Масленица когда празднуется? Масленица: традиции, история праздника. Что за праздник - Масленица? История, традиции, современная Масленица

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Одним из самых сложных праздников является масленица. Что это – остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение, испачканное греховными кляксами? Попробуем разобраться.

***

Господь создал человека и вложил в него дар творчества. Человеку естественно ощущать в себе эту потребность – творить. Свои творческие способности человек реализовывал уже в раю, когда по Божиему повелению возделывал рай и нарекал имена животным. Способность творить не была утрачена человеком и после грехопадения. Однако и она оказалась зараженной ядом греха, поэтому даже благие начинания человека могут быть искажены и обезображены.

Как отдельный человек обладает творческими способностями, так не лишен ее и отдельный народ, составляющий единый организм. Именно из реализации народного творчества складывается та или иная культура, питающаяся соком из поколения в поколение передаваемой традиции. Поэтому-то столь важно соблюдение традиций и, главное, их понимание, ибо в мире греха легко извратить добрые истоки. Вспомним историю исхода евреев из Египта. Казалось бы, все знали, Кто освободил народ Израильский из рабства и не дал им погибнуть, но стоило Моисею задержаться на горе всего лишь на сорок дней, как извратилось самое главное – Бога попытались подменить идолом. "Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось. И сказал им Аарон: выньте золотые серьги, которые в ушах ваших жен, ваших сыновей и ваших дочерей, и принесите ко мне. И весь народ вынул золотые серьги из ушей своих и принесли к Аарону. Он взял их из рук их, и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской! Увидев сие, Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу" .

Если за какие-то сорок дней можно извратить истину, то что говорить о традициях, искажаемых за многовековой период времени? Часто так и случается, что отмечают тот или иной праздник, с давних пор существовавший в народе, но уже не помнят его корней, не понимают его сути. И это печально. И это даже страшно, ибо подобно тому, как если бы человек пил воду и не в силах был понять, из какого источника она взята – из колодца с живой водой или из грязной лужи.

Подобное происходит со многими традициями нашего народа. Считает человек себя христианином – и отмечает языческие праздники, думая, что поддерживает христианские традиции. Бывает и наоборот, отвергает обычай, имеющий христианские истоки, будучи убежден, что борется с язычеством.

Одним из самых сложных в этом плане праздников является масленица. Что это – остатки язычества, нарядившегося в христианские одежды, или простонародное христианское мироощущение, испачканное греховными кляксами? Попробуем разобраться.

Для этого остановим наше внимание на Великом посте.

Во-первых, вспомним, что задолго до поста мы уже чувствуем его "дыхание". За три недели до его начала открывается Постная Триодь, впервые звучит "Покаяния отверзи ми двери…" и читается Евангельская притча о мытаре и фарисее – так Церковь начинает подготавливать нас к покаянным дням поста. На следующей воскресной службе прибавляется печальное пение 136 псалма "На реках Вавилонских…" и вспоминается притча о блудном сыне. Еще через неделю мы слышим грозные слова о Страшном Суде. А воскресение перед самым постом называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе – Прощеное воскресение). Затем следует сам Великий пост, отличающийся продолжительностью и строгостью, весь наполненный покаянным чувством и, в то же время, ожиданием светлого и радостного Воскресения Христова. Наконец, приходит Страстная седмица, в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом, а за ней наступает пасхальное ликование: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ!"

Таким образом, перед нами предстают три периода: 1) предпостовой, 2) постовой и 3) пасхальный. Богословски это можно трактовать следующим образом. Великий пост – это жизнь человечества на земле после грехопадения. Соответственно, до того жизнь протекала в раю, которая, с одной стороны, еще не была обременена горьким плачем и человек был еще свободен в своих делах, а с другой, уже имела привкус предстоящего грехопадения – отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И вот, грехопадение свершилось. Человеку была дана свобода (сырная седмица) и он не смог достойно нести ее. Наступает изгнание человека из рая (Прощеное воскресение) и последующие скорбь, тяготы и покаяние нашей наполненной грехом жизни (Великий пост). Но Христос пришел, умер за нас (Страстная седмица), воскрес и даровал нам жизнь вечную (Пасха). В итоге путь от предпостовых дней через пост к пасхальному торжеству означает путь от Адама ко Христу.

***

  • Масленица: 10 лучших рецептов - Православие и мир
  • 10 проверенных рецептов блинов - Православие и мир

***

Итак, масленица. Празднуется она в период сырной седмицы, когда последний раз можно вкушать молочные продукты – молоко, сыр, сметану, масло. Казалось бы, название народного праздника и празднование его непосредственно перед Великим постом указывают на его тождественность с церковной сырной седмицей , казалось бы, народный фольклор порой прямо указывает на связь народного праздника с Великом постом, а ни с чем иным , однако находилось и находится немало этнографов и фольклористов, которые утверждают, что масленица – праздник отнюдь не христианский и берет свое начало в языческой традиции празднования дня весеннего солнцеворота.

И это несмотря на то, что весенний солнцеворот определен конкретным числом, а масленица, привязанная к Великому посту, может праздноваться как зимой, так и весной, как около дня весеннего солнцеворота, так и задолго до него (более чем за месяц). На чем же тогда зиждется подобное мнение? На обрядовой стороне праздника, на его атрибутике. Указывают на разгульность праздника, на сопутствующие масленице игрища, которые, кажется, никак нельзя признать христианскими.

***

Является ли масленица языческим пережитком или это древний и истинно христианский обычай?

"Адмиралтейская площадь во время Масленицы". Литография Ж. Жакотте и Обрэна с оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е годы
  • Масленица - языческий или христианский праздник? - Даниил Крапчунов
  • В Масленице блины не главное . Сегодня мы становимся свидетелями процесса возрождения масленичных традиций, и не только в нашем регионе, но те формы проведения праздника, которые мы видим сегодня, зачастую к традиционной Масленице не имеют никакого отношения, кроме названия... - Даниил Крапчунов
  • Актуализация проблемы христианского и языческого в народной культуре Является ли святочное колядование или масленица языческим пережитком или это древний и истинно христианский обычай? - Даниил Крапчунов
  • Христианский или языческий праздник – масленица? - иерей Дмитрий Кулигин
  • Поговорим о масленице. Священники о Масленице .Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни? - Православие.Ru
  • Масленица – миссионерская удача Русской Церкви . Масленица – невероятная миссионерская удача Русской Церкви, полностью переосмыслившей смысл весеннего карнавального буйства. В языческой культуре оно означало возврат в первобытный хаос, в начальную точку бытия... - иеромонах Димитрий Першин
  • От язычества к христианству, или Как провести Масленицу . Насколько обычаи и традиции празднования Масленицы соответствуют христианскому духу? Допустимо ли православному человеку участвовать в народных гуляниях и сжигать соломенное чучело? Может ли этот праздник научить нас милосердию? - иерей Сергий Звонарев
  • Церковь никогда не допускала смешения понятия Недели о Страшном Суде с языческими элементами - священнослужители о Масленице - Русская линия
  • Святой Великий пост при дверех: проповедь в Прощеное воскресенье - архимандрит Иоанн Крестьянкин

***

Однако, во-первых, чтобы правильно понять атмосферу праздника, надо понять его метафоричность, надо вспомнить о пути от Адама ко Христу, – тогда станет ясно, что этот разгул, это веселье являются метафорой состояния Адама в раю и его грехопадения. Это мистерия, в которой народное сознание – догматически строго ли, вольно ли – как бы пытается возродить состоявшуюся в раю трагедию. Ведь каждый человек – новый Адам, которого в конечном итоге приходит спасти Христос.

Во-вторых же, глядя на масленицу как на начало пути от падения человечества в Адаме до его восстановления во Христе, и масленичные атрибуты оказываются вполне христианскими.

Например, масленичные "новожены" напоминают нам о чете Адама и Евы. Тогда и катание с горы прообразовано ничем иным, как грехопадением, – не случайно сначала катается девушка, а затем девушка вместе с юношей: так пала первой Ева, которая повлекла за собой и Адама.

Масленичное чучело – это символ "ветхости", греховности. Его сжигание – преодоление "ветхого человека" и, тем самым, преодоление смерти. Материал чучела – солома – тоже символизирует ветхость, так как легко поддается тлению ("яко трава бо огнем будете изсохше…"

Кроме того, само по себе сжигание тоже неслучайно, так как огонь – важное составляющее христианской символики. Огонь – это плотское, греховное ("огонь страсти"), адское ("огонь неугасаемый"). "Огня мя исхити" , "огня мя вечнаго избави" , – молимся мы вместе с песнописцами на сырной седмице.

Огонь противоположен воде – очищению, победе над грехом. Так, когда "увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время" , земля омылась водами всемирного потопа; так, в таинстве крещения мы очищаемся от скверны греха. И как раз в дни масленицы Церковь напоминает нам об этом: "Одожди нам благоутробия Благодетелю каплю, потопляющую нашу скверну всю" , "пощения Божественною водою душевныя скверны отмыем" . А ведь именно с водой связаны народные пасхальные обряды, так что присутствие огня перед постом так же логично, как и воды после него.

Что же касается таких известных масленичных игр, как взятие снежного городка и кулачные бои, то та борьба, то сражение, которые в них заложены, превращаются из шутливой забавы в борьбу между жизнью и смертью, если смотреть на эти игры через призму христианской символики. Неслучайно победителя снежного городка награждали… купанием в проруби! Эта парадоксальная награда вполне естественна и закономерна именно в христианской трактовке игры: взявший приступом снежный городок преодолел барьер – смерть, и получил крещение в жизнь вечную .

А игра в царя? В ней стираются все сословные границы, а ведь мы помним, что пред Богом все равны – "нищий и убогий ныне предстоят в равном достоинстве". К тому же только тот, кто обнищал, кто стал последним – тот станет первым, "царем", и наоборот, – это, опять-таки, вполне обычный христианский парадокс…

И все же. Как быть с тем разгулом, доходящим до безобразия, как быть с разнузданным кутежом, который оборачивался пьянством, набиванием животов, драками и даже убийствами?

Не язычество ли это? Да, ответим, язычество. Язычество – как отражение греха в человеческой природе, как религии наизнанку.

И здесь еще раз вспомним золотого тельца евреев, который чуть было не заменил избранному народу Бога. Вспомним также и о ветхозаветном запрете ставить столбы и класть камни, "чтобы кланяться пред ними" , хотя раньше таким образом могло выражаться благоговейное отношение к Богу: "стал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его" . Почему то, что некогда считалось нормальным почитанием Бога, Бог же и запрещает? Потому что грех объял этот благочестивый обычай, потому что вместо Бога стали почитать бездушные камни. То же произошло и с медным змием, который из орудия спасения, избавляющего от заслуженного наказания , превратился в идола: Езекия "истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан" . Все, что мы видим, все, что мы создаем, может быть использовано как во благо, так и во зло. Виноваты ли камни, виноват ли змей в том, что с течением времени так извратилось их использование? Виновата ли масленица, что народно-христианский сценарий исполняется зачастую в языческой интерпретации? Конечно, нет. Виноваты люди, которые ввели новый смысл, "новое прочтение" и – старый, как мир, грех. Можно извратить все что угодно, можно святое обратить в кощунство – потому что грех, увы, царствует в этом мире…

***

  • Пост и его необходимость для нашего спасения - раздел публикаций о сущности и значение православных постов: Рождественский пост, Великий пост, Петров пост, Успенский пост, однодневные посты. советы священников, рецепты постных блюд...
  • Обличение вегетарианства (веганства) - раздел публикаций, обличающих духовную телесную опасность вегетарианства, фрукторианства, сыроядения, праноедения и т.п.

***

Поэтому – да, можно найти в праздновании масленицы элементы язычества. Однако большая их часть по сути дела являются обычным проявлением греха "ветхого человека" вне зависимости от его религиозной принадлежности, а другая – действительно наследие язычества, которое можно увидеть, в частности, в некоторых песнях явно языческого содержания. Сущность же масленицы, думается, все-таки христианская . Можно отвергать народное видение, которое, действительно, очень и очень часто является довольно вольным в догматическом плане, можно не принимать народного переживания христианских событий, изложенных таким образом, но зачем же называть это мироощущение народа тем, чем оно не является – язычеством? И наша задача состоит именно в том, чтобы отделять пшеницу от плевел, чтобы не дать сорнякам загубить доброе семя христианской традиции. Если это не делать в наше время, когда после почти векового мракобесия преемственность поколений основательно разрушена, когда утрачены и искажены и продолжают утрачиваться и извращаться культурные традиции народа, идет "европеизация" и секуляризация нашей страны, – если это не сделать сейчас, то нас и наших детей захлестнет такая волна бездуховности и псевдодуховности, с которой мы справиться уже будем не в силах.

Дмитрий Кулигин , иерей

Журнал "Церковный вестник", СПб., №1-2, 2004

Использованная литература:

1. Понырко Н. В. Масленичный смех. // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. – Л., 1984.

2. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. – СПб, 1995.

3. Липинская В.А. Старожилы и переселенцы: русские на Алтае в XVIII - начале XX века. - М.: Наука, 1996.

4. Маржерет Ж. Состояние Российской империи и великого княжества Московии. // Россия XV-XVII вв. глазами иностранцев. – Л., 1986.

Примечания:

1. Исх. 32:1-5.

2. "Масленица, – объясняет Георг Адам Шлейссинг, – потому так названа, что русским в продолжение этой недели позволяется вкушать масло" (цит. по: Понырко Н. В. Масленичный смех. // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в древней Руси. – Л., 1984. С. 177).

3. В. Даль так и пишет: "Масляная неделя, сырная неделя до Великого поста"

"Масленица: "Я поста боюся!"

Широкая: "Я поста боюся!"

"Ой да Масленица, пост еще далече!"

"А масляна, масляна, воротися,

До самого Великого дня протянися!"

5. Из антифона 4-го гласа на Утрени.

6. Из тропаря 2-й песни канона на Утрени во вторник сырной седмицы.

7. Из тропаря 7-й песни канона на Утрени в пятницу сырной седмицы.

9. Из тропаря 9-й песни канона на Утрени во вторник сырной седмицы.

10. Из тропаря 4-й песни канона на Утрени в пятницу сырной седмицы.

11. Подобное купание существовало и на святки, когда купали в крещальной проруби.

12. Лев. 26:1.

13. Быт. 28:18.

14. См. Числ. 21:8-9.

15. 4Цар. 18:4.

16. Что касается блинов, то они, как пишет В. Я. Пропп, – "древнейшая форма мучной еды. Когда еще не умели печь хлеб, муку смешивали с водой, делали жидкое тесто и порциями выплескивали его на горячие камни. Таким образом, блины по происхождению - не магическая еда, как кутья, а древнее, архаическое блюдо, средство насыщения, получившее обрядовое применение".

Такого понятия как православный праздник Масленица не существует, поскольку этот день никак не отмечен в церковном календаре. Но есть такое понятие как Сырная Седьмица - последнее воскресенье перед Великим Постом , в которое разрешено кушать непостную пищу.

Можно ли верующим праздновать Масленицу

Великий Пост - это 40 дней, в которые непозволительно кушать ничего мясного и жирного (по большей степени), а также смирять свою плоть и желания, каяться перед Господом и усмирять себя.

Церковь понимает, что не все люди (а, точнее, немногие) могут выдержать пост вообще, не говоря уже о резком отказе от всего приятного телу, поэтому вводит в это состоянии прихожан постепенно. Последней неделей подготовки к Великому посту является Сырная или Сыропустная неделя (седьмица), которая совпадает с языческим праздником Масленица.

Нельзя отмечать православный праздник Масленица, поскольку такого просто не существует, но можно принять участие в поедании блинов и гуляньях перед тем, как погрузиться в пост. В это время из рациона уже исключены мясные продукты, по средам и пятницам не совершаются литургии, а вместо этого читается покаянная молитва.

Это последняя возможность утолить свою плоть и повеселиться перед важным духовным испытанием.

Блины на Масленицу

История праздника

Масленица является исконно языческим праздником, отмечающимся задолго до христианства, во времена, когда люди поклонялись Яриле, Перуну и прочим языческим богам. Поэтому Церковь не считает его настоящим церковным праздником, но отмечает Сырную седмицу, которая приходится на это же время и подразумевает поедание вкусностей перед Великим постом.

Масленица как праздник очень радостная и символизирует встречу зимы и весны, т.е. своеобразным переходом от смерти к жизни. Обычай празднования его начинается еще с греческих и римских праздников, когда они отмечали весну, а позже эти карнавалы смешались со славянскими обрядами во время дня весеннего равноденствия.

Важно! Масленица стала для славян символом изгнания зимы и встречи тепла и солнца, именно поэтому принято веселиться, проводить конкурсы и игры - ведь весну надо встречать весело!

Масленица имеет свои предания и легенды, но все они языческие, поэтому вдаваться в глубоко в смысл и значение их верующему человеку не стоит. Лишь стоит знать, что по языческим верованиям Масленица была дочерью Мороза и ее задача была в изгнании холодов и зимы, т.е. она стала символом весны и солнца.

Почему же Церковь не запретила его изначально? Христианство просто не привыкло действовать такими методами: все негативное, неправильное она не запрещает, тем самым не отвращая людей, но придает этому новый смысл, чистый.

Конечно, речь не идет о явных грехах, но если можно языческий праздник переродить в христианский, почему и нет? Церковь лишила Масленицу ее языческого значения и превратила в обычную неделю отдыха. В это время верующие могут подготовиться к Великому посту, встретиться с родными, показать свое гостеприимство и накормить нуждающихся.

О кулинарных традициях:

Почему церковь празднует Масленицу

На самом деле, церковь отмечает Сырную неделю. Церковь просто не упразднила полностью языческую традицию отмечать приближение весны и конец зимы, что отмечалось религиозными ритуалами, чтобы не отвратить людей, но как бы привнесла иной смысл в них.

Тоже самое произошло с колядованием и радоницей и с Рождеством. Церковь соединила Масленицу с Сырной неделей (подготовкой к пасхальному посту), заменив языческий смысл на христианское содержание.

Полупостная трапеза на Масленицу напоминает христианам о скором посте и заставляет задуматься о духовной пище. Во вторник масленичной недели в храмах читается покаянная молитва Ефрема Сирина, и пьяный разгул уже с этим несовместим. Поэтому Церковь разрешает на Масленицу веселиться, есть вкусные кушанья, но в умеренных количествах, чтобы накопить силы к посту.

Конечно, видение Церкви и народа существенно отличается, поэтому до сих пор можно наблюдать языческие обряды и ритуалы на улицах, а также повсеместную пьянку, но верующим стоит знать, что поступать так Церковь запрещает и это есть грех.

Совет! Не следует проводить эту неделю в разгулах и пьянках, а также чревоугодии .

Именно верующим следует задуматься о том, как они проводят эту неделю, ведь тем, кто в церковь приходит только на Рождество или Пасху, вряд ли интересны Церковные постановления и собственная духовная жизнь. Но истинно верующим следует заботиться о своем духе и не сообщаться с собраниями нечестивых, как сказано в первом псалме.

Святитель Тихон Задонский как-то сказал: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина».

Смысл праздника

Рассматривая смысл языческого праздника Масленицы, надо сказать, что до революции у него был гораздо более широкий смысл, нежели сейчас.

В основе лежал временной цикл и смена сезонов, поэтому и праздновалась она в день весеннего равноденствия. В средней полосе Евразии (Россия, Украина) в это время была неустойчивая погода: то морозы, то оттепель, поэтому Масленица выступала последним рубежом между теплом и холодом.

Важно! Кроме идеи цикличности, в Масленице заключена и идея плодородия. Люди стремились помочь земле возродиться после зимнего холода сакральным образом, т.е. освятить ее и наполнить силами. Масленица выступала языческим богослужением, только поклонялись люди природе и земле, а не Господу.

Третьей идеей празднования было продолжение рода и идея круговорота жизни. Земля дает жизнь растениям, люди ими питаются, тем самым продолжая жизнь, поэтому важно эту жизнь передать и детям. Жизнь была самой важной ценностью.

Последний важный момент Масленицы состоял в ее поминальной сущности: крестьяне верили, что тела предков, находясь в земле, могут влиять на ее плодородие и, уважив их, можно добиться большего урожая. Поэтому на Масленицу устраивали поминальные обеды и траурные плачи.

После воцарения христианства на Руси сакральный смысл Масленицы исчез, оставив место только внешнему антуражу и веселью.

О праздновании других нецерковных праздников:

Сжигание чучела на Масленицу

Традиции празднования

Все традиции праздника связаны с едой и весельем. Главная традиция заключается в приготовлении блинов с самыми разными начинками все семь дней. А Церковь предлагает христианам кушать на этой неделе молочные продукты, яйца и рыбу: все, кроме мяса.

Также на этой неделе традиционным считается посещение знакомых или зазывания их к себе. Немаловажно обеспечить едой и нуждающихся: именно в это время уличные застолья позволяют накормить бездомных и дать им возможность поучаствовать в общем столе.

Совет! Приглашение на блины считается отличным поводом помириться с близкими и наладить отношения.

Немаловажны и традиционные гулянья:

  • на площадях устанавливали карусели;
  • проводились соревнования и конкурсы;
  • задания на смекалку и ловкость (достать приз с гладкого столба, кулачные бои);
  • ставились столы с блинами, пряниками, калачами, самоварами и орехами в сахаре;
  • устраивались катания на санках, коньках и лыжах.

Церковь не против праздничных гуляний, но все это должно проходить в меру и без излишеств.

Обряды

К народным обрядам можно отнести почти все традиции на Масленицу. Даже обычай кушать молочную пищу, хотя это и церковное установление, крестьяне задолго до христианства на Руси ели в это время молочную пищу. Корни у этого обычая природные - в начале марта начинаются телиться коровы, и у них появляется молоко. Так и название праздника появилось - Масленица.

Другое ее название - «Колодий», и произошло оно от еще одного обычая - «колодочной жизни»: люди наряжали колоду и выставляли ее человеком.

Такое игрище растягивалось на неделю:

  • понедельник - «рождение»;
  • вторник - «крещение»;
  • среда - «проживание жизни»;
  • четверг - «смерть»;
  • пятница - «похороны»;
  • суббота - «оплакивание»;
  • воскресенье - праздник заканчивался.

Во время Колодия женщины привязывали колоду к незамужним, т.е. стремились откупиться и давали яркие бусы, ленты и платки. Так колода обрастала вещами.

Не менее выразителен и обычай прививать празднику «женственность». Изначальная легенда говорит, что Масленица - это дочь Мороза, а поэтому и звалась она в народе Бабской неделей. Обычно в это время заключались помолвки и игрались свадьбы. Так воплощалась идея продолжения рода и деторождения.

Кулачные бои на Масленицу

Блины как символ Масленицы

Но больше всего обрядов связано с приемом пищи. Проводились поминальные трапезы, во время которых вспоминались предки и ставились для них приборы, пекли традиционные блины и поминальные пироги. Семьи традиционно проводили ужин вместе.

Одной из главных традиций Масленицы (дошедшей до наших дней) является выпекание блино в. Это стало традицией по многим причинам:

  • в конце 19 века стали считать, что блин - это образ солнца;
  • это блюдо было поминальным у древних славян;
  • он имеет круглую форму без конца, что наталкивает на мысли о вечной жизни;
  • подаются теплыми, что подразумевает земную радость;
  • он сделан из привычных продуктов питания, которые говорят о жизни в целом.

Обычно в первые сутки недели блинчики размещали на окне чердака, чтобы мертвые предки могли тоже угоститься лакомством, либо их отдавали нищим, с условием, что те помянут покойных.

Традиционным обычаем было устраивать кулачные бои на площадях. Считалось, что пролитая кровь (а раньше бои шли до первой крови) выступает в роли жертвы духам умерших. Жертвой выступала и связанная из соломы кукла, которую сжигали в конце недели на главной площади поселения. Позднее этот обычаи трансформировался в сжигание зимы.

Важно! Церковь относится к этим обрядам как к пережиткам языческого прошлого славян. Сегодня каждый знает, что есть только один Господь,и Он не требует жертв или блинов, Он требует лишь чистое искреннее сердце, и это - главное.

Посмотрите видео о Масленице

Наверно каждый из нас с вожделением ожидает прекрасного народного праздника, именуемого Масленица. Каждая уважающая себя хозяйка норовит спечь как можно больше блинов, начинить сыром, медом, творогом, сметанкой, капустой, грибами и т.д. Здесь полет фантазии неограничен. Кроме того, женщины суетятся у плиты, чтобы наварить массу потрясающих яств и украсить стол тушеными овощами, рыбой, сладостями, расстегаями, кулебяками, печеной щукой, икрой, разносолами. Более того, с наступлением последних дней зимы у большинства поднимается настрой, возникает желание веселиться, выйти из «оков» холода и совершать прогулки, общаться с друзьями с глазу на глаз.

Современные люди с большим удовольствием продолжают соблюдать ритуалы и традиции Масленицы, совершают невероятные поступки – лазят по деревянному столбу, прыгают через костер, устраивают громкие гуляния. Почему это происходит, чему посвящены радостные дни и возня на кухне. Выясним обо всем по порядку, и вдобавок припасем парочку другую отличных рецептов блинов, сохранившихся от наших пращуров.

История Масленицы

Этому празднику посвящали свои творения великие художники и писатели, про него снимали фильмы лучшие режиссеры. Вспомним хотя бы потрясающую картину Кустодиева «Масленица». Как она прекрасна. Так и хочется оказаться в том мире, который отразил художник и получить удовольствие от истинной русской зимы, невероятных яств, изготовленных именно по русским традициям. Но прежде чем углубляться в свои фантазии, изучим историю многоликого и нашего, только русского праздника Масленицы.

Сразу нужно отметить, что к православной религии, описываемые нами торжества, не имеют никакого отношения. Этот праздник дарован нами нашими пращурами, поклонявшимся языческим богам. Пожалуй, это одно из немногих проявлений язычества, что сохранилось с переходом в православие. Чтобы не возникало каких-либо разногласий, наша Церковь включила праздник в свой список, но назвала период торжеств Сырной Неделей (Мясопустная Неделя). Этот отрезок времени проходит именно перед началом очередного Великого поста.

Когда возникла Масленица

Существует несколько версий возникновений особенных торжеств. Судя по одной из трактовок, в эту неделю уже нельзя было есть мясные блюда, но еще разрешалось употреблять молочные продукты. В народе торжества, которые длились на протяжении семи дней, называли по-разному: Касаточка, Целовальница, Объедуха, Веселая, Перебуха, Честная Масленица, Сахарные Уста, и т.д.

Во время празднований совершались невероятные традиции – катались на конях, которых старались украшать самой дорогой и красивой сбруей. По улицам неслись сани, а впереди та самая «Птица-тройка», которую тут же брались олицетворять на своих холстах великие художники. Молодежь кутила, пела песни, запускались карусели. На площадях устраивались потрясающие по богатству ассортимента ярмарки, на которых можно было приобрести товар по бросовой цене. На еще сохранивших снежный и ледяной покров горках люди спускались на больших, разукрашенных красивыми орнаментами санях. Устраивались «снежные» побоища, строили крепости и города из снега и льда.

Как проходила Масленица

В 17-19 веках в центре площади собиралась толпа не только взрослых, но и детей. Эти семь дней должны были быть самыми щедрыми в году. Детворе раздавали конфеты, пирожки, игрушки. А в центре площадей устанавливались сцены, на которых проходили представления. Главными героями были ряженые – Масленица и её спутник Воевода. Конечно же, сюжетом для комедии были дни Масленицы, её угощения. Она прощалась и обещала вернуться в следующем году. Также на сцене могли происходить и другие спектакли, в которых отражались произведения великих творцов, истории, основанные на реальных событиях.

Несмотря на прошедшие века, торжества в Масленичную неделю не прекращались. И остался главный посыл – желание прогнать Зиму. Чтобы быстрее наступили теплые дни, пели Величальные песни, обращались к богу Яриле и просили его проявить себя солнечным диском и его лучами. Символом праздничных торжеств было Соломенное большое чучело, на которое надевали женский сарафан. В последний день гуляний его или сжигали «хоронили», вложив в его руку большой блин.

Почему именно блин

Многих интересует вопрос – почему именно блин является символом Масленицы. Ведь их пекут на протяжении этой недели все хозяйки, причем в невероятных количествах. Мы уже упоминали о начинках, их ведь тоже огромное количество. Благо, русская земля богата на дары, а люди всегда отличались высоким трудолюбием и имели в своем подворье все необходимое для отличного питания. Но вернемся к блинам и истории их возвышения.

Традиция их выпекать появилась еще с древних времен, именно с эры язычества. Поклоняясь тем богам, люди обращались к главному из пантеона – Яриле. А он был ничем иным, как Солнцем, которое обогревает землю своими лучами и дарит этим жизнь всему живому. С его ярким приходом зима уступала трон весне и стартовала пашня, сеялся хлеб, люди снимали тяжелые тулупы и радовались теплому воздуху. А что так по форме похоже на наше теплое солнышко? И что можно вкусить, наслаждаясь его вкусом? Конечно блин. Тонкий хлебец, в котором кроме муки, яиц и молока ничего нет, готовился как в богатых домах, так и в бедных избах. Таким образом, хозяюшки старались воплотить образ Ярила своими руками и угощали своим творением детишек, друзей, родственников. Помимо пшеничной, для изготовления применялись гречневая, кукурузная, овсяная крупы.

Представители бедного сословия, не имея запасы мяса и молока, и производных продуктов, вкладывали в качестве начинки , манную, тыквенную, гороховую кашу и т.д.


Обычаи на Масленицу

Издавна существовали обычаи, которые в обязательном порядке совершали в каждом доме. Например, первый изготовленный хлебец нужно было отдать бедному человеку, чтобы тот помянул усопшего из этого дома. Если рядом не оказывалось нищего, просящего подаяние – выбрасывали изделие через окно. И пока длилась масленичная неделя – мягкие хлебцы кушали в течение всего дня и недели, меняя начинки, заправки. Каждый новый день торжественной недели имел определенное значение, и совершались обряды, предназначенные именно для этого дня.

Перед наступлением Масленицы в воскресный день нужно было отправиться с визитом к родственникам, дорогим друзьям и ближним соседям. Также нужно было приглашать гостей к себе и накрывать богатый стол. Это был последний перед строжайшим постом «свободный» день, когда употреблялось натуральное мясо. Его так и именовали «Мясное Воскресенье». Даже существовало смешное поверье – тесть едет к зятю, чтобы доесть мясо.

Понедельник – Встреча

День встречи праздника так и называется «Встреча». В дневное время все люди собирались на гуляния. Возводились большие снежные горки, крепости, города изо льда и снега. Народ катался на каруселях, на площадях рынков накрывались огромные столы, кипятились самовары, наливались чаи из трав, наливался мед, сливки и т.д. Детишки сообща мастерили соломенную куклу и надевали сарафан, кокошник. Детвора с самого утра ходила по дворам и пела песни, а их в свою очередь угощали блинами и сладостями. Так длилось до середины дня, затем все бежали на снежные холмики и катались на самодельных санях. Исключением были взрослые, они имели право на такие удовольствия только с середины масленичной недели.

Вторник – Заигрыш

Этот день предназначался для брачующихся. Именно во вторник в селах устраивались свадьбы, а после богатого застолья все молодожены и те, кто только что присоединился, отправлялись на катание с горок. Естественно, продолжали выпекать хлебцы и лакомиться с народом. Также в день заигрыша молодые люди приглядывались к противоположной половине и подбирали себе пару.

Среда – Лакомка

Этот день можно поистине считать моментом «Великого» перемирия, на блинную трапезу теща специально «зазывала» зятя. Не зря существует поговорка «К теще на блины». Молодежь должна облачиться в наряды, которые надевали в день собственной свадьбы, а незамужние девчата катались с горок. А над холостыми ребятами, которые так и не смогли в прошлом году обрести пару, все подшучивали и подтрунивали. Им придумывали всякие наказания, и парням приходилось откупаться.

Четверг – Разгуляй

Его называли также Перелом, Разгул, Четверток, Широкий. Это центральное событие. На площадях собирался весь честной народ, устраивали представления, кулачные бои, крутились все качели и карусели, осадой брались снежные крепости и города. Вспомните шедевр искусства «Взятие снежной горы» Сурикова. Из одежды надевали то, что приходило на ум. А чучело из соломы – Масленицу поднимали на самую высокую горку.

Пятница – Тещины Вечерки

В этот день происходит обратная история. Наступает черед зятька угостить любимую тещу блинчиками. Он зазывает родственницу в дом и накрывает при этом богатый стол. Но продукты и приспособления для приготовления блинов давала теща: сковороду, кадушку, муку – целый мешок, сливочное масло. Таким образом, отдавалось должное уважение родственникам со стороны жены. А гуляния продолжаются, на рынках торжествует народ, пьет , чаи и катается на каруселях.

Суббота – Проводы (Золовкины посиделки)

Это одна из красивейших традиций – молодая сноха приглашала в свой новый дом родственников и угощала не только блинами, но и другими яствами. А люди поднимали на руки Чучело из соломы – Масленицу и несли по улицам села и «хоронили: собирали много поленьев, наверх устанавливали Чучело и поджигали. Вокруг большого костра устраивали хороводы, пели песни. Несмотря на шуточность представления, многие люди плакали – ведь уходил еще один год, заканчивались праздники, и нужно было приступать к заботам.

Воскресенье – Прощенное

В преддверии поста все хотели очиститься от грехов. Люди просили друг у друга прощение и произносили следующие слова: «Прости меня, пожалуйста, если я в чем-то перед тобой виноват». В ответ звучало привычное для всех нас «Бог простит». Ритуал носил не формальное значение, действительно люди прощали друг другу оскорбления, обиды, забывали о неурядицах и жали руки. Также в этот день нужно было посетить кладбище и «угостить» блинами усопших, оставляя их на могилах.


В эти дни были очень популярны гадания. А, как правило, этим занятием больше увлекается прекрасная половина. Так вот, девушки устраивали следующие обряды:

  1. Взяв в руки первый блинчик, девица шла на улочку и угощала первого парня, который встречался на её пути. Его имя означало, что так будут звать её суженого.
  2. Перед сном девице нужно было вывесить за окно полотенце и произнести шепотом слова: «Суженый явись, полотенечком утрись!» Наутро она проверяла – если полотенце оказывалось влажным – то в этом году предстояло замужество. Сухое – напротив, суженого ожидать не стоит.
  3. Для третьего обряда нужно собрать ветки хвойных деревьев (сосны, кедра, елки, пихты). Собирать лучше в лесу и разложить дома на полу. Пригласить друга, повязать друг другу на глаза платки и выбирать наугад ветки:
  • если девица возьмет в руки толстую ветку с густой листвой (иголками) – ждет брак с сильным и солидным мужчиной.
  • ровная и гладкая поверхность предвещает привлекательного супруга.
  • если на ветке толстая и прочная кора – муж будет обеспеченным человеком.
  • если вся кора облупилась, то супругом станет простой парень, возможно небольшой служащий, слесарь, плотник.

Стоит ли верить гаданиям – решайте сами. Но вряд ли полотенце или еловая ветка может предугадать ваше будущее. Во всяком случае, обряды были придуманы людьми и нужны они только в качестве развлечения. И верить нужно только в позитивное, никакое предсказание не должно оставлять в душе осадок неуверенности.

В прощеное воскресенье можно было в последний раз перед Великим постом пить спиртные напитки.


Лучшие рецепты блинов

Итак, прежде чем приступить к выпеканию блинов, выясним еще одну историю о Масленице. Легенда берет начало с северных регионов Руси, где зимы всегда были богаты на снег и метели. Так вот, по этой истории её величество Масленица появилась на Севере, где правил дед Мороз. Один крестьянин искал хвою и увидал за деревьями маленькую девочку, Масленицу и попросил вернуть теплые дни и радость для людей. И она согласилась и предстала перед людьми не в виде маленькой девочки, а крепкой, красивой и румяной красавицей. Своим заразительным смехом она увлекла народ в гуляния, устраивала хороводы и пела песни.

Чтобы и вам было приятно проводить эти дни перед Постом, предлагаем несколько лучших рецептов блинов. Поверьте, если следовать рецептуре, то ни один блин не окажется комом.

На молоке

Это самый популярный вид блинов, которые не займут у хозяйки много времени затрат. Для приготовления нам необходимо:

  • пол литра молока;
  • 2 яичка;
  • 200 грамм муки;
  • 2 стол. ложки постного масла;
  • 1 стол. ложка сахарного песка;
  • щепоточка соли.

Ингредиенты нужно заранее достать из холодильника, чтобы они обрели комнатную температуру. В миске взбить яйца, добавить сахар, соль, влить молоко и тщательно смешать.

Муку смешать с маленькой порцией молока до состояния сметаны, смешать, пока не исчезнут комки.

Влить в основной состав и недолго взбить. Влить постное масло, смешать и отставить на полчаса в сторону при комнатной температуре.

На кефире

Вариант является экономным для рачительных хозяек. Также можно использовать скисшее молоко. Для готовки нам нужно:

  • пол литра скисшего молока или кефира;
  • 2 яичка;
  • 200 грамм муки (пшеничной);
  • сода питьевая (пол чайной ложки), столько же соли и сахара;
  • 4 ложки (столовые) постного масла.

Яйца взбить, влить кефир и тщательно смешать. Смесь нужно подогреть до 60 градусов, чтобы после добавления соль и сахар полностью растворились. Просеянную муку аккуратно всыпать в состав и смешивать, чтобы не было комков. Соду растворить в столовой ложке кипятка и влить в миску с тестом, затем влить масло, смешать и убрать в сторону на один час.

На воде

Это, пожалуй, самый популярный рецепт блинов. В нем нет молока, которое не всем подходит по физическим показателям, кефира, способного вызвать вздутие. В таком тесте меньше калорий, а значит, есть шансы сохранить фигуру в период Масленицы. Итак, нам необходимо:

  • пол литра воды;
  • 320 грамм муки (пшеничной);
  • 2 яичка;
  • 2 стол. ложки постного масла;
  • столовая ложка сахарного песка;
  • щепотка соли.

Взбить яйца, соль и сахар в миске, влить воду (теплую) и постепенно вводить просеянную муку. Взбить до однородной консистенции.

Узнаем характер по начинкам

Конечно, лакомиться просто блинами – это тоже удовольствие. Но насколько более питательны и сытны блинчики с грибной, творожной, капустной, сметанной начинкой. В народе существует поверье – начинка должна соответствовать мужскому характеру. Давайте выясним, насколько это правда.

  1. Просто блинчики, смазанные сливочным маслицем. Такой продукт предпочитают сдержанные и спокойные личности. Они стремятся быть и общаться только с порядочными людьми. Мужчины с таким вкусом, как правило, хорошие отцы и любящие мужья, стоящие на страже репутации и благосостояния семейства.
  2. С икрой предпочитают творческие, умные натуры. Они прагматичны, заботливы, дела семейства и его благополучие на первом месте. Они не способны на романтические поступки, если и решат сделать приятное, то предпримут скорее практичные шаги.
  3. Со сметанкой лакомятся нежные и чувствительные типажи. Такие мужчины весьма ранимы, обидчивы. Даже неосторожно брошенное слово может привести к истерике и порче настроения. Так что будьте внимательны и решайте, стоит ли с ним связывать свою судьбу.
  4. С медом любят эмоциональные и романтичные мужчины. Такой тип сумеет создать праздник даже из банальной встречи и будет радовать свою половинку приятными сюрпризами по поводу и без. Эти мужчины – однолюбы и могут последнюю копейку отдать за букет, лишь бы любимая была счастлива.
  5. С семгой предпочитают блины лица с экстремальной направленностью. Это путешественники, любители прыгать с парашюта и т.д. Так что жизнь с таким товарищем – беспокойная, то и дело он преподнесет очередной сюрприз в виде походов на самую высокую гору, или полете на дельтаплане.
  6. Начинку из творога любят мужчины, которые до конца своих дней останутся детьми. Они любят все сладкое, а супруга будет мамочкой. Готовьтесь – принятие решений, оплаты счетов, выяснение отношений ляжет на ваши хрупкие плечи.


Как правильно выпекать блины

А теперь перейдем к процессу, который у некоторых хозяек вызывает опасения. Именно из-за момента выпечки женщины готовы отказаться готовить такое вкусное и легкое блюдо, как блины. И все заключается только в одном – они прилипают к сковороде, становятся комом. Чтобы все это обойти, предлагаем действовать по проверенному плану.

  1. Сковороду нужно поставить на огонь и хорошенько накалить.
  2. Смазать постным маслом (тонкий слой, достаточно 1-2 капель и кисточки).
  3. Снизить интенсивность огня наполовину.
  4. Отстоявшееся тесто смешать, так как на дне всегда формируется осадок.
  5. Взять небольшую порцию половником (лучше пользоваться специальным для блинов).
  6. В сковороду, которую нужно держать в наклонном положении, влить тесто и крутить так, чтобы оно полностью покрыло поверхность.
  7. Выпекать максимум 2-3 минуты, специальной лопаткой перевернуть. Через пару минут перекинуть в подготовленную посуду.
  8. Смазать блин сливочным маслом или накрыть большой крышкой, чтобы края стали мягкими и не ломались.

Прекрасный по своему течению праздник Масленица – это не только гуляния и торжества. Люди таким образом хотели приблизиться к секретам мироздания, приоткрыть завесы смерти. По другой версии, форма блина отражает не Солнце, а жизнь, то есть существование без начала и конца. В эти дни люди понимали, что земля должна приумножать свои богатства и в своих песнях воспевали таяние снега, питающее почву плодородием.

Еще одна сакральная основа праздника – поминание усопших. В тризну включались три составляющие – плач об ушедших из жизни, приношение жертвы и богатое застолье. Считалось, что покойники приходили на каждый из торжеств людей и невидимо принимали в них участие.

Как бы там ни было – но Масленица – это любимый и ни на что не похожий в мире праздник славян. Пусть это пережитки языческого времени или Сырная Неделя по православной религии. Главное – что это вкусно, весело и весьма полезно, конечно, если знать меру!

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

Чаще всего с Масленицей ассоциируются блины, гуляния, тройки и сжигание чучела. Но действительно ли все эти обряды исстари являются атрибутами праздника? Что такое Масленица на самом деле, разбиралась корреспондент «РИАМО в Королеве».

Блины - не главный атрибут Масленицы

Блины вообще не только славянский продукт. Они есть у многих народов - от Ирландии до Узбекистана и Пакистана. Славянские же страны не знали блин как масленичное блюдо. Исследователь Соколова пишет, что блин как символ оживающего солнца не имеет под собой серьезных оснований: «Блины по происхождению, действительно, ритуальная еда, но связаны они были непосредственно не с Масленицей и солнцем, а с культом предков, который входил как составной элемент в масленичный обряд».

Суббота перед Масленицей отмечалась как родительская. В этот день начинали печь блины. Приготовление ритуальной пищи - блинов связано с поминовением усопших родителей. Еще П.В. Шейн в 19 веке подчеркивал, что крестьяне считают, «будто надежным способом связи с иным миром является обычай печь блины». Это обязательная еда похорон, поминок, свадеб, святок и Масленицы, то есть дней, связанных с отправлением культа предков. Блины клали на чердачное слуховое окошко - «угостить покойников», либо же отдавали нищим, чтобы те помянули усопших. Так и говорили: первый блин за упокой.

Традиционные русские блины отличались от современных. Их не жарили, а пекли в печи, соответственно, их не переворачивали. Традиционные блины из гречневой, овсяной и ржаной муки приготовить на современной сковородке практически невозможно, так как если жарить их на плите, они будут ломкими.

Масленица - не только славянский праздник

Масленицу праздновали практически по всей Европе. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, когда царит безудержное веселье, смех и юмор. В Шотландии на Масленицу было принято печь «постные лепешки». В сложенные вместе ладони насыпали горсть овсяной муки, затем муку крепко сжимали в ладонях и погружали в холодную воду, а полученный шар выпекали в очаге прямо в горячей золе. Выпечку блинов шотландцы считают важным актом, в котором стараются принять участие все члены семьи: один смазывает маслом сковороду, другой льет на нее тесто, третий переворачивает блин. В одном из городов Англии уже много лет проводятся соревнования в беге женщин с блинами. В 11:45 раздается звон «блинного колокола». Женщины бегут с горячей сковородкой и блином. Во время бега нужно не менее трех раз подбросить блин на сковороде и поймать его. Первая женщина, которая передаст блин звонарю, становится чемпионкой блинных гонок. В Польше главными героями Масленицы были холостяки. В ее последний день можно было зайти в трактир, где скрипач «продавал» незамужних девушек. А в Чехии в эти веселые дни молодые парни с вымазанными сажей лицами под музыку обходят всю деревню, везя за собой разукрашенный деревянный брусок - «клатик». Он вешается каждой девушке на шею или привязывается к руке или ноге. Освобождение - за выкуп. В Югославии вас непременно посадят в свиное корыто и поволокут по деревне. А на крыше собственного дома вы можете обнаружить фигуру соломенного деда.

Масленица не связана с проводами зимы и встречей весны

Ни одна масленичная песня, коих очень много, не упоминает ни зиму, ни весну. Главный масленичный обычай - это величать молодоженов и корить незамужних и неженатых. В старину засидевшихся символически женили. Обряд был характерен для многих славян. У русских «выдача замуж неженатых» на Масленицу встречается повсеместно, гораздо чаще, чем сжигание чучела или блины.

Масленица в старину совпадала с окончанием периода свадеб. Молодых катали с горок. Молодая, как правило, поднявшись на гору, низко кланялась три раза и, сев на колени мужа, целовала его. Скатившись с горы, молодая еще раз целовала мужа. В этот круг обрядов входит и катание на лошадях, которых украшали лентами, расписными дугами, дорогими колокольчиками. Сани традиционно закрывали овчинами мехом наружу, что считалось стимулирующим плодородие.

Будучи праздником, связанным с культом предков, подателей плодородия, Масленица в древности длилась не 7 дней, а 14, то есть знаменовала собой день предков (сутки предков - 28 дней), которые возвращались в мир живых для помощи потомкам. Приходя в мир живых всего лишь на день из своего мира, «родители» во главе с Трояном, не только увеличивают животворящую силу Земли, но и обретают новые силы сами. Ведь блины, овсяный кисель, мед, крашеные яйца, молоко, творог, каши - это пища не только живых, но и пришедших на Масленицу предков. Таким образом, предки помогают живущим созидать, находить силы для новых свершений. Верно и то, что Масленица - это символ новой жизни и перерождения. Костюм масленичного чучела всегда был старым,рваным. Солому и одежду для Масленицы следовало собирать из разных домов или покупать вскладчину, превращая фигуру в человеческий рост в символ ветхости, греховности и тлена. Сжигали, чтобы от этого избавиться.

Дни Масленичной недели

После принятия христианства Масленицу «подогнали» под сроки Великого поста и каждый год она отмечается по-разному. Кстати, Масленица - единственный праздник, который русской православной церковью признается официально. Православная церковь называет эту неделю «сырной» - когда нельзя уже есть мясо, но можно есть любые молочные продукты и яйца, заканчивается эта неделя Прощеным воскресеньем - после него наступает Великий пост.

Масленица празднуется семь дней: каждый день имеет свое название и значение. Итак, дни масленичной недели.

Понедельник - первый день Масленичной недели, получивший название «Встреча». В этот день завершались работы по подготовке к празднику: сооружались горки, балаганы, качели, лотки для торговли и прочее. Многие уже начинали печь блины.

Вторник - второй день Масленицы под названием «Заигрыши». Молодежь начинала гуляния, большими компаниями устраивали катания с ледяных горок. В этот день уже можно было приглашать друг друга на блины.

Среда - третий день Масленицы под названием «Лакомки». Теща приглашала зятя на блины.

Четверг - четвертый день Масленичной недели, который назвали «Широкий разгул». С этого дня начинались настоящие гуляния в честь Масленицы: горки, качели, катания на лошадях, шумные пиры, карнавалы и кулачные бои.

Пятница - пятый день Масленицы под названием «Тещины вечерки». В этот день зятья устраивали «ответки» - то есть приглашали тещу к себе на блины.

Суббота - предпоследний день Масленицы, получивший в народе название «Золовкины посиделки». Невестки приглашали к себе золовок на блины, при этом совсем молодые невестки делали золовке подарок.

Воскресенье - последний день Масленицы, его называют «Прощеным воскресеньем». Люди просили друг у друга прощения и надеялись на лучшее. В этот день обязательно шли в церковь: настоятель просил прощения у прихожан, а прихожане - друг у друга. В ответ на просьбу о прощении произносят фразу «Бог простит». Прося о прощении, люди кланяются.

Масленица - разудалый праздник с размахом и поистине русской душой. Весёлые гулянья, катания на санях, забавы, встречи с друзьями и роднёй, огромное количество съеденных блинов, отличное настроение и главное - предчувствие весны, вот что такое Масленица!

Масленица появилась во времена язычества, то есть до возникновения христианства. Изначально Масленица отмечалась две недели, до и после дня весеннего равноденствия, который для многих народов был началом Нового года. Поэтому Масленица была и проводами зимы, и встречей весны (что сохранилось до наших дней), а также новогодними праздниками.

После принятия христианства языческий праздник не был отменён, просто празднования сократились вдвое и составляют одну неделю, которую часто называют Сырной (или мясопустной) седмицей и дата начала Масленицы стала «плавающей», напрямую зависящей от даты Пасхи.

Масленицу отмечают в последнюю неделю перед Великим Постом, когда уже нельзя употреблять мясную пищу, но, чтобы переход к постному столу был не такой резкий, разрешалось вволю лакомиться блинами со всевозможными начинками.

Обычно Масленица отмечается в конце февраля - начале марта, но, как и Пасха, может быть ранняя (например, в 2018 и 2029 годах начало Масленицы наступит 12 февраля).

Для православных Масленица - время для подготовки к Великому Посту, примирения и прощения. В Сырную неделю отменяются посты по средам и пятницам, но мясо есть уже не полагается.

Масленица символизирует смену зимы весной, плодородие и начало новой жизни, но никогда в дни Масленицы не забывали об умерших - ведь блины это не только маленькие «солнышки», но и традиционно поминальное блюдо.

Плодородие - наиважнейший фактор для всех слоёв население, поэтому и чучело Масленицы (олицетворение плодородия) делали в виде дородной женщины, с пышными формами и ярким румянцем на щеках, в многослойной одежде. Традиция сжигания чучела тоже «работала» на будущий урожай - пепел от Масленицы разбрасывали по полям, ещё покрытым снегом, для повышения плодородности.

По языческим обрядам изготавливали и сжигали в последний день Масленицы чучело зимы, тем самым давая понять, что с ней прощаются. Но в начале февраля это не совсем уместно, поэтому постепенно чучело стали называть Маслёной или Масленицей.

Масленицу празднуют не только в России, но и практически во всех европейских странах. У восточных и западных славян, как православных, так и католиков, празднуется Мясопуст - аналог масленичной недели, во время праздника устраиваются гулянья и весёлые совместные развлечения молодёжи, особенно среди неженатых юношей и незамужних девушек. Цель праздника - познакомить молодых людей и завязать новые отношения, которые должны закончиться свадьбой, чтобы родились дети - плодовитость женщин в народном понимании напрямую связана с плодородием земли.

Всем известный Карнавал у западных католиков также отмечается в последнюю неделю перед Великим Постом, чтобы вдоволь навеселиться перед периодом воздержания.

У каждого народа имеется своё название Масленицы, например, в Латвии отмечают Метени , а в Литве - Узговенье , греки веселятся во время Апокриес , а армяне - Бун Барекендан .

Узкой Масленицей называют первые три дня Сырной седмицы, в которые не только праздник праздновали, но и дела делали - по хозяйству, убирались и готовились к 40-дневному Посту. Широкая Масленица праздновалась действительно широко и от души - с четверга до воскресенья были забыты все, даже неотложные хозяйственные дела, праздничные дни полностью заполнялись гуляньями и забавами, каждому дню присвоено название и свои собственные обычаи.

Понедельник - Встреча, заканчивались основные приготовления к празднованию, утром невестку снаряжали в родительский дом, куда вечером отправлялись свёкры, чтобы за блинным угощением обсудить планы на Масленицу. Интересный факт - поговорка «Первый блин - комом» имеет не такое значение, как мы привыкли. Дело в том, что на Руси комами называли медведей, которые играли важную роль в праздновании Масленицы - есть обычаи, связанные с побудкой медведя от зимнего сна. Так вот первый блин отдавался комАм, то есть - медведям, для их спокойствия и сытого пробуждения. На самом деле, чаще всего первые испечённые в понедельник блины отдавались нищим, чтобы они помянули усопших.

Вторник имеет название , характеризуется не только гуляньями и катанием с горок, но и смотринами невест, на которых приглашали друг друга на блины.

Среда - Лакомки , зятья приходили на блины к тёщам, где собирались гости после того, как заканчивали работы по хозяйству.

Четверг - первый день Широкой Масленицы - Широкий разгул . Кулачные бои, катания на санях, запряженных тройками ярко наряженных лошадей, розыгрыши, катания с горок и на качелях, горы блинов с самыми разнообразными начинками, медовуха лилась рекой, скоморохи, шуты и карнавальные шествия - именно так гуляли на Масленицу.

Пятница назвалась . Зятья приглашали тёщу и её родственников и угощали блинами с икрой и рыбой, а также сладкими начинками.

Суббота - это Золовкины посиделки . Сёстры мужа собирались в доме у невесток, лакомились блинами и занимались самыми женскими делами - перемывали косточки мужьям и их мамам. Молодые жёны делали своим золовкам подарки, чтобы дальше жить в мире и согласии.

Воскресенье известно как Прощёное , когда в обязательном порядке необходимо было пойти в церковь, где батюшки просили прощения у своих прихожан, а те, в свою очередь - друг у друга. Прекрасный и светлый обычай до сих пор позволяет многим попросить прощения, в котором нельзя отказывать. Ведь не даром ответом на «Прости» всегда звучит - «Бог простит и я прощаю». В последний день Масленицы сжигалось чучело Маслёны, люди посещали кладбища и отправлялись в баню - смывать грехи и готовиться к Посту.

Рецепты блинов на Масленицу

На масленицу каждая хозяйка знает, какие блины она будет подавать - те, которые лучше всего ей удаются! А если захочется немного свернуть с проторённой дороги традиций, предлагаем несколько неизбитых и полезных вариантов, например, гречневые блины.

Ингредиенты:

  • - 1/2 л.
  • - 100 гр.
  • - 150 гр.
  • - 70 гр.
  • - 2 шт.
  • - 1 ст. л.
  • - 1 ч. л.

Просеять оба вида муки в миску, добавить соль и сахар, яйца и тщательно перемешать. Небольшими порциями ввести молоко, не переставая мешать тесто. В конце добавить сливочное масло, предварительно растопленное и остуженное до комнатной температуры. Тщательно перемешать тесто, накрыть полотенцем и дать отдохнуть 30 минут. Выпекать блины на сильно разогретой сухой сковородке с толстым дном. Подавать со сметаной и любыми сладкими начинками - , вареньем или сгущёнкой.

Ингредиенты:

  • (10 тонких блинчиков) - 300 гр.
  • - 700 гр.
  • - 1 шт.
  • - 2 ст. л.
  • - 40 гр.
  • (по вкусу) - 2 гр.

Рецепт тонких блинчиков можно подобрать в нашем , испечь тонкие блинчики, лук очистить и мелко нарезать, спассеровать на растительном масле, добавить шампиньоны, готовить 10-15 минут, посолить. На центр каждого блинчика выложить пару ложек начинки, сформировать мешочек, соединив края блина и завязать тонкой полосочкой Чечила.

Блинный торт Шоколадный

Ингредиенты для блинов:

  • - 600 мл.
  • - 100 гр.
  • - 2 шт.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто