Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?
Дорогие мамы и папы! Подходит к концу первый год жизни Вашего малыша. Это самый важный год, самый удивительный и стремительный, если сравнивать его с другими возрастными этапами. На первом году жизни ребенок каждый день поднимается еще на одну ступеньку своего развития, преодолевает новый рубеж, удивляет себя и своих родных новыми успехами. В этот период, как ни в какой другой, важно понимать, соответствует ли уровень его развития норме, какая из сфер опережает норму или от нее отстает.
От 5 до 6 лет
На шестом году жизни дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте дети способны самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Развиваются творческие способности, познавательная активность старших дошкольников. Важно сформировать у ребенка понимание роли книги как источника знаний, побуждать появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.
Условия проведения: в нормальной обстановке в дневное время.
Обследование детей проводилось по программе под редакцией М.А. Васильевой, авторы - составители С.С. Дреер, А.Н. Потыкан (3)
Было обследовано 9 детей в возрасте 3-4 лет
Для обследования правильному звукопроизношению детей мы поставили перед собой ряд задач:
1. Изучить особенности произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и словах
2. Оценить уровень отчетливого произношения фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
1. Дидактическая игра «Назови предметы»
Материал: картинки с изображением шара, шубы, жука, зайца, рыбы, трамвая, лампы, лопаты.
Ребенку показывают картинки с изображением предметов, он их называет - взрослый отмечает звуки, которые ребенок не произносит или искажает.
Критерии оценки:
3 балла - ребенок произносит все звуки
2 балла - не произносит сложные звуки или шипящие
1 балл - не произносит и сонорные, и шипящие
Ф.И. ребенка |
Звонкие согласные (в, б, д, г) |
Свистящие (с, с, з, з, ц) |
Шипящие ш, ж, ч, щ |
Сонорные |
|
Ангелина П. |
|||||
Мунарбек Р. |
|||||
Мухаммед С. |
|||||
Высокий уровень - 12-9 баллов, средний уровень - 8-6 баллов, низкий уровень - 5-3 балла.
От сюда следует, что трое детей имеют высокий уровень развития, 5 детей имеют средний уровень развития и 1 ребенок имеет низкий уровень развития. Детям сложно произносить сложные звуки и шипящие, а ток же сонорные
2. Чтение русской народной потешки «Как у нашего кота»
Педагог предлагает ребенку послушать русскую народную потешку «Как у нашего кота», затем произносит потешку повторно вместе с ребенком.
Критерии оценки:
3 балла - ребенок отчетливо произносит фразы, используя интонацию целого предложения, регулирует силу голоса, темп речи.
2 балла - ребенок затрудняется произнести некоторые фразы, но использует правильную интонацию, регулирует силу и темп речи.
1 балл - речь ребенка не отчетлива, интонацию не использует, силу голоса и темп речи не регулирует
Высокий уровень - 12-9 баллов, средний уровень - 8-6 баллов, низкий уровень - 5-3 балла
В итоге высшего балла нет ни у одного ребенка, средний уровень имеют 3 детей и низкий уровень имеют 6 детей. Дети затрудняются произносить некоторые фразы, не все дети используют правильную интонацию. Регулируют силу и темп речи. 6 детей не регулируют силу голоса, 4 ребенка темп речи не регулируют.
Таким образом, в процессе изучения произношения звуков родного языка и четкого артикулирования их в звукосочетаниях и словах, а так же в определении уровня отчетливого произношения фраз, при использовании интонации целого предложения и в умении регулировать силу голоса и темп речи, перед нами встала задача наметить методику совершенствования работы по обучению детей правильному звукопроизношению с детьми 3-4 лет
Мы наметили этапы по формированию правильного звукопроизношения:
1 этап. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата - в игровой форме уточнение с детьми определенных движений и положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного звукопроизношения
Игра «Кормление птенцов»
Упражнение «Кто лучше сделает дудочку»
Игра «Кто умеет улыбаться»
Упражнение «Губы круглые, как бублик»
Игра «Посидим в тишине»
Игра «Построим заборчик» и т.д.
2 этап. Уточнение звука или его вызывание по подражанию - использовать способность ребенка к подражанию. Закреплять произнесение звука с теми детьми, у которых он есть, и вызывать по подражанию у тех детей, которые еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.
Игра «Успокоим куклу»
Ирга «Поезд»
Игра «лошадки»
Игра «Хороша кукла Маша, только зубы болят у куклы нашей»
Игра «Кто как кричит»
Игра «Накормим телят»
Игра «Снежинка»
Игра «Пузырь»
Упражнение «Волк воет» ит.д.
3 этап. Уточнение правильного произношении звука - звук уточняется в словах, потешках, стихотворениях, рассказах. Материал дается не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя.
Игра «Чудесный мешочек»
Игра «Кто как кричит»
Игра «Покажи и назови»
Игра «Чего не хватает»
Игра «Волшебный сундучок»
Игра «Найди пару»
Игра «Лото»
Игра «Магазин»
Игра «Отгадай» и т.д.
В этой статье:
На четвертом году жизни для детей без задержки психического развития особенно характерно усиленное психомоторное развитие. Ребенок становится выносливым, может преодолевать большие расстояния, получает удовольствие от новых впечатлений, расширяет собственные познания об окружающем мире.
Что умеют дети в 3 года: особенности нервно-психического развития
Дети становятся более ловкими, улучшается координация мелких движений рук, повышается зрительный контроль. Именно на четвертом году жизни дети проявляют повышенный интерес к изобразительной деятельности. Малыши без задержки психического развития с огромным удовольствием пробуют рисовать, не заботясь о результате.
Колоссальное значение для них имеет именно сам процесс рисования, а не то, что получится в итоге. Именно поэтому готовые работы для малышей ничего не значат – они о них быстро забывают. Изобразительная деятельность играет огромную роль в психическом развитии детей 3 лет, диагностика которого обязательно должна проводиться на каждом этапе.
Дети в этом возрасте обязательно должны уметь и хотеть фантазировать.Стоит позволить им использовать разные ненужные с точки зрения взрослого предметы – они тут же найдут им применение. Это могут быть старые швабры, ненужные железки или деревянные бруски, из которых дети 3 лет соорудят машины, лодки и даже космические корабли.
Играя и фантазируя, дети стараются моделировать манеру поведения взрослых, таким образом подтверждая стремление к самостоятельности. Именно так малыши знакомятся с миром взрослых.
Естественно, что такой шаг в психическом развитии детей 3 лет возможен благодаря активному развитию речи. Малыши к этому возрасту уже способны четко и красочно выражать собственные чувства и эмоции. Каждое слово ребенка наполнено смыслом и обязательно узнаваемо, несмотря на некоторые возможные видоизменения.
Дети в этом возрасте уже имеют значительный словарный запас, используют многие части речи, общаясь со сверстниками и взрослыми. Малышу уже не сложно описать предметы и объекты, он способен мыслить наглядно-образно, строить связи, обобщать и даже решать простые задачки. Впрочем, логика мышления у детей 3 лет все еще существенно отличается от логики более старших детей или взрослого человека.
Как определить уровень психического развития детей: задания
Диагностика умственного развития ребенка 3 лет может быть проведена с помощью тестирования на основании заданий из таблицы ниже. Как правило, задержки в развитии могут проявиться недоразвитостью речевых и психомоторных функций, что обязательно скажется на основных видах деятельности.
Уже в возрасте 3 лет специальная диагностика поможет выявить некоторые особенности психического развития малыша. Так, например, если у ребенка имеются задержки психического развития церебрально-органического генеза, то для него будет характерно недоразвитие:
Диагностика детей 3 лет на предмет задержки психического развития соматогенного и психогенного генеза может быть проведена в домашних условиях. Подтверждающими признаками задержки развития станут:
- недостаточная познавательная активность;
- нежелание выполнять задания, сопровождаемое негативными эмоциями;
- избирательная активность с выбором отдельных игр;
- быстрая утомляемость.
В таблице ниже основные задания, которые можно предложить выполнить детям для диагностики их психического развития.
Задания для выявления отклонений в развитии у трехлетних детей
Обратите внимание, что в колонках указаны реакции на задания у здоровых детей и у малышей 3 лет с отклонениями психического развития. Наблюдая за дошкольником, можно будет сделать соответствующие выводы.
Нормальные дети | Дети с задержками развития | |
Моторика | Во время ходьбы и бега движения рук свободны, координация не нарушена. Ноги не волочатся. Мяч бросают двумя руками. Во время выпрыгивания вверх опускаются на полусогнутых ногах. Умеют останавливаться по сигналу. | Скованность движений и отсюда шаркающая неуклюжая подходка. Нарушение координации движений. Во время выпрыгивания ребенок не отрывает ног от пола, имитируя движения приседаниями, не способен останавливаться по сигналу. Не может провести карандашом линию из-за сбитого ритма движений и слабого нажима. |
Сенсорно-перцептивная деятельность | Малыш знает 6 основных цветов и некоторые оттенки, различает геометрические фигуры; развиты тактильные навыки. | Путается в цветах, названиях геометрических фигур, не пробует их рисовать, плохо ориентируется в величине предметов, не всегда распознает предметы на ощупь. |
Интеллектуальная деятельность |
Свободно считает до пяти, различает время дня, много спрашивает, требует пояснений, любит анализировать сюжетные картинки, с удовольствием слушает сказки. | Знает времена года, но почти ничего не спрашивает; много отвлекается при выполнении заданий; не может определить сюжет картинки; старается говорить односложно; очевидное нарушение звуков. |
Игровая деятельность | Дети с удовольствием играют в ролевые игры, продолжительность которых может достигать получаса. Появляются любимые игры. Часто занимается разного рода постройками, фантазируя на эту тему. | Игры таких деток однообразные с примитивным сюжетом, причем подвижные игры занимают большую часть времени в отличие от сюжетно-ролевых. Играют недолго, отвлекаются, не могут задумать и воспроизвести постройку с выделением форм. Конструкции получаются максимально простыми. |
Умения | Дети 3 лет сами умеют одеваться, застегивать молнии и пуговицы, есть, знают, как правильно держать столовые приборы. | Основные навыки присутствуют, но некоторые действия недоступны еще на протяжении нескольких лет (застегивание пуговиц, молний, липучек). |
Тестирование детей четвертого года жизни для диагностики задержек в развитии
Несколько простых тестов, которые могут провести сами родители, помогут определить степень психического развития у ребенка 3 лет. Обнаружение отклонений должно стать сигналом обратиться за консультацией к врачу.
Тест с пирамидкой. Нормально развивающиеся дети справятся со сбором и разбором пирамидки после наглядного примера взрослых. Заменить пирамидку можно матрешкой. Основная цель тестирования - определение умения видеть разницу между размерами и их соотношением.
Тест с сортировкой предметов. Попросите дошкольника нарисовать геометрические фигуры с образца на карточках и закрасить их соответствующим цветом. Когда рисунки будут готовы, попросите малыша отложить квадраты в одну сторону, круги в другую, ромбы в третью. Цель задания - проверка понимания различий между геометрическими фигурами и способности группировать предметы.
Тест на понимание функций предметов. Разложите перед малышом картинки разных предметов и попросите его определить некоторые из них по описанию их функций. Например, этот предмет умеет расчесывать, а этот - показывать мультики. Малыш без задержки психического развития сможет запросто справиться с определением функций девяти предметов.
Тест на понимание количественных соотношений. Покажите крохе карточки с одним и несколькими предметами. Попросите его выбрать карточку с одним предметом или с двумя. Малыш без задержки психического развития справиться с заданием в 3,5 года.
Тест на умение группировать предметы.
Предложите
сгруппировать карточки по какому-то признаку. Например, животных отнести в одну группу, посуду в другую, а транспорт - в третью. С помощью такого теста может быть проведена диагностика умений обобщать по признакам.
Тест для понимания общей осведомленности ребенка 3 лет. Задайте ребенку вопрос о том, что нужно делать, когда хочется есть или спасть. Трехлетний кроха должен будет изложить алгоритм своих действий в той или иной ситуации.
Диагностика ориентировки в пространстве . Дайте дошкольнику задание разложить предметы перед ним в той же последовательности, в которой они лежали перед тем. Спросите у малыша, где верх, а где низ, попросите спрятать игрушку под стол или найти карандаш на столе. На четвертом году жизни кроха выполнит задание максимум с двумя ошибками.
Диагностика внимания. Покажите малышу картинки в одной руке и попросите найти похожую среди картинок в другой руке. В 3 года кроха способен найти около 10 схожих изображений.
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
- понимание речи;
- сформированность фонематического слуха;
- предметный и глагольный словарь;
- слоговая структура слов;
- уровень развития активной речи;
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на понимание ребенком обращен-ной к нему речи.
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Оборудование: игрушки - машинка, матрешка, миш-ка, зайчик.
Методика обследования: перед ребенком на столе рас-кладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Пока-жи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»
Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с нит-кой, зонт, ножницы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных карти-нок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ори-ентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы луч-ше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за
Оборудование: машинка, коробка.
Методика обследования: ребенку предлагают выпол-нить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под ко-робку. Поставь машинку за коробку».
Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.
- НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существи-тельного.
Оборудование: картинки с изображением одного и не-скольких предметов.
Методика обследования: перед ребенком попарно рас-кладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»
Фиксируется:
Формирование связной речи у ребенка и тесно связан-ное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В ус-воение звуковой стороны языка входят два взаимосвязан-ных процесса: развитие восприятия звуков (фонематиче-ский слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматривают-ся состояние фонематического слуха, готовность артику-ляционного аппарата к произнесению звуков и произно-шение отдельных звуков.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку уровня сформирован-ности фонематического слуха.
- ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слу-ховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».
Фиксируются: показ картинок в соответствии с инст-рукцией и возможность произнести звукоподражание.
- ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и миш-ка, сабля и цапля, уши и усы)»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инст-рукцией.
СЕРИЯ 3
Задания этой серии направлены на обследование уров-ня развития предметного и глагольного словаря.
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние пред-метного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»
Оборудование: игрушки - кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда - куртка, рубашка, платье; части тела и лица - голова, рука, нос, глаза.
Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.
Фиксируется: умение называть предметы звуком, сло-гом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, зна-комых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, мо-ет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмот-реть картинки с изображением различных действий и от-ветить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает де-вочка? Что делает мама? Что делают дети?»
Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, сло-гом, звукоподражанием, словом.
- СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.
Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.
Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем - большой. По-сле того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.
Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.
СЕРИЯ 4
Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка про-износить слова различной слоговой структуры. Слова да-ются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с от-крытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечени-ем согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапо-ги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, ба-тон; ложка, мишка, туфли).
Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.
Методика обследования: взрослый показывает картин-ку, произносит слово и просит ребенка его повторить.
Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять сло-ва различной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на проверку уровня развития ак-тивной речи.
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.Проверяется уровень развития активной речи.
Оборудование: игрушки - зайка, мишка.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показы-вает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бега-ет; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демон-стрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».
Фиксируются:
- РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косола-пый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.
Фиксируются: высказывания ребенка - звукоподража-ния, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением дей-ствий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цве-ты, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девоч-ка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыга-ет со скакалкой.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмот-реть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Ес-ли ребенок не справляется с заданием, то задаются во-просы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»
Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос сло-вом, фразой, грамматически правильно строить предложе-ния, употреблять простые предлоги.
СЕРИЯ 6
Задания этой серии направлены на выявление состоя-ния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.
И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й м у с к у л а т у р ы:
движение оскаливания (улыбнись Петрушке);
надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);
наморщивание (удивись, увидев Петрушку);
нахмуривание (рассердись на Петрушку).
Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обяза-тельно в игровой форме.
С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);
зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);
прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, от-крытый боковой);
язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);
уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);
твердое и мягкое небо (аномалии строения).
Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
уточнение возможности движений губами:
- раздвинуть углы губ («улыбка» - улыбнись Петрушке);
- выдвинуть губы вперед («трубочка» - вытяни губки и поцелуй киску);
- округлить губки («баранка»);
уточнение возможности движений языком:
- высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язы-чок);
- высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
- пощелкай язычком (лошадка поскакала);
- «часики»;
упражнение для выявления подвижности мягкого неба:
произнести звук а при широко открытом рте.
При обследовании важно отметить, производится тре-буемое движение по словесной инструкции или по пока-зу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладко-му шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верх-ней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ре-бенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизволь-ных движений, насильственных движений, саливация. Су-щественное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключе-ния, застревания на одном движении. С этой целью мож-но использовать следующие упражнения:
«улыбка» - «трубочка» (улыбнись Петрушке - поце-луй его);
«трубочка» - «улыбка» (поцелуй Петрушку - улыб-нись ему);
высовывание языка на нижнюю губу - высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок - по-тяни его к носику);
высовывание языка на верхнюю губу - высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику - по-кажи его Петрушке).
Выясняется возможность удержания определенной позы:
«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотогра-фировать);
«покажи язычок киске».
При обследовании артикуляционного аппарата обраща-ют внимание на общее выражение лица ребенка: осмыс-ленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
При обследовании произношения отдельных звуков де-тям предлагаются звуки раннего онтогенеза:
гласные: а, и, у, о;
согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;
йотированные: я, ю, е, ё;
мягкие согласные: сь, зь, ль.
Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как пла-чет маленькая девочка (а-а-а-а-а) , как кричит лошадка (и-и-и-и-и) » и т. д.
Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания го-лоса.
В случае затруднений прибегают к отраженному про-изнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, ана-лизируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесе-ния звуков. Методика предъявления изолированных зву-ков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.
Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.
СХЕМА ПРОТОКОЛА
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ
Покажи, где зайчик _____________________________________________________________
Возьми матрешку ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми машинку _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________
Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________________________
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? ________________________________________
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ___________________________________________
Чем будешь резать бумагу? ______________________________________________________
Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _________________________________________
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ
Спрячь машинку в коробку______________________________________________________
Поставь машинку на коробку______________________________________________________
Спрячь машинку под коробку____________________________________________________
Поставь машинку за коробку _____________________________________________________
- НАЙДИ КАРТИНКУ
Покажи, где шар и шары ________________________________________________________
Покажи, где гриб и грибы _______________________________________________________
Покажи, где кукла и куклы_______________________________________________________
Покажи, где яблоко и яблоки_____________________________________________________
Покажи, где стул и стулья________________________________________________________
СЕРИЯ 2
- ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ
Кто так кричит: му, бе, мяу? ______________________________________________________
Скажи, как мычит корова _______________________________________________________
Скажи, как мяукает кошка_______________________________________________________
Скажи, как блеет барашек _______________________________________________________
- ДАЙ КАРТИНКУ
Покажи, где коса и коза __________________________________________________________
Покажи, где уточка и удочка_____________________________________________________
Покажи, где ложки и рожки______________________________________________________
Покажи, где мышка и мишка_____________________________________________________
Покажи, где сабля и цапля _______________________________________________________
СЕРИЯ 3
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ
Игрушки _____________________________________________________________________
Предметы_____________________________________________________________________
Части тела______________________________________________________________________
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ
Что делает мальчик? ____________________________________________________________
Что делает девочка? ____________________________________________________________
Что делает мама? _______________________________________________________________
Что делают дети?_______________________________________________________________
- СКАЖИ КАКОЙ
Какой это мяч (по размеру)?_____________________________________________________
Какой это мяч (по цвету)? _______________________________________________________
СЕРИЯ 4
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ
Пила, рыба, часы_______________________________________________________________
Сапоги, молоко, корова _________________________________________________________
Мяч, лук, нож _________________________________________________________________
Диван, лимон, батон ____________________________________________________________
Ложка, мишка, туфли ___________________________________________________________
СЕРИЯ 5
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ
Назови, что делает зайка ________________________________________________________
Назови, что делает мишка _______________________________________________________
- РАССКАЖИ СТИШОК
«Зайка» ______________________________________________________________________
«Мишка косолапый» ___________________________________________________________
- РАССКАЖИ
Мальчик играет на дудочке ______________________________________________________
Девочка рисует________________________________________________________________
Девочка поливает цветы _________________________________________________________
Мама купает малыша ___________________________________________________________
Мальчик кормит голубей ________________________________________________________
Девочка танцует________________________________________________________________
Мальчик катается на коньках ______________________________________________________
СЕРИЯ 6
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания __________________________________________________________
надувание щек _________________________________________________________________
наморщивание_________________________________________________________________
нахмуривание _________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы _________________________________________________________________________
зубы _________________________________________________________________________
прикус _______________________________________________________________________
язык _________________________________________________________________________
уздечка _______________________________________________________________________
твердое и мягкое небо_____________________________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________ __________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________________________
округлить губы________________________________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу __________________________________________________
высунуть язык на верхнюю губу __________________________________________________
пощелкать язычком_____________________________________________________________
«часики» ______________________________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте________________________________________
«улыбка» - «трубочка» _________________________________________________________
«трубочка» - «улыбка» _________________________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу - высовывание языка на верхнюю губу______________
высовывание языка на верхнюю губу - высовывание языка на нижнюю губу _____________
«улыбка» _____________________________________________________________________
«показать язычок киске» ________________________________________________________
Гласные: а, и, у, о ______________________________________________________________
Согласные: м, п, б, то, д, н, в, ф, к, г, х _____________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё _________________________________________________________
Мягкие согласные: сь, зь, ль ______________________________________________________
Как гудит поезд? _______________________________________________________________
Как плачет маленькая девочка? ____________________________________________________
Как кричит лошадка? ___________________________________________________________
Заключение: ___________________________________________________________________
АНАМНЕЗ
Мать___
Отец________________________________________________________________________________________
Наследственные заболевания ___________________________________________________________________
Наличие нервно-психических, хронических, соматических заболеваний до рождения ребенка_____________
Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников_________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Ребенок от _______________беременности
- Характер беременности_________________________________________________________________
- Токсикоз (1-ой, 2-ой половины беременности)______________________________________________
- Хронические заболевания матери (печени, почек, сердечно-сосудистые, эндокринные)___________
_____________________________________________________________________________________________
- Простудные и инфекционные заболевания (1-ая, 2-ая половины беременности)__________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
Влияние химических средств, применяющихся в быту и промышленности
_____________________________________________________________________________________________
Употребление алкоголя, никотина, наркотиков
Психические и физические травмы матери(1-ая, 2-ая половины беременности)
_____________________________________________________________________________________________
Роды
- В срок, досрочные_____________________________________________________________________
- Характер родов: _______________________________________________________________________
- Нормальные_____________Стремительные____________Затяжные (обезвоженные)_____________
- Слабость родовой деятельности матери, стимуляция: механическая химическая, электростимуляция, наложение щипцов____________________________________________________________________
- Когда закричал ребенок________________________________________________________________
- Наблюдалась ли асфиксия (синяя, белая) _________________________________________________
- Резус фактор (+, -, совместимый) ________________________________________________________
- Вес и рост при рождении_______________________________________________________________
Вскармливание
- Принесли кормить на ___________день
- Характер грудного вскармливания:
Сосал активно, отказ от груди, трудности удерживания сосков, засыпание во время кормления, быстрая утомляемость, частые поперхивания, срыгивания, обильные срыгивания, грудное вскармливание
До_______________________________________________________________________________________
- Последующее вскармливание: смешанное, искусственное____________________________________
Характер жизненного ритма ребенка: без особенностей, чрезмерное беспокойство, постоянный и ничем не обоснованный плач, стойкое нарушение сна_____________________________________________________
- Держит голову с ________________месяцев (в норме с 1,5 мес.)
- Сидит с _______________________месяцев (в норме с 6 мес.)
- Ходит с _______________________месяцев (в норме с 11-12 мес.)
- Первые зубы с _________________месяцев (в норме с 6-8 мес.)
- К одному году зубов____________
ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
До года (простудные заболевания, инфекционные)_________________________________________________
После 1 года__________________________________________________________________________________
До 3 лет______________________________________________________________________________________
ДАННЫЕ О НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОМ, СОМАТИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ, О СОСТОЯНИИ СЛУХА И ЗРЕНИЯ РЕБЕНКА В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ (в соответствии с данными мед. карты )______________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
РАННЕЕ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Время появления, характер гуления______________________________________________________________
Время появления, характер лепета (в норме 4-6 мес.) _______________________________________________
Первые слова (в норме около 1 года) ____________________________________________________________
Первые фразы с (в норме около 1,5-2 лет)_________________________________________________________
Использование жестов_________________________________________________________________________
АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
1. Лицо: ассиметрия мимической мускулатуры, парезы, параличи__________________________________________
Рефлексы орального автоматизма_____________________________________________________________________
Тонус мускулатуры_________________________________________________________________________________
Непроизвольные движения мимической мускулатуры____________________________________________________
Произвольные движения (после 2,5 лет)
Поднять брови_____________________________________________________________________________________
Нахмурить брови___________________________________________________________________________________
Улыбнуться_______________________________________________________________________________________
Надуть щеки_______________________________________________________________________________________
2. Губы: тонкие, толстые, укороченная верхняя губа, расщелина верхней губы (частичная, полная, односторонняя, двусторонняя) ______________________________________________________________________________________
Непроизвольные движения_____________________________________________________________________
Произвольные движения:
(с 1г. 6 мес.)
«Поцелуй» __________________________________________________________________________________
(с 2 лет 6 мес.)
«Улыбка» ___________________________________________________________________________________
«Трубочка» __________________________________________________________________________________
Тонус________________________________________________________________________________________
Насильственные движения______________________________________________________________________
3. Зубы: нормальные, отсутствие зубов, редкие, неправильной формы, вне челюстной дуги, сверхомплектность, диастема___________________________________________________________________
4. Прикус: нормальный, прямой, глубокий, переднеоткрытый, боковой открытый (односторонний, двусторонний), перекрестный, прогнатия, прогиния. __________________________________________________________________
5. Верхняя и нижняя челюсть:
Непроизвольные движения(при звуковых и речевых реакциях, во время еды) ________________________________
Произвольные движения (с 1г. 6 мес.)
Открыть/закрыть рот________________________________________________________________________________
Закусить нижнюю/верхнюю губу______________________________________________________________________
6. Язык :строение, аномалии, парезы, параличи__________________________________________________________
Положение в покое__________________________________________________________________________________
Подъем уздечки_____________________________________________________________________________________
Непроизвольные движения___________________________________________________________________________
Произвольные движения (с 1 года 6 мес.)
Высунуть вперед____________________________________________________________________________________
Убрать назад_______________________________________________________________________________________
На верхнюю губу___________________________________________________________________________________
«Часики» __________________________________________________________________________________________
Пощелкать_________________________________________________________________________________________
7. Твердое и мягкое небо: нормальное,высокое,излишне низкое небо; _____________________________________
- расщелина (сквозная, односторонняя, двусторонняя); _____________________________________________
- несквозная (полная, неполная), субмукозная; _____________________________________________________
- укорочение мягкого неба, отсутствие; ___________________________________________________________
- укорочение, раздвоение маленького язычка; _____________________________________________________
- рубцовые изменения неба и боковых стенок глотки; _______________________________________________
- искривление носовой перегородки; _____________________________________________________________
- срастание мягкого неба с дужками или задней стенкой глотки; _____________________________________
- увеличение глоточной миндалины. _____________________________________________________________
Тип физиологического дыхания (верхнее-ключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)__________________
1 ГОД 1 МЕСЯЦ – 1 ГОД 3 МЕСЯЦА.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание названий
- 3-4 предмета – транспорт, животные, игрушки
Покажи, где: _
Поменять игрушки местами_________________________________________________________________________
- Предметы одежды и обуви (3-4)
Покажи, где: _____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Понимание действий (ситуация естественная)
- Кукла, тарелка, кроватка
Покорми куклу ____________________________________________________________________________________
Положи куклу спать _______________________________________________________________________________
Дай кукле попить ________________________________________________________________________________
3. Ориентировке в помещении (не менее трех поручений)
Покажи, где: (стол, часы, рыбки и т.д) _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
Наблюдение за ребенком в течение 20 минут
Лепет _____________________________________________________________________________________________
Облегченные слова _________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
1 ГОД 4 МЕСЯЦА – 1 ГОД 6 МЕСЯЦЕВ
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Обобщение предметов по существенным признакам
- Материал: 2 однородных предмета, различающихся по одному признаку и контрольный предмет.
Покажи, где:
Черная собака_____________________________________черная кошка_____________________________________
Белая кошка_______________________________________кукла___________________________________________
Поменять местами__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
- Материал: ложка (чайная, столовая, игрушечная), совочек, кукла
Покажи, где:
ложка_____________________________________совочек_____________________________________
кукла_____________________________________
Поменять местами___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. Практическое понимание предлогов и предложно-падежных конструкций (В, НА)
- Материал: коробка с крышкой и кубик
Спрячь кубик в коробку _______________________Положи кубик на коробку _____________________________
Положи кубик в стол __________________________Положи кубик на стол _________________________________
Различение неречевых звуков (с 1 г. 6 мес)
- Материал: набор игрушек (2 бубна, 2 колокольчика, деревянные ложки (4 шт)), ширма
Угадай, что звучит. Покажи _________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
- Материал: 4 предмета и мешочек из которого они вынимаются
Кто это? __________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
1 ГОД 7 МЕСЯЦЕВ – 1 ГОД 9 МЕСЯЦЕВ
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание несложного рассказа по сюжетной картинке. Ответы на вопросы
- Материал: Сюжетные картинки
Покажи, где: _____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. Понимание предложно-падежных конструкций (ПОД)
- Материал: коробка с крышкой, кубик
Спрячь кубик под крышку_____________________________под стол____________________________________
Под стул____________________________________________под кровать___________________________________
3. Понимание единственного и множественного числа существительных
- Материал: картинки (стод – столы, мяч – мячи и т.п., с окончаниями Ы, И) не менее 5-и
Покажи, где: _____________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
4. Понимание слов-действий, выраженных в категории возвратности глагола (1 год 9 мес)
- Материал: картинки (мишка моет руки – мишка моется) не менее 3-х пар
Покажи, где: моет________________________________________моется____________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
5. Понимание суффиксальных отношений. Суффикс уменьшительности
Покажи , где машина___________________________________машинка____________________________________
_________________________________________________ ________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение звуков речи
- Материал: 2 кошки, 2 собаки, 2 коровы, 2 петуха
Угадай, кто тебя позвал? ___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1. Обозначение своих действий словами и двухсловными предложениями (в естественной ситуации, в игре, на занятиях) __________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
2. Слоговая структура (1 год 9 мес.)
Двухсложные слова__________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
Односложные слова_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
3. Звуковая сторона речи (1 год 9 мес.)
Гласные___________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Согласные ________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________
1 ГОД 10 МЕСЯЦЕВ – 2 ГОДА
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание короткого рассказа без показа картинок (о событиях, которые есть в опыте ребенка)
__________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
2. Понимание предложных конструкций (У,С)
- Материал: шарик, коробка с крышкой, дощечка – скат.
Покати шарик с горки_____________________________________со стола_________________________________
Положи шарик у коробки________________________________у книжки__________________________________
3. Понимание единственного и множественного числа глаголов (с 2-х лет)
- Материал: картинки (мальчик строит – мальчики строят) не менее 3-х
Покажи, где ______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
- Материал: картинки - животные и детеныши (не менее 3-х)
Покажи, кто говорит? _____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1. 2-х – 3-х словные предложения (в естественной ситуации)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Употребление Винительного падежа (с 2-х лет)
- Материал: картинки (девочка, мишка и т.п.)
Кого ты видишь на картинке? _________________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ ___________________________________________
3. Употребление предложного падежа
- Материал: предметы, игрушки (мишка)
Скажи, на чем сидит мишка? _______________________________________________________________________
Лежит мячик?____________________________________________________________________________________
Лежит книжка?_________ _________________________________________________________________________
4. Употребление слов с суффиксом уменьшительности
- Материал: 4 пары игрушек – большая/маленькая
машина___________________________________машинка____________________________________
_________________________________________________ ________________________________________
_________________________________________________ ________________________________________
_________________________________________________ _________________________________________
5. Практическое употребление существительных именительного падежа во множественном числе (с окончаниями Ы, И)
- Материал: картинки (стол – столы, мяч - мячи)
_________________________________________________ _____________________________________________
_________________________________________________ _____________________________________________
_________________________________________________ _____________________________________________
6. Слоговая структура (3-х сложные слова без стечения)
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
_________________________________________________ __________________________________________
7. Звуковая сторона речи
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2 ГОДА 1 МЕСЯЦ – 2 ГОДА 6 МЕСЯЦЕВ
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Понимание названия предметов
- Материал: игрушки, картинки
Покажи, где
Посуда: чашка_______________________тарелка_______________________ложка
Одежда: шапка______________________пальто_______________________ботинки_______________________
платье______________________рубашка_____________________штанишки_____________________
Части тела: голова_______________________руки_______________________ноги_______________________
шея_______________________
Части лица: щеки_________________________лоб_______________________глаза_______________________
рот___________________________нос_______________________
Транспорт: машина_______________________автобус___________________поезд_______________________
самолет_______________________
Домашние животные:собака_______________________кошка_______________________
петух_______________________лошадь _______________________корова_____________
Фрукты: яблоко_______________________ апельсин_______________________слива_______________________
Овощи: морковь_______________________огурец_______________________помидор_______________________
Части тела животного: голова_______________________ноги_______________________хвост________________
глаза_________________________усы_______________________
2. Понимание действий
- Материал: картинки
Покажи, где
одевается_______________________ест_______________________пьет_______________________
улыбается______________________играет_______________________строит_______________________
катается________________________моет_______________________гладит_______________________
лечит_______________________
3. Понимание признаков
- Материал: картинки
Большой - маленький_______________________кислый - сладкий_______________________
Длинный - короткий________________________
Цвета: красный_______________________зеленый_______________________
синий_________________________желтый________________________
4. Понимание наречий
- Материал: картинки
Близко - далеко____________________________низко - высоко_______________________
Быстро - медленно________________________темно - светло________________________
5. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Понимание единственного и множественного числа прилагательных
- Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)
Покажи, где _______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Понимание настоящего и прошедшего времени глагола
Беседа с ребенком __________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение слов близких по звучанию (с 2 лет 6 мес.)
- Материал: картинки
Покажи, где: мышка - мишка
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1.Многословные предложения (более 3-х слов) в беседе
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Родительный падеж
Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Дательный падеж
Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. Творительный падеж
Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Единственное и множественное число существительных
Что это?
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Возвратные глаголы (СЯ)
Что делает мишка? (одевает – одевается)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Единственное и множественно число глаголов
Что делает мальчик? (поет)
Что делают мальчики? (поют)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
8. Слоговая структура слова
Употребление двухсложных слов с закрытым слогом (батон, лимон)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
9. Звуковая сторона речи
Гласные: _______________________ _________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Согласные ___
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2 ГОДА 7 МЕСЯЦЕВ – 3 ГОДА
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ
1. Предложно- падежные конструкции и предлоги (ЧЕРЕЗ, ОКОЛО,ПЕРЕД)
- Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой
Положи около :____________________________________________________________________________________
Положи перед :____________________________________________________________________________________
Перебрось через :__________________________________________________________________________________
2. Понимание слов с суффиксом увеличительности (дом – домище)
Покажи, где:____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)
Покажи, где :____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
Различение слов близких по звучанию
Покажи, где: мышка - мишка _________________________стол - стул______________________________
усы - уши______________________________ежата - мышата_________________________
коса - коза_____________________________
АКТИВНАЯ РЕЧЬ
1. Сложные придаточные предложения (в ходе беседы с ребенком)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Использование в речи вопросов: «Почему?» «Когда?»
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
3. Родительный падеж
Чего не стало? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
4. Дательный падеж
Кому я даю мячик? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
5. Творительный падеж
Я сейчас занимаюсь с кем? _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
6. Единственное и множественное число существительных
Что это? (кубик – кубики) _________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
7. Возвратные глаголы (СЯ)
Что делает мишка? (одевает – одевается)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
8. Единственное и множественно число глаголов
Что делает мальчик? (поет)
Что делают мальчики? (поют)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
9. Единственное и множественное число существительного и связанного с ним прилагательного (в 3 года)
Что здесь нарисовано и какой он по цвету? _________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
10. Слова со стечением согласных (чашка, ложка, мишка)
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
11. Звуковая сторона речи
Гласные: ________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Согласные
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
СОСТОЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Строение: врожденные аномалии, мышечный тонус, положение пальцев)_________________________________
_________________________________________________________________________________________________
2. Сформированность дифференцированных захватов
Ладонный захват___________________________________________________________________________________
Захват нижней третью пальцев_______________________________________________________________________
Захват большим и указательным пальцем______________________________________________________________
Захват тремя пальцами______________________________________________________________________________
3. Ведущая рука ___________________________________________________________________________________
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
_________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________
Логопед____________________________
« »_____________________20 года
« »_____________________20 года
Скачать готовый расчет по данной методике
|
По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.