Сценарий праздника осени "праздник печеной картошки". Праздник картофеля в начальной школе. Сценарий

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сценарий праздника

«Ах, картошка - объеденье!”

Цель: В непринуждённой, занимательной форме познакомить ребят с «биографией» картошки, учить их видеть удивительное рядом, создать радостную атмосферу дня.

Незадолго до праздника на доске объявлений вывешивается плакат:

Внимание! Внимание!

Всем в назидание:

Кто хочет хоть трошки

Отведать печёной картошки,

Салата из неё - очень вкусного,

Приготовленного искусно,

Пирожков, румяных, свежих,

Варёной картошечки нежной,

Готовьте загадки, стихи, поговорки-

Всего понемножку,

Но всё про …картошку !

Притча о картошке и обиде.

Ученик спросил учителя:- Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. - Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду,- сказал учитель, - то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. - И это всё? - недоумённо спросил ученик. - Нет, - ответил учитель. ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился. Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах. Ученик пришёл к учителю и сказал: - Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое. Но учитель ответил: - То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки - в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень. Наши пороки порождаем мы сами. А нужно ли Вам таскать мешок гнилой картошки внутри?

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро одаривает нас спелыми плодами. Осенью люди собирают урожай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

Песня «Осень светит солнце ласково…»

Сегодня мы снова собрались в этом зале. Какой же праздник у нас на этот раз?

На этот раз пойдет рассказ

О той, кто шесть имеет глаз,

А иногда и семь, и пять,

О той, кто зиму сладко спал,

Забравшись осенью в подвал.

О той, кого на кухню к нам

Весною притащил я сам.

О той, чьи странные глазки

Росли день ото дня,

О той, кто был знаком со мной,

Но не видал меня.

Подумайте немножко -

Что это… (картошка) .

1. Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

2. Орехи в земле, а листья на земле.

3. Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили?

4. И зелен, и густ,

На грядке вырос куст

Покопай немножко,

Под кустом …(картошка).

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Вед. Этот продукт мы хорошо знаем и употребляем практически каждый день, но не все задумываются какова его родина и кто его привез в Россию? Послушайте эту историю.

1. 500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель. Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на Родину, были семена, клубни, зерна новых растений.

2 . Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное - клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола.

3. В Россию картофель прислал из Голландии в конце 17 века Пётр l. Крестьяне долго не принимали заморский овощ и называли его «чёртово яблоко». Их принуждали выращивать и употреблять в пищу картофель. Но крестьяне по незнанию употребляли в пищу плоды. Это привело к множеству отравлений.

4. По всей России прошла волна «крестьянских бунтов». Бунты подавляли тем, что палили по крестьянам из пушек. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка.

5. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтоб накормить бабку, внучку и всю семью. Раньше, в холодные зимы, когда посевы вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб. Сытная урожайная картошка вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для всех других народов Европы вторым хлебом.

Вед 2. В 1842 году после указа Николая I об обязательной посадке картофеля начались народные волнения. Картофель разводили очень неохотно из-за суеверного страха перед ним. Но постепенно картофель стал вторым хлебом. И картошка - блюдо первое, Каждый рад ее поесть. То она зовется бульбою, То картоплей нарекут, Pudell, Knоlle - по-немецки так зовут. Знают люди блюда разные, Она царица за столом. А сейчас мы нашу песенку Про картошечку споем

6. Мы привыкли к тому, что пшеницу называют "Первым" хлебом, а картофель "Вторым". Со временем европейцы убедились не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом.

7. Может быть, вы знаете, что все растения живут семействами. Так вот картофель из семейства паслёновых. Вот его родственники: помидор, баклажан, стручковый перец.

8. Картофель растение однолетнее, высотой до 150 см, в нашем климате ниже. Осенью на кустах образуются плоды - зеленые ягоды с мелкими семенами. Они ядовиты!

9. В сельском хозяйстве картофель сажают клубнями, которые и употребляют в пищу. В дикой природе насчитывается около 150 видов картофеля.

10. В картофеле много полезных веществ и витаминов: крахмал, сахар, белок. Хранить картофель нужно в прохладном темном месте. Но если картофель полежал на солнышке, то в нем образуется сильный яд, очень вредный для здоровья человека. Это соланин.

вед: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и конечно же о нем пели частушки.

Но ведь картошка способна не только питать человека, с ней можно играть. Об этом свидетельствуют наши конкурсы, в которых я приглашаю вас принять участие.

Ведь мы, играя, проверяем,

Что умеем и что знаем.

Когда картофель привезли в Европу, в каждой стране ее называли по-своему (слайд 5):

  • Англичане - потато
  • Финны - тарту
  • Итальянцы - тартуфоль
  • Французы - пом де терр
  • Немцы - картофельн

Но первое имя картошки было «папа», так называли ее в Южной Америке индейцы из племени кечу, учёный Болотов - «тартофелем», народ назвал картофелем.

Юмористическая сценка

Девчонки и мальчишки - любители картошки!

Действующие лица:

Докладчик Алёшка

Девочки (4)

Мальчика (4)

Выходит докладчик Алёшка, встаёт посередине сцены.

Алёшка. Мы сценку вам покажем и кое-что расскажем.

Наш юмор без насмешки - в нём похвала картошке!

Выходят на сцену девочки, встают слева от Алёшки.

Девочки (вместе). Мы девчонки!

Выходят на сцену мальчишки, встают справа от Алёшки.

Мальчики (вместе). Мы мальчишки!

Все. Мы любители картошки!

Алёшка (обращается к участникам и зрителям).

Все пришли? Я очень рад.

Прочитаю вам доклад.

О любимой о картошке

Речь толкну я по бумажке.

Надевает очки, читает по бумажке.

Из заморских дальних стран

Через море - океан,

Ну, подумайте немножко.

Привезли нам что?

Все участники и зрители. Картошку!!!

1-й Мальчик. Речь толкать , да под насмешки,

Так не хочется Алёшке!

2-й Мальчик. У него в уме другое:

Что дадут нам на второе?

Алёшка. И скажу я вам, картошка,

Хлеба чёрного краюшка -

Вот еда так уж еда,

И нужна она всегда!

3-й Мальчик. В праздник, в будни, на дорожку

Каждый с хлебом ест картошку!

Алёшка ( Снимает очки, прячет бумажку с докладом.)

Честь воздам такому чуду.

С маслом сливочным она

Удивительно вкусна!

Не наскучит никогда.

Принести её сюда!

Один из Мальчиков уходит и приносит миску

с картошкой, (в миске девять ложек), отдаёт Алёшке,

он ест картошку.

Хороша! Теперь друзьям

Я скорей картошки дам!

Алёшка обходит по очереди всех участников, каждый берёт ложку и ест картошку, потом произносит реплику, оставляет ложку у себя. Алёшка стоит боком к зрителям и не загораживает участника, когда тот ест картошку и произносит реплику.

1-й Мальчик. Бесподобно, ай - ай - ай!

Не жалей, ещё давай! (Ест ещё.)

1-я Девочка. Ах, картошка, объеденье!

Лучше плюшек и варенья!

2-й Мальчик. Бесподобная еда!

Дай ещё! (Ест. ) Вот это да!

2-я Девочка. Очень вкусно, вот вам крест! (Крестится.)

3-й Мальчик. Васька слушает да ест! (Зачерпнул и съел полную ложку.)

Раз картошка (ест) , два картошка (ест)

Эх, нужна ещё лепёшка…

3-я Девочка. Перебьёшься! Мне давай!

Рот за всех не разевай! (Ест.)

Вкус отменный, как всегда!

С ней и горе - не беда!

4-й Мальчик. Лучше вкусного омлета

Лишь она, картошка эта!

4-я Девочка. Это лучшая стряпня

И для всех, и для меня!

1-й Мальчик. Для чего нужна нам ложка?

Чтобы в ней была картошка!

1-я Девочка. Лучше нет еды, я знаю,

На другую - не сменяю!

2-й Мальчик. Не похлёбка и не каша -

Лучше всех картошка наша!

2-я Девочка. И горох совсем не плох!

3-й Мальчик. Чтит горох, а ест картошку,

И совсем не понарошку!

3-я Девочка. Да и я считаю тоже,

Чтить горох нам здесь негоже.

Есть картошка - жизнь везде!

Нет картошки - быть беде,

И придётся жить в нужде!

4-й Мальчик. А, по-моему, лапша

Тоже очень хороша!

А кисель? А запеканка?

Колбаса или овсянка?

Берёт у Алёшки чашку, ест картошку.

4-я Девочка. Что сказал ты - ерунда.

А картошка … Дай сюда!

Отбирает у 4-го Мальчика миску, ест картошку, затем продолжает реплику. Весело, интересно, чтобы вызвать смех в зале.

Кто ест кашу из овса,

Тем нужна и колбаса,

Ну, а главное - горох! (Улыбается.)

В этой шутке есть подвох,

Ведь не зря же он у всех

Вызывает дружный смех! (Смеётся.)

Участники поддерживают его смехом, зрители смеются.

4-я Девочка отдаёт чашку Алёшке.

Алёшка. Мы картошку полюбили,

В честь её стихи сложили.

Дружно славили, затем (доедает картошку)

Съели всё - и нет проблем!

Аплодисменты участников и зрителей.

Алёшка. Но о ней хотим опять

Слово доброе сказать!

Все. Всегда она будет стоять на столе,

И в городе каждом и в каждом селе!

Да здравствует миска, да здравствует ложка,

Да здравствует то, что мы любим,- картошка!

Все поднимают руку с ложкой вверх,

Алёшка поднимает вверх чашку с ложкой.

Задание. Придумать фамилию, имя, отчество картошке и написать без ошибок.

. Игра. Я буду произносить фразу, если согласны с моим утверждением, вы должны хором сказать «Мы не спорим!», если не согласны, хором говорите «Спорим!».

Льют осенние дожди (Мы не спорим!)

Ждет весна нас впереди (Спорим!)

Целый день мели метели (Спорим!)

Лист с деревьев опадает (Мы не спорим!)

Ландыш белый расцветает (Спорим!)

В роще соловьи запели (Спорим!)

А в огороде картофелины поспели (Мы не спорим!)

Картофеля урожай хороший! (Мы не спорим)

Есть с малюсенький горошек (Мы не спорим)

Есть размером с чемодан (Спорим)

На ветвях цветет бурьян (Спорим)

Без картофеля нам трудно (Мы не спорим)

Мы наш праздник продолжаем

Все картошке посвящаем (Мы не спорим)

Конкурс 2 «Ах, картошка». (3 человека)

На стул кладут определенное количество клубней картофеля (5-7 штук) и накрывают материалом или газетой. После этого приглашают участников и предлагают им сесть на газету, под которой картошка на стуле, поерзать сидя и определить, сколько там клубней картофеля. Кто угадал, тот победитель.

Конкурс 3 "Кто лишний?"

Конкурс проводится несколько раз. Каждая команда делится на группы по несколько человек. Каждая группа встает в круг, все ходят по кругу, пока не услышат слово «КАРТОШКА». После этого надо успеть схватить картошку. Кто остался без картошки - выбывает. Ведущий убирает 1 картошку и конкурс продолжается.

Конкурс 4 «Собери картошку».

Каждому ученику дать по разрезанной на части картинки с изображением картофеля. Кто быстрее соберёт - победитель.

Конкурс 6 «Составить пословицу».

(Каждый игрок получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.Побеждает тот игрок, который быстро и правильно соберет пословицу.)

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка - в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Ели да береза - чем не дрова, соль да картошка - чем не еда.

4. Без труда картошка не родится никогда.

5. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

6. Картошка поспела- берись за дело.

7. Картошка созреет- человека согреет.

Учитель. Веселые задачи.

1. Голодный Вася съедает за 10 минут 3 сырые картошки. Сытый Вася тратит на такое же количество вареной картошки 1 час. На сколько минут быстрее управляется Вася с сырой картошкой, чем с вареной? (60 - 10 = 50 минут)

2. Убегая от своих друзей, Петя толкнул дедушку, купившего 4 одинаковых пакета картошки по 2 килограмма в каждом. Пакеты порвались, и картошка рассыпалась. Сколько килограммов картошки полетело в Петю, если известно, что в молодости дедушка был снайпером? (4 . 2 = 8 кг)

3. Третьеклассник Федя купил в школьной столовой блюдо из 6 картошек и вышел на 1 минуту мыть руки. В эту пору в столовой находилось 9 первоклассников, каждый из которых может съесть за минуту 1 картошку. Сколько картошек увидит на своей тарелке вернувшийся Федя, и сколько первоклассников осталось голодными? (ни одной 9 - 6 = 3

Первоклассника останутся голодными)

1. Танец с картошкой . Два участника, зажимая между лбами картофелину, под мелодию исполняют любые танцевальные движения. Участвует несколько пар. Выигрывает та, которая дольше протанцует.

Ведущий 2. А какие блюда, ребята, можно приготовить из картофеля? Кто больше назовет таких блюд, тот получит приз. (Приз - картошка большого размера.)

Всего несколько 10-летий потребовалось картофелю, чтобы произвести настоящий переворот в русской кухне. Он стал необходимым продуктом. Из картофеля готовят первые, вторые и даже третьи (десертные) блюда. Трудно даже перечислить все «специальности» картофеля в кулинарии. Блюда из картошки любят все люди. В городе Мариинск Ке?меровской области поставили памятник картошке. Автором скульптуры стал художник Юрий Михайлов

Соберём мы всю картошку поскорей. Позовём на угощенье всех друзей! Мы напарим, мы наварим, напечём - Ведь любая нам работа нипочём! Из картошки можно сделать столько блюд, Что угодно для души найдёшь ты тут. Картошечке нашей каждый рад, Я положу её в салат. А для меня нет лучше в мире, Чем картошечка в мундире. Нажарим для Танечки Румяные дранички. Готовы и для Женечки С картошечкой варенички. А ты, Андрюша, шанежку покушай! А тебе, дружок, с картошкой пирожок! А для нашей Алёнки с молочком толчонки! А для Нади, посмотри, - картофель фри! А ты, Валюша, жареной покушай! Тебе, Алёшка, с картошкой окрошка! А тебе, Артём, на костре испечём! Мы не зря все собирали урожай! Приходи и то, что любишь выбирай! Знают люди с давних лет, Что вкусней картошки нет!

КАРТОШКА - Вот мы собрали урожай. А после сбора урожая, что нужно делать с картошкой? Правильно, кушать.

(На сцену приглашются те, у кого красные жетоны. Выходят 5 человек. Участники становятся в круг, берут зубами ложку. Под веселую музыку участники без помощи рук по кругу передают картошку из ложки одного участника в ложку другого. Тот, у кого картошка упадет, выбывает из игры.

КАРТОШКА - У нас в зале остались участники,которые имеют серые жетоны. Прошу подняться ко мне. Игра называется “Картошка”. Вы становитесь в круг и под музыку передаете друг другу картошку. У кого картошка останется в руках, когда музыка остановится, тот выходит из игры. Победителю вручается медальон из картошки.

Задание: придумать и записать слова, которые можно образовать от слова “картошка”.

Ведущий 1. Ребята, а кто из вас принес с собой картошку? Вдруг она будет еще больше? Тогда вас ждет приз! Картошку надо взвесить на весах. Игра «Попади картошкой в цель» (в чугунок). Следующая страница - “Рецепты”.

Мы подходим к конечному пункту нашего праздника “Ах, картошка - объеденье!”

(Выставка всевозможных блюд, в приготовлении которых используется картошка).

Задание: “защитить” свое блюдо. Рассказать о способе приготовления.

Сценарий осеннего праздника «Славим картошку»

1-й ведущий : Дорогие друзья! Сегодня наш праздник посвящен картошке. Да, да, да, не удивляйтесь, именно ей. Этот овощ для нас является таким привычным, что мы совсем забыли, что, прежде чем попасть на наш стол, ей пришлось очень много путешествовать.

2-й ведущий : Это было давно, более четырехсот лет назад. Два испанских корсара, Франциско Писсаро и Диего Альмаро, отправились в Южную Америку, в сказочную, неведомую страну — Перу. Испанцы грезили о стране инков, мечтали завладеть ее богатствами.

1-й ведущий: Много нового и необычного увидели испанцы в Перу. Особенно поразило их то, что все население питалось какими-то странными подземными плодами невзрачного на вид растения «папа», ныне хорошо знакомого нам картофеля.

Ведущие показывают клубни картофеля.

2-й ведущий: Кто скажет, с чьим именем связано появление картофеля в России?

За правильный ответ вручается жетон.

1-й ведущий : Петр I прислал из Голландии мешок картофеля своему приближенному Шереметьеву и приказал разослать клубни во все концы государства, для того чтобы население занялось разведением картофеля.

2-й ведущий : Постепенно картофель перестал быть чем-то незнакомым и получил постоянную прописку в России. А как еще можно назвать картофель? (Второй хлеб)

1-й ведущий : Из картофеля можно приготовить более ста разных блюд.

Все по очереди называют картофельные блюда, не повторяясь, за каждый ответ получают жетон. Назвавший последним — 3 жетона.

1-й ведущий : Молодцы, ребята! Все вы любите картофель и с удовольствием его едите. Сегодняшнее торжество, посвященное картофелю, продолжается. Впереди нас ждут эстафеты.

Посадка картофеля

Командам выдается корзина с картофелем. На площадке стоят кегли. Около каждой кегли нужно «посадить картофель» (положить одну картофелину). Участники команды, которая справится с заданием первой, получат по жетону.

Сбор картофеля

Участвуют четыре человека. Им завязывают глаза, и они должны собрать в корзины как можно больше картошки, разбросанной по игровому полю. Победителю выдается жетон.

Самые ловкие

Участники команд, выстроившись в шеренгу, передают один другому картофелину, зажатую подбородком. Какая команда первой передаст клубень последнему игроку в шеренге, та и победила.

Самый вкусный

Команды должны достать из костра картошку, очистить ее и съесть. Кто это сделает быстрее, тот и победит.

Подсчитываются жетоны. Победители награждаются призами.

Приложение

Пословицы и поговорки про картофель

Картошка — хлебу присошка.

Уродился хлеб в оглоблю, а картошка — в колесо.

Клади картошку в окрошку, а любовь — в дело.

Картошка хлеб бережет.

Ель да береза — чем не дрова, соль да картошка — чем не еда?

Загадки про картошку

У лысой головки есть глазки и бровки.

Глаза чуть-чуть раскосы, а брови — безволосы.

Что копали из земли, жарили, варили,

Что в золе мы испекли, ели да хвалили?

И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом... (картошка).

Он и в дождик, он и в зной

Прячет клубни под землей.

Клубни вытянешь на свет —

Вот и завтрак, и обед.

Курочка-пустодом, свила гнездо за двором,

Яйцо несет, в землю кладет.

Белые кисти — напрасный наряд,

Зеленые кисти — опасный яд,

Но под ногой — клад дорогой.

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

Почему фермер разъезжал по картофельному полю на катке для укладки асфальта? (Хотел вырастить картофельное пюре)

Картофельная кулинария

Мелкий картофель с чесноком, запеченный в духовке . Возьмите самый мелкий картофель, тщательно вымойте и неочищенным, уложите на противень. Затем на него налейте немного подсолнечного масла или майонеза. Сверху посыпьте мелко рубленым чесноком, натертым сыром. Запеките в духовке.

Картофель, жареный половинками . Картофель очистите, разрежьте пополам и плотно уложите в сковороду с разогретым подсолнечным маслом. Накройте крышкой и держите на медленном огне 5 минут. Затем переверните картофелины, снова накройте крышкой и прибавьте огонь. Посолите в конце жарки и сразу подавайте на стол.

Картофель, запеченный с фаршем. Картофель очистите, вымойте и отварите до полуготовности в соленой воде, затем разрежьте пополам, выньте чем-нибудь острым середину, смажьте сметаной и заполните фаршем. На дно большой сковороды налейте несколько ложек воды или бульона, положите картофель, накройте крышкой и поставьте в разогретую духовку на 20 минут. Затем крышку снимите, чтобы картофель подрумянился. Фарш может быть мясной, грибной, морковный, из жареного лука и т. д. В фарш добавьте 1-3 столовые ложки воды.

Драники. Натрите на терке сырую очищенную картошку, добавьте яйцо и соль, замесите тесто. Пеките на сковороде на подсолнечном масле.

Полосатый картофель. Разрезанную пополам вареную картофелину положите на тарелку срезом вверх и залейте сметаной. Измельчите отдельно крутой белок и крутой желток. Выложите слоями: белок, зеленый лук, желток, измельченный помидор, огурец, редис. Можно сделать слои из гороха, клюквы, брусники.

Салат картофельный по-румынски. С горячего сваренного «в мундире» картофеля снимите кожуру, нарежьте кружочками, положите в салатник, добавьте немного уксуса и сахара. Репчатый лук, нарезанный кольцами, посолите, смешайте с картофелем. Готовый салат поставьте в холодное место. Перед подачей на стол смешайте с майонезом или сметаной и украсьте зеленью петрушки или сельдерея.

Салат картофельный с яблоками . Вареный картофель и свежие яблоки нарежьте тонкими ломтиками, вареный сельдерей — соломкой, смешайте, полейте майонезом, уложите в салатник горкой на листики салата. По сторонам положите кружочки яичных вареных белков, наполненных вместо желтка рубленой морковью. Сверху салат посыпьте измельченными желтками, на самую верхушку положите кусочек помидора с щепоткой укропа в середине.

Картофельный салат по-казахски. Вареный картофель, жареное мясо, огурцы, очищенные от кожицы, и свежие яблоки нарежьте тонкими ломтиками, все перемешайте, посыпьте перцем, заправьте сметаной или майонезом.

Картофель в сливках. Сырой картофель нарежьте дольками, сложите в кастрюлю, посыпьте солью, перцем, залейте так, чтобы картофель был покрыт, и варите. Когда картофель почти сварится, слейте воду, залейте сливками, добавьте масло и варите до готовности. Заправьте по вкусу лимонным соком.

Картофельный омлет . Картофель сварите, очистите, разомните вилкой, смешайте с желтками, добавьте перец, посолите, добавьте взбитые белки. Растопите на сковороде масло. Вылейте массу на раскаленную сковороду. Как только омлет начнет густеть, подложите под него широкий нож, чтобы не подгорел, или все время встряхивайте сковороду. Подавайте горячим, полив маслом.

Картофельные зразы по-белорусски . Картофель отварите, очистите, разомните. В картофельную массу добавьте сырые яйца, соль, перец и перемешайте. Вареное мясо — говядину, телятину, свинину — пропустите через мясорубку, добавьте поджаренный лук, соль, перец. Затем потушите в глубокой сковороде. Когда фарш будет готов, на кусочек картофельного теста положите столовую ложку начинки, закатайте ее в картофельную массу, придав ей форму котлеты. Обжарьте в растительном масле. Подавайте зразы в сметане.

Картофель, тушеный с черносливом . Картофель очистите, нарежьте дольками, поджарьте до золотистого цвета и положите в кастрюлю вместе с черносливом, промытым в 3-4 водах. Тушите 15-20 минут. Выложите картофель и чернослив на блюдо, сбоку положите свежие помидоры и все посыпьте зеленью.

Картофельный гуляш по-румынски . Лук, нарезанный и обжаренный в масле, смешайте с нарезанным кубиками сырым картофелем, положите в кастрюлю, посыпьте солью и перцем. Потушите с водой. Через 10 минут добавьте нарезанные помидоры, мелко нарубленную дольку чеснока и кусочки копченой колбасы. Перед подачей на стол полейте сметаной.

Слоеный картофель . Очищенный картофель нарежьте тонкими кружками. В кастрюлю, смазанную сливочным маслом и посыпанную сухарями, положите слой картофеля, затем слой измельченных крутых яиц, смешанных со сметаной и сухарями. Так, ряд за рядом, заполните кастрюлю. Сверху должен быть слой картофеля. Смажьте его сливочным маслом, полейте сметаной и поставьте на полчаса в духовку. К яйцам можно добавить мелко нарезанную ветчину или копченую колбасу.

Картофельные крокеты. Вареный картофель пропустите через мясорубку, добавьте сахар, толченые грецкие орехи, масло, муку, яйца, перемешайте и сделайте крокеты (шарики), обваляйте их в сухарях с толчеными орехами и положите на противень, смазанный маслом. Верх крокетов смажьте сметаной или молоком. Поставьте в духовку на полчаса. Можно нафаршировать крокеты мясом или изюмом. Для этого сделайте лепешки, в середину каждой положите фарш — рубленое мясо или изюм, придайте изделию вид шариков, обжарьте.

Сценарий внеклассного мероприятия

"Праздник печёной картошки"

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Все времена года щедрые: весна наделяет нас зеленью, лето солнышка не жалеет, а осень, наверно, самая богатая. Она щедро наделяет нас спелыми плодами. Осенью люди собирают уро­жай и славят золотую красавицу осень за ее щедрость: поют песни, частушки, устраивают праздники Урожая.

А наш праздник сегодня посвящен карто­фелю — главному овощу на нашем столе..

Картофель стал таким привычным и незаменимым, что мы совсем забыли, что прежде чем попасть на наш стол, ему пришлось много путешествовать. Как, где и откуда появилась картошка?

В Россию он был завезен при Петре I в XVII в из Голландии. Родиной картофеля считают Перу и Чили. Там он рос в диком состоянии. Позднее перуанцы стали сажать его у своих жилищ. Климат в Перу своеобразный: днем жарко, а ночью холодно. Индейцы замораживали по ночам картофель, а днем сушили его на солнце. Собрав урожай картофеля, индейцы устраивали праздник.

В Европу картофель был завезен испанцами и португальцами в XVI веке. А Петр I, путешествуя по Голлан­дии, послал мешок в Петербург с наказом: «Приглашать население заниматься разведе­нием картофеля», Но картофель разводили неохотно из-за суеверного страха перед ним, считали его чертовым яблоком Николай I в 1814 г.- издал Указ об обязательной посадке картофеля. Агрономы разъясняли населению полезность нового растения, богатого крахмалом. Постепенно в России картофель «прижил­ся», и не просто «прижился», а полюбился людьми, стал вторым хлебом.

1ученик: Под землей растет он летом,
Ну, а кормит круглый год.
Господин картофель это.
И всегда ему почет.

2 ученик. Знают о картошке все на свете:

Богачи и те, кто не богат.

Всяк ее по-своему готовит,

Каждый на столе картошке рад:

И кто жарит, и кто парит,

Кто печет и кто толчет,

Но едят ее повсюду.

Ей и слава, и почет!

3 ученик. Здравствуй, милая картошка,
Кормишь ты честной народ.
Если есть картошка в доме,
Сытым будешь круглый год.

4 ученик. Ах, картошка, объеденье,
Лучше вафель и конфет.
Ух, картошка, объеденье,

Ничего вкуснее нет.
5 ученик Мы возьмем ведерки,

Да и в путь-дорожку.

Дружба нам поможет

Выкопать картошку.

6 ученик. Эта скороспелка

Оттого вкуснее,

Что пришлось ребятам

Повозиться с нею.

7 ученик. Лишь закат осенний

Озарит окошки,

Мы в золе горячей

Напечем картошки.

8 ученик. Картошка, картошка —

Урожай богатый!

Вкусную картошку

Любят все ребята.

Сегодня у нас необычный день – «Праздник печеной картошки».

Все конкурсы сегодня будут связаны с картошкой. В конкурсах на нашем празднике участвуют три команды, которым предостав­ляется возможность показать свои знания, умение трудиться, общаться друг с другом.

Конкурсы будет оценивать жюри: наши учителя.

Ведущий:1 конкурс: “Что вы знаете о картофеле?”

Каждой команде задается по одному вопросу. За каждый правильный ответ команда получает балл. Выигрывает в конкурсе та команда, которая наберет больше баллов.

1.- Где родина картофеля? (В Перу и Чили).

2.- Откуда и кем был завезен картофель в Россию? (из Голландии Петром I).

3- Сколько есть способов разведения картофеля? (три: клубнями, семенами, глазками).

1- Как называется насекомое – вредитель, поедающее ботву картофеля? (колорадский жук).

2- Съедобны ли ягоды картофеля? (нет, ядовиты).

1- какие вещества добывают из картофеля? (крахмал, глюкозу, патоку, спирт, клей).

3- Как еще называют картофель? (второй хлеб).

2- Как в России называли картофель? (чертово яблоко)

3- Клубень картофеля – это корень? (нет, клубни – это мясистые утолщения на подземных стеблях).

Хоть хвалиться неприлично, но должна я вам сказать,
Без картошки на отлично ни поесть, ни поплясать.
Даже вкусный огурец лишь с картошкой молодец
Хоть сердит зеленый лук, а картошке – лучший друг.
Из картошки там и тут, нужный делают продукт.
И недаром ведь картошку вторым хлебом все зовут.

Ведущий: Чтоб картошку собрать, ее надо посадить.

2 Конкурс: “Посадка картошки”

Для каждой команды: 5 маленьких кружков – лунки, корзинки с картошкой. От команды по 6 человек.

Первый участник подбегает к каждой лунке и кладет туда картошку, возвращается к команде. Второй участник собирает и возвращается к команде.

Ведущий: Молодцы! Картошку посадили, теперь надо ее собрать, ведь осень – время сбора урожая картофеля.

Ведущий: праздник “Куприян”. В этот день начинают дергать корнеплоды – копают картофель.

Ведущий:3 конкурс: “Сбор урожая”.

Два участника от команды собирают в свои корзины картошку, раскиданную по классу.

Жюри подводит итоги трех конкурсов

Ведущий. Лучше песен про картошку

В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

«Музыкальный» (частушечный)

1. Гармонист, гармонист,

Разверни гармошку,

Мы сегодня пропоем

частушки про картошку.

2 . Ох, картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?

3. Эх, картошка, ты картошка,

Ты любимая моя,

Беру ложку, ем картошку –

Не хожу голодный я.

4. Мы картошку убирали,

Я без дела не сижу:

Папа роет, мама носит,

Ну, а я руковожу.

5.Папе с мамой помогал

Собирать картошку.

Он – ведро, она – ведро,

Ну, и я немножко.

6.Посадили мы картошку,

Колорадский жук пришел.

Вышел дед копать картошку,

А картошку не нашел.

7Мы картошечку сажали

В огороде, у ворот.

Зацвели на ней цветочки,

Пусть любуется народ.

8. Повар жарил, повар парил,

На диване задремал.

А потом вместо картошки

Угольки одни собрал.

9. Ах, картошка, ты картошка!

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь — поет душа!

10. Мы все лето ели кашу,

Молоко, окрошку,

А сегодня будем есть

Печеную картошку.

Ведущий:4 конкурс: “Сварить картошку”.

Корзинки, в каждой по 10 картошин, 3 кастрюли, 6 ложек.

Участник переносит по 2 штуки, каждую держит на ложке в разных руках. Переносить из корзинки в кастрюлю.

Ведущий:5 конкурс: “Очисти картошку”.

По 1 человеку от каждой команды.

Кто быстрее очистит, тот и победитель.

Ведущий:6 конкурс: “Поджарь картошку”.

От команды выходят по два человека. У одного в руках глубокая сковорода, у другого корзинка с картофелем.

Забросить картофель так на сковородку так, чтобы они остались на ней.

Ведущий “Баллады о картошке”.

Дети рассказывают выученные дома стихи.

1.Ах, картошка, объеденье
Есть готов её весь день.
Только, жалко, настроенья,
У меня сегодня нет.
Но картошка так вкусна,
Настроенье подняла
Есть готов её весь день,
И, представьте, мне не лень!

2. И. Демьянов. Картошка.

Что черны мои ладошки,
Не бранит никто меня
Вместе с бабушкой картошку
Мы сажали у плетня!
Скоро здесь на мягких склонах,
Где пригрел бока сарай.
Много бантиков зеленых
На гряде завяжет май.
После желтый, белый, синий
Загорятся огоньки –
Будут так они красивы,
Наши грядки у реки!
Пусть грязны мои ладошки,
Я привык уже к труду…
И вкуснее нет картошки,
Что посадишь сам в гряду!

3. Л. Тихоненко.

Мы подумали немножко:
С чем рифмуется “картошка”?
Кошка, крошка, мошка, плошка,
Брошка, ножка и окошко…
Все срифмуем, нету спора…-
Но из этого набора
Ничего не получилось…
Как же нам всех накормить?
Есть спасение – окрошка:
Ведь уместна в ней картошка!
Есть еще сюжет с горошком:
Мы возьмем большую ложку:
Оливье перемешаем,
Всех отведать приглашаем!
Или испечем картошку,
Приготовим “фри” немножко…
Всех гостей мы угостим –
Будет коромыслом дым!
Все любители картошки,
Загляните к нам в окошко!
К нам на праздник приходите,
Угощенье оцените!

Ведущий:7 Конкурс: “Составить пословицу”.

Каждая команда получает карточки с пословицами. Карточки разрезаны.

1. Уродился хлеб в оглоблю, а картошка – в колесо.

2. Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

3. Картошка хлеб бережет.

4. Ели да береза – чем не дрова, соль да картошка – чем не еда.

5. Без труда картошка не родится никогда.

6. Хорош ерш в ухе, а картошка в пироге.

Жюри подводит итоги трех конкурсов.

Ведущий: Молодцы! Справились с заданием. Самое время устроить…8 конкурс: “Картофельный аукцион”.

Команды по очереди называют блюда из картошки.

Ведущий: А теперь, друзья мои, я приглашаю сюда по одной смелой паре от каждой команды. 9 “Танец с картошкой”.

Зажав картошку между лбами, пары под музыку танцуют.

Ведущий: А сейчас самое время спеть песню “Про картошку.

1. Эх, споемте мы, ребята
Жили в лагере мы как.
И на солнце, как котята
Грелись эдак, грелись так.
2. Наши бедные желудки
Были вечно голодны.
И считали мы минутки
До обеденной поры.
3. Дым костра, углей сиянье,
Серый пепел и зола…
Дразнит наше обонянье
Дух картошки у костра.
4. Здравствуй. милая картошка,
Бьем поклон тебе челом,-
Даже дальняя дорожка
Нам с тобою нипочем!
5. Ах, картошка – объеденье,
Всех ребяток идеал!
Кто не знает наслажденья,
Тот картошки не едал!

Ведущий: Жюри подводит итоги. Награждение команд.

Ведущий: Все хорошее когда–нибудь заканчивается, подошел к концу и наш праздник. Но мы расстаемся ненадолго, ведь скоро, я надеюсь, мы встретимся вновь. Любите друг друга, берегите друг друга, не расстраивайтесь и ешьте…КАРТОШКУ! А сейчас мы приглашаем всех попробовать печеной картошки.

Сабаева М. А. учитель начальных классов

МАОУ «СОШ №7» г. Альметьевска, РТ

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

Праздник картошки

Учитель: Декоративный цветок, лекарство от всех болезней, яд, истребляющий насекомых, средство для выведения пятен, универсальное удобрение, наконец, пищевое сырье, из которого можно приготовить хлеб, крахмал, пудру, масло, кофе, дрожжи, шоколад и т.д – не правда ли, заманчиво обладать таким универсальным продуктом? Оказывается, нет ничего проще- ведь речь идет о самом обыкновенном картофеле.

Сегодня мы устроим праздник в его честь, мы будем говорить об этом овоще. Петь, будем играть с ним. Почему такое внимание уделяется этому овощу? Потому что, мы уже не мыслим жизни без этого овоща. Поэтому в его честь сочиняют стихи, песни, частушки. Ну а пока стихи про нашу любимую картошку.

Стихи:

1.Без картошки жить на свете

Очень даже трудно дети.

Выручает нас всегда

Эта скромная еда.

2.И в пюрешке, и в мундирах,

В первых блюдах, и в гарнирах,

И вареной, и печеной,

И хрустящей, и толченой.

Про нее сказать не грех,

Что картошка лучше всех!

3.Хороша во всяких блюдах

С аппетитом все подряд

Уплетают это чудо

– Ах, как вкусно говорят!

4.Раскудрявились листочки,
Зеленеет борозда.
От Камчатки до Опочки
Бульба – главная еда.

5.Как сорняк, неприхотлива:
Прополи да огреби.
Ей не надобно полива,
Были б во время дожди!

6.Ближе к осени нальется
Клубень соками земли
Да крахмал возьмет от солнца –
И в подвал ее вали.

7.Не страшны тогда метели,
Не застудят холода,
Если вы к столу присели,
Где есть главная еда.

8.Жизнь покажется не зряшной,
А картошка – как нектар,
И обычный день вчерашний
Вдруг сверкнет, как божий дар.

9.Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать…

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец!

Хоть сердит зеленый лук,

А картошке- лучший друг!

10.Из картошки там и тут

Нужный делают продукт,

И недаром ведь картошку

Вторым хлебом все зовут.

11.Жить не можем без картошки,

Едим ее мы каждый день!

Не оставляем мы ни крошки,

Хотя копать порою лень.

12. Люблю ее я в виде разном:

Картофель- фри, пюре, рагу.

И пусть я в настроении ужасном,

Но без картошки не могу!

Учитель: Как я уже отметила, сегодня мы с вами будем играть, проведем много разных конкурсов. Для этого ребята разделились на команды, их четыре. Сейчас я предлагаю познакомиться с командами поближе.

Представление команд (Название команды, девиз)

Представление жюри

Чтобы оценить знания каждой команды об этом удивительном овоще, чтобы оценить умение команд работать вместе, дружно нам нужно жюри.

На нашем празднике присутствуют представители разных профессий, так или иначе связанных с картофелем. Познакомимся с гостями: учитель русского языка, историк, биолог, агроном, селекционер, повар, артисты.

Итак, что же означает слово картофель, давайте вместе с учителем русского языка заглянем в толковый словарь.

Учитель русского языка: Слово заимствовано из немецкого языка. Картофель –огородное растение, овощ. Картофелем так же называют подземные клубни этого растения, употребляемые в пищу.

Первое картошкино имя было «ПАПА»- так называли ее на родине в Южной Америке индейцы.

Англичане называли его ПОТАТО.

Голландцы и французы- ЗЕМЛЯНОЕ ЯБЛОКО.

Итальянцы-ТАРТУФЕЛЬ.

А немцы переиначили ТАРТУФЕЛЬ на КАРТУФЕЛЬ, который позже стал называться КАРТОФЕЛЕМ.

Конкурс 1: Придумать фамилию, имя, отчество нашему картофельному другу.

Конкурс 2: А сейчас мы попробуем поиграть со словом «Картофель»

Если взять большое слово,

Вынуть буквы – раз и два!

А потом собрать их снова,

Выйдут - новые слова!

Найдите какие слова спрятались в слове КАРТОФЕЛЬ.

Как я уже отметила, о картошке издавна слагались песни. Ребята сейчас одну из них споют.

Песня «Картошка » (Музыка С. Попова)

Где нашли этот чудо овощ? Как стали выращивать его у нас на Руси? Как вы думаете, кто из наших специалистов лучше знает ответы на эти вопросы? Давайте дадим слово историку.

Историк В диком виде картофель рос в горных районах Южной Америки. Его выращивали индейцы. После открытия Америки клубни картофеля появились и в Европе, а называли их тогда «земляные яблоки». В нашу страну картофель попал при Петре I, который прислал из Голландии мешок картофеля своему приближённому графу Шереметьеву и приказал разослать клубни картофеля по всем районам России и выращивать их. Вначале картофель выращивали на клумбах как декоративное растение, позднее попытались использовать его плоды в пищу, но они горькие и несъедобные. Поэтому крестьяне отказывались выращивать картофель и относились к нему с недоверием. Люди заметили, что картофель родится с головой и глазами наподобие человека, а тот, кто ест картофель, тот ест души человеческие. Наши предки называли картофель «чертовым яблоком». Популярностью пользовались только цветки картофеля, особенно после того, как французская королева заколола их в прическу и украсила ими свое платье. Позднее картофель стал главной едой русских людей, и о картофеле стали слагать пословицы и поговорки.

Конкурс 3: Собери пословицу и объясни значение

Каждой команде собрать пословицу из слов, которые лежат в конверте.

  1. Картошка созреет – человека согреет.
  2. Без труда картошка не родится никогда.
  3. Картошка да каша- еда наша.
  4. Картошку копать, не руками махать.

Учитель: На Руси ценили картофель, считали его вторым хлебом и, конечно же, о нем пели частушки. Давайте пригласим артистов.

1. Лучше песен про картошку

В мире не было и нет,

Мы споем вам про картошку,

А вы хлопайте в ответ.

2. Ох картошечка, картошка,

Ах, какая тебе честь!

Кабы не было картошки,

Так чего бы стали есть?


3. Ах, картошечка-краса!
Не нужна мне колбаса,
Не хочу сосиску –
Дай картошки миску!

4. Цветет во поле картошка –
До чего ж красивая!
Пойду в поле поработать,
Я же не ленивая!

5. Надо мной смеялась мама:
«Сколько можно кушать?!»
Я картошку обожаю,
Как тебя мне слушать?!

6. Не иду гулять с друзьями,
Телевизор не смотрю,
И работайте вы сами –
Я картошку есть люблю!

7. Ах, душистая картошка,
До чего ж ты вкусная!
Наедимся до отвала,
Всем ты очень нужная.

8. Жили-были три соседа:
Кролик, пес и кошка,
Угощали каждый день
Друг друга все картошкой.

9. Ах, картошка, ты картошка1

До чего же хороша!

И пожаришь, и попаришь,

А как съешь- поет душа!

10. Наш картофель – хоть куда:
Вкусный, витаминный.
Если будешь есть всегда,
Здоровый будешь, сильный!

Учитель: кто знает, как называется наука, которая изучает растения? (биология)

Ребята, а кто такой биолог. Давайте пригласим биолога.Что же он нам расскажет о картофеле?

Биолог: Картофель вырастает высотой от 50 до 100 см, листья простые, цветки собраны в соцветия из 2-4 завитков. Окраска цветка бывает синего, тёмно-синего, фиолетового, белого цвета, что является одним из важных сортовых признаков. Картофель – самоопыляющееся растение. Плод – многосемянная ягода. На подземных частях стебля развиваются подземные побеги – столоны, на концах которых формируются клубни – видоизменённые подземные побеги. С помощью клубней картофель размножается. Ботаническое название картофеля – паслён клубненосный.

Сценка «Картошка»

Вот закончилась зима, пришла весенняя пора.

Надо сеять, поливать, где полоть, а где копать.

И в одной большой деревне

Под названьем Стары Певни

Жили-были пожилые дед да баба с внучкой.

Выходят по очереди дед и баба, дед начинает копать, сажать картошку. Бабка садится на лавку и вяжет. Выбегает внучка с мячом.

Жучка выбегает, начинает играть. Сначала ее отгоняет дед, она бежит к бабке, которая тоже ее прогоняет.

Дед.

Вот надумал, баба, я посадить картошку,

Чтобы на зиму еды было хоть немножко.

Баба.

Ты опять рехнулся, дед! Вспомни, в прошлом годе,

Провели мы целый день на нашем огороде.

Дед.

Как не помнить, пот со лба тек без остановки.

Репу вытащил один, без всякой тренировки.

Баба.

Что ты брешешь, старый лгун, мы тащили вместе,

А потом три месяца запекали в тесте.

Дед.

Нет! Я вытащил один, не упрямься, баба,

В доме я твой господин, хоть и вижу слабо.

Баба.

Не глаза твои слабы, а ума не стало:

Впятером тащили мы, мышка помогала.

Дед.

Что ты, матушка, расхвасталась,

Как наседка раскудахталась?

(Машет рукой, уходит со сцены.)

На сцене появляется декорация, где изображена картошка.

В спорах много дней прошло, выросла картошка,

Но у бабы и у деда сил совсем немножко.

Выходит дед, радуется, пытается тянуть - не получается, встает с лавки бабка, идет на помощь деду, с огорченным видом вдвоем садятся на лавку.

Бабка (с радостью ). У внучки есть силы, а ты совсем уж хилый. Матренка! Матрешка! Беги тянуть картошку!

Выбегает внучка, тянет картошку, устает, с грустным видом садится возле бабки.

Внучка.

Нам Жучка поможет, она-то верно сможет.

Эй, Жучка, ей Богу, беги же на подмогу!

Выбегает Жучка, роет «лапками» картошку, но вытащить не может.

Жучка. Мышка-норушка, помоги, подружка!

Мышка тоже не справляется, все сидят на лавке, опустив головы.

Все тащили: внучка с Жучкой, мышка помогала.

Обещали накормить, хоть и не сажала.

А картошка все росла, становилась выше,

И сарая, и окна, и дверей, и крыши.

Дед.

Кто поможет, кто придет - вытащит картошку?

Баба.

И до дому донесет частями, понемножку?

Внучка.

Баба с дедом.

Баба.

Внучка с Жучкой да еще и мышка.

Все.

Тужились и пыжились - ничего не вышло!

Только мимо червячок проползал тихонько

И задел картошку он совсем-совсем легонько.

Покатилась, понеслась с грядки на дорогу

И уперлась ненароком прямо деду в ногу.

Тут дедуля засиял, постоял немного,

А потом он всем сказал.

Дед.

Вот и, слава Богу!

Есть запасы, есть еда, остальное - ерунда!

Конкурс 4: «Посадка картофеля»

Нужно картошкой попасть в ведро. Команда делает 14 бросков (по 2 броска делает каждый участник). Каждое попадание – 1 балл команде.

Человек, какой профессии знает все про то, как правильно вырастить картофель. Правильно, агроном. Давайте послушаем его.

Агроном Всем, кто занимается выращиванием картофеля, следует знать, что в своём развитии это растение проходит 4 фазы: всходы, бутонизация, цветение, созревание.

Перед посадкой клубни проращивают не менее 30 дней. Весной вскапывают землю глубиной 30 см и высаживают картофель в почву на расстоянии не менее 60 см между рядами, а в ряду – 35 см. При появлении всходов и на протяжении роста растения проводят прополку – для разрыхления корки и уничтожения сорняков. Когда растение достигает высоты 15 см, проводят окучивание. Осенью, когда ботва начинает желтеть, собирают урожай.

Конкурс 5: «Сбор урожая»

2 человека от команды собирают картошку с закрытыми глазами.

Вырастить урожай картошки – это очень трудное дело, и лени здесь, конечно, не место. Я думаю, что многие из вас уже помогали своим родителям в огороде: пололи, собирали картошку, а не бездельничали, как в песне про Антошку.

Инсценировка песни «Антошка»

Учитель: Кто занимается выведением разных сортов культур? Выведением сортов занимаются селекционеры. Слово Селекционеру.

Селекционер : Выведением новых сортов растений занимается наука – селекция. Благодаря хорошим результатам работы селекционеров выводятся новые сорта картофеля. В мире существует 44 тысячи сортов картофеля. Кроме, привычного нам белого и желтого картофеля бывает еще красный, фиолетовый, синий, и даже черный. Этому овощу в мире уделяется огромное внимание. А 2008 год был объявлен Международным годом картофеля.

Благодаря селекционерам мы имеем высокоурожайные сорта картофеля, которые хорошо приспособлены к природным условиям. Собрать хороший урожай картофеля - конечно дело великое, но это еще не все. Нужно без потерь урожай вывести с картофельного поля.

Конкурс 6: «Перевозка картофеля» (каждой команде нужно перевезти ведро картошки на детских машинках)

Как вы думаете, можно ли использовать картофель в медицине? Давайте послушаем специалиста по этому вопросу.

Врач: картофель является лекарственным растением: свежий картофельный сок употребляется при язве желудка, гастритах, способствует снижению кровяного давления при гипертонии. Кашица из картофеля хорошо лечит ожоги, экзему. В зимнее время картофель является основным источником витамина C. Кроме витамина C в клубнях содержатся в небольших количествах витамины B1, B2, B6, A. Клубни картофеля богаты солями кальция, калия, железа, йода, серы. К сожалению, в погоне за большим урожаем в последнее время используют много минеральных удобрений. Нитраты накапливаются в клубнях и вызывают кислородное голодание тканей, чем отравляют организм человека и животных. С чрезмерным количеством нитратов организму помогают вести борьбу витамины и молочные продукты. Количество нитратов в картофеле можно уменьшить при его кулинарной обработке: очищенный картофель поместить на 15- 20 мин в холодную воду, затем слить её, залив новой порцией воды, довести до кипения и тоже слить, затем залить свежей водой до готовности.

Конкурс 7: «Танец с картошкой»

Два участника, зажимая между лбами картофелину, под мелодию исполняют любые танцевальный движения. Участвуют по 2 пары с каждой команды. Выигрывает та, которая дольше протанцует.

Учитель: Кроме минеральных удобрений люди еще используют ядохимикаты. Давайте дадим слово экологу, ученому, который знает все о связях между человеком и природой.

Эколог: Много горя приносит увлечение ядохимикатами. Ими обрабатываются поля для уничтожения вредных насекомых и сорняков. При этом погибают птицы, питающиеся отравленными насекомыми. Страдают люди, так как яды попадают в нашу пищу и воду. А ведь есть природные способы защиты урожая- их называют биологическими. Один из народных способов - развешивание скворечников. Можно найти и другие народные способы, которые помогут сберечь урожай.

Нарисовать знак запрещающий использование ядохимикатов или большого количества минеральных удобрений.

Учитель: Сегодня на нашем праздничном столе огромное количество блюд их картошки. А как правильно приготовить картофель, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить ее полезные свойства. Давайте послушаем повара.

Повар: В нашей стране картофель называют вторым хлебом, и это не случайно. Картофель обладает большой пищевой ценностью. Главным компонентом картофеля является крахмал, белки. Из картофеля можно приготовить различные блюда и гарниры. Его варят, жарят, тушат, фаршируют. Большое значение имеет правильное приготовление картофеля: почистив картофель, нужно опустить его в холодную воду. Надолго в воде не рекомендуется оставлять т. к. он теряет питательные вещества. Не рекомендуется варить картофель в жестяной или медной посуде, при этом теряется большое количество витамина С. При варке на пару потери витамина С в 2 раза меньше, чем при варке в воде. Картофель, положенный для варки в холодную воду, теряет до 50% витаминов, а опущенный в кипяток – 10-20%.

Конкурс 9

Каждой команде нужно вспомнить как можно больше блюд с картофелем. Выигрывает та команда, которая назовет последнее блюдо.

Выступления наших специалистов закончились, вы внимательно слушали, а сейчас пришло время провести небольшую викторину, правильные ответы принесут команде баллы.

Викторина

  1. Как назвать одним словом стебли и листья картофеля?(ботва)
  2. Назовите Родину картофеля(Перу и Чили)
  3. Сколько известно в мире образцов картофеля? (44000 образцов)
  4. Где первый раз человек варил картошку? (на огне)
  5. Какую часть картофеля мы используем в пище? (клубни)

6. О картошке сваренной или испеченной в кожуре, говорят что она в чем? (в мундире)

7. Как назвать одним словом удаление сорняков и рыхление земли (прополка)

Слово для подведения итогов предоставляем жюри

Учитель: Тот, кто умеет сочинять гимны, должны найти самые торжественные слова, а самые голосистые певцы споют картошке гимн на самой широкой площади при всём скоплении народа! Не знаю, кто как, а я бы плакал, слушая этот гимн!”
Вот такие замечательные слова написал сибирский писатель Виктор Астафьев о картофеле
в своей оде "Русскому огороду”. Гимна мы не знаем, а песню о картошке из кинофильма «Завтрак на траве» давайте исполним.

Песня «Ах, картошка!»


Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Приветствуем вас на семейном празднике «Картошкины именины». Кто не любит картошку с запахом дымка, печеную на костре, или жареную на сковороде, сваренную целиком или пюре? С мясом, с рыбой, с грибами, с маринованными огурцами?

1 ребенок. Хоть хвалиться неприлично,

Но пришли мы вам сказать:

Без картошки на «отлично»

Ни поесть, ни поплясать

Даже вкусный огурец

Лишь с картошкой молодец.

2 ребенок. Хоть сердит зеленый лук,

А картошка – лучший друг,

Из картошки там и тут

Нужный делают продукт

И недаром, ведь, картошку

Вторым хлебушком зовут.

Дети исполняют песню В.Попова «Картошка».

Картошка

Расскажу-ка вам, ребята,

Жили в лагере мы как,

И на солнце, как котята,

Грелись этак, грелись так.

Наши бедные желудки

Были вечно голодны,

И считали мы минутки

До обеденной поры.

Ах, картошка, объеденье,

Наших деток идеал

Тот не знает наслажденья,

Кто картошки не едал.

А мальчишки-то обжоры

Всю картошку поедят,

А потом завоют хором:

“Животы у нас болят!”

Ах, ты, милая картошка,

Низко бьем тебе челом,

Даже дальняя дорожка

Нам с тобою нипочем.

Ведущий. Трудно поверить, что этот удивительный овощ когда-то ценили за нежные лиловые и розовые цветочки, которыми модно было украшать женские прически. Так слава тому, кто первым обратил внимание не на вершки, а на корешки!

3 ребенок. В некотором царстве,

В некотором государстве,

Не на Марсе и не на Луне –

Жила картошечка в земле.

4 ребенок. Свойство царское имела:

Накормить народ сумела.

Словом, наша речь, о том,

Как пришел картофель в дом!

Многое должны узнать….

Все дети. А теперь, пора начать.

Ведущий. И начинаем мы с утреннего семейного завтрака.

Проводится эстафета «Утренний завтрак». В эстафете участвуют дети с мамами и папами. Папы вместе с детьми стоят на линии №1, папина задача – очистить картофелину чисто, тонко и быстро. Как только папа картофелину очистил, рядом стоящий ребенок кладет картофелину в столовую ложку и бежит до линии №2, где мама должна как можно быстрее и тоньше порезать принесенный картофель. Чья команда-семья проделает это быстрее, та становиться победительницей.

Ведущий. Думаю, все остались сытыми и довольными от такого задорного завтрака. Хозяйкам на заметку, скажу, что в разных странах картофель называли по-своему: в Испании – «папа», в Англии «ирландский батон», во Франции – «земляное яблоко», а как называют картошку в дружеской нам Белоруссии? (бульба). Правильно – бульба. Там про нее сложили песню и танцуют в честь нее танец, который так и называется – «Бульба».

Дети исполняют песню «Бульба» или два ребенка читают стихи этой песни.

Из мешка бери картошку

И питайся понемножку.

Можешь, есть её варёной

Иль в мундире запеченной.

Трам, там, там, та-ра… рам,

Без картошки худо нам!

Из картошки сварим кашу,

Всю родню накормим нашу.

Кому каша надоест,

Пусть картошку в супе ест.

Трам, там, там, та-ра… рам,

Пусть картошку в супе ест!

Ведущий. И в твою, картошка, честь мы танцуем танец здесь.

Дети танцуют танец: Полька — бульба, либо по выбору (с листьями – 8гр., птицы –д/с70)

Ведущий. Для картошки станцевали, и картошка в этом зале, тоже хочет танцевать, будем даме помогать. А помогут даме, ваши родители, ведь они были только зрители и в честь картошки не танцевали в нашем уютном зале.

Проводится игра «Картошка по кругу».

Все встают в круг, под музыку, оборачиваясь вокруг себя, передают картошку. Музыка выключается, тот, у кого остался фантик, садится на место. Игра проводится несколько раз, самых стойких игроков награждают картошкой.

Ведущий. Сегодня мы видим плод нашего труда, а с чего все начиналось, как картошка с нами оказалась?

Все дети. Весной картошечку сажаем,

А осенью урожай получаем.

5 ребенок. Ходят часики природы:

День, неделя, месяц, год.

Если осень у народа,

Каждый день полно хлопот.

Дети поют песню об осени по выбору музыкального руководителя.

Ведущий. Чтоб картошке поспевать, надо часто поливать. Как раз этот год для картошки стал урожайным, много дождей пролилось этим летом на землю, вот картошечка и уродилась.

6 ребенок. Дождик, дождик,

Посильней,

Чтобы травка зеленей,

А еще немножко,

Чтоб выросла картошка.

Дети танцуют танец «Капитошка» (11, 5 группы), «Лягушки» (8 гр.), «Тучка»(д\с70).

7 ребенок. Вот картошка и поспела,

Время с грядок убирать,

Принимайтесь все за дело,

Будем маме помогать.

Ведущая. В давние, давние времена, когда картошка была редкостью, то ее развозили в каретах в бархатных сумочках и эти сумочки с клубнями картофеля дарили как драгоценность богатым вельможам. Затем, когда она стала популярной и перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку холщевый мешок. А в современном мире мешки с картошкой возят легковые и грузовые автомобили.

8 ребенок. Едем, едем мы домой,

На машине грузовой,

Ворота – отворяй,

Едет с поля урожай.

Ведущий. И мы с нашего импровизированного поля будем вывозить выкопанную картошку в погреб.

Проводится игра-соревнование для детей «Вывези картошку с поля». Две команды детей, у каждой игрушечная машина на веревочке. Дети с линии №1 с машиной, бегут к линии №2, берут одну картошку, кладут ее в кузов, бегут обратно, выкладываю картошку в корзину, передают машину следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока вся картошка не будет убрана.

Ведущий. Какие трудолюбивые ребята, повезло, вам, родители, видно, что правильно воспитываете их. Но не все же такими бывают, вот, например, Антошка из мультфильма – просто лодырь.

Дети инсценируют песню В.Шаинского «Антошка».

Ведущая. Ложка у Антошки, действительно большая, чем же мы кормить его будем?

Дети. Картошкой.

Ведущий. Картошка – гарнир к любому блюду, основа всех салатов. Даже самая неопытная хозяйка без труда приготовит из нее, по меньшей мере, два десятка вкусных блюд, а мы проверим, знают ли наши хозяюшки, рецепты блюд, которые можно приготовить из картофеля. И мы начинаем, наш, кулинарный турнир.

«Кулинарный турнир» для мам. На бумажных тарелках написаны рецепты известных блюд из картофеля. Тарелки разрезаны на части. Задача мам: сложить тарелку, прочитать рецепт и озвучить его название. Каждой маме за ответ дают, написанную пословицу про картошку. Мама сразу же читает эту пословицу.

Пословицы: «Картошка, да каша – еда наша», «Голодному и картошка лакомство», «Картофель – хлебу подспорье», «Картошка – хлебу присошка», «Картошку копать – не руками махать!»

Ведущая. Ваши мамы настоящие хозяйки и кулинары. Браво им! Пожалуй, нет равного картофелю продукта, из которого можно приготовить столько разных блюд. Он вкусен и питателен, полезен каждому. Но… картошку можно не только есть, но и делать из нее различные шедевры – это подтверждает наша выставка под названием «Картошины именины».

9 ребенок. Мы хотим вам показать

И, конечно, рассказать,

Как при помощи картошки,

Любой шедевр можно создать.

Ведущий. И мы приглашаем желающих в гости к Самоделкину.

Проводится аттракцион «Самоделкин». Задача родителей и их детей очень быстро сделать ежика из картошки, выходит 3-4 семьи.

Ведущая. Умелые руки – не знают скуки. Какие красивые ежики у вас получились!

(можно взять интервью о поделках, которые выставили эти семьи на выставку «Картошкины именины» и наградить семьи, участвующие в выставке грамотами)

10 ребенок. Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Пропоем мы вам частушки –

Очень замечательно!

Дети поют частушки о картошке:

Закопали в землю в мае,

И сто дней не вынимали,

А под осень копать стали

Не одну нашли, а десять.

Посадили мы картошку

Мама в поле, я – в саду,

Мама много – я немножко,

Я всего одну гряду.

Я минуты неподвижно

Я ее пересажу.

Вот и осень наступила,

Выросла картошка.

Только что-то посадила

Я совсем немножко.

Мы собрали урожай,

Радовались очень.

Не ленись, весной сажай-

Будешь сытым точно!

Это очень интересно

И давным-давно известно:

Была б картошка в погребке –

Зима будет налегке!

Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли, плохо ли,

Все равно мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали!

Ведущий. Праздник наш уже кончаем,

Что же вам еще сказать?

Вам картошечку по праву,

«Вторым хлебом» называть!

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто