Семья как малая группа. Изучить характерные черты образа родительской семьи у учащихся старших классов

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Специфика современной семьи в России (хотя семьи у нас очень неоднородные) определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями.

1. Современная семья – это союз, основанный на любви, эмоциональном принятии и на поддержке. Это не означает, что так не было раньше, но сейчас это стало основным критерием. Современную девушку вряд ли удастся выдать замуж или сосватать без ее воли.

2. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети). Такая ситуация – результат реализации потребностей в свободе и самостоятельности молодых людей.

3. Современная семейная система является достаточно открытой – сегодня легко вступить в брак и также легко развестись. Правовые, этические, религиозные и социально-психологические барьеры как для создания, так и для расторжения брака сведены к минимуму.

4. В современной семье особую роль играет родительство. Принципиально новая, гуманистическая позиция – это отношение к ребенку как к личности, заслуживающей уважения и права на свободный выбор. Следует особо отметить феномен отцовства. Для современного отца характерно более раннее включение в воспитание – в младенчестве или даже в пренатальном развитии («школы отцов», роды вместе и т.д.). Отцовская любовь теперь приравнивается к любви материнской.

Кроме вышеперечисленных особенностей можно обозначить такие тенденции развития современной семьи.

1. Падение рождаемости, уменьшение числа детей в семье. А рост однодетных семей означает обеднение эмоциональной сферы и социально-коммуникативных связей ребенка.

2. Появление так называемых «двухкарьерных» семей, где оба супруга ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации.

3. Поляризация возраста вступления в брак – либо очень рано (16-17 лет), либо после 30 лет.

4. Все более часты случаи (хотя «неравные браки» были распространены и ранее) увеличения возрастной разницы между супругами до 15-20 лет, причем в том числе и в сторону – жена старше.

5. Проблема вдовства. Решается, если жена – старше.

6. Большое количество разводов. Примерно 1/3 всех семей пережили развод. А по стрессогенности развод занимает второе место после смерти близкого человека.

7. Возрастание количества повторных браков – люди все же ищут свою половину. Отсюда – проблема неродных детей.

8. Рост количества детей-подкидышей, беспризорных детей, отказ от детей в роддомах. Рост детдомов, интернатов и пр.

9. Рост семейно-бытовых «криминальных» ситуаций, преступлений. Обычно – на почве пьянства.

10. Увеличение числа бездетных семей.

11. «Заграничные» браки распространяются все больше.

12. «Экзотические» семьи (однополые браки, свингерство и пр.) – пока еще в России явление редкое, но уже существующее.


13. Возрастание числа лиц, которые предпочитают альтернативные формы брака: а) одиночество; б) «гражданские» браки; в) материнские семьи – как осознанное решение женщины.

Таким образом, учитывая большое число разводов, рост лиц зрелого возраста, не вступающих в брак, появление других форм отношений – все это дает основание сторонникам теории крушения семьи строить мрачные прогнозы о вырождении семьи как социального института.

Однако, за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как оптимальной формы партнерского союза с целью обеспечения необходимых условий для личностного роста и саморазвития. Ценность семьи возрастает и рейтинг семьи растет.

ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА - система государственных и общественных мероприятий, направленных на обеспечение здоровья матери и ребенка, укрепление семьи, поощрение материнства, создание наиболее благоприятных условий для воспитания детей, их физического, интеллектуального и нравственного развития.

В России с 1994г. принята и финансируется Федеральная целевая программа «Безопасное материнство». Ее актуальность обусловлена целым рядом причин. (Высокая материнская и младенческая смертность. Отказ от грудного вскармливания значительной части родивших женщин. Высокий уровень абортов. Занятость женщин репродуктивного возраста на вредных производствах. Увеличение числа детей, родившихся у несовершеннолетних. Растущее количество детей-инвалидов.)

В создавшихся условиях низкой рождаемости целевая программа «Безопасное материнство», действующая в нашей стране с 1995г., была призвана создавать необходимые условия для обеспечения улучшения состояния здоровья женщин-матерей, снижения у них послеродовой заболеваемости, инвалидности и материнской смертности, повышения качества здоровья новорожденных, преодоления кризисных тенденций в воспроизводстве населения Российской Федерации.

В части 2 ст. 7 Конституции РФ закреплено, что в Российской Федерации… обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. Часть 1 ст. 38 Конституции РФ провозглашает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей являются не только частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют действенный, реально функционирующий механизм такой защиты.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь.

В дохристианской модели семьи на Руси распределение ролей предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи. Она обладала свободой как до брака, так и в браке, власть мужчин - мужа, отца - была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «болыпуха» - жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все - и женщины, и младшие мужчины в семье. Преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого.

С проникновением христианской модели в организацию семейной жизни изменились отношения между домочадцами (см. Первое послание апостола Павла к Коринфянам, гл. 7). Эта модель в «русской версии» отражена в уложении правил жизни семьи под названием «Домострой» (XVI в.).

Согласно «Домострою», взаимоотношения супругов предполагали жесткое соответствие семейным и гендерным ролям. Мужчина безраздельно властвовал над членами семьи и нес за нее полную ответственность. Жене предписывалось подчиняться мужу («Жена да убоится мужа своего»), заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Родительские роли в семье доминировали над ролями эротическими, признававшимися малозначительными. Семейные удовольствия, по «Домострою», связаны с уютом в доме, вкусной нищей, почетом и уважением со стороны соседей. Воспитательные стратегии «Домостроя» отражены в следующих рекомендациях родителям: «Воспитывай дитя в запретах», «Любя сына, увеличивай ему раны». Главные обязанности детей - абсолютное послушание родителям, забота о них в старости.

Осуждение значимых и уважаемых людей считалось страшным наказанием для семьи, а зависимость от мнения людей стала важной чертой национального характера российских семейных отношений. Нужно было демонстрировать семейное благополучие социальному окружению, строго запрещалось разглашать семейные тайны, т.е. существовало два мира - для себя и для людей. При этом, в силу специфики российского населения, подавляющее большинство которого составляло крестьянство (долгое время - крепостное), традиционно принято идеализировать описанный семейный уклад, наделяя патриархальную семью чистотой и «правильностью» нравов и отрицая жизненные реалии. Так, историк Н. И. Костомаров в работе «Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях» пишет: «Все иностранцы поражались избытком домашнего деспотизма мужа над женой. Русская женщина была постоянною невольницею с детства до гроба <...> Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений» .

Специфика российской семьи во многом объясняется преобладанием на протяжении столетий такой формы жизненного и семейного уклада, как крестьянская община . Семья была не только родственным, но и хозяйственным союзом, в котором главе семьи (большаку) принадлежало главенствующее положение, а семейное имущество находилось в коллективной собственности. Большак (обычно самый опытный и старший по возрасту мужчина) управлял всем хозяйством, отвечал за благосостояние семьи, распределял работы между ее членами, разбирал споры, наказывал провинившихся, следил за нравственностью, заключал сделки, платил налоги и т.п.

Семейную структуру характеризовала жесткая вертикаль власти, проявлявшаяся в ригидном иерархизме: все принижены перед главой семьи, женщины - перед мужчинами, младшие - перед старшими, дети - перед взрослыми. В семье господствовали принудительный коллективизм и централизм; общие интересы семьи, как их понимал большак, не просто главенствовали, а являлись некой абсолютной ценностью, поглощавшей интересы отдельных членов семьи. Сказанное позволяет отнести крестьянскую патриархальную семью к авторитарному типу, в котором насилие признается совершенно нормальной и эффективной формой воздействия.

Сама крестьянская семья жила в рамках и под опекой сельской общины, или мира, как называли ее крестьяне. Община имела широкий круг обязанностей: обеспечивала переделы земли, находившейся в коллективной общинной собственности, раскладку и сбор податей, рассмотрение гражданских и мелких уголовных дел между членами общины, отстаивала интересы крестьян перед государством, помещиком, опекала больных и немощных и т.д. Государство имело отношение не с отдельными крестьянами, а с общиной. Важной функцией общины являлось то, что через общественное мнение, представлявшее собой коллективную совесть, вынесенную вовне, она регулировала поведение крестьян.

Община была замкнутой, закрытой системой. Низкая мобильность крестьян способствовала консервации общинных порядков. Социализация подрастающего поколения происходила внутри общины и главным образом посредством устной традиции, живых примеров, прямой передачи опыта от родителей к детям.

Семейно-общинная организация крестьянской жизни порождала личность с определенными характеристиками и ценностями, свойственными авторитарной структуре. Члены семьи и общины умели жертвовать индивидуальными интересами во имя общих либо вовсе не имели интересов, отличавшихся от общинных. Они испытывали потребность в сильной власти и руководстве, легко допуская принуждение, стремились к единомыслию и едиподействию. Ориентировались на традицию, старину, авторитеты - там искали образцы, идеалы, ответы на вопросы, негативно относились ко всякого рода нововведениям, не любили перемен, от которых ожидали только ухудшения положения. Русский крестьянин жил под страхом нарушить многочисленные запреты, правила, требования, он все время оглядывался на соседей, общину, церковь, боясь сбиться с правильного пути. А если и решался сойти с проторенной дороги, то - всем миром.

Вследствие этого инициативные, самостоятельные личности не уживались в деревне: они покидали ее либо добровольно, либо по принуждению. Община, по крайней мере с середины XVIII в., имела право высылать «порочных членов» в армию, Сибирь и в прочие отдаленные места.

Приблизительно с начала XVIII в. русское крестьянство (85% населения в 1914 г.), с одной стороны, дворянство, буржуазия, либеральная интеллигенция - с другой, идеологически стали все больше отдаляться друг от друга: если крестьянская семья и община как бы законсервировались, то другие слои населения постепенно трансформировались в соответствии с установившимися к тому времени европейскими культурными стандартами. В XVIII - начале XX в. ни крестьянская семья, ни община не претерпели кардинальных изменений. Правительство, в 1906 г. начавшее борьбу с общиной путем реформ, за 10 лет так и не смогло ее разрушить, хотя и потеснило (за 1906-1916 гг. из общины вышло 26% дворо- хозяев). В прочности устоев крестьянской семьи и общины заключалась важная причина скромных успехов реформ XIX - начала XX в., проводившихся российским правительством сверху.

Дальнейшие события доводили общинную психологию до экстремальной формы. Насильственная коллективизация 20-30-х гг. XX в. не противоречила устоям традиционной крестьянской культуры. Использование коллектива в качестве средства обезличивания людей, культ коллективного, а не индивидуального успеха, обобществление частной жизни (трудовые коллективы несли ответственность за моральный облик своих членов перед компетентными органами и решали их семейные проблемы), огосударствление общества (каждый человек формально или неформально являлся наемным работником государства, государственным служащим, был приписан к месту жительства, нередко к работе), отчуждение от собственности и власти при декларации принципов демократии - все это было свойственно отношениям общинного типа. Массовые репрессии 20-50-х гг. XX в. и ставшее некоторой общественной нормой состояние холодной гражданской войны были возможны для власти во многом благодаря опоре на общинное мировоззрение большинства с его стремлением к единомыслию, неуважением личности, мнения меньшинства и прав собственности.

В период революционных переворотов в России появились работы, посвященные «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа и материнства. Родственные чувства оценивались как менее прочная связь, чем партийное товарищество. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом. В числе первых декретов Советской власти были изданные в декабре 1917 г. декрет о гражданском браке и о расторжении брака. Этими декретами номинально были отменены действовавшие ранее законы, ставившие женщину в семье в неравноправное положение с мужчиной в отношении детей, прав на имущество, при разводе. Однако эти декреты скорее служили укреплению идеологии советского режима, чем отражали реалии российского общества и помогали жизни конкретных людей.

В 20-50-е гг. XX в. в условиях войн и массовых репрессий, а также под влиянием государственной пропаганды в советской семье наблюдается ослабление супружеских, родительско-детских, родственных связей. Во времена «застоя» (1970-1980-е гг.) сложилась следующая модель советской семьи: ответственность за все несет мать, она доминирует в семье и более близка с детьми эмоционально; мужчина «выброшен» за пределы семейных отношений, не оправдывает ожиданий жены и детей. В семье остро встала проблема отцовства: общественное воспитание считалось основным, система льгот в связи с рождением ребенка, уходом за детьми, их воспитанием предоставлялась только матерям, а отцам - лишь в связи со смертью матери, ее длительным отъездом или болезнью. Следовательно, мужчина знал, что от его забот и личных качеств судьба его как отца никак не зависит, а ребенок - прежде всего женская проблема .

Итак, на протяжении всего XX в. семья в России находилась в исключительно сложных условиях:

  • - войны и репрессии разрушали семьи физически и психологически (физические и эмоциональные разрывы);
  • - тоталитарное государство внедрялось в функционирование семьи (ценности и традиции, воспитание детей, самоопределение и т.п.), лишая ее автономии и самодостаточности;
  • - распад тоталитарного государства в 1990-е гг. породил неизбежный ценностный вакуум, обесценивание привычных стабилизирующих норм.

Современная российская семья имеет свои культурно-исторические особенности, которые условно можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести особенности, связанные с условиями жизни семьи в России XX в. :

  • - во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины: во времена войн и репрессий - физически, в период «застоя» - скорее психологически. Отчасти с этими обстоятельствами связано противоречивое отношение к мужчине в российской семье (со стороны как жен, так и матерей): от него многое ожидается и одновременно он оберегается от излишней нагрузки;
  • - поколения зависят друг от друга эмоционально и часто материально, границы между ними плохо структурированы: многие нуклеарные семьи, не имея отдельного жилья, продолжают жить в родительских семьях; молодые супруги входят в новую семью на правах детей; в некоторых семьях ценится обращение к родителям супруга «мама» и «папа»; уже повзрослевших детей продолжают материально поддерживать родители;
  • - идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, при которой личные интересы имеют меньшую ценность, чем интересы и правила более сильной системы.

После распада СССР и открытия границ российская семья стала приобретать черты современной семьи постиндустриальной культуры (вторая группа особенностей).

  • 1. Изменяется представление о смысле создания семьи. В связи с возросшей продолжительностью жизни дети успевают вырасти, а родители все еще активны и молоды. Им предстоит долгая жизнь вне родительских функций, а также и без внуков, так как нижняя граница родительства отодвигается.
  • 2. Разделение ролей в браке перестает быть жестко определенным, практически нивелированы различия между «мужскими» и «женскими» делами, что во многом связано с технологичностью и облегчением быта, который не отнимает теперь столько времени и сил у одного из членов семьи - как правило, женщины. Возможная минимизация быта в каждодневной жизни способствует уменьшению количества совместных дел у членов семьи. Таким образом, брак становится более эмоциональным, личпостно ориентированным и менее прочным.
  • 3. Вместе с ростом разводов появляется огромное количество бину- клеарных (или полинуклеарных) семей с детьми от предыдущих браков, в которых бывшие супруги сохраняют контакт друг с другом как родители. Однако в обществе пока нет общепринятых правил и устоявшихся ритуа- лизаций организации такой жизни.
  • 4. Активно меняются коммуникативные технологии, что углубляет разрыв поколений, опирающихся на абсолютно разные способы получения информации и мышления - книгу и компьютер. Ребенок становится для своего родителя экспертом в области информационных технологий, обучающим или помогающим ему. Одновременно растет бытовая зависимость ребенка от родителей, особенно в крупных городах.
  • 5. В мультикультурном, быстро меняющемся обществе утрачивается единое представление о правильном воспитании детей, что приводит к росту родительской тревоги и неуверенности.
  • 6. Появляется множество разных форм и условий школьного обучения и одновременно встает сложная задача «правильного» выбора школы для ребенка. Опять растет уровень родительской тревоги, увеличивается ответственность за выбор учебного заведения, что приводит к форсированному обучению ребенка, перегрузкам всей семьи, чрезмерному включению в процесс обучения родителей.

Итак, семья - это динамичное образование, чутко реагирующее на изменения культурно-исторического контекста, частью которого она и является (тесные связи семьи с другими социальными контекстами особенно очевидны в случае тех или иных отклонений ее развития от некоторых ожиданий культурной нормы; см. главу 5). Особенно быстро структурнофункциональные характеристики семьи изменяются в последние десятилетия с развитием постиндустриальной эпохи. Спецификой современной социокультурной ситуации развитых стран, к которым в данном случае можно отнести и Россию, является сосуществование разнообразных вариантов семейных укладов, что в наибольшей степени заметно в мегаполисах. Подобная вариативность семейных форм, с одной стороны, отражает нормативную и ценностную подвижность современного мира, а с другой стороны, свидетельствует о кризисном состоянии семьи как социального института, претерпевающего значительные изменения.

тема: Молодая семья и её особенности

Введение

С одной стороны семья - это добровольный союз двух людей, которые объединяются для совместного проживания, ведения общего хозяйства и бизнеса, рождения и воспитания детей.

С другой, семья - первичная и основная ячейка общества, один из главных социальных институтов, важнейшей функцией которого является воспроизводство поколений.

Начиная с рождения и до самой смерти человеческая жизнь, как правило, связана с семьей. В семье в повседневной жизни происходит становление и самореализация личности. Семья выполняет и такие важные в жизни человека функции, как опека и забота, социально-психологическая защита. Она - своеобразный буфер, амортизатор, способствующий адаптации личности мужчины и женщины в кризисных условиях. Для каждого из нас атмосфера семьи имеет огромное значение.

Вопросы семейной политики, проблемы сохранения и укрепления семьи, проблемы демографии, упрочения и возрождения традиционных семейных устоев, нравственности общества, духовно-нравственного воспитания молодежи являются на сегодняшний день одними из актуальнейших.

Объект исследования: развитие супружеских отношений в молодой семье.

Предмет исследования: особенности супружеских отношений в молодой семье на различных этапах ее становления и функционирования.

Цель работы: осветить особенности развития супружеских отношений на различных этапах становления и функционирования молодой семьи.

Выбранная тема весьма актуальна в современном мире, где семья занимает приоритетное место в иерархии жизненно важных ценностей человека и брачно-семейные отношения играют важную роль в обществе.

Молодая семья, в том числе неполная молодая семья - это семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, если возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье не превышает 35 лет.

На сегодняшний день молодая семья столкнулась с новыми проблемами существования в современном обществе, приобретя в наследство и негативный опыт наших родителей: нестабильность государственной власти, а как следствие отсутствие собственного жилья, недостаток средств для существования, массовая безработица, инфляция.

Наиболее остро стоит жилищный вопрос. Несмотря на государственную поддержку на сегодняшний день молодые семье большую часть своего бюджета отдают за аренду жилья.


1. Особенности молодой семьи

1.1 Особенности отношения к браку

Брачно-семейные преставления являются наиболее значимыми для прогнозирования развития института семьи.

Брак и семья - общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.

Брак - особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Брак является основой формирования семьи.

Семья - малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство, порождение, брачные отношения.

В современном мире не существует жёстких границ выбора брачного партнёра, за исключением некоторых религий и стран, в которых традиции создания семьи почитаются молодым поколением и слабо эволюционированы.

Следует не забывать, что семья всегда должна занимать одно из важнейших мест среди жизненных ценности человека, но, тем, не менее, с развитием семьи и изменением её функций постепенно меняется и ценностное отношение к семье.

Важнейшей функцией семьи является фелицитивная функция - функция удовлетворения потребности человека в счастье. Семья - существенный фактор эмоционального благополучия личности, определяющий аффективный тон ее мироощущения. Любовь и брак решающим образом определяют переживание личностью счастья и удовлетворенности жизнью. Люди, состоящие в браке, оказываются счастливее одиноких людей. Согласно М. Аргайлу, удовлетворенность браком определяет общую удовлетворенность жизнью и состояние счастья. Результаты проведенных в США 58 исследований обнаруживают корреляцию между переживанием субъективного благополучия и супружеством в противоположность одиночеству на уровне статистической значимости.

Неблагоприятные семейные события оказываются наиболее существенными стрессорами, резко увеличивающими сенситивность человека к различного рода вредностям и, соответственно, восприимчивость к заболеваниям. Например, было показано, что максимально неблагоприятное воздействие оказывает смерть супруга, затем развод, разъединение семьи, смерть близкого члена семьи.

В современной психологии семьи и семейной психотерапии можно выделить две возможные теоретические позиции в отношении анализа семьи. Согласно первой, семья представляет собой группу индивидов, имеющих общие и различные интересы, а семейный контекст рассматривается как среда социализации и развития личности. Такой вариант трактовки семьи характерен для начального этапа становления семейной психологии как самостоятельной дисциплины и в определенной мере находит отражение в поведенческом подходе и психоанализе. Согласно второй позиции семья рассматривается как целостная система и «единицей» анализа является семья. Эта позиция характерна для системной семейной терапии и психологов, подчеркивающих неаддитивыьш характер семьи, не сводящейся к суммарной совокупности ее членов.

Приведенное определение семьи содержит также указание на две подсистемы структуры семьи - супружескую и детско-родительскую. Два поколения определяют состав современной нуклеарной семьи: супруги как «архитекторы семьи» и их дети - такие же, как и родители, равноправные участники и «строители» семьи.

И.С. Кон провел анализ работ, посвященных проблеме культуральных и исторических особенностей семьи и ее развития, с целью выделения критериев, позволяющих отличить собственно семью от группы, включающей несколько генераций, в том числе и объединенных родственными узами, т.е. от «не-семьи». Вывод, к которому пришел исследователь, оказывается весьма прозаичным: критерием дифференциации семьи от «не-семьи» является совместное проживание и ведение совместного хозяйства. Именно этот признак принят обществом для спецификации семьи как социального института, который, хотя и приобретает качественно своеобразные формы на каждом из этапов исторического развития общества, вместе с тем сохраняет известную стабильность структурно-функциональных характеристик семьи. Недаром общеславянский термин «семья» восходит к обозначению территориальной общности. В русском языке «семья» сначала обозначался весь круг родственников с домочадцами и слугами, проживающими вместе, и лишь с XIV в. оно стало использоваться в более узком, специфическом смысле. Итак, основными характеристиками семьи являются: 1) брачные и кровнородственные связи между членами семьи; 2) совместное проживание и 3) совместное ведение хозяйства или общий семейный бюджет.

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:

1) экономическую, хозяйственно-бытовую. В доиндустриальном обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;

2) репродуктивную. А.Г. Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность репродуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически вовсех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, - необходимостью ограничения уровня рождаемости;

3) функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;

4) сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;

5) функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;

6) функцию эмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;

7) рекреативную - функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

8) функцию социальной регуляции, контроля и опеки.

За последние десятилетия заметно возросло значение функции эмоциональной поддержки и принятия, реализующей потребности человека в аффилиации и любви. В современном обществе любовь является сущностной характеристикой отношений в семье, заключение браков определяется в первую очередь наличием любви между супругами. Впрочем, и причины разводов в значительном числе случаев лежат в области эмоционально-личностных отношений супругов: все чаще супруги при разводе ссылаются на утрату чувства любви.

В настоящее время выделяются такие основные признаки трансформации семьи, как:

Уменьшение числа браков;

Рост числа длительных добрачных отношений;

Пробных браков;

Падение рождаемости;

Увеличение разводов;

Увеличение рождаемости добрачных детей.

Это связано не только со спадом экономики и изменениями в финансовой и политической сфере, сколько с изменением ценностных ориентаций, в т.ч. изменения в нормах сексуального поведения.

Конечно, в России изменения в нормах сексуального поведения начались позднее, чем на Западе, и, по-видимому, ускорились (особенно в крупных городах) в связи с изменениями, происходившими в российском обществе в последнем десятилетии XX века.

Следует сказать, что сейчас средний возраст заключения брака у мужчин – 24 года, у женщин – 22 года. Снижение возраста вступления в первый брак в России прекратилось лишь в 1993 г., и с этого времени он начал увеличиваться. Новая тенденция - к увеличению возраста вступления в первый брак - не случайна. Интенсивность заключения браков среди самых молодых юношей и девушек быстро снижалась, достигнув к концу века исторически минимальных значений. Лишь 12 девушек из 1000 и 15 юношей из 10 тыс. в возрасте от 16 до 18 лет заключили брак в 2000 г. Знаменательным было также увеличение брачности в возрасте 25 лет и старше. В результате всех этих изменений средний возраст жениха и невесты в России быстро увеличивается. Более интенсивное «постарение» брачности у мужчин вызвало увеличение средней разницы в возрасте жениха и невесты при первом браке. Такая подвижка, возможно, объясняется изменениями в социальном поведении (например, тем, что девушки при вступлении в брак все более склонны выбирать женихов с устойчивым социальным и экономическим статусом).

Пока новейшая тенденция к «постарению» брачности слишком молода, чтобы быть абсолютно уверенным в том, что она представляет собой окончательный отказ от традиционной модели ранней брачности, издавна господствовавшей в России.

На протяжении XX века, по мере того как овдовение утрачивало свою роль почти единственного основания для заключения повторного брака, быстро росло число повторных браков, заключаемых разведенными. Максимального значения коэффициент суммарной брачности для повторных браков достиг в 1987 г. Но вскоре началось резкое падение показателя, и за короткое время он вернулся практически к уровню конца 1960-х годов. При этом доля повторных браков в общем числе браков стала намного выше, чем тогда (более четверти и у мужчин, и у женщин), и довольно стабильна. Не слишком меняется и средний возраст вступления в повторный брак. С 1970-х годов он повышался небольшими темпами, что было следствием увеличения длительности брака при разводе. Возможно, такая противоречивая динамика отражает общее изменение отношения к регистрации брака - и первого, и повторного.

Компенсация разводов и овдовения повторными браками, не будучи, конечно, полной, весьма значительна (особенно для мужчин) - уже через 5 лет после прекращения брачного союза 44–45% мужчин и 22–23% женщин вступают в повторный брак, а еще через 5 лет больше половины мужчин и каждая третья женщина состоят в зарегистрированном или незарегистрированном союзе с новым партнером. Заметим, что у женщин сформировалась в целом положительная тенденция вступления в повторный брак, по-видимому, за счет снижения рождаемости и изменения социальных норм, касающихся возможности для женщины с детьми искать нового семейного партнера.

Одно из центральных мест в новейших тенденциях занимают изменения, связанные с социально-экономической и психологической переоценкой положения, ролей женщины и мужчины в обществе и семье.

Молодая женщина, находящаяся в самом начале жизненного пути, получила невиданную ранее свободу выбора во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и свободу создавать семью - в той форме, в которой она считает для себя приемлемой, с тем числом детей, которое пожелает, и в те сроки, какие сочтет нужными. Профессиональная занятость стала нормой женской биографии и изменила тип жизненной стратегии женщины и семьи в целом.

Одновременно мужчина окончательно утратил неоспоримые права быть единственным кормильцем семьи и организатором жизни в домохозяйстве, но при этом повысил свое участие в семейных делах в нетрадиционной для него роли.

семья супружеский молодой кризисный

1.2 Психологические особенности

Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

За последнее десятилетие наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские отношения. Актуальность, развития новой научной дисциплины - психологии семьи - связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональное и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами. Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов - алкоголизм, агрессия, измены, нарушения коммуникации, неудовлетворенные потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.

Изменение демографической ситуации - падение рождаемости и, как следствие, увеличение удельного веса однодетных семей - приводит к трудностям личностного развития и недостаточной коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях. Следует констатировать неудовлетворительный уровень реализации отцом воспитательной функции в значительном числе российских семей. Наряду с благоприятной тенденцией активного включения отца в процесс воспитания еще на этапе раннего детства ребенка столь ж ярко выступает тенденция дистанцирования отца от проблем воспитания, его с низкой эмоциональной вовлеченности и ориентации на родительство - значимого фактора в достижении личностной идентичности и психологической зрелости. Миграция населения, связанная с трудоустройством и особенностями профессиональной деятельности, обусловила рост числа функционально неполных семей, в которых один из супругов не может постоянно выполнять свою роль.

Другой социальной проблемой является рост числа неофициальных браков. За период с 1980-го по 2000 г. количество гражданских браков возросло в шесть раз; 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных браков сохраняется. Главной причиной предпочтения гражданских браков является неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью, партнера и детей. В силу этого семья, проживающая в гражданском браке, достаточно часто характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низким уровнем безопасности.

Еще одна социальная проблема связана с увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей, в частности резкое возрастание социального сиротства. Сегодня таких детей-сирот свыше 500 тыс. Причины социального сиротства – разводы, рост случаев лишения родительских прав, отказ родителей от ребенка и передача государству родительских прав, временное помещение детей родителями в детские дома и дома ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи. В случае лишения родительских прав в подавляющем большинстве семей отец и мать страдают алкоголизмом. Добровольный отказ от родительства чаще всего обусловлен болезнью ребенка, тяжелыми материальными и бытовыми условиями, обычно в неполной семье. Возрастает число беспризорных детей. Так, недостаточно продуманная система приватизации жилья привела к резкому увеличению детей-бомжей. Расширение сети социально-реабилитационных центров и социальных приютов позволяет в определенной мере обеспечить необходимый уровень протекции и социальной адаптации таких детей, однако ни количество подобных учреждений, ни уровень психологической помощи, оказываемой воспитанникам в этих центрах, нельзя признать достаточными и удовлетворительными для обеспечения условий их полноценного психического развития.

Сокращение и обеднение общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению трудностей в развитии детей. Одновременно можно констатировать тенденцию перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения, а также на специально приглашенный персонал и, тем самым, самоустранения родителей от процесса воспитания ребенка.

Теоретической основой психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической психологии. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения. Психология развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях, содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка в семье, психологические особенности детско-родительских отношений.

Возрастно-психологическое консультирование, направленное на контроль за ходом психического развития ребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития, рассматривает семью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка. Семейное воспитание и педагогика всегда были важнейшей отраслью педагогической науки. Психология личности рассматривает общение и межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореализации, разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом ресурсов семьи.

В рамках клинической психологии внутрисемейные отношения рассматриваются как важный фактор в контексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления психических нарушений и отклонений. Итак, система научных знаний, добытая в различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую основу современной семейной психологии, актуальной задачей которой является интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную психологическую дисциплину - психологию семьи.

Предметом психологии семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития; развитие личности в семье.

1.3 Социальные особенности

В начале XX века преобладающим типом семьи в России была традиционная крестьянская семья, и мало кто думал, что дни ее сочтены и понадобится всего несколько десятилетий, чтобы под натиском форсированной индустриализации и урбанизации такая семья в России ушла в прошлое - как и сама традиционная российская деревня.

Можно по-разному относиться и к самим этим переменам, и к методам, которыми они осуществлялись, но невозможно оспорить их конечного результата. Уже к середине минувшего столетия в России количественно преобладали семьи городских жителей, и доля таких городских семей все время росла. Между 1926 и 1989 г. численность населения России увеличилась на 59%, численность городского населения - в 6,6 раза, число городских семей - более чем в 8 раз.

Число городских семей быстро увеличивалось, потому что бурно росло городское население, а это в свою очередь было следствием перемещения большей части рабочей силы из сельского хозяйства в несельскохозяйственные отрасли, стремительного распространения промышленных и других городских видов занятий. При этом производственная деятельность все большего числа людей перемещалась за пределы семьи и превращалась для большинства из них в труд за зарплату. В результате семейные и производственные обязанности отделялись друг от друга в пространстве и времени, их сочетание усложнялось. В России, как и в некоторых других республиках бывшего СССР, эти общемировые тенденции были доведены до крайности, в частности в том, что касается женской занятости (она почти не отличалась от занятости мужчин в 1970–1980-е годы).

Еще одно ключевое изменение, которое также не могло не сказаться на семье и семейных ролях, - стремительный рост уровня образования мужчин и особенно женщин. В России даже в 1920-е годы проблемой была обычная грамотность, умение читать и писать. Начиная с поколений, родившихся во второй половине 1930-х годов, быстро росла доля мужчин и женщин, получающих высшее или среднее образование. У мужчин, родившихся в первой половине 30-х годов, среднее или высшее образование получали 333 человека на тысячу, у женщин - 294. Для родившихся тридцать лет спустя, в первой половине 60-х годов, соответствующие показатели были 911 и 947.

Резко выросшие требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения также не могли остаться без последствий для семьи, ибо очень сильно увеличились затраты на каждого ребенка и продолжительность срока их содержания родителями. А так как параллельно с этими изменениями довольно быстро снижалась детская смертность, одновременно увеличивалось и число выживающих детей, и объем затрат (не только денежных, но и времени, эмоциональной энергии и т. п.) на каждого из них.

Семья оказалась перед новыми вызовами, на многие из которых она не готова была ответить. Нарушилась свойственная крестьянской семье тесная связь между числом едоков и числом работников. Теперь потребности семьи при прочих равных условиях зависят от числа и возраста ее членов, прежде всего детей, остающихся иждивенцами намного дольше, чем прежде, а экономические ресурсы - от оплаты труда имеющихся в ее составе работников. Прямой связи между тем и другим нет.

Кроме того, в новых условиях, чтобы дать детям образование, обеспечить необходимый уровень заботы о здоровье членов семьи и т. п., понадобились особые профессиональные знания, специальные учреждения с развитой инфраструктурой, заменить которые семья не может. Ответом на эту новую ситуацию во всем мире стало развитие современных образовательных и медицинских учреждений, систем социального обеспечения, берущих на себя иждивение некоторых нетрудоспособных членов семьи (например, пенсионеров, инвалидов), помощь матерям с детьми и ряд других функций материальной поддержки семьи, а также развитие сферы бесплатных или частично оплачиваемых услуг, доступ к которым не связан жестко с доходами семей (образование, здравоохранение и пр.).

В итоге резко возросли даже минимальные «вложения в человека» - причем как вложения семьи, так и вложения общества, тогда как ресурсы и семьи, и общества в 1920–1930-х годах были более чем ограниченными. Стоит ли удивляться, что подобно тому, как это происходило в других странах, в России началось быстрое снижение рождаемости, которое стало ответом одновременно и на снижение детской смертности, и на рост «стоимости» человека.

Объективный смысл института брака всегда заключался в том, что он создавал социальные рамки отношений мужчины и женщины в той части этих отношений, которая касалась сексуальной жизни и производства потомства. Конечно, существовало еще множество функций - экономических и социальных, - которые попутно выполнял брак, множество отношений, которые регулировались с его помощью. Но такие отношения, например имущественные, между членами семьи могли существовать (и существовали) и независимо от брака, а права и обязанности, связанные с сексуальной жизнью и производством потомства, как правило, давал только брак.

В настоящее время «Семья», как малая социально-психологическая группа и особый социальный институт, подвержены серьезным изменениям и модернизации. Транс­формируется ее структура, усложнились функции, видоизменилась типология, усилились деструктивные процессы, появились новые ориентации и мотивы заключения брака, формируется современная семейная политика.

Сочетание внешних по отношению к семье социально-экономических трудностей в нашей стране и общемировых, институциональных, собственно семейных проблем ставят российскую семью в столь сложные условия, что собственных защитных сил ее оказывается недостаточно. Интересы государства и общества, потребности социального самочувствия индивидов требуют внедрения устойчивой и стабильной системы социальной помощи семье.

Практика показывает, что юридические акты и финансовые меры, которыми пытаются поддержать отдельные стороны и функции отдельных типов семей, оказываются неэффективными, не в последнюю очередь потому, что наличие даже четко фиксированного права не гарантирует его доступность; кроме того, сложности семей далеко не сводятся только к материальным затруднениям.

Общепризнанной системой такой помощи, к которой Российская Федерация прибегла по опыту других стран, является организация социальной работы в рамках всего государства и общества, осуществляемая на профессиональной основе, специально подготовленными людьми, относящимися к особым структурам.

В результате глубокого социально-экономического кризиса значительная часть населения нашей страны оказалось в зоне бедствия. Произошли значительные деформации в структуре удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. В группу малообеспеченных в настоящее время попадают не только многодетные и неполные семьи, семьи безработных, но также молодые, студенческие семьи, семьи, имеющие малолетних детей. В категории семей, нуждающихся в особой помощи, на первое место выдвигается молодая семья. Это определяет необходимость рассмотрения вопросов того, как сегодня молодая семья защищена государством, что сделано, и что предстоит сделать для улучшения ее жизни.

Семья сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которые включены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления.

Органы социальной работы оказывают большое влияние на социальное самочувствие общества, его членов. Организационно-управленческий компонент является одним из основных составляющих социальной работы с семьей: чем адекватнее организационная структура управления соответствует целям, задачам, функциям социальной работы с семьей, тем оказывается большее влияние на социальное самочувствие общества.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию особо отмечается, что в современных условиях России резко возрастает социальная нагрузка на молодежь. Это определяется и демографической ситуацией, и вызовами современности. Несмотря на 13 летний опыт реализации различных моделей молодежной политики, реализуемых преимущественно на региональном уровне, в современной России требуется дальнейшая разработка программ «Молодёжной политики» и социальная поддержка молодой семье.

1.4 Жилищный вопрос

Если вы молодая семья и нуждаетесь в жилье, для вас существует специальная государственная программа, согласно Постановлению Правительства РФ от 13 мая 2006 г. № 285 “Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и Федеральной целевой программы"Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Программ по кредитованию молодых семей существует несколько: ипотека может предоставляться как на уровне региональном, так и на федеральном. Для молодой семьи ведётся специальный расчёт субсидии согласно стоимости одного квадратного метра жилья в определённом регионе. Не менее важную роль в предоставлении конкретной суммы кредита будет иметь состав семьи, есть ли у молодой семьи дети.

Федеральная программа Молодая семья исходит из следующих показателей:

Бездетной семье может быть предоставлена субсидия в размере 35% от общей стоимости приобретаемой жилплощади;

Молодая семья, в составе которой есть дети, могут рассчитывать на 40% суммы от общей стоимости жилья.

Рассчитываются размеры жилплощади следующим образом:

Для семьи из двух человек предоставляется жильё в размере 21 кв. м на каждого её члена;

Если в семье трое и более человек – в размере 18 кв. м на каждого члена семьи.

Молодая семья программа 2010 года имеет только ограничения в возрасте супругов – они не должны быть старше 35 лет. Субсидию может получить практически любая семья.

Доступное жильё молодой семье предоставляется в порядке очереди, которая регистрируется в органах исполнительной власти того региона, где проживает. При этом определённая сумма стоимости жилой недвижимости вносится молодыми.

Будущая федеральная программа, по которой любая молодая семья сможет претендовать на получение жилья это молодая семья программа 2011, не предполагает особых изменений в правилах и процедуре регистрации. Если семье удалось пройти предварительный отбор и в жилищном фонде региона имеются свободные муниципальные квартиры, семья получает специальное свидетельство, согласно которому будет иметь право заниматься оформлением приобретения жилья. Субсидии выплачиваются путём безналичного расчёта: сумма, положенная по субсидии будет перечислена на банковский счёт той организации, которая предоставляет жильё. Сумма, которая обеспечит возможность получить доступное жильё молодым семьям, может использоваться как в качестве внесения аванса для приобретения квартиры, так и для строительства частного дома.

Граждане РФ, которые подпадают под определение молодая семья это:

Семьи, которые были признаны социальными службами, нуждающимися в качественном улучшении тех условий, в которых они проживают.

Семьи, которые по закону не могут быть признаны малообеспеченными, однако по другим требованиям законодательства о постановке в очередь для качественного улучшения условий проживания, проходят.

Семьи, члены которых являются молодыми специалистами. Согласно Российскому законодательству, такие семьи должны проживать на территории жилплощади, которая составляет не менее 18 кв.м на человека. Но в данной ситуации также действует поправка о том, что члены этой семьи не совершали действий, направленных на намеренное ухудшение условий проживания: не осуществляли обмен жилплощади, не подселяли и не прописывали на жилплощади посторонних людей и пр.

Могут быть поставлены в очередь по программам, обеспечивающим доступное жильё молодым, те семьи, члены которых были рекомендованы ректорами государственных ВУЗов страны, как преподавателей учебных заведений, специалистов, продолжающих научную деятельность в аспирантуре и пр.

Молодая семья может осуществить приобретение жилья двумя различными способами:

Путём оформления договора найма жилого помещения с последующим его выкупом.

Путём совершения сделки купли-продажи.

Покупка жилья по Федеральной Программе «Молодая семья» может быть осуществлена в рассрочку. Средства, полученные согласно субсидиям для молодой семьи не могут быть использованы в других потребительских целях.

Многие путают Государственную программу «Молодой семье - доступное жилье» и ипотечную программу «Молодая семья» Сбербанка. Но это - разные программы.

Государственная программа - предназначена для очередников: им, в соответствии с программой «Молодой семье - доступное жилье», жилье предоставляется на льготных условиях. Не очередникам жилье по Государственной программе не предоставляется.

Программа Сбербанка - обычная ипотека. «Молодая семья» - расширяет возможности обычных ипотечных программ Сбербанка так. Чтобы участвовать в программе «Молодая семья» Сбербанка - не нужно быть очередником: очередникам по этой программе льготы не предоставляются. Для участия в программе Сбербанка, кроме соответствующего возраста, нужно иметь доходы, позволяющие платить по ипотечному кредиту.

В соответствии с требованиями Сбербанка, Молодая семья - это семья, в которой хотя бы одному из супругов менее 35 лет. Например, обоим супругам по 36 лет - семья не «молодая»; если ей - 20, а ему - 70 лет (или наоборот) - семья считается молодой.

Также «Молодой семьей» считается неполная семья, состоящая из матери и ребенка (или отца и ребенка), если матери (отцу) менее 35 лет.

Сбербанковские программы «Молодая семья» не являются самостоятельными программами, а расширяют возможности заемщиков (соответствующего возраста и семейного положения) по «Жилищным кредитам»:

«Кредиту на недвижимость»;

«Ипотечному» кредиту;

Кредиту «Ипотечный +».

У программ «Молодая семья» есть ряд особенностей, выгодно отличающих их от других кредитных программ Сбербанка:

В качестве созаемщиков по кредиту «Молодая семья», могут рассматриваться доходы не только «молодых супругов» но и родителей каждого из супругов (что может оказаться важным при определении максимальной суммы кредита).

Причем, в случае, когда Созаемщиками являются супруги и Родитель (Родители), в расчет платежеспособности каждого из Созаемщиков-супругов кроме дохода по основному месту работы могут приниматься Дополнительные виды доходов, а в расчет платежеспособности каждого из Созаемщиков-Родителей может приниматься только доход, получаемый им по одному месту работы (пенсия);

в случае, когда Созаемщиками являются мать (отец) из неполной семьи и ее (его) Родитель (Родители), в расчет платежеспособности каждого из Созаемщиков кроме дохода по основному месту работы (пенсии), по программе «Молодая семья» могут учитываться дополнительные виды доходов.

По желанию Заемщика/Созаемщиков по программе «Молодая семья» может быть предоставлена отсрочка в погашении основного долга (с общим увеличением срока кредитования до 5 лет):

на период строительства Объекта недвижимости, но не более чем на два года;

при рождении ребенка (детей) в период действия кредитного договора до достижения им (ими) возраста трех лет.

Отсрочка по уплате процентов не предоставляется.

Если у «Молодой семьи» есть ребенок, то банк может потребовать меньший размер первого взноса со стороны заемщика, чем по другим программам. Например, если по кредиту «Ипотечный» предусмотрено, что первый взнос заёмщика 20%, то по программе «Молодая семья», первый взнос может быть от 15% от стоимости приобретаемой и передаваемой в залог банка квартиры.

Не путайте программу «Молодая семья» Сбербанка с программой «Молодой семье - доступное жилье».

Также не следует забывать, что в соответствии с Постановление Правительства РФ от 27.01.2009 № 63 и другими актами предусмотрены единовременные субсидии на жильё, в том числе молодым семьям состоящих на государственной службе.


Заключение

Молодая семья как субъект воспроизводства населения и объект социальной политики - это супруги активного репродуктивного возраста (до 35 лет), проживающие совместно с момента фактического образования супружеского союза не менее двух лет, с родственниками или без них, с детьми или без них, с любыми ориентациями на детность.

В реферате определены основные функции современной молодой семьи: генеративная (репродуктивная), семейно-ролевая, первичной социализации детей, хозяйственно-бытовая, экономическая, сексуальная.

Уточнены основания вступления молодых людей в юридический брак: беременность; желание уйти от родителей; любовь; потребность в экономической самостоятельности; прагматический расчет.

Выявлены тенденции изменения современной молодой семьи: состав и структура семьи; сожительство супругов без регистрации брака; трансформированная репродуктивная функция, что противоречит базовой потребности общества в количественном и качественном воспроизводстве населения.

Определены объективные и субъективные факторы, влияющие на семейное неблагополучие и невыполнение молодой семьей репродуктивной функции. Объективные: низкий уровень доходов семьи; отсутствие жилья; увеличение риска бедности с рождением детей; низкая результативность государственных организационно-экономических и правовых механизмов обеспечения социальной защиты семьи с детьми. Субъективные: неподготовленность молодых людей к семейной жизни; незнание ее нравственных и психологических основ; неумение разрешать конфликты; эгоизм.

Не следует забывать, что семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Брачно-семейные отношения в современной России претерпевают глубокие перемены, далеко не всегда способствующие установлению в семье и обществе социального согласия и стабильности. Кризисные явления в семье проявляются в ее нестабильности. В России насчитывается 40 миллионов семей. Молодые семьи составляют более 17% от общего числа семей. В процессе воспроизводства населения молодая семья играет определяющую роль, 3/4 общего числа детей в стране рождаются у родителей моложе 30 лет.

Однако уровень рождаемости в 1,5-2 раза ниже, чем требуется для простого воспроизводства населения. По этому показателю Россия занимает одно из последних мест в мире.

По оценкам специалистов, если не принять кардинальных мер по повышению рождаемости, численность населения к 2040 году сократится в 2-4 раза, что прямо угрожает национальной безопасности страны. Сегодня сложная демографическая ситуация существенно сказывается на темпах социального развития.

Однако молодая семья - одна из самых незащищенных групп населения. Именно она в первую очередь нуждается в поддержке со стороны государства. Все выше изложенное указывает на острую социальную актуальность проблем молодой семьи и особенно семьи с детьми.

Поколение родителей, фундаментальные ценности которых сложились в эпоху социалистических общественных отношений, испытывает глубокие противоречия, связанные с необходимостью совмещения старых нравственных принципов и новой рыночной морали. По определению академика С.В. Дармодехина, многие семьи в течение всего периода реформ так и не сумели сформировать «защитные» стратегии и механизмы.

Однако парадокс современной социально-стрессовой реальности заключается в том, что она неизбежно привела молодое поколение к необходимости принятия ответственности за свое будущее на себя. В этих условиях, чтобы выжить и остаться здоровым, необходимо делать самостоятельный выбор и контролировать свое поведение самому. В то же время, совершенно очевидно, что молодежь не готова к преодолению возрастающего интенсивного социального стресса и выбирает патологические формы совладения с ним: наркотизация, алкоголизация, криминализация, суицидальное поведение или просто выученная беспомощность, обрекающая молодого человека на невозможность нормальной, эффективной адаптации.

У взрослой части населения, призванной воспитывать и учить детей и студентов, – родителей и педагогов – также в большинстве своём отсутствуют знания, навыки, адаптивные стратегии поведения. Прежние стереотипы воспитания неизбежно оказались неэффективными перед лицом нынешнего социально-психологического кризиса. Это не позволяет им оказывать необходимое в современных условиях воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Таким образом, дети и подростки оказались одинокими и психологически беспомощными и по причине утраченных связей со старшим поколением. При этом родители вынуждены констатировать, что устоявшиеся, выверенные временем ценности семьи нежизнеспособны в новых общественно-экономических условиях. Поэтому сегодня наблюдается совершенно нетипичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье ситуация, при которой родители обращаются к несовершеннолетним детям за консультацией по жизненным вопросам, корректируя через детей свои представления о реальных ценностях современного российского общества. Дети в этих обстоятельствах, ввиду присущей им возрастной готовности принимать все новое, являются более адаптированными и становятся проводниками современных ценностей общества в сферу семьи.

Рассмотренные особенности молодой семьи в реферате необходимо учитывать как при создании семьи, так и в создавшейся семье.

Молодежная политика является важнейшим приоритетом российского государства. Этот приоритет должен быть направлен на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Все понимают, что именно молодежь является важным субъектом социальных перемен, огромной инновационной силой и в то же время составляет большую социальную группу населения стран мира, в том числе и у нас в России.


Используемая литература

1. Постановлении Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 "Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "жилище" на 2002 - 2010 годы"

2. http://www.ohome.ru/modules.php?name=Pages – доступное жильё молодой семье (законодательная база)

3. http://otherreferats./psychology/00037272_0.html - семейно-брачные и психологические особенности молодой семьи

4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М: 2004г.

5. http://elementy.ru/lib/430651 - электронный журнал «Экология и жизнь»

6. Суоми, И.П. Основы воспитания в семье: Учебное пособие. / И.П. Суоми.– Челябинск, 2007.

7. http://rosmu.ru - молодёжная политика в России

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Государственная молодёжная политика в РФ

Характеристика семьи - это официальный документ, который может предоставляться с рабочего места, учебного заведения, социальной организации. В нем может быть описана картина жизни как всей семьи, так и отдельного ее члена. К документу предъявляются определенные требования относительно формы и содержания. Основной критерий - это объективность сделанных выводов.

Что нужно для составления характеристики

Характеристика семьи должна быть объективной и информативной. Поэтому перед ее составлением нужно провести основательную работу. Для того чтобы составить такой документ, вам придется выполнить такие действия:

  • Наблюдение за семьей на протяжении длительного периода времени, а также беседа с каждым из ее членов. Для этого нужно периодически наносить визиты на место жительства, работы или учебы с последующим составлением письменного отчета.
  • Изучение семейного законодательства и сопоставление текущей ситуации с существующими нормами. В семье не должно быть противоправных действий по отношению к кому-либо.
  • Сбор отзывов от родственников, соседей, коллег или прочего окружения о взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку, степени выполнения родителями обязанностей.

Характеристика семьи: образец

Для того чтобы составить качественно нормативный документ, педагогу или социальному работнику нужен образец или шаблон будущего документа. Типовая форма, по которой составляется характеристика на семью ребенка, включает в себя личные данные каждого члена семьи. Сюда входит Ф.И.О., дата рождения и возраст, образование, а также место работы или учебы. Если семья проживает совместно с бабушками, дедушками или другими родственниками, сведения о них также должны быть включены в характеристику.

Прочие пункты характеристики

Личные данные - это не более чем формальность. Основные пункты следующие:

  • Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.
  • Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.
  • Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.
  • Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.

Пример описания структуры семьи

Характеристика многодетной семьи будет существенно отличаться от малодетной или бездетной. Поэтому раздел с описанием структуры просто необходим для составления полной картины. Структура может быть описана, например, следующим образом:

  • Многодетная семья с выраженным патриархальным уклоном. Отец является добытчиком и примером для младшего поколения.
  • Скрытая структура определяет предпочтение семьи проводить свободное время в узком кругу.
  • Финансовую и планирующую функции выполняет отец, а хозяйственную и воспитательную - мать. Отношение к обоим родителям одинаково доброжелательное и уважительное.
  • Воспитательная функция выполняется добросовестно, дети видят в лице родителей неоспоримый авторитет и пример правильного поведения.
  • Функция защищенности выражается в искренней родительской любви и заботе. Дети не боятся рассказывать о своих проблемах.
  • Мать - домохозяйка. Практически все время находится в непосредственном контакте с детьми. Отец работает, но достаточно времени проводит дома.
  • Семья не имеет материальных затруднений, дети и родители обеспечены всем необходимым.
  • В семье есть устойчивые традиции, с родственниками поддерживают контакты, но не видятся.

Пример описания психологического климата

В основные характеристики семьи также включают психологический климат. Пример заполнения данной графы выглядит следующим образом:

  • Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.
  • Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.
  • У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.
  • Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.
  • Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.
  • Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.

Пример составления характеристики ребенка

Психологическая характеристика семьи во многом основана на анализе самочувствия и самоощущения ребенка. По данному пункту может быть вынесено следующее заключение:

  • Отсутствие отклонений в умственном или физическом развитии.
  • Большую часть времени ребенок проводит с матерью, в виду занятости отца на работе.
  • Не наблюдается ярко выраженного влияния родителей или попыток подчинить себе ребенка.
  • Не замечено завышенных требований со стороны родителей в отношении ребенка.
  • Ребенок в равной степени заинтересован проводить время как с родителями, так и в кругу семьи.
  • Не замечено придирок и критики со стороны родителей.
  • Ребенок не испытывает трудностей в процессе общения с окружающими, он полностью социализирован.
  • В качестве авторитета и примера для подражания выступает отец.
  • Ребенок полностью доверяет родителям.
  • По существенным вопросам позиции ребенка и родителей полностью совпадают.

Пример описания родительского отношения

Характеристика семьи для награждения, несомненно, должна служить примером для окружающим. В этом плане крайне важно отношение родителей к ребенку. Описание данного пункта может выглядеть следующим образом:

  • Родители симпатизируют ребенку. Они стараются воспитывать его в соответствии с общепринятыми нормами, но не оказывают давления.
  • Не замечается заинтересованности в собственных планах ребенка. Таким образом, чувства гордости за него родители не испытывают, но и строгой критики не наблюдается.
  • Все потребности ребенка удовлетворены, но ребенок предпочитает проводить больше времени вне дома в компании сверстников.
  • Никакие чувства и желания ребенка не подавляются, их воспринимают с уважением.
  • Отмечается некоторое давление на ребенка в плане успеваемости в школе.
  • Родителями выбрана позиция не ограждать ребенка от трудностей. С раннего возраста его приучают к необходимости самостоятельно решать проблемы и находить выход из сложных ситуаций.

Основные функции семьи

Характеристика семьи должна базироваться, прежде всего, на степени выполнения ею своих функций. Анализ стоит вести по таким ключевым пунктам:

  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.
  • Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика неполной семьи определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.
  • Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.
  • Овладение социальными нормами.
  • Формирование ценностных ориентаций. Это касается семейных отношений, стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.
  • Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.

Классификация семей

Характеристика семьи составляется с учетом классификационных особенностей. Можно выделить такие признаки и соответствующие им разновидности:

  • По числу детей:
    • бездетная;
    • малодетная (1-2 ребенка);
    • многодетная.
  • По составу:
    • неполная;
    • простая (дети и родители);
    • сложная (несколько поколений, проживающих на одном пространстве);
    • большая;
    • семья повторного брака;
    • материнская.
  • По структуре лидерства:
    • демократическая (все члены семьи равноправны);
    • тоталитарная (четко прослеживается авторитет одного из родителей).
  • По семейному укладу:
    • "отдушина";
    • детоцентрическая;
    • комфортоцентрическая;
    • командная.
  • По однородности (национальность, уровень образования, профессия):
    • однородная;
    • неоднородная.
  • По семейному стажу:
    • молодая;
    • ожидающая ребенка;
    • среднего возраста;
    • старшего возраста;
    • пожилая.
  • По атмосфере и качеству взаимоотношений:
    • благополучная;
    • неблагополучная;
    • устойчивая;
    • нестабильная;
    • организованная;
    • дезорганизованная.
  • По географическому признаку:
    • городская;
    • сельская;
    • отдаленная (проживающая в труднодоступном месте).
  • По потребительскому поведению:
    • физиологическая;
    • интеллектуальная;
    • переходная.
  • По характеру досуга:
    • открытая (члены семьи любят проводить время вне дома, со знакомыми, родственниками или в общественных местах);
    • закрытая (досуг, как правило, домашний, в узком кругу).
  • По психологическому состоянию:
    • здоровая;
    • виктимогенная;
    • невротическая.

Заключение

Деятельность многих образовательных и социальных учреждений неразрывно связана с таким понятием, как правовые семьи. Общая характеристика составляется на основе тесного взаимодействия непосредственно с членами семьи, а также общения с ближайшим окружением. Грамотно составленная характеристика должна быть абсолютно беспристрастной и отражать не только положительные, но и тревожные моменты.

Современная семья: специфика, тенденции

Семья как социальный институт очень тесно связана с происходящими в обществе изменениями. В первую очередь эти изменения фиксируются семейных установках, ценностях и моделях поведения. Какого рода изменения произошли в семье на протяжении последних десятилетий? Очевидно, что перемены столь масштабны и многочисленны, что мы в силу ограниченности своих возможностей не можем дать им соответствующую оценку. Ограничимся характеристикой основных тенденций в данной сфере, которые позволят понять специфику и причины происходящих перемен.

В период перехода от доиндустриального к индустриальному, а затем к постиндустриальному обществу отмечались следующие тенденции в развитии семьи.

1. Типичная доиндустриальная семья имела много детей и многочисленных родственников: бабушек, дедушек, тетей, дядей, кузенов и др. Такие большие расширенные семьи были хороши для медленно развивающихся аграрных обществ. Но они не были приспособлены для динамично развивающихся промышленных сообществ. Индустриализм привлек множество рабочих сил, потребовалось быстрое перемещение работников и их семей в новые места, где появлялась работа. Расширенная семья постепенно избавлялась от «лишних» людей, чтобы быть более мобильной. Новая нуклеарная семья стала атрибутом промышленного общества. Произошел переход от родственно-семейного принципа организации жизни, в том числе и экономической, и ценности родства и родственного коллектива к экономическим интересам, которые реализуются индивидами за пределами семьи и не в кругу родственников. В связи с урбанизацией и миграцией населения происходит процесс «сжатия семьи», так называемый закон «контракции» (сжатия), т. е. уменьшается количество ее членов. Этот процесс назван нуклеаризацией, переходом от расширенной, большой семьи к простой, малой, нуклеарной.

2. Аграрное общество, которое имело основной экономической единицей домохозяйство и в котором работали не за плату, а на себя, сменилось промышленным, в котором произошло разделение семейной и внесемейной деятельности, а также более заметное полоролевое разделение труда. Мужчины стали зарабатывать деньги за пределами дома, а женщины по-прежнему выполняли домашнюю неоплачиваемую работу. Позднейшее вовлечение женщин во внесемейную производственную деятельность не сказалось на их семейной занятости, которая не уменьшилась. Этот феномен именуется «двойной занятостью» женщин: одна за деньги, другая неоплачиваемая на себя и семью.

3. Расширенная многодетная семья все чаще заменяется не только на нуклеарную, но и на малодетную. Отмирание многодетности как нормы семейной жизни является глобальным процессом, отражающим фундаментальные изменения экономических, социальных и демографических условий жизни общества. Потребность в ограничении рождаемости в развитых странах объясняется комплексом факторов, как объективных, так и субъективных (экономических, экологических, медицинских проблем, а также изменением структуры жизненных ценностей у женщин и мужчин). Большая независимость и автономизация личности явились логическим и неизбежным следствием соревновательности в системе рыночных отношений; ребенок (дети) как смысл жизнедеятельности семьи стал конкурировать с ценностями социального статуса, свободного выбора образа жизни, профессиональной и личной самоидентификации. Появляется термин «планирование семьи», т. е. супруги решают, когда и сколько иметь детей .

Функция деторождения обособляется от сексуальной функции. Последняя имеет сегодня самостоятельное значение, и ее осуществление не связано с осуществлением репродукции.

4. Решение о вступлении в брак все больше замещается свободным волеизъявлением женщины и мужчины и их внутренним побуждением взамен существовавшей ранее регуляции этого процесса их родственниками и родителями.

5. Общественные регуляторы брака становятся более либеральными. Свобода брака логично дополняется антитезой – свободой развода. Общественное мнение, церковь, в том числе и католическая, а также юридические нормы постепенно становятся все более терпимыми к разводам, что сказывается на статистике разводов зарегистрированных браков и появлении альтернативных брачных форм. Возросшая экономическая независимость женщин и повышение их образовательного уровня делает более высокими и их требования к брачно-семейным отношениям. Поэтому, когда брачные отношения перестают их удовлетворять, они инициируют развод. Сегодня работающие женщины делают это чаще, чем мужчины, несмотря на то, что многие последствия развода, как свидетельствуют эмпирические исследования, для женщины более неблагоприятны, чем для мужчины. Самая низкая готовность к разводу отмечается у жителей аграрных районов; у женщин, которые находятся на иждивении мужа или имеют низкие заработки.

6. Появляются альтернативные формы брака. Их возникновение связано с так называемой сексуальной революцией 1960-х гг., т. е. радикальной ломкой традиционной системы половой стратификации, которая вызвала изменения в социальной и культурной сферах. Те, кто экспериментирует в брачных отношениях, составляют меньшинство населения. Однако эти новшества социально заметны. Среди них повторные браки, которые становятся уже обычным явлением; фактичес-кие сожительства (браки без юридической регистрации); пробные браки (сожительства до официальной регистрации); открытые браки (с взаимного согласия партнеров допускающие супружескую измену); свингерство (обмен супружеских пар своими партнерами, способ проведения совместного сексуального досуга двумя или несколькими сложившимися парами); синергамный брак (sinergamous marriage – близкий к двоеженству и двоемужеству); браки-посещения (visiting marriage, или гостевые браки); гомосексуальные браки и т. д.

Традиционные и новые формы брака и семьи существуют не изолированно, а находятся во взаимосвязи. Например, родители живут в «обычной» семье, а взрослые дети «опробывают» что-то новое. Р. Зидер оценивает эту ситуацию как исторически новую конкуренцию жизненных моделей.

7. Появляются и новые модели семейных отношений. Это сводные, или бинуклеарные, семьи (характерные для США), в отличие от мононуклеарной, в которой есть одно ядро, здесь есть две новые семьи родителей, в которых могут находиться дети от расторгнутого брака; коммуны (как, например, жилые сообщества в Германии в начале 1970-х гг., кибуцы в Израиле).

Становится больше приемных семей, а также неполных (в которых есть только один из родителей) и др. Распространение неполных семей связано с большим количеством разводов, увеличением овдовевших и деторождений вне зарегистрированного брака.



8. Процессы демократизации жизни в обществе, ориентация на необходимость защиты прав каждого человека обусловливают и изменение брачно-семейных отношений, которые все чаще становятся равноправными, учитывают интересы женщин и мужчин, взрослых и детей. Семья в индустриальном обществе рассматривается не как организация для воспроизводства рабочей силы, а как общность, в которой люди могут самореализоваться, раскрыться как личности.

Перечисленные тенденции отражают в основном институциональные изменения семьи. Но многие социологи обоснованно считают, что сущность изменений, затронувших семью, связана более всего с утратой формальных институциональных признаков в том виде, в котором они были присущи семье ранее, при усилении позиций неформальных, а следовательно, нужно анализировать частную сферу как неотъемлемую часть любого социума.

По своей сущности процесс изменения семьи двояк: с одной стороны, он адаптивен для индивида, создающего неформальную семью, а с другой стороны, неадаптивен для самой семьи и общества, в котором она функционирует. В современном обществе каждая семейная общность самостоятельно устанавливает для себя нормы, границы прав и обязанностей.

Социум в этом процессе как посредник не участвует. Это обстоятельство и эти условия обеспечивают возрастание престижа семьи как малой социальной группы, которая сохраняется в качестве важнейшей жизненной ценности человека.

Итак, семья как социально-психологическая целостность постоянно эволюционирует, но сегодня происходящие изменения более очевидны, чем когда бы то ни было. Социальная жизнь становится все динамичнее, усложняется структура личности, и эти процессы неизбежно воздействуют на взаимодействие индивидов и их жизнь в браке и семье. Разрушение традиционных форм семейных отношений повлекло за собой трансформацию семейных ролей, однако эти новые позиции пока не нашли социальной легитимизации и культурного символического закрепления.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто