Игры на развитие тактильных ощущений. Сенсорное развитие: развитие осязания

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Тальма Лобель, профессор психологии Университета Тель-Авива и приглашённый профессор Гарварда, университетов Нью-Йорка, Сан-Диего и Калифорнии, написала свою первую книгу о влиянии физического окружения на наше поведение и эмоции.

«Тёплая чашка в холодный день» (в оригинале «Sensation. The New Science of Physical Intelligence») рассказывает о «физическом интеллекте». Тальма Лобель утверждает, что вещи, к которым мы прикасаемся, их температура, текстура, цвет, запах - все эти показатели непосредственно, но неосознанно для нас влияют на наше поведение, эмоции и решения. Свои утверждения израильский психолог подтверждает не только собственными житейскими наблюдениями, но и многочисленными исследованиями, проведёнными учёными в разных точках мира.

Например, в 2008 году группа исследователей из Йельского университета провела неожиданное исследование: для участников эксперимента испытание началось ещё в лифте, где ассистент профессора просил подержать испытуемого чашку с кофе, пока тот записывает его фамилию. Эта на первый взгляд ничего не значащая просьба была главным условием эксперимента. У половины испытуемых в руках оказывалась чашка горячего кофе, у второй половины - холодного. После этого участники наконец заходили в лабораторию, где им предлагали описать человека на фотографии по нескольким критериям. Необычным оказалось то, что прикоснувшиеся к горячему кофе участники были склонны считать незнакомого человека добрым и милым, то есть «тёплым». Другая половина испытуемых давала противоположные характеристики, описывая незнакомца как злого и неприятного.

Может ли резюме, напечатанное на плотной бумаге, оказаться более «весомым» для работодателя, чем напечатанное на тонкой бумаге? Зависит ли статус человека от размера блюда, заказанного в ресторане? Повлияет ли тёплая чашка чая на ваше решение о цене, которую вы готовы заплатить за новую квартиру? Тальма Лобель даёт ответы на все эти вопросы и предлагает читателям ознакомиться со множеством ситуаций, в которых на наши повседневные решения влияют на первый взгляд совершенно незначительные вещи.

FURFUR публикует отрывок из второй главы, в которой пойдёт речь о влиянии текстуры на наши ощущения и решения. Книга Тальмы Лобель выйдет в конце июля в издательстве «Альпина Паблишер» .

Отрывок из второй главы «Мягко стелет - жёстко спать»

«Тёплая чашка в холодный день.
Как физические ощущения влияют на наши решения»

Тальма Лобель

профессор психологии

аш осязательный опыт не ограничивается прикосновениями других людей. Тактильные ощущения мы получаем постоянно, часто их не замечая. Мягкое, жесткое, шероховатое, гладкое окружает нас постоянно в виде одежды, книг, сумок, компьютеров, смартфонов и планшетов. Мы ощущаем мягкость или жесткость подушек и стульев дома, в офисе или в ресторане. Вечером, ложась спать, мы чувствуем постель - мягкую или жесткую, какую сами некогда выбрали. Полотенца после душа, тонкие или толстые коврики на занятиях пилатесом или йогой - тоже источник тактильных ощущений.

Термины, связанные с осязанием, широко используются в переносном значении. Например, слово «жесткий» относится к трудным, неприятным ситуациям или периодам времени, поскольку соответствующее физическое прикосновение объекта

может быть грубым. Прилагательным «мягкий» мы метафорически описываем человека, с которым легко иметь дело, или податливого, легко поддающегося воздействию, - словом, мягкого как воск. «Твердый» - характеристика непреклонного, негибкого человека, на которого трудно повлиять, как на сложно поддающийся обработке материал.

Эти метафоры не просто фигуры речи, а свидетельство глубинной связи между физическими ощущениями и нашими поступками. А значит, фактура объектов, к которым мы прикасаемся, способна воздействовать на поведение. Может ли твердый или мягкий стул повлиять на мягкость или жесткость нашей реакции? Насколько важно, на чем мы сидим во время сложных переговоров?

«Твёрдый» - характеристика непреклонного, негибкого человека, на которого трудно повлиять, как на сложно поддающийся обработке материал.

И у сильных людей есть свои слабости

Каждый отпуск я езжу в Сан-Диего проведать свою дочь и внучек. Я люблю с ними общаться, слушать их истории и рассказывать свои. Днем, когда все в школе, мне нравится выходить на свежий воздух. Чаще всего я брожу вдоль берега: пляжи Сан-Диего прекрасны, погода тоже, прогулка может растянуться на многие мили. Вместе с моей хорошей приятельницей, которая живет здесь же, мы гуляем около полутора часов, а потом заходим посидеть в одно из прибрежных кафе.

Вдоль пляжа можно идти либо по песку, либо по тротуару - пути параллельны, только тротуар замощен. У нас с приятельницей нет предпочтений: в разные дни мы выбираем то тротуар, то песок.

Наблюдая за ней довольно долгое время, я заметила, что в некоторые дни она очень несговорчива, а в другие более уступчива: порой ей все равно, в какое кафе зайти, а в других случаях она требует, чтобы все шло в точности по начальному плану. Я всегда приписывала это ее переменчивости и внезапным вспышкам дурного или хорошего настроения. Однако не так давно я обратила внимание, что в те дни, когда мы идем по тротуару, она более упряма, чем когда мы ходим по песку. Главная разница этих двух путей состоит в том, что тротуар твердый, а песок мягкий. Возможно ли, чтобы тактильные ощущения твердости и мягкости смягчали или ужесточали настрой моей приятельницы?

Группа исследователей из Гарварда, Йеля и Массачусетского технологического института, изучая этот вопрос, нашла способ заставить испытуемых прикоснуться к твердому или мягкому предмету: прохожих приглашали посмотреть на фокусы и принять участие в действе. Вы, вероятно, помните, что перед выполнением трюка (готовясь, например, превратить носовой платок в голубку или высыпать кучу денег из пустой шкатулки) фокусник часто просит кого-нибудь из зрителей прикоснуться к предмету, чтобы убедить публику, что все происходит без обмана. Исследователи тоже предлагали прохожим тронуть предмет, якобы предназначенный для фокуса. Половине испытуемых давали твердый кусок дерева, другой половине - мягкое одеяло. Затем исследователи говорили участникам, что представление откладывается, и давали им другое задание, будто бы не связанное с первым: их просили прочесть абзац, описывающий некую неоднозначную ситуацию между начальником и подчиненным, а потом оценить в баллах некоторые качества подчиненного, часть из которых была связана с не уступчивостью и твердостью. Те, кому давали потрогать мягкое одеяло, сочли подчиненного менее неуступчивым и твердым (иными словами - более мягким), чем те, кому давали потрогать деревянный брусок. При этом текст был один для всех, и остальные свойства персонажа (как, например, общительность и серьезность) участники из обеих групп оценивали одинаково, мнения расходились лишь в отношении неуступчивости и твердости.

Сидевшие на мягких стульях соглашались с изначальной ценой легче, чем те, кто сидел на твёрдых.

Ученые решили выяснить, влияет ли ощущение мягкости и твердости не только на восприятие и оценки, но и на поведение - например, во время переговоров или обсуждения сделок. Сторонник мягких методов ведения переговоров воспринимает собеседника как друга и стремится к соглашению даже в тех случаях, когда от него требуются уступки. Такой человек скорее изменит собственную изначальную позицию, лишь бы достичь согласия с партнерами. Сторонник жестких методов, напротив, видит в собеседнике не друга, а противника; он обычно не доверяет оппоненту и не настроен менять свои изначальные намерения и идти на компромисс.

Чтобы понаблюдать, как осязательные ощущения мягкости и жесткости сказываются на манере ведения переговоров, исследователи предлагали участникам сесть на мягкий или твердый стул и просили представить себе, что они находятся в фирме по продаже автомобилей и хотят купить конкретную машину, на которой написана цена. Участники должны были дважды предложить свою цену (предполагалось, что первая названная ими сумма будет отвергнута продавцом). Сидевшие на мягких стульях соглашались с изначальной ценой легче, чем те, кто сидел на твердых. Мягкое сиденье заставляло людей и торговаться более мягко.

Мягкость и твердость могут служить характеристикой не только людей и типов поведения, но и некоторых социальных категорий - например, гендерной принадлежности. Гендерные роли, разумеется, в последнее время ощутимо изменились, однако в силу стереотипов некоторые свойства личности по-прежнему считаются «более мужскими» или «более женскими». Одно из этих свойств - мягкость. Как бы мы ни возмущались такими предрассудками, факт остается фактом: обычно считается, что женщины мягче мужчин, а мужчины жестче женщин.

Группа исследователей провела две серии опытов с целью выяснить, как наше сознание соотносит мягкие и жесткие ощущения с характеристиками мужественности или женственности. Во время первого опыта испытуемым демонстрировали на компьютерном экране восемь портретов, на которых люди не имели выраженных гендерных черт, а затем участникам предлагали указать, на каком портрете женщина, а на каком мужчина. При этом их просили сжимать в руке мячик (участникам объяснили, что эксперимент якобы исследует влияние параллельной деятельности на восприятие лиц). Испытуемых разделили на две группы: одним вручали мягкий мячик, другим твердый. Те, кому достался твердый мяч, принимали большее количество лиц за мужские, чем участники с мягким мячом. Иными словами, тактильные ощущения мягкости или жесткости повлияли на то, мужским или женским казалось лицо.

Во второй серии экспериментов участников вновь просили рассортировать лица на женские и мужские, только портреты на этот раз были не на компьютерном экране, а на бумаге - на ней испытуемые и должны были написать ответ от руки. Одной группе велели надавливать на ручку сильнее, чтобы надпись отпечаталась через копировальную бумагу на втором экземпляре, второй группе сказали давить на ручку слабо, чтобы не повредить копировальную бумагу, подложенную под лист. В результате выяснилось: те, кто сильнее надавливал на ручку, чаще называли лица мужскими, чем те, кто надавливал слабо.

Те, кому достался твёрдый мяч, принимали большее количество лиц за мужские, чем участники с мягким мячом.

Итак, мягкое или твердое тактильное ощущение влияет на восприятие гендерной принадлежности людей. Возможно ли получить аналогичные результаты в отношении других понятий, стереотипно считающихся «жесткими» или «мягкими»? Несколько ученых исследовали этот вопрос применительно к двум социальным категориям людей: одна характеризовалась принадлежностью к определенному направлению в науке, другая - политическими убеждениями.

Научные дисциплины обычно разделяются на «жесткие» и «мягкие»: естественные и точные науки принято считать жесткими, общественные - мягкими. Эта дихотомия мне не нравится, особенно если вспомнить, что психология часто считается общественной, то есть «мягкой» наукой, хотя мы, психологи, ставим контролируемые эксперименты и производим количественные измерения так же, как ученые, занимающиеся точными и естественными науками.

Исследования политической жизни показали, что в США Республиканская партия считается «жестче» Демократической и большинство американцев полагают, что демократы «мягче» республиканцев. В отношении экономики и международной политики, а также в социальных вопросах, таких как аборты и однополые браки, республиканцы демонстрируют более жесткую позицию, чем демократы.

Ученые решили выяснить влияние тактильных ощущений на то, кем сочтут испытуемые неизвестного им человека - демократом или республиканцем, физиком («жесткая» наука) или историком («мягкая» наука). Участникам показывали фотографии четырех мужчин и четырех женщин и просили угадать политическую принадлежность каждого, при этом испытуемые сжимали в руке мяч - мягкий или жесткий. Как и в случае с гендерной принадлежностью, сжимавшие мягкий мяч более часто определяли людей как демократов, чем испытуемые из другой группы, которые сжимали в руке жесткий мяч.

В следующем эксперименте участникам давали фотографии профессоров и просили определить, физик или историк изображен на снимке. И опять одной группе давали мягкий мяч, другой - твердый. По сравнению с группой, державшей мягкий мяч, участники с твердым мячом отнесли большее количество профессоров к физикам.

Результат этих исследований показывает, что тактильные ощущения воздействуют на наш выбор. Осязаемые мягкость и жесткость активизируют психологическое представление о мягкости и жесткости. Физические ощущения влияли на то, жестким или мягким люди сочтут некое взаимодействие, к «мягкой» или «жесткой» категории отнесут других людей. Ощущения влияли на реальные человеческие поступки.

Осязаемые мягкость и жёсткость активизируют психологическое представление о мягкости и жёсткости.

Потрогайте шершавое, а теперь гладкое.

Однажды моя трехлетняя внучка Натали застала своего отца в дурном настроении. Настроение - штука сложная (да и можно ли его называть «штукой»?), и некоторые ученые тратят всю жизнь на то, чтобы исследовать его феномен, однако Натали, этот «малолетний психолог», сразу нашла объяснение папиной хандре: он зол, потому что у него лицо заросло волосами! Она имела в виду щетину на небритом лице, однако я решила, что ее толкование - как часто бывает у детей - очень логичное. «Конечно же, у папы сегодня колючее настроение, потому что у него колючее лицо!» - так думала Натали.

Неровность и шершавость во многих языках ассоциируются с трудностями, разочарованием и болью, что указывает на глубинную связь между ощущениями и словами.

Когда в юности я служила солдатом в воздушных войсках, ночные дежурства длились с семи часов вечера до восьми утра, затем мы на сутки возвращались домой, а на следующее утро вновь шли на службу. Такой распорядок меня устраивал и оставлял время для университетских лекций, и все же ночные смены я ненавидела. Нас разделяли на две группы, и каждой давали по четыре часа сна в маленькой комнате. Я отчетливо помню шершавые одеяла и простыни. Со временем мы выяснили, что можно приносить свои полотенца, простыни и наволочки, и спать стало удобнее и приятнее. Даже дежурства показались не такими тягостными: я начала больше радоваться времени, проведенному там с друзьями. Атмосфера сглаживалась, мы работали в согласии, споры и конфликты возникали реже. Мы все понимали, что на гладком белье спать стало приятнее, однако до этого нам не приходило в голову, что постельное белье повлияет не только на сон, но и на нашу жизнь во время бодрствования. Сейчас, много лет спустя, я убеждена, что тактильные ощущения от мягкого и грубого белья влияли на наши поступки и отношения: дело было не в том, что мы вставали не с той ноги, - просто мы спали не на тех простынях.

Группа исследователей попыталась выяснить, скажется ли прикосновение к гладкой или шероховатой поверхности на восприятии человеческих отношений как «гладких» или «шероховатых». Для получения тактильных ощущений участников усаживали за картинку-головоломку, которую нужно было собрать из отдельных фрагментов (якобы для тестирования когнитивных способностей). Половине участников вручали головоломку с гладкими глянцевыми фрагментами, другой половине - с фрагментами, покрытыми крупнозернистым абразивом. После собирания головоломки участникам давали другое задание, якобы не имеющее отношения к «когнитивному тесту»: их просили прочесть расшифровку стенограммы раз- говора между двумя людьми. Разговор был намеренно неоднозначным - то ли дружеская беседа, то ли ссора, - и участников просили определить, дружелюбный это диалог или враждебный, обсуждение или спор.

Студенты, которым досталась головоломка с абразивом, сочли диалог более агрессивным, недружелюбным и конфликтным (то есть «шероховатым»), чем студенты из второй группы, имевшие дело с гладкой головоломкой: те восприняли диалог как дружеский и неконфликтный (то есть «гладкий»). Несмотря на то что диалог всем давали один и тот же, простое прикосновение к гладкому или шершавому предмету повлияло на то, «гладкими» или «шероховатыми» показались студентам отношения людей, изображенных в диалоге. Интересно, что в обеих группах степень близости персонажей участники оценивали одинаково, головоломка повлияла лишь на параметры, связанные с «гладкостью» и «шероховатостью».

Прикосновения к гладкой, шероховатой, твёрдой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтём некую ситуацию, мягко или жёстко себя поведём.

Почему фактура имеет значение: выстраивание жизненного опыта

Мы не замечаем, как фактура самых разных предметов, которых мы касаемся, воздействует на наши суждения, мысли и поступки. Прикосновения к гладкой, шероховатой, твердой или мягкой поверхности влияют на то, «гладкой» или «шероховатой» мы сочтем некую ситуацию, мягко или жестко себя поведем. Эти невероятные на первый взгляд результаты совершенно логичны с точки зрения теории воплощенного познания. Они предполагают, что метафоры и абстрактные концептуализации связаны с нашим телесным опытом и на нем основываются. То есть физические ощущения от фактуры (мягкости и твердости, шероховатости и гладкости) - это «кирпичи», из которых строятся одноименные абстрактные понятия. Понятие «шероховатых» взаимоотношений между людьми, например, основывается на ощущении шероховатой фактуры, которое человек получает в самом начале жизни.

Ребенок усваивает понятия через физические ощущения. Он со временем понимает, что материнская рука или плюшевый мишка мягкие, а стол для медицинского осмотра жесткий. На этом фундаменте физических ощущений он выстраивает последующие структурные связи, расширяя значение дальше, словно бы создавая мысленный файл с тем же именем «мягкость», в котором вместе с физическим опытом хранится соответствующий эмоциональный. Когда мы взрослеем, тактильные ощущения гладкости, мягкости и шероховатости пробуждают в нас эмоции, соотносящиеся с младенческим сенсорным опытом, и таким образом влияют на наше поведение, эмоции и суждения. Наш мозг считывает старый файл и действует соответственно.

Абстрактные понятия могут возникать из нашего сенсомоторного опыта, когда физические ощущения активируют определенный участок мозга. Если физические ощущения суть «кирпичи» абстрактного знания, а метафорические выражения порождаются сенсомоторной деятельностью, то участки мозга, возбуждаемые при тактильных физических ощущениях (твердое/мягкое, гладкое/шероховатое), будут возбуждены и при использовании соответствующих метафор (гладкие отношения, твердый ответ). И напротив: если абстрактные понятия основаны не на сенсорном опыте и метафоры в языке случайны, то при прикосновении к гладкому предмету и при употреблении метафоры «гладкие отношения» будут активизироваться разные участки мозга. Именно этот вопрос исследовали недавно ученые с помощью аппарата функциональной магнитно-резонансной томографии (ФМРТ).

ФМРТ - неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга, то есть отследить вовлеченность участков мозга в обработку поступающей информации. Аппарат дает возможность видеть активность различных участков мозга во время когнитивных и эмоциональных процессов, таких как формирование суждений, принятие решений, запоминание, решение задач, чтение различных текстов и пр.

В недавнем исследовании, о котором идет речь, ученые выбрали 54 фразы, содержащие тактильные метафоры, такие как «день прошел негладко», и поставили им в пару фразы, имеющие то же значение, но не содержащие метафор, такие как «день прошел плохо», например: «у нее мягкое сердце» - «у нее доброе сердце», «она дала твердое обещание» - «она дала надежное обещание». Участники, мозг которых сканировался аппаратом, лежали в наушниках, через которые им зачитывали фразы. В результате опыта исследователи, измерявшие мозговую активность, обнаружили, что, когда мы ощущаем фактуру через прикосновение и когда участник слышит фразу с фактурной метафорой («день прошел негладко»), активизируются одни и те же участки мозга. Когда же участникам зачитывали фразы с тем же значением, но без метафор («день прошел плохо»), сенсорные участки мозга не активизировались.

Эти результаты свидетельствуют о том, что метафоры обрабатываются теми же участками мозга, которыми он «чувствует» или отслеживает определенную сенсорную информацию. При обработке фраз, имеющих то же значение, но не использующих тактильных метафор, эти участки мозга не возбуждаются.

ФМРТ - неинвазивная технология, позволяющая замерить изменения в токе крови, вызванные активностью мозговых клеток (нейронов) в разных частях мозга.

Брить или не брить?

Жизнь - череда переговоров. Вышеописанные открытия имеют самые реальные последствия для деловых переговоров и обсуждения сделок. Обратите внимание на стулья, на которых вы с оппонентом сидите во время важной беседы. Если его стул мягкий - больше вероятности, что собеседник будет более гибок и пересмотрит свое предложение или переменит взгляд на дело. Если же вы оба сидите на холодных твердых сиденьях, вы, скорее всего, покажетесь друг другу недружелюбными и несговорчивыми.

Эффект распространяется, конечно, далеко не на одни стулья. Вспомните, сколько разных предметов попадает нам в руки - мы касаемся множества вещей и даже не замечаем этого. Я постоянно ношу с собой сумку, обычно мягкую, и если откладываю ее в сторону, то, как правило, ненадолго. Зато на деловые переговоры мы приходим с компьютерами и не выпускаем эти твердые предметы из рук. Не из-за этого ли мы так твердо держимся своей точки зрения в обсуждениях? Еще один твердый предмет, часто попадающий в руки, - телефон, чехол которого может быть гладким, или шероховатым, или с мягкой подкладкой. Возможно ли, что из-за гладкого чехла мы чувствуем себя более расслабленными, когда говорим по телефону с семьей и друзьями?

Мы ежедневно общаемся со своими супругами, детьми, друзьями, ведем «переговоры» о том, сколько часов ребенку позволено просидеть за компьютером или у телевизора, во сколько ложиться спать, сколько денег тратить, в какое время приходить домой после вечеринки; обсуждаем с мужем или женой семейный бюджет, планы на отпуск, методы воспитания детей; на работе оцениваем проекты и контракты, сроки и условия, наем и увольнение работников, обсуждаем сделки с заказчиками и сражаемся за более выгодные условия.

В таких обсуждениях мы порой мягки, даже слишком, а в иных случаях жестки, тоже иногда сверх меры. Бывало ли так, что вы, твердо намереваясь стоять на своем, позже уступали? Всегда ли вы способны держаться своего решения и игнорировать доводы оппонента? Теория воплощенного познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твердым предметом из ближайшего обихода. Наш настрой может поменяться от пользования, например, мягкими полотенцами и гладкими простынями вместо грубого и неприятного на ощупь белья. Не секрет, что хорошо выглаженные льняные простыни приятны для кожи, но не всем известно то, что показали описанные исследования: гладкость простыней может повлиять на ваши чувства к партнеру, который делит с вами постель. Чтобы сгладить напряжение, накопившееся за день, можно выбрить лицо или ноги или одеться во что-нибудь мягкое и шелковистое для усиления эффекта.

В обыденной жизни результаты этих исследований могут помочь и с маленькими детьми, которые обычно любят мягкие игрушки. Предметы вроде любимого ребенком одеяла или любимой мягкой игрушки психологи называют «переходным объектом». Он усиливает у детей чувство защищенности и снижает беспокойство, особенно в незнакомых или тревожных ситуациях. Простое прикосновение к предмету, не обязательно «переходному», может смягчить поведение ребенка и его восприятие обстановки. Вспомните об этом, когда в следующий раз будете покупать игрушку своим детям или внукам.

Теория воплощённого познания предполагает, что наше восприятие ситуации может зависеть от простого контакта с гладким, шероховатым, мягким или твёрдым предметом из ближайшего обихода.

Прикосновения к мягкому объекту могут помочь и детям постарше. Я часто слышу, как школьные психологи и учителя рассказывают о нестандартных способах помощи детям с дефицитом внимания или проблемным поведением. Один из таких способов - дать ребенку мягкий предмет, который можно потрогать, сжать, повертеть в руках во время урока (как, например, мягкий упругий мячик): профессионалы полагают, что это повышает внимательность ребенка и снижает агрессию.

Моя приятельница-психолог однажды ходила на сеансы к психотерапевту - женщине, которой она восхищалась. Во время бесед психотерапевт все время держала в руках кошку, и мою приятельницу (которая больше любит собак) это поначалу раздражало, однако со временем она привыкла и затем посещала сеансы несколько лет. Она отзывалась о психотерапевте как о терпимом, никогда не осуждающем, сопереживающем чело- веке, который во всем видел лучшую сторону даже в самых сложных ситуациях. Несомненно, психотерапевт сама по себе была человеком мягким и сочувствующим, однако не зависело ли ее поведение еще и от того, что она все время перебирала пальцами мягкую кошачью шерстку?

Животные иногда используются в психотерапии для лечения пациентов с эмоциональными проблемами и затрудненным общением. Взаимодействие с животными и забота о них, безусловно, положительно влияют на людей. Исследования показали, что самые простые действия - такие как приласкать или погладить животное - понижают частоту пульса и кровяное давление, частично снимают тревожность и стресс, помогают расслабиться. Если вы решите завести домашнего питомца, подумайте не только об ответственности за него, но и о пользе, которую он принесет всей семье. Погладить мягкое живое существо - лучший способ выявить мягкость не только его натуры, но и вашей собственной.

Уже в первые месяцы жизни кроха реагирует на прикосновения, учится различать их и начинает некоторым отдавать предпочтение. Например, одному малышу может нравиться, когда мама легонько похлопывает его по спинке, другой предпочитает, чтобы его поглаживали по ручкам и ножкам. Это говорит о том, что ребенок в состоянии воспринимать прикосновения, различать характер прикосновений и реагировать на них.

Нежные прикосновения. Положите малыша на спинку и легкими круговыми движениями поглаживайте его по ручкам, ножкам, животику. При этом ласково разговаривайте с ребенком или негромко напевайте песенку.

«Рельсы-рельсы». Положите ребенка на животик. Поглаживайте его по спинке разнообразными движениями, приговаривая стишок:

Рельсы-рельсы, (указательным пальцем поглаживаем ребенка вдоль спинки)
Шпалы-шпалы, (поглаживаем ребенка поперек спинки)
Ехал поезд запоздалый. (рукой, согнутой в кулак проводим по спинке ребенка с легким нажимом)
Из последнего вагона
Вдруг посыпался горох. (легко и быстро постукиваем малыша по спинке подушечками пальцев)
Пришли куры – поклевали, (указательным пальцем «ставим точки» на спинке отрывистыми движениями)
Пришли утки – пощипали, (слегка пощипываем кожу ребенка)
Пришел слон -- потоптал, (ладонью ставим «следы» по спинке)
Пришел дворник – все убрал. (кончиками пальцев поглаживаем по спине -- «сметаем»)

Это упражнение-игру можно проводить и в более позднем возрасте. С помощью такой игры-массажа ребенок учится различать разную силу воздействия на кожные покровы, ассоциировать силу и характер прикосновений с действиями персонажей стихотворения. Массажные движения развивают чувствительность кожи, стимулируют кожные рецепторы, что способствует развитию тактильных ощущений.

Учимся хватать. Для того чтобы малыш освоил навык захвата предметов, вкладывайте ему в ручку небольшие игрушки, погремушки, мячики. Пока кроха не умеет ощупывать предметы кончиками пальцев, мы можем развивать тактильную чувствительность его ладоней. Для совершенствования тактильной чувствительности эти предметы должны быть разными по форме, размеру, фактуре. Игрушки из тканей разнообразной на ощупь текстуры (бархат, вельвет, материал с гладким или ворсовым покрытием и т.д.) предоставляют ребенку новые тактильные ощущения, которые малыш учится сравнивать. Игры с фактурными предметами развивают сенсорную чувствительность и мелкую моторику.

Гирлянда из игрушек. Подвесьте над малышом на высоту 20--30 см гирлянду с игрушками разной фактуры. Взмахивая ручками, кроха будет случайно наталкиваться на игрушки, а затем станет это делать целенаправленно. Чуть позже, натолкнувшись ручкой на игрушку, малыш заинтересованно начнет ее исследовать, внимательно рассматривать, ощупывать поверхность. Помогите ребенку почувствовать фактуру материала: взяв его ручку в свою, 2-3 раза проведите ладошкой по поверхности сначала одной игрушки, затем второй и т.д.

3-6 месяцев

Начало активного движения ручками способствует усложнению действий с предметами: кроха пытается дотронуться до игрушки, обхватить ее пальчиками, слегка сжать.

Когда ребенок освоит хватательные движения, предлагайте ему разнообразный материал для захватывания и ощупывания. Материал, из которого изготовлены игрушки, может быть самым разным: пластик, дерево, силикон, резина, ткань.

Развивающий коврик. Способствуют развитию тактильной чувствительности игры с развивающими ковриками и мягкими подвесными панелями. Как правило, они имеют множество разнообразных по форме, цвету и фактуре деталей, выполненных из разных материалов.

Познакомьте малыша с новой игрушкой, покажите, как нужно тянуть за веревочки, нажимать на игрушку-пищалку, вынимать из кармашков предметы. Возьмите руку ребенка в свою и проведите ею по элементам коврика, аппликациям из ткани. Знакомя малыша с разнородными материалами, проговаривайте прилагательные-ощущения: гладкий, шершавый, мягкий, теплый, холодный, жесткий и т.д. -- в соответствии с осязаемой фактурой материала.

Изучаем форму предметов. Предлагайте малышу для захвата, ощупывания и манипулирования предметы разной формы. Это может быть мяч, кубик, фигурки от сортера («коробки форм»), элементы конструктора. Каждый раз, когда кроха возьмет предмет, говорите, какой он формы. Важно научить ребенка ощущать и распознавать форму предметов не только зрительно, но и с помощью осязания.

Вязаная кукла. Купите или изготовьте самостоятельно малышу вязаную или матерчатую куклу. Играя с такой куклой, ощущая фактуру вязки, кроха активизирует рецепторы кожи, развивает чувствительность пальцев и совершенствует осязание. Играть с куклой можно по-разному: покажите малышу, где у куклы глазки, носик, вместе с ним погладьте ее ладошкой. Обыграйте действия с куклой. Например, скажите ребенку: «Кукла упала и ударилась. Пожалей ее. Погладь куклу» или «Кукла скушала всю кашку. Похвалим куколку. Погладь ее». Как с любой другой мягкой игрушкой, игра с куклой способствует развитию эмоциональной сферы ребенка. Также эта мягкая игрушка призвана формировать у малыша эмоциональный отклик на позитивные тактильные ощущения.

Что я ощущаю? Цель игры – дать крохе разнообразные ощущения от соприкосновения с разнородным материалом. Для этого нужно подготовить несколько предметов-стимулов: перышко или пуховку из пудреницы, металлическую ложку, мягкий матерчатый мяч, кусочек меха, мочалку, массажную рукавичку. В эту игру можно поиграть, например, во время переодевания. Положите малыша на спинку и по очереди проводите каждым предметом по его ручкам, ножкам, животику. Дайте ребенку ощупать каждый предмет. Соприкасаясь с разными по фактуре материалами, малыш испытывает разные тактильные ощущения. Всякий раз проговаривайте ощущения, которые ребенок должен испытывать в данный момент (например, кусочек меха – мягко; перышко – щекотно; ложка – холодно).

6-9 месяцев

В этом возрасте малыши активно включаются в процесс игры: свободно берут и манипулируют предметами, стремятся все потрогать, схватить, совершить какие-либо действия.

Водные забавы. Водные процедуры доставляют ребенку новые ощущения. Когда малыш купается, можно провести такой эксперимент. Понадобятся пульверизатор, лейка и ковшик. Наберите по очереди в каждую емкость воды и направьте струйку или брызги воды на ручки, спинку ребенка – пусть малыш испытывает разные ощущения от соприкосновения кожи с водой. Регулируйте высоту, на которой держите лейку: чем выше струя воды, тем интенсивнее ощущения. Можно проговаривать потешку:

Дождик, дождик, веселей! (брызгаем на малыша из пульверизатора)
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи --
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!
Вот как дождик капает!

Дождик, дождик, припусти, (поливаем кроху из леечки)
Побежим мы за кусты,
Встанем под осинкой,
Накроемся корзинкой!
Посмотри, как дождь льет.

Дождик, дождик, посильней – (поливаем кроху из ковша)
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На нашем лужочке.
Дождик, дождик, пуще,
Расти, травка, гуще.
Вот какой сильный дождь пошел.

Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
(Рус. нар.)

Игры с песком. Для развития тактильных ощущений хорошо подходят игры в песочнице. Пусть ребенок пересыпает песок из одной ладони в другую, зарывает в него свои пальчики. Сооружайте для крохи башенки из песка – наверняка у него возникнет желание разрушить постройку.

Взаимодействие с песком не только способствует совершенствованию осязания и развивает мелкую моторику, но и благотворно влияет на нервную систему малыша.

«Я леплю из пластилина…» Лепка из пластилина, соленого теста, цветной массы способствует развитию тонких движений пальчиков, осязания. Разминая в ручках пластичную массу, размазывая соленое тесто по поверхности стола, сплющивая пластилиновые шарики, кроха ощущает пластичность материала. Малыш учится регулировать силу воздействия на материал, чтобы придать ему другую форму. Это оказывает благотворное воздействие на развитие мелкой моторики, возникновение тактильных ощущений и восприятия.

9-12месяцев

В этот период усложняются движения малыша. Тактильного материала, который можно предложить ребенку для исследования, становится больше, и он может быть разнообразнее.

Пальчиковые краски. Порисуйте совместно с ребенком пальчиковыми красками. Покажите ему, как нужно набирать краску на свои пальчики и размазывать ее по бумаге. Предложите крохе создавать красочные отпечатки. Можно отпечатать на бумаге свои ладошки; можно катать или возить по бумаге шнурок, предварительно окунув его в краску; можно приложить к бумаге листья деревьев и т.п.

Рисуют все! Насыпьте тонким слоем на широкий поднос манку. Предложите крохе порисовать пальчиками, выводя узор из крупы.

Все эти материалы для рисования создают тактильную среду для ребенка, активизируются рецепторы кожи на кончиках пальцев – развивается их чувствительность, осязание, мелкая моторика.

На прогулке. Осмотрите участок, на котором вы гуляете с малышом, и найдите предметы с разнофактурной поверхностью. Это может быть кора дерева, травянистый участок, листья, камни.

Предложите ребенку для изучения разнородный материал: небольшие, удобные для захвата камешки, веточки, шишки, травинки, листочки с разных деревьев. Предлагая предмет, четко проговаривайте его название, цвет, фактуру. Например: «Это камешек. Он гладкий. Дай свою ручку – потрогай, какой гладкий камешек». Проведите ладошкой ребенка по разным предметам – дайте ему почувствовать поверхность материала.

Проговаривайте обозначения ощущений: камешек – гладкий, трава – мягкая, кора дерева – шероховатая (шершавая) и т.д. Маленький исследователь будет рад изучить такие интересные предметы. Соблюдайте элементарные правила безопасности: следите за тем, чтобы кроха не тянул предметы в рот. Держите наготове влажные салфетки, чтобы протереть ручки ребенка после игры.

Мы читаем. Разнообразьте библиотеку ребенка, купив ему книжки-игрушки с плюшевыми вставками: лапками, ушками, крылышками изображенных на обложке животных. Можно приобрести книги, имеющие мягкие пухлые страницы из ткани различной фактуры. Такая книга не только знакомит ребенка с изображением окружающих предметов, но и позволяет в полной мере задействовать его тактильную чувствительность.

Знакомим с понятиями. Познакомьте малыша с разными понятиями, обозначающими ощущения. Для этого лучше предлагать материал для сравнения.

Твердый – мягкий. Подберите предметы из твердого и мягкого материала. Например, кубик и мягкую игрушку; пластмассовый шарик и матерчатый мячик. Протяните крохе сначала один предмет. Проговорите те ощущения, которые ребенок может испытывать: «Потрогай, это кубик. Пощупай, какой он твердый. Этот кубик деревянный». Затем таким же образом протяните другой предмет, проговаривая противоположные ощущения: «Это мышка. Потрогай, какая она мягкая. Погладь мышку».

Гладкий – шершавый. Подберите предметы с гладкой и шершавой поверхностью. Например, атласный бант и банную рукавичку. Предложите ребенку каждый предмет для исследования и сравнения ощущений.

Холодный - теплый. Для демонстрации этих понятий нужны чайная металлическая ложка и пластиковая бутылочка с теплой водой, обернутая в ткань. Прикоснитесь каждым предметом к ручке ребенка, называя ощущения («холодно», «тепло»), которые он испытывает. Разнообразьте материал для сравнивания ощущений. Проговаривая понятия, предлагая материал для осязания, вы даете ребенку представление о его фактуре и свойствах.

Что в мешке? В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его – основываясь на тактильных ощущениях. С помощью тактильной чувствительности пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен. Тем не менее, на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь тактильных ощущений он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о предмете. Эта игра тренирует тактильную чувствительность. Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке.

Всем самый тёплый приветик!


Вот и прошла половина нашего марафона! Из 103 участниц осталось нас 43. Зато каких! Самых креативных, самых лучших мамочек, которые очень интересно занимаются со своими крохами, придумывают оригинальные свои занятия и получают (надеюсь) от всех этих развивашек удовольствие

Знаю, что некоторые из бывших участниц выбыли по состоянию здоровья или отсутствия интернета и времени, желаю всем вам крепкого здоровья и т.д. наши посты всегда открыты - для себя вы всегда сможете взять какую-то идейку и интересно позаниматься со своим ребёночком в любой день.

______________

Ну а всех, кто остался в наших рядах, я ПОЗДРАВЛЯЮ С ПЯТОЙ НЕДЕЛЕЙ!


Отчитывание за «круглую» неделю - , уже идёт полным ходом, молодцы, девочки!

Ну а я предлагаю всем нам следующие задания.

УТОЧНЕНИЕ: учитывая то, что на прошлой неделе некоторым участницам было мало заданий и описания особо я никакого не кидала (что-то решила, что с мячиками и пузырями каждый сам придумает, как играть), то на этой неделе заданий и больше, и описания я добавила, так сказать, учла ваши пожелания и предложения, надеюсь, вам понравится.

________________________

Эту неделю я решила посвятить таким знакомым многим ощущениям, с которыми мы знакомим наших деток ещё с первых дней их жизни (когда прикасаемся к их крошечным ручкам и ножкам… ) - ТАКТИЛЬНЫМ ОЩУЩЕНИЯМ. А потом наши крохи познают очень много предметов на ощупь (первая погремушка, вкуснючая бутылочка, тёплая водичка и т.д.) и все эти знания на всю жизнь откладываются в их памяти, которая сейчас, в возрасте 1-3 лет - уникальна! Малыш способен запомнить очень много звуков, слов, понятий, предметов, и конечно же - отличать их на ощупь, именно развитием этого умения мы и займёмся с вами на этой недельке.


Итак, у нас«НЕДЕЛЯ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ».

____________________________________________________



1. Задание. Изучаем главные понятия: твёрдый/мягкий, гладкий/шершавый, пушистый/колючий, тёплый/холодный

Цель: Познакомить (или улучшить знания) малыша с разных понятий, обозначающими ощущения. Для этого лучше предлагать материал для сравнения.

Например:


Твердый – мягкий. Подберите предметы из твердого и мягкого материала. Например, кубик и мягкую игрушку; пластмассовый шарик и матерчатый мячик. Протяните крохе сначала один предмет. Проговорите те ощущения, которые ребенок может испытывать: «Потрогай, это кубик. Пощупай, какой он твердый. Этот кубик деревянный». Затем таким же образом протяните другой предмет, проговаривая противоположные ощущения: «Это мышка. Потрогай, какая она мягкая. Погладь мышку».

Советик: предлагаю дополнительную мини-игру с твёрдым предметом:«Перекатывание карандаша или ручки в ладонях» . Эта игра способствует стимуляции биологически активных точек и тонизирует организм в целом, а ещё - способствует развитию всеми нами любимой мелкой моторики


Гладкий – шершавый. Подберите предметы с гладкой и шершавой поверхностью. Например, атласный бант и банную рукавичку. Предложите ребенку каждый предмет для исследования и сравнения ощущений.

Пушистый/колючий. Подберите пушистые и колючие (но не травмоопасные!!! ) предметы для сравнения. Например, пушистые варежки, шапка «из кролика» и шишка, игрушка «ежик» из пластмассы и т.д. Расскажите, почему именно тот или иной предметы называю КОЛЮЧИМ, а что может напоминать мягкая поверхность (пушистых зверей, вату и т.д.).

Холодный - теплый. Для демонстрации этих понятий можно использовать пластиковую бутылочку с теплой и холодной водой. Прикоснитесь каждым предметом к ручке ребенка, называя ощущения («холодно», «тепло»), которые он испытывает. Разнообразьте материал для сравнивания ощущений. Проговаривая понятия, предлагая материал для осязания, вы даете ребенку представление о его фактуре и свойствах.

Ещё один из способов изучить такие ощущения - конечно же поиграть вместе с ребёнком с водой и льдом.

____________________
2. Задание.
Играем с «Волшебным мешочком»

Цель: Угадывание на ощупь предметов. Эта игра тренирует тактильную чувствительность. Совсем скоро ваш малыш начнет с легкостью угадывать с помощью тактильных ощущений, что за предмет находится в мешочке. Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами. Как играть? В небольшой мешочек положите 5-6 разных по форме и материалу предметов: железный ключ, пластиковое колечко от пирамидки, деревянный кубик, маленький тряпичный мяч, небольшие игрушки или что-то любое другое, главное, чтобы предметы были малышу знакомы и разные по форме и материалу. Предложите малышу, засунув руку в мешочек, вытащить любой предмет. Сначала ребенок ощупывает предмет, не видя его – основываясь на тактильных ощущениях. С помощью тактильной чувствительности пальцев кроха может почувствовать форму предмета и текстуру материала, из которого он изготовлен. Скорее всего, на первых порах получить полное представление о предмете с помощью одних лишь тактильных ощущений он не может. Когда ребенок вынимает предмет из мешочка, с помощью зрения он составляет полное представление о предмете.

Вы можете разнообразить эту игру:

- пусть малыш сам положит туда предметы, а вы «угадывайте», подыгрывая своей крохе;
- положите предметы одинаковой формы, но разных размеров, и пусть достанет сначала «большой» мяч, а потом - «маленький».
- спрячьте «волшебный мешочек» на ночь, а утром пусть малыш там обнаружит что-то новое и интересное.
- фантазируйте, удивляйте, радуйте своего ребёнка, пусть он верит в волшебство и будьте счастливы!
__________________

3. Задание. Поделки с ватой и/или ватных дисков


Главная цель: поиграть с мягкими предметами и получить от этого удовольствие))

Считают, что если и существует самый нежный, мягкий, а главное абсолютно безопасный материал для детских поделок, то это вата. Надеюсь, ваш малыш с удовольствием поработает с пушистыми хлопьями, создавая несложные, но очень красивые и оригинальные поделки из ваты или ватных дисков своими руками.

______________________________


4. Задание. Сделать «Ёжика»
Поскольку этот зверь - яркий представитель «колючего» мира,именно его я взяла для нашего следующего задания.
Не забудьте во время работы акцентировать внимание малыша на «колючках».

Сделать Ёжика можно из любого материала, который захотите. Например:
1. Аппликации

2.Нарисовать ёжика, например - вилкой.

3.Рисуем ручками

4. Из бумаги поделки


5. Тесто (пластилин) и вермишель


6. Ёжик с прищепок

__________________
Ещё, можно сделать вот такую красоту с помощью семечек, клея и мамы))

ЭТА ИДЕЯ ОТ УЧАСТНИЦЫ МАРАФОНА - Кстати, девочки, если у вас есть какие-то идейки на будущее - смело кидайте мне их в личку, буду рада! Возможно в следующих заданиях я и их использую.



5. Задание. Ножки по дорожке

Главная цель: научить ребенка ощущать разные предметы и материалы босыми ножками.

Для этого можно сделать дорожку из разных материалов:

Например, положите шерстяной шарф, мятую бумагу, из кубиков мостик через реку, можно положить подушку, клеенку, фольгу, разные ткани. Поищите, что еще вы можете использовать.

Может быть есть мочалка, камешки, массажный коврик.

Дорожка должна состоять из разных материалов.

Для деток постарше придумайте, какой участок вашей дороги что будет обозначать, например подушка – это мох в болоте, значит дорога идет через болото, шерстяной шарф – пустыня. Придумайте историю, в которой герою надо было идти в далекий путь. Может быть надо найти волшебный напиток для бабушки, у которой болят ножки или для дедушки, у которого плохо видят глаза. Вы узнали, что это волшебное средство находится в далеком месте и чтобы туда добраться, надо сначала пройти полем (это может быть коврик), потом болотом, потом лесом. В конце пути положите бутылочку с водой, это и будет волшебным средством.

Запоминают ли наши ступни? Давайте проверим. Для этого пусть ребенок постоит на каком-либо материале, но пусть он не подсматривает, затем надо найти из трех-четырех материалов тот, какой вы давали первым.

Совет: можно сделать постоянно действующую тактильную дорожку. Она просто необходима детям, у которых есть плоскостопие, часто болеющим детям, так как стимуляция стоп повышает иммунитет. Для этого надо сшить несколько разных тканей в виде дорожки. На отдельные участки можно нашить пуговицы, на другие пришить шнур, выложив его в виде узора или просто заполнив им пространство. Так же можно использовать мех, можно вшить мешочки с крупами, только надо использовать крупную крупу, например перловку. Но в этом случае нельзя будет ее стирать. Постелить такую дорожку можно от кровати ребенка до двери, чтобы он почаще наступал на нее. Объясните ребенку, что она необходима для того, чтобы он рос здоровым и сильным.

__________________

Ещё один из самых лёгких способов развивать наши ножки - бегать вот по таким дорожкам:



______________________

6. Задание. Сделать Неньютоновскую жидкость
ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ - выполняем по желанию.

Неньютоновская жидкость - это жидкость, которая ведет себя не по правилам! При быстром и резком взаимодействии она становится похожей на твердое тело, а при медленном воздействии становится жидкостью. То есть, при течении её вязкость зависит от градиента скорости.

Рецепт неньютоновской жидкости:

МАТЕРИАЛЫ:

Картофельный или кукурузный крахмал

Холодная вода

Глубокая миска

Клеенка


ПРОЦЕСС ПРИГОТОВЛЕНИЯ:

Смешайте в миске крахмал и воду (ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО! 1:1) для получения сметанообразной массы. Вымешивайте смесь, постепенно добавляя воду. Как только концентрация смеси вам нравится, воду можно отставить.

Причем: меньше воды – неньютоновская жидкость дольше находится в твердом состоянии, много воды – очень быстро становится жидкой. Надо найти баланс между этими двумя состояниями. Если вы перелили воды – не расстраивайтесь. Или подождите, когда крахмал осядет и лишнюю воду можно будет слить или добавьте еще крахмал. Непоседливых детей больше устроит второй вариант:).

Эта жидкость быстро высыхает, на второй день она уже станет полностью твёрдой, можете вновь добавить водичку и дальше поиграть со своей крохой.

P.S. Внимание! Эту жидкость нельзя выливать в канализацию, чтобы не засорить, а надо дождаться, когда высохнет, и просто выбросить в мусорник.
________________
7. Задание. Развивашка от себя

ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ - выполняем по желанию.

Выполнить любое СВОЁ занятие с ребёнком, которое придумаете сами, на «тактильную» тематику и написать о нём в отчёте.

_______________________________


Сроки написания отчета: 05 -07 декабря 2015г


ЖЕЛАЮ ВСЕМ ПОЛУЧИТЬ САМЫЕ ПРИЯТНЫЕ ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ НА ЭТОЙ НЕДЕЛЕ!!! И конечно - же забывайте после каждого занятия ОБНИМАТЬ свою кроху - это самые приятные ощущения для всех-всех деток!


________________________________

P.S. Следующая тематическая неделя у нас будет «цветная». Готовьтесь!

_____________________________


Желаю всем позитива и добра! И пусть все-все детки будут ЗДОРОВЫМИ!!!

Для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики малыша – важный орган, который отвечает за развитие мыслительной деятельности ребенка.

Ребенок прикоснулся к шершавой ракушке и гладкому камню. И это не просто прикосновения. В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И вы можете сто раз говорить малышу о том, что бывает вода горячая и холодная. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Вот в какие игры, развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома.

1. Походите с малышом по дому и исследуйте разнообразные предметы . Расскажите и покажите ребенку, что предметы могут быть гладкие, шероховатые, твердые, мягкие, пушистые. Предложите крохе с закрытыми глазками дотрагиваться до предметов, пусть он запомнит эти ощущения. Теперь дотрагивайтесь не только пальчиками, а и плечом, ножками, щекой.

2. Покажите ребенку предметы, которые имеют две различные по ощущениям стороны. Например, атласная ленточка, обложка книжки и странички, кусочки кожи. Походите и поищите в доме еще такие же предметы.

3. Хорошая играткани на ощупь . Сделайте с ребенком . Разложите разные кусочки ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к каждому кусочку.

4. Возьмите небольшой красивый мешочек . Показывайте ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки, пластмассовые колечки от пирамиды и т.д. Возьмите пуговицу, покажите ребенку. Скажите: «Смотри, какая красивая пуговица, подержи ее». После бросьте ее в мешочек со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения. Если найдет, пусть расскажет о его свойствах – гладкий, твердый и т.д.

5. Поиграйте в игру «Магазин тканей» . Возьмите заготовки различных кусочков ткани. Разложите их на прилавке. Пусть к вам приходят в магазин различные зверушки, куклы и покупают ткань для одежды. Например, пришел зайчик, ему нужна тонкая, нежная ткань для кофточки. Мишке нужна ткань потеплее для свитера. Кукле Маше – для шубы. Предложите малышу разделить ткань на две кучки: ткань для зимы и для лета. Поговорите о том, чем они отличаются.

6. Игры в ванной . Намочите разные куски ткани в воде. Посмотрите, какая ткань намокнет быстрее, какая медленнее. Намокли? Теперь предложите ребенку выкрутить ткань. Очень полезное упражнение. Еще одна игра: налейте в стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье, растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте большое количество. Будет достаточно и трех капель. Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и т.д. Этими же веществами можно порисовать на ванной. Смотрите, что быстро стекает, а что медленно.

7. . Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук малыша.

8. Можно сшить ребенку тактильный коврик . Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Пусть ребенок походит по нему ножками.

9. Исследуем чувствительность на теле . Прикасайтесь к разным частям тела ребенка карандашом или перышком. Пусть ребенок угадает, одним или двумя карандашами вы прикасаетесь к нему. Поиграйте в игру «Что я рисую?» Рисуйте на теле малыша несложные картины: геометрические фигуры, буквы. Пусть он угадывает, что вы нарисовали. Еще один вариант игры «Чем я дотрагиваюсь?» Прикасайтесь к ребенку расческой, мочалкой, платочком, мягкой игрушкой.

10. Можно сделать тактильные аппликации . Для этого возьмите разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки, спички, скорлупки, листья и т.д. Предложите ребенку намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит так, как ему хочется.

11. Сделайте аппликации с крупой . Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто