Одинаковые и Непохожие: почему в одной семье такие разные детки? Почему в одной семье такие разные дети? Почему дети в одной семье вырастают такими разными

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«У старинушки три сына, старший умный был детина, средний был и так, и сяк, младший – вовсе был дурак…» Так начал свою сказку Ершов. Правда, впоследствии младший оказался самым умным, но мы сейчас не об этом. Как же сыновья стали такими разными? Один ведь старинушка!

Однако и в жизни люди часто недоумевают, глядя на сестер и братьев, которые вовсе не похожи – почему так? Гены одинаковые, семья одна и та же.

Однако все не так просто.

По утверждению психологов, ситуация развития детей сильно отличается в зависимости от того, когда они появились на свет, ведь стадии развития семьи различались, так же как и убеждения и опыт родителей.

Главный наследник

Старшему ребенку долгое время приходится играть роль «принца» или «принцессы», ведь все внимание родителей принадлежит ему безраздельно. Но однажды происходит катастрофа: в семью приносят крошечный орущий кулек, который, по-видимому, займет его законное место в сердцах родителей! Эта травма может усугубиться, если первенца не подготовили к появлению малыша, и старший может решить, что он не слишком хорош, и именно поэтому родители завели нового ребенка ему на замену.

Поэтому старший малыш старается изо всех сил быть хорошим, дабы вновь завоевать родительскую любовь.

Также бывает, что родители часто транслируют первенцу: мы хотим, чтобы ты был нашей гордостью!

По этой причине старшие дети обладают большими обязанностями и правами, наделены ответственностью. Они часто принимают на себя часть функций родителей, занимают позицию лидера, становятся серьезными и чувствительными. Добросовестны, однако критику не приемлют, и предпочитают действовать, исходя из принципа, что являются хозяевами своей судьбы. Милые в заботливости, они отказываются принимать помощь.

Абсолютное большинство руководителей – это единственные или старшие дети. Типичный пример первенца – Уинстон Черчилль.

Младшенькие

К младшему ребенку обычно долгие годы сохраняется трепетное и нежное отношение. Однако ему не довелось быть единственным и всю жизнь приходилось делить родительскую любовь. Среди младших часто встречаются романтические герои, авантюристы, нарушители традиций, которые пробиваются в жизни самостоятельно. Именно они покидали дом, осваивая новые земли.

Младшие редко решают конфликты силовым способом, они либо демонстрируют обиду, либо очаровывают. Им сложно принимать решения и зачастую не достает смелости сражаться до победы, так что они предпочитают находить свой собственный, отличный от других, путь.

Общение со старшими способствует социальному и интеллектуальному развитию, они чаще задают вопросы и стремятся к сотрудничеству, но вот рутины не терпят.

Младшими в семье были Элизабет Тейлор, Грегори Бейтсон, а также Бернард Шоу, и их остроумное высмеивание общественного порядка и благовоспитанности отлично иллюстрируют стереотип поведения «младшенького».

Серединка на половинку

Среднему ребенку сложнее всего. Он сочетает в себе черты и старших, и младших, и их позиция наиболее уязвима из-за состязания как с более сильным старшим, так и с более беспомощным младшим. Благодаря этому, «средненькие» развиваются очень быстро.

«Середнячки» отлично ведут дела с самыми разными людьми, они гибкие, самостоятельные и отличные дипломаты.

Эгоист или счастливчик?

Единственный ребенок часто представляет собой гремучую смесь младшего и старшего. Они весьма чувствительны к родительским ожиданиям и либо целиком принимают семейные ценности, либо бунтуют против них.

Эти дети стремятся соответствовать взрослым стандартам, обладают высокой мотивацией к достижениям, честолюбивы и традиционны, с трудом привыкают к близости.

Гляжусь в тебя как в зеркало…

Наиболее специфичной группой являются близнецы. Эти дети представляют собой отдельную маленькую команду, так что навыки взаимодействия у них развиты прекрасно. Однако оставить друг друга, даже для устройства личной жизни, им бывает необычайно тяжело.

Разумеется, это все не значит, что существует некая роковая предопределенность, и все будет именно так и никак иначе. Конечно же, нет. Стиль родительского поведения, отношение к детям имеют не меньшее значение, чем порядок рождения. Ведь, в конечном итоге, все в наших руках, и то, какими вырастут наши дети, зависит только от нас.

2 истории из жизни.

Максу 11 месяцев. Только что прошел дождь и недалеко от нашей дачи, на дорожке, появилась огромная лужа. Макс загоняет в лужу бабушку – подталкивает руками и подвывает – иди, мол, иди, не бойся. Смотрит, как бабушка в резиновых тапочках бороздит водные просторы. Полный восторг. Сам в лужу не заходит. Как только бабушка пытается из лужи выйти, подталкивает ее обратно.

Андрюше 10 месяцев. Недавно прошел дождь, на нашей прогулочной лесной тропинке появилась лужа. Андрюша смело заходит в нее, плюхается на попу и бьет по воде руками. На лице блаженство. Грязный, как чушка. При попытках извлечь его из лужи начинает бастовать. Макс смотрит на это безобразие, улыбается и хмурится одновременно: «Фу, ну и свин!».

Это мои дети. Один «думатель», другой – «делатель». Один – фифа страшная и консерватор. Боится микробов и грязи. Прежде чем попробовать новую пищу, поноет – «не хочу!», обнюхает ее со всех сторон, коснется кончиком языка, с опаской. Потом, скорее всего, откажется – «что вам всем от меня надо? – у меня мои макароны есть».

Другой жаждет новых впечатлений, запахов и вкусов. Косточка? – обглодаем. Рыбка? – попробуем. Кашка – давай-давай, не бойся.

Один ноет, если надо в новое место собираться. Другой – если его долго в помещении держать. Один – наблюдает. Другой – руками и языком пробует. Оба – потрясающие. Оба – любимые. И такие разные.

Сейчас я эти различия на темперамент списываю. Он врожденный – с ним ничего не поделаешь. Надо только помочь ребенку на основе своего темперамента выработать эффективные модели поведения.

А вот что дальше будет – интересный вопрос. Недавно обнаружила совершенно замечательную книгу Гинтараса Хоментаускаса «Семья глазами ребенка» . Всем рекомендую. Особенно семьям, в которых растет не один ребенок.

—————————————

Ваш первый ребенок, придя в этот мир, встретился с мамой и папой и определенное время был единственным ребенком.

Ваш второй ребенок никогда не был единственным ребенком и всегда жил в семье, где, кроме него и родителей, был еще один ребенок.

Первенец — всегда первенец. Он получил больше любви, внимания и больше испытал на себе последствия тревоги родителей, ощутил непоследовательность их отношения. Он испытал горечь «сверженного с престола» после появления второго ребенка. Младший появился в более спокойной атмосфере, но, придя в этот мир, встретился не только с родителями, но и со своим предшественником. Однако ко всему этому мы должны добавить еще один не менее важный фактор, который проявляет себя в структуре межличностных отношений семьи.

Первенец первым «прощупывает», находит «слабые места» родителей и приспосабливается к ним. Он находит своеобразные способы поведения в семье, при помощи которых ощущает свою значимость, получает необходимое внимание родителей. Например, первенец чувствует, что внимание родителей обусловлено тем, какие новые навыки он освоил, чему новому научился, что любовь родителей зависит от того, сколько он помогает дома, насколько способен придерживаться порядка и т. д. Иными словами, старший принимает роль «маленького помощника».

Второй ребенок после младенческого периода (безоговорочной любви матери) попадает в ситуацию выбора средств, какими он может достичь любви и внимания родителей. В отличие от старшего, которому были открыты все пути, малыш находится в более сложной ситуации. Если он будет строить свои отношения с родителями по модели старшего, в нашем случае — стремиться к роли помощника, то он рискует остаться «в тени» старшего.

Часто младшие дети и пытаются вести себя, как старшие, но отношение родителей к их пока еще неумелым попыткам бывает разное, и от этого зависит дальнейший выбор. Поощрение даже за попытку действовать так, как старшие брат или сестра, — явление достаточно редкое, хотя только такое отношение может способствовать принятию младшим внутренней установки, аналогичной установке старшего.

Тогда при благоприятных прочих условиях мы наблюдаем в семье кооперацию, то есть братья, не конкурируя между собой, стремятся, например, как можно больше помочь родителям, берут на себя определенные домашние обязанности или вместе составляют костяк футбольной команды двора. Однако чаще наблюдается противоположное.

Попытка малыша следовать за старшим, конечно сперва нелепая, неумелая, смешная, вызывает снисходительную улыбку взрослых, вначале ставится в пример, а потом такие попытки остаются без внимания. Следуя за старшим, сам малыш часто воспринимает свою слабость, незначительность, говоря иными словами, попадает «в тень» старшего, остается позади него. Малыш может устремиться «вдогонку» за старшим, с большим рвением развивать в себе способности для полноценной конкуренции и в надежде когда-нибудь стать лучше его, сильнее в каком-то значимом отношении.

Все же дети чаще выбирают более легкий и простой путь — найти свой, индивидуальный способ ощущения значимости в семье, получения внимания и любви родителей.
Ситуацию развития второго ребенка образно можно представить в виде такой схемы-рисунка.

В этом рисунке солнце — прообраз древнего символа благополучия — изображает родительскую любовь и внимание. Первый ребенок (дерево № 1) находит свой «путь к солнцу» — определенные способы получения любви, поощрения родителей (например, принимает роль маленького помощника, роль ребенка, постоянно нуждающегося в присмотре, и т. д.).

Иными словами, он как бы оставляет за собой определенную тень; если второй поведет себя так же, как и первый, то, будучи моложе, не имея достаточной жизненной практики, он останется в этом отношении слабее, будет «всегда вторым». А это воспринимается ребенком как урон чувству его значимости, более того, будучи менее совершенным в определенных формах поведения, чем старший ребенок, он реально может замечать, что ему меньше достается похвалы, добродушного внимания родителей, а вместо того постоянно надо следовать чьему-то примеру.

Второму ребенку, как и реальному дереву в представленной картинке, приходится искать собственный путь, чтобы выйти из «тени», пробиться к «солнцу» — то есть «прощупать» те способы поведения, которые обеспечивали бы ему родительское внимание, восприятие и любовь его как индивидуального, ни с кем не сравнимого человека. Примером логики развития личности второго ребенка может служить следующий пример.

Первый ребенок — мальчик семи лет, послушный, покладистый. Он стремится к усвоению новых навыков, знаний, особенно в тех сферах, которые кажутся важными его родителям. В школе с первых дней учится только очень хорошо, что вызывает восторг родителей. Он, как говорит мать, серьезный, дисциплинированный, на него можно положиться. Второй мальчик, моложе на два года, — «живое серебро» (подобие ртути). Он неугомонен, у него на уме только разные проделки, шутки, ничем не может серьезно заняться, ему бы только дурачиться.

При более пристальном знакомстве с семьей вы бы несомненно увидели причины такого разного личностного развития детей. Второй ребенок таким своим развитием обязан, во-первых, своему творческому отношению к окружению, во-вторых, способу поведения первого ребенка и, в-третьих, личностным особенностям своих родителей. Мать, говоря о втором, «проблемном» ребенке, рассказывая о его проделках, все же не может сдержать улыбку. Почему?

Второй ребенок, подсознательно приняв роль шута в семье, своей непосредственностью, шутливостью, неконвенциональностью поведения принес то, что надо и родителям, и всей семье, — эмоциональность. И нашел он это, опираясь не на какие-то знания, сверхчутье и т. д. Все значительно проще — как только он начал вести себя иным способом, чем его брат, а именно так, как он ведет себя теперь, он ощутил внимание к себе, к своим индивидуальным проявлениям и, наконец, улыбку и расторможенность в поведении родителей. Образно говоря, он вылез из «тени» брата, нашел путь к тому, чтобы ощутить свою значимость, не конкурируя с ним.

Старший общается с родителями на «взрослом уровне» — делится идеями, расспрашивает их и т. д. Второй же — на детском, непосредственном, эмоциональном уровне. Каждый из них заполняет определенную «экологическую нишу» в семье, получая при этом необходимую «психологическую пищу» — чувство значимости, любовь и внимание родителей к ним как к индивидуальным и автономным людям. Это способствует и развитию доброжелательных и терпимых отношений между братьями: оба брата прекрасно общаются между собой: младший — постоянный выдумщик, генератор идей, а старший — интеллектуальный контролер, реализатор, руководитель.

Хорошо это или плохо, что дети выбирают столь разные формы поведения? Вопрос сложен, и однозначно на него ответить, наверное, невозможно. В описанном случае братья как бы дополняют друг друга, делают жизнь всей семьи более разнообразной, полной. И все же второй ребенок вызывает и определенную тревогу: сможет ли он стать порядочным человеком? Наверняка, если эмоциональная связь родителей с ним продержится, об этом беспокоиться не следует, хотя очевидно, что будет он совершенно другой личностью, чем его брат. Смотреть на их различие можно с точки зрения философии обыденного сознания: все люди по-своему красивы и ценны. Каким скучным стал бы мир, если бы в нем жили одинаковые личности.

Однако существует не только такая жизненная философия, но и научные аргументы в пользу того, что терпимое, в некоторой степени снисходительное отношение к путям развития личности служит одним из важных факторов психического здоровья развивающегося человека. В психологии накоплено много фактов о том, что необоснованное стремление «сделать из ребенка что-то», «перекроить» его по нередко фантастическому представлению родителей, то есть нетерпимость к индивидуальным, творческим (в широком смысле слова) проявлениям ребенка, как правило, приводит к плачевным результатам: искаженным отношениям к окружающим и себе, протесту, негативизму, а часто и к психическим нарушениям.

————————————

На мой взгляд, очень правильные наблюдения. Что скажете?

Люди часто задаются вопросом, почему, казалось бы, у детей из одной семьи и от одних родителей разные характеры, порой диаметрально противоположные. Родители в таких случаях только разводят руками и заверяют, что воспитывали и любили всех одинаково. Психологи нашли разгадку этой тайны: дело, оказывается, в очередности появления детей на свет.

По мнению психологов, большой отпечаток на характер детей накладывает очередность появления на свет. Конечно, в первую очередь это связано с особенностями их воспитания и отношений между членами семьи. Понаблюдайте за семьями своих знакомых и проверьте, так ли это на самом деле.

Так, старший ребенок обычно является по натуре лидером, так как ему приходится рано становиться самостоятельным (родители вынуждены отвлекаться от него, чтобы заняться воспитанием других детей) и во многих случаях брать на себя ответственность за младших. Однако первенец может провоцировать и конфликтные ситуации. Если он уже привык быть единственным, а в семье появляется второй малыш, старший может ревновать, обижаться на родителей за невнимание к своей персоне, отказываться участвовать в уходе за младшим. Если же старший принимает младшего, то это нередко помогает ему стать более организованным и дисциплинированным, а также развивать свои способности и интеллект. Именно старшие дети в семье нередко достигают профессиональных успехов и карьерных высот.

В этом разделе:
Новости партнеров

Средние дети, как правило, вырастают "дипломатами". Ведь им родители уделяют меньше всего времени; кроме того, им приходится учиться ладить со старшими и младшими братьями или сестрами. Для "средненьких" характерны гибкость и умение идти на компромиссы. Они легко адаптируются в любом коллективе. В зрелом возрасте они могут и не сделать большой карьеры, но их будут ценить за неконфликтный характер и умение строить отношения с окружающими. Таким индивидам больше подходит работа с людьми. Единственная "ложка дегтя" заключается в том, что "середнячки" могут ощущать себя обделенными родительской любовью и страдать от этого, иногда всю жизнь.

Младшие дети обычно получают куда больше любви, заботы и внимания, чем старшие и средние. Поэтому они нередко вырастают избалованными и несамостоятельными, привыкают рассчитывать на помощь других людей. Они не любят брать на себя ответственность и не умеют самостоятельно принимать решения. В то же время, у "младшеньких" часто вырабатывается нестандартное мышление, они бывают наделены способностями к творчеству (это результат того, что в детстве уделялось много внимания их внутреннему развитию). Но им претит регулярный труд и рутина. Типичная ситуация, когда старший в семье — карьерист или бизнесмен, а младший становится человеком свободной профессии — музыкантом или художником. Причем его деятельность часто не приносит прибыли. В результате он вынужден опять-таки обращаться за помощью к родным.

Единственные дети редко вырастают заурядными личностями. Ведь родители уделяют им максимум внимания. Поэтому, с одной стороны, у них возникают лидерские задатки, с другой — они получают возможность развиваться в соответствии со своими природными склонностями (разумеется, если родители на них не слишком давят). Опасность заключается лишь в том, что единственного ребенка легко избаловать, поэтому он может вырасти несамостоятельным, неспособным ступить шагу без родителей. При неправильном воспитании такой человек начинает считать себя центром Вселенной и полагает, что все ему что-то должны. Иногда же он вырастает, наоборот, чересчур самостоятельным, индивидуалистом: из-за своей нестандартности с трудом выстраивает отношения с окружающими.

Впрочем, вся эта классификация достаточно условна, так как здесь рассмотрены только типичные ситуации. А могут быть и нетипичные: скажем, в одной семье растут дети от разных браков, приемные дети, больные дети или дети-инвалиды. Ситуация может поменяться в связи со смертью одного из детей, уходом кого-то из детей из семьи, а также появлением новых детей.

Также следует учитывать разницу в возрасте. Так, если разница между детьми составляет больше пятнадцати лет, то личность старшего ребенка, скорее всего, уже сформировалась как личность единственного, и вряд ли следует ожидать каких-то серьезных изменений.

Нельзя также сбрасывать со счетов и того, что у родителей могут быть среди детей свои любимчики. Случается, что больше любят старшего или среднего, а не младшего. Или мать больше любит одного ребенка, а отец — другого. Естественно, это не может не сказываться на формировании личностей детей. В общем, в каждом отдельном случае необходим индивидуальный подход.

Часто слышишь, как мамы говорят: «Я люблю всех своих детей одинаково и никого не выделяю…» Но ребятишки в многодетных семьях от случая к случаю задают вопрос: «А ты кого больше любишь, меня или Машу?» Вопросы не возникают на пустом месте, дети чувствуют разницу в отношении к ним. Но немногие из родителей наберутся смелости, чтобы заявить: да, моя любовь к детям неодинакова! И дело даже не в том, что одного любят больше, а другого меньше, просто родители любят всех своих детей по-разному. В чем же причина столь разных проявлений чувств? С этим вопросом я обратилась к детскому психологу, кандидату психологических наук, Деминой Людмиле Сергеевне .

Жизненные обстоятельства

В первую очередь, с рождением каждого ребенка в семье связана индивидуальная история. Какими были отношения мамы и папы в период, предшествующий зачатию малыша, подготовка к беременности , как протекало ожидание и сами роды. Хотим мы этого или не хотим, но с каждым ребенком связана наша собственная история. Важен и эмоциональный фон , сопутствующий зачатию и вынашиванию, а также насколько родители были готовы к этому событию. Часто бывает так, что при рождении первого ребенка родители еще не успели полностью раскрыть свои чувства друг к другу, а на втором - подготовились, и любовь смогла проявиться в большей степени. Или, наоборот, при рождении первенца молодые находились на вершине любви, а при рождении второго чувства потухли, появились ссоры и конфликты. Сюда также можно отнести то обстоятельство, насколько хорошо был обустроен быт молодоженов на момент зачатия ребенка. Немаловажна личность отца, насколько теплыми и трогательными были отношения с ним, насколько пара морально была готова стать родителями. Все это бессознательно переносится на малыша и влияет на проявление чувств к нему после рождения.

Кроме того, сила испытываемых к ребенку чувств зависит от его возраста . Когда перед нами беспомощный карапуз - чувство одно, когда подросток - немного другое. Невозможно одинаково показать любовь. Младенца нужно поцеловать, погладить, покачать на руках, а с взрослым - достаточно просто поговорить. Также проявление любви зависит от личности каждого ребенка и от того, как мы вообще, привыкли проявлять любовь. Отношение родителей к своим детям в большой степени зависит от того, как любили и принимали их самих . Очень трудно принять своего ребенка полноценно, если тебя самого отвергали в детстве. Таким образом, проявление родительской любви напрямую зависит от того, умеют ли мама и папа вообще выстраивать близкие отношения с людьми. Счастливое детство родителей может стать гарантией счастливого детства детей. Способность мамы любить ребенка напрямую зависит от того, насколько ее саму любили в детстве и насколько счастливо она живет. Таким образом, разные обстоятельства жизни бессознательно определяют объемы и способы проявления любви к детям.

Безусловная родительская любовь - это способность устанавливать контакт на уровне души, когда одна душа созвучна с другой. Способность принять свое чадо таким, какое оно есть. Но не у всех родителей есть такая способность. Многие родители проявляют лишь любовь-заботу, ошибочно считая, чем больше вкладываешь в отпрыска, тем сильнее любишь. При таком раскладе может отсутствовать личностный контакт, и нет того самого необходимого принятия, чтобы маленький человек мог почувствовать себя любимым. Общение мамы с ребенком - это еще и взаимосвязь двух личностей, характеры которых могут не совпадать по каким-либо параметрам. Также как и в отношениях со взрослыми, когда из окружающих мы выбираем наиболее приятных и близких по духу людей. Поэтому в своем ребенке родители могут отмечать неприятные черты характера. Разные дети - пробуждают разные чувства. Один вызывает уважение своей аккуратностью, другой восхищает внешними данными, третий - радует успехами в учебе или озорством.

Ожидания родителей

Спектр чувств, направленных на детей в большей степени зависит от ожиданий и надежд, которые родители возлагают на них. Было бы глупо изначально хотеть иметь пятерых детей и чтобы все они стали архитекторами или швеями. Жизнь разнопланова, поэтому диапазон ожиданий широк. Большинство родителей изначально надеются, что их дети достигнут в жизни больших вершин, чем они сами, и переносят исполнение своих детских мечтаний на ребенка. «Сама не научилась играть на пианино, так пусть хоть дочь научится!» По поводу каждого ребенка строятся определенные планы, поэтому и отношение ко всем детям разное.

Ожидания и проявление чувств зависят также от пола ребенка. Девочек и мальчиков любят по-разному, потому что с ними связаны разные ожидания и социальные установки. Исследования показали, что в младенческом возрасте мальчиков и девочек любят одинаково, а в возрасте постарше, когда сформирован характер, появляется разница в отношении. Маме легче с дочерью, она становится ближе ей душевно, тогда как общение с мальчиком дается сложнее. Хотя бытует мнение, что сына мама любит больше, чем дочь. Женщины подсознательно тянутся к мальчикам по причине иллюзии, будто вырастят себе готового мужчину, который никогда их не покинет. Отцы же более требовательны к сыновьям, так как видят в них свое продолжение. К дочери отец относится более трогательно и любит глубже в связи с тем, что она не обязана оправдывать никаких ожиданий, она слабая и нуждается в защите.

Неодинаково проявляется любовь к детям по старшинству. Старшие дети вырастают более ответственными, поскольку боятся потерять пальму первенства среди братьев и сестер, кроме того, они часто по поручению родителей отвечают за младшеньких. Средние дети очень изобретательны, поскольку им предстоит отвоевать родительскую любовь у старших брата или сестры и привлечь внимание к своей персоне. В ход идут любые, самые невообразимые средства, поэтому средние дети вырастают более социально адаптироапнными. Судьба третьего и последующих детей зависит от характера и темперамента . (Часто даже близнецы рождаются с разным набором личностных качеств.) Кто-то становится баловнем судьбы, так как младшие дети - самые любимые, кто-то эгоистом, а кто-то серой мышью, поскольку не каждый ребенок в этом положении может затмить таланты и способности старших братьев и сестер. В зависимости от индивидуальности наследников родители проявляют личностную любовь к каждому отдельно взятому ребенку. Такое чувство чаще встречается в многодетных семьях. Мама может сказать: «Старшего я люблю за ответственность, среднего за живой ум, а младшего за примерное поведение». И это будет правдой и истинной материнской любовью. Так как, прежде всего, в каждом ребенке нужно любить и уважать личность.

В многодетных семьях братья и сестры часто соперничают между собой. В этой ситуации важно отношение родителей к этой проблеме. Если они открыто заявляют, что один лучше другого, то программируют детей на конкурентное поведение в обществе. Такая конкуренция становится первым опытом соревнования и индивидуалистического поведения, который позже будет повторяться и усиливаться в различных жизненных ситуациях. Когда родители утверждают, что любят одного больше другого, фактически оказывается, что они не умеют полноценно любить никого из них. От степени конкурентоспособности также зависит проявление чувств к детям. Обычно самый слабый удостаивается большего внимания, на самого сильного валятся все шишки.

Чувства к детям склонны меняться с ходом жизни. В разные годы одни дети могут подменять других в роли любимчиков. Это зависит от успехов детей и от востребованности отклика на чувства родителей в тот или иной период жизни. Ожидания родителей относительно детей сконцентрированы также на школьной успеваемости, то есть на подготовке новой рабочей силы, поэтому они требуют от них дисциплины и хороших оценок. Если ребенок оправдывает ожидания, родителей переполняет чувство гордости, если нет - разочарование. От качества выплескиваемых родителями эмоций напрямую зависит отношение и проявление чувств к тому или иному ребенку в семье.

Разные дети - это разные люди, их по определению нельзя любить одинаково, ведь к каждому человеку любовь проявляется по-особому. Важно разглядеть и принять в ребенке личность, у которой есть свои черты характера, поведенческие особенности, различимые с возрастом. От того, как родители отреагируют на личностные проявления малыша, зависит качество общения на разных уровнях. От ожиданий по отношению к ребенку зависит его дальнейшая судьба: ждут ли от него, что он будет похож на всех представителей рода, или позволяют пойти своим уникальным путем.

Источник Сибирский медицинский портал

Все молодые родители и родственники семьи в первое время после родов сильно озабочены вопросом, на кого похож ребенок. Одни видят в нем больше черт отца, другие - матери. Но новорожденные быстро меняются, поэтому окончательная схожесть с тем или иным родителем проявляется только в более-менее взрослом возрасте. На протяжении всего этого процесса формирования нового человека старшие члены рода не устают задаваться вопросом, почему же малыш вобрал в себя столько черт одного, а не другого родителя.

Такие разные гены

Всё - внешние черты, характер, даже то, как человек будет принимать важнейшие в жизни решения - очень сильно зависит от генов, которые ему достались. 50% из этого генетического материала малыш получает от матери, вторые 50% - от своего отца. Но и каждый из родителей в свою очередь унаследовал по 50% генов от своих родителей, а те - от своих и так далее. В результате этих постоянных смешений (как говорят генетики, «скрещиваний») в клетке каждой человеческой особи содержится целый генетический коктейль.

Гены по доле своего участия в строении нового организма делятся на доминантные и рецессивные.

К доминантным вообще в человеческой популяции относятся гены нормального зрения и слуха, праворукости, среднего роста, нормального усвоения глюкозы, темных волос и еще тысяч других особенностей. Большая часть людей соответствует этим признакам, отсортированным эволюцией за миллионы лет.

Рецессивными считаются гены слепоты и глухоты, леворукости, аномально высокого или низкого роста, склонности к сахарному диабету, блондинистых волос и др. Люди с такими признаками в популяции представлены в меньшинстве. Все эти гены - рецессивные и доминантные - и определяют черты каждого нового поколения.

Сочетаемость генов и внешность детей

Но и у каждой ветви (рода) людей есть свои доминантные и рецессивные гены. В роду отца, например, могут быть доминантными гены рыжих волос и конопатости. Если в ДНК матери есть такой же рецессивный ген, но он не проявился в ее внешности (например, женщина - блондинка с чистой кожей), то большинство детей этой пары наверняка будут рыжими и конопатыми.

Блондины с чистой кожей будут в абсолютном меньшинстве. Также велика вероятность появления рыжеволосых младенцев без конопушек. Отец будет очень гордиться, что отпрыски все, как один, пошли в него. На самом же деле, просто встретились соответствующие гены родителей.

Но даже в том случае, если у матери нет гена «рыжести и конопатости», как минимум, один из четырех ее детей будет точной копией рыжеволосого отца. Тут действует еще один закон генетики: доминантный ген каждого из родителей проявляется в соотношении 1:2:1 (в любой последовательности). Выражается это приблизительно так: один потомок будет блондином, другой - рыжим и конопатым, а еще двое будут иметь смешанные признаки обоих родителей. Причем, засчитываются все попытки: даже если мать решила не рожать ребенка и сделала аборт, скрещивание уже произошло и «коктейль» генов образовался. Следующая беременность, которая закончилась родами либо выкидышем, является вторым вариантом скрещивания. И так до будет продолжаться до тех пор, пока пара будет зачинать детей.

Нельзя забывать и о том, что доминантных и рецессивных генов в каждой ДНК множество, поэтому всевозможных сочетаний может быть масса. Только «самые сильные» проявятся и будут заметны во внешности и характере ребенка. опубликовано

фото © Yulia Taits

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто