Познавательные игры для 2 лет. Развивающие игры для детей двух лет: дома и на улице

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Как вы занимаетесь с малышом?

Когда занимаешься развитием малыша, часто возникает вопрос – что нужно развивать? Чем бы еще заняться? Во что поиграть с ребенком?

Честно говоря, подобные вопросы периодически возникают и у меня. Чтобы помочь другим мамам, я решила составить примерный список направлений развития ребенка в возрасте от 1,5 до 2 лет.

Как развивать ребенка от 1,5 до 2 лет:

Развитие логики.

1. «Собери только» (учиться выбрать из разбросанных предметов только определенные - по заданию мамы. Например – сложи в коробочку только шишки, только красные предметы и т.п.).
2. Учиться сортировать предметы (по форме, по размеру, по цвету).
3. Собирать простейшие пазлы или картинки разрезанные на части (в полтора года это будут пазлы из двух деталей, более сложные формы средний ребенок обычно учиться складывать самостоятельно после двух лет).
4. Собери из частей – игры из мягких конструкторов (ковролин, фетр) или бумажных шаблонов, играя с которыми, ребенок учится складывать простейшие фигурки - домик, грибочек и т.п. из 2-3 деталей (самодельные конструкторы подойдут намного лучше, так как у мамы возникает возможность сделать конструктор, исходя из индивидуальных особенностей ребенка):

5. Игры с рамками-вкладышами и их бумажными аналогами:


6. Ближе к двум годам – собирание пирамидки из кубиков разного размера:


7. Сложи стаканчики, построй башню из стаканчиков:

8. Задание на усложненную классификацию по типу «найди большой желтый кружок», «найди маленький синий квадрат» (такие задания больше подойдут детям ближе к двум годам, при условии, что ребенок уже хорошо различает предметы по форме и цвету и освоил простейшую сортировку) .
9. Игры со всевозможными сортерами.

Развитие внимания.

  1. Игра в «Найди пару» - с носочками, варежками, карточками (лото).
  2. Игра «Что в этой комнате?» - по заданию мамы искать «что в этой комнате красное, твердое, мягкое и т.п.».
  3. Игра «Где в этой комнате»? (найди, где в этой комнате белый медвежонок, твоя любимая кукла и т.п.).
  4. «Найди по звуку» - мама прячет в комнате играющую музыкальную игрушку – малыш должен найти ее по звуку.
  5. «Найди маму» - игра в прятки (мама прячется так, чтобы найти ее было очень легко, иногда подсказывает – зовя малыша к себе).
  6. «Найди похожий узор» - разновидность игры «найди пару» - найди предметы (платочки, варежки, шапочки) с одинаковым узором (обычно для этого используют нарисованные или распечатанные пособия).

Изучение свойств предметов:

  1. Большой-маленький.
  2. Названия цветов (как – синий, красный и т.п. так и – салатовый, розовый и т.п.).
  3. Изучение геометрических фигур (круг, квадрат и т.п.).
  4. Один-много.
  5. Горячий-холодный.
  6. Высокий-низкий.
  7. Вверх-вниз.
  8. Предлоги.
  9. Грустный-веселый.

10. Твердый-мягкий.
11. Грязный-чистый.
12. Спереди-сзади.
13. Сухой–мокрый.
14. Колючий.
15. Гладкий.
16. Шершавый.
17. Легкий –тяжелый.

Лексические темы:

  1. Посуда.
  2. Рыбы.
  3. Растительность (деревья, кусты, трава, цветы, листья).
  4. Машины.
  5. Кораблик.
  6. Домики.
  7. Цветы.
  8. Грибы.

9. Мой дом (кухня, ванная, туалет, прихожая, гостиная, спальня, детская, шкафы).
10. Город (улицы, дома, дворики, проезжая часть, общественный транспорт, парки).
11. Овощи, фрукты.
12. Продукты, еда.
13. Животные домашние.
14. Животные дикие.
15. Одежда.
16. Мебель.
17. Птицы.
18. Части тела, части лица.
19. Насекомые (муравей пчелка и т.п.).
20. Солнышко, тучки, месяц, луна, звезды, дождь, снег, лужи.

Творчество.

  1. Рисование: восковыми мелками, красками, фломастерами (лучше брать на водной основе (“washable”) – они хорошо отстирываются). Карандашами в этом возрасте деткам рисовать как правило трудновато – нужно делать сильное усилие, чтобы оставить след на бумаге, кроме того они быстро ломаются.
  2. Учить пользоваться красками – мыть кисточку после каждого цвета, смачивать кисточку в воде.
  3. Рисование пальчиками.
  4. Рисование губкой (полосочками и штампиками, вырезанными из губки для мыться посуды, для рисования губкой используется гуашь или пальчиковые краски).
  5. Рисование силуэтов: из листа бумаги делается трафарет - внутри листа вырезается простой силуэт - например, елочка, домик, грибочек. Трафарет накладывается на чистый лист бумаги, малыш разукрашивает окошко трафарета (силуэты елочки, грибочков и т.п.). В конце работы трафарет удаляется и на нижнем листе бумаги остается симпатичное детское творчество.
  6. В игровой форме начинать учиться рисовать линии (вертикальные, горизонтальные), ближе к 2 годам – кружки. Важно – навыки рисования линий и кругов в этом возрасте очень индивидуальные, кто-то учится этому позже, кто раньше, обязательно нужно учитывать интерес и способности малыша.
  7. Ближе к двум годам можно начинать осваивать раскрашивание (тоже очень индивидуально - все - таки большая часть детей успешно осваивают это умение где-то после двух). Учиться раскрашивать лучше красками – такая техника намного легче для ребенка. Можно начинать обучение, раскрашивая вырезанные из бумаги силуэты рыб, грибочков и т.п.
  8. Лепка из пластилина, теста – учить отщипывать комочки, прикреплять их к бумаге (выполнять композиции «покорми курочку зернышками, сделай собачке котлетку" и т.п.), делать колбаски, лепешечки, прятать в пластилин/тесто предметы и находить их, резать тесто ножичком, раскатывать скалочкой, оставлять на тесте отпечатки, вырезать фигурки специальными формочками (похожими на формочки от печенья). В описанных навыках лепки все также индивидуально – что-то ребенок легко усвоит в 1,5 года, что-то «придет» уже после двух – у всех по-разному.
  9. Аппликация из бумаги (различной фактуры), аппликация из рваной бумаги, аппликация из «скомканной» бумаги.

10. Аппликация крупой.
11. Аппликация на тесте (на тесто выкладываются различные предметы (фасоль, мозайка, желуди и т.п и вдавливаются в тесто - получаются интересные орнаменты).

12. Поделки, сочетающие в себе различные техники (лепка и моделирование, аппликация и лепка и т.п.).

Моделирование.

  1. Строить дорожки из кубиков, конструктора, книжек.
  2. Учиться делать аппликации из 2-3 элементов (например: домик (3 элемента) – крыша, дом, окно; дерево (два элемента) – ствол и листва). Важно: сначала ребенок должен хорошо научиться делать аппликации из одного элемента и аппликации из нескольких объектов.
  3. Строить домики из конструктора (квадратик и треугольная крыша).
  4. Играть в конструкторы по типу «Лего» (спонтанное моделирование).

Развитие мелкой моторики в 1,5 года.

  1. Развивать моторику, занимаясь творчеством – лепкой, рисованием, аппликацией.
  2. Рвать бумагу.
  3. Развертывать «сюрпризы» (предметы завернутые в фольгу или несколько слоев бумаги).
  4. Пересыпать крупу – ложкой, руками, стаканчиками, искать в ней спрятанные предметы, готовить суп куклам.
  5. Игра с сортерами, рамками-вкладышами.
  6. Учиться собирать губкой воду со стола.
  7. Учиться выжимать губку.
  8. Игры с пирамидкой (учиться нанизывать).
  9. Учиться нанизывать бусы (специальные детские).

10. Игры с крупной мозайкой (ближе к двум годам, индивидуально).
11. Игры с песком – учиться делать куличики, пирожки, насыпать, пересыпать.
12. Игры с конструктором типа «Лего» (соединение деталей, разъединение деталей).
13. Игры с прищепками.
14. Кубики – строить башни, строить домики.
15. Учиться открывать-закрывать всевозможные замочки – либо играть с настоящими, либо сделать или купить специальную доску:

16. Учиться складывать матрешки.

17. Играть со стучалками и забивалками:


18. Доставать мелкие предметы ложкой из блюда (сначала столовой ложкой - это легче, потом чайной):


19. Вылавливай мелкие предметы ложкой из воды.
20. Переносить округлые предметы в ложке по комнате.
21. Переливать воду стаканчиками (идеально – играть в ванной во время купания).
23. Переливать воду из детского чайника в чашку.
23. Вылавливать шарики в воде маленьким ситечком.
24. Взбивать мыльную пену венчиком (в тарелку с водой добавляется пару капель моющего средства).
25. Оставлять отпечатки на тесте различными фигурками и формочками.
26. Рисовать палочкой на земле или песке на улице.
27. Рисовать пальчиком на манке.
28. Клеить наклейки.
29. Коробочки, баночки с крышечками, мешочки – учиться открывать и закрывать.
30.Игра «наклей фигурку на свое место»:


31.Маленькие резиночки – учиться надевать на пальчики, палочку от пирамидки, на небольшие резиновые игрушки:


32.«Копилка» - опускать различные предметы небольшого размера (пуговицы, монетки, фасоль, макароны) в небольшие прорези на коробочках и баночках:


33.Учиться пищать пищащими игрушками.
34.Брызгаться брызгалками в ванной.
35.Массировать пальчики массажным мячиком (например в сопровождении с потешками).
36.Игра с мелкими предметами (если соблюдены правила безопасности) – пуговицами, камушками, бусинами и т.п.

37. Застегивать-расстегивать липучки (на обуви, в специальных игрушках).

Развитие речи и артикуляции.

Развитие музыкального слуха, чувства ритма.

  1. Логоритмика - танцы под музыку (например Железновых).
  2. Игра на детских музыкальных инструментах (в том числе ).
  3. Знакомимся с понятиями «громко – тихо» (играем на ложках, барабане громко-тихо).
  4. Знакомимся с понятиями «быстрая - медленная музыка».
  5. «Прислушайся! (прислушиваемся к разным звукам – как капает вода из крана, чирикают птицы, шумят деревья, едет машина и т.п.).
  6. Знакомимся с понятиями «шум – тишина».
  7. Прослушивание классической музыки фоном.
  8. Активное слушанье классической музыки – обсуждение («вот это быстрая и веселая музыка, она расказывает нам как быстрые птички летают по небу, мы вот так быстро и весело танцуем под нее. А вот грустная, спокойная музыка, это кошечка скучает - мы вот так медленно танцуем под нее» – ребенок вслушивается в музыку, интуитивно начинает понимать, что у каждой музыки свой характер и особенности).
  9. Просить ребенка выполнять просьбы шепотом (развивает слух – „принеси куклу, дай мячик“).

Развитие сенсорики.

  1. Игра с разными материалами – кусочками ткани разной фактуры, клубочками, щеткой и т.п.
  2. Аппликация из материалов разных фактур (гофрированной, бархатной, наждачной бумаги, ваты, ткани и т.п.).
  3. Ощупывание различных предметов дома (диван мягкий, пол твердый, чашка с чаем теплая, кефир из холодильника холодный, кошечка пушистая, щетка колючая и т.п.).
  4. Ощупывание природных материалов на улице – кора деревьев шершавая, вода мокрая, листик гладкий, стебель тысячелистника, одуванчик, верба – пушистые, железная скамейка твердая и холодная и т.п.)
  5. Играть в игру «найди пару» с кусочками ткани.

Гимнастика и развитие координации.

  1. Логоритмика – танцы под музыку Железновых и др.
  2. «Пройди по комнате, не задевая предметов» - передвижение по комнате, загроможденной различными препятствиями.
  3. Учиться ходить по дорожке (из книжек, ленточек и т.п.).
  4. Перешагивать препятствия (высоко поднимая ноги).
  5. Катать мячики, машинки.
  6. Кидать мячики.
  7. Учиться прыгать на месте (можно учиться прыгать на фитболе или батуте).
  8. Бить по мячу ногой.
  9. Ползать по лабиринту (покупному или самодельному - из стульев и т.п.).

10. Лазать: на детской площадке (горки, стеночки и т.п.) и дома: на спорткомплексе, на диван - с дивана, забираться на стул и т.п.

11. Учиться переносить различные предметы на подносе.

12. На улице – побольше ходить (но не заставлять ребенка ходить, если он не хочет). Если ребенок отказывается идти – значит устал или не может! К трем годам малыш окрепнет и сам с удовольствием будет топать на значительные расстояния (проверено миллионами мам трехлетних детей ), если торопить события и «заставлять» ребенка ходить - это может негативно сказаться на развитии суставов и костей.

13. Ходить по наклонным поверхностям - в горку, с горки, по пандусу, по лестнице.

14. Толкать тележку, игрушечную коляску.
15. Тянуть за собой предметы на веревочке.
16. Играть с мамой в догонялки.
17. Игры на фитболе по возрасту.
18. Простая зарядка по возрасту, сопровождающаяся потешками.
19. Ходьба по массажным коврикам и массирующим поверхностям (камушкам, каштанам, песку, траве и т.п.).
20. Учиться водить с мамой хоровод (ближе к 2 годам).
21. Висеть на кольцах, перекладинах, ходить на руках.
23. Учиться катать машинку через “тоннель”.
24. Играть в разные способы ходьбы (как мишка, широко расставив руки и ноги; как зайчик, подпрыгивая; как лошадка, поднимая ноги; как солдат, маршируя).
25. Ловить выпущенные мамой мыльные пузыри и лопать их.

Ролевые игры.

  1. Положи куклу, мишку спать (качаем, поем а-а).
  2. Покорми, умой куклу.
  3. Шофер - отвези игрушку на машинке-грузовичке.
  4. Ближе к двум годам – игра с посудкой, в кухню.
  5. Стираем и развешиваем белье.
  6. Изображать других животных (ходить как мишка, прыгать и квакать как лягушка и т.п.).

Развивающие упражнения в быту.

(Выполнять, исходя из способностей ребенка, значительную роль играет интерес малыша, если не интересно – ребенок может отказаться выполнять задания).

1. Учиться есть ложкой (у всех индивидуально, упор делаем на слово «учиться» - т.е. важен процесс, а не результат, не нужно форсировать события. Очень хорошо помогает освоить еду с помощью ложки игра «пересыпь крупу ложкой из мисочки в чашечку»).
2. Пить из трубочки, из чашки.
3. Учиться соблюдать чистоту во время еды («учиться» - концентрироваться на процессе, а не на результате, показывать, что пролитое нужно вытереть, рассыпанное собрать, что лучше не проливать на одежду и т.п. Не ругать за неопрятность, но учить опрятности.)
4. Учиться вытирать со стола.
5. Учиться собирать губкой воду и отжимать губку.
6. Переносить легкие, но крупногабаритные предметы (»помоги поставить тазик на место").
7. Поливать цветы (лучше всего из леечки летом на улице – не страшно облиться и залить все кругом).
8. Помогать маме развесить белье (подать одежду, повесить одежду и прикрепить прищепкой).
9. Помогать маме готовить кашу – насыпать крупу в кастрюлю, с помощью мамы открывать кран (клапан) и мыть крупу, наливать воду в кашу.
10. Снимать шапку, варежки (некоторым по силам снять носки и штаны).
11. Помогать маме разбирать сумки после магазина (учить названия продуктов, запоминать места где они лежат, класть их вместе с мамой на место).

Социальные навыки.

Все указанные ниже рекомендации очень индивидуальны, главный критерий обучения социальным навыкам в этом возрасте – большинство действий должны совершаться легко, а если есть затруднения – значит конкретно для вашего малыша еще не пришло время осваивать такие навыки.

  1. Здороваться и прощаться (ручкой или голосом).
  2. Жалеть (совершать действия по просьбе мамы – гладить, по настоящему сопереживать чужое горе ребенок научится позже).
  3. Делиться и меняться (не настаивать и не заставлять. Просто учить, показывать собственным примером). Не давить на ребенка, если он не хочет отдавать игрушку – уважать его право играть своими игрушками.
  4. Помогать маме (для мамы это будет шуточная помощь, для ребенка - настоящая) – вешать белье, приносить предметы и т.п.
  5. Показывать ребенку кукольный спектакль с использованием мягких игрушек, в котором небольшие короткие сценки учат доброте, сопереживанию, дружить, делиться, не драться и т.п.

Но этот список был бы воистину неполным, если бы я не рассказала еще кое о чем:

Я лично была знакома с довольно развитыми детьми, мамы которых с ними почти не занимались или занимались мало. Секрет развития их ребенка был прост - мамы очень любили своих детей безусловной любовью, принимали их такими, какие они есть, много с ними общались, проводили достаточно времени на свежем воздухе и загородом, обеспечивали (вольно или невольно) хорошую развивающую среду (не ограничивая познавательный интерес ребенка, разрешали ему активно изучать окружающий мир (трогать, крутить, играть с множеством предметов). И результат не заставил себя ждать!

Добавлю, что все рекомендации о том когда, что и как развивать у детей стоит применять индивидуально. Здесь приведены примерные направления для обучения «среднестатистического » ребенка. У каждого конкретного малыша развитие идет своим ходом (иногда скачками), поэтому может случиться, что какие-то навыки ему будет освоить сложнее (но только пока, именно на данный момент), а какие-то, в отличие от большинства своих сверстников, он наверстает шутя. Также стоит понимать, что если ребенку только-только исполнилось полтора года – многие из нижеперечисленных игр и занятий могут быть для него более сложными, чем если бы ему было почти два года.

Удачи вам в ваших развивающих занятиях!

1 6 265 0

Каждый ребенок является самостоятельной личностью. И малыш в два года уже достаточно сформировавшийся член общества, он стремится к познанию всего нового. Для того, чтобы ваш ребенок максимально адаптировался в обществе, вам необходимо помочь ему в этом, с помощью игры. Какие игры выбрать, родители должны определится самостоятельно в зависимости от физического и психологического развития ребенка.

Вам понадобятся:

Что должен уметь ребенок в два года

Двухлетний ребенок познает мир по большой мере интуитивным способом, и многие личностные характеристики его развития, в первую очередь, зависят от его окружения: родители, сверстники, братья и сестры.

Физические характеристики:

  • Малыш в два года должен четко координировать свои движения.
  • Необходимо развивать малую и крупную моторику.
  • Координировать движения рук со зрением – малая моторика.
  • Уметь преодолевать препятствия в виде прыжков через небольшие предметы – большая моторика.
  • Малыш должен уметь четко рисовать вертикальные и горизонтальные линии. В этом возрасте определяется, какой рукой будет писать ваш ребенок.

Не стоит препятствовать в выборе правой или левой рук, малая моторика закладывается на генетическом уровне, и приучение ребенка писать правой рукой, может привести к угнетению развития его личности.

К двум годам ваш ребенок должен уже уметь самостоятельно питаться и одеваться, за исключением тяжелых деталей: в виде молнии и шнурков.

Также очень важен факт собственной гигиены, приучение к туалету или горшку. В данном возрасте рекомендовано исключить памперсы в любых их проявлениях.

Интеллектуально-психологическая картина ребенка:

  • Настроение ребенка весь день должно быть эмоционально уравновешенным.
  • Малыш ярко реагирует на запреты, и дважды не берется за то, что у него не получается с первого раза.
  • Многие детки в возрасте 2-х лет активно проявляют интерес к рисованию и разного рода обучающим играм.

Игры с мячом

Мяч – достаточно хороший вид игрушки для развития подвижности и моторики, но следует учитывать, что двухлетний ребенок очень быстро устает, поэтому рекомендовано чередовать игровые упражнение с отдыхом. В противном случае малыш может отказаться от такого занятия.

Играть с мячом можно не только на детских площадках и в парках, вполне реально поиграть в мяч и в доме или квартире.

Для такого вида игры вам необходимо выбрать удобное положение для себя и малыша и просто перекатывать мяч друг другу. Такое занятие помогает выработать зрительную активность и внимательность ребенка.

Разнообразить игру возможно, включив перебрасывание мяча друг-другу, играя в съедобное-несъедобное или в овощи и фрукты. Таким образом вы не только развиваете моторику, но и способствуете изучению новых продуктов.

Преодоление препятствий

Детки в возрасте 2-х лет очень любят совать нос куда не надо, и лазить по разного рода лестницам и горкам.

  • В таком случае можно пойти на игровую площадку и дать малышу полазить по шведской стенке.
  • С вашей поддержкой дайте ребенку попробовать повисеть на взрослом турнике.
  • Очень хорошо развивают большую моторику прыжки через препятствия и быстрый бег. Для такого варианта можно использовать колеса или самодельные мелкие препятствия.

Не забывайте о том, что ваш малыш еще недостаточно самостоятелен и может травмироваться на любом из этих тренажеров.

Именно поэтому следует уделять внимание ребенку во время игры.

Игры, развивающие мелкую моторику

Игры с использованием пальцев рук малыша позволяют стимулировать активность участков головного мозга, которые отвечают за память и восприятие.

Для ребенка в 2 года прекрасно подойдет:

  • Рисование красками, с помощью щеточки или даже пальцами. Это позволит малышу ознакомиться с цветовой гаммой и развить свои творческие способности.
  • Рисование карандашами и раскрашивание тоже являются частью развития мелкой моторики.
  • Лепка из пластилина разного рода фигурок и животных позволит ребенку активно разработать кончики пальцев и усилить нейронные сигналы. Развить чувство восприятия через прикосновение.
  • Вырезание и аппликации из цветного картона и бумаги позволят вам и вашему ребенку импровизировать, сделать что-то новое своими руками.

Развитие речи

Ребенок в 2 года является своеобразной губкой, впитывающей всю информацию, которая его окружает. Для развития словарного запаса необходимо наполнять его сознание новыми и интересными словами.

  • Для этого можно почитать вместе сказки, поучить стихотворения. Детки в возрасте двух лет очень любят смешные и интересные стишки про животных.
  • С первого раза, конечно же, ваш малыш не сможет запомнить стишок, но в его памяти уже отложатся определенные фразы и слова.
  • Ролевые игры или кукольный театр прекрасно развлекут вашего ребенка и помогут развить у него правильную слаженную речь в дальнейшем.

Определение качества предметов

Большинство родителей даже и не задумываются о том, что с помощью обычной игры можно помочь ребенку ознакомиться с разными предметами и научить отличать их друг от друга.

Вам просто понадобится взять различные предметы или кубики и поиграть с малышом в игру «найди отличия». Такое занятие позволит развить внимательность и умение мыслить.

Кроме того, частые игры с разными предметами помогут вашему ребенку развить умственную активность. Он должен научиться четко различать предметы и рассказывать, какие между ними отличия.

Помощь маме

Среди ежедневных забот и домашней рутины мамы иногда не находят времени для того, чтобы поиграть со своим малышом.

Но чтобы ребенок всегда был в поле зрения, а также не мешал выполнять работу по дому, вы можете попросить его выполнить несложные задания: собрать ложки на столе, закрыть кастрюли крышками, сложить миски. Разучивайте считалки, раскладывая приборы и салфетки на стол, изучайте овощи и фрукты при готовке.

Ребенок в 2 года интересуется всеми процессами, которые делают взрослые и с радостью поучаствует с вами в ежедневных делах, а главное – узнает много нового.

Такой подход к игре в быту хорошо помогает малышам изучать новые предметы, их цвета, он начинает понимать, что неопасно для его жизни, а чего следует поостеречься.

Все, что вы будете делать вместе, малыш схватит на ходу, и в его памяти отложатся основные моменты, которые понадобятся в дальнейшей жизни.

Развитие внимания

Чтобы развить внимание, умение логически мыслить и принимать решения, ребенку двух лет лучше всего попробовать пазлы. Яркие картинки различной тематики вы будете собирать вместе, эти занятия помогут активировать участки головного мозга, и малыш начнет думать, подбирать необходимые цвета, фигурки, которые нужны для общей картинки.

Для другого типа развивающих игр можно взять несколько видов игрушек и начать их изучать. Объясните ребенку форму и цвет игрушки, затем попросите его найти идентичную. Такой подход позволит вам развивать у малыша умение мыслить и правильно делать выбор.

Хорошую помощь в развитии памяти оказывают развивающие игры для малышей 2,3 и 4 лет. Они представляют собой различные занятия для развития малышей до 4 лет. Здесь вы встретите игры для самых маленьких, которые предназначены для ознакомления с основными понятиями - цветом, формой, геометрическими фигурами, цифрами и т.д.

Многие родители, сталкиваясь с проблемами усвоения знаний своих малышей, задаются вопросом, как развить память у ребенка. Ведь от памяти зависят не только успехи ребенка в учебе, но и его психологическое состояние. Чем быстрее малыш запоминает материал, тем интереснее для него становится процесс познания и тем больше времени он экономит в процессе обучения. Развить память у ребенка можно с помощью специальных методов, которые направлены на активизацию определенных зон мозга, отвечающих за усвоение и запоминание информации. Любой обучающий материал, направленный на развитие памяти, должен преподноситься ребенку в ярком виде с насыщенными образами. Скучный, не интересный для ребенка материал слабо закрепится в памяти, так как не вызывает эмоций восторга и любопытства. К тому же, стоит помнить, что внимание ребенка может удерживаться на одном виде деятельности не больше 15-20 минут. Поэтому смело заменяйте задания на другие, либо вообще устраивайте физическую разрядку. Очень хорошо запоминается детям та информация, которую он усвоил в процессе соперничества. Если есть возможность устроить соревнования между двумя-тремя детьми – то обязательно ей воспользуйтесь.

Для того, чтобы сделать занятия по развитию памяти у ребенка интересными и насыщенными мы подготовили для вас развивающие игры, тренирующие память и внимание малыша, формируют в сознании ребенка основные понятия о форме, цвете, размере, развивают логическое и абстрактное мышление, а также увеличивают уровень общего развития и интеллекта. Для двух детей можно играть в игры на время. То есть, засекать время, за которое ребенок выполнит правильно все задания. Кто быстрее выполнил задание, тот и выиграл!

Найди отличия на картинках . Еще одно интересное занятие для детей любого возраста - нахождение отличий на картинках. В нашем разделе дети могут находить отличия в онлайне.

Только не забывайте, что малыши 2 лет не могут долго быть сосредоточены на чем-то одном. Учитывая эту особенность, разнообразьте занятия с ребенком как можно больше, чередуя их с физической активностью. Помните, развивающие игры для малышей - это только кирпичик в фундаменте знаний вашего ребенка. Все остальное - это ежедневное познание мира с помощью социальных, физических и бытовых навыков...

Родителям двухлетних малышей очень важно ознакомиться с возможностями и способностями ребенка такого возраста. Так как с одной стороны его уже не увлечешь погремушками и простыми яркими игрушками, а с другой стороны некоторые развивающие игры, которые старательные родители вычитывают в «умных книжках», для крохи еще слишком сложны и непонятны. Конечно, каждый родитель видит возможности своего чада, но приведенные ниже советы для развивающих игр, придутся в самую пору вашему малышу и принесут ему не только пользу, но и подарят радость игры.

Хочется сразу сказать, что после года ребенок находиться в процессе формирования навыков движения (хождение, бег, прыжки и т.д.), его речь также на стадии формирования, поэтому и развивающие игры в этом возрастном периоде, не должны быть слишком замудренными и сложными. В таком возрасте окажутся полезными вполне обычные, можно даже сказать примитивные развивающие игры для детей 2 лет. Вы наверняка уже заметили, что каждый махонький человечек уже обладает своими пристрастиями и любимыми игрушками, но существуют, так сказать, универсальные игры для развития, которые многократно проверенны на практике и понравятся практически всем юным любознайкам.

Развивающие игры для ребенка 2 лет: кубики, пирамидки и прочие предметы, как элементы развития

Не отбрасывайте, как недостаточно современную игру, простые деревянные кубики из нашего детства, с буковками и цифрами, а не с пакемонами и телепузиками. К радости такие обычные кубики и сегодня легко можно найти на полках магазина, тем более что они изготовлены из натурального дерева, а значит, их безопасно использовать.

Развивающие игры для детей в возрасте двух лет с кубиками можно организовать, к примеру, перед кормлением. Перед завтраком или обедом изобразите из кубиков сочетание букв КАША, ХЛЕБ, МОЛОКО – конкретно то, что кушает сейчас малыш. Спустя какое-то время кроха начнет запоминать последовательность букв и в последующем сможет самостоятельно собирать названия понравившихся блюд на кубиках.

На «ура» примутся развивающие игры для детей двух лет с вещами двух различных форм или цветов. Использовать для этой игры можно все, что есть под рукой: фасоль (красная и белая) или белые и зеленые предметы (подойдут треугольники, елочки и т.д.), а лучше специальный счетный материал, он пригодится и на будущее. Самостоятельно разложите объекты по разным группкам, соединив их по цвету. После предоставьте возможность малышу тщательно их перемешать, сделав большую кучу. После того, как он насладиться смешиванием, попросите кроху разложить отдельно предметы белого цвета, отдельно красного или зеленого. Такой процесс сильно увлечет вашего исследователе.

Многие развивающие игры для детей 2 лет направлены на формирование ассоциативного восприятия и изучение цвета, их существует огромное количество. Поиграйте в прятки со стаканчиком и маленьким кубиком. Понадобиться три разноцветных стаканчика и сам небольшой кубик любого цвета. Положите кубик под любой стаканчик таким образом, чтобы кроха все это видел. Затем перемешиваем стаканчики, а малыш пусть укажет тот, где спрятался кубик, называйте цвета и стаканчиков, и кубика. Также если дать малышу дополнительный набор стаканчиков тех же цветов, то получиться еще одна интересная игра. Расставьте стаканы в ряд и попросите кроху вставить туда стаканчик того же цвета, синий - в синий, желтый – в желтый и т.д.

Перечисленные выше игры, не требуют от родителей предварительной подготовки. А вот детское лото может занять некоторое время, выберите из старых журналов фотографии имеющихся игрушек или овощей, фруктов и дайте малышу эти изображения, и пусть он постарается найти из выставленного ряда предметов, тот который изображен на фотографии.

Развивающие игры для детей 2 лет: для развития мышления, памяти и логики

К концу второго года детки способны узнавать знакомые изображения на картинках. Поэтому предлагаем использовать такие игрушки, в которых применяются сюжетные или предметные картинки.

Подбери вторую часть.Приобретите два одинаковых набора открыток с изображением животных или предметов обихода, овощей-фруктов и т.д., один из наборов, разрежьте напополам. Данная игра обучает установлению логической связи и цветового единства, чтобы в последующем из двух составляющих частей сложить одно целое. Вначале покажите крохе половину и попросите отыскать дополнение к ней. Чтобы было легче положите перед крохой ту полную открытку, вторую часть к которой надо подобрать. Вначале можете помочь малышу в составлении разрезанных картинок, а после предоставьте ему осилить это занятие самостоятельно. Когда с двумя половинками кроха будет справляться легко, можно осложнить задачу, поделив половинку на две части и т.д. Это хорошая альтернатива пазлов для маленьких детей, так как их ручки еще не могут четко попадать в маленькие пазлы, а вот сложить большую картинку из двух половинок – дело вполне простое.

Для тренировки памяти, можно показывать ребенку часть изображения хорошо знакомого предмета (к примеру, стола, яблока, лица человека, животного) и попросить угадать, что на нем нарисовано. Вы показываете малышу половину изображения и просите угадать, что здесь нарисовано. Картинку можно просто прикрыть частью белой бумагой, и не разрезать ее.

Накорми зверюшек. Подберите для этой увлекательной игры, вырезанные из бумаги или картона капуста и грибочки (от 3 до 6 штук каждую) и пару игрушек – овечку и ежика. Проводится эта игра следующим образом. Вначале покажите малышу зверюшек, рассадите их на разные края дивана и сообщите, что овечка сильно-сильно любит капусту, а ежик просто обожает грибочки. Затем вручите крохе подготовленный заранее «запас продуктов» и попросите накормить овечку всей капустой, а ежику положить все грибочки. После того, как ребеночек выполнит хорошо свои поручения, пусть и «овечка и ежик» поблагодарят его за вкусный обед. Игрушки и соответственно продукты могут постоянно меняться, так ребенок быстро усвоит, название животных и их рацион питания.

И напоследок хочется предостеречь родителей, что игране должна наполнять весь день ребенка, отведите малышу время для самостоятельного занятия, пусть просто делает то, что хочет. Ваши старания вполне понятны, но их должно быть разумное количество. Все игры должны четко выделяться из других занятий повседневной жизни и обрисовываться, очевидными для малыша началом и концом. В конце каждого занятии совместными усилиями, соберите все принадлежности и поместите их в место, в котором малых их не сможет достать. Так малыш не утомится и не привыкнет к таким занятиям, они останутся все такими же привлекательными и желанными.

Это были только некоторые предложения, которые имеют огромное значение для развития малыша, и позволяют обучать важным вещам в интересной игровой форме.

В 2–3 года ребенок проходит неповторимый жизненный этап: он уже многое умеет, новые навыки и знания осваивает с космической скоростью, активно учится говорить. А к 3 годам он войдет в кризисный период – будет учиться осознавать себя как самостоятельную, взрослую, социальную личность. И родителям важно помогать ребенку в развитии важных сфер его деятельности. А лучший способ сделать это – игровой. Какие игры для детей 2–3 лет особенно полезны?

В чем их детский интерес?

Любая игровая деятельность должна учитывать интересы маленького человека. А что нравится детям в 2–3 года?

  • Любые игры, подразумевающие двигательную активность (бегать, прыгать, лазать, скакать). Природа устроила это, чтобы малыши могли развивать и укреплять мышцы, связки, тренировать вестибулярный аппарат, ориентироваться и уверенно двигаться в пространстве.
  • Изучение окружающей реальности – природы, космоса, социума, транспорта, семьи и т. д.
  • Словотворчество. Ребенок упражняется в создании новых словечек, исследуя свои речевые возможности, развивая фантазию.
  • Созидательная деятельность (строительство башен, крепостей, собирание картинок из частей).
  • Творчество (пение, танцы, рисование, лепка, конструирование).
  • Сюжетные игры (больничка, пожарный, дочки-матери), помогающие малышу изучать большой мир во всей полноте человеческих взаимоотношений.
  • Подражание родителям. Сейчас дети бесконечно предлагают взрослым свои «хозяйственные услуги» (подметать, стирать, готовить). Это и ощущение собственной важности, и навык взаимодействия с членами первого в жизни ребенка социума – семьи, и получение новых бытовых навыков.

Не ругайте ребенка за то, что он не хочет выполнять какое-то ваше задание, пусть и игровое, или у него не получается сделать это правильно. Подбодрите, поддержите словами – скажите, что все получится, если проявить немножко упорства, что у всех деток с первого раза мало что получается.

Итак, подбирая развивающие игры для детей 2 – 3 лет, важно отталкиваться от этих интересов, стремясь привить ребенку нужные навыки.

О нужных игрушках замолвим мы слово

Для большинства развивающих игр требуется определенный реквизит. Это бытовые принадлежности, природные материалы, а также игрушки или их наборы. Они должны отвечать определенным требованиям:

  • способствовать развитию физических навыков;
  • развивать мелкую моторику, речь, интеллект;
  • отражать личный мир ребенка, где он сможет примерить на себя интересующую профессию или социальную роль;
  • развивать творческий потенциал ребенка;
  • вырабатывать усидчивость, прилежность;
  • давать возможность релаксации.

Понятно, что одна игрушка все эти функции не выполнит. Поэтому в 2–3 года у ребенка должны быть:

  • предметы для физической активности (мячи, каталки, кегли, велосипеды);
  • звуковые и музыкальные игрушки (барабан, пианино, дудочка, гитара, различные музыкальные модули, «говорящие» книги, плакаты, таблицы, говорящие игрушки и другие подобные развивашки);
  • игры и игрушки для развития интеллекта, усидчивости, творческих способностей и мелкой моторики (конструкторы, кубики, лото, мозаики, пазлы, матрешки, сортеры, шнуровки, пластилин, карандаши, краски);
  • игрушки и наборы для социально-бытовых игр.

Важно учесть, что к этому возрасту дети уже осознают свою гендерную принадлежность и вырабатывают соответствующее стереотипное поведение, поэтому развивающие комплекты игрушек будут отличаться в зависимости от пола ребенка.


Для девочек:

  • игрушечная кухня и посудка;
  • куклы, мебель, одежда и коляски для них;
  • бытовые приборы (утюг, пылесос, духовка, стиральная машина);
  • мягкие игрушки;
  • набор «больничка».

Для мальчиков:

  • набор мужских инструментов с мини-мастерской;
  • машинки;
  • пистолеты и автоматы;
  • крепости, солдатики;
  • роботы, трансформеры;
  • наборы транспорта (пожарного, полицейского, военного, «скорой помощи»);
  • игрушки на радиоуправлении.

Помогаем ребенку развиваться

Для разностороннего развития малышей этого возраста существует множество игровых упражнений и игр.

Подвижные игры

Активное физическое развитие ребенку обеспечивают такие игры:

  • догонялки;
  • жмурки;
  • игры с мячом (ребенок бросает мяч об стенку, ловит, бросает родителям);
  • прыжки на двух ногах;
  • бег на носочках;
  • имитация движений животных и птиц (заяц, медведь, цапля, воробей, слон, гусеница, коршун);
  • ходьба по скамейке или бревну («переправа»);
  • бег с огибанием препятствий (в доме – стулья, подушки, на улице – скамейки, столбы, деревья);
  • ходьба с преодолением препятствий (ям, возвышений, ступенек, луж);
  • ходьба по размеченной траектории (кривая, ломаная линия);
  • прыжки на фитболе;
  • ходьба на руках («тачка»).

Дома можно предложить ребенку игру в «меткого стрелка». Поставьте два пластиковых ведра и бросайте в них «снаряды», скрученные из мягкой бумаги: мама – в свое ведерко, малыш – в свое. Выберите для бросков расстояние, с которого кроха сможет попасть в цель. По окончании игры наградите юного «снайпера» игрушкой или сладким сюрпризом. Развивая меткость, ребенок учится координировать движения рук.

Старайтесь менять вид деятельности малыша каждые 10–15 минут: чередуйте двигательные развивающие занятия с занятиями за столом, чтением. В этом возрасте ребенок не сможет концентрировать внимание на чем-то дольше.

Познавательные игры

Это игры, направленные на изучение ребенком окружающего мира, предметов и их свойств, явлений, а также на развитие логики, внимания, памяти.

Можно предложить 2–3-летнему малышу:

  • найти названный мамой предмет на картинке, в комнате или во дворе;
  • найти пару из нескольких похожих предметов;
  • найти вокруг предметы заданной формы (квадратные, круглые, прямоугольные);
  • отыскать одинаковые рисунки на одежде, посуде;
  • сортировать предметы по размеру или цвету (например, белье для стирки);
  • разложить предметы по местам, используя понятия «право-лево», «позади-впереди», «выше-ниже»;
  • собрать рисунок, разрезанный на 3–4 детали;
  • складывать матрешки друг в друга;
  • отгадывать рифмованные загадки;
  • отыскать высокие и низкие предметы (шкафы, стулья, дома), узкие и широкие (дороги, коврики, коридоры), короткие и длинные (карандаши, шарфы, линейки);
  • подобрать к нарисованной тени соответствующий предмет;
  • найти, какой детали на картинке не хватает;
  • найти предмет по двум указанным признакам (круглый и синий, квадратный и красный);
  • поиграть во «что пропало» или «что появилось»;
  • поиграть в прятки;
  • поиграть на улице с тенью, солнечным зайчиком, снегом, ветками, шишками, песком;
  • рассортировать предметы или картинки по обобщающим признакам (одежда, птицы, пища, мебель).

В этом возрасте малышей можно ненавязчиво знакомить с основами арифметики и счета. Подробнее об этом читайте в блоге.

Не передавайте малыша в «ведение» телевизора. Какой бы познавательной и развивающей вам ни казалась передача, длительное пребывание перед телеэкраном для растущего организма ребенка совсем не полезно.

Развитие сенсорных ощущений

Для развития сенсорики в 2–3 года можно позаниматься с ребенком:

  • изучением запахов, вкусов (найти предмет по запаху, назвать вкус с закрытыми глазами, найти предмет такого же запаха или вкуса, как предложенный);
  • изучением холодных, теплых, горячих поверхностей (например, регулируя температуру воды в кране);
  • описанием тактильных ощущений от прикосновения разных предметов (твердый, мягкий, гладкий, шершавый, пушистый, колючий);
  • поиском материала, который соответствует предложенному образцу (кусочку картона, шелка, ваты, шерсти).

Развиваем слух малыша

Для развития слуха – общего и музыкального – ребенку полезно:

  • узнавать и называть различные звуки или шумы на прогулке и дома (ветер, машина, птица, животное, вода, чайник, фен и т. д.);
  • находить источник звуков (саму птицу, чайник, ворох листьев, кота);
  • играть на детских музыкальных инструментах;
  • слушать пение мамы и подпевать;
  • пританцовывать или отстукивать в такт музыке.

Что развивает речь?

Как уже было сказано, речевые навыки у ребенка с двухлетнего возраста развиваются стремительно. Какие игры в этом могут помочь? Все, которые развивают внимание, логику, мышление, память, мелкую моторику, координацию рук, дыхание, подвижность губ, щек и языка (артикуляцию), побуждают ребенка к высказываниям. Чем больше таких игр проводится с ребенком, тем более совершенной будет его речь.

Мышление, координацию, воображение, мелкую моторику развивают:

  • рисование, раскрашивание (подойдут готовые альбомы для самых маленьких);
  • рисование пальцами и ладонями по муке, манке, крупам;
  • лепка из теста или пластилина;
  • игры с песком – простым и кинетическом (о нем мы рассказали );
  • аппликация;
  • игры с мозаиками, пазлами, наклейками;
  • занятия с сортерами, пирамидками, кубиками, вкладышами, конструкторами;
  • шнуровки;
  • пальчиковая гимнастика (о ней тоже есть ).

Артикуляцию задействуют такие занятия:

  • проговаривание чистоговорок, скороговорок, считалок;
  • рожицы перед зеркалом с показыванием зубов, языка, надуванием щек;
  • игры-подражания (голосам птиц, животных, бытовых приборов или устройств);
  • произнесение фраз громко, тихо, шепотом.

Дыхание развивается, когда ребенок задувает свечу, дует на одуванчик, сдувает мыльную пену с рук, пускает мыльные пузыри, «баламутит» воду в стакане через соломинку.

Можно предложить малышу игру в «снежки». Положите на столе несколько ватных комочков для каждого игрока (хорошо, если это будут все домашние). Пусть они сдувают эти «снежки» на пол. Конечно же, побеждает кроха!

Первый социум

Ребенок стремится разделить с мамой все бытовые хлопоты – это примета возраста. Пусть поможет, например, разложить салфетки, ложки, хлеб на столе, расставить тарелки, почистить вареные овощи, выбросить фантики или бумажки в урну, полить цветок, рассортировать белье для стирки по цветам – неважно, что потом мама все переделает заново! Пусть малыш развивает бытовые навыки, чтобы чувствовать себя полноценным, взрослым членом общества.

Подержите его устремления игрой в «сортировщика». Соберите в одну кучу чистую обувь и смешайте. Пусть ребенок разберет ее попарно, а затем расставит на места (либо разложит в несколько разных корзин по группам: тапочки, сапоги, туфли).

Игр для детишек этого возраста можно найти или придумать множество. Главное, чтобы они соответствовали уровню развития и интересам малыша, не утомляли длительностью процесса и не вызывали скуки.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто