Художественные произведения как средство развития творческих способностей дошкольников. Проект «Развитие творческих способностей детей, через знакомство с художественной литературой

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Э.И.Изотова

Студентка психолого-педагогического факультета ГБОУВО РК «КИПУ»

г. Симферополь, РФ E-mail: [email protected] Научный руководитель: Мустафаева Зюре Исмаиловна кандидат педагогических наук, доцент, ГБОУВО РК «КИПУ» г. Симферополь, Россия.

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВСЕСТОРОННЕМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь современного общества, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление, речь, нравственные качества, обогащает его эмоции. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность ребенка. Дети дошкольного возраста, под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны приобрести добрые чувства, оценки и нормы нравственного поведения. В статье рассматриваются вопросы влияния художественной литературы на всестороннее развитие ребенка. Предложены различные возрастные группы и рекомендована литература, которую можно использовать для чтения с детьми.

Ключевые слова

Художественная литература, развитие, ознакомление, дошкольный возраст, всесторонне развитие, чтение,

художественное произведение, дошкольник

«Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя» В. Сухомлинский.

Привлечение детей к чтению в наше время стало большой проблемой. С появлением высокоразвитых технологий и большим количеством источников информации все реже можно увидеть человека, увлеченного чтением. Взрослые не только сами потеряли интерес к литературе, но и не прививают любовь к книге своим детям - это привело к тому, что многие дети не знают сказок и былин своего народа, знаменитых русских и зарубежных писателей. Дети отдают предпочтение современным гаджетам, и героями для них становятся персонажи мультфильмов, которые нередко несут жестокий и агрессивный заряд, негативно влияя на психологическое состояние дошкольников, а это в свою очередь, никак не благоприятствует нравственному и социальному воспитанию, и развитию ребёнка.

Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе способствует развитию гармоничной, всесторонне развитой личности. Она воспитывает любовь к родному языку, родине, пробуждает воображение.

По мнению многих психологов (Л. Выготского и О. Никифоровой) дошкольный возраст является первой ступенью в развитии будущего читательского таланта, но при этом дошкольники не являются активными читателями, скорее их нужно воспринимать как активных слушателей. Потому, что именно в этом возрасте дети учатся сострадать героям, радоваться и огорчаться вместе с ними. Полюбившиеся образы остаются с детьми надолго. Ребёнок пытается быть похожим не только на окружающих его взрослых, но и на книжных героев.

Всем известно, что художественная литература - могучее, действенное средство, способствующее всестороннему развитию и воспитанию ребёнка.

Дети с раннего возраста способны научиться воспринимать художественное произведение. При чтении сказок педагог отражает характер персонажа интонацией и мимикой, передает их особенности, пользуется эмоциональными и выразительными средствами языка. В свою очередь дошкольники, при прослушивании художественной литературы обучаются сострадать героям, учатся ощущать внутренний

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

мир человека, и взаимоотношения в окружающем мире. Поэтому осознание, наряду с содержанием элементов художественной выразительности. Необходимо развивать у ребёнка умение активно слушать, и вслушиваться в художественную речь. Эти умения помогут сформировать красивую, образную, грамотную речь, наполненную эпитетами, сравнениями, и помогут развить поэтический слух.

Ещё с младенчества происходит ознакомление детей с художественной литературой, оно начинается с детских попевок, песенок, потешек. Малые фольклорные формы благоприятствуют развитию образного мышления, дают возможность приобщить детей к культурному наследию своего народа, так как для детей младшего дошкольного возраста проще, доступней, и интересней для понимания и восприятия устное народное творчество.

У младших дошкольников вызывает интерес небольшие стихотворения, отличающиеся четкой формой, ритмичностью и мелодичностью, поэтому предлагаются такие рассказы, как А. Барто «Мишка», Ю. Васнецова «Дон-дон», «Водичка-водичка». При систематическом чтении дети усваивают смысл, увеличивая этим самым свой словарный запас. Чаще всего взрослые используют потешки при формировании культурно-гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, многократно проговаривая с группой детей, или индивидуально с каждым ребёнком, у детей в памяти остается не только потешка, но и правильная последовательность действий.

В среднем дошкольном возрасте замечаются некоторые перемены в восприятии литературных произведений, в связи с увеличением его личного жизненного опыта, познаний и представлений, увеличивается читательский опыт.

Как показываю исследования (А.В. Запорожец, Т.И. Титоренко, О.О. Хоменко) дети лучше чувствуют границы между сказочными и реалистичными жанрами, ощущают законы сказочной фантастики. В связи с этим на данном этапе формируются первые познания о некоторых особенностях жанра. В данный возрастной период хорошо развито воображение, оно становится независимым, что помогает понятию авторского замысла, создает правильное виденье героев и событий, воспитывает эстетические чувства. Для восприятия произведения ребёнку уже не требуются иллюстрации к каждому сюжету, как это было необходимо на предыдущем этапе.

Многие исследователи (А.В. Запорожец, А.М. Леушина, Н.Х. Швачкин, С.Я. Маршак, К.И. Чуковский и др.) отмечают в среднем дошкольном возрасте новое, особое отношений детей к языковым явлениям - ярко выраженную реакцию на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизвести его, обыграть, осмыслить.

В старшем дошкольном возрасте появляется стабильный интерес к книгам, готовность к прослушиванию чтения. Дети в этом возрасте осознанно воспринимают смысл произведения, действия героев, мотивацию их поведения, обращают внимание на особенности языка, образность речи, могут правильно судить о поступках героя, ссылаясь на свои понимания о нормах поведения и личный опыт. На данном этапе становится популярны у детей произведения, полные приключений и путешествий («Волшебник изумрудного города» А. Волкова); русские народные сказки, полные фантастичности, конфликта и препятствий («Морозко»). Все эти произведения распахивают дверь в мир фантазии, дают «пищу» для размышления о сложном мире, в котором сталкиваются непримиримые силы добра и зла, где добро непременно должно победить. В этом возрасте ребёнок способен воспринимать текст без иллюстрации, она начинает играть вспомогательную роль, уточняя появляющиеся восприятия, облегчая понятие смысла художественного произведения.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №03-3/2017 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М., «Просвещение», 1970.

2. Гурович Л.М. Проблема содержания работы по ознакомлению детей с художественной литературой в детском саду [Текст] / Л.М. Гурович // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М., 1999. - С. 501-510.

3. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения. //Избранные психологические труды в 2 т. - М., 1986г.

4. Конина М.М. Художественная литература, как средство нравственного воспитания. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.

5. Лушкова О. Н. Влияние художественной литературы на развитие личности ребенка-дошкольника [Текст] / О. Н. Лушкова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 дек. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 183-185. - ISBN 978-5-9909215-3-5.

6. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4 - 7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985г.

7. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. - М., 2008г.

8. Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М., 1960г.

9. Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. - М., 2000г.

© Изотова Э.И.2017

Р.Ж. Карабалаева

аспирант 2 курса педагогического факультета Кыргызский Государственный Университет им. И.Арабаева

г.Бишкек, Кыргызстан e-mail: [email protected]

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые теоретические и практические аспекты формирования культуры толерантности у студенческой молодёжи. Даётся определение данного феномена, определяется его актуальность и показаны отдельные пути его формирования. Особое внимание уделяется курсу педагогики как вузовской дисциплине, в наибольшей степени способствующей формированию культуры толерантности.

Ключевые слова

Толерантность, культура толерантности, формирование культуры толерантности, пути формирования культуры толерантности, образовательные организации, вузовские дисциплины.

Проблема толерантности является в настоящее время одной из важнейших, предопределённых глобализационными процессами, в том числе усилением взаимодействия, как отдельных людей, так и целых сообществ. Это, прежде всего, вопрос о том, как при глубоких различиях в положении, интересах, воззрениях люди могут наладить совместную жизнь. Толерантность служит своего рода мостом, соединяющим частное и общее, различие и единство.

В современных условиях, в которых можно одновременно проследить тенденции постоянного совершенствования и усложнения обучения и, как результат этого, - появление многопрофильных учебных заведений и разнообразных программ, важную роль играет литературное образование. Литература - это вид искусства, в котором показана ценность человеческих отношений, несущих добро или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие, отражены ценностные ориентиры разных культур и народов. Это определяет литературу как особый предмет в ряде гуманитарных дисциплин.

При изучении русской классической литературы, составляющей фундамент литературного образования в детском саду, круг обозначенных в ней тем и проблем сохраняет свою актуальность не только в прошлом и настоящем, но и будущем.

Очень важно при этом актуализировать ценностные ориентиры русской классики, и этим способствовать их сбережению и распространению в молодёжной среде.

Столетиями и даже тысячелетиями произведения художественной литературы открывают перед читателем мир огромных возможностей установления непосредственной связи всех времен, народов и культур, возможность рассмотрения литературы как поэтической памяти народа. Тем не менее, как представляется, во многом недооценённой остаётся роль художественной литературы, и прежде всего классики, в формировании и развитии эстетических чувств современных детей.

Многообразное культурное достояние народов должно передаваться от поколения к поколению, способствуя расширению взаимного интереса, стремлению к сотрудничеству и, как следствие этого, - к развитию толерантного сознания. Взаимодействие культур, в свою очередь, предполагает толерантное общение их представителей. Через знакомство с искусством происходит передача и усвоение ценностей, идей других народов. Благодаря искусству расширяется кругозор и формируется мировосприятие как отдельного человека, так и общества в целом и, как результат, терпимое отношение к “другим” людям, формирование культуры общения, взаимопонимания и толерантности .

Искусство, как вид коммуникации, даёт уникальную возможность приобщиться к другим культурам, чужому опыту. Искусство можно не только созерцать, но и быть непосредственным его участником. Искусство формирует эмоционально-ценностные и поведенческие реакции учащихся, благодаря знакомству с ним дети закрепляют социально-нравственный опыт ориентации во многих жизненных сферах, так как искусство отражает жизнь. Описание жизни в произведениях литературы или посредством изображения на картинах учит людей понимать её. Посредством искусства ребёнок учится познавать связи предметного мира и жизненных явлений, оно влияет на чувства ребёнка, его мироощущение; в нём акцентируются представления о красоте, добре в культурных традициях разных народов. Именно через искусство начинается путь к всемирной истории и культуре, знание которых является неотъемлемой частью в воспитании толерантного сознания. Современная методическая наука находит сложные и глубинные связи литературы с другими видами искусства, как естественную форму её реального бытия.

Как писал Сартр, «проза -- только самый удобный инструмент для реализации определенного замысла», потому что, «когда аккуратно, с заботой о точности, слова собраны в фразы, то в них просматривается намерение …отдать другим полученные выводы. …Говорить -- означает действовать, любая названная вещь уже не та, какой была до того, она потеряла невинность» .

Действенность искусства слова, отмеченная Сартром, делает литературу одним из ведущих предметов в воспитании и формировании нравственной позиции дошкольников.

В ходе занятий, и прежде всего посвященных литературе, важно акцентировать внимание детей на таких аспектах, как многообразие мира, сходство и различие живых существ, их общность с живой природой, понятие о нужности всех и всего в природе, об общем и различном в культурных традициях всего народа. Всё вышеперечисленное отраженно в памятниках культуры различных народов. Без этого невозможно нравственное развитие личности.

Благодаря искусству, воспитание оказывает целостное и всестороннее воздействие на школьников, на их эмоциональную, интеллектуальную и физическую составляющие. Средний школьный возраст, а, по-другому, - возраст подростковый, - является периодом становления личности, активного освоения субъектом объективного, многообразного мира. Это возраст резких перепадов настроения, переживаний, возвышенных чувств и устремлений. В этом возрасте подростки стремятся к самопознанию, саморазвитию, самоутверждению. Именно на этом этапе закладываются основы мировоззрения, миропонимания, нравственные, трудовые, социальные установки личности, система ценностей, одним словом, формируется зрелая личность. Поэтому так важно для общества именно на этой ступени жизни в целом сформировать толерантного гражданина.

Осуществление социальной адаптации через культуру и искусство происходит ещё в раннем детстве, когда взрослый, находящийся рядом, поёт колыбельные песни, рассказывает сказки и произносит потешки. Ритм, мелодия, нежные прикосновения и тёплые интонации голоса дают ощущение покоя и защищённости - это первый шаг вхождения в удивительный и огромный мир.

Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании - это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.

Наше время - время перемен. Способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем - эти важные качества стали весьма актуальны в условиях современного мира. Именно дошкольное образование обеспечивает переход ребенка на следующую, школьную ступень образовательной системы. Требования, предъявляемые к современному уровню образования: развитие памяти, мышления, интеллекта, полноценное существование в современной информационно насыщенной среде определяют принципиально важное направление работы: обеспечение продуктивности образования.

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования является поиск путей и средств, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности ребенка и в основе своей предусматривающего личностно-ориентированную модель образования. Это предполагает сотрудничество и партнерство взрослых и детей, творческое отношение педагогов к работе, их потребность в постоянном саморазвитии.

Искусство существует тогда и только тогда, когда кроме творца-писателя, художника, музыканта, существует тот, кто воспринимает произведения искусства - читатель, зритель, слушатель. Поэтому, воспитать читателя, зрителя, слушателя, человека, способного воспринять духовный опыт человечества; раскрыть творческий и нравственный потенциал дошкольников - вот главная цель работы педагогов дошкольников.

Современные тенденции развития педагогической науки направлены на гуманизацию образования, поиск путей «вхождения» в личностно-ориентированное образование, что предполагает поиск таких моделей обучения, которые бы обеспечивали целостное развитие и саморазвитие личности. Стратегия образования указывает на создание в сознании детей целостного представления о мире, осознающего свое место в этом мире и осваивающего целостную картину мира. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Искусство выступает универсальным средством воспитания чувств, несет духовные ценности, представленные в художественных символах и ярких эмоциональных образах. Оно как образная модель жизнедеятельности, дает возможность ребенку осваивать окружающий мир во всем его многообразии.

Эстетическая наука определяет искусство как художественное освоение мира, однако тут она сталкивается с трудностью: художественное освоение мира выступает в крайне разнообразных формах. Одни художественные творения являются словесными, другие - бессловесными, одни звучащими, другие - безмолвными, одни телесными, другие - бесплотными; одни произведения искусства обращаются к нашему зрению, другие - к слуху, третьи - к зрению и слуху одновременно. Многообразие и целостность мира наиболее полно представлены в различных видах искусств.

Синтез искусств в эстетическом развитии дошкольников возможен потому, что отдельные виды искусства, например живопись, музыка и литература, отражают, изображают один и тот же объект окружающей действительности, но с различных точек зрения, различными, присущими только конкретному виду искусства средствами выразительности, которые интегрируясь, создают целостные образы в представлении детей. Именно такие цели и ставит современное дошкольное образование перед педагогами - создание целостного образа мира у ребенка. Кроме того, интеграция видов искусства выступает средством эстетического развития детей дошкольного возраста. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо ребенку для успешного осуществления эстетического восприятия, эмоционально-положительного отношения к деятельности, воображения, образного мышления.

Синтез - это погружение в искусство, в его различные виды.

Задачи педагога: дать ценности, создать условия восприятия ценностей и дать им прорости в душе ребенка.

Цели педагога: поддерживать собственную творческую деятельность ребенка, формировать творческие способности в обучении и через обучение.

Предлагаемые в программе произведения литературного искусства не ограничиваются задачей дать только знания о тех предметах, событиях, персонажах, которые отражены в произведениях. И живописные, и скульптурные произведения предлагаются как вариант образного понимания художественного слова на уровне ассоциативных связей. Это будит творческую фантазию ребенка, стимулирует его образное мышление.

Объединение театра и театрализованной деятельности способствует формированию у детей устойчивого интереса к этому виду искусства, разнообразным формам сценических действий, а также представлений об особенностях различных видов театра. Для этого важно развивать исполнительские умения дошкольников, учить их через интонацию, мимику, движения и жесты передавать состояние художественных образов. Чтобы заинтересовать детей театром, можно приобщать их к изготовлению атрибутов, декораций, костюмов для игр-драматизаций, а также стимулировать активность, содействующую организации самостоятельной театрализованной деятельности

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру .

В процессе модернизации системы образования принципиальное значение отводится использованию в практической деятельности ДОУ различных эффективных технологий, позволяющих педагогам улучшить качество и содержание образования дошкольников. В связи с этим я ищу новые формы образовательного процесса, изменяя, таким образом, его содержание.

Одно из ведущих мест в содержании воспитательно-образовательного процесса детского сада занимает эстетическое воспитание дошкольников. Основной задачей эстетического развития личности ребенка в учреждении является ознакомление с искусством, обогащение духовного мира детей и развитие их творческих способностей в продуктивной деятельности.

Получая знания об искусстве, дети знакомятся с различными видами искусства: литературой, музыкой, живописью и различными видами театра. Благодаря этому не только осуществляется задача по обогащению духовного мира детей, но и жизнь их в детском саду наполняется яркими, необычными, интересными делами, играми, занятиями.

Процесс внедрения в практику литературного воспитания ознакомления детей с искусством состоял несколько этапов, а сама работа с дошкольниками по данному направлению следует строить следующим образом.

Знакомство с жанровым многообразием искусства.

Формирование навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности (основы восприятия настроения произведений искусства, основы восприятия ритма произведений искусства, основы композиционного строения в произведениях искусства).

По данной технологии занятия проводятся 1-2 раза в месяц, а также целесообразно работать с родителями, педагогами, привлекать их к совместной деятельности.

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Некоторые из них впоследствии становятся началом тематических дней в детском саду.

Главное слагаемое для успеха занятий - вопросы к детям. При помощи этих вопросов мы подводим ребенка к какому - либо выводу.

Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству.

Занятия могут:

Носить сезонный характер: «Весна-Красна», «Наступили холода», «Краски осени» и др.

Знакомить детей с чем-либо: «В пещере горного короля» (драгоценные камни, украшения);

Знакомить детей с чьим- либо творчеством: «Вечер Чуковского».

К программным музыкальным произведениям подбираются поэтические строки, наиболее доступные детям, демонстрационный материал по изобразительному искусству (красочные репродукции и фотографии природы из журналов, или изображения, нарисованные педагогом, родителями детьми).

Методика работы с дошкольниками основывается на их удивлении, потрясении, любовании, эстетическом наслаждении. Большое внимание уделяется эмоционально-образному восприятию красоты окружающего мира, когда на его основе ребенок воплощает свои представления в продуктивных видах деятельности.

Примерная схема проведения занятия.

Вводная. Психогимнастическое упражнение для настройки на рабочий лад. Создание установки на предстоящую деятельность: заинтересовать детей, прием «путешествие» - «Мы отправляемся в гости…», который поможет создать творческую атмосферу.

Основная. Сюжетная часть со слушанием музыки, стихов, сказок, просмотром картин. В занятие часто вводится сюрпризный момент-«Волшебная шкатулка», приглашение «сказочного гостя»…

Решение проблемных ситуаций, вопросы к детям, творческие задания.

Заключительная. Сбалансировать эмоциональное состояние, используя для этого различные упражнения.

  • 1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. СПб.: издательство Буковского, 2011. 60 с.
  • 2. Брыкина Е.К. Творчество детей в работе с различными материалами: Кн. Для педагогов дошк. Учреждений, учителей нач. кл., родителей / под науч. ред. Комаровой Т.С. М.: Пед. Общество России, 2012. 147с.
  • 3. Венок фантазий: развитие художественно-творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности и ознакомления с искусством: пособие для педагогов / сост. Кривоногова Л.Д. 2-е изд. Мозырь: Белый ветер, 2006. 46 с.
  • 4. Виленчик С.И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей // Дошкольное воспитание. 2005. №4. С. 41-43.
  • 5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991. 276 с.
  • 6. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
  • 7. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
  • 8. Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.
  • 9. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М.: Сфера, 2010. 188 с.
  • 10. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. 255 с.
  • 11. Карпенко Л.А. Словарь: психология. М., 1990.
  • 12. Комарова Т., Савенко А. Коллективное творчество детей. М., 2008. 90 с.
  • 13. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. «Красота. Радость. Творчество»: Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. М.: Педагогическое общество России, 2009. 128 с.
  • 14. Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 6 - 7 лет. М., 2009. 86 с.
  • 15. Котляр В. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев, 1986. 112 с.
  • 16. Левин В.А. Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009. 56 с.
  • 17. Лилов А. Природа художественного творчества. М., 2003. 184 с.
  • 18. Лук А.Н. Психология творчества. Наука, 1978. 125 с.
  • 19. Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. М., 2010. 144 с.
  • 20. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Ступени творчества. М., 1987. 194 с.
  • 21. Мурашковская И.Н. Когда я стану волшебником. Рига: Эксперимент, 1994. 62 с.
  • 22. Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. М., 2011. 187 с.
  • 23. Полуянов Д. Воображение и способности. М.:3нание, 1985. 50 с.
  • 24. Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников // Воспитатель ДОУ. 2009. №1. С. 90-93.
  • 25. Саккулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2007. 202 с.
  • 26. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2005. 210 с.
  • 27. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. М., 2010. 172 с.
  • 28. Шустерман М.Н., Шустерман З.Г., Вдовина В.В. «Поваренная» книга воспитателя. Норильск, 1994. 50 с.
  • 29. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., 2010. 132 с.

Приложение 1

Конспекты занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе

Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе, тема «Весенние мелодии»

Обучающие задачи:

Учить детей изображать картину ранней весны; использовать в рисунке разные художественные материалы. Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

Развивающие задачи:

Развивать умение пользоваться палитрой для приготовления нужного оттенка цвета, пробы краски; разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов.

Воспитывающие задачи:

Развивать у детей эстетическое восприятие весенней природы. Воспитывать любовь к родному краю.

Методические приёмы:

Рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы, вопросы поискового характера, музыкальное сопровождение, метод «Каталога» с использованием таблицы.

Предварительная работа:

Наблюдение на прогулке за весенними проявлениями в природе, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами, составление рассказов по ним, чтение и разучивание стихов.

Материалы:

Репродукции картин о весне, альбомный лист, акварельные краски, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, палитра, соль, манная крупа, кисти, стаканчики с водой, салфетки, пробники.

Дифференцированный подход:

Детям более сильной подгруппы предложить использовать при рисовании 2-3 художественных материала.

Ход занятия:

Воспитатель:

Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна и вся живёт ожиданием тепла, солнца. Как вы думаете, когда это бывает?

Дети:

Это бывает весной.

Воспитатель:

Действительно, весной. Какое ласковое и нежное слово - весна! И нет уже сна. Что-то радостное, беспокойное звучит в этом имени. Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники - свои картины. Сейчас я прочитаю стихи о весне, а вы закройте глаза и представьте то, о чём я буду читать…

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы;

Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд.

(Ф. Тютчев)

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года.

(А. Пушкин)

Воспитатель:

Вы увидели весну? Какое настроение передали поэты?

Дети:

Поэты передали радостное, весёлое настроение.

Воспитатель:

Мы с вами много читали стихов о весне, и все они радостные. Как вы думаете, почему?

Дети:

Заканчивается зима, уходят холода и морозы. Наступает весна. Ярче светит солнце. Появляются проталинки, первые подснежники. Птицы возвращаются с юга и поют свои весёлые песни.

Воспитатель:

Вспомните, как русские поэты называют весну?

Дети:

Русские поэты называют весну красавицей, румяной, молодой, прекрасное дитя.

Воспитатель:

Весна приходит со своей палитрой красок. Какие же цвета на ней?

Воспитатель привлекает внимание детей к выставке репродукций картин о весне, даёт возможность рассмотреть их.

Дети:

Ранней весной - чистое голубое небо, на проталинках - серая или чёрная земля, зеленеющая травка; подтаявший снег, синие ручьи. На этом фоне своей белизной выделяются стройные берёзы, от которых падают синие тени, так как ярко светит солнце.

Физкультминутка «Станем мы деревьями»

Станем мы деревьями

(шагают на месте)

Сильными, большими.

Ноги - это корни,

(ноги на ширине плеч, руки на поясе)

Их расставим шире,

Чтоб держали дерево,

(кулак на кулак)

Падать не давали,

Из глубин подземных

(наклонились, ладони чашечкой)

Воду доставали,

Наше тело - прочный ствол.

(разогнуться, ладонями по телу сверху вниз)

Он чуть-чуть качается.

И своей верхушкой

(руки шалашиком)

В небо упирается.

Наши руки - ветви,

(раскрыть ладони, развести пальцы)

Крону образуют.

(смыкают пальцы)

Вместе им не страшно,

(качают головой)

Если ветры дуют.

(качают руками над головой)

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам нарисовать свою картину весны. Подумайте, какой сюжет вы хотите нарисовать, чем вы будете рисовать.

Детям предлагается бумага разного формата, акварель, восковые мелки, цветные карандаши, фломастеры, соль и манная крупа.

Звучит музыка. Дети приступают к рисованию, воспитатель напоминает, что рисунок нужно располагать на всём листе бумаги. Уточнить правила смешивания красок, особенности использования восковых мелков.

В конце занятия организуется выставка работ. Детям предлагается рассказать о своём рисунке, используя схему.

Ярче солнце светит

В воздухе тепло.

И куда не глянешь,

Всё кругом светло.

Снова нет ручьям покоя -

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Льёт лучи на снег и луг

И на все цветы вокруг.

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Зима недаром злится,

Прошла её пора -

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе, тема: «Осенние зарисовки»

Задачи:

Учить проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке.

Развивать умение изображать осеннюю природу с помощью угля, используя прорисовку и растушёвку.

Закреплять навык изображения деревьев, кустов.

Формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно.

Воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени.

Материал:

Картины, уголь, салфетки, тонированные альбомные листы, дыхательные упражнения, релаксационный настрой, игровые упражнения для профилактики перенапряжения и заболеваний, психогимнастика, аромотерапия.

Ход занятия:

1 часть

Дети приглашаются на выставку картин и проходят под музыку на ковёр.

Воспитатель:

Ребята, полюбуйтесь, мы попали на выставку поздней осени. Назовите пословицы об осени.

Осень идёт и дождь за собой ведёт.

Осень - перемен восемь.

Осенний дождь мелко сеется да долго тянется.

Осень всех наградила и всё загубила.

Давайте рассмотрим, как художники в своих картинах оживили эти пословицы с помощью красок и воображения. Подойдём к первой картине.

Какое время года на ней изображено? Почему?

Посмотрите внимательно, какой месяц осени нарисовал художник? Почему?

Как еще называют месяц ноябрь? (ноябрь-предзимник) А почему?

Какие пословицы вы помните про ноябрь?

Ноябрь - ворота зимы.

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрьские ночи до снега темны.

Разойдитесь и закройте глаза. Покружитесь, покружитесь, на картине появились. Откройте глаза.

Гляньте под ноги, что там? Под ногами осенняя слякоть.

Как выглядит земля, (рыхлой, сырой, серой, тёмной) дорога (неровная, бугристая, в ямах)?

Запачкали ноги, потопаем, почистим.

Гимнастика для ног

Вам не кажется, что- то капает на нас. Взгляните на небо. Чем особенно осеннее небо? Какое у него настроение? Покажите мимикой.

Посмотрите вдаль. Какого цвета ноябрьская природа? Какого размера деревья у горизонта? Изобразите, какие они? (опуститесь)

А которые близко к нам, какого размера? Покажите. (потянитесь)

Сможете достать до веток? Почему? Сколько их?

Ой, холодно, все съёжились. Подул осенний ветерок и нас на картину другую унёс. Здесь ветер перестал? Можно расслабиться.

Психогимнастика «Холодно-тепло»

Как мы догадались, что ветра нет. (по деревьям и кустам)

Но, вдруг, он снова подул и превратил нас в кусты, деревья. (музыка) Деревья закачались, ветки стали наклоняться, раскачиваться и даже некоторые чуть не сломались от силы ветра (выполнение детьми). Как он шумит в ветвях?

Ш-ш-ш-.(психогимнастика и звуковая гимнастика). Ветер стих и замер лес.

А, ребятки, медленно наклонились, выдохнули, медленно распрямились, прогнулись назад, вдохнули и в группе очутились. (дыхательное упражнение)

На этом выставка заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. Может нам что- нибудь придумать. Давайте нарисуем свои картины поздней осени и погуляем по ним. Согласны. Тогда присаживайтесь. Какой цвет поздней осени мы используем в своих картинах?

Чем можно нарисовать позднюю осень? (угольки закрыты салфеткой)

Воспитатель:

Я предлагаю изобразить конец осени углём. Как правильно держать уголёк? Помните?

Уголь поможет нам получить чёрный цвет, если нажимать сильнее, и серый, если нажимать слабее. Нарисуем воображаемую берёзку. (формообразующие движения)

А как получить много серого цвета, например, для серой слякоти? Для чего нам салфетка? (Воспитатель показывает детям основные приёмы работы с углём)

2 часть

А теперь садитесь красиво изобразите хоть и грустную, но по-своему чудесную осень в ноябре. Используется подсказ, вопросы, пояснения, указания, музыка.

3 часть

Выносим и выставляем свои картины. Полюбуемся ноябрьской природой. Чего больше всего на ноябрьских картинах? (простора, свежего воздуха) Вдохнём же глубоко этот воздух, понюхаем, чем он может пахнуть поздней осенью (аромотерапия). Что вы чувствуете? (запах ветра, сырости, свежести, прелой травы, листвы). Этот прохладный воздух несёт нам ветерок, у кого-то сильный, у кого-то слабый. Как он раздувает волосы?

Путешествие по картинам продолжите сами, а мы сейчас все вместе прогуляемся и понаблюдаем, полюбуемся живыми картинами поздней осени.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей 6-7 лет «У лукоморья дуб зелёный»

Программное содержание:

Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (скатывание бумаги, пластилинография, сыпучий материал, тычкование, оттиск мятой бумагой, засушенные растения). Развивать чувство композиции, фантазию и творчество. Учить создавать сказочный, выразительный образ. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Материалы и оборудование:

Картина «Дубы» И. И. Шишкина, для работы детей: (на выбор) картон А 4, клей ПВА, салфетки зелёного цвета, гуашь, пластилин, сухой чай, бумага, сухие листья, засушенные листья дуба, кисти, вода.

Предварительная работа:

Знакомство с разными породами деревьев, наблюдение на прогулке, экскурсия в парк, рассматривание иллюстраций, дидактическая игра «Узнай, с какого дерева лист», работа нетрадиционным материалом.

Ход занятия:

Педагог:

Друзья мои, сегодня я вас приглашаю в удивительное сказочное путешествие. А главным героем нашей сказки будет … отгадайте загадку:

Тёмной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной,

А на кончиках ветвей

Зреет много желудей. (Дуб)

Вопросы детям:

Расскажите, какое это дерево?

Можем ли мы его отличить от других деревьев?

Какие у него листья?

Есть ли у него плоды?

Какого сказочного героя напоминает нам дуб? (богатыря)

А богатырь, он какой? (сильный, стойкий, мощный).

Знаете ли вы поговорки о дубе? (крепкий как дуб, мудрый как старый дуб).

Как называется лес, где растут дубы? (дубрава, дубовая роща).

Посмотрите, как изобразил дубы художник И. И. Шишкин в своей картине.


Что вы видите? (рассказ детей)

Педагог:

Несокрушимые дубы - великаны, озарённые солнцем, вздымаются к лазурному небу. Листва зелёная и трава под дубами тоже зелёная. А через ветки дубов видно голубое чистое небо. Картина солнечная, светлая, яркая.

Дуб это могучее дерево с высоким кряжистым стволом серовато-коричневого цвета. Толстые, узловатые резко изгибающиеся ветки отходят от ствола почти под прямым углом, на концах разветвляются на множество коротких тонких веточек, густо опушенными изрезанными листьями красивой формы, создающими пышную, раскидистую крону. Дуб напоминает богатыря - твёрдого, сильного, стойкого, мощного.

Пальчиковая и звуковая гимнастика «В лесу»

Покажите как много в лесу деревьев (дети показывают кисти рук ладошками к себе). Налетел лёгкий ветерок и веточки закачались (дети перебирают пальцами). А сейчас ветер сильный (дети сильнее перебирают пальцами), и опять лёгкий ветерок. Налетели комарики (Дети прячут язычок за нижние зубы и произносят звук З - З - З - З). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук. Прилетели жуки (Дети прячут язык чашечкой за верхние зубы и произносят звук Ж - Ж - Ж - Ж). По хлопку ладошек дети прекращают произносить звук.

Повторить 2-3 раза.

Педагог:

Дубы - богатыри часто встречаются в сказках. Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том,

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом:

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Как вы представляете учёного кота? Какой он? (важный, умный, мудрый, хитрый, лукавый).

Предлагаю вам создать образ сказочного дуба и по желанию учёного кота. А чтобы ваша работа была сказочной, я вам приготовила необычный материал. Вы уже работали с этими предметами и знаете с чего начинать и как создать интересный образ. Используйте любые материалы. Приступайте к работе.

Дети выбирают нетрадиционные материал для работы, садятся за столы. (Примеры изображения дуба: ствол - сухой чай, пластилин, гуашь; крона - зелёные салфетки, сухие перетёртые листья, засушенные листья дуба, пластилин).

Итог занятия:

Занятие заканчивается анализом и любованием детских работ, в процессе которого подчёркиваются оригинальность и проявленное творчество.

Приложение 2

Дидактические игры и упражнения, используемые в работе с детьми для развития их творческих способностей

«Какая! Какое! Какой!»

Дети встают в круг, передают из рук в руки какой-либо природный объект. Познакомившись с ним, ребенок должен выразить свои ощущения в слове. Передвигаясь по кругу, природный объект постепенно раскрывает перед нами свои новые грани. Например, желудь - овальный, гладкий, твердый и т. д.

«На что похоже».

Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Например, колосок - на дерево, перышки птички, метелочку, косичку, хвост и т. д.

«Собери узор».

Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных кругах или полосках узор из плоских природных форм - семян тыквы, арбуза, дыни и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных материалов.

«Превращалочка».

Воспитатель предлагает детям, используя различные природные материалы, выложить на листе бумаги любой, знакомый образ, а затем из тех же деталей создать совсем другое изображение.

«Камушки на берегу».

Цель: научить детей создавать новые образцы на основе восприятия схематических изображений.

Материал: большая картинка, на которой изображены морской берег, несколько камушков (5 - 7) разной формы (каждый камень имеет сходство с каким-нибудь предметом, животным или человеком).

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит: « По этому берегу прошел волшебник и все на своем пути превратил в камушки. Вы должны угадать, что было на берегу и придумать историю про каждый камушек. Что это такое? Как он оказался на берегу? И т. д.»

«Веселый гном».

Цель: научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.

Материал: картинка на которой изображен гном с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.

Ход игры: взрослый показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать сами. Придумайте историю про один из подарков и про ребенка, который его получил.

«На что это похоже».

Цель: научить детей в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал: набор из 10 карточек; на каждой карточке нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как деталь или контурное изображение отдельного предмета.

Ход игры: взрослый показывает картинку из набора и спрашивает на что это похоже. Важно поддерживать инициативу детей, подчеркивать, что каждый ребенок должен дать свой оригинальный ответ.

«Чудесный лес».

Цель: научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

Материал: одинаковые листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения. Наборы цветных карандашей.

Ход игры: взрослый раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес, полный чудес, а затем рассказать про него историю.

«Перевертыши».

Цель: учить детей создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

Материал: Карандаши, наборы из 8 - 16 карточек. Каждое изображение расположено таким образом, чтобы осталось свободное место для дорисовывания картинки.

Ход игры: взрослый предлагает детям пририсовать к фигурке все, что угодно, но так, чтобы получилась картинка. Затем надо взять еще одну карточку с такой же фигуркой, положить ее вверх ногами или боком и превратить фигурку в другую картинку. Когда дети выполнят задание - взять карточки с другой фигуркой.

светлана Еремеева
Роль художественной литературы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Всем известно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка .

При чтении художественной литературы ребёнок видит перед собой определённую картинку, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события.

Чем сильнее переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Художественная литература формирует у детей положительные и отрицательные эмоции и на основе этого возникающие образы у детей имеют соответствующий колорит, способы изображения .

Выразить свои эмоции, отношение к художественным произведениям дети могут через продуктивную деятельность : рисование, лепка, аппликация, конструирование. Она может быть организована как на занятиях, так и в совместной деятельности взрослых с детьми. Получая впечатления в процессе чтения книг, рассматривая иллюстрации, дети учатся понимать характер персонажей, выделяют особенности образа героев. Свои впечатления дети передают в рисунках, поделках.

Особенно детям нравится изображать героев таких произведений, в которых образ четко представлен и связан с детскими понятиями о недостатках человека. Это очень ярко наблюдается в передаче образов героев поэтических сказок Чуковского.

Так, при изображении героев сказки «Тараканище» , мальчик передал тревогу, опасность в своём рисунке, поэтому он получился таким неярким, даже мрачным, небрежным. Но в то же время на его рисунке есть пальма, которая получилась аккуратной, с тщательно прорисованным стволом, листьями.

Взглянув на его рисунок,можно подумать, что пальму он не сам нарисовал, а кто-то помог. Потому что обычно он всегда жалуется, что у него ничего не получается, прекращает рисовать, злится. Это свидетельствует о том , что ребёнок нашёл способ передать позитивный настрой, показал, что всё будет хорошо в конце сказки.

Следующий рисунок, на котором девочка изобразила Муху-Цокотуху в нарядном платье, в шляпке, придумала узор на платье, подобрала яркие, жизнерадостные краски, здесь сам рисунок вызывает положительные эмоции.

Детям очень понравилось изображать героев сказок Чуковского, а так же русских народных сказок, других произведений. Это ещё раз подтверждает, что дети изображают то, что на них произвело сильное впечатление во время чтения художественных произведений .

В совместной деятельности с детьми старшей группы дети получили задание «Сказки ходят в гости друг к другу» . Дети изображали в одном рисунке героев разных сказок и придумывали разные ситуации, например, Колобок встретил на дорожке Кота в сапогах, или Красная Шапочка пошла в лес и встретила Бабу Ягу.

Мы с детьми рисуем цветными карандашами, иногда используем фломастеры, восковые карандаши, краски. Этими материалами детям легче передать образы героев, их характер, настроение, выделить мелкие детали, которые могут быть очень важными.

Для того, чтобы работы были интереснее, выразительнее, предлагаю использовать и нетрадиционный художественный материал : печати, трафареты, коктейльные трубочки, засушенные листья, семена, соль, манка, их сейчас огромное количество, можно так же включать элементы аппликации из бумаги, ткани, ниток

Творчество детей проявляется так же в лепке из пластилина и солёного теста, с использованием бросового материала, в конструировании из бумаги, например, «оригами» . Дети по сказкам, и народным, и авторским, создают образы героев произведений. Готовые персонажи используются в играх-драматизациях, в ходе которых можно изменить окончание сказки, или добавить персонажей из других сказок и развить новый сюжет .

Художественные произведения представляют много поводов для интересной продуктивной деятельности.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (из опыта.

Родительское собрание «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Групповое родительское собрание на тему «Роль художественной литературы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста» Цель: Повысить.

Родительское собрание в средней группе «Роль художественной литературы в жизни и развитии детей дошкольного возраста» Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания дошкольников, вовлечь родителей в решение.

Роль детской художественной литературы в процессе приобщения детей дошкольного возраста к основам общечеловеческой культуры Автор Ланге Татьяна Владимировна Слова «Культура – это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым», именно сегодня.

Роль детской художественной литературы в творческом развитии личности ребёнка дошкольного возраста Уважаемые коллеги! Все мы выбрали педагогическую профессию, независимо от того, работаем мы в детском саду или воспитываем своего малыша.

Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто