Развитие сенсорных способностей у ребенка. Развитие сенсорных способностей посредством.docx - «развитие сенсорных способностей посредством занятий по схтд с детьми младшего дошкольного возраста

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

«Развитие сенсорных способностей посредством
занятий по СХТД с детьми младшего дошкольного возраста»
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию,
знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и
грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует
постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так,
для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом,
ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета,
материала.
Ведущим местом в работе с детьми младшей группы является сенсорное
развитие, формирование у детей трех лет представлений о внешних свойствах
предметов: их форме, цвете, величине, необходимых для восприятия
окружающего мира.

Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного
педагогического процесса. Оно лежит в основе умственного, физического,
эстетического развития ребенка.

Для того чтобы нарисовать, вылепить какой­либо предмет,
предварительно надо хорошо с ним познакомиться, обследовать его,
запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.
Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные
материалы, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями,
приобретают навыки работы с ними. Дети успешно овладевают техническими
навыками: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются
в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают
сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой
деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно
общаются друг с другом и воспитателем.
В начале учебного года наблюдая за детьми, было выявлено, что многие
дети затрудняются в группировании предметов по цвету, форме, из величин
они различают лишь большой и маленький предмет, у ребят слабо развита
мелкая моторика. Большинство детей не умеют правильно держать в руке
карандаш, фломастеры, некоторые боятся брать в руки краски. Поэтому было
решено заняться этой темой более углубленно.
Для развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного
возраста выделили три направления в работе: 1) создание развивающей среды;
2) использование дидактических игр; 3) участие родителей в проводимых с
детьми занятиях.
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения
ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает
свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает
пространственными отношениями; овладевает миром звуков, приобщается к

музыкальной культуре; развивается физически, познает особенности
устройства собственного организма; экспериментирует с цветом, формой,
создает продукты собственного творчества и т. д.
В группе были изготовлены следующие пособия: панно «Кораблик», при
помощи которого дети могут прикрепить цветную одежду при помощи
цветных прищепок, посчитать треугольные и прямоугольные лучи у солнца,
поиграть с разноцветной каруселью. Панно «Транспорт» помогает ребятам
запомнить цвет того или иного автомобиля, ориентироваться. «Дидактическое
кресло» служит не только местом отдыха, но ребята могут посчитать
геометрические фигуры, покормить кита цветными рыбками, обследовать
предмет.

Для усвоения сенсорных способностей ребенка немалое значение необходимо
уделять играм, способствующим развитию данной техники познания у
ребенка. Игра способна заинтересовать малыша. Когда у ребенка есть
интерес, он получает знания непринужденно, усваивает большое количество
информации, и на это тратится небольшой промежуток времени.

В группе были изготовлены следующие игры: «Подбери колеса», «Цветные
муравьи», «Цветные домики», «Цветные кисточки», где ребята раскладывают
кисточки по банкам; «Кляксы», «Накорми акулу», где дети закрепляют
основные цвета и упражняются в счете; игра «Противоположности» помогает
ребятам запомнить большие и маленькие, высокие и низкие предметы; в игре
«Цветные крышки» дети не только закрепляют основные цвета, но и
тренируют память, «Разложи по порядку», альбом «Цветные цифры», «Божьи

коровки»;с помощью игры «Геометрические фигуры» ребята упражняются в
различении геометрических форм. Все эти игры использовались и как часть
занятия, так и в самостоятельной деятельности детей.
Наибольшим успехом у ребят пользовались игры­забавы с цветной
солью и блестящими камушками. На подносе с солью дети выкладывали
рисунок из камней, рисовали на соли, раскладывали с помощью мерной
ложечки по цветным баночкам. Очень понравилось ребятам варить каменный
суп, а затем раскладывать его по тарелкам, закрепляя цвет, форму, тяжесть
камней. Изготовив из бросового материала кораблики с парусами разной
формы и величины, дети отправляли их в плавание, дули на них, изображая
ветер. Большой интерес вызвал совместно изготовленный макет, так как в
последствии ребята могли в него поиграть, выбирая по какой они дорожке
поедут, по длинной или короткой.

В процессе изобразительной деятельности происходит знакомство с
цветом, формой, положением в пространстве. В своей работе регулярно
провожу такие занятия. В своей работе я использую нетрадиционные техники
рисования, аппликации, лепки. Их особенность состоит в том, что они
позволяют детям быстро достигать желаемого результата.

Разнообразие используемых материалов расширяет и обогащает
сенсорный опыт детей. Доступность использования нетрадиционных
технологий так же определяется возрастными особенностями детей. Свою
работу я начинаю с более доступных технологий, постепенно усложняя их.
­Рисование пальцами и ладошками
­Рисование штампами. Самые простые штампы, оставляющие точки и
кружочки – это ватная палочка, колпачки от фломастеров, бумажные
трубочки, поролон. Использовали пробки от шампанского, ластик на конце
простого карандаша, сырой картофель, листья деревьев любой предмет с
интересной фактурой.

Все выполненные работы мы использовали для создания предметно­
развивающей среды. В группе постоянно оформляем выставки детских работ.

В приемной выставляем коллективные работы детей по сезону, и
персональные вставки (в них приняли участие Лисина Маша, Илькин Матвей,
Сизова Саша, Путанов Костя, Анисифоров Лева, Говорунов Вова).

Ребята принимают участие в изготовлении украшений для приемной
и веранды. Так у нас появились веселые пчелки и забавные птички, озорные
котики.

Наши работы использовались в качестве оформления вернисажей в стенах
сада: коллективная работа «Город мой родной», выставка рисунков «Папу
поздравляю», «Цветы для мамочки».

В творческий процесс стараемся вовлечь не только детей, но и родителей.
В группе мы устраивали выставки «Осенние фантазии».

В преддверии новогоднего праздника в группе удачно прошел конкурс
новогодней игрушки. Все ее участники получили грамоты победителей и
участников.

Выставка «А у мамочки моей руки золотые» показала, какие у нас мамы
мастерицы.
Для информирования родителей о сенсорном развитии ребенка была
изготовлена специальная памятка для родителей «Правила рисования
карандашами и красками», консультация «Развитие сенсорных способностей у
детей младшего дошкольного возраста», «Наши руки не для скуки. Лепим из
соленого теста».
В этом году я являлась руководителем творческой групп по
художественно­эстетическому воспитанию. Работая в которой делилась
своим опытом влияния СХТД на развития детей.
В рамках группы нам удалось участвовать во всех мероприятиях
детского сада.
Кроме того был проведен круглый стол «Штампы», где воспитателе
обменялись своими находками, презентация игр по изобразительной
деятельности. Мною была проведена творческая мастерская «Планета идей»
по изготовлению новогодней игрушки, подарка ко дню защитника Отечества.

Участники творческой группы разработали требования к уголку
изобразительной деятельности.

В течения года ребята неоднократно принимали участие в различных
творческих конкурсах: Дергунов Вячеслав, Романов Всеволод, Ендирякова
Саша группа №1, Липшев Гриша, Антонов Тимофей, Деменьтьева Настя
группа №2, Маркевцев Захар группа №8. Сизова Саша, Анисифоров Лева,
Чугункин Илюша, Лисина Маша, Жоржиков Гордей группа №10.
Работая над этой темой, я могу сказать, что у детей повысился уровень
сенсорного воспитания, дети познакомились с сенсорными эталонами, со
способами обследования предметов, научились анализировать, сравнивать
предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у
них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в
повседневной жизни. Ребята с удовольствием стали рисовать, лепить. Дети
стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают
дружеские
отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что
такое сенсорное воспитание, какое оно имеет значение в развитии ребенка и
какую роль в сенсорном воспитании играет занятия продуктивными видами
деятельности и дидактическая игра.
На будущее планирую эту работу продолжить, используя свою
программу «Мишутка».

МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»

Проект

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

Составила воспитатель

1 квалификационной

Тип проекта.

Участники проекта.

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.

Актуальность:

Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.

Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.

Новизна проекта.

Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Цель проекта.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Задачи:

    Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

    Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.

    Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.

    Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

    Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

Формы и методы реализации проекта:

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.

Предполагаемый результат.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта.

    Этап -подготовительный.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Сроки

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Сентябрь

Диагностирование детей в рамках проекта

Сентябрь

Анкетирование родителей

Сентябрь

Разработка поэтапного плана работы с детьми и родителями

Октябрь– апрель

    Этап –основной.

На втором основном этапе проекта будет осуществляться деятельность по реализации плана работы с детьми и родителями.

будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы, обобщён опыт работы и представлен на конкурсах различного уровня.

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛЬ

СРОКИ

Д/и «Красивый букет»

Д/и «Цвета»

Д/и «Найди на ощупь»

Д/и «Сложи бочонки »

Д/и «Волшебный мешочек».

Д/и «Дырявый коврик»

Д/и«Шнуровка»

Познакомить детей с цветами спектра и их названиями.

Учить детей подбирать карточки с нужным цветом карандашей к другой карточке. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить детей сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов.
Формирование умения детей устанавливать отношение предметов по величине.

Учить определять название запаха предмета, устанавливать отношения между предметом и его запахом.

Учить находить среди геометрических фигур недостающие элемента коврика.

Развивать мелкую моторику рук, точность глазомера, тренировать усидчивость.

Д/и «Волшебный лес»

Д/и «Найди одинаковые»

Д/и «В какую коробку?»

Игровое занятие «Моем посуду»

Д/и «Собери игрушку»

Д/и«Разложи фигуры по местам!»

Практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине.

Учить различных осязательные ощущения, опираясь на тактильные ощущения.
Учить распределить разные виды игрушек разных размеров по пяти коробкам.

Учить определять различные тепловые ощущения.

Работать над умением дифференцировать различные геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения.

Закреплять знания плоских геометрических форм – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником. Формирование умения подбирать нужные формы разными методами.

Д/и «Тактильные крышечки».

Д/и«Самая длинная, самая короткая»

Д/ игра «Запомни свой цвет»

Д/и «Картинка из фигур»

Д/и «Где солнышко»

Д/и«Квадратики с секретом».

Д/и «Шумовые яички»

Игровое занятие «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Учить находить ткани разных фактур на ощупь.

Учить раскладывать разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Называть ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.

Формирование умения детей группировать объекты по цвету.

Развивать умение определять положение предмета в пространстве.

Учить ощупывать предметы и находить к ним пару.

Учить дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички».

Познакомить с получением промежуточных цветов при смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Д/и «Определи на ощупь»

Д/и «Почини одежду зайчатам»

Д/игра «Чередование флажков»

Д/игра «Подбери к шарикам круги»

Д/и «Какого цвета не стало?»

Д/и «Один - много»

Учить детей находить определенный предмет на ощупь и называть его.

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету (оттенки цветов).

Формирование умений соотносить объемные предметы с их плоским изображением (круг, шар).

Определить, какого цвета не стало.

Развивать активное внимание, умение быстро сосредотачиваться; стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Д/и «Найди такой же вкус».

Д/и «Какой музыкальный инструмент»

Д/игра «Кому какой?»

Д/игра «Выкладывание орнамента».

Д/и «Какого цвета предмет?»

Д/и«Гвоздики-резиночки»

Д/и«Собери гирлянду»

Учить находить кислый, сладкий, соленый и горький вкус.

Учить различать на слух музыкальный инструмент.

Совершенствование умений детей сравнивать предметы по цвету и величине.

Вырабатывание у детей умения воспринимать взаимное расположение фигур.

Учить детей под карточку с изображением контура предмета подбирать карточку необходимого цвета.

Закреплять знания разнообразных видов геометрических фигур, линий, изображать их с помощью резиночек.

Учить детей по памяти собирать гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

Д/и «Шумовые яички».

Д/и «Из каких фигур состоит машина?».

Д/и « Из чего сделано?»

Д/и «Разноцветные комнаты".

Д/и«Геометрическое лото»

Д/и«Найди пару»

Д/игра «Окраска воды».

Закреплять умение дифференцировать неречевые шумы, находить одинаковые по звучанию «яички», развивать логическое мышление, внимательность, память.
Учить определять по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней фигур.

Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (резина, металл, дерево, стекло, пластмасса).

Продолжать развивать представление детей об основных цветах спектра.

О своение умений выделять различные формы.

Закреплять умение находить одинаковые по цвету и рисунку картинки, закреплять знания геометрических фигур.

Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте.

Д/игра «Картинка из фигур»

Д/игра «Кто высокий?»

Д/и «Большой – маленький»

Д/и «Кто чем питается»

Д/игра «Мозаика»

Д/ игра «Что нужно кукле?»

Игровое занятие «Домашний лимонад»

Работать над умением дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры.

Формирование умения понимать относительность высоты предмета.

Закреплять умение детей подбирать предметы по величине.

Развивать мелкую моторику рук, закреплять знания о домашних и диких животных.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить взаимное расположение мозаики на плоскости с учетом их цвета.

Формирование умений у детей подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки цветового тона, форму.

Совершенствовать знания детей о значении воды, ее свойствах и вкусовых качествах.

Работа с родителями.

Мероприятия

Сроки

Анкетирование родителей.

Сентябрь

Создание предметно-развивающей среды

Октябрь - апрель

Консультации «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста»

Привлечение родителей к изготовлению дидактических игр по сенсомоторике.

Выставка игр, пособий, способствующих обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

« Сенсорное воспитание ребенка в семье».

Беседа «Дидактическая игра в жизни ребёнка».

Памятка «Чему обучается ребенок в игре?»

Консультация «Предметно-развивающая среда дома».

Консультация «Роль дидактических игр по сенсорному воспитанию и мелкой моторике».

Индивидуальные беседы.

Октябрь-апрель

Презентация по овладению сенсорными умениями детей в детском саду.

3 этап –заключительный.

На третьем заключительном этапе будут подведены итоги реализации проекта, выявлены достижения и недостатки, определены перспективы.

Итоговое занятие «Домашний лимонад».

Литература

1. О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа.

2. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Под редакцией Л.А.Венгера

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования».

4. «Сенсорное воспитание в детском саду» Под редакцией В.Н.Аванесовой, Н.Н.Поддьякова.

5. «Развитие игровой деятельности».Средняя группа. Москва 2014г.

6.«Сборник дидактических игр для детей 4-7 лет» . Л.Ю.Павлова

Снежана Сергеевна Гарбуз
Развитие сенсорных способностей дошкольников

Актуальность : Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей.

Сенсорное воспитание-это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положение в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятием предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте . Период первых 3-х лет- период наиболее интенсивного физического и психического развития детей . В этом возрасте при соответствующих условиях у ребёнка развиваются различные способности : речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребёнка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребёнок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно :

Является основой для интеллектуального развития ;

Упорядочивает хаотичные представления ребёнка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-развивает наблюдательность ;

Готовит к реальной жизни;

Позитивно влияет на эстетическое чувство;

Является основой для развития воображения ;

-развивает внимание ;

Даёт ребёнку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов ;

Влияет на расширение словарного запаса ребёнка;

Влияет на развитие зрительной , слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Таким образом, актуальность проблемы исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания» , с ощущения (отражения отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражения в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Известно, что развитие ощущений и восприятий создаёт необходимые предпосылки для возникновения всех других более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления) .

Программой воспитания и обучения детей раннего возраста предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сопоставлять, выделять, группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине, расположению. Особое внимание рекомендуется уделить обучению обследования предмета, умение анализировать его и предвидеть будущий результат действия с ним. Эти умения являются необходимым условием формирования ориентировочной фазы деятельности и во многом определяют успешность выполнения поставленной задачи.

В процессе формирования изобразительной деятельности детей раннего возраста в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, направленные на упражнение детей в восприятии различных свойств предметов, а также игры по развитию зрительно-двигательной координации.

Особое место в работе занимает обучение обследованию, включающее в себя : целостное восприятие предмета; выделение основных частей; анализ формы, цвета, расположения и относительной величины частей. Правильность восприятия формы предмета обеспечивается проведением индивидуальной работы по формированию моделирующих движений (обводка предметов по контуру перед рисованием, ощупывание перед лепкой) .

Средства сенсорного воспитания детей .

Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребёнка сенсорной культуры .

Сенсорная культура ребёнка-результат усвоения им сенсорной культуры , созданной человечеством.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны- общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены 7 цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребёнок в течении длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап- пред эталонный, происходит на 3-м году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. То есть, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчисления и группировку свойств, что требует знакомство с цветом, формой, величиной, охватывающего, по возможности, все варианты. Поскольку эта система включает прежде всего основные цвета спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный). 5 фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) . 3 разновидности величины (большой, средний, маленький) .

2 этап- средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр.

Особое место занимают эталоны величины, т. к. она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с др. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап- на 4-5г. Жизни, уже владея сенсорными эталонами дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребёнку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон,-«короткими» , и «длинными» , от глобальной оценки величины предмета (большой- маленький) дети переходят к выделению её параметров : высоты, ширины, длины. Соответственно усложняются дидактические игры.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего мл. дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.

Одним из основных средств развития сенсорики у детей являются дидактические игры и упражнения, которые необходимо проводить не от случая к случаю, а в определённой системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей.

Основная особенность дидактических игр- обучающая. Соединения в дидактических играх обучающей задачей, наличие готового содержания и правила даёт возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются игровую задачу.

В дидактических играх и упражнениях надо представлять детям возможность :

1. повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;

2. оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет) .Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;

3. делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;

4. соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами) .

Используя дидактическую игру в воспитательно- образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка.

Другое развитие детской сенсорики- конструирование , которое является практической деятельностью, направленной на получение определённого продукта.

Детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева) тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Конструируя ребёнок учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение) ; у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребёнок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии осуществляет он анализ и синтез) .

Таким образом, формируется способность сравнивать , производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Рисование и аппликация- виды изобразительной деятельности, основное назначение которой- образное отражение действительности. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия- наблюдения.

Изобразительная деятельность- это специфическое образное познание действительности. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-нибудь предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомится, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположению частей, цвет. Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации, постройке то, что восприняли раньше, с чем уже знакомы.

Сенсорное воспитание необходимо, планировать в тесной связи со всеми остальными разделами работы, включать в процесс интегрированной деятельности, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Так успешная организация занятий по ознакомлено с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определённого уровня физического развития ребёнка . Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию предметов, при работе с мозаикой, рисований красками.

Основным методом организации игр- занятий является побуждения интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалом, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы –вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития : их фактура, устойчивость.

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребёнка . От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.

Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста средствами дидактических игр в практике работы ДОУ.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» - (В. А. Сухомлинский)

Известные отечественные педагоги и психологи Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова и д. р, справедливо считали, что сенсорное воспитание является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является дидактическая игра.

Раннее детство – это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности.

Ф. Фребель разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду по восприятию. В эту систему вошли дидактические игры с разными игрушками, расположенные строго последовательно по принципу возрастающей сложности обучающих задач и игровых действий.

Игра – это жизнь. Она добровольна, спонтанна и естественна. Она связана с исследованием, общением, с творчеством. «Игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма восприятия окружающего мира и воспитания». Играя, ребенок изучает цвет, форму, свойства материала, пространственные и числовые отношения.

В результате своей практической деятельности я выяснила, что недостаточное развитие у детей сенсорных способностей (дети не знают основные цвета, не соотносят их, плохо различают предметы по форме, не ориентируются в контрастных величинах), что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на непосредственно образовательной деятельности или в игре. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более эффективных средств и методов сенсорного развития. С этой целью я с 2015 года углублённо работаю над темой «Влияние дидактических игр на развитие сенсорных способностей детей».

Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Цель моей работы: Формирование сенсорных способностей детей посредством дидактических игр.

Исходя из цели выделила для себя следующие задачи:

    Создание предметно-развивающей среды для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.

    Использование дидактических игр в непосредственной образовательной деятельности.

    Применение сенсорных эталонов в практической деятельности детей

    Взаимодействие с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Для реализации задач выделила основные этапы:

1. Подготовительный - (2015учебный год)

(определение цели, задач, изучение психолого-педагогической литературы)

2. Основной – (2015-2016учебный год)

(реализация задач)

3. Заключительный – (2017учебный год)

(определение эффективности деятельности)

Использовала следующие принципы:

1.Обогащение и углубление содержания сенсорного развития на основе дидактической игры.

2.Актуальность дидактического материала (наглядные пособия, правила игры, заинтересованность в получении результата и т.д)

3.Коллективность, позволяющая сплотить детский коллектив в единую группу.

4. Повышение уровня знаний родителей по сенсорному развитию дошкольников

Создала сенсомоторный уголок предназначенный главным образом:

Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.)

Все эти принципы тесно связаны друг с другом и являются составной частью педагогического процесса.

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Нервная система ребенка воспринимает внешние раздражители, такие как звук, свет, давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе личного опыта будет происходить дальнейшее умственное, физическое и эстетическое развитие каждого малыша Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию выслушиванию и т.п. Но обследовать предмет это недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Наша задача заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка правильное представление об окружающих предметах и явлениях.Работа в этом направлении даёт хорошие результаты, если охватывает все возрастные группы детского сада

Сенсорное развитие (лат. sunser - ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Для полноценного развития сенсорики необходима тренировка с самого раннего возраста. Учить ребёнка только различать свойства предмета не совсем правильно, необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны), с помощью которых можно сравнивать предметы.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

    эталоны цвета - семь цветов спектра;

    эталоны формы - геометрические фигуры;

    эталоны величины - метрическая система мер;

    эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому проводя занятия по

    ознакомлению с окружающим;

    конструированию;

    изодеятельности;

    развитию речи;

    формированию двигательной активности мы стараемся развивать именно сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.

Включение ребёнка в доступные ему виды деятельности способствует ускоренному развитию восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребёнка о ряде свойств предметов.

В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы. Закрепить образы предметов помогает номинация. Если образ предмета закреплён словом, его можно вызвать в представлении ребёнка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого необходимо только произнести соответствующее слово-название. Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию малыша. При недостатке впечатлений младенцы испытывают «сенсорный голод», который приводит к задержкам общего развития.

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника(3 – 4года) носит предметный характер, например цвет, форма, вкус, величина и др., - не отделяются у ребёнка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету.

При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета.

В среднем дошкольном возрасте(4 – 5 лет) ребёнок осваивает приёмы активного познания свойств предметов: наложения, прикладывания предметов друг к другу, измерения и другие. В процессе активного познания ребёнок знакомится с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится воспринимать их проявления, осваивает способы обнаружения, названия, учится различать их оттенки и особенности. За этот период у него формируются представления об основных геометрических фигурах, о параметрах величин, о пространстве, о времени, особые свойства предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.)

В старшем дошкольном возрасте (5 -6 лет) ребёнок учится различать разновидности этих свойств, обнаруживать разновидности этих свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах, учится и словесному описанию, использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребёнка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приёмы восприятия более сложных явлений.

Высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Особый акцент я делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей через организацию дидактических игр.

Организация дидактической игры осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. В подготовку и проведению дидактической игры входят: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; углубление и обогащение знаний; развитие сенсорных способностей; активизация психических процессов (память, внимание, мышление ребенка) и др.

    Установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы

    Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры

    Выбор места дидактической игры, где дети могут спокойно играть, не мешая друг другу

    Определение количества играющих детей (вся группа, небольшая подгруппа, индивидуально)

    Подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал)

    Подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой

    Подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи

Проведение дидактической игры включает:

    Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них)

    Объяснение хода и правил игры (что они запрещают, разрешают, предписывают)

    Показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату

    Определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминаниями)

    Подведение итого игры; воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность

В конце игры воспитатель спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересна.

Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.

При организации дидактических игр для детей от 3 до 4 лет, воспитателю необходимо хорошо знать их возрастные особенности: ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, возрастает стремление утвердиться: «Я сам!» Но внимание ребенка пока еще неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребенка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к знаниям.

Воспитателю следует опираться на сенсорный опыт, который приобрел ребенок в первые 3 года. В играх с детьми 4 года жизни используется более сложный, чем в предыдущей группе, дидактический материал, с большим количеством деталей, вкладышей - до 5-6 и 6-8, усложняются сенсорные задачи - дается подбор деталей по 2-3 признакам, предлагается чередовать разные цвета; разнообразятся геометрические фигуры и т.д.

Важно, чтобы дошкольники получили четкие представления об этих свойствах, научились их узнавать в разных ситуациях и вариантах, что предполагает обобщение цвета, формы, отношения величин. Особое внимание в этом возрасте уделяется усвоению и правильному употреблению названий свойств предметов. Часть заданий направлена на то, чтобы научить детей применять полученные представления при обследовании и обозначении свойств реальных вещей.

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию - контроль над состоянием сенсорного развития детей только при определенной системе проведения дидактических игр во всех сферах детской деятельности они дают положительный результат. Для сенсорного развития наших малышей нами была создана соответствующая развивающая среда, как в групповой комнате, так и на участке. В группе было выделено место где мы разместили дидактический материал и пособия. Дидактический материал подбирали с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Ограничиваясь перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Это цветные вкладыши, пирамиды различных видов, «Занимательные коробки» разнообразных конфигураций (в форме «Домика», «Черепахи», «Слоника», «Утки»), наборы разноцветных столиков с отверстиями и к ним грибки, плоскостные «Вкладыши», горки для прокатывания шариков, наборы для нанизывания бус разной величины и формы, матрёшки, конструкторы Лего и др. Много игр и пособий мы придумали сами и сделали своими руками, оформили стенды:«Что бывает такого цвета? » (жёлтый, синий, красный, зелёный). На одном изображены все предметы синего цвета, на другом красного и т.д. и поместили их в игровых павильонах на участках. В зону сенсорного развития мы так же поместили дидактические игры, некоторые из которых придумали сами. Это такие, как: «Подбери кораблику парус», «Цветные варежки», «Найди чей это домик», «Сложи машину», «Собери пирамиду».

Не стоит забывать, что первыми воспитателями и учителями ребёнка являются родители, поэтому игры и занятия с малышом в домашних условиях имеют большое значение.

Уже во время пребывания ребенка с мамой в группе, на прогулке в период адаптации показываем и проводим словесные подвижные игры, предлагаем использовать в общении с детьми потешки, прибаутки, сказки, пальчиковые игры, что способствует развитию фонематического восприятия, слухового внимания. Развитию слухового внимания, познавательной активности способствует и экспериментирование со звучащими предметами, поэтому рекомендуем родителям изготавливать совместно с детьми, приобретать готовые различные свистящие, шумящие, гремящие, шуршащие и т. п. предметы:

    банки-погремушки из-под кофе, соков, наполненные горохом, камушками, песком, скрепками, пуговицами.

    шуршалки из бумаги, полиэтилена.

    шумящие морские раковины.

    свистки, дудочки из глины, дерева.

На первом же собрании мы знакомим родителей с дидактическими играми, игрушками, необходимыми детям по сенсорному развитию в 2-3 года

    игрушки-вкладыши на определение величины, пособия с помощью которых дети учатся управляться с застежками, шнурками; разноцветные пробки, крупная мозаика.

    напоминаем родителям, что запомнить ощущения помогут и игры в период приготовления обеда: «Угадай на вкус?», при работе с тестом, с крупой – «Угадай на ощупь».

    экспериментируя во время купания в ванной можно определить, какие предметы «тонут - не тонут» в воде, практически знакомятся с качествами воды «холодная-горячая-теплая».

    особое место занимают игры со строительным материалом: форма, величина предмета, различение пространственных соотношений. Рекомендуем использовать сборно-разборные пирамидки от 6 до 10 колец (цвет, величина) Игровое и обучающее начало заложено в самой конструкции игрушки: собирая пирамидку путем нанизывания ребенок сам видит правильность или наглядную ошибку, развивается и глазомер.

    «Сложи квадрат» - помогает запомнить цвет, фигуру, развивает мелкую моторику рук. (авторская методика Никитина)

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Знакомство с методиками раннего развития и обучения детей в раннем возрасте повысило заинтересованность наших родителей. Они отметили особую важность сенсорного развития ребенка, а самое главное – понимание приоритетной задачи развития малыша в данном направлении, что действительно это тот необходимый фундамент, на котором на следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленных опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях (как во время обучения, так и в жизни).

Литература

    Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет.сада / Л.А. Венегер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1995. – 144 с.

    Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991 – 480 с.

    Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М.: Просвщение, 1992 – 142 с.

    Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: материал для психолого-пед. изучения детей в дошкольном учреждении и нач. классах школ. – М.: Новая школа, 1998 – 64 с.

    Ильина М.Н. Развитие ребёнка от первого дня жизни до шести лет: тесты и развивающие упражнения. – СПб.: Дельта, 2001 – 159 с.

    Пилюгина В.А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. -М.:Просвещение: АО "Учебн. мет.", 1996. – 112 с.

    Попова С.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Учеб.метод. пособие по дошкольной педагогике для студентов-заочников фак. дошкол. воспитания пед. институтов. - М.: Просвещение, 1994. – 64 с.

    Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2001. – 192 Урунтаева Г.А. Дошкольная педагогика: Учебн. пособие для средн. пед. учебн. заведений. 2-е изд. – М.: изд. центр "Академия", 1997 – 335 с.

    Эльконин Д.Б. Психология игры – 2 изд. М.: Владос, 1999 – 359 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

сенсомоторный уголок в старшей группе для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т.д.)

.

Развивающая игра в старше группе

.
. игры со строительным материалом

Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю изучение возможностей дидактических игр в развитии сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Цель моей профессиональной деятельности – подобрать систему дидактических игр, позволяющую эффективно развивать сенсорные способности дошкольников, и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении.

Для достижения поставленной цели мной была разработана программа кружковой работы «Познавайки», которая является частью Основной общеобразовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агеева Наталья Васильевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области

«Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры».

Описание методической системы

Воспитатель:

Агеева Наталья Васильевна

2013 г.

Обоснование актуальности проблемы :

В соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ №655 от 23 ноября 2009г.) в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребёнка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В Программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребёнка от рождения до школы. Отдельным разделом в содержании образовательной области «Познание» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Исследования, проведенные отечественными психологами, показали, что значительная часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях физической культурой.

Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает возможность успешного обучения ребенка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Важнейшее место в ряду способностей, обеспечивающих успехи музыканта, художника, архитектора, писателя, конструктора, занимают сенсорные способности, позволяющие с особой глубиной, ясностью и точностью улавливать и передавать тончайшие нюансы формы, цвета, звучания и другие внешние свойства предметов и явлений. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства.

Актуальность проблемы заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».

Исследованиям в области сенсорного воспитания дошкольника уделяли многие отечественные и зарубежные ученые. Однако наиболее важный вклад в воспитание исследований в этом направлений внесли такие отечественные авторы как А.П.Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко и многие другие.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание - это одна из основных сторон дошкольного воспитания. Именно сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета, другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.

2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т. д

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.

3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, - «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.

Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Он знакомится и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками – многоцветьем, запахами, шумами. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детства. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного опыта и совершенствование ощущений и восприятия.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Однако только в непосредственно образовательной деятельности нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Идея заключалась в том, чтобы использовать дидактические игры для развития сенсорных способностей дошкольников.

Целью своего профессионального развития в рамках методической системы считаю изучение возможностей дидактических игр в развитии сенсорных способностей у детей дошкольного возраста.

Цель моей профессиональной деятельности – подобрать систему дидактических игр, позволяющую эффективно развивать сенсорные способности дошкольников, и, как следствие, развитие своей профессиональной компетентности именно в этом направлении.

Для достижения поставленной цели мной была разработана программа кружковой работы «Познавайки», которая является частью Основной общеобразовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса.

Цель: Развитие сенсорных способностей дошкольников в процессе использования системы дидактических игр.

Задачи:

  1. Познакомить детей с сенсорными эталонами.
  2. Развивать мелкую моторику рук ребенка.
  3. Создавать у детей эмоционально-положительное настроение.
  4. Развивать интерес к продуктивной деятельности.
  5. Активизировать в речи слова, обозначающие сенсорные эталоны.

Для достижения поставленной цели мной используются такие образовательные технологии, как здоровьесберегающие, технологии проблемного обучения, интерактивные технологии, технологии ИКТ, игровые и экспериментальные.

Применяю такие методы, как: динамические паузы, релаксация, психогимнастика для снятия утомления; пальчиковые игры; физкультминутки; дыхательная гимнастика; проблемные ситуации, опыты, эксперименты, моделирование, игровые ситуации.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей младшего и среднего дошкольного возраста используются: дидактические игры и упражнения, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация), конструирование и др.

Основной формой деятельности является дидактическая игра (игра с правилами).

Использую следующие виды дидактических игр:

  1. Игры - забавы
  2. Настольно – печатные
  3. Словесные
  4. Музыкальные

Обязательным элементом дидактических игр являются:

  1. Познавательный вопрос, проблемная ситуация
  2. Выделение игровых задач
  3. Наличие правил
  4. Действия играющих
  5. Подведение итогов игры

Организация дидактических игр осуществляется мной в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.

Подготовка:

Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний);

Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения дошкольников определенной возрастной группы;

Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

Выбор места;

Определение количества играющих;

Подготовка необходимого дидактического материала;

Подготовка к игре самого воспитателя;

Подготовка к игре дошкольников;

Проведение игры:

Ознакомление дошкольников с содержанием игры;

Объяснение хода и правил игры;

Правила игры:

Основная цель правил игры – организовать действия, поведения дошкольников;

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре;

От дошкольников требуется: умение общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.

База реализации программы : МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Полтавского района Омской области.

Сроки реализации : 01.09.2011г.- 31.08.2013г.

Программа разделена на II блока :

I блок рассчитан для реализации в 1 младшей группе (2-3 года);

Участники: воспитанники 1 младшей группы (25 детей), родители, педагоги.

II блок рассчитан для реализации во 2 младшей группе (3-4 года).

Участники: воспитанники 2 младшей группы (26 детей), родители, педагоги.

Этапы деятельности для каждого блока:

I. Подготовительный этап – подбор диагностического материала – методик для выявления уровня развития сенсорики детей дошкольного возраста.

II. Констатирующий этап – диагностическое обследование каждого ребёнка (индивидуально), заполнение протоколов, выявление исходного уровня развития сенсорики у детей дошкольного возраста.

III. Формирующий этап – подбор серии дидактических игр для развития сенсорики у воспитанников, проведение коррекционно-развивающей работы.

IV. Контрольный этап – выявление итогового уровня развития сенсорики после проведения дидактических игр и упражнений с детьми.

V. Заключительный этап (обобщающий) – сравнительный анализ итоговых данных, формулировка выводов.

констатирующем и контрольном этапах в I блоке (1 младшая группа) мной были использованы следующие диагностические методики: методика Николаевой Т.В. (2004 г.).

Оборудование:

1. деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей 2,5-3 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

Оценка действий ребёнка .

По каждому заданию фиксировалось:

Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

Для выявления уровня сенсорного развития на констатирующем и контрольном этапах во II блоке (2 младшая группа) мной были использованы следующие диагностические методики:

Диагностика №1 «Знания дошкольников в области сенсорных эталонов величин»;

Диагностика № 2 «Знания дошкольников в области сенсорных эталонов цвета»;

Диагностика № 3 «Знания дошкольников в области сенсорных эталонов форм».

Оборудование:

Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) 4 основных цвета (красный, синий, зеленый, желтый), трех разных величин (большой, средний, маленький).

Результаты проведения диагностики представлены в Приложении 1.

Формирующий этап

На формирующем этапе в I блоке (1 младшая группа) мной была использована система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний дошкольников первой младшей группы о цвете, форме, величине (Приложение 2).

На формирующем этапе во II блоке (2 младшая группа) мной была использована программа дидактических игр Т.П. Высоковой «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста». На её основе мной был разработан перспективно-тематический план проведения дидактических игр и упражнений для детей 2 младшей группы (Приложение 3).

Контрольный этап

После проведения системы дидактических игр был проведён контрольный эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы младших дошкольников в сравнении с данными констатирующего этапа.

Дети показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины (Приложение 4).

Заключительный этап

Таким образом, данные, полученные в ходе реализации программы кружковой работы, подтверждают факт, что дидактические игры повышают уровень сенсорного развития у дошкольников. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в сенсорном развитии очень велика. Разброс показателей дает возможность говорить о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний и умений дошкольников от систематического использования дидактических игр. По данным, полученным в ходе реализации программы, можно утверждать, что дидактические игры повышают сенсорную культуру дошкольников и развивают сенсорное восприятие.

Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача, поставленная мной на начальном этапе работы – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к совместной деятельности с детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Дидактические игры для малышей», «Первые шаги в освоении сенсорных эталонов». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития сенсорного восприятия ребенка в детском саду и семье. Дидактические игры и упражнения дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимание и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Результатом деятельности является разработанная программа кружковой работы по сенсорному развитию дошкольников 2-4 лет с использованием дидактических игр. Опыт моей работы используется педагогами МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка» Назиной Л.А. и Тищенко О.И. (1 и 2 младшие группы).

В настоящее время мной разрабатывается III блок, предназначенный для детей среднего дошкольного возраста.

Литература

  1. Венгер Л. А. Воспитание способности к наглядному и пространственному моделированию // Психология дошкольника.
  2. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004 , № 13. – С.424
  3. Венгер Л.А., Воспитание способностей к наглядному пространственному моделированию// Дошкольное воспитание - 2002 № 3 – С.398
  4. Выготский Л. С. Воспитание высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Под ред. А. Н. Леонтьева и др. – М., 2007. – С.391
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология/Под ред. В. В.Давыдова.-М.:Педагогика-Пресс,1999. – С.536
  6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. - М.: Просвещение, 2008. – С. 315
  7. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника // Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г. В. Бурменской. – М. ,1996. – С. 459
  8. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368
  9. Истомина Э. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у младших дошкольников дошкольного возраста // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Урунтаева Г. А. – М. , 1997. – С. 412
  10. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. – С.302
  11. Морозова О.Е.И. Тихеева. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание // Дошкольное воспитание. -1993. – №5. – С. 87
  12. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей/ Э.Г.Пилюгина, - М., Просвещение, 2, АО «Учебная литература», 1996. – С. 258
  13. Поддьяков Н. Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 456
  14. Воспитание речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. - М.: Сфера, 2002. – С.371
  15. Смирнова Е.О. Психология ребенка. - М.,1997. – С.418
  16. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368
  17. Урунтаева Г. А. Хрестоматия /Сост. Г. А. Урунтаева. - М., 1997. – С. 452
  18. Урунтаева Г.А. Психология дошкольника. –М,1997. – С. 381
  19. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005. – С.95
  20. Усова Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2001. – С. 95
  21. Шиффман Харви Ричард. Ощущение и восприятие: Пер. с англ./Х.Р. Шиффман.-5-е изд.-СПб.:Питер,2002. – С.528

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто