания)?

Девушки: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Мастер и Маргарита», «Гранатовый браслет», «Война и мир». Юноши: «Преступление и наказание», «Отцы и дети», «Война и мир», «Обломов», «Мертвые души».

А что не понравилось?

«Война и мир», пьесы Островского, «Обломов», рассказы Бунина, «На дне» — у девушек

«Все не понравилось», «Война и мир», Лесков, пьесы Островского, «Обломов» — у юношей.

Исследовательница отметила, что доверять этим мнениям не стоит: подростки говорят с чужих слов. Лишь 18,3% девочек и 14, 3% мальчиков ответили, что читают «практически все» из курса школьной литературы. 75,6% девочек и 76,1% мальчиков признались, что познакомились «только с некоторыми произведениями», а 6% девочек и 9,6% мальчиков ответили: «практически не читаю».

Почти половина участников исследования заявили о том, что русская классика не только современна, но останется такой навсегда. Треть девочек и 40% мальчиков предположили, что она «частично устарела». Лишь немногие сделали диссидентское заявление, что школьная программа по литературе устарела в принципе. Так высказались 1,6% девочек и…16% мальчиков из 700 школьников.

Возможно, мальчики более склонны привлекать к себе внимание.

Девочки обнаружили у русской классики множество плюсов.

Начнем. Во-первых, она — « красивая, изысканная, изящная, эстетически совершенная». Во-вторых, «обучающая, поучающая и познавательная, высокая, духовная, нравственная, глубокая, вечная, бессмертная…». Далее – везде.

«- Мальчики ответили, что «русская классическая литература — глубокая и бездонная». Но для них она еще и «широкая»…вот такой ширины! — смеется Любовь Борусяк.- В общем. такая огромная глыба, несущая детям высокие идеи…»

Когда же подросткам предложили написать, что лично им НЕ понравилось в школьной программе по литературе, 40% мальчиков дали два радикальных ответа.

Во-первых, в школьной программе по литературе им не понравилось все. Во-вторых, в курсе литературы им ничего не понравилось.

«- Налицо противоречие. С одной стороны, на уровне ценностей они признают, что русская литература — великая и могучая. А с другой – ее просто не читают, — говорит исследовательница. — Для того, чтобы знать, что харчо – это острый суп, не обязательно его есть. Да, у молодежи успешно формируется представление о важности чтения. Они убеждены, что надо читать правильную, образцовую литературу, отобранную для них взрослыми. Но как это часто бывает в жизни, ценности и практики между собой почти не связаны.

Более четверти подростков, которые считают русскую классику великой, ответили, что не читают ничего. Каждый шестой парень сказал: а ну ее на фиг, эту школьную классику, она уже никому не нужна. Каждый десятый мальчик, заполнявший анкету, не читает ничего даже дома».

Меняю «Грозу» на «Бесприданницу»

Когда самим подросткам задали вопрос, сложно ли им читать русскую классическую литературу, они заверили, что нет. Так ответили 58,3% девушек и 60,7% юношей.

Однако девочки признались: главный минус русской классики – она слишком трудная. Мальчики уточнили: слишком скучная.

Мальчики не любят признаваться, когда им что-то непонятно.

Для современных подростков чтение – процесс до прихотливости многослойный. Читать роман – это значит (среди прочего) прочесть его краткое изложение.

Что больше всего поразило исследователя?

— Я получила несколько анкет, в которых ребята выразили свое представление о том, что история движется по кругу. Они уверены, что ничего нового в человеческих отношениях и представлениях не появилось, а великие русские писатели уже все сказали, — говорит Любовь Борусяк. – Эти подростки ясно выразили мнение, которое меня пугает. Больше половины из них убеждены в том, что русская классика вечна. Школа и общество внушают им это вместе с тезисом, что человек меняется мало, и что в русской классике сказано «обо всем, что было и что будет». 40% из них считает, что ничего нового в мире не происходит!

Одно из следствий этого: им не приходит в голову, что современность можно осмыслять с помощью современной литературы.

Недавно я попросила сына открыть карточки своих друзей и проанализировала круг чтения молодых интеллектуалов (не филологов). У них – самое лучшее образование. Каждый второй пишет о ценности чтения: эту установку они получили в семье.

Но интереса к новому у этих образованных молодых читателей нет. Я посчитала лидеров их чтения и посмотрела, когда эти книги вышли. Выяснилось, что они не упомянули ни одной книги, вышедшей позже 1980 года! Вот портрет нашего идеального читателя: внимательный, понимающий текст, воспроизводящий ценности русской и советской интеллигенции и… останавливающийся там, где остановилась она!

Мой вывод: школа не стимулирует подростков к движению вперед. Она приучает их ориентироваться на проверенное и кем-то отобранное. Ориентация на традиции как на главную и едва ли не единственную ценность, формирует нас такими, какие мы есть: не стремящимся к изменениям. Это — то, о чем я еще буду думать и писать».

О результатах своего исследования Любовь Фридриховна Борусяк рассказала на семинаре Института образования НИУ ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования».

1.1 Проблемы чтения современных детей и подростков

О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, - педагоги, воспитатели, библиотекари, - знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития? На этот вопрос могут ответить библиотекари, работающие в детских и школьных библиотеках. Дети - одна из самых больших групп посетителей библиотек.

Но в целом, сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть многие дети и подростки, которые любят читать и, как правило, регулярно посещают библиотеки.

Сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: без системного анализа детского чтения, мониторинга и оценки происходящих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям и учителям крайне сложно выстроить новую стратегию взаимодействия с юными гражданами.

Детские библиотеки в стране проводят много различных исследований, посвященных разным аспектам взаимодействия детей с информацией. Они изучают детское чтение и литературу для детей, чтение в семье, информационные потребности детей, их отношение к библиотекам, роль «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, а также библиотекарей и многое другое.

Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека», которое было проведено Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными региональными детскими библиотеками в 2002-2005 гг. в 17 регионах России (в областях: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой Московской, Мурманской, Нижегородской, Рязанской, Псковской, Пермской, Самарской, Саратовской, Томской, Тюменской, а также на Ставрополье и Краснодарском крае). В исследовании было опрошено 2448 подростков 11-15 лет. Опрос проводился осенью 2002 г. и весной 2003 г. в школах и библиотеках.

Полученные результаты позволяют увидеть проблемы и состояние детского чтения сельских детей и подростков, которые сегодня являются группами «читательского риска», - больших социальных групп будущих граждан страны, особенно нуждающихся в помощи государства на фоне процессов развития в России информационного общества.

Сегодня состояние чтения детей и взрослых вызывает тревогу: по данным социологов Аналитического центра Юрия Левады сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают - 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна . Мир детства изменился и продолжает испытывать личные трансформации; детское сообщество, так же как и взрослое, стало крайне дифференцированным. Стало очевидным, что «детей вообще» нет; существуют различные группы детей, испытывающие на себе влияние разнообразных социально-культурных факторов. Назовем основные из них.

1. Социально-экономические факторы: степень стратификации и социального расслоения общества; уровень доходов и уровень бедности населения.

2. Социокультурные факторы: развитость системы всеобщего среднего образования (в том числе - обучение «читательской грамотности»);

доступность образования; уровень образования и культуры населения (в том числе - наличие грамотных «руководителей детским чтением» - учителей, воспитателей, библиотекарей; наличие традиции чтения в семье);

развитость социокультурной и образовательной среды (в том числе - «книжной» - книжных магазинов, киосков, домашних библиотек, оснащенных обновленными книжными фондами и компьютерной техникой общедоступных, детских и школьных библиотек). 3. Информационно-коммуникационные факторы: развитость и доступность различных систем связи и каналов коммуникации (телевидения, телефонии и др.); доступность и развитость художественной визуальной культуры (видеотехника, кинотеатры); развитость и доступность Интернета.

Состояние чтения детей и подростков зависит от сложного взаимодействия всех этих факторов, причем в различных ситуациях и условиях проживания какой-либо из них оказывает наиболее сильное влияние. Так, в столице и крупных городах на детское чтение особенно сильно влияет фактор развитости социокультурной среды (других возможностей проведения досуга), а также степень развития визуальной - «электронной культуры». Для малых городов и сел особенно значимы факторы развитости книжной среды и существования образованных и грамотных «руководителей детского чтения» (прежде всего, учителей и библиотекарей).

Произошло ухудшение состояния книжной среды во многих регионах России (в том числе в результате снижения комплектования детских, школьных, сельских общедоступных библиотек - организаций, традиционно поддерживающих детское чтение). Недостаточная обеспеченность многих семей привела к тому, что книги и журналы стали слишком дороги и непосильны для семейного бюджета. Следствием разрушения системы продажи и распространения книг стало закрытие книжных магазинов во многих городах и селах.

Очевидна также деформация репертуара книгоиздания, что привело к резкому сужению репертуара актуальных книг для подростков (в том числе почти не издаются новые отечественные авторы, выходит крайне малое количество переводных изданий лучшей детской и подростковой литературы). На репертуаре и качестве детской литературы сказалось также и отсутствие государственной поддержки писателей, издателей, критиков детской и подростковой книжной культуры. Какие же книги хотят читать подростки? В ходе исследования респонденты назвали: приключения 43,7%), о природе (41,5%), фантастика и фэнтези (39,7%), юмор и «веселые» книги (37,7% и 27,4%), ужастики (35%), книги о путешествиях (34,7%), романы о любви (32,1%, читают девочки), книги о спорте (31,2%, читают мальчики), комиксы (30,6%), а также книги о компьютерах, детские детективы, книги о сверстниках, сказки. Кроме того, подростки читают литературу о профессиях, технике, истории, войне, космосе и мн. др. Но поэзию и русскую классику предпочитает лишь один человек из десяти (преимущественно девочки).

Диспропорции в издании литературы для детей и юношества привели к тому, что в литературный процесс мало попадают современные отечественные писатели, в связи с чем репертуар чтения художественной литературы подростков и юношества пока что обновляется за счет западной литературы - таких жанров, как триллеры (ужасы), детские детективы и фэнтези. Актуальная художественная литература для подростков и юношества, где бы говорилось о современных проблемах, замещается, таким образом, частично - журналами, частично - детективами и любовными романами для взрослых, частично - фэнтези.

Детская библиотека - организатор читательской деятельности школьника ОГИИ им. Л. и М. Ростроповичей (Оренбург/Россия)

Детское чтение, как педагогическая проблема

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает ряд воспитательных...

Досуг как социализация личности детей и подростков

Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально...

Досуг как социализация личности детей и подростков

С целью социализации подрастающего поколения создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь - детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации...

Досуг как социализация личности детей и подростков

Досуг как социализация личности детей и подростков

По данным Управления статистики г. Тюмени на 01.01.2006. доля подростков и молодёжи от 14 до 30 лет составила 22% от всего постоянного населения города. В настоящее время начался прирост молодёжной категории населения в связи с тем...

Поддержка и развитие чтения детей в библиотеке средствами библиографии

Падение интереса к чтению - общемировая тенденция. Сегодня, изучая чтения детей и подростков как социальное явление, специалисты разных стран приходят к тревожным выводам...

Фестивали - одна из самых популярных в мире форм культурно - массовых мероприятий. Фестиваль - (франц. Festival, от лат. Festivus праздничный) массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, циркового или киноискусства...

Разработка и проведение фестиваля творчества детей и подростков (на материалах областного фестиваля творчества детей и подростков "Возьмемся за руки друзья!")

Большинство из ныне известных и популярных фестивалей творчества детей и подростков появилось в конце 90-х годов XX века. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности связан с глобальными политическими...

В данной главе рассказывается о становлении и развитии сети учреждений культуры для детей в России...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

В данном параграфе представлено становление сети учреждений культуры для детей и подростков, основные факты и события, повлиявшие на ее развитие. Так же рассказывается о досуге детей и подростков. Большое внимание уделено клубам Шацкого...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

Опыт работы детских клубов до революции был использован при создании советских детских клубов...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

В первом параграфе данной главы описывается влияние тех изменений в обществе, которые произошли во время "перестройки" на работу учреждений внешкольного образования...

Сеть учреждений культуры для детей и подростков в России

Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально - экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров...

В последние годы в России чтение стало терять статус национальной культурной традиции, что повлекло за собой качественное снижение уровня грамотности населения, особенно в подростковой и молодежной среде.

Все существующие проблемы подводятся к одной главной теме: как сформировать у ребенка интерес к книге, тягу к чтению, любовь к литературе, как переломить негативную тенденцию к снижению грамотности, к снижению уровня чтения в нашем обществе “Школа – это, прежде всего, книга, а воспитание – прежде всего, слово, книга и живые человеческие отношения” - слова Сухомлинского В.А.

Главной задачей любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.

Сегодня в России, которую раньше считали самой читающей страной, назрел кризис чтения. Читающих людей становится все меньше и меньше, особенно среди молодежи, и причин тому много. Одна из главных – резкое ухудшение комплектование школьных библиотек. Государство постепенно складывает с себя обязанность заботиться об обновлении и пополнении библиотек новой, нужной литературой, утопая на то, что библиотеки сами будут искать спонсорскую помощь. Однако наши обращения к общественности, проведение акции “Подари книгу школьной библиотеке” и т.п. совершенно не решают данной проблемы. Мы благодарны всем людям, которые несут свои книги в библиотеку, но бессистемное добавление книг на полки в библиотеки не меняет положения дел. В библиотеках катастрофически не хватает новых книг практически по всем отраслям знания: истории, психологи, философии и т.д. А ведь миссия библиотеки – информирование и продвижение современных идей и свежих мыслей, которые возникают в обществе.

Только такая литература и технически оснащенная библиотека может заинтересовать и привлечь юного читателя.

Несомненно, библиотекам все сложнее конкурировать с другими источниками получения информации, главной из которых – телевидение, несмотря на то, что предоставляет малосодержательные, а иногда просто вредные для детей программы. Очень часто вместо чтения дети предпочитают просмотр фильма, при этом и сами они, и их родители считают это совершенно равноценным. На деле дети, сидя у телевизоров или у компьютеров, большей частью развлекаются, а чтение – это труд .

Еще одна причина “не чтения” - исчезновение традиций семейного чтения. Порой дома есть много книг, но это совсем не значит, что семья читающая. Совместное чтение и обсуждение книг в семье стало очень редким явлением. Родители читают одни книги, дети – другие. На содержание детского чтения дома часто просто не обращают внимание, радуясь, что хоть что-то читают…

Однако чтение и поныне самый распространенный способ получения знаний. Ребенок, умеющий читать (имеет хорошую технику чтения, умеет выделять главное и второстепенное в тексте, любит чтение, способен анализировать прочитанное и т.д.), чувствует себя уверенным, охотно берется за любое дело и выполняет его без особого труда. Воспитать такого грамотного, знающего читателя – задача каждой школьной библиотеки .

Но библиотекарь не может заставить детей читать книги, для этого у него нет никаких рычагов. Впрочем, может быть, этот минус на самом деле является плюсом?! Парадокс заключается в том, что именно в библиотеке читатель имеет реальностью найти нужную информацию и своим желанием самому выбрать хорошую книгу. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы сориентироваться в его желаниях и подсказать ребенку, помочь, при необходимости что-то предложить, заинтересовать.

Стоит только сказать детям, что они обязательно должны прочитать книгу, как у них срабатывает инстинкт протеста. “А если я этого не хочу?”. Поэтому рекомендовать книги в школьной библиотеке – особое искусство: делать это нужно корректно, ненавязчиво, чтобы ребенок не почувствовал нажима, а видел лишь как библиотекарь помогает ему найти и получить то, что он сам захотел. Здесь очень важен постоянный контакт библиотекаря с читателями. Индивидуальная работа с детьми – очень важный аспект библиотечной работы в школе .

К сожалению, художественной литературы дети читают очень мало. Достаточно проанализировать их читательские формуляры, чтобы в этом убедиться. Несомненно, есть классы, в которых дела обстоят сравнительно благополучно, но в основной массе дети берут в библиотеке только то, что нужно прочесть по школьной программе.

Школьная библиотека прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Как наших детей обратить к книге? Извечный вопрос:

Что делать?

Любовь к чтению, конечно, надо воспитывать. А как?

1. Активную пропаганду книги в первую очередь нужно проводить не только библиотекарям, но и учителям.

2. Книжные выставки и чтение вслух.

Стараться, как можно больше читать детям, пусть даже небольшие отрывки из разных произведений, но так, чтобы они не только прочувствовали своеобразие литературного языка писателей, но и захотели бы узнать, что же было дальше, и тем самым подтолкнуть ребят к самостоятельному чтению.

Нет родителей, которые не хотели бы, чтобы их дети много и хорошо читали, грамотно и понятно писали. Трудность же состоит в том, что родители не готовы к тому, что им самим надо подключаться к этой работе, что школа одна справиться не может и родителям необходимо брать на себя некоторую долю ответственности за результат.

Советы учителям:

Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учёбе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актёров, теле звёзд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка .

Был проведен опрос среди школьников “Отношение к чтению” и оно оказалось весьма противоречивое.

- “ Только и слышу: читай, читай. Надоело!”

- “Читай – и ты полетишь.”

- “Чтение - это мир, где можно понять самого себя и других.”

- “Чтение спасет мир.”

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. Взять в пример телевизионную передачу “Умники и умницы”, мы убеждаемся в феноменальной начитанности этих подростков будущей элиты нашего общества. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи, прогнозировать.

Число постоянно читающих за последнее время уменьшилось с 49% до 34%, а тех, кто вообще не читают книги, возросло 23% до 34%.

40% читают книги от случая к случаю.

За эти годы произошло обвальное падение числа людей, которые приобретают книги.

Данные о детском чтении:

  • Любят читать: младшие школьники 43%,
  • старшие 17%.
  • Не любят читать: младшие 8%,
  • Старшие 17%.
  • Не читают ничего, кроме заданий учителя 10% школьников.
  • Читают только развлекательную литературу 40% учащихся.
  • Читают познавательную литературу 21%.
  • Читают для самообразования 10% школьников .

И в заключение хотелось бы отметить:

Сегодня почти треть жителей не читает книг, что свидетельствует о значительном снижении уровня грамотности населения, потере интереса к литературе. Самыми уязвимыми в этой ситуации оказываются дети и подростки. Вырастая в семьях, где взрослые не читают книг, дети растут духовно и интеллектуально не развитыми, малограмотными. “Кем бы потом ни стали выпускники школ – им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, предвидеть их поведение, а для этого представлять себе разнообразие характеров, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.

Список использованной литературы

2. Дивина Наталья Александровна. У нас всё получится! [Текст] / Дивина Наталья Александровна // Библиотека в школе. - 2011. - № 6. - С. 12-13. Предлагается методика рекламы современной книги в школе, как форма библиотечной работы.

3. Родительское собрание по детскому чтению [Текст]: Сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л.И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 136 с.

4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека [Текст]: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика 1990. - 288 с. - (Б-ка учителя)

5. Школа как территория чтения [Текст]: Сборник статей / Сост. С.В. Волков. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. – 88 с.

Страница 1

О «катастрофе чтения» взрослого населения в России в течение последних лет говорят и пишут различные средства массовой информации. Согласно данным международных исследований педагогов, в которых приняла участие и наша страна, в России падает «грамотность чтения» школьников: они стали читать гораздо хуже, чем раньше. В ряде периодических печатных изданий утверждается, что «дети не читают». Те, кто работает с детьми, – педагоги, воспитатели, библиотекари, – знают, что все дети школьного возраста читают, поскольку должны подготовить школьные задания. Но читают ли они для себя, для собственного развития? На этот вопрос могут ответить библиотекари, работающие в детских и школьных библиотеках. Дети – одна из самых больших групп посетителей библиотек.

Но в целом, сегодня они читают иначе, чем их сверстники два десятилетия назад. Часть их стала читать меньше, изменились читательские потребности и предпочтения. Однако есть многие дети и подростки, которые любят читать и, как правило, регулярно посещают библиотеки.

Сложившуюся ситуацию необходимо внимательно исследовать: без системного анализа детского чтения, мониторинга и оценки происходящих процессов, выделения целевых аудиторий читателей библиотекарям и учителям крайне сложно выстроить новую стратегию взаимодействия с юными гражданами.

Детские библиотеки в стране проводят много различных исследований, посвященных разным аспектам взаимодействия детей с информацией. Они изучают детское чтение и литературу для детей, чтение в семье, информационные потребности детей, их отношение к библиотекам, роль «руководителей детским чтением» – учителей, воспитателей, а также библиотекарей и многое другое.

Одним из крупномасштабных проектов изучения детского досугового чтения является комплексное исследование «Сельский ребенок: чтение, книжная среда, библиотека», которое было проведено Российской государственной детской библиотекой совместно с центральными региональными детскими библиотеками в 2002–2005 гг. в 17 регионах России (в областях: Амурской, Иркутской, Калининградской, Кемеровской, Липецкой Московской, Мурманской, Нижегородской, Рязанской, Псковской, Пермской, Самарской, Саратовской, Томской, Тюменской, а также на Ставрополье и Краснодарском крае). В исследовании было опрошено 2448 подростков 11–15 лет. Опрос проводился осенью 2002 г. и весной 2003 г. в школах и библиотеках.

Полученные результаты позволяют увидеть проблемы и состояние детского чтения сельских детей и подростков, которые сегодня являются группами «читательского риска», – больших социальных групп будущих граждан страны, особенно нуждающихся в помощи государства на фоне процессов развития в России информационного общества.

Сегодня состояние чтения детей и взрослых вызывает тревогу: по данным социологов Аналитического центра Юрия Левады сегодня 52% россиян не покупают книг, а не читают – 37%. При этом 34% населения России не имеют дома книг. Жителям сел и городов с населением менее 100 тыс. человек книжно-журнальная продукция стала фактически недоступна . Мир детства изменился и продолжает испытывать личные трансформации; детское сообщество, так же как и взрослое, стало крайне дифференцированным. Стало очевидным, что «детей вообще» нет; существуют различные группы детей, испытывающие на себе влияние разнообразных социально-культурных факторов. Назовем основные из них.

1. Социально-экономические факторы: степень стратификации и социального расслоения общества; уровень доходов и уровень бедности населения.

Взгляды культурологов на гармонию в творчестве
Видный французский культуролог Мишель Монтень (1533-1592) первым из гуманистов начал говорить о несовершенстве человеческого разума, видя доказательство этого тезиса в несовершенстве того мира, который создан творческими усилиями людей. « ...

Ленинградский конструктивизм
Основными представителями ленинградского конструктивизма являются А.И. Гегелло, Н. Демков, Е.В. Левинсон, Э. Мендельзон, А.С. Никольский, Я.Г. Чернихов, И.Г. Явейн. Считается, что в ленинградский конструктивизм был не столь радикален, ка...

Идеалистическая культура
Третий тип – идеалистический культурный менталитет (смешанный). Он сочетает в себе черты идеациональной и чувственной культуры в различных комбинациях и пропорциях и поэтому является внутренне противоречивым, эклектичным, трудно поддающим...

I. Введение……………………………………………………………………………...С. 2-4

II. Основная часть……………………………………………………………………...С. 5-8

III. Заключение…………………………………………………………………............С. 9

IV. Список использованной литературы и источников……………………………..С. 10

V. Приложения…………………………………………………………………............С. I-VI

Приложение 1. Данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)…………………………………………….…..…..C. I-II

Приложение 2. Анкета «Изучение читательской активности и предпочтений»……C.III

Приложение 3. Сводная таблица результатов опроса………………………………….C.III

Приложение 4. Результаты ответа на вопрос «Читаете ли Вы книги?» разных категорий рецензентов………………………………………………………………………………..C.IV

Приложение 5. Результаты ответа на вопрос «Читаете ли Вы газеты?» разных категорий рецензентов……………………………………………………………………………...C.IV-V

Приложение 6. Результаты ответа на вопрос «Читаете ли Вы журналы?» разных категорий рецензентов……………………………………………………………………………….C.V

Приложение 7. Из экспертного интревью с учителями - филологами МОУ Лахколампинская СОШ Лейни Т.Н. и Голубцовой Н.Т. ………………………………C.V-VI

Приложение 8. Из экспертного опроса работников библиотеки поселка Лахколампи…C.VI

Введение

В современном обществе процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания семьей и школой в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». В течение последнего десятилетия телевидение и компьютер являются наиболее распространенными способами проведения досуга у большинства детей и подростков, как в городе, так и на селе, и занимают первое место в перечне ежедневных досуговых занятий.

На этом фоне такое некогда популярное досуговое занятие как чтение отходит на дальний план. Идет вытеснение чтения электронными средствами массовой коммуникации. Дети совсем перестали читать. Результаты международного исследования PISA представляют уровень грамотности учащихся в чтении, математике и естественных науках. Акцент исследования, проведенного в 2000 году, был сделан на навыках чтения1. Среди учащихся 32-х индустриально развитых стран Россия заняла в нем 28-е место. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности по итогам исследования 2009 года составил 459 баллов по 1000-балльной шкале. По этому показателю Россия заняла 41-43-е места среди 65 стран-участниц PISA2.

Сегодня количество проблем, связанных с детским чтением, продолжает расти. В последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Педагоги полны тревоги по поводу упрощения и огрубления речи у школьников, примитивных штампов, которыми часто изобилуют их сочинения. Школьники не осваивают язык классического наследия, но хорошо осваивают разнообразные клише и формальный подход к классической литературе3. Утрачивается не только культура чтения, но и культура речи, поскольку не осваивается значительная часть репертуара любимой ранее литературной классики. В то же время влияние электронной культуры на чтение усиливается.

В то же время в российском обществе наблюдаются следующие тенденции:2

Количество россиян, вообще не читающих или обращающихся к печатной продукции лишь от случая к случаю, увеличивается;

Сугубо развлекательная составляющая чтения усиливается;

Функциональная неграмотность среди школьников и студентов возрастает;

Владение родным языком ухудшается;

Востребованность высокой, наиболее сложной и инновационной профессиональной и художественной литературы снижается даже в крупных научных библиотеках;

Издательства все более ориентируются на невзыскательного читателя;

Растет расхождение между читательским спросом и возможностями предложения библиотек среднего и малого масштаба, особенно в небольших городах и селах, вследствие чего утрачивается привлекательность этих библиотек для членов общества.

Проблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается, а качество печатной продукции падает. Специалисты Межрегионального центра библиотечного сотрудничества OOO «Стратегика» оценивают современную ситуацию в этом отношении как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением1.

Объектом исследования являются жители поселка Лахколампи в возрасте от 7 лет.

Предмет исследования - уровень читательской активности и притязательности жителей поселка.

Цельисследования - изучение уровня читательской активности и сферы читательских интересов в поселке Лахколампи, сравнение его с общероссийскими показателями.

Из этой цели вытекают следующие задачи:

Изучить данную проблему чтения на макроуровне (на уровне РФ)

Провести опрос в виде анкетирования в конкретном посёлке

Проанализировать полученные результаты, сравнить их с данными по РФ.

В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: уровень читательской активности и сфера читательских интересов жителей посёлка Лахколампи соответствует общероссийской картине по данному вопросу.

Методами исследования явились анализ источников, массовый опрос в форме письменного анкетирования, интервьюирование, сравнительный метод.

С целью ознакомления с состоянием проблемы на современном этапе развития нашего общества мною были проанализированы источники сети Интернет, а также материалы Национальной программы поддержки и развития чтения РФ.

Достаточно богатый для анализа материал удалось найти на сайте Международной Федерации Русскоязычных Писателей, которая опубликовала данные опроса фондом «Общественное мнение» населения РФ на тему «Кто в России читает и покупает книги?». Данные опроса позволяют оценить процент читающего населения в России, читательские предпочтения, интересы, причины снижения интереса к чтению в нашей стране.

Ознакомилась также с материалами круглого стола на тему «Проблемы детского чтения в России и Москве: прошлое, настоящее, будущее»1, который состоялся 1 декабря 2006 года в Москве, в Центральном Доме журналистов, под эгидой Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы. Материалы круглого стола отражают актуальность проблемы чтения в РФ; представляют данные опроса среди поступающих в вузы, причины снижения процента читающего населения, а также пути решения данной проблемы.

Мною были изучены также данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) от 17.06.20092, а также данные Аналитического центра Юрия Левады. Эти данные взяла за основу своего социологического исследования проблемы чтения в поселке Лахколампи, а также использовала их для сравнительного анализа состояния проблемы в РФ и в нашем отдельно взятом поселке.

Анализ Интернет - источников показал, что все статьи, публикации, данные социологических опросов, интервью, посвященные проблеме чтения, в основном, относятся к периоду 2005 - 2008 годов. Современных данных по проблеме найти практически не удалось. Соответственно, можно сделать вывод, что проблеме в наши дни не уделяется должного внимания ни в СМИ, ни на уровне правительства РФ. Появляются некоторые программы, разработанные и действующие на уровне отдельных субъектов РФ, городских округов, поселений. Пример такой программы - «Читающий город - читающая Россия», разработанный в рамках Национальной программы развития и поддержки чтения для Московской области3. Федеральные же программы, действие которых было развернуто в 2005 - 2008 годах, продолжают работать, однако результативность их, на мой взгляд, недостаточно высока.

Основная часть

Чтение - это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе, это механизм поддержания и развития родного языка. Однако, как показал анализ литературы по данной проблеме, во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения. Чтение стало в значительной степени ориентировано на информационно-прагматические потребности.

По данным Аналитического центра Юрия Левады (2008) ситуация в России складывается следующим образом1.

На протяжении пяти лет (2003 - 2008) доля регулярных читателей любого вида изданий уменьшалась. Особенно резко (в 2,3 раза) сократилась группа регулярно читающих журналы. Постоянными читателями книг сегодня несколько чаще других групп выступают женщины (19% данной группы), россияне с высшим образованием (25%), жители крупных и средних городов страны (по 20%, москвичи - 19%), респонденты с более высоким потребительским статусом (20%). Не читают художественную литературу 8% опрошенных взрослых россиян.

Государственная общедоступная библиотека сегодня не фигурирует среди наиболее значимых для читателя источников художественной литературы. На первом месте здесь стоит покупка (так ответили 67% читающих художественную литературу, можно было указать несколько источников), 43% берут интересующую их беллетристику у друзей и знакомых. Районная (городская) библиотека остается источником художественной литературы лишь для 17% тех, кто читает беллетристику. 77% взрослых россиян сегодня не пользуются никакими библиотеками. Преобладающий контингент библиотечных абонентов - самые молодые жители страны: среди 18-24-летних доля пользующихся библиотеками оставляет 34%. 24% российских семей не имеют книг дома, еще у 39% дома есть менее 100 книг. Доля обладателей больших домашних библиотек (больше 500 книг) с 1995 г. сократилась с 10 до 6% взрослых россиян.

В 2006 году Роспечатью совместно с Российским книжным союзом был разработан основной долгосрочный документ, призванный выстроить работу в области пропаганды и поддержки чтения в России - Национальная программа поддержки и развития чтения.

Национальная программа поддержки и развития чтения в РФ.

«Необходимость комплексной модернизации в России обусловлена тем, чтобы в условиях глобализации качество жизни в нашей стране соответствовало общепризнанным мировым стандартам, и Россия могла успешно конкурировать в рамках мировой политики и экономики с другими странами и в то же время конструктивно взаимодействовать с ними. Реализации этих целей препятствует недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующей во всех слоях российского общества, а сравнительно низкий уровень общекультурной компетентности всего населения недостаточен для успешного решения накопленных сложных проблем.»1

Обосновывая актуальность проблемы, специалисты Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям говорят о наличие «системного кризиса читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

По данным специалистов сегодня в российском обществе совершенно очевидно снижается статус чтения:

Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2005 году эта цифра составила 63%. Доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% в 1991 до 28% в 2005 году.

Утрачиваются традиции семейного чтения: в 1970-е годы регулярно читали детям в 80% семей, сегодня - только в 7%.

Снижается интерес населения к печатной прессе. Если в 1991 году 61% россиян ежедневно читали газеты, то в 2005 году - только 24%. Для журналов аналогичные цифры составляют 16% и 7% соответственно.

Растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения - выбор профессиональной, художественной, массовой литературы свидетельствует об их упрощении даже в интеллектуальной среде.

Ухудшается владение родным языком: в обществе родная речь де-факто становится все более примитивной; в ответ на это в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги.

Снижается уровень грамотности населения: по результатам международных исследований функциональной грамотности PISA свыше 10% российских школьников функционально неграмотны, в то время как в странах-лидерах этот показатель не превышает 1%.

Возрастают сугубо развлекательная составляющая чтения и стремление людей (в особенности младших поколений) свести к минимуму затраты интеллектуальных усилий при чтении.

Снижается востребованность «высокой», наиболее сложной и информативной профессиональной и художественной литературы даже в крупных библиотеках.

Главным методом исследования читательской активности жителей поселка Лахколампи стал массовый опрос в виде письменного анкетирования (Приложение 2). В анкетировании приняли участие 118 человек в возрасте от 7 лет, в основном подростки, обучающиеся нашей школы.

Лишь 19% опрошенных постоянно читают книги, 65% обращаются к книге от случая к случаю, и 19% респондентов ответили, что никогда не читают книги. Среди постоянно читающих жителей поселка в основном женщины (26%), дети младшего школьного возраста (37%), люди в возрасте 40 - 54 лет (33%). Анализ уровня образования постоянно читающих граждан показал несколько неожиданные результаты. Среди постоянно читающих жителей поселка в основном люди со средним, средним специальным образованием (27%), и лишь 20% с высшим образованием (см. Приложение 4, С. IV).

Анализ жанровых предпочтений респондентов показал, что наибольшей популярностью у книголюбов нашего поселка пользуются классическая литература, детективы, боевики, любовные романы, фантастика (см. Приложение 2, С. III). Если учитывать, что основная часть опрошенных - это обучающиеся школы, становится вполне понятным такой высокий процент респондентов, читающих классику, это просто требования школьной программы. В остальном же, выбор опрошенных сводится к несерьёзной литературе развлекательного характера.

Как показывают результаты анкетирования, среди жанров нехудожественной литературы наиболее часто респонденты называют советы на все случаи жизни, книги по кулинарии, о здоровье, что опять же свидетельствует о невзыскательности вкусов читателей нашего поселка. И лишь 3 - 4 % опрошенных называют узкоспециализированную, интеллектуальную литературу (см. Приложение 2, С. III).

Анализ результатов показывает, что постоянно читают газеты 14% опрошенных, 48% делают это от случая к случаю, и 38% респондентов газет не читают вообще. Более подробный анализ результатов показал, что чтением газет заняты в основном женщины (14%), люди в возрасте 40 - 54 лет (33%) и старше 55 лет (25%), а также респонденты с высшим образованием (33%) (см. Приложение 5, С. IV-V).

Чтению журналов уделяют внимание постоянно 19% опрошенных, 60% респондентов читают журналы от случая к случаю, и 21% никогда не занимается этим. Прессу такого рода предпочитают респонденты в возрасте 25 - 29 лет, со средним или средним специальным образованием (см. Приложение 6, С.V). Среди наиболее популярных периодических изданий опрошенные называют в основном местную газету «Суоярвский вестник», еженедельник «ТВР-панорама», газету «Аргументы и Факты», издания желтой прессы («Всё о звездах», «Жизнь»), молодежные журналы («Oops!», «Маруся», «Молоток»), газеты развлекательного типа со сканвордами, анекдотами, кроссвордами (см. Приложение 2, С. II- III). Такие результаты свидетельствуют о невзыскательности вкуса современного читателя периодических изданий в нашем поселке, о предпочтении развлекательного чтива.

По результатам анкетирования в домашней библиотеке жителей нашего поселка в основном имеется до 100 книг (44% опрошенных). 21 % респондентов имеют дома 100 - 300 книг, почти каждый пятый (19% опрошенных) не имеет домашней библиотеки вообще. И лишь по 8 % опрошенных имеют дома 300 - 500 книг или свыше 500. В основном это люди с высшим образованием (см. Приложение 2, С. III).

Результаты анкетирования частично дублируют данные социологического опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (см. Приложение 1, С. I). Итак, анализ результатов проведенного анкетирования позволяет судить о том, что в нашем поселке наблюдаются схожие с общероссийскими тенденции в области чтения. А именно, снижение количества читающего населения, распространенность привычки чтения среди тех же категорий населения (женщин, людей в возрасте старше 25 лет, высокообразованных респондентов).

Результаты проведенного анкетирования жителей поселка подтверждает интервьюирование учителей - филологов нашей школы (Приложение 7, С.V-VI), а также работников поселковой библиотеки (Приложение 8, C.VI). Целью интервью являлось выяснение отношения указанных специалистов к проблеме чтения и ее проявлениям в поселке Лахколампи. По мнению указанных специалистов, молодые люди в нашем поселке, как и во всей стране, стали читать значительно меньше, а интересы и предпочтения в области чтения достаточно невзыскательны, носят развлекательный характер.

Заключение

Итак, цель исследования, на мой взгляд, была достигнута. Мне удалось выявить уровень читательской активности и сферу читательских интересов жителей поселка Лахколампи.

Гипотеза в основном нашла свое подтверждение. Большинство опрошенных жителей поселка читают лишь от случая к случаю, либо не читают вообще. В основном это подростки и люди со средним, средним специальным образованием. Основная часть респондентов называет в качестве предпочитаемых жанров сугубо развлекательные жанры.

Итак, в нашем поселке состояние читательской активности схоже с общероссийской картиной. Дети, подростки, равно как и взрослое население, читают меньше, уровень читательской взыскательности снижается. Компетентные в этой области специалисты, филологи нашей школы, библиотекари отмечают снижение уровня грамотности подрастающего поколения. Проблема, следовательно, состоит в том, что при очевидной социальной значимости чтения численность читающей публики уменьшается, интерес к чтению снижается.

Практическая значимость исследования состоит в том, что было изучено состояние проблемы чтения в отдельном поселке. Результаты исследования могут быть использованы органами власти, структурами в сфере образования. В любом случае, нашей стране необходима обширная, комплексная, финансово обеспеченная система мер поддержки чтения, русского языка, современной художественной, научной и научно-популярной литературы. Эти меры должны закрепляться в специальных политических документах и программах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, реализовываться государственными и негосударственными институтами.

Работа может иметь перспективы. Возможно проведение повторного, более массового исследования с целью выявления динамики в уровне читательской активности и интересов жителей поселка, более полного и детального анализа проблемы.

Список использованной литературы и источников

1) Голощапова З.И. Читающий город - читающая Россия [электронный ресурс]// http://biblioteka- belogo.ru/node/116 (дата обращения 14.03.2013)

2) Дубинин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России - 2008. Тенденции и проблемы. - М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008. - 80 с.

3) Ковалева Г.С. PISA - 2012: мы ждем перемен? [электронный ресурс]// http://www.akvobr.ru/pisa_2012_zhdem_peremen.html (дата обращения 12.03.2013)

4) Проблемы детского чтения [электронный ресурс]// http://www.rureferat.ru/articles/355 / (дата обращения 21.02.2013)

Http://www.akvobr.ru/pisa_2012_zhdem_peremen.html

Проблема чтения
PPT / 7.65 Мб 1 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям. Национальная программа поддержки и развития чтения [электронный ресурс]// http://www.library.ru/1/act/doc.php ?o_sec=130&o_doc=1122 (дата обращения 21.02.2013)

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто