5 лет во время. Действия, которые родителям не следует совершать. Симптомы и причины появления

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Сформирована правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге, хорошо координирует движения рук и ног при ходьбе. Умеет не только ходить, но и уверенно бегать на цыпочках (на носках).

Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге 5–6 секунд, большая часть - от 8–10 секунд и больше. На ведущей ноге может стоять с руками, сложенными на груди.

Аккуратно идет по линии: узкой дощечке, бордюру.

Способен наклониться и коснуться пальцами рук своих стоп (носков), не сгибая ноги в коленях. Умеет попрыгать на одной ноге 2–3 метра. Способен научиться ездить на двухколесном велосипеде. Ударяет мяч о землю и ловит его. Крепко пожимает руку взрослому. Способен ритмически двигаться под музыку - танцевать.

Бытовые навыки ребенка в 5 лет

Полностью сам одевается и обувается, раздевается, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Самостоятельно моет с мылом не только руки, но и лицо. Вытирает их полотенцем. Чистит зубы самостоятельно, в том числе аккуратно управляется с нанесением пасты на зубную щетку. Умеет поддерживать чистоту и порядок в своей комнате.

Ест полностью самостоятельно.

Игра ребенка в 5 лет

Самостоятельно собирает матрешку из пяти вкладышей (5 матрешек разного размера) в одну, ориентируясь на размер. Должен обходиться без помощи для правильного совмещения рисунка в двух половинках каждой матрешки.

В сюжетно-ролевой игре хорошо понимает необходимость выполнения правил. Сам выбирает друзей для игры. Заботится о меньших детях и о домашних животных. Успокаивает друзей, расстроившихся в игре. Продолжительность игры может достигать 40–50 минут.

Играя один, складывает сложные конструкции. На рисунке по образцу строит четыре ступеньки из 10 кубиков. В возрасте пяти лет должен построить хотя бы три ступеньки из шести кубиков. Должен уметь расставлять предметы в возрастающем и убывающем порядке.

Хорошо копирует крест. К пяти годам ребенок должен уметь копировать квадрат (рисовать по предъявленному образцу), а в пять с половиной лет - и треугольник. Если у ребенка не получается еще копирование, то несколько раз перед выполнением задания по копированию покажите ребенку, как это делать (нарисуйте сами квадрат под предъявленным образцом со словесным объяснением). Копирует некоторые буквы алфавита с предъявленного образца. Несколько букв может написать самостоятельно.

Рисует человечка из четырех - шести и более частей: туловище, голова, ноги, руки, иногда с пальцами. Рисует домик с дверью, окнами, крышей и трубой. По собственному желанию рисует сюжеты с несколькими предметами и элементами их фона. Рассказывает содержание рисунка. Раскрашивает картинки аккуратно, оставаясь в пределах контурных линий. Четко различает правду и ложь. Продолжает развиваться чувство юмора. Понимает и любит шутки и загадки. Следит за своей собственностью, уважает чужую собственность, может делать настоящие покупки за деньги. Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим.

Можно научить ребенка считать до десяти с использованием его пальцев рук. Ориентируется в сторонах собственного тела (где справа, где слева). Может показать, где справа, где слева у другого человека. Правильно отвечает на вопросы «Какое сейчас время дня?», «Какое сейчас время года?». Понимает планирование времени в течение предстоящего дня. Различает вчера и завтра.

Речь ребенка в 5 лет

Речь плавная и грамматически верная.

Внимание!

Если после пяти лет, на шестом году жизни, ребенок допускает стойкий аграмматизм: «играю батиком» - играю с братиком; «мамой были магазине» - с мамой были в магазине; «мяч упал и тоя» - мяч упал со стола и т.д., - сокращения и перестановки слогов и звуков, их замены и пропуски, то это признаки недоразвития речевой функции. Такие дети нуждаются в своевременных систематических логопедических занятиях.

Называет свой возраст, имя, фамилию и адрес. Некоторые дети называют и свой день рождения, номер телефона. Начинает говорить взрослым «вы». Постоянно спрашивает о значении услышанных им абстрактных слов и употребляет их затем к месту и не к месту.

Сколько спит ребенок

От 3 до 7 лет ребенок спит 1 раз днем около 2 часов, ночной сон длится 10 часов

Сколько мочится ребенок

Дети от 5 до 7 лет мочатся 7–9 раз в сутки. Объем суточной мочи 1070–1300 мл. Объем одной порции 100–150 мл.

В пятилетнем возрасте рацион ребенка уже не имеет тех ограничений, что были еще совсем недавно – его можно и нужно расширять. При этом объем подаваемых продуктов следует увеличивать постепенно, а количество приемов пищи сократить с пяти до четырех.

Дети в этом возрасте чрезвычайно подвижны. И существует только один способ восполнить возросшие затраты энергии. Заключается он в правильном и сбалансированном питании. При этом рацион должен включать разнообразные продукты, отвечающие возрасту ребенка, и учитывать его пожелания (в разумных пределах). При соблюдении данного условия вес ребенка будет соответствовать нормам, установленным для пятилетнего возраста.

Не стоит забывать, что пищеварительная система детей в 5 лет имеет свои особенности. У ребёнка уже имеются в среднем 20 зубов, и родителям может показаться, что есть ему можно все. Но нужно понимать, что функции печени, желудка, поджелудочной железы и кишечника еще не достигли должной зрелости. Органы пищеварения в этом возрасте чувствительны к составу продуктов, а также нарушению режима питания. Поэтому для полноценного развития важно следовать заранее разработанному меню.

Если родители слабо контролируют рацион своего чада и слишком потакают его капризам, в организме ребенка может начаться развитие хронических заболеваний пищеварительной системы. В первую очередь это приведет к недобору веса или, напротив, к ожирению. Могут проявиться и другие нарушения, на первый взгляд, не связанные с перевариванием и усвоением пищи.

Основные признаки:

  • слабое физическое развитие;
  • пониженная способность к восприятию и усвоению обучающих программ;
  • нарушение работы кишечника, чаще всего проявляющееся в виде запора или диареи.

Крайне важно обеспечить ребенку правильный режим дня и своевременные приемы здоровой пищи. Не меньшее значение имеет сочетаемость продуктов в детском меню, их калорийность, а также объем пищи, съедаемой за день.

Формируем режим питания

Важный момент в планировании питания дошкольников 5 лет – объем подаваемых блюд. За день пятилетний ребенок должен получать приблизительно 1800 г здоровых продуктов. Даже если ваш непоседа никогда не отказывается кушать, лучше придерживаться этой нормы, чтобы избежать проблем, таких как нарушение веса и сбои в работе желудочно-кишечного тракта.

Общий объем продуктов необходимо делить примерно на равные порции. Другими словами, за один раз ребенок должен съедать порцию весом 450-550 г.

Благодаря большому выбору рецептов, продуктов и способов их приготовления, рацион пятилетнего ребенка можно сделать в равной степени разнообразным и сбалансированным. В этом возрасте малышам можно предлагать почти любые блюда, за исключением особенно острых или горьких. В меню дошкольника разрешается включать консервы, но изредка и понемногу.

Если без консервированных продуктов не обойтись, выбирайте те, в которых не содержится бисфенол-A (BFA). Информация о его наличии либо отсутствии должна быть указана на этикетке.

Аккуратно следует включать в питание ребенка жирную пищу, так как на ее переваривание требуется больше времени и энергии. Вот почему подавать детям высококалорийные, с высоким содержанием жира блюда следует только в первой половине дня.

Интервалы между трапезами

Процесс переваривания пищи у пятилетнего ребенка составляет примерно 3-3,5 часа, а значит, и интервалы между едой должны примерно соответствовать указанному диапазону времени.

Идеальный график приема пищи для 5-летнего непоседы:

  • завтрак в 8 часов утра;
  • обед после 12 дня;
  • полдник примерно в 15:30;
  • ужин не позднее 19 часов вечера.

В перерывах между кормлениями необходимо следить, чтобы ребенок не перекусывал. Особенно это касается сладостей.

Важно придерживаться здорового соотношения жиров, белков и углеводов в пропорции: 1:1:4.

Суточная потребность в калориях, необходимых для нормального роста и развития пятилетнего ребенка, составляет примерно 1970 ккал.

Если для ребенка 3-4 лет основу рациона составляли жидкие каши, то к 5 годам на их место приходят каши рассыпчатые, из напитков в меню появляются какао и чай с молоком.

Некоторые родители по незнанию преждевременно начинают давать своему чаду другой бодрящий напиток. Не думайте, что в этом возрасте вашему . Это не слишком разумное решение.

Продуктовая корзина

  1. В ежедневном меню развивающегося с каждым днем ребенка должны присутствовать мясо, овощи и фрукты.
  2. Яйца и рыбу готовят 2 раза в неделю.
  3. Сливочное масло закрепляется в детском меню на постоянной основе.
  4. Растительные масла лучше чередовать, чтобы получить максимум пользы и обезопасить малыша от возможной аллергии. Самые популярные мамочкины помощники: оливковое, кукурузное, соевое, подсолнечное и льняное масло. Они позволяют вашему чаду получать столь нужный витамин E и полиненасыщенные жирные кислоты в нужном объеме.

Овощи и фрукты

Некоторые родители допускают большую ошибку при организации сбалансированного питания своих деток – дают недостаточное количество фруктов и овощей, особенно в сыром виде. Из-за этого растущий организм получает мало растительных белков, натуральных ферментов, пектинов, эфирных масел, фитонцидов и прочих веществ, препятствующих размножению в пищеварительном тракте гнилостных бактерий и грибков.

При недостатке овощей в детском рационе нередко случаются запоры. Поэтому так важно включать в меню салаты из сырых овощей с добавлением зеленого лука и другой свежей зелени.

Диетологи советуют подавать на завтрак и ужин блюда из овощей и фруктов. Это может быть овощное рагу из тушеных ингредиентов или салат из свежих продуктов, творожная запеканка с фруктами, ягодами, тертым кабачком или картофелем.

Сырая, не прошедшая термическую обработку растительная пища нужна для укрепления иммунитета и улучшения пищеварения. Свекольный салат, например, является отличным профилактическим средством от запоров.

Но следует отказаться от использования чеснока и горьких сортов лука, чтобы не отбить у ребенка любовь к овощам.

Нормы и правила

Педиатры советуют следить за калорийностью и сбалансированностью детского питания и не перегружать растущий организм.

Энергетическая ценность завтрака должна составлять около 25 % от положенной суточной калорийности, тогда как обеда – примерно 40 %. За сытной полуденной трапезой и небольшим отдыхом следует полдник, включающий легкие блюда, общая калорийность которых не превышает 10 %. Оставшиеся 25 % приходятся на последний прием пищи – ужин.

При составлении недельного сбалансированного меню для ребенка 5 лет нужно учесть характер питания в дошкольном учреждении (ДОУ). В садике строго подходят к составлению рациона, чтобы малыши набирали вес в пределах нормы. Но заботливым родителям не помешает уточнить меню, чтобы сделать детский стол более разнообразным и богатым на полезные вещества.

Если меню садика показалось вам слишком однообразным, не следует кормить ребенка и дома такой же «скучной», хоть и полезной для него едой. Проявите немного фантазии.

Приятные исключения

Дети в возрасте 5 лет могут употреблять сладости. Но мамам все-таки придется следить за количеством всяческих вкусностей и реакцией организма ребенка на них. Излишки сладкого приводят к избыточному весу ребенка и, как следствие, – замедлению развития.

Раз в неделю можно порадовать растущий организм чем-нибудь особенным. Например, многим деткам нравится домашняя пицца из колбасы, овощей и зелени. Такой вкусный сюрприз и рацион не испортит, и внесет в меню необходимое разнообразие.

Напитки

Вам следует обеспечить своего непоседу необходимым количеством жидкости. Можно заранее приготовить ребенку различные морсы, компоты, соки и чай (желательно слабо заваренный или травяной).

Из напитков лучше всего давать натуральные соки, компот из сушеных фруктов, отвар шиповника, а также питьевую воду с йодом и селеном (последнее особенно актуально для регионов с недостаточным содержанием этих микроэлементов в почвах).

Помните, что летом необходимость в жидкости увеличивается в разы, поэтому нужно обеспечить ребенку выбор полезных напитков, чтобы он не страдал от жажды и обезвоживания.

Составить правильное суточное меню для ребенка 5 лет не так просто. Нужно учесть рекомендации специалистов.

  1. Начнем с каш – их много и все они очень полезные, но в суточном меню не должно значиться более одного крупяного блюда.
  2. Не стоит сочетать блюда, в которых содержится много белка, с жирами: пища в этом случае будет надолго задерживаться в желудке, а для ее переваривания потребуется гораздо больше пищеварительных соков. Так можно набрать ненужный вес. Белковые продукты лучше употреблять в первой половине дня.
  3. В обед желательно включать в рацион ребенка суп: мясные и овощные бульоны положительно влияют на работу пищеварительной системы, предотвращают появление запоров.
  4. На ужин нужно давать пищу, которая легко и быстро усваивается, ведь ночью организм не тратит энергию. На эту роль подходит растительная и молочная пища.
  5. Но далеко не все продукты, включая даже самые полезные, должны присутствовать на ежедневной основе. Например, рыбу следует предлагать всего 2 раза в неделю.
  6. Из круп наиболее ценными для нормального роста и развития ребенка являются гречка и овсянка. Их отличает максимальное содержание белков и минеральных соединений.

Детское меню желательно составлять заранее, примерно на неделю вперед, чтобы учесть все нюансы правильного сбалансированного питания детей в возрасте 5 лет.

Возрастной кризис – неотъемлемая часть взросления каждого ребенка. Постепенно развиваясь, малыш все больше знакомится с окружающим миром и его психическое восприятие меняется. Не стоит воспринимать кризис как нечто негативное. В психологии этот термин означает переход к чему-то новому, изменение понимания мира на более взрослое.

Уже давно выделено несколько этапов детских кризисов – одного года, трех лет, пяти лет, семи и, наконец, подростковый период. Все эти возрастные категории наиболее подвержены переменам в психике и каждый ребенок проходит через эти этапы по-разному. Задача родителей при этом – помогать ребенку преодолеть их.

Этапы психологического взросления

Самый ранний кризис у ребенка начинается в возрасте одного года. Именно в это время малыш начинает активно познавать мир. Он уже ползает, ходит и хочет изучить буквально каждый предмет. Ребенок пока не понимает того, что некоторые вещи могут быть опасны и не отличает их от других. Он бы с удовольствием играл с розеткой или горячим утюгом.

Родители должны быть максимально внимательны в этот период жизни ребенка. Не нужно физически наказывать его, поскольку малыш и так не понимает, почему вокруг столько ограничений. Спокойно подайте ребенку информацию в форме игры.

Самым лучшим вариантом для предотвращения интереса к опасным предметам будет не выпускать чадо из поля зрения.


Чтобы максимально обезопасить ребенка, все игры должны проходить под присмотром взрослых

В три года малыш уже начинает себя идентифицировать, понимать, что он отдельная, самостоятельная личность . Он хочет все делать сам, в том числе и взрослую работу. Не препятствуйте ему в этом, пусть ребенок немного побудет взрослым.

Попросите его помыть посуду, убрать игрушки. Дети этого возраста охотно и с радостью оказывают любую помощь. Старайтесь не накладывать много запретов, лучше предлагайте выбор, так ребенок почувствует, что ему доверяют.

Пять лет – этап очень сложный. Есть несколько возрастных особенностей такого периода:

  1. Подражание взрослым
  2. Управление эмоциональностью поведения
  3. Интерес к новым хобби и увлечениям
  4. Стремление к общению со сверстниками
  5. Быстрое формирование характера

Ребенок очень быстро развивается и часто ему бывает сложно с этим справиться.

Симптомы и причины кризиса

Резкая смена поведения малыша, его реакции на слова или поступки взрослых – это первый и самый явный признак перехода на новую ступень развития. В этом возрасте, наблюдая за родителями, ребенок хочет быть максимально на них похожим. Наверное, все помнят, как в детстве хотели быстрее повзрослеть. Но быстро повзрослеть не выходит, и ребенок начинает из-за этого нервничать и закрываться в себе.

Мозг малыша активно развивается, он уже знает, что такое фантазировать. Дети с удовольствием придумывают себе воображаемых друзей, сочиняют разные истории. Они успешно копируют манеру поведения мамы и папы, перекривляют их мимику, походку, речь. Возраст 5 лет характеризуется также любовью к подслушиваниям и подглядываниям, в ребенке растет любопытство по отношению к окружающему миру.


Важно не пропустить момент, когда ребенок замыкается в себе

По наступлении кризиса ребенок замыкается, ему уже не очень хочется делиться с взрослыми своими успехами и неудачами. У малыша появляются разные страхи, начиная от боязни темноты и заканчивая смертью близких людей. В этот период дети крайне нервные и неуверенные в себе, они стесняются чужих людей, боятся начать общение с ними. Им все время кажется, что не понравятся взрослому. Иногда ребенок страшится самых обыденных вещей.

Поведение малыша меняется совершенно в противоположную сторону. Покладистый ранее ребенок становится неуправляемым, он не слушается, проявляет агрессию. Дети могут постоянно ныть, что-то требуя у родителей, плакать, закатывать неконтролируемые истерики . Раздражительность, злость очень быстро сменяют хорошее настроение. Переживая кризис, дети сильно утомляются и многие родители не знают, что делать, чтобы вернуть все на круги своя.


Для пятилетнего возраста характерны раздражительность и частая смена настроения

Можно понять родителей, впервые столкнувшихся с кризисом 5 лет у ребенка. Недоумение, даже страх – это основная эмоция поначалу. Однако взросление неизбежно, и часто родители, не понимая этого, считают, что ребенок просто манипулирует ими. Что же нужно делать, чтобы малыш с комфортом преодолел сложный этап?

Обеспечьте чаду спокойную обстановку. В семьях, где сами родители постоянно ругаются, ребенку будет морально тяжело справляться еще и со своими внутренними проблемами. Попытайтесь вывести его на разговор, понять, что не так, что его тревожит. Многие дети не сразу, но идут на контакт и начинают доверять родителям свои тайны и страхи. Продумайте, как успокоить ребенка и предложите совместное решение вопроса.

Несколько советов, как вести себя при истериках ребенка, дает доктор Комаровский:

Проявляйте к малышу внимание, всегда интересуйтесь им, его успехами. Привлекайте его к помощи по дому, разъясняя, почему важно, чтобы было чисто. Спокойное объяснение – это лучший способ дать понять ребенку, для чего нужны простейшие обязанности. Очень хороший результат дает рассказ о собственных удачах. Поделитесь ими с ребенком, можете также поведать и о своих страхах.

Пять лет – это уже не кроха, за которой нужно всюду следовать. Дайте малышу некоторую свободу действий, покажите ему, что он уже может быть самостоятельным. При необходимости общайтесь с ним как с взрослым, дети это очень ценят. Всегда поддерживайте его и не ругайте за ошибки. Взявшись за трудное дело и не справившись, малыш сам поймет, что зря не прислушался к совету.


Действия «под запретом»

Часто родители, столкнувшиеся с кризисом у ребенка, начинают мгновенно вводить массу табу и ограничений, кричать, расстраиваться, обижаться. Это делать ни в коем случае нельзя. Трудно в некоторых ситуациях сохранять самообладание, но взрослому это все же легче, чем ребенку, пока обладающему маленьким опытом. При правильной реакции взрослых на капризы и истерики кризис не затянется на долгое время.

Не нужно демонстрировать ребенку собственную агрессию и злость на его поступки, теряться и паниковать во время истерики. Реагируйте спокойно, сядьте и просто подождите, пока ребенок успокоится. Потеряв бурно настроенного зрителя, дети быстро приходят в себя. После этого можно вместе побеседовать и разобраться в причине капризов.

Помните, если вы будете вести себя также агрессивно, как и малыш, его поведение от этого только ухудшится.

Не контролируйте ребенка везде и всюду, постарайтесь пересилить себя и перестать его поучать. Хорошим вариантом будет вместе придумать обязанность, которая отныне будет исполняться только ребенком . Например, полить цветы. Поясните, что если их не поливать, они завянут. Покупка домашнего питомца – также огромный вклад в развитие самостоятельности у детей.

Возраст 5 лет — это значимый рубеж в жизни каждого подрастающего крохи и его родителей. Вчерашний несмышленый карапуз становится самостоятельной, серьезной личностью, которая уже готовится к поступлению в школу. Психологи относят пятилетних детей к старшему дошкольному возрасту. Пора подвести первые итоги, посмотреть что же должен уметь ребенок в 5 лет.

Навыки и умения, приобретенные детьми к пяти годам, позволяют определять соответствует ли психологическое и физическое развитие малыша его возрасту. Небольшое отставание можно исправить, скорректировав развивающуюся программу. Подходит время, когда все развитие маленького непоседы направляется к подготовке к школе.

Развитие ребенка в 5 лет происходит очень стремительно. Вчерашний непоседа, не умеющий спокойно посидеть и несколько минут на одном месте, сменяется достаточно усидчивым карапузом, способным на длительные занятия. Детки в этом возрасте испытывают очередной скачок в физическом росте и в интеллектуальном развитии.

Основные умения и навыки

Здоровый пятилетний непоседа по-прежнему интересуется разнообразными подвижными, физически активными играми, которые стоят у него на первом месте в списке приоритетов. Вместе с тем, возникает интерес к интеллектуальным занятиям: чтению сказок вслух, рисованию, лепке из пластилина или глины, обучению.

Возросла ловкость и выносливость непоседы. Он хорошо контролирует деятельность всех мышц своего тела. Прыгает на одной ножке, катается на двухколесном велосипеде, с легкостью поднимается на канате, не боится играть на шведской стенке. Достаточно легко пробегает большие расстояния около 200 метров, соревнуясь в скорости.

Развивается координация движения тела. Закрыв глаза, легко достают до уха или кончика носа. Не падают на ровной местности, оббегают или перепрыгивают препятствия на пути. Может прыгнуть с места или с разбега, пробежать по тонкой дощечке.

Большой словарный запас — малыш знает около 3 тысяч слов. Развита связная речь. Может сам составить небольшой рассказ. Хорошая память. От непроизвольного запоминания переходит к сознательному запоминанию новых слов, больших стихотворений. В памяти легко откладываются считалочки, скороговорки, детские сказки. С удовольствием их может пересказать.Охотно запоминает и учит иностранные языки.

Не теряется в окружающем пространстве. Знает фамилию, имя, свой домашний адрес, где и кем работают родители. Знает правила дорожного движения, что означают цвета у светофора, умеет правильно переходить дорогу.

Логически рассуждает, способен найти связь, и определить порядок событий. Самостоятельно складывает пазлы. Составляет рассказ из разрозненных картинок, рассказать с чего началось и чем закончилось событие. Из нескольких представленных изображений может найти лишнее.

Ориентируется во времени и пространстве. Знает дни недели, времена года. Не путает понятия «сегодня», «завтра» и «вчера». Знает последовательность времени суток.

Учится планировать свои действия. Стараясь добиться результата в каком-либо деле, строят планы, делят процесс работы на отдельные этапы.

Специалисты считают, что в период начиная с 5-летнего возраста окончательно формируется характер, личность человека, его жизненные принципы, отношения к окружающим людям. Большое влияние оказывает пример родителей, семьи. Родителям стоит внимательно следить за своим поведением, словами, поступками.

Если в семье постоянные скандалы, разговоры на повышенных тонах, то у крохи, воспринявшего такую манеру общения как норму, в дальнейшем будут возникать проблемы в школе, на работе и в жизни. Литвак « 5 методов воспитания детей» советует начинать воспитание детей с « воспитания воспитателей», подчеркивая важность авторитета родного человека для малыша.

Навыки в быту

Дошкольник пяти лет уже понимает и ценит важность внешнего вида, чистоты, порядка. Малыш способен сам снимать и одевать одежду, аккуратно вешать ее на стульчик или в шкаф, чтобы не помялась. Ребёнку стоит очертить круг его обязанностей по дому, не только убирание игрушек, но поливать домашние растения, протирать пыль. Малыши с радостью помогают маме проводить генеральную уборку. Маленький непоседа должен чувствовать, что он тоже носит вклад в поддержание чистоты в доме. Не стоит ругать кроху, если что-то сразу не получается.

Кроха уже самостоятельно умывается, чистит зубки. Уже можно в этом возрасте приучать принимать по утрам душ, что будет способствовать закаливанию организма. Приходя с улицы после прогулки, малыш самостоятельно снимает обувь, верхнюю одежду. Во время приема пищи использует столовые приборы. Перед едой обязательно моет руки.

Дети этого года развития начинают осознавать важность семьи, совместных действий. Предлагают родителям свою помощь, вместе с мамой готовят разные вкусности, а потом пылесосят квартиру. Не стоит этот энтузиазм гасить отказом. В подростковом возрасте, не приученный к помощи по хозяйству, выросший малыш не будет ничего делать. Вся возрастающая нагрузка будет лежать на плечах мамы.

Социально, эмоциональное развитие

На пятом году жизни у детей почти не бывает проблем в общении с незнакомыми детьми, малознакомыми взрослыми. Развивается желание играть в коллективе. Дети охотно идут на контакт, знакомятся, вместе играют. Легко находят общий язык с окружающими, с благодарностью отвечают на проявленное внимание.

Дошкольники этого возраста практически бесконфликтные, легко соглашаются со взрослыми. Не спорят, почти не капризничают. С большим удовольствием впитывают любую новую информацию. В 5 лет уже можно отдавать детей для занятий в различные виды секций, где малыши будут заниматься.

Если малыш застенчив, стесняется или боится сам пойти на контакт с другими детьми, ни в коем случае не стоит ругать его, особенно при других детях. Лучший выход устроить совместную игру: построить замок в песочнице, для чего пригласить всех детишек участвовать, или запускать воздушного змея. В процессе совместной игры исчезнет страх перед малознакомыми детьми, дошкольник заведет себе новых друзей.

Решить проблемы общения помогут небольшие сценки или спектакли дома, разыгрывайте сказки, придумывайте ситуации — допустим, дошкольник пошел в магазин или устраивайте чаепитие для кукол с гостями.

Воспитание девочек и мальчиков

Примерно в 5 лет малыши четко начинают понимать свое отличие, как мальчика или девочки. Достаточно болезненно реагируют на попытки «покуситься» на их половую принадлежность. Начинают делить обязанности только для девочек или только для мальчиков.

Воспитание мальчика 5 лет происходит более строго чем девочек. Родители обращаются с мальчиками более требовательно, строго. Не потакают капризам, не одобряют открытого проявления эмоций. «Ты же будущий мужчина, мальчики не должны плакать. Требуют от мальчиков отвечать за свои слова, поступки. Мальчиков обычно не просят помочь маме приготовить обед, а вот помочь отцу отремонтировать машину, подавать инструменты — это мужское дело.

Воспитание девочки 5 лет в обществе и родителями допускается более мягкими методами. Девочка может позволить себе капризы, слезы. Девочек воспитывают в основном мягкостью, чаще хвалят, наряжают, прощают больше совершённых проступков. Родители считают, чтобы девочка развивалась как будущая мама, ее необходимо учить готовить, помогать по хозяйству.

Такое раздельное воспитание ребенка 5 лет связано с принятыми в обществе понятиями о нежной, хрупкой, требующей внимания и заботе девочки, и будущем защитнике, главе семьи мальчике.

Родителям стоит помнить, как воспитываешь детей, так они и будут вести себя взрослыми. Необходимо учить малыша правилам вежливости. Здороваться, обращаться на «Вы» к взрослым людям. Не вмешиваться в чужой разговор. Уметь благодарить, говорить спасибо. Не забывать прощаться. Родители могут научить детей сдерживать агрессию, ни ябедничать, ни жадничать, не обижать более слабых малышей. При воспитании не стоит использовать только методы поощрения, за некоторые провинности обязательно следует наказывать, чтобы дети могли осознавать свою ответственность за совершенные поступки.

Дети способны проявлять созидательное сострадание, не просто пожалеть брошенного котенка, а принести домой, напоить молоком. Кроха начинает жалеть стариков, больных детишек. У детей возникают первые взрослые вопросы, что такое смерть. Малыш стремится помочь всем, кому может оказать помощь он или родители.

В этой статье:

Первое испытание, которое выдержали молодые родители, – это рождение малыша. Развитие и постепенное взросление ребенка проходило у них на глазах и с их непосредственным участием. И вот уже не год, а 5 лет позади.

Теперь это не хрупкий младенец и не лепечущий бессмысленные слова мальчик, а уже вполне полноценная маленькая личность, которая может помочь по хозяйству, задает много жизненно важных вопросов, ответы на которые иногда приходится искать даже в энциклопедиях.

Это целый мир, полный тайн и загадок, полный огромного потенциала, который необходимо правильно направить, чтобы он радовал своим характером и талантами близких и окружающих. Большинство родителей это осознают, но не знают, в каком направлении двигаться и какие шаги предпринимать.

Что нужно знать о ребенке 5 лет

5 лет – это возраст дошкольника. В этом возрастном периоде у ребенка происходит изменение представления о себе. Большое значение начинают приобретать друзья, к выбору которых малыш отныне подходит избирательно. Самым важным критерием выбора являются положительные качества человека или его умение что-либо хорошо делать. Дети воспринимают события, происходящие с ними, как цепь последовательно связанных между собой историй, и с радостью рассказывают их подробности. Они также любят слушать рассказы сверстников, сопереживая им и подбадривая их.

В возрасте 5-6 лет у детей формируется система первичной половой идентичности. Мальчики и девочки по-разному начинают проявлять свои эмоции, более ярким становится проявление мужских и женских личностных качеств. Мальчики больше любят играть в мужские профессии и интересуются всем, что интересно папе. А девочки, в свою очередь, стремятся подражать маме и больше проявляют интерес к чисто женским профессиям. Также дети разных полов в возрасте 5-6 лет отличаются и в специфике своего поведения. В ребенке противоположного пола они ищут качества, которые, по их мнению, должны характеризовать именно его. Так, мальчики считают, что основные качества девочек – это ласка, красота и нежность. А девочки уверены, что мальчики обязательно должны быть сильными, мужественными, способными защитить и помочь.

Особенности сознания пятилетних детей

Эгоцентричная позиция маленького ребенка уже позади. Дети пяти лет, наоборот, любят осознавать свою ответственность. Поэтому в этот важный период жизни необходимо успеть сформировать у ребенка положительные привычки, которые станут хорошим фундаментом организованности для младшего школьника.

Также в этом возрасте дети остро чувствуют несправедливость и могут становиться на место другого человека. Они высказывают свое мнение в отношении поведения других детей с точки зрения понимаемого ими «хорошо» и «плохо».

Отныне совместные игры со сверстниками начинаются с распределения ролей. Если во время игры возникают недоразумения, то ребенок пяти лет уже может объяснить причину своих действий или раскритиковать действия игрока, который неправ или нарушает установленные правила.

Развитие внимания у детей 5 лет

Внимание ребенка пятилетнего возраста становится более устойчивым и произвольным. Ему уже можно объяснить первенство понятия «должен» над «хочу». Он воспримет объяснения взрослых и может заняться даже неинтересным, на первый взгляд, делом, если оно нужно и важно для окружающих и мама или папа объяснят, чем именно важно. Сосредоточивать свое внимание на выполнении поручения дети могут в течение двадцати – двадцати пяти минут. Больше всего им нравится выполнять простые задания, совмещая их с игрой или домашней работой.

В этом возрасте родителям нужно быть особенно внимательными и следить за детьми, так как у них увеличивается интерес к экспериментированию. Развитие детей происходит активно, они познают окружающий мир и подчас не совсем безопасно проявляют интерес к его граням.

Ребенок в 5 лет уже хорошо знает цвета и может отличать их оттенки. Он различает размеры предметов и может расположить их в порядке возрастания или убывания. Знаком с большинством форм предметов и может показать схожие на различных картинках.

Развитие памяти детей пяти-шести лет

Объем запоминаемых объектов и явлений в этом возрасте существенно не увеличивается, но улучшается такое свойство памяти, как устойчивость. Особенно это заметно, если родители для развития запоминания используют всевозможные
дидактические материалы, которых на полках детских магазинов сейчас очень много.

Это могут быть различные предметные карточки, лото, схемы, рисунки в книжках и т.п. Самым активным в этом возрасте является наглядно-образное мышление. Использование дидактического материала позволяет ребенку решать в уме простые логические и математические задачки.

В свою очередь, упрочение и развитие наглядно-образной памяти способствует становлению прогностического мышления. Это когда у ребенка получается видеть перспективу и понимать будущий результат событий, поступков, действий.

Особенности развития психологии пятилетнего ребенка

Основной особенностью детей в 5 лет является их любознательность. Не стоит забывать, что если родители не успели воспитать своего ребенка до пяти лет, то заложить правильные основы позже будет гораздо сложнее. Маме и папе необходимо знать и использовать основную особенность детей этого возраста, чтобы позже стать их настоящим другом и собеседником на всю жизнь.

Дело в том, что дети в этом возрасте очень любят задавать вопросы. Важно не отмахиваться от их детской назойливости. Родители! Помните, что возраст «почемучки» пройдет, но от того, как
именно вы отнеслись к его течению, будет зависеть результат, который вы получите в своем ребенке позже.
Если вы были внимательны и терпеливы в ответах на вопросы малыша, то, выйдя из периода «почемучки», он по-прежнему будет стремиться со всеми возникающими у него проблемами идти к вам. А если вы отмахивались от его любознательности, да еще и посылали за ответом на свои вопросы к кому-то другому, то не обижайтесь, если он и позже будет искать помощи в решении проблем не у вас, а у друзей или совершенно чужих людей.

Что посеешь, то и пожнешь – эти слова как нельзя лучше подходят для родителей, воспитывающих или упускающих воспитание своих детей.

Особенности воспитания мальчика 5 лет

Лучше всего в этом возрасте осуществлять контроль над детьми, наблюдая за ними со стороны. Особенно это касается мальчиков, которые уже в 5 лет начинают формироваться в самостоятельных людей, способных принимать решения и быть ответственными за других. Лучше не избавлять сына от опасностей, а пройти трудности вместе с ним. Оптимально не показывать ему выход сразу же, когда он только столкнулся с трудностями, а подтолкнуть его в нужном направлении, чтобы он нашел его сам. Такой тип поведения родителей будет постепенно формировать в мальчике личность защитника семьи, добытчика, лидера, способного брать на себя решение самых сложных вопросов.

Уважение к личности ребенка – вот основной критерий правильного воспитания малыша в этом возрасте. Если у ребенка что-то еще не очень хорошо получается, необходимо не стыдить его, а подбодрить, помочь совершить ему только то, что он еще просто не в силах сделать. Хвалить ребенка за успехи в этом возрасте необходимо! А вот ругать нужно осторожно, потому что унижение детей в таком возрасте, а особенно мальчиков, ведет к формированию неуверенной в себе, инфантильной личности, которая не сможет брать на себя ответственность и принимать решения.

В мальчике стоит поощрять развитие и проявление мужских качеств характера, таких как мужественность, терпение, выносливость, сила, смелость… Этим целям также должны соответствовать игрушки, напоминающие профессии, которыми занимаются в основном мужчины.

Под присмотром взрослых можно и даже нужно давать ребенку слесарные инструменты, чтобы он пробовал забивать гвозди, пилить, пользоваться перочинным ножиком. Помощь папе в мужских работах по дому возвышает ребенка в собственных глазах. Более значимым малыш чувствует себя, даже если его просят выполнить самые простые поручения, например принести молоток или подать гвозди. Если же мальчуган растет в неполной семье, то мама должна найти среди своих друзей или знакомых человека, который иногда мог бы приобщать сына к мужской работе.

Психологи рекомендуют
родителям не забывать, что крик недопустим в общении с детьми. Так можно отбить у ребенка охоту помогать, а это значит, что взамен этого он найдет себе какое-то другое, может, совершенно ненужное занятие.

В этом возрасте ребенка нужно ориентировать на рыцарское отношение, прежде всего к маме, сестре, да и вообще к девочкам. Мальчики очень податливы и восприимчивы к образу силача, благородного рыцаря, защитника. Необходимо дать сформироваться этим качествам, подбадривая малыша, когда он помогает нести сумки, поднимать тяжести, уступает место, открывает двери или подает руку, чтобы помочь выйти из транспорта, и т.п.

Что касается подвижных игр

Наши малогабаритные квартиры не позволяют ребенку 5 лет достаточно полно реализовать физическое развитие, свою двигательную активность. Поэтому, если у родителей есть такая возможность, можно превратить детскую комнату в тренажерный зал для ребенка. Его можно оборудовать, сделав своими руками простые спортивные снаряды. Здесь есть простор для фантазии родителей. Если же нет и такой возможности, то не нужно запрещать малышу устраивать борьбу с папой или какие-нибудь другие подвижные игры.

Если не давать ребенку выплескивать свою энергию в стенах дома (конечно, не перед сном), то у него может случиться нервный срыв.

Развитие мальчиков характеризуется более шумными играми, чем у девочек. Это следует отнести к особенностям пола. И для всех будет лучше, если мама сможет не только понять это, но и «облагородить» эти игры, придать им смысл. Можно наполнить игры в «войнушку» интересной стратегической задачей вроде освобождения принцессы или поиска сокровища, и обязательно с вашим участием. А если перед этим мама прочитает или расскажет малышу какие-нибудь интересные истории, то фантазия у ребенка пробудится сама.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто