Курсовая работа: Эмоциональное воспитание. Эмоциональное воспитание ребенка. Границы — для неприемлемого поведения

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Наконец, рассмотрев все стили не вполне правильного воспитания, которые психолог Джон Готтман назвал , и , мы узнаем, как сделать воспитание детей эффективным. Эмоциональное воспитание — феномен, при котором родители признают свои чувства и чувства детей, умеют о них говорить, но и не забывают регулировать детское поведение.

Эмоциональное воспитание больше похоже на искусство, оно требует осознанности, умения слушать и поведения, направленного на решение проблем, — того поведения, которое я и мои коллеги обнаружили, наблюдая за здоровыми, хорошо функционирующими семьями. Эти семьи мы можем назвать эмоционально интеллигентными.

Эмоциональный воспитатель

  • расценивает отрицательные эмоции ребенка как возможность для сближения
  • легко может находиться рядом с грустным, сердитым или испуганным ребенком; эмоции его не раздражают
  • осознает и ценит собственные эмоции
  • считает мир отрицательных эмоций той областью, которая требует родительского участия
  • чувствителен к эмоциональным состояниям ребенка, даже если они мало проявляются
  • не теряется и не тревожится из-за эмоциональных выражений ребенка; знает, что делать
  • уважает эмоции ребенка
  • не подтрунивает и не преуменьшает негативные чувства ребенка
  • не говорит, как ребенок должен себя чувствовать
  • не чувствует, что он или она должны решать за ребенка все проблемы
  • использует эмоциональные моменты, чтобы:
    • выслушать ребенка
    • посочувствовать и успокоить его словами и лаской
    • помочь ребенку назвать эмоции, которые тот испытывает
    • предложить варианты урегулирования эмоций
    • установить границы и научить приемлемому выражению эмоций
    • выработать навыки решения проблем

Влияние этого стиля на детей : дети учатся доверять своим чувствам, управлять своими эмоциями и решать проблемы. Они имеют высокую самооценку, лучше учатся, хорошо ладят с другими детьми.

Эмоциональное воспитание

В некотором смысле родители, которые занимаются эмоциональным , не сильно отличаются от невмешивающихся родителей. Обе группы безоговорочно признают чувства своих детей, не преуменьшают и не высмеивают их эмоции. Однако между ними существует принципиальное отличие: родители, практикующие эмоциональное воспитание, руководят эмоциональной жизнью своих детей. Они выходят за рамки принятия или ограничения неподобающего поведения и учат своих детей регулировать чувства, находить выходы и решать проблемы.

Проведенные нами исследования показали, что такие родители осознают собственные эмоции и хорошо чувствуют эмоции своих родных и близких. Кроме того, они считают, что все эмоции, даже такие, как печаль, гнев и страх, играют важную роль в нашей жизни.

В положительном ключе можно рассматривать даже чувство меланхолии. «Я знаю, что каждый раз, когда мне становится грустно, я должен снизить обороты и обратить внимание на то, что происходит в моей жизни, чтобы узнать, чего мне не хватает», —говорит Дэн. Эта мысль распространяется и на его отношения с дочерью. Вместо того чтобы относиться с неодобрением или пытаться сгладить чувства Дженнифер, когда она грустит, он рассматривает эти моменты как возможность с ней сблизиться.

«Это время, когда я могу просто взять ее на руки, поговорить и выслушать, что она думает». После того как они настраиваются на одну волну, у Дженнифер появляется возможность больше узнать о своем эмоциональном мире и об отношении к другим людям. «В девяти случаях из десяти она действительно не знает, чем вызваны ее чувства, — говорит Дэн. Поэтому я стараюсь помочь ей понять... А затем мы говорим о том, как ей в следующий раз обращаться с тем или другим».

Иметь чувства — это нормально

Многие родители в процессе эмоционального воспитания замечают, сколько радости им доставляет выражение эмоций детьми, так как это подтверждает, что родители и ребенок имеют одинаковые жизненные ценности. Одна из мам рассказала, что она очень обрадовалась, когда ее пятилетняя дочь заплакала из-за печальной телевизионной программы. «Мне это понравилось, потому что я увидела, что у нее есть сердце, что она заботится не только о себе, но и о других людях».

Другая рассказала о том, как она была горда (и удивлена), когда ее четырехлетняя дочь резко заметила после выговора: «Мне не нравится твой тон, мамочка! Когда ты так говоришь, ты ранишь мои чувства!». После того как мать осознала сказанное, она поразилась, что ее дочь не боится выразить свое мнение, и ей было приятно, что девочка использовала свой гнев, чтобы вызвать уважение.

Возможно, именно потому, что эти родители считают ценными отрицательные эмоции своих детей, они более терпеливо относятся к их злости, грусти и страхам. Они готовы потратить время на плачущего или раздраженного ребенка, выслушать его проблемы, посочувствовать, позволить ему выразить свой гнев или просто «выплакаться».

Выслушивая своего сына Бена, когда он расстроен, Маргарет часто пытается проявить сочувствие, рассказывая истории «Когда я была ребенком». Бен любит эти истории, потому что они показывают ему, что иметь чувства — это нормально.

Границы — для неприемлемого поведения

В рамках эмоционального воспитания ребенка родители поощряют в своих детях эмоциональную честность. «Я хочу, чтобы мои дети знали, что если они злятся, то это не означает, что они плохие или что они обязательно ненавидят человека, на которого злятся, — говорит Сэнди, мать четверых девочек, — и что вещи, вызывающие их гнев, могут привести и к хорошим событиям».

В то же время Сэнди устанавливает границы выражения эмоций у своих дочерей и старается научить их выражать свой гнев неразрушительными способами. Она хотела бы, чтобы ее девочки остались друзьями на всю жизнь, но знает, что для этого они должны быть снисходительными друг к другу и развивать свои отношения.

«Я говорю им, что злиться на свою сестру — это нормально, но давать злобные комментарии — некрасиво, — говорит она. Я объясняю им, что члены нашей семьи — это люди, к которым они всегда могут обратиться по любому поводу, так что не следует их отталкивать».

Введение определенных границ является обычным методом для эмоциональных воспитателей, которые могут принять любые проявления чувств, но не любое поведение. Если их дети ведут себя так, что могут нанести вред себе, окружающим или своим отношениям с окружающими, эти родители немедленно положат конец неправильному поведению и направят своих детей на менее вредные способы самовыражения. Они не ищут способ оградить своих детей от эмоционально напряженных ситуаций, так как знают, что детям нужен этот опыт, чтобы понять, как управлять своими чувствами.

Взрослым нелегко наблюдать, как их дети самостоятельно борются с проблемами, однако родители, занимающиеся эмоциональным воспитанием, не чувствуют себя обязанными исправлять все, что складывается неудачно в жизни их детей. Сэнди, например, говорит, что ее четыре девочки часто бывают недовольны, когда она объясняет, что они не могут купить все новые игрушки и одежду, которые хотят. Вместо того чтобы успокаивать, Сэнди просто выслушивает их и говорит, что испытывать разочарование — это совершенно естественно. «Я думаю, что если они научатся справляться с маленькими разочарованиями сейчас, то будут знать, как справиться с большими разочарованиями в дальнейшей жизни».

Стресс прошел — извинись

Поскольку такие родители понимают смысл и назначение эмоций в своей жизни, они не боятся показывать эмоции своим детям. Они могут плакать при детях, когда им грустно; они могут выйти из себя и объяснить своим детям, почему они злятся. Обычно дети учатся справляться со своими чувствами, глядя, как это делают их родители.

Ребенок, который видит, как его родители горячо спорят, а затем улаживают свои разногласия мирным путем, получает ценные уроки по разрешению конфликтов и выдержке в отношениях между любящими людьми. Ребенок, который видит, что его родителям очень грустно — например, из-за или смерти бабушки или дедушки, — сможет усвоить важный урок, как справляться с горем и отчаянием. Ребенок узнаёт, что когда люди вместе переживают горе, то близость и связь между ними усиливаются.

Такие родители могут сказать своим детям неприятные вещи, что, конечно, случается во всех семьях, но они не боятся извиниться. В состоянии стресса родители могут реагировать бездумно, давая ребенку нелестные эпитеты или угрожающе повышая голос, но если после таких действий они выражают сожаление, то учат своих детей извиняться. Таким образом, инцидент может стать еще одной возможностью для сближения, особенно если родители готовы рассказать ребенку, как они себя чувствовали в тот момент, и обсудить с ним, как он мог бы справляться с такими ситуациями в будущем.


Почему поведение детей улучшается?

Эмоциональное воспитание хорошо работает вместе с позитивными формами поддержания дисциплины, при которых детям четко объясняют последствия плохого поведения. На самом деле родители, практикующие такое отношение, могут вдруг понять, что по мере того, как семья все больше осваивает метод эмоционального воспитания, их дети начинают лучше себя вести. Это происходит по нескольким причинам.

Во-первых, родители, использующие эмоциональное воспитание, всегда реагируют на эмоции своих детей до того, как те стали слишком интенсивными. Другими словами, эмоции не успевают набрать градус, как ребенок получает внимание, которого он добивается. Со временем дети начинают испытывать уверенность, что родители их понимают, сопереживают им и интересуются всем, что происходит в их жизни. Детям не приходится капризничать только для того, чтобы почувствовать участие своих родителей.

Во-вторых, если родители занимаются эмоциональным воспитанием с самого раннего возраста, то их дети становятся мастерами искусства самоуспокоения и могут оставаться спокойными в состоянии стресса, что, в свою очередь, уменьшает вероятность их плохого поведения.

В-третьих, родители, занимающиеся эмоциональным воспитанием, не осуждают своих детей за проявление эмоций, поэтому у них меньше поводов для конфликтов. Иными словами, детей не ругают за плач из-за разочарования или за выражение гнева. Тем не менее родители устанавливают определенные границы и ясно и последовательно объясняют, какое поведение является приемлемым, а какое нет. Когда дети знают правила и понимают последствия их нарушения, они скорее будут хорошо себя вести.

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что дети, с которыми занимаются эмоциональным воспитанием, лучше учатся в школе, более здоровы, их отношения со сверстниками складываются благополучнее. У них меньше проблем с поведением, и они быстрее восстанавливаются после тяжелых переживаний. Обладая хорошо развитым эмоциональным интеллектом, такие дети подготовлены к рискам и проблемам, с которыми им предстоит справляться.

Купить эту книгу

Комментировать статью "4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле"

4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле. После того как мать осознала сказанное, она поразилась, что ее дочь не боится выразить И в этом я могу помочь, если Мама и сейчас про меня рассказывает- типа какой внук, как я...

Обсуждение

Ответ - "обычная" универсален. Зависит от ситуации. В ситуации отдыха - яже..., т.к. на отдых (в смысле куда-то поехать) всем в семье денег никогда не было, то отдыхали (хотя бы немножко и не далеко) дети. Вообще - материальные плюшки (они же - обычные потребности) - детям в первую очередь. А вот ходить добиваться за них чего-то НЕматериального, тем более вмешиваться в их отношения (вариант - защищать) - нет, это не про меня.

я точно не яжемать - в школу не хожу, с учителями общаюсь по минимуму, своё дитятко всегда правым и не в чём не виноватым не считаю, уроки за ребёнка не делаю, портфель не собираю, рефераты не пишу... блин, я, походу, ехидна.

10 лет назад я ходила с этой проблемой на тренинги для ПР в ДД 19 в Москве, очень Обществу дешевле тратить деньги на лечение, реабилитацию и воспитание психически Если у вас возникло подозрение на эмоциональное выгорание, то в этом плане вероятно, что у вас...

Обсуждение

Да, статья правильная. Но моя меркантильность кричит криком - денег, дайте денег!
На медиатора, тьютора, санаторий для ПР, няню, оплату отпуска приемной маме, специалистов, диспансеризацию, которую мама и папа должны проходить хотя бы раз в год. Причем, не формально - и МРТ, и эндокринолог, и кровь на онкомаркеры, и много ещё чего. недавно в нашей области ушла от стремительной онкологии прекрасная женщина, ресурсная (слово-то какое, не семейное, не теплое((приемная мама...
Деньги нужны и на оплату труда тем самым семьям,которые согласятся взять детей "на передержку" или в гости - кому как нравится, пока родители зализывают раны.
И о дополнительном образовании ПР тоже не грех подумать и его профинансировать, как и занятость частичную им организовать, ибо, замыкаясь в приемно-родительских проблемах, реально свихнешься((.
Мой здравый смысл вопиет - нужны службы сопровождения, ориентированные на РЕАЛЬНУЮ помощь (см. пункт про меркантильность), круглосуточный центр поддержки,куда, как приспичит, в любое время суток, может обратиться ошалевшая от воспитательных потуг мать, где мудрая Баба Яга-психолог её накормит, напоит, в баньке попарит)), выслушает, посочувствует - даже если она трижды не права и налепила психолого-педагогических косяков, ибо ей надлежит вернуться к ребенку просветленной, отдохнувшей и снабженной дельными рекомендациями, доброй и понимающей, наконец.
Мне,конечно, могут возразить - о чем думали,когда брали? Да о том думали,что вылечат, выучат, полюбят. И, формально, ресурсы были. Да действительность оказалась куда более суровой, чем ожидалось, с сюрпризами и подводными течениями, с ног сбивающими... Вот и потребовалась внешняя поддержка. А её кот наплакал. Вот и имеем, что имеем.
Да, про контроль. На мой взгляд, о контроле стоит всерьез говорить, когда для приемных родителей будет создана комфортная среда обитания. А сейчас любой контроль и попытки "сопровождать" будут однозначно восприниматься издевательством и вмешательством в жизнь семьи.
Контролировать следует начальные условия и соблюдение законодательства неукоснительное, искать дырки в законах, четко и однозначно их формулировать, повышать юридическую и психологическую грамотность сотрудников опек, налаживать электронный документооборот. Будь он - и ситуации с известной семьей просто бы не случилось. Но, деньги, Карл..

забавно, но в статье прямым текстом написано - все зло от близких. Кстати, я с этим согласна, когда у меня были плохие времена, меня спасло то, что не было рядом ни непонимающего мужа, ни родни, никого, кто клевал бы мозг.

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных И там и там горе, расстройство, огромные эмоциональные и материальные вложения, куча Я 9 лет назад тут впервые сама прочитала, что такое бывает. И никак себе представить не могла...

Обсуждение

Ира, вот видишь там внизу тему, что бывает хорошо с приемными, так ты не забывай, что там пишут те, кто может еще полгода или год писали, что все - край, беспросветный мрак и безнадега. Я сама три месяца назад была готова своего младшего к психиатру тащить, потому что поведение было ну очень невменяемым. А потом раз и наладилось, потерпели, поработали и сейчас вполне съедобный ребенок.
У тебя, а скорее у Кати, сейчас есть объективные причины для съезда крыши на бок, надо помочь ей, надо не упустить, сжать зубы и держать крепко, помнишь как в сказке Иван-царевич держал Марью-царевну, пока она в его руках превращалась то в змею, то в других разных гадов. Удержал до конца, не выпустил и кончился ряд превращений, стала она на веки прекрасной царевной. Так вот и ты потерпи, только будь сильнее, чем твоя дочь, слабостью здесь дел не поправишь. Ты не сдавайся, ты же помнишь куда вела ребенка все эти годы, так и продолжай идти этим же путем, не иди у нее на поводу. Только будь намного Умнее(хитрее) ребенка, пока она командует ситуацией, а тебе надо предугадывать ситуацию, логически просчитывать что во что выльется, все как в бизнесе. И не переставай попрежнему быть феей для ребенка, не баловать, а именно исполнять желания, хоть иногда, одними ежовыми рукавицами подростка не удержишь.
Обнимаю, переживаю за вас.
Все будет хорошо, только надо ночь простоять, да день продержаться.

02.03.2018 12:36:06, О-к-с-а-н-а

Ир, я в личку написала.

Это так называемый эмоциональный шантаж, который заключается в следующем. Я не стала отдавать его на воспитание чужим людям. Все эти интернаты, учреждения с жесткой Что только ни делала, а дочь в 31 год такая же как этот шестиклассник 25.02. 2018 08:21:40, Аноним1.

Обсуждение

Мой ё12-летний сын абсолютно такой же:-(

Я сама не сталкивалась с таким в воспитании, у нас с детьми как-то все легко проходит, без особых скандалов (хотя, конечно и они бывают). А вот моя подруга с дочкой консультируются у психолога Надежды Храмовой, она очень хороршие отзывы мне рассказывала о ней, поэтому смело вам её порекомендовать. потому что у неё была точно такая же ситуация, дочь не слушала ничего, делала всё через пень-колоду, неглупая девочка, но учиться совсем не хотела. После психолога стало намного легче с ней, она и по дому помогает и со своей мамой стала более общительной, стали вместе ходить куда-то (раньше вообще наотрез отказывалась от совместного отдыха). Я вам внизу оставлю координаты её психолога, попробуйте для начала может одной к ней обратиться, чтобы понять это отклонения или у него такой характер.

Самой быть спокойнее, и спокойным тоном обозначить правило: предупреждать о том, что куда-то собирается пойти, поехать, пригласить домой. 4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле. В рамках эмоционального воспитания ребенка родители поощряют в своих...

Обсуждение

Чтобы не было таких ситуаций, надо было давным-давно поговорить с впечатлительной дочкой,при чём напугать её при этом до ужаса.

Вот многие родители без мозгов. Берут чужого ребенка и как будто так и надо. Когда к моей дочке приходит Одноклассник в гости (1класс) я обязательно пишу, что ребенок такой-то у нас дома. Ну вот хоть бы кто про моего написал...

24.09.2017 07:23:08, Эвик

эмоциональные качели. Опыт усыновления/опеки/патроната. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Обсуждение

Нашла свою темку ибо давно тут не была.
Помню на меня тогда все накинулись-типа зачем это вам надо,
бросьте пока не поздно.
3 месяц как парень у нас дома.
Называет нас мама-папа,с дочкой отношения хорошие-вместе играют,бегают.
Без ссор конечно не обходится,но он сразу просит у нее прощения,даже если сам виноват.
Собрала своих "двойняшек" в школу.
Пока полет нормальный.

17.08.2016 11:15:37, витрина

В продолжение темы.
Все-таки хорошая вещь-гостевой режим,чтобы там не говорили.
Второй раз было уже намного проще и легче.
Может потому что мы все были заняты работой по дому и мальчик нам активно помогал.
Но времени на всякие левые мысли совсем не оставалось.
Сам он себя прекрасно занимает-и конструктор соберет,и
с дочкой поиграет.Не обошлось правда без истерик
с его стороны(абсолютно не может проигрывать,если что то не получается-
настоящий концерт для духового оркестра).
Но главное я поняла-все проблемы- в моей голове.
Так что продолжаем пока гостевой))
Спасибо всем вам за ваши отзывы и мнения!

09.03.2016 10:41:04, витрина

Хорошее воспитание. ...затрудняюсь выбрать раздел. О своем, о девичьем. Обсуждение вопросов о жизни женщины в семье, на Вот мне всю жизнь говорили, что у меня хорошее воспитание. Но я понимала, что это читается так - "ты не выпендриваешься, не качаешь права...

Обсуждение

Говорить о воспитанности взрослого человека имхо странно.

В этом случае как правило используются такие понятия, как интеллигентность, культура, образованность, деликатность тд.

А понятие воспитанность - это скорее о детях и юнцах. Воспитанность - скорее плод стараний воспитателей, чем личное качество. Но как показывает жизнь, воспитывать детей можно одинаково, а результат получается разный.
Но для меня воспитанный ребенок это тот, кто ведет себя вежливо, говорит спасибо:), не грубит старшим, уступает место бабушкам в трамвае, помогает в меру сил слабым и немощным и тд.
Хотя от возраста зависит, конечно. В год воспитанность - одно, в 10 - другое, в 15- третье.

Выращенные за 20 лет самым многочисленным в мире посольством США на Украине фашисты не скрывают, что идут освобождать Россию от жидомасонского ига: их цель спровоцировать и развернуть массовые погромы 4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле.

Обсуждение

может не надо поднимать еврейский вопрос?В хунте кто,славяне?эти люди дезавуируют понятие холокоста,истребляя свое население.

Тоталитарная система управления имеет несомненные перимущества лучшей управляемости и выживаемости в эволюционной борьбе общественных устройств.
Демократия - удобная ширма устройства тоталитарного общества.
Любая тоталитарная система так или иначе строится на лжи, на массовой, масштабной, структурированной и системной дезинформации населения - именно этим она и обеспечивает свое главное преимущество - высокую управляемость этим населением.

В настоящее время идет борьбв нескольких тоталитарных режимов, в частности - США и РФ. Кроме того есть тот же Китай, Арабско-исламский мир и другие, менее развитые в тоталитарном плане общества, именно поэтому и проигрывающие борьбу за рессурсы.

Методы борьбы у этих образований одинаковы - просто в связи с полной индентичностью их структуры и управления.

Рассказывать "правду" рядовым жителям одного тот общества другому чтобы "обличить" его в "нечестности" - детский, очень наивный и вообщем откровенно глупый подход.

Это все равно, что рассказывать эритроцитам, что они обречены на жизнь в течении 150 дней,в то время, как нервные клетки головного мозна будут жить до конца жизни всего организма. Дпа, это так. Но, если это будет не так, то организм умрет - эритроциты не захотят умирать так рано, образуют новообразование и будут жить тоже вечно - т.е.ю до смерти всего организма от рака

Правильно воспитывать и вырастить достойного человека - не одно и то же, имхо. Для меня понятно лишь определение "воспитанник (ца)" учреждения. Именно о воспитании вы и говорите. 4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле.

Эмоциональная задержка развития. Воспитание. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Обсуждение

знаете, проблема нисколько не отличается от такой же у кровных детей. У нас в классе и у друзей периодически появляются дети из загородных домов по дмитровке. Так вот все они жадно начинают общаться в школе. А кто и не прекращал) хотя учится с 1 класса, а сейчас например 8-й
Теория вашего психолога красивая, но...Как же у многих психологов существуют красивые сказки про причины проблем.Все-то они знают: как жить правильно и что будет. Но я в нее не верю. Поскольку близко знаю двух очень дорогих и умело учащих жизни психологов (а на деле у них самих снежный ком проблем и на личном фронте и с детьми, и оно не улучшается).Клиенты смотрят в рот и находят все новые и новые сказки про причины неудач благодаря их креативу. Да воз и ныне там. Сапожник без сапог в этой профессии как повар, не умеющий готовить, но учащий этому.
Вам нужен приходящий учитель для освоения технологий и техники работы над домашним заданием. Банально научить учиться, научитьь искать информацию научить организации работы.
Порядок выполнения дз. План. Как сделать быстро и правильно упражнение? Как выучить стих? Как читать задачи и понимать их? Как быть, если задача не решается. Ввести эти техники работы в привычку; а уж посеешь привычку, пожнешь характер. Много пятерок в портфеле - лучшая мотивация к учебе.

Вы никогда не задумывались, отчего, даже если ребенок кровный (на гены не спишешь, родители медалисты)здоров, много играл и играет:-), а все равно ответственности нет? Я думаю, это качество во многом врожденное. Меня никогда этому не учили, имеем гиперответственность, брата не учили - имеем здоровый пофигизм. Родители одни, методу не меняли. Так что с детьми, у которых это качество на подкорке не заложено, разумны вырабатывание привычек и рефлексов, технологии, мотивация, режим и разумная организация времени. Как в армии. 8 часов на уроки в день не научит дитя делать их самому, только отвращение разовьет. Мнение, конечно, частное. Но не знаю ни одного случая, чтоб годами сидели до заката над дз и потом вдруг озарение пришло "я буду делать все сам и быстро"

06.12.2012 09:40:07, Темурика

а, ну и брат младше на 2.5 года - самое то для игр было всегда, пока не наверстал.

Родители всегда думают, что любят именно детей. А на самом деле часто за их счет пытаются решить свои проблемы и потешить свои комплексы. Ведь в интересах ребенка получать... 4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле. А почему у родных кровных братьев...

Обсуждение

Мое мнение: если люди хорошие, но при этом плохие родители - то так и получается.

Мне кажется это врожденное в основном, может гены каких-то предков одному достаются а другому нет. Сколько случаев что в одной семье несколько детей, их родители воспитывают абсолютно одинаково, а результат разный.

Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей.

Обсуждение

Спасибо!Мы-классика жанра оказывается.И строительство шалашей и домиков, и тяга к компаниям и все по списку.Ох.Как лечить то все это?Самой, без психологов?И как это корректируется в жизни?

22.04.2012 13:44:45, миряночка

Продолжу в новой ветке:
7 - Приемные родители детей "с недифференцированными привязанностями". Реакции детей на требования приемных родителей.

В этой ситуации только успешное выполнение аналогичного задания другими детьми может заставить действовать ребен­ка более продуктивно (в основном, путем подражания другому ребенку).


Роль другого ребенка в эмоциональной жизни ребенка “с недифференцированными привязанностями”, может быть, даже превосходит ту роль, которую играют в ней знакомые взрос­лые.


Особенностью привязанности ребенка “с недифференциро­ванными привязанностями” ко взрослому является то, что она тесно переплетена с привязанностью к другим детям. Дети при­вязываются ко взрослому не каждый по отдельности, а небольшой группой. Они предпочитают общаться со взрослым только в присутствии “своих” детей. Индивидуальные занятия их угнетают, ребенок стремится вернуться в группу, “к ребяткам”. В неопределенных или пугающих ситуациях такой ребенок ори­ентируется, прежде всего, на реакцию хорошо знакомых де­тей, а не на реакцию своего взрослого.


Привязанность к другому ребенку может быть очень устойчивой и глубокой, чего нельзя сказать о качестве эмоциональ­ных связей таких детей со взрослыми.


Отношения детей друг к другу, особенно тех, которые вос­питывались вместе в одной группе, начиная с первых месяцев жизни, напоминает отношения между детьми, которые прове­ли вместе несколько лет своей жизни в концентрационном ла­гере (A.Freud). Та же боязнь отделения, разлуки, проявления заботы друг о друге, кооперация, то есть зрелые отношения, которые на­блюдаются только в пределах узкой группы – между детьми с общим, разделенным ранним опытом.


К остальным детям, не входящим в число близких друзей, ребенок “с недифференцированными привязанностями” отно­сится, прежде всего, как к партнерам по шумным подвижным играм с элементами борьбы и преследования. Участвуя в этих играх, такой ребенок нередко неправильно понимает или, во­обще, не воспринимает важные для регуляции игры эмоционально-выразительные проявления другого ребенка. Это вы­зывает сбои в игре и “запущенную” агрессию. Например, игно­рируется плач другого ребенка, который в норме должен остановить физическое воздействие другого ребенка; либо, напро­тив, “жертва” сама провоцирует переход игры в агрессию, не подавая тормозящих игру сигналов (не плачет).


В целом, для ребенка “с недифференцированными привя­занностями” привязанность к другим детям и отождествление себя со своей группой является более надежным источником чувства безопасности и уверенности, чемпривязанность к сво­ему взрослому. Такая двойная привязанность с предпочтени­ем привязанности к своей группе обеспечивает детям – “с не­дифференцированными привязанностями” удовлетворительный уровень адаптации к условиям детского дома. Кроме того, хорошей адаптации способствует то, что такой ребенок не фиксируется длительно на своих обидах и переживаниях, он легко забывает неприятный опыт и ожидает от других, что они также легко будут забывать и прощать.

Что-то очень знакомое в ваших словах. Только, пожалуй, без уваливаний на пол. И началась вся эта прелесть, когда а) родился второй ребенок и б)когда началась учеба в школе, т.е. когда увеличилась нагрузка и количество требований. Не знаю, как со всем этим справляться, мысль о психиаторе, которую в свою время очень аккуратно озвучил мне невропатолог, навевает на меня тоску. Постою послушаю, что умные люди скажут. Хотя столько уже пробовано перепробовано.

Воспитание в полтора года: жёстко или ласково? Что такое эмоциональное воспитание? Как добиться хорошего поведения детей? Если заеатывается истерика на мое Нет в ответ на ее Мне не близко " жесткое воспитание ", но то...

Обсуждение

Очень ты терпеливая) это лишнее с детьми, во всяком случае, до определенного возраста.
Я б влепила чужому (словесно, конечно) еще во время наступания на ветки.
И строго бы сказала - без меня - как хотите. А сейчас будьте любезны уважать просьбы родителей. При мне. Конкретно.
И не было бы ни драки за сосиски, ни крови ручьем.
Все следует делать вОвремя. Тогда темы, я думаю, не будут возникать)

П.С. Можно быть мягким, но однозначным при этом.

Согласна с вами. На мой взгляд, все начинается с утверждения "дети не равны родителям и не имеют равные с ними права". То, что позволено цезарю, не дозволено быку:-) У меня с ребенком разная ответственность и, соот-но, разные права.
При этом у меня довольно часто бывает ситуация, когда я несу тяжести (ее сумки, портфели и т.п.), дочка может идти налегке и баловаться:-)

Что такое "воспитание"?(по мотивам...)

* Воспитание - процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными моделями… ** Воспитание, в широком смысле, воздействие на человека, способствующее развитию данного человека.

4 типа родителей: кто умеет воспитывать на самом деле. Родители могут воспитать уважение к старым людям только собственным примером. На суде (там еще специально судью черного нашли) убийца сказал, что им немного денег на...

Обсуждение

У меня на работе был 50-летний сотрудник, которого любили абсолютно все, очень уважали, как порядочного, мудрого и доброго человека. Мало кто знал, что он отсидел 15 лет за умышленное убийство - в 20 лет зарубил топором жену и любовника. По сей день ничего плохого об этом человеке сказать не могу: что было - за то его судил суд и будет еще судить Бог. Я так думаю...

Добавлю: некоторые возмущались тем,что он дотащил этого рекетира до больницы,хотя вполне мог бросить в речку и дело с концом,а так "сам себе срок пришил".

28.02.2002 16:06:55, авторша

Эмоциональное воспитание - В школьном возрасте обычно наблюдается значительное снижение эмоциональной возбудимости. Благодаря этому дети 9-11 лет часто производят впечатление большей уравновешенности и кажутся в этом отношении порой более похожими на взрослых, чем даже подростки, выглядящие часто более возбудимыми.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Подлинные чувства-переживания-плод жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.

Невозможно, да и не нужно, полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Их возникновение в учебной деятельности может сыграть и позитивную роль, побуждая к их преодолению. Важной здесь является интенсивность: слишком сильные и часто повторяющиеся отрицательные эмоции приводят к разрушению учебных действий (например, сильный страх мешает отвечать хорошо знающему материал ученику), и, становясь устойчивыми, приобретают невротический характер. Безусловно, учитель должен в первую очередь ориентироваться на положительное подкрепление учебной деятельности школьника, на то, чтобы вызвать и поддержать у него положительный эмоциональный настрой в процессе учебной работы. С другой стороны, ориентация ученика только на получение положительных эмоций, связанных с успехами или занимательностью уроков, тоже является малопродуктивной. Изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку. Ребенку,(как и взрослому) необходим динамизм эмоций, их разнообразие, но в рамках оптимальной интенсивности.

Как уже говорилось, эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Взрослым полезно помнить об этом, сталкиваясь с нежелательными или неожиданными для них детскими эмоциями. Чувства ребенка в таких острых ситуациях лучше не оценивать-это повлечет за собой лишь непонимание или негативизм. Нельзя требовать от ребенка не переживать то, что он переживает, чувствует; можно ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций. Кроме того, задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы косвенно, опосредованно направлять их, организуя деятельность ребенка.

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития.

Дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека, они легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти, испуга, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике - позе и жестам.

Чувства малыша менее осознанны, чем чувства взрослого. Они вспыхивают быстро и ярко и столь же быстро могут гаснуть. Переход от одного состояния к другому часто молниеносен: бурное веселье, а через минуту – слезы. Управлять своими переживаниями ребенок не умеет, почти всегда он оказывается в плену у чувства, которое его охватило. Не умеет он таиться, как взрослый человек, - у малыша все на виду.

Дошкольники испытывают чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие. Вместе с тем, когда другой ребенок (даже любимый им брат, сестра) пользуется, как кажется дошкольнику, большим вниманием, он испытывает чувство ревности.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, переносятся им и на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов; он сочувствует несчастью Красной Шапочки немногим меньше, чем реальному несчастью. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но его чувства к персонажам от этого не ослабевают, а становятся даже сильнее: ребенок вживается в сказку, начинает воспринимать ее персонажей как знакомых и близких. Он идентифицируется с любимыми персонажами, сочувствует тем, кто попал в беду.

Особое сочувствие ребенка вызывают положительные герои, но он может пожалеть и злодея, если тому приходится уж очень плохо. Чаще, однако, дети возмущаются поступками отрицательных персонажей, стремятся защитить от них любимого героя.

Типичной для ребенка старшего дошкольного возраста становится длительная привязанность к сверстнику, хотя сохраняется и большое количество случаев попеременной дружбы. При завязывании дружбы между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатии друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребенка. Во-первых, ребенок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств. В отличие от 3-х-летнего, 5-6-летний дошкольник может сдержать слезы, скрыть страх и т. п. Во-вторых, он усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, мимики, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

Хорошее отношение со стороны окружающих необходимо ребенку. Более того, малышу важно не только понимать, чувствовать, что к нему хорошо относятся, но и слышать об этом, и связывать это хорошее отношение именно с собой как с личностью, а не только с позитивной оценкой поступка.

Стремление к положительным взаимоотношениям с взрослыми заставляет ребенка считаться с их мнением и оценками, выполнять устанавливаемые ими правила поведения. По мере развития контактов со сверстниками для ребенка становится все более важным их отношение к нему. Особенно стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе. Мы уже выше немного затрагивали тему симпатий-антипатий, теперь же можем добавить, что ребенок в большинстве случаев, и в этом его огромное преимущество перед нами, взрослыми, достаточно прямо и открыто выражает свое отношение к другому, в этом отношении дети удивительно честны и искренни.

К шестому году, как правило, дети могут нормально взаимодействовать с окружающими по правилам, нормам. Определенный уровень уже пройденной социализации позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми. Дошкольники умеют даже "вчувствоваться" в состояние окружающих. Они начинают понимать, что их сверстники и взрослые люди чувствуют и переживают не всегда так, как они. Поэтому многие адекватно реагируют на переживания других. К 6-7 годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль. Но этот сложный процесс еще впереди, а пока симпатия и антипатия более значимы для малыша, чем нормы и правила.

Большое значение в усвоении образцов поведения и правил поведения имеет развитие у детей чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребенка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

Если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успехам и сопереживает неудачам, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случае неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений с взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.

Любовь другого и любовь к другому человеку для ребенка выступает как первейшая, острейшая потребность. Особое место занимает любовь ребенка к родителям. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия. Ребенок нуждается в непосредственных проявлениях любви со стороны матери и старается всеми способами привлечь ее внимание. С отцом эмоциональные взаимоотношения, как правило, сложнее, но нередко и глубже, а главное - они не менее (а иногда и более) значимы. Это почти всегда сравнительные, оценочные отношения.

Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия. Положительные и отрицательные формы воздействия на ребенка должны возникать не стихийно (в зависимости от настроения самого взрослого), а превратиться в своеобразную технику общения, где основной фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма порицания ребенка за серьезный проступок.

Эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт в семье и вне семьи. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. Оно зависит не от культурных и индивидуальных особенностей ребенка, а только от оптимальности системы «родитель – дитя».


Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.
Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать. Проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно развиваются социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.
В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитания и обучения.
Современная социальная ситуация далеко не всегда насыщает детей эмоционально, далеко не всегда обогащает их впечатлениями. Вот почему специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир, создавать условия для разнохарактерных эмоциональных проявлений, самовыражения движениями, голосовыми реакциями, музыкальными звуками и т.д., должно по праву стать важным аспектом педагогической работы.
Кроме того, согласование педагогического процесса с повышенной природной эмоциональностью детей позволит выстроить процесс обучения с несколько другим смысловым акцентом - послужит основанием для выделения эмоционального компонента образования.
Педагогическая работа выстраивается на единстве компонентов:
Постижения;
Действования;
переживания и других
Любые влияния, какой бы направленности они ни были (дидактической, воспитательной), отражаются на развитии мыслительных процессов ребенка, либо на его действиях, деятельности, способах поведения, либо на пристрастно окрашенной оценивающей деятельности, отношении к окружающему миру. Все это сводятся в многообразие педагогического воздействия.
Остановимся, однако, на эмоциональном. Его содержание включает две стороны.
Собственно-эмоциональное развитие - ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и, соответственно, механизмы включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений.
Опосредованно - эмоциональное развитие - преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом.
Охарактеризуем первую сторону. Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Хотя эмоциональные реакции заданы самой природой (с первых дней жизни ребенок бурно реагирует на дискомфорт в физиологическом состоянии, проявляя так называемые «натуральные» эмоции), только в процессе общения, целенаправленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций.
Социально-опосредованные эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста в рамках «эмоционально-личностного общения». Первый результат его правильной организации у трехмесячного малыша - «комплекс оживления», или эмоциональное общение с взрослым в доречевой период жизни. В дошкольном возрасте эмоциональные реакции - это в основном отклик на поступки и действия людей. Лежат они в основе отзывчивости ребенка, выразительности его экспрессивных действий. Работу в адекватном эмоциональном реагировании целесообразно проводить посредством специально организованного содержательного взаимодействия с сенсорными стимулами - разномодальными ощущениями. Основное влияние на сенсорные процессы обусловлено тем, что сенсорная и эмоциональная сферы взаимосвязаны, эмоциональный тон сопровождает ощущения, восприятие. Обогащая сенсорный опыт детей можно одновременно непроизвольно влиять эмоциональную сферу, вызывая эмоциональные реакции.
При соответствующих педагогических условиях эмоциональные реакции из трудноразличимых, постепенно, становятся яркими, выразительными. Особенно, когда в раннем возрасте используются эмоционально-сенсорные игры, пробуждающие реагировать на различные сенсорные раздражители. Например, поглаживающие действия в игре «Сорока-сорока», раскачивающие в игре «По ровной дорожке» и т.д.
В старшем дошкольном возрасте характер подачи сенсорной информации усложняется в сторону более тонкой нюансировки, комплексности воздействия (зрительно-вестибулярные, зрительно - слухоосязательные и т.д.), изолирования одного из анализаторов (например, закрыть глаза или уши).
В качестве основных методов выделим:
игровую драматизацию - идентификация в рамках исполняемой роли, импровизации;
создание ситуаций морального выбора - побуждающих проектировать поведение;
оценивающее воздействие - способствует осознанию смысла реального действия, развитию эмпатийной чувствительности, закреплению проявления эмоциональной отзывчивости.
Развитие представлений об эмоциях – это, прежде всего, выражение эмоций в ярких, субъективно окрашенных образах. Они надолго остаются в памяти ребенка, входят в его жизнь. В силу этого педагогическая работа в группе должна быть направлена:
осознание детьми факта возникновения эмоций;
понимание эмоциональной жизни других, смысла эмоциональных проявлений (причинно-следственные связи);
осмысление внешних признаков выражения эмоций - положительных, отрицательных, границ их адекватного проявления;
расширение словаря эмоциональной лексики, овладение понятиями, соответствующими тому или иному состоянию;
формирование ценностных представлений:
нравственных - добро, свобода, милосердие, честность, справедливость
интеллектуальных - истина, знание, творчество;
эстетических - красота, гармония;
социальных - семья, этнос, отечество;
валеологических - жизнь, здоровье, пища, воздух, сон;
материальных - предметы труда, быта, жилище, одежда.
Чаще всего эмоциональное воспитание происходит во время специальных развивающих игр.
«На что похоже настроение?», «Дотронься до...», «Поварята» - в них дети учатся сопереживать, чувствовать других;
«Расскажи свой страх», «Рыбаки и рыбка» - направлены на снятие страхов и повышение уверенности в себе.
«Развлечение с подушками» - помогает снизить уровень агрессивности у детей, использующих любую возможность, чтобы толкнуть, ущипнуть. По правилам, в этой игре, можно драться. Но только мягкими предметами.
«Как ты себя чувствуешь?», «Классификация чувств», «Встреча эмоций», «Какие у тебя мама, папа?» - игры с карточками, изображающими различные эмоции.
«Рисуем музыку», «Смешной рисунок», «Рисование по точкам», «Семейный альбом», «Рисуем маму из цветов» - эти игры развивают у детей ощущение свободы и творческую активность. Из рисунков впоследствии можно устраивать выставки.
Варианты практических мероприятий
для каждой возрастной группы
Младшая группа.
Основными задачами на этом возрастном этапе являются:
-побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, cлyxoвого, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;
- поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами различными по модальности, интенсивности, продолжительности.
Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры:
-«Путешественники» - воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.);
-игры с водой - пускать кораблики, купать игрушки;
- «Дождь идет» (льют воду из лейки в тазики);
-«Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать) и т.д.
Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности.
В младшей группе необходимо также познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоционалъные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.
Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она была?» и т.д.
Средняя группа.
На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухоосязательные и т.д.). Для этого можно рекомендовать следующие игры.
-«Кто в домике живет?» - воспитатель готовит несколько картонных коробок с отверстиями. Кладет в них предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т.д. Дети, ощупывая предмет (игрушку), выражают мимикой, движениями свои впечатления от «посещения» того или иного домика.
-«Вкусно-невкусно»;
- «Как много запахов вокруг» и т.д.
Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально-экспрессивные игры, игры имитации - воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т.д.. Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.
«Передай движениями» - содержательную основу игры составляют отрывки из произведений К. Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Перчатки» и т.д.). Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным движениям.
В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения:
- состояния человека - удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.;
-словосочетаниями, отражающими оттенки настроений - не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.;
- учить подбирать синонимы - радостный - веселый, грустный - печальный, тоскливый;
- находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния - злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т.д.;
-понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др. Желательно также использовать наглядные модели - серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов.
Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику.
Воспитатель кладет перед детьми большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т.д., соединенные друг с другом извилистыми линиями разных цветов. Предлагает разобраться в том, кого (или чего) боятся щенок, мышь, птичка и т.д.; кто (или что) огорчил девочку; кто (или что) развеселил мальчика и т.д. Затем предлагает свои варианты исправления негативных переживаний. Например, как успокоить щенка, как помочь девочке преодолеть печаль и т.д.
Целесообразно познакомить детей с «Книгой настроений». Ее создает педагог. Для этого необходимо согнуть пополам пять--шесть альбомных листов и скрепить их посередине. Четные страницы представляют собой символические изображения различных настроений (пиктограммы), а нечетные - отражают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматривая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению ее содержания собственным жизненным опытом (назовите, что (кто) доставляет вам радость; что может привести человека в состояние грусти, что значит обидеться и т.д.).
Старший дошкольный возраст.
К задачам этого возрастного этапа относятся:
- совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых;
- стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.
Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально-экспрессивных игр. Вот некоторые из них:
-«Сурдопереводчики» - воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т.п. Можно использовать стихи, песни, загадки.
-«Маленький народ» - содержательную основу игры составляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.
Тра-та-та-тра-та-та,
Растворились ворота,
А оттуда, из ворот,
Вышел маленький народ.
Один дядя - вот такой,
Другой дядя - вот такой,
Третий дядя - вот такой,
А четвертый - вот такой.
Одна тетя - вот такая,
А вторая - вот такая,
Третья тетя - вот такая,
А четвертая - вот такая...
Примечание. Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой...», «Одна девочка вот такая...» и т.п.
Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять сочувствие, со-радование, содействие.
В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литература, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения.
«Раз, два, три, нужное место найди» - воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.
В ходе совместной деятельности продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий.
Детей продолжают также учить понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их: Царевна - Несмеяна, Вовка - добрая душа, Девочка - ревушка, Дюймовочка, Вот какой рассеянный, Гадкий утенок, Крошечка - Хаврошечка, Золушка и т.д.).
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.
Соответствующим образом организованная работа - образовательная, совместная, самостоятельная деятельность, по эмоциональному развитию способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить проблемы негативного поведения детей.
Игра, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

Сегодня средства массовой информации ежедневно сообщают нам о катастрофах, стихийных бедствиях, переворотах, эпидемиях, войнах. Все это происходило в обществе и раньше: и в глубокой древности, и в средневековье, и в совсем уж недалеком девятнадцатом веке. Однако радио, телевидение, компьютерные сети сделали такого рода информацию ежедневной и доступной буквально каждому человеку. Поток негативной информации, обрушиваясь на современного человека, вызывает страх перед будущим, неуверенность в своих силах, горечь, тревогу. В его внутреннем мире постепенно водворяется хаос. Поэтому люди так легко верят разного рода целителям и экстрасенсам.

Психологическое воздействие само по себе - это суть работы любого грамотного психотерапевта, который нередко с помощью своих методов возвращает людям уверенность, радость жизни, а значит, и здоровье. Но в руках шарлатанов те же самые методы воздействия становятся разрушительной силой - люди теряют волю, способность принимать самостоятельные решения, отрываются от реальной жизни. В средние века эпидемии психозов охватывали большие массы людей. Не то же ли происходит и сегодня? Мы нередко узнаем о случаях самосожжения, самоуничтожения больших групп людей - все это приметы нездоровья общества в целом.

Что же делать обычным людям, чтобы сохранить душевное равновесие и противостоять враждебным и вредным влияниям? Нужно соблюдать некоторые несложные правила - они относятся к области, которую я бы назвала психологической экологией. В самом деле, мы говорим об экологии воды, почвы, воздуха, но почему-то не заботимся о главном - об экологии человеческой психики, которая в конечном счете определяет и наше самочувствие, и настроение, и отношение к другим людям.

Прежде всего необходимо вспомнить о том, что главное средство воздействия на человека - это слово. Словом можно убить человека, а можно и возродить его к жизни. Вот история одного из моих пациентов. Молодой человек, закончивший среднюю школу, полный сил и энергии, приехал поступать в летное училище, стал проходить медицинское обследование. В рентгеновском кабинете врач произнесла протяжно и многозначительно: "Да-а-а..." Молодой человек насторожился и, выходя из кабинета, спросил, что значит ее реплика. Рентгенолог бездумно ответила, что у него с сердцем не все в порядке. Эта мысль так засела в сознании пациента, что он отказался от всякой мысли о полетах и потратил несколько лет на "уточнение" своего заболевания. У молодого человека начались сердцебиения, неприятные ощущения в области сердца, дрожь в руках и ногах, слабость, хотя серьезных нарушений в работе сердца у него не было. Он много и безуспешно лечился, пока не осознал, что причина болезни - его собственный постоянный страх за свое здоровье. Так одно неосторожно сказанное слово может привести к болезни. Помня об этом, старайтесь не поддаваться внушениям, которые сознательно и бессознательно исходят от других людей в виде тех или иных словесных формулировок.

Лучше всего помогает противостоять чужим влияниям самовнушение, настрой на выздоровление, на борьбу с болезнью (см. "Наука и жизнь" № 9, 1997 г.).

Самовнушение - это внутренняя позиция человека, готовность к определенному действию, ситуации, переживанию. Самовнушение создается определенным настроем мыслей. А каждая возникшая у вас мысль рождает нервный импульс, который реализуется в организме в виде тех или иных биохимических и физиологиче-ских реакций, изменяющих деятельность внутренних органов и систем. Происходит это потому, что любая мысль, образ, воспоминание вызывает эмоции. Все, что окружает нас - звуки, шум, запахи, вибрации, цвета, - всю эту информацию собирает мозг, чтобы использовать как фундамент для наших мыслей и эмоций.

Эмоции - и положительные и отрицательные - могут быть и полезны и вредны для организма. Так, страх может мобилизовать внутренние резервы организма, а может привести к депрессии. Кратковременный страх возбуждает эндокринную систему, заставляет работать надпочечники, побуждая их к выработке стрессовых гормонов, в первую очередь адреналина. В результате меняется весь гомеостаз организма - весь режим его внутренних процессов. Убыстряются сердцебиения, поднимается кровяное давление, учащается дыхание. Все эти изменения помогают организму освободиться от шлаков, токсинов, и он постепенно возвращается в исходное состояние. Но когда страх повторяется часто или продолжается длительное время, организм может исчерпать свои внутренние резервы и перейдет на другой режим работы - развиваются различные заболевания, в первую очередь вегетососудистая дистония, а также колиты, гастриты, нарушения работы щитовидной железы, аллергия. Длительный страх блокирует пути саморегуляции организма, а нарушения развиваются в первую очередь на том участке, который слабее - где тонко, там и рвется.

Таким образом, мысль рождает эмоции, а эмоции приводят к тем или иным сдвигам в работе организма, которые прокладывают дорогу болезни. Поэтому бояться нужно не болезни, а своих мыслей о ней и связанных с этим отрицательных эмоций. Эмоции - это как бы окраска наших мыслей, они усиливают или ослабляют наши внутренние установки. В мозгу существуют центры удовольствия, агрессии и другие, длительное возбуждение которых и создает общий фон эмоциональной окраски. Вспомните - как часто, проснувшись, вы чувствуете себя бодро и весело, несмотря на то, что погода хмурая и множество дел, однако в другой день - несмотря на то, что ничего плохого не происходит, все не так - "встал не с той ноги"... У вас иначе бьется сердце, иной ритм пульса, тонус сосудов, уровень выработки гормонов.

При нормальной нервной регуляции эти изменения помогают организму приспособиться к ситуации и адекватно отреагировать на происходящее, а затем все возвращается "на круги своя". В случае же нарушения регуляции внешние раздражители уже исчезли, а изменение состояния организма - ответ на раздражитель - остается, и человек продолжает чувствовать тревогу, страх, у него комок в горле, спазмы сосудов, учащенное дыхание. Такого рода "зажимы" сказываются на работе внутренних органов и постепенно способствуют развитию так называемых психосоматиче-ских болезней, первопричина которых - в нарушении нервной регуляции деятельности организма.

Таким образом, чтобы быть здоровым, надо научиться управлять своими эмоциями. Воспитание эмоций - непростая задача. Начинать нужно со своих мыслей - в течение дня стараться думать (и говорить) только о хорошем, приятном для вас и окружающих, избегать конфликтных ситуаций, осуждения, перечисления своих обид... Помогает и увлечение каким-то новым для себя делом, а также различные методики самовнушения, аутотренинг, медитация, для религиозных людей - молитвы.

Конечно, в жизни невозможно избежать отрицательных эмоций, и не надо их бояться - это само по себе создает стрессовую ситуацию. Наш организм рассчитан и на периоды отрицательных эмоций, важно только, чтобы они были непродолжительными. Длительные переживания, связанные с потерей чего-либо, разочарование в работе, друзьях, несбывшиеся мечты - все это вызывает избыточное образование в крови веществ, по действию противоположных адреналину, что приводит к засорению организма солями, к вялости, ожирению, снижению тонуса сосудов. Организм постепенно как бы смиряется со своим нездоровым состоянием, принимает болезнь как должное.

Положительные эмоции тоже могут действовать разрушительно - всем известно, что от чрезмерной радости можно получить инфаркт, а любовь может лишить человека сна и аппетита, захватить его настолько, что он действительно заболеет.

Поэтому старайтесь в меру и радоваться и огорчаться, бойтесь слишком раскачать внутренний маятник эмоций. Библейские заповеди не случайно ограничивали человека в его переживаниях, излишние эмоции считались неправедными, высшая гармония - в равновесии чувств. Мы должны властвовать над своими эмоциями, а не они над нами. Только тогда эмоции станут тем рычагом, который поможет нам обрести и сохранить здоровье.


День меркнет ночью, а человек печалью.

С печали не мрут, а сохнут.

Не тот болен, кто лежит, а кто над болью сидит.

Ржа железо ест, а печаль сердце.

Радость прямит, а кручина крючит.

Не тужи: перемелется - все мука будет.

У горькой беды нет сладкой еды.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не гневайся.

Ни радости вечной, ни печали бесконечной.

Час в добре побудешь - все горе забудешь.

Не радуйся, нашедши, не плачь, потеряв.

От радости и старики со старухами помолодели.

Подымешься - дух захватит, опустишься - обухом хватит.

Э. Панченко, врач-психиатр.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто