Конспект занятия пасха для малышей. Конспект НОД для старшей группы на тему: Пасха. Яйцо – символ новой жизни

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Цель: познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам. Формировать представление о народной художественной культуре, показать ее национальное своеобразие; учить предварительно обдумывать последовательность своих действий, осмысленно использовать элементы росписи. Воспитывать дружелюбие. Коррекция внимания, мелкой моторики рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: познакомить

Материал к занятию:

Ход занятия.

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись!

Летят слова в простор небес:

Христос воскрес!

Христос воскрес!

И рады люди всей земли,

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир,

Своих церквей

Из разных стран.

И нет возвышенней чудес,

Чем это чудо всех времен:

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Воистину - Сын Бога Он!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Пасха наступила,

радость охватила.

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес.

Поздравляю с лаской,

С богоданной пасхой -

Праздником прекрасным,

Чудом из чудес.

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

Из полуденных краев.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Христов воскрес!

Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Рыба - символ Христа.

Завитки и спирали - знаки космической силы.

Треугольник с точками

Листья дуба, сосны, ясеня

Цветы на писанках

Зеленые сердечки

Сердце с бедами свыкнется -

Но когда ускачет бес,

К нам на крыльях опускается

Пасха яркая с небес.

Пасха русская, старинная,

С пестротой и толчеей,

Неподдельная, былинная -

Та, что празднует семьей.

Рано утром разговеемся

По укладу стариков.

И любить и жить надеемся

Еще тысячу веков.

Соберемся, не рассоримся,

Пахнет терпкая акация,

Звон плывет в родном краю…

Пасху русскую свою.

Крашеные яйца весело едим,

Припев:

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно кулич доедают.

Мамочка рядышком с папочкой

С весельем гостей принимают.

Припев:

Говорят, что Пасху раньше

Отмечала вся страна.

На качелях, сидя дружно

Улыбалась детвора.

Молодежь теперь не знает,

Как же пасху отмечать:

И гостей к столу встречать.

Заглянули в старину мы -

Будто дождь омыл сердца.

И Вам немножко рассказали

О Воскресении Христа.

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес…

Поведение итогов:

Предварительный просмотр:

Конспект занятия на тему «Пасха-праздник праздников»

Цель: познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам. Формировать представление о народной художественной культуре, показать ее национальное своеобразие; учить предварительно обдумывать последовательность своих действий, осмысленно использовать элементы росписи. Воспитывать дружелюбие. Коррекция внимания, мелкой моторики рук.

Материал к занятию: иллюстрация распятия Христа, у каждого ученика по одному яйцу для раскрашивания, образцы узоров-символов, простые карандаши, фломастеры, призы-подарки, куклы.

Ход занятия.

Вот и пришел к нам прекрасный весенний праздник, который называется Пасха. И сегодня на занятии мы познакомимся с пасхальными традициями, обычаями, играми.

В России Пасху называли Велик день, Светлый день.

Это праздник символизирует победу добра над злом, жизни над смертью, торжество весны, солнца, тепла над зимним холодом.

Пасха - это праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа. Существовало поверье, что на пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновение. Дети обращались к солнцу с песенкой:

Солнышко, ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, покатись,

Красное, нарядись!

Молодежь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. Пасха большой праздник, длится неделю и вся эта неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождениями в гости. На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресением Христовым. Светлое Христово Воскресение - самый главный христианский праздник. В этот день весь православный мир отмечает Воскресение Иисуса Христа из мертвых. В Иерусалиме Иисус был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мертвых.

(Показать иллюстрацию распятия Христа).

Пасха не бывала без качелей. Качались решительно все. Возле качелей образовывалось нечто деревенского клуба; девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармошками и тальянками. Толпились здесь с утра до ночи. Одни только глядели да любовались на чужое веселье, другие веселились сами.

А сейчас дети прочитают стихи:

Летят слова в простор небес:

Христос воскрес!

Христос воскрес!

И рады люди всей земли,

Что силы мрака не смогли

Заполонить собою мир,

И ждет Христос на брачный пир

В небесный град всех прихожан

Своих церквей

Из разных стран.

И нет возвышенней чудес,

Чем это чудо всех времен:

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Воистину - Сын Бога Он!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Пасха наступила,

радость охватила.

Иисус любимый,

Отстрадав, воскрес.

Поздравляю с лаской,

С богоданной пасхой -

Праздником прекрасным,

Чудом из чудес.

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес.

Христов воскрес!

Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля.

Весна идет полна чудес!

Христос воскрес!

Христос воскрес!

К встрече этого праздника готовились заблаговременно. В каждом доме убирали, чистили, стирали и красили яйца. Обычай обмениваться на пасху красными яичками, говоря: «Христос Воскрес!» давний. Считалось, что яйцо - знак жизни, а в красный цвет его красили потому, что Христос своей кровью даровал нам жизнь вечную. Дарение считалось знаком того, что ты прощаешь человеку все обиды, что он тебе приятен, что ты не держишь на него зла.

Существовало два вида яиц: крашенка и писанка.

Крашенка - это окрашенное варенное яйцо.

А писанка - это яйцо, покрытое разноцветными узорами. Существуют сотни узоров - символов, магических знаков-оберегов.

Рыба - символ Христа.

Завитки и спирали - знаки космической силы.

Треугольник с точками - это символ засеянного поля, знак достатка и богатства.

Сливы и яблоки - магия любви.

Листья дуба, сосны, ясеня - это символы древа жизни. Мальчику дарили писанку с дубовыми листочками, так как дубовый лист - символ гармонии, красоты и силы.

Цветы на писанках - это символы народившихся душ. Женщина, которая хотела иметь детей, писала много писанок с цветами и дарила их детям.

Зеленые сердечки - жар любви (девушки дарили парным).

Цвета тоже имеют свою символику: красный цвет - цвет радости, жизни; желтый - знак солнца, тепла; зеленый символизирует весну; голубой - цвет неба; коричневый и черный - цвет земли; синий - цвет ноги, цвет тайных духов.

Сегодня и мы попробуем нанести на яйца узоры. Рисовать можно гуашью, лаком, фломастерами. Мы будем раскрашивать фломастерами.

Фломастер не любит торопливости, неточности, ведь линию нельзя стереть. Сначала решите, как вы будете расписывать яйцо. Нарисуйте картинки или придумайте узор. Если вы затрудняетесь сразу рисовать фломастерами, то сначала прорисуйте простым карандашом.

А пока вы будете наносить узор, я расскажу о существовавших на Руси верованиях о чудодейственных силах писанки.

С писанкой шли в поле и подбрасывали ее вверх, чтобы хлеба росли такими же высокими.

Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия почвы. Яйцами обкатывали спины домашних животных, чтобы они не болели, приговаривая: «Как яичко гладко и кругло, так и моя лошадка, будь гладка и светла». Писанку использовали при лечении некоторых болезней. Высохшим желтком писанки лечили ожоги, мокрую экзему. Осколок яичной скорлупы нанизывали на шерстяную нитку и носили от простуды и лихорадки. Писанкой поминали умерших родственников. Писанки часто дарили друг другу на счастье, на здоровье, на радость.

А сейчас приглашаю вас поиграть в пасхальные игры.

  1. Играющие садятся напротив друг друга и катают писанки, писанки сталкиваются: чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.
  2. По команде дети одновременно раскручивают свои писанки. Чье яйцо дольше прокрутится тот и победитель.
  3. Игра «Боулинг по-русски». По периметру стола поставлены призы: свистульки, пряники, конфеты, матрешки и т.д. Задача играющих - своими яйцами выбить ту вещь, которая понравилась. Катать надо оп очереди. Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом.

К пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100 - 200 яиц. Их раздавали приходящим похристосываться, детям или же разговлялись сами свей семьей. А еще на Пасху готовили творожную пасху и пекли вкусные сладкие сдобные булки-куличи. Давайте и мы попробуем кусочек вкусного кулича и угостим гостей.

Сердце с бедами свыкнется -

Но когда ускачет бес,

К нам на крыльях опускается

Пасха яркая с небес.

Пасха русская, старинная,

С пестротой и толчеей,

Неподдельная, былинная -

Та, что празднует семьей.

Рано утром разговеемся

По укладу стариков.

И любить и жить надеемся

Еще тысячу веков.

Соберемся, не рассоримся,

Есть надежда - будем жить!...

Пахнет терпкая акация,

Звон плывет в родном краю…

Возвращайся, празднуй, нация,

Пасху русскую свою.

Песня на мелодию песни «Золотая свадьба»

Пасху, пасху празднуем семьей.

Пасха, пасха - праздник озорной.

Крашеные яйца весело едим,

Вас поздравить с праздником хотим.

Припев:

Бабушка рядышком с дедушкой

Дружно кулич доедают.

Мамочка рядышком с папочкой

С весельем гостей принимают.

Этот праздник знать вы все должны.

Поздравления летят со всей страны.

Будем праздник весело справлять,

Про старинные обычаи вспоминать.

Припев:

Говорят, что Пасху раньше

Отмечала вся страна.

На качелях, сидя дружно

Улыбалась детвора.

Молодежь теперь не знает,

Как же пасху отмечать:

Яйца красить, куличи стряпать

И гостей к столу встречать.

Заглянули в старину мы -

Будто дождь омыл сердца.

И Вам немножко рассказали

О Воскресении Христа.

Повсюду благовест гудит

Из всех церквей народ валит

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Поведение итогов:

Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи.


КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

По теме: «Праздник Светлой Пасхи»

Подготовил воспитатель: Дуткина Е.П.

Цель:

Закрепить знания о том, какие праздники были на Руси;

Развивать духовно-нравственный потенциал воспитанников;

Создать мотивацию праздника через предварительную работу по знакомству с историей праздника, его традициями, понятиями, обычаями, играми.

Задачи:

Воспитание нравственных качеств личности;

Создание благоприятных условий для формирования эстетических ценностей;

Знакомство детей с обрядами весеннего цикла через песни, игры;

Пробуждение интереса детей к народной культуре.

Ход занятия:

Воспитатель : Знаете ли вы, что такое ПАСХА? Почему на Пасху красят яйца и пекут куличи? Какие обряды связаны с этим праздником?

Пасха - самый большой и светлый праздник христианской церкви. К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель), в эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках - хороших и плохих, о своих делах - добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Вовремя поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

Но праздник Пасхи отмечали очень торжественно. Само название Пасха происходит от еврейского слова «избавление».

Воспитатель : В России Святая Пасха всегда занимала особое место в духовной жизни людей, поскольку с ней были связаны представления о вечном обновлении жизни, о возрождении и очищении человеческой души. Праздники, и особенно такие светлые, как Пасха, объединяли людей в едином чувстве, настроении и состоянии души. Такие праздники духовно сплачивали разобщенных людей. Они объединяли семьи. Члены семьи, пусть на короткое время, собирались вместе, объединенные общим делом: подготовкой к празднику, радостным чувством, веселым застольем.

Вот и сейчас Пасха, а с ней и те обряды, обычаи, что складывались веками, возвращаются на русскую землю.

Чтение воспитателя библии о воскресении Иисуса Христа.

Два дня стерегли солдаты могилу Иисуса Христа, но ничего так и не произошло. И вот настал третий день. Близился рассвет.

ИИСУС ВОСКРЕС ИЗ МЕРТВЫХ!

Он вышел из пещеры, не отодвинув камня. Он был невидим для стражи. Солдаты, сами того не зная, уже охраняли опустевшую пещеру. Вдруг задрожала земля и появился перед стражей Ангел. До смерти перепуганные солдаты разбежались. Ангел отодвинул камень и сел ждать на него.

Вскоре к пещере пришли несколько женщин, веривших в Христа и почитавших Его. Они принесли с собой благовонные мази, чтобы по обычаю натереть ими тело Христа. Но увидели, что камень лежит возле пещеры и вход в нее открыт.

Одна из женщин, опечалившись, вернулась в Иерусалим, чтобы рассказать, что тело Иисуса Христа похитили. Другие же, подойдя поближе, увидели ангела, сидящего на камне.

Ангел сказал им, что напрасно они ищут тело Христа, ведь Он воскрес и Его надо искать не среди мертвых, а среди живых.

Женщины побежали в Иерусалим сообщить ученикам Иисуса Христа радостное известие. Ученики Христа, увидев пустую пещеру, только тогда поверили, что сбылось предсказание Иисуса. Он воскрес на третий день после смерти!

После воскресения Иисус являлся своим ученикам и верившим в него людям. Он еще 40 дней провел на земле.

Накануне Светлого Воскресения Христова, в субботу вечером, в церквях начинаются праздничные службы и длятся всю ночь и продолжаются утром и днем. Церкви в эти дни особенно нарядны. Освещены сотнями огней, и кажется, что даже стены светятся и воздух.

Всю следующую неделю после Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» - и троекратно расцеловываются. Это называется «христосоваться». Все накрывали праздничные столы, где главными угощениями были куличи и крашеные яйца. Куличи пекли в форме церковной башенки с куполом.

Воспитатель : А почему красили и угощались яйцами?

Яйцо - это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца - уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни.

Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, в фундамент дома закладывали яйцо.

Прежде, чем приступить к весеннему севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Тогда будет хороший урожай. Когда рождался жеребенок, то хозяин проводил яйцом по спине жеребенка, чтобы он не болел, и вырос в крепкого коня.

А почему же красят яйца? На Пасху Мария Магдалина (ученица Иисуса Христа) римскому императору Тиберию сказала, что Христос воскрес, но Тиберий не поверил, тогда Мария Магдалина подарила ему куриное яйцо со словами: «Христос Воскрес!», и яйцо сразу стало ярко - красное, символизируя кровь, которую пролил Христос.

В день Пасхи звонили в церквях колокола, звонили по особому, торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Скрылась за рекою

Белая луна,

Звонко побежала

Резвая волна

Тихая долина

Отгоняет сон

Где-то за дорогой

Замирает звон.

С.Есенин.

Воспитатель:

Со дня Святой Пасхи начинались весенние игры, хороводы, праздники. Пасха объединяла семьи, дарила людям надежду на будущее.

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «С кистью и краской готовимся к Пасхе»

Скороходова Елена Николаевнна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик», город Тамбов.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6 – 7 лет) по теме «С кистью и краской готовимся к Пасхе». Данный материал будет полезен воспитателям старшей и подготовительной группы. Это конспект интегрированного занятия в областях:
- художественно – продуктивное развитие;
- познавательно – речевое развитие.
Задачи:
- познакомить с на¬родным обрядовым праздником - Пасхой, ее обычаями, тради¬циями, новыми словами и их значением;
- познакомить дошкольников с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова и другими атрибутами праздника;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского на¬рода;
- научить видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий народного творчества.
Планируемые результаты: развивать интерес к народному обрядовому празднику Пасха, ее обычаям, традициям; уважи¬тельно относиться к традициям русского народа.
Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, Красная горка, крашенки, писанки.
Материал: иллюстрации, кулич, пасха, яйца расписные, яйца силуэтные (из бумаги), ложки, горка, коллекция пасхальных яиц.
Подготовительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций, мини-выставка кол¬лекции сувенирных яиц.
Содержание деятельности:
-Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю - красное место.
У нас сегодня необычное занятие.
А поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать.

Расскажите, какие праздники вы знаете?
(Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.)
Послушайте русскую народную песню – закличку и скажите, кого мы закликаем.
- Звучит весенняя закличка «Жавороночки».
- Какие русские народные праздники приносит с собой весна?
(Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха).
- Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны - Пасхе.
- А что делают на Пасху? (Ответы детей)
- Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление. Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.
Пре¬дание рассказывает, что отец послал Иисуса Христа на Землю людям - на¬учить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он от¬казался от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения - ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям.
Иисус Христос воскрес.
Пасха - самый главный праздник для православных христиан.
Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело.
-В течение всей пасхальной недели на Руси звучал коло¬кольный звон. На пасху всем желающим, особенно детям, разрешалось звонить в колокола. Любой мог подняться на колокольню и ударить в колокол. Когда бьют во множество колоколов, то звон получается особенный, его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека.
- Давайте и мы послушаем прекрасную музыку – звон колоколов.
- Какое у вас появилось настроение после звучания колокольного звона?
(Радостное, приподнятое, праздничное, торжественное)
На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскрес!», то есть христоваться.
Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.
С крашеными яйцами на Пасху связана следующая история: ученица Иисуса Христа, святая Мария Магдалина, ходила из страны в страну и рассказывала всем о том, как Христос воскрес из мертвых и о том, чему он учил людей. Однажды она пришла в город Рим к рассказали римскому императору Тиберию, протянув ему простое яйцо, она громко сказала: «Христос воскрес!» Однако Тиберий не поверил, сказав: «Как же можно воскреснуть из мертвых, трудно в это поверить, так же трудно, как поверить в то, что это яйцо может стать красным». И пока он это говорил, яйцо стало меняться цветом, порозовело, потемнело и, наконец, окрасилось в красный цвет - цвет крови, которую пролил Христос за народ. С тех пор и возник обычай дарить друг другу крашеные яйца.
- Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.
Рассматривается коллекция пасхальных яиц.
(Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготов¬ленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «пи¬санки», «крашенки»).

Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?
-Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, уст¬раивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли кули¬чи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы.)
-Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из тво¬рога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес».
Освященному в церкви яйцу приписывались ма¬гические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?
- Просмотр видео о крашении яиц.

А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры.
Я предлагаю вам поиграть в эти старинные игры.
Игры детей.

Я предлагаю вам разрисовать или яйца сваренные, или выточенные из дерева, или просто их бумажные силу¬эты. Выбирайте себе любые.
- Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

Выполнение работы детьми под русскую народную мелодию.
-Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки.)
-Умели на Руси потешить друг друга веселыми разговорами и перекинуться метким словом, посмешить.
Наши ребята знают много веселых потешек.
- Звучат потешки (Каравай - каравай)
- Практическая работа. Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.
Подведение итогов
- Осмотрите свои работы (выставка)
- Чем замечательны ваши сувениры?
- О чем вы думали, когда готовили их?
- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?
- Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.
Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи. СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!
Пусть в ваших сердцах сохранится радость, светлое настроение и везде сопутствует вам удача.

Интегрированное занятие по познавательному развитию

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.

«Пасха, светлая пасха»

(для детей старшей группы)

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,

знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
  • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать воображение и фантазию.
  • Оформление:

  • ваза,
  • веточки вербы,
  • блюда с крашеными и расписанными яйцами,
  • блюдо с куличом,
  • колокол.
  • ХОД ЗАНЯТИЯ

    Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.

    Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

    Слушание музыки.

    Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?

    Ответы детей.

    – Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?

    Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

    Весенний воздух свеж и чист…
    Вот зеленеет первый лист.
    Видна в проталинах земля.
    Вокруг ручьи бегут, звеня.

    Ватага вольных воробьев
    Ворону гонит из кустов…
    Весна готовит свой парад,-
    Весь мир весне весёлой рад!

    – Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

    Дети делятся своими наблюдениями.

    Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?

    Ответы детей.

    – А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?

    Ответы детей.

    Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

    Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.

    Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.

    Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?

    Ответы детей.

    Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?

    Ответы детей.

    Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?

    Ответы детей.

    Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.

    Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.

    Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?

    Ответы детей.

    Весна:

    Весна ещё не сшила
    Лесам, лугам рубашки,
    Лишь вербы распушила
    Кудрявые барашки.
    Барашки золотые
    Бегут по тонким веткам –
    Веселые, живые,
    Как маленькие детки.

    Весна: А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
    Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
    Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

    Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.

    Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.

    Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.

    Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

    Ответы детей.

    Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка”.

    Дети встают в круг и водят хоровод.

    Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

    Сердце с бедами свыкается –
    Но, когда ускачет бес,
    К нам на крыльях опускается
    Пасха яркая с небес.
    Пасха русская, старинная,
    С пестротой и толчеей,
    Неподдельная, былинная –
    Та, что празднуем семьей.

    Педагог: Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
    Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
    Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

    Дети подходят к колоколу и загадывают желания.

    Педагог: Правда, красивый русский обычай?

    Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

    Ответы детей.

    Педагог: Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
    Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
    Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.

    Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»

    Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

    Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.

    Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.

    Звучит народная музыка

    Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

    Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.

  • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
  • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
  • Пестрое – от веснушек.
  • С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
  • С жёлтыми колосьями – для урожая.
  • С домом – к новоселью.
  • С дубовым листом – будешь сильным.
  • С зайчиком – этот символ означает храбрость.
  • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
  • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
  • Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

    Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.

    Игра “Гори,гори ясно”. После игры дети рассаживаются на стульчики.

    Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    – Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

    – О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

    Весна:

    Есть сюрприз у меня
    В честь торжественного дня.
    Ближе детки подходите,
    Да в корзинку посмотрите.
    Испекла я куличи –
    Как вкусны и горячи.
    Куличи вы разбирайте,
    Пасху дальше отмечайте.

    Дети разбирают куличи.

    Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.


    Tatiana68

    Цель

    • Знакомство с обычаеми православной церкви – празднованием Светлой Пасхи.
    • Привитие интереса к традициям наших предков.
    • Воспитание сострадания, терпения, прощения, любви и дружбы.

    План занятия

    1. Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.
    2. Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.
    3. Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.
    4. Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.
    5. “Пасхальные вести” Я.Полонский.
    6. О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.
    7. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).
    8. Прослушивание музыки.
    9. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне).
    10. Подведение итогов занятия.

    Ход урока

    Организационный момент. Цели урока.

    Сегодняшний урок мы проводим во время Великой Седмицы, накануне празднования Светлой Пасхи.

    Рассматривание выставки книг на данную тему.

    Какие книги вы принесли сегодня для нашей выставки? Коротко расскажите о них.

    Выявление знаний учащихся о праздновании Пасхи.

    Что вы знаете об этом православном празднике? Как давно наши предки отмечают этот день как великий религиозный праздник? /ответы учащихся/

    Рассказ учителя об истоках празднования, украшениях и атрибутах праздника.

    В день Пасхи христиане всего мира вспоминают и славят воскресение из мертвых Иисуса Христа. Именно в этот день отмечалась в Древней Иудее Пасха, т.е., праздник Пасхи еще более древний, чем события, связанные с Христом. Первые упоминания о нем уходят в глубину веков, когда кочевые племена перегоняли свои стада по просторам почти мифического Вавилонского царства. Поэтому и происходит название Пасха от древнееврейского слова “песах“, - означающего “прохождение”. Не было для пастухов большей радости, чем весной, когда преумножались их стада, не знали они, кого и благодарить за ягнят и жеребят, появляющихся на свет. Отсюда и пошел этот праздник, как день благословления всех жизненных сил, приносящих обновление в мир, побеждающих ненавистную разуму смерть.

    Позднее, когда многие кочевые племена занялись земледелием, весенний праздник Пасхи выбрал в себе культ благодарения небесам за то, что с них светит солнце, согревает после зимы землю, принимающую брошенной рукой сеятеля семена.

    Вот откуда обычай печь на Пасху куличи. Древнему человеку представлялось, что кулич – это как солнце красное у него в праздник на столе, и, если отпробовать его, это как прикоснуться к солнцу, вобрать в себя его живительные лучи, и как все на земле оживает весной под солнцем, так и человек приобретает новые силы.

    Еще первые астрономы-жрецы знали, что солнце приходит в наше полушарие после дня весеннего равноденствия. По-разному народы приобщались к традиции Пасхи, но справляли ее неизменно после этого дня.

    По установленным в IV веке правилам христианства, Пасха должна праздноваться в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. В русском языке, кстати, седьмой день недели стали называть воскресеньем именно в память о том, что в этот день, следовавший за субботой, воскрес казненный Христос.

    Все христиане считают Пасху самым значительным днем в году “Праздник Праздников – Святая Пасха!”- провозгласили когда-то отцы церкви. ,Христос Воскрес!“ – приветствуют всех в этот праздник верующие и троекратно целуются в знак любви.

    К Пасхе наши предки относились благоговейно. В этот праздник закрывались присутственные заведения, прекращались работы, в школах объявлялись каникулы. На церквах и улицах устраивались иллюминации. Собирались за общим столом и младшие и старшие родственники, близкие, друзья посылали друг другу поздравления, дарили подарки. Люди всех сословий объединялись общей памятью о великом страдании и чудесном воскресении Христа.

    По народному поверью Пасха - самый большой праздник не только на земле, но и на небесах. Если существует загробная жизнь, то в этот день грешников в аду не мучают, и если уж умирать, то дай Бог на пасху, потому что не каждому дается такая радость, чтобы душа непременно сразу устремилась в рай.

    Воскресение Христово – самый великий в Христианской Церкви праздник. В этот день положена в церкви и служба особая, более торжественная, нежели в другие праздники. Утреня начинается в полночь. Пред началом ее священнослужители, облачившись в белые одежды, вместе с верующими, при колокольном звоне, с возжжеными свечами, с крестом и иконами идут вокруг храма и, как будто мироносицы, ищут тело Иисуса. Начальный возглас утрени делается пред затворенными дверьми храма, при чем много раз поется тропарь: “Христос воскресе…”, и с пением сего тропаря входят во храм.

    Пасха – праздник с особыми правилами (страстная неделя).

    Первые три дня недели верующие приглашаются, в церквах идут евангельские чтения. Дома в эти дни – обычный постный стол, отказ от скоромной пищи, в т.ч. от рыбы.

    К Великому четвергу в доме все должно быть чисто. В этот день нужно красить яйца, замешивать тесто для куличей, делать пасху.

    Великая, Страстная пятница - день строгого поста. Считается, что заниматься в доме никакими хозяйствами делами нельзя (даже мыться).

    В Великую субботу утром – служба. (Разговляться можно, когда кончится литургия, после 3 часов).

    Считается, что чем больше на пасху подарков сделаешь, тем счастливее будешь.

    Каждый год солнце, сделав свой круг, приносит нам весну. И каждый год, возвещая нам о добром и светлом в нашей жизни, вновь и вновь звучат в храмах вдохновенные пасхальные песнопения.

    Христос воскрес из мертвых,
    Смертию смерть поправ,
    и сущим во гробех живот даровав.
    Воскресения день,
    Просветимся, люди:
    Пасха, Господня Пасха!
    От смерти бо к жизни,
    и от земли к небесам
    Христос Бог нас преведе,
    Победную поющия.

    Прослушивание грамзаписи о Воскрешении Иисуса Христа из “Евангелия от Луки”.

    Рассматривание икон и картин с изображением Иисуса Христа.

    Смерть Христа на Кресте есть одновременно Его победа. За Крестом следует Воскресение, и радость Пасхи просвечивает через скорбь, делая ее светлой. "Крестом радость прииде всему миру" - поется в церковном песнопении.

    Образ Христа в силе и славе, как образ второго и славного Его пришествия, впрямую связан с темой Страшного Суда, ибо Господь является как Судия живых и мертвых, и суд Его праведен, и никто не избежит Суда Христова.

    “Пасхальные вести” Я.Полонский

    Весть, что люди стали мучить Бога,
    К нам на север принесли грачи...
    Потемнели хвойные трущобы,
    Тихие заплакали ключи...
    На буграх каменья обнажили
    Лысины, покрытые в мороз...
    И на камни стали падать слезы
    Злой зимой очищенных берез.

    И другие вести, горше первой,
    Принесли скворцы в лесную глушь:
    На кресте распятый, всех прощая,
    Умер Бог, Спаситель наших душ.

    От таких вестей сгустились тучи,
    Воздух бурным зашумел дождем...

    Поднялись - морями стали реки
    И в горах пронесся первый гром.

    Третья весть была необычайна:
    Бог воскрес, и смерть побеждена!
    Эту весть победную примчала
    Богом воскрешенная весна...
    И кругом леса зазеленели,
    И теплом дохнула грудь земли,
    И внимая трелям соловьиным,
    Ландыши и розы зацвели.

    О преподнесении Марией Магдалиной первого пасхального яйца императору.

    Первое пасхальное яйцо преподнесла в подарок императору Мария Магдалина. Она пришла на встречу с императором и со словами “Христос воскресе!” протянула ему в подарок красное яйцо. Император с интересом спросил, что это означает. И Мария рассказала ему историю об Иисусе Христе.

    Первые христиане, узнав о приношении святой Магдалины и подражая ей, тоже начали при воспоминании о Воскресении Христовом дарить друг другу красные яйца. Впоследствии это стало пасхальным обычаем всех православных христиан.

    А много позже традиция расширилась, яйца стали красить разными цветами или наносить на них различные рисунки.

    Чтение пасхальных стихов учащимися.

    Пусть принесет добро
    И поздравления
    День Светлого
    Христова Воскресенья!
    Пусть служба в храме
    Исцелит, понравится,
    И чувство окрыленности
    Появится!

    Пусть сердце Ваше
    Счастье наполняет,
    В душе царят
    Покой и благодать!
    И свет небесный
    Ярче пусть сияет,
    Чтоб Вас и Ваших близких
    Согревать!

    Пусть в этот день,
    Красивый, добрый,
    В душе сияет
    Радость вновь,
    И целый мир
    Вокруг наполнят
    Надежда, вера
    И любовь!
    И пусть летит
    Благою вестью:
    Воистину
    Христос Воскресе!

    Пусть благодать
    В душе царит,
    И щедрость сердца
    Не увянет,
    Господь спасет и сохранит,
    И благоденствие подарит!

    Надежды,
    Веры и любви!
    Прекрасных
    Радостных чудес!
    И пусть сейчас
    Тепло звучит:
    Воистину
    Христос Воскрес!

    10. Рассматривание пасхальных наборов (различные разрисованные яйца, сувенирные яйца, веточки вербы, зелень, маленькие цыплята).

    Яйцо является символом жизни, напоминающим о воскресении из мертвых. Обычное яйцо похоже на камешек. Оно словно неживое, но внутри него есть жизнь – цыпленок, который вылупится из яйца при определенных условиях.

    К празднику Пасхи мама или бабушка обязательно испечет кулич, покрасит яйца. Вы тоже можете принять участие в подготовке к нему. Предлагаю вам картонные фигурки-яйца (шаблоны), которые можно оформить в виде открытки. Используем различный подручный материал: карандаши, фломастеры, краски, цветную бумагу.

    11. Работа над оформлением пасхального яйца (рисование на бумажном шаблоне, оформление аппликации из цветной бумаги).

    12. Подведение итогов занятия.

    Было ли вам интересно сегодня на уроке?

    Что запомнилось и понравилось больше всего?

    13. Рассматривание детских работ. Выставка лучших работ.

    Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
    Читайте также
    Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто