Взрослеют ли девушки быстрее? Почему девочки взрослеют быстрее мальчиков

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Воспитатели детских садов и многодетные родители знают: мальчики дольше учатся читать и писать, чем девочки. И любой учитель начальной школы скажет: в младших классах лучше учатся девочки. Почему?

Они с самого начала развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Ходить мальчики начинают позже, чем девочки, примерно на 2-3 месяца, и на 4-6 месяцев - позже говорить. Все это видно родителям невооруженным глазом.

А вот санкт-петербургские нейропсихологи , записывая биотоки мозга новорожденных, обнаружили, что мозг у мальчиков и у девочек с самого начала работает неодинаково, так что, проанализировав взаимодействие электрических потенциалов разных областей коры мозга, можно с большой вероятностью сказать, какого пола младенец.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, которые зато более чувствительны к шуму. У девочек выше кожная чувствительность - их больше раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение они раскладывают перед собой свои богатства - куклы, тряпочки, бусинки, пуговички и играют на ограниченном пространстве: им достаточно маленького уголка.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение : мальчишки бегают друг за другом, бросают предметы и стреляют в цель, используя при этом все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей.

Рисунки мальчиков и девочек различаются с первых же лет. Девочки заполняют альбомы "принцессами", цветами, автопортретами, а мальчики -машинами, военными сражениями, всевозможной техникой.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: "Отойди, принеси, дай, сделай, перестань..." А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: "Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?.."

Замысел природы

Чем же обусловлены различия в психике мальчиков и девочек?
В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие правнуков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания.

Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской - на прогресс.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола, поэтому природа их "бережет", а мужского пола ей "не жалко". На особях мужского пола как бы отрабатываются все новинки эволюции. У мужчин больше и полезных, и вредных мутаций. Есть данные, что на 100 глухих девочек рождаются 122 глухих мальчика. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более развит, но менее надежен и очень раним.
При всех изменениях - и природных, и социальных - мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением, чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Потому-то мужчины любого возраста от мала до велика склонны к освоению нового пространства, рискованным поступкам, они сообразительны и в сложных ситуациях умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти мужские особенности сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшем школьном возрасте у девочек лучше развита речь, но мышление более однотипно. Мальчики, как правило, мыслят нестандартно и интересно.

В 1-м классе одной из гимназий провели такой эксперимент. Ученые спросили детей, для чего можно использовать кирпич. Первый ответ лежал на поверхности: построить дом. Дальше инициативу захватили девочки: а еще можно построить сарай, гараж, забор. Когда тема строительства была исчерпана, голос подал мальчик: "Когда мама солит в ведре грибы, кирпич она кладет для тяжести". Снова лес девчачьих рук - и самые разные примеры, как можно использовать кирпич в виде груза. Тему исчерпали. И снова мальчик: "Кирпичами можно обложить костер, чтобы трава не загорелась". Девочки бросились развивать и эту тему. А новый поворот - опять из уст мальчиков:"Можно положить на кирпич доску, и получатся качели", "Кирпичи можно бросать, как снаряды".

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот тщательности решения и аккуратности оформления они значения не придают. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получит двойку. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, тщательно прорабатывают детали.

У девочек речь беглая, они быстрее читают и аккуратнее пишут, но подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов, судя по результатам исследований, лучше удаются мальчикам.

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь - это особенность мужского ума. К тому же мальчики отстают от девочек в развитии. Их детство длится дольше. К 7 годам мальчики по своему биологическому возрасту, как правило, младше девочек-ровесниц на год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше ориентированы на усвоение информации (в отличие от девочек, которых больше интересуют отношения между людьми), за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение: его мозг как бы отключается, и ребенок перестает вас слышать.

Создается впечатление, что девочки более подготовлены к сексуальной жизни. Этому способствует, прежде всего, наступление менструального цикла и необходимость объяснения этого явления. Если девочка не подготовлена, она может испугаться, что в дальнейшем, несомненно, повлияет на ее половую социализацию.

Основная роль в такой подготовке исторически принадлежит матери. Поскольку приход менструации венчает кризис развития девочки, необходимо помочь ей менее болезненно пережить физиологические изме-нения, которые с ней произошли. Надо понимать, что ребенок испытывает дискомфорт, выраженный в смене настроений, в подавленности, или, наоборот, в гиперактивности.

Происходит огромный гормональный сдвиг, что, несомненно, влияет на психику ребенка. С приходом менструации девочка переходит на качественно новый социальный уровень, у нее формируется новый тип сексуально-ролевых отношений со сверстниками. Она начинает себя ощущать «маленькой женщиной». Не зря же исследователи замечают значительное взросление де-вочек по сравнению с мальчиками на границе младшего школьного и подросткового возрастов.

Девочка уже при рождении более зрелая. Она, как правило, раньше мальчика начинает ходить, а к периоду половой зрелости разница в биологическом созревании достигает двух лет. Вспомним начальную, да и среднюю школу. Высокие, женственные, развитые девочки и субтильные, невысокие в основе своей мальчики. Разница ощущается не только в физическом, но и в поведенческом аспектах. Девочки уже более взрослые, они легче социализируются, тем более, что школы изобилуют женским учительским влиянием.

Мне кажется, что важен не вопрос, кто именно созревает раньше: девочки или мальчики, а как мы, взрослые, подготовим детей к освоению половых ролей. В этой связи мне хотелось бы привести в качестве примера, а может быть и цели полового воспитания некий кодекс половой уравновешенности, составленный американским педиатром Алланом Фроммом. Текст приведен в сокращении. (Алан Фромм. Азбука для родителей, Ленинград, 1991. С. 200-201):

1. Нормальный человек получает удовольствие от половой близости. Это значит, что он не испытывает при этом ни стыда или страха, ни отвращения или неприязни. Он смотрит на половую жизнь как на совершенно естественное явление, как на проявление здоровой жизнедеятельности, от которой получает удовлетворение.

2. Он способен сексуально выразить свою любовь. Это значит, он довольствуется не только романтическими представлениями и нежными чувствами, но и использует свое тело для проявления любви.

3. Он понимает свою сексуальную функцию в жизни. Хотя в каждом мужчине имеются какие-то женские черты, а в каждой женщине — мужские, хорошо адап-тированный к жизни человек отличается своей ярко выраженной половой принадлежностью и не изменяет ее.

4. Он по-разному держится с мужчинами и женщинами. Не обращается с мужчинами, как с женщинами и наоборот. Половая адаптация — существенная часть общей адаптации, приспособленности к условиям жизни, по-этому мы не можем рассчитывать на сексуальную уравновешенность, если не научимся любить своего ближнего и жить с ним в согласии.

5. Он не нуждается в особых сведениях о биологическом устройстве половых органов, даже если нередко, особенно еще до достижения совершеннолетия, осведомлен в этом смысле недостаточно. Это значит, что теоретическое представление о половой жизни или практический опыт не столь уж существенны для нашей общей половой уравновешенности. Гораздо важнее другое — то, что мы представляем о ней и как относимся к этой стороне жизни.

Многие родители обращают внимание на то, что их девочки развиваются быстрее, чем мальчики того же возраста. Некоторые родители настораживаются, но это явление нормальное до определенного момента. Давайте разберемся, почему так происходит?

Мозг у девочек взрослеет быстрее, чем у мальчиков, считают специалисты университета Ньюкасла в Великобритании. Как пишет The Daily Mail , специалисты связывают этот факт с разницей в развитии мальчиков и девочек в подростковом возрасте. В исследовании, которое проводил университет, приняли участие 121 человек в возрасте от 4 до 40 лет. В ходе него было получено большое количество четких снимков мозга.

Как выяснилось, некоторые части человеческого мозга по мере взросления уменьшались, а ненужные связи между клетками убирались. Это отражение того, как в нормальном режиме протекает процесс обучения, заявляют специалисты. Такая «чистка» у девочек начинается примерно в возрасте 10 лет. В то же время эти процессы у мальчиков начинаются не раньше достижения ими 20-летнего возраста.

Кроме того результаты исследования показали, что критически важные, длинные связки между зонами мозга все же сохранялись. А вот очистка от других связей позволяла получить более работоспособную систему. После такого очищения сеть реорганизуется более эффективно, а мозгу становится проще фокусироваться на действительно важной информации.

Когда возникают различия

Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Когда рождаются мальчики, то они крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Безусловно, имеются индивидуальные различия, но мы будем говорить о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают немного позже примерно на 2-3 месяца, и говорить начинают на 4-6 месяцев позже.

Нейропсихологи в роддоме, записывая биотоки мозга новорожденных детей, выявили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает по-разному.

Примерно до 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, они утомляются от него быстрее. У девочек гораздо выше и тактильная чувствительность, они больше чувствительны к телесному дискомфорту и в то же время девочки более восприимчивы к прикосновениям, поглаживаниям.

При играх девочки чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, пуговички на ограниченном пространстве, тряпочки, бусинки, им всегда хватает маленького уголка. Мальки же применяют дальнее зрение: их игры в основном опираются на охват большого пространства, они бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам, чтобы получить полноценное психическое развитие требуется большее пространство, нежели девочкам. Если горизонтальной плоскости им не достаточно, то они осваивают вертикальную: бегать по спинкам диванов, начинают залезать на шкафы, висеть на наличниках дверей... Освоенное пространство у каждого ребенка отражается в рисунках по-разному. Мальчики, воспроизводя в рисунках окрестности своего участка, показывают больше домов, дворов, площадей, улиц, чем девочки. Альбомы девочек заполнены принцессами и автопортретами, а альбомы мальчиков - машинами и военными баталиями.

Замысел природы?

Как же так получается, что развитие у девочек и мальчиков различное? Ученые полагают, что это «хитроумности» природы. В эволюции всегда сражаются две противоположные тенденции: первая: природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему необходимы, передать по наследству именно их и, то есть, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. Второе: прогресс предполагает разнообразие потомков, среди которых будет тот, который даст возможность виду приспособиться к изменившимся условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воссоединяют в себе мужское и женское начало. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол легко утрачивает старые навыки и приобретает новые - что-то из этих приобретений обязательно пригодится в будущем, когда возникнут экстремальные условия.

Чтобы продолжить вид, необходимо большое количество представительниц женского пола. Природа оберегает женскую половину человечества, а мужской пол позаботится о себе сам. На представителях мужского пола отрабатываются все новшества эволюции. Именно поэтому мужчины обладают количеством полезных мутаций практически равным вредным генетическим мутациям. Например, глухих мальчиков рождается несколько больше, чем девочек с таким же дефектом. Дальтонизм так же чаще встречается у представителей мужского пола. Среди детей с дислексией, косоглазием, заиканием, задержкой психического развития в несколько раз больше мальчиков.

Мужской мозг крупнее, он более продвинут в развитии, но менее надежен и более раним. Мужчины больше реагируют на любые изменения как природные, так и социальные. Но природа наградила их поисковым поведением: чтобы они могли выжить, найдя другое место обитания, где теплее и можно найти корм. Именно поэтому мужчины, и мальчики в том числе, имеют склонность к освоению неосвоенных пространств, различным рискованным поступкам, они быстро соображают в сложных ситуациях и умеют принимать нестандартные решения.

Кто в чем сильней

Как такие особенности устройства мужского мозга сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки гораздо быстрее соображают нежели мальчики. Речевой аппарат девочек развит лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики клоны мыслить нестандартно и с интересом, но оттого, что они молчат, их внутренний мир мы не можем увидеть.

Безусловно, это не означает, что ни одна девочка не разработает новой идеи, но все-таки основные новые задачи гораздо лучше решают представители сильной половины человечества. А девочки придают больше внимания тщательности решения и аккуратности оформления. Мальчик чаще находят нестандартное решение математической задачи, но часто делают ошибки в вычислениях, что при водит к плохим результатам. Девочки более склонны к выполнению однотипных или шаблонных заданий, но они очень тщательно прорабатывают детали.

Речь девочек более беглая, они быстрее читают и у них красивее почерк, но та сторона речи, которая связана с поиском (решение кроссвордов, подбор ассоциаций) лучше дается мальчикам. Мальчики обладают более развитым пространственным представлением, потому что выполнение пространственно-зрительных задач требует поиска. С этим связано то, что мальчики намного лучше девочек решают геометрические задачи: они могут мысленно поворачивать фигуры и накладывать их одна на другую. А представительницы женской половины обозначают углы и стороны буквами, а далее оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

Памятка родителям

Если вы заметили, что ваш сын гораздо медленнее осваивает учебу, чем это удавалось его старшей сестре, плохо пересказывает и неаккуратно пишет в прописи, не впадайте в панику, это особенность мужского ума. Важно заметить, что детство мальчиков длится немного дольше. Врачи говорят, что к 7 годам мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на год.

Мальчики имеют свой путь взросления, но так как они больше их сверстниц ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Мать при обучении сына не должна сравнивать его с собой в детском возрасте, в силу таких возрастных отличий. Если вы ругаете мальчика, то свои пожелания изложите кратко и лаконично. Это необходимо для того, чтобы не перегружать мальчика эмоционально, потому что мальчики очень тяжело переносят эмоциональные нагрузки. Если вы его долго и нудно ругаете, то его мозг отключает слуховой канал, в результате чего ребенок перестает усваивать то, что вы хотите до него донести.
Интересно

Как показывает практика мальчиков, даже еще совсем крошечных, родители реже берут на руки и чаще ругают, нежели их сверстниц девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, дай, принеси, сделай, перестань...». А с девочками, даже еще совсем маленькими, родители разговаривают о чувственных состояниях: «Кто это грустный? Мне нравится... Ты любишь?...»

Комментарии: 2

    Существует мнение, что типичное поведение мальчиков и девочек закладывается в детстве родителями, которые дают своим детям игрушки, характерные для каждого пола: мальчикам - машинки и солдатиков, девочкам - куклы, мягкие игрушки и игрушечную посуду. Однако новое исследование, проведенное в Великобритании, заставляет усомниться в этой теории. Оказалось, что младенцы сами, без подсказки взрослых, выбирают игрушки, типичные для их пола.

    О вреде раннего развития детей, всех этих бесконечных кружков по лепке, повышению интеллекта и освоению языков с шести месяцев наконец-то стали громко говорить. Однако чаще всего специалисты ведут разговор в мягких тональностях: ребёнок не доиграет с родителями и утратит с ними связь, он будет уставать, потеряет мотивацию и навыки самостоятельности. Меж тем проблема перезанятости детей разнообразными курсами куда серьёзнее. И чрезмерное увлечение ими может быть не только вредно, но и опасно. Разницу чувствуете? Есть на ночь пирожные вредно, а есть незнакомые грибы - опасно. Так и с ранним развитием.

    Группа ученых из Питтсбурга, Беркли и Гарварда пригласила для исследования 32 подростком среднего возраста 14 лет. Исследование проходило в лаборатории визуализации внутренних процессов мозга. Подростков помещали в сканер и давали послушать 30-секундные записи голоса ругающих их матерей.

Они разные с самого начала и развиваются по-разному. Мальчики при рождении обычно крупнее девочек, у них больше голова и больше вес. Конечно, есть индивидуальные различия, но сейчас мы говорим о среднестатистических данных. Ходить мальчики начинают позже примерно на 2–3 месяца, и на 4–6 месяцев позже начинают говорить.

Нейропсихологи, записывая биотоки мозга новорожденных детей, обнаружили, что мозг мальчиков и девочек с самого начала работает неодинаково.

До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму, он их быстрее утомляет. У девочек выше и тактильная чувствительность, их больше раздражает телесный дискомфорт и в то же время они более отзывчивы на прикосновения, поглаживания.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: девочки играют в куклы, тряпочки, бусинки, пуговички на ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают вдаль предметы, используя все окружающее их пространство. Мальчикам для полноценного психического развития вообще требуется большее пространство, чем девочкам. Если горизонтальной плоскости им мало, они осваивают вертикальную: залезают на шкафы, бегают по спинкам диванов, висят на наличниках дверей... Освоенное пространство по-разному отражается и в рисунках детей. Мальчики, рисуя окрестности своего дома, показывают больше дворов, площадей, улиц, домов, чем девочки. Девочки заполняют альбомы принцессами и автопортретами, а мальчики – машинами и военными сражениями.

Замысел природы

Откуда эти различия в психике мальчиков и девочек? Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции всегда борются две противоположные тенденции: с одной стороны природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать по наследству именно их и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны прогресс предполагает разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое – что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Природа «бережет» женский пол, а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. От этого у мужчин больше как полезных, так и вредных генетических мутаций. Например, глухих мальчиков рождается больше, чем глухих девочек. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях – и природных, и социальных – мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Кто в чем сильней

Как эти особенности мужского «устройства» сказываются на обучении мальчиков? В дошкольном и младшешкольном возрасте девочки в речевом плане «забивают» мальчиков. Их речь развита лучше, но их мышление более однотипно. Мальчики мыслят нестандартно и интересно, но так как они молчат, их внутренний мир часто скрыт от нас.

Конечно, это не значит, что ни одна девочка не выдвинет новой идеи, но все-таки принципиально новые задачи лучше решают мальчики и мужчины. А вот тщательности решения и аккуратности оформления они значения не придают. Мальчик может найти нестандартное решение математической задачи, но сделать ошибку в вычислениях и в результате получить двойку. Девочки же, как и все женщины, лучше выполняют задания типовые, шаблонные, зато тщательно прорабатывают детали.

У девочек речь более беглая, они быстрее читают и красивее пишут, но та сторона речи, которая связана с поиском (подбор словесных ассоциаций, решение кроссвордов) лучше удается мальчикам. У мальчиков сильнее развито пространственное представление, потому что выполнение простран­ственно-зрительных задач требует поиска. Поэтому мальчики лучше решают геометрические задачи: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одна на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

* * *

Если ваш сын гораздо медленнее осваивает грамоту, чем это делала его старшая сестренка, плохо пересказывает и небрежно пишет буквы, не огорчайтесь, это особенность мужского ума. К тому же детство мальчиков длится дольше. К 7 годам они по своему биологическому возрасту младше девочек-ровесниц на целый год.

У мальчиков свой путь взросления, но так как они больше девочек ориентированы на усвоение информации, за их интеллектуальное развитие можно не беспокоиться.

Важно

Когда женщина учит мальчика, ей мало пригодится собственный детский опыт, сравнивать себя в детстве с ним – неверно и бесполезно. Ругая мальчика, изложите кратко и точно, чем вы недовольны. Он не может долго выдерживать эмоциональное напряжение. Его мозг отключает слуховой канал и ребенок перестает вас слышать.

Мальчиков, даже совсем маленьких, родители реже берут на руки и чаще ругают, чем девочек. По отношению к ним речь взрослых содержит в основном прямые указания: «Отойди, принеси, дай, сделай, перестань...». А с девочками, даже годовалыми, родители говорят о чувственных состояниях: «Мне нравится... Ты любишь? Кто это грустный?...»

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто