Педология. Методическая разработка «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей истокам русской культуры

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

План по самообразованию:«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Подготовил воспитатель 2-й младшей группы

Максикова Татьяна Петровна

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

  • - Знакомить детей с окружающим миром - природой (растения, животные, птицы) ; с укладом жизни и быта русского народа.
  • - Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • - Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • - Формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.

· Выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.

· Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетамипосредством театральной деятельности.

  • Обогащать чувства детей, воображение и речь.
  • Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

Перспективный план работы

Сентябрь

Составление перспективного плана

Подготовка материала, литературы

Консультация для родителей " Что такое фольклор?"

Октябрь

- Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер загадок»

Консультация для родителей "Роль загадки в воспитании дошкольника"

Ноябрь

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Консультация для родителей "Театральные игры для детей"

Декабрь

Консультация для родителей

«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Дидактические игры с использованием фольклора

Пальчиковая гимнастика

Январь

Разучивание потешек, песенок, скороговорок.

« Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Консультация для родителей "Пословицы и поговорки"

Февраль

- Совместное творчество детей и родителей. Выставка детских работ Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры

Развлечение «Широкая Масленица»

Консультация для родителей "Детский фольклор"

Март

- Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Консультация для родителей "Баю-баюшки-баю..."

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»

Открытое занятие по развитию речи в младшей группе

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования

Используемая литература.

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Проект: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно объясняет ему природу, как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом, среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк;

оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик;

оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Цель: Повышение профессиональной компетентности и совершенствование профессиональной деятельности в вопросах использования средств устного народного творчества для развития речи детей.

Задачи:

    Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

    Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

    Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

    Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Актуальность
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители детей.

Вид проекта : познавательный, творческий, групповой.

Сроки реализации проекта : сентябрь- май.

Ожидаемые результаты:

    Знание детьми малых фольклорных форм.

    Формирование знаний о культуре русского народа.

    Понимание детьми жанра устного народного творчества.

    Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

План работы:

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Сентябрь

1. Постановка целей и задач по данной теме.

2. Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет »

3. Изучение литературы: 1. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

2. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

2 этап. Основной (октябрь – апрель).

Октябрь

    Отгадывание детьми загадок

    Консультация для родителей: «Роль загадки в воспитании дошкольника»

    Досуг «Вечер загадок».

Ноябрь

1. Пополнить уголок ряженья русскими народными костюмами.

2. Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам

3. Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись»

Декабрь

1.Театрализованная постановка

2. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Январь

1.Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей, детскую художественную литературу с разными жанрами фольклора.

2.Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей

3.«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Февраль

1.Разучивание подвижных игр, хороводов

2. Развлечение «Широкая Масленица»

Март

1.Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

2.Пальчиковые игры на основе русских народных потешек

3.Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Апрель

1. Конкурс для детей «Отгадай загадку, нарисуй отгадку»

2. Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему

«Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

3 этап. Заключительный (май)

Май

1.Самоанализ плана самообразования.

2.Презентация проекта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

В 2013-2014 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.

В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

на 2013-2014 учебный год


Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

Изучение методической литературы;

Работа с детьми;

Работа с семьёй;

Самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «Вечер загадок».

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Развлечение «Широкая Масленица»

Иголкина Виктория Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4
Населённый пункт: г.Каменск-Шахтинский Ростовская обл.
Наименование материала: методическая разработка перспективного плана по самообразованию
Тема: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей3-4л."
Дата публикации: 19.10.2016
Раздел: дошкольное образование

План самообразования воспитателя второй младшей группы на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Самообразование по теме:
«Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Цель
работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Актуальность выбранной темы
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
План работы на год

Раздел

Сроки

Практические

выходы

Изучение

методической

литературы

Сентябрь -

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф.

Народная педагогика в

воспитании дошкольника.

М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и

поговорки русского народа.

М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни,

приговорки, потешки,

прибаутки, считалки / Сост.

Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва

М.Д. Приобщение детей к

истокам русской культуры:

Учеб.-метод. пособие 2-е изд.,

перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю

красиво и правильно.

Развитие речи у детей от

рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост.

В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Октябрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «Вечер

загадок».

Ноябрь

Театрализованная

постановка.

Инсценирование

русской народной

сказки «Теремок».

Февраль

Просмотр кукольного театра

по русским народным

сказкам, хороводы,

подвижные игры.

Развлечение

«Широкая

Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе

русских народных потешек.

Игровая

деятельность

«Поиграем с

пальчиками».

Апрель

Знакомство с закличками,

потешками о солнце.

Досуг «Солнышко,

нарядись, красное,

покажись!»

Работа с семьёй

Январь

Разучивание потешек,

песенок, скороговорок,

выступление для родителей.

«Посиделки»

(творческий вечер с

участием

родителей)

Апрель

Совместное творчество детей

и родителей.

Семейный конкурс

«Отгадай загадку –

нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация для

воспитателей

«Влияние русского

народного

творчества на

развитие речи

детей 3-4 лет».

Открытый показ нод во

второй младшей группе.

Открытое занятие

по развитию речи в

младшей группе

«Устное народное

творчество.

Потешки»

Отчёт о проделанной работе

по теме самообразования на

итоговом педсовете.

Выступление на

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто