Подростковый во3раст. Как распознать подростковую депрессию

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

10 24 248 4

Детский аппетит больше беспокоит родителей, нежели ребенка. Причем повышение аппетита встречается ими с радостью, а пониженный спрос в еде – с опаской. Довольно часто родители путают понятие голода и аппетита. Аппетит – более широкое понятие, не ограниченное физиологическими факторами. Это выборочное проявление голода. Оно меняется в зависимости от эмоционального состояния и предпочтений. Долгосрочная потеря интереса к еде приводит к обезвоживанию, анорексии и образованию кетоновых тел. Потому родителям важно контролировать питание подростка.

Отсутствие аппетита у подростков чаще всего происходит из-за гормональных изменений, а также из-за:

  • тревожного состояния;
  • инфекций;
  • проблем в школе;
  • смены сезона;
  • различного рода заболеваний.

В случае длительного отказа от еды и игнорирования этой проблемы, ребенку грозит истощение организма, сонливость, обезвоживание и чрезмерная потеря веса. Могут развиться такие заболевания как железодефицитная анемия (дефицита железа) и (полный отказ от еды).

В этой статье мы поговорим о причинах отсутствия аппетита у подростков, насколько это опасно. Также вы узнаете, что исключить, а что добавить в привычный рацион для повышения аппетита.

Какие могут быть причины

Самые распространенные – патологические и психологические.

Патологические причины

Инфекции : кишечного тракта при заражении глистами или инфекции ротовой полости. Аппетит может отсутствовать и во время приема лекарственных препаратов, которые принимаются для лечения инфекции.

Заболевания : ветряная оспа, пониженный гормональный фон щитовидной железы, корь или краснуха у ребенка может вызвать отсутствие аппетит из-за возникающих симптомов болезни: зуд, плохой сон, температура, рвота, беспокойство. Высокая температура во время гриппа, простуды, аллергии также является распространенной причиной снижения аппетита.

Психологические

Психологическое состояние: влияние друзей, отношения в школе и дома. Понаблюдайте за своим ребенком, поговорите с ним. Все ли у него в порядке в школе, есть ли причины по которым он может себя чувствовать подавленным или расстроенным. Возможно, беспокойство вызывает новый коллектив или понравившаяся девочка (парень). Не исключено, что отсутствие аппетита связано с попыткой привлечь ваше внимание.

Если наблюдаете, что подросток часто отказывается от еды, не стоит забывать и о таких факторах как смена сезона, нарушение сна, послеоперационный период, привычки рациона.

Способы повышения

Отсутствие аппетита у взрослого – это, как правило, следствие заболевания. У подростков, чаще всего, это связано с возрастным периодом.

Подбор правильных продуктов может решить проблему, а не бессмысленное вталкивание еды в ребенка. Лучше просто следить за количеством калорий, которые подросток потребляет.

Вместо того, чтобы сразу хвататься за лечение лекарственными препаратами или насильно принуждать ребенка к еде (что только усугубит проблему), воспользуйтесь списком полезных советов, которые способны повышать аппетит у сына или дочки.

Включите в рацион подростка витамины

Отсутствие витаминов грозит многими проблемами, потерей аппетита в том числе. Их не относят ни к питательным веществам, ни к пластическим. Но они необходимы для обменных процессов в организме. Если не насыщать организм витаминами, можно дать толчок к ожирению. Предпочтение лучше отдавать естественным витаминам – из фруктов и овощей. Витаминный комплекс – тоже своего рода химия. Главными помощниками будут витамины группы В, витамин D, а также кальций, железо и цинк.

Источники этих витаминов:

Исключите из питания ребенка вредную пищу

Все виды быстрой пищи нужно исключить из рациона подростка. Они содержат пустые калории. Никакой пользы организм из такой еды не получает. Также стоит ограничить сладкое: шоколад, выпечку, кондитерские изделия. Жиры способствуют повышению аппетита, но улучшать ситуацию всеми средствами в этом случае нельзя.

Приучите подростка к 3-4 разовому режиму питания.

Ввести в рацион повышающие аппетит продукты

    Фрукты:

    апельсин грейпфрут, лимон, абрикос, гранат, персик, яблоко, гранат;

    Ягоды:

    плоды рябины, ежевики, клюквы, барбариса;

    Травы:

    корень аира, полынь;

    Соки:

    свежевыжатые и пакетированные.

Используйте специи

Включите в его рацион такие приправы:

  • базилик;
  • укроп;
  • острый красный перец;
  • лавровый лист;
  • хрен;
  • горчица;
  • карри.

С лавровым листом и острыми специями стоит быть осторожным. Повышается нагрузка на поджелудочную железу.

Фитокомплексы

Проконсультируйтесь с врачом о наличии аллергии или противопоказаний у ребенка к составу фитонапитков.

Все перечисленные средства употребляются по столовой ложке не чаще четырех раз в день за 30 минут до приема еды.

Рецепт 1.

Вам понадобится:

Все смешать, нагреть, но не кипятить. Принимать после охлаждения.

Рецепт 2.

Понадобится:

  • Измельченные плоды аниса 1 ч.л.
  • Кипяток 1⁄4 л

Настой оставить на 40 минут.

Рецепт 3.

  • Высушенная полынь 1 ч.л.
  • Кипяченая вода 200 мл

Высушенную полынь залить кипяченой водой и настоять 30 минут.

Рецепт 4.

Подготовьте:

Ягоды залить 200 мл вскипяченной воды, настаивать 30 минут.

Прежде, чем использовать фитокомплексы, нужно проконсультироваться с педиатром. Травяные настои могут вызвать аллергию.

Обеспечить физическую активность

Научно не доказано, что физическая активность повышает аппетит. Но медики единодушно признают такой эффект. Физические нагрузки будут полезны не только для улучшения ситуации с едой, но и для всего здоровья в целом.

Профессиональный подход в вопросе тренировок обязательно приведет к понятию углеводного окна. Это 30-40 минут после нагрузки, когда организму наиболее всего нужно пополнить запасы энергии. Но здесь все зависит от вида нагрузки. Сразу запихивать дитя едой после тренировки не уместно.

Оптимальная продолжительность занятия – не менее 45 минут. После чего организм начинает активно сжигать калории. Для восполнения которых понадобится перекусить.

Оформление блюд

90% информации приходит к человеку через визуальный канал. От красоты оформления блюда зависит также и величина желания его съесть. Маркетологи «Макдональдса», «Бургер Кинга» и «MOS Burger» в логотипах своих компаний используют красный цвет. Считается, что он повышает желание съесть больше. Но это правда лишь отчасти. Красный цвет стимулирует активность человека, заставляет его действовать. То есть, купить человек может больше, а съесть – нет.

Частые "вопросы-ответы"

    Подросток ничего не ест, в чем причина?

    Если вы уверены, что ваш ребенок здоров, то отказ от приема пищи может быть следствием детских переживаний или психологического состояния. Часто подростки боятся набрать вес. Или же они уже столкнулись с травлей в школе из-за полноты. Отказ от еды может быть признаком анорексии. Иногда подростки пытаются протестовать – отказываются от еды, чтобы отстоять свои права, доказать что-то родителям, настоять на своем (ТВ и интернет влияют на принятие подобных решений). Следует проанализировать, как именно проходят семейные обеды. Иногда атмосфера настолько тяжелая, что ребенку лучше отказаться от еды, чем терпеть издевки или придирки. Особенно, если родители привыкли выяснять отношения во время еды. Может повлиять также то, что подросток перекусывает в школе или общепитах, поэтому по возвращению домой он уже не испытывает голода.

    Почему подростки много едят?

    Начнем с причин, вызванных недочетами воспитания. Например, у подростка слишком много свободного времени дома, ему нечем себя занять. Он смотрит ТВ, играет в игры, находится дома длительное время без нужной активности, ведет сидячий образ жизни. Поэтому он начинает перекусывать тем, что есть под рукой. Заканчивается это ожирением, пассивностью, снижением интереса к жизни. Повышенный аппетит, особенно у мальчиков, наблюдается у тех, кто активно занимается спортом (плаванием, боксом, бегом), посещает кружки. Так порция может быть больше, чем у сверстников. Бить тревогу не стоит, если ребенок тратит все полученные калории и питается здоровой пищей. Старайтесь готовить ему сами. Если вы заметили резкое увеличение аппетита следует проверить подростка на наличие гельминтов.

С точки зрения медицины, депрессия связана с нарушением баланса в мозгу нейротрансмиттеров, отвечающих за передачу импульсов между нервными клетками. По мнению ученых, у подростков такие изменения могут происходить в результате болезни или стресса, вызванного трудностями переходного возраста. У девочек депрессия встречается чаще, чем у мальчиков, поскольку они более эмоциональны и подвержены срывам.

Девочки-подростки предъявляют к себе завышенные требования. Они придают большое значение своему внешнему виду, стремясь быть идеальными, чтобы привлекать мужское внимание. Гормональные изменения в организме, обусловливающие повышенную сальность волос и прыщи, а также прочие факторы создают целый комплексов по поводу мнимых недостатков. Увеличение мышечной массы и жировой ткани девушки рассматривают как вес, из-за чего изнуряют себя диетами, полностью отказываются от пищи, вызывают рвоту и т.д. В конечном счете, это приводит к .

Субъективная оценка своей внешности в сравнении с другими девочками также может вызывать немалый стресс. У более красивых, по мнению девушки, подруг и одноклассниц, как правило, ноги длиннее и стройнее, волосы здоровее и пышнее, идеальная фигура и правильные черты лица. На недовольство собственной внешностью накладывается сравнение с окружающими не в свою пользу, и постепенно девочка-подросток приходит к выводу, что со своими данными она не сможет составить достойной конкуренции другим девушкам в борьбе за внимание противоположного пола, что разрушительно действует на неокрепшую психику.

Не меньшую роль в возникновении депрессии у девочек переходного возраста играют отношения со сверстниками, учителями и прочим окружением. Отсутствие уверенности в себе и своих способностях, убежденность в собственной ущербности, иными словами, заниженная самооценка может создавать проблемы в общении, особенно с мальчиками, ведь именно в этом возрасте дружба сменяется влюбленностью. Если первая любовь окажется безответной или отношения сложатся неудачно, это усилит депрессивные настроения.

Невнимание или пренебрежительное отношение родителей к проблемам дочери-подростка, семейные неприятности (развод, материальные трудности, конфликты между членами семьи и т.д.) могут приводить к тому, что девочка замыкается в себе, уходит в свой внутренний мир и более не допускает туда никого. Если на этом этапе родители не окажут ей достойной поддержки, ситуация может вызвать тяжелую депрессию.

Девочки с высоким уровнем интеллекта, талантливые, одаренные и успевающие в учебе, много читающие и обладающие широким кругозором зачастую подвергаются унижениям и насмешкам в классе и оказываются изгоями. Сверстники относятся к умным девочкам негативно, поскольку неосознанно расценивают их успехи как предательство и противопоставление себя коллективу, хотя на самом деле испытывают к ним банальную зависть. Как правило, интеллектуально развитые девочки менее приспособлены к конфликтам и не могут себя защитить, поэтому в результате впадают в депрессию.

В любом случае девочкам, страдающим депрессией, вне зависимости от вызвавших ее причин требуется внимание родителей, друзей, а также помощь специалиста (психолога, психотерапевта, социального педагога). Это заболевание успешно лечится как с применением медикаментов, так и без них. Важно вовремя выявить депрессию и не допустить ее усугубления, поскольку запущенное состояние может привести к тяжким последствиям, в том числе алкоголизму, наркомании и суициду.

В детском возрасте частота возникновения депрессивных состояний у мальчиков и девочек одинакова. Различия выявляются только в пубертатном периоде. По мнению специалистов, наиболее «опасный возраст» для девочек – 13-15 лет. Но мы рекомендуем не привязываться к жестким временным рамкам, поскольку уже в предпубертатном периоде, в возрасте примерно с 8-9 до 11-12 лет, повышается риск депрессивных расстройств. В этот период стоит быть более внимательными к поведению Вашей дочери.

Причины и последствия депрессий у девочек-подростков

Практикующие психотерапевты сходятся во мнении, что гормональная перестройка, которая происходит в организме девочки в период полового созревания, сама по себе может служить пусковым механизмом для развития депрессивного эпизода. В происходящих изменениях задействована вся нейроэндокринная система организма с ее сложными связями. Из-за неустойчивого гормонального фона возникают не только соматические расстройства, но и изменения психики.

Наблюдается как прямая, так и обратная связь депрессий с гормональными изменениями. Так, риск развития предменструальной дисфории у девочек появляется непосредственно с первого менструального кровотечения. С другой стороны, сама депрессия может служить причиной возникновения гормональных сбоев. Давно известен факт, что во время глобальных катастроф многие женщины утрачивают способность к зачатию в связи с прекращением месячных.

То же самое можно сказать и о «личных» катастрофах. Например, у девочек, перенесших депрессивный эпизод, наблюдаются следующие виды нарушений:

  • становление нормального месячного цикла происходит позже, чем у сверстниц – в 15-17 лет вместо 12-14;
  • изначально нерегулярные месячные (дисменорея);
  • исчезновение месячных (аменорея).

Кроме того, депрессия в пубертатном периоде – это большая вероятность повторения эпизодов у взрослой женщины. Если у девушки наблюдается задержка становления менструального цикла, нерегулярные месячные или их отсутствие, не связанное с физиологическими патологиями и соматическими заболеваниями, рекомендуем обратить внимание на эмоциональное состояние подростка.

Признаки депрессии у девочек-подростков

По данным исследований частота депрессий у девочек-подростков составляет 5-20 %. Такой разброс обусловлен тем, что депрессивные состояния в этом возрасте маскируются поведенческими нарушениями и очень часто принимаются за «обычные для подростков проявления характера». Само многообразие таких проявлений, отсутствие «привычки» у врачей общей практики оценивать саму возможность психоневрологического расстройства еще больше затрудняют диагностику.

Для подростковой депрессии характерны следующие признаки:

  • астенические проявления – повышенная утомляемость, снижение двигательной активности, головные боли, слабость, нарушения сна;
  • анорексия или булимия;
  • снижение успеваемости в школе, снижение внимания, способности к концентрации, выказывание идей об отсутствии способностей, боязнь посещения школы;
  • пассивность, эгоцентризм, капризность, апатичность;
  • резкая реакция на любые замечания родителей;
  • подавленное настроение, мрачность, недовольство своей внешностью, неверие в свои силы;
  • замкнутость, тревожность, страхи.

Толчком к развитию депрессий у девочек может служить любой травмирующий фактор. Например, несчастье со знакомыми, соматическое заболевание, переход в другую школу, переезд, ссоры в семье и даже неумение выразить мысли словами.

Наши рекомендации: если вы видите, что дочь стала неуправляемой, изменила круг общения, у нее резко изменился характер, не спешите списывать все эти симптомы на подростковый возраст. Обращайтесь к грамотному специалисту. На фоне нежелания подростка обсуждать свои проблемы с взрослыми, не стоит полагаться только на свои силы и пытаться самостоятельно справиться с ситуацией.

Взросление - естественный, но очень трудоемкий процесс для еще не окрепшего организма...

Даже когда дети вытягиваются выше родителей, они продолжают остро нуждаться в бережном и внимательном отношении. Наш эксперт - врач-физиолог Марина Ли.
Не навреди!

У юношей, хоть они и носят обувь 45?го размера, практически все системы организма (нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, дыхательная и мышечная) еще не сформированы окончательно. Всю свою энергию растущий организм тратит на довершение этой грандиозной работы. Поэтому многие вещи, безопасные для взрослого, представляют риск для подростка.

1. Занятия тяжелой атлетикой. После 15 лет кости и мышцы быстро растут в длину, поэтому большинство ребят выглядят угловатыми и неуклюжими. А какой же мальчишка, с тоской глядящий на свое худосочное отражение в зеркале, не мечтает о бицепсах Шварценеггера? Но поднятие тяжестей (особенно вертикальная нагрузка на позвоночник) может стать не только причиной образования межпозвонковой грыжи, но и фактором торможения роста суставов, мышц и связок. Кроме того, силовые виды спорта чреваты сильным напряжением зрительного аппарата, и если у юноши «слабые» глаза, все может закончиться отслоением сетчатки.

Для подростка гораздо полезнее такая физическая активность, как гимнастика, бег, плавание, танцы, пешая ходьба на длинные дистанции, катание на роликах, велосипеде и лыжах.

2. Слишком интенсивные физические нагрузки. Бесконтрольные занятия в тренажерном зале, неверно подобранные упражнения и слишком большое количество подходов опасны не только для опорно-двигательной, но и для сердечно-сосудистой системы подростка. У юношей очень быстро увеличивается сердце (его вес и объем с 10 до 16 лет вырастают соответ-ственно в 2 и в 2,4 раза), а питающие этот важнейший орган сосуды остаются сравнительно узкими. Это создает для сердца дополнительную нагрузку. Поэтому подростки часто жалуются на боли в левой части груди, повышенное артериальное давление, склонность к аритмии. Любое отклонение в работе сердца, а также такие симптомы, как бледность кожи, синюшность губ, повышенная слабость, одышка, обмороки, нельзя оставлять без внимания.

3. Повышенные умственные нагрузки, стрессы, отсутствие режима. Все эти факторы способствуют нарушению тонуса сосудов - развитию гипертонических или гипотонических состояний, которые впоследствии могут перерасти в истинную гипотонию или гипертонию. Если интеллектуальные и эмоциональные перегрузки у подростка сочетаются с малоподвижной жизнью, то риск значительно возрастает.

Помимо проблем с сердцем переутомление и стрессы могут навредить и желудочно-кишечному тракту. Из наиболее распространенных проблем - гипер- и гипомоторная дискинезия ЖКТ. Первая характеризуется повышенной деятельностью органов пищеварения, а вторая - пониженной. Гипермоторная дискинезия может возникать после чрезмерно высоких физических нагрузок, при сильном переутомлении, плохом питании. Ее симптомы: схваткообразные боли в животе, тошнота, рвота, отрыжка, изжога, вздутие живота, частый стул. Гипомоторная дискинезия проявляется снижением аппетита, чувством тяжести в животе, частыми запорами.

4. Малоподвижный образ жизни. Сердечно-сосудистая система человека нуждается в регулярных тренировках. Умеренная, продуманная и регулярная физическая активность поможет наладить процесс нормального кровообращения в сердечной мышце, а также в других органах и системах подростка. Поэтому не правы те родители, которые оберегают свое подрастающее чадо от любых физических нагрузок и даже от домашнего труда.

5. Перегревание и резкий перепад температур. Порой некоторые части организма растут неравномерно, поэтому нередко бывает так: сам юноша уже богатырского роста, а его сердце - все еще как у ребенка. Неслучайно именно рослые ребята частенько жалуются на слабость, быструю утомляемость и даже обмороки. Для них особенно опасен перегрев на пляжах и в бане, нежелательны резкие закаливающие процедуры, моржевание…

6. Переохлаждение. Подростки хотят выглядеть модно и ради этого готовы терпеть любой холод. Но гормональная перестройка, происходящая в их организме, может приводить к снижению адаптационных возможностей иммунной системы, что повышает риск возникновения многих хронических заболеваний.

7. Экстремальный спорт. Быстро растущие трубчатые кости становятся более хрупкими, поэтому падения у подростков часто заканчиваются переломами.

8. Чрезмерное напряжение голосовых связок. Во время мутации голоса нежелательно кричать во все горло или громко петь. Из-за перенапряжения на складках возникают так называемые узелки крикунов. Изменяя вибрацию складок, они делают голос глухим и хриплым. Некоторые узелки рассасываются сами собой, но иногда требуется микрохирургическая операция.

9. Привычка сидеть и стоять в неправильной позе, носить сумку на одном плече. Это приводит к искривлению позвоночника. Растущие кости подростка настолько мягки, что легко принимают форму, которую им диктуют мышцы.

10. Раннее начало половой жизни. Дело не только в распространении СПИДа, хотя известно, что около 45% всех носителей ВИЧ - это молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет. Несмотря на то что половое созревание у сегодняшних подростков происходит раньше, чем у их отцов и дедов, все-таки психологически юноши школьного возраста еще не готовы к сексуальной жизни. Согласно данным американских исследований, изучавших душевное здоровье 8563 американских старше-классников, среди тех, кто занимался сексом в школьные годы, было на 14% больше случаев депрессий и снижения самооценки.
Диета для скелета

За время полового созревания юноши вырастают примерно на 35 см. И порой этот процесс происходит не плавно, а скачкообразно. Чтобы успешно осуществить эту грандиозную «стройку», организму подростка нужны помощь и поддержка! Как известно, основной строительный материал человеческого скелета - это кальций. Согласно рекомендации ВОЗ, оптимальная ежедневная норма этого минерала для молодых людей от 13 до 16 лет должна составлять 1200 мг. Набрать ее за день не так уж сложно: например, литром молока, кефира или ряженки. 100 г твердого сыра - это уже половина суточной нормы кальция. 100 г апельсинов содержат 35 мг кальция, 100 г кураги - 170 мг, а 100 г кунжута - 1100 мг!

Но, к сожалению, не все так просто. Кальций - минерал капризный, и его достаточное поступление еще не гарантирует полной усвояемости. Например, некоторые эндокринные патологии, заболевания почек и пищеварительного тракта (особенно при низкой кислотности желудочного сока) препятствуют всасыванию этого вещества. Хронически не хватает важного для костей минерала вегетарианцам и сладкоежкам, потому что при низком содержании белка в пище и повышенном уровне простых углеводов кальций не удерживается, а вымывается из организма. Не дружит этот минерал и со слишком тяжелой, жирной пищей. Быстро выводится из организма вместе с газированными напитками и кофе. Однако, несмотря на все эти сложности, ликвидировать дефицит кальция все-таки реально.

Для того чтобы этот микроэлемент хорошенько усвоился, ему нужны «помощники». Среди них - фосфор и магний. Оптимальное соотношение кальция и фосфора, так же как кальция и магния, составляет пропорцию 2:1 (где кальция в 2 раза больше). Для того чтобы кальций мог благополучно всосаться в кровь, также необходимо обеспечить достаточное поступление в организм витаминов D и A.

Период с 12-13 до 16-18 лет. В физиологическом отношении подростковый возраст характеризуется созреванием и началом функционирования половых желез, деятельность к-рых находится под регулирующим воздействием нервной системы. Гормоны половых желез влияют на течение всех процессов в организме, в т. ч. на состояние вегетативной и центральной нервной системы.

У девочек половое созревание начинается приблизительно с 12-14 лет и заканчивается к 16-18 годам; у мальчиков продолжается с 13-15 до 18- 20 лет. Прежде всего появляются так наз. вторичные половые признаки: вырастают волосы на лобке и в подмышечных впадинах, у девочек развиваются молочные железы, у мальчиков «ломается» голос и пр. Признаком зрелости половых желез и их готовности к функционированию служит появление менструаций у девочек (см. Менструальный цикл) и поллюций у мальчиков.

Отмечается прибавка в весе, подростки прибавляют в весе за год в среднем 3-5 кг. Для детей П. в. характерен быстрый рост, нарушение пропорций тела. Прибавка в росте составляет около 10 см в год, у девочек бурный рост начинается раньше, чем у мальчиков.

У подростков быстро растут и развиваются все части тела, ткани и органы. Но темпы их роста неодинаковы. Больше всего заметно увеличение длины рук и ног. Туловище у мальчиков вытягивается после того, как длина рук, ног и таза в поперечнике достигнет своего максимума. Изменяется лицо. Грудная клетка приобретает форму грудной клетки взрослых. Неравномерность роста отдельных частей тела вызывает временное нарушение координации движений - появляется неуклюжесть, неповоротливость, угловатость. После 15-16 лет эти явления постепенно проходят. В этот период особенно тщательно нужно следить за осанкой подростков, особенно за тем, чтобы они правильно сидели за партой, т. к. неправильное положение корпуса ребенка при письме и чтении может привести к искривлению позвоночника.

Рост истинных голосовых связок особенно интенсивен на первом году жизни и в 14-15 лет; с 12 лет голосовые связки у мальчиков длиннее, чем у девочек. Этим объясняется «ломка» голоса у мальчиков, связанная также и с гормональной перестройкой организма.

В П. в. происходит усиленный рост легких; довольно быстро нарастает и общий их объем.; к 12 годам он увеличивается в 10 раз по сравнению с объемом легких новорожденного. Тип дыхания с 10 лет у мальчиков брюшной, у девочек - грудной и брюшной.

В П. в. могут быть функциональные расстройства различных органов. Часто наблюдается так наз. «юношеское сердце» или «сердце подростка», характеризующееся увеличением его размеров, появлением шума при выслушивании. Нередко наблюдаются также повышение артериального давления (так наз. юношеская гипертония), сердцебиение, учащение пульса (иногда давление может понижаться, пульс уре-жаться), может быть одышка, головная боль в области лба. У нек-рых подростков отмечаются головокружения, обмороки (чаще наблюдаются у девочек), спазмы различных отделов жел.-киш. тракта.

При длительном стоянии, продолжительном неподвижном сидении может появляться головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота, в ногах, потребность переменить положение. При вынужденном длительном стоянии может развиться даже обморочное состояние, рвота. Лицо бледнеет, кисти рук холодны, могут приобретать синюшный оттенок. Все эти явления в положении лежа быстро проходят. У таких подростков наблюдается повышенная потливость, красный дермографизм (при проведении ногтем по коже появляются красные полосы), быстрая смена настроения. Причиной этих расстройств часто является неустойчивость вегетативной нервной и эндокринной систем, к-рая характерна для этого

возраста, а также психич. и физич.

перенапряжение. С возрастом все эти

симптомы обычно проходят самостоя

тельно, однако в случае их появления

следует обязательно обратиться к вра

чу для выяснения их истинной при

Режим дня. В П. в. необходимо обращать особое внимание на режим дня. Он необходим для того, чтобы избежать утомления и перенапряжения нервной системы. Следует так спланировать день подростка, чтобы у него было время на занятия, спорт и отдых. Ночной сон должен быть не менее 8-9 час, он необходим для восстановления работоспособности. Нельзя разрешать подросткам проводить много времени перед телевизором, очень много читать.

Примерный режим для подростков представлен в таблице.

Гигиена подростков. Подростки должны соблюдать правила личной гигиены. В период полового созревания в связи с вегетативно-эндокринной перестройкой организма отмечается усиленное функционирование сальных желез, что ведет к закупориванию их протоков и появлению на коже угрей, к-рые могут воспаляться и нагнаиваться. Поэтому необходимо регулярно мыться (не реже одного раза в неделю), чаще принимать душ. Если у подростка имеется повышенная потливость, можно пользоваться различными присыпками и дезодорантами, устраняющими запах пота, чаще менять белье. Девушки должны подмываться теплой водой с мылом утром и вечером. Во время менструаций не рекомендуется принимать хорячие ванны, нужно мыться под душем или обливать тело теплой водой с мылом над тазом. Нельзя во время менструаций купаться в открытых водоемах, нужно избегать длительного хождения,"бега, прыжков (см. Личная гигиена).

Питание играет важную роль в правильном течении физиологических процессов организма подростков. От правильного питания зависит нормальное функционирование органов и систем организма, сопротивляемость его различным болезнетворным факторам.

С пищей подросток должен получать все те вещества, к-рые входят в состав его органов и тканей. Это белки, жиры, углеводы, минерал, соли, витамины, вода.

Белок - основной «строительный материал», входящий в состав каждой живой клетки (см. Белки). При недостатке белка в питании у подростков отмечается слабость, вялость, падает вес (см. Вес человека), отстает рост (см. Рост человека), снижается сопротивляемость различным заболеваниям. Это отражается на его успеваемости и трудоспособности.

Наиболее полезен белок молока и молочных продуктов, мяса, рыбы и яиц. Лучшей усвояемости белков способствуют овощи, поэтому мясные и рыбные блюда рекомендуется давать с овощными гарнирами.

Жиры и углеводы - источник энергии, наше «топливо». Жиры улучшают вкус пищи и дают длительное насыщение. Однако избыток жира ведет к нарушению обмена и ожирению. Хорошо усваиваются сливочное масло, жир молока, яиц, сливок, в к-ром содержится витамин А и D. Свиное сало, говяжий и особенно бараний жиры плохо усваиваются и содержат очень мало витаминов. В пищу школьников ежедневно необходимо вводить 10-15 г растительного масла (подсолнечное, оливковое, кукурузное).

Для организма подростков необходимы минеральные вещества. При недостатке их могут возникнуть различные заболевания. Так, напр., при недостатке в пище солей йода нарушается функция щитовидной железы (см. Эндокринная система). Витамины участвуют во всех обменных процессах, происходящих в организме, повышают выносливость и устойчивость организма к различным заболеваниям. При недостатке их школьник делается раздражительным, быстро утомляется, у него снижается работоспособность, аппетит, замедляется рост.

Очень важно, чтобы дети в П. в. получали разнообразную пищу. Принимать пищу школьники должны 4 раза в день, примерно через 4-часовые промежутки.

Молоко и молочные продукты особенно полезны для подростков, т. к. они содержат полноценный белок, жир, кальций и витамины. Ежедневно подросток должен выпивать не менее 400- 500 мл молока.

См. также Питание.

Закаливание. Принимать воздушные ванны следует в помещении при температуре воздуха не ниже 14-15°, сначала их продолжительность должна быть не более 3-5 мин., затем прибавляют по 1 мин. каждый день, доводя длительность процедур до 15- 20 мин. Полезно дома ежедневно ходить по полу босиком, начинают с 1 мин. и прибавляют через каждые 5-7 дней по 1 мин., доводя продоллш-тельность ходьбы до 10-15 мин. В теплое время года для закаливания используются длительные прогулки на свежем воздухе, сон в помещении с открытым окном при температуре не ниже 16°. Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних условиях - ежедневное обтирание и обливание. Температура воды сначала должна быть не ниже 34-35°, затем через каждые 6-7 дней температуру снижают на 1°, доводят ее до 22-24° и продолжают делать обтирания и обливания водой такой температуры в течение 2-3 мес. Если отсутствуют различные реакции в виде катара верхних дыхательных путей, слабости, разбитости, раздражительности, возбудимости, расстройства сна и т. д., можно перейти к закаливанию водой более низкой температуры: с 22°, снижая через каждые 10 дней на 1°, доводят температуру воды до 10-12° (обычная температура водопроводной воды).

В П. в. физич. воспитание проводится по утвержденным программам, соответствующим этому возрасту. Родители должны быть активными помощниками и организаторами полноценного физич. воспитания детей. Подростки каждое утро должны делать зарядку. Это постепенно входит в привычку.

Психогигиена подросткового возраста. П. в.- один из ответственных этапов психич. развития человека, становления его личности. Именно в этом возрастном периоде интенсивно формируется самосознание, способность к анализу окружающих явлений, возрастает интерес к отвлеченным проблемам. Вместе с тем в психич. сфере подростка нередко выявляются признаки эмоциональной неустойчивости: немотивированные колебания настроения, сочетание повышенной чувствительности, ранимости в отношении собственных перелшваний и известной черствости и холодности к другим, сочетание застенчивости и подчеркнутой развязности, самоуверенности. В этом возрасте повышается интеpec к своей внешности, чрезмерно остро воспринимаются любые критические замечания по этому поводу. В мыслительной деятельности подростков часто отмечается стремление к мудрствованию, разрешению сложных философских проблем, наблюдается склонность к фантазированию, вымыслам. Именно в этом возрасте пробуждается сексуальное влечение, что нередко приводит к сложным конфликтным переживаниям.

В психике подростков отчетливо выступает противоречивость, что связано с неравномерностью психич. и физич. созревания. Черты «детскости» , сочетаются у них с чертами «взрослости», в результате чего поведение подростков часто выглядит непоследовательным, возможны различные формы его нарушения. Так, при чрезмерных требованиях к подростку (непременно быть отличником в учебе, заниматься иностранными языками, музыкой и т. п.) без учета его склонностей и способностей часто возникают реакции протеста, к-рые могут проявляться демонстративными прогулами или побегами из дома. В основе такого поведения лежит стремление подростка избавиться от трудностей или привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Подобные реакции возникают и в случаях потери привычного внимания и ласки со стороны родителей, близких (напр., при появлении в семье отчима, мачехи, другого ребенка).

Другой типичной формой реакции подростка является стремление освободиться от опеки или контроля взрослых (родителей, воспитателей). В основе подобных реакций обычно лежит утрированное стремление подростка к самоутверждению, к достижению самостоятельности. В этих случаях подросток стремится в любой ситуации поступать по-своему, старается как можно раньше отделиться от родителей и семьи, поступить на работу или учиться в другом городе и т. п. Чаще подобные реакции возникают, когда родители злоупотребляют своим авторитетом, подавляют стремление подростка к самостоятельности. Одним из вариантов самоутверждения является подражание определенному лицу, литературному образу, киногерою (так наз. реакции имитации). К сожалению, в этих случаях кумиром и эталоном для подражания может стать и антисоциальный герой, что резко усугубляет тяжесть нарушений поведения подростка.

Часто нарушения поведения у подростков могут быть связаны также с так наз. реакциями компенсации. В этих случаях подростки на глазах у окружающих стремятся к совершению каких-либо отчаянных или безрассудно смелых поступков, чтобы доказать им и себе «силу воли», «храбрость» и т. д.

Огромную роль в формировании стиля поведения подростка играет свойственное этому возрасту стремление к образованию подростковых групп, подчиняющихся определенным лидерам, причем вне стен школы лидером становится наиболее авторитетный и сильный, но не всегда достойный подражания подросток.

Нарушение поведения в подростковом возрасте в значительной мере связывается с хорошо известным явлением акцелерации. При этом роль феномена акцелерации заключается не только

в ускорении темпов физич. развития и

полового созревания, но и в диспропор

ции между физич. и социальным раз

витием подростка. В результате под

ростки, зрелые в физич. и половом

отношении, в течение нек-рого периода

времени нередко обнаруживают черты

психич. инфантильности, «детскости»

(повышенную внушаемость, подчиняе-

мость постороннему влиянию и т. д.).

Указанная диспропорция нередко спо

собствует возникновению тех или иных

нарушений поведения у подростка,

а отсутствие необходимых условий вос

питания и обучения может стать причи

ной неправильного формирования его

личности.

Большое значение в П. в. имеет правильное половое воспитание. Необходимо своевременно и тактично разъяснить подростку характер тех физиоло-гич. изменений организма, к-рые сопутствуют наступлению половой зрелости (первые менструации у девочек и поллюции у мальчиков). У неподготовленных подростков наступление этих естественных физиологич. явлений может вызвать невротич. реакции.

Ошибочно стремление взрослых максимально ограждать подростка от любых сведений, касающихся взаимоотношения полов, избегать любого упоминания о сексуальных проблемах. В этих случаях подростки неизбежно получают соответствующую информацию от старших ребят, приобретших уже известный опыт, что нередко приводит к превратному, циничному представлению о половой жизни.

П. в. является особо ответственным периодом в отношении предупреждения психич. заболеваний. Необходимо помнить, что трудности поведения подростков нередко ошибочно расцениваются окружающими как дефекты воспитания, результат влияния неблагоприятной окружающей среды и т. д., в связи с чем к ним длительное время применяются меры общественного или административного воздействия, в то время как эти подростки должны находиться. под наблюдением психоневролога и получать соответствующее лечение. Особого внимания требуют подростки, у к-рых имеются остаточные явления после перенесенных инф. болезней, ревматизма, черепно-мозговых травм.

См. также Школьный возраст.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто