Настольные игры по народному творчеству. Картотека дидактических игр по народному творчеству. картотека на тему. «найди такой узор»

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Дидактические игры по формированию интереса и ценностно-деятельностного отношения ребёнка старшего дошкольного возраста к декоративно-прикладному искусству Урала на основе ознакомления с Урало-Сибирской росписью.

Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования детского сада "Солнышко", структурного подразделения Северного педагогического колледжа, г. Серов
Описание материала: Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с Урало-сибирской росписью. (практический материал к учебно-методическому пособию). Предназначены для развития детей среднего дошкольного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям, родителям дошкольников. В следующих моих разработках будут предложены другие дидактические игры и рабочая тетрадь по этой теме.

Предлагаю вашему вниманию серию дидактических игр по формированию у детей целостного представления об урало-сибирской росписи. На данном материале хочу показать педагогам, как легко преобразовать знакомые игры, наполнив их новым, необходимым содержанием.

В далекой Сибири суровой
На древних Уральских горах
Расселись фазаны и совы
На прялках, горшках, сундуках.

По древним уральским поверьям
Все это не просто красиво:
Считают, что птицы и звери
Имеют защитную силу.

Распишут упряжку букетом
-И в путь отправляются кони.
Приятно смотреть, и при этом
Злых духов рисунок отгонит.

Дидактическая игра «Парочки».

Цель: закреплять у детей представления об Урало-сибирской росписи, элементах, ее составляющих. Развивать память, внимание. Воспитывать интерес к народному творчеству.
Задача для игроков: собрать как можно больше парочек.
Подготовка к игре: продублировать все 4 листа, разрезать на отдельные картинки.




Ход игры: в игре могут участвовать от 2 до 4 человек. Картинки нужно разложить по 4–6 штук в ряд рисунками вниз. Первый игрок открывает две любых картинки. Если на них изображен один и тот же рисунок, играющий берет их себе и открывает другую пару картинок. Если картинки не сошлись – игрок кладет их на место изображением вниз. Ход переходит к следующему участнику. Карточки лучше открывать не парами, а по одной. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит.
Подведение итогов: игра заканчивается, когда разобраны все картинки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек.
Игру можно усложнить, раскладывая картинки не рядами, а в беспорядке.

Приметы, символика уральской росписи:

Живописный куст, украшенный цветами и плодами - надежда на богатый урожай и достаток в доме.
Двери голбца, которая вела в подполье, украшали изображением солнца, древа жизни. Считалось, что в подполье живет домовой, охранитель дома и с ним надо жить в согласии.
В центре столешницы на красном фоне изображался зеленый круг с желтой окантовкой - символ жизни.
Если прялка расписывалась для девушки, изображалась одна птичка, для женщины - 2 птички.
Для нижнего яруса комнаты приписывалась связь с матушкой-землей, нижней сферой мироздания; для верхнего - с небом, солнцем, верховными культами; средний ярус - мир человека - ориентирован на связь с реальными мифологизированными обитателями земли.
Деление куста или дерева на ярусы - деление на поколения: прародителей, родителей, детей.
Цветущее дерево и конь - благополучие в семье.
Символы светила, круговые рисунки имели значение оберега, связывались с солнцем, светилом, дарующим жизнь всему земному, от которого зависела судьба крестьянина.
Птица - посредница между землей и небом, между облаками, дарующими дождь, и земной поверхностью. Птица - символа жизни. Древнейшие мифы раскрывают значение птицы как символа солнца.
Коловрат – символизирует круговорот Вселенной, это охранный (обережный) символ и символ счастья, талисман, притягивающий удачу.
Свастику изображали на стенах домов, для того чтобы в них царило счастье, помещали на конек и вырезали на наличниках.

Дидактическая игра «Собери узор»

Цели игры: развивать эстетическое восприятие предметов народных промыслов, учить видеть их красоту. Развивать внимание, умение чувствовать симметрию в композиции.
Подготовка к игре: для игры необходимо 2 экземпляра каждой картинки, один из которых является образцом, а второй необходимо разрезать на части (от 2 и более в зависимости от возраста и возможностей детей; можно разрезать как пазлы).





Ход игры:
Вариант 1. Ребенок выбирает образец – картинку, которую будет составлять, называет, что это. Затем берет набор из частей и по образцу составляет целую картинку.
Вариант 2. В игре участвуют 2 и более человек. Каждый выбирает себе образец, к нему подбирается соответствующий набор разрезанных картинок. Выигрывает тот, кто быстрее соберет свою картинку из частей.

Дидактическое пособие лепбук

«Народные промыслы»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования мы ищем новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. А использование в своей работе дидактического пособия лепбука (книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему) - это отличный способ закрепить определенную тему с воспитанниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что у многих ребят возникают трудности в умении узнать и назвать вид росписи, часто они не могут отличить дымковскую игрушку от филимоновской и т.д. Поэтому возникла идея создания лэпбука по данной тематике. Тема «Народная культура и традиции» очень объемная и сложная для ребят. Поэтому наш творческий коллектив группы изготовил дидактическое пособие «Наследие предков» который состоит из трех лэпбуков: «Народные промыслы», «Русский народный костюм», «Традиции русского народа».

Хочу представить вашему вниманию свой лэпбук (это уже третий лэпбук изготовленный мной лично) «Народные промыслы», в котором в доступной и интересной для детей форме, представлена информация о народных промыслах, о росписи, народной игрушке.

Данный лэпбук представляет собой книжку - раскладушку, состоящую из обложек и 4-ех страниц, причем задняя обложка так же содержит дидактический материал. Лишь бросив мимолетный взгляд на обложку без особого труда можно определить тематику данного лэпбука. Поскольку перед нашим взором представлен натюрморт из предметов посуды расписанной в стиле хохломской росписи. А в центре натюрморта наш взгляд привлекает яркий предмет, выбивающийся из общей композиции своей цветовой гаммой. Это петушок, расписанный под гжель, а вокруг него черные буквы вещают название лэпбука, которое точно отражает его наполненность.

Вот так он выглядит в закрытом виде.



Очень тщательно подбирала материал, многие игры в данном лэпбуке авторские.

Лэпбук в развернутом виде (стр. 1,2,3,)

Лэпбук в развернутом виде (стр. 4, передняя и задняя обложка)

На первой странице расположены:

Книжка – самоделка «Народные промыслы»;

Лото «Народные промыслы России»;

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Все представленные материалы на данной странице являются плодом моей работы, изготовлены и подобраны мной самостоятельно из различных источников, их еще нет нигде, кроме этого лэпбука в том виде, в каком они представлены здесь.


На страницах книжки-самоделки дети знакомятся с основными видами росписи: хохлома, гжель, городецкая роспись, дымковская и филимоновская игрушки. Книга

состоит из пяти листов, каждый лист – одина роспись. Содержание даной информации: история возникновения (основная, краткая), что представляет собой данный вид росписи, чем отличается от остальных, небольшие стихотворения о каждой росписи, картинки расписанных предметов (посуда, мебель, игрушки), а так же картинки элементов, орнаментов, узоры.





Д/и «Четвертый лишний»



Д/и – лото «Народные промыслы России»

На второй странице расположены:

Дидактическая игра – пазл «Народные промыслы»;



Дидактическая игра «Собери картинку»


Третья страница:

Доска творчества (представлены шаблоны предметов для быстрого рисования)

Дидактическая игра «Назови народный промысел»




Д/и «Назови народный промысел»

В игре предлагаются: наборы из 5-ти маленьких карточек с изображением элемента росписи (орнамента, узора) и одной большой карточки с иллюстрацией расписанного предмета по каждому виду росписи. Необходимо подобрать к каждому предмету карточки с элементами (орнаментами, узорами) входящих в этот вид росписи.

Четвертая страница:

Дидактическая игра «Назови народное искусство по узору» (набор из маленьких карточек с изображением русских красавиц одетых в наряды расписанные под хохлому, гжель, городец, дымковскую и филимоновскую росписи, а так же набор из 5-ти больших карточек с элементами (орнаментами, узорами) с помощью которых дети будут определять к какому виду росписи относится данный наряд;

Дидактическая игра «Собери матрешку» (набор карточек в которых надо к верхней части матрешки подобрать нижнюю часть, из предложенных, подходящую по узору);

Дидактическая игра «Найди лишний элемент» (набор из 10 картинок – пазлов в котором присутствует лишний элемент).




Д/и «Назови народное искусство по узору» Д/и «Собери матрешку»


Д/ и «Найди лишний элемент»

Задняя обложка:

Набор загадок и пословиц о народных промыслах;

- дидактическая игра «Собери матрешку» (по типу- разрезные картинки);

- дидактическая игра «Назови игрушку».


Д/и «Назови игрушку»


Д/и «Собери матрешку» «Загадки, пословицы»

К данному лэпбуку так же прилагается книжка – инструкция, в которой прописаны все игры, их правила и вариативность, усложнение их использования, входящие в лэпбук.



В результате у меня получилось еще одно новое пособие, не только невероятно полезное и интересное, но и универсальное, в котором поместилось очень много информации. Детям очень понравился лэпбук . Они с удовольствием отгадывали загадки, играли в разные игры, расписывали посуду, игрушки, наряды и т.д., заинтересовались народными промыслами, а так же росписью. Теперь наши ребята без затруднений могут определить вид промысла.

На основе этого лэпбука можно провести занятие. Так же рекомендую использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, или для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, пособие прекрасно «впишется» в предметно пространственную среду группы.

Буду рада, если моя работа поможет вам в создании своего лепбука. Желаю всем творческих идей.

КАРТОТЕКА

дидактических игр по теме:
«Народные промыслы»

Узнай по описанию
Цель: Закрепить знания детей о народных игрушках. Формировать умение детей узнавать ту или иную народную игрушку по описанию или по тексту стихотворения.
Количество играющих 1 – 3 ребенка.
Описание: Дети выбирают картинки с изображением народной
Игрушки, которую описывает воспитатель или которую
Воспитатель рассказывает стихотворением.
Варианты усложнения: Ребенок может сам пытаться описать
игрушку, а воспитатель или другой ребенок должен
узнать какую игрушку описывает ребенок.

Раз матрешка, два матрешка
Цель» Закрепить знания детей о матрешках. Развивать умение детей выкладывать на шаблоне матрешки платье, платок, украшения, самостоятельно подбирая цвета и размеры деталей.
Количество играющих 4 – 8 человек.
Описание: Детям предлагается на шаблонах матрешек разного
размера выложить наряд, подобрав правильно размер
деталей и цвет. Можно предложить детям выложить
семеновскую матрешку или выложить матрешку по
образцу воспитателя.

Филимоновская роспись
Цель: Закрепить знания детей о филимоновской народной игрушке: её героях, деталях и цвете росписи.
Формировать умение красиво выкладывать узор, передовая особенности филимоновской росписи.
Количество играющих 4 - 5 человек.
Описание: На шаблонах филимоновских игрушек детям
предлагается выложить узор, используя
полосочки зеленого, красного, желтого цветов.

Подбери узор к платью барыни
Цель: Закрепить знания детей о глиняной народной игрушке: дымковской, филимоновской, каргопольской.
Совершенствовать умение детей выкладывать узор на платье барыни, передавая характерные особенности той или иной народной росписи.

Описание: На шаблонах барыней детям предлагается выложить
узор, используя детали для того или иного вида
росписи.

Заплатки
Цель: Умение детей подбирать по цвету и форме недостающие элементы изображения филимоновских игрушек. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия.
Методическое сопровождение: картинки филимоновских игрушек с недостающими элементами (вырезаны кружки), недостающие элементы картинок.
Ход игры

Дети выбирают одну или несколько картинок. «Заплатки» выкладывают в середину стола лицевой стороной вверх. Игроки подбирают к «дырке» подходящую «заплатку». Накладывают недостающий кружок на картинку. Тот ребёнок, кто «зашьёт» больше «дырок», побеждает в игре.

Укрась дымковскую игрушку
Цель: Закрепить знания детей о дымковской народной игрушке - её героях, деталях и цвете росписи. Формировать умение детей красиво выкладывать узор, передовая особенности дымковской росписи.
Количество играющих 4 – 5 человек.
Описание: На шаблонах дымковских игрушек детям предлагается
выложить узор, используя кружочки синего, красного,
желтого цветов.
Варианты усложнения: Добавить к имеющим деталям узора кружочки разного размера.
Цели:
Формирование представления детей о русских народных промыслах.
Умение детей определять характерные черты филимоновского народного промысла.
Картотека дидактических игр для детей 4-5 лет по ознакомлению с филимоновской игрушкой.
Дидактическая игра «Продолжи узор».
Цель: Умение детей выкладывать из деталей орнамент по мотивам филимоновской народной росписи на текстильной основе - полосе по образцу. Содействовать развитию мелкой моторики кисти ребёнка.
Методическое сопровождение: 8 широких полос жёлтого цвета, мягкого ворсистого материала (например, хозяйственные салфетки), на которых нарисовано начало узора. Наборы красных и зелёных узких полосок, длинной 3,5 и 7 см.
Ход игры.
В игре участвуют один – восемь игроков.

Волшебный сундучок
Цель: Умение детей группировать изображения русских народных игрушек по видам росписей. Способствовать развитию художественного вкуса.
Задачи:
Формировать представления детей о русских народных промыслах (каргопольском, филимоновском, богородском, городецком, дымковском, мезенском и др.)
Умение детей определять характерные черты каждого из видов народного искусства, группировать картинки по сходству.
Методическое сопровождение:
коробка, оформленная в стилистике народных узоров; широкие полосы различного цвета, картинки с изображением изделий народных умельцев (5-10 шт. каждого вида промысла).
Ход игры.
В игре участвуют от одного до 6-8 игроков (по количеству заготовленных полос и картинок).
Чок-чок-чок, открывайся сундучок!
Сундучок открывается, игра начинается.
Дети выбирают одну широкую полосу любого цвета – «полочку» волшебного сундучка. Картинки выкладываются в середине стола тыльной стороной вверх. В соответствии с заданием воспитателя или водящего, дети «ставят на полочку изделия народных умельцев» - раскладывают на полосу картинки. Кто правильно и быстро выполнит задание, тот победил.
Варианты заданий:
Поставь на почку филимоновские игрушки.
Поставь на полочку фигурки животных и назови вид народного промысла.
Поставь на почку посуду. Скажи, как её называют.
Подобрать картинки с изображением изделий одного промысла.
Подобрать картинки с изображением животных в различных народных промыслах.
Подобрать картинки с изображением людей в различных народных промыслах.
И так далее.

Разрезные картинки
Цель: Умение детей собирать целостное изображение филимоновских игрушек из частей. Содействовать развитию наблюдательности, зрительного восприятия, мелкой моторики кисти ребёнка.
Методическое сопровождение: картинки большого размера с целостным изображением композиций филимоновских игрушек; детали небольшого размера с фрагментами картинок.
Ход игры.
В игре участвуют один и более игроков (по количеству картинок).
Везли игрушки на базар,
Да рассыпали товар.
Все свистулечки сломались,
Лишь осколки нам остались.
Вы, ребятки, не зевайте,
А осколки собирайте.
Дети выбирают понравившуюся картинку и составляют изображение из более мелких деталей. Тот ребёнок, который выполнит работу правильно и быстро, побеждает.
Игра может проходить в несколько этапов (от простого к сложному):
1 – составление изображения путём накладывания деталей на картинку;
2 – составление изображения путём складывания деталей на столе, картинка служит образцом;
3- составление изображения из деталей по памяти.

Дидактическая игра «Трафареты
Цель: Умение детей повторять форму филимоновских игрушек, узнавать элементы филимоновской росписи. Ознакомление с техникой исполнения филимоновских узоров.
Методическое сопровождение: плоскостные силуэты филимоновских игрушек, украшенные народной росписью; листы белой бумаги, цветные карандаши, гуашь, кисти разного размера, подставки для кисточек, баночки с водой, бумажные и матерчатые салфетки.
Ход игры.
В игре участвуют один и более игроков (по количеству подготовленных силуэтов). Ребёнок выбирает понравившийся трафарет, прокладывает его к листу бумаги и обводит. Затем раскрашивает свою работу, используя трафарет как образец.
Первоначально ребёнок повторяет элементы росписи. Воспитатель хвалит работу, обращает внимание ребёнка на точность повторения элементов узора.
Затем ребёнок добавляет свои элементы в украшение игрушки. Воспитатель отмечает удачное решение в рисунке.
Наконец, ребёнок самостоятельно украшает филимоновскую игрушку по мотивам народной росписи. Воспитатель поддерживает творческое применение полученных умений.

Дидактические игры и упражнения, являясь одновременно и методом, и формой обучения, представляют собой специфический инструмент в педагогическом процессе, средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Дидактическая игра содействует развитию . Ребенок, включенный в ситуацию игры, гораздо легче усваивает учебный материал. Охотно, без принуждения, дети выполняют игровые правила и действия, что способствует более эффективному усвоению знаний, формированию представлений, овладению умениями и навыками.

«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ»

(На выявление, закрепление или формирование знаний об изделиях мастеров декоративно-прикладного искусства).

Дидактическая задача: различать и называть образцы изделий белорусского и русского декоративно-прикладного искусства, определять материалы, из которых они сделаны; классифицировать в зависимости от принадлежности к белорусским или русским промыслам.

Материал: 2 бумажные объемные куклы-девочки (выполненные на основе бумажных конусов) в русской и белорусской национальной одежде; набор карточек с изображением изделий белорусских и русских мастеров (20-26 штук): глиняные игрушки, матрешки, шкатулки, деревянные ложки, декоративные тарелки, куклы из соломы и льна, вышитые изделия и др.

Первый вариант (на выявление представлений о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).

В игре принимают участие двое детей. Перед одним из них раскладываются куклы, а другой получает набор карточек. Один ребенок показывает карточку, а второй должен сказать, что на ней изображено и из какого материала сделано, а затем положить карточку возле одной из кукол.

Взрослый фиксирует результат и предлагает детям поменяться ролями. Игра продолжается, в конце педагог подводит ее итог.

Второй вариант (на закрепление и формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).

В игре могут принимать участие двое или больше детей. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе лицевой стороной вверх. По сигналу (словесному, музыкальному или др.) дети должны быстро подобрать куклам соответствующие предметы. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.

Примечание

При проведении коллективных игр с большим количеством детей необходимо увеличить число кукол и карточек с изделиями. Увеличив размер кукол и карточек, можно проводить игру на полу и включать ее в игры-занятия.

Третий вариант (на закрепление и формирование знаний, представлений).

Играют 6-8 детей (2 команды по 2-4 человека). Куклы расставляются на некотором расстоянии одна от другой. Карточки перемешаны и разложены на столе лицевой стороной вниз. Дети из первой команды берут карточку, рассматривают ее и, не показывая, описывают изображенный на ней предмет. Дети из второй команды по описанию должны догадаться, что изображено на карточке, и решить, которой из кукол этот предмет надо отдать. Рассмотренную карточку они кладут возле выбранной ими куклы. Следующую карточку описывают дети из другой команды. После того, как рассмотрены и разложены возле кукол все карточки, детям предлагается все проверить. Выигрывает та команда, дети которой правильно описали карточки и разложили их возле каждой куклы.

Примечание

У каждой команды должно быть по две куклы в белорусском и русском костюмах.

«ПРОДОЛЖИ РЯД»

(На выявление знаний о белорусском и русском узорах).

Цель дидактической игры: выявить представления детей о характере белорусского и русского (дымковская и хохломская роспись) узоров, умения в изображении элементов росписи.

Материал: набор карточек (всем участникам по одной), каждая из которых разделена на 3 полосы. В верхней части каждой полосы изображены по два декоративных элемента: на одной - белорусские, на другой - дымковские, на третьей - хохломские; разноцветные карандаши или фломастеры; 2-4 куклы в белорусском и русском костюмах.

Примечание

При необходимости допускается перед началом упражнения уточнение узоров, к которым принадлежат изображенные на карточках элементы; задание можно усложнить - предложить 2-3 играющим посоревноваться, кто вспомнит и нарисует больше элементов белорусского и русского узоров. При выполнении игрового задания дети должны сидеть так, чтобы не видеть работы друг друга.

«СОСТАВЬ КАРТИНКУ»

(На закрепление знаний об изделиях белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов).

Дидактическая задача: закрепить представления об изделиях белорусских промыслов, классифицировать их по принадлежности к традиционному материалу, из которого они сделаны; активизировать ощущение формы и цвета.

Материал: 6-9 карт (25х25 см) с изображением изделий декоративно-прикладного искусства Беларуси: из глины (игрушки, украшения, посуда и др.), из соломы (куклы, птицы, животные, предметы быта, декоративные изделия), из льна (куклы, салфетки, цветы и др.). Картинки с изображением изделий разрезаны на несколько частей, 6-9 картинок такого же размера с изображением только контуров изделий, которые размещены на разрезанных картах.

Детям предлагается составить из частей одну-две картинки так, чтобы появился предмет, контур которого изображен на карточке, находящейся у играющего.

Примечание

В игру можно ввести элемент соревнования - кто быстрее составит картинку (несколько картинок); разрезанные части картинок и картинки с контурным изображением предметов можно использовать для упражнений в индивидуальной работе.

«НАЙДИ ТАКОЙ УЗОР»

(На выявление и формирование знаний об элементах белорусского узора).

Дидактическая задача: узнавать и называть элементы белорусского узора, находить их и фрагменты одинаковых узоров разных предметов. Способствовать активизации имеющихся в опыте детей представлений.

Материал: 7 карточек, на которых изображены образцы узоров с элементами белорусского орнамента; 14 силуэтных изображений предметов, из которых каждые два (разные по форме) имеют одинаковые узоры, соответствующие одному из образцов (рис. 3).

Первый вариант (принимают участие один или несколько детей).

На столе раскладываются карточки лицевой стороной вниз. Разрисованные узорами силуэты предметов расставляются на полке стенда лицевой стороной к детям. Ребенку предлагается взять одну из карточек, внимательно рассмотреть на ней узоры и выбрать из расставленных на полке силуэтов предметы, на которых есть такой же узор.

Второй вариант (участвуют несколько детей).

Ребенок выбирает одну из карточек и, не показывая ее остальным детям, описывает узор, изображенный на одной из полосок карточки. Другой (другие) участник(и) игры должен быстро отыскать один или два силуэтных предмета, украшенных описанным узором, и положить карточку рядом с ним.

Третий вариант (участвуют две команды).

Карточки расставляются на полках стенда на большом расстоянии одна от другой. Силуэты предметов раздаются поровну каждой команде. Один ребенок из какой-нибудь команды вслух описывает любой из узоров на карточке, дети второй команды должны рассмотреть свои силуэты. Те, у кого оказался такой же узор на предметах, быстро ставят свои силуэты предметов рядом с описанной карточкой.

Если все сделано верно, карточку надо повернуть обратной стороной к детям (чтобы они повторно не описывали один и тот же узор). Следующим описывает карточку ребенок из второй ко-манды, и игра проходит в описанном выше порядке до тех пор, пока у детей не закончатся карточки. Выигрывает та команда, дети которой быстрее и правильнее выполнили задание.

Примечание

При организации дидактической игры с элементами соревнования можно отмечать каждый правильный ответ, правильное выполнение задания фишкой и предложить детям в конце игры самим подсчитать их.

«ЧУДО-ПТИЦА»

(На формирование и закрепление знаний в области декоративно-прикладного искусства).

Цель дидактической игры: формировать знания о белорусском и русском декоративно-прикладном искусстве; группировать силуэтные изображения по принадлежности к белорусскому и русскому узорам.

Материал: 3 силуэта птицы, у каждой разрисовано крыло белорусским, дымковским и хохломским узорами; на месте хвоста контуром обозначены перья (5-6 у каждой птицы); набор перьев, вырезанных из плотной бумаги (15-18 штук) и украшенных теми же узорами, которые украшают крылья каждой птицы.

Первый вариант (задание выполняет один ребенок).

Ребенку предлагается вернуть любой из птиц перья хвоста, которые унес злой Ураган, и превратить ее опять в красивую чудо-птицу. Для этого ребенок должен выбрать те перья, которые по узору подходят к ее крылу, и разложить их на хвосте так, чтобы они совпали с формой и величиной нарисованных на хвосте контурных перьев, прокомментировать свой выбор.

Второй вариант (играет небольшая группа детей).

По словесному сигналу «Перышко» каждый из детей начинает выбирать перья для своей птицы и составлять из них хвост. Выигрывает тот, кто правильно подберет по узору перья и быстрее выполнит задание.

«МАГАЗИН СУВЕНИРОВ»

На формирование и закрепление представлений о характере русской ( , хохломской и гжельской) и белорусской.

Дидактическая задача: узнавать и называть знакомые элементы белорусского и русского узоров; упражнять в классификации предметов, изделий, изображенных на карточках, по принадлежности к белорусскому или русскому декоративно-прикладному искусству.

Материал: набор карточек с изображением изделий белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов (глина, солома, лен, нитки, дерево и др.)- 10-12 штук; набор карточек с изображением изделий, украшенных дымковской, хохломской и гжельской росписью, - 10-13 штук. Вместо карточек с изображением изделий по возможности следует использовать натуральные предметы; 4 столика, оборудованных в виде подиумов, застланных салфетками, набор кубиков и брусков разной величины - подставки для изделий (или 4 стенда с полочками, если игра будет проводиться с картинками); коробка-посылка с письмом и спрятанными в ней изделиями (или заменяющими их карточками).

Первый вариант

В этом случае можно уменьшить количество карточек или предметов.

Ребенок (несколько детей) получает игровое задание: все изделия надо распределить для 4 витрин, т.е. на 4 группы, а по какому признаку их разделить, он должен догадаться сам. Если ребенок не справляется с заданием, педагог может оказать ребенку необходимую помощь.

Второй вариант (в игре-занятии может принять участие подгруппа детей).

После распределения изделий (картинок) детей делят на 4 подгруппы и предлагают им принять участие в рекламе изделий магазина сувениров. Каждая подгруппа оформляет свою витрину, используя определенные изделия (карточки), придумывает название витрины, зазывалки, выполняет эмблему, рекламу, используя специально приготовленные материалы (ножницы, бумагу, клей, фломастеры, маркеры, цветную бумагу, вырезки из старых журналов, открытки и др.).

После оформления витрин можно организовать рекламирование изделий с помощью белорусских и русских песен, плясок, стихов, частушек.

«БАБОЧКИ»

(На закрепление элементов узора белорусского и русского орнамента).

Дидактическая задача: стимулировать проявление способности к самостоятельному анализу элементов белорусского и русского узоров и их композиции, дополнять образ недостающими частями по общему признаку - характеру узора.

Материал: 12 бабочек из плотной бумаги или картона, у которых разрисована узором только одна пара крылышек, расположенных с одной стороны; 26 крылышек, 12 из которых украшены такими же узорами, как и крылышки у бабочек; наборы фломастеров или карандашей.

Первый вариант (принимает участие один ребенок или небольшая группа детей).

Создается игровая ситуация: злая волшебница заколдовала бабочек, и у каждой из них пропал узор на двух крылышках. Бабочкам можно помочь, если среди разложенных на столе крылышек найти такие же, как те, что остались у бабочек, и закрыть ими нераскрашенные части крылышек.

Второй вариант (принимают участие несколько детей).

Детям раздается по 2-3 бабочки каждому. Вводятся элементы соревнования: кто быстрее найдет крылышки своим бабочкам. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

Примечание

После игры целесообразно раздать бабочек и предложить дорисовать узор на крылышках, повторив узор, изображенный на одной из половинок бабочки.

«КТО БОЛЬШЕ?»

(на формирование или закрепление умений находить сходство и различие в декоративных композициях).

Цель дидактической игры: находить сходство и различие в несложных декоративных композициях, включающих элементы белорусского и русского узоров, упражнять в их воссоздании.

Материал: 6-8 карточек с нарисованными в цвете декоративными композициями. На одной половине карточек изображены узоры, включающие элементы белорусского орнамента, на остальных карточках - узоры, включающие элементы русского узора (дымковская и хохломская росписи); листочки бумаги, наборы фломастеров или цветных карандашей.

Первый вариант (дети могут сидеть рядом).

Показываются две карточки с равными по композиции белорусскими узорами. Дети по очереди называют отличия узоров, затем их сходство (по использованию элементов, по их расположению, цвету и др.). Выигрывает тот, кто последним назовет какой-либо признак отличия или сходства.

Второй вариант (участвуют 2-4 детей). Каждому из детей дается по две карточки с вариативными узорами, включающими одинаковые и разные элементы. У одного ребенка на обеих карточках должен быть только белорусский или только русский узор. Предлагается рассмотреть свои карточки и нарисовать на листочках бумаги все элементы узора, которые не повторяются на карточках (или, наоборот, изобразить только те элементы, которые повторяются на двух карточках у ребенка).

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто