Китайское вырезание из бумаги схемы. Китайское искусство бумажного вырезания. Как выбрать инструменты для вырезания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Часто ли вы покупаете цветную бумагу и ножницы не для ребенка, а для себя? Нам, европейцам, кажется странным, что такие простые предметы нужны не для урока труда в детском саду, а могут стать материалами для создания настоящих произведений искусства. Самые древние традиции искусства вырезания из бумаги принадлежат китайской цивилизации: вырезание узоров из бумаги – "цзяньчжи" – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Он даже был отнесен ЮНЕСКО к числу объектов мирового культурного наследия. И как всякое народное рукоделие - оно имеет долгую историю и является отражением различных пластов традиционной китайской культуры.

То, что традиция вырезания из бумаги появилась в Китае – не удивительно, ведь и основной исходный материал для этого вида декоративно-прикладного творчества - бумага - была изобретена именно здесь.

Кстати, даже китайские исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению касаемо времени возникновения этого вида искусства. До недавнего времени считалось, что бумага была изобретена Цай Лунем в 105 году н.э. Однако, во время недавних раскопок в Центральном и Западном Китае были найдены образцы бумаги, датируемые более ранним периодом - эпохой правления династии западная Хань (202-16 гг. до н.э.). Самые ранние описания фигурок, вырезанных из бумаги, относятся к 386-581 годам н.э., однако сейчас установлено, что сходная техника вырезания узоров и изображений из кожи и фольги (серебряной и золотой) существовала задолго до изобретения бумаги. Вот такое это древнее искусство!

Тем не менее. уже к VI веку в Китае сложилась целая культурная традиция вырезать из бумаги причудливые фигуры и картины, которая так и так и называется "цзяньчжи". По-китайски это слово пишется 剪纸 и состоит из двух иероглифов: 剪 (цзянь) - "резать, вырезать" и 纸 (чжи) - "бумага". По современной классификации, все работы, выполненные в технике цзяньчжи, называются "силуэтом". Это означает, что изображение непременно вырезано из одного цельного листа бумаги, и, взятая за один край, не распадается на части (в отличие от коллажа или аппликации).

К XIII веку искусство цзяньчжи стало очень популярным по всему Китаю, приобрело свою уникальную стилистику, которая сохранилась неизменной до наших дней. "Как долго...", – скажете вы, но в те времена и новости, и привычки распространялись довольно медленно, тем более, в стране, где к традициям относятся с особым почтением и неохотно меняют их на новые.

Первоначально, из-за невероятной дороговизны бумаги, вырезание узоров было прерогативой преимущественно состоятельных людей и знати. Не гнушались им и в императорском дворце. А первыми сюжетами были символы богатства и благополучия, изображения растений и животных, богов и духов, а небольшими бумажными изображениями придворные красавицы украшали свои причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.

Часто вырезанные узоры, которые потом использовались в религиозных ритуалах: так в древние времена китайцы часто вырезанные изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах, узоры использовали в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

Когда бумага стала дешевле (а значит – доступна для большинства населения) искусством цзяньчжи стали заниматься все слои китайского общества. Поменялись и сюжеты - самой популярной темой простых и безыскусственных произведений из бумаги теперь является труд и жизнь простого народа, а ажурные вырезанные фигурки стали все чаще использовать для украшения интерьера и предметов мебели. Так фигурки, вырезанные из бумаги разной плотности и цвета - традиционное украшение китайских ширм. Да и вы сами наверняка встречали в китайских ресторанах украшения, искусно вырезанные из красной бумаги.

Неудивительно, что за такую длительную историю существования и развития в искусстве вырезания из бумаги цзяньчжи сформировалось несколько направлений - "оконные узоры" (или как его еще называют "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и многие другие. Самое распространенное – "оконные узоры". И на то есть веская причина – в Китае очень распространена традиция накануне праздника Весны (китайского Нового года) наклеивать на окна бумажные вырезки с пожеланиями счастья и благополучия, символами наступающего года и т.п.

Причем – традиция это очень древняя: обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд уходит корнями в глубокую старину. Как и требования к технике исполнения: "оконные цветы" – даже самые тонкие и ажурные – вырезаются так, чтобы в линиях не было разрывов. Считается, что именно такое изображение гарантирует его владельцам плавную течение жизнь, без кризисов и потрясений, что, по китайским поверьям – неизменный атрибут счастья.

Есть у бумажных силуэтов и другое применение – они стали главным атрибутом китайского театра теней.
Кстати, именно в таком виде искусство цзяньчжи и проникло в Европу. Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались "китайскими тенями".

Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.) и к XIII веку он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вырезались из плотной бумаги (позже из кожи), сценой служила прямоугольная деревянная рама, обтянутая белым шелком или тонкой слюдяной бумагой (ее получали, пропитывая обычную бумагу квасцами – получался материал, очень напоминающий современную кальку), за которой двигались бумажные фигурки, закрепленные на тонких бамбуковых палочках, освещенные источником света. Тени проецировались на экран и фигурки оживали. Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае.

Современные мастера цзяньчжи создают в этой технике даже пейзажи. Автор: Ma Zhiyuan,

Цзяньчжи, выполненные настоящими мастерами, настолько тонкие и ажурные, что даже не верится, что это произведение рук человеческих. Но, тем не менее, вырезание из бумаги выполняется только вручную, при помощи особых очень тонких острых ножниц и ножа. Обычно ножницами вырезали внешние контуры рисунка и крупные детали, обычно складывая несколько листков бумаги (до 8 штук) вместе. Дело в том, что для вырезания используется особый сорт бумаги, выполненный из очень тонких нежных волокон. Чтобы хотя бы отдаленно иметь представление о материале, возьмите самую нежную дорогую 3-4-слойную туалетную бумагу и разделите ее на слои – во из таких вот тончайших листков и вырезаются контуры. Представляете, какая это кропотливая работа, требующая невероятной аккуратности и мастерства.

Мелкие детали вырезают специальными острыми ножами: для этого листы бумаги стопкой наклеивают на специальную мягкую подложку, изготовленную из смеси пепла и животного жира и по консистенции напоминающую воск, и тщательно вырезают узор, держа нож в руке вертикально. Так мастер может одновременно выполнить несколько копий изображения.

Кстати, обратили внимание – цзяньчжи на фото выполнены в основном из бумаги красного цвета? Он традиционно считается в Китае символом праздника. Но бывают и цветные изображения – для их выполнения на листы бумаги сначала наносят рисунок особыми минеральными и растительными красками, потом все также складывают их стопками по несколько штук и вырезают изображения. И хотя в этом случае вырезанный узор не всегда точно совпадает с нарисованным, такое расхождение придает работам особый колорит.

И в наши дни вырезанные из бумаги изображения являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае, в первую очередь благодаря своей доступности - чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег.

Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка - это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских. Да и в наши дни это искусство очень высоко ценится, а мастера цзяньчжи входят в ассоциации профессиональных художников, наряду с мастерами живописи.

Искусство вырезания по бумаге появилось в Китае, ведь она изобретена именно там. До этого азиаты активно резали по золотой фольге, коже и шелку. В Китае вырезание по бумаге считается престижным увлечением, оно даже внесено ЮНЕСКО в список объектов культурного наследия человечества.

Как выбрать инструменты для вырезания?

Очень важно правильно выбрать хороший канцелярский нож. Для создания действительно ровной вырезки, бумага которой не будет лохматиться по концам, одними ножницами не обойдешься. Чем сложнее ваша работа и чем больше в ней мелких, тем критичнее должен быть выбор ножа. Многие люди, пытающиеся начать заняться вырезанием в китайском стиле используют обычные ножницы для бумаги, а потом удивляются почему у них ничего не вышло.

Подходящий нож не должен быть слишком широким или тонким и не должен иметь лезвие больше 20 миллиметров длинной. Такие лезвия используются для монтажных работ, а не для тонкой бумаги. Очень ровные и узкие ножи тоже не подходят, их не удобно держать в руке и это не даст сосредоточиться на процессе вырезания. Лучше всего найти удобный инструмент с расширяющейся ручкой. Хорошо, если у него есть прорезиненная вставки по бокам, тогда нож не будет скользить в руке и пальцы не устанут. Это действительно важно, потому что вырезание большой картины может занять несколько часов. Иногда в продаже встречаются специальные китайские ножи.

По мере процесса вырезания нож всегда должен оставаться острым. Лезвие канцелярского ножа состоит из нескольких секторов, которые надо отламывать по мере затупления, чтобы нож оставался острым и не цеплял бумагу. Будьте осторожны. Когда отламываете лезвие, держите нож далеко от своих глаз.
Держать нож в руке стоит не так, как ручку или ложку. В таком положении рука слишком быстро устанет. Старайтесь при использовании не держать всю руку на весу, а немного положить ее на стол.

Хорошо подойдет плотная цветная бумага для поделок с глянцевой поверхностью. Она должна быть плотнее обычного альбомного листа, но тоньше картона. Из слишком толстой бумаги очень трудно сделать аккуратную вырезку. Бумага должна обязательно иметь красивый и яркий цвет. Идеально подходит самоклеющаяся бумага. Она и плотная, и красивая и можно потом наклеить рисунок. Традиционно используется бумага красного или черного цвета. В различных регионах Китая используется различная цветовая гамма. Настоящие китайские вырезки бывают даже многоцветные. Они делаются путем вырезание нескольких частей рисунка из разных листов и их склеивания.
Перед тем как вырезать рисунок можно либо сделать набросок по бумаге, либо приложить трафарет. В случае использования трафарета вы будете более точно представлять то, что получится в конце.

Под бумагу сделайте твердую подложку. Она должна быть максимально ровной. Обычно люди используют для этого ненужное зеркало, стекло от книжной полки, коврик для мышки. Хорошая подложка очень важна, бумага не должна даже немного погнуться и помяться в процессе.
Начинайте вырезать с верхнего левого угла и двигайтесь вниз направо. Это позволит не испортить случайно работу рукой. Аккуратно доводите линии до конца, иначе кончики бумаги будут лохматиться, оставляя заусенцы. Чтобы сделать сложную картину, китайцы сначала вырезают трафареты нескольких деталей отдельно, потом соединяют их вместе.

Всем доброго дня и хорошего настроения!

Меня зовут Ксения, и это мой первый пост в Стране Мастеров. Я работаю в технике цзяньчжи (китайское вырезание из бумаги), и по совету друзей, знакомых и клиентов, постепенно стартую "из тени". И начинаю это делать со знакомства с вами, дорогие мастера. Надеюсь, мой МК про зайчика цзяньчжи будет интересным.

Для того, чтобы вырезать такого зайчика, нам понадобятся:
- Распечатанная схема* (можно скачать по ссылке: http://yadi.sk/d/QnKhRJd82lJg3)
- Красная бумага (1 лист)
- Маникюрные ножницы с прямыми кончиками
- Степлер со скобами
- Клей – карандаш для бумаги (самый слабый из доступных)
- Белая (или жёлтая) офисная бумага формата А4 (для подложки)
- Файл А4 (для готовой работы)
(подробности о подборе инструментов и бумаги есть в блоге jianzhi-ru.blogspot.ru)

Складываем схему и работу вместе: красную бумагу вниз, схему наверх (если листы у вас разной формы и размера, то следите, чтобы края красного листа полностью закрывали края схемы).

Скрепляем листы степлером по краям, как можно ближе к рисунку. (Можно также скрепить какой-нибудь участок внутри рисунка. Главное следите, чтобы это была область, которую мы потом вырежем).

Обрезаем всё лишнее по краям. Новички обычно боятся отрезать слишком много, и оставляют большие края. Этого делать не нужно, т.к. они потом мешают в работе. Целесообразно оставлять край около 1 см, а впоследствии, возможно, даже меньше.

Ну вот, теперь всё готово, и мы можем начать вырезать нашего зайку. Однако прежде, чем мы начнём, хотелось бы уточнить один момент:
Не сочтите за занудство, но очень важным является контроль за тем, как вы сидите. Это вопрос здоровья, и на мой взгляд, пренебрегать этим нельзя. Чтобы вам было удобно, чтобы глазки не портились, ножки не затекали, и спина не отваливалась, постарайтесь с самого начала приучить себя работать в правильном положении.
Итак, садимся прямо, держим спинку. Ножки на полу. Локти в стороны не разводим, стараемся держать поближе к бокам (чтобы не перегружать плечи и спину). Работу держим приблизительно на уровне груди (это для глаз).

Теперь перейдём непосредственно к зайцу. Как мы видим, весь узор на нём формируется с помощью 5 видов отверстий. Назовём их условно: кружочек, галочка, лепесток, бородка и треугольник. Давайте посмотрим, как следует вырезать каждый из них.

Кружочек: острием одного конца ножниц делаем прокол в центре, в таком месте, чтобы этот прокол мы обязательно срезали в результате. Затем по спирали доводим окружность до нужного нам размера, и плавно завершаем кружок. Если сразу не получилось - не расстраивайтесь. Кружочки - самый трудный элемент для вырезания ножницами.

Лепесток: от прокола аккуратно вдоль границы лепестка доводим разрез до границы, и далее вырезаем по линии границы. Если доведёте разрез до границы плавной линией, то не будет бахромы на стыке, и потом не придётся ничего исправлять.

Бородка: это важный и очень часто применяемый приём в цзяньжи. С помощью таких элементов обычно вырезают шерсть и перья у животных и птиц, а также «пестики-тычинки» у цветочков. Сегодня я расскажу, как вырезать такие бороздки ножницами, т.к. здесь есть свои тонокости (если вы работаете ножом, то там техника немного другая).

Итак, сначала мы вырезаем «улыбочку», которая одной гранью проходит по ровной стороне границы элемента, а второй – по кончикам шерстинок.

А затем уже мы вертикально вырезаем треугольнички «бородки».

Такая техника вырезания здесь наиболее эффективна, т.к. она позволяет нам не повредить «шерстинки». Возможно, в рамках нашего конкретного зайчика это не самая большая проблема, но в будущем, когда треугольнички превратятся в тоненькие полосочки, это станет очень важно. Так что нарабатываем правильные навыки с самого начала!

Галочки: Тут всё просто. Прокол в центре. Далее 2 разреза к уголкам центра, и дальше 2 треугольничка (по примеру треугольничков бородки).

Ну вот, собственно так, от элемента к элементу, вырезаем все внутренности зайчика. Я лично, начала с цветочка, потом сделала лепестки на спинке, потом галочки на грудке, затем носик, глазик и "бородку" на головке, потом лапки и затем ушки. Но вы можете менять эту последовательность по своему желанию.

И наконец, вырезаем контур. Здесь всё, как обычно. Я, как правило, вырезаю от скрепки к скрепке (чтобы работа не расходилась). Но я работаю медленно и основательно, поэтому, если вы любите делать всё побыстрее, и уверены в своих навыках, можете вырезать последовательно по контуру.
Единственная рекомендация здесь, «бородки» лучше вырезать в конце, чтобы случайно их не затрепать и не оборвать.

Теперь можно отделить работу от схемы и полюбоваться на результат.

На листик работу мы не приклеиваем. Можно чуть-чуть прихватить с одного края (лучше сверху или один из верхних уголков) бумажным клеем, чтобы она держалась. Но ровно настолько, чтобы можно было легко её отделить, не повредив.
Обычно для работ из красной бумаги используют жёлтый или белый фон. Выбираем ту, которая вам больше нравится, прикрепляем к ней зайку, вставляем в файл, и отрезаем у файла белую грань крепления.

Всё, можно на стенку или дарить.

Ну и в завершении немножко о символике: зайчик (или кролик, разницы нет) в символике цзяньчжи означает «долголетие». Имейте в виду, что китайское понятие долголетия, это не то же самое, что наше размытое «ниочём». У китайцев вообще нет абстрактных понятий. Всё очень конкретно.
Так вот китайское «долголетие» означает «долгая жизнь и естественная смерть от старости». Это и будет являться вашим пожеланием тому, кому вы подарите своего кролика цзяньчжи!

Более подробный МК (с деталями по материалам и технике) можно посмотреть у меня в блоге (jianzhi-ru.blogspot.ru). Всем спасибо за внимание. Надеюсь, было интересно и полезно. Буду рада комментариям и вопросам.

С уважением,
Ксения Рахманова

*Схема для МК взята из личного архива и с разрешения мастера Жао Баолян

История возникновения художественного вырезания из бумаги.

Вырезание из бумаги как искусство возникло после того, как была изобретена бумага. Считается, первые узоры из бумаги появились на родине бумаги – в Китае. Однако похожая техника вырезания из кожи и уже существовала до изобретения бумаги.

И у славян еще до того, как появилась бумага, уже существовала традиция украшать дома ажурными узорами из ткани и бересты.

Вырезание бумажных узоров в Китае называется «Цзяньчжи».

Первое время из-за высокой стоимости бумаги это занятие было доступно только очень состоятельным людям. Вырезанные узоры использовались для украшения жилья, как трафареты для вышивки и орнамента на различных поверхностях, а также во время религиозных и обрядовых ритуалов, праздников и других важных событий.

Сейчас ими украшают помещения, фонарики, окна, двери, мебель, зеркала, лампы, веера, ширмы и многое другое. Они используются для украшения подарков или сами служат подарком. Для вырезания узоров китайские мастера «Цзяньчжи» чаще всего используют ножницы.

Удивительную картину в этой технике шестидесятичетырехлетняя жительница Китая Ли Цзинчжу вырезала пять лет. В центре картины - цветок пиона диаметром 1,5 м, по краям около ста маленьких пионов и десять различных драконов.

После того, как производство бумаги подешевело, вырезание из нее стало более распространенным занятием, а со временем превратилось в один из видов китайского традиционного народного декоративно-прикладного творчества. Галерея работ в этой технике: www.sino-arts.com/papercutG.html

Вместе с бумагой оно стало распространяться по миру, приобретая присущую каждому народу индивидуальную символику, особенности и характерные виды орнамента. В VII веке оно попало в Японию и Корею, в XIII веке - в Персию, а в XV через Турцию по шелковому пути - в Европу.

Во Франции узоры из бумаги стали называть словом "силуэт" - по имени Этьена де Силуэта, который увлекался вырезанием фигурок из черной бумаги. Портреты в технике "силуэт" стали украшать дома знатных людей, а картинки - альбомы.

Известный автор сказок Ганс Христиан Андерсен тоже любил и умел делать вырезки из бумаги. Сейчас они хранятся на родине писателя в его музее (увидеть его работы можно здесь: www.sky-art.com/andersen/papercuts/papercuts.htm). Также этим видом творчества увлекались Репин и Анри Матис.

Но вырезанием из бумаги занимались не только люди искусства и дворяне. С развитием производства и появлением большого количества фабрик, выпускающих бумагу, она достаточно подешевела, чтобы стать одним из самых доступных материалов для украшения домов крестьян (белорусов, поляков, литовцев, украинцев, русских и других народов).

Этот старинный вид творчества известен у многих народов под разными названиями. В России ажурно вырезанная бумага называлась вырезка, вырезанка или выстриганка, в Украине – витинанка (чит. вытынанка), в Белоруссии – выцiнанка (чит. выцинанка), в Польше - wycinanka (выцинанка), в Литве – popieriaus karpiniai (чит. карпиняй). Восточноевропейские евреи называли ажурные бумажные узоры рейзеле (в переводе с идиш - розочка).

Название этому виду декоративно-прикладного искусства возникло из способа создания, ведь для того, чтобы появилась ажурная бумажная картинка, нужны только лист бумаги, ножницы и фантазия.

Бумажными кружевными узорами раньше как оберегами украшали домашний иконостас, окна, печи, полки, лавки, столы, потолочные балки, рамки, дверные косяки, их н аклеивали на стены и потолки свежевыбеленных изб, использовали вместо скатерти, вязаных салфеток, занавесок.

Бумажные занавески, источник фото: www.taverne.ru/viewtopic.php?f=13&t=104&start=0&sid=077b7ba6260c0bc9fc52d244c3a7069d

Славянские вытынанки имели характерные особенности техники и сюжетов и содержали стилизованные растительные, геометрические, зооморфные узоры, древние символы, сохранившиеся в народе еще с дохристианских времен.

Вытынанки мастеров Подолья в Симферопольском этнографическом музее:

Т.к. бумага - материал не самый долговечный, но при этом дешевый и доступный, то изделия из нее не берегли. Перед большими религиозными праздниками (Пасха, Рождество), символически обновляя дом, эти украшения выбрасывали или сжигали, чтобы заменить их новыми. Вот почему до нашего времени старинных русских вырезанок дошло совсем мало.

Создавали эти узоры, складывая лист несколько раз и вырезая в нем ножницами фигурные отверстия. Полученный узор повторяется столько раз, во сколько слоев сложена бумага (вырезание снежинок - это тоже вытынанка). Причем в большинстве случаев для этого традиционно использовали большие ножницы для стрижки овец, позднее - портновские, маникюрные, т.е. те, что были в хозяйстве.

Очень интересны польские и западнобеларусские выцинанки. Их часто делали разноцветными и многослойными, для этого склеивали несколько вырезок (поэтому они еще назывались «выклеянками»).

Напоследок смешной мультфильм «Выцiнанка-выразанка» Михаила Тумеля на песню этно-трио «Троiца»)

Продолжение статьи читайте здесь:

Похожие статьи:

© Юлия Валерьевна Шерстюк, https://сайт

Всего доброго! Если статья была вам полезна, пожалуйста, помогите развитию сайта, поделитесь ссылкой на нее в соцсетях.

Размещение материалов сайта (изображений и текста) на других ресурсах без письменного разрешения автора запрещено и преследуется по закону .

Вырезание узоров из бумаги - «Цзяньчжи» - один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги - один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Глядя на эти ажурные фигурки и картины, трудно поверить, что они вырезаны из бумаги. Это традиционное декоративно-прикладное искусство Китая цзяньчжи (剪紙 / jianzhi).

С древности создателей бумажных узоров вдохновляли на столь изящное творчество китайские народные традиции, фестивали, свадебные церемонии, семейные праздники и другие события. Числу сюжетов цзяньчжи практически нет предела: это и персонажи китайского гороскопа, и экзотические цветы, и орнаменты, и иероглифы, и сцены повседневной жизни.

В наши дни вырезанные из бумаги узоры и картины широко применяются для декорирования интерьера, особенно во время празднования китайского нового года. Это популярное украшение для новогодней ели и традиционный дизайн поздравительных открыток.

Китайские иероглифы - один из самых распространенных сюжетов цзяньчжи. В особо торжественных случаях в качестве подарков преподносятся целые пожелания, вырезанные из бумаги. Эти произведения искусства ставятся в рамки и хранятся в семье в качестве сувениров.

История цзяньчжи

Самые первые картины цзяньчжи появились примерно в первом столетии нашей эры, вскоре после изобретения бумаги во время правления династии Хань.

Первоначально вырезанные из бумаги узоры использовались для декорирования ворот, окон, фонарей и перегородок внутри дома. Очень часто они служили образцами для вышивания, а также использовались в религиозных ритуалах. Китаянки охотно украшали свои прически орнаментами, вырезанными из бумаги или из золотой и серебряной фольги.

Порою в высших слоях общества статус женщины принято было оценивать на основе ее мастерства в цзяньчжи.

В 8-9 веках нашей эры цзяньчжи распространилось в западной Азии, а в 16 веке это искусство появилось в Турции. В результате все искусство в целом обогатилось местным колоритом разных стран. Например, китайский стиль вырезания называется цзяньчжи, японский - монкири, в Мексике его называют papel picado, что переводится как «бумага в дырочку», а в немецкоязычных странах Европы - «шереншнитте» (Scherenschnitte).

Как научиться вырезать фигуры из бумаги?

Вам может показаться, что научиться вырезать такие замысловатые узоры просто невозможно. Откроем маленький секрет: все узоры представляют собой комбинацию всего лишь пяти основных фигур. Это листок ивы, полумесяц, капля воды, солнце и зуб пилы. Научившись вырезать эти простые фигуры, можно переходить к более сложным.

Для создания декоративного узора вам понадобятся бумага и острые ножницы. Для проработки мельчайших деталей картины иногда используется нож. В Китае чаще всего вырезают цзяньчжи из красной бумаги, ведь красный цвет символизирует процветание и благополучие. Но можно использовать и бумагу любого другого цвета: золотую, зеленую или голубую.

Помните, что цзяньчжи - это увлечение, которое требует усидчивости и терпения, а также развивает мелкую моторику рук. Но зато в награду за свою усидчивость вы получите отличное украшение, сделанное своими руками.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто