Точечный массаж для детей. Точечный массаж (по методике А. А. Уманской) как одно из средств оздоровления детей в условиях ДОУ - Документ

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Точечный массаж для детей позволяет без употребления лекарственных препаратов победить многочисленные недуги малышей за счет активизации биологически активных точек. В частности, помогает эта процедура от насморка и с целью профилактики простудных заболеваний путем усиления . Детский точечный массаж в стихах, который подложен на этой странице позволит укрепить здоровье малыша и повысить уровень его общего развития за счет занимательных занятий. О том, как делать точечный массаж для детей дошкольного возраста, подробно рассказано далее на странице, также приведены комплексны упражнений.

Во время воздействия на определенные зоны кожи, расположенные в области головы, грудины, шеи, рук, можно активизировать способность организма к адаптации в условиях неблагоприятных факторов внешней среды, в том числе и присутствие респираторной группы вирусов.

Один из самых простых, эффективных и безвредных способов профилактики и лечения ОРВИ - массаж зон на коже, связаных с основными регуляторами жизнедеятельности организма: отделами центральной нервной системы, щитовидной и вилочковой железами и другими образованиями.

Взрослые, освоив приемы точечного массажа сами, могут затем научить детей.

Массаж делается 3 раза в день кончиком указательного или среднего пальца, надавливая на кожу до появления незначительной болезненности. Сделайте 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 движений - против. Продолжительность воздействия на каждую точку - не менее 3 - 5 секунд. Симметричные точки 3, 4, 6, 7, 8 массируйте одновременно двумя руками. Если вы обнаружили точки с повышенной или пониженной болевой чувствительностью, то их надо массировать через каждые 40 минут до полной нормализации чувствительности.

Точки массажа

  • В яремной ямке (между ключицами) и на 2 пальца ниже нее (точки 1 - 2).
  • Симметрично с правой и с левой стороны шеи спереди, у переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы (точки 3).
  • В ямке позади и чуть ниже мочек ушей (точки 4).
  • В области VII шейного позвонка (прощупывается при наклоне головы вперед) (точки 5).
  • По бокам от крыльев носа (точки 6).
  • У внутренних концов бровей (точки 7).
  • У основания козелка уха (точки 8).
  • На палец выше границы роста волос сзади по срединной линии.
  • На тыльной стороне кисти у основания складки, образующейся между большим и указательным пальцами (точки 9).
  • На границе роста волос посередине лба.
  • Посередине переносицы.

Точечный массаж от насморка показан даже маленьким детям, так как точки, отвечающие за различные органы, «работают» с самого рождения человека. Однако его не проводят, когда у ребенка высокая температура. Субфебрильная температура массажу не помеха, но при температуре тела выше 38 °С массаж лучше отложить. Не рекомендуется продолжение процедуры, если она вызывает у ребенка неприятие, плач. Не надо массировать точки у крыльев носа, если кожа во время насморка в этом месте сильно раздражена. Зато на остальные точки можно воздействовать. Следует учитывать, что в разгар болезни массаж делается как можно осторожнее и нежнее, так как в это время снижается болевой порог.

Массаж биологически активных точек для детей

Этот массаж биологически активных точек для детей помогает уменьшить отек слизистой носоглотки, очистить придаточные пазухи носа от содержимого, нормализовать дыхание. Необходимо освоить выполнение ряда приемов.

Массаж крыльев носа:

  • и.п. ребенка - лежа на спине (если малыш совсем слаб) или сидя на стуле, или стоя (массаж выполняет кто-то из взрослых или сам малыш). Массаж выполняется мягкими круговыми движениями средних фаланг согнутых указательных пальцев с частотой вращений до 250 об./мин.

При этом ребенок делает вдох через рот, а выдох - сильно и продолжительно через 2 нос. В ходе массажа периодически на мгновение зажимают ноздри, чтобы воздух с силой шел в придаточные пазухи носа. При обильном насморке процедуру прерывают, чтобы ребенок очистил нос. Продолжительность массажа -1 - 1,5 мин, до появления у больного ощущения тепла и необычайно легкого дыхания.

Можно использовать и самомассаж. При этом действие производится боковой поверхностью основных фаланг больших пальцев.

Массаж лица под глазами (от носа до ушей) и лба:

  • и.п. ребенка, как в приеме «а»; и. п. родителя - сидя на стуле или стоя сзади больного. Под глазами массируют ладонями, начиная движение от лучезапястного сустава средними пальцами обеих рук. Лоб массируют так же, только уже четырьмя пальцами обеих рук. Массаж проводят в виде комбинации движений: мягкое поглаживание, хлесткое растирание, мягкое поглаживание. Продолжительность - до 30 секунд или до появления ощущения приятного тепла. Аналогично проводится и самомассаж.

Массаж кожи лба:

  • и.п. ребенка и родителя, как в приеме «б». Проводят растирание ладонными подушечками четырех пальцев одной руки быстрыми круговыми движениями (до 300 об/мин), достигая в каждой точке периметра лба ощущение настоящего жара. Другая рука, убрав волосы со лба, поддерживает голову ребенка. Продолжительность - 30 секунд.

Аналогично проводится и самомассаж. При массаже лица маленькие дети часто выражают протест. В этом случае массаж проводят в форме игры, постепенно приучая ребенка к процедуре. В связи с тем, что кожа лица у детей очень нежная, надо стараться щадить ее и обходить болезненные участки. Возможно появление легкого головокружения, которое проходит в считанные секунды без вредных последствий.

Закончив массаж лица, умыться четырьмя пригоршнями холодной воды, затем четырехкратно втянуть носом воду из пригоршни, очищая нос каждый раз, и четырежды прополоскать горло. Массаж надежно защитит от простуды любого ребенка, как бы он ни был ослаблен и изнежен.

Точечный массаж от насморка и для профилактики простудных заболеваний для детей в стихах (с видео)

Точечный массаж для профилактики простудных заболеваний имеет под собой строгое научное обоснование, в основе которого лежит теория о том, что кожа человека является самым большим органом иммунной системы. Осуществляя точечной воздействие на различные участки точки, можно активизировать обменные и защитные процессы, создавая неблагоприятные условия для внедрения и размножения вирусной и бактериальной патогенной микрофлоры.

Посмотрите, как делается точечный массаж от насморка для детей различного возраста и используйте эту технологию в повседневности.

Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Неболейка»

  • Чтобы горло не болело (поглаживать ладонями шею),
  • Мы погладим его смело (мягкими движениями сверху вниз).
  • Чтоб не кашлять, не чихать (указательными пальцами растирать крылья носа),
  • Надо носик растирать.
  • Лоб мы тоже разотрем (прикладывать ко лбу ладони «козырьком»),
  • Ладошку держим козырьком (и растирать лоб движениями в стороны).
  • Вилку пальчиками сделай (разжать указательные и средние пальцы),
  • Массируй ушко, ты умело (растирать пальцами точки за и перед ушами).
  • Знаем, знаем - да-да-да (потирать ладони друг о друга),
  • Нам простуда не страшна.

Точечный массаж для детей в стихах «Солнышко» позволяет легко и быстро избавиться от насморка и заложенности носа:

  • Солнце утром рано встало (поднять руки вверх, потянуться)
  • Всех детишек приласкало (сделать руками «фонарики»).
  • Гладит грудку (массировать «дорожку» на груди снизу вверх),
  • Гладит шейку (поглаживать шею большими пальцами сверху вниз),
  • Гладит носик (кулачками растирать крылья носа),
  • Гладит лоб (проводить пальцами по лбу от середины к вискам),
  • Гладит ушки (растирать ладонями уши),
  • Гладит ручки (растирать ладони).
  • Загорают дети. Вот (поднять руки вверх).

Посмотрите, как выполняется точечный массаж при насморке на видео, где проиллюстрированы самые простые и эффективные приемы:

Статья прочитана 6 721 раз(a).


Игровой массаж проводят с помощь игрушек и посторонних предметов. При этом обязательно используют стихотворное или музыкальное сопровождение. Такие массажи способствуют развитию сенсорной системы. Малыш реагирует на тембр голоса, звуки, шумы, мелодию, ритм, силу прикосновения, направление движения, характер прикосновения и структуру материала.


Животные (самомассаж пальцев круговыми движениями) Дети любят всех зверей: Птиц, и ящериц, и змей, Пеликанов, журавлей, Бегемотов, соболей, Голубей и глухарей, И клестов и снегирей. Любят горного козла, Обезьянку и осла, Дикобраза и ежа, Черепаху и ужа.


Упражнения с мячом-ёжиком самомассаж рук с мячом-ежиком) Я мячом круги катаю, Взад-вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, Будто я сметаю крошку. И сожму его немножко, Как сжимает лапу кошка. Каждым пальцем мяч прижму И другой рукой начну. А теперь последний трюк: Мяч летает между рук.


Упражнение с ковриком На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки. И катались по траве, От хвоста и к голове. Долго зайцы так скакали, Но напрыгались, устали. Мимо змеи проползали, «С добрым утром!»-им сказали. Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха-мать.


Горох (Самомассаж с использованием сухого бассейна) В ведро насыпали горох И пальцы запустили, Устроив там переполох, Чтоб пальцы не грустили. Фасоль (Самомассаж с использованием сухого бассейна) В ведре не соль, совсем не соль, А разноцветная фасоль. На дне – игрушки для детей, Мы их затянем без затей.




Точечный массаж Все знают, что любые методы закаливания необходимо проводить постепенно, чтобы не нанести вреда малышу. Ребенка нужно предварительно подготовить к закаливающим процедурам. Специалисты рекомендуют сделать это с помощью массажа. Наиболее популярным сегодня является точечный массаж биологически активных точек организма по системе профессора Аллы Алексеевны УМАНСКОЙ.


Суть метода заключается в воздействии пальцами на 9 биоактивных точечных зон на теле малыша. Эти точки – как кнопки на пульте, управляющем всем организмом. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон), которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.



Зона 3 - на передней поверхности шеи. связана с особыми образованиями, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани. Массаж этой точки улучшает кровообращение, обмен веществ, выработку гормонов.


Зона 5 - впадина между остистыми и поперечными отростками 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Она связана со слизистой оболочкой трахеи, глотки, пищевода, а главное - с нижним шейным симпатическим нервным узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов, сердца, бронхов, легких.


Зона 6 - область носа и гайморовых пазух. связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовых полостей, а главное гипофиза. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит.


Зона 7 - область начала роста бровей (чуть ниже). связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов головного мозга. Улучшается зрение, стимулируется умственное развитие.



Вот как рекомендуется проводить Утро, вы только что проснулись. Потрите сразу же ладонь о ладонь, чтобы как следует их разогреть. Потеплели руки, побежала по ним кровь – можно приступать к массажу. Начинайте в соответствии с нумерацией точек – первая, вторая и так далее. Кончиком указательного или среднего пальца надавите на участок кожи в зоне нужной точки до появления незначительной болезненности. Затем делайте девять вращательных движений по часовой стрелке и девять – против. Продолжительность воздействия на каждую точку – не менее 18–20 секунд. Интенсивность воздействия постепенно


Симметричные зоны 3 и 4 массируют иначе: делают растирающие движения пальцами сверху вниз, от задней поверхности шеи к передней, одновременно двумя руками. Заодно проделайте разогревающие движения по верхней части груди: ладонью правой руки от левого плеча к правой подмышке и левой – от правого плеча к левой подмышке. Другие симметричные зоны – точки шесть, семь и восемь – массируйте тоже одновременно обеими руками. В общей сложности на процедуру у вас уйдет не больше десяти минут.


Если вы обнаружили у ребенка, которому Вы делаете массаж, точки с повышенной или резко пониженной болевой чувствительностью – это сигнал о неблагополучии в организме. Значит, эти точки нужно дополнительно массировать через каждые сорок минут до полной нормализации чувствительности.


Лучше всего точечный массаж делать не только по утрам, но еще днем (если есть такая возможность) и вечером, то есть не реже чем через каждые пять- шесть часов. Утром для быстрой активизации организма нужно оказывать более сильное давление на кожу. Перед сном воздействие осуществляйте легкими, спокойными, неинтенсивными движениями, и хорошо бы в сочетании с дыхательной гимнастикой. Кстати, такой массаж в вечернее время прекрасно подготавливает ко сну.


Дыхательная гимнастика Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха


Рекомендации по проведению Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его; Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда; Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения; Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.


Методики дыхания Системы трехфазного дыхания Л.Кофлера Парадоксальная гимнастика А.Стрельниковой Метод волевой ликвидации глубокого дыхания К.Бутейко Метод задержки дыхания Ю.Буланова Рыдающее дыхание Вилунаса Метод Чарльза Дыхательная гимнастика йогов и другие


Дыхательная гимнастика, разработанная А. Н. Стрельниковой, способствует: повышению двигательной активности, подвижности тела; ликвидации венозного полнокровия в органах грудной и брюшной полостей; обеспечению вентиляции легких с одновременным массирующим действием мускулатуры органов брюшной полости; тренировке и стимуляции отдельных мышц и их групп, необходимых для сужения проходов в различных органах и системах – дыхательной, мочевыделительной, пищеварительной, половых органах, кровеносных и лимфатических сосудах, органах зрения;


Правила выполнения Вдох должен быть шумным, резким и коротким, как хлопок в ладоши. Выдох должен осуществляться после каждого вдоха самостоятельно Вдох делается одновременно с движениями.. Счет в гимнастике Стрельниковой – только на восемь, считать следует мысленно, не вслух. Все вдохи и движения делаются в ритме и темпе строевого шага. Упражнения можно делать стоя, сидя, лежа.


Важно! При плохом самочувствии, слабости или обострении заболевания гимнастику необходимо делать сидя или лежа. Начинать выполнение упражнений можно с 2–8 вдохов-движений, отдыхая в перерывах между ними 1–3 с и более в зависимости от состояния организма. Чем хуже самочувствие, тем чаще следует повторять небольшое количество упражнений, увеличивая их по мере улучшения состояния и переходя к выполнению из положения лежа в положение сидя, из положения сидя в положение стоя.


Методика проведения Рекомендуется делать за один урок весь комплекс упражнений, но не несколько «сотен» одного упражнения. Заниматься следует утром и вечером по 30 мин. При плохом самочувствии можно делать гимнастику несколько раз в день, сократив время выполнения. На одно занятие дыхательной гимнастикой должно уходить не более 30 мин. Гимнастику следует делать 2 раза в день: утром и вечером за 30 мин до еды или через 1–1, 5 ч после еды. При недостатке времени можно делать весь комплекс дыхательной гимнастики не по три «тридцатки» (одной «сотне»), а по одной (32 вдоха-движения) каждого упражнения. Начинать рекомендуется с упражнения «Ладошки» и заканчивать упражнением «Шаги». Общее время проведения гимнастики в таком случае составляет 6–7 мин.


Методика проведения При выполнении упражнений считать мысленно только по 8. Если ритм сбивается, можно отдыхать 3–5 с после каждых 8 вдохов-движений. Возраст для занятий дыхательной гимнастикой Стрельниковой не ограничен. Упражнения можно выполнять как детям с 3–4 лет, так и пожилым людям. Курс лечения дыхательной гимнастикой обычно составляет около 1 мес при ежедневном выполнении упражнений. При достижении результата при лечении какого-либо заболевания не рекомендуется бросать занятия гимнастикой, только в этом случае гарантирован как терапевтический, так и профилактический эффект.




Упражнение «Ладошки» Исходное положение: встать прямо, согнуть руки в локтях, локти при этом опущены вниз. Ладони направлены к «зрителю». Делать шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимать ладони в кулаки, совершая хватательные движения.


Упражнение «Погончики» Исходное положение: встать прямо, кисти рук сжать в кулаки и прижать к животу на уровне пояса. При вдохе резко толкать кулаки к полу, как бы отжимаясь от него. Во время толчка кулаки разжимаются. Плечи при этом должны быть напряжены, руки прямые, тянущиеся к полу, пальцы широко растопырить.


Упражнение «Насос» Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклониться вниз к полу, округлив спину, голову опустить, шею не тянуть и не напрягать, руки опустить вниз. Сделать короткий шумный вдох в конечной точке наклона.




Упражнение «Обхвати плечи» Исходное положение: встать прямо, руки согнуть в локтях и поднять на уровень плеч кистями друг к другу. В момент активного шумного вдоха носом выбросить руки навстречу друг к другу, как бы обнимая себя за плечи. Необходимо, чтобы руки двигались параллельно, а не крест-накрест.


Упражнение «Повороты головы» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох носом. Затем сразу же повернуть голову влево, опять сделать короткий шумный вдох. При выполнении упражнения посередине голову не останавливать, шею не напрягать, вдох делать коротким.


Упражнение «Ушки» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Слегка наклонить голову вправо – правое ухо идет к правому плечу, сделать короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклонить голову влево, левое ухо идет к левому плечу, опять сделать короткий шумный вдох носом.


Упражнение «Маятник головой» («Малый маятник») Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустить голову вниз, посмотреть на пол – резкий короткий вдох. Поднять голову вверх, посмотреть на потолок – резкий короткий вдох. Выдох уходит пассивно в промежутках между вдохами, голова при этом не останавливается посередине. Ни в коем случае нельзя напрягать шею.


Упражнение «Перекаты» Исходное положение: встать таким образом, чтобы правая нога была впереди, а левая – на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела распределить на обе ноги. Перенести тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу, левая при этом согнута в колене и отставлена назад на носок для равновесия (на нее не опираться). Выполнить легкое танцевальное приседание на правой ноге – шумный короткий вдох. Затем правое колено выпрямить и перенести тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу.


Упражнение «Передний шаг» (рок-н-ролл) Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх на уровень живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент сделать легкое танцевальное приседание – короткий шумный вдох носом.


Упражнение «Задний шаг» Исходное положение: встать прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Отвести согнутую в колене правую ногу назад, как бы ударяя себя пяткой по ягодице. На левой ноге в этот момент слегка присесть, одновременно шумно вдыхая носом. Затем обе ноги на одно мгновение вернуть в исходное положение – выдох уходит сразу же после каждого вдоха.

Точечный массаж

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой. Точечный самомассаж - это надавливание подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии дает хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с "общением" со своим телом в игровой ситуации и мысленным прого вариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путем воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук. Если боль ощущается от легкого надавливания пальцами, то следует массировать активную точку пальцами правой руки легко, быстро и поверхностно по центробежной спирали - от себя вправо (тонизирующее воздействие). Если же боль появляется только от сильного нажатия на точку, то нужно оказать успокаивающее воздействие, нажимая прямо на эту точку со средней силой большим пальцем правой руки, а затем растирать ее целенаправленно по центростремительной спирали - от себя влево. Ребенок здесь не просто "работает" - он играет, лепит, мнет, разглаживает свое тело, видя в нем предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж определенной части тела, ребенок, как в голографическом оттиске, воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, развивает у ребенка позитивное ценностное отношению к собственному телу.

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

(проводятся во всех группах)

I. Потягивание

И. п.- из позиции лежа на спине.

1. На вдохе левая нога тянется пяточкой вперед по полу, а левая рука - вдоль туловища вверх. Дыхание задерживается, руки и ноги максимально растянуты. На выдохе, расслабляясь, ребенок произносит: "ид-д-да-а-а". Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц левой стороны тела (происходит прочистка левого энергетического канала). 2. Правая нога тянется пяточкой вперед по полу, а правая рука - вверх, вдоль туловища - вдох. После задержки дыхания на выдохе произносится "пин-гал-ла-а". Цель: почувствовать удовольствие от растяжки мышц правой стороны тела (происходит прочистка правого энергетического канала). 3. Обе ноги тянутся пяточками вперед по полу, обе руки -вверх вдоль туловища. Дыхание задержать и на выдохе медленно произнести "су-шум-м-м-на". Цель: почувствовать удовольствие от напряжения, переходящего в расслабление (прочистка центрального энергетического канала).

II. Массаж живота

И. п. - лежа на животе.

1. Ребенок поглаживает живот по часовой стрелке, похлопывает ребром ладони, кулачком, снова поглаживает, пощипывает, имитирует движения тестомеса, замешивающего тесто, снова поглаживает. Цель: улучшить работу кишечника 2. С левой стороны пальчиками нажимает несколько раз более глубоко, словно палочкой проверяет готовность теста. Цель: воздействие на сигмовидную кишку и нормализация стула.

III. Массаж грудной области

И. п. - сидя по-турецки.

1. Поглаживание области грудной клетки со словами: "Я милая, чудесная, прекрасная". Цель: воспитывать бережное отношение к своему телу, учить любить себя. 2. "Заводим машину". Ребенок ставит пальчики на середину грудины от вилочковой железы вниз (кроме больших пальцев, все восемь остальных ставятся на одной линии сверху вниз), делает вращательные движения 5-6 раз по часовой стрелке со звуком "ж-ж-ж-ж". Затем 5-6 раз вращательные движения против часовой стрелки. 3. Сняв все пальцы с грудины со звуком "пи-и-и", нажимает на точку между грудными отделами в области сердца (сигнал - "машина завелась"). Цель: воздействовать на биоактивные точки грудного отдела, почувствовать радость от звукового сопровождения.

IV. Массаж шеи

И. п. - сидя по-турецки.

1. Поглаживает шею от грудного отдела к подбородку. 2. Развернув плечи, гордо поднимает голову на вытянутой шее. 3. Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кисти рук. 4. Представив, что у него красивая лебединая шея, любуется ею, как будто она отражается в зеркале. Цель: почувствовать радость от внутреннего ощущения красоты и гибкости прекрасной лебединой шеи.

V. Массаж ушных раковин

И. п. - сидя по-турецки. Ребенок лепит ушки для Чебурашки или для доброго, милого слона.

1. Поглаживает ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри раковин, за ушами. 2. Ласково оттягивает ушные раковины вверх, вниз, в стороны (по 5-6 раз в каждую сторону). 3. Нажимает на мочки ушей ("вешает на них красивые сережки"). 4. Лепит ушки внутри. Пальцами внутри раковины делает 7-8 вращательных движений по часовой, затем против часовой стрелки (пусть ушки будут чистыми и всеслышащими). 5. С усилием "примазывает глину" вокруг ушных раковин - проверяет прочность, заглаживает поверхность вокруг ушных раковин на расстоянии 1-1,5 см. Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слуховой аппарат и активные точки кишечника, выходящие на ушные раковины.

VI. Массаж головы

1. Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.

2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, от висков, от лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.

3. Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.

4. "Догонялки": сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавиатуре, "бегает" по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то догоняют друг Друга.

5. С любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы и представляет, что его "прическа самая красивая на конкурсе причесок".

Цель: воздействие на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.

VII. Массаж лица

Лепит красивое лицо.

1. Поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она была упругой.

2. Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой, затем против часовой стрелки по 5-6 раз.

3. С усилием, надавливая, рисует желаемый красивый изгиб бровей, затем щипками лепит густые брови от переносицы к вискам.

4. Мягко и нежно лепит глаза, надавливая на их уголки и расчесывая длинные пушистые реснички.

5. Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя за нос и представляет, какой красивый нос для Буратино у него получился.

Цель: предотвращение простудных заболеваний путем воздействия на активные точки лица. Выработка умения управлять мимикой.

VIII. Массаж шейных позвонков

Игра "Буратино"

Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево.

1. Мягкие круговые движения головой по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.

2. Повороты головы в стороны, вверх, вниз.

3. Наклоны головы во время "рисования" вправо, затем влево.

Цель: почувствовать приятное ощущение от медленных, плавных движений позвонков шейного отдела. Представить и рассказать, какие ощущения вызывают рисунки, выполненные движением носа в воздухе.

IX. Массаж рук

1. "Моют" кисти рук, активно трут ладошки до ощущения сильного тепла.

2. Вытягивают каждый пальчик, надавливают на него.

3. Фалангами пальцев одной руки трут по ногтям другой, словно по стиральной доске. Цель: оказать благотворное воздействие на внутренние органы, выходящие на биоактивные точки пальцев: сердце, легкие, печень, кишечник. Вызвать ощущение легкости, внутренней радости.

4. Трут "мочалкой" всю руку до плеча, сильно нажимают на мышцы плеча и предплечья; "смывают водичкой мыло", ведут одной рукой вверх, затем ладошкой вниз и "стряхивают воду". Цель: возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

Игра "Солнечные зайчики"

Дети встряхивают кистями рук (кисти в расслабленном состоянии) сверху вниз, словно обрызгивая друг друга. Представляют, как капельки воды, словно солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого цвета эти солнечные зайчики? Куда летят брызги? Мысленно дети строят радугу из водяных капелек, любуются цветом и блеском. Тянут ладошки вверх к солнышку, представляя, как добрая сила вливается в них. Цель: ощутить внутреннюю радость.

Игра "Птичка"

1. Руки сложены ладошками перед грудью. Птичка в клетке бьется, пытаясь освободиться, - руки напряжены и с усилием двигаются то влево, то вправо. Цель: воздействие на грудные железы помогает предотвратить образование мастопатии.

2. "Птичка вырвалась на свободу". Тело в расслабленном состоянии, руки поднимаются вверх и, разъединившись в свободном парении, опускаются. Манипуляция руками в свободном парении - в зависимости от фантазии ребенка. Цель: почувствовать радость освобождения и полета.

X. Массаж ног

И. п. - сидя по-турецки.

1. Подтягивая к себе стопу левой ноги, ребенок разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопывает по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вытягивает вперед носок, пятку, затем похлопывает ладошкой по всей стопе. Словно вбивая пожелания, говорит: "Будь здоровым, красивым, сильным, ловким, добрым, счастливым!.." То же - с правой ногой.

2. Поглаживает, пощипывает, сильно растирает голени и бедра. Делает пассовые движения поочередно над каждой ногой, "надевает" воображаемый чулок, затем "снимает его и сбрасывает", встряхивая руки. Цель: воздействие на биологически активные центры, находящиеся на ногах. Прочистка энергетических каналов ног.

Игра "Покачай малышку"

Ребенок прижимает к груди стопу ноги, укачивает "малышку", касается лбом колена, стопы, поднимает "малышку" выше головы, делает вращательные движения вокруг лица. Цель: развитие гибкости суставов, ощущение радости от гармоничного движения ног

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье и являются профилактикой простудных заболеваний.
Цель комплексов массажа заключается не только в профилактике простудных и других заболеваний, повышении жизненного тонуса у детей, но и в привитии им чувства ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие.
Продолжительность каждого комплекса составляет 1-2 минуты. Каждое упражнение выполняется 8-10 раз. Выполняя оздоровительный комплекс хотя бы раз в день, Вы непременно получите положительный результат!
Для детей 3-5 лет

1. Соединить ладони и потереть ими одна о другую до нагрева.
2. Нажимать указательным пальцем точку под носом.
3. Указательным и большим пальцем «лепить» уши.
4. Вдох через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом левая закрыта).
5. Вдох через нос и медленный выдох через рот.

1. Соединить ладони и потереть до нагрева одну ладонь о другую поперёк.

3. Указательными пальцами массировать ноздри.
4. Растирать за ушами сверху вниз указательными пальцами: «примазывать, чтобы не отклеились».
5. Сделать вдох, на выдохе произносить звук «М-м-м-м», постукивая пальцами по крыльям носа.
6. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».
Третий комплекс (март, апрель, май).
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем надавливаем на каждый ноготь другой руки.
3. «Лебединая шея». Легко поглаживаем шею от грудного отдела к подбородку.
4. Вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох через рот.
5. Несколько раз зевнуть и потянуться.
Для детей 5-7 лет

Первый комплекс (сентябрь, октябрь, ноябрь):
1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.
2. Указательными пальцами нажимать на точки около ноздрей.
3. «Уколоть» указательным и большим пальцами, как «клешнёй» перегородку носа.
4. Указательными пальцами с нажимом рисуем брови.
5. Указательным и большим пальцами «лепим» уши снизу вверх.
6. Вдох через левую ноздрю (правая в это время закрыта указательным пальцем), выдох через правую ноздрю (при этом закрывается левая).
7. Вдох через нос, медленный выдох через рот.
Второй комплекс (декабрь, январь, февраль):
1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперёк до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.
2. Слегка подёргать кончик носа.
3. Указательным пальцем массировать точку под носом.
4. Указательными пальцами нажимать точки у рта в местах соединения губ.
5. Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не отклеились».
6. Вдох, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком: «М-м-м-м».
7. Вдох через нос, выдох через рот на ладонь – «сдуваем снежинку».

Третий комплекс (март, апрель, май):
1. «Моем» кисти рук.
2. Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки.
3. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.
4. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.
5. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.
6. Игра «Весёлая пчёлка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «з-з-з». Ребёнок должен представить, что пчёлка села на руку, на ногу, на нос. Помочь ребёнку направить внимание на нужный участок тела.
7. Несколько раз зевнуть и потянуться.

Игровой массаж для детей младшего и старшего дошкольного возраста

Игровой массаж, как одна из форм здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Шадрина Елена Дмитриевна, музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад комбинированного вида №4 "Сказка" г. Сельцо Брянской области

Цель: формирование привычки к здоровому образу жизни.
Задачи:
1.Образовательные: усвоить правила овладения простейшими приёмами массажа;
2.Воспитательные: развивать положительные эмоции;
3.Оздоровительные: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
Описание материала: данный материал предназначен для воспитателей, музыкальных руководителей детских садов, педагогов дополнительного образования работающих с детьми дошкольного возраста, родителям.
Здоровье ребёнка - это его полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оздоровление детей становится приоритетным направлением в работе детских садов. Поэтому в дошкольных учреждениях должны быть созданы все необходимые условия в музыкальном, спортивном залах, групповых комнатах, на спортивной площадке и всей территории детского сада.
Здоровьесберегающие технологии в непосредственной образовательной деятельности -это:
Валеологические песенки распевки;
Дыхательная гимнастика;
Артикуляционная гимнастика;
Игровой массаж;
Пальчиковые игры;
Речевые игры;
Музыкотерапия;
В непосредственной образовательной деятельности учитывается индивидуальные и возрастные особенности каждого ребёнка, его интересы. Успех НОД - это совместная деятельность музыкальных руководителей, воспитателей, врача, педагога-логопеда.
Массируя определённые точки тела мы посылаем положительные сигналы своим органам (сердцу, легким, почкам, печени). Выполнение игрового массажа улучшает нервную систему, поднимает настроение. Обучение массажным приёмам происходит в игре. В НОД игровой массаж проводится под музыку - слова пропеваются. Дети закрепляют в игре навыки выполнения самомассажа.
Проводя игровой массаж используют разминание, растирание, поглаживание, легкие постукивания. Пальчики рук вытягивают и разминают. В центре ладони находится точка повышения активности.
Самомассаж ушей разогреваются трением ладошки и массируют ушные раковины вперёд-назад.
Игровой массаж
"Доброе утро" сл., муз., Е. Шадриной


Ножки, ножки топ, топ, топ
Потопайте скорей.
Ручки, ручки хлоп, хлоп, хлоп
Похлопайте скорей.
Мы погладим ушки, бровки
Носик разотрём
И дружно мы споём!
Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту, поглаживая и нежно надавливая пальцами на соответствующие точки.
"Мишки лепят" сл, О.Н.Арсеневской, муз., Е. Шадриной


Чтоб всегда здоровым быть,
Будем с мишками лепить.(сжимают и разжимают кулачки)
Слепим брови и реснички
Носик будет как у птички.
Слепим лобик, щечки, глазки.
Мы - волшебники из сказки!
Дети исполняют песенку и выполняют движения по тексту легко надавливая и поглаживая на точки.
"Вышел зайчик" сл., Х. Афанасенко муз., Е. Шадриной



Вышел зайчик на лужок,
На зелёный бережок.
(Плавные движения от переносицы к ушам)
Потирает зайка нос,
Чтобы носик не замёрз.
(Надавить пальцами на точку у крыльев носа)
Серый зайчик вместе с нами
Потирает над бровями.
(массаж точек у внутренних концов бровей)
Говорила зайке мать,
Надо ушки потирать!
(Надавить пальцами на точки у основания мочки уха)
Пальчиковые игры тоже относятся к игровому массажу
Пальчиковая игра
"Цветики"


Музыкальный руководитель: Смотрите, какие красивые наши цветы, какие нежные у них лепестки! Вечером, когда солнышко уходит спать, каждый лепесток закрывает свои лепесточки и тоже засыпает. А утром, чуть солнышко появится на небе, цветы просыпаются и подставляют свои нежные лепестки его теплым лучам. Давайте сейчас представим. что наши маленькие нежные пальчики - это цветочные лепестки.
Наши алые цветки
(Дети соединяют чуть согнутые ладони - бутон)
Распускают лепестки.
(Разводят пальцы в стороны, запястья соединены - раскрылся бутон)
Ветерок чуть дышит,
(Тихонько дуют на "цветок")
Лепестки колышет.
(Покачивают "цветком")
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
(Соединяют пальцы рук - вновь перед нами "бутон")
Головой качают
(Покачивают "бутоном" вправо-влево)
Тихо засыпают.
(Ладони сжимают в кулачки - "цветочки спят")
Утром ранним все цветки
(Снова делают "бутон", постепенно поднимают его вверх "тянется к солнцу")
Вновь распустят лепестки.
(Разводят пальцы рук в стороны - "бутон расцвел")
Таким образом игровой массаж влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто