Ребенок переученный левша что делать. Какие же особенности им характерны? Последствиями подобного переучивания могут быть

Жаропонижающие средства для детей назначаются педиатром. Но бывают ситуации неотложной помощи при лихорадке, когда ребенку нужно дать лекарство немедленно. Тогда родители берут на себя ответственность и применяют жаропонижающие препараты. Что разрешено давать детям грудного возраста? Чем можно сбить температуру у детей постарше? Какие лекарства самые безопасные?

Меня всегда удивляло желание людей соответствовать каким-то стандартам, кем-то придуманным эталонам и при этом стараться «вылепить» из своего ребенка идеального, которого требует общество. Причем уже спустя четверть века пережитки «Совка» нет-нет, да проглядываются в обществе. Страны то нет давно, а устои остались в тех, кто в ней жил и рос когда-то.

Много чего хорошего там было, но и много странного. К примеру, левшевство считалось патологией, непоправимым нарушением, которое требовало искоренения, переучивания, и не дай боже, чтобы кто-то брал ручку левой рукой, тут же следовал шлепок линейкой и двойка.

Выросшие в такой среде дети, а сейчас уже взрослые, родители, замечая такую особенность у своего чада, пугаются не на шутку, мол, ребенок левша, нужно ли переучивать и вообще караул! Такое отношение к ведущей руке у человека, отличной от правой, по крайней мере сейчас, мягко говоря, удивляет. Травля какая-то, дискриминация. И пусть в средние века левшей считали посланниками Дьявола, но сейчас 21 век на дворе, между прочим! Критиковать левшу за то, что он предпочитает пользоваться иной рукой, все равно, что травить человека за то, что у него карие глаза или, например, веснушки… Давайте разберем тему левшества в общем и поговорим о поведении родителей, если ребенок левша.

Ситуация раньше

Чтобы иметь представление о том, почему некоторые сейчас особенно беспокоятся на этот счет, следует вкратце привести некоторые исторические справки. Так, для полноты картины.

Праворукий мир никогда не принимал других людей, отличных от них, до недавних пор. Левшей считали приспешниками нечистой силы, изолировали от общества, подвергали даже телесным наказаниям, на Руси у них не было права голоса. В исламе, например, левая рука считается «грязной».

Тотальная дисциплина в советские времена, обязательное соответствие общепринятым нормам, строгие требования к чистописанию допускали так называемое переучивание левшей, т.е. всеми возможными способами запрещали использовать удобную руку и заставляли писать, манипулировать и везде применять именно правую. Методы использовались всякие, даже физическое наказание или механическое предотвращение использования левой руки путем привязывания последней к телу ребенка (кошмар!).

В конечном итоге благодаря многочисленным исследованиям, в частности, немалый вклад внес советский ученый А. Чуприков, в 1985 году был внесен законопроект о прекращении преследований левшества и защите леворукого письма.

Физиология леворуких

Способность писать левой рукой обуславливается доминированием правого полушария мозга. Как известно, каждое из двух полушарий отвечает за определенные способности и качества человека, а механизм работы носит перекрестный характер.

Так, левое полушарие контролирует правую половину тела и отвечает за логику, способность производить расчеты, речь .

Правое же ответственно за абстрактное и образное мышление, творческую составляющую и умение быстро найти выход из критической ситуации .

Про таких еще говорят: «нестандартно мыслит». Это можно объяснить, почему среди левшей очень много талантливых, гениальных, одаренных и неординарных личностей.

{reklama2}

Так почему ребенок левша? В подавляющем большинстве случаев это объясняется тем, что у него более активно правое полушарие мозга, соответственно левая половина тела, в том числе и рука, является преобладающей, ведущей. Ему удобно прыгать на левой ноге, отталкиваться от нее при старте, пинать мяч, есть, писать и брать предметы левой рукой, смотреть в подзорную трубу левым глазом и прислушиваться к шороху левым ухом.

Но ученые выделяют несколько разновидностей левшества и леворукости. Среди них:

Генетическое

Особенность передается из поколения в поколение. Наиболее высока вероятность рождения ребенка-левши у леворуких родителей. Если только мама или только папа предпочитают левую руку, то шанс снижается до 12 %;

Компенсаторное

Леворукость (именно леворукость) развивается в утробе или же при рождении вследствие травм конечностей, повреждения или изменений в левом полушарии мозга. Родовая травма, болезни матери при беременности, повышенный уровень тестостерона и прочие изменения приводят к образованию леворукости. Банальный перелом правой руки вынуждает использовать оставшуюся руку в качестве основной. Так, примерно за полгода человек способен полностью овладеть письмом и манипуляциями другой конечностью;

Ложное

Такое явление малораспространенное и носит временный характер. Проявляется в виде временном использовании левой руки у детей-правшей, которые подражают взрослым или просто экспериментируют с возможностями своего тела.

В ходе исследования леворукости выявлено много чего интересного. Например, было установлено, чем старше возраст родителей, тем выше вероятность рождения у них ребенка-левши. Статистика твердит следующее: у родителей возрастом за 30 шанс рождения левши на четверть выше, чем у молодых мам и пап до 25 лет от роду. А у беременной старше 45 лет есть почти 100 % вероятность, что малыш будет использовать именно левую ручку как ведущую.

Хоть точное возникновение левшества не изучено в полной мере, хорошим аргументом в пользу того, что это именно врожденный фактор, обусловленный генетически, является преобладание левшей среди однояйцевых близнецов, детей с хромосомным нарушениями (синдром Дауна и т.д.), аутизмом.

Особенности развития

Итак, ваш ребенок левша, особенности развития такого малыша мало чем отличаются от развития детей-сверстников. Но все же могут быть некоторые последствия преобладания правого полушария (как мы помним, оно у нас «творческое»). Последствия эти никаким образом не носят негативный характер, просто стоит их учитывать.

Такие ребятишки часто имеют явные творческие наклонности. Они более ранимы, мечтательны, забывчивы, обидчивы, изобретательны и креативны. В раннем возрасте они могут показывать свою одаренность и делать что-то лучше и раньше своих сверстников, например, читать или считать до 100.

Бытует мнение, что у таких детей могут возникнуть проблемы с запоминанием информации (запомнить буквы алфавита или стих им сложнее). Конечно, не все левши плохо учат стихи и получают двойки по литературе, но такая тенденция есть. Занимаясь с ребенком, важно предоставлять ему информацию в образах, он так лучше запомнит. Заучивая алфавит, родителям советуют показывать ребенку, на что похожи буквы, а разучивая стих можно рисовать картинку разворачивающихся там действий.

Кто-то поговаривает, что и с точными науками у них «туган». Детям сложно считать в уме, решать арифметические задачи, чертить. Такие особенности встречаются часто, но, опять же, не в 100 % случаев. Юного всемирно признанного гения Альберта Энштейна (а он тоже левша) хотели отчислить из школы за неуспеваемость по физике и другим точным предметам. К слову, он так и не получил аттестат зрелости.

В любом случае, не стоит делать из этого трагедию, поскольку ее просто нет. При домашнем обучении или при освоении школьной программы желательно делать упор на гуманитарную и творческую составляющую. Поощряйте то, что ваш ребенок делает особенно хорошо.

Первые признаки преобладания той или иной руки

Замечая признаки преобладания другой ручки у малыша, родители, возможно, захотят узнать, как определить левша или правша ребенок. Это сделать не трудно, ведь достаточно просто понаблюдать за своим ребенком или попросить сделать какие-то простые движения, например, прыгнуть на одной ноге, дать пожать руку или попросить нарисовать цветок на бумаге.

К слову, хоть многие дети и рождаются с доминированием левой половины тела, проявляется это далеко не сразу. Многие дошколята одинаково хорошо управляются обеими ручками. Таких всеумельцев называют амбидекстрами или обеерукими. Это обусловлено тем, что полушария мозга развиваются неравномерно, одно позже, другое раньше. Поощрять обеерукость полезно, но если сам малыш не противится этому. Истинное левшество можно заметить ближе к 4-5 годам, когда ребенок не только рисует левой рукой, но и использует ее как основную в манипуляциях.

Если обращаться к статистике, то левшей на свете около 8-15 %, т.е. примерно каждый седьмой из нас. Немало, согласитесь. А вот амбидекстры – настоящая редкость – 2 % населения земного шара.

Надо ли переучивать?

Хотелось бы, что дойдя до этой главы, вы бы сами ответили на этот вопрос. Устои прошлых лет требовали каких-то одинаковых качеств, стандартизации и следования общепринятым правилам. Всех «чесали под одну гребенку», чуть выделяешься из толпы, то тут же клеймят «белой вороной», травят, угнетают твои особенности. Это порождает миллион комплексов, неуверенность в себе, ненависть к людям и к своему телу. Это стресс, хронический и тяжелый. Говоря ребенку, что пользоваться левой рукой плохо и неправильно, вы самостоятельно взращиваете комплексы, проблемы с самооценкой, неврологические и психические проблемы.

В современном мире все проще, слава богу. Индивидуальность, непохожесть на серую массу однотипных людишек, наличие пусть маленькой, но особенности, поощряется и оборачивается из недостатка в достоинство. Зачем лишать своего чада уникальности? Хотя, лично мне, к примеру, леворукость не кажется чем-то из ряда вон выходящим, требующим коррекции или какого-либо вмешательства. Это действительно, как цвет волос, как веснушки, как тонкие «музыкальные» пальчики на руках. Это просто особенность тела, это ни порок, ни патология, ни недостаток. ЭТО НОРМАЛЬНО.

Но, никакие аргументы не действуют на любителей «старой школы» и следования стандартам. В их жизни все должно быть «как у людей», и, встречаясь с левшеством у своего ребенка, они по привычке или, может, в силу авторитарного воспитания, или под давлением старших родственников, или еще черт знает почему, стараются переучить ребенка работать только правой рукой. Бывает, что родители вовсе не против такой особенности, но педагоги в школе, воспитатели в садике думают иначе.

Так вот переучивать ребенка не только бессмысленно, но и чревато. Нет, можно впоследствии переучить ребенка писать только правой рукой. Но он писать будет правой, а делать все равно по-своему. Или станет правшой, но какой ценой! Научно доказано, что насильное переучивание крайне негативно сказывается на детской психике и является прямым следствием появления:

✓ нервного тика;

✓ заикания;

✓ дислексии;

✓ ночных недержаний (энурез);

✓ проблем с ориентацией во времени и пространстве;

✓ трудностей в учебе;

✓ раздражительности и упрямости;

✓ психосоматических заболеваний и т.д.

А теперь представьте, что всего этого можно избежать, просто отпустив какие-то свои представления об «идеальном ребенке» и о том, что «так правильно, а так не правильно». Зачем калечить психику малышу по причине своих убеждений? Он сам без вас разберется.

Воспитание левшей практически ничем не отличается от деток-правшей. Они одинаковы практически во всем, за исключением преобладания разных половин тела. И то, и другое – варианты нормы. Но все же некоторые рекомендации стоит дать:

✓ развивайте творческие особенности ребенка, поощряйте занятие, которые ему нравятся. Он обязательно в этом преуспеет;

не акцентируйте внимание на левшестве. Это не зачем, это порождает в голове малыша сомнения («со мной что-то не так», «я не такой, как все», «я неправильный»);

не ругайте ребенка и не старайтесь насильно заставить использовать неудобную для него руку. Детки волнуются и сильно устают от этого, могут жаловаться на усталость в правой ручке и рассеянность;

впрочем, вы можете попытаться стимулировать развитие правой руки и поощрять за желание манипулировать обеими конечностями. Это очень полезное и универсальное качество пригодится в жизни. Но никогда не заставляйте, если ребенок не хочет этого сам;

занимаясь дома, организуйте рабочее место правильно: свет должен быть справа от ребенка, стол ровный, стул со спинкой. Научите держать ручку, покажите, как правильно наклонить тетрадь;

предупредите педагогов об особенностях ребенка. Они грамотно организуют его рабочее пространство. Обязательно скажите, что вы категорически против порицания левшества;

научите малыша приспосабливаться в праворуком мире: купите ему ножницы, компьютерную мышку и другие предметы, ориентированные на левшей;

поддержите ребенка во всех начинаниях и примите его таким, какой он есть. Он уникальный и самый лучший для вас, пускай немного рассеянный и мечтательный, но это же здорово!

Заключение

Вообще тема левшества и леворукости очень интересная! Мы с вами смогли вкратце разобрать, почему ребенок левша, чем обусловлено преобладание другой половины тела, последствия насильного переучивания и каковы они – левши.

Относитесь к такой особенности своего ребенка, как к дару, таланту, норме, если хотите, но не как к недостатку или пороку ни в коем случае! Примите левшевство как данность, которую вы не можете изменить. Сейчас в праворуком мире для левшей создают все условия для максимального комфорта: дверные ручки, кнопки в лифте, клавиатуры и мыши, смартфоны, что угодно. Проблем с этим нет, не должно возникать и у вас, а тем более, у малыша.

Содержимое

Каждый человек индивидуален. Не существует таких критериев, которым все обязательно должны соответствовать. Если ребенок — левша, нужно ли его переучивать, пытаясь сделать похожим на всех?

Особенности ребенка-левши

Прежде, чем ответить на вопрос, переучивать ли ребенка, который является левшой, необходимо разобраться, откуда растет корень проблемы. Ни для кого не секрет, что человеческий мозг — Центр Управления нашим телом. Состоит он из двух полушарий, работает перекрестно, то есть, правое полушарие отвечает за работу левой половины тела, и, соответственно, наоборот, левое полушарие - за функционирование правой половины. В зависимости от того, насколько развито каждое из полушарий, мы можем по-разному воспринимать информацию.

Каждое из полушарий несет ответственность за определенные сферы жизнедеятельности. За левым полушарием закреплены речь и абстрактное мышление, за правым — образное мышление, способности в сфере музыкальных и творческих занятий. Доминирование правого или левого полушария определяет психологические особенности личности человека.

Дети, у которых ведущей является левая рука, отличаются эмоциональностью и художественной одаренностью. У них лучше получается лепка, рисование, отлично развиты музыкальные способности. Однако, они страдают некоторой задержкой речи и возникновением сложностей в произношении отдельных звуков.

Особенности, которыми обладает любой ребенок-левша:

  • Богатое воображение, склонность фантазировать;
  • высокая подвижность;
  • способность «схватывать» целостный образ;
  • успехи в геометрии;
  • прекрасная координация движений.

Ребенок с доминирующей левой рукой не без труда осваивает чтение и письмо. В обычной жизни таким детям не избежать ряда трудностей, ведь большинство предметов быта предусмотрено для правшей (дверные замки, музыкальные инструменты, отвертки и т.п.), а на это требуется дополнительная адаптация. Люди с активным левым полушарием способны мыслить логически, владеть аналитическими способностями, превосходно запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков.

Природа леворукости

Всех левшей условно можно разделить на 4 группы:

  1. Левши, получившие леворукость по наследству. Подобная особенность способна передаваться даже через поколения. Не исключено, что есть какой-то загадочный ген леворукости, который отвечает за подобное проявление.
  2. «Компенсаторные левши» - люди, ставшие левшой вследствие травмы. Научно подтверждено, что если у эмбриона происходит повреждение левого полушария мозга, то правое начнет развиваться интенсивнее, что влечет за собой леворукость.

Человек, получивший травму в совсем юном возрасте, когда владение правой рукой им не было еще освоено в полной мере, после выздоровления не сможет ею пользоваться. Пока правая рука находится в бездействии, ему поневоле приходится осваивать движения другой рукой, в результате чего он становится левшой.

  1. Подражательные левши — самая спорная группа. Это те дети, у которых родители левши. То есть, изначально ребенок мог родиться праворуким, но наблюдая за родителями-левшами, такие дети и сами в итоге становятся леворукими.

Спорной группа является потому, что леворукий ребенок, если его оба родителя правши, таковым все равно не становится.

Детей первой и второй группы переучивать из левшей в правшей запрещено.

Как распознать

В раннем детстве спешить делать выводы о том, что ваш ребенок левша не стоит. Многие малыши в возрасте 6-7 месяцев могут брать левой рукой игрушки, однако, это вовсе не означает, что они левши.

По мнению большинства ученых доминантность левой или правой руки формируется у детей не ранее, чем к 4 годам. Отметив у крохи 2-3,5 лет способность легко управляться и левой и правой рукой, говорит о том, что процесс формирования доминантности полушарий еще не завершен.

Уже к 5 годам родители обязаны твердо знать о том, какая рука у ребенка главенствует, ведь именно в этот период начинается активная подготовка к школе. Для этого пригодятся несколько несложных тестов:

  • Понаблюдайте, какой рукой ребенок держит ложку, берет предметы, рисует, пишет;
  • Попросите кроху сложить ручки на груди. Та, которая окажется сверху — будет ведущей;
  • Понаблюдайте за тем, какая ладонь находится сверху, когда малыш хлопает в ладоши.
  • Попросите кроху открыть и закрыть пару пузырьков с откручивающейся крышкой;
  • предложите протереть зеркало или стул тряпочкой;
  • играя в мяч попросите малыша поймать его одной рукой;

Встречаются дети, у которых в возрасте 3-5 лет обе руки доминируют в равной степени. В этом случае допускаются попытки ненавящего и осторожно склонить ребенка к праворуким действия. Однако, если он начинает этому сопротивляться, то следует попытки немедленно прекратить.

Нужно ли переучивать

Переучить ребенка, являющегося левшой, заставляя его работать не левой, а правой рукой, можно. Но нужно ли это делать? Сбой в работе полушарий никуда не денется. И каждый раз перекладывая карандаш или ложку из левой руки в правую, будет совершаться попытка перенести врожденные и уже устоявшиеся функции правого (в данном случае ведущего) полушария на левое. Таким образом жизнь ребенка-левши еще больше усложнится из-за путаницы в сознании.

Не нужно видеть в леворукости что-то особенное, необычное и плохое и стремиться любыми способами переучить ребенка-левшу. Постоянное напоминание о такой особенности, впрочем, как и попытка переучить, способны привести к заниженной самооценке у ребенка-левши.

Последствия переучивания

Любые попытки переучить ребенка-левшу способны привести к ряду нежелательных проблем:

  • заикание;
  • повышенная утомляемость;
  • некрасивый почерк;
  • нарушения сна;
  • низкая самооценка;
  • отставание от сверстников в плане выполнения заданий;
  • страх перед неудачами;
  • отсутствие желания учиться.

Что делать, если ребенок — левша

Маленький ребенок, являющийся левшой, с трудом ориентируются в пространстве. Такие детки постоянно путают руки. В этом случае рекомендуется приобрести школьнику — часы, дошкольнику — яркий браслет. Можно совместно сделать красивую фенечку и надеть ее на левую руку. Ваше чадо будет знать, что рука с таким украшением — ведущая, левая. Такой ход поможет быстро запомнить нужную информацию.

С самого мальства приучайте ребенка работать сразу двумя руками. Отличными помощниками в этом выступят все увлечения и игры, в которых задействованы обе руки: игры с мячом, занятия на музыкальных инструментах.

Особое внимание следует уделять чтению и письму. Ребенок левша наделен способностью писать зеркально, а читать, начиная с середины предложения. При помощи сюжетных картинок или обычных игровых кубиков нужно постараться выработать у ребенка привычку читать и писать слева направо.

При организации быта ребенка, являющегося левшой необходимо учитывать эту его особенность. Например, нужно проследить за тем, чтобы свет от лампы падал обязательно с правой стороны. В современных магазинах можно приобрести канц. товары и другие принадлежности, приспособленные специально для левшей.

Имеет смысл поведать малышам о самых известных в мире людях-левшах, которые, несмотря на свою особенность, смогли добиться небывалых высот (Леонардо да Винчи, Иоганн Себастьян Бах, Альберт Энштейн, Чарли Чаплин и др.).

Одаренных и гениальных людей среди левшей больше, чем среди правшей. Если в вашей семье растет ребенок, который по стечению обстоятельств родился или стал левшой, не стоит переживать и уж тем более, преувеличивать вероятные трудности. Откажитесь от мысли переучить ребенка-левшу. Лучше относиться ко всему позитивно и уж в любом случае, не пытаться свое чадо изменить.

Первый тест, определяющий, станет малыш правшой или левшой, - какой рукой он потянется к погремушке. Что делать, если и взрослеющий ребенок пишет, рисует и ест левой рукой?

Около 90% людей являются правшами. Примерно 5% левши и такое же количество одинаково успешно владеют левой и правой рукой.

Существует ряд причин, по которым ребенок становится левшой. Есть несколько видов левшества, разных по своему происхождению: генетически передаваемое левшество и леворукость.

В первом случае ведущую руку определяет головной мозг. Правой половиной тела управляет его левое полушарие, а левой - правое. Во втором случае причиной леворукости могут стать родовая травма, особенности развития и воспитания малыша.

Если оба родителя правши, вероятность рождения у них ребенка-левши составляет 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%.

Оптимальный возраст для выявления леворукости

Ведущую руку очень важно определить еще в дошкольном возрасте. Это позволит оградить ребенка от переучивания на активность правой руки и снизить риск его неудач в учебе.

Диагностику леворукости малыша можно начинать в возрасте от 4-5 месяцев, когда ребенок полноценно пользуется руками для захвата и исследования предметов. Однако в возрасте 2-2,5 лет развитие ребенка предусматривает периодические изменения в предпочтениях использования той или иной руки. До возраста 4-4,5 лет дети примерно одинаково успешно пользуются обеими руками. И лишь около 5 лет у ребенка начинает формироваться устойчивое предпочтение той или иной руки.

Последствия переучивания леворуких детей

До недавнего времени существовала практика переучивания левшей. В результате в школе становилось как минимум на одного отстающего ученика больше.

Насильственное превращение правой руки в ведущую негативно отражается не только на учебном процессе. Оно характеризуется такими проявлениями, как:

  • искажение формирования личности ребенка;
  • невроз;
  • подавление творческого развития;
  • повышенная раздражительность;
  • упрямство;
  • повышение невнимательности.

По статистике, сейчас на Земле почти 500 млн леворуких людей. Левшами в Европе рождается около 10% детей.

Особенности обучения леворуких детей

Родителям, воспитателям и педагогам необходимо учитывать доминантность правого полушария у леворуких детей. Созданию комфортных условий для учебы левшей помогут:

  • организация учебного места с хорошим освещением с правой стороны;
  • знание особенности, что левшу нежелательно сажать у окна, так как леворукие дети имеют свойство легко отвлекаться;
  • неакцентирование внимания на неудачах левшей, ведь они очень эмоционально реагируют на проблемы в учебе;
  • помощь в преодолении возможных трудностей в овладении точными науками;
  • поощрение интереса к гуманитарным наукам и творческой деятельности;
  • понимание, что переучивание леворуких детей создает дополнительные трудности в овладении ими счетом, письмом и чтением;
  • отсутствие негативного отношения к леворукости ребенка.

Левше - быть!

Переучивать ребенка-левшу нельзя. В случае если воспитатель или педагог придерживаются иной точки зрения, родителям необходимо обсудить с ними вопрос невмешательства в данную особенность личности вашего сына или дочери.

Ведь если насильственно «скорректировать» работу детского мозга , тем более в раннем возрасте, могут возникнуть непредсказуемые последствия. И что опасно, они могут проявиться не сразу, а спустя годы. Поэтому пусть ребенок пишет, играет, ест и рисует той рукой, какой ему удобнее.

В спорте левшей часто называют southpaw. Принято считать, что термин появился в США среди игроков в бейсбол. Бейсбольные поля обычно проектируются так, что отбивающий стоит лицом на восток, чтобы полуденное или вечернее солнце не светило ему в глаза. Поэтому левши имеют преимущество при игре в бейсбол.

Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог: «Ориентация ведущей руки развивается еще до рождения ребенка. Первоначально руку доминирования можно диагностировать исходя из того, какую руку (кулачок) малыш чаще берет в рот.

Дети-левши более нетерпеливы, но очень общительны и контактны. Они часто выбирают творческие профессии. Левши особенно ценятся в боксе и фехтовании, так как они имеют фактор неожиданности в бою.

Сейчас уже никто не принуждает детей к праворукому письму в школе, не переучивает левшей. Конечно, леворукий ребенок будет сталкиваться с неудобствами окружающего пространства, так как вокруг нас все обустроено под праворуких. Но это не основание для беспокойства, а еще одна возможность проявить заботу о вашем особенном малыше».

Эксперт: Галина Ярошук, доктор биологических наук, клинический психолог
Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Вы обнаружили, что у вас ребенок леворукий, и сразу же призадумались, а не переучить-ли его...?
Каждый человек – это целый мир с уникальными особенностями и отличиями.

Не существует таких параметров, которым он непременно должен соответствовать.

Твой ребенок отличается от других тем, что он левша?
Стоит-ли пытаться сделать его таким, как все?

Попытка «переучить» ребенка использовать левую руку при письме, еде и т. д. не может не казаться странной… Если у крохи будут, например: карие глаза, рыжий цвет волос, курносый нос, большие уши… - станешь-ли ты пытаться изменить его внешность?

Во всех советских школах дети должны были писать исключительно правой рукой, и других вариантов у них не было.
Некоторые учителя рекомендовали родителям привязать левую ручку ребенка к телу, чтобы он не мог ею воспользоваться. Но не кажется-ли тебе, что на самом деле это невероятное кощунство, физическое и моральное издевательство над ребенком?

Детские, да и не только детские, психологи едины в своем мнении, что переучивать ребенка не только не стоит, но даже опасно, так как это может повлиять на его психическое развитие и на всю его дальнейшую жизнь.

Почему мы разные

Известно, что человеческий мозг, состоящий из двух полушарий, является Центром Управления нашим телом. При этом работает перекрёстно, т. е. левое полушарие ответственно за правую половину тела, а правое, соответственно, отвечает за левую половину тела . В зависимости от того, насколько развиты полушария, мы можем воспринимать информацию по-разному.

Человеческий мозг состоит из левого и правого полушарий, каждое из которых содержит различные центры жизнедеятельности, например, левое полушарие «отвечает» за абстрактное мышление и речь, правое – за образное мышление, художественное и музыкальное творчество. Доминирующее левое полушарие приносит ощущение счастья и наслаждения, правое – страха и печали. Любое относительное доминирование одного из полушарий обуславливает психологические особенности человеческой личности.

Физиологическая природа «леворукости» и «праворукости» связана с перекрестом нервных путей, которые идут к полушариям мозга от конечностей. Соответственно доминирование левого полушария проявляется ведущей правой рукой, правого – левой. У третьей группы людей отмечается отсутствие доминирования. Толчком, когда одно из полушарий превращается в левое, является первое осознание крохой самого себя и начало овладения речью. Поэтому видимые различия между «левшами» и «правшами» начинают проявляться в 3 года.

«Правополушарные» - «левши» существенно отличаются от своих сверстников. Обычно это достаточно эмоциональные и художественно одаренные детки с затянувшимся упрямством. Они намного лучше лепят и рисуют, обладают большими музыкальными способностями. В то же время им свойственна некоторая задержка речи и сложности в произношении некоторых звуков. Такие дети непосредственны, доверчивы, капризны и плаксивы. Они подвержены сиюминутным настроениям и настойчивы в осуществлении желаний.

Левши с трудом осваивают чтение и письмо, которые в первом классе могут стать для них настоящим камнем преткновения. Непросто приходится левшам и в повседневной жизни. Ведь большинство предметов нашего быта приспособлено «под правую руку» (замки, дверные ручки, музыкальные инструменты, отвертки и др.), что требует дополнительной адаптации...

Люди, у которых левое полушарие более активно, способны мыслить логически, владеют аналитическими способностями, отлично запоминают стихи, склонны к изучению иностранных языков и решению арифметических задач.

А вот представители рода людского с развитым правым полушарием, которые отчасти и являются левшами, гораздо лучше реагируют на стрессы: они не теряются в сложной обстановке, могут оперативно оценивать ситуацию и принимать верные решения. Кроме того, они отличаются развитой интуицией, образным мышлением и творческими способностями. Неплохо, не так ли?

Кстати, знаешь ли ты, что среди людей искусства, а также общественных и политических деятелей есть довольно много левшей: Гай Юлий Цезарь, королева Виктория, Леонардо да Винчи, Пабло Пикассо, Никколо Паганини, Людвиг Ван Бетховен, Аристотель… Этот список можно продолжать бесконечно. Мы рекомендуем тебе не забывать о нем, если вдруг тебе придет на ум переучить своего ребенка-левшу.

Переучивание опасно(! )

Принудительное переучивание леворуких детей, как правило, приводит к нежелательным последствиям. Ребенок становится раздражительным, капризным, плохо ест и спит. Нарушения эмоциональной сферы нередко сопровождаются другими осложнениями: заиканием, нервным тикам, энурезом, кожными заболеваниями , и прочим нарушениям психики. Малыш начинает жаловаться на усталость в правой руке, головные боли, снижение работоспособности и повышенную утомляемость.

Некоторые дети могут легче переносить переучивание, но статистика неумолима: переученные левши редко преуспевают в жизни, обучение в школе и ВУЗ-ах дается им гораздо сложнее, чем тем левшам, которых родители и педагоги оставили в покое. А что до переученных спортсменов, то у них даже замедляется рост и физическое развитие.

Поэтому родителям леворукого ребенка лучше вообще ничего не предпринимать и найти правильные методы воспитания, которые решат имеющиеся проблемы.

Имей в виду, что с 1985 года Минздрав не рекомендует менять физиологическую «привычку» быть левшой, что подразумевает снижение требовательности к почерку левшей в школах.

Левши – это потенциальные гении

Стоит знать, что ребенок-левша не просто кушает левой рукой, он ведет себя несколько иначе, так как его восприятие мира другое, чем у праворуких детей. Леворукий ребенок обычно более эмоционален, чем праворукий, он легче возбуждается и значительно активнее других детей. Кроме этого, мышление у такого малыша образное и дает возможность более чутко воспринимать все, что происходит вокруг. Как утверждают ученые, основываясь на результатах многолетних исследований, не переученные взрослые левши значительно успешнее и талантливее праворуких. Среди леворуких людей очень многих талантливых художников, писателей, актеров, причем очень часто они просто гениальны в своих областях.

Причина леворукости – доминирование правого полушария мозга

Причиной того, что ребенок рождается левшой, является доминирование правого полушария мозга, а у правшей доминирует левое полушарие. Из этого следует, что, переучивая ребенка писать, кушать рисовать правой рукой, родители пытаются исправить заложенную природой активность правого полушария. Однако переучить-то можно, но физиологическая составляющая остается неизменной.

Вследствие такого переучивания могут произойти психологические нарушения, которые способны затормозить нормальное развитие ребенка, привести к заиканию, нервному тику, отставанию в учебе...

Когда становится понятным, что ребенок левшаОднако делать выводы, что ваш ребенок левша, слишком рано не стоит. Очень часто маленькие дети в шесть-семь месяцев начинают брать игрушки левой рукой, однако это не является признаком леворукости.

Мнение специалистов таково: раньше, чем ребенку не исполнится 3 года, говорить о том, что он левша, нельзя.

Если же ребенок уже достиг 3 лет и стало понятно, что он левша, необходимо принять это и отнестись также, как и к обычному праворукому ребенку.

Существует некоторый процент людей, отлично владеющих обеими руками, их называют амбидекстрами.

У некоторых детей до 3-5 лет проявляется обеерукость. Такие малыши в играх и самообслуживании в одинаковой степени используют обе руки. В этот период допускаются осторожные попытки научить малыша праворуким действиям – без диктата, окриков и какого-либо насилия. В случае активного противодействия их следует немедленно прекратить.

Как воспитать левшу

Если у тебя растет «леворукий» малыш, от тебя потребуется больше внимания, тонкий подход, применение интуиции в общении с ребенком.

Отнесись к особенности крохи как к уникальному, невероятному подарку судьбы. Однако не стоит стремиться вырастить из него вундеркинда. По сути, нет особого значения, какой рукой ребенок пишет и ест, ведь главное в жизни далеко не это.

Но ты должна иметь в виду, что для левшей существуют особенные ножницы, ложки и прочие приспособления, которые могут немного облегчить жизнь твоему ребенку.

Вот несколько рекомендаций, как следует себя вести с маленьким левшой:
будьте доброжелательными и чуткими;
создайте благоприятный климат в семье;
не пытайтесь бороться с упрямством ребенка;
примите ”леворукость” как должное;
хвалите ребенка за успехи и поощряйте его художественный дар, но не пытайтесь «приготовить» вундеркинда;
чаще делайте ребенку сюрпризы;
поощряйте повышение уровня детской самооценки;
не противопоставляйте малыша обычным деткам;
лучше не учить ребенка чтению и письму до школы;
не предъявляйте завышенных требований;
любите ребенка таким, какой он есть.

Также не забывай, что мир левши несколько отличается от мира «обычных» людей. При письме тетрадь для такого малыша нужно расположить перпендикулярно привычному для правшей положению. Также малыш с рабочей левой рукой будет иметь трудности с построением ряда, то есть со сбором кубиков и мозаик. Возможно, таким занятиям тебе следует уделить больше внимания.

Прежде всего, родители должны ознакомится с программами развития леворуких детей, так как процесс развития несколько отличается от традиционного. Ещё с первых месяцев жизни ребёнка можно определить леворукость: то, какой рукой ребёнок впервые хватает игрушку, а затем и ложку – явный показатель принадлежности к право- или леворукости. Таким образом, мама может начать индивидуальное развитие своего малыша как можно в более раннем его детстве. В первую очередь следует следить за эмоциями малыша. По данным научных исследований леворукие дети обладают более тонким эмоциональным восприятием, чем праворукие. Таких детей нужно чаще хвалить и поощрять за мелочи, так как это очень важно для правильного формирования их психики в целом.

Никогда не стоит обращать внимание третьих лиц на леворукость ребёнка, особенно, если он уже вышел из младенческого возраста и всё понимает. В некоторых случаях такое акцентирование может значительно повлиять на уровень самооценки ребёнка, повысить который ему вряд ли удастся даже во взрослой жизни. Случается, что ребёнок воспринимает своё «отличие», как ущербность, что делает его замкнутым и чрезмерно стеснительным. В других случаях излишнее внимание к леворукости может стать причиной неоправданно расслабленного поведения ребёнка и отсутствие дисциплины. Все свои неудачи, основанные на банальной лени, он будет «сваливать» на свою леворукость.

В дошкольном и школьном возрасте родителям стоит серьёзно подходить к адаптации ребёнка к детскому саду и школе. В первую очередь необходимо поставить в известность воспитателя или учителя о том, что ребёнок является левшой. Оговаривается при этом и вопрос того, переучивался ли он ранее на действия правой рукой или нет. Многие педагоги с многолетним стажем считают, что согласно методике прошлых лет нужно обязательно переучивать левшей. Родители должны внятно дать понять, что делать этого не стоит. В крайнем случае, можно спрашивать ребенка, не заставляет ли учительница (воспитательница) брать ложку или карандаш в правую руку.

Так или иначе, но вывод у нас один – переучивать левшу не только нежелательно, но и опасно. Позволь твоему ребенку быть таким, каким его создала природа. Не стоит пытаться подстроить его под других людей. Кто знает, возможно, именно в вашей семье растет будущий президент или знаменитый художник!?

Главное запомнить, что у мудрых, любящих родителей, которые не переучивают насильно леворукость, дети вырастают развитыми всесторонне, успешными личностями, которые могут использовать обе руки полноценно.

_________________________________
P. S.: Сама я от рождения левша.
В школе, первом классе меня, как и других ребят-левшей переучивали в правшу… Помню в классе нас, левшей, было много. Но моя мама всячески поощряла мою левую руку… И, благодаря маме, я смогла сохранить левую руку, а благодаря школе - «приобрела» правую руку.
Стала

- амбидекстрамом - обеерукой.

Проблемы в детстве:
- была упряма, т. к. считала, что то, о чём меня просят не правильно и глупо;
- долго не выговаривала букву «Р». Зарычала я, только в 13 лет;
- хотя научилась читать рано, к 3 годам, в слух всегда читала медленней, чем про себя, автоматически меняя местами слова, буквы..., что осталось до сих пор;
- писать научилась тоже рано, но и сегодня часто путаю местами буквы, от этого те, кто меня не знает, могут решить, что я не очень грамотна...;
- из-за того, что в школе переучивали, да, было небольшое заикание… С возрастом прошло, но иногда всё же всплывает, особенно когда нервничаю...;
- Гений! Не скромно, но без преувеличения. Отсюда много проблем в общении со сверстниками в школьные и студенческие годы, меня всегда раздражала их тупость, а их моя замудрость и индивидуальность...
Даже мой муж со временем признал гениальность во мне, и моя мама тоже.
Очень трудно мужу было признать мою гениальность, т. к. он мужчина-мусульманин, и ему надо во всём быть правей и выше - женщины-жены. Но всё же перед моим разумом он не устоял, отступил..., уступив мне место мозгового центра нашей семьи.
Маме моей было признать это ещё сложней, чем мужу, т. к. она очень тщеславна, из тех людей, которые ни признают ни какого другого мнения и опыта, кроме своего собственного, и из-за этого постоянно ошибается, но собственные ошибки её ни чему не учат… Повторяет их вновь и вновь. По этой причине, именно её признание было для меня наивысшим пилотажем.

За дочкой наблюдаю. Пока не понятно. Пользуется она обеими руками одинаково, преобладания пока не вижу.

Леворукие люди у окружающих вызывают неоднозначный интерес. Некоторые уверены, что такой человек уникальная, творческая личность. Другие же считают данную особенность изъяном и, если он обнаруживается у ребенка, пытаются избавиться от него методом переучивания. Считается ли леворукость отклонением, каковы ее причины и признаки. Нужно ли переучивать левшу и с какими проблемами он может столкнуться в жизни. Обо всем этом в этой статье.

Особенности левши

У детей правшей более развито левое полушарие мозга, которое отвечает за аналитическое, логическое мышление, речь, письмо, чтение. У левшей, наоборот, развито правое, отвечающее за эмоциональность, интуицию, креативность, впечатлительность. Оба полушария мозга контролируют движения тела, но делая это перекрестно. Левое полушарие отвечает за правую сторону тела, правое — за левую.

Во всем мире 90% людей — правши, 9% - левши, остальные являются амбидекстрами (обе руки ведущие). С 1976 года 13 августа повсеместно отмечается международный день левшей. Цель его привлечь к дискриминации их в мире.

Леворукость - не патология и не болезнь. Такие дети имеют множество психологических особенностей, но это лишь результат своеобразной деятельности мозга. Ребенок левша - творческая натура, он чувствительный и эмоциональный. Он не всегда может контролировать эмоции. Такие дети позже начинают разговаривать, у них затруднена ориентация в пространстве. Но, в то же время, леворукие малыши часто бывают очень одаренными, с неординарной фантазией и развитым образным мышлением. Левши артистичны с ярко выраженной индивидуальностью. Как правило, материальная сторона жизни их мало волнует, а вот к творчеству они относятся с особым трепетом. Творчество - их сильная сторона, с такими людьми никогда не бывает скучно. При этом дети левши нуждаются в особом внимании из-за эмоциональной неустойчивости и трудности в обучении. Очень важно беседовать с ними, подбадривать, помогать развивать их сильные стороны. При правильном подходе такой малыш может достичь серьезных успехов в жизни.

Если в семье леворукий ребенок, очень важно приобрести все необходимое оборудование для него: стол, принадлежности для письма, рисования, ножницы для бумаги. Это поможет ему быстрее и легче адаптироваться.

Причины леворукости

Считается, что леворукость закладывается во время внутриутробного развития, натального (роды) и постнатального периода. Существуют некоторые факторы, влияющие на развитие леворукости:

  • Хронические заболевания матери во время беременности (почки, сердечно-сосудистая система, аутоиммунный синдром).
  • Злоупотребление спиртными напитками, курение во время беременности.
  • Осложнения во время беременности (гипоксия плода, конфликт по резус-фактору, фетоплацентарная недостаточность).
  • Родовые травмы.
  • Поражение левого полушария, ДЦП, механические травмы конечностей.
  • Наследственность. Вероятность рождения в семье леворукого малыша составляет 17%, если один из родителей имеет данную особенность, 46% - если оба.

Признаки

Формирование ведущей руки завершается у малыша в возрасте 4-5 лет. До этого периода допустимо использование им обоих рук. На данном этапе развития доминантность полушария мозга не определена. После 5 лет основной признак леворукости - выполнение бытовых действий левой рукой (чистка зубов, прием пищи, рисование, письмо, складывание кубиков, конструктора, расчесывание и т.д).

Диагностика

Диагностировать данную особенность несложно. Обычно родители сами определяют, что их малыш левша, наблюдая за его действиями.

Существуют задания, позволяющие диагностировать леворукость:

  • Рисование . Перед малышом кладут лист бумаги, карандаш и просят его нарисовать все, что ему захочется. Затем предлагают нарисовать то же самое, но другой рукой. После чего сравнивают качество выполненных рисунков.
  • Открывание коробочки . Положить в коробку любую игрушку, закрыть крышкой и попросить ребенка ее достать. Если преобладает левая рука, то соответственно, ей и будет открываться коробка. Для более достоверных данных задние следует повторить несколько раз.
  • Игра в мяч . Мама и ребенок бросают мяч друг другу, используя при этом только одну руку. Понаблюдайте, какой рукой он бросает и ловит мяч.
  • Вырезание . Ребенку предлагают вырезать любую картинку из открытки или журнала, при этом наблюдают за активностью левой и правой руки.
  • Мозаика или пазлы . Ребенку предлагается сложить картинку из несложных фрагментов, рассчитанных на его возраст. При выполнении задания отчетливо видно, какую руку он использует активнее. Именно ведущей рукой он будет брать фрагменты и укладывать их на нужное место.

Во время проведения заданий на леворукость, ребенок не должен знать об этом. Это обеспечит чистоту эксперимента.

Возможные проблемы в школе, жизни

Весь мир подстроен под правшей, поэтому левше приходится трудно. По статистике, такие дети испытывают трудности при адаптации в школе и общении.

Типичные проблемы:

  • Трудно запоминать направление хода часовых стрелок.
  • Трудно ориентироваться в пространстве (право-лево). При переходе дороги, правша сначала посмотрит налево, а затем направо. У левши все наоборот, сначала он посмотрит направо, а только потом налево. Поэтому родителям важно учитывать эти нюансы, при обучении малыша правилам дорожного движения.
  • Зачастую при рисовании малыш не может правильно распределить пространство листа, части рисунка «наплывают» друг на друга, причина - особенности зрительного восприятия.
  • Левша с трудом воспринимает и запоминает конфигурацию букв и цифр. У него страдает техника чтения и письма. Он может путать сходные по форме буквы и цифры, может писать лишние элементы, с трудом различает и выделяет геометрические фигуры.
  • Зеркальное написание букв и цифр, зеркальное чтение, рисование, восприятие объемных предметов. При письме ребенок левша пишет текст, таким образом, что прочитать его можно поднеся к зеркалу. Тоже касается и рисования.

Но, несмотря на все это, левши зачастую показывают просто феноменальное способности к адаптации.

Если после 10 лет зеркальное восприятие сохраняется, ребенок нуждается в специальных занятиях, которые корректируют этот недостаток.

Нужно ли переучивать

Пытаться переучивать леворукого ребенка на праворукого не стоит. Маленькие глаза, цвет волос, смуглая кожа, веснушки, ведь эти особенности внешности никто же не пытается изменить. Также и с леворукостью — это особенность ребенка, не более.

Как правило, переучивание левшей приводит к нежелательных последствиям. Малыш становится капризным, раздражительным, у него нарушается сон, пропадает аппетит, появляются головные боли и повышенная утомляемость. В некоторых ситуациях, могут развиться такие осложнения, как заикание, нервный тик, энурез (недержание мочи), невроз.

  • завязывать, развязывать узелки на веревке;
  • собирать палы, мозаику;
  • собирать, разбирать конструктор, например, Лего;
  • крутить, вертеть карандаш в руке.

Министерство здравоохранения с 1985 года приняло постановление о запрете переучивания левшей на правшей. Также запрещено снижать им оценки в школе за почерк.

Итак, если ваш ребенок левша, знайте, он очень ранимый, чувствительный. Для него губительны излишние нагрузки, он склонен к самоедству и чувству вины. Это особенный ребенок, которому требуется больше внимания. Вы должны принять его таким, какой он есть. Помните, что леворукость - это просто особенность тела, не недостаток и не патология, это нормально.

Просмотров: 1819 .
Поддержите проект — поделитесь ссылкой, спасибо!
Читайте также
Фрисолак описание и состав Фрисолак описание и состав Коричневые кожаные сапоги Коричневые кожаные сапоги Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто Как завязывать шарф на пальто: разные виды узлов Как завязать круговой шарф на пальто